Способности человека. Уровни развития способностей: диагностика, развитие

Часто говорят о способностях того или иного человека, подразумевая его склонность к определенному виду деятельности. При этом мало кто задумывается о том, что это понятие научное и подразумевает уровень развития данного качества, а также возможности его совершенствования. Какие уровни развития способностей существуют, как работать над их улучшением и научиться максимально использовать, знает далеко не каждый. Между тем мало обладать какой-либо способностью, данное качество необходимо постоянно развивать, если вы хотите действительно добиться успеха в определенной области.

уровень развития способностей

Согласно научному определению, способность - индивидуальная и психологическая особенность конкретного человека, определяющая его умение осуществлять конкретную деятельность. Врожденные предпосылки к появлению определенных способностей - это задатки, которые, в отличие от первых, закладываются в личности с рождения. Следует учитывать, что способности - понятие динамическое, что означает их постоянное формирование, развитие и проявление в различных сферах деятельности. Уровни развития способностей зависят от множества факторов, которые следует учитывать для постоянного самосовершенствования.

По Рубинштейну их развитие происходит по спирали, что означает необходимость реализации возможностей, предоставляемых одним уровнем способностей, для того чтобы произошел дальнейший переход на более высокий.

Виды способностей

Уровень развития способностей личности делится на два вида:

Репродуктивный, когда личность демонстрирует способность успешно овладевать различными умениями, усваивать и применять знания, а также реализовывать деятельность по уже предложенному образцу или идее;

Творческий, когда личность обладает умением создавать что-то новое, оригинальное.

В ходе успешного приобретения знаний и умений человек переходит с одного уровня развития на другой.

Кроме того, способности также делят на общие и специальные, согласно теории Теплова. К общим относятся те, которые демонстрируются в любой области деятельности, в то время как специальные проявляются в конкретной сфере.

Уровни развития способностей

Выделяются следующие уровни развития данного качества:

Способность;

Одаренность;

Гениальность.

Для того чтобы сформировалась одаренность человека, нужно, чтобы присутствовало органичное сочетание общих и специальных способностей, а также необходимо их динамичное развитие.

Одаренность - второй уровень развития способности

Одаренность подразумевает совокупность разнообразных способностей, которые развиты на достаточно высоком уровне и обеспечивают личности возможность успешно освоить какой-либо вид деятельности. В данном случае подразумевается конкретно возможность освоения, так как от человека, помимо прочего, требуется непосредственное овладение необходимыми навыками и умениями для успешной реализации идеи.

Одаренность бывает следующих видов:

Художественная, подразумевающая большие достижения в художественной деятельности;

Общая - интеллектуальная или академическая, когда уровни развития способности человека проявляются в хороших результатах в обучении, овладении различными знаниями в разнообразных научных областях;

Творческая, предполагающая умение генерировать новые идеи и демонстрировать склонность к изобретательству;

Социальная, обеспечивающая высокий выявление лидерских качеств, а также умение строить конструктивные отношения с людьми и обладание организаторскими способностями;

Практическая, проявляющаяся в умении личности применять собственный интеллект для достижения поставленных целей, знании слабых и сильных сторон человека и умении пользоваться этим знанием.

Кроме того, существуют виды одаренности в разнообразных узких сферах, например математическая одаренность, литературная и т. д.

Талант - высокий уровень развития творческих способностей

Если человек, обладающий ярко выраженными способностями к определенной области деятельности, постоянно совершенствует их, говорят, что у него есть талант к ней. Стоит учитывать, что это качество также не является врожденным, несмотря на то что многие привыкли так считать. Когда мы говорим про уровни развития творческих способностей, талант является достаточно высоким показателем умения человека заниматься определенной сферой деятельности. Однако не стоит забывать, что это не что иное, как ярко выраженные способности, которые необходимо постоянно развивать, стремясь к самосовершенствованию. Никакие природные задатки не приведут к признанию таланта без упорной работы над собой. При этом талант образуется из определенного сочетания способностей.

Ни один, даже самый высокий уровень развития способности к чему-то не может называться талантом, так как для достижения результата необходимо наличие таких факторов, как гибкий ум, твердая воля, большая трудоспособность и богатая фантазия.

Гениальность - самый высокий уровень развития способностей

Человека называют гениальным в том случае, если его деятельность оставила ощутимый след в развитии общества. Гениальность - высший уровень развития способностей, которым обладают единицы. Это качество неразрывно связано с незаурядностью личности. Отличительным качеством гениальности, в отличие от других уровней развития способностей, является то, что она, как правило, проявляет свой «профиль». Какая-либо сторона в гениальной личности неизбежно доминирует, что приводит к яркому проявлению определенных способностей.

Диагностика способностей

Выявление способностей до сих пор является одной из сложнейших задач психологии. В разное время многие ученые выдвигали собственные методы исследования данного качества. Однако в настоящее время нет методики, которая позволяет с абсолютной точностью выявить способность человека, а также определить ее уровень.

Основная проблема заключалась в том, что способности измерялись количественно, выводился уровень развития общих способностей. Однако на самом деле они являются качественным показателем, которое необходимо рассматривать в динамике. Разные психологи выдвигали собственные методы измерения данного качества. Например, Л. С. Выготский предлагал оценивать через зону ближайшего развития. Это предполагало двойную диагностику, когда ребенок решал задачу сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.

Другие методики для диагностики уровня развития способностей

Способности человека могут проявиться в любом возрасте. Однако чем раньше они будут выявлены, тем больше вероятность их успешного развития. Именно поэтому сейчас в образовательных учреждениях с самого младшего возраста требуется проведение работы, в ходе которой выявляются уровни развития способностей у детей. По результатам работы со школьниками ведутся занятия для развития выявленных склонностей к той или иной области. Такая работа не может ограничиваться только школой, родителям также следует принимать активное участие в работе в данном направлении.

Методики, наиболее широко используемые для диагностики способностей, как общих, так и специальных:

- «Проблема Эверье», призванная оценить целенаправленность мышления, т. е. то, до какой степени человек может сконцентрироваться на поставленной задаче.

- «Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов», направленное на выявление процессов памяти.

- «Вербальная фантазия» - определение уровня развития творческих способностей, в первую очередь воображения.

- «Запомни и расставь точки» - диагностика объема внимания.

- «Компасы» - изучение особенностей

- «Анаграммы» - определение комбинаторных способностей.

- «Аналитические математические способности» - выявление аналогичных склонностей.

- «Способности» - выявление успешности выполнения деятельности в той или иной сфере.

- «Ваш творческий возраст», направленный на диагностику соответствия паспортного возраста с психологическим.

- «Ваш творческий потенциал» - диагностика творческих возможностей.

Количество методик и их точный список определяются исходя из целей диагностического обследования. При этом конечным результатом работы является не выявление способности человека. Уровни развития способностей должны постоянно повышаться, именно поэтому после диагностики обязательно должна проводиться работа по совершенствованию определенных качеств.

Условия для повышения уровня развития способностей

Одним из важнейших критериев повышения данного качества являются условия. Уровни развития способностей должны постоянно находиться в динамике, переходя с одного этапа на другой. Для родителей важно обеспечить своему ребенку условия для реализации его выявленных склонностей. Однако успех почти полностью зависит от работоспособности человека и его нацеленности на результат.

То, что у ребенка изначально присутствуют определенные задатки, совсем не гарантия того, что они трансформируются в способности. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, где хорошей предпосылкой для дальнейшего развития музыкальных способностей выступает наличие у человека тонкого слуха. Но специфичное строение слухового и центрального нервного аппарата - это только предпосылка к возможному развитию данных способностей. Определенное строение мозга не влияет ни на выбор будущей профессии своего обладателя, ни на возможности, которые будут ему предоставлены для развития его задатков. Кроме того, благодаря развитости слухового анализатора, возможно, будут формироваться абстрактно-логические способности, помимо музыкальных. Вызвано это тем, что логика и речь человека находятся в тесной связи с работой слухового анализатора.

Таким образом, если вы выявили свои уровни развития способностей, диагностика, развитие и возможный успех будут зависеть только от вас. Помимо соответствующих внешних условий, вы должны осознавать, что только ежедневный труд превратит природные задатки в умения, которые в будущем могут перерасти в настоящий талант. А если ваши способности проявляются необычайно ярко, то, возможно, результатом самосовершенствования станет признание вашей гениальности.

Во всех людях заложен огромный творческий потенциал! Как разбудить творческие способности человека? Узнайте 5 легких приемов, которые позволят вам достичь успеха!

С чем связаны творческие способности человека?

Эволюция человека возможна только при использовании творческого потенциала сознания¹. Именно творческие способности помогают людям создавать что-то новое.

Процесс творчества обладает огромным значением и с точки зрения работы нашего тела, и с точки зрения эзотерики, и с точки зрения жизни каждого.

Чтобы лучше понять «механику» создания нового решения, необходимо знать, что мышление человека основано на нейронном взаимодействии.

По подсчетам ученых, наш мозг состоит примерно из 100 миллиардов нейронов; каждый нейрон обменивается друг с другом электрической энергией, информацией. Вместе они создают нейронные сети определенных «рисунков», то есть мысли. Это происходит постоянно, новые нейронные сети возникают каждую секунду — с помощью этого мы можем думать.

Творческие способности человека связаны с правым полушарием мозга.

В то время как левое полушарие логично: процессы в нем двигаются по заданным, заранее известным сетям, именно правое способно придумать новое решение: многих гениев отличала именно удивительная активность правого полушария!

Получается, чтобы притянуть успех в свою жизнь, человеку нужно активизировать творческие способности, то есть активировать творческое мышление. Это несет вполне очевидную выгоду для жизни каждого!

У всех людей изначально творческий потенциал² одинаковый. Но с годами способность к творческому мышлению гаснет.

Ученые исследовали, как проявлены творческие способности человека в разном возрасте. Результаты этих исследования подтвердили то, что с возрастом человек становится более консервативным.

Были выведены следующие доли нетипичных ответов в зависимости от возраста:

  • дети до 5 лет при тестировании дали 90% неординарных ответов;
  • доля новых ответов у детей в семилетнем возрасте уменьшилась до 20%;
  • совокупная доля неординарных ответов у взрослых людей — около 2%. Вместо новых решений они отвечают заученными фразами.

Важные приемы для развития творческих способностей!

Несмотря на то, что они с возрастом исчезают, существует несколько приемов, чтобы восстановить способность мозга генерировать новые решения.

1. Необходимо создать себе комфортную обстановку дома, на работе, в машине.

Люди, которые вынуждены находиться в некомфортных условиях, склонны к стрессу, апатии, что заглушает творческие способности человека.

Полезно уделять внимание деталям: для внутреннего комфорта иногда достаточно новой красивой заставки на компьютере, пары вазонов с цветами или фото любимого человека на письменном столе.

Самое главное: не забывайте всегда придумывать что-то новое! Человек ко всему привыкает, и для этого время от времени нужно вносить новые детали в свой интерьер. Подобное притягивает подобное: новые позитивные вещи побуждают мозг создавать новые идеи и мысли!

2. Для восстановления творческих способностей необходимо общение: люди во время контактов друг с другом обмениваются информацией.

Старайтесь как можно чаще знакомиться с новыми людьми. Так вы будете получать больше новой информации. Мозг постоянно анализирует данные, и на основе нового он создает новое! Очень полезно при каждом удобном случае общаться с интересными, творческими личностями.

3. Часто рамки взрослого ограничивают творческое мышление человека. Можно сказать, что он сам запрещает себе мыслить по-новому.

Для восстановления творческих способностей рекомендуется брать пример с детей: не бояться искать новые решения там, где все, казалось бы, уже придумано «умными людьми».

Можно поиграть в ребенка: поставить задачу. найти новое решение для какого-то вопроса в своей жизни: воображать, фантазировать, пробовать мыслить без привычных рамок. Когда новая мысль будет найдена и принята разумом как подходящая, можно считать, что вы достигли успеха. Чтобы поощрить себя, можно пойти на улицу и купить себе что-нибудь вкусное! Похвалить себя!

4. Правое полушарие, отвечающее за творческие способности человека, связано с информационным полем Вселенной — именно оттуда оно берет новые решения.

Необходимо научиться слушать свой внутренний голос, интуицию³. Не нужно игнорировать интуитивные подсказки!

На нашем сайте вы можете найти множество эффективных техник для развития интуиции и экстрасенсорных способностей.

5. Нужно активировать критическое мышление, повысить свою осознанность.

Вместо того чтобы покорно принимать происходящее как данность, рекомендуется анализировать, задавать больше вопросов «почему», размышлять: это способствует мозгу создавать новые нейронные сети.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Сознание - состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях (

Конструктор должен иметь определенные знания, навыки и умения конструирования, которые.должны быть направлены на создание определенной конструкции. В конечном счете созданная конструкция должна соответствовать всем требованиям, которые предъявлялись к ней в начале проектирования. Кроме того, конструктор должен обладать качествами, способствующими творческому процессу.

Знания - есть система понятий, усвоенных человеком. Объем и качество знаний, необходимых конструктору, определяются его квалификационными характеристиками и делятся на две группы.

К первой группе относятся общие знания, которые необходимы для проектирования любых машин. Сюда входит весь комплекс политехнических знаний, лежащих в основе квалификации инженера: например, сопротивление материалов, теоретическая механика, детали машин, металловедение и т. д.

Ко второй группе относятся специальные знания, связанные со специфическими условиями работы проектируемой машины. Сюда входят знания технологических, конструкторских и эксплуатационных особенностей той отрасли, к которой относится новое изделие.

При проектировании машин и оборудования пищевой промышленности, например, требуется знать технические приемы и устройства обеспечения гигиенических требований к изготовляемой продукции; при проектировании летательных аппаратов - приемы обеспечения минимальной массы и максимальной надежности и т. д. Кроме того, требуется знать основные типовые конструкции отрасли, характеризующие существующий уровень техники и направления перспективного развития. К этой группе знаний относятся также знания конкретных возможностей производства, изготовляющего новое изделие.

Если общие знания инженера-конструктора являются универсальными и могут находить применение в любой отрасли производства, то специальные знания теряются при переходе на работу в другую отрасль и другие проектные организации. В этом случае требуется переквалификация конструктора, соответствующая новым условиям работы.

Навыки и умение конструирования основываются на знаниях и формируются в процессе практической деятельности. Знания и понимание своего дела, правильная методика его выполнения позволяют конструктору приобрести те качества личности, которые ведут к мастерству и успеху. Навык - это способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие ее частные действия автоматически, без специально направленного на них внимания. Умение - это способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять свою работу.

После проектирования определенных деталей машин, механизмов и изделий при повторном их выполнении конструктор обычно справляется со своими задачами значительно быстрее и с меньшим умственным напряжением. Таким образом, знания, навыки и умение способствуют процессу проектирования. Однако кроме указанных качеств конструктор должен обладать определенными профессиональными способностями, которые выявляются в процессе конструирования и способствуют успешному созданию новых машин. Профессиональные способности - это совокупность достаточно стойких, хотя, конечно, и изменяющихся под влиянием воспитания индивидуальнопсихологических качеств личности человека. Для конструктора наиболее важны следующие профессиональные способности.

Техническое мышление - способность использовать весь комплекс политехнических знаний для осознания сущности технических систем и быстрой ориентации во всех технических вопросах. Развитое техническое мышление позволяет быстро понять принцип работы неизвестных ранее машин и отдельных ее узлов и механизмов, ориентироваться в общей схеме и во взаимодействии частей конструкции. Техническое мышление позволяет воспринимать любую машину как синтез функциональных узлов, определять ее назначение и находить причины неполадок в работе.

Пространственное воображение имеет решающее значение в работе конструктора. Способность пространственного воображения позволяет составлять и читать чертежи. Простейший случай применения пространственного воображения - составление ортогональных проекций реального пространственного изделия. Подобную задачу конструктор решает при составлении чертежей деталей действующих машин для проведения ремонтных работ и восстановления изношенных и вышедших из строя деталей. В процессе проектирования новых изделий конструктор изготавливает чертежи деталей и узлов, реально не существующих, но воображаемых им. Воображение сложной машины, механизма и узла, которые расположены в пространстве, требует постоянной тренировки и некоторого опыта. Конструктор должен представить себе координаты расположения этих механизмов и узлов и их кинематические и конструкторские связи. Нередко допускаются ошибки в конструкции машины, связанные

с отсутствием пространства для крайних положений механизмов или отсутствием возможности сборки деталей и механизмов внутри тесных корпусов. Данные ошибки вызваны отсутствием пространственного воображения.

Пространственное воображение необходимо для чтения чертежей, когда из плоских проекций требуется вообразить пространственное тело со всеми особенностями его устройства и формы. Как и любая способность, пространственное воображение может быть улучшено человеком при помощи практических занятий. Это достигается решением задач начертательной геометрии и изучением чертежей разных конструкций. Как показывает практика, не все люди могут развить пространственное воображение до необходимой конструктору степени, поэтому проверка на пространственное воображение является лимитирующей проверкой при определении профессиональной пригодности конструкторов.

Творческие способности позволяют конструктору создавать новые, оригинальные машины. Решая поставленную задачу, конструктор может идти двумя путями: 1) применить известные типовые решения, общепринятые схемы; 2) решить задачу творчески, стремиться все элементы конструкции выполнить по-новому, своеобразно. Эти направления и определяют труд конструктора, с одной стороны, как технического работника, выполняющего заранее разработанные технические схемы, и с другой - как творческого работника, создающего новые конструкции на изобретательском уровне.

Преобладание творческих способностей у конструкторов нередко вызвано не только объемом приобретенных знаний и накопленного опыта, но и особенностью склада личности. Особенно ценны такие работники для разработки технического задания и в начальных стадиях проектирования или в случаях, когда поставленная задача требует новаторского, нетипового решения. Однако творческие личности меньше всего считаются с реальными условиями и ограничениями. Ценя теоретические и эстетические аспекты, они не всегда считаются с экономическими и социальными. Они с подъемом работают на этапе создания принципов конструкции, в решении коренных вопросов разработки. Когда же эти вопросы в основном решены, у них резко уменьшается интерес к ним. Если конструкторам с яркой творческой направленностью личности приходится решать вопросы конструкторского труда, 206 носящие рутинный характер, они выполняются небрежно, халатно. В результате конструкция может получиться некачественной, неработоспособной, несмотря нз ее оригинальность и прогрессивность замысла.

Отсутствие ярких творческих способностей вовсе не означает, что конструктор не может заниматься разработкой изделий. При знании типовых конструктивных элементов машин, стандартов и методов конструирования он может разработать новую технику средней сложности и работать под управлением более способного специалиста. Основной объем работы конструктора никак нельзя назвать творческим. Разработка рабочей документации - труд кропотливый, в котором больше всего ценятся конструкторы-исполнители. Кроме рассмотренных способностей, позволяющих оценить деловые качества и творческий потенциал конструктора, имеется ряд характеристик творческой личности, влияющих на количественные и качественные показатели выполняемой работы.

Изобретательность - один из видов творческих способностей, это умение создавать новые, полезные в каждом конкретном случае технические решения. Изобретательности способствует чувство нового, направленный труд на принципиально новое решение проблемы. Изобретательность особенно высокоэффективна в сочетании с творческой активностью работника.

Готовность воспринять новое, необычное - умение анализировать, отбирать и использовать в разработках новое, не бояться отказываться от старых, привычных технических решений.

действует формальная и порой необоснованная критика со стороны руководителей разработчика.

Быстрота мыслительного процесса обеспечивает продуктивность умственной деятельности.

Гибкость мышления характеризует продуктивное переключение мыслительного процесса на другие проблемы и при этом не наносит ущерба ранее решаемым вопросам.

Умение направлять внимание на решение главных проблем. Внимание - направление психической деятельности в определенном направлении, связанным с выполняемой работой. Чем больший интерес проявляется к выполняемой работе, тем меньше требуется усилий для концентрации внимания на ней.

Способность наблюдать - способность обращать внимание на то, что связано с достижением поставленной цели. Выявление главного, существенного в объекте исследований, оценка его полезности дает возможность выработать технические решения на их основе и применить эти наблюдения в новых разработках.

Развитая профессиональная память , большая ее емкость, позволяет быстрее решать конструкторские задачи. В экономном использовании памяти важное значение имеет организация процесса запоминания. Для разгрузки памяти целесообразно использовать картотеки интересующих решений, делать записи данных, наброски компоновок, конструктивных решений, схем.

Умение проводить инженерный анализ означает умение поэлементно расчленять конструкцию на отдельные детали, процесс - на отдельные операции и движения для их детального изучения. Инженерный анализ позволяет оценить варианты и сравнить их.

Зрелость суждений - способность логически мыслить, принимать здравые решения. Зрелость суждений характеризуется умением видеть перспективу и правильно использовать полученные данные.

Умение принимать решения - умело использовать результаты инженерного анализа и выбирать конструкцию с оптимальными показателями.

Наличие собственной точки зрения - выработка привычки во всех вопросах, с которыми приходится сталкиваться, создать свой собственный вариант или свою оценку вопроса, даже тогда, когда ситуация этого не требует. Выработанная точка зрения должна основываться на объективных данных.

Характеристика

Значи- мость приз- нака, %

Деловые качества

Профессиональная компетентность

Уровень зияний. Получение общего и специального образовании. Соответствие образования профилю выполняемой работы. Широта кругозора и общая эрудиция. Опыт работы по данной специальности. Способность научно и творчески мыслить и действовать. Способность логично и четко излагать свои мысли. Повышение квалификации и знаний

Ответственность за выполняемую работу

Работник не избегает ответственности, а стремится к ее повышению. Ответственность основана на интуиции реальной ситуации или техническом расчете

Самостоятельность и инициатива

Способность к восприятию и переработке разнообразной информации. Работник самостоятельно принимает решения по разным техническим вопросам, не нуждается в поддержке авторитетов. Решения сразу принимаются оптимальными для данной ситуации

Способность решать новые вопросы и использовать новые методы в работе

Работник легко познает и осваивает новые методы работы, новые сферы инженерной деятельности. Работник разумно решает вопросы применения новых методов в своей работе. Способность работать нешаблонно, творчески. Умение научно и творчески мыслить и действовать. Участие в рационализаторской и изобретательской работе

Работоспособность

Способность к сосредоточенной, продуктивной работе на весь период деятельности. Психологическая уравновешенность. Усидчивость

Способность организовать и спланировать свой труд

Внутренняя собранность, уменение сосредоточить внимание на главном. Способность рационально организовать свои разработки. Знание стадий разработки. Способность создать четкий порядок в работе

Способность поддерживать контакты с людьми

Психологическая совместимость работника в коллективе. Активность в совместной работе, уменение коллективно генерировать идеи. Работник является инициатором соревнования. Способность поддерживать контакты с людьми (сотрудниками). Личное обаяние, доброжелательность, готовность помочь товарищу

Таблица 7.1 Признаки, определяющие творческий вклад конструктора

Характеристика

Значи- мость приз- нака, %

Результаты труда

Качество выполняемых работ

Высокий техггический уровень конструкторских решений, в разработке использованы научные достижения. Высокая степень стандартизации и унификации, разработки перспективные, экономически обоснованные. Разработка безошибочная, аккуратная. Разработки соответствуют заданиям и требованиям правил и стандартов

Соблюдение срока выполнения задания

Работник выполняет в назначенный срок свои задания и старается их выполнять досрочно. После выполнения плановых заданий работник охотно берет дополнительную работу

Число выполняемых работ

Число выполненных плановых и внеплановых заданий. Творческая активность работника, его рационализаторская и изобретательская деятельность, достигнутый экономический эффект

Сложность выполняемых функций

Степень новизны и элемент творчества

Работник все задания выполняет творчески. Рабочий принцип разработок выполняется своеобразно, на уровне изобретений. Разработки являются обобщением мирового уровня, заимствованного из технической информации

Степень ответственности

Количество (массовость) изготовляемых изделий по разработанной документации. Функциональная ответственность разработанных изделий

Степень сложности конструкторских разработок

Степень сложности конструкторской документации в зависимости от сложности проектируемого изделия. Полнота отработки конструкторской документации. Число технико-экономических расчетов проекта

Степень разнообразия работ

Проектирование изделий разной сложности и специализаций. Выполнение разных этапов конструкторских разработок

Способность выражать свои мысли правильно и ясно как в письменной, так и в устной форме. Это связано со способностью к логическим обобщениям, с умением делать необходимые заметки и принимать участие в обсуждениях, а также отчитываться по результатам своей работы.

Инициативность конструктора говорит об умении заставлять себя работать и отказываться от легких путей в решении вопросов, если это повлечет за собой ухудшение качества. Об инициативности говорит тот факт, что в целях создания более качественной конструкции изделия конструктор решает вопросы, не предусмотренные техническим заданием.

Готовность к напряженной работе говорит о способности конструктора отдавать всего себя решению определенного вопроса. Готовность к труду перерастает в склонность к труду, к увлеченности. Эта готовность способствует решению всех вопросов до конца.

Широкий кругозор конструктора означает, что он имеет принципиальные знания не только по своей специализации, но и по многим, связанным с этой специализацией вопросам. Как правило, широкий круг интересов обеспечивает широкий кругозор.

Дисциплинированность характеризует точность выполняемых конструктором руководящих распоряжений, его старательность и трудолюбие. Критериями определения творческого вклада конструкторов в разработках служат признаки (табл. 7.1).

Следовательно человек - это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них.

Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в хаотичном беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определенное положение и определенным образом связаны с другими компонентами. Следовательно. система обладает uнтeгpaтuвным качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из кoмпонентов системы. рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество,- результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы. Так же как отдельные opгaны человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека. так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, cyществующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое. т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих opгaнoв существует единый организм человека).

Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Изучение далекого прошлого человечества позволило ученым сделать вывод о том. что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах,т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдaвался коллективу, а не отдельному индивиду. Известно тaкже, что моральные нормы, существовавшие у многих племен в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода - больных детей, стариков - и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен: бесспорно, повлияли. Необходимость сообща добывать материальные блага, обреченность на скорую гибель человека, оторвавшегося от poда, и заложили основы коллективистской морали . Pyкoвoдствуясь теми же способами борьбы за существование и выживание, люди не считали безнравственным освобождаться и от тех, кто мoг стать обузой для коллектива.

Другим примером может быть связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В одном из первых сводов законов Киевской Руси, который называется Русская Правда, предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь мecтом человека в системе иерархических отношений, eгo принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был oгромен: он составлял 80 гривен и равнялся стоимости 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа оценивалась в 5 гривен, т. е. в 16 раз дешевле.

Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой кaчеств, ее составляющих, а представляют новое качество, возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия вxoдящих в нее компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы - способность создавать все необходимые условия для cвoeгo существования, производить все потребное для коллективной жизни людей. В философии самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих eгo частей. Как opгaны человека не мoгут существовать вне цeлостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого - общества как системы.

Еще одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых.
Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.

Любая система, будь то техническая (aгpeгaт с aвтоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определенной среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются cвoeгo рода « сигналами », на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на «сигналы» тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: aдaптации; целедостижения, т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию ее задач, влияя на окружающую при родную и социальную среду; поддержания обра.ща - способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции - способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) В единое целое.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Важнейшим компонентом общества как системы являются социальные институты.

Слово «институт» в переводе с латинского instituto означает «установление». В русском языке оно часто используется для обозначения высших учебных заведений. Кроме тoгo, как вы знаете из курса основной школы, в области права слово «институт» означает совокупность норм права, peгyлирующих одно общественное отношение или несколько отношений, связанных друг с другом (например, институт брака).

В социологии социальными институтами называют исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями , обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Это определение, к которому целесообразно вернуться, прочитав до конца учебный материал по данному вопросу, мы рассмотрим, опираясь на понятие «деятельность» (см. - 1). В истории общества сложились устойчивые виды деятельности, направленные на удовлетворение важнейших жизненных потребностей. Социологи выделяют пять таких общественных потребностей:

потребность в воспроизводстве рода;
потребность в безопасности и социальном порядке;
потребность в средствах существования;
потребность в получении знаний, социализации
подрастающего поколения, подготовке кадров;
- потребность в решении духовных проблем смысла жизни.

Соответственно названным потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые, в свою очередь,потребовали необходимой организации, упорядочения, coздания определенных учреждений и иных структур, выpaботки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата. Этим условиям успешного осуществления главных видов деятельности отвечали исторически сложившиеся социальные институты:

институт семьи и брака;
- политические институты, особенно государство;
- экономические институты, в первую очередь производство;
- институты образования, науки и культуры;
- институт религии.

Каждый из этих институтов объединяет большие мacсы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определенной цели личного, группового или общественного характера.

Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными и обязательными для всех членов данного общества.

Итак, социальный институт - это, прежде вceгo, coвoкупность лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой для общества потребности (например, все работники системы образования).

Далее, институт закреплен системой правовых и нpaвственных норм, традиций и обычаев, регулирующих cooтветствующие типы поведения. (Вспомните, например, какие социальные нормы регулируют поведение людей в семье).

Еще одна характерная черта социального института - наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности. (Подумайте, к каким социальным институтам относятся школа, завод, милиция. Приведите свои примеры учреждений и организаций, относящихся к каждому из важнейших социальных институтов.)

Любой из названных институтов интегрирован в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за нею.

Социальный институт стабилизирует социальные oтнoшения, вносит согласованность в действия членов общества. Для социального института характерно четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля. (Подумайте, как эти черты социального института проявляются в системе образования, в частности в школе.)

Рассмотрим основные признаки социального института на примере тaкoгo важного института общества, как семья. Прежде вceгo каждая семья - это основанная на интимности и эмоциональной привязанности небольшая группа людей, связанных узами брака (супруги) и кpoвнoгo родства (родители и дети). Потребность в создании семьи - одна из фундаментальных, т. е. основополагающих, потребностей человека. Вместе с тем семья выполняет в обществе важные функции: рождение и воспитание детей, экономическую поддержку малолетних и нетрудоспособных и мнoгoe дpyгoe. Каждый член семьи занимает в ней свое особое положение, предполагающее соответствующее поведение: родители (или один из них) обеспечивают средства к существованию, ведут домашние дела, занимаются воспитанием детей. Дети, в свою очередь, учатся, помогают по дому. Тaкое поведение peгy лируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными нормами: моралью и правом. Так, общественная мораль осуждает отсутствие заботы старших членов семьи о младших. Закон закрепляет отвeтственность и обязательства супругов по отношению друг к другу, к детям, совершеннолетних детей к престарелым родителям. Создание семьи, основные вехи семейной жизни сопровождаются установившимися в обществе традициями и обрядами. Например, во многих странах брачный ритуал включает обмен супругов обручальными кольцами.

Наличие социальных институтов делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым.

Помимо главных социальных институтов, существуют и неглавные. Так, если главным политическим институтом является государство, то неглавными - институт судебной власти или, как в нашей стране, институт представителей президента в регионах и т. п.

Наличие социальных институтов надежно обеспечивает регулярное, самовозобновляющееся удовлетворение жизненно важных потребностей. Социальный институт делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надежными, устойчивыми. Институциональное взаимодействие - это хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности людей. Чем больше социальных нужд удовлетворяется социальными институтами, тем более развито общество.

Поскольку в ходе исторического процесса возникают новые потребности и условия, постольку появляются новые виды деятельности и соответствующие связи. Общество заинтересовано в придании им упорядоченности, нормативногo характера, т. е. в их институциализации.

В России в результате реформ конца ХХ в. появился, например, такой вид деятельности, как предпринимательство. Упорядочение этой деятельности привело к возникновению различных видов фирм, потребовало издания законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, способствовало становлению соответствующих традиций.

В политической жизни нашей страны возникли институты парламентаризма, многопартийности, институт президентства. Принципы и правила их функционирования закреплены в Конституции Российской Федерации, cooтвeтствующих законах.

Таким же образом происходил а институциализация других возникших за последние десятилетия видов деятельности.

Бывает, что развитие общества требует модернизации деятельности социальных институтов, исторически сложившихся в предшествующие периоды. Так, в изменившихся условиях возникла необходимость по-новому решать проблемы приобщения к культуре молодого поколения. Oтсюда предпринятые шаги по модернизации института образования, в результате которых может произойти институциализация Единого государственного экзамена, новoгo coдержания образовательных программ.

Итак, мы можем вернуться к определению, данному в начале этой части параграфа. Подумайте, что характеризует социальные институты как высокоорганизованные системы. Почему их структура устойчива? Какое значение имеет глубокая интеграция их элементов? В чем заключается многообразие, гибкость, динамичность их функций?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Общество - сверхсложная система, и, для тoгo чтобы жить с ним в гармонии, необходимо приспособиться (адаптироваться) к нему. Иначе не избежать конфликтов, неудач в своей жизни и деятельности. Условием адаптации к современному обществу являются знания о нем, которые дает курс обществознания.

2 Понять общество можно лишь при условии выявлений eгo качества как целостной системы. Для этого необходимо рассмотреть различные срезы структуры общества (основные сферы деятельности людей; совокупность социальных нститутов, социальные группы), систематизирующие, интегрирующие связи между ними, особенности процесса управления в самоуправляющейся общественной системе.

3 В реальной жизни вам придется взаимодействовать с различными социальными институтами. Чтобы cдeлать это взаимодействие успешным, необходимо знать цели и характер деятельности, оформившейся в интересующий вас социальный институт. В этом вам поможет изучение правовых норм, регулирующих данный вид деятельности.

4 в последующих разделах курса, характеризующих отдельные сферы деятельности людей, полезно повторно обращаться к содержанию данного параграфа, чтобы, опираясь на нeгo, рассматривать каждую сферу как часть целостной системы. Это поможет понять роль и место каждой сферы, каждого социального института в развитии общества.

Документ

Из работы COвpeмeннoгo американского социолога Э. Шилза «Общество и общества: макросоциологический подход».

Что же входит в общества? Как уже говорили, наиболее дифференцированные из них состоят не только из семей и родственных групп, но также из ассоциаций, союзов, фирм и ферм, школ и университетов, армий, церквей и сект, партий и многочисленных других корпоративных opгaнoв или организаций, которые, в свою очередь, имеют границы, определяющие круг членов, над которыми cooтветствующие корпоративные власти - родители, управляющие, председатели и т. д. и т. п.- осуществляют известную меру контроля. Сюда входят также системы, формально инеформально ОРганизованные по территориальному принципу - общины, деревни, oкpyгa, города, районы,- причем все они тоже имеют некоторые черты общества. Дaлее, сюда входят неорганизованные совокупности людей внутри общества - социальные классы или слои, занятия и профессии, религии , языковые группы,- которые обладают культурой, присущей в большей степени тем, кто имеет определенный статус или занимает определенное положение, чем всем остальным.

Итак, мы убедились в том, что общество - это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу cвoeгo существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над тeppиторией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.

Вопросы и задания к документу

1. Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество? Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них.
2. Выделите из перечисленных компонентов те, которые являются социальными институтами.
3. Опираясь на текст, докажите, что автор рассматривает общество как социальную систему.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что означает понятие «система»?
2. Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?
3. В чем заключается главное качество общества как целостной системы?
4. Каковы связи и отношения общества как системы со средой?
5. Что такое социальный институт?
6. Oxapaктeризуйте главные социальные институты.
7. Каковы основные черты социального института?
8. В чем значение институциализации?

ЗАДАНИЯ

1. При меняя системный подход, проанализируйте российское общество начала ХХ в.
2. Охарактеризуйте все основные черты социального института на при мере института образования. Используйте мaтeриал и рекоменДации практических выводов данного параграфа.
3. В коллективной работе российских социологов говорится: «...общество существует и функционирует в многообразных формах... Действительно важный вопрос сводится к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями - леса». Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте свой ответ.

Тема №9

Общество как целостная саморазвивающаяся система

Тема №9. Общество как целостная саморазвивающаяся система.

1. Основные понятия общества как системы

Система – упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (например, солнечная система, государство, фирма, но не предметы в сумке)

Структура – относительно устойчивая совокупность связей между элементами системы.

Общество представляет собой особую сложноорганизованная систему , которая имеет значительно более сложную структуру и организацию, чем остальная природа.

При этом отдельные части создают общество как единую систему с особыми свойствами, которых нет у ее отдельных частей.

Общество как система (целостный организм) характеризуется следующими свойствами :

Самоорганизация – способность самоорганизовываться

Саморазвитие – способность к самостоятельному развитию

Самодостаточность – автономность существования и развития.

Самодостаточность – способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования, производить все необходимое для коллективной жизни.

При этом самодостаточность характерна только для общества в целом, тогда как самоорганизация и саморазвитие может присутствовать и в отдельных частях общества!

Кроме того, части социальной системы не просто взаимосвязаны, но и взаимно проникают друг в друга (например, экономика и политика).

2. Социальная (общественная) деятельность и ее структура.

Элементы, типы (виды).

Все бесконечное многообразие явлений общественной (социальной) жизни представляют по существу лишь ту или иную разновидность совместной деятельности людей (О.Конт).

Таким образом, человеческая деятельность есть основа всего социального (всех процессов в обществе).

Социальная (общественная) деятельность – есть специфически человеческая форма активного отношения людей к окружающему миру, ее содержанием которой является целенаправленное освоение и преобразование этого мира.

Простейшим проявлением деятельности является социальное действие (воздействие субъекта по отношению к объекту).

Деятельность включает в себя 4 элемента.

Основные элементы социальной деятельности:

1. человек (люди);

2. физические вещи;

3. символы;

4. связи между ними.

1. Человек (люди) . Они являются субъектом деятельности (т.е. активной стороной), которая направлена на те или иные объекты.

2. Вещи , выступающие как объекты деятельности с помощью которых человек изменяет окружающую среду с целью ее приспособления к своим разнообразным потребностям.

Вещи делятся на две группы :

Орудия и средства материального производства (механизмы, машины);

Орудия духовного производства (карандаш, ручка, пишущая машинка и особенно - компьютер(!).

Кроме того, объектом деятельности (кроме вещей) могут быть и сами люди , если на них направлено действие человека в качестве субъекта.

3. Символы: язык жестов, звуковая и письменная речь, информация(на бумажных и электронных носителях, книгах, магнитных лентах, дискетах, дисках, графических изображениях, картинах, денежных банкнотах и т.д.).

Они обеспечивают целенаправленность и согласованность человеческой деятельности.

Если физические вещи непосредственно служат человеку для приспособления его к окружающей действительности, то символы многократно облегчают для человека этот процесс приспособления.

4. Многократные и устойчивые связи и отношения между выше указанными факторами социальной деятельности. Они и образуют реальную социальную деятельность. Вне этих связей самой деятельности существовать не может.

Основные типы (виды ) общественной деятельности

Итак, существуют 4 элемента человеческой деятельности: люди, вещи, символы, связи между ними. Осуществление любого типа совместной деятельности людей без них невозможно.

Выделяют 4 основных типа (вида) общественной деятельности:

Основные типы общественной деятельности:

    Материальное производство;

    Духовная деятельность (производство)

    Регулятивная деятельность

    Социальная деятельность (в узком смысле слова)

1. Материальное производство – создает практические средства деятельности, которые используются во всех ее видах. Позволяет людям физически преобразовывать природную и социальную реальность. Здесь создается все необходимое для повседневной жизни людей (жилье, продовольствие, одежда и т.п.).

Однако нельзя говорить об абсолютизации роли материального производства в общественной деятельности. Постоянно возрастает роль информационных ресурсов. В постиндустриальном обществе резко возрастает роль культуры и науки, переход от производства товаров к сфере услуг. Поэтому роль материального производства будет постепенно падать.

2. Духовное производство (деятельность) – производит не вещи, а идеи, образы, ценности (картины, книги и др.).

В процессе духовной деятельности человек познает окружающий мир, его многообразие и сущность, разрабатывает систему ценностных представлений, определяя значение (ценность) тех или иных явлений.

«Муму», Л.Толстой «Ваня и сливы», колбаса в туалете.

Его роль постоянно возрастает.

3. Регулятивная деятельность – деятельность администраторов, управляющих, политиков.

Она направлена на обеспечение согласованности и упорядоченности различных сфер общественной жизни.

4. Социальная деятельность (в узком смысле слова) – деятельность по непосредственному обслуживанию людей. Это деятельность врача, учителя, артиста, работников сферы обслуживания, отдыха, туризма.

Создает условия для сохранения активности и жизни людей.

Эти четыре основных типа деятельности существуют в любом обществе и образуют основу сфер общественной жизни.

3. Общество как динамическая система

Основные понятия

Общество есть постоянно изменяющаяся, динамическая система.

Процесс (П.Сорокин) – есть любое изменение объекта в течение определенного времени

(будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик).

Социальный процесс – последовательная смена состояний общества или его подсистем.

Виды общественных процессов:

Они различаются:

1. По характеру изменений:

А. Функционирование общества - происходящие в обществе обратимые изменения, связанные с повседневной деятельностью общества (с воспроизводством и поддержанием его в состоянии равновесия и стабильности).

Б. Изменение – начальный этап внутреннего перерождения в обществе или в его отдельных частях и их свойствах, носящий количественный характер.

В. Развитие – необратимые качественные сдвиги в результате постепенных количественных изменений (см.закон Гегеля).

2. По степени осознанности людьми:

А . Стихийные – не осознанные людьми (бунты).

Б . Осознанные целенаправленная деятельность человека.

3. По масштабности:

А. Глобальные – охватывающие все человечество в целом или большую группу обществ (информационная революция, компьтеризация, Интернет).

Б. Локальные – затрагивающие отдельные регионы или страны.

В. Единичные – связанные с отдельными группами людей.

4. По направленности:

А. Прогресс поступательное развитие общества от менее совершенного к более, увеличение жизнеспособности, усложнение системной организации.

Б. Регресс – движение общества по нисходящей линии с упрощением и в перспективе – с разрушением системы.

Социального детерминизм

Признание наличия направленности изменений в обществе признают далеко не все философы.

Так, индетерминизм (Шопенгауэр, Ницше) отрицает наличие направленности и закономерностей изменений в обществе, тем самым абсолютизируют роль слепых бессознательных начал в человеке, и в обществе.

Социальный детерминизм признает развитие общества от низших форм к высшим . При этом он также признает, как правило, не только направленность исторического развития, но и его по преимущественно прогрессивный характер.

Концепции с оциального детерминизма :

Объясняют развитие общества за счет различных факторов и причин, например:

Гегель – путем развития разума и свободы;

О.Конт - смена типов мировоззрения;

Маркс – смена способа производства.

Формы общественного развития:

1. Реформа – изменения, затрагивающие отдельные стороны общественной жизни, приводящие лишь к модификации (частичным изменениям) основ. Осуществляются мирными , легальными средствами. Чаще всего бывают постепенными .

2. Революция:

Затрагивает все стороны общественной жизни.

    Ведут к кардинальным, коренным изменениям в социальной системе.

    Часто связаны с применением открытого насилия .

    Часто носят скачкообразный, взрывной характер (быстрый по темпу перемен).

Фазы развития революции: (по П.Сорокину):

    Увертюра – «короткая радость освобождения от тирании старого режима и большие ожидания реформ, которые обещает революция».

    Деструктивная (яростный вихрь, сметание всего на своем пути, в том числе старых форм общественной жизни).

    Конструктивная – закрепление революционных завоеваний и реставрация наиболее жизнеспособных дореволюционных институтов и ценностей (например,возрождение академии наук в СССР в 1920-е годы)

Факторы общественного развития:

    Объективные - то есть не зависящие от сознания человека.

Например:

- Изменение природных основ общественной жизни (Монтескье, Чижевский, Гумилев);

- Экономико-технологические факторы (Маркс, Ростоу);

- Изменения в культуре, науке, в системе духовных ценностей (О.Конт, П.Сорокин, Д.Белл).

    Субъективный фактор – активная целенаправленная деятельность людей (социальных групп и индивидов).

«История сама по себе не делает ничего. Все делает человек, всем обладает и за все борется».