Степень окисления i2. Как определить степень окисления

Казанская химическая школа - общепринятое название научного течения, появившегося в Казанском императорском университете в начале XIX века.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Химический факультет ТГУ

    ✪ Институт химического и нефтяного машиностроения

    ✪ Знай наших. Александр Бутлеров, выпуск 25

    ✪ Разведопрос: историк Борис Юлин про образование

    Субтитры

История

Доисследовательский период

В 1804 году российский император Александр I учредил на базе Казанской гимназии университет, тем самым основав первое учреждение высшего образования в российской провинции. Изначально Казанский университет был утверждён в составе следующих кафедр:

Уже в первый год существования Казанского университета был утверждён в звании адъюнкта Феодор Леонтьевич (Фридрих Гавриил) Эвест, без точного указания кафедры, но с поручением читать химию и фармакологию. Однако Эвест на заседании Учёного Совета университета заявил, что не может читать лекции по химии, так как отсутствует вообще какое-либо оборудование, а студенты и близко не были подготовлены к прослушиванию лекций. В итоге Эвесту пришлось проходить со студентами "Определение тел естественных вообще, их разделение на органические и безжизненные", зоологию и минералогию.

Ф.Л.Эвест, основатель химической лаборатории и первый преподаватель химии Казанского университета, скончался в ночь на 26 октября 1809 года. До 1811 года, когда был назначен адъюнктом химии Иван Иваночи Дунаев, преподавание химии не велось .

Следующим преподавателем должен был стать Иоганн Фридрих Вуттиг (1783-1850), представленный на должность адъюнкта химии, фармацевтики и технологии. Вуттиг был предан практическому делу, выгодному в материальном отношении. Он написал сочинение "О приготовлении серной кислоты" с добавлением всех чертежей и точных указаний к оригинальному методу получения серной кислоты. В 1809 году он участвовал в экспедиции по южному и среднему Уралу, где открыл несколько минералов. К преподаванию собственно химии он так и не приступил, зато читал лекции по химической технологии, пытаясь поставить свои занятия, как можно лучше: так, он со студентами посещал фабрики и заводы. За время пребывания в Казани он написал несколько статей минералогического характера, после чего в 1810 отбыл в Петербург, затем - в Берлин, оставив преподавание в Казани.

В 1811 году в Казанский университет "для усовершенствования в звании магистра по части химии и технологии" назначили И.И.Дунаева, однако "усовершенствование" было затруднительно, так как Эвест умер в прошлом году, а Вуттиг оставил свои обязанности, толком к ним не приступив. Дунаев сам начал читать лекции по химии, а также фармации и латинскому языку. В 1821 году И.И.Дунаев произнёс речь "О пользе и злоупотреблениях наук естественных и о необходимости их основывать на христианском благочестии", в котором, в частности, отметил следующее: "Единственный источник к знанию - есть писанное Слово Божие, которое истинно есть, те глаголы, яже дух суть и живот суть; сей свет Христов, просвещающий всякого человека - есть вера во Иисуса Христа, Спасителя мира...".

В 1823 году был назначен вторым преподавателем естествоиспытатель Адольф Яковлевич Купфер, который с 1824 начал вести химию, физику и минералогию. Купфер выполнил первый анализ воздуха в Казани, изучал системы Pb-Hg, осматривал уральские заводы. В 1828 году Купфер был избран академиком в Петербург и покинул Казань.

Бутлеров Александр Михайлович, краткая биография которого встречается практически во всех учебниках химии, - известный русский химик, родоначальник научной школы органической химии, основатель теории строения органических веществ, предсказавший и объяснивший изомерию большого числа органических соединений и синтезировавший некоторые из них (уротропин, полимер формальдегида и пр.). Также Александром Михайловичем, вклад которого в науку высоко оценил Д. И. Менделеев, написаны труды по пчеловодству и сельскому хозяйству.

Бутлеров Александр Михайлович: краткая биография

Родился будущий ученый 15 сентября 1828 года в семье бывшего военного, на тот момент помещика. Его отец Михаил Васильевич участвовал в войне 1812 года, а после отставки жил с семьей в родовом селе Бутлеровка. Мама, Софья Александровна, умерла в 19-летнем возрасте, сразу после рождения ребенка. Свое детство Александр провел в Бутлеровке и дедовском имении - деревне Подлесная Шантала, где находился на воспитании тетушек. В 10 лет мальчика отдали в частный пансион, где он хорошо освоил французский и немецкий языки. В 1842 году, после страшного пожара в Казани, пансион был закрыт, а Саша переведен в 1-ю Казанскую гимназию. В этих учебных заведениях Бутлеров коллекционировал насекомых и растения, сильно интересовался химией и проводил свои первые опыты. Результатом одного из них стал взрыв, а наказанием для Александра за содеянное - заключение в карцер с дощечкой на груди «Великий химик».

Годы студенчества

В 1844 году Бутлеров А. М., биография которого пронизана любовью к химии, стал студентом Казанского университета, бывшего в то время центром естественных научных исследований. В первое время юноша очень увлекся зоологией и ботаникой, но потом его интерес под воздействием лекций К. К. Клауса и Н. Н. Зинина перекинулся на химию. По их же совету молодой человек организовал домашнюю лабораторию, однако темой кандидатской, возможно, по причине переезда Зинина в Петербург, были бабочки.

После окончания в 1849 году университета Бутлеров Александр Михайлович, о котором ходатайствовали Н. И. Лобачевский и К. К. Клаус, посвятил себя преподавательской деятельности и читал лекции по физической географии, физике и химии. Причем Александр Михайлович был прекрасным оратором, умея безраздельно владеть вниманием аудитории благодаря понятности и строгости изложения. Помимо лекций в стенах университета Бутлеров читал лекции, доступные общественности. Эти выступления казанская публика иногда предпочитала модным театральным постановкам. Степень магистра получил в 1851 году, в том же году женился на Глумилиной Надежде Михайловне - племяннице Сергея Тимофеевича Аксакова. Через 3 года защитил докторскую диссертацию в Московском университете по теме «Об эфирных маслах». После этого был избран в Казанском университете экстраординарным, а через несколько лет ординарным профессором химии. С 1860 по 1863 год против собственной воли дважды ректора, причем ректорство пришлось на достаточно тяжелый период истории университета: куртинская панихида и бездненские волнения, затронувшие студентов и профессорский состав.

Поездка в Европу

Александр Михайлович активно участвовал в деятельности экономического общества города Казани, публиковал статьи по сельскому хозяйству, ботанике и цветоводству. Биография Бутлерова Александра Михайловича насчитывает три поездки за границу, первая из которых состоялась в 1857-1858 гг. Русский ученый посетил Европу, где побывал на предприятиях химической промышленности и познакомился с ведущими химическими лабораториями. В одной из них, в Париже, он проработал почти полгода. В этот же период Бутлеров Александр Михайлович прослушал лекции таких выдающихся европейских умов, как А. Беккерель, Э. Мичерлих, Ю. Либих, Р. В. Бунзен, и завел знакомство с Фридрихом Августом Кекуле - немецким химиком.

По возвращении в Казань Бутлеров А. М., биография которого вызывает интерес не только в России, но и за ее пределами, переоборудовал химическую лабораторию и продолжил исследования производных метилена, начатые у Вюрца. В 1858 году ученый открыл новый способ синтезирования йодистого метилена и осуществил ряд работ, связанных с извлечением его производных. При синтезе диацетата метилена получил полимер формальдегида - продукт омыления исследуемого вещества, результатом опытов над которым стал гексаметилентетрамин и метиленинат. Таким образом, Бутлеров впервые произвел полный синтез сахаристого вещества.

Бутлеров Александр Михайлович: кратко о достижениях ученого

В 1861 году Бутлеров выступил в Шпейере, на Съезде немецких врачей и естествоиспытателей, с лекцией «О химическом строении вещества», в основу которой легло знакомство с состоянием химии за границей, непреодолимый интерес к основам химии с теоретической точки зрения и его собственные эксперименты, производимые на протяжении всей научной деятельности.

Его теория, включавшая в себя идеи о способности образования цепочек атомами углерода А. Купера и о валентности А. Кекуле, предполагала химическое строение молекул, под которым ученый понимал метод соединения атомов между собой в зависимости от определенного количества химической силы (сродства), свойственной каждому атому.

Важные аспекты теории Бутлерова

Русский ученый установил тесную связь строения и химических свойств сложного органического соединения, чем сумел объяснить изомерию многих из них, в том числе трех пентанов, двух изомерных бутанов, различных спиртов. Также теория Бутлерова давала возможность предсказывать возможные химические обращения и объяснять их.

Таким образом, в своей теории Александр Михайлович Бутлеров:

  • показал недостаточность существовавших на то время теорий химии;
  • подчеркнул наиглавнейшее атомности;
  • определил как распределение сил сродства, принадлежащих атомам, вследствие чего атомы, оказывая друг на друга влияние (посредственное или непосредственное), соединяются в химическую частицу;
  • определил 8 правил формирования химических соединений;
  • первым обратил внимание на разницу реакционных способностей непохожих соединений, объясняемую меньшей или большей энергией, с которой соединяются атомы, а также неполным или полным расходованием единиц сродства при формировании связи.

Научные успехи русского химика

Биография Бутлерова Александра Михайловича кратко описана в школьных учебниках, с датами жизни и наибольшими его достижениями в На счету русского ученого огромное количество экспериментов, направленных на подтверждение его теории. Ученый, предварительно синтезировав, определил в 1864 году структуру третичного в 1866 году - изобутана, в 1867 году - изобутилена. Также узнал строение ряда этиленовых углеродов и произвел их полимеризацию.

В 1867-1868 гг. Бутлеров Александр Михайлович, краткая биография которого вызывает ученых всего мира, был назначен профессором химии в Петербургском университете. Представляя его коллективу этого заведения, Менделеев подчеркивал оригинальность бутлеровского учения, не являющегося продолжением чьих-либо трудов, но принадлежащего ему лично.

В 1869 году Бутлеров окончательно осел в Петербурге, где был избран экстраординарным, а потом и ординарным академиком Петербургской академии наук. Период жизни в Петербурге был очень активным: профессор продолжал свои эксперименты, отшлифовывал теорию химического строения, участвовал в жизни общественности.

Увлечения в жизни ученого

В 1873 году занялся изучением и читал лекции на данную тематику. Написал первое в научной истории руководство, базировавшееся на теории химического строения - «Введение к полному изучению органической химии». Александр Михайлович Бутлеров является основателем школы русских химиков, именуемой иначе «бутлеровская школа». Параллельно с изучением химии активно интересовался сельским хозяйством. В частности, его интересовало выращивание чая на Кавказе, садоводство и пчеловодство. Его брошюры «Как водить пчел» и «Пчела, её жизнь и главные правила толкового пчеловодства» многократно переиздавались, а в 1886 году им же был основан журнал «Русский пчеловодческий листок».

В 1880-1883 гг. Бутлеров Александр Михайлович, краткая биография которого интересна и изобилует важными для науки открытиями, являлся президентом Русского физико-технического сообщества. В этот же период ученый очень сильно заинтересовался спиритизмом, с которым познакомился в имении Аксаковых в 1854 году. Позже тесно сблизился с двоюродным братом жены Аксаковым А. Н., издававшим журнал по спиритизму «Психические исследования», и горячо отстаивал перед осуждавшими его знакомыми и друзьями свое увлечение.

Ценность трудов Бутлерова Александра Михайловича для химии

В отставку Александр Михайлович должен был уйти в 1875 году, по истечении 25 лет службы. Советом Петербургского университета дважды отодвигался этот срок на 5 лет. Последняя лекция Александра Михайловича Бутлерова состоялась 14 марта 1885 года. Его подвело здоровье, подорванное интенсивной научной работой и общественной деятельностью: неожиданно для всех Бутлеров скончался у себя в имении 5 августа 1886 года. Похоронен ученый на сельском кладбище родной Бутлеровки, ныне несуществующей, в фамильной часовне.

Работы Бутлерова еще при жизни получили всемирное признание, его научная школа считается неотъемлемой составляющей развития химии в России, а биография Бутлерова Александра Михайловича вызывает неподдельный интерес ученых и студентов. Сам Александр Михайлович был очень обаятельным и разносторонним человеком с общительным характером, широтой взглядов, добродушием и снисходительным отношением к ученикам.

По горизонтали
3. Студент А.М. Зайцева. Исследовал различные углеводороды олефинового ряда и их производные, уделив главное внимание разработке стереоизомерии кислот этого ряда. В диссертациях О некоторых превращениях олеиновой и других близких к ней кислот (1898 г.) и К вопросу о стереоизомерии в ряду непредельных одноосновных кислот дал критический обзор всех известных фактов и воззрений в этой области и установил возможность в определенных условиях перехода жирных диоксикислот в непредельные кислоты и превраще
5. Как называется вещество,при котором получает сахаристое вещество путем синтеза?
6. С кем Зинин основал химическую школу?
10. Первый хранитель музея
12. Что находится в подвале Казанской Химической Школы
13. Окончил учёбу в университете в 1833 и получил степень кандидата и золотую медаль за предоставленное сочинение «о пертурбациях эллиптического движения планет», после этого был оставлен в Казанском университете преподавать физику, а с 1834 ему поручили также преподавание механики. С 1835 читал ещё и курс теоретической химии
14. Развивая теорию химического строения А. М. Бутлерова, исследовал взаимное влияние атомов в органических соединениях и установил ряд закономерностей (в том числе правило присоединения гидрогалогенидов к непредельным углеводородам с двойной и тройной связью, впоследствии названное его именем в 1869 году)
17. Какой промежуточный продукт играет огромную роль в аминокрасочной и фармацевтичекой промышленности и является научным открытием Зинина?
19. Что располагается в историческом здании, построенном в 1837 году, которое предназначалось для физической и химической лабораторий Казанского университета
20. С кем из своих учеников,Зинин синтизировал "бензурейд" и "ацетурейд
23. В честь него назван казанский иофх
24. Кто внес свой вклад в развитие химико-мышьякоорганических соединений?
25. Именно под его влиянием Егор Вагнер окончательно решил посвятить себя химии, которая по его собственным словам «приводила его в необыкновенный восторг» и «потрясала до глубины души»
По вертикали
1. Написал великолепный учебник «общая или неорганическая химия», выдержавший три издания
2. Сколько положений в теории Бутлерова
4. Производством чего руководил Арбузов на заводе Крестовниковых во время Первой Мировой войны
7. А.м.бутлеров - выдающийся русский химик, основатель российской химической школы, создатель современной теории химического строения органических соединений
8. Где Б.А. Арбузов преподавал с 1930 по1938 года
9. В 1865 году окончил Казанский университет со степенью кандидата на представленную диссертацию «по поводу сродства углеродного атома». В этой работе было экспериментально доказано (вопреки утверждениям немецкого химика Кольбе о неравноценности валентностей углерода), что все четыре единицы сродства (валентности углеродного атома) тождественны, что оказало существенную поддержку теории химического сродства А. М. Бутлерова
11. Название вещества, синтез которого придумал Зинин
15. Какое помещение в Школе связано с именем Бутлерова
16. С его именем связаны практически значимые работы по химии возобновляемого природного сырья - изучен состав и разработаны технологии выделения физиологически активных веществ из ряда растений (в частности амарант, люпин, стевия). Сейчас глава Казанской Химической Школы
18. В 1948 г. При его активном участии создана кафедра полимеров Казанского университета, которую он возглавлял до 1988 г
21. В 1837 году клаус защитил магистерскую диссертацию, а затем, занял должность адъюнкта по кафедре химии казанского университета, а также возглавил химическую лабораторию
22. Какой элемент открыл Клаус

"Колыбель русской органической химии", - так определили историки химии Казань, химическую лабораторию Казанского университета.

Н.Н.Зинин, а позднее и А.М.Бутлеров, будучи избранными академиками Петербургской Академии наук, в соответствии с традициями того времени перенесли свои исследования из Казани в Санкт-Петербург. Возникла "Петербургская ветвь" Казанской химической школы.

В.В.Марковников, покинув Казанский университет, продолжил исследования в Новороссийском (ныне Одесском), а затем в Московском университете. Образовалась "ветвь Московская".

Ученики А.М.Бутлерова, а позднее ученики А.М.Зайцева возглавили кафедры химии и в других российских университетах: А.Н.Попов, Е.Е.Вагнер - в Варшаве, С.Н.Реформатский - в Киеве, А.А.Альбицкий - в Харькове... Воистину "колыбель", воистину "химическая могучая кучка".

Начало Казанской химической школы положили труды двух замечательных ученых: К.К.Клауса , открывшего в 1844 г. элемент рутения, и Н.Н.Зинина , осуществившего превращение нитробензола в анилин, что положило начало промышленному органическому синтезу.

Славу своих учителей приумножил выпускник Казанского университета - А.М.Бутлеров (1828-1886), создавший теорию химического строения органических соединений, и наиболее выдающиеся его ученики: В.В.Марковников , А.Н.Попов , Ф.М.Флавицкий , А.М.Зайцев.

Ученые Казанского университета высоко оценили научные достижения своих коллег. К.К.Клаус, Н.Н.Зинин, А.М.Бутлеров, А.М.Зайцев были избраны почетными членами Казанского университета. По решению Совета университета в аудитории, именуемой ныне Бутлеровской, установлены бюсты Н.Н.Зинина и А.М.Бутлерова.

Прекрасный педагог А.М.Зайцев воспитал плеяду химиков-органиков. Среди них: Е.Е.Вагнер , А.А.Альбицкий , С.Н.Реформатский , А.Н.Реформатский , И.И.Канонников, А.Е.Арбузов и др.

В 1928 г. в Казани состоялся V с"езд ВХО им. Д.И.Менделеева, отметивший 100-летие со дня рождения А.М.Бутлерова. С"езд принял решение об учреждении при Казанском университете научно-исследовательского химического института, носящего имя великого химика. В 1929 г. институт был создан. А.Е.Арбузов стал его директором.


Музей Казанской химической школы в НИХИ.

Как развивается Химический институт имени А.М.Бутлерова сегодня? Как трудоустраиваются выпускники, и с кем сотрудничает институт? Об этом и не только рассказал директор института - академик-секретарь Отделения химии и химической технологии АН РТ, доктор химических наук, профессор Владимир Галкин.

Прежде чем переходить непосредственно к вопросам - ответам, отметим, что за последние годы химический факультет пережил новое рождения. Обновилось как самое здание, так и его "начинка": переоборудован ряд аудиторий, появились новые научные и учебные лаборатории, введено в эксплуатацию уникальное оборудование Из окон "химфака" студенты и преподаватели наблюдают за строительством нового лабораторного корпуса института. А теперь обо всем подробнее.

- Владимир Иванович, чем сегодня может похвалиться Химический институт имени Бутлерова КФУ?

Многим! Если мы сделаем акцент на лабораториях и в целом на новом оборудовании института, то, прежде всего, хотел бы рассказать о лаборатории рентгеноструктурного анализа, где установлен монокристальный дифрактометр - прибор, который позволяет напрямую получать "фотографию молекул": какие атомы как соединены между собой, как они расположены в пространстве. Ведь основная задача химии - это получение новых соединений с практически полезными свойствами. Это единственный прямой метод определения структуры самых различных соединений в монокристалле. Существует много методов определения структуры, но, к сожалению, большинство из них (физические, физико-химические) "работают" в растворе и дают косвенные данные. Лаборатории такого класса - единицы у нас в стране и в мире.

Добавлю, кроме того, что институт обрел новые лаборатории, есть и соответствующая инфраструктура - как для работы исследователей, так и самих приборов. Суммы затрачены немалые - 450 миллионов рублей.

- Как скоро окупятся эти вложения в науку?

Когда мы говорим об окупаемости науки, то это достаточно сложный вопрос. Надо иметь в виду два компонента. Первый - это получение новых знаний, что само по себе бесценно, и второй - выполнение практически полезных работ по заказам предприятий и партнеров. Как однажды сказал известный академик, фундаментальная наука - это такое дерево многоветвистое, и неизвестно, на какой его ветке созреет новый плод, поэтому надо поливать дерево и ухаживать за ним.

Если обратимся к истории Alma mater, то в Казанском императорском университете существовали "кафедра технологии и металлургии" и "кафедра технологии и наук, относящихся к торговле и фабрикам". Можно ли назвать современные кафедры института, которые имеют отношение к торговле и фабрикам? Кто ваши партнеры сегодня?

Если перевести на современный язык понятие "сотрудничество с торговлей и фабриками", то мы, химики, должны понимать это как создание новых химических технологий, которые реализуются в нефтехимической промышленности. Это направление является одним из важных в работе нашего института.

Мы сотрудничаем со всеми ведущими химическими предприятиями Казани и республики. Наиболее тесные связи в прикладном аспекте сложились с ОАО "Нижнекамскнефтехим" - крупнейшим нефтехимическим комбинатом Европы. В рамках Постановления Правительства № 218 (сотрудничество вузов и промышленных предприятий) Казанский университет в нашем лице выиграл грант на разработку новых катализаторов для получения химически важных продуктов на Нижнекамскнефтехиме. Разрабатываются новые катализаторы, которые по качеству выше мировых и, как минимум, на порядок дешевле. Уже организовано производство этих катализаторов на Менделеевском заводе, где находится завод-спутник Нижнекамскнефтехима. А сейчас строится производство на головном заводе.

В 2013 году был снова объявлен грант, мы его снова выиграли. Это сотрудничество будет продолжаться, но оно распространяется не только на Нижнекамскнефтехим, поскольку катализаторы нужны для всех химических предприятий.

- А как катализатор из лаборатории "попадает" на завод?

Сначала катализатор разрабатывается, затем исследуется его структура на нашей территории в лаборатории гетерогенного катализа, которую возглавляет профессор Ламберов. У нас есть установки, которые моделируют четыре разных типа реакторов, используемых на Нижнекамскнефтехиме для разных процессов. Далее проводятся испытания катализаторов в пилотных условиях, после чего подбираются все условия и режимы работы в настоящем реакторе, и только потом эти результаты переносятся на Нижнекамскнефтехим, в филиал лаборатории на территории завода.

Немного истории: С первой трети XIX века (1835-1837 гг.) ведет свой отсчет Казанская химическая школа, связанная с такими именами, как Н.Н.Зинин, К.К.Клаус, А.М.Бутлеров, В.В.Марковников и Е.Е.Вагнер. В 1933 году в Казанском университете появился химический факультет. Но еще за три года до этого, в 1929-м, V Менделеевский съезд принял решение о создании в Казанском университете Химического института имени Бутлерова. Однако поскольку тогда возможностей не было, то создали научно-исследовательский химический институт по линии Совнаркома. То есть в университете долгое время существовали две разные структуры химического профиля, которые, по сути, являлись родственными. Химфак и НИХИ были объединены в 2003 году. Так, спустя 74 года, наконец-то было выполнено решение V Менделеевского съезда - образован Химический институт им. А.М.Бутлерова.

Поговорим о студентах. Кого же сегодня готовит институт? Преподавателей химии средней школы, исследователей, специалистов производств?

Прежде всего, мы готовим элитарных химиков-исследователей. Мы даем фундаментальное образование, и наши выпускники востребованы на рынке труда. Получаем заявки от вузов, научно-исследовательских институтов, предприятий, с которыми сотрудничаем. Значительная часть выпускников остается в науке. Примерно 30 процентов поступает в аспирантуру Казанского университета, еще часть - в аспирантуру других вузов и НИИ.

- За рубеж уезжают?

Уезжают, но сейчас все-таки меньше. Скорее, можно говорить о научной мобильности. Только из моей группы уехало 8 человек, которые сейчас трудятся в различных странах. Это тоже подтверждение школы, поскольку наши выпускники востребованы по всему миру.

- Наметилась тенденция к возвращению? С чем вы это связываете?

Что нужно ученому? Если это человек, который любит науку, то, конечно, он должен иметь возможность реализовать себя. Надо сказать, что такие возможности есть и у нас. Химический институт сегодня - это, с одной стороны, мощное учебно-научное подразделение, которое является одним из трех лучших химических факультетов по рейтингу Министерства образования и науки РФ и идет с большим отрывом от других химических факультетов классических университетов. С другой стороны - это исследовательский институт, который имеет восемь научно-исследовательских отделов. У нас трудятся 35 докторов наук, профессоров и более 70 кандидатов наук. Это доценты, преподаватели, научные сотрудники. Редкий вуз может похвастаться таким кадровым потенциалом.

Бывший КХТИ, а ныне Казанский национальный исследовательский технологический университет - это конкурент для вас или партнер?

Некая конкуренция между нами есть, конечно, в плане приема. Хотя у нас прием меньше по численности, к тому же в Казанском федеральном университете есть специалитет - для естественных наук это наиболее оптимальный вариант, так как сразу можно поступать в аспирантуру. Замечу, у нас один самых высоких в стране ЕГЭ по химии.

Что скажете о новых поколениях абитуриентов, Владимир Иванович? Продвинутая молодежь приходит или, напротив, слабая?

Недостатки в системе современного школьного образования мы ощущаем, разумеется, поэтому с некоторых пор тесно работаем с учителями химии, возрождаем работу Клуба юных химиков, заочной химической школы. Такие действия уже сказываются на региональном составе первокурсников - 40% из Татарстана еще 40 из-за пределов республики.

Отрадно то, что вновь оснащенные лаборатории позволяют теперь с гордостью принимать гостей из школы. Мы показываем самое лучшее оборудование и видим, что наши лаборатории вызывают живейший интерес у школьников. Все это позволяет надеяться на то, что к нам будут стремиться именно продвинутые ребята, которые желают получить элитарное химическое образование.