Система обучения занкова. Программа обучения занкова

Фраза, что ребенок учится по системе Занкова, звучит из уст родителей школьников достаточно часто. Но при этом мало кто из них понимает отличие этой системы от традиционной. В чем суть обучения по системе Занкова? Как эта система соотносится с современными стандартами образования?

Отличия от традиционной системы обучения

Система была разработана Л. В. Знаковым (1901—1977). Данная система обучения кардинально отличается от традиционной. В ее основе развивающий принцип обучения, а не передача конкретных знаний. Систему обучения Занкова поэтому часто называют развивающим обучением, чтобы подчеркнуть ее отличие от традиционной системы образования. Традиционная школа предполагает, что учитель должен передать ученикам определенный объем знаний и научить их перечню навыков. Тогда как, Занков вложил в основу своей системы развивающий принцип. По его системе учитель больше внимания уделяет развитию личности ученика.

Современные стандарты образования

Сейчас в школах вводятся новые стандарты образования. Эти стандарты предполагают, что в первую очередь учитель должен ориентироваться на каждого ученика (индивидуальный подход) и развивать его личность. Перед современными учителями ставится задача формирования ценностных ориентаций учеников, повышения их самооценки и мотивации учиться. Формирование личности ученика выдвигается на первый план. Занков еще задолго до введения таких стандартов ставил целью обучения достижение учеником оптимального развития. Он опередил этим свое время. Причем к вопросу развития Занков подходил целостно: это и ум, и нравственность, и воля.

Зачем нужно развивающее обучение?

В современном обществе объем информации возрастает бешеными темпами. Знать все просто невозможно. Даже человек, уже окончивший вуз, постоянно должен узнавать что – то новое, осваивать новые навыки, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда. Поэтому перед современной школой стоит задача научить ребенка учиться, а не передать ему конкретные знания, как было в традиционной системе обучения до этого. Для того, чтобы ребенок смог приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни, он сам должен уметь искать новую информацию и работать с ней.

Повышенная нагрузка у ребенка в школе должна как-то мотивироваться. Все дети не хотят учиться, но если создать правильно стимулирующие условия, то ребенку будет проще учиться. Пообещайте в конце года радиоуправляемый вертолет с камерой или модную куклу. Вы сами заметите, как ребенок захочет учиться. Вообще радиоуправляемому вертолету будет рад не только ваш ребенок, но и папа семейства (это из личного опыта).

Высокая сложность развивающего обучения

Обучение по системе Занкова заставляет ребенка постоянно анализировать. Ему недостаточно просто выучить правило и применять его. Он сначала должен понять это правило, сам его вывести. А лишь затем применять его. Поэтому имеет место высокий уровень сложности: ребенку действительно трудно производить этот анализ. Но эта трудностью и оказывает развивающий эффект на его личность.

Высокая трудность обучения часто пугает родителей. Они не понимают, что требуется от ребенка, так как сами учились по традиционной системе. Психика ребенка, в отличие от взрослого, пластична. Он сможет приспособиться к системе обучения. А вот родителям перестроиться крайне тяжело.

Родителям, чьи дети учатся по системе Занкова, необходимо поддерживать контакт с учителем ребенка. Нет ничего страшного в том, чтобы попросить его объяснить какое – либо задание. Также дополнительную информацию можно получать в ФМНЦ им. Л.В. Занкова.

Кто учится по Занкову?

Система разработана только для обучения в начальной школе (1—4 классы). Учебники для среднего звена еще только проходят апробацию. Так как система отлично отвечает требованиям новых стандартов образования, можно предположить, что учебники для старшей и средней школы будут активно разрабатываться и внедрятся в современные школы. Тогда как уже сейчас по данным ФНМЦ от 30 до 40% учителей в начальных школах работают по данной системе.

Extremka

Начальное общее образование

Линия УМК Занкова. Литературное чтение (1-4)

Линия УМК Занкова. Математика (1-4)

Линия УМК Занкова. Окружающий мир (1-4)

Линия УМК Занкова. ОРКСЭ (4)

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

«Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии» (Л.С. Выготский)

Педагогические основы системы

Академик Л.В. Занков и его сотрудники – специалисты в области психологии, физиологии, дефектологии, педагогики – открыли закономерности воздействия внешнего влияния на развитие младших школьников. Они доказали, что не всякое обучение способствует оптимальному развитию возможностей ребенка.

Система развивающего обучения Л.В. Занкова: Особенности отбора и структурирования содержания учебных курсов

Предметное содержание отбирается и структурируется на основе дидактического принципа ведущей роли теоретических знаний. Тем самым создаются условия для исследования учениками взаимозависимости явлений, их внутренних существенных связей.

Система развивающего обучения Л.В. Занкова: Организация самостоятельной познавательной деятельности школьников У детей XXI в. мы обязаны воспитать привычку к переменам, нововведениям, мы должны научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информацию, разносторонне анализировать ее. На смену слушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать.

Заключение

Наталия Васильевна Нечаева, кандидат педагогических наук, профессор, автор курсов «Обучение грамоте», «Русский язык», занковка с 1967 года: «Основная задача этой статьи была в том, чтобы показать системность в решении образовательной цели – развитие личности. В таком случае каждый шаг авторов системы и учебников оказывается педагогически оправданным и неслучайным. Мы коротко остановились на следующих компонентах обучения:

1) наличие целостной психолого-педагогической системы обучения, цель которой развитие личности, развитие каждого, что требует индивидуализации процесса обучения;

2) интегрированный характер содержания курсов: а) разного уровня обобщения (надпредметного, межпредметного и предметного), б) теоретической и практической направленности, в) изученного, изучаемого и пропедевтического ознакомления с будущим программным материалом, г) интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;

3) организация самостоятельной познавательной деятельности на основе интегрированного содержания при сочетании: а) разных уровней мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-образного и словесно-логического, или теоретического), б) разных типов проблемных заданий; в) разных уровней индивидуальной меры помощи (от намекающей до прямой) для успешного выполнения каждым ребенком каждого задания;

4) возможность выбора учеником: а) задания (задания на выбор), б) формы выполнения заданий (парная, групповая, индивидуальная), в) источников получения знаний, г) возможность влияния на ход урока и др.

5) сравнительное изучение результативности обучения и развития ребенка по отношению к его собственным достижениям, начиная со стартового уровня;

6) атмосфера взаимодействия: учитель – ученик – ученик – родитель.

Всегда в обучении, которое во главу угла ставит личность ребенка, самое значительное место будет занимать то, что невозможно описать ни в какой методике: свет, тепло и время. Леонид Владимирович Занков наставлял авторов учебников: «Всегда различайте, чему надо учить ребенка, а чему не надо и даже вредно». Он призывал учителя уйти в тень, а процесс обучения строить от ученика.

Выпуская систему в практику, мы (авторы системы и УМК) предлагаем учителю только один ее компонент: тот, который обеспечивает внешнее воздействие на развитие ребенка и лишь создает условия для активизации его внутреннего потенциала. Чтобы эти условия стали реальностью так же, как и потенциальные возможности ребенка, нужен творческий, самостоятельно думающий учитель, который любит свою профессию. Без такого учителя система мертва. Именно такой учитель не допустит, чтобы на его уроке ученик испытывал «три С»: скуку, стыд и страх.

В 2017 году системе развивающего обучения исполняется 60 лет. А в 2016-ом исполнилось 120 лет со дня рождения Л.С. Выготского и 115 лет со дня рождения Л.В. Занкова.

Праздник-юбилей системы развивающего обучения касается всей нашей школы и педагогической науки, в которую Л.В. Занков так органично интегрировал философию, психологию, физиологию, дефектологию. Ведь в центре педагогической науки – наш ребенок – целостная, очень сложная личность, чья судьба во многом зависит от того, как он проживет свои школьные годы. История системы развивающего обучения Л.В. Занкова – пример ответственного отношения к педагогическим преобразованиям. Мы встали на верный путь – через изучение ребенка, через осмысление требований эпохи, социального заказа – к постоянному совершенствованию системы. Развивающая система должна быть развивающейся. И главный наш вклад за последние годы – это системный подход к разработке методического уровня развивающей системы обучения, что еще в большей мере делает ее передаваемой, возможной к освоению, еще больше приближает к каждому ребенку. Это мы и показываем на наших многочисленных курсах и семинарах как в территориях, так и в Москве.

В познании ребенка, в движении навстречу ему – самое перспективное направление развития системы развивающего обучения. И мы рады идти в этом направлении вместе с учеными, управленцами, методистами и тысячами учителей!»

Система Л.В. Занкова существует почти 50 лет, проверена временем, завоевала всеобщее призвание.

С 1995-1996 учебного года система начального образования Л.В. Занкова признана государственной системой начального обучения.

Сегодня в России и СНГ более 60 тысяч учителей-занковцев.

Об основателе системы - Л.В. Занкове (1901 - 1977 гг.)

Леонид Владимирович Занков относится к числу виднейших советских ученых в области педагогики, психологии и дефектологии. Разработчик теории и практики второй в мире после Я.А. Коменского дидактической системы обучения. Создатель научной школы в решении проблем соотношения обучения и развития.

  • Работал учителем сельской школы, воспитателем, заведующим детской колонией.
  • С 1925 года аспирант и последователь выдающегося отечественного ученого-психолога Л.С. Выготского.
  • В 1935 году утвержден в ученой степени кандидата педагогических наук.
  • В 1943 году утвержден в ученой степени доктора педагогических наук и в ученом звании профессора.
  • С 1944 года - директор НИИ дефектологии АПН РСФСР
  • В 1945 году избран действительным членом АПН РСФСР
  • С 1955 по 1960 годы - заведующий лабораторией экспериментальной дидактики НИИ теории и истории педагогики АПН СССР.
  • В 1968 году - избран действительным членом АПН СССР
  • 1970 - 1972 годы - заведующий лабораторией проблем обучения и развития детей младшего и среднего школьного возраста НИИ общей педагогики АПН СССР

Научно-психологические основы педагогической системы Л.В. Занкова

Система развивающего обучения академика Занкова Л.В. опирается на теорию развития ребенка, разработанную российским ученым Л.С. Выготским, который выдвинул идею о том, что «обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования».

Л.С. Выготский ввел понятия «зона актуального развития » ребенка и «зона ближайшего развития ». Уровень актуального развития складывается в результате завершающихся циклов развития учащегося. Этот уровень находит свое выражение в самостоятельном решении ребенком интеллектуальных задач.

Зона ближайшего развития свидетельствует о ходе дальнейшего развития ребенка. «Данный уровень обнаруживается в решении тех задач, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно, но оказывается в состоянии решить с помощью взрослого, в коллективной деятельности, по подражанию, - писал Л.С. Выготский. - Однако то, что ребенок умеет в сотрудничестве, завтра он сумеет сделать самостоятельно».

Л.В. Занков в основу своей педагогической системы положил новые представления Л.С. Выготского о воздействии обучения на развитие школьника. Обучение, опираясь не столько на то, что ребенок умеет делать самостоятельно, сколько на то, что он может сделать в условиях сотрудничества и сотворчества, двигает вперед развитие учащегося.

Создавая свою дидактическую систему, Занков ввел понятие «общее развитие ». Под общим развитием он понимал целостное развитие ребёнка - его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья, причём каждому из этих компонентов придавал одинаково важное значение.

Общая характеристика системы развивающего обучения Л.В. Занкова

Систему развивающего обучения по Л.В. Занкову можно назвать технологией раннего интенсивного всестороннего развития личности ребёнка.

Целевые ориентации системы Занкова

  • Развитие личности ребёнка.
  • Высокий уровень общего развития личности.
  • Развитие всей личности, создание основы для всестороннего гармонического развития.

Таким образом, впервые в область дидактики была включена личность ученика.

Концептуальные положения системы Занкова

  • Обучение должно идти впереди развития.
  • Ребёнок является субъектом, а не объектом учебно-воспитательного процесса.
  • Целью обучения является овладение учеником самостоятельной учебной деятельностью, а не ЗУНы (знания, умения, навыки).

Обучение по системе Л.В. Занкова не отвергает и не принижает важности приобретения фактических знаний, умений, навыков, необходимых каждому образованному человеку. Оно несколько иначе расставляет приоритеты: на первый план выдвигается цель продвижения ребёнка в общем развитии, а усвоение прочных знаний и умений становится средством для достижения генеральной цели.

Дидактические принципы Л.В. Занкова

Для наибольшей эффективности процесса общего развития школьников Л.В. Занков разработал дидактические принципы РО (развивающего обучения):

  • целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;
  • системность и высокая сложность содержания, адекватные зоне ближайшего развития ребёнка;
  • ведущая роль теоретических знаний (без принижения значения практических умений и навыков);
  • обучение на высоком уровне трудности ;
  • продвижение в изучении материала в быстром темпе ;
  • осознание ребёнком процесса учения (принцип сознательности, обращённой на свою деятельность);
  • принцип единства эмоций и интеллекта , включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ);
  • проблематизация содержания (коллизии);
  • вариативность процесса обучения, индивидуальный подход ;
  • работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.

Особенности содержания обучения

Согласно цели всестороннего развития ребенка содержание начальной ступени обучения обогащено и упорядочено.

Цель начального образования по Занкову - дать учащимся общую картину мира на основе науки, литературы и других видов искусства. Богатство содержания достигается включением в учебный план таких учебных дисциплин как: естествознание, география, история, философия, иностранный язык. Особое внимание уделяется ИЗО, музыке, чтению подлинно художественных произведений, труду в его этическом и эстетическом значении.

В системе Л.В. Занкова урок остаётся основным элементом образовательного процесса, но его функции, форма организации могут существенно варьироваться. Основное его отличие от традиционного урока: полилог в классе, основанный на самостоятельной и коллективной мыследеятельности детей; сотрудничество учителя и ученика.

Главная методическая цель урока — создание условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель достигается следующими путями.

Ход познания — «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

Преобразующий характер деятельности учащихся : наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.

Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся , связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества, помощью и поощрением со стороны учителя. Учитель создаёт проблемные ситуации — коллизии.

Коллективный поиск , направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создаёт атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Гибкая структура . Выделенные общие цели и средства организации урока в технологии развивающего обучения конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся.

Одной из ярких черт урока в дидактической системе Л.В. Занкова является неукоснительное требование к учителю обеспечить на уроке добрые, доверительные, насыщенные положительными эмоциями отношения между учителем и учащимися.

Педагогическая система РО Л.В. Занкова дает

учащимся:

  • развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений, формирование потребности учиться;
  • радость от свободного умственного труда, творчества и общения;
  • самостоятельность, уверенность, ответственность;
  • стремление к сотрудничеству.

учителю:

  • изменение взгляда на образование и ученика;
  • технологию развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей;
  • расширение возможностей для творчества.

родителям:

  • уверенность в успешном будущем своего ребенка.

Недостаток системы Занкова

Общий недостаток системы РО Л.В. Занкова: она не имеет продолжения в основной школе. И если вы отдадите ей предпочтение, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

,
кандидат филологических наук

С конца 50-х гг. прошлого столетия научным коллективом под руководством Л. В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения. Оно было предпринято с целью развития идей и положений JI. С. Выготского о соотношении обучения и общего развития школьников.

Усилия коллектива Л. В. Занкова были направлены на разработку системы обучения младших школьников, имеющей целью их психическое развитие – развитие ума, воли, чувств. Последнее и выступает в качестве основного критерия эффективности обучения.

Развитие не сводится к усвоению знаний, умений и навыков, оно выражается в появлении психических образований, не заданных напрямую обучением. Подобные новообразования как бы «забегают вперед», за рамки того, чему ребенка обучали. Например, у учащихся появляются зачатки научного определения понятий, появляется способность к наблюдению, осмыслению явлений, к обобщению получаемых впечатлений.

Анализируя традиционную систему обучения, Л. В. Занков критически оценивал неправомерное, с его точки зрения, облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения и однообразные повторения. В то же время и сам учебный материал зачастую страдает скудностью теоретических знаний, их поверхностным характером. Развивающее обучение и направлено, прежде всего, на преодоление этих недостатков обучения.

Л. В. Занков поставил задачу построить такую систему развивающего обучения в начальной школе, при которой достигалось бы более качественное развитие детей, чем при обучении по канонам традиционной методики. Эту систему предполагалось создавать в экспериментальном порядке, изменяющем существующую практику, демонстрирующем эффективность использования особых программ и методов. Содержанием эксперимента являлись не отдельные предметы, методы и приемы, а «проверка правомерности и эффективности самих принципов дидактической системы». Результаты экспериментального обучения постоянно сравнивались с уровнем развития детей в обычных классах.

В системе развивающего обучения Л. В. Занкова заложены следующие принципы:

принцип обучения на высоком уровне трудности . Его реализация предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений (содержание этого принципа может быть соотнесено с проблемностью в обучении);

принцип ведущей роли теоретических знаний , согласно которому отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков (содержание этого принципа может быть соотнесено со значимостью понимания общего принципа действия);

принцип осознания школьниками собственного учения . Он направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения (содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции);

принцип работы над развитием всех учащихся . Согласно ему, должны быть учтены индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех, ибо «развитие есть следствие обучения» (содержание этого принципа может быть соотнесено с гуманизацией образовательного процесса).

Таким образом, отличительными чертами системы Л. В. Занкова являются:

– высокий уровень трудности, на котором ведется обучение;

– быстрый темп прохождения учебного материала;

– резкое повышение удельного веса теоретических знаний;

– осознание школьниками процесса учения;

– направленность на высокое общее развитие всех школьников (это стержневая характеристика системы).

Система Л. В. Занкова отличается богатством содержания. Здесь нет главных и неглавных предметов. Содержанием обучения должна создаваться гармония красок, звуков, человеческих отношений.

Дидактическим стержнем урока по системе Л. В. Занкова является деятельность самих учащихся. Ученики не просто решают, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, выясняют закономерности, делают выводы. «Развитие – в сотрудничестве» – это важнейшая идея, пронизывающая методы и формы учебной деятельности школьников. В совместном поиске ребенок напрягает ум, и даже при минимальном участии в совместной деятельности он чувствует себя соавтором, что существенно перестраивает мотивационную сферу.

Гибкость, динамичность структуры урока Л. В. Занкова обусловлены тем, что процесс познания организуется «от ученика». Урок строится с учетом логики коллективной мысли детей и вместе с тем сохраняет целостность, логическую и психологическую завершенность.

Особое внимание уделяется подбору и формулировке заданий и вопросов. Они должны будить самостоятельную мысль учеников, стимулировать коллективный поиск, активизировать механизмы творчества.

Учебный материал строится и усваивается школьниками в логике все большей дифференциации знаний, от целого к части. Ученики знакомятся с понятием, которое остается вначале как «неоформленное обобщение». Это понятие все более дифференцируется, уточняется, конкретизируется при изучении других, новых разделов темы. Материал расположен так, что каждое из предложенных заданий находит свое естественное продолжение в последующих разделах. Возвращение к пройденному не сводится к формальному воспроизведению материала в таком виде, в каком он изучался. В системе Л. В. Занкова возвращение к пройденному есть в то же время и значительный шаг вперед.

Предложенная JI. В. Занковым дидактическая система оказалась эффективной, но несмотря на это, до настоящего времени она остается мало востребованной в школьной практике. Попытки ее внедрения не дали ожидаемых результатов, так как учителя оказались неспособными обеспечить новые программы соответствующими технологиями обучения.

Ориентация школы в конце 80-х – начале 90-х гг. на личностно-развивающее обучение привела к возрождению этой дидактической системы. Но, как показывает практика, предложенные Л. В. Занковым дидактические принципы используются не в полной мере.

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

АМОНАШВИЛИ Ш. А.

Среди наиболее популярных инновационных направлений в образовательной системе важнейшее место занимает так называемая система Занкова. Она была разрешена к внедрению в начальной школе наряду с такими аналогами, как «Школа 2100», «Гармония», «Начальная школа XXI века». Очевидно, что идеальной среди них нет – именно этим обусловлено их огромное количество. Однако все они объединены, в общем-то, схожими целями и даже средствами их воплощения. В официальных документах о каждой из этих систем написаны почти идентичные фразы: программа призвана привить любовь к учебе и труду, научить младшего школьника добывать знания самому, с минимальным участием педагога, развивать личность и ее творческие способности.

Главные отличия программ друг от друга становятся явными не в теории, а на конкретном примере, в деятельности самого педагога, который выбрал тот или иной стиль преподавания и ориентацию. Именно это должно быть ориентиром для родителей в выборе школы и класса, ведь личность учителя будет иметь намного большее влияние, нежели выбранная программа.

Одним из основных тезисов, иллюстрирующих ключевые засады программы Занкова является следующий: знания не преподносятся учителем, а добываются самим учеником. Задача опытного педагога – правильно сформулировать проблему, за решение которого школьник берется самостоятельно, однако, обязательно под мудрым, но не столь значительным руководством учителя.

Истина порождается во время дискуссии – это второй тезис программы Занкова. Из огромного количества мнений, изъясненных за время поиска путей решений проблемы, постепенно находится верный ответ, он же – новая информация, добытое максимально самостоятельно знание. От более сложного в простому – так должен строиться результативный процесс обучения за советским психологом Занковым.

Еще одна отличительная особенность этой системы состоит в быстром усвоении материала и множестве различных упражнений и необычных заданий. Большая скорость и разнообразие создают атмосферу, которая способствует не статическому и унылому изучению чего-либо, а динамичной работе, активному пониманию нового материала. Особенно эффективными видами работы считаются посещение выставок и музеев, походы в библиотеку и другие внеклассные виды занятий.

Отзывы о программе Занкова

Если говорить о том, насколько результаты воплощения основных принципов программы соответствуют тому, как ее расписали в теории на бумаге, окажется, что не все можно воплотить в жизнь. Учитывая многолетний опыт педагогов-практиков, можно выделить несколько основных моментов, говорящих позитивных и негативных сторонах данной программы:

  • программа довольно сложная: большое количество материала отводится для домашней работы, причем ученики сами не всегда в силах ее сделать в полном объеме;
  • кроме неподъемных заданий, учебники, который написаны специально под программу, содержат очень много ошибок и недочетов, что является весомым минусом, перекрывающим плюс – уникальность и развивающий характер заданий;
  • сложность системы дает и весомые преимущества: это хороший подготовительный этап к формированию умения преодолевать препятствия в будущем;
  • многие утверждают, что в каждой из обучающих систем можно найти сложные моменты, и та же программа Занкова содержит их не больше, чем другие;

Как видно, основным препятствием для эффективного осваивания знаний по этой системе является ее сложность. И если ученик «не успевает», то его приходится переводить в более слабый класс с иными, как правило, традиционными методами обучения. Ведь не у всех родителей есть время помогать детям в решении не очень-то легких домашних заданий. С другой стороны, при успешном обучении и максимальном соблюдении вышеупомянутых принципов, школьник будет на сто процентов готов к сложностям, которые ждут его в старшей школе.

Критикуя или расхваливая систему Занкова, необходимо брать во внимание множество субъективных факторов: тревожность родителей, личностные качества педагога, желания и реальные способности школьника. Это направление в психолого-педагогической науке предусматривает то, что школьный класс не будет делиться на «слабых» и «сильных», а у всех детей будет одинаковый стимул добывать знания. Но, как показывает практика, чаще происходит жестокий отбор в так называемые «занковские» классы – классы, где собирают детей, у которых четко выражена способность самостоятельно мыслить и работать. А это уже грубое нарушение принципа личностного подхода к каждому ребенку, который и должен лежать в основе любого направления.

К сожалению, разнообразие уникальных учебных систем, предназначенных для начальной школы, не способно на сегодняшний день разрешить одну из центральных проблем современного образования в школе – личность и процесс обучения. Чтобы создать условия для развития каждого ребенка, школы должны отбирать по истине профессиональных педагогов – людей, которые и покажут настоящие отличия одной системы от другой.