Служилый дворянин в старину. Значение слова дворянин в словаре даля

70 лет назад, 20-го августа 1940 года, агент НКВД убил в Мексике Льва Троцкого - деятеля международного коммунистического движения и одного из организаторов Октябрьской революции. Об отношении Троцкого к «еврейскому вопросу» на страницах газеты Forward рассуждает директор Центра изучения антисемитизма Еврейского университета в Иерусалиме Роберт Вистрич.

Архитектор Октябрьской революции и один из создателей Красной армии, одержавшей победу в Гражданской войне, он был выслан из СССР в 1929 году. В эмиграции Троцкий продолжал яростно критиковать сталинский режим. Самого Иосифа Виссарионвича он называл не иначе как изменником дела революции. Троцкистов в Советском Союзе жестоко преследовали.

Лев Троцкий является одной из самых противоречивых исторических личностей. Его теоретическое наследие сегодня пропагандирует международная организация IV Интернационал, о раздорах и схоластических диспутах внутри которой ходят настоящие легенды.

Мечта Троцкого о победе пролетарской революции в мировом масштабе и вера в неминуемую гибель капитализма живы до сих пор, как и его пророчество об исчезновении национальных государств.

Несмотря на утопичность троцкисткой теории, отдельные ее элементы стали популярны в левом движении таких стран, как Великобритания и Франция. В этой связи интересно проследить отношение Троцкого к сионизму, еврейской ассимиляции и палестинской проблеме в 30-х годах.

Лев Давидович Бронштейн яростно боролся не только против сионистов, но и против антисионистски настроенной социалистической еврейской партии «Бунд» (Еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России). Троцкий осуждал стремление бундовцев к обособленности и к созданию экстерриториальной национально-культурной еврейской автономии в странах Восточной Европы.

Будучи убежденным марксистом и атеистом, Троцкий не интересовался иудаизмом, еврейской историей и культурой, считал их пережитками средневекового гетто.

В 1903 году 24-летний Троцкий присутствовал на Шестом сионистском конгрессе в Базеле. Уже тогда он назвал вождя сионистов Теодора Герцля «бессовестным авантюристом, который имеет дерзость рассуждать о создании еврейского государства». В 1921 году Троцкий отклонил просьбу московского раввина Якова Мазе об оказании помощи голодающему и страдающему от погромов еврейскому населению России. Раввин ехидно отметил тогда: «Троцкие делают революцию, а Бронштейны расплачиваются за это».

Борьба Троцкого со Сталиным началась еще в годы Гражданской войны. Сталин одержал победу, не побрезговав антисемитизмом в качестве одного из орудий в этой борьбе. Троцкого вывели из состава политбюро ЦК, исключили из партии, выслали из СССР, а потом и вовсе лишили советского гражданства. В 30-е годы, уже в эмиграции, Троцкий стал проявлять живой интерес к арабо-еврейскому конфликту и к колонизации Палестины. Интересно, что Троцкий без особой симпатии отнесся к арабскому национальному движению, охарактеризовав его как реакционно-мусульманское и антисемитское.

К 1937 году Троцкий, никогда не поддерживавший идеи сионизма, пересмотрел свою позицию в отношении «еврейского вопроса». Он осознал, что его убежденность в неизбежности ассимиляции евреев совершенно безосновательна, а еврейский народ нуждается в своей территории. Ему открылся тот факт, что антисемитизм поощрялся в СССР, чтобы отвлечь внимание населения от внутренних проблем.

Троцкий одним из первых забил тревогу о потенциальной угрозе, исходящей от нацистского режима. В декабре 1938 года, спустя месяц после Хрустальной ночи (первого массового еврейского погрома на территории Третьего рейха), он предупредил о возможности массового геноцида евреев Европы. Троцкий писал, что даже если войны в Европе не будет, «грядет массовое уничтожение евреев». Разумеется, его пророчество не было тогда воспринято всерьез.

Троцкий считал, что так называемая Белая книга (документ, принятый британскими мандатными властями в 1939 году, и ограничивший еврейскую иммиграцию в Эрец Исраэль) «грозит превратить Палестину в кровавую ловушку для сотен тысяч евреев». Троцкий верно предположил, что британский империализм отказался от своих обязательств перед сионистским движением и пожертвовал его интересами ради укрепления своих позиций на Ближнем Востоке.

Лев Троцкий всю жизнь пытался избавиться от образа нерешительного и мягкого интеллигентного еврея. Большевистское движение ожесточило интеллектуала Троцкого, превратив его в глазах антисемитов в демоническое олицетворение иудо-коммунизма.

Даже в революционных кругах, относившихся к нему с симпатией, Троцкого воспринимали прежде всего как еврея. В 30-е годы понятие троцкизм стало синонимом предательства и превратилось в жупел сталинской пропаганды. «Охота» на Троцкого в годы большого террора предвосхитила трагическую судьбу еврейского народа, который он когда-то так высокомерно оставил.

«Социалистическая революция - единственное реалистичное решение еврейского вопроса. Если еврейские рабочие и крестьяне попросили себе отдельное государство, это хорошо. ...Но только победивший рабочий класс может им его предоставить»

Лев Троцкий, 1940 г.

Троцкизм в большинстве своих вариаций, возникших после убийства Троцкого, включает в себя антисионизм. Между тем, и это не миф, созданный правыми, а голая правда - евреи в троцкизме всегда играли весьма значительную роль.

Ленин однажды лестно высказался о ведущей роли евреев в нашем (социалистическом и коммунистическом - прим. ред.) движении. Карл Каутский в начале XX века церемонно обратился к маленькому британскому социалистическому журналу на идише, призвав еврейских социалистов к передаче революционной решимости британским лейбористам. Они, впрочем, и так активно этим занимались, и дело здесь в историческом и социальном опыте евреев.

В этих условиях у евреев была дорого обошедшаяся им привилегия узреть капитализм полностью, во всей его каннибальской дикости, без многослойных привычных масок цивилизованности. Таким образом, многие из них естественно влились в армию социалистов, стремящихся переделать мир так, чтобы в нем не было больше ни классового, ни национального угнетения.

Однако не все евреи сделались социалистами-революционерами, многие патриоты боролись за создание еврейского государства в Палестине. Некоторые из них - кстати, наиболее эффективные - были также и социалистами. Соперничество между еврейскими социалистами и сионистами становилось порой острым, но дело не доходило до той демонизации сионизма, которой славится современный троцкизм. Сионисты сражались в рядах Красной Армии после Октябрьской революции 1917 г.

В Палестине тем временем из лево-сионистской организации «Поалей-Сион» возникла крошечная Коммунистическая партия. Коммунисты призывали к мировой социалистической революции как дороге к освобождению евреев. Они противостояли идее образования независимого еврейского государства, которую пропагандировали правоверные сионисты. И все же тогдашние левые были далеки от нынешней псевдолевой демонизации сионизма. Следует ли пускать в Палестину всех евреев? Конечно, следует, отвечали Коммунистический Интернационал и Компартия Палестины, отстаивая идею еврейско-арабского единства в борьбе с британским колониализмом. Переход к современному левому антисионизму - следствие сталинизации Коммунистического Интернационала.

В 1929 г. арабские шовинисты предприняли ряд нападений на евреев. Так, были убиты все преподаватели и студенты иешивы в Хевроне. Вначале Коммунистическая партия Палестины назвала эти нападения их настоящим именем - погромы. Так же отреагировали и советская, и коминтерновская печать. Затем международные вожди-сталинисты решили, что это было «антиимпериалистическое восстание». Это и стало линией Коминтерна. Всё, включая даже обыкновенный еврейский погром, отныне представлялось как свидетельство неизбежности мировой революции.

После 1930 г. под давлением Коминтерна до того преимущественно еврейская Компартия Палестины сильно арабизировалась. Вождями партии стали арабы, еврейское большинство было вытеснено на обочину движения. В результате Компартия порвала с политикой пролетарского интернационализма и стала заклятым врагом еврейской иммиграции. Немецких евреев, бежавших от Гитлера, прямо у берега встречали еврейские коммунисты. Они говорили по-немецки и раздавали листовки, призывавшие ехать обратно.

К 1936 г. в Сирии и Палестине сформировалось мощное арабское националистическое движение, направленное, в первую очередь, на погромы среди еврейских мирных жителей. Компартия активно участвовала в этой кампании. Так, американский коммунист Мелех Эпштейн свидетельствовал, что молодым еврейским коммунистам дали задание взорвать штаб-квартиры еврейского профсоюзного движения, Гистадрута.

Троцкисты отвергали злобные измышления 1929 года. В 1936 г. они также не согласились с официальным Коминтерном и не считали арабскую агрессию против палестинских евреев антиимпериалистическим движением. В какой-то момент Эпштейн окончательно порвал со сталинистами и тогда выложил в US Militant всю правду о сотрудничестве местной Компартии с арабскими националистами и об их совместной подготовке терактов против евреев.

Лев Давидович Троцкий родился в 1879 г. и погиб в 1940 г. от рук сталинского агента. Таким образом, его жизнь почти укладывается в период между началом погромов в России (1881 г.) и кануном Холокоста.

Троцкий не был сторонником сионистского движения и в 30-х годах предупреждал, что Палестина может превратиться в гигантское гетто. Евреи, стремившиеся найти там убежище, говорил он, могут оказаться в ловушке, в которой их перережут.

Тем не менее новый антисемитизм, не только в нацистской Германии и Польше, но и в СССР при Сталине, коренным образом изменил его взгляды на еврейский вопрос.

К концу жизни он понял, что преследование евреев сделало создание еврейского государства вынужденной необходимостью.

В одной из бесед в 1937 г. Троцкий еще раз прояснил свою позицию:

В молодости я полагал, что евреи разных стран все-таки ассимилируются, и еврейский вопрос исчезнет сам собой. Историческое развитие последней четверти века не подтвердило этого прогноза. Загнивающий капитализм привел к повсеместному обострению национализма, частью которого является антисемитизм.

Нация не может нормально существовать без собственной страны. Из этой идеи вырос сионизм. Но события демонстрируют нам, что сионизм не способен по-настоящему решить еврейский вопрос. Конфликт между евреями и арабами в Палестине приобретает всё более угрожающий характер.

22 февраля 1937 г. появилась статья Троцкого об антисемитизме в сталинском СССР. Он говорил о социалистическом будущем сионистских «методов решения еврейского вопроса». «Разве мы не правы в том, что всемирная социалистическая федерация сможет создать подлинный Биробиджан для евреев, желающих получить свою автономную республику, чтобы развивать в ней свою самобытную культуру?».

Мы никогда не узнаем, что сказал бы Троцкий, когда еврейское государство было в итоге создано в 1948 г. Ясно, однако, что он не стал бы забивать себе голову антисионистской демонологией и теориями международного заговора, которые столь популярны ныне среди левых.

Однако социалистическая революция так и не подоспела, чтобы спасти евреев от массовой европейской резни. Но жизнь шла вперед. Сионисты продолжали осуществлять свой проект и в конце концов в трагическом конфликте с арабами отвоевали себе государство Израиль. Потребность в национальной территории, которую, пусть и с неохотой, Троцкий всё же осознал, с особенной остротой ощущалась теперь большинством евреев. Но воплотилась эта мечта не в благосклонном социалистическом мире, а в мире, где правили империализм и сталинизм. И движущей силой ее был союз сионизма и Кремля, а затем сионизма и США.

В 1948-м на территорию, выделенную евреям ООН, вторглись армии арабских государств. Причем командовали ими офицеры британской империалистической армии. Проиграй тогда евреи, их бы всех перерезали, выгнали или заставили бы жить под контролем Британии, вернувшейся в качестве «миротворца». Но евреи победили, и три четверти из миллиона палестинских арабов бежали из страны. Между тем в последующие годы из арабских стран было изгнано около 600 тысяч евреев. Им, в отличие от палестинских арабов, не позволили томиться в лагерях беженцев, в то время как некоторые арабские правительства даже официально запретили принимать «своих» беженцев на работу. Так решались вопросы в мире, которым еще правили капитализм и сталинизм.

В 40-х годах мировоззрение троцкистов напоминало мировоззрение Сталина Третьего периода - 1929–1933 гг. Все происходящие события они толковали как часть социалистической революции. К ее движущим силам они относили и всё возраставший арабский национализм - «арабскую революцию».

В 40-х годах троцкисты прямо говорили, что только поддержка арабской революции против евреев Палестины позволит им, троцкистам, внедриться в эту «часть мировой революции». Однако не все левые придерживались такой точки зрения.

Некоторые французские троцкисты поддерживали сионистских партизан в их освободительной борьбе с Британией. Так, группа Шахтмана, Рабочая партия США, не разделяла заблуждений Третьего периода. Отвергала она и воинствующий арабский шовинизм «правоверных троцкистов». Хотя, например, группа «правоверных троцкистов» Менделя - Пабло выступала за права евреев в рамках некой ближневосточной федерации.

После блестящей победы в Шестидневной войне в 1967 г. Израиль стал восприниматься троцкистами как жестокая колониальная держава, угнетающая многочисленное арабское население на Западном берегу и в Газе. Большинство «правоверных троцкистов» перешло к откровенному антисионизму, который означал теперь стремление разрушить существующее еврейское государство во имя «освобождения» палестинцев.

Сионизму приписали всю отвратительность таких понятий, как «расизм» и «фашизм», а Израиль стал рассматриваться как главный представитель империализма. Реальную историю отодвинули на задний план. Антисионизм стал дубинкой, которой запугивали тех, кто пытался думать над этим вопросом самостоятельно и непредвзято.

Реакцией псевдолевых на образование Израиля стало изображение сионистов могущественными заговорщиками, которые заправляли всем во времена Гитлера, а потому несут и долю ответственности за Холокост. В 70-х годах принятие теории сионо-нацистского заговора стало необходимым условием того, чтобы тебя признали последователем Троцкого. Согласно этой теории, Гитлер был лишь слепым инструментом «еврейского заговора».

Вождь немецких социалистов Август Бебель метко назвал левый антисемитизм «социализмом идиотов». Значительная часть сегодняшнего троцкистского движения увлеклась антисионизмом. Перефразируя Бебеля, можно сказать, что это «антиимпериализм идиотов». По сути, нынешний антисионизм - это тот же антисемитизм, поскольку проявляется, помимо прочего, в непримиримой враждебности к евреям, для которых Израиль занимает центральное место. Всё это не имеет ничего общего ни с политикой Троцкого, ни с его эволюционировавшей позицией по этому вопросу. Это «троцкизм идиотов»!

Типичное заключение троцкистов после Троцкого делается из порой справедливых жалоб на израильский шовинизм. А состоит оно в том, что израильтяне как нация не имеют права на существование.

«Интернационализм», таким образом, получается весьма избирательный, односторонний. Осуждение Израиля абсолютно и беспощадно. Осуждение же арабского шовинизма проявляется лишь в виде полуабстрактного морального запрета и ряде увещеваний. Защищая права палестинцев, никто не требует от них перестать быть шовинистами. Они - законная нация. Евреи же - незаконная нация. Для тех марксистов, которые согласились с этим, интернационализм стал средством выражения своего арабского националистического ультиматума израильским евреям. Будьте «интернационалистами», станьте религиозным меньшинством в арабской Палестине, ликвидируйте свое национальное государство!

Но это совсем не интернационализм рабочего класса. Это псевдоинтернационализм на службе у национализма. Эта программа подразумевает покорение или даже уничтожение целой нации. И это преподносят нам под видом антинационализма и антирасизма!

Единственной последовательно троцкистской позицией является защита как права Израиля на существование, так и права палестинцев на создание собственного государства. Иными словами, два государства для двух народов.

Работы Троцкого - это глоток свежего воздуха посреди болот истерии, ультралевых бредовых фантазий, сочувствия воинствующему арабскому шовинизму и элементов векового антисемитизма, преобразованного ныне в антисионизм, - словом, всего того, во что превратилась огромная часть троцкизма после смерти Троцкого.

Значение слова ДВОРЯНИН в Словаре Даля

ДВОРЯНИН

муж. дворянка жен. дворяне мн. начально придворный; знатный гражданин на службе при государе, чиновник при дворе; звание это обратилось в потомственное и означает благородного по роду или по чину, принадлежащего к жалованному, высшему сословию, коему одному только предоставлено было владеть населенными именьями, людьми. Родовой, коренной дворянин, которого предки, в нескольких поколениях, были дворяне; столбовой, древнего рода; потомственный, который сам, или предок его в недальнем поколении, выслужили дворянство; личный, выслуживший дворянство за себя, но не за детей своих.

| вологод. дворянин, приемок, влазень, взрослый парень, взятый вовсе в дом, особ. призяченный зять.

| На свадьбах дворянами зовутся бояре, поезжане, все гости, как бы составляющие на сей день двор молодых, князя и княгини. Ни купец, ни дворянин, а своему дому (делу, слову) господин. На Руси дворянин, кто за многих один. Чести дворянин не кинет, хоть головушка сгинет. Не богат дворянин, да едет не один. Дворянином быть не сможется, а мужиком жить не хочется. Не новгородский дворянин, и сам сходишь. Не прикасайтесь черти к дворянам, а жиды к самарянам. Не прикасайтесь жиды к самарянам, а мужики к дворянам. Наши миряне родом дворяне: работы не любят, а погулять не прочь. Куда дворяне, туда и миряне. Дворянчик муж. насмешливо, молодой дворянин. Дворянич, дворянский сын. Дворянский, принадлежащий, свойственный дворянам, к ним относящ., из них составленный и пр. Дворянский род. Дворянская грамота. Дворянский полк, упразднен. Дворянское собрание в губерниях бывает общее, для выборов и важных дел; депутатское, где собираются только предводители и депутаты, для учета расходов земства и решения дел. Дворянский сын с погляденья сыт, мало ест. Дворянский сын, что ногайский конь: умирает, так хоть ногой дрягает, не покидает барских замашек. Дворянское кушанье: два грибка на тарелочке. Дворянская служба, красная нужда, о старинной воен. службе. Спесь дворянская, а ум крестьянский. У спеси дворянской, да разум крестьянский. Честен перстень на дворянской руке. Дворянство ср. сословие дворян, общество их.

| Звание, достоинство дворянина. Ныне чин полковника дает потомственное, а прочие чины личное дворянство. Счастье не дворянство, не родом ведется. По вольности дворянства, от манифеста Петра III. Дворянить, пускать пыль в глаза, принимать важный вид и мотать. Дворяниться, ломаться на барский лад, корчить из себя дворянина, барина, Дворянчивый, охочий дворянить, дворяниться. Двороброд муж. дворобродка жен. колоброд, шатун, нищий или дворомыга об. дворошат муж. Дворобродничать, дворомыжничать, побираться по дворам, нищенствовать. Дворобродство, доромыжничанье ср. занятие, промысел этот.

Даль. Словарь Даля. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДВОРЯНИН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ДВОРЯНИН в Словаре воровского жаргона:
    - 1) автоpитетный воp, 2) ночующий под откpытым небом, 3) постоянно пьющий во …
  • ДВОРЯНИН в Энциклопедическом словаре:
    , -а, мн. -яне, -ян, м. Лицо, принадлежащее к дворянству. II ж. дворянка, -и. II прил. дворянский, -ая, -ое. Дворянское …
  • ДВОРЯНИН в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    дворяни"н, дворяне", дворяни"на, дворян, дворяни"ну, дворяна"м, дворяни"на, дворян, дворяни"ном, дворяна"ми, дворяни"не, …
  • ДВОРЯНИН в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, мн. двор"яне, -"ян, м. Лицо, относящееся к дворянству. Вы - плебей по крови, а я - польский дворянин, одной …
  • ДВОРЯНИН в Словаре синонимов Абрамова:
    аристократ, барин, боярин, гранд, магнат, патриций; (баронет, барон, виконт, герцог; граф, князь, лорд, маркиз, принц). Они из фонов (немецких …
  • ДВОРЯНИН в словаре Синонимов русского языка:
    барин, боярин, виконт, гез, герцог, гидальго, гранд, граф, дворянчик, идальго, инфансон, кабальеро, новик, принц, самурай, служилый, шевалье, шляхтич, эскудеро, …
  • ДВОРЯНИН в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ДВОРЯНИН в Словаре русского языка Лопатина:
    дворян`ин, -а, мн. -`яне, …
  • ДВОРЯНИН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    дворянин, -а, мн. -яне, …
  • ДВОРЯНИН в Орфографическом словаре:
    дворян`ин, -а, мн. -`яне, …
  • ДВОРЯНИН в Словаре русского языка Ожегова:
    лицо, принадлежащее к …
  • ДВОРЯНИН в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    дворянина, мн. дворяне, дворян, м. Лицо, принадлежащее к дворянскому …
  • ДВОРЯНИН в Толковом словаре Ефремовой:
    дворянин м. Лицо, принадлежащее к дворянскому …
  • ДВОРЯНИН в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. Лицо, принадлежащее к дворянскому …
  • ДВОРЯНИН в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. см. …
  • ЮНКЕР (ДВОРЯНИН В ПРУССИИ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (нем. Junker, буквально - молодой дворянин), дворянин, крупный землевладелец в Пруссии; в широком смысле - немецкий крупный земельный собственник. См. …
  • ЯКОВЛЕВЫ
    Яковлевы. - Существует несколько старинных дворянских фамилий Яковлевых, но более древними из них считаются две. Первая из них - потомство …
  • ЮШКОВЫ в Краткой биографической энциклопедии:
    Юшковы - старинный русский дворянский род, ведущий свое начало от выехавшего из Золотой Орды к великому князю Дмитрию Ивановичу Зеуша, …
  • ХИТРОВО в Краткой биографической энциклопедии:
    Хитрово - древний дворянский род, ведущий свое происхождение от выехавшего во второй половине XIV столетия из Золотой Орды к великому …
  • НИДЕРЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. в Литературной энциклопедии.
  • ЯКОВЛЕВЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Существует несколько старинных дворянских фамилий Я., но более древними из них считаются две. Первая из них — потомство Андрея Ивановича …

Негромкий быт служилого дворянства

Ну а как же жил сам упомянутый Андрей Болотов, боевой офицер, водивший дружбу со знаменитыми впоследствии братьями Орловыми, прекрасно знавший блестящее столичное офицерство, но предпочитавший для себя губернскую глубинку? Его зять Неклюдов владел благоустроенным имением. Добротный дом с отменно оштукатуренными стенами был расписан масляными красками и обращал на себя внимание даже людей, бывавших в Италии и видавших там нечто подобное. Неклюдовский дом разделялся, как принято было тогда, на две половины - жилую, в которой располагались хозяева, и парадную, рассчитанную исключительно на прием гостей.

Сам же Болотов жил в Тульской губернии в весьма стесненных обстоятельствах. Если у других помещиков были вотчины, включающие в себя село с несколькими деревнями, то здесь было все наоборот. Одна скромная деревенька из 16 дворов на речушке Скниге принадлежала трем Болотовым. Здесь же находились и три усадьбы, почти бок о бок.

Дом вчерашнего офицера стоял у пруда. К нему примыкали фруктовый сад с конопляником. Назвать его в полном смысле усадебным домом постеснялся бы и сам владелец.

Ветхое строение крайне невзрачного вида, одноэтажное, без фундамента, наполовину вросло в землю. Чтобы закрывать ставни на крохотных оконцах, нужно было нагибаться чуть ли не до земли. Состояло же оно всего из трех помещений, причем «…из этих трех одна большая зала была необитаема, потому что была холодной и не отапливалась. Она была скудно омеблирована. Вдоль тесовых стен, сильно почерневших от времени, тянулись скамьи, а в переднем углу, украшенном множеством таких же почерневших икон, стоял стол, покрытый ковром. Две другие небольшие комнаты были жилыми. В светлой угольной громадная, выложенная разноцветными изразцами печь распространяла тепло.

На стенах такое же множество икон, и в переднем углу висел киот с мощами, перед которыми теплилась неугасимая лампада. В этой комнате стояли несколько стульев, комод и кровать. Здесь, почти не выходя из нее, жила, овдовев, мать Болотова. Третья, сообщавшаяся с сенями, совсем уже маленькая комната служила в одно и то же время детской, девичьей и лакейской. От всего в этом дворянском доме веяло стариной еще XVII века, и только тетрадь геометрических чертежей, появившаяся вместе с молодым хозяином, была новостью среди этой старинной обстановки» .

Усадебный дом Андрея Тимофеевича Болотова, хотя и существовал в веке восемнадцатом, своим убранством относился, конечно же, к семнадцатому столетию. Тому же столетию принадлежал и другой усадебный дом его родственника - двоюродного деда М. О. Данилова. Судя по запискам майора Данилова, содержался он в прекрасном состоянии.

«Усадьба, где он жил (имеется в виду М. О. Данилов. - С.О .), в селе Харине - преизрядная была: два сада, пруд и кругом всей усадьбы рощи. Церковь в селе деревянная. Хоромы у него были высокие на омшаниках и снизу в верхние сени была со двора предлинная лестница; оную лестницу покрывал ветвями своими превеликий, стоящий близ крыльца широкий и густой вяз. Все его высокие и обширные с виду хоромы состояли из двух жилых горниц, через сени стоящих; в одной горнице он жил зимою, а в другой летом».

В похожих, хотя и более скромных условиях жило, а точнее ютилось провинциальное служилое дворянство в первой половине XVIII столетия. Причем даже и эти достаточно бедные «дворянские гнезда» в те годы, как правило, пустовали. Причина проста. Обитатели большей частью пребывали на военной службе. Андрей Болотов вспоминает о своих детских годах: «Околоток наш был тогда так пуст, что никого из хороших и богатых соседей в близости к нам не было».

А оживали все эти усадьбы только на короткое время между военными походами, когда служилые люди распускались по домам. С возникновением же регулярной армии, которая чуть ли не постоянно находилась на театре военных действий, такие поголовные роспуски служилых людей и вовсе прекращаются. Их заменяют уже увольнения отдельных лиц, да и то - в кратковременные отпуска.

Служилому дворянину надолго приходится расставаться со своими милыми сердцу окрестностями - полями, рощами, лесами. А когда, одряхлев и постарев на службе, он получал отставку, то о родных местах у него сохранялось лишь смутное воспоминание.

Интересно, к примеру, донесение Сенату некоего бригадира Кропотова. В нем он упоминает, что в своем поместье не бывал целых 27 лет, находясь постоянно на военной службе.

И только в начале 30-х годов XVIII века служебное бремя дворянина немного ослабевает. Причина в том, что рядовой контингент постоянной регулярной армии пополняется посредством рекрутских наборов из податных сословий. Так что служилый дворянин используется только для занятий офицерских должностей. Однако вместо одних тягот появляются другие. Помещик становится ответственным перед правительством за сбор подушной подати со своих крестьян. И вот это-то как раз и требует присутствия дворянина в деревне. Так что теперь военную обязанность перевешивает финансовая.

Уже после Петра I появляется целый ряд мер, направленных к облегчению и сокращению срока дворянской службы. При Екатерине I значительное число офицеров и солдат из дворян получает продолжительные отпуска из армии для наблюдения за домашней экономией.

Анна Иоанновна делает еще один шаг к облегчению участи служилого дворянства. По закону 1736 года один сын из дворянской семьи получает свободу от военной службы для занятий сельским хозяйством.

Именно в эти годы военная служба ограничивается сроком в 25 лет. И при укоренившемся среди дворян обычае записывать детей на военную службу еще в младенчестве отставка для многих наступает очень рано. Так постепенно начинается отток представителей Русской армии в провинцию.

Однако настоящее оживление в провинции заметно уже после появления закона о дворянской вольности 1762 года. А последующие законы 1775 и 1785 годов объединяют, сплачивают «вольных дворян» в дворянские общества и организуют из их числа местную администрацию.