Присоединение школы. Плюсы и минусы объединения детских садов и школ

Та ситуация, которая была до сих пор, нарушала права детей на получение качественного доступного образования в соответствии с их способностями. Ни для кого не секрет, что несколько лет назад с негласного согласия руководства допускалась, с одной стороны, селекция детского населения, а с другой стороны, сегрегация. Мы наблюдали факты, нарушающие закон об образовании: например, проведение вступительных экзаменов для всех учащихся начиная с 4-го класса - получалось, что отдельное образовательное учреждение, которому дано было такое негласное право, проводило отбор детей в первый класс, подвергая их тестированию или даже экзаменам. Давайте читать Закон РФ «Об образовании», там запрещено проводить какие бы то ни было испытания, собеседования. Но некоторые школы Москвы их проводили.
8 лет назад моя школа была обычной средней общеобразовательной школой, окруженной большим количеством элитных общеобразовательных учреждений, у которых было право отбора. Дети микрорайона находились в неравных условиях, так как часть детей поступали всеми правдами и неправдами в отдельные общеобразовательные учреждения, а остальные дети оставались в обычной районной школе, то есть в нашей. У нас было неплохое состояние здания, проектная мощность здания была полностью использована, а рядом была школа, у которой положение было хуже, на момент нашего объединения в той школе было всего 120 учеников. Этот процесс объединения начался в 2006 году. В прошлом году мы объединились с детским садом, который находится рядом с нами. В этом году мы стали победителями конкурса «Детский сад года». В решении жюри было сказано, что победа присуждена за то, что мы сохранили ту атмосферу детского сада, которая там была до объединения. Это самая главная оценка, причем оценка не представителей комиссии, а родительской общественности. Объединение не приведет сразу к тому, что сейчас же все объединяющиеся образовательные учреждения выровняются, слабые станут средними, сильные тоже станут средними, и получится хорошая равная серость. Совсем не так. Речь о том, что в микрорайоне проживают разные дети и есть разные школы. Почему-то процесс объединения, консолидация усилий образовательных учреждений иногда рассматривается как процесс, при котором перемешаются все школы. Пока ни одна школа не перемешалась, то, что во многих учреждениях начальная школа входит в одно здание, средняя - в другое, а старшая - в третье, не новость, такие процессы происходят во многих округах. Я часто слышу о том, что мы придумываем то, чего нет за рубежом. Но я два года назад побывала в Штатах и имела возможность посмотреть систему образования. Я видела американские школы, жила в семье, которая водила своих детей в школу ступени, в такую, как хотим создать мы, пытаясь достучаться до родителей, объяснить, что для каждого возраста должна быть создана своя среда. Многотысячные школы в США прекрасно себя чувствуют. Не должно быть так, что, когда у нас возникают вопросы, мы консолидируем усилия, чтобы противостоять чему-то, а когда встает вопрос о развитии, мы просто наблюдаем. В нашем учреждении регулярно проводится фокус группы родителей, мы постоянно изучаем их мнение по тому или иному поводу.
Процесс объединения для нас продолжается, сейчас мы еще не объединены, но находимся в стадии переговоров об этом с лицеем, который находится неподалеку от нашей школы. О чем идут переговоры? Дело в том, что у каждого из наших образовательных учреждений есть свои особенности. У нас очень хороший ресурс начальной и средней школы, который готовит качественно детей, в лицее - ресурс качественной профильной подготовки. Но почему бы нам не объединить эти ресурсы? Мы к объединению готовы, лицей пока к этой идее относится с настороженностью. Мы не торопимся, поэтому, когда в Интернете говорят, что установлены планы, сроки, что всех загоняют в комплексы, я знаю, что это не так, во всяком случае у нас это не так. На сайте департамента вывешены все условия проведения процедуры объединения. Могу сказать, что объединение образовательных учреждений очень длительный процесс, все понимают, что он должен быть разумным. Для нас это сначала переговоры на уровне директоров. Затем, когда мы сможем договориться, мы будем все обсуждать с родительской общественностью. Мы, директора, в кулуарах общались и понимаем: там, где проигнорировано мнение родителей, там и появляются проблемы, там, где формально создан управляющий совет, там проблемы будут острыми и, может быть, даже неразрешимыми. Родители, у которых активная позиция, которым не безразлична судьба школы или детского сада, могут стать членами управляющего совета, сделать все, чтобы он не был формальным, ничего не решающим или работающим под диктовку администрации ОУ. Если родители согласны, чтобы о будущем их детей думало исключительно окружное управление образования, чтобы концепцию развития образования в микрорайоне готовило также окружное управление образования, то ничего хорошего из этого не будет. Дело в том, что сегодня Департамент образования возлагает большие надежды именно на участие родителей в процессе государственно-общественного управления, сейчас многое предпринимается для того, чтобы включить родителей в этот процесс. Ведь речь идет о будущем наших детей.

Владимир КОВШОВ, директор средней общеобразовательной школы №2048:

Никого ни с кем насильно в Москве не объединяют. И педагогический коллектив, и дети, и родители участвуют в выработке стратегии развития каждого учреждения, потому что тем управляющим советам, которые сейчас созданы в большинстве московских школ, в рамках их компетенции, которые регламентируются уставом, дают для этого широкие полномочия. Поэтому вопрос, кого куда загоняют, должен быть снят, так как никого никуда не загоняют. Например, наш управляющий совет принял решение войти в структуру Московского городского психолого-педагогического университета. Стратегия, которая была предложена мною и электоратом, абсолютно устроила родителей в отношении возможных перспектив. Мы собирали расширенное заседание управляющего совета, так как это все-таки выборный орган, его выбирает конференция - ученическая, родительская, но такие решения требовали привлечения еще больших кругов родительской общественности, поэтому мы пригласили на заседание и всех председателей родительских комитетов. Выслушав все «за» и «против» (выступили я и проректор МГППУ), ознакомившись со всеми рисками, управляющий совет принял решение о вхождении школы в эту новую структуру. Ее иногда называют холдингом, это не совсем верное определение, вернее сказать, что создается некая образовательная структура.
Нынче профильное образование стало насущной необходимостью в общих мировых тенденциях в старшей школе, но, предположим, ребенок учится в Северо-Восточном округе, а для того, чтобы посещать школу, соответствующую профилю, который он выбрал в среднем звене, ему, возможно, придется ездить в другой округ Москвы, что опасно для его жизни. Недавно был случай, когда один из учащихся Северного округа, живущий в СВАО, попал под поезд и погиб. Но нет ни одной школы, которая стоит жизни. Поэтому задача создания образовательных комплексов заключается в том, чтобы жители определенной территории имели приличную школу, которая бы удовлетворяла потребности всех родителей, проживающих в этом районе. Но родители должны знать все подробности, инициатива по объединению образовательных учреждений должна быть сформулирована, предложена и объяснена, причем не за неделю, когда документы нужно было подать, а за год, ведь многое зависит от уклада учреждения, от традиций.
Нашу традицию закрытости, кулуарности всех принимаемых решений на муниципальном уровне в моем учреждении пришлось преодолевать. Нам пришлось проходить реорганизацию уже два года назад путем объединения двух школ, при этом произошло очень небольшое сокращение штата.
Сегодня некоторые родители выступают против объединения.
Когда у нас в Центральном округе шел вопрос об объединении учреждений, было заседание управляющего совета, где присутствовали дети. Родители, защищая уникальность, традицию обучения детей с мотивированностью, способностями, талантами в элитной спецшколе, сказали о детях другой школы: «Зачем нам эти маргиналы?» Но дети бывают иногда мудрее родителей, и они сказали так: «Что вы делаете, мы вместе играем в один и тот же футбол, после того как выходим из наших школ, мы общаемся!» В советское время мы сталкивались с вопиющим неравенством. Тогда тоже происходило объединение школ в центры образования. Центры Рачевского, Ямбурга, Тубельского, объединенные с детскими садами, получали больше денег, чем простые школы. Сейчас, при новой системе бюджетного финансирования, все школы равны, так как все зависит от того, сколько детей придет в ту или иную школу.
Я тоже много слышу о западном опыте, но я жил восемь лет в Канаде и знаю систему западного образования. Там нет никаких спецшкол, есть частные школы, а все остальные муниципальные школы и часть католических с одинаковыми зданиями, одинаковыми квалифицированными кадрами.
Кстати, никто сегодня в Москве не говорит, что все образовательные учреждения должны войти в комплексы. Если они докажут сами себе, что это необходимо, если такое решение примут управляющий совет и родительская общественность, то объединение состоится, если нет, никто не заставит объединяться тех, кто этого не хочет.

Сергей МЕНДЕЛЕВИЧ, директор школы №57:

Спаси нас, Господи, если подготовка к школе в детском саду будет заключаться в обучении детей читать, писать и считать. Что значит - подготовка к школе? Мы уходим в разговорах от того, чем действительно должны заниматься педагоги детского сада. Да, ребенка нужно готовить к школе, но это задача, которая имеет разные пути решения. Ребенок должен понять, что вокруг него есть двенадцать-двадцать детей, которые занимаются тем же, что и он, они объект его интереса и взаимодействия. Ребенок должен иметь не знания, умения, навыки, а мышление. Сложнейший процесс коры головного мозга - обвести точки на листе бумаги в определенной последовательности. Это не арифметика, это логика. Ребенок должен закрасить что-то в такой-то цвет или выбрать ту или иную фигуру, деталь рисунка. Все это совсем про другое, чем умение читать и писать, это действительно подготовка к школе и выведение детей на один уровень. Решение этой задачи нужно искать в детском саду или в школе, так как подготовка к школе - это не перенос на пятилетних детей программы первого класса. Все это нужно учитывать при объединении школ и детских садов в единые образовательные комплексы. Единственное, что меня серьезно может пугать в создании комплексов, так это методика подготовки детей к школе, потому что если это одна ступень, как бы не появилась идея спустить первый класс в детский сад, а второй - в первый класс. Понятно, что разбивка материалов по классам отрабатывалась долгие годы, например, переход от десятилетки к одиннадцатилетке был чудовищно болезненным, причем не по деньгам, а по перераспределению программ, потому что учителя должны были начать работу по-новому. Сейчас начало нового этапа их деятельности. Создав комплексы, нельзя успокоить себя тем, что там будут работать те же воспитатели и те учителя, что в отдельных, объединяемых образовательных учреждениях. Все должно становиться по-другому, так как перед комплексом поставлена другая серьезная задача, это нельзя недооценить. Когда мы в связи с новым законом «Об образовании в РФ» слышим, что грядет новая трактовка ступени дошкольного образования, я боюсь, что этот тезис в должной мере не оценен ни сообществом педагогов, ни обществом. Мы говорили об этой проблеме на круглом столе лет восемь назад, когда нас пригласил к разговору Исаак Калина, еще будучи в роли заместителя министра образования и науки РФ. Мы тогда рассказывали ему, что законодательно нужно делать дошкольное образование ступенью, тогда можно будет ввести стандарт к каждому уровню образования, в том числе и к дошкольному. К сожалению, у нас школы пока еще остаются камерами хранения - доброкачественными или недоброкачественными. Должны ли быть такие школы? Должны. В них надо вкладывать денег гораздо больше, чем, скажем, в мою 57-ю школу. Мне ничего кроме мела и доски по большому счету не нужно, а вот тем школам нужно много всего, в том числе много компьютеров. Когда в спальном районе три тысячи детей отправили в школы, то в этих школах должны быть бассейны, прекрасные музыкальные студии, работа с этими детьми должна заключаться в сохранности и развитии их интересов. Более реально это сделать в рамках больших образовательных комплексов, чем в отдельной школьной конурке. Создание образовательных комплексов - идея интересная и перспективная. Комплексы нужны, у нас нет другого выхода, потому что открывать новые профили в старшей школе, развивать детей реальнее в комплексе с бассейнами, музыкальными и спортивными залами, чем в отдельной школе. Но нужно понимать, что происходит не механическое объединение, а новый жизненный этап для школы и детского сада, для учителя и воспитателя. Этап, который требует тщательной и серьезной подготовки к такому объединению. К моей школе были присоединены еще две школы, причем этим летом мы жутко поругались с моим прямым начальником, который вручил мне третью школу на год раньше, чем мы были к этому готовы. Мы, конечно, и с этим справимся, но жаль, что ценой больших усилий.

Объединение школ и детских садов в Москве стало обычным явлением. Такой процесс был поддержан Департаментом образования еще в 2012 году. С того момента начали появляться новые виды учебных заведений - образовательные центры.

Инициатива была нерадостно принята общественностью, но все же было подано много заявок с разных учреждений. Только в первый год введения «эксперимента» было принято 1 411 заявлений на создания 445 образовательных комплексов. Но не все заявки были удовлетворены. Было создано только 300 таких центров, в состав которых вошли 849 учебных заведений.

Сразу следует отметить, что жестких принципов объединения детских садов, школ в Москве не отмечался. Чаще всего создавались образовательные центры на основе учреждений, которые имели территориальную скученность, не разделялись крупными дорогами. Кроме этого, была отмечена некоторая тенденция, объединялись слабые заведения с сильными. Нужно заметить, это было довольно рациональное действие.

Несмотря на то, что цель такого процесса - повышение уровня безопасности, есть противники такого слияния. С помощью статьи подробно разберемся со всеми подводными камнями такого процесса, укажем на плюсы.

Преимущества объединения

Новый эксперимент в нашей стране с созданием образовательных комплексов на базе учебных учреждений не новый. Более того, в Европе и Америке подобные заведения давно, успешно функционируют. В чем же плюсы слияния? Перечислим ключевые преимущества.

На протяжении последних четырех лет московские школы пытались превратить в «многопрофильные образовательные комплексы», включающие в себя и детские сады, и общеобразовательные школы, и лицеи, и даже коррекционные школы. «Объединение школ позволит ученикам получать все образовательные услуги в одном месте», - объяснял в прошлом декабре смысл реформы московский министр образования Исаак Калина. По его словам, ресурсов крупных образовательных комплексов хватит на то, чтобы «подавляющему большинству московских школ преподавать любой предмет на необходимом школьникам уровне, а также вести любую профилизацию».

Первые школы стали объединяться еще в 90-х, но массовые укрупнения начались в 2011 году. Идея пропагандировалась столичным министерством: главный резон был в том, что школы смогут сэкономить на помещениях и на управленческих кадрах. Все к тому и шло, учитывая, что российский бюджет в 2014 году отдает образованию вообще всего 5%, то есть 4465 млрд р., из них среднему образованию положен 181 млрд р. (для сравнения - на национальную оборону и безопасность уходит 33% бюджета, или 31 190 млрд р.). Также слияния школ тесно связаны с изменениями в их бюджетном финансировании.

Дело в том, что в 2011 году московский Департамент образования запустил пилотный проект по развитию общего образования. По действующим тогда правилам, на лицеи, гимназии, коррекционные школы (всего - 15 разных типов учреждений) распространялись повышенные коэффициенты финансирования: денег они получали в разы больше, чем обычные районные школы, которые довольствовались 63 тыс. р. на ученика в год. В марте 2011 года департамент предложил всем школам войти в пилотный проект: школы брали на себя определенные обязательства (например, ввести у себя новую систему оплаты труда, продвигаемую министерством), а взамен получали уже не 63 тыс. р., а от 85 до 123 тыс. р. на ученика в зависимости от его возраста. На такие условия с радостью согласились районные школы, но некоторые гимназии экспериментировать не спешили - им и без того денег хватало. При этом все школы изначально были предупреждены, что к 1 сентября 2014 года все имеющиеся надбавки срежут.

Так и случилось со вступлением в силу нового Закона «Об образовании» - он ликвидировал все типы и виды школ (гимназии, лицеи, коррекционные и вечерние школы и т.д.) и соответствующие надбавки за особый статус для них. Теперь для образовательных учреждений осуществляется «нормативно-подушевое финансирование», то есть деньги выделяются не на школу, а на каждого ребенка. Чем больше в школе детей, тем больше ей выделяют денег. При этом школам, которые успели войти в пилот, оставили норматив в 123 тыс. р., остальным же уменьшили до минимального - 63 тыс. р. Для небольших школ - таких как школа-интернат для одаренных подростков «Интеллектуал», где обучается менее 300 детей, - это стало ударом. Ее финансирование снизилось в 4,5 раза.

Сейчас присоединиться к пилотному проекту уже нельзя - таким образом, для части школ объединение с пилотными школами стало реальным шансом получать больше денег и тем самым спасти себя.

Фотография: shkolaintellektual.wordpress.com

Чем недовольны протестующие против укрупнения школ учителя, школьники и их родители

Хотя еще в 2011 году школы знали, что надбавки ликвидируют, сложившейся ситуацией некоторые учителя остались недовольны. На субботнем митинге преподаватели из «Интеллектуала» потребовали обеспечить «ясное и справедливое» финансирование московских школ, а также приостановить объединение школ. «Я не говорил, что сама идея объединения школ порочна, но этому решению должно предшествовать серьезное обсуждение внутри коллектива и оно должно приниматься в соответствии с законом», - объяснил Всеволод Луховицкий, учитель русского языка в школе «Интеллектуал». Педагоги настаивают на том, что решение о слиянии с соседней гимназией было принято директором «Интеллектуала» под давлением руководства, за один день, и несмотря на то, что управляющий совет школы с ним не согласился, уже через два дня его одобрили в департаменте. По словам Луховицкого, не все учителя и родители считают, что школы для детей с особыми образовательными потребностями выиграют от слияния с другими школами. «Мы работаем с особым контингентом детей, занимаемся в небольших группах по 10-12 человек - для нашей школы атмосфера очень важна», - пояснил учитель.

Кроме потери уникальной атмосферы сотрудники школ опасаются и возможных при слиянии увольнений. Ведь если двум школам нужны два библиотекаря, то в одной, объединенной, библиотекарская ставка всего одна. У родителей своя боль: они боятся, что после объединения школы с более слабой резко упадет уровень образования, а их дети окажутся в одном классе с детьми с отставанием в развитии или вообще с малолетними преступниками. Нервничают и мамы детей-инвалидов и школьников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) из коррекционных школ - они не верят, что в объединенных школах их детям обеспечат те же особенные условия.


Фотография: cooperation.ru

Какие школы оказались под угрозой исчезновения

Сейчас в Москве открыты около 800 школ (в 2011 году их было около 3 тысяч). Большинство из них изначально вошли в пилот или позже присоединились к пилотным - им город продолжает выделять по 123 тыс. р. на ученика, а остальным финансирование срезали до минимального. Таких школ в Москве чуть больше 20. Среди них есть вышеупомянутая школа-интернат для одаренных подростков «Интеллектуал» (теперь ее объединят с гимназией №1588), школа №1189 при Курчатовском институте (ее собираются соединить с комплексом №2077, в которую уже вошли несколько обычных школ, заведение для подростков с девиантным поведением и коррекционная школа), коррекционная школа-интернат №30, несколько школ надомного обучения и вечерних школ.


Фотография: galima-hr.ru

Кто выигрывает от слияний школ

В Департаменте образования считают, что выигрывают все ученики - теоретически у них должно стать больше возможностей. Ведь если школа с сильной математикой и гимназия с уклоном в иностранные языки объединятся, то школьники в итоге должны одинаково хорошо знать и алгебру, и английский. К тому же, по замыслу чиновников, слабые ученики будут тянуться за сильными - в итоге повысится общий уровень знаний. Как смачно объяснял в 2013 году сам Исаак Калина, «неважно, какой огурец попадет в хороший рассол - маленький, большой, свежий малосольный – происходит усреднение, и все становятся одинаково хорошими солеными огурцами».

Протестующие учителя считают, что не в накладе остается и Департамент образования: для него укрупнение школ - хороший способ сэкономить. «Если объединить 10 школ, то детей можно поместить и в девяти зданиях, а оставшееся потом может оказаться у совершенно других владельцев», - называет не обязательный, но «один из возможных вариантов экономии» Всеволод Луховицкий. Кроме того, по мнению педагогов, на одного директора и давить легче, чем на десятерых. Таким образом, лояльных директоров становится все больше, а управляемость повышается.


Фотография: mgl-ru.livejournal.com

Почему равный подход ко всем школам не всегда уравнивает детей в возможностях

«Школы должны быть разными», - с такими плакатами дежурили учителя «Интеллектуала» у здания московской мэрии во время одиночных пикетов. Они волнуются о том, что присоединение другой школы убьет атмосферу внутри коллектива: одаренные школьники повернуты на учебе. Если они не на уроках, то их стопроцентно можно застать в библиотеке или на дополнительных занятиях, которые в школе всегда были бесплатными - 40% учащихся этой школы происходят из малообеспеченных семей и просто не смогут позволить себе платные кружки, открытые в гимназии, которую собираются присоединить к «Интеллектуалу». Кроме того, слишком умные школьники плохо сходятся со сверстниками, в своих предыдущих школах часто были белыми воронами, поэтому в «Интеллектуале» с ними специально работали психологи. Практика показывает, что учащиеся объединенных школ не всегда находят общий язык. В лефортовском комплексе №415 (в него входят общеобразовательная школа, несколько детских садов, школа с английским уклоном и вечерняя школа) попробовали учить вечерников вместе с обычными ребятами, но от этой идеи пришлось вскоре отказаться: учащиеся вечерней школы были намного старше, некоторые из них уже отслужили в армии. Очевидно, что, как бы ни хотелось Исааку Калине, школьники все-таки не огурцы, и грести их под одну гребенку или загонять под одну вывеску не всегда правильно, а иногда даже вредно. Как сказал учитель русского языка и литературы школы №57 и член общественного совета при Минобрнауки России Сергей Волков, «есть еще помидоры, и кабачки, и картошка, и фрукты, и неорганика всякая - не дай бог, вся бочка скиснет».


Фотография: cooperation.ru

Почему совместное обучение не всегда хорошо для детей с особенностями развития

Инклюзия, то есть совместное обучение здоровых школьников и детей с ОВЗ, - общемировой тренд. Подразумевается, что инклюзия предоставляет равный доступ к образованию для всех детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В Великобритании специальные образовательные заведения посещают всего 1,5% детей, в Европе - 4–6%, остальные ходят в обычные школы. Инклюзивное образование позволяет особенным детям лучше социализироваться, а концентрация большого количество детей с серьезными недостатками в одном специализированном классе, напротив, нередко приводит к деградации. «Отличие в том, что за рубежом у детей, нуждающихся в дополнительном внимании, есть тьютор - он не помогает ребенку в учебе, а в основном работает с учителями-предметниками и родителями, объясняет им, как лучше вести себя с ребенком, самому школьнику он может посоветовать, как распределять свое время или подружиться с одноклассниками, - поясняет директор Института развития образования Ирина Абанкина, - для детей с особенностями развития нужны и особенные условия». О необходимости сохранения специально оборудованных классов и педагогов, умеющих работать с детьми-инвалидами, говорят и родители учеников коррекционной школы-интерната №30 имени Микаэльяна в своем открытом письме Ольге Голодец. «В процессе слияния в коррекционной школе №52 укрупнили классы до 16 человек, в результате упала нагрузка у 15 педагогов, что привело к их увольнению; коррекционная школа №37 прекратила свое существование, в ней сократили часы дефектологии, дефектологи занимаются на мизере дополнительного образования; в коррекционной школе №65 уволено шесть слабослышащих учителей», - приводят авторы письма живые свидетельства последствий укрупнения школ. В сентябре Исаак Калина встречался с родителями детей-инвалидов, однако виновными в проблемах при слиянии коррекционных школ с другими назвал непосредственно школьных управленцев. Министр посоветовал присылать конкретные жалобы на условия в школах на электронную почту департамента.


Фотография: ТАСС

Как власти реагируют на протесты?

В столичном департаменте приостанавливать слияние школ, по которым вынесены соответствующие решения, не собираются. Чиновники никаких процедурных нарушений не заметили. «В департамент были поданы заявления с просьбой об объединении от директоров обеих школ, копии подписанных решений административного и методического советов - министр заявления удовлетворил, поэтому никаких причин для приостановки процесса нет, - сказал «Городу» источник в департаменте, - личное мнение какой-то части учителей не является достаточным фактором». На открытые письма учеников и педагогов в адрес президента и мэра ответов пока не последовало. Сейчас родители нескольких учеников «Интеллектуала» готовят судебные иски.


Фотография: pirogovka.info

Какие последствия повлечет за собой объединение школ

Чиновники от образования рапортуют об улучшении показателей: количество москвичей среди победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников с каждым годом только растет, результаты ЕГЭ повышаются, и если в 2013 году в топ-500 российских школ входило 89 московских, то в этом году - уже 129. Эксперты же считают, что хоть для объединения школ и были объективные показатели (в 2012 году 85 столичных школ не смогли набрать первые классы, потому что родители не хотели отдавать туда детей из-за низкого качества образования), но взятый темп и жесткое администрирование не позволяет оценить риски в каждом конкретном случае. Ни родители, ни дети, ни учителя из-за стремительности и недостаточной информированности не могут объективно оценить недостатки и преимущества от слияния. «Это отлично, если сильные школы транслируют более слабым свои успешные модели - через мастер-классы, через сетевое взаимодействие на договорной основе. Административное же объединение с присоединением зданий и объединением бюджетов - не единственный выход, - считает Ирина Абанкина. - К каждой школе нужен индивидуальный, более мягкий и растянутый подход».


Фотография: Марина Ким

Есть ли выход у школ, которые не желают сливаться

В Департаменте образования удивляются, почему протестующие учителя обвиняют городские власти в принуждении к объединению и в недофинансировании. Ведь любое объединение - формально инициатива самой школы: без заявления от директора департамент не может никого ни с кем слить.

Учителя утверждают, что столичные директора запуганы и пишут заявления на слияния под угрозой увольнения. К тому же объединение - крайняя мера, единственный шанс получить дополнительное финансирование. Однако и с этим нельзя полностью согласиться. В соответствии с приказом Департамента образования, любая школа, которая предоставляет дополнительные услуги (в их число входит и работа с одаренными детьми, и обучение детей-инвалидов), имеет право обратиться к городским властям за дополнительным финансированием - для этого надо просто подать заявку.

Кроме того, школы, которые достигают успехов, имеют право подать заявку на специальный грант. Среди получателей грантов в этом году оказался и «Интеллектуал» - он получил 10 млн р.


Фотография: PhotoXPress

Чем запомнится Исаак Калина

Несмотря на то что Исаак Калина перед началом этого учебного года признавал, что «как и любые организационно-структурные преобразования в системе, слияние школ даст реальные результаты не раньше, чем через 8-12 лет», уже сейчас понятно, что сам он надолго запомнится, как министр, сравнивший школьников с огурцами и объединивший, казалось, необъединяемое.

Калина занял пост руководителя московского Департамента образования в 2010 году. С тех пор вопросы к нему накопились не только у недовольных слияниями школ родителей, но и у родителей дошкольников: хотя официально заявлено, что очередь в столичные детсады ликвидирована, это касается только детей от трех до семи лет, в то время как ясли в столице фактически ликвидированы - детей от полутора до трех лет можно оставить лишь на пару часов несколько дней в неделю. Не могут зарегистрировать своих детей в садики и люди с временной регистрацией.

С этого года большинство столичных школ, по инициативе департамента, перейдет на пятидневку, а школьные каникулы станут едиными для всех. Сейчас Калина активно продвигает модель «предуниверсариев» - это школьные уроки для старшеклассников, которые будут вести преподаватели вузов в стенах университетов. Предполагается, что кроме получения качественного общего образования, это поможет сориентироваться выпускникам и с выбором дальнейшей профессии. Чем обернутся эти нововведения, еще только предстоит узнать.

Напомню - объединять школы стали года четыре назад. Вроде бы по решению самих педагогических коллективов. Но родители правильно подозревали: не будет успешная школа по доброй воле присоединять к себе две отстающие, да еще и навешивать себе на шею пару -тройку детсадов. Шума было много, страданий, заламываний рук. Говорили и о трагической гибели небольших «авторских» школ, и о том, что детям неудобно ездить в школы по всему району - сначала в одно здание, где собрали младшие классы, потом в другое - там, где средние.

Но вот время прошло. Учителя, директора и ученики притерлись друг к другу. Пришла пора анализировать то, что получилось. Исследователи Высшей школы экономики Надежда Бысик, Марина Пинская и Наталья Дербишир все эти четыре года собирали данные, провели опросы в пяти московских образовательных комплексах. И вот наконец опубликовали выводы.

ФАКТЫ

Двоечников, получивших на ЕГЭ низкие баллы (менее 30), стало меньше. В 2013 году их было 3,7%, в 2015-м только 1,9%. Но серьезного роста результатов нет. Средний балл ЕГЭ по обязательным предметам - русскому языку и математике - стабилен. По русскому языку он увеличился за два года с 70 до 71 балла, по математике - уменьшился с 57 до 55 баллов.

ЦИФРЫ

В 2012 году в Москве было 1572 школы, сейчас работает меньше 700 образовательных комплексов.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Дайте умного директора!

Александр МИЛКУС

За эти годы я слышал два мнения о слиянии столичных школ.

Одно - благостное. Мол, хорошо, когда у комплекса есть свои детсады и детей практически с пеленок готовят к учебе в «их» школе. В этом случае малыши не боятся первого класса - они знают учителей, к которым придут, знают и здание, куда предстоит перейти. Да и учителям проще - они могут подобрать в классы детей с примерно равными способностями и темпераментом. Плюс и то, что младшие классы учатся в одном здании (как правильно), а старшие - в другом. Просто на перемене подростки, у которых свои игры, не собьют походя первоклашку. В зданиях для начальной школы делают рекреационную зону для детишек. Ну и профили для старшеклассников, о чем говорит исследование, тоже хорошо - у школы есть деньги на закупку оборудования для кабинетов, компьютеров и прочего важного.

Другое - диаметрально противоположное: слияние «убило» небольшие школы, где работал коллектив учителей-единомышленников, где дети чувствовали себя одной семьей с педагогами. Ну и неудобно это - сначала дети ездят (или ходят) в одно здание, потом в другое - а они могут быть на расстоянии нескольких остановок транспорта.

Департамент образования Москвы кроет цифрами: теперь больше столичных школьников побеждают во всероссийских и международных олимпиадах, недавние тесты PISA (они показывают качество образования) ребята написали вполне на уровне.

И я подумал вот о чем: новая система обучения - а комплекс с тысячами учеников, сотнями детсадовцев и учителей - требует и новой системы управления. Я знаком с десятком директоров новых комплексов. Это люди удивительные - и по кругозору, и по пониманию сути современного образования. Среди этих моих знакомых и люди под 50 с опытом и большим педагогическим стажем, и совсем молодые, энергичные и активные. Но, как признались мне в Департаменте образования, таких директоров нужно семь сотен, их набирается не больше сотни. Остальных нужно еще учить, готовить…

И вот тут, на мой взгляд, главная проблема. Школы объединили, а руководителя, готового таким хозяйством управлять, нет.

Когда руководству не удается создать атмосферу сотрудничества, когда детям не хочется идти на занятия, потому что там скучно и учат плохо, - вот тогда и возникает недовольство слиянием школ. А потом под это недовольство находится и понятная мотивация.


Благодаря многофункциональности такие здания могут попеременно быть начальной школой , детским садом или комбинированным образовательным учреждением, сочетающим дошкольные группы и учебный корпус начальных классов.

Здание-трансформер будет менять назначение в зависимости от потребностей района . Переоборудование можно выполнить во время летних каникул. Оно обойдется гораздо дешевле, чем строительство еще одного здания.

«Потребность в детских садах и школах постоянно растет, поэтому город ищет новые пути решения вопроса. Идея строительства зданий-трансформеров возникла несколько лет назад. По поручению мэра Москвы Сергея Собянина были разработаны типовые архитектурно-технические решения комбинированного блока начальных классов с дошкольным отделением», –

Марат Хуснуллин

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Например, детский сад на 300 малышей может вместить 12 дошкольных групп. При трансформации в начальную школу помещения групп превращаются в 12 учебных классов. Комбинированный блок позволит разместить четыре класса начальной школы и восемь дошкольных групп.

В 2018 году за счет бюджета планируется ввести три здания-трансформера.

Комбинированный БНК с дошкольным отделением на 300 мест построят в составе школы № 1985 на северо-западе столицы в районе Куркино по адресу: ул. Воротынская, вл. 12, корп. 3.

Такой же блок начальных классов с возможностью трансформации возведут при гимназии № 1786 в районе Южное Бутово на юго-западе столицы по адресу: ул. Адмирала Лазарева, д. 77 (ЖСК «Альфа»).

На каждом этаже трехэтажных зданий расположатся по четыре класса. Если БНК будет трансформироваться в детский сад, то классы приспособят для 12 групп. На первом этаже обустроят гардероб, столовую на 150 мест, кабинеты логопеда, психолога и медицинский.

Также здесь появятся кружковая с возможностью трансформации в помещение для групп продленного дня и зал для музыкальных и физкультурных занятий.

Второй этаж займут спортзал с раздевалкой, душем и туалетами, помещения для групп продленного дня и актовый зал на 243 места.

На третьем этаже оборудуют библиотеку с читальным залом и медиатекой, учительскую, методический кабинет, кабинеты дополнительного образования, труда, технического моделирования и технической игрушки, изобразительного искусства и природы.

При трансформации в детский сад на 300 мест классы с зонами отдыха и туалетами превращаются в 12 групп по четыре на каждом этаже.

Столовая становится группой для кратковременного пребывания детей, актовый зал - музыкальным залом, помещения библиотеки - кружковой для занятий на компьютерах и залом для занятий хореографией.

Душевые и раздевалки при спортзале используют как технические помещения: кладовые, прачечные и др. Спортзал, медпункт и административные помещения сохранят свою функцию. Трансформация будет проводиться с помощью разборки и дополнительного возведения перегородок.

БНК на 300 мест с возможностью трансформации в детсад возведут для средней школы № 2109 на юго-западе столицы в районе Южное Бутово по адресу: мкр. Щербинка, мкр. 3, ул. Брусилова, д. 29, корп. 1.

Здание также будет трехэтажным. На каждом из этажей разместятся по четыре класса, которые смогут трансформироваться в группы для дошколят.

На первом этаже расположатся спальни для групп продленного дня, актовый зал на 243 места, столовая на 150 мест, медицинский кабинет и гардероб начальной школы.

Второй этаж займут спортзал с раздевалками, туалетами и душевыми и помещение для групп продленного дня, третий - библиотека с читальным залом и медиатекой, помещение для группы продленного дня, кабинет логопеда, психолога, учительская и кабинет администрации.