Профессия учитель.

Профессия учителя - одна из самых древних профессий на Земле. Для каждого человека, на любом этапе его существования необходим человек, который мог бы объяснить ту или иную проблему, ситуацию или просто событие.

Историки считают, что первые основы профессии учителя появились во времена, когда человек впервые начал охотиться на диких зверей (), так как именно в это время старшее поколение начинало обучать молодых всем приемам этого незатейливого занятия. При этом, человек, который обучал подростков и детей был высокоуважаемым членом племени, в следствии чего ему всегда предавались некие привилегии.

С развитием и эволюцией жизни человечества профессия педагога все больше и больше становилась необходимой, особенно, когда произошли разделения труда. Если обратить внимание на более поздние этапы развития человечества, то стоит отметить, что очень важными личностями педагоги были в Древнем Риме, а также в Греции, соответственно, отсюда и исходит появление самого большого количества философов и ученых из этих регионов.

О профессии учителя

Профессия учитель – уникальная профессия. Она считается одной из древнейших профессий, но продолжает оставаться востребованной и на сегодняшний момент. О значении профессии учителя Википедия даже предоставила информацию.

Данные о ней можно найти и с помощью любого поисковика в интернете. Стоит только ввести запрос и вам будет выдана исчерпывающая информация, а также по профессии учитель картинки с наглядным изображением учителей. Учитель проводит обучение учеников в школах, гимназиях, лицеях по общеобразовательным предметам. Существует множество специализаций профессии учитель: профессия учитель начальных классов, профессия учитель химии, профессия учитель истории, профессия учитель физкультуры, профессия учитель физики, профессия учитель английского языка и прочие. И все они являются очень почетными и благородными.

Основные задачи и основные обязанности профессии учитель

Основными задачами, которые решает учитель, являются такие:

  • приобщение учеников к государственным законам и необходимости их соблюдения;
  • формирование у учащихся моральных принципов, а также такого рода качеств, как уважение, терпимость, доброта;
  • развитие собственного достоинства и самоуважения;
  • воспитание в учащихся трудолюбия, ответственности и патриотизма;
  • развитие потребности в поддержании здорового образа жизни.

Еще одна важная задача, которая стоит перед учителем, - это быть другом, примером и наставником для своих учеников, поскольку в школе также формируется будущая личность человека, моральные принципы, взгляды на жизнь, которые в зрелом возрасте повлияют на их жизнь. Первоочередной обязанностью каждого учителя считается умение подобрать личностный подход к любому ученику.

Но существуют и другие не менее важные обязанности. Учитель должен:

  • планировать учебный материал по своему предмету,
  • обеспечивать выполнение учебных программ,
  • участвовать в методической работе,
  • использовать самые эффективные средства, формы и методы обучения,
  • проводить анализ успеваемости своих учеников,
  • обеспечивать соблюдение дисциплины,
  • формировать навыки и умения самостоятельной работы у учеников,
  • стимулировать учебную мотивацию и познавательную активность,
  • добиваться глубокого и прочного усвоения знаний, а также умения применять их на практике.

Требования к профессии учитель

Для того чтобы стать квалифицированным специалистом необходимо иметь определенные качества:

  • развитые интеллектуальные способности,
  • высокая концентрация,
  • хорошая дикция,
  • умение переключать и распределять внимание,
  • выдержка,
  • чуткость,
  • самообладание,
  • доброжелательность,
  • такт,
  • сопереживание,
  • энергичность,
  • работоспособность,
  • умение заинтересовать своим предметом.

Плюсы и минусы профессии учитель

У профессии учитель плюсы и минусы неизбежны. К плюсам можно отнести: общение с детьми, умственную работу, стабильность в работе, длительный отпуск, признание со стороны общественности. А минусами являются: большая ответственность, невысокая заработная плата, психологическое давление и стрессовые ситуации.

Эта статья поможет в работе над сочинением, подготовкой к докладу, презентации или классному часу.

Учитель (жен. - Учительница , также разг., жарг. - Училка , Учителка ) - ныне одна из самых распространённых общественных профессий , преподаватель , педагог , возникшая вследствие как необходимости воспитания и обучения следующих поколений (шире - учащихся) для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь, так и роста общественных возможностей для содержания отдельных людей, выполняющих эти задачи.

История профессии

Учительство и учителя известны с древнейших времён человечества, однако самой распространённой профессией оно стало лишь сравнительно недавно.

Всего лишь столетие назад большинство населения даже Европейских стран вынуждено было решать задачи воспитания и обучения преимущественно средствами народной (семейной) педагогики, имевшей свои как положительные (о чём часто забывают или даже сознательно умалчивают чиновники от образования), так и отрицательные стороны. А отдельные лица для воспитания, обучения и пригляда за детьми нанимались только немногочисленными обеспеченными слоями населения (царями, дворянством и духовенством и т. д.) или осуществлялись в узкопрофессиональных целях и только по мере необходимости (воинская подготовка, обучение ремеслу и т. д.).

В разные времена и в разных странах обязанность воспитания и обучения нередко возлагалась на разных людей : воспитателей, кураторов, учителей. Ещё К. Д. Ушинский напоминал учителям о первоочерёдности задачи воспитания по сравнению с обучением, указывая на то, что при иной постановке мы легко можем увлечься обучением знаниями и навыками человека, который вследствие недостаточного или дурного воспитания обратит их во зло, при этом став даже более общественно опасным человеком, чем если бы он остался менее обученным (и приводил в качестве примера Чичикова):

«Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические познания или даже ближайшее знакомство с глубокомысленными творениями Фохта и Молешотта могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убеждён , что, будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой . Переменится несколько его внешность, перестанет он подкатываться к людям с ловкостью почти военного человека, примет другие манеры, другой тон, замаскируется ещё больше, так что проведёт кого-нибудь и поумнее генерала Бедрищева, но останется всё тем же вредным членом общества, даже сделается ещё вреднее, ещё неуловимее » .

В СССР, а по наследству и в России, обе эти разные задачи (а к тому же и задачи «поддержания дисциплины», поиск «шефов» для школы, включая привлечение средств родителей и т. д.) оказались возложены на одного человека - учителя , а воспитание, согласно культурно-исторической теории (Л. С. Выготский , Т. Д. Лысенко и их последователи), зачастую сведено к рассказам о том, «что такое хорошо» (т. н. воспитывающее обучение), а не к воспитанию устойчивых привычек положительного поведения (как понимал воспитание, к примеру, А. С. Макаренко).

Многовековой опыт народной (семейной) педагогики, подкреплённый позже Я. А. Коменским , К. Д. Ушинским, А. В. Луначарским , С. Т. Шацким , А. С. Макаренко и др. определённо говорит о том, что трудовое, деятельностное воспитание, самопознание и познание мира, прежде всего средствами посильного и производительного труда, качественно более успешно решает задачи как воспитания, так и обучения.

Ян Амос Коменский, к примеру, писал в «Великой дидактике»:

Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни

Ему вторил основатель колонии «Бодрая жизнь»:

«…виды и формы детского труда и его организация, претерпевая в своём развитии ряд нормальных изменений - всё к большему разнообразию в формах и большей стройности в организации, - влекут за собой соответственные изменения в социальной, эстетической и умственной жизни детей» .

А первый нарком просвещения РСФСР, акад. А. В. Луначарский, подвёл окончательный итог:

«Таким образом… ребёнок должен учиться всем предметам, гуляя, коллекционируя, рисуя, фотографируя, моделируя, лепя, склеивая из картона, наблюдая растения и животных… Язык, математика, история, география, физика и химия, ботаника и зоология - все предметы преподавания не только допускают творческий активный метод преподавания, но и требуют его» .

Однако возможность производительного труда (до 16-летнего возраста) была законодательно изгнана из школ СССР (до 1991 г.) под предлогом как «предотвращения хищнической эксплуатации детского труда », так и того, что «обучение - это тоже труд» .

Во многих странах, в том числе и в России в 21 веке наблюдается тенденция к снижению престижности педагогических профессий, и,как следствие, недооценённость учительского труда. Поскольку общественной мерой признания престижности профессии выступает материальное вознаграждение труда, то одна из причин падения статуса учителя – низкая заработная плата.

В России заработная плата учителей состоит из оклада,выплат компенсационного характера, доплат за внеурочную деятельность и стимулирующих выплат.Оклад учителя напрямую зависит от количества учеников в классе.В школах с низкой заполненностью классов учителя берут дополнительную нагрузку.

С 1 января 2011 года вступила в силу реформа образования в России . Согласно ей изменился принцип и формы государственного финансирования школ. Был введен принцип нормативно-подушевого финансирования государственных общеобразовательных учреждений, которые получили право на оказание платных образовательных услуг. Государственные образовательные учреждения стали самостоятельно устанавливать штатное расписание и распределять фонд оплаты труда. Принятие данного законопроекта вызвало негативную реакцию со стороны родителей и педагогов, недовольных сокращением бесплатных учебных часов.

В результате реформы средняя заработная плата учителя в Москве с 2010 по 2014 год выросла на 79%. В конце 2014 года в Москве она достигла 70,2 тысяч рублей в месяц.

Учитель в образовательном процессе

По классификации, предложенной Е. А. Климовым , педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное её отличие от других профессий типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом её интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования её духовного мира .

Структура готовности к педагогической деятельности

  1. Сформированное педагогическое сознание: Я-концепция , В-концепция (концепция воспитанника), Д-концепция (концепция деятельности).
  2. Владение педагогическими технологиями воспитания и обучения.
  3. Владение педагогической техникой. Наличие педагогических способностей: коммуникативных, перцептивных, прогностических, конструктивных, дидактических, гностических, организаторских, экспрессивных.

Классификация типов учителей

По характеру ценностных ориентаций (В. Н. Сорока-Росинский ): учителя-теоретики, педагоги-реалисты (и утилитаристы), педагоги-артисты, учителя-интуитивисты.

По специфике интеллектуально-волевой сферы ({{nob4 r|Э. Г. Костяшкин}}): интеллектуальный тип, эмоциональный тип, волевой тип, организаторский тип.

По личностным установкам (Я. Корчак ): воспитатель-тиран, честолюбивый воспитатель, разумный воспитатель.

По преобладающей направленности личности: организатор, предметник, предметник-организатор, коммуникатор, учитель-интеллигент (просветитель).

Педагогическая культура учителя

Педагогическая культура учителя - совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации сущностных личностных сил педагога, его способностей и возможностей.

Компоненты педагогической культуры учителя

В. А. Сластёнин выделяет следующие компоненты профессионально-педагогической культуры.

Также выделяют следующие компоненты педагогической культуры учителя.

Качества, необходимые для эффективной работы

Критерии успешности учителя

Отношение к людям

Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.

Отношение к себе

Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен.

Отношение к работе

Трудоспособен и организован. На всех хватает времени. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.

Креативность, гибкость

Знает, где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием.

Виды индивидуальных стилей педагогической деятельности

  • Эмоционально-импровизационный.
  • Эмоционально-методичный.
  • Рассуждающе-импровизационный.
  • Рассуждающе-методичный.

Педагог, предпочитаемый детьми

Пути и формы овладения педагогической профессией

Содержание и структура овладения педагогической профессией

Характеристика системы профессионального педагогического образования в России

В настоящее время в России существует многоуровневая система педагогического образования, которая совмещает в себе две концептуальные основы. Первая основа - это концепция светского образования, в русле которой развивается большинство учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования. Вторая концептуальная основа - это многоуровневое образование, которое существует на западе и пытается привиться в России. Подготовка педагогов в России ведётся в средних и высших профессиональных заведениях. Как и в советское время, профессиональная ориентация в области педагогического образования осуществляется ещё в школе, где существуют педагогические классы, которые, не давая профессионального образования, ориентируют учащихся на овладение будущей профессией. Помимо общеобразовательных дисциплин в учебный план входят дисциплины психолого-педагогического цикла.

Педагогические колледжи

Первой ступенью профессионального педагогического образования в России на данный момент являются педагогические колледжи, которые направлены на получение среднего профессионального образования. Обучение в них проходит в сроки от 2 до 3,5 лет. Педагогические колледжи готовят педагогов для дошкольных учреждений и педагогов для начальной школы. Набор специальностей разнообразен. Среди них педагоги по рисованию, воспитатели дошкольных учреждений, педагоги для воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в дошкольных учреждениях и в начальной школе и др.

Высшие учебные заведения

Второй ступенью профессионального педагогического образования являются высшие учебные заведения. Высшее педагогическое образование можно получить как в специализированных высших педагогических учебных заведениях, так и в высших учебных заведениях, в которых осуществляется подготовка психологов и педагогов. Среди них социальные университеты, университеты и др. Специальности, получаемые в высших педагогических учебных заведениях многообразны.

Бакалавры и магистры

Во многих высших учебных заведениях введена многоуровневая подготовка специалистов. Первый уровень - это бакалавры, которые обучаются 4 года и в целом осваивают педагогическую специальность по избранному направлению и имеют право работать педагогами в разных учебных заведениях. Второй уровень - подготовка магистров, которая осуществляется за 2 года и имеет целью подготовить специалиста, способного решать многообразные педагогические проблемы и заниматься научно-исследовательской деятельностью.

Аспирантура

Третьим уровнем подготовки педагога в настоящее время является аспирантура и докторантура, в которых готовятся научно-педагогические кадры высшей квалификации для решения задач подготовки педагогов в высших учебных заведениях.

Многоуровневая система образования

Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. Проблемы многоуровневого образования являются сложнейшими и многоаспектными. До сих пор ещё полностью не определены пути введения многоуровневой системы образования. Многие исследователи и государственные институты предлагают свои модели многоуровневого образования, которые направлены на адаптацию системы многоуровневого образования давно развивающейся на западе к условиям российского образования.

Бакалавр и магистр в образовании

Студент, который учится на бакалавра , осваивает программу в 4 года и получает диплом, который позволяет ему заниматься воспитанием и обучением во всех типах образовательных учреждений по полученной им специальности. Человек, который хочет получить диплом магистра , уже должен получить диплом бакалавра и учиться ещё 2-3 года, чтобы получить диплом магистра, который позволяет ему осуществлять те же функции, что и бакалавр, но, при этом, заниматься научно-исследовательской и руководящей работой в любых образовательных учреждениях.

Можно выделить следующие уровни профессиональной подготовки педагога, существующие в настоящее время:

  • уровень профессиональной ориентации (педагогические классы школы);
  • среднее профессиональное образование (педагогические колледжи);
  • высшее профессиональное образование (высшие учебные заведения);
  • подготовка научно-педагогических кадров для высшего профессионального образования (аспирантура, докторантура).

Роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога-профессионала

Методы самовоспитания Условия эффективности самовоспитания
  • педагогическая помощь и руководство;
  • осознание воспитанниками необходимости в самовоспитании и стремление овладеть его технологией;
  • взаимодействие воспитания и самовоспитания;
  • активная деятельность воспитанников.
Пути самовоспитания педагога Самопознание

Процесс самопрограммирования развития личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности. Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы правил жизни, которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не отвечать односложно: «да», «нет» - искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т. п. Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц).

Алексей Ефимович Учитель – известный кинорежиссёр, сценарист, оператор, продюсер; народный артист России, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, создатель Санкт-Петербургской киностудии «Рок». В копилке снятых им фильмов: ленты «Дневник его жены», «Прогулка», «Жить», «Космос как предчувствие», «Край», «Матильда».

Детство и семья

Алексей Учитель – потомственный режиссер. Начало режиссерской династии положил его отец, Ефим Учитель, который появился на свет в 1913 году в многодетной еврейской семье из Тирасполя. Отец, наборщик в типографии, рано умер, забота о детях легла на плечи старших братьев и сестер. Одна из сестер работала в кинотеатре, поэтому у Ефима была возможность ходить на любые сеансы бесплатно. Так он увлекся кинематографом и много лет спустя стал одним из лучших режиссеров-документалистов Советского Союза.


Алексей появился на свет уже не в Тирасполе, а в Ленинграде. Отец часто брал маленького Алёшу на съёмки, и мальчик с раннего детства мог наблюдать за работой актеров и процессом создания кино. Именно отец, которым так гордится Алексей Учитель, влюбил сына в кинодокументалистику и привил ему профессиональную гордость. «Ты не можешь снять хорошее кино, если не любишь своего героя», – делился отцовской мудростью Алексей.


В конце концов родители привели 7-летнего мальчика в кинокружок Дворца пионеров. Чуть позже Алексей увлёкся фотографией и мог часами бродить по улицам с фотоаппаратом и снимать городские пейзажи. Но это увлечение оказалось временным, вскоре все вернулось на круги своя. Кроме того, Алексей был спортивным юношей: часами гонял мяч с дворовыми друзьями, делал успехи в гандболе (входил в школьную сборную), немного фехтовал, немного занимался боксом и мечтал стать футбольным тренером.


В 1968 году он окончил школу и собирался было поступать на режиссерский факультет ВГИК, но отец посоветовал ему выучиться на оператора, чтобы знать все об изображении от А до Я, а потребность к режиссуре, считал он, со временем придет сама. Алексей внял совету, но провалился на экзаменах. До следующей осени он набирался опыта в качестве ассистента оператора на студии документальных фильмов, а в 1969 году попытал счастья еще раз и поступил. В 1975 году он стал дипломированным оператором, отслужил в армии и вернулся в Ленинград, где устроился на ту же студию.

Карьера Алексея Учителя

Дебютным фильмом Алексея Учителя (если не считать короткометражку «Сколько лиц у дискотеки») стала документальная лента «Рок» (1987), посвященная истории о музыкантах Юрии Шевчуке ,Викторе Цое, Олеге Гаркуше и Борисе Гребенщикове .

В 1990 году вышел 47-минутный документальный фильм «Обводный канал», продемонстрировавший зрителям своеобразный срез общества тех лет.

«Обводный канал». Короткометражка Алексея Учителя

1991 год – дата основания Алексеем Учителем и его женой Кирой Саксаганской кинокомпании «Рок», под эгидой которой и сегодня проходят поиски юных дарований от режиссуры. В разные годы на студии снимались фильмы Дуни Смирновой, Александра Рогожкина, Юрия Быкова, Анны Матисон , Павла Руминова, Таисии Игуменцевой и других.


В 1992 году он представил поклонникам погибшего двумя годами ранее Виктора Цоя документальный фильм об их кумире под названием «Последний герой», затем последовала картина «Баттерфляй» о скандальном театральном режиссере Романе Виктюке .

В 1996 году Учитель попробовал себя в жанре художественного кино. Биографический фильм «Мания Жизели» был посвящен истории жизни балерины Ольги Спесивцевой, мастерски воплощенной на экране Галиной Тюниной . Сценарий был написан Учителем в паре с Авдотьей Смирновой . Картина получила гран-при кинофестиваля в Онфлере.


В 2000 году режиссера вновь ждал успех. «Дневник его жены» – байопик, посвященный писателю Ивану Бунину, точнее, приватной стороне его биографии. Бунина сыграл Алексей Смирнов , его жену – Галина Тюнина, также в работе над фильмом принимали участие Евгений Миронов и Ольга Будина .


Три года спустя Учитель вернулся с фильмом «Прогулка» – душевной мелодрамой о трех молодых людях (играли их еще мало кому известные актеры «Театра Петра Фоменко» Евгений Цыганов, Ирина Пегова и Павел Баршак), гуляющих по Петербургу. Фильм, подкупавший трогательностью и непередаваемой словами атмосферой, завоевал награду за лучшую режиссуру на фестивале «Окно в Европу», был номинирован как лучший фильм на 25-м Московском кинофестивале и получил несколько номинаций на «Нику» и «Золотой орел».

Эксклюзивное интервью с Алексеем Учителем

В 2005 году на экраны вышла драма «Космос как предчувствие» – ностальгический фильм о периоде между запуском первого спутника и первым полетом Юрия Гагарина в космос. К слову, в этом фильме Учитель побил свой рекорд по количеству дублей одной сцены. Эпизод с ночным разговором героев Евгения Цыганова и Евгения Миронова снимали 53 раза.


5 сентября 2008 года состоялся предпоказ фильма «Пленный» – драмы о временах Чеченской войны. «Я не стремился снять фильм о Чеченских кампаниях. Главное в фильме – скрытые, но психологически напряженные взаимоотношения троих ребят, эволюция молодых парней, которые провели вместе несколько дней. Их эмоциональные, нервные потери, что с ними произошло», – утверждает Учитель.


Бесспорной удачей режиссера стал фильм «Край» (2010), работа над которым началась мгновенно по завершении съемок «Пленного». Лента о жизни бывшего танкиста в таежной железнодорожном поселке среди плененных немцев собрала четырех «Золотых орлов» и была номинирована на «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке. Главные роли в фильме исполнили Владимир Машков , Сергей Гармаш , Юлия Пересильд и немецкая актриса Аньорка Штрехель.


А вот фильм «Восьмерка» (2013) в необычном для Учителя жанре боевик, экранизацию романа Захара Прилепина , в России встретили прохладно.

Личная Жизнь Алексея Учителя

Законная супруга Алексея Учителя – продюсер и соруководитель студии «Рок» Кира Саксаганская. Поженились они в 1981 году; в браке родились двое сыновей.


Один из них, Илья Учитель (1992 г.р.), продолжил режиссерскую династию, в 2016 году представив зрителям комедию «Огни большой деревни» с Дмитрием Дюжевым, получившую не самые лестные отзывы, но отмеченную дипломом Кинотавра с формулировкой «За лучшее кино о кино».


Во время съемок «Пленного» Алексей Учитель не на шутку увлекся 23-летней актрисой Юлией Пересильд . Папарацци часто «ловили» их вместе с дочерьми Юлии Аней и Машей. В прессе не раз высказывались предположения, что именно режиссер является отцом малышек; также он был замечен на крестинах второй дочери Юлии. В сентябре 2017 года Пересильд подтвердила, что Учитель – отец ее дочерей.

УЧИТЕЛЬ, учителя, мн. учителя и (книжн.) учители, муж. 1. (учители устар.). Лицо, занимающееся преподаванием какого нибудь предмета в низшей и средней школе, преподаватель, школьный работник. «Народный учитель должен у Нас быть поставлен на такую … Толковый словарь Ушакова

Наставник, преподаватель, воспитатель, руководитель, гувернер, ментор, репетитор, педагог; доцент, профессор; учительница, наставница, бонна, гувернантка, репетиторша, классная дама, мадам, мамзель. Мы взяли к детям мамзель Ср. . См … Словарь синонимов

учитель - УЧИТЕЛЬ, наставник, педагог, преподаватель, репетитор, устар. ментор, жарг. препод УЧИТЕЛЬНИЦА, наставница, преподавательница, разг., шутл. педагогиня, разг. репетиторша, разг., пренебр. училка, разг. учителка, разг. учительша… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

УЧИТЕЛЬ, я, мн. я, ей и и, ей, муж. 1. (мн. я, ей). Лицо, к рое обучает чему н., преподаватель. Школьный у. У. математики. Домашний у. Заслуженный у. (почётное звание). 2. Глава учения (во 2 знач.), человек, к рый учит (научил) чему н. (высок.).… … Толковый словарь Ожегова

Ефим Юльевич (1913 88), оператор, режиссёр документального кино, народный артист СССР (1976). Участвовал в создании фильмов Ленинград в борьбе (1942), Парад победы (1945). Поставил фильмы: Русский характер (1957), Мир дому твоему (1960), Граница… … Русская история

- «УЧИТЕЛЬ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1939, ч/б, 103 мин. Киноповесть. О молодом учителе, приехавшем на работу в родное село, где ему удалось завоевать всеобщее признание и обрести личное счастье. Яркая актерская работа Тамары Макаровой в роли Груни… … Энциклопедия кино

См. Воспитатель (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

Учитель - лицо, имеющее необходимое профессиональное образование и соответствующую квалификацию, работающее в учреждениях общего, дошкольного, внешкольного образования, начального и среднего профессионального образования, выполняющее учебную, научную,… … Официальная терминология

Сущ., кол во синонимов: 1 учителье (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ. Педагогическая профессия и должность в системе образования. ЮНЕСКО приняла (1966) «Рекомендацию о положении учителей», охватывающую широкий круг вопросов, связанных с целями и политикой в области образования, подготовкой и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

учитель - учитель, род. учителя, мн. (в знач. «преподаватель») учителя, род. учителей. В знач. «глава учения, имеющий последователей») учители, род. учителей … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Книги

  • Учитель , Шарлотта Бронте. Открывает серию `Библиотека Британской Классики` первое крупное произведение выдающейся британской писательницы, до сих пор неизвестное в нашей стране. Классический роман о любви, о…


Преподаватель географии школы № 1570 г. Москвы, победитель окружного этапа конкурса «Учитель года» (2007 г.) Дмитрий Молодцов

Уроки в классе он совмещает с путешествиями по выходным и в каникулы. Вместе с ребятами педагог выезжает на природу, где они в неформальной обстановке общаются, узнают много нового о культуре и жизни людей в России и других странах. «Это и есть настоящая живая география! – уверен Дмитрий Молодцов. – В поездках дети видят и соприкасаются с тем, о чем читают в учебнике, такие эмоции и знания остаются на всю жизнь. Новый опыт общения с миром расширяет кругозор, что, в свою очередь, может определить их жизненный путь». Во время походов ребята чувствуют себя настоящими первопроходцами, которых ведет учитель с настоящим мужским характером!

Учитель физкультуры школы № 1354 «Вектор» г. Москвы Александр Коновалов


Александр Коновалов сменил форму полицейского на спортивный костюм. Был лейтенантом полиции Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), а стал педагогом в школе. Учить детей не только получилось, но и понравилось. «Будучи сотрудником полиции, я и представить не мог, что стану учителем физкультуры, - говорит он. – На первом же уроке понял, что учить детей – мое настоящее призвание и что мне очень нравится работать с ребятами!» Александр Коновалов уверен: ответственность в школе еще выше, чем на предыдущем месте работы: «В ФСКН я отвечал за себя, свои действия и решения, а в школе у меня 30 человек и по 7-8 уроков ежедневно». Сегодня Александру Коновалову приходится искать новые подходы к обучению, заинтересовывать учеников своим предметом, и это не самая простая задача: дети увлечены интернетом, развиты технически, но менее подвижны.

Учитель музыки, педагог кружка «Волшебные клавиши» московской школы № 1788 Максим Федотов


Музыкант и композитор Максим Федотов преподает музыку в начальной и средней школе. Педагог нашел индивидуальный подход к каждому ребенку. Например, непослушным или отвлекающимся он посвящает… музыкальные импровизации. Детям это так понравилось, что теперь каждый ученик мечтает услышать «песню в свою честь». «Я часто рифмую тексты, сажусь за инструмент и сочиняю песни о своих учениках, это их увлекает», - поделился своим открытием Максим Федотов. На уроках музыки он обсуждает с детьми даже вопросы этики. «Музыкальная культура обширна, она позволяет обращаться к разным аспектам жизни», - считает учитель.

Инструктор курсов профессионального обучения вождению школы № 1925 г. Москвы Андрей Горошко

В школе № 1925 уже 15 лет существуют занятия по автоделу, после которых выпускники школы получают «корочку» и профессию водителя. Старшеклассников учат управлять автомобилем и не нарушать ПДД. По словам инструктора по вождению школы № 1925 Андрея Горошко, все дети очень способные. «Я стараюсь уделять внимание деталям: как сесть за руль, как быстро отреагировать на дорожную ситуацию. Мне повезло: я учу детей – они, как губки, впитывают всю информацию. Такое искреннее и доверительное отношение дорогого стоит, - поделился своими ощущениями Андрей Горошко. – Школьники еще только пробуют себя в роли водителей, и мне важно показать им значение культуры на дорогах и уважения ко всем участникам дорожного движения».

Преподаватель физкультуры, “Основ туризма”, тренер по плаванию и гольфу московской школы № 2120, к.м.с. по водному поло Антон Cкоморохов


В школе № 2120 в 1-м классе для мальчиков классному руководителю помогает воспитатель и тьютор Антон Скоморохов. Среди его задач – беседы с ребятами по вопросам дисциплины, выявление их личностных особенностей, развитие лидерских качеств. «Пока дети были мало знакомы друг с другом я помогал наладить дисциплину, учил разрешать конфликты, - рассказал Антон Скоморохов. – Ко второму классу ребята стали уже более спокойными и воспитанными».

Преподаватель истории и кружка «Я – рыцарь» школы № 1392 г. Москвы Николай Ногин


Кружок исторической реконструкции придумал и создал в школе № 1392 учитель истории Николай Ногин. Дети на занятиях перевоплощаются в рыцарей. «С 6 класса они учатся фехтовать и защищаться, узнают о том, как одевались и жили рыцари и воины Средневековья. С 7 класса они участвуют в ролевых играх живого действия: мы готовим костюмы, оружие и воссоздаем историческую эпоху. Сейчас репетируем инсценировку Столетней войны, используем безопасное оружие и доспехи, - рассказывает Николай Ногин. - Погружение в исторический материал развивает фантазию – дети соприкасаются с далекой эпохой рыцарства!»

Старший воспитатель кадетского класса московской школы № 2117 Юрий Швачко


Офицер в запасе Юрий Швачко – старший воспитатель кадетского класса школы № 2117. Как только в российских школах начали создавать кадетские классы, он сразу понял, как это нужно и важно: «Я решил принять в этом участие: почетная миссия – растить патриотов, готовить будущих воинов!» Юрий Швачко за короткое время преподавания в школе наладил контакт с ребятами и в каникулы по ним очень скучает. «У меня отличные ребята! – говорит учитель. – Я бы и в разведку с ними пошел, не раздумывая!»

Учитель математики школы № 2065 г. Москвы Степан Чопчиян


На уроках математики у Степана Чопчияна дети учатся сами задавать сложные вопросы и находить ответы, решают головоломки и логические задачи. Вот такой творческий подход к точному предмету! «В математике без любви нельзя. Из-под палки математику не познать, только с желанием и интересом!», - считает педагог, а его ученики хотят и дальше решать новые задачи и трудные уравнения, потому что им интересно. - «Я даю задания на логику, люблю математику «на подумать», а не просто, чтобы заняться арифметическими действиями. Похоже, мне удалось «заразить» своим отношением ребят: им нравится решать задачи повышенной трудности!»

Социальный педагог московской школы №1391 Иван Моисеев

Будущий социальный педагог сам был «непростым» подростком. Но после поступления в вуз (РГСУ) поменял круг общения и образ жизни. Во время учебы стал активистом, председателем студенческого совета, завоевал авторитет. После окончания вуза Иван Моисеев вернулся в родную школу и начал работать социальным педагогом. «Я работаю с неблагополучными подростками, веду профилактические беседы с «трудными» детьми, - говорит Иван. - Я не читаю нотаций, а привожу примеры из собственной жизни: я хорошо помню себя в их возрасте, свои метания, сомнения, поэтому отлично их понимаю, и с высоты своего опыта могу уберечь от неверного шага. Такой способ общения лучше воспринимается и вызывает больше доверия». По наблюдениям Ивана, много детей сегодня воспитываются в семьях без отцов. «Ребята тянутся ко мне еще и поэтому, что им не хватает общения со взрослым человеком, который может их понять, посоветовать, просто выслушать, - говорит Иван. – Они делятся со мной всем. Пока у меня есть контакт с ребятами, пока я им нужен, я буду работать в школе!»


Учитель физкультуры школы № 1368 г. Москвы Алексей Логинов


Алексей Логинов не сразу решил работать в школе: после учебы в Московском техническом университете он стал тренером в школе, где работала мама, которая и подала ему эту идею. «Я поступил в педагогический вуз, сейчас работаю в школе, веду уроки физкультуры и занятия в секции баскетбола. За все, чего я добился в последние шесть лет, я благодарен своей маме. Не вижу себя в другой профессии, - рассказывает он. – Это счастье, когда работа в радость. Планирую дальше заниматься с детьми и работать в школе, пока будут силы!»

P.S.

Вот такие сегодня учителя-мужчины: каждый готов посвятить себя без остатка своему делу, которым волею судьбы или личного выбора оказалась школа; каждый нашел свой нетривиальный подход к ученикам – таким разным и подчас непростым; каждому из них интересно и важно то, чем он занимается…

«Учительская газета» искренне героев этого материала и всех педагогов-мужчин! Как хорошо, что вы у нас есть!