Продуктовые карточки в России: как это будет работать и кому их выдадут? Продовольственные карточки поддержат не только бедных, но и богатых.

Продуктовые карточки для малоимущих в 2019 году вводить в обиход не планируют, несмотря на неоднократное предложение стимулировать продовольственными талонами потребительский спрос и поддерживать малоимущие слои населения. Об этом сообщил член думского комитета по аграрным вопросам Аркадий Пономарев на Агрохолдингах России-2018.

Кто имеет право претендовать на льготу?

Запуск программы продуктового субсидирования планировался сначала в 2018, а потом в 2019 году. Несколько лет назад Минпромторг предложил создать в России систему дополнительного питания для малообеспеченного населения. На специальные банковские карты граждан этой категории предлагалось зачисляться средства, которые можно будет тратить на определенные отечественные продукты - свежие, скоропортящиеся. По мнению Пономарева, реализация этого предложения будет стимулировать внутренний спрос и развитие перерабатывающих отраслей.

Важное уточнение: Минпромторг собирался выдавать продуктовые карточки только тем гражданам, которые оказались за чертой бедности по воле внешних обстоятельств и могут это доказать. Тунеядцев, способных работать, но не желающих, государство точно содержать не станет. Рассчитывать на помощь также не следует россиянам, скрывающим свой реальный размер дохода и только притворяющимся бедными – фрилансерам, предпринимателям, владельцам подсобных хозяйств.

Если в 2020 году программа будет запущена, то как гражданину понять, может ли он принять участие в программе продуктовых карточек? Для этого ему нужно произвести некоторые простые расчёты.

    Сложить все доходы, которые получила его семья за последние 3 месяца. Льготы, субсидии, стипендии тоже нужно учитывать.

    Получившуюся сумму поделить на 3 – вывести среднее арифметическое.

    Поделить результат на количество членов семьи (включая детей и пенсионеров).

Если итоговое значение окажется ниже планки прожиточного минимума, можно смело претендовать на получение продуктовой карточки для малоимущих в 2020 году (при условии, что программу запустят).

Какие документы нужны для получения продуктовой карточки, Минпромторг не уточняет. Известно, что контроль за распространением карт будет вменён в обязанности органов социального обеспечения – у малоимущего гражданина не должно возникать вопроса, где получить продуктовую карточку, ведь с адресом местного отдела соцзащиты он наверняка знаком. Для оформления льготы придётся не только принести обязательные бумаги, но и пройти собеседование – своеобразную «проверку на вшивость». Каждого, кто получит продуктовую карточку в России, обяжут предпринять всевозможные усилия для поиска работы (при её отсутствии) – во избежание распространения тунеядства.

Ожидается, что перечень граждан, имеющих право на льготу, будет пересматриваться раз в 6 месяцев. Малоимущему гражданину придётся каждые полгода носить в соцзащиту документы, подтверждающие его льготный статус.

Что можно купить?

Обладатель продуктовой карты, увы, не сможет приобрести с её помощью любые продукты, которые бросятся в глаза – ему будет доступно только то, без чего ежедневный рацион россиянина невозможно представить. Точный перечень доступных продуктов Минпромторг предоставит при запуске программы. В список будут входить:

    Мясо и рыба.

    Яйца и молоко.

    Соль, сахар, специи.

    Овощи, фрукты, сухофрукты.

Кроме того, к числу «соцпродуктов» относятся корма для домашних животных, средства гигиены (мыло, стиральные порошок и прочее), семена и саженцы.

Льгота не будет распространяться на алкоголь и сигареты. Минпромторг категорично заявляет, что не собирается поддерживать вредные привычки россиян.

Обладатели карт также не смогут расходовать льготные средства на продукты-излишки – скажем, на конфеты. Малоимущему гражданину, желающему порадовать своего ребёнка сладостями, придётся тратить на это собственные деньги. Самой спорной позицией пока являются лекарства – Минпромторг не решил, стоит ли вводить их в перечень «соцпродуктов».

Тем россиянам, кому будут выдавать продуктовые карточки, следует обратить внимание на ещё одно ограничение: льготными средствами удастся оплатить только российскую продукцию. За счёт этого ограничения Минпромторг попытается «догнать и второго зайца» - а именно поддержать отечественных производителей и дать им преимущество в конкуренции с импортёрами.

Бальная система оплаты – что это?

Продовольственные сертификаты будут выпускаться в платёжной системе «Мир». На карточки государство станет перечислять вовсе не рубли, а бонусные баллы – ежемесячно в размере, эквивалентном сумме в 1200 или 1400 рублей. Обладателю продовольственного сертификата придётся мириться с рядом ограничений.

    Баллы нельзя накапливать. Если до конца месяца малоимущий гражданин не израсходует бонусные рубли целиком, остаток суммы сгорит.

    Баллы нельзя обналичить. Расплатиться бонусными рублями получится только в магазинах, участвующих в госпрограмме. Ожидается, что с 2019 года карточки будут принимать в некоторых столовых и кафе.

Минпромторг уточняет, что держатели карт смогут вносить на бонусные счета и личные средства. Зачем же продуктовые карточки малоимущим гражданам пополнять «своими кровными»? Хотя бы по следующей причине: государство обещает, что гражданин сможет получать от 30% до 50% от пополняемой суммы ежемесячно – это довольно солидный профит. Вот только что будет с личными средствами по истечении месяца и не сгорят ли они вместе с бонусными рублями, Минпромторг, видимо, сам ещё не решил.

Опыт СССР и зарубежных стран

Распространение «карточек для бедняков» – вовсе не инновационное решение для кризисной экономики. Можно говорить, что в Россию продуктовые карточки возвращаются – подобная система уже действовала в СССР.

Продуктовые карточки в СССР появились вместе с самим СССР – в 1917 году. Талонная система оплаты вводилась периодически, но связано это было вовсе не с повальной нищетой россиян (как сейчас), а с постоянными кризисами снабжения. Многие из продуктов в Советском Союзе признавались дефицитными – получить их удавалось только при наличии специального талона и только в ограниченном количестве (во избежание спекуляции). Пика талонная система в СССР достигла в период 1988 - 1991 гг., когда граждане не могли приобрести ни сахар, ни подсолнечное масло. С 1992 года продовольственные сертификаты стали исчезать ввиду распространения свободной торговли.

Но талонная система – отнюдь не пережиток прошлого. В нынешние времена практика предоставления малоимущим гражданам продовольственных сертификатов применяется во всём мире – в том числе в развитых странах.

    В США малообеспеченные граждане платят талонами за еду вот уже 50 лет, ежемесячно получая примерно по 115 долларов на человека. Американцы считают такую систему справедливой и отказываться от неё не собираются.

    В Великобритании талонная система вводилась после Второй Мировой войны из-за дефицита продовольствия. Программа была возобновлена в 2014 году.

    На Кубе продовольственные карты беднякам выдают уже свыше 50 лет, однако сейчас талонная система на Острове Свободы «дышит на ладан». Интересно то, что сигареты из числа «льготных» товаров на Кубе исключили только в 2016 году.

Продовольственные сертификаты внедряли и в современной России – на региональном уровне. Например, в 2013 году в Кировской области выпустили 3 тыс. продуктовых карточек для многодетных семей.

И эксперты рынка, и рядовые граждане в большинстве своём относятся к идее возродить в России систему продуктовых карточек для пенсионеров и других граждан, нуждающихся в материальной поддержке, положительно. Это подтвердил опрос, организованный ВЦИОМ: почти 80% респондентов высказались «за». Но если идея внедрить в экономику аналог талонной системы так хороша, с какой стороны ни посмотри, почему же Минпромторг медлит с её реализацией? Ответ на этот вопрос прост: государство пока не может найти деньги в количестве, достаточном для воплощения идеи в жизнь. По предварительной оценке, понадобится почти 70 млрд. рублей – отыскать такую сумму в стране с кризисной экономикой, увы, крайне проблематично.

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Продуктовые карточки для малоимущих и и что в них входит

Ожидаемое улучшение качества жизни интересует многих россиян – тех, кто по воле непреодолимых жизненных обстоятельств оказался за чертой бедности. К незащищенной категории населения принадлежат малоимущие люди, а их по официальным источникам – около 15% (≈ 22 млн. чел). Эти граждане имеют доход, который не достигает прожиточного минимума для конкретной области, республики, края.

Основные понятия программы помощи

Начиная с 2015 года, Минпромторг России начал планировать внедрение своей продовольственной программы «Стратегия развития торговли РФ на 2014-2016 гг. и период до 2020 года». Документом предусматривалось в тестовом режиме выдавать и отоваривать первые продуктовые карточки для малоимущих в 2019 году. Реализация помощи в полном объеме начнется с 2019 года.

Министерство торговли и промышленности ставит в документе конкретные задачи, которые будут решены в результате внедрения намеченных мероприятий. К таковым относятся:

  • поддержка российских производителей продуктов;
  • повышение качества продовольственного потребления;
  • , безработным, матерям-одиночкам и другим малоимущим россиянам.

Реализация нововведения позволит поддержать российскую экономику благодаря тому, что бюджетные средства будут расходоваться только на закупку продуктов питания от российского производителя. Внедрение проекта начнется после того, как в обиходе граждан России появятся электронные продовольственные карточки для малоимущих или сертификаты на продтовары.

Что нужно предпринять малоимущим гражданам для получения государственной помощи

Чтобы подтвердить факт финансовых затруднений, гражданам необходимо собрать доказательную базу для расчета. Для обоснования заявитель должен предоставить документы, подтверждающие доходы – свои собственные и членов семьи – за последние три месяца. Они должны включать пенсии, стипендии, гонорары и пр.

Важно учесть, что реальная помощь будет предоставляться только тем гражданам, которые смогут доказать, что они не притворяются малоимущими, а являются таковыми. За помощью бесполезно обращаться неоформленным предпринимателям, фрилансерам, держателям подсобных хозяйств. Органы соцзащиты не удовлетворят заявление тунеядцев, которые могут, но не хотят трудиться.

Алгоритм расчета содержит следующие действия:

  • сложение доходов, полученных за три последних месяца всеми членами семьи;
  • деление просуммированного совокупного дохода семьи на 3, чтобы определить его среднемесячное значение;
  • разделение полученной величины на количество членов семьи (в т. ч. – и детей);
  • рассчитанное значение в рублях сравнивается с суммой, достаточной для обеспечения потребностей человека в питании, лекарствах, товарах непродовольственной группы, услугах – прожиточным минимумом.

В 2019 году прожиточный минимум для одного россиянина составляет 9909 рублей, при этом для пенсионеров запланирована сумма в 8178 рублей, для ребенка – 9756 рублей, взрослое работающее население должно довольствоваться сумой в 10701 рубль.

Произведя такие расчеты, вы сможете убедиться положена ли вам лично или вашей семье государственная продовольственная поддержка в виде продуктов питания.

Всего одному участнику проекта полагается получить помощь виде продуктов на сумму около 10 тысяч рублей в год. На пластиковую карту ежемесячно будут начислять определенное количество баллов (850–1200 в зависимости от места проживания), каждый из которых соответствует 1 рублю. Не использованные до конца конкретного месяца средства будут сгорать.

В состав продуктового набора включены:

  • мука и хлебные изделия;
  • мясо и мясопродукция;
  • молоко и продукты из него;
  • рыба и рыбопродукты;
  • фрукты (сухие и свежие) и овощи;
  • яйца, растительное масло, а также приправы, специи, сахар.

Включению в этот список подлежат лекарства, посадочный материал для дачников, моющие средства, корм для домашних животных. Сейчас этот вопрос решается на министерском уровне. Чтобы получить господдержку для малоимущих необходимо подать заявление и соответствующий пакет документов в компетентные органы.

Куда обратиться за получением продовольственной карточки для малоимущих

Механизм осуществления программы предусматривает привлечение органов соцзащиты населения к оформлению талонов на продовольствие. Следовательно, малоимущие граждане должны подать в местный орган заявление с приложением справок, подтверждающих их финансовые затруднения. Дополнительно, гражданин будет проходить собеседование с работником органа социальной защиты.

Получив электронные карточки на питание для малоимущих, россияне смогут расплачиваться ней за продукты питания, подобно использованию обычной банковской карты при расчетах. В отличие от последних, деньги с них не снимаются и не переводятся на другой счет, но пополнять их держателям будет возможно. Особенностью собственного пополнения является то, что 40% от суммы будут зачислены в виде бонуса.

Реализация проекта позволит увеличить каждый бюджетный рубль в 3–4 раза за счет его оборачиваемости. Этот факт подтверждает реальную выгоду мероприятия как для предприятий розничной торговли, так для отечественного пищепрома и агропромышленного сектора. Кроме этого, возрастет объем производства, что обеспечит импортозамещение. Государство такими мероприятиями гарантирует постоянный спрос на продукты питания, которые станут доступными для незащищенных слоев населения.


18.02.2019

Еду для неимущих будут раздавать по талонам

Скоро российские малоимущие, чей доход ниже прожиточного минимума, получат новую государственную помощь - им предложат бесплатные продуктовые карточки, на которые можно будет отовариться самой необходимой едой - хлебом, мукой и дешевым мясом. Сработает ли эта мера в условиях нескончаемого финансового кризиса и продолжающихся антироссийских санкций - еще неясно. Примеры зарубежных государств, где продуктовые карточки существуют несколько десятилетий, не позволяют однозначно утверждать, что это будет панацеей для российской экономики.

Подарок на столетний юбилей

У продовольственных карточек в России недобрая слава. Впервые об их существовании наше население узнало в начале 1917 года. Во время Первой мировой войны возник дефицит сахара, и царское правительство ввело карточки на рафинад. Почти сразу же имперский режим прекратил существование. Временное правительство подхватило эстафету. Помимо карточек на сахар были введены талоны на хлеб и ряд других продуктов, которые к тому моменту были в страшном дефиците.

Спустя несколько месяцев не стало и Временного правительства. К власти пришли большевики. Советский Союз с его хроническим дефицитом оказался настоящей «землей обетованной» для развития системы рационирования, то есть ограниченного распределения ресурсов, в первую очередь продовольствия. За время существования СССР карточки на разные виды дефицитной еды вводились много раз.

Иногда, например в период Великой Отечественной войны, это было оправданно. Но и в мирное время, когда ситуация со снабжением населения самыми заурядными продуктами питания налаживалась, карточки и талоны отменялись не всегда. В результате из 75 лет советского периода при карточках население прожило около 25 лет.

Последний раз в СССР талоны ввели на ставшие дефицитными товарами сахар и водку в начале 1990 х годов. После распада Советского Союза и появления на его обломках современной России страны с рыночной экономикой о карточках и талонах забыли. Как оказалось, не навсегда. В 2017 году - очевидно, к столетию появления первых талонов на сахар - правительство объявило о скором введении продуктовых карточек. Для начала не для всех, а только для малоимущих. Однако лиха беда начало.

Дефицит ни при чем

Истории свойственно повторяться. В социальных сетях, а иногда и прямо с федеральных телеканалов можно услышать абсурдные домыслы, что государство запускает такую программу отнюдь не случайно. С ее помощью правительство якобы собирается подготовить население к дальнейшему ужесточению антироссийских санкций, стихийным бедствиям и даже военному конфликту. Из-за этого, дескать, прилавки российских магазинов рискуют оскудеть, а оставшиеся продукты - резко повыситься в цене.

Те, кто верит в такие апокалиптические «прогнозы», могут расслабиться. Речь идет не о грозящем дефиците продуктов. Об этом свидетельствуют свежие данные Евразийской экономической комиссии, которая предрекает российскому агропрому активный рост в 2017–2018 годах, основными точками которого станут свиноводство и производство куриных яиц: по первому показателю к 2018 году статистика вырастет втрое, а по второму - в 4,2 раза.

Но и при таком продуктовом изобилии существуют миллионы наших соотечественников, которые на свои скромные доходы не в силах себя обеспечить даже элементарными продуктами, входящими в состав потребительской корзины. Вот им-то продуктовые карточки пришлись бы очень кстати.

Идея их введения впервые озвучивалась еще в 2007 году - в связи с сильным подорожанием молока и молочных продуктов. Правда, тогда она не получила развития. Во-первых, потому, что все сверхдоходы, получаемые государством от высоких цен на углеводороды, направлялись в Стабилизационный фонд (год спустя эти средства были израсходованы на поддержку не бедных людей, а крупнейших банков). Во-вторых, в то время правительство ставило целью привести Россию во Всемирную торговую организацию, результатом чего должно было стать насыщение рынка дешевой импортной продукцией и обвал цен, делающий продукты питания доступными даже для самых малоимущих граждан.

В ВТО Россия вступила в 2012 году. Только ожидаемого обвала цен не произошло. Дальше стало еще хуже - цены на нефть обрушились, сверхдоходы от них закончились, зато появились западные санкции и наше ответное эмбарго. На этом фоне идея возврата к продовольственным талонам вновь стала актуальной.

Средство от бедности

В 2015 году Минпромторг вновь озвучил идею программы продуктовых карточек для малообеспеченных граждан, скудные зарплаты, пенсии и пособия которых пострадали от резкого обвала рубля. Сейчас экономика России миновала тяжелую стадию кризиса, но введение такой программы не потеряло своей актуальности. Ведь, по официальным данным, в нашей стране сейчас насчитывается свыше 19 миллионов граждан, живущих за чертой бедности.

Именно им, по замыслу Минпромторга, и предназначены продовольственные карточки, которые планируется внедрить ориентировочно в 2019 году. Таким образом, согласно статистике, на талоны планируется перевести до 13% населения страны, которые будут получать от государства на еду ежемесячно 1,2–1,4 тыс. рублей на человека.

Ежегодно государству эта программа будет обходиться, по предварительным расчетам, в 240 млрд рублей. Однако люди на руки не получат из этих денег ни копейки: продовольственная карта будет электронной, на нее будут начисляться баллы (а не «капать» рубли), которые потребитель сможет использовать исключительно для приобретения определенных продуктов питания отечественного производства. Каких именно - пока еще решается, и не исключено, что к 2019 году рассматриваемый ныне перечень товаров будет дополнен или сокращен.

Есть надежда, что такая инициатива поможет снять остроту вопроса бедности в современной России. Во всяком случае, согласно весеннему опросу ВЦИОМ, 78% граждан считают, что карточки нужны, и только 19% не видят в них смысла (3% затруднились с ответом). Из этого следует, что граждане в большинстве своем воспринимают правительственную инициативу адекватно: не как предвестие голодных времен, а как целевую помощь нуждающимся.

Сегодняшняя ситуация с бедностью в нашей стране - серьезный социальный фактор, который способен негативно сказаться на будущем всего государства. Инициаторы программы возобновления действия продуктовых карточек в России, очевидно, стремятся доказать, что государство у нас является социальным институтом и несет ответственность за граждан. Кроме того, нельзя забывать, что эта программа ставит целью поддержку отечественных производителей и рост потребительского спроса - для оживления розничной торговли и ускорения темпов ВВП.

Бал правит балл

Обладателю продовольственного сертификата придется мириться с рядом ограничений. До конца месяца потребителю нужно будет «отоварить» карту, чтобы не потерять баллы. Баллы, не потраченные за месяц, в конце месяца обнулятся.

Впрочем, пока неясно, как государство в принципе будет начислять баллы на карту. Видимо, их приравняют к денежной единице. Например, 1 балл - 1 рубль. Подобный опыт есть у бизнеса: некоторые крупные торговые сети, рестораны и сетевые кофейни повсеместно раздают клиентам бонусные карты, позволяющие оплатить счет баллами, которые конвертируются при оплате услуг в рубли. Но только в определенных местах и по собственному курсу.

Продуктовый талон будет представлять собой банковскую карту отечественной платежной системы. На первых порах, вероятно, участниками программы станут федеральные торговые сети, у которых есть опыт работы с оплатой покупок бонусными баллами. В их распоряжении находится много кассовых аппаратов и соответствующее программное обеспечение. Если проект будет успешным, то к участию в нем подключатся сначала небольшие региональные торговые точки, а потом малые предприятия розничной торговли.

По примеру Америки

Чтобы спрогнозировать, насколько успешной окажется эта программа в России, стоит обратиться к опыту других стран. Чаще всего и сторонники, и противники этой меры апеллируют к опыту США, где система продовольственных карточек (FoodStamps) была введена президентом Франклином Рузвельтом в 1939 году во время Великой депрессии. Потом, когда Вашингтон официально вступил во Вторую мировую войну, эту программу со скандалом свернули. Впрочем, ненадолго. Новая продовольственная помощь пришла в президентство Джона Кеннеди в 1960 х. Она действует до сих пор, невзирая ни на экономические взлеты США, ни на кризисы.

Продовольственные карты, которые ранее представляли собой бумажные талоны, в эпоху правления Клинтона были заменены на банковский «пластик». На них правительство каждого штата ежемесячно перечисляет определенную сумму в баллах. Потребитель на эти баллы может приобрести продукты - причем исключительно американского производства. На октябрь 2016 года получателями помощи по FoodStamps являлись более 13% американцев, или 43 млн людей, чьи доходы не превышают прожиточного минимума в США.

Пока все очень похоже на то, что замыслил российский Минпромторг. Но вот «сумма прописью» заметно различается - и, увы, не в пользу наших бедных. Получатель продовольственной помощи в США каждый месяц может приобрести продукты на сумму $126. На российские деньги это свыше 7,5 тыс. рублей - в 6 раз больше того, что планируется давать нашим малоимущим.

Впрочем, и у американский масштабной государственной системы помощи есть свои изъяны. Главным ее недостатком считается массовое сокрытие получателями помощи по FoodStamps своих дополнительных доходов. Нередко эта программа начинает работать в ущерб себе - многие малоимущие (особенно мигранты) элементарно не желают трудиться, полагая, что и так не умрут от голода. Нередко получателями FoodStamps в США являются несколько поколений мигрантов (это в полной мере относится и к выходцам из СССР). Чтобы бороться с социальным иждивенчеством, в США даже была введена уголовная ответственность для получателей социальной помощи за сокрытие доходов.

В Европе программы FoodStamps не прижились. В послевоенной Англии и Германии они существовали, но недолгое время. Дело в том, что в развитых странах Старого Света уровень жизни населения изначально был выше, чем в США, а социальная дифференциация - ниже. Многие пенсионеры и бедные семьи, получившие талоны на продовольствие, пришли к выводу, что их выгоднее продать на черном рынке. В результате в магазины, где можно было получать продовольственную помощь по FoodStamps, начали заезжать отнюдь не бедные покупатели в собольих мехах и на дорогих автомобилях. После чего Европа предпочла свернуть подобные программы.

Драйвер для роста

В России при реализации программы продовольственной помощи также стоит учесть негативный зарубежный опыт. Во всяком случае, хотя три четверти населения, согласно соцопросам, одобряют гуманитарную цель программы, более 40% респондентов обеспокоены тем, что помощь государства может использоваться нецелевым образом. Скажем, кое-кто из малоимущих наверняка не упустит шанса обменять свои продовольственные карты на алкоголь. Поэтому государству важно хорошо продумать механизмы защиты банковских карт и обязательно сделать их именными.

Впрочем, пока правительство медлит с решением этого вопроса. По каким причинам? В первую очередь по финансовым. Ведь надо где-то изыскать требуемые 240 млрд рублей в год. Для остающегося дефицитным федерального бюджета такие траты пока представляются непосильной нагрузкой. Есть большая вероятность, что государство может передать реализацию этой программы в регионы, бюджеты которых смогут потянуть дополнительные расходы.

Вместе с тем экономический смысл продуктовых карточек заключается не только в росте потребительского спроса, но и в снижении инфляции. Сейчас ее годовая планка определена в 4%. Однако, если стоимость нефти окажется ниже уровня, заложенного в бюджет ($40 за баррель), то удержать инфляцию в пределах 4% не получится. Цены начнут расти, что вызовет повышенный спрос на доллары, а не рубли. Это грозит свести любую помощь, выраженную в рублях, до нуля.

Впрочем, есть и позитивные моменты. По оценкам МВФ, прирост потребления беднейшего населения любого государства всего на 1% в течение 5 лет позволяет увеличить ВВП самой страны на 0,4%. Россия, таким образом, благодаря продовольственной программе для бедных может получить дополнительный драйвер для экономического роста.

Министерство промышленности и торговли совместно с Министерством финансов дорабатывает программу адресной продовольственной помощи, сообщает ТАСС. Запуск программы планируется уже в этом году, рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров.

«Мы очень рассчитываем, что в этом году мы стартанем с этой программой», - сказал он.

В настоящее время программа продовольственной помощи уже прошла основные этапы согласования с ведомствами. Минэкономразвития поддержало программу, на очереди доработка с Минфином, добавил Мантуров.

Одна из задач программы, по его словам, — обеспечить адресную поддержку тем категориям граждан, которые не могу себе позволить приобрести определенный набор продуктов питания. Например, свежее охлажденное мясо, свежую охлажденную рыбу, свежие овощи.

«Чтобы стимулировать такую возможность, мы выходили с инициативой внедрения продовольственных субсидий через систему адресной поддержки. Такая система работает во многих странах мира», — сказал Мантуров.

Министр подчеркнул, что это не накопительная система и будет правильнее, если граждане будут полностью тратить выделяемые средства на продукцию отечественных производителей. «Если в течение месяца ты не потратил эти деньги, они сгорают», — сказал он.

Стратегия-2017

Говорить о Стратегии продовольственной помощи Минпромторг начал еще осенью 2015 года. Она предполагает поддержку определенных категорий граждан путем создания специальной карты.

На запуск программы продовольственных карточек для малоимущих граждан может потребоваться 240 млрд руб., рассказал замглавы министерства Виктор Евтухов.

По его словам, финансирование предполагается из федерального и региональных бюджетов, количество потенциальных участников программы — порядка 15-16 млн человек.

В Минсельхозе затраты на программу оценили в шесть раз ниже - в 40 млрд рублей, рассказал осенью 2016 года глава министерства Александр Ткачев. Он сообщил также, что его ведомство прорабатывает создание механизма внебюджетного финансирования программы, так как в бюджете соответствующие средства пока отсутствуют.

Карточка для малоимущих граждан будет представлять собой «электронную карту покупателя», на которую будут зачислять средства. Их можно будет тратить на определенные виды товаров и продуктов, в частности на свежие скоропортящиеся отечественного производства.

В программу в настоящее время включены мясная, молочная, рыбная продукция, овощи и фрукты, яйца и зелень.

Исключены крупы и мясные консервы. Однако в Минпромторге не исключали расширение перечня, в него может войти замороженная рыбная и мясная продукция. На импортные товары и продукты льготы распространяться не будут.

Также отмечалось, что в программе продуктовых электронных карт смогут участвовать все торговые точки, которые подключены к центральной процессинговой системе программы, курировать программу будет один из крупнейших банков в стране.

Программа может «обеспечить бюджетную эффективность в размере минимум 2 руб. вклада в ВВП на каждый рубль, вложенный в программу», сообщал Евтухов. Помимо того, что нуждающиеся получат помощь, программа поддержит спрос на российские продукты питания, торговлю и сельское хозяйство, планирует министерство.

Ранее Минпромторг рассчитывал, что программа электронных продовольственных карт покупателя может заработать во второй половине 2016 года.

Нет денег, нет программы

Данной программой должен заниматься не Министерство промышленности и торговли, а Министерство труда и социальной защиты, считает заведующий Центром анализа соцпрограмм и рисков Института НИУ ВШЭ Сергей Смирнов. По мнению экономиста, если эта программа действительно направлена на социальную поддержку населения, то заниматься ею должно профильное министерство.

«Я понимаю, почему Минпромторг хочет реализовывать эту программу — с другой стороны, это поддержка отечественного производителя. Но, по-моему, отечественный производитель сейчас особых проблем не испытывает: импорт сократился, переориентировался на другие страны, собственное производство реально выросло», — добавляет эксперт.

Если и запускать программу, то, по словам Смирнова, она должна коррелировать с другими программами поддержки малоимущего населения, которые реализуются в России. «Меня напрягает отсутствие взаимодействия между Минпромторгом и Минтрудом - это неразумно, помощь может попасть тем, кто в ней реально не нуждается, а нуждающиеся могут ее и не получить», — резюмирует экономист.

Задумка Минпромторга напоминает американскую Food Stamp Program (программа льготной покупки продуктов), когда дают ограниченные по потреблению талоны, по которым можно купить продукты, отметила директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

То, что предлагает Минпромторг, «касается поддержки промышленности, а не поддержки населения», потому что программа будет вынуждать людей покупать определенные виды продуктов, считает она.

«Хорошо это или плохо, я не знаю. Нужно ли еще больше стимулировать покупать отечественное, когда доходы продолжают сокращаться, для меня большой вопрос. Особенного выбора у бедных людей нет, соус песто и прочие деликатесы они и так не покупают. В какой мере это поддержит российскую промышленность, для меня загадка», — говорит Зубаревич.

Оба эксперта обратили внимание на то, что информации о выделении бюджетных денег на программу продовольственного обеспечения пока не появлялось. В Минфине не ответили «Газете.Ru» на соответствующий вопрос и другие запросы о возможной конфигурации программы.

Если соответствующие расходы были бы включены в текущую версию бюджета, Минпромторг в конце года об этом сообщил бы, полагает Смирнов из ВШЭ. Зубаревич также задалась вопросом об источниках финансирования. «Если это дополнительные деньги для российских потребителей, то вопрос - откуда возьмутся деньги? Это что, дополнительные средства федерального бюджета, которых нет? Пока нет ответа на этот вопрос - нечего и обсуждать», — резюмировала она.

В Минпромторге дополнительные вопросы о программе и ее финансировании также оставили без ответа

Согласно статистическим сведениям, больше 15% граждан России имеют право на оформление статуса малообеспеченных, то есть семей, средний заработок которых ниже прожиточного минимума. Основываясь на таких цифрах и стремясь повысить уровень жизни населения, Правительство реализует социальные программы дополнительной помощи. В частности, будут предоставляться продуктовые наборы для малоимущих, состав которых включает обширный список продуктов питания.

Законодательное регулирование вопроса

Ввести в действие такие привилегии планируется уже больше трех лет. Но учитывая, что практическое воплощение новых идей требует благоприятной финансовой почвы, пока что выдача продовольственных карт не осуществлялась. Поэтому в 2019 году, возможно, станет действовать социальная карта для малоимущих граждан, дающая право получать еду бесплатно или с существенными скидками.

Таблица № 1 «Правовое регулирование вопроса»

После принятия общефедерального закона, на местах начинают разрабатываться нормативные акты, регулирующие правила реализации социальной политики в рамках субъекта Федерации.

Что касается сроков предоставления помощи, то уже известно, когда введут продуктовые карточки для малоимущих. Реализация программы начнется с середины текущего календарного года. Но полноценная деятельность в этой сфере ожидается лишь с начала 2019 года. Согласно принятым НПА, установлены следующие принципы реализации соцполитики в этой сфере:

  • изготовление индивидуальных карточек с баллами, количество которых соответствует 10 000 рублей;
  • баллы будут начисляться ежемесячно равными суммами;
  • все средства, не израсходованные в рамках календарного месяца, аннулируются первого числа последующего;
  • баллами можно платить в супермаркете;
  • недоступны функции списания средств или их перевода - только покупка через платежный терминал;
  • карта действительна на протяжении одного года и сумма на ней не пополняется;
  • допускается самостоятельное пополнение карты денежными средствами с предоставлением 40% бонусов от внесенных средств.

Главные понятия

Выдавать такие карточки будут не всему населению. Чтобы оформить привилегии, важно доказать свое неудовлетворительное финансовое положение. Также предстоит учитывать и другие условия реализации программы.

Таблица № 2 «Главные понятия программы продовольственных льгот»

Понятие Определение
Прожиточный минимум С января 2019 года на территории России установлена следующая сумма прожиточного минимума: 10 тысяч 328 рублей. Это доход, который должен покрывать основные статьи расходов среднестатистической семьи. Сумма является минимальной на всей территории России, но муниципальные органы власти вправе изменять размер прожиточного минимума в сторону увеличения, исходя из возможностей локального бюджета
Малоимущая семья Супружеская пара, связанная узами брака, которая получила в органах соцстрахования сертификат, подтверждающий присвоение льготного статуса. При этом учитывается среднедушевой доход семьи, который считается путем суммирования всех официальных доходов членов семейства. А затем из полученного результата выводится сумма средств на каждого члена семьи
Продуктовая карточка Специальные талоны, которые можно оформить, дабы получить потребительский набор. Предоставление продуктов осуществляется в рамках утвержденного списка товаров

Важно! Не всегда талон гарантирует бесплатные продукты. Доступны скидки и акции на отдельные категории продовольственных единиц.

Кто имеет право на льготу

Согласно утвержденным документам, правом получения льгот обладают следующие категории населения:

  • малообеспеченные (супружеские пары или отдельные индивиды);
  • граждане, получившие льготный статус « » (присваивается органами соцзащиты, если на иждивении родителей находятся три и более ребёнка);
  • нетрудоустроенные граждане (обязательна постановка лица на учет в службе занятости);
  • (женщина, которая самостоятельно воспитывает детей, если папа был лишен отцовства или отказался от своих прав в судебном порядке).

Дополнительно к наличию указанных обстоятельств придется подтвердить свой заработок, для чего:

  • подсчитать доход семейства (родственников, которые проживают вместе и ведут совместное хозяйство, в том числе родителей, супругов и детей, бабушки и дедушки, родных тети и дяди) за прошедшие три месяца;
  • разделить полученную сумму на всех членов семьи (даже на тех, кто не работает).

Что касается учитываемых видов доходов, то к ним относятся: заработная плата, проценты от банковских вкладов, стипендии, вознаграждения за интеллектуальный труд, выплаты в рамках договора коммерческой аренды недвижимости, алименты и .

Перечень продуктов, которые можно приобрести

На данный момент список доступной продукции еще оформляется и окончательно не предоставлен. Но уже точно известны такие правила:

  • в учет попадут все продукты питания, рекомендованные для ежедневного рациона человека;
  • льгота не может быть потрачена на алкоголь и товары для курения;
  • в списке окажутся только отечественные товары;
  • возможна покупка средств личной гигиены, но лишь российского производства;
  • есть шанс, что в список будут внесены специальные корма для домашних животных.

Окончательный перечень продовольственной корзины будет доступен уже к началу лета, непосредственно перед стартом воплощения в жизнь этой программы.

Порядок оформления продуктовых карточек для малоимущих

Сумма бонусных баллов не является универсальной, а будет зависеть от региона предоставления, поэтому инициировать оформление талонов на питание малоимущим гражданам в 2019 году можно исключительно по месту прописки. Для этого предстоит выполнить такие шаги.