Социализация. Понятие, факторы и этапы социализации личности

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества . В процессе социального взаимодействия индивид усваивает социальный опыт, определенную систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения. Они позволяют ему успешно устанавливать взаимосвязи между людьми и творчески преобразовывать социальную реальность. Эти процессы объединены общим названием социализации личности . «Социализация», позволяет человеку стать членом общества.

Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а следовательно, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее.

Социализация - двусторонний процесс формирования личности , включающий в себя и усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в систему социальных взаимодействий с другими людьми, и процесс активного воспроизводства социального опыта за счет активной социальной деятельности и видоизменения социального опыта.

В ходе социализации реализуются следующие цели :

а) взаимодействие людей на основе освоения социальных ролей;

б) сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем ценностей и моделей поведения.

Социализация - это процесс включения личности в систему общественных связей и отношений, овладение и принятие общественно приемлемых форм поведения, норм, ценностей, в результате чего личность становится полноправным членом общества.

Подразумевается, что в процессе социализации происходит превращение изначально асоциального субъекта в социальную личность. Благодаря социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация идет повсеместно и непрерывно в процессе своего физического и психологического развития. Особенно значимым по своим результатам и последствиям являются первые 15-25 лет.

Параметры социализации :

а) усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

б) формирование социальных установок и убеждений;

в) вхождение индивида в социальную среду;

г) приобщение индивида к системе социальных связей;

д) самоактуализация «Я» личности;

е) усвоение индивидом социальных влияний;

ж) социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы ивзаимодействия с их членами;

2) широта социализации , т. е. количество сфер, в которых смогла приспособиться личность. Основными сферами социализации , для которых характерно расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром, являются:

а) сфера деятельности;

б) общения;

в) самосознания;

3) источники социализации :

а) передача культуры через социальные институты;

б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;

в) первичный опыт, который связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;

4) факторы социализации :

а) материальные, психологически значимые факторы социальной среды , которые сопровождают человека всю жизнь (политические, экономические, жилищные, финансовые, бытовые и прочие факторы) и обусловленные преобладающими в среде общения человека особенностями. Эти факторы всегда своеобразны для каждого индивида;

б) социально-психологические факторы социальной среды - это психологические особенности людей, постоянно окружающих человека в жизни (члены семьи, друзья, одноклассники и т. д.). Однако, иногда случайные непродолжительные контакты с людьми оказывают на индивида более сильное влияние, чем постоянные контакты. Особенно сильные социально-психологические влияния человек испытывает при получении образования, ориентированного на помощь ему в социализации;

в) фактор собственной социальной активности человека.

5) механизмы социализации:

а) имитация, подражание;

б) идентификация;

в) руководство и др.

6) институты социализации (политические, экономические, воспитательные институты, семья, детские дошкольные учреждения, школа, трудовой коллектив, неформальные группы, партии).

Институты социализации - социальные группы способствующие усвоению индивидом социальных норм и правил поведения. К ним относятся семья школа, трудовой коллектив, культура.

Семья - первичная группа, характеризующаяся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. В ней осуществляется опыт сопереживания и взаимного отождествления.

Школа - институт социализации, осуществляющий передачу знаний, умений и навыков за пределы первоначального контакта родителей и детей. Агентами социализации выступают учителя, силами которых проводится обучение учеников. В системе обучения заложены единые для всех ценности и нормы поведения, необходимые для самостоятельной и творческой жизнедеятельности личности в обществе.

Трудовой коллектив - институт социализации, который специализирует и делает профессиональной социализацию личности.

Культура - институт социализации, который способствует творческому развитию личности и является продуктом ее деятельности в виде норм, ценностей, правил и образцов поведения. Культура делает из индивида личность, обладающую собственным, неповторимым «Я».

Основные социально-психологические условия социализации :

а) свобода выбора в сочетании с ответственностью за последствия выбора социализации;

б) доступно-напряженный психологический путь социализации, ведущий не только к свободе общения и поведения, но и к повышению статуса в результате образования;

в) осознанности выбора путей и способов самосоциализации;

г) помощь в осуществлении выбора пути социализации в подростковом и юношеском возрасте;

д) раннее включение личности в социально активную деятельность и получение социального опыта;

е) благоприятная социальная среда в основных институтах социализации личности, таких как семья, школа, ВУЗ, трудовой, досуговый коллектив;

ж) динамичность жизни в группах, в которых происходит социализация личности.

Агенты социализации - социальные группы и социальная среда, которые оказывают значительное влияние на вхождение человека в общество. Ими являются все субъекты и группы, с которыми индивид тесно взаимодействует в определенный период своей жизни. В младенчестве главными агентами социализации являются родители. В период от трех до восьми лет агентами социализации кроме родителей становятся друзья, воспитатели и другие люди. В период от 13 до 19 лет начинает формироваться отношение к противоположному полу и как следствие изменяется роль агентов социализации, уменьшается роль родителей и усиливается влияние друзей. В период от 14 до 18 лет появляются новые агенты социализации —учебно-трудовой коллектив.

Социализацию можно подразделить на первичную и вторичную.

Первичная социализация охватывает период детства. Она касается непосредственного окружения человека, т. е. родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, врачей, тренеров и т. д. В ней решающую роль выполняет семья, обеспечивающая вход индивида в социальные общности.

Вторичная социализация охватывает весь жизненный путь человека и накладывается на результаты первичной социализации. Вторичная социализация осуществляется опосредованным, формальным окружением, воздействием учреждений и социальных институтов. Успех вторичной социализации обеспечивает способность индивида отождествлять себя с какой-либо социальной группой.

Первичная социализация играет большую роль на ранних этапах жизни человека, вторичная — на поздних.

Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида.

Стадии процесса социализации

Стадия первичной социализации - продолжается от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. Большое значение на этой стадии имеют познавательные процессы и овладение ребенком социальными ролями в игровой деятельности, его упражнения в самоидентификации, появление и закрепление системы ожиданий, требования к нему со стороны родителей, характер их обращения с ним. Происходит в малых социальных группах (семья, ясельная группа и т. д.). Основными агентами социализации являются родители, родственники, друзья семьи и т. д. (первичные агенты социализации).

В этой стадии, по Фрейду выделяется:

1) оральная стадия (от рождения до 2 лет) - мир ребенка сосредоточен вокруг его рта;

2) анальная стадия (от 2 до 3 лет) - привитие навыков гигиены и опрятности, часто сопровождается наказанием за мокрые штанишки. Эта стадия во многом определяет дальнейшее развитие ребенка;

3) фаллическая стадия (от 4 до 5 лет) - появляется симпатия к родителям противоположного пола и идентификация себя с родителем своего пола, подражание им. В этот период появляются первые конфликты, связанные с полом (Эдипов комплекс у мальчиков, и комплекс Электры у девочек);

Стадия индивидуализации (маргинализации) - наблюдается в подростковом и юношеском возрасте, происходит в больших социальных группах и проявляется желанием выделить себя среди других, критическим отношением к общественным нормам поведения.

К первичным агентам социализации добавляются вторичные - социальные институты социализации. Эти институты по своему социальному статусу могут быть формальными (официальные учреждения общества (государства), которые по своему функциональному назначению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение (дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения культуры и т. д.)) и неформальные институты (разные социальные группы, от малых до больших, в которых оказывается включенным индивид (семья, класс, группа сверстников, этническая общность, референтная группа и т. д.)).

Формальные и неформальные институты социализации часто имеют разные цели и способы воздействия, вследствие чего возникает борьба между ними, результатами которой являются такие социальные явления как «дети улицы», правонарушители и бунтовщики, люди с «двойной моралью», расхождение системы ценностей разных категорий граждан и т. д.

В подростковом возрасте для стадии индивидуализации характерно самоопределение понятия «мир и я», неустойчивость мировоззрения и характера подростка. В юношеском возрасте вырабатываются устойчивые свойства личности;

Стадия интеграции наблюдается в позднем юношеском возрасте, когда появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

1) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

2) изменение себя;

3) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Стадия устойчивой социализации или трудовая стадия социализации продолжается весь период трудовой деятельности человека, когда он не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его. На этой стадии человек обычно достигает стабильного положения в обществе, что свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности;

Стадия утраты статуса или послетрудовая стадия социализации начинается с выхода на пенсию, характеризуется воспроизводством социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Наиболее распространенными формами , описывающими характер взаимодействия индивида и социальной среды в процессе социализации, являются адаптация и интеграция .

Адаптация означает пассивное приспособление человека к социальной среде и ее требованиям. Интеграция предполагает активное взаимодействие индивида со средой, в которой человек делает сознательный выбор и которую он способен изменять, когда в этом есть необходимость и целесообразность.

Социализация и адаптация

Процесс социализации обычно рассматривают как процесс вхождения человека в социальную среду путем усвоения и воспроизводства в особенностях своей личности и поведения опыта, накопленного человечеством. Однако социализация это в первую очередь адаптация (приспособление) к культурным, психологическим и социальным факторам.

Адаптация - процесс приспособления и эффективного взаимодействия организма со средой, который осуществляется на биологическом, психологическом и социальном уровнях.

Процесс биологической адаптации наблюдается при изменении условий существования и служит целям сохранения гомеостаза.

Целью психической адаптации является установление оптимального соответствия личности и окружающей среды входе осуществления свойственной человеку деятельности, позволяющей индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели.

Под социальной адаптацией понимается процесс эффективного приспособления и взаимодействия личности с социальной средой.

В процессе социализации происходит социально-психологическая адаптация личности .

Социально-психологическая адаптация - это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:

2) адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

3) изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Процессы социализации и социально-психологической адаптации тесно взаимосвязаны , так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Адаптацию можно рассматривать каксоставную часть. Социализацию часто связывается только с общим развитием, а адаптацию - с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности.

Процесс социализации понимается как процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. В ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе.

В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности , в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе .

Социально-психологическая адаптация является одним их основных механизмов социализации, она служит более полной социализации.

Таким образом, социально-психологическая адаптация является одновременно и постоянным процессом активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды, и результат этого процесса.

Социально-психологическая адаптация по свои результатам может быть позитивной, приводящей к устойчивой социализации личности и негативной, ведущей к нарушению процесса социализации.

По механизму осуществления выделяют добровольную и принудительную социально-психологическую адаптацию.

Стадии процесса социально-психологической адаптации :

а) ознакомление;

б) ролевая ориентация;

в)самоутверждение.

В процессе социально-психологической адаптации происходит формирование социальных качеств общения, поведения и предметной деятельности, принятых в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. В результате чего личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность.

Процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром получил название социализации.

Американский социолог Н. Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям». Польский социолог Я. Щепанский понимает под социализацией «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в обществен­ной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению раз­личных социальных ролей».

В различных словарях социализация определяется как (см.:147,с.67):

1) «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит»;

2) «процесс усвоения и дальнейшего развития ин­дивидом социально-культурного опыта»;

3) «процесс становления личности, обучения и ус­воения индивидом ценностей, норм, установок, образ­цов поведения, присущих данному обществу, социаль­ной общности, группе»;

4) «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретенияимсоциальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством вы­полнения определенной роли в практической деятель­ности».

В отечественной науке наибольший вклад в поста­новку и рассмотрение проблемы социализации внес И.С. Кон. В его работах представлены как философские аспекты проблемы, так и социологические, социально-психологические, этнографические и педагогические. С точки зрения И.С. Кона, «объем понятия "социализа­ция" несколько шире, чем "воспитание". Воспитание под­разумевает прежде всего систему направленных воздей­ствий, с помощью которых индивиду пытаются привить какие-то желаемые черты и свойства, тогда как социа­лизация включает также ненамеренные, спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом соответствующего общества».

В педагогической науке последних лет проблему социализации активно разрабатывает А. В. Мудрик (82, 85,86).

Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, в от­носительно направляемом обществом и (или) государ­ством процессе влияния на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей, а так­же в процессе относительно целесообразного и соци­ально контролируемого воспитания (семейного, рели­гиозного, социального).

Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которо­му он принадлежит. Любое общество стремилось и стремится сформировать определенный тип человека, в наибольшей мере соответствующий его социальным, культурным, религиозным, этическим идеалам. Одна­ко содержание этих идеалов весьма существенно раз­личается в зависимости от исторических традиций, социально-экономического и культурного развития, общественного и политического строя. В то же время в современную эпоху можно констатировать, что идеал полноценного члена общества имеет много характери­стик, общих или более или менее сходных для различ­ных обществ. Соответственно и процесс социализации в различных обществах, сохраняя определенную спе­цифику, приобретает ряд универсальных и сходных характеристик, что связано с глобальными общеплане­тарными и общемировыми тенденциями (от урбаниза­ции и информатизации до экологических и демографи­ческих сдвигов).


Содержание процесса социализации определяет­ся тем, что любое общество заинтересовано в том, что­бы его члены успешно овладевали ролями мужчины или женщины (т. е. в успешной поло-ролевой социализа­ции), могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация), создали прочную семью (усвоили се­мейные роли), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т. д. Все это характери­зует человека как объект социализации. Однако чело­век становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации.

Как субъект, человек в процессе социализации усваивает социальные нормы и культурные ценности в неразрывном единстве с реализацией своей активно­сти, саморазвитием и самореализацией в обществе. Социализация становится для человека успешной, если в процессе ее получает развитие его личность.

Становление личности представляет собой слож­ный процесс, включающий в себя ряд взаимосвязан­ных уровней. Можно выделить уровни биологического, психологического, социального и мировоззренческого становления человека. Каждый из них характеризует­ся специфическими чертами и особенностями, однако все они неразрывно связаны друг с другом и образуют единое целое. На различных временных этапах тот или иной уровень приобретает доминирующее значение. В детские годы наиболее интенсивно происходит фи­зическое развитие человека, тогда как социальная и мировоззренческая компоненты выражены слабее. Затем начинают доминировать социальная и мировоззренчес­кая компоненты, а физическая отступает на задний план.

Специфика взаимосвязи отдельных компонент в ходе развития личности отражается и в характере де­ятельности. Так, игровая деятельность обычно не тре­бует высокого уровня социализации и сформированности мировоззрения (хотя они и не исключаются полностью). Учебно-производственной деятельности сопутствует возрастание роли социального фактора, а творчески преобразовательная деятельность предпола­гает наличие зрелого мировоззрения.

Развитие личности в процессе социализации про­исходит по мере решения человеком ряда задач. Ус­ловно можно выделить три группы задач каждого возраста или этапа социализации: естественно-куль­турные, социально-культурные и социально-психоло­гические.

Естественно-культурные задачи –достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физи­ческого и сексуального развития, имеющего норматив­ные различия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эта­лоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т. д.).

Социально-культурные задачи – познаватель­ные, морально-нравственные, ценностно-смысловые, специфичны для каждого возрастного этапа в конк­ретном социуме в определенный период его истории. Эти задачи объективно определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением че­ловека. Специфические социально-культурные зада­чи ставятся перед человеком и в сфере познания социальной действительности, и в сфере участия в жизни общества и т. д.

Задачи социально-культурного ряда имеют как бы два слоя. С одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку в вербализованной форме институтами обще­ства, с другой – задачи, воспринимаемые им из обще­ственной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения. Причем, эти два слоя не всегда совпадают между собой, а неред­ко и частично противоречат друг другу.

Социально-психологические задачи – это станов­ление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самоактуализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.

Самосознание личности рассматривается как дос­тижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, меры самопринятия, наличия относи­тельно целостной Я-концепции и определенного уров­ня самоуважения.

У личности есть три пути самопознания. Первый – оценки, мнения других людей. Эти оценки бывают са­мыми элементарными (кривая усмешка в ответ на ка­кое-либо замечание собеседника) и сложными (напри­мер, аттестация на производстве, во время которой высказанные мнения определяют перспективы про­фессиональной карьеры). Второй путь – это социаль­ное сравнение. Любой человек с раннего детства начинает сравнивать себя с другими людьми, а срав­нивая – делать заключения о том, не отстал ли он от сверстников, своего поколения, понимают ли его. Особенно часто это происходит в юности; потребность не отстать от других, быть на уровне времени для юных очень злободневна. Третий возможный путь – само­оценка. Человек как бы извне наблюдает за своими поступками и делает вывод об их мотивах, об отноше­ниях с окружающими и о своих личностных качествах. Действительно, поступок, т. е. действие в социальной ситуации, раскрывает внутренний мир личности, вы­являет, что в нем главное, а что – внешнее, ситуатив­ное. Такой путь самопознания более сложен, чем пер­вые два: человеку иногда приходится специально конструировать особую ситуацию, а затем проверять себя в ней.

Самоопределение личности предполагает нахож­дение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку пла­нов на будущее. Так, в младшем школьном возрасте ребенку необходимо найти индивидуально приемле­мую и социально одобряемую позицию в новой соци­альной ситуации – ситуации поступления в школу. Он должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить в связи с этим уже имею­щуюся у него систему отношений. В подростковом возрасте особое значение приобретает поиск пози­ции среди сверстников своего пола, что дополняется в ранней юности определением позиции в отношени­ях со сверстниками противоположного пола. В моло­дости необходимо найти свою позицию в семейной и трудовой сферах. И т. д.

Самоутверждение личности означает удовлетво­ряющую человека реализацию своей активности в значимых для него сферах жизнедеятельности. При этом необходимо, чтобы успешность этой реализации при­знавалась и одобрялась значимыми для человека ли­цами. Так, в подростковом возрасте особое значение приобретает самоутверждение через достижение ав­тономности от взрослых. В ранней юности самоутвер­ждение достигается через обретение определенной автономии от сверстников при сохранении связи со значимыми взрослыми. В зрелом возрасте – через об­ретение чувства продуктивности, ощущения контроля над ситуацией, а в пожилом – чувства удовлетворе­ния прожитой жизнью. Самоутверждение личности может иметь разнообразные формы: социально цен­ные, социально полезные, социально приемлемые, а также асоциальные и антисоциальные.

Говоря о социализации, следует исходить из того, что личность раскрывается, прежде всего, с социаль­ной стороны как представитель определенной истори­ческой эпохи, включенный в систему общественных отношений. Поэтому важнейшие характеристики лич­ности – социальные статусы, которые она занимает в различных сферах, группах, организациях, и роли – устойчивые социальные функции, которые она выпол­няет. Статус характеризуется правами и обязанностя­ми. Например, достигнув совершеннолетия, молодой человек приобретает статус гражданина, который дает ему право избирать и быть избранным, вступать в брак, обязанность трудиться и многое другое. Статус и роль ученика предполагают, что он должен овладевать зна­ниями.

Что касается социальных ролей, то в жизни прихо­дится сталкиваться и с внутриролевыми, и межролевы­ми конфликтами. Роли определяются не только социаль­но заданными образцами поведения и деятельности, но и ролевыми ожиданиями других людей. Нередко эти ожидания противоречат друг другу. Например, педаго­ги требуют выполнения роли прилежного ученика, од­ноклассники же, наоборот – роли весельчака, балагу­ра, который мешает вести урок. В результате, если для школьника важны мнения и учителя, и одноклассников, возникает межролевой конфликт. Для разрешения ро­левых конфликтов личности необходимо иметь устойчи­вую систему ценностей, жизненную цель и уметь делать выбор, совершать поступки.

Ролевая теория не отрицает активности самого че­ловека – исполнителя роли, его отношения к своей де­ятельности и влияния на нее, а лишь подчеркивает тот факт, что в любой деятельности необходимо сочетаются элементы импровизации, творчества, с одной стороны, и регламентации, заданности – с другой. Становление личности обязательно предполагает овладение широким спектром ролей в профессиональной сфере, быту, сфе­ре досуга, межличностных отношениях.

Социализация как двусторонний процесс означа­ет, что, с одной стороны, индивид усваивает соци­альный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой – в процессе социали­зации он активно воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Человек не пассивен в решении объективных задач, а является в той или иной степени творцом своей жизни и может рассматриваться как субъект собственного развития, как субъект социализации.

Однако, будучи объектом и субъектом социализа­ции, человек может стать и ее жертвой. (Подробнее о жертвах социализации см. главу 11 «Социально-педагогическая виктимология».)

Как уже отмечалось, социализация человека про­исходит в ситуации, когда он имеет дело с множеством обстоятельств, оказывающих на него то или иное вли­яние, и требующих от него определенного поведения и активности. Эти обстоятельства можно условно назвать факторами социализации.

В словарях фактор определяется как одно из необ­ходимых условий того или иного процесса. Говоря о процессе социализации человека, необходимо рас­смотреть, в каких условиях происходит этот процесс. А.В. Мудрик предлагает все условия или факторы со­циализации в обобщенном виде объединить в 4 груп­пы. Первая – мегафакторы (мега – очень большой, всеобщий) – планета, мир, космос. Вторая – макро­факторы (макро – большой) – страна, общество, го­сударство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; это влияние опосредовано двумя другими группами факторов. Третья – мезофакторы (мезо – средний, промежуточный), ус­ловия социализации больших групп людей, выделяе­мых: по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село); по принад­лежности к аудитории сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.). Мезофакторы влия­ют на социализацию как прямо, так и опосредованно через факторы четвертой группы – микрофакторы. К ним относятся условия, непосредственно влияющие на конкретных людей: семья, группа сверстников, мик­росоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание –учебные, профессиональ­ные, общественные, религиозные организации.

Микрофакторы влияют на развитие человека че­рез так называемых агентов социализации, т. е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах со­став агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят также супруг, коллеги по работе, учебе и (или) службе в ар­мии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом – члены их семей.

Как отмечает И. С. Кон, «общая черта всякого сложного индустриального общества – множественность институтов и агентов социализации, не складывающих­ся в жесткую иерархическую систему и развивающих­ся по своим собственным законам и правилам. Хотя мы постоянно говорим о координации их усилий, мы часто рассуждаем так, как если бы каждый из этих ин­ститутов в отдельности и все они вместе делали одно и то же и были бы всемогущими. Фактически это, ко­нечно, не так».

Влияние на личность различных факторов социа­лизации можно представить схематично, где:

I –мегафакторы,

II –макрофакторы, Ш–мезофакторы, IV–микрофакторы.

Факторы социализации:

В связи с тем, что социализация человека проис­ходит во взаимодействии с различными факторами и агентами, а также учитывая его активность в процес­се социализации, выделяют несколько универсальных «механизмов» социализации и условно называют и ха­рактеризуют их следующим образом: традиционный – через семью и ближайшее окружение; институцио­нальный – через институты общества; стилизован­ный – через субкультуры; межличностный – через значимых лиц; рефлексивный –через индивидуаль­ное переживание и осознание.

Традиционный механизм социализации представ­ляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведе­ния, взглядов, которые характерны для его семьи и бли­жайшего окружения (соседского и профессионального), хотя они не всегда полностью соответствуют обществен­но одобряемым. Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью некритического восприятия господствующих стереотипов.

Институциональная социализация, как следует уже из самого термина, осуществляется в процессе взаимодействия человека с институтами общества как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (про­изводственные, общественные, клубные и др. струк­туры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами социализация происходит на базе нара­стающего накопления им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения.

Стилизованный механизм социализации действу­ет в рамках определенной субкультуры. Под субкуль­турой понимается комплекс морально-психологичес­ких черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, профессионального или культурного слоя, который в целом создает стиль жизни возрастной, профессиональной или социаль­ной группы. Субкультура, как правило, легко выяв­ляется, ибо проявляется в ряде норм поведения и вза­имоотношений, в некоторых чертах стиля поведения и общения, речи, внешнем виде, способах свободного времяпрепровождения. Для субкультуры характерны пристрастия к определенным пластам эстетической культуры, иерархия ценностей относительно стиля жизни. Субкультура влияет на социализацию чело­века постольку и в той мере, поскольку и в какой мере группы коллег или сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации действу­ет в процессе общения человека с субъективно значи­мыми для него лицами. Таковыми могут быть родители (в любом возрасте), любимый учитель, уважаемый взрослый или сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола. В процессе общения идет иден­тификация (отождествление) с конкретным человеком. Естественно, что значимые лица могут быть членами институтов общества, влияющих на человека, а если это сверстники или коллеги, то они могут быть и носителя­ми возрастной или профессиональной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами возникает вне организаций и групп. Кроме того, обще­ние со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или органи­зация,

Влияние всех названных механизмов опосредству­ется рефлексией, т.е. внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или от­вергает ценности, свойственные различным институ­там общества, семье, группе сверстников, значимым лицам. Поэтому есть все основания рассматривать рефлексивный механизм социализации человека как специфический. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: во-первых, диа­лог между разлии Я человека; во-вторых, диалог с реальными или вымышленными лицами, который про­исходит наедине с собой. Особый вид внутреннего диалога представляет собой глубокое последовательное взаимоотражение партнеров по взаимодействию, со­держанием которого является воспроизведение внут­реннего мира партнера, причем в этот внутренний мир, в свою очередь, включено отражение внутреннего мира первого из партнеров. Другими словами, человек мо­жет формироваться и изменяться в результате осозна­ния и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Социализация каждого человека происходит с по­мощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных, социально-культурных и профессиональных групп и у конкретных людей соот­ношение роли механизмов социализации различно и порой существенно.

Так, в условиях села, а также в малообразованных городских семьях большую роль может играть тради­ционный механизм. В условиях крупного города дей­ствуют в основном институциональный и стилизован­ный. Для людей явно интровертированного типа (т.е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, са­мокритичных) важнейшим может стать рефлексивный. Те или иные механизмы могут доминировать в зависи­мости от аспектов социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, моде, то ведущим часто является стилизованный, а стандарт и стиль жизни формируются нередко с помощью традиционного механизма.

Из всего вышесказанного очевидно, что социали­зация человека идет в процессе его взаимодействия с многообразными и довольно многочисленными фак­торами, группами, организациями, агентами, осуще­ствляется с помощью ряда механизмов. Их функции, место и роль в процессе социализации в целом и на различных возрастных этапах не только дополняют друг друга, но и в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу. Все это объективно обус­ловливает определенную степень автономии челове­ка, которая необходима для формирования личности, способной самостоятельно принимать решения, про­тивостоять внешнему давлению и т. д. В то же время в автономии заложена и возможность появления соци­альных аномалий, отклоняющегося поведения и пр.

Задача социальной педагогики в связи с этим со­стоит в том, чтобы выявить тенденции процесса соци­ализации на современном этапе, определить его пози­тивные и негативные возможности, найти способы использования и усиления позитивных, нивелирования и компенсации негативных.

Понятие “социализации”.

Интерес к феномену социализации личности по известным причинам значительно возрос в середине прошлого века. Понятие социализации является предельно широким и включает процессы и результаты становления, формирования и развития (на протяжении всей жизни) личности. Социализация – это процесс и результат диалектического взаимодействия личности и общества, вхождение, “внедрение” индивида в общественные структуры посредством выработки социально необходимых качеств.

Основными формами социализации личности являются интериоризация и социальная адаптация. Интериоризацию следует понимать как процесс заимствования из внешней среды определенных сведений, разного рода информации и их усвоение в качестве знаний, умений, норм, образцов поведения, ценностей. Процесс ресоциализации личности можно рассматривать как разновидность интериоризации (вынужденную интериоризацию во взрослой жизни).

Смысл, в котором понятие адаптации употребляется в современной литературе, ведет свое начало от латинского значения этого слова – приспособлять, прилаживать, устраивать. Различные исследователи используют данное понятие с теми или иными смысловыми оттенками, под углом зрения определенной науки, занимая при этом различные мировоззренческие позиции.

Необиховерист Г. Айзенг адаптацию определяет следующим образом:

1) состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды, с другой, полностью удовлетворены, т.е. состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой;

2) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается. Однако, состояние адаптации можно описать только в общих теоретических понятиях, ибо на практике достижима лишь относительная адаптация в смысле оптимального удовлетворения индивидуальных потребностей и ненарушенных отношений со средой (8, с. 25).

Под социализацией принято понимать весь многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Социализацию рассматривают как процесс усвоения человеком социальных связей того общества, к которому он принадлежит, и как процесс воспроизводства личностью усвоенного социального опыта.

Таким образом, “социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя как усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, так и процесс активного воспроизводства им активной деятельности, активного включения в социальную среду. Это вхождение личности в самого себя” (7, с. 290).

Г.М. Кордуэлл дает следующую формулировку социализации: “… Процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Хотя термин “социализация” обозначает процесс, продолжающийся в течении всей жизни (люди постоянно учатся и улучшают свои навыки), он чаще используется применительно к периодам детства и юности” (6, с. 306).

“Социализация – овладение индивидом в процессе взаимодействия с социальной средой механизмами социального поведения и усвоения его норм, имеющих адаптивное значение” (1, с.642).

С первых существования человек окружен другими людьми и включен в социальное взаимодействие. В процессе взаимодействий с окружающими он получает опты общественной жизни и общественных отношений, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но и активно преобразует его в собственные ценности, установки, позиции, ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность включается в разнообразные социальные связи, в исполнении различных ролевых функций, тем самым преобразуя и окружающий её социальный мир, и себя.

Посредством социализации люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать. Субъект деятельности кК субъект общественных отношений последовательно и параллельно усваивает социальный опыт общества и сам воздействует на общество через собственную деятельность.

Однако социализация не есть антипод индивидуализации. Процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее, наоборот, человек обретает свою индивидуальность, но сложным и противоречивым путем. Усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются переживаются различными личностями, а поэтому оставляют неодинаковый след в их психике. Социальный опыт, который выносится разными людьми из объективно одинаковых ситуаций, существенно различаются. Именно поэтому лежащее в усвоение социального опыта становится источником индивидуализации личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает.

Социализация – это сложное социально-психологическое явление, которое представляет собой одновременно и процесс, и отношение, и способ, и результат становления личности во взаимодействии, в общении и деятельности (7, с. 291).

Социализация – явление чрезвычайно многообразное, активное и продолжающееся всю жизнь, так как, социализировавшись в одной группе, личность может оказаться совершенно социализированной в другой, что ярко проявляется у эмигрантов, беженцев, пенсионеров, безработных и т.п.

Личность выступает в качестве активного субъекта социализации. Более того, этот процесс необходимо рассматривать как активно развивающийся, а не только активно-приспособительный. Социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.

Разработкой теории социализации личности занимались Г. Тард, Т. Парсоне и другие ученые. Г Тард в основу совей теории положил принцип подражания, а отношения “учитель - ученик” провозгласил модельно социального поведения, т.е. социализации. По мнению Т. Парсона, индивид в процессе социализации вбирает в себя общие ценности в процессе общения со значимыми другими (7, с 291-292).

В отечественной социальной психологии существуют узкое и широкое толкование социализации, предложенные Б.Д, Парытиным. Социализация в узком смысле – это процесс вхождения в социальную среду, приспособления к ней, а в широком – исторический процесс, филогенез (7, с. 292).

Социализацию можно рассматривать одновременно как типичный и единичный процесс. Её типичность определяется социальными факторами и зависит от классовых, расовых, этнических и культурных условий. Это означает похожесть протекания социализации для представителей схожих социальных или возрастных групп – одинаковых религий, культур, поколений. Социализация безработного типична для безработных и отличается от социализации преуспевающего бизнесмена. Совершенно иначе, по-своему типично проходит социализация эмигрантов, национальных меньшинств, маргиналов, бродяг, бомжей, инвалидов и т.д.

Социализация как единичный процесс обусловлена индивидуальной спецификой человека: способности, внешние данные, степень конформности, коммуникабельности личности, индивидуального уровня идентичности, стремления к развитию своих способностей, осознание своего жизненного пути и др.

Понятие “социализация” не подменяет широко используемые в психологической и педагогической литературе термины “развитие личности”, “воспитание”, “адаптация”, “становление личности” и т.п., хотя развести их довольно сложно.

Признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение развитию личности: ребенок становится субъектом, что немыслимо вне усвоения системы социальных связей и отношений, вне включения в них. Понятия “развитие личности” и “социализация” в этом случае как бы совпадают. Акцент на активность личности более явно представлен в идее развития. В центре внимания социализации находятся социальная среда и её воздействие на личность. Процесс развития личности заключается в активном взаимодействии с социальной средой, и каждый аспект такого взаимодействия требует особого рассмотрения.

Если для возрастной психологии наиболее интересен взгляд на эту проблему со стороны личности, то для социальной психологии – со стороны взаимодействия личности и среды.

Некоторые психологи и педагоги предлагают рассматривать понятия “социализация”и “воспитание” в качестве синонимов, понимая под воспитанием воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта. Однако необходима разграничение этих понятий:

Социализация – категория более широкая, чем воспитание (Л.В. Мудрик) (7, с.292). Воспитание - это процесс педагогически организованного, целенаправленного, планомерного воздействия на человека с целью передачи ему определенной системы представлений, понятий, норм. Понятие “социализация” характеризует сложность, противоречивость, многоуровневость процесса развития личности, в котором существуют как стихийные, неуправляемые, так и управляемые сферы воздействия, саморазвитие и самосовершенствование. По мнению Г.М. Андреевой, “социализация” все-таки ближе к понятию “развитие личности”, чем к “воспитанию” (7, с.293).

К социализации примыкает понятие социально-психологической адаптации как приспособления личности к изменениям среды, как овладение новой ролью при вхождении в иную социальную ситуацию. Это составная часть социализации, один из её механизмов.

При использовании термина “становление личности” делается упор на самоактивность личности, её субъективную социализацию, формирование определенных черт, процессы самовоспитания.

Согласно сложившейся традиции социализация имеет следующую структуру:

Пи рассмотрении содержания социализации имеет значение определение того, что предлагается личности в качестве социального и культурного “меню”, какие картины мира, установки, стереотипы, ценности формируются у индивида в процессе социализации.

Содержание социализации определяется. С одной стороны, всей совокупностью социальных влияний (культуры, искусства, политических доктрин, средств массовой информации), а с другой стороны, отношением индивида ко всему этому. Эти отношения зависят как от особенностей самой личности, так и от социальной ситуации, в которой она оказывается и соответственно учитывает или принимают её.

Социализация личности осуществляется в результате включения её в различные социальные группы общности. Это предполагает взаимодействие людей друг с другом, включенность человека в различные многоуровневые и многоаспектные связи и отношения с другими людьми, приобретение умений взаимодействия с ними. Исходной для социализации являются наличие у человека потребности в общении.

Как правило, выделяют три основные сферы жизни социализации личности: деятельность, общение и самосознание, в каждой из которых происходит обретение, расширение и усложнение социальных связей личностей с внешним и внутренним миром.

Как отмечал А.Н. Леонтьев, в процессе социализации личность расширяет “каталог” видов своей деятельности, осваивает новые виды. Формируется ориентировка как в каждом виде деятельности в отдельности, так и в связях между ними. Результатом ориентировки является личностный выбор деятельности, выделение и освоение особо значимых аспектов деятельности. Происходит центрирование деятельностей вокруг ведущего вида создается личностная иерархия деятельностей и поведений. В ходе реализации деятельности происходит усвоение личностью новых ролей, осмысление их значимости, что означает расширение возможностей индивида как субъект деятельности.

Расширение и углубление сферы общения обусловлено его неразрывной связью с деятельностью. Это умножение контактов человека с другими людьми, их изменения на каждом возрастном этапе. Усложняются диалоговые формы общения увеличивается децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера. Более адекватное его восприятие. Личность в общении приобретает новые черты, усваивает нормы общения и нормативы деятельностей.

Развитие самосознания в ходе социализации личности – процесс, контролируемый и определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельностей и общения человека. Поэтому процесс социализации – это единство изменений всех трех рассмотренных сфер: деятельности, общения и самосознания.

Широта социализации оценивается по тому, насколько социально зрелой и развитой является личность. Это зависит от большого количества факторов: социальных ролей индивида, его социального опыта типа индивидуальной акцентуации социального поведения личности, её локуса контроля и т.п.

В качестве критериев социализированной личности принято выделять:

Адаптированность личности, её нормотипическое поведение, образ жизни;

Социальную (групповую и общечеловеческую) идентичность (7, с.295).

Однако в качестве главного, внешнего критерия социализированности следует считать не степень приспособленчества, конформизма личности, а степень её независимости, уверенности, самостоятельности, инициативности. Главная цель социализации заключается в удовлетворении потребности личности в самоактуализации, личностном росте, в развитии её способностей, а не в унификации личности, нивелировке собственного “Я”.

Социализация – процесс длительный, протяженный во времени и пространстве. Он имеет определенную стадиальность, обусловленную соотношением анатомо-физиологического и психического развития человека спецификой социальной ситуации в разные периоды жизни.

В истории психологии существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Психоаналитическая концепция связывает эти стадии с проявлением биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов. З. Фрейд считал, что основные личностные характеристики формируются в первые пять лет жизни ребенка на первичной стадии социализации, которая подразделена на оральную, анальную, фаллическую.

В такой позиции роль бессознательного в социализации личности неоправданно абсолютизируется. Действительно, решающее значение имеют овладение ребенком социальными ролями в ходе игровой деятельности, процессы самоидентификации, возникающая система ожиданий и характер их удовлетворения, требования со стороны родителей, практика их обращения с ребенком.

Следующая стадия социализация – маргинальная промежуточная, или псевдоустойчивая – это социализация подростка. Данный переходный возраст (от детства к взрослости) связан главным образом с самоутверждением личности, её групповой идентичностью.

Устойчивая социализация совпадает с овладением личностью определенным статусом и выполнением широкого спектра социальных, межличностных ролей. Эта стадия связана со стабильным положением человека в обществе. Она свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности, её социальной идентичности.

Последняя стадия социализации сопряжена с утратой статуса, ряда ролей вследствии выхода человека на пенсию. В это время личность, как правило, тяжело переживает положение, в котором оказалась, дезадаптируется. Негативные эмоциональные переживания могут быть вызваны утратой близких людей, смысла жизни, необратимым старением организма, чувством одиночества и ненужности. Но такие переживания могут компенсироваться обретением новых смыслов жизни, нахождением своей полезности.

Социологический подход основное знание в процессе социализации придает усвоению человеком репертуаров социальных ролей, завоеванию положения в определенной социальной общности, овладению ценностями, нормами, культурой общества.

В отечественной социальной психологии делается акцент на то, что социализация осуществляется прежде всего в ходе трудовой деятельности.

Поэтому именно отношение к трудовой деятельности положено в основу выделения трех основных стадий социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой.

Дотрудовая стадия охватывает период жизни человека от рождения до начала трудовой деятельности и разделяется на два относительно самостоятельных этапа.

Ранняя социализация, длящаяся от рождения до поступления в школу;

Стадия обучения, включающая по словам Г.М. Андреевой, весь период юности в широком смысле этого термина. К этому общепризнанного этапу относится в широком смысле этого термина. К этому общепризнанного этапу относится прежде всего время обучения в школе. Относительно обучения в техникумах и вузах существуют различные точки зрения. Если строго придерживаться критерия выделения стадий – отношение у трудовой деятельности, то периоды любого профессионального обучения должны быть отнесены именно к данной стадии. Вместе с тем различия в обучении в средней школе и профессиональных образовательных системах (среднего и высшего уровней) столь велики (например, соединение обучения с трудом в последних), что анализ их по единой схеме вызывает затруднения. В настоящее время в литературе этот вопрос решается двояко, хотя актуальность и значимость процесса социализации студенчества признается всеми исследователями.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека и включает в себя все время его трудовой деятельности. Большинство исследователей поддерживают мысль о том, что социализация продолжается в период трудовой деятельности, а не заканчивается с завершением образования. Признание ведущего значения трудовой деятельности для существования развития личности придает особое значение трудовой стадии социализации. Именно в этот период реализуется важнейший аспект социализации – воспроизведение социального опыта, его творческое преломление и применение.

Выделение послетрудовой стадии вызывает оживленные дискуссии в современной науке. Внимание к этой проблеме обусловлено тем, что в ходе исторического развития общества увеличивается продолжительность жизни людей, что приводит к увеличению удельного веса пожилых людей в структуре народонаселения. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал лиц, составляющих социальную группу пенсионеров. Существуют две полярные точки зрения на проблему социализации в пожилом возрасте.

Одни исследователи считают, что к людям старшего возраста само понятие социализации неприменимо, так как все социальные функции в этот период свертываются и никакого усвоения социального опыта или даже его воспроизводства, по их мнению не происходит. Крайняя позиция точки зрения заключается в понятии “десоциализации”, наступающей после завершения процесса социализации.

Существует несколько подходов к выделению факторов, определяющих процесс социализации. Одни ученые считают, что решающее влияние оказывает внутренний фактор, т.е. генетически обусловленные, физиологические и психические особенности человека. Другие исследователи ведущую роль в процессе социализации как усвоение “коллективных представлений”, верований, эмоций, мыслей, т.е. накопленного человечеством опыта, традиций, обычаев, через врожденное подражание. Третьи полагают, что формирование личности происходит за счет “надстраивания” социального опыта над биологическим.

Отечественная психология, видя в человеке существо биосоциальное, придает решающее значение в социализации личности социальным факторам. Но внешнее социальное воздействие на личность неоднократно преломляется через её “внутренние условия”, через призму внутреннего мира человека, его психофизиологические особенности и приобретенный социальный опыт. Все внутреннее проявляется и реализуется только посредством внешнего – материального и социального.

Социальные факторы принято разделять на макро-, мезо- и микрофакторы, отражающие социально-политические, экономические, исторические, национальные и другие особенности развития личности, в том числе качество жизни, определяемое состоянием экономики, экологическую обстановку, наличие экстремальных и иных социальных обстоятельств.

Макрофакторы – это социальные и природные детерминанты социализации личности, обусловленные её проживанием в составе больших социальных общностей. Термины “страна”, “государство” и “общество” приняты для выделения людей, проживающих в определенных территориально-административных границах и объединенных между собой в силу исторических, социально-экономических, политических и психологических причин. Специфика развития страны, государства определяет важнейшие особенности социализации населения, особенно молодежи.

К макрофакторам относится также культура как система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации людей. Она охватывает все стороны жизни человека: биологическую (еда, сон, отдых и т.д.), производственную (создание средств материального жизнеобеспечения), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, культура, эстетическая деятельность и др.) социальную (коммуникация, социальные отношения).

Мезофакторы – это детерминанты социализации личности, обусловленные её проживанием в составе общностей средней величины. К ним относится этнос (нация) исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей обладающая единым языком, общими, относительно стабильными особенностями культуры и психики, общим самосознанием, т.е. сознанием своего единства и отличия от других.

Принадлежность к той или иной нации, её традиции во многом определяет специфику социализации личности.

Оказывают влияние на процесс социализации человека и ретиональные условия его проживания, которые зависят от конкретной части страны, где он живет, и вносят свою специфику в его образ жизни, обычаи, привычки, традиции.

При анализе процесса социализации нельзя не учитывать социально-экономические различия города и деревни, поэтому тип поселения (село, поселок, город-мегаполис) также придает определенное своеобразие социализации людей, в них проживающих.

Микрофакторы – это детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах (семье, трудовом коллективе, религиозной организации, учебном заведении и т.п.).

Общество, в том числе и отдельные его субкультуры, оказывают воздействие на личность на всех стадиях её социализации. Такое воздействие осуществляется или непосредственно (например, через средства массовой информации), или через группу, к которой принадлежит человек, через её нормы и ценности.

Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей общества, выступающие трансляторами социального опыта, называют институтами социализации. Здесь термин “институт” используется в широком социологическом смысле как сложившаяся в обществе форма отношений между людьми.

На дотрудовой стадии социализации её институтами являются семья и дошкольные детские учреждения. Семья традиционно рассматривалась как важнейший фактор и инструмент социализации. Именно здесь дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают социальные роли, принимают исходные нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает влияние на формирование у детей образа “Я”. Роль семьи как институт социализации существенно зависит от типа общества, его традиций и культурных норм от национальной и социальной принадлежности, от других макро- и мезофакторов.

Во втором периоде дотрудовой стадии социализации основным её институтом является школа, которая еще в большей мере, чем семья, зависит от общества, политического устройства государства.

Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое есть важнейший элемент социализации, но школа должна подготовить человека к жизни в обществе в целом. Школа задает ребенку образы и образы гражданина и тем способствует (или препятствует) его вхождению в общественную жизнь. Школа расширяет возможности и умения ребенка в сфере общения и взаимодействия, что выступает как важнейший момент социализации. Привлекательность среды сверстников заключается в том, что она относительно независима от взрослых, а иногда и противоречит им.

Любой институт социализации несет в себе воздействия более широкой группы или общности людей через традиции, обычаи, образ жизни. Личность формируется в целостном обществе: макросреде и микросреде, и каждая оставляет на индивидуальности свои следы и трудноразрешимые последствия.

Понятия «Социализация личности», рассмотреть процесс социализации личности, рассмотреть источников социализации личности. Сущность и содержание социализации ...

Проблеме социализации личности посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных философов (Ж.–П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. К. Мамардашвили, Шевелев В. Н. и др.), социологов (У. Бронфенбреннер, Э. А. Домбровский, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Б. Уолмен) и психологов (Г. М. Андреева, А. А. Деркач, Т. Кемпер, Т. Ньюком, А. Оллпорт, А. В. Петровский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, В. Т. Шибутани). Учеными разработаны различные теоретические подходы.

Так, представители биогенетических теорий (Дж. Ст. Холл, А. Гезелл и др.) социализацию рассматривают как естественный процесс, подчиняющийся своим внутренним закономерностям, развитие личности определяется последовательностью этапов, прохождение которых необратимо и предполагает прерывистость и внезапность изменений. В социогенетических теориях (Р. Бенедикт, М. Мид и др.) социализация выполняет интегрирующую функцию, обеспечивает формирование чувства принадлежности к социокультурной общности, личность является продуктом различных культур.

Представители бихевиоризма и необихевиоризма (В. Скиннер, Э. Торндайк, А. Бандура, В. Уолтерс и др.) под социализацией понимают процесс социального научения, предполагающий наблюдение и подражание значимым моделям поведения. Важными элементами процесса научения выступают подкрепление, "замещающее подкрепление", самоподкрепление. На их взгляд, усвоенный набор моделей поведения и представляет собой личность. В классическом психоанализе социализация рассматривается как процесс обуздания природных влечений при помощи защитных механизмов.

Представители неофрейдизма особое значение придают "Эго" как основной "адаптирующей инстанции" в процессе социального развития личности. Э. Эриксон раскрывает социализацию как идентичность с членами группы. В школе символического интеракционизма (Д. Мид, Т. Кемпер, Т. Ньюком) разрабатываются модели социализации на основе анализа социального взаимодействия, ролевого поведения, формирования "Я". Раскрывается, что основным результатом социализации является развитие самосознания личности. Представители гуманистической психологии (А. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) понимают социализацию как самоактуализацию "Я-концепции".

Л. С. Выготский категорически выступал против интерпретации в зарубежных теориях социализации как перехода от биологического существования к жизни в качестве социализованной личности. Он решительно настаивал на том, что ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей, поскольку он, родившись, уже является социальным существом, его изначально окружает взрослый, сложно структурированный социальный мир, полноправным членом которого ему еще только предстоит стать. Л. С. Выготский утверждал, что природа личности социальна: "В отличие от Пиаже мы полагаем, что развитие идет не к социализации, а к превращению общественных отношений в психические функции".

Он обращает внимание на то, что "не постепенная социализация, вносимая в ребенка извне, но постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней социальности ребенка, является главным трактом детского развития".

В. К. Шабельников отмечает, что Г. Гегель в философском плане, а затем Л. С. Выготский в конкретно психологическом раскрывают логику социальной детерминации личности и психического развития человека. Общество предстает субъектом, формирующим нашу психику.

Представление о культурно-исторической детерминации развития личности (Г. Гегель, Л. С. Выготский, Э. В. Ильенков, Д. Б. Эльконин) предполагает соответствие или изоморфизм в духовной организации общества и личности. Развертываясь как функциональный орган общества, личность отражает ходом своего развития структуру напряжений детерминирующей ее социокультурной системы.

В отечественной психологии социализация понимается как усвоение индивидом социального опыта путем включения в социальную среду и воспроизведение системы социальных связей и отношений (Г. М. Андреева, 1986), как процесс активного усвоения индивидом ценностей и норм общества и формирование их в систему социальных установок, которая определяет позиции и поведение индивида как личности в системе общества (С. К. Рощин, 2002).

Социализация – процесс и результат усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Исследователи предлагают разные интерпретации понятия социализации, поскольку социализация неразрывно связана с представлениями о личности и о характере ее многообразных связей с обществом. Как видно из приведенных выше определений, социализация рассматривается, с одной стороны, как процесс активного усвоения индивидом социального опыта, социальных функций и напряжений, системы социальных связей во взаимодействии с окружающими людьми.

С другой стороны, это процесс внутреннего индивидуального развития человека, направленный на социальное самоопределение через критическое осмысление полученного опыта, преобразование этого опыта и дальнейшее его возобновление и преумножение. В этом случае понимание взаимодействия человека с обществом включает в себя понимание общества и человека в качестве субъектов развития.

В ходе социализации человек не только обретает субъектные качества, нужные ему для жизнедеятельности в обществе, но и формируется как личность, способная конструктивно и творчески решать проблемы этого общества, создавать новые области социальной практики и ранее не существовавшие социальные общности.

И хотя определения этого процесса в исследованиях различных авторов во многом схожи, нельзя понимать социализацию однозначно. Сложности также связаны и с корректностью разведения понятия социализации с используемыми в отечественной психологической науке понятиями "развитие личности" и "воспитание".

Под развитием личности понимается процесс закономерного изменения как системного качества индивида в результате его социализации. Развитие личности рассматривается не как подчинение личности обществом или подавление ее биологической природы, а как выделение личности из общества "путем свертывания в ее системе части проходящего через нее движения общественной деятельности". Личностные особенности формируются как психологическое обеспечение деятельности субъекта.

Признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идее развития личности, поскольку процесс развития ребенка немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений. В этом случае по объему понятия "развитие личности" и "социализация" некоторым образом совпадают, но акцент на активность личности более четко представлен в идее развития, а не социализации. Научное рассмотрение вопроса о социализации не снимает проблемы развития личности и предполагает, что личность понимается как становящийся во взаимодействии с социальной средой активный социальный субъект.

Для акцентирования идеи непрерывности, незавершенности социального развития личности используется понятие "социализированность".

Социализированность соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к данному возрастному этапу, наличие личностных и социально-психологических предпосылок, обеспечивающих чисто нормативное поведение, или процесс социальной адаптации.

Понятие социализации включает в себя признаки социализированности и готовности к переходу в новые ситуации социального развития, подразумевает способность к адекватному восприятию новых социальных требований; избирательное отношение к социальным воздействиям; низкую социальную ригидность; сформированности личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации.

Социализация продолжается в течение всей жизни, и особенностью социализации взрослых в непредвиденных социальных ситуациях (смена идеологии, ценностных и поведенческих установок, смена постоянного места жительства, освобождение из мест лишения свободы и др.) является "ресоциализация".

Ресоциализация один из аспектов реабилитации, характеризующийся возвращением или укреплением социальных связей, устранением проявлений общественной дезадаптации.

Понятие "воспитание" употребляется в психологическом аспекте в двух значениях – широком и узком. В узком смысле воспитание рассматривается как обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения под воздействием субъектов воспитательного процесса.

В качестве субъекта воздействия понимается специальный институт, взрослый человек, осуществляющий целенаправленный, планомерный процесс воздействия с целью передачи, привития ребенку определенной системы представлений, понятий, норм и т.д., но это не жестко манипулятивпый процесс, а межличностное взаимодействие, отношения партнерства. В связи с целенаправленностью воздействующей стороны в реализации отношений, на нее в большей мере возлагается постановка целей, выходящих за рамки ситуации взаимодействия и рефлексия происходящего. Как мы видим, понятия "воспитание" в узком смысле слова и "социализация" отличаются по своему значению.

При употреблении понятия "воспитание" в широком смысле различия снимаются, поскольку воспитание трактуется как процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды.

Субъектом воспитательного процесса в этом случае выступает все общество, вся система общественных связей, ориентированная на воспитание человека, готового жить и работать в современном для него обществе. Воспитание в широком смысле является ведущим и определяющим началом социализации.

Для анализа смысловых доминант социализации исследователи условно выделяют неразрывно слитые между собой четыре ее грани. Три грани характеризуют первую сторону социализации, связанную с "вхождением" человека в общество, это – инкультурация, интернализация и адаптация, вторую сторону социализации, отражающую активное воспроизводство человеком усвоенного социального опыта, отличает четвертая грань – рассмотрение социализации как процесса конструирования.

Процесс инкультурации раскрывает направленность индивида на освоение миропонимания и поведения, присущих базовой культуре, в результате чего формируются его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур (М. Херсковиц, 1967). В социально-психологических исследованиях личности анализируются механизмы и виды трансляции культурно задаваемых норм и ценностей, моделей поведения, способов социальной категоризации, особенностей социальной идентичности и "Я-концепции". Достаточно много проводится теоретических и экспериментальных исследований становления личности в условиях этнической, политической и т.п. социализации (Л. М. Дробижева, Η. М. Лебедева, Л. М. Попов, В. Ю. Хотинец, У. Бронфенбреннер, М. Мид и др.).

Социализация может рассматриваться как процесс усвоения, интернализации индивидом различных модусов социального опыта (усвоение моделей поведения и социальных значений: символов, ценностей и установок). Основной акцент в исследованиях поставлен на различных механизмах этого усвоения и самом содержании усвоенного. Особенностью современных исследований является то, что в них подчеркивается значение саморегуляции и самодетерминации как показателей личностной зрелости в ходе интернализации социальных влияний. Большое внимание в исследованиях отечественных психологов отводится изучению социализации отдельных свойств, состояний и процессов (А. А. Реан, Ю. П. Поваренков, С. И. Ерина, В. Н. Куницына и др.).

Понимание социализации как адаптации связано с анализом социализационного процесса с точки зрения его возможных результатов. Основным результатом социализации выступает формирование характеристик индивида, обеспечивающих его нормативное функционирование, а основным критерием в оценке социального развития становится его социальная успешность. Процесс достижения известного соответствия человека требованиям социальной среды определяется как процесс социальной адаптации, а нарушение его – как дезадаптация. Личность представляет собой психологическую структуру, преломляющую влияние разноуровневых социальных тенденций и преобразующую их в сценарии адаптивного поведения.

В психологических исследованиях обосновываются различные теоретические подходы к данной проблеме, выделяются факторы, определяющие успешность социально-психологической адаптации личности к социальным изменениям, профессиональной деятельности (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, А. И. Донцов, Е. К. Завьялова, A. В. Карпов, В. А. Климов, Г. С. Никифоров, А. Л. Свенцицкий, В. Д. Шадриков и др.). В настоящее время психологи обращаются к проблеме социально-психологической адаптации в системе образования (Н. В. Клюева, А. А. Реан, B. Ф. Шевчук, В. А. Якунин и др.).

Исследователи придерживаются убеждения, что социально-психологическая адаптация человека в условиях социально-экономических преобразований представляет собой динамический механизм, обеспечивающий развитие социализации как исторического процесса. Его основная функция заключается в создании субъективных психологических регуляторов, которые, реализуясь в различные формы поведения и деятельности, служат основой для возникновения новых социальных норм, требований, ролей.

Понимание социализации как конструирования социальности позволяет преодолеть традиции "жесткого" детерминизма в решении проблемы взаимодействия индивида и общества. В настоящее время проблема конструирования субъектом социального мира является самостоятельным предметом анализа, составляя содержание психологии социального познания. Г. М. Андреева под конструированием понимает "приведение в систему информации о мире, организация этой информации в связные структуры с целью постижения ее смысла".

Результатом данного процесса становится создание человеком образа социального мира как сотворенной социальной реальности, частью которого является представление о самом себе как части этого мира – социальная идентичность. Представления о сущности процессов "социального конструирования" (М. Фуко, 1996; К. Герген, 1997; С. В. Штак, 2006 и др.) позволяют исследователям выявлять и изучать психологические закономерности формирования больших социальных групп (классы, страты и т.д.), прогнозировать вероятность попадания людей, имеющих маргинальный статус (беженцы, инвалиды, малоимущие и т.д.), в группу "социальных аутсайдеров".

Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм , моральных ценностей , умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации .

Факторы социализации.

Факторы социализации - это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

  1. Макрофакторы - глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство).
  2. Мезофакторы - условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность).
  3. Микрофакторы - факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы).

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье - это родители, братья, сестры, в школе - учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации .

Виды и этапы социализации.

Виды социализации , как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации .

  1. Первичная социализация. Период от рождения до формирования взрослого человека . Этот этап очень важен для социализации ребенка . Первые знания об обществе он получает обычно от родителей.
  2. Вторичная социализация (или ресоциализация). Процесс замещения ранее сложившихся методов поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов, и усвоение новых. Помните, как в университете вам говорили: «Забудьте все, что вы учили в школе»? Вторичный этап длится всю жизнь человека.

Остальные виды социализации:

  1. Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы . То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь.
  2. Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.
  3. Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).
  4. Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).

Основными институтами социализации являются.