Проблема интенсификации чувственной деятельности и её динамика в процессе учения. Адаптация и сенсибилизация

Многие млекопитающие и человек имеют сложную нервную систему, которая обеспечивает связь частей тела между собой и в целом с окружающей средой. Действие на нервные окончания ведёт к массе реакций, обычно биологически целесообразными рефлексами.

Из курса анатомии нам известно, что в начале рефлекторной дуги находится орган, который проводит анализ в ЦНС, полученных данных извне. К анализаторам относят все органы чувств и рецепторы мышц и различных органов:

  • кожа (механическое, химическое, термическое и другие воздействия);
  • язык (вкус);
  • глаза (величина, форма, цвет, пространство);
  • уши (звук);
  • нос (обоняние);
  • мышцы, сухожилия и связки (анализ движения);
  • вестибулярный аппарат (положение в пространстве);
  • интероцептивные рецепторы (ощущения от внутренних органов).

Функционально анализаторы устроены для первичного простейшего сбора информации так, чтобы разложить сигналы извне на отдельные элементы и провести их анализ. Высший тонкий анализ продолжается уже в коре головного мозга.

Границы, в которых возникают раздражения рецепторов у каждого анализатора и индивида разные. В процессе жизнедеятельности нередко наблюдается приспособление к раздражителю – этот феномен называется адаптацией.

Другое важное свойство анализирующего органа – их взаимодействие.

Прослушивая музыку, восприятие громкости увеличивается при ярком освещении. Некоторые музыканты воспринимают ноты в цвете. Множество интересных явлений и фактов наблюдаем в жизни.

Жизнь – большое испытание. Люди иногда теряют органы и части тела. Много примеров, когда происходит компенсация зрения слухом, или слуха осязанием, обонянием. Панический страх стоматолога рождает усиление зубной боли. В темноте улучшается принятие информации слухом.

Определение и суть понятия

Полное «выключение» хотя бы одного анализатора ведёт к увеличению силы восприятия всех других. Это утверждение подтверждается множеством проведённых экспериментов в естественных условиях и в медицинских, психологических лабораториях. Это явление в практической психологии и медицине называют сенсибилизацией.

Повышенная восприимчивость отдельных органов может оказаться полезной в профессиональной деятельности. Например, сомелье ощущает больше оттенков при дегустации, вдыхая аромат, чем другие люди; художник тоньше чувствует объём и краски в картине. Раздражая одни и те же рецепторы, иногда получаем их «изнашиваемость» и повышение чувствительности, видоизменение других. Создавая психологический барьер и формируя отвращение к веществу, лечат зависимость от алкоголя и наркотиков.

Сам термин «сенсибилизация» (от лат. Sensibilise - чувствительный) прижился в различных направлениях деятельности человека: физика, фотография, медицина, психология. Сенсибилизация это феномен психики , при котором повышается сила восприятия одних нервных рецепторов, при одновременном воздействии на другой анализирующий орган. Усиливается чувствительность нервных центров под действием раздражителя.

Внутренняя установка, ожидание воздействия повышает пороги чувствительности восприятия сигналов.

Десенсибилизация – угнетение восприимчивости органов при сильном воздействии на один из них. Это антоним, противоположное понятию сенсибилизации.

Сенсибилизация имеет две стороны в своей характеристике:

  • первая: длительный и постоянный характер при устойчивых изменениях; возраст связан с изменениями чувствительности; острота восприимчивости нарастает до 20 – 30 лет, далее снижается.
  • вторая: временный характер зависит от физиологических и психологических воздействий на состояние человека.

Синестезия

Наука, занимающаяся измерением ощущений, сравнивающая количественные показатели интенсивности раздражителей с силой воспринимаемой информации, называется психофизикой.

Из всех исследований выделены психофизиологические закономерности:

  1. пороги восприятия;
  2. адаптация;
  3. сенсибилизация;
  4. контраст ощущений;
  5. синестезия.

Наука эта решает задачи количественного соотношения физического и психического мира. Возможности ощущений человека ограничены, находятся между измеряемыми порогами.

Если сенсибилизация – это повышение чувствительности, то сенсорная адаптация – это приспособление к воздействию, снижение чувствительности. Например, резкая смена освещения, и глаза некоторое время привыкают либо к темноте, либо к свету. В адаптации наблюдают два вида: анестезию (привыкание до полного отсутствия ощущения) и притупление при интенсивном воздействии .

Синестезия – это возникновение ощущения одного анализатора при воздействии, которое характерно для других анализаторов. Например, появление образов при чтении или слушании музыки, «цветной слух», «вкус слов», «запах цвета» и другие варианты.

Сенсибилизация и синестезия ярче выражена у тех, кто обладает относительно слабой нервной системой, низкой выносливостью и устойчивостью. Состояние беременности и переутомления усиливают это психологическое явление.

Использование явления в жизни

Сенсибилизация – это учение в психологии, которое объясняет феномен роста чувствительности нервных центров вследствие воздействия раздражителя. В большинстве случаев сенсибилизации организма одновременно сопутствует развивающийся процесс сенсорной адаптации. У разных живых существ сенсибилизация может обнаруживаться в различной степени выраженности. Сенсибилизацией называется увеличение уровня чувствительности вследствие согласованных действий анализаторов или регулярных упражнений.

Сенсибилизация организма выявляется не только исключительно вследствие использования посторонних раздражителей, но и после проведения систематических упражнений. Выделяют две области, обуславливающие увеличение чувствительности анализаторов. К первой области относятся нарушения в работе сенсорных анализаторов (например, слепота), то есть сенсибилизация наступает вследствие необходимости компенсаторных действий. Деятельность является второй областью, которая способствует росту чувствительности анализаторов. Сенсибилизация во втором случае, обусловливается специфическими требованиями деятельности.

Сенсибилизация ощущений

Человеческие ощущения претерпевают изменения вследствие влияния среды и в результате видоизменения состояния организма. Ощущением называется простейший процесс психики, объединяющий в себе отражение отдельных характеристик предметов, явлений окружающего материального мира и внутренних состояний организм, обусловленных непосредственным воздействием раздражителей на соответственные рецепторы.

Сенсибилизация в психологии в общем смысле — это рост чувствительности, обуславливаемый направленным действием раздражителей различного характера.

Взаимодействием ощущений называют процесс трансформации чувствительности определенного анализатора вследствие воздействия раздражителей, оказывающих влияние на другие совокупности рецепторов. Закономерность подобного взаимодействия выражается в следующем: сильные раздражители при их согласованном воздействии снижают чувствительность анализаторов, а слабые, напротив, повышают.

Сенсибилизация организма является повышением чувствительности комплекса рецепторов вследствие влияния факторов психического характера.

Сенсибилизация ощущений являет собой рост чувствительности, наступающий под влиянием внутренних факторов следующего характера:

  • комплексная работа рецепторов и последующее их взаимодействие (при слабой насыщенности ощущений одной модальности увеличиваются ощущения другой, например, при несильном охлаждении кожи обнаруживается световая сенсибилизация);
  • психологическая установка (способно настраивать на максимально ясное восприятие раздражителей ожидание какого-либо особенно значимого события так, например, предстоящий поход к стоматологу может вызвать усиление боли в зубе);
  • приобретенный опыт (в ходе выполнения деятельности развиваются определенные сенсорные анализаторы. Сенсибилизация примеры: опытные музыканты различают на слух относительную продолжительность нот или профессиональные дегустаторы, определяющие тончайшие нюансы вкуса блюд);
  • воздействие на организм фармакологических средств (введение различных препаратов, таких как фенамин или адреналин, провоцирует значительное усиление чувствительности рецепторов).

Вследствие чрезмерного возбуждения одной анализаторной системы может наблюдаться уменьшение чувствительности другой. Механизм взаимодействия ощущений физиологического характера заключается в процессах иррадиации возбуждения и его концентрации в коре мозга, в которой представлены центры анализаторов.

В соответствии с концепцией И. Павлова, незначительный раздражитель провоцирует в мозге процессы возбуждения, легко иррадиируемые (распространяются). Итогом иррадиации процесса возбуждения является рост чувствительности другой анализаторной системы. При воздействии интенсивного раздражителя зарождается процесс возбуждения, характеризующийся тенденцией к концентрации, что ведет к торможению в центрах анализаторов, результатом которого будет понижение чувствительности последних.

Понимая закономерности видоизменений чувствительности сенсорных анализаторов, можно посредством применения побочных раздражителей, подобранных специфическим образом, сенсибилизировать рецептор, другими словами повысить его чувствительность. На этом принципе базируются некоторые методики борьбы с алкоголизмом.

Сенсибилизация к алкоголю это введение комплекса медикаментозных средств, направленных на создание своеобразного барьера, который провоцирует устойчивое отвращение к спиртосодержащим жидкостям. В большинстве случаев результативность сенсибилизирующей терапии связана с понижением или даже полным отсутствием тяги к алкоголю. Постепенно , злоупотребляющие употреблением алкогольных напитков, меняют собственное отношение к таким напиткам. Их все больше начинает увлекать трезвый образ жизни. Эффект от данного метода лечения фиксируется на уровне рефлексов приобретенного характера. Однако сенсибилизация к алкоголю это довольно серьезная методика терапии, требующая систематического контроля врача.

Часто родителей интересует вопрос сенсибилизация у ребенка — что это? При сенсибилизации повторное воздействие стимула приводит к более интенсивной активации организма, в результате чего он становится более чувствительным к такому стимулу. Таким образом, можно объяснить феномен, который заключается в том, что раздражитель, при однократном воздействии не вызывавший никакой реакции, повторяясь, провоцирует на определенные действия.

Сенсибилизация зависит от возрастного этапа развития, на котором находится индивид. Чем младше малыш, тем менее выражено это явление. У новорожденного малыша все анализаторные системы по своему строению готовы к отражению, но при этом они должны преодолеть существенный путь к своему функциональному развитию. Острота чувствительности сенсорных систем увеличивается с взрослением ребенка и достигает максимума в возрастном интервале от 20 до 30 лет, а затем идет на снижение.

Таким образом, ощущения зарождаются и формируются на протяжении всей человеческой жизни и образуют ее сенсорную организацию. Развитие личности может происходить на довольно ограниченном сенсорном фундаменте, даже при утрате двух ведущих анализаторных систем их недостаток будет компенсирован другими сенсорными системами.

Сенсибилизация примеры: некоторые индивиды, лишенные слуха, способны слушать музыку при помощи вибрационной чувствительности, положив руку на инструмент.

Сенсибилизация и синестезия

Возникновение вследствие воздействия раздражения на одну анализаторную систему одновременно ощущений характерных для нее и соответствующих другой системе рецепторов называют синестезией. Данное явление не считается расстройством психики.

Синестезия может проявляться в различных вариациях ощущений. Более часто наблюдаются зрительно-слуховые синестезии. Например, у индивида возникают зрительные образы в качестве реакции на воздействие звуковых стимулов. У различных субъектов не существует совпадений в подобных синестезиях, но при этом они достаточно устойчивы для каждой отдельной личности. Некоторые композиторы обладали способностью цветного слуха.

Явление сенсибилизации и синестезии являются еще одним свидетельством устойчивой взаимосвязи анализаторных систем организма человека, единства чувственного. Именно на синестезии базируется создание цветомузыкальных аппаратов, трансформирующих звуковой ряд в цветовые образы. Реже наблюдаются случаи возникновения вкусовых ощущений в качестве реакции на слуховые стимулы, слуховых – зрительные раздражители.

Синестезии подвержен далеко не каждый. Наиболее типичными примерами синестезии являются шелест запахов, цветной слух и обоняние в цвете.

Цветным слухом называют способность субъекта ассоциировать слышимый звук с каким-нибудь цветом.

Слуховая синестезия представляет способность отдельных индивидов как бы «слышать» звуки в ходе наблюдения за движущимися объектами.

Вкусовая синестезия выражается в появлении вкусовых ощущений вследствие произнесения каких-нибудь слов, образов. Так, например, многие субъекты при прослушивании любимой мелодии всякий раз вспоминают вкус шоколада.

Поэтому сенсибилизация в психологии это явление, основанное на взаимодействии ощущений также как и синестезия. Ведь синестезия и сенсибилизация представляют собой тесно соединенные свойства ощущений.

Сенсибилизация и адаптация

Выделяют две стержневые формы видоизменения чувствительности: адекватность и сенсибилизация. Адаптация зависит от обстоятельств среды. А сенсибилизация – от состояния организ­ма. Адаптация более выражена в обонятельной, зрительной, слуховой, осязательной сфере и свидетельствует о высокой пластичности организма, его умении приспосабливаться к условиям среды.

Адаптацией называют приспособление сенсорных анализаторов к особенностям влияющих раздражителей для их наилучшего восприятия и защиты рецепторов от перегруженности. Нередко обнаруживаются разные этапы процесса адаптации к особым экстремальным обстоятельствам: этап первоначальной декомпенсации, последующий этап частичной, а затем и глубокой компенсации.

Трансформации, сопутствующие адаптации, задевают все уровни организма. Ключевую роль в эффективности адаптации к экстремальным обстоятельствам играют упражнения, а также функциональное состояние индивида, психическое и моральное.

Большинство взрослых ищут ответ на вопрос адаптация и сенсибилизация у ребенка — что это? Сенсорная адаптация наступает вследствие видоизменений чувствительности анализатора и служит для подстройки его к интенсивности стимула. Может проявляться в многообразии субъективных эффектов. Достигается путем приумножения или приуменьшения общей чувствительности и характеризуется интервалом изменения чувствительности, интенсивностью такого изменения и селективностью видоизменений относительно адаптирующего влияния. Закономерности адаптации демонстрируют, каким образом видоизменяются пороги чувствительности при продолжительном действии раздражителя. При применении сенсорных стимулов сенсибилизация обычно прячется за одновременно развивающийся процесс сенсорной адаптации.

Соответствие процессов сенсибилизации и адаптации можно оценить с помощью параллельного измерения чувствительности к электрическому стимулу и сенсорному раздражителю. Одновременно с понижением световой чувствительности (т.е. адаптацией) при освещении глаза наблюдается рост электрической чувствительности (т.е. сенсибилизации). Тогда как в темноте наблюдается обратная зависимость. Электрический стимул адресован по направлению к нервным участкам анализатора, которые находятся выше рецепторных связей, и является непосредственным способом измерения сенсибилизации.

Таким образом, процессы сенсибилизации, адаптации и явление синестезии непосредственно взаимосвязаны с трансформациями чувствительности анализаторов и имеют отношение к качественным чертам ощущений. На этом базируется метод сенсибилизации и десенсибилизации.

Метод десенсибилизации заключается в торможении тревожных реакций при помощи параллельного вызывания других реакций, антагонистических, с физиологической точки зрения, по отношению к тревожности. При вызывании несовместимой с тревогой реакции одновременно с раздражителем, который до этих пор провоцировал тревогу, относительная связь между раздражителем и тревогой ослабевает. Противоположным по воздействию методу десенсибилизации считается метод сенсибилизации, состоящий из двух этапов и заключающийся в создании в воображении клиента наиболее стрессогенных обстоятельств, после чего он в реальности переживает пугающие его обстоятельства.

Итак, сенсибилизацией называется рост чувствительности организма к воздействующему раздражителю, вследствие увеличения возбудимости головного мозга. Физиологический базис сенсибилизации ощущений представлен в процессах взаимосвязи анализаторов, которая усиливается вследствие участия функций разных анализаторов в общей деятельности.

Адаптация - целенаправленная системная реакция организма, обеспечивающая возможность жизнедеятельности и всех видов социальной деятельности при воздействии факторов, интенсивность и экстенсивность которых вначале вызывает нарушения гомеостатического баланса. Без адаптации невозможно было бы поддержание нормальной жизнедеятельности и приспособление к различным факторам внешней среды. Адаптация имеет большое жизненное значение для организма, позволяя не только переносить значительные и резкие изменения в окружающей среде, но и активно перестраивать свои физиологические функции и поведение в соответствии с этими изменениями, иногда опережая их. Благодаря адаптации поддерживается постоянство внутренней среды организма (гомеостаз). Адаптация и гомеостаз - это взаимно связанные и дополняющие друг друга процессы, определяющие в конечном итоге функциональное состояние организма. Помимо поддержания констант внутренней среды с помощью адаптации осуществляется перестройка различных функций организма, обеспечивающих его приспособление к физическим, эмоциональным и др. нагрузкам.

Различные органы чувств, дающие нам сведения о состоянии окружающего мира, могут быть более или менее чувствительны к отображаемым ими явлениям, т.е. могут отражать эти явления с большей или меньшей точностью. Чувствительность органов чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущение.

Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Раздражители меньшей силы, так называемые подпороговые, не вызывают ощущений. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Это отношение можно выразить формулой Е = 1/Р, где Е - чувствительность, Р-пороговая величина.



Анализаторы обладают различной чувствительностью. У человека очень высокую чувствительность имеют зрительный и слуховой анализаторы. Как показали опыты С.И.Вавилова, человеческий глаз способен видеть свет при попадании на его сетчатку всего 2-8 квантов лучистой энергии. Это позволяет видеть темной ночью горящую свечу на расстоянии до 27 км. Слуховые клетки внутреннего уха обнаруживают движения, амплитуда которых составляет менее 1 % диаметра молекулы водорода. Благодаря этому мы слышим тиканье часов в полной тишине на расстоянии до 6 м. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает 8 молекул. Этого достаточно, чтобы ощутить запах при наличии одной капли духов в помещении из 6 комнат. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется, по крайней мере, в 25 000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения. В этом случае чувствуется присутствие сахара в растворе одной его чайной ложки на 8 л воды.

Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом чувствительности, т.е. максимальной силой раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на рецепторы, вызывает в них лишь болевые ощущения (такое влияние оказывают, например, сверхгромкий звук и слепящая яркость). Величина абсолютных порогов зависит от характера деятельности, возраста, функционального состояния организма, силы и длительности раздражения.

Кроме величины абсолютного порога ощущения характеризуются показателем относительного, или дифференциального порога. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметную разницу в ощущениях, называется порогом различения, разностным или дифференциальным порогом. Немецкий физиолог Э.Вебер, проверяя способность человека определять более тяжелый из двух предметов в правой и левой руке, установил, что дифференциальная чувствительность относительна, а не абсолютна. Это значит, что отношение едва заметного различия к величине исходного стимула - величина постоянная. Чем больше интенсивность исходного стимула, тем больше нужно увеличить его, чтобы заметить разницу, т.е. тем больше величина едва заметного различия.

Дифференциальный порог ощущений для одного и того же органа представляет собой постоянную величину и выражается следующей формулой: dJ/J = С, где J- исходная величина раздражителя, dJ- его прирост, вызывающий едва заметное ощущение изменения величины раздражителя, а С - константа. Величина дифференциального порога для разных модальностей неодинакова: для зрения она составляет примерно 1/100, для слуха-1/10 для тактильных ощущений - 1/30. Закон, воплощенный в приведенной формуле, называется законом Бугера-Вебера. Необходимо подчеркнуть, что он справедлив только для средних диапазонов.

Основываясь на экспериментальных данных Вебера, немецкий физик Г.Фехнер выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя, следующей формулой: Е = k*logJ + С, где Е - величина ощущений, J- сила раздражителя, k и С - константы. Согласно закону Вебера-Фехнера, величина ощущений прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Иначе говоря, ощущение изменяется гораздо медленнее, чем растет сила раздражения. Возрастанию силы раздражения в геометрической прогрессии соответствует рост ощущения в арифметической прогрессии.

Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, изменяется под влиянием физиологических и психологических условий. Изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя называется сенсорной адаптацией. Выделяются три вида этого явления.

  1. Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Обычным фактом является отчетливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в помещение с неприятным запахом. Однако полной зрительной адаптации вплоть до исчезновения ощущений при действии постоянного и неподвижного раздражителя не происходит. Это объясняется компенсацией неподвижности раздражителя за счет движения самих глаз. Постоянные произвольные и непроизвольные движения рецепторного аппарата обеспечивают непрерывность и изменчивость ощущений. Эксперименты, в которых искусственно создавались условия стабилизации изображения относительно сетчатки глаза (изображение помещалось на специальную присоску и двигалось вместе с глазом), показали, что зрительное ощущение исчезало через 2-3 с.
  2. Негативная адаптация - притупление ощущений под влиянием действия сильного раздражителя. Например, когда из полутемной комнаты мы попадаем в ярко освещенное пространство, то сначала мы бываем ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора резко снижается и мы начинаем видеть. Другой вариант негативной адаптации наблюдается при погружении руки в холодную воду: в первые мгновения действует сильный холодный раздражитель, а затем интенсивность ощущений снижается.
  3. Позитивная адаптация - повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. В зрительном анализаторе это темновая адаптация, когда чувствительность глаз увеличивается под влиянием пребывания в темноте. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

Адаптация имеет огромное биологическое значение: она позволяет улавливать слабые раздражители и предохранять органы чувств от чрезмерного раздражения в случае воздействия сильных.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Оно может выражаться как в повышении, так и в понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители, воздействующие на один анализатор, повышают чувствительность другого и, наоборот сильные раздражители понижают чувствительность других анализаторов при их взаимодействии. Например, сопровождая чтение книги тихой, спокойной музыкой, мы повышаем чувствительность и восприимчивость зрительного анализатора; слишком громкая музыка, напротив, способствует их понижению.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнений называется сенсибилизацией. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

  • сенсибилизацию, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов: слепоты, глухоты. Например, у некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слушать музыку.
  • сенсибилизацию, вызванную деятельностью, специфическими требованиями профессии. Например, высокой степени совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина, табака и т.д.

Таким образом, ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической трудовой деятельности.

Сенсибилизация (от лат. sensibilis - чувствительный) - повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя. При применении сенсорных раздражителей сенсибилизация обычно маскируется одновременно развивающимся процессом сенсорной адаптации. Соотношение процессов сенсибилизации и адаптации может быть оценено параллельным измерением чувствительности к электрическому раздражителю и сенсорному. Так, при освещении глаза вместе со снижением световой чувствительности (адаптацией) наблюдается повышение электрической чувствительности (сенсибилизации). В темноте развивается обратное отношение. Электрическое раздражение адресуется к нервным элементам анализатора, лежащим выше рецепторных образований, и является прямым способом измерения сенсибилизации.

Синестезия (от греч. synaisthesis - совместное чувство, одновременное ощущение) - явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Наиболее распространенным проявлением синестезии является так называемый цветной слух, при котором звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое. Цветной слух наблюдался у композиторов Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина. У многих людей желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый -холода. По своей природе синестезия, по-видимому, представляет собой усиленное взаимодействие анализаторов. Своеобразные формы синестезии (например, визуализация слышимого) встречаются в патологии.

Понятие о восприятии

Свойства восприятия

Психические процессы основываются на восприятии.
Восприятие (перцепция) - это отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений в процессах восприятия (ситуации, человека) формируется целостный образ предмета, который называется перцептивным образом. Образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Основными свойствами восприятия как перцептивной деятельности являются его предметность, целостность, структурность, константность, избирательность и осмысленность.

· Предметность восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности. Предметность как качество восприятия играет важную роль в регуляции поведения. Мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы используем их на практике.

· Целостность восприятия заключается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры.

· Благодаря структурности восприятия предметы и явления окружающего мира предстают перед нами в совокупности их устойчивых связей и отношений. Например, определенная мелодия, воспроизведенная на разных инструментах и в разной тональности, воспринимается субъектом как одна и та же, выделяется им в качестве целостной структуры.

· Константность - обеспечивает относительное постоянство восприятия формы, величины и цвета предмета независимо от изменения его условий. Например, изображение предмета (в том числе и на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако воспринимаемая величина объекта остается неизменной. Люди, постоянно живущие в густом лесу, отличаются тем, что они никогда не видели предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения наблюдались у жителей равнин, когда они смотрели вниз с высоты многоэтажного здания: все объекты казались им маленькими, или игрушечными. В то же время строители-высотники видят объекты, находящиеся внизу, без искажения размеров. Эти примеры убедительно доказывают, что константность восприятия не врожденное, а приобретенное свойство. Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает устойчивость перцептивного образа относительно этих изменчивых условий. Константность восприятия обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.

· Избирательность восприятия заключается в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими, обусловленном особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т.д. В каждый конкретный момент человек выделяет лишь некоторые объекты из бесчисленного количества окружающих его предметов и явлений.

· Осмысленность восприятия указывает на его связь с мышлением, с пониманием сущности предметов. Несмотря на то, что восприятие возникает вследствие непосредственного воздействия объекта на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной категории, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми объектами, отнести его к некоторой категории.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Восприятие - активный процесс, использующий информацию, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем ярче и насыщеннее его восприятие, тем больше он видит и слышит.

Содержание восприятия определяется также поставленной задачей и мотивами деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем музыку в целом, не выделяя звучание отдельных инструментов. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать. Существенным фактом, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, т.е. готовность воспринять что-то определенным образом. Кроме того, на процесс и содержание восприятия оказывают воздействие эмоции.

Все сказанное о влиянии на восприятие личностных факторов (прошлого опыта, мотивов, целей и задач деятельности, установок, эмоциональных состояний) свидетельствует о том, что восприятие - это активный процесс, который зависит не только от свойств и характера раздражителя, но в большой степени и от особенностей субъекта восприятия, т.е. воспринимающего человека.

В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, выделяют зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно: оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. В зависимости от объекта восприятия различают восприятие пространства, движения и времени.

Восприятие пространства является важным фактором взаимодействия человека с окружающей средой, необходимым условием ориентировки в ней. Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся. Взаимодействие человека со средой включает и само тело человека, занимающее определенное место в пространстве и обладающее определенными пространственными признаками: величиной, формой, тремя измерениями, направлением движения в пространстве.

Определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов в пространстве относительно друг другa и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершаются в процессе двигательной деятельности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, называемое пространственным анализом. Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов.

К специальным механизмам пространственной ориентировки следует отнести нервные связи между полушариями головного мозга в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, бинауральный слух и т.д. Важную роль в отражении пространственных свойств предметов играет функциональная асимметрия, которая характерна для парных анализаторов. Функциональная асимметрия состоит в том, что одна из сторон анализатора является в определенной степени ведущей, доминирующей. Отношения между сторонами анализатора в смысле доминирования динамичны и неоднозначны.

Движение предмета мы воспринимаем в основном благодаря тому, что, перемещаясь на каком-то фоне, он вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки. Если фон однороден, наше восприятие ограничено скоростью движения предмета: человеческий глаз фактически не может наблюдать за перемещением светового луча при скорости меньше 1/3o в с. Поэтому невозможно непосредственно воспринимать движение минутной стрелки на часах, передвигающейся со скоростью 1/10O в с.

Даже при отсутствии фона, например в темной комнате, можно следить за движением световой точки. Очевидно, мозг истолковывает движения глаз как показатель движения предмета. Однако чаще всего фон имеется и он, как правило, бывает неоднородным. Поэтому при восприятии движения мы можем дополнительно использовать показатели, связанные с самим фоном, - элементы, перед которыми или позади которых передвигается наблюдаемый предмет.

Время - это человеческая конструкция, позволяющая размечать и распределять свою деятельность. Восприятие времени - отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Чувство времени не является врожденным, оно развивается в процессе накопления опыта. Восприятие времени зависит от внешних и внутренних факторов. Так же как и у других форм восприятия, у него существуют ограничения. В реальной деятельности человек может надежно воспринимать только очень короткие отрезки времени.Оценку протекающего времени могут изменять различные факторы. Некоторые физиологические изменения, например повышение температуры тела, способствуют переоценке времени, в то время другие изменения, такие как понижение температуры, наоборот, содействуют его недооценке. То же происходит под влиянием мотивации или интереса, под воздействием различных наркотиков. Успокаивающие лекарства и галлюциногены обусловливают недооценку временных отрезков, а возбуждающие влекут за собой переоценку времени.

Восприятие часто классифицируют по степени направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте. В этом случае можно выделить преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) восприятие. Преднамеренное восприятие по своей сути является наблюдением. Успех наблюдения в значительной мере зависит от предварительных знаний о наблюдаемом объекте. Целенаправленное формирование навыка наблюдения - непременное условие профессиональной подготовки многих специалистов, оно же формирует важное качество личности - наблюдательность.

Мы даже не задумываемся о том, насколько важны в нашей жизни . Человек воспринимает мир своими сенсорными системами, познает его и изучает, мы мыслим нашими ощущениями, каждая мысль порождается именно ими.

Вопреки тому, что сенситивный мир кажется нам безграничным и неосязаемым, у ощущений все же есть свои закономерности. Ученым удалось обуздать даже мир чувств.

Закономерности

Есть шесть основных закономерностей ощущений:

  • порог чувствительности;
  • адаптация;
  • контраст;
  • взаимодействие;
  • сенсибилизация;
  • синестезия.

1. Порог чувствительности – это опровержение того факта, который гласит – чем сильнее раздражитель, тем сильнее ощущения. На самом деле, в какой-то момент мы вообще перестаем воспринимать раздражители, когда они особо сильны. Так, человек не слышит звук выше 20 тыс. Герц.

У каждого рецептора есть нижний порог чувствительности – это характеризует остроту чувствительности рецептора. А вот верхний порог – это сила, при которой достигается максимальное ощущение раздражителя.

Главная закономерность ощущений в психологии заключается в том, что у каждого из нас чувствительность индивидуальна.

2. Адаптация – это процесс, когда ощущение от раздражителя меняется, под воздействием его постоянного влияния на рецептор. Лучший пример – это вхождение в реку. Сначала вода кажется холодной (потому что она холоднее воздуха), а потом уже – теплой.

3. Контраст – изменение интенсивности раздражителя, под предварительным или параллельным действием другого раздражителя. И пример этому виду закономерности ощущений: посмотрите на одну и ту же фигуру на фоне черного цвета, и без фона. На черном, она кажется светлее, а без черного – темнее.

4. Взаимодействие – это изменение чувствительности одной анализаторной системы (отдела коры головного мозга), из-за работы другой системы. К примеру, под воздействием кислого вкуса, у человека повышается .

5. Сенсибилизация – это повышение чувствительности рецепторов, в результате взаимодействия факторов или постоянным упражнениям. Свойства этой закономерности ощущений и является тот факт, что мы можем тренировать свои сенсорные системы. Так, парфюмеры учатся чувствовать запахи, которые раньше просто не замечали. Кроме того, «научить» может и сам организм по необходимости – известно, что слепые начинают лучше слышать, а глухие – лучше видеть.

6. Синестезия – это одна из разновидностей взаимодействия. Под действием одного раздражителя, могут возникнуть ощущения свойственные не ему, а другому сенсорному анализатору. Так, когда мы слушаем музыку, у нас могут возникать зрительные образы, правда, такое явление свойственно не всем людям.

Классификации ощущений. Основные характеристики зрительных, слуховых и других видов ощущений.

Строение и функции анализатора, понятия рефлекторной дуги и рефлекторного кольца.

В изучении ощущений перед исследователями всегда вставало 2 проблема:

Проблема психофизическая. Это проблема соотношения между физическими свойствами окружающего мира и психическими образами ощущений.

Проблема психофизиологическая. Это проблема соотношения между психическими образами ощущений и физиологическими процессами в организме.

Основателем психофизики считается Г.Фехнер. Первые его работы были написаны в 1860 году. Он пытался решить эти проблемы. По мнению Фехнера, существует 4 процесса:

1. раздражение (физический)

2. возбуждение (физиологический)

3. ощущение (психический)

4. суждение (логический)

Таким образом, физический импульс (раздражение) воздействует на орган чувств, далее физиологический процесс возбуждение передаётся по афферентным волокнам в анализаторный центр в коре головного мозга, где формируется психический образ ощущения и логическое суждение.

Анализатор состоит из:

· Периферического отдела. Это рецептор, который является специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс.

· Афферентного (центростремительного) и эфферентного (двигательного) волокон – проводящих пцтей, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным.

· Центрального отдела, ядра анализатора. Это корковые и подкорковые отдела головного мозга. Здесь происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Понятие рефлекса, ставшее фундаментальным для психологии и физиологии, ввел Рене Декарт.

Рефлекторная дуга - путь нервного импульса от рецепторов до рабочего органа.

Компоненты рефлекторной дуги:

1. рецептор - воспринимает раздражение из окружающей среды и превращает энергию раздражения в энергию нервного импульса - первичная обработка информации;

2. афферентный путь - от рецептора к центральной нервной системе;

3. рефлекторный центр - совокупность нейронов, лежащих в центральной нервной системе, в которых происходит переработка информации и формируется ответная реакция;

4. эфферентный путь - от центральной нервной системы на периферию;

5. рабочий орган - мышца, железа.

Кроме того, от рабочего органа в центральную нервную систему опять поступают нервные импульсы - это обратная связь. Рефлекторная дуга замыкается в кольцо сенсорными коррекциями и обратной афферентацией. В связи с этим русскими физиологами Н.А. Бернштейном и П.К. Анохиным было введено понятие «рефлекторное кольцо» .



Ощущения разделяют:

I. по модальности:

1. осязание. Центростремительными каналами для осязательной информации служат спинной мозг, ствол мозга, далее возбуждение поступает в интегрирующие структуры таламуса, а затем в сенсомоторную область коры больших полушарий мозга . Осязание играет важную роль в процессе ориентации человека в пространстве, а также обеспечивает его информацией, необходимой для избегания вредных воздействий, способных вызывать повреждение покровов, болевые ощущения и т.п. Выделяют четыре вида основных осязательных ощущений: тактильные (давление, вибрация, ощущение фактуры и протяжённости), тепловые, холодовые и болевые.

2. обоняние. Рецепторные клетки (обонятельный эпителий), расположены в слизистой оболочке полости носа. Обонятельный нерв заканчивается в обонятельной луковице, где расположены обонятельные нейроны второго порядка. Их аксоны связаны с различными отделами так называемого обонятельного мозга, представляющего часть полушария большого мозга в области его нижней и медиальной поверхностей Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений. Вкус пищи определяется в значительной мере обонятельными ощущениями. Из всех ощущений, пожалуй, ни одни не связаны так широко с эмоциональ­ным чувственным тоном, как обонятельные.

3. вкус. Вкусовые ощущения имеют 4 модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Рецепторы – в чувствительных сосочках поверхности языка. Центральный отдел анализатора – в височной доле коры.

4. зрение. Рецепторы находятся на сетчатке глаза. 2 вида фоторецепторов: колбочковые клетки (колбочки), воспринимающие дневной свет и обеспечивающие цветное зрение; палочковые клетки (палочки) – органы сумеречного зрения, слабой освещённости, лишённые чувствительности к цветам. Центральная часть анализатора – зрительная область коры полушарий большого мозга , расположенную в затылочной доле. Глаз чувствителен к участку электромагнитного спектра от 300 до 700 нм (нанометров). Существует трехкомпонентная теория цветного зрения, согласно которой все многообразие цветовых ощущений возникает у нас в результате работы лишь трех цветовоспринимающих рецепторов - красного, зеленого и синего (колбочки делятся на группы этих трех цветов). В зависимости от степени возбуждения трех вышеуказанных цветорецепторов возникают различные цветовые ощущения. Если все три цветорецептора возбуждены в одинаковой мере, то возникает ощущение белого цвета. К различным участкам спектра наш глаз имеет неодинаковую чувствительность. Чувствительность к синему цвету значительно меньше, чем к зеленому и желтому цветам.

5. слух. Орган слуха – улитка, структура внутреннего уха. Ушная раковина преобразует поступающий извне акустический сигнал, отражая и направляя в наружный слуховой проход звуковые волны. Значительное преобразование звуков происходит в среднем ухе. Система среднего уха обеспечивает переход колебаний барабанной перепонки на жидкие среды внутреннего уха - перилимфу и эндолимфу.Возникающее возбуждение в определенных группах рецепторных клеток распространяется по волокнам слухового нерва в ядра ствола мозга, подкорковые центры, расположенные в среднем мозге, достигая слуховой зоны коры, локализующейся в височных доля (Извилина Гешля и верхняя височная извилина). Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность.

II. по расположению в рецепторов в организме:

1. интероцептивные. Объединяют сигналы из внутренней среды организма и обеспечивают регуляцию элементарных влечений. Они передают сигналы о состоянии внутренних органов. Часто они тесно связаны с эмоциями. Они относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений. Эти ощущения могут выступать в виде предчувствий, изменения настроения и эмоциональных реакций, однако это лишь отражение малозаметных в организме. Они являются основными в регуляции баланса внутренних процессов обмена (гомеостаза).

2. экстероцептивные. Дают информацию из окружающего мира. Эту группу ощущений принято делить на:

a. Контактные. Воздействие приложено непосредственно к поверхности тела. Это вкус и осязание.

b. Дистантные. Это слух, зрение, обоняние.

3. проприоцептивные. Дают сигналы о положении в пространстве опорно-двигательного аппарата. Расположены в мышцах и суставных поверхностях (сухожилиях и связках).

III. по порядку возникновения в филогенезе

1. протопатические. Наиболее древние ощущения, практически неотделимы от эмоциональных состояний (например интерорецепторы). Они связаны с потребностями. Также их называют органическими ощущениями.

2. эпикритические. Возникшие позже рецепторы. Отделены от эмоциональных состояний и отражают объективные предметы внешнего мира и стоят ближе всего к сложным интеллектуальным процессам.

Адаптация – изменение чувствительности анализатора под влиянием его приспособления к действующему раздражителю. Может происходит как в сторону увеличения, так и уменьшения остроты ощущения.

Сенсибилизация – адаптация к внутренним раздражителям, то есть изменение порогов чувствительности. Идёт только в сторону увеличения ощущений . Сенсибилизация может быть естественной и сформированной искусственно. Сенсибилизация связана в собственной деятельностью человека, например, она наблюдается у музыкантов и дегустаторов. Сенсибилизация возможна при специфических эмоциональных ситуациях.