Столица Каракалпакии - город Нукус. Автономная республика Каракалпакстан в составе Узбекистана

В качестве подтверждения своего субъективного мнения о близости кара-калпаков к казахам, приведу сообщение с одного из узбекских сайтов.

Каракалпаки хотят жить в Казахстане

Все больше жителей Каракалпакстана отваживаются на любые ухищрения, включая подлог документов, чтобы выехать в Казахстан, где уровень жизни значительно выше и всегда есть работа.

На днях в Нукусе - столице Республики Каракалпакстан, входящей в состав Узбекистана, - арестован начальник паспортного стола небольшого каракалпакского провинциального городка. Он за взятку переделывал в паспортах каракалпаков графу «национальность», превращая их в казахов.

Сотрудники правоохранительных органов говорят, что все чаще встречаются с такого рода преступлениями, хотя точное число людей, поменявших гражданство таким способом, не известно.

По данным Агентства по демографии и миграции, с 1991 года по настоящее время в Казахстан из Каракалпакстана переехало около 63-х тысяч человек, однако неофициальные источники утверждают, что переселенцев не менее 100 тысяч.

Специалисты из Каракалпакского филиала Международного фонда спасения Арала говорят, что только за последние семь лет из Каракалпакстана в Казахстан эмигрировало почти 250 тысяч человек, а это практически шестая часть полуторамиллионного населения Каракалпакстана.

В 1924-1930 годах – в первые годы существования СССР - Каракалпакия входила в состав Казахской автономии Российской Федерации. В 1932 году она получила статус автономной советской республики и должна была со временем преобразоваться в отдельную самостоятельную республику.

Однако в 1936 году Узбекистану удалось уговорить Москву отдать Каракалпакию под его опеку, и таким образом она превратилась в узбекскую автономию. С тех пор идеи воссоединения Каракалпакии с Казахстаном жестко пресекались узбекским правительством.

Каракалпаки и казахи говорят практически на одном языке, имеют схожую культуру и традиции. Этнически каракалпаки ближе к казахам, чем к узбекам.

Ташкент мало волнуют проблемы жителей Каракалпакстана, но вот территорию республики он хотел бы оставить за собой. Каракалпакстан занимает почти треть Узбекистана и имеет важное стратегическое значение.

Через Каракалпакстан проходят важнейшие стратегические автодороги и железнодорожные магистрали с юга на север. Для Узбекистана, не имеющего выхода к морю, очень важно держать свою автономию в полном подчинении, а сделать это легче, если подавляющее большинство местного населения будут составлять не каракалпаки и казахи, а узбеки.

Источник в местной администрации Каракалпакстана сообщил контрибьютору IWPR, что у центрального правительства уже имеются планы «узбекизации» автономии, поэтому и массовый выезд неузбекского населения служит интересам Ташкента.

Но простым жителям Каракалпакстана безразличны политические интриги Ташкента и Астаны. Они хотят иметь возможность зарабатывать на хлеб, и эту возможность они видят для себя в Казахстане.

34-летний Ертай Жуманов - житель одного из многочисленных казахских поселков Тахтакупырского района Каракалпакстана - вот уже несколько дней живет в доме, с которого снята крыша, и готовится к переезду в Казахстан. Жуманов собирается пустить на стройматериалы весь свой дом и хозяйственные пристройки. Это – единственный способ вернуть вложенные в дом деньги. Желающих купить целый дом в Каракалпакстане нет.

По словам Жуманова, причина его переезда в Казахстан - «ужасающая нищета и отсутствие перспектив найти работу, невозможность содержать жену и троих детей, помогать родителям и близким, оставаясь в Каракалпакстане».

Уверенность в том, что в Казахстане лучше, в Ертая вселяет опыт его односельчан. По словам жителей этого небольшого поселка, заселенного преимущественно казахами, здесь нет семьи, из которой кто-нибудь не уехал бы на заработки в Казахстан. Если пройтись по кривым пыльным улочкам этого поселка, то можно увидеть немало домов, чей вид красноречиво говорит о том, что их владельцы снимаются с насиженных мест: где-то нет крыш, где-то разбирают стены.

В Казахстан из Каракалпакстана люди уезжают в огромном количестве уже несколько лет. Массовый отток жителей наблюдался в 2000-2001 годы, когда Каракалпакстан, живущий за счет сельского хозяйства, страдал от засухи. Урожай сгорел под испепеляющим солнцем. Людям пришлось резать домашнюю скотину, которую нечем стало поить и кормить.

Особенно тяжело пришлось северным районам Каракалпакстана, до которых вода по руслам каналов практически не доходила, и ее приходилось завозить сюда цистернами. Уровень жизни, который и без того в этих местах всегда был очень низким, упал до состояния вопиющей нищеты.

В этом году вода в Каракалпакстан пришла, но люди все равно уезжают отсюда. Во время засухи хозяйству был нанесен огромный ущерб, восполнять который у местного населения нет ни желания, ни сил. К тому же никто не может дать гарантии, что и следующий год не окажется засушливым.

Вдобавок - у людей не осталось никакого доверия к государству, которое никогда не желало честно расплачиваться с фермерами за их продукцию и не оказывало существенной помощи в засушливые годы.

«Жизнь в Казахстане несравнимо лучше. Если ты работаешь, то твой труд всегда будет достойно оплачен, а к переселенцам – казахам - там относятся с особым вниманием. Государство помогает им обустроиться на новом месте и найти работу», - говорит односельчанин Жуманова, пожелавший сохранить анонимность.

КАРАКАЛПАКИ - тюр-кo-языч-ный на-род на се-ве-ро-за-па-де Уз-бе-ки-ста-на.

Жи-вут в основном в ниж-нем пра-во-бе-ре-жье и дель-те Аму-да-рьи (Рес-пуб-ли-ка Ка-ра-кал-па-к-стан). Все-го в Уз-бе-ки-ста-не свыше 500 тысяч человек (2008 год, оцен-ка). Про-жи-ва-ют так-же на се-ве-ре и вос-то-ке Аф-га-ни-ста-на (к югу от Ма-за-ри-Ша-ри-фа и к се-ве-ру от Дже-ла-ла-ба-да; 2,3 тысяч человек), в Турк-ме-нии, Кир-ги-зии, Ка-зах-ста-не, Рос-сии (1,6 тысяч человек; 2002 год, пе-ре-пись). Го-во-рят на ка-ра-кал-пак-ском язы-ке , а так-же на узбекском и русском язы-ках. Ве-рую-щие - му-суль-ма-не-сун-ни-ты ха-на-фит-ско-го маз-ха-ба.

В фор-ми-ро-ва-нии каракалпаков при-ня-ли уча-стие ме-ст-ные ира-но-языч-ные (арал-лы-лар - мас-са-ге-ты бо-лот и остро-вов) и тюр-ко-языч-ные на-ро-ды. Пред-по-ло-жи-тель-но вы-де-ли-лись из Но-гай-ской Ор-ды в XVI веке. В начале XVII века в дель-те Аму-да-рьи воз-ник-ло Араль-ское вла-де-ние с це-нт-ром в Кун-гра-де, за-тем - Чим-бае. С началом XIX века араль-ские каракалпаки за-ви-си-мы от Хи-вин-ско-го хан-ст-ва. Часть каракалпаков жи-ла в рай-оне сред-ней Сыр-дарьи и хреб-та Ка-ра-тау, под-чи-ня-лась Бу-хар-ско-му хан-ст-ву, за-тем - ка-захскому Млад-ше-му жу-зу. По-сле джун-гар-ско-го на-ше-ст-вия 1723 года часть сыр-дарь-ин-ских каракалпаков бе-жа-ла на се-ве-ро-за-пад, в вер-хо-вья Ура-ла и Эм-бы, вы-тес-нив от-ту-да кал-мы-ков ; часть (верх-ние каракалпаки) миг-ри-ро-ва-ла вверх по Сыр-да-рье и ока-за-лась в под-чи-не-нии у джун-гар; дру-гие (ниж-ние каракалпаки) по-се-ли-лись в дель-те Сыр-да-рьи и вме-сте с ка-за-ха-ми Млад-ше-го жу-за при-ня-ли в 1731 году русское под-дан-ст-во. В 1743 году они сде-ла-ли по-пыт-ку не-по-сред-ст-вен-но при-нять под-дан-ст-во Рос-сии, ми-нуя ка-за-хов, за что под-верг-лись ка-ра-тель-ным ак-ци-ям со сто-ро-ны Абул-хай-ра. Спа-са-ясь от при-тес-не-ний ка-зах-ских ха-нов, основная часть ниж-них каракалпаков пе-ре-шла в под-дан-ст-во к Хи-вин-ско-му хан-ст-ву и бы-ла по-се-ле-на в дель-те Аму-да-рьи. По-сле Хи-вин-ско-го по-хо-да 1873 года земли пра-во-бе-реж-ных каракалпаков ото-шли к Рос-сии и бы-ли вклю-че-ны в Аму-дарь-ин-ский округ (с 1874 года от-дел, с 1886 года в со-ста-ве Сыр-дарь-ин-ской области Тур-ке-стан-ско-го ге-не-рал-гу-бер-на-тор-ст-ва).

Тра-диционная куль-ту-ра ти-пич-на для на-ро-дов Средней Азии. По пе-ре-пи-си 1897 года, 87% каракалпаки Аму-дарь-ин-ско-го от-де-ла за-ни-ма-лись оро-сительным зем-ле-де-ли-ем, 10% - ско-то-вод-ст-вом. Час-тая сме-на реч-ных ру-сел за-став-ля-ла ме-нять ме-сто-по-ло-же-ние ау-лов. На Араль-ском море основным за-ня-ти-ем бы-ло ры-бо-лов-ст-во. С середины XX века раз-ви-вал-ся про-мы-сел акк-ли-ма-ти-зи-ро-ван-ной в дель-те Аму-да-рьи он-дат-ры. Основные куль-ту-ры - пше-ни-ца, яч-мень, рис, про-со, джу-га-ра (вид сор-го), а так-же кун-жут, бо-бы маш, бах-че-вые. С при-сое-ди-не-ни-ем к Рос-сии раз-ви-ва-лось то-вар-ное хлоп-ко-вод-ст-во. Раз-во-ди-ли в основном ра-бо-чий скот - бы-ков и ло-ша-дей, бо-га-тые дер-жа-ли ота-ры мел-ко-го ро-га-то-го ско-та (пре-имущественно кур-дюч-ных овец). В XX веке основное зна-че-ние при-об-ре-ло ов-це-вод-ст-во, осо-бен-но ка-ра-ку-ле-вод-ст-во. Зи-мой скот со-дер-жа-ли в за-го-нах (ко-ра), хле-вах, зем-лян-ках. На зи-му за-го-тав-ли-ва-ли корм. Ле-том пе-ре-ко-чё-вы-ва-ли на па-ст-би-ща (жаз-лау).

Из ре-мё-сел раз-ви-ты юве-лир-ное, ткац-кое (из хлоп-ка, шер-сти, кен-ды-ря). На уз-ко-на-вой-ном стан-ке (ор-мек) тка-ли сук-но из верб-люжь-ей шер-сти (шал), узор-ные ков-ры (ала-ша), сум-ки (кар-шын; ха-рак-те-рен мо-тив 8-уголь-но-го ме-даль-о-на), де-та-ли юрт. Из-го-тов-ля-ли узор-ные кош-мы (те-ки-мет; ха-рак-те-рен мо-тив бе-гу-щей спи-ра-ли). Из тро-ст-ни-ка и тра-вы пле-ли ци-нов-ки (ший, бой-ра, шып-та). Де-та-ли оде-ж-ды (го-лов-ной убор ки-ме-шек, ха-лат-на-кид-ка же-где, на-ру-кав-ни-ки женг-се и другое) от-де-лы-ва-лись вы-шив-кой кре-стом. Де-ревянные две-ри юрт, по-суд-ные шкаф-чи-ки (сан-дык) и другие ук-ра-ша-лись резь-бой и рос-пи-сью (гео-мет-рические и рас-тительные мо-ти-вы).

Ау-лы де-ли-лись на груп-пы уса-деб, на-се-ляе-мых ро-до-вым под-раз-де-ле-ни-ем (ко-ше); к ним при-мы-ка-ли ро-до-вые клад-би-ща с гроб-ни-цей (ма-за-ром) по-кро-ви-те-ля ро-да. Зна-ме-ни-ты мав-зо-лей Ток-мак-Ата и Ха-ким-Ата на ост-ро-ве на юге Араль-ско-го моря, Сул-тан-Ба-ба в го-рах Сул-тан-Уиздаг, Шыл-пык в Аму-дарь-ин-ском, Ша-мун-На-би и Маз-лум-хан-Су-лу в Ход-жей-лин-ском районе и другие. На се-ве-ре за-строй-ка ау-ла бы-ла бо-лее ком-пакт-ной. Для за-щи-ты от на-бе-гов со-ору-жа-ли кре-по-сти (ка-ла). Усадь-ба (хау-ли) об-но-си-лась гли-но-бит-ной сте-ной. Основное тра-диционное жи-ли-ще - юр-та (ка-ра уй); ха-рак-те-рен ко-нический свод. По-сто-ян-ное жи-ли-ще (там) гли-но-бит-ное. От вхо-да внутрь до-ма идёт ко-ри-дор (да-лиз), ку-да вы-хо-дят жи-лые по-ме-ще-ния (ожи-ре), кла-до-вая, кры-тый двор (уй-жай) с юр-той и рас-по-ло-жен-ный сза-ди хлев (сей-ис-ха-на).

Муж-ская и жен-ская оде-ж-да в основном близ-ка к ка-зах-ской - шта-ны, ру-ба-ха (кой-лек), беш-мет (беш-пент), ха-лат (ша-пан), шер-стя-ной каф-тан (шек-пен). На жен-ский ха-лат на-ши-ва-лись на-ру-кав-ни-ки (женг-се) из крас-но-го сук-на с по-пе-реч-ны-ми чёр-ны-ми по-ло-са-ми, у кис-ти ото-ро-чен-ные ме-хом (сход-ный эле-мент встре-ча-ет-ся у но-гай-цев). В оде-ж-де мо-ло-дой жен-щи-ны пре-об-ла-да-ет крас-ный цвет, по-жи-лой - бе-лый; цвет трау-ра - си-ний. Убор за-муж-ней жен-щи-ны (ки-йме-шек) со-сто-ял из пе-ред-не-го тре-уголь-ни-ка из крас-но-го сук-на (с по-пе-реч-ны-ми чёр-ны-ми по-ло-са-ми) и на-кид-ки (куй-рык-ша, буквально - хвост) из бу-хар-ско-го шёл-ка; не-вес-та пе-ред свадь-бой вы-ши-ва-ла крас-ный ки-ме-шек для се-бя и бе-лый - для бу-ду-щей свек-ро-ви. Го-лов-ной убор не-вес-ты (сау-ке-ле) - шап-ка-шлем с на-уш-ни-ка-ми (близ-кая по фор-ме го-лов-ным убо-рам на-ро-дов По-вол-жья), рас-ши-тая ко-рал-ла-ми, кам-ня-ми, ме-тал-лическими бля-ха-ми; свер-ху на-де-ва-ли ци-лин-д-рический ме-тал-лический кол-пак (то-бе-лик). По буд-ням но-си-ли тю-бе-тей-ку с по-вя-зан-ным по-верх неё тюр-ба-ном (бас орау). По-верх го-лов-но-го убо-ра на-де-вал-ся ха-лат-на-кид-ка (же-где) с лож-ны-ми, очень длин-ны-ми ру-ка-ва-ми, свя-зан-ны-ми за спи-ной; для про-де-ва-ния рук в по-лах де-ла-лись вер-ти-каль-ные про-ре-зи. В от-ли-чие от уз-бе-чек, ка-ра-кал-пач-ки ни-ко-гда не за-кры-ва-ли ли-ца.

Де-лят-ся на 2 основных вет-ви (арыс, буквально - ог-лоб-ля): он-торт уру (в основном Ну-кус-ский и Ке-гей-лин-ский рай-оны; ро-ды кы-тай, кып-шак, ке-не-гес и ман-гыт) и кон-грат (северная часть дель-ты Аму-да-рьи - Муй-нак-ский, Тах-та-ку-пыр-ский и Кун-град-ский рай-оны, а так-же ост-ро-ва Араль-ско-го моря; де-ли-лись на под-раз-де-ле-ния жа-ун-гыр и шул-лик с ро-да-ми аша-май-лы, кол-дау-лы, кос-там-га-лы, бал-га-лы, кан-дек-ли, ка-ра-мойын, кы-ят, муй-тен). Ро-ды (уру) вклю-ча-ли круп-ные (ти-ре) и мел-кие (ко-ше; 3-4 по-ко-ле-ния) под-раз-де-ле-ния. Ро-ды воз-глав-ля-лись бия-ми, вла-де-ли тер-ри-то-ри-ей и оро-сительными ка-на-ла-ми, име-ли там-ги для клей-ме-ния ско-та и бое-вой клич (уран). Бы-ли рас-про-стра-не-ны со-ро-рат и осо-бен-но ле-ви-рат; обы-чай усы-нов-ле-ния (обыч-но пер-вен-ца усы-нов-ля-ли ро-ди-те-ли му-жа), авун-ку-лат, ми-но-рат. Стро-го со-блю-да-лась ро-до-вая эк-зо-га-мия, обы-чай из-бе-га-ния ме-ж-ду же-ной и род-нёй му-жа. Де-вуш-ку осо-бые от-но-ше-ния свя-зы-ва-ли со стар-шей не-вест-кой (жен-ге). Тер-ми-но-ло-гия род-ст-ва раз-ли-ча-лась в от-но-ше-нии род-ст-вен-ни-ков от-ца и ма-те-ри, му-жа и же-ны.

Для уст-ной куль-ту-ры ха-рак-тер-но соль-ное во-каль-ное и ин-ст-ру-мен-таль-ное му-зи-ци-ро-ва-ние, пред-став-лен-ное твор-че-ст-вом бах-сы (соз-да-те-ли и ис-пол-ни-те-ли ли-рических пе-сен, эпических ска-за-ний под ак-ком-па-не-мент ду-та-ра), жы-рау (ска-зи-те-ли ге-ро-ического эпо-са под ак-ком-па-не-мент ко-бу-за), са-зен-де (ин-ст-ру-мен-та-ли-сты). Сре-ди ге-ро-ических пе-сен - «Ал-па-мыс», «Кырк кыз», «Коб-лан», «Ер-Шо-ра», «Мас-пат-ша», «Еди-ге», «Шарь-яр». Рас-про-стра-не-ны шуточные пе-сен-ные со-стя-за-ния (ай-тыс, жу-ап), сва-деб-ные пес-ни (той бас-лау; про-щаль-ные - хау-жар и сын-сыу), по-хо-рон-ные пла-чи (жок-лау), за-кли-на-ния (бэ-дик). Сре-ди ге-ро-ев ска-зок - не-ка-зи-стый си-ро-та Таз-ши, на-ход-чи-вый Ал-дар-ко-се; рас-про-стра-не-ны сказ-ки о жи-вот-ных, вол-шеб-ные сказ-ки, рас-ска-зы о Ход-же Нас-ред-ди-не. Музыкальные ин-ст-ру-мен-ты: струн-ные - щип-ко-вые ду-тар, тан-бур (оба 2-струн-ные), смыч-ко-вые гыр-жак (3-струн-ный), ко-буз (2-струн-ный); ду-хо-вые - по-пе-реч-ная флей-та най, языч-ко-вые ба-ла-ман, сур-най; бу-бен дой-ра; ме-тал-лический вар-ган (шын-ко-буз). Раз-ви-ва-ют-ся профессиональные ка-ра-кал-пак-ская литература, те-атр, изо-бра-зительное искусство (смотрите в статье Уз-бе-ки-стан).

Иллюстрации:

Ка-ра-кал-пак-ские ков-ры: 1 - де-таль сум-ки кар-шын для ук-ра-ше-ния по-чёт-но-го мес-та (тор) юр-ты; 2 - ков-ро-вая до-рож-ка (есик-кас).

Ка-ра-кал-па-ки. Гли-но-бит-ное жи-ли-ще (там; 1959 год): 1 - об-щий вид; 2 - раз-рез; 3 - план; а - коридор (да-лиз),б - жи-лые по-ме-ще-ния (ожи-ре), в - внут-рен-ний двор (уй-жай) с юр-той,г - хлев (сей-ис-ха-на).

Ка-ра-кал-пачка, го-то-вя-щая в хлеб-ной пе-чи. 2005 год.

Узбекистан - из тех стран постсоветского пространства, где помимо традиционных областей затесалась ещё и национальная автономия: республика Каракалпакстан, самый обширный (166 тыс. квадратных километров, то есть почти 1/3 страны) и один из самых малолюдных (1,7 миллиона жителей, то есть 10 человек на километр) регион, хорошо заметная на карте квадратная "голова" Узбекистана. Живут здесь примерно поровну узбеки (32%), каракалпаки (30%) и казахи (26%), первые больше в оазисах Элик-Калы, вторых - в амударьинских низовьях, а третьих - в глухих степях у границ. В Каракалпакии мы , в ней же лежат древнее крепости типа , а вот Хива, рассказ о которой мы закончили - это уже крошечная, но сопоставимая по населению Хорезмская область с центром в .

Центр же Каракалпакии - Нукус, наряду с Бухарой 5-6-й по величине (275 тыс. жителей, а с городами-спутниками и под полмиллиона) узбекистанский город, о котором я вряд ли скажу что-то хорошее. Поэтому, чтобы пост не вышел совсем уж в стиле Варламова, здесь же расскажу про каракалпаков как народ.

Что каракалпаки - это не узбеки, видно невооружённым глазом. Скорее их можно перепутать с казахами, коих здесь тоже немало, и хотя в этнографической литературе каракалпакскую внешность характеризуют как "переходную от европеоидной к монголоидной с преобладанием монголоидных черт, меньшим, чем у казахов, но большим, чем у узбеков", мне каракалпаки внешне напомнили даже не казахов, а бурят и . Может, впрочем, дело не только во внешности, но и в каком-то особом настроении: каракалпаки - народ степной...

2. этот и следующие кадры сняты не в Нукусе, а в других городах Каракалпакстана.

Название "карака-калпаки" с большинства тюркских языков переводится как "чёрные шапки", и тут сложно не вспомнить народ "чёрных клобуков" - "прирученных" киевскими князьями печенег, получивших удел близ , чтобы защищать Киев от новой степной напасти - половцев... но скорее всего это просто созвучие, и "те" каракалпаки к нынешним не имели прямого отношения. Более вероятный каракалпакский предок - ногайцы, кочевники Золотой Орды (подробнее я о них писал ), жившие от Дона до Эмбы и после её падения. В 1530-х из Ногайской орды выделялась Алтыульская орда , или Орда Шести Сынов, названная то ли в честь шести наследников основавшего её хана Шейх-Мамая , то ли в честь шести родов, к коим себя причисляют каракалпаки (Муйтены, Конграты, Кытаи, Кыпшаки, Кенегесы и Мангыты - тут поясню, что "сетки" родов и народов в Степи не совпадают, все эти роды есть и среди казахов и узбеков, и именно узбекские Кунграты и Мангыты были ханами Хивы и бухарскими эмирами). Более вероятно, как это часто бывало в степи, что верны все гипотезы, и каракалпаки в равной степени потомки огузов-печенег и кипчаков-ногайцев - просто век за веком степные кочевники цеплялись за горы и моря, там оседала их некая часть, слой за слоем слагались иные народы: в Восточной Европе - , на Тянь-Шане , а близ Аральского моря и гиблых дельт Амударьи и Сырдарьи - каракалпаки.

Достоверно же история каракалпаков прослеживается с весьма недавних времён: в 18 веке они откочевали на Жанадарью (южный рукав Сырдарьи), возможно спасаясь от джунгар, не учтя, что это были владения Хивинского ханства, над которыми оно временно потеряло власть из-за смуты. В 1811 году хан Мухаммед Рахим II вернул контроль над дельтой Сырдарьи, и конечно не мог не обрадоваться такому "подарочку". Каракалпаки под Хивой переселились с восточных берегов Арала на южные, в самые низовья Амударьи, и в отличие от туркмен, всегда были лояльны хивинскому хану. Когда в 1920-м году на смену ханству пришла Хорезмская Народная Советская республика, в её составе образовалось три автономные области - Узбекская (Хива), Туркменская (Ташауз) и Киргиз-Каракалпакская (Ходжейли), в 1924 году разошедшиеся между Узбекистаном, Туркменией и Казахстаном соответственно. В состав ККАО добавилось правобережье Амударьи, бывший Амудаьинский отдел Сырдарьинской области с центром в Турткуле (Петро-Александровске), который и стал до 1933 года первым центром Каракалпакии. Изначально она была автономной областью в составе Казахской ССР, в 1930-36 годах - непосредственно в составе РСФСР, и лишь затем, отрезанная от неё выделившейся в отдельную Союзную респубоику Казахстаном, вошла в состав Узбекской ССР, где и осталась. Ныне Республика Каракалпакстан значится "суверенным государством в составе Узбекистана" с официальным двуязычием и собственным парламентом Жокаргы-Кенес в Нукусе.

Ныне каракалпаков порядка 600 тысяч человек - из них полмиллиона в Узбекистане и по полсотни тысяч в Казахстане и Туркмении. То есть, их немало - примерно как бурят и больше, чем якутов, коми или калмыков. Но при этом каракалпаки - едва ли не самый компактно расселённый народ Средней Азии: даже в родном Каракалпакстане их ареал - дай бог если треть республики, в той же Элик-Кале, по словам местных узбеков, их нет, а в основном они живут в дельте Амударьи и на южном берегу бывшего Арала, от Нукуса до Муйнака, до края пустыни Устюрта. Каракалпакский культурный ландшафт очень непохож на узбекский: они не древние землепацы, а вчерашние кочевники, и их аулы да окраины городов больше похожи на Казахстан, если бы тот был намного беднее: функциональные безликие дома, пыльные улицы, высокие печальные столбы...

Каракалпакскую речь в этих краях слышишь чаще узбекской (тем более она и заметно другая на слух - жёстче и резче), а сам язык некоторые считают чуть ли не диалектом казахского, но я, читая вывески, видел не больше знакомых по Казахстану корней, чем в узбекском. Вдобавок у обоих языков теперь по две азбуки (каракалпакский так же неудачно перевели на латиницу в 1996-м), и любое здешние название можно записать аж в 4 вариантах: "Qaraqalpaqstan Respublikasi", Қарақалпақстан Республикасы, Qoraqalpog`iston Respublikasi, Қорақалпоғистон Республикаси" или "No‘kis, Нөкис, Нукус, Nukus". Ещё запомнилось, что если белый цвет на большинстве тюркских языков "ак", то по-узбекски - "ок", а по-каракалпакски - "хак". В вывесках двуязычность тут выдерживается поосновательнее, чем в большинстве республик России, на уровне той же Башкирии. Разговорить каракалпаков на темы политики и национальных отношений я не пытался, но навскидку президента шёпотом ругают так же, как и узбеки, а на своё положение и отношения с узбеками не жалуются. Мне кажется, их тут действительно не притесняют, по крайней рассуждений на тему "надеюсь, однажды русские вернутся" я от них, как от узбекистанских таджиков или персов, не слышал.

Отличается тут в общем и уклад, и в любом путеводителе напишут, что по Нукусу и другими каракалпакским городам не стоит гулять ночью - как у казахов или киргизов, у каракалпаков хватает лихой молодёжи, на которую плохо действует алкоголь, а вот узбекской домовитости, махаллизма - как-то нет. Но какого-то личного впечатления о каракалпаках как народе у меня сложилось: люди как люди, дружелюбные и гостеприимные, с хорошо знакомыми по всей Средней Азии реакциями и разговорами. Скажу лишь, что зашкаливающего казахского гонора у них нет, больше всего они мне напомнили, пожалуй что, калмыков.

Если же говорить о национальном колорите и традиционной культуре, то как видите - в быту заметно немногое: ну, пожилые женщины тут одеваются и покрывают голову немного иначе (причём ближе к казашкам, чем к узбечкам), но национального костюма тут не сохранилось, чёрные шапки (папахи) стоит искать на сувенирных развалах Хивы, и даже юрт в степи я в Каракалпакии (как в той же ) не видел - хотя и не берусь утверждать, что их там нет: степь большая. Не повезло мне как-то и с национальной кухней , которая вроде бы сохранилась у каракалпаков из традиционного быта лучше всего - это, например, турама (мелко накрошенное мясо с клёцками), гуртук (местный аналог бешбармака), блюда из джугаровой муки (те же клёцки), а в Кунграде и Муйнаке кое-где попадаются вывески "балык куурдак", то есть традиционное среднеазиатское жаркое с луком и картошкой, но не из мяса, а из рыбы. Однако я так и не нашёл ни одного кафе, где всё это было бы в наличии - в основном обычные плов-шурпа-лагман-самса. Единственное - здесь кое-где наливают верблюжий шубат и наверное кобылий кумыс, не характерные для кухни земледельцев-узбеков.

В изначальном варианте этого поста у меня не было и фотографий традиционной культуры из музеев - почему, объясню позже, и это будет жирный камень в огород Нукусу. Скажу лишь, что у каракалпаков в старину были очень красивые женские украшения в лучших традициях ювелирики Хорезма (тут см. ), в том числе позолоченные головные уборы. Другим популярным искусством была вышивка (которой у хорезмийцев, наоборот, не было), в том числе по коже - последнее было сугубо мужским ремеслом. Вот например женские халаты-накидки - вверху жепак-жегде (молодой женщины), внизу - ак-жегде (пожилой женщины):

8.

9.

И конечно всякие ковры да убранство юрты - чёрно-красные геометрические каркалпакские орнаменты, мрачноватые на взгляд чужака, не спутаешь ни с чем:

Да и сам быт каракалпаков в старину был весьма интересен: некоторые учёные называют их "кочевыми земледельцами ", постоянно перемещавшимся по переменчивой амударьинской дельте, а на новом месте не просто ставя юрты, но и хорошо окапываясь, возводя из глины небольшую крепость. Зимние аулы обычно включали кладбище с мавзолеем святого-покровителя и небольшое медресе, а крупнейшим собственно каракалпакским поселением был торговый Чимбай на "русском" берегу дельты. У каракалпаков был продуман и разнообразен транспорт - несколько типов арбы ("монгольская" телеген-арба и "хорезмская" тат-арба), лодки-каюки. Юрта по-каракалпакски называлась царан-уй, её купол - шацарац и шангарак (созвучно "шанырак" у казахов), и в целом конструкция юрты была вполне себе тюркской (см. ), а отличиалась она скорее украшениями - не припомню подобных узоров и палитр больше нигде у народов Степи.

Ковры и резная мебель юрты:

11.

Деталь убранства юрты "акбаскур" и образцы каракалпакской керамики - всё те же неповторимые гаммы:

12.

И в общем близость Хивы да общее окончание века великих степных войн взяли своё: каракалпаки были культурные кочевники, и искусство их задолго до советской власти перестало быть сугубо прикладным. Например, уже в 19 веке оформилась каракалпакская литература, основателями которой значатся поэты Ажинияз и Бердах . Последний был так же и первым каракалпакским историком, и ныне считается главным светилом национальной культуры: имя Бердах среди каракалпаков очень популярно, а музей Бердаха - одно из двух-трёх красивых зданий на весь Нукус:

У нынешнего Каракалпакстана есть все полагающиеся атрибуты - своя академия наук (известнейший каракалпак-учёный - советский микробиолог Чаржой Абдиров), университет, театр, или вот например студия "Каракалпакфильм" с кинотеатром "Бердах". А вот смущённо-очаровательные девицы на переднем плане - это волейболистки из Андижана с тренером: меня угораздило приехать в Нукус аккурат во время всеузбекистанской Спартакиады.

Поэтому в гостиницах не было мест: на весь город, правда всего-то со второй попытки, я нашёл лишь один свободный номер, да и за тот пришлось крепко поторговаться: номер стоил 75 долларов по официальному курсу (тогда это было 2500 сумов за доллар), я же сумел сбить цену на те же 75 за две ночи, но уже по курсу рыночному (тогда это было 4300 сумов за доллар), то есть примерно по 1800 рублей за каждую из двух ночей - немало и по российским меркам, что уж говорить про Среднюю Азию. В общем, рассказав о каракалпаках, начинаю рассказ и об их столице . Увы, со столицей этому замечательному народу категорически не повезло.

Честно говоря, не могу припомнить города, который бы мне НАСТОЛЬКО не понравился. Давние читатели знают, что обычно я любой город стараюсь раскрыть без эмоций, увидеть в нём что-то интересное и самобытное, а к недостаткам относиться по принципу "это не баг, это фича". Это называется "я обычно запоминаю лица, но для вас сделаю исключение". Говоря коротко: Нукус - дыра, а учитывая его изрядный размер (это крупнейший в стране город западнее Самарканда) - большая дыра.

Чем же Нукус настолько плох? В первую очередь он уныл, уныл настолько, насколько в принципе может быть довольно крупный город. Да, у него истории конечно всего-ничего - аул известен с 1862 года, а городской статус получен в 1932 году, когда сюда перенесли центр Каракалпакской автономии из затопленного Амударьёй ... но я знаю много городов, которые ещё моложе, однако смотрятся как-то интереснее. Нукус же - какой-то безликий, бесформенный, без явных доминант и запоминающихся "фишек", так что проехав пол-города, не очень понимаешь, что изменилось. Я, конечно, понимаю, что многие тут так видят "почти каждый постсоветский город", но у меня-то не так, я неповторимое лицо разглядел в Сыктывкаре и Сургуте, и , и , а вот здесь - хоть тресни, ничего не вижу. Столь же скучны разве что и , но они как-то уютнее.

Где-то ближе к центру попадаются подобия махаллей, хотя скорее обычный частный сектор, в котором мне очень хотелось разглядеть признаки старого торгового аула:

Кое-где встречается эта характерная для Хорезма "псевдо-уездная" архитектура, она везде явно новая:

Но застройки старше малоэтажных сталинок я тут и не припомню... да, тут оцените белорусскую ухоженность - прилизанных мест в Нукусе в целом немало, хотя расположены они абсолютно бессистемно:

Однако в основном Нукус попросту очень неуютный, и его дома и кварталы напоминают не столько городскую ткань, сколько наспех застроенный пустырь, как где-нибудь на Крайнем Севере:

Вот типичный для Нукуса пустынный пыльный выжженный солнцем двор, который в отличие от многих других подобных дворов хоть немного скрашивает чистенькая новостройка:

Новостройки в Нукусе тоже есть, характерные для Узбекистана широкие и парадные улицы, застроенные "залпом":

Но большая часть города - это различные вариации пятиэтажек, иногда украшенных каким-то узором балконных решёток. Так же обратите внимание на торчащие из окон трубы - прежде я видел такое лишь в некоторых глухих посёлках Казахстана, и скорее всего это значит, что Нукус пережил развал сети ЖКХ и печки-буржуйки в квартирах, по мере стабилизации жизни заменённые газовыми котлами.

Среди всего этого понатыканы в основном современные (или осовремененные) общественные здания - всякие колледжи, спортзалы, пугающе пафосные органы управления республики:

На самой окраине - железнодорожный вокзал, ещё не реконструированный со сносом, как большинство вокзалов в крупных городах Узбекистана (). Железная дорога Чарджоу-Кунград пришла сюда в 1955 году, но здание явно лет на 10-20 моложе. И - опять же одно из самых унылых в стране:

А за путями, на самом краю Кызылкумов, стоит ещё и неожиданно красивый автовокзал, пожалуй в принципе один из лучших образцов жанра, что я видел.... вот только видел я его лишь совсем мельком с "коллективного такси" и так и не сумел заснять. Фото не моё, и сейчас он другого цвета. Скажем так - автовокзалы-сталинки мне видеть доводилось, но автовокзалы в национальном стиле - нет. Затрудняюсь даже предположить, когда он мог быть построен:

27а. отсюда .

Ну, ещё можно обойти кружок по центру Нукуса, который хотя и весьма условен, но выглядит чуть-чуть поживее, чем остальной город. Начнём на главной улице, связующей Центральный базар с выездом на "материковый" Узбекистан, и за отправную точку возьмём Дом с чёртиком - так я прозвал вот это позднесоветское здание со скульптурой на бетонной стене. Это, между прочим, не что-нибудь, а Каракалпакская Академия наук:

С другой стороны - пара доминант нукусского центра: высотка гостиницы "Ташкент" и Каракалпакский музыкальный театр имени конечно же Бердаха:

У гостиницы - очень приятные мозаики, такой прямо проблеск в нукусской серости:

Театр же был реконструирован совсем недавно, обзаведясь "лицом" на фасаде, а действует с 1930 года, основанный ещё в Турткуле, и в советское время почему-то был имени Станиславского. Советское здание 1960-х годов очень громоздкое, но украсили его что надо:

Ещё неподалёку есть Дом связи:

На одной из улиц близ него я свернул направо. Тут сделаю лирическое отступление о другом нукусском недостатке - тут, особенно по меркам сытного Узбекистана, совершенно безобразный общепит: я обошёл десяток кафе, но во всех был лишь стандартный набор пары-тройки блюд, утром неуютная пустота, вечером - наоборот, многолюдно и агрессивно. Попадалась, справедливости ради, и парочка очень приятных с виду кафе - но это были скорее какие-то кондитерские или кафе-мороженные, меня не интересовавшие. Кончилось тем, что у базара в забегаловке (причём не пустой, то есть по местным меркам она вполне годная) я взял куурдак... и не смог съесть ни кусочка, настолько отвратительно он был сделан. Так что ужин я себе покупал в продуктовом магазине с полупустыми к вечеру полками и отсутствием сдачи у продавщицы.

Меж тем, улица, куда я свернул, оказалась примечательна целой сталинкой (на кадре выше), а упиралась в Белый дом - парламент (Жокаргы-Кенес) и кабинет министров Республики Каракалпакстан, в основе вроде бы тоже сталинка . Увы, и тут типовая реновация по-тюркски, хокимияты-башни в областных центрах (как или ) строились куда интереснее. Памятник - Бердаху: расцвет каракалпаков пришёлся на те времена, когда грозные ханы и орды остались в глубоком прошлом, и их герой - не батыр, а поэт.

Практически напротив... Ничего себе, самая настоящая сталинка 1950-х годов, причём даже с декором, не охрущёбленная! Смотрится как барочный дворец в заполярном посёлке. Обратите внимание на отодранную табличку - улицы в Нукусе переименовывались ни один раз, и например та, на которой стояла моя гостиница, ныне значилась как Ата-Юли ("Отчий путь"? звучит!), а на визитке гостиницы имела ещё более звучное название "улица ПолуНиязова" (на самом деле Палуниязова, конечно, и шутить над фамилией не стоит - улица названа в честь погибшего бойца Великой Отечественной). Этот же домик изначально вмещал музей имени Савицкого, о котором расскажу чуть позже.

Дальше широкая площадь бульвара Дружбы Народов (сама эта улица, кстати, называется проспектом Дослык, т.е. Дружбы - и это название каракалпакское, по-узбекски было бы Дустлик). Белый дом с куполом на заднем плане - местный ЗАГС:

А у многоэтажек очень красивые мозаики на подъездах, на каждом разные:

На лавочке мамаша с маленьким ребёнкам углядела меня и сказала (не по-русски, конечно, но всё и так понятно): "Смотри, малыш, вон дядя-иностранец! Давай с ним поздароваемся! Хэллоу! Хэллооооу!" - вернувшись из Муйнака, я слышал этот звук раз наверное сотый за день и потому их разочаровал глухим молчанием.

Ну а отсюда рукой подать до единственной (обычно пишу - "единственной официальной", но тут просто единственной) достопримечательности Нукуса - Музея искусств Каракалпакстана имени Игоря Савицкого. Огромный музейный комплекс - в процессе строительства, и пока открыто только здание слева с коричневым узором на фасаде. На самом деле сюда я сходил первым делом, только заселившись в гостиницу - ведь что попало "Эрмитажем в пустыне" не назовут!

Художник Игорь Савицкий родился в 1915 году в Киеве, но вырос уже в Москве, по состоянию здоровья избежал мобилизации на фронт и провёл войну вместе с художественным институтом имени Сурикова (где тогда учился) в эвкуации в Самарканде. Позже он возвращался в Среднюю Азию с арехологами, в том числе с крупнейшим исследователем Хорезма Сергеем Толстовым, но увлёкся здесь не столько археологией, сколько этнографией. В 1950 году он переехал в Нукус насовсем - по одной версии, попав в немилость каким-то кругам в столице за своё творчество и по сути оказавшись тут в ссылке, а по другой - вполне сознательно поближе к местам своих изысканий. Как бы то ни было, здесь Игорь Витальевич прижился, и хотя каждый каракалпак в самой далёкой юрте знал, что по пустыням бродит русский "старьёвщик" и интересуется старыми ожерельями или кошмами, едва ли не более активно Савицкий коллекционировал живопись. Советская Средняя Азия оказалась просто на удивление богата художниками, в основном русскими (в широком смысле, то есть включая немцев, евреев и всяческих депортантов), но немало достойных нашлось и среди узбеков с каракалпаками: видимо просто сочность и сюрреалистичность здешнего пейзажа хорошо пробуждают этот талант. Особенно Савицкого интересовал русский авангард, в русле которого творил и он сам, и его усилиями это нелюбимое советской властью искусство стекалось в Нукус не только из Средней Азии. Всему этому покровительствовал сам Шараф Рашидов, тогдашний руководить УзССР, и наконец в 1966 году в Нукусе открылся художественный музей неожиданного для Средней Азии масштаба.

Вообще, "Эрмитаж", даром что "в пустыне" - это конечно громко сказано, но - твёрдый уровень лучших краеведческих музеев в областных центрах России, может не Екатерибурга или Казани, но близко. Здесь роскошная коллекция каракалпакской этнографии (в том числе потрясающе красивые украшения и юрта в полный рост), множество древностей из городищ Хорезма (хивинские музеи рядом не стояли), целый зал копий разных шедевров искусства (скульптур, картин, архитектурных элементов) Европы и Азии, и конечно же целый этаж той самой живописи - где-то слышал, что это вторая по величине коллекция русского авангарда, и уж точно - лучшая коллекция картин в Средней Азии. Самая известная из них - "Бык" ташкентского художника Василия Лысенко:

39.

Но всё впечатление оказалось испорчено одной-единственной деталью: за фотосъёмку здесь просят 120 000 сумов, то есть порядка 1500 рублей - это в несколько раз (!) больше, чем в любом другом известном мне музее. Более того, тут вам не , фотоаппарат надо сдавать в камеру хранения. От таких правил у меня возникло острое желание оплатить фотосъёмку, сфоткать каждый экспонат с трёх разных ракурсов и выложить в интернете хотя бы в 5 разных местах... но переплата за гостиницу несколько охладила этот пыл.

40.

В изначальном варианте поста, написанном в 2015 году, фотографий из "Эрмитажа пустыне" вообще не было. Но дальше случилась удача - год спустя в Москве я попал на выставку Нукусского музея в московском Музее изящных искусств имени Пушкина. Привезли они туда, скажем прямо, немногое, но зато это можно было фотографировать абсолютно бесплатно!

41.

Главное богатство музея, как уже говорилось, картины, и здесь не буду даже пытаться показать их хоть сколько-нибудь полно. Скорее просто пара примеров: вверху Николай Карахан, "Прокладка водопровода в Бухаре", внизу - Алексей Моргунов, "Химкомбинат Кемерово":

42.

Слева направо: ленинградка Алиса Порет, "Девочка-чернявка"; Николай Карахан, "Две девушки у хауза", а вот к третьей подпись перефотографировать я досадным образом забыл.

43.

Помимо картин и этнографии (кадры №№8-9 и 11-12), не обошёл стороной Савицкий, даром что друг Толстова, и древности. Лица Хорезма начала нашей эры:

44.

Хорезм - не жизнелюбивая Согдиана, он всегда был суров и преисполнен фатализма:

44а.

Куда ж на возможной родине Зороастра без оссуариев? Скульптура - это тоже не идол, а оссуарий, олицетворяющий видать того человека, чьи кости, заботливо вынутые неприкасаемым из снесённой на башни молчания плоти, он вместил.

45.

Но самый красивый - вот этот, расписной. Хорезм не зря называют Среднеазиатским Египтом:

46.

Это уже не ассуарии, а кувшины. Глиняным около 1000 лет, бронзовому - порядка 2000:

47.

Но как много сокровищ "Эрмитажа в пустыне" не представлены были на эой выставке!
В Нукусе, побродив пару часов по залам, я направился в "общий" краеведческий музей, который оказался запрятан во двор школы по соседству. Там я надеялся всё-таки сфотографировать хоть что-нибудь из местных этнографии с археологией. Но попасть в музей оказалось не так-то просто - пока искали какого-нибудь завуча, который меня сопроводит через школьный коридор, какой-то сорванец разбил стекло в фойе, и всем стало резко не до меня. Наконец, после минут так двадцати ожидания я прошёл в краеведческий музей, но там оказалась всего пара тёмных комнат, а за съёмку запрашивали, если мне не изменяет память, порядка 400 рублей (в сумах, конечно), и аргументировали это убийственно железно: "А вы в музее Савицкого были? Там цены видели? А мы что, хуже что ли?!". В общем, увы, больше фотографий
Отсюда я вышел к базару - он на той же улице, где гостиница и театр. Впрочем, скажем прямо, это не базар, а рынок - то есть, без всякого колорита и восточного драйва:

Отсюда я поехал в Ходжейли с пересадкой через нечто под названием Старый город, никаких впрочем признаков старины (хотя бы 1930-х годов) в котором я не приметил. Вот так выглядит местная маршрутка - обратите внимание на табуреточку для бабушки. До 2007 года в Нукусе был свой троллейбус, причём пущенный в 1991 году, но ныне остались лишь такси да корейские маршрутки - типичная в общем ситуация в Средней Азии.

Пара видов из окна маршрутки. Нукус стоит на Амударье, её правом (при царе - "русском") берегу, но Амударья здесь предельно условная. Во-первых, она рассеяна на несколько небольших проток:

Во-вторых и основное её русло выглядит обмелевшим, так что в общем хорошо понятно, почему усыхает Аральское море. Великую реку добивает Нукусская ГЭС, построенная в 1950-х годах чуть выше города (ныне её дамба связует Нукус с городом-спутником Тахиаташ, где есть ещё и ГРЭС) - она не столько вырабатывает энергию, сколько регулирует поступление воды в оросительные каналы, важнейший из которых - Главный Туркменский канал, ведущий в Каспий "по мотивам" древнего Узбоя - так и не был построен. В целом, подумалось, Нукус даёт некоторое представление о том, как выглядели все эти Элиста или Саранск, Йошкар-Ола или Сыктывкар в советское время, искусственно слепленные на коленке (чаще, впрочем, из уездных городков) центры национальных автономий, лишь в постсоветское время обретшие какое-то лицо.

53.

. Виды сверху, ремёсла, детали.
. Дворцы Ичан-Калы.
. Вдоль стен Ичан-Калы.
. Ичан-Кала, улица Пахлаван-Махмуда.
. Ичан-Кала, закоулки и медресе.
. Дишан-Кала, или Внешний город.
. Дворцы окраин.
Каракалпакия .
Нукус. Столица Каракалпакии.
Миздакхан. У мировых часов.
Муйнак. У засохшего моря...

Незнакомые слова и непонятные ситуации - см. по ссылкам ниже.

Каракалпаки, нация, основное население Каракалпакской АССР. Общая численность в СССР 236 тыс. чел. (1970, перепись). Из них 218 тыс. живут в Каракалпакской АССР, остальные - в Ферганской и Хорезмской областях Узбекской ССР, Туркменской ССР, небольшие группы имеются в Казахской ССР. Несколько тысяч К. живут в Афганистане. К. говорят на каракалпакском языке . Верующие исповедуют ислам. В антропологическом типе К. установлено наличие двух пластов - европеоидного, связанного с местным степным населением эпохи бронзы и античного времени, и монголоидного, связанного с пришлыми степными племенами. В числе древнейших предков К. были сако-массагетские племена, жившие в 7-2 вв. до н. э. у южных берегов Аральского моря. В период с конца 2 в. н. э. - 4 в. н. э. в приаральские степи нахлынули с В. и частично смешались с местными племенами гунны, а в 6-8 вв.- тюрки. К этому времени сложились раннесредневековые народы Приаралья печенеги и огузы, в среде которых в 8-10 вв. началось формирование К. В начале 10 в. часть печенегов ушла на З., в южно-русской степи; поселившиеся в Киевской Руси племена именуются в русских летописях «чёрными клобуками» (от тюрк. каракалпак - чёрная шапка). Оставшаяся между Волгой и Уралом восточная часть печенегов постепенно сливалась с пришедшими из бассейна Иртыша кыпчаками, воспринимая их язык. В составе кыпчакского родоплем. союза засвидетельствовано источниками племя кара-боркли - этноним, идентичный названию К. В 14-15 вв. на этногенез К. существенное влияние оказали связи К. с ногайцами. В конце 16 в. К. уже фигурируют в среднеазиатских источниках под современным названием. К. вели полуоседлый образ жизни, сочетали ирригационное земледелие со скотоводством (особенно крупный рогатый скот) и рыболовством. Общественный строй в 19 - начале 20 вв. был феодальным со значительными пережитками патриархальных и некоторыми элементами капиталистических отношений. Сохранялись родоплеменная структура и пережитки родовых отношений в хозяйственной, общественной и семейной жизни. В культуре К. прослеживаются многовековые связи с народами Восточной Европы, Приуралья и Средней Азии. В условиях советского строя К. прошли путь некапиталистического развития, создали свою государственность и сформировались в социалистическую нацию. См. Каракалпакская АССР .

Лит.: Народы Средней Азии и Казахстана, т. 1, М., 1962 (библ.); Толстов С. П., К вопросу о происхождении каракалпакского народа, в кн.: Краткие сообщения Института этнографии АН СССР, в. 2, М. - Л., 1947; Жданко Т. А., Очерки исторической этнографий каракалпаков. Родоплеменная структура и расселение в XIX - начале XX вв., М. - Л., 1950; Толстова Л. С., Каракалпаки за пределами Хорезмского оазиса в XIX - начале XX в., Нукус - Таш., 1963; Очерки истории Каракалпакской АССР, т. 1, Таш., 1964; Нурмухамедов М. К., Жданко Т. А., Камалов С. К., Каракалпаки. Краткий очерк истории с древнейших времен до наших дней, Таш., 1971.

Каракалпаки являются тюркским народом и относятся к кыпчакской подгруппе. Название переводится как «черный колпак». Эта народность состояла в родстве с хазарами, печенегами и узами, проживали они по соседству с русскими, неподалеку от башкир и древних булгар, заселяя левый берег Волги. Всего в мире проживает около 825 000 каракалпаков.

Существует у каракалпаков предание, что они когда-то проживали на территории Средней Азии, а в свои настоящие места проживания пришли из бывшего Казанского ханства, откуда их изгнали ногаи. Они были вынуждены бродить долгое время по степям, бороться с киргиз-кайсаками. После народность распалась на три части. Одни поселились в дельте реки Амударья, вторые - на нижней Сырьдарье и Ени-дарье, третьи в Зеравшанской долине. В 18 веке одна из частей каракалпаков приняла русское подданство, но потом перешла под покровительство Хивы и части Бухары, так как русские не смогли оградить ее от киргизов. В 1873 году территория правого берега Амударьи, на которой проживали каракалпаки, вошла в состав России.

Где живут

Основной район проживания народности - Каракалпакстан, Республика Каракалпакстан, расположенная на территории Узбекистана в дельте реки Амударья. Небольшое количество представителей этой народности живет в Ферганской долине и Хивинском оазисе, в Казахстане, в основном в Маниутской области, Туркмении, Москве, Московской, Волгоградской, Саратовской, Астраханской и Оренбургской областях.

Язык

Каракалпакский язык является одним из языков тюркской семьи и относится к ногайско-кыпчакской подгруппе. 1 декабря является официальным днем каракалпакского языка.

В каракалпакском существует два диалекта:

  1. юго-западный
  2. северо-восточный

В советское время на основе северных говоров образовался литературный каракалпакский язык. Письменность каракалпакского языка на основе латиницы, до 1996 года была на основе кириллицы. На каракалпакском языке ведется преподавание в начальных и средних школах, проходит чтение некоторых дисциплин в Каракалпакском государственном университете имени Бердаха.

Жизнь

Основной деятельностью каракалпаков является скотоводство. Разводят преимущественно крупный рогатый скот, баранов и птицу. Занимаются рыболовством и земледелием. Из народных ремесел распространено тиснение по коже, резьба по дереву, ковроделие, вышивка, ткацкое и ювелирное ремесло, валяние войлока, плетение циновок и пошив одежды.

В полях сеяли пшеницу, ячмень и просо, землю пахали на быках. Каракалпаки умело использовали для орошения полей озера и протоки. До сих пор в низовьях реки Сырдарья сохранились следы полей и остатки специальных ирригационных сооружений 18 века. На зиму, чтобы прокормить скот, запасали сено и камыш. Каракалпаки добывали свинец, селитру и красную медь, из которых изготавливали пули и порох. Оружие они получали из Бухары.

Передвигались по реке и перевозили грузы на лодках и арбах, распространена у народа и верховая езда на лошадях. Для рыбалки использовали лодку «кайык».


Жилище

Каракалпаки являются полуоседлым народом, у них существовало большое количество временных жилищ, которые отличались строительным материалом, способом устройства и планировкой. В основном все зависело от природно-хозяйственных условий. Единственными устойчивыми и постоянными жилищами, которые не зависели от местности и условий природы, являются юрта и саманный, глинобитный дом «там». Жили в юртах зимой и летом. Когда нужно было обороняться от соседей-кочевников, казахов и туркменов, особенно это случалось зимой, каракалпаки собирались в аулы и ставили свои юрты в укреплениях «цала». Их обносили стенами или огораживали земляным валом, окруженным рвом.

Дом строили прямоугольной формы, с плоской крышей. В нем было одно или два жилых помещения. Под одной крышей с домом часто обустраивали очаг, хлев, кладовые и крытый двор, в котором ставили юрту. Вход в дом был закрыт большими деревянными воротами. В таме жили в основном зимой, летом предпочитали переселяться в юрту.

Строили каракалпаки и глиняные мазанки, полуземлянки и землянки. У крупных феодалов–баев были замки-усадьбы, которые строились из пахсы и обносились стенами. Сегодня в поселениях каракалпаков распространены и жилые дома, но есть много традиционных жилищ.


Религия

Каракалпаки исповедуют ислам и являются мусульманами-суннитами.

Еда

В национальной самобытной кухне каракалпаков присутствуют элементы соседних народов: узбеков, казахов и туркменов. Мясные блюда готовят в основном из говядины и баранины, едят конину, верблюжатину и домашнюю птицу. Свинину по религиозным соображениям не употребляют. Много едят картофеля, овощей, первые и вторые блюда готовят из круп и бобовых: рис, просо, маш, джугара, фасоль, сорго.

Блюда в основном жарят и варят. В кухне распространена широко комбинация из отварного теста и мяса. Самые распространенные каракалпакские блюда: плов, лагман, гуртик, шавля, манпар, самса, манты, шорпа, пельмени, суп-лапша на бульоне и суп-машаба. Практические все блюда к столу подают с лепешками, приготовленными из пшеничной муки. Из джугарной муки делают клёцки. Одним из любимых блюд каракалпаков является турама - мелко накроенное мясо с клёцками.

Пьют черный и зеленый чай с молоком. Этот обычай распространился у народа только в 19 веке. Из кисломолочных продуктов делают кумыс, айран, творожную кислую массу сузьма, кисломолочный напиток из кипяченого молока катык и курут - сушеные шарики из сузьмы с перцем и солью.


Внешность

Одежда каракалпаков состоит из рубахи на выпуск, штанов, которые заправляли в сапоги, халата - шапан, подпоясанного платком или кушаком. Халаты шили из темных тканей в мелкую полоску, под них надевали стеганый камзол - бешпент. Зимой носили тулуп из овчины шерстью внутрь, в качестве головного убора - овчинную шапку черного цвета. В древности носили черные войлочные высокие шапки конусообразной формы «калпак-такыя», которые и послужили основой названия народа.

Женщины носили рубаху-платье, штаны и халат. Вместо камзола часто надевали безрукавку. Женщины этой народности любят одежду ярких цветов, особенно красного и синего. Много на их одежде вышивки и украшений из металла. Вместо паранджи надевали халатообразную накидку жегду, которая не закрывала лицо. Часто на голове носили длинный платок, его повязывали поверх тюбетейки, как чалму.

Женский головной убор саукеле является произведением искусства каракалпаков и создается искусными ювелирами. Он представляет собой шлем, выполненный из войлока и покрытый красным сукном. Убор богато украшают металлическими бляхами, узорами, подвесками, цветными бусами и камнями, в основном коралловыми. Тумак - верхняя часть шлема - перекрещена черным широким крестом из нашитых тканевых полосок. На лоб спускается тяжелая серебряная бляха жыга. К наушникам прикрепляют две серебряные бляхи с бирюзовыми или сердоликовыми вставками кыран. По форме бляхи похожи на орла или ловчих охотничьих птиц. Сзади к саукеле прикрепляется длинная полоса ткани (халака), украшенная вышивкой.


Культура

Фольклор народа каракалпаков состоит из различных направлений:

  • обрядово-бытовые и лирические песни
  • легенды
  • сказки
  • богатырский эпос
  • танцы

Все произведения исполнялись перед народом сказителями и певцами. Из народных музыкальных инструментов каракалпаки использовали смычковый кобуз, щипковый дутар, духовые инструменты сурнай и най, бубен дэп.

Традиции

У народа существуют определенные строгие правила и обычаи поведения во время приема пищи. По традиции пищу каракалпаки едят сидя на полу вокруг скатерти. Бульоны подают в мисках или чашках, густую пищу едят руками. Обычно в день едят три раза. Перед тем как начать трапезу, нужно полить на руки воду, которая полностью должна стечь. Стряхивать ее с рук нельзя, чтобы брызги не попали в пищу. Первым начинает есть старший по положению или возрасту. Если в дом приезжает гость, его обязательно угощают айраном, кислым молоком или варят похлебку катыбыламык.

При рождении ребенка проводятся обряды, которые должны защитить новорожденного от всех несчастий и бед. Большое внимание уделяется имени, выбирает его самый уважаемый член общества, старейшина или духовный лидер. Часто имена дают в честь прадедов и прабабушек. Самые распространенные у каракалпаков имена с корнем -нур , например, Нурсултан, Нуратдин.

Через 40 дней после рождения ребенка устраивают бешик-туй. Ребенка купают, впервые пеленают и кладут в ярко раскрашенную кроватку-качалку (бешик), которую приносят родственники молодой матери. Вместе с ней они приносят лепешки, завернутые в скатерть, игрушки и сладости.

Под подушку в бешик ребенку принято класть лук, нож и перец, чтобы ребенок был беспощаден с врагом, большой точильный камень и хлеб, чтобы голова была как камень твердой, ум великим, а глаза зоркими. Под ножки кладут зеркало, чтобы лицо было красивым и открытым, а жизнь светлой. К одежде маленьких детей пришивают разные обереги, чтобы в жизни их не коснулись беды. После проводятся смотрины, и каждый гость преподносит новорожденному подарок.


Свадьба у каракалпаков состоит из нескольких этапов, основными из них являются следующие:

  • сговор;
  • малый пир в доме невесты «патия той»;
  • день свадьбы (пир в доме невесты и в доме жениха).

Сговор проводится обычно в доме невесты, родители жениха дарят родителям невесты подарки. Обязательно в сговоре должны принимать участие старейшины, которые дают разрешение на брак. Родственники жениха дарят вещи белого цвета и договариваются о размере калыма.

После сговора родители невесты и жениха устраивают «кенес той», приглашают на него родственников, близких и соседей. На этом мероприятии все они решают вопросы проведения свадьбы. Потом проводится «патия той», расходы на который оплачивает жених. Он одаривает невесту, ее родителей и родных подарками. После малого пира родители невесты приходят к родителям жениха и дарят им подарки.

Плач невесты «сынсу» является неотъемлемой частью свадебного обряда. Он выражает грусть девушки, которая покидает отчий дом. Когда невеста приходит к дому жениха, его мать забрасывает ее конфетами, чтобы жизнь молодой жены была сладкой. После девушку проводят в комнату, закрытую узорчатой ширмой шымылдык. Там она должна находиться до начала самой важной церемонии открытия лица - бет ашар. Потом невеста приветствует каждого гостя и кланяется ему. Этот обряд называется келин салом.


Известные люди

Есть среди представителей народа и известные люди, которые прославились своим талантом и выдающейся деятельностью:

  1. поэт Мусаев Аяпберген
  2. поэт Дабылов Аббаз
  3. поэт и драматург Аймурзаев Джолмурза
  4. академик Нурмухамедов Марат
  5. народный писатель и государственный деятель Каипбергенов Тулепберген
  6. актриса театра, народная артистка СССР Шамуратова Аймхан.