Составляющие интеллектуального развития. Что такое искусственный интеллект? Как связаны принятие решений и понятие интеллекта

Можно быть умным по-разному. Есть в нашем разуме что-то такое, что невозможно измерить стандартными тестами. Говард Гарднер (Howard Gardner), профессор Гарварда, считает, что кроме двух видов интеллекта, определяемых нашими умственными и , есть ещё шесть сфер, в которых мы можем оценивать человека. К сожалению, не существует тестов, которые могли бы перевести эту оценку в стандартизированные числовые данные.

Giphy

Люди зачастую считают, что музыка - это талант, а не умственная способность. Однако профессор Гарднер уверен: если мы оцениваем словарный запас и как компоненты интеллекта, то и умение понимать, чувствовать и обращаться с ритмами и тембрами нужно рассматривать в том же ключе.

2. Пространственный интеллект

Способность с лёгкостью воспринимать и воспроизводить положение вещей в пространстве позволяет шахматисту выиграть очередную партию, а хирургу - сотворить ещё одно медицинское чудо. То, насколько хорошо вы ориентируетесь в пространстве и определяете траекторию передвижения, - ещё один критерий оценки ваших умственных способностей.

3. Телесно-кинестетический интеллект

Стоит позабыть о том, что «все спортсмены тупые». Координация движений требует большой работы интеллекта, просто этого не измеришь стандартным IQ-тестом. Этот тип интеллекта существует в двух измерениях. Одно из них - это возможность использовать всё своё тело для решения проблемы или поставленной задачи. Другое измерение - это способность использовать отдельные части тела. Хороший пример тому - ремёсла, поэтому человек, который много работает физически, является интеллектуалом, согласно Гарднеру.

Немного похоже на понятие эмоционального интеллекта, не правда ли? Межличностный интеллект - это то, как вы понимаете других людей, мотивируете и ведёте их, как работаете с ними. Этот тип интеллекта особенно важен для .

5. Личностный интеллект

Личностный интеллект, или способность к самопознанию, оценить очень сложно. Однако, по мнению Гарднера, он является критически важным в сегодняшнем мире.

В современном развитом обществе люди сами определяют то, какой будет их жизнь. Мы строим карьеру и меняем профессии. Мы можем покинуть родительское гнездо, когда повзрослеем. Поэтому очень важно осознавать, кем мы являемся на самом деле. Если такого понимания нет, это рано или поздно станет проблемой.

Способность воспринимать связи между видами живых существ, понимать принципы их взаимодействия - это важнейший вид интеллекта. Гарднер называет его интеллектом естествоиспытателя, интеллектом Чарлза Дарвина.

И прежде, чем вы скажете, что живёте в городе и не нуждаетесь в подобном виде интеллекта, стоит отметить: всё, что вы делаете в этом современном, технологичном и коммерческом мире, основано именно на способности понимать окружающую среду. Вы выбираете этот симпатичный свитер, а не тот ужасный синтетический, потому что ваш мозг способен отличить «вкусную ягоду» от «ядовитой».

Так или иначе, вы используете свой инстинкт естествоиспытателя, даже если не ездите по субботам в лесопарк.

Если этот список кажется вам громоздким, спешим расстроить вас: по мнению Гарднера, перечень должен быть длиннее. Можно выделить ещё два типа интеллекта, однако психология всё ещё продолжает их изучать.

Самый простой вывод, который вам нужно сделать, заключается вот в чём. Если вы надеетесь развить свой интеллект, просто читая книги, вам однозначно стоит обратить внимание и на другие сферы умственной деятельности.

Кстати, а какой тип интеллекта более всего развит у вас?

от лат. intellectus – разумение, познание). В истории философии понятие И. встречается гл. обр. в идеалистич. системах для обозначения "чистой", активной силы мышления, принципиально отличающейся своим творч. характером от пассивных чувственных форм познания. Эта сила, или способность, трактовалась как исключит. особенность, характеризующая разумное существо, человека. В идеалистич. системах психологии И. как особая разумная способность обычно противопоставлялся двум другим силам души – чувству и воле. В домарксистской философии проблема И. играла важную роль, поскольку с понятием И. связывались сущность и специфика человека. Диалектич. материализм не выделяет И. как гносеологич. категорию, отличную от понятия мышления. Им было доказано, что мышление не является некоей изначальной способностью души, а есть функция мозга, к-рая возникла и развилась в результате формирующего воздействия на человека общественно-трудовой деятельности. В свете этой теории получили объяснение происхождение и развитие способности мышления. Тем самым мышление потеряло признак исключительности, к-рым его наделила историко-философская и психологич. традиция и к-рый получил отражение в содержании понятия И. В ходе преодоления идеалистич. трактовки мышления диалектич. материализм фактически перестал пользоваться термином "И." как особым понятием. Классики марксизма в филос. произведениях, посвященных вопросам теории и истории познания и мышления, термин "И." не употребляют. Поскольку в марксистской лит-ре встречается это слово, оно употребляется как синоним понятия мышление. В др.-греч. философии понятию И. ближе всего отвечает термин???? (см. Нус), в идеалистич. интерпретации Платона и нек-рых последующих философов. Согласно Платону, нус – это то, что отличает человеч. душу от животной. Платон различает в душе человека интеллектуальную способность, направленную на понятийное содержание вещей (к-рым они причастны к идеям), и чувственное восприятие. Нус (И.), по Платону, является творч. началом, надындивидуальным по природе, приобщающим человека к божеств. миру. Это воззрение в принципе разделяет и Аристотель, расходясь с Платоном в толковании источника и характера понятийного содержания вещей. Последнему в философии Аристотеля отвечают формы, к-рые воспринимаются "пассивным" И. (???? ?????????). Этот И. – преходящий, смертный. Но человеч. душе свойствен также "активный" И. (???? ?????????) – духовная сила осуществления форм, сила мышления, актуализирующая мысли "пассивного" И. (см. "О душе" III, 5). Эти актуализирующие качества "активного" И. сближают его с энтелехией и поэтому являются в абсолютном выражении определением бога. "Активный" И. – непреходящее, бессмертное начало человеч. души. В концепциях И. у Платона и Аристотеля обнаруживается понимание в идеалистически превратном виде того факта, что идеальное как отражение всеобщего есть результат не созерцания, а специфически человеч. деятельности. Поэтому для них И. есть сила, определяющая человека. Рассматривая силу знания как силу творения, Платон и Аристотель сформулировали основу идеалистич. понимания И., влияние к-рой ощутимо на всем протяжении развития идеализма. В неоплатонизме и гностицизме платоновская концепция И. была интерпретирована в мистич. духе учением об эманации, в к-ром И. рассматривался как первая ступень нисхождения (истечения) мира из единого, "неизреченного" начала. И. есть средоточие сверхчувств. идей – действующих сил "истинного бытия" (Плотин, Василид). В ср.-век. философии понятие И. занимает одно из центр. мест. Это объясняется тем, что идеалистич. учение о творящей силе разума в церк. философии получает буквальное, теологич. истолкование. Концепция И. в философии средних веков проходит три этапа развития. У арабов (Ибн Сина, Ибн Рошд) и в ранней схоластике (Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский) понятие И. строится под явным влиянием неоплатонич. учения об эманации божеств. И. в мир вещей. Для периода расцвета схоластики (12–13 вв.) характерны отказ от теории эманации и обращение к теологически истолкованному учению Аристотеля о форме как энтелехии. В этом обнаруживается стремление ограничить значение И. в познании и подчинить его вере, откровению. Так, уже представители мистич. течения в католицизме Бернар Клервоский и Гуго Сен-Викторский противопоставляли познание посредством И. познанию посредством откровения как низшие и высшие виды познания. Во взглядах Гильома из Оверни (ум. 1249), Альберта фон Больштедта и Фомы Аквинского И. из общемирового начала превращается в способность души человека, а именно – в образ бога в душе. Своеобразие ср.-век. реализма в интерпретации Фомы Аквинского состоит в том, что общее как таковое, как "истина в боге", хотя и признается первичным, первой реальностью, но И. познает его не непосредственно, а через посредство познания общего (видовых понятий, форм) в вещах. Благодаря этому И. может переходить к дискурсивному (рассудочному) познанию. Наконец, поздняя схоластика вообще пришла к отрицанию реальности общих понятий и потому стала рассматривать И. уже только как пассивное познават. свойство души (Иоанн Дунс Скот). Поэтому И. был совершенно исключен как орган познания бога, к-рое целиком осталось за верой. В философии Возрождения и нового времени вопрос о природе И. был областью, в к-рой дольше всего держались представления, заимствованные из ср.-век. философии. Николай Кузанский рассматривал И. как наивысшую духовную силу, проникающую к сверхчувств. истинам и единству противоположностей, Дж. Бруно усматривал "первый И." в идее "всего". Даже у родоначальника материализма нового времени Ф. Бэкона И. есть сила разумной души, к-рая, в отличие от чувственной души, не может быть предметом науч. познания, а относится к области теологии, хотя наука в полную меру пользуется И. как орудием науч. познания. Гассенди также проводит различие между чувств. и разумной душой и рассматривает И. как способность последней образовывать абстракции. Преодоление этих ср.-век. влияний связано с характерным для бурж. философии 17–18 вв. радикальным изменением методологич. центра: противопоставлением теоцентрич. методу схоластики антропоцентризма в теории познания. Она получила отчетливое выражение в господствовавшей в философии нового времени концепции И. как "естественного света" (Lumen naturalis), согласно к-рой И. есть природная способность человека к постижению сущности вещей, являющаяся врожденным орудием познания. Очень ясно эта концепция выражена в рационализме 17 в., в частности у Спинозы. Человека Спиноза понимает как "мыслящую вещь", к-рая по своей природе производна по отношению к двум атрибутам природы (иначе – бога, субстанции) – протяжению (тело) и мышлению (душа, разум). Единство тела и души обусловлено единством природы. Поскольку, т.о., разум не есть ни психич. способность индивида, ни особый нематериальный дух, понятия разума и И. в философии Спинозы совпадают. И. обладает идеями от природы. Подобно тому, как люди с помощью природных способностей (являющихся, так сказать, естеств. орудиями) создают более совершенные орудия труда, "... так и разум природной своей силой создает себе умственные орудия..., от которых обретает другие силы для других умственных работ..." (Спиноза Б., Трактат об усовершенствовании разума..., др. перевод: "Трактат об очищении интеллекта", по-латыни: "Tractatus de intellectus emendatione", см. Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 329). Спиноза рассматривает также и чувства, волю, желания, любовь – вообще весь мир аффектов как производный по отношению к И. В истинном познании сливаются определения как И., так и чувств. влечений и моральных чувств. Это единство познания и морали выражено у Спинозы в понятии "интеллектуальной любви к богу" (amor dei intellectualis). Хотя в вопросе о природе познания рационалисты распадались на идеалистов (Декарт, Лейбниц) и материалистов (Спиноза, Де Руа), однако они были согласны в трактовке И. как врожденной природной способности человека. Эта идея была точкой схождения и в принципиальном теоретико-познават. споре между рационализмом и сенсуализмом в 17–18 вв. Рационалисты признавали высшей формой познания т.н. интеллектуальную интуицию, в то время как сенсуалисты считали источником познания ощущения. Однако уже у Гоббса И. рассматривается как "естественный свет". Локк, к-рому принадлежит классич. формула сенсуализма "nihil est in intellectu, quod non fuerit prius in sensu" ("нет ничего в уме, чего бы не было раньше в ощущениях"), усматривал в И. особую способность ассоциации идей, к-рая пассивна при восприятии простых идей и активна в качестве способности особого рода при их сопоставлении, соединении, отвлечении и сравнении, благодаря к-рым, по Локку, образуются сложные идеи. У Юма эта мысль получила последовательно-идеалистич. завершение: И. изолирован от чувств. опыта и направлен только на отношения идей. Именно вопрос о природе И. стал пунктом отклонения от материализма как у рационалиста Декарта, так и у сенсуалиста Локка. Последовательно-материалистич. сенсуализм свойствен лишь франц. материалистам 18 в. Поэтому они и не пользуются понятием И., обремененным идеалистич. грузом, но предпочитают говорить об уме, мышлении. Кант принципиально отверг постановку вопроса как рационалистов, так и сенсуалистов об И. как способности познания. Поскольку, согласно Канту, рассудок не есть способность познания мира, а только форма логич. организации чувств. опыта, объективное знание о мире недоступно. Такое знание, с т. зр. Канта, обладало бы творч. силой. Кант называет его интеллектуальной интуицией, или intellectus archetypus (см. "Критика способности суждения", СПБ, 1898, § 77, с. 301). Этот И. есть орган познания вещей в себе. Полагая, что объективное их познание, т.е. творение, возможно только для "всеведущего существа", а следовательно, что ему только присущ всеобщий И., Кант считает возможным для человека обладание частным И. в "нравственном сознании" – основании веры в бога и телеологич. понимания мира. Преодоление кантовской вещи в себе у философов классич. нем. идеализма шло по пути развития идеалистич. диалектики. В субъективно-идеалистич. философии Фихте само "Я" (активность мышления) порождает объект мысли, т.е. то, что Кант обозначал как вещь в себе. Этот акт, к-рый Фихте называет дело-действие (Tathandlung), есть интеллектуальное созерцание. Шеллинг под интеллектуальной интуицией понимал особый орган познания (свойственный только филос. или художеств. гению), к-рый есть непосредств. созерцание И. предмета как единства противоположностей. Развитая Шеллингом философия тождества субъекта и объекта привела его в конечном счете к иррационалистич. пониманию И. как мифологизирующей силы откровения. Для Гегеля И. (интеллигенция) есть момент развивающегося духа. В гегелевской теории духа и его составной части – И., преодолевается шеллингова иррационалистич. трактовка диалектич. идеи единства (тождества) субъекта и объекта. Гегелю удалось, рассматривая диалектику как движение самого предмета, открыть важные диалектич. характеристики теоретич. мышления, к-рое он под названием "интеллигенция" рассматривает в "Философии духа" как составную часть субъективного духа, а именно – как "теоретический дух". Поскольку для Гегеля дух есть действительность, он проводит различие между сознанием, для к-рого объект остается внешним, и интеллигенцией, к-рая постигает "разумную природу" объекта и "...преобразует таким путем одновременно и субъективность до формы объективной разумности" (Соч., т. 3, М., 1956, с. 242). В этом преобразовании знание из формального становится конкретным и тем самым – познанием истины. Т.о., Гегель развил идеалистич. диалектику восхождения от абстрактного к конкретному. Это понимание диалектики познания привело его также к выводу, что интеллигенция ограничена субъективным, теоретич. духом, к-рый на пути к истине выходит в объективность, в практику: в формы социального бытия, к-рые суть формы объективного духа. Т.о., в идеалистически извращенном виде Гегель в своей теории духа представил диалектич. соотношение теоретич. познания (интеллигенции) и практики. Последующее развитие бурж. концепций И. не только не продолжает гегелевской диалектики, но отмечено явными признаками деградации. В основном оно сводится к двум направлениям: иррационалистич. и волюнтаристскому (Шопенгауэр, Бергсон, Э. Гартман, В. Вундт и др.) и биологизаторскому, рассматривающему И. только как биологич. функцию (Спенсер, прагматизм). При всем внешнем различии этих концепций им обеим свойственно субъективистское толкование И., отрицающее за ним функции отражения и рассматривающее его как нек-рую частную способность приспособления. Как проблема экспериментальной психологии И. был выдвинут только в конце 19 в. Эббингаузом (см. "Zeitschrift f?r Psychologie", 1897, XIII, S. 401). В нач. 20 в. франц. психологи Бине и Симон предложили определять степень умств. одаренности посредством спец. тестов количеств. способом (определение т.н. IQ – Intelligence quotient). Их работами было положено начало широко распространенной и до настоящего времени в буржуазной психологии прагматистской трактовке И. как понятия о такой способности личности, к-рая зависит от культурного уровня индивида и способствует его жизненному успеху. Особенно большое сочувствие и распространение это направление в исследовании И. получило в США. Торндайк, напр., определил И. с позиций бихевиоризма как способность к хорошим реакциям с т. зр. истины. Спирмен предложил теорию "двух факторов", в к-рой характеризовал И., с одной стороны, как некую общую (general) энергию мозговой коры, а с др. стороны – как какую-то особую (special) форму выявления этой энергии, выражающуюся в виде к.-л. интеллектуальной одаренности. Разработанная на этой основе система статистич. обработки данных обследования при помощи тестов дала множество модификаций методик (Burt, T. Kelley, H. Hottelling, L. Thurstone, и др., см. J. P. Guilford, The structure of intellect, "Psychol. Bull.", 1956, v. 53, No 4), на к-рых выросли совр. теория и метод исследования И. в зап. психологии – факторный анализ. Клапаред, Штерн и др. определяли И. как психич. способность приспособления (биологич. по природе) к новым условиям. Для Бюлера и Келера это определение слишком широко и не вскрывает специфич. особенности И. – структурирования ситуации. Они определяют И. как "неожиданное понимание" ("ага"-переживание), внезапно вносящее логич. структуру в ситуацию, требующую от субъекта определ. решения (см. Инсайт). Пиаже, выдвинувший оригинальную теорию И., рассматривает И. в связи с проблемой приспособления. Но последнее он трактует как постоянно возобновляющийся процесс, вызываемый нарушением равновесия между организмом и окружающим миром. Природа И., по Пиаже, двоякая – биологическая и логическая. Он есть высшая форма духовного приспособления к среде, поскольку в нем преодолеваются непосредств. и мгновенные приспособления путем организации стабильных пространств. и врем. логич. структур. По составу И. как деятельность структурирования есть система жизненных, активных операций. В этой концепции И., включающейся в разработанную систему психологич., логич. и гносеологич. взглядов Пиаже, осн. недостатком является трактовка субъекта (человека) и его деятельности в общем в биологич. плане, в результате чего психика наделяется только имманентными характеристиками, а И., соответственно, оказывается понятием, детерминированным онтогенезом индивида. В зоопсихологии под И. (или "ручным мышлением") высших животных понимаются такие доступные гл. обр. обезьянам реакции, к-рые характеризуются внезапностью решения задачи, легкостью воспроизведения раз найденного решения, переносом его на ситуацию, несколько отличную от исходной, и, наконец, способностью решения "двухфазных" задач (в т.ч. с применением "орудий"). Определение этих способностей животных понятием И. оправдывается тем, что в них действительно наличествуют признаки, отличающие черты преемственности в филогенезе между психикой животных и мышлением человека. В сов. психологии понятие И. употребляется гл. обр. в теории индивидуально-типологич. особенностей развития личности (см. Б. М. Теплов, Ум полководца, в кн.: "Проблемы индивидуальных различий", 1961, с. 252–343). Лит.: Mейман Э., Интеллигентность и воля, пер. [с нем., M.], 1917; Пиорковский К., Человеческий интеллект, пер. с нем., Берлин, ; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1959, с. 184–93; B?ge К., Eine Untersuchung ?ber praktische Intelligenz, Lpz., 1926; Spearman С., The nature ot intelligence and the principles of cognition, L., 1927; ?iaget J., La psychologie de l´intelligence, P., 1947; Кumria R. R., Intelligence, its nature and measurement, 2 ed., Jullundur city, ; ?ofst?tter P. R., Psychologie, Fr. M., 1957. M. Туровский. Москва.

В связи с тем что разнообразные технологии в настоящее время активно развиваются, в данном обзоре стоит поговорить о том, что такое интеллект.

Вряд ли какой-нибудь человек может сообщить другим, что он недостаточно развит в интеллектуальном плане. Согласитесь, что все мы считаем себя умными. Но это вовсе не означает, что к данному вопросу нет интереса. Скорее даже наоборот, интерес есть, и многие если не пытаются развивать интеллект, то по крайней мере хотят сохранить его на возможно большее время.

Что же скрывается под этим термином?

Итак, Под этим словом понимается совокупность некоторых человеческих способностей, благодаря которым становится возможным разумно мыслить, обрабатывать информацию, усваивать различные знания и применять их в практической области. Вот что такое интеллект. Определение такого плана кажется понятным любому из нас, но почему-то от этого не становится легким его описание.

Важные составляющие

Какие процессы являются составляющими? Развитие интеллекта опирается в большей степени на и начинается с момента рождения человека. Напомним, что к познавательным процессам относятся восприятие, память, мышление и воображение. В этой цепочке важно учитывать, что многое зависит от внимания. Его отсутствие не позволит человеку воспринимать, мыслить и запоминать.

Если говорить о памяти, внимании и восприятии, то они развиваются постоянными волнами, то ускоряя, то замедляя темп. Это зависит от того, как активно их использует сам человек. Здесь можно почерпнуть некоторые детали для развития человеческого интеллекта. Постоянно нагружая свою память и внимание, при этом выстраивая цепи логических умозаключений, привлекая к себе всегда новые ощущения и расширяя зоны своего восприятия, мы поддерживаем, таким образом, в активном состоянии свои умственные способности и интеллект.

Одной из самых ярких составляющих, которая может помочь ответить на вопрос что такое интеллект человека, является осведомленность. Допустим, есть талантливый человек, который смог вполне успешно реализовать себя, став профессионалом в какой-то области. Этот человек понимает и умеет очень многое в своей специализации. Но при этом он может не быть настолько же осведомленным в какой-нибудь другой области, но никто не назовет его неинтеллектуальной личностью. Если вспомнить Шерлока Холмса, то он даже не знал, что Земля движется вокруг Солнца.

Поэтому наша обязанность как людей заключается в постоянном расширении своей осведомленности, познавании нового. Нам необходимо проявлять интерес к различным областям деятельности. Тогда наш ум не будет останавливаться в развитии, и мы станем людьми с высоким уровнем интеллекта. Под конец обзора данного аспекта разума, можно привести одно из изречений Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю».

в развитии

Каждый из вышеперечисленных процессов в той или иной степени определяет, что такое интеллект. Он обязательно должен развиваться в той или иной степени, и в определенные периоды процесс познания проистекает очень быстро, а человек делает огромный рывок в своем развитии. Психологи называют такой

Младенцам такой рывок предоставляют ощущения. Дети прислушиваются и внимательно рассматривают окружающее их пространство, трогают предметы, пытаются попробовать на вкус все, что увидят. Благодаря этому у ребенка складывается самый первый опыт и формируются первичные знания.

Для воображения сенситивным периодом будет являться Наверняка, многие замечали, что дети в 5-6 лет довольно сильно и много фантазируют на различные темы. А все мыслительные процессы интенсивно развиваются в школьном возрасте.

Детский разум

Также есть один удивительный факт, который не захотят услышать многие отцы. Интеллект ребенка передаётся ему от матери, так как ген интеллекта происходит от Х-хромосомы. Это говорит нам о том, что умные дети должны рождаться в браке и интеллектуально развитой женщиной.

Но, естественно, дело тут не только в генах. Существуют и другие факторы, которые определяют уровень интеллекта. К примеру, среда, в которой ребенок будет находиться, воспитание, а в самом начале — стимуляция его активности.

Хорошая новость заключается в том, что эти факторы модифицируются и не предполагают влияния наследственности. Отсюда вытекает то, что даже если вы не имеете «необходимых» генов, можно присмотреться к модифицируемым факторам развития. Может быть, они смогут помочь вам развить интеллект ребенка.

Чтобы в полной мере ответить на вопрос о том, что такое интеллект, нужно рассмотреть его основные виды. С ними мы сталкиваемся в повседневной жизни, часто слышим названия и в этой статье постараемся разобраться в некоторых из них.

Эмоциональный интеллект

Что такое Под этим термином подразумевается способность понимания, определения, использования и в конструктивном и позитивном направлении для того, чтобы снять стресс, эффективно общаться с окружением, сопереживать другим, постоянно преодолевая трудности и конфликты. Этот интеллект имеет влияние на разные стороны повседневной жизни. К примеру, на то, как вы ведете себя или взаимодействуете с другими людьми.

При высоком эмоциональном интеллекте вы можете признавать свое собственное состояние и состояние других людей, взаимодействовать с ними, опираясь на эти данные, и таким образом привлекать их к себе. Также можно использовать эту способность для формирования здоровых отношений с людьми, достижения успеха на работе и просто для того, чтобы иметь более позитивное отношение к окружающим.

Создание искусственного разума

Стоит упомянуть о том, что такое искусственный интеллект. Самые первые работы, посвященные ему, появились сразу после Второй мировой войны, а сам термин приобрел известность в 1956 году. Искусственный интеллект по значимости ставят в один ряд с молекулярной биологией. И все-таки, что такое искусственный интеллект? Это направление в науке, которое зародилось в тот момент, когда началось создание компьютеров (как их раньше называли, «интеллектуальных машин») и компьютерных программ. Искусственный разум присущ не человеку, а машинам. Сейчас словосочетание подобного характера можно услышать очень часто при покупке таких вещей, как автомобиль, смартфоны и т. д.

Что собой представляет социальный разум

Рассмотрим, что такое социальный интеллект. Его способность заключается в правильном понимании поведения людей. Он нужен для наиболее эффективного общения и успешной адаптации в социуме. Изучением такого интеллекта занимаются специалисты в области психологии.

Практические аспекты разума

Если рассматривать, что такое интеллект в психологии, то становится очевидной её связь с управлением. Это ещё называют практическим интеллектом. Он довольно долго находился вне зоны исследований, ибо считался излишне агрессивным, низшим и простым типом, не заслуживающим внимания. Трудность его исследования заключается в том, что все эксперименты, связанные с ним, не могут проходит в лаборатории и должны анализироваться в естественных условиях. Практический интеллект во многих областях превосходит теоретический, но обладает некоторыми уникальными особенностями.

«Шевелить извилинами», или мыслить, — ещё одна задача нашего разума. В наше время информационных технологий мы всегда сталкиваемся с огромным потоком информации. Сегодняшние технологии дали нам новые виды деятельности и незнакомые технические средства. Поэтому не стоит бояться изучать все технические новинки и быть постоянно в курсе их выхода на рынок. Если вы стремитесь развивать интеллект, то ни при каких обстоятельствах нельзя замыкаться в ограниченной среде уже освоенных приспособлений и материалов.

Вербальный интеллект

Что такое вербальный интеллект? Это способность анализировать и синтезировать речевые суждения, вникать в смысл слов, иметь богатую смыслово-понятийную базу. Сейчас многие с интересом занимаются изучением иностранных языков. Это прекрасная методика развития своей памяти.

Здесь вам и припоминание, и запоминание, и узнавание. Память обладает именно этими процессами воспроизведения. Поэтому, если они постоянно в рабочем состоянии, то эффект забывания практически исчезает. Изучение языков помогает развить вербальный интеллект, в частности, способность оперирования вербальным материалом.

Какими же способами можно развить свой разум?

Стоит позволить своему воображению работать так же активно, как оно работало в детстве. Возможно, у вас есть талант к сочинительству, который просто дремлет и ещё не проснулся. Напишите пару рассказов или стихов. Пофантазируйте на тему своих будущих планов, но при этом не стоит ограничиваться, какими-то определенными рамками. Также полезным будет общение с детьми, ибо опыт в фантазиях сразу восстановится. Несомненно, лучшими учителями в области воображения можно назвать детей.

Восприятие может развиваться только при условии, что вы будете пользоваться несколькими каналами: слуховым, тактильным, вкусовым, обонятельным и зрительным. Если вы будете задействовать все рецепторы, то восприятие и запоминание окружающего мира будет очень легким и интересным. Именно поэтому огромные впечатления приносят путешествия. День за днем путешественники запоминают множество различных деталей, которые они смогут рассказать своим внукам. А все из-за того, что путешествуя, мы рассматриваем все через широко открытые глаза, слушаем новые звуки, вдыхаем ароматы неизвестных местностей и получаем неимоверно огромное количество новых ощущений.

Но даже не путешествуя, можно активизировать свои каналы восприятия простыми и доступными способами. Это поход на приятный массаж, простая вечерняя прогулка по парку, посещение разнообразных художественных выставок и регулярные физические упражнения. Даже если просто готовить новые блюда каждую неделю, вы будете благоприятно влиять на развитие своего восприятия.

Волшебный список, который поможет развивать интеллект на протяжении всей жизни

1. Повышайте свою осведомленность в чем-либо как можно чаще: наблюдайте, интересуйтесь, узнавайте.

2. Задействуйте память максимально: учите стихи и рассказы, запоминайте новые слова и будьте открыты к изучению новых языков.

3. Постоянно загружайте свои мыслительные процессы: проводите анализ, обобщайте информацию, решайте задачи, находите причинно-следственные связи во всем, что интересно.

4. Открывайтесь новым технологиям: изучайте новинки технических средств, возможности Интернета и способы своей реализации в нем.

5. Делайте себе подарки в виде новых ощущений: ночные и дневные прогулки, спортивная деятельность, новые, еще неизведанные ранее блюда, путешествия. Все это сможет помочь.

Что такое интеллект, и как его наличие влияет на успешную реализацию личности - интересная тема для психологов и людей стремящихся развивать личные знания. Как стать интеллектуалом и есть ли у человеческого мозга рамки, которые дают четкие сигналы о достаточном уровне знаний и приобретенном опыте, вопрос с философским или логическим выводом - решает для себя каждый человек.

Что такое интеллект человека?

Слово интеллект возникло от латинского термина Intellectus, что в переводе звучит – познание, понимание. Интеллектом называют способность личности психически легко воспринимать и в больших объемах, склонность быстро решать сложные задачи, жизненные ситуации, при помощи активной мозговой деятельности - путем умозаключений, логических выводов. Оценка уровня знаний человека называется - коэффициент интеллекта, его вычисляют по специальным методикам и тестам.

Умственный коэффициент бывает намного выше, чем настоящий возраст человека, средние показатели знаний сверстников служат основой для выводов уровня интеллекта – умственного возраста. Средний показатель IQ - 100 баллов, показатели со значениями 90 или 110 - допустимая норма. Люди, чей IQ выше 110 - высокоинтеллектуальные личности, а баллы IQ на уровне 70 - нарушение интеллекта, в отрицательную сторону. В возрасте до 5 лет уровень интеллекта не имеет различий, принято считать, что основной фактор, формирующий интеллектуальные склонности, передаются наследственным путем.


Интеллект в психологии

В психологии мышление и интеллект - схожие процессы умственной деятельности. Мышление - склонность анализировать, строить логические выводы на приобретенных знаниях. Интеллект - способность реализовать полученные знания, результат мышления, ведущий к рациональным действиям. Человек может прочитать несколько энциклопедий, и владеть большим объемом информации, но не применять их на деле, наличие интеллекта - свидетельство о реализованных действиях личности, на основе знаний, характеризующее успешность в обществе.

Что такое искусственный интеллект?

Многих интересует вопрос, что такое синтетический интеллект. Искусственным интеллектом называют созданную человеком систему, анализирующую информацию и воспроизводит процессы мышления, схожие по действию на импульсы, происходящие в мозгу человека. Отрасль науки по созданию и изучению такого интеллекта называют информатикой. Привычные современные системы автоматического управления (компьютер, робот, автомобильный навигатор) воспринимаются обычным человеком как понятие интеллекта с искусственным мышлением, направленного на исполнение определенных функций.

Чем отличается интеллигент от интеллектуала?

Часто, понятия интеллигенция и интеллектуалы смешивают в один тип психологического поведения. Характерной чертой личности, выделяющей интеллигентного человека - высокий уровень воспитанности и культурного поведения, не только в обществе а и в любой не привлекающей внимание ситуации. Интеллигенты имеют высокий уровень образованности и зарабатывают деньги умственными трудами, отзывчивы к окружающим, интеллигенция - часть общества профессионально занимающаяся образовательным и научным трудами.

Интеллектуалов характеризует высокий уровень энциклопедических знаний, в разных областях. Поведение в обществе интеллектуала может существенно отличаться от интеллигентного, и вызывать негативные эмоции, но самые ценные вклады в развития разных научных отраслей сделаны людьми с высоким IQ, важные общественные открытия, сделаны тоже интеллектуалами.

Что такое нарушения интеллекта?

Интеллект человека может снижаться, его уровень зависит от врожденных или нажитых дефектов в структуре головного мозга. Врожденную умственную отсталость называют – слабоумием, приобретенную – старческой деменцией, олигофренией. Снижение интеллекта, может стать следствием сложной депрессии, оно может развиться после функциональных утрат органов (пропал слух, зрение) когда человек не получает информации из внешних источников.


Виды интеллекта

Врожденные способности личности, могут стать основой по которой человек сможет успешно развивать способности - выбрать любимую профессию, удачно реализоваться в жизненных планах. Что такое интеллект - в среднестатистическом индивиде гармонично развиваются несколько талантов, но ведущий - один, природные задатки личности условно делят на основные типы интеллекта:

  • природный;
  • музыкальный;
  • математический;
  • лингвистический;
  • пространственный;
  • личностный;
  • кинестетический;
  • экзистенциальный;
  • межличностный.

Признаки высокого интеллекта

Высокий интеллект часто скрывается за скромным поведением, что доказано в ходе проведенных научных экспериментов. Разработать метод, точно характеризующий высокоинтеллектуального человека, пока не удалось. Составлен список признаков, свойственных личностям, чей уровень IQ выше среднестатистического показателя. Метод определения интеллектуальных людей по этим показателям – условный:

  • наличие домашнего любимца – кота;
  • любовь к беспорядку;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • алкогольное или наркотическое влечение;
  • философские взгляды и либеральное отношение к жизни;
  • старший ребенок семьи, как правило, имеет уровень IQ выше чем младшие дети;
  • грудное вскармливание в младенчестве;
  • высокий уровень тревожности;
  • леворукость;
  • высокий рост;
  • стройное телосложение;
  • способность к раннему чтению в детстве;
  • наличие чувства юмора.

Как повысить интеллект?

Развитие интеллекта – систематичная привычка, можно сказать стиль жизни. Повышая интеллект, человек каждый день тренирует память, постигает новые знания и применяет их на практике. Как – отказаться от привычки смотреть телевизор, она влечет за собой незримое засорение памяти бесполезной информацией. Употреблять низкокалорийную еду - тяжелая для желудка пища отнимает у мозга энергию, требуя затрат в пищеварительном тракте. Отлично повышают уровень IQ:

  • логические головоломки;
  • интеллектуальные и настольные игры с сильным противником – шахматы, покер, нарды;
  • компьютерные игры, требующие концентрации внимания;
  • здоровый 8-часовой сон;
  • физическая активность;
  • изучения иностранных языков;
  • занятия точными науками.

Игры, развивающие интеллект

Регулярная тренировка мозга с получением новых знаний, может проходить в пассивный способ – чтение книг, изучение научных фактов, способ запоминания. Специалистами в области интеллектуальных изучений разработаны игры, развивающие мышление и интеллект. В современном мире, большая часть таких методик перевоплощена в компьютерные игры, споры о пользе или бесполезности таких тренировок памяти ведутся. Доказан факт, что систематичный подсчет затраты денежных средств в уме тренирует память даже в зрелом возрасте. Привычные занятия, повышающие интеллект:

  • разгадывать кроссворды;
  • запоминать телефонные номера;
  • тренировать непривычную руку (для правши - левую) для повседневных занятий;
  • читать книги вверх тормашками;
  • быстро перечислять вслух однотипные предметы, однокоренные слова.

Книги, развивающие интеллект

Чтение художественных произведений повышает уровень интеллектуальных знаний, а изучение научной литературы способствует повышенному уровню концентрирования внимания – развивается способность запоминать и анализировать неизвестные детали. Современные книги для развития интеллекта имеют наглядные тренинги и головоломки, существенно развивающие интеллектуальные способности. Книги для повышения интеллекта:

Умственная деятельность отличает человека от остальных живых существ. Интеллект является одним из таких видов деятельности, который имеет уровни и коэффициент своего проявления. Развитием интеллекта необходимо заниматься, чтобы он был на достаточном высоком уровне..

Что такое интеллект?

Под интеллектом понимается познавательная деятельность, которая позволяет принимать, осмыслять и разрешать любые задачи.

Благодаря интеллекту человек может усваивать новый опыт, знания, приспосабливаться к новым обстоятельствам. В интеллектуальную деятельность человека включают:

  • Ощущение.
  • Восприятие.
  • Память.
  • Представление.

Психология интеллекта

Во все времена люди занимались изучением интеллекта. Однако основным учением стали теории Пиаже, который разделил первые направления в приспособлении ребенка к окружающей среде в виде ассимиляции (пояснение ситуации с помощью имеющихся знаний) и аккомодации (усвоение новых сведений). В психологии, по теории Пиаже, выделяют такие стадии развития интеллекта:

  1. Сенсомоторная. Проявляется в первые годы жизни, пока ребенок изучает окружающий мир. Первой интеллектуальной деятельностью ученый называл появления собственных суждений.
  2. Предшествующая операциям. Мир постепенно становится многообразным для ребенка, однако он пока способен решать простые задачи и оперировать элементарными понятиями.
  3. Конкретные операции. Когда ребенок начинает ориентироваться на собственные суждения и совершать конкретные действия.
  4. Формальные операции. У подростка уже возникают определенные представления о мире, которые обогащают его духовный мир.

Однако не у всех людей равномерно происходит развитие интеллекта. Существуют тесты, разработанные психологами, которые показывают, на каком уровне развития находится человек.

Уровень интеллекта

Чтобы решить определенные задачи, человек прибегает к таким уровням интеллекта, как конкретное и абстрактное.

  1. Конкретный интеллект позволяет выполнить повседневные задачи, используя при этом имеющиеся знания.
  2. Абстрактный интеллект позволяет оперировать понятиями и словами.

Уровень интеллекта можно измерить с помощью специального IQ теста, разработанного Г. Айзенком. Тест представлен в виде шкалы, которая разделена на деления от 0 до 160. Средним уровнем интеллекта обладает большая часть людей – это составляет 90-110. Если постоянно заниматься своим развитием, то можно повысить уровень на 10 баллов. Лишь 25% обладают высоким интеллектом (более 110 баллов). Среди них лишь 0,5% населения достигают отметки более 140 баллов. Оставшиеся 25% обладают низким интеллектом – менее 90 баллов.

Низкий коэффициент интеллекта присущ олигофренам. Средний коэффициент наблюдается у большей части населения. Высокий коэффициент отмечается у гениев.

Интеллект, по мнению психологов, всегда сохраняется на том уровне своего развития, к которому пришел человек. А. Лазурский выделил 3 интеллектуальные активности:

  1. Низкий – абсолютная неприспособленность индивида.
  2. Средний – хорошая адаптация к окружающей среде.
  3. Высокий – стремление к модификации окружающей среды.

Тесты на выявление IQ обладают большой популярностью. Однако их разнообразие не всегда является хорошим показателем. Чем более разнообразные задачи в тесте, тем лучше, что позволяет протестировать человека на развитие различных видов интеллекта.

На уровень IQ влияют такие факторы:

  • Наследственность и семья. Здесь важную роль играют достаток семьи, питание, образование и качественное общение между родственниками.
  • Половая и расовая принадлежность. Отмечается, что после 5-летнего возраста мальчики и девочки различаются в своем развитии. На это также влияет расовая принадлежность.
  • Здоровье.
  • Страна проживания.
  • Социальные факторы.

Виды интеллекта

Интеллект является гибкой частью индивида. Его можно развивать.

Гармоничным человек становится, если развивает у себя все виды интеллекта:

  • Вербальный – включает речь, письмо, общение, чтение. Для его развития необходимо изучать языки, читать книги, общаться и пр.
  • Логический – логическое размышление, рассуждения, решение задач.
  • Пространственный – оперирование зрительными образами. Развитие происходит за счет рисования, лепки, нахождения выходов из лабиринтов.
  • Физический – координация движений. Развивается с помощью танцев, спорта, йоги и пр.
  • Музыкальный – чувствование ритма, понимание музыки, сочинительство, пение, танцы.
  • Социальный – понимание поступков других людей, установление взаимоотношений с ними, адаптация к социуму.
  • Эмоциональный – понимание собственных и чужих эмоций, умение ими управлять и распознавать.
  • Духовный – самосовершенствование и мотивация самого себя.
  • Творческий – создание нового, продуцирование идей.

Диагностика интеллекта

Вопрос интеллекта беспокоил многих психологов, что позволило им заняться разработками различных тестов, позволяющих выявить уровни и качество развития интеллекта. В качестве диагностики интеллекта часто применяются:

  1. Прогрессивные матрицы Равена. Необходимо установить связь между фигурками и выбрать недостающую среди предложенных.
  2. Тест исследования интеллекта по Амтхауэру.
  3. Тест Гудинаф-Харриса. Предлагается нарисовать человека. После чего обсуждаются малопонятные элементы.
  4. Свободный тест Кеттела

Мышление и интеллект

Одним из видов интеллектуальной деятельности является мышление. Здесь человек оперирует понятиями и суждениями. Он размышляет, что и позволяет в дальнейшем видеть решение поставленных задач.

Мышление – непрерывный процесс, который постоянно меняется, в зависимости от имеющихся знаний. Оно целенаправленное и целесообразное. Человек познает нечто новое через то, что ему уже известно. Таким образом, мышление является опосредованным.

Интеллект позволяет решать задачи в уме, используя при этом имеющиеся знания и умения. Связь между данными понятиями часто сливающаяся. Однако под интеллектом воспринимается ум человека, а под мышлением – его способность к обдумыванию. Если под интеллектом часто понимается наличие у человека знаний, то под мышлением – его способность использовать эти знания и приходить к определенным выводам, суждениям.

Как развить интеллект?

Интеллект необходимо развивать, поскольку он является гибкой частью, его интеллектуальной деятельностью. На развитие влияют генетические и наследственные факторы, а также те условия, в которых человек проживает.

С рождения даются определенные задатки, которыми человек затем пользуется. Если во время развития плода или на генетическом уровне ребенку передались определенные болезни, то возможно развитие низкого уровня интеллекта. Однако рождение здорового ребенка позволяет ему в будущем обладать средним или высоким уровнем интеллекта.

Без окружающей среды человек не сможет эффективно развиваться. Без участия социума интеллект останется на низком уровне, какими бы интеллектуальными задатками человек ни был наделен. Важную роль в этом играет семья: ее материальный достаток, социальный статус, атмосфера, отношение к ребенку, качество питания, обустроенность дома и пр. Если родители не занимаются с ребенком, тогда он и не может развить в себе высокие интеллектуальные способности.

Также на формирование интеллекта влияет личность самого человека, которая определяет направленность его умственного развития.

Обычно для развития интеллекта используются различные игры на логику, память, мышление и пр. Это нарды, ребусы, головоломки, загадки, шахматы и т. д. Популярными на сегодняшний день становятся компьютерные игры с данными направленностями.

В школе ребенок обучается математике и точным наукам. Это позволяет структурировать мышление, сделать его последовательным, упорядоченным. К этому процессу можно подключить познание чего-то нового. Когда человек получает новые знания, тогда его интеллект расширяется, становится более богатым и многогранным.

При сохранении любознательности и желания самосовершенствоваться человек способствует своему постоянному развитию. Хотя, по мнению некоторых ученых, интеллект всегда сохраняется на прежнем уровне, как его ни развивай.

Что такое эмоциональный интеллект?

На сегодняшний день популярным понятием стал эмоциональный интеллект, который, по мнению некоторых психологов, играет большую роль, нежели IQ. Что это такое? Это способность человека распознавать и понимать собственные эмоции, управлять ими и направлять в нужное русло. Также сюда включается способность человека понимать чувства окружающих, управлять ими и влиять на настроение людей. Развитый эмоциональный интеллект позволяет устранять .

Практически все люди обладают тем или иным уровнем эмоционального интеллекта. Можно пройти все этапы развития, а можно застрять на одном из них:

  1. Понимание и проявление эмоций.
  2. Использование эмоций в качестве интеллектуальной мотивации.
  3. Осознание собственных и чужих эмоций.
  4. Управление эмоциями.

Что такое социальный интеллект?

Под социальным интеллектом понимается способность индивида понимать и управлять чужими эмоциями людей, чувствовать их состояние и влиять на это. Развитие данного навыка зависит от социальной адаптации человека.

Дж. Гилфорд выделил 6 факторов, которые позволяют в развитии социального интеллекта:

  1. Восприятие поведенческих сигналов.
  2. Выделение из общего потока главных поведенческих сигналов.
  3. Понимание отношений.
  4. Понимание мотивации к проявлению конкретного поведения.
  5. Понимание того, как поведение меняется в зависимости от ситуации.
  6. Предвосхищение поведения другого человека.

В формировании социального интеллекта участвует жизненный опыт человека, культурное познание и изучение, имеющиеся знания и эрудированность.

Интеллект ребенка

Еще в утробе матери начинается развитие интеллекта, что зависит от образа жизни женщины и той информации, которую она воспринимает. Интеллектуальная деятельность ребенка зависит от многих факторов: генов, питания, окружающей среды, обстановки в семье и прочего.

Главный упор делается на то, как родители общаются с ребенком, какие упражнения предлагают для развития своего интеллекта, насколько часто объясняют те или иные явления, как часто посещают различные места и пр. Сам по себе интеллект не развивается. Вначале многое зависит от того, что и как делают родители вместе с ребенком.

Итог

Интеллект позволяет человеку становиться образованным и социально приспособленным. С каждым годом он все больше начинает использовать свои интеллектуальные способности, которые влияют на память, мышление, внимание и даже речь. На их развитие влияют родители и окружающая среда. Итог зависит от того, насколько благоприятными обстоятельствами был окружен человек еще с раннего возраста.