Скачать биология для поступающих в вузы ярыгин. Учебные пособия по биологии для поступающих в вузы
Название: Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы
Лемеза Н.А., Морозик М.С., Морозов Е.И. и др.
Издательство: Мн.: Юнипресс
Год: 2001
Страниц: 576
ISBN: 985-6588-68-5
Формат: DJVU
Размер: 12.5 Мб
Язык: русский
Пособие написано в соответствии с действующей программой по биологии для поступающих в вузы и включает основные сведения по общей биологии, ботанике, зоологии и анатомии человека. Особое внимание обращается на выявление закономерностей взаимоотношений живых организмов в природе, их эволюцию, на практическое использование достижений биологии в сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях народного хозяйства.
Для слушателей подготовительных отделений вузов, учащихся общеобразовательных школ, всех, кто интересуется биологией.
Оглавление
От авторов.
Введение.
Предмет, методы и задачи биологии.
Возникновение жизни на Земле.
Общая биология.
Учение о клетке.
Клетка - структурная и функциональная единица жизни.
Химический состав клетки.
Структурные компоненты клетки.
Обмен веществ и энергии в клетке.
Деление клетки.
Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Размножение организмов.
Индивидуальное развитие организмов.
Основы генетики и селекции.
Основные закономерности наследования признаков.
Генотип как целостная исторически сложившаяся система.
Хромосомная теория наследственности.
Основные закономерности изменчивости.
Генетика и теория эволюции.
Значение генетики для медицины и здравоохранения.
Селекция растений, животных и микроорганизмов.
Основные направления биотехнологии.
Эволюционное учение.
Развитие биологии в додарвиновский период.
Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина.
Современные представления об эволюции органического мира.
Вид и видообразование.
Направления и пути эволюции.
Краткая история развития органического мира.
Происхождение и эволюция человека.
Многообразие органического мира.
Доядерные организмы (Прокариоты).
Царство Дробянки. Отдел Бактерии и Цианобактерии
Царство Вирусы
Ядерные организмы (Эукариоты).
Царство Грибы.
Царство Растения. Низшие растения.
Группа отделов Водорослей.
Отдел Лишайники.
Высшие растения (Строение и размножение).
Ткани растений.
Органы растений.
Размножение растений.
Высшие растения (Классификация).
Отдел Моховидные.
Отдел Плауновидные.
Отдел Хвощевидные.
Отдел Папоротниковидные.
Отдел Голосеменные.
Отдел Покрытосеменные, или Цветковые.
Растительные сообщества.
Царство Животные. Одноклеточные.
Тип Саркомастигофоры
Тип Инфузории
Царство Животные. Многоклеточные.
Тип Кишечнополостные.
Тип Плоские черви.
Тип Круглые, или Первичнополостные, черви.
Тип Кольчатые черви.
Тип Моллюски.
Тип Членистоногие.
Тип Хордовые.
Анатомия, физиология и гигиена человека.
Структура человеческого тела.
Общий обзор организма человека.
Опорно-двигательная система.
Кровь.
Кровообращение.
Дыхание.
Пищеварение
Обмен веществ
Выделение
Кожа
Железы внутренней секреции
Взаимоотношения организма и окружающей среды. Размножение и развитие.
Нервная система.
Анализаторы. Органы чувств.
Высшая нервная деятельность.
Размножение и развитие человеческого организма.
Биосфера и человек.
Основные принципы и концепции экологии.
Экология как биологическая наука.
Основные экологические факторы среды.
Вид, популяция и сообщество.
Основы учения о биосфере.
Строение и эволюция биосферы.
Возникновение биосферы.
Биосфера и научно-технический прогресс.
Литература.
Публикация произведена при поддержке компании «Карта Знаний». Посетив сайт компании по адресу http://www.kartaznaniy.ru/, Вы сможете воспользоваться удобной поисковой системой, которая позволит быстро найти московские университеты , академии, институты, училища, колледжи, техникумы, школы, гимназии, лицеи и детские сады. Представленный список университетов расскажет всю необходимую информацию о том или ином учебном заведении, что поможет определиться с выбором места обучения для будущего абитуриента.
В.Н. КУЗНЕЦОВ
Учебные пособия по биологии для поступающих в вузы
Очень часто абитуриенты задают преподавателям вузов и подготовительных курсов вопрос: по каким пособиям и учебникам надо готовиться?
Но абитуриенты бывают разными: одни начинают готовиться к поступлению в вузы еще в школе, другие решают поступать в вузы после службы в армии, а есть и такие, кто решил стать студентом через 10 и более лет после окончания школы. Мы постараемся дать всем категориям абитуриентов представление о том, какие существуют пособия для подготовки к поступлению в вуз, кратко их охаректеризуем.
Официальным источником знаний по предмету является учебник. Следует пользоваться и учебниками, имеющими гриф Минобрнауки РФ: на форзаце должно быть напечатано, что данный учебник рекомендован (или допущен) Министерством образования и науки Российской Федерации для средних школ. Это гарантирует, что он отвечает всем требованиям государственного стандарта, т.е. соответствует утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации учебным программам по биологии.
Кроме того, существуют разнообразные и многочисленные пособия для поступающих в вузы. Они не всегда содержат полную информацию по предмету и представляют собой лишь сжатое изложение курса биологии. Однако есть пособия, в которых содержится информации даже больше, чем необходимо, и она дополняет многие темы и разделы курса интересными фактами и сведениями. Разные пособия предназначены для разных целей. Очень объемные – для тех, кому надо полностью повторить весь курс. Краткие, конспективные, с генерализацией информации, подойдут абитуриентам, которым надо лишь систематизировать имеющиеся знания; в них обычно много «немых» рисунков для самопроверки, различного рода заданий и упражнений. Есть пособия типа справочников, тренировочных заданий, тестов и пр.
Напомним, что курс биологии включает следующие разделы: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, общая биология (цитология, генетика, эволюционное учение) и экология. Не во всех пособиях эти разделы отражены полностью, поэтому при выборе пособия надо обращать на это внимание. Одни специалисты пишут только пособия по ботанике, другие по зоологии и т.д. Большинство же пособий составлены группами специалистов – ботаников, зоологов, медиков и т.п.
Одно из самых объемных пособий для поступающих в вузы «Полный курс по биологии для поступающих в вузы» в трех томах: «Ботаника», «Зоология», «Анатомия» (Билич Г.Л., Крыжановский В.А. – М.: Оникс, 2005). Кстати, теми же авторами в том же издательстве и в том же году опубликовано пособие более компактное: «Интенсивный курс по биологии для поступающих в вузы». А вот другое, менее масштабное, но тоже всеобъемлющее пособие – «Основы биологии. Полный курс общеобразовательной средней школы» (Каменский А.А., Соколова Н.А., Валовая М.А. – М.: Экзамен, 2004).
Наравне с пособиями по биологии, предназначенными для подготовки к поступлению в различные вузы биологической направленности, существуют и специализированные пособия, например только для поступающих в медицинские или сельскохозяйственные вузы. Примеры такого рода изданий: «Биология», учебное пособие для подготовительных отделений медицинских институтов (Ковалев Н.Е., Шевчук Л.Д., Щуренко О.И. – М.: Высшая школа, 1985 и последующие гг.); «Биология», пособие для подготовительных отделений сельскохозяйственных вузов (Под ред. Н.П. Соколовой. – М.: Высшая школа, 1987 и последующие гг.); «Биология, школа абитуриента: научись сам, пособие для поступающих в вузы биолого-медицинского профиля» (Калинова Г.С., Никишов А.И., Хрипкова А.Г., Сухорукова Л.Н. – М.: Школа-Пресс, 1995). Особенность данного пособия состоит в том, что материал, вызывающий наибольшие затруднения у абитуриентов, рассматривается наиболее детально и с учетом знаний выпускниками школ основных биологических законов: теории наследственности, эволюции, а также экологии. В других пособиях более подробно рассматриваются профильные для данных вузов темы (анатомические или сельскохозяйственные соответственно). В неспециализированных пособиях обычно все содержание делится более или менее равномерно на следующие главы или разделы: ботаника, зоология, анатомия, физиология и гигиена человека, общая биология (цитология, генетика и селекция, эволюционное учение, происхождение и развитие жизни на Земле, происхождение человека, основы экологии).
Справочники по биологии
Справочник абитуриента. Биология / Научная разработка и составление З.А. Власовой. – М.: Филологическое общество «Слово», АСТ, «Ключ-С», Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. В справочнике приведен материал по всем темам биологии, имеются рисунки с подписями и схемы.
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Полный курс подготовки к выпускным экзаменам. 3-е изд. – М.: АСТ– Школа-Пресс, 2006).
Лернер Г.И. Словарь-справочник для школьников, абитуриентов и учителей. – М.: «5» за знание, 2006.
Калюжний В.Г. Справочник по биологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
Тестовые задания, тесты, задачи по биологии
Прищепа И.М., Захарова Г.А., Щербакова М.А. и др. Тестовые задания. Биология. – Минск: ООО «Новое знание», 2005.
Лисов Н.Д. Учимся быстро решать тесты. – Минск: Тетра-Системс, 2006.
Тесты по биологии для учащихся и абитуриен-тов / Под ред. проф. Н.В. Иванова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в вузы с решениями. – М.: Оникс, Мир и образование, 2006.
Биология в вопросах и ответах. Серия «Абитуриент» / Под ред. проф. В.П. Иванова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Черникова Л. Биология. Экзаменационные ответы для абитуриентов, студентов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
Прищепа Н.М. и др. Биология. Тестовые задания. – Минск: Новое знание, 2005. Содержит 6000 тестовых заданий с ответами.
Каменский А.А., Соколова Н.А., Чепурнова Н.Е. Тесты для старшеклассников и абитуриентов. 4-е изд. – М.: УНЦ ДО, 2005. Содержит тестовые задания разных типов, есть рисунки с заданиями.
Пособия для поступающих в различные вузы
Пособие по биологии в 2 тт. / Под ред. акад. РАО Н.В. Чебышева. – М.: Новая волна, 2004. Одно из наиболее полных пособий комплексного характера (теоретический материал, схемы, рис, задания) для поступающих в вузы.
Цибулевский А.Ю., Мамонтов С.Г. Биология. Структурированный курс. – М.: Академия, 2004. Полный курс для поступающих в вузы с большим количеством рисунков и схем.
Плотникова Т.И. Пособие по биологии для школьников и абитуриентов. – М.: ЗАО «Славянский дом книги «Вече»», 2006.
Власова З.А.
Учебное пособие для
поступающих в вузы по биологии. / Под ред. З.А.
Зори-
ной. – М.: Слово, Эксмо, 2005.
Болдырихина Е.А., Онищенко А.В. Пособие по биологии для школьников и абитуриентов. Сер. «Экзамен на «5» – С.-Пб.: Виктория, 2005.
Лебедев А.Г. Готовимся к экзамену по биологии. – М.: Оникс, Мир и образование, 2006.
Овчарова Е.Н., Елина В.В. Биология (пособие по разделам: «Растения», «Грибы», «Бактерии», «Вирусы»). – М.: Инфра-М, 2005.
Чепурнова Н.Е., Соколова Н.А. Биология. Руководство для поступающих в вузы, 3-е изд. Сер. «Биология без репетитора». – М.: УНЦ ДО, Физматлит, 2002.
Пособия по отдельным разделам курса биологии
Пособие для поступающих в вузы по общей биологии (М.Г. Левитин, Т.П. Левитина.) – С.-Пб., 2005. В пособии нет ни ботаники, ни зоологии, ни анатомии.
Курбатова Н.О., Козлова Е.А. Конспект лекций. Сер. «Экзамен в кармане». – М.: Экзамен, 2006. Также пособие по общей биологии.
Шишкина Н.А. Генетика и селекция. Теория, задания, ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
Гончаров О.В. Генетика. Теория, задания, ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
Пименова И.Н. Зоология беспозвоночных. Задания, ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
Пособия-репетиторы
Павлов И.Ю, Вахненко Д.В., Москвичев Д.В. Биология. Пособие-репетитор для поступающих в вузы (8-е изд.) – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
Жеребцова Е.А. Биология. Репетитор. Схемы по биологии, таблицы. – С.-Пб.: Тригон, 2005.
Батуев А.С. Готовимся к экзамену по биологии. Сер. «Домашний репетитор». – М.: Айрис Пресс, 2004.
Наумова Т.Н. Репетитор по биологии для поступающих в медицинские колледжи и училища. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичев Д.В. Биология. Пособие-репетитор. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. Полный теоретический курс, расширенный фактический материал, тесты, задания и их решение.
Колесников С.И. Биология. Пособие-репетитор. Тестирование ЕГЭ. Поступающим в вузы. – Ростов-на-Дону: Март, 2004.
Материалы для подготовки к ЕГЭ
Контрольные измерительные материалы. – М.: Просвещение, 2005, 2006
Контрольные измерительные материалы для подготовки к единому государственному экзамену по биологии. – М.: Центр тестирования Минобразования России. Приводятся образцы тестов, использованных на экзамене по биологии в 2004 г.
При подготовке к вступительным экзаменам могут быть полезными многочисленные энциклопедические словари и справочники, например:
Универсальная энциклопедия школьника «Биология и Анатомия». – Минск: Валев, 1995.
Пособие написано в соответствии с действующей программой по биологии для поступающих в вузы, содержит необходимые и достаточные сведения по ботанике, зоологии, анатомии человека и общей биологии. Материал изложен на современном уровне, по всем разделам информация дается с «запасом», и её более чем достаточно для поступления в высшее учебное заведение. В книге приведены 384 рисунка и 11 таблиц, помогающие восприятию изложенного материала, в конце каждого раздела имеются вопросы для самоконтроля. Особое внимание в пособии обращено на изложение тех тем курса биологии, которые обычно вызывают у школьников наибольшие затруднения. Прослеживаются основные этапы эволюции органического мира, эволюционные изменения в строении и функциях организмов.
Предназначено для абитуриентов, слушателей подготовительных отделений, учащихся колледжей, лицеев, гимназий с углубленным изучением биологии, учителей биологии.
Научный редактор Гороховская Е.А.
Рецензент доктор биологических наук, профессор Шарова И.Х.
Растения, главы 35, 36, 38, 39, 40 написаны Гончаровым О.В.
Животные, Человек, главы 37, 41, 42, 43, 44, 45 и основные вопросы для повторения ко всем разделам написаны Пименовым А.В.
Раздел 1. Царство Растения (Plantae) 11
Введение 11
Морфология и анатомия растений 13
Глава 1. Особенности строения растительных клеток 14
Глава 2. Растительные ткани 18
2.1. Образовательные ткани (меристемы) 19
2.2. Покровные ткани 20
2.3. Механические (арматурные) ткани 22
2.4. Проводящие ткани 22
2.5. Основные ткани 24
2.6. Выделительные ткани 24
Глава 3. Вегетативные органы 25
3.1. Корень и корневые системы 25
3.1.1. Морфология корня 26
3.1.2. Анатомическое строение корня 27
3.1.3. Корневые системы 29
3.1.4 Почва 30
3.1.5. Удобрения 30
3.1.4. Физиология корня 33
3.2. Побег и системы побегов 37
3.2.1. Морфология побега 37
Внешнее строение побега 37
3.2.2. Развитие побега из почки 40
3.2.3. Образование системы побегов. Ветвление 40
3.2.4. Видоизменения побега 41
3.2.5. Стебель - осевой орган побега 44
Общая характеристика стебля 44
Анатомия стебля 45
Транспорт веществ по стеблю 47
3.2.6. Лист - боковой орган побега 47
Морфология листа 48
Анатомия листа 52
Функции листа 53
Видоизменения листа 56
Листопад 57
Глава 4. Размножение растений 57
4.1. Бесполое размножение 58
4.2. Вегетативное размножение растений 59
4.3. Половое размножение 65
Глава 5. Генеративные органы 66
5.1. Цветок 66
5.1.1. Морфология цветка 67
5.1.2. Соцветия 74
5.1.3. Опыление 76
5.1.4. Оплодотворение. Образование плодов и семян 78
5.2. Семя 78
5.2.1. Состав семян 79
5.2.2. Строение семени 79
5.2.3. Типы семян 80
5.2.4. Условия прорастания семян 81
5.3. Плод 81
5.3.1. Околоплодник 82
4.3.2. Классификация плодов 82
Систематика растений 86
Глава 6. Низшие растения, или Водоросли 86
6.1. Красные водоросли, или багрянки 88
6.2. Отдел Бурые водоросли 90
6.3. Отдел Зеленые водоросли 91
6.4. Значение водорослей 95
Высшие растения 96
Глава 7. Отдел Моховидные (Bryophyta) 96
Значение мхов 100
Глава 8. Отдел Плауновидные (Lecopodiophyta) 100
Значение плаунов 101
Глава 9. Отдел Хвощевидные (Equisetophyta) 102
Значение хвощей 103
Глава 10. Отдел Папоротниковидные (Polypodiophyta) 104
Семенные растения 106
Глава 12. Отдел Покрытосеменные (Angiospermae) 110
12.1. Двудольные растения 113
11.2. Однодольные растения 117
Раздел 2. Царство Грибы (Mycota) 119
Глава 13. Отдел Грибы 119
13.1.1. Плесневые грибы. Дрожжи 120
13.1.2. Шляпочные грибы 123
13.1.4. Значение грибов 126
13.2. Отдел Лишайники (Lichenophyta Lichenes) 126
13.2.1. Морфология лишайников 126
13.2.2. Физиология лишайников 127
13.2.3. Значение лишайников 129
Раздел 3. Царство Дробянок (Mychota) 129
Глава 14. Бактерии 129
14.1. Морфология бактерий 130
14.2. Физиология бактерий 134
14.3. Значение бактерий 136
Основные вопросы для повторения 137
Корень 137
Цветы и соцветия 138
Плоды и семена 139
Классификация цветковых 139
Водоросли 139
Лишайники 140
Моховидные 140
Раздел 4. Царство Животные (Zoa) 141
Глава 15. Подцарство Простейшие (Protozoa) 144
15.1. Общая характеристика 144
15.2. Тип Корнежгутиковые (Sarcomastigophora) 145
15.2.1. Класс Корненожки, или Саркодовые (Sarcodina) 145
15.2.2. Класс Жгутиконосцы (Mastigophora) 146
15.2.3. Тип Инфузории, или Ресничные (Ciliophora) 149
15.2.4. Тип Споровики (Sporozoa) 151
Подцарство Многоклеточные 153
Глава 16. Тип Кишечнополостные (Coelenterata) 153
16.1. Появление многоклеточных животных 153
16.2. Общая характеристика типа 154
16.2. Класс Гидроидные полипы (Hydrozoa). 155
16.3. Класс Сцифоидные медузы (Scyphozoa) 156
Глава 17. Тип Плоские черви (Plathelminthes) 158
17.1. Общая характеристика типа 158
17.2. Класс Ресничные (Turbellaria) 160
17.3. Класс Сосальщики (Trematoda) 162
17.4. Класс Ленточные (Cestoda) 165
Первичнополостные 168
Глава 18. Тип Круглые черви (Nemathelminthes) 168
18.1. Общая характеристика типа 168
18.2. Строение и жизнедеятельность нематод 169
Вторичнополостные 173
Глава 19. Тип Кольчатые Черви (Annelida) 173
19.1. Общая характеристика типа 173
19.2. Строение и жизнедеятельность 174
Глава 20. Тип Моллюски (Mollusca) 179
Класс Двустворчатые (Bivalvia), Класс Брюхоногие (Gastropoda) 179
20.1. Общая характеристика типа 179
20.2. Строение и жизнедеятельность 180
Глава 20. Тип Членистоногие (Arthropoda) 186
20.1. Общая характеристика типа 186
20.2. Подтип Жабродышащие (Branchiata) Класс Ракообразные (Crustacea) 188
20.3. Подтип Хелицеровые (Chelicerata) Класс Паукообразные (Arachnida) 191
20.4. Подтип Трахейные (Tracheata) Класс Насекомые (Insecta) 197
Строение и жизнедеятельность 197
Глава 21. Тип Хордовые (Chordata) 206
Подтип Бесчерепные (Acrania) Класс Головохордовые (Cephalochordata) 206
21.1. Общая характеристика типа 206
21.2. Ланцетник 208
Подтип Позвоночные (Vertebrata) Надкласс Рыбы (Pisces) 212
21.3. Характеристика подтипа 212
21.4. Характеристика надкласса 215
21.5. Класс Хрящевые рыбы (Сhondrichtyes) 216
21.6. Класс Костные рыбы (Osteichtyes) 217
Надкласс Наземные позвоночные (Tetrapoda) 224
Класс Земноводные (Amphibia) 224
21.7. Характеристика класса 224
21.8. Строение и жизнедеятельность 226
Класс Пресмыкающиеся (Reptilia) 234
21.9. Характеристика класса 234
21.10. Строение и жизнедеятельность 235
Класс Птицы (Aves) 243
21.11. Характеристика класса 243
21.12. Строение и жизнедеятельность 244
Класс Млекопитающие (Mammalia) 256
21.13. Общая характеристика класса 256
21.14. Строение и жизнедеятельность 257
Основные вопросы для повторения 273
Простейшие 273
Кишечнополостные 273
Плоские черви 273
Круглые черви 274
Кольчатые черви 274
Членистоногие, ракообразные 274
Членистоногие, Паукообразные 275
Членистоногие, Насекомые 275
Головохордовые 275
Земноводные 276
Пресмыкающиеся 276
Пособие написано в соответствии с действующей программой по биологии для поступающих в вузы, содержит необходимые и достаточные сведения по ботанике, зоологии, анатомии человека и общей биологии. Материал изложен на современном уровне, по всем разделам информация дается с «запасом», и её более чем достаточно для поступления в высшее учебное заведение. В книге приведены 384 рисунка и 11 таблиц, помогающие восприятию изложенного материала, в конце каждого раздела имеются вопросы для самоконтроля. Особое внимание в пособии обращено на изложение тех тем курса биологии, которые обычно вызывают у школьников наибольшие затруднения. Прослеживаются основные этапы эволюции органического мира, эволюционные изменения в строении и функциях организмов.
Предназначено для абитуриентов, слушателей подготовительных отделений, учащихся колледжей, лицеев, гимназий с углубленным изучением биологии, учителей биологии.
Научный редактор Гороховская Е.А.
Рецензент доктор биологических наук, профессор Шарова И.Х.
Растения, главы 35, 36, 38, 39, 40 написаны Гончаровым О.В.
Животные, Человек, главы 37, 41, 42, 43, 44, 45 и основные вопросы для повторения ко всем разделам написаны Пименовым А.В.
Раздел 1. Царство Растения (Plantae) 11
Введение 11
Морфология и анатомия растений 13
Глава 1. Особенности строения растительных клеток 14
Глава 2. Растительные ткани 18
2.1. Образовательные ткани (меристемы) 19
2.2. Покровные ткани 20
2.3. Механические (арматурные) ткани 22
2.4. Проводящие ткани 22
2.5. Основные ткани 24
2.6. Выделительные ткани 24
Глава 3. Вегетативные органы 25
3.1. Корень и корневые системы 25
3.1.1. Морфология корня 26
3.1.2. Анатомическое строение корня 27
3.1.3. Корневые системы 29
3.1.4 Почва 30
3.1.5. Удобрения 30
3.1.4. Физиология корня 33
3.2. Побег и системы побегов 37
3.2.1. Морфология побега 37
Внешнее строение побега 37
3.2.2. Развитие побега из почки 40
3.2.3. Образование системы побегов. Ветвление 40
3.2.4. Видоизменения побега 41
3.2.5. Стебель - осевой орган побега 44
Общая характеристика стебля 44
Анатомия стебля 45
Транспорт веществ по стеблю 47
3.2.6. Лист - боковой орган побега 47
Морфология листа 48
Анатомия листа 52
Функции листа 53
Видоизменения листа 56
Листопад 57
Глава 4. Размножение растений 57
4.1. Бесполое размножение 58
4.2. Вегетативное размножение растений 59
4.3. Половое размножение 65
Глава 5. Генеративные органы 66
5.1. Цветок 66
5.1.1. Морфология цветка 67
5.1.2. Соцветия 74
5.1.3. Опыление 76
5.1.4. Оплодотворение. Образование плодов и семян 78
5.2. Семя 78
5.2.1. Состав семян 79
5.2.2. Строение семени 79
5.2.3. Типы семян 80
5.2.4. Условия прорастания семян 81
5.3. Плод 81
5.3.1. Околоплодник 82
4.3.2. Классификация плодов 82
Систематика растений 86
Глава 6. Низшие растения, или Водоросли 86
6.1. Красные водоросли, или багрянки 88
6.2. Отдел Бурые водоросли 90
6.3. Отдел Зеленые водоросли 91
6.4. Значение водорослей 95
Высшие растения 96
Глава 7. Отдел Моховидные (Bryophyta) 96
Значение мхов 100
Глава 8. Отдел Плауновидные (Lecopodiophyta) 100
Значение плаунов 101
Глава 9. Отдел Хвощевидные (Equisetophyta) 102
Значение хвощей 103
Глава 10. Отдел Папоротниковидные (Polypodiophyta) 104
Семенные растения 106
Глава 12. Отдел Покрытосеменные (Angiospermae) 110
12.1. Двудольные растения 113
11.2. Однодольные растения 117
Раздел 2. Царство Грибы (Mycota) 119
Глава 13. Отдел Грибы 119
13.1.1. Плесневые грибы. Дрожжи 120
13.1.2. Шляпочные грибы 123
13.1.4. Значение грибов 126
13.2. Отдел Лишайники (Lichenophyta Lichenes) 126
13.2.1. Морфология лишайников 126
13.2.2. Физиология лишайников 127
13.2.3. Значение лишайников 129
Раздел 3. Царство Дробянок (Mychota) 129
Глава 14. Бактерии 129
14.1. Морфология бактерий 130
14.2. Физиология бактерий 134
14.3. Значение бактерий 136
Основные вопросы для повторения 137
Корень 137
Цветы и соцветия 138
Плоды и семена 139
Классификация цветковых 139
Водоросли 139
Лишайники 140
Моховидные 140
Раздел 4. Царство Животные (Zoa) 141
Глава 15. Подцарство Простейшие (Protozoa) 144
15.1. Общая характеристика 144
15.2. Тип Корнежгутиковые (Sarcomastigophora) 145
15.2.1. Класс Корненожки, или Саркодовые (Sarcodina) 145
15.2.2. Класс Жгутиконосцы (Mastigophora) 146
15.2.3. Тип Инфузории, или Ресничные (Ciliophora) 149
15.2.4. Тип Споровики (Sporozoa) 151
Подцарство Многоклеточные 153
Глава 16. Тип Кишечнополостные (Coelenterata) 153
16.1. Появление многоклеточных животных 153
16.2. Общая характеристика типа 154
16.2. Класс Гидроидные полипы (Hydrozoa). 155
16.3. Класс Сцифоидные медузы (Scyphozoa) 156
Глава 17. Тип Плоские черви (Plathelminthes) 158
17.1. Общая характеристика типа 158
17.2. Класс Ресничные (Turbellaria) 160
17.3. Класс Сосальщики (Trematoda) 162
17.4. Класс Ленточные (Cestoda) 164
Первичнополостные 168
Глава 18. Тип Круглые черви (Nemathelminthes) 168
18.1. Общая характеристика типа 168
18.2. Строение и жизнедеятельность нематод 169
Вторичнополостные 173
Глава 19. Тип Кольчатые Черви (Annelida) 173
19.1. Общая характеристика типа 173
19.2. Строение и жизнедеятельность 174
Глава 20. Тип Моллюски (Mollusca) 179
Класс Двустворчатые (Bivalvia), Класс Брюхоногие (Gastropoda) 179
20.1. Общая характеристика типа 179
20.2. Строение и жизнедеятельность 180
Глава 20. Тип Членистоногие (Arthropoda) 186
20.1. Общая характеристика типа 186
20.2. Подтип Жабродышащие (Branchiata) Класс Ракообразные (Crustacea) 188
20.3. Подтип Хелицеровые (Chelicerata) Класс Паукообразные (Arachnida) 191
20.4. Подтип Трахейные (Tracheata) Класс Насекомые (Insecta) 197
Строение и жизнедеятельность 197
Глава 21. Тип Хордовые (Chordata) 206
Подтип Бесчерепные (Acrania) Класс Головохордовые (Cephalochordata) 206
21.1. Общая характеристика типа 206
21.2. Ланцетник 208
Подтип Позвоночные (Vertebrata) Надкласс Рыбы (Pisces) 212
21.3. Характеристика подтипа 212
21.4. Характеристика надкласса 215
21.5. Класс Хрящевые рыбы (Сhondrichtyes) 217
21.6. Класс Костные рыбы (Osteichtyes) 217
Надкласс Наземные позвоночные (Tetrapoda) 225
Класс Земноводные (Amphibia) 225
21.7. Характеристика класса 225
21.8. Строение и жизнедеятельность 226
Класс Пресмыкающиеся (Reptilia) 234
21.9. Характеристика класса 234
21.10. Строение и жизнедеятельность 235
Класс Птицы (Aves) 243
21.11. Характеристика класса 243
21.12. Строение и жизнедеятельность 244
Класс Млекопитающие (Mammalia) 256
21.13. Общая характеристика класса 256
21.14. Строение и жизнедеятельность 257
Основные вопросы для повторения 273
Простейшие 273
Кишечнополостные 273
Плоские черви 274
Круглые черви 274
Кольчатые черви 274
Членистоногие, ракообразные 275
Членистоногие, Паукообразные 275
Членистоногие, Насекомые 275
Головохордовые 276
Земноводные 276
Пресмыкающиеся 276