Счастье когда тебя любят конфуций.

by Записки Дикой Хозяйки

«Счастье – это когда тебя понимают!» - сакраментальная фраза из нашумевшего фильма стала на много лет формулировкой, определяющей счастье. Понимание – кажется, что это в жизни главное, только вот смысл каждый человек вкладывает свой собственный.

Мужчины – хотят, чтобы их «не доставали», чтобы их выслушивали, потакали их прихотям и увлечениям и вообще, не лезли в их жизнь. Женщины мечтают, чтобы поняли их потребность в любви, нежности, чтобы сопереживали и ценили, понимая, как сложно бывает крутиться день-деньской, и при этом оставаться нежной и женственной.

Как все просто, кажется. И с той, и с другой стороны желание понимания имеется, проблемы можно сформулировать в каждом конкретном случае. Так что же мешает?

Герой одного из кинофильмов обрел способность читать женские мысли. Ох, и намучился, бедолага! Вы хотите, чтобы ваш муж, любимый читал ваши мысли? Я – нет, категорически! Иначе он там такое вычитает, что не только понимать – он верить во все на свете перестанет, так запутается.

Ну, правду сказать, вот вы упрекаете мужа, что он вам ко дню рождения вместо норковой шубки очередную кастрюлю притащил. Что вы при этом думаете? «Как он мог, он меня вообще за женщину не держит, он ко мне равнодушен, он мои желания не чувствует, он обо мне совсем не думает. Я всю жизнь мучаюсь, ему покой и уют создаю, а он мозгами не пошевелит, издевается! Я ему сейчас эту кастрюлю на голову надену, я ему устрою «праздник»!» - это не полный перечень того, что мгновенно проносится в голове.

Теперь представьте, что он, муж, все это слышит. Вряд ли он поймет, в чем провинился, а про «загубленную молодость» и «лучшие годы» пластинка старая и заезженная, на нее и не реагирует давно никто! Может, он эту кастрюлю в муках выбирал, думал, что вас порадует, поскольку вы недавно восхищались красивой посудой, показанной по телевизору. Да и мало, какие соображения в мужской голове заставили именно такой подарок сделать – вы же их не слышите.

А если бы услышали, то, не исключено, что следующее: «Как надоело, домой идти не хочется! Что ни слово, то упрек, улыбаться разучилась, даже уголки рта, вон, книзу. Зачем я вообще женился – лямку тянуть или для радости в доме? И все время только давай, давай, деньги, деньги. Мне на работе женщины эту кастрюлю купить посоветовали, сказали, что в ней не пригорает! Хотел, как лучше, а она…!»

Счастье, это, когда тебя понимают... правильно. Взаимопонимание – это когда каждый делает свой шаг навстречу, а не выплескивает все обиды разом, стоит только появиться поводу, да и без оного.

Хочется понимания, конечно хочется! Чтобы желания исполнялись, чтобы внимание и забота. Так ведь не только нам – каждый о том же мечтает. И брать все время нельзя, отдавать просто необходимо. Может, не нужно считаться в детскую считалку, кому первый шаг делать? Сами понимаете, нельзя хлопать в ладоши одной рукой. А то, пока считаешься, жизнь проходит, в ссорах и раздорах!

ü «Счастье - это когда тебя понимают»: так ли это?

Цель: формирование умений и навыков в сфере общения, умения слушать и слышать другого человека.

Развитие умения «входить в положение других людей»;

Лучше понимать их чувства, мотивы поведения, усвоение стандартных приемов эстетических форм общения и творческого их использования с учетом обстановки;

раскрытие причин отсутствия взаимопонимания .

Оборудование: мультимедиа проектор, ноутбук, «лепестки ромашки»,магниты

1. Организационный момент.

Сейчас мы начнем работать, и я уже предчувствую большое удовольствие, которое мы получим. Кто-то разделяет мои чувства? Покажите мне глазами свое настроение, кто-то улыбнется, кто-то удивиться, кто-то ни как не отреагирует.

Так как мы будем работать в группах, давайте повторим правила работы.

1. Отзывчивость, благожелательность, стремление помогать людям. (Доброта)

2. Нет лучше дружка, чем родная (матушка).

3. Береги платье снову, а (честь) смолоду.

4. Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные советы. (Мудрость)

5. Не нужен клад, если в (семье) лад.

6. Это свойство души можно увидеть во взгляде любящего человека, услышать в его голосе (нежность).

7. Жизнь дана на добрые (дела).Вопросы к размышлению:

Как вы понимаете, что такое счастье?

Можно ли увидеть счастье?

Напишите, что для вас счастье.

Ребята записывают на «лепестках ромашки»

1.Предложить учащимся следующие задания:

О чем говориться в этой притче?

Учитель. Все мы разные и понятие о счастье у нас разное, но многие сейчас говорили о друзьях, семье, близких, о взаимопонимании с ними.

«Счастье – это когда тебя понимают..» Но стараешься ли ты сам понять другого человека, тем самым сделав его чуточку счастливее?

Давайте проверим понимаете ли вы друг друга. Пригласить ученика. Жестами и мимикой изобразить свои чувства и состояние в определенной ситуации.

Задача зрителей понять, какие чувства испытывает одноклассник.

Раздать тем, кто пожелает изобразить свои чувства.(2-ум группам)

1.Обжог руку. Больно.

Заблудился в лесу. Страшно.

Было ли понимание?

Какие бы мы не были разные, но выразить, показать чувства мы можем, чтоб нас правильно поняли.

Ребята а давайте поиграем в «сломанный телефон», - Что такое счастье?

Вопросы для обсуждения.

3.В чем причина одиночества ребят?

4.Как им можно помочь?

5.Хорошо ли мы знаем друг друга?

Да! Ведь главное – это когда тебя понимают. Но это происходит не всегда.

Итог:

Ребята, наша встреча проходит под девизом “Счастье, когда тебя понимают»

Вам предлагается «лестница счастья» , выберите 3 составляющих, что вам необходимо для счастья?

И скажите, что вы поставите на первую ступеньку - это будет для вас самым главным, на втору, третью. По мере уменьшения значимости. Поднимите карточки с номерами, что вы поставите на лестницу ценностей.

Думаю, каждый из Вас возьмет все лучшее из нашей встречи. Верю, что каждый проявит свою индивидуальность, творческие способности, волю и готовность находить правильные решения в любых жизненных ситуациях.

Рефлексия.

Прежде чем расстаться, попрошу вас встать в круг.. Мне было приятно с вами общаться.

Я прошу, чтобы каждый рассказал о чувствах, которые он сейчас испытывает, с чем уходит с нашей встречи. пригодится ли вам то, о чем мы размышляли? Передавая песочные часы.

«О чем «говорят» глаза»

Посмотрите на своего соседа по парте. Попробуйте определить, в каком настроении ваш товарищ, как он себя чувствует, о чем думает, чем озабочен. Обменяйтесь своими наблюдениями, выводами. Соответствуют ли они действительному состоянию товарища?

4-е задание «Сопереживание»

Двум ученикам предлагается проиграть ситуацию: первый ученик делится своей радостью (или огорчением) по случаю, например, получения хорошей отметки по математике, приезда долгожданного родственника и т. п. Второй ученик должен соответствующим образом отреагировать на это сообщение (обсуждается наилучший способ взаимодействия).

«Войди в положение другого человека»

В общении между людьми большое значение имеет умение принять человека таким, какой он есть, понять образ его мыслей, увидеть те или иные события, явления его глазами, поставить себя на место другого человека в той или иной ситуации. Попытаемся сделать это.

Ударил руку. Больно.

Подарили долгожданный подарок. Радость.

Соседка сменила прическу. Удивление.

Заблудился в лесу. Страшно.

Ударил руку. Больно.

Подарили долгожданный подарок. Радость.

Соседка сменила прическу. Удивление.

Заблудился в лесу. Страшно.

Ударил руку. Больно.

Подарили долгожданный подарок. Радость.

Соседка сменила прическу. Удивление.

Заблудился в лесу. Страшно.

Классный час. «Счастье – когда тебя понимают» - сценарий классного часа для классного руководителя.


Эпиграф:
Поверь мне - счастье только там

Где любят нас, где верят нам.

М. Ю. Лермонтов

1. Информация.

На экране высвечивается слайд с высказыванием А.Линкольна о счастье:

«Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми»

Учитель: Обратите внимание на высказывание Авраама Линкольна. Как вы считаете, что хотел сказать Линкольн этими словами? Сегодня мы поговорим с Вами о том, что такое «счастье» и о том, что нужно человеку, чтобы быть по-настоящему счастливым.

Что же такое счастье?

Вот какое определение понятию «счастье» дается в одном из словарей:

Счастье - эмоциональное состояние (эмоция), при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего существования, полноту и осмысленность жизни и осуществление своего назначения.

Психологи считают, что «Счастье» - категория сугубо личная! Оно зависит от внутреннего мира человека. Можно просто съесть шоколадку и испытать «Счастье».

Некоторые люди испытывают прилив «Счастья» от занятия спортом, другие от посещения театров. Люди становятся счастливыми от общения с близкими, с друзьями. Надо помнить, что гормоны «Счастья» вызываются физической активностью и любовью, а не злобой и унынием. Счастье – это непрерывное творчество!

Лишь капля счастья

в том, что есть

работа у меня,

и в том,

что вовсе не страшусь

я завтрашнего дня.

Вторая капля в том,

что есть жена, детишки, дом.

И в том, что светлая луна

повисла над прудом.

А третья капля в том,

что есть заветная мечта.

И в том, что совесть у меня

перед людьми чиста.

Видио «Что такое счастье?»

1 .(звучит припев песни «Птица счастья» в исп. Н. Гнатюка»)

А давайте все вместе пройдём по страничкам этой удивительной «Книге счастья»

Ученик: Многие думают, что «Счаc тье» - это просто птица удачи. А знаете ли Вы, что категория «Счастье» всегда была объектом исследования социологов многих стран.
Так в 80-е годы прошлого столетия проводился опрос населения в 140 странах мира, в результате которого, Дания – страна с самым счастливым населением! Уровень счастливых людей там достиг отметки в 92%, когда в нашей стране лишь 53%.В большинстве случаев люди, живущие за границей, на вопрос «Как дела?» отвечают «Всё о’кей!» А какой ответ обычно звучит в нашей стране? (ответы учеников) Да, Вы правы! У нас чаще можно услышать такого рода ответы, как «Да так себе» или «Могло быть и хуже».

Педагог: А как бы Вы написали одной фразой о счастье?

(рассуждения учеников)

Даже опросив тысячу человек. Пытаясь выяснить, что такое счастье можно услышать тысячу разных ответов. Опросив миллион человек в поисках рецепта счастья, можно получить многотомное собрание сочинений на заданную тему. Все очень просто, у каждого своё понимание этого состояния и свой способ. У нашего класса он тоже свой.

(учащиеся по одному подходят и прикрепляют свою ладошку на дерево жизни).

Давайте проанализируем цветовую гамму наших ладошек.

Счастье оно многогранно, оно разноцветно и для большинства из нас счастье – это вовсе не материальное понятие. Именно таким оно было и для маленького принца из философской сказки Антуана Сент-Экзюпери. Маленький принц путешествовал по планетам стараясь даже в самые горькие минуты не терять веру в торжество добра: нельзя чтобы будничные дела заслонили от тебя судьбы мира заставили забыть о маленьких и больших заботах твоих соседей по вселенной пусть волнует тебя всё, что происходит в мире… Нравственный урок, который преподаёт маленький принц весьма поучителен: мы понимаем отпусти каждую из нитей за которые держался маленький принц странствуя по вселенной, можно упустить частичку счастья. (перечисляются афоризмы о счастье, которые расположены на доске в звёздочках).

3. Я – позиция и общественно-значимая норма.

Учитель: Сейчас я Вам зачитаю ситуации из жизни, а вы попробуете их проанализировать.

Ситуация №1

Банка жизни

Студенты уже заполнили аудиторию и ждали начала лекции. Вот появился преподаватель и выставил на стол большую стеклянную банку, что многих удивило:

Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке?

Ну, она пустая, - сказал кто-то.

Совершенно верно,- подтвердил преподаватель, затем он достал из-под стола мешок с крупными камнями и начал укладывать их в банку до тех пор, пока они не заполнили ее до самого верха, - А теперь что вы можете сказать об этой банке?

Ну, а теперь банка полная! - опять сказал кто-то из студентов.

Преподаватель достал еще один пакет с горохом, и начал засыпать его в банку. Горох начал заполнять пространство между камнями:

А теперь?

Теперь банка полная!!! - начали вторить студенты. Тогда преподаватель достал пакет с песком, и начал засыпать его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.

А вот теперь банка полна! - сказал он. - Сейчас я буду объяснять вам, что произошло. Банка - это наша жизнь, камни - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох - это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок - это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении все нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпал в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи. У меня все, лекция окончена.

Учитель: Сталкивались ли вы когда-нибудь с подобными ситуациями? Как вы относитесь к происходящему в данной истории?

(обсуждение в группах 1,5-2 мин.)

-(дети выливают в чашу счастья капельку своего счастья)

А моё счастье в том, что мы с вами сейчас все вместе, в том, что вы у меня такие хорошие, такие взрослые готовые всегда прийти на помощь и поддержать друг друга. От этого на душе становится так спокойно за вас, что вы не затеряетесь в этом сложном мире, а будете стараться с чувством оптимизма находить решения преградам, стоящим у вас на пути.

Был вопрос, ответ искали

И по капли собирали,

Разное у всех оно

Получилось как в кино

Вот в руках у нас синица,

А в мечтах у всех жар-птица.

Мы её поймать хотим,

И за ней вперёд летим

Хоть оно так быстротечно,

Но, а всё же счастье вечно!

Что же в чаше – счастье наше

Четвёртая страница
Психологи считают, что «Счастье» - категория сугубо личная! Оно зависит от внутреннего мира человека. Можно просто съесть шоколадку и испытать «Счастье».
Некоторые люди испытывают прилив «Счастья» от занятия спортом, другие от посещения театров. Люди становятся счастливыми от общения с близкими, с друзьями. Надо помнить, что гормоны «Счастья»
Вызываются физической активностью и любовью, ане злобой и унынием. Счастье – это непрерывное творчество!
А как в литературе говорят о «Счастье»?
В.Г. Короленко писал: «Человек рождён для счастья, как птица для полёта!»
А в «Братьях Карамазовых» звучит другая фраза: «В горе счастье своё ищи» - говорит Алёше старец.
Часто в русской классике высказывается мысль, что счастливыми и довольными могут быть только глупцы и мерзавцы, в то время, когда тяжело живётся простому народу. Как вы понимаете данные высказывания? (размышления учеников)

Учитель: Давайте подведем итоги, предлагаю Вам выполнить творческое задание: каждой группе в течение 5 минут необходимо определить «Слагаемые человеческого счастья». Но вы не просто так будете записывать Ваши мысли, а оформите их в виде цветка, как в известной сказке «Цветик-семицветик» (на столах у ребят лежат маркеры, листы бумаги формата А3, по окончании работы каждая группа выступает с результатами работы)

5. Рефлексия.

Попрошу Вас встать в круг, сейчас мы проведем игру «Клубок счастья». Каждый участник кидает клубок кому-нибудь при этом говорит какое либо пожелание по теме классного часа. Участник, получивший клубок наматывает на руку нить и кидает следующему и т.д.

Учитель: Всем спасибо за работу, займите, пожалуйста, свои места.

6.Свободный выбор.

Учитель: Сегодня мы с вами рассмотрели одно непростое понятие – понятие счастья, с которым человек старается идти в ногу по жизни. Но не у всех это получается. Еще раз хочу пожелать, чтобы в вашей жизни счастье шло с вами в ногу, но для этого вы должны быть добрыми, честными, трудолюбивыми людьми. И тогда счастье вас не подведет. Посмотрите внимательно следующую презентацию.

Заключение
(показывается эпизод из к/ф «Доживём до понедельника» , где у4читель читает стихи из записки ученика, который сжёг сочинения на тему «Счастье» Эпизод заканчивается словами: « …сломанная клетка, куча пепла…. А журавли снова в облаках!»

Учитель подводит итог классного часа.
Мне бы хотелось пожелать Вам, чтобы птица- счастья всегда была с вами, в ваших
сердцах. Чтобы Вы были счастливы от того, что солнышко светит и день новый
наступает! Пусть Вашим девизом по жизни был: «Хочешь быть счастливым – будь им!»

СЧАСТЬЕ… это слово звучит так пленительно маняще для каждого из нас. Поздравляя друг друга с Днем Рождения или даже с праздниками, мы желаем много всего хорошего и обязательно подытоживаем пожеланием счастья.

А что такое счастье, и с чем его едят? Спросите себя, что для вас лично оно обозначает? И вы с трудом будете подбирать слова для его определения. И только системно-векторная психология Юрия Бурлана дает внятное определение счастья. Счастье - это развитость, реализованность и наполненность твоих личных природных качеств. От того, какие вектора (врожденные свойства) в твоем бессознательном психическом доминируют, такой и складывается для тебя твоя картина счастья.

Вот человек с кожным вектором вам ответит: «Счастье - это, когда ты состоялся в бизнесе или сделал карьеру; достиг самого высокого ранга; когда у тебя полно денег, и ты можешь купить все, что твоей душе угодно, да еще и сэкономить при этом; когда у тебя есть заначка на черный день; когда у тебя крепкое здоровье». А вот для человека с анальным вектором счастье - когда есть крепкая семья; дети воспитанные, чтобы перед людьми не позорили; когда на работе - почет и уважение; когда товарищи рядом; когда жена - порядочная чистая женщина, мать хорошая и хозяйка; а еще, чтобы все по справедливости, поровну, по-братски». И так для каждого из восьми векторов - восьми мер - счастье, когда его врожденные свойства уравновешены и лично его желания наполнены, а чужие желания не цепляют. Как говориться, кесарю - кесарево, а слесарю - слесарево.

А что же на самом деле за всем этим стоит?
Почему-то вспомнился добрый старый советский фильм «Доживем до понедельника!». Там есть такой эпизод: старшеклассники пишут сочинение на тему «Что такое счастье?». Один парень написал самое короткое сочинение: «Счастье - это, когда тебя понимают…». И печальное многоточие в конце.

Вот живем мы все в этом безумном мире - несчастные и непонятые. И так нам от этого плохо! Муж - черствый эгоист, невнимательный, бездельник; или жена - пила «Дружба», истеричка, чего ей от меня все время надо? А дети растут неблагодарные лоботрясы, лентяи и неучи. Теща - змея, нет просто кобра очковая, а свекровь - ведьма с задатками вампира. А мы? Мы белые и пушистые, нас просто никто не понимает. И такая жалость к себе одолевает, такая тоска от этого всего накатывает! Какое там счастье? Тут хоть бы с ума не сойти да в депрессию не ввалиться. Как жить среди таких людей? Вот и мечтаем дни и ночи напролет о несбыточном счастье, механически желая его друг другу в дни рождения и в праздники, не веря в эти пожелания ни на грамм. Но ведь так хочется быть счастливым!

Так что же все-таки за этим стоит? А на самом деле за всем эти скрывается наше пронзительное и исступленное желание ПОНИМАТЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ЧТОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НИМИ ПРИНОСИЛО РАДОСТЬ И УДОВОЛЬСТВИЕ. Все просто! И секрет этот раскрывается для каждого на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Человек - это взаимодействие с другими людьми. И только от того, как мы умеем взаимодействовать с другими людьми, зависит наше ощущение счастья или несчастья. В нашем мире нас окружает масса помех нашему счастью. Большую часть этих помех мы набираем из детства и тянем за собой эту ношу до смертного одра: различные страхи, фобии, тревоги, обиды, депрессии. О каком счастье с таким грузом на душе можно вести речь? И только на тренинге по системно-векторной психологии, познавая людей изнутри, ты вдруг совершенно ясно осознаешь, каким мусором набиты твой разум и сердце. Так это было у меня. И сам себе удивляешься: как ты еще умудряешься хотя бы дышать?

Во время тренинга ты научаешься мыслить системно. А это значит - понимать людей относительно себя, и себя относительно других. Твое мышление качественно меняется, и с этим качественно меняется твоя жизнь. Чужие желания отпадают, как шелуха, а свои природные становятся ясными, как день. И тебе уже не нужно гнаться за призраком чужого счастья. Ты точно теперь знаешь, где оно прячется и что до него рукой подать. Вся твоя озлобленность на мир и людей, все твои непомерные требования к другим и к себе рассыпаются и превращаются в мелкий песок. Ты автоматически переходишь в режим Золотого Правила: «Относись к другим так, как ты хочешь, что бы они относились к тебе». Ты позволяешь себе быть собой, а другим быть другими. Тебя охватывает небывалое спокойствие, появляется терпимость к людям, о которой ты и не мечтал. Ты начинаешь смотреть на людей глазами, полными сострадания, но не жалости. И происходит чудо - они меняются в лучшую сторону.

Как было бы здорово, если бы системно-векторную психологию Юрия Бурлана преподавали в школе! Тогда тот старшеклассник написал бы свое самое короткое сочинение по-другому: «Счастье - это, когда ты понимаешь других!». И в конце уже не было бы печального многоточия, а стоял бы радостный восклицательный знак.

После прохождения тренинга по системно - векторной психологии хочется делиться этим уникальным знанием со всем миром и очень хочется, что бы все люди были по-настоящему счастливы! Знаете, как в песне Стаса Намина:

Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом!
Как солнце по утрам - пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким:
Когда ты счастлив сам - счастьем поделись с другим!

Делюсь с вами своим счастьем, друзья! Счастьем от того, что есть такая замечательная наука - и такой замечательный человек, который ее создает, - Юрий Бурлан!

Елена Шаповал

Марина Романович
«Счастье это когда тебя понимают»

Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека всё соткано из его отношений к другим людям; с ним связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки.

Отношение к другому человеку является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяют нравственную ценность человека.

Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. И этот опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна. Из за наблюдаемых в последнее время среди молодежи жестокости, повышенной агрессивности, имеющих свои истоки в раннем и дошкольном детстве.

Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети учатся речевому общению, наблюдая за старшими, слушая и подражая им. У младшего школьника, в отличие от старших, мышление более конкретное. Он хорошо усваивает то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Дети постоянно изучают то, что наблюдают, и понимают гораздо больше , чем могут сказать. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером. Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное. Родителям следует уделять своим детям больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и когнитивное развитие (когнитивные, т. е. познавательные навыки, которыми ребенок овладевает в дошкольном возрасте, в дальнейшем определяют его способность к чтению, письму, счету, а также к абстрактному и логическому мышлению) и приобщение ребенка к жизни общества - являются решающими. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников. Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребенком и взрослым. Педагоги, родители, бабушки и дедушки, старшие сестры и братья должны лучше понимать ребенка и стараться удовлетворять его важные потребности. Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.

В дошкольном возрасте малыш лишь нащупывает способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе.

Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье : «чему меня учили отец и мать»

Каждый человек должен уметь слушать другого человека, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень не многие среди нас могут и умеют по настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Но большое значение имеет и способность слушать и понимать и самого себя , то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими людьми. И всему этому детям нужно учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение.

«Счастье - это когда тебя понимают » , а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться. «Научись любить и понимать людей , и рядом с тобой всегда будут друзья»