Работа с одаренными детьми в хореографии. Система работы педагога дополнительного образования по выявлению одаренности в хореографии

Эффективное применение технологий работы с одаренными детьми в классе хореографии детской школы искусств.

Беломыльцева Н.В.

Преподаватель хореографии

МБОУДОД «Алексеевская ДШИ»

Одарённость или общая одарённость - уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие одаренности впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б.М.Теплов определяет одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.

Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, выявления, обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Проблема построения эффективной системы обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей актуальна для любого общества. Именно эта, сравнительно небольшая часть детей, обладает психофизиологическими возможностями наиболее быстрого и успешного продвижения в интеллектуальном и творческом развитии. Эти дети способны в будущем обеспечить прогрессивное развитие общества в области науки, искусства, техники, в социальной сфере.

Поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых детей составляет задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

В современной педагогической науке нет четкого и однозначного ответа на вопрос: «что такое «одаренность», а так же достаточно туманны оценки возможности формирования в педагогическом процессе у учащихся выдающихся способностей.

Перед педагогом, работающим в современной школе и акцентирующим свое внимание на работе с одаренными детьми, возникает целый комплекс проблем: 1) определение направления и степени одаренности ребенка; 2) поиск эффективных педагогических технологий, способствующих повышению одаренности; 3) формирование условий для гармонично развитой личности ребенка.

В течение XX века таких детей обычно классифицировали с помощью тестов коэффициента интеллекта, но недавние разработки в области теории интеллекта подняли проблему ограниченности подобного тестирования. Одарённые дети обладают многими потребностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии удовлетворить. Поэтому в большинстве школ США и Европы были созданы программы для работы с одаренными детьми. Стандартным уровнем определения «одаренности» является пребывание выше 2-ой сигмы (верхние 2 %) по стандартному тесту интеллекта.

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.

Первый подход понимает, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей. Однако такой подход размывает специфику понятия «одаренность». Акцент смещается в сторону поиска «ключика» к способностям ребенка и методам их развития. С этой точки зрения вопрос о выявлении одаренных детей выглядит нелепым. Но при этом неясно, почему дети, блиставшие в детстве, далеко не всегда сохраняют свой талант.

Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные. Если следовать второму подходу, становится актуальной проблема выявления одаренных детей, но ставится под сомнение возможность развития одаренности. На рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны. Это делает необходимым широкое обсуждение проблем, связанных с выявлением и развитием одаренных детей; с возможностью построения грамотных прогнозов и эффективных способов коррекции проблем, которые возможны у одаренных детей.

Одаренный ребенок – ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями и их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям в одной или нескольких сферах

Уровни одаренности:

    гениальность;

    талант;

    одарённость;

    способность;

    склонность (задатки)

Одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать условия для ее развития и реализации, что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных усилий по совершенствованию своих способностей.

Педагогические технологии в работе с одарёнными детьми в классе хореографии

В условиях осуществления педагогического процесса в ДШИ накоплен определенный опыт работы с одаренными детьми. Прежде всего, необходимо помнить, что танец представляет собой вид искусства, в котором художественный образ воплощается через музыкально организованное движение. Одаренность в сфере хореографии может быть определена как совокупность выдающихся качеств ученика по восприятию, наличию ярко выраженных способностей к пластическому воплощению в сценических условиях определенных художественных образов.

В рамках настоящей учебно-методической и творческой работы применяются следующие инновационные педагогические технологии:

    Диагностические технологии. Технологии позволяющие выявить потенциал творческих способностей участника. Это могут быть: просмотр учащихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания;

    Воркшоп. Развитие коммуникативных способностей участников коллектива. Методики, основанные на принципе студийности. Прежде всего, это проведение мероприятий, а также самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа, активизирующая творческий потенциал участников;

    Технологии сотворчества. Основным условием выполнения данной технологии является воспитание в студийцах чувства толерантности;

    Технологии формирования психофизического состояния. В данной технологии доминирует мягкий подход, в основном это техники медитации и релаксации;

    Технология художественного восприятия и отношения/поэтизации действия. Они включают в себя совокупность приемов, которые через приобщение к формам художественного опыта человеческой культуры, осуществляют поэтапный переход исполнителя от бытового восприятия к художественному осмыслению танцевальных движений;

    Технологии раскрепощения и снятия зажимов включают в себя комплексы упражнений и этюдов по преодолению психологических и физических препятствий для свободного осуществления разнообразной сценической деятельности;

    Технологии развития психического аппарата. Специфическое направление тренинговых занятий, ставящих целью повышение психической лабильности участников. Это достигается путем психологического настроя, где создается эмоционально насыщенное поле художественных коммуникаций;

    Технологии на развитие пластических характеристик. Стретчинг, представляющий собой импровизационные пластические упражнения и задания, ставящие целью психофизическое раскрепощение человеческого тела. Стретчинг - суть синтез хореографии и упражнений на развитие пластических характеристик.

    Технологии создания художественного образа. Фантазирование виртуальной реальности сценического действия имеет, как правило, не внешние, а внутренние ограничения. Образ - это чувственно воспринимаемая целостность произведения, определяющая пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого художественного произведения, его атмосферу;

    Технологии художественной мультипликации. Сложный процесс взаимовлияния и «наложения» различных видов художественной творческой деятельности в единый художественный концептуальный мир.

Результативность работы с одаренными детьми

Тренинги и репетиции в классе хореографии проходят в рамках индивидуальных, групповых занятий с учащимися и занятий хореографических коллективов «Солнышко», «Росинка», «Улыбка». За время своего существования воспитанники коллективов добились значительных творческих результатов.

Коллективы являются гордостью нашего района и украшением всех мероприятий, проходящих на базе района.

Уровень и название конкурса

Результаты

Год и место проведения

Межрегиональный фестиваль

« Танцевальный калейдоскоп»

Лауреат 2 степени

2012г. г. Павловск Воронежской области

Межрегиональный конкурс Танцевальный Олимп»

Лауреат III степени

2012г. г.Курск

Региональный конкурс «Место, где свет»

3 место

2013 год п. Чернянка

Отборочный тур регионального конкурса «Талисман»

3 место

2014 г. г. Новый Оскол

Отборочный тур регионального конкурса « Solo mio »

2, 3 место

2015г. г. Новый Оскол

Всероссийский конкурс-фестиваль искусств «Другой мир»

Лауреаты 2, 3 степени

2015 г. г. Строитель

Состояние системы работы с одарёнными детьми в настоящее время волнует многих. Это связано с тенденциями в развитии образования в сторону его унификации и профильности (профессионализации), ужесточением требований молодёжного рынка труда, отсутствием механизмов социальной поддержки для талантливой молодёжи. Сфера воспитания и развития одарённых детей находится в периферии возможных, коммерчески эффективных способов предоставления образовательных услуг. Большинство одарённых детей, с соответствии с современным имущественным расселением семей, воспитывается в малообеспеченных семьях, не способных оплачивать индивидуализированное образование повышенного уровня. Вместе с тем, интеллектуальный потенциал общества страны во многом определяется адекватностью выявления одарённых детей и работы с ними. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Список литературы

    Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: / В.П. Голованов. – М.: Владос.

    Кутнякова Н.П. Учимся понимать детей. – Ростов н/Д: Феникс.

    Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия».

    Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М., 1993.

    Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2002.

    Теплов Б.М. "Психология музыкальных способностей". Избранные труды. М.,1985г. - Т.1.

    Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.

Доклад на педсовете

Тема: «Детская одаренность в творчестве»

(Слайд 1 – титул)

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

(Слайд 2)

В различных научных источниках одарённость характеризуется как высокая интеллектуальная способность. Но если мы говорим о хореографии, здесь одаренность складывается из нескольких компонентов:

    Физические данные – гибкость, растяжка, выворотность, прыгучесть…

    Слух и чувство ритма, музыкальность

    Развитый вестибулярный аппарат

    Координация движений

    Пространственное представление

    Творческие способности

Все эти компоненты в неравных долях заложены в человеке от рождения. Одарённые дети обладают этими качествами в большей степени, нежели другие. Но дети с таким широким набором развитых качеств – это большая редкость. Нужно увидеть наличие данных в каждом ребенке и уметь их развить.

(Слайд 3)

На это и направлена моя программа «Отражение», которая рассчитана на 4 года для детей начальной школы.

Цель программы : в оспитание гармонично развитой личности посредством хореографии и физического воспитания с применением здоровьесберегающих технологий.

(Слайд 4)

Задачи:

    Обеспечить гармоничное, эстетическое и физическое развитие ребенка;

    Создать услови я для развития и самореализации учащихся через творческую деятельность.

    Раскрыть творческую индивидуальность ребенка.

    Приобщать детей к общечеловеческим и культурным ценностям.

    Формировать коммуникативные умения.

    Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.

Реализации программы способствует школа полного дня.

(Слайд 5)

Как уже было отмечено, дети с широким набором развитых качеств, необходимых для хореографии – это большая редкость. Например, на данный момент одарённым ребёнком является Ярова Алсу, ученица 4 «А» класса.

(Слайд 6)

Как же работать с таким ребёнком? Очевидно, что наличие высоких данных требует от преподавателя дополнительных усилий, направленных на отдельную работу с ним.

Поэтому специально на занятиях Яровой Алсу даются дополнительные задания, с ней проводятся отдельные занятия, для неё создаются индивидуальные танцевальные номера. С этими номерами Алсу участвует в различных конкурсах и завоёвывает призовые места.

(Слайд 7)

При этом Алсу не оторвана от коллектива, не выделяется мной среди других детей. Являясь примером для ребят и образцом для подражания, Алсу приучена помогать одноклассникам в достижениях их целей. Дети тянутся к ней, проявляя большое уважение, и стараются достичь её высот. Они наглядно видят, чего можно достичь, и стремятся повторить действия Алсу во всём. Это повышает мотивацию и работоспособность всех детей.

Следует отметить, что одарённый ребёнок обязательно должен быть мотивирован на творческую деятельность. Ибо без мотивации все критерии одарённости сойдут на нет.

(Слайд 8)

Однако цели и задачи программы следует реализовывать применительно к каждому ребёнку, раскрывая в каждом способность, талант и одарённость, которые, возможно, спят в них, и их следует найти, разбудить и развить. Для этого в первую очередь надо мотивировать детей. Значит, их деятельность должна быть яркой и сопровождаться яркими костюмами, интересной музыкой, новыми идеями и реальными достижениями, к которым они должны стремиться.

(Слайд 9)

Мотивировать детей на результат педагог должен также на собственном примере, особенно в начале их обучения. Прежде чем потребовать от ребёнка выполнения задания, педагог должен уметь продемонстрировать выполнение этого задания сам. Когда учитель умеет, тогда и ученик сможет. Это рождает в детях целеустремлённость и старательность. Тогда и будет результат. И тогда очень важным становится поощрение: похвала педагога, аплодисменты зрителей на концерте, награда на конкурсе.

(Слайд 10)

Стремясь к этим высотам, дети учатся на занятиях помогать друг другу, подчиняться законам коллектива, выражать свои симпатии, сочувствие , ответственно относиться к своему здоровью , замечать красивое в окружающих людях и в себе самом, понимать и чувствовать прекрасное . (Слайд 11) Они приобретают навыки культурного поведения, эстетические чувства, положительные эмоции, навыки адекватной самооценки и чувства собственной значимости.

(Слайд 12)

Вся работа педагога была бы невозможна без поддержки родителей, которые помогают в пошиве костюмов, сопровождают выезды коллектива на конкурсы, где участвуют в подготовке внешнего вида ребят, оказывают моральную поддержку и финансовую благотворительную помощь. Только в органичном союзе педагога, детей и родителей возможно достичь любых целей и результатов.

(Слайд 13)

Итогом деятельности нашего коллектива становятся ежегодные отчётные концерты для родителей, участие во всех мероприятиях школы.

(Слайд 14)

А также участие в районных, городских и международных конкурсах.

(Слайд 15)

Где наш коллектив занимает призовые места, получает награды: дипломы и грамоты.

Анализ педагогических средств по выявлению признаков одаренности в танцевальном коллективе «Step Forward»

В условиях осуществления педагогического процесса в МОУ ЦДТ «Эдельвейс» танцевального коллектива «Step Forward» накоплен определенный опыт работы с одаренными детьми.

Прежде всего, необходимо помнить, что танец представляет собой вид искусства, в котором художественный образ воплощается через музыкально организованное движение.

Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития. Это в свою очередь подтверждает, что у ребенка будут гармонично развиваться творческие способности, совершенствуя детское творчество. Сценическим искусством, развивающим музыкальный вкус, виртуозность движений, требующим многолетней подготовки, является танец. Танец играет важную роль в эстетическом воспитании и физическом развитии детей. Это связано с многогранностью данного жанра искусства, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, этического, художественного и физического развития. Все компоненты взаимосвязаны в процессе обучения. Систематические занятия танцем вырабатывают правильную осанку, способствуют устранению физических недостатков, влияют на формирование внутренней культуры и усвоение норм этики.

Мотивационный аспект поведения ребенка с хореографической одаренностью может быть описан следующими признаками:

1. Переживание чувства удовольствия от процесса танца, поразительное упорство и трудолюбие проявляется как следствие увлеченности.

2. Ненасытная любознательность, готовность по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований.

3. Неприятие стандартных, типичных заданий и готовых схем.

4. Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

В работе с одаренными детьми применяются следующие инновационные педагогические технологии:

Диагностические технологии. Технологии позволяющие выявить потенциал творческих способностей участника. Это могут быть: просмотр учащихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания;

Воркшоп. Развитие коммуникативных способностей участников коллектива. Прежде всего, это проведение мероприятий, а также самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа, активизирующая творческий потенциал участников;

Технологии сотворчества. Основным условием выполнения данной технологии является воспитание чувства толерантности;

Технологии формирования психофизического состояния. В данной технологии доминирует мягкий подход, в основном это техники медитации и релаксации;

Технологии раскрепощения и снятия зажимов включают в себя комплексы упражнений и этюдов по преодолению психологических и физических препятствий для свободного осуществления разнообразной сценической деятельности;

Технологии на развитие пластических характеристик. Стретчинг, представляющий собой импровизационные пластические упражнения и задания, ставящие целью психофизическое раскрепощение человеческого тела. Стретчинг - суть синтез хореографии и упражнений на развитие пластических характеристик.

Технологии создания художественного образа. Фантазирование виртуальной реальности сценического действия имеет, как правило, не внешние, а внутренние ограничения. Образ - это чувственно воспринимаемая целостность произведения, определяющая пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого художественного произведения, его атмосферу;

В Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Центр детского творчества «Эдельвейс» разработана дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей с хореографической одаренностью.

Цель программы: обеспечить психолого-педагогическую поддержку детей с явной и потенциальной хореографической одаренностью в условиях центра детского творчества.

Задачи программы:

1. Создание в воспитательном коллективе атмосферы, стимулирующей у воспитанников положительную потребность в саморазвитии, а также проявление потенциальной одаренности, в том числе хореографической: демонстрация веры в успех воспитанников, насыщение общением с людьми, реализующими себя в художественно-эстетической деятельности;

2. Учить свободно, красиво и органично выражать себя в танце;

3. Учить элементам танцев различных жанров, направлений;

4. Учить создавать своими руками сценические костюмы через обучение моделированию и шитью;

5. Учить создавать образ и стиль через грим, визаж

Цели и задачи воспитательного процесса:

1. Создания условий для сохранения и укрепления здоровья, развития основных физических качеств и двигательных способностей.

2. Формирование потребности к культуре движений, оптимальном физическом развитии, здоровом образе жизни;

3. Формирование навыков и умений для самосовершенствования, самоконтроля и самопознания;

4. Расширение объема знаний о различных видах двигательной активности, освоение техники движения.

5. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, формирование характера, утверждение активной жизненной позиции, оптимизма.

6. Создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей, для психического и эмоционального благополучия детей.

7. Воспитание самостоятельности и инициативности.

Показатели степени выраженности тех или иных знаний, навыков и умений в соответствии с программой и годом обучения ребенка определяется по итогам мониторинга на основе сравнительного анализа и диагностики.

За период обучения в танцевальном коллективе «Step forward» дети получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых проверяется регулярно.

Проверка усвоенного материала и новой темы проводится через:

педагогическое наблюдение на учебном занятии;

педагогическое наблюдение вне учебного занятия: на улице, в помещении (общение с другими людьми);

при организации индивидуальных занятий;

через просмотр видеоматериала с концертов коллектива;

Мониторинг образовательных результатов производится в соответствии с системой мониторинга, разработанного в МОУ ЦДТ «Эдельвейс».

Педагогический мониторинг в объединении проводится по изучаемым дисциплинам и направлен на исследование и фиксацию хореографических способностей каждого ребенка, динамику его личностного развития.

Мониторинг содержит следующий план:

Наблюдение за развитием хореографических способностей воспитанников и фиксирование достигаемых результатов;

Обобщение результатов;

Анализ и оценка достигаемых результатов.

Используются такие формы проведения диагностики как: наблюдение, беседа, открытое занятие, концертно-конкурсные выступления. Результаты отслеживаются путем проведения первичного, промежуточного, и итогового контроля.

Первичный контроль проводится в октябре, его целью является определение уровня или степени творческих способностей детей в начале цикла обучения детей. В ходе диагностики определяется уровень подготовленности детей данного вида деятельности, формы и методы работы с данными детьми, выбор программы обучения.

Промежуточный контроль проводится в течении всего года с подведением итогов в конце месяца. Его целью является подведение промежуточных итогов, оценка успешности продвижения воспитанников. В ходе проведения диагностики определяется какова оценка успешности выбора технологии и методики, анализируются результаты обучения на данном этапе.

Итоговая диагностика проводится в апреле, мае. Целью является определение уровня подготовки и уровня развития хореографических способностей детей.

По итогам мониторинга на основе сравнительного анализа и диагностики вносятся коррективы в программу, формы и методы обучения воспитанников.

Данная диагностика также позволяет отметить рост психологического и творческого развития детей. У воспитанников формируется адекватная оценка собственных достижений, появляется стремление к совершенствованию.

Проводится индивидуальная работа, постановка танцев на конкретных детей, учитывая их уровень танцевального мастерства, пластику, эмоциональное раскрепощение и особенности собственной подачи танцевального, сценического образа.

За время существования танцевальный коллектив «Step Forward» добился значительных творческих результатов.

Таблица 1

Результативность участия детей в конкурсах, мероприятиях

Уровень и название конкурса

Результат

Год и место проведения

Межрегиональный конкурс «Пять баллов»

Диплом II степени,

Диплом III степени

Ярославль

Фестиваль юношеского творчества «Годы молодые»

Участники

Ярославль

Районный конкурс «Золотая лесенка»

Диплом I степени,

Диплом I степени,

Диплом I степени,

Диплом II степени,

Диплом II степени

2009-2014 г.Пошехонье, Ярославская область

Межнациональный конкурс «Большая перемена»

Лауреаты 3 степени

Ярославль

Региональный Конкурс «Золотая нить»

Диплом II степени

Ярославль

1 Всероссийский конкурс творческой самодеятельности среди образовательных учреждений «Созвучие сердец»

Концерт к Дню милиции

муниципальный

Участники

Концерт к Дню инвалида

муниципальный

Участники

«Учитель года» выступление на торжественной части

муниципальный

Участники

Гала-концерт фестиваля «Золотая лесенка»

муниципальный

Участники

Отчётный концерт Центра

муниципальный

Участники

Концерт к Дню защиты детей

муниципальный

Участники

Выступление на конкурсе «Золотая нить»

муниципальный

Участники

Выступление на Дне Города

муниципальный

Участники

В ходе наблюдения за занятиями коллектива нами было отмечено, что педагог обращает свое внимание на то, как выполняют задание дети, как проявляется их активность, мобилизуется внимание, и особенно, как дети превозмогают трудности, осваивая материал. На занятия в младшей группе педагог использует игровые формы работы, вместе с детьми выполняет все упражнения и танцевальные движения. На занятиях старшей группы педагог делает акцент на самостоятельности обучающихся. Дети сами выбирают репертуар, изучают танцевальные движения для постановки танца.

Педагог поддерживает интересы детей, поощряет их промежуточные успехи, подводя их к достижению конечной цели.

Личный опыт автора показывает, что педагог использует совместные мастер-классы с обучающимися, проявившими особые способности. Такие мастер-классы проводятся на базах сельских школ, для детей, занимающихся в танцевальных объединениях.

В процессе исследовательской работы нами было проведено интервью с педагогом дополнительного образования Мосулиной Верой Юрьевной.

Тема интервью: «Система работы педагога дополнительного по выявлению одаренности в хореографии».

- Вера Юрьевна, проводите ли Вы мониторинг результатов обучающихся? И также собственных результатов?

Да, мониторинг результатов проводится три раза в год: входной, текучий, итоговый. В конце года составляется таблица по результатам того, насколько изменился уровень творческих, личностных, теоретических знаний, умений, навыков в показателях мониторинга.

Собственные результаты обязательно отслеживаю. В конце года пишу самоанализ своей деятельности. По результатам года определяю сильные и слабые стороны своей работы, с учётом корректировки своей деятельности составляю план на следующий год.

- Выделяете ли Вы детей, которые проявляют высокий уровень способностей, как одаренных детей?

Да. На самом деле одаренный ребенок понятие очень многогранное, потому что как правило, одаренный ребенок, это ребенок с незаурядными возможностями. Но, как правило, на практике выясняется, что одаренные дети не всегда отличаются в жизни или школе какими-то особенностями.

В младшей группе у меня есть совершенно замечательный пример Соколов Даниил. Он не послушный, не усидчивый, очень темпераментный, но, тем не менее он танцевально одарен. Танцевальную одаренность Данила было сразу не видно, она была завуалирована его сложным характером. После того как он раскрылся, почувствовал доверие к педагогу. И только тогда он начал работать, показал, какой он есть на самом деле. Чтобы одаренность раскрылась нужно, чтобы каждый ребенок почувствовал себя раскрепощенным, почувствовал доверие со стороны педагога, был максимально загружен, чувствовал собственную значимость, профессиональный рост, самоудовлетворение как творческое, так и социальное.

- Какие критерии помогают Вам оценить уровень танцевальных навыков?

Как таковые критерии одаренности в хореографии не определены. Есть общие критерии, сходные с другими направлениями одаренности. Это такие как: музыкальность, чувство ритма, пластика, выдержка, эмоциональная раскрепощённость, креативность мышления.

- Вера Юрьевна, используйте ли Вы какие либо методики при выявлении одаренности в хореографии? Если да, то, какие?

В работе с одаренными детьми и я использую дидактические технологии, которые позволяют выявить потенциал творческих способностей участника. Это могут быть: просмотры учащихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания; проведение методик на выявление коммуникативных способностей; выполнение упражнений и этюдов на раскрепощение и снятие зажимов; стретчинги, которые представляют собой импровизационные пластические упражнения и задания.

- Как проходит отбор в объединение?

В объединение я принимаю всех, поскольку центр детского творчества это место, куда дети могут прийти попробовать в разных направлениях деятельности. При естественном отборе остаются только те, которые могут и хотят танцевать, прикладывают к этому все свои усилия и возможности.

- С какого возраста дети принимаются в объединение?

В объединение принимаются дети с 5, которые ходят подготовительную группу.

- Каким образом формируются группы для выступлений? Есть ли прием «первой линии»?

В моём объединении танцуют все: у кого хорошо получается и не очень, собственно как в большинстве коллективов. В первую линию ставятся дети, которые показывают достаточно высокий результат: технику, пластику, эмоциональность. Особый акцент на первую линию я никогда не делаю, хотя конечно все хотят оказаться именно там.

- Какие воспитательные проблемы встают, если несколько лидеров?

В своей работе я, прежде всего, выделяю «истинных» лидеров и лидеров «ложных». Истинному лидеру давать возможность работать и показать коллективу, что это тот человек, за которым нужно идти.

- Планируйте ли Вы в объединении специальные занятия, формы, мероприятия для выявления особых танцевальных способностей?

Да, это различные концерты, фестивали, конкурсы, которые проходят на различных уровнях.

- Вера Юрьевна, выстраиваете ли Вы индивидуальный маршрут для детей с хореографической одаренностью?

Да, индивидуальный маршрут есть. Он создается для того чтобы максимально развить одаренность детей и дать им возможность самореолизоваться, достичь особых результатов, дать предпрофессиональную подготовку.

Выводы по второй главе

Таким образом, было выяснено, что в Муниципальном образовательном учреждения дополнительного образования детей Центра детского творчества «Эдельвейс» разработана система работы по выявлению и поддержки одаренных детей. Для детей организуются мероприятия, фестивали, конкурсы, выставки направленные на выявление, поддержку творчески одаренных детей. Организуется проектно-исследовательская деятельность. Проводится анализ особых успехов и достижений, создается банк данных по талантливым и одаренным детям.

В результате исследовательской работы был проведен анализ педагогических средств по выявлению одаренности детей в хореографии на примере деятельности танцевального коллектива «Step Forward» МОУДОД ЦДТ «Эдельвейс». Рассмотрена и изучена дополнительная образовательная программа, обеспечивающая психолого-педагогическую поддержку детей с явной и потенциальной хореографической одаренностью, проведено интервью с педагогом дополнительного образования по хореографии.

Проанализировав деятельность коллектива, можно сделать вывод, что в работе педагога используются различные педагогические технологии, методы и способы, направленные на выявление у детей признаков одаренности в хореографии. Также для детей показавших высокие результаты педагог использует совместные выездные мастер-классы.

Исследование хореографических способностей ребенка, динамика его развития проводится таким методом как мониторинг, который дает возможность наблюдать за развитием хореографических способностей, фиксировать и обобщать достигаемые результаты, анализировать и оценивать их. Кроме того используются такие формы проведения диагностики как: наблюдение, беседа, открытое занятие, концертно-конкурсные выступления. Результаты отслеживаются путем проведения первичного, промежуточного, и итогового контроля.