Сущ обозначающие действие как. Действия предметов

242. Прочитайте текст. Языковые средства каких стилей использованы в нём? Выпишите сначала существительные, обозначающие одушевлённые предметы, а потом - неодушевлённые. Запишите по 2-3 примера существительных, обозначающих действие как предмет и признак как предмет.

1) Ученик, Анна Васильевна, дети, ребята.

2) Существительные, часть, речь, предмет, грамматика, книга, класс, примеры, окно, стол, дом, дорога, радость, значительность.

Действие как предмет: движение, ходьба, плавание.
Признак как предмет: холод, ласка, забота.

243. Прочитайте текст. Определите его стиль. Что нового вы узнали о собственных и нарицательных существительных? Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте условия выбора вставленных орфограмм.

244. Напишите письмо одному из ваших друзей и выразите в нём благодарность по какому-либо поводу (за интересную информацию, за оказанные услуги и т. п.). Какое обращение вы будете использовать в начале письма? Как закончите письмо? Как его подпишете? Для выражения благодарности воспользуйтесь словами и сочетаниями слов: от всего сердца (искренне, горячо) благодарю тебя за; признателен тебе за; большое (сердечное) спасибо за.

Здравствуй, Коля!

Большое спасибо тебе за то, что ты помог мне подготовиться к докладу. Энциклопедия "Что такое? Кто такой?", которую ты порекомендовал мне, оказалось очень полезной. Я нашел там много нужно мне информации к докладу. А потом, после доклада, я решил ее почитать просто так, для удовольствия, и нашел там немало разных интересных вещей. Теперь я часто пользуюсь этой энциклопедией.

Еще раз спасибо, твой друг Миша.

245. Рассмотрите таблицу и расскажите по ней о правописании гласных е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Приведите примеры. Какого стиля будет ваше высказывание? Докажите.

246. Употребите данные существительные в тех падежах, для которых в таблице (см. упр. 245) указаны окончания. Объясните графически правописание безударных гласных в окончаниях существительных (см. образец в списке орфограмм).

247. Выпишите существительные с пропущенными окончаниями вместе с зависимыми словами. Определите склонение и падеж существительных. Обоснуйте ответ. Укажите элементы описания в тексте. Спишите последнее предложение и подчеркните его члены.

248. Запишите данные слова в предложном падеже с предлогами и обозначьте орфограмму в окончаниях этих слов. Какие из вариантов выделенного женского имени должны быть употреблены в официальном документе, паспорте?

249. Спишите, обозначьте условия выбора орфограммы «Мягкий знак на конце существительных после шипящих». Назовите ещё виды орфограмм, связанные с правописанием ь на конце слов после шипящих. Составьте 2-3 простых предложения с любыми из словосочетаний и выполните их
синтаксический разбор.

250. Заполните примерами таблицу «Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных», употребляя данные слова в творительном падеже в единственном числе и письменно объясняя в них условия выбора орфограммы. С выделенным словом составьте и запишите словосочетания.

251. Вспомните основные способы словообразования (см. § 33, 41, 42). Какими способами образованы данные существительные? Объясните письменно.

252. Образуйте существительные с помощью суффикса -ищ- от данных слов. Какое значение имеют полученные существительные? Укажите род существительных и выделите окончания.

253. Диктант. В первом абзаце назовите виды вставленных орфограмм. Слова из второго абзаца запишите в два столбика: в один слова с буквой о на месте пропусков, в другой слова с буквой е.

«Примеры имён существительных» - Шапки снега на деревьях, на скамейках, на крышах домов. В городе зима. Во дворе машины под снегом, тишина и спокойствие. Мерцание вечера, темнота переулков. Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Цитата. Имя существительное. Вот уже и ночь. Правила работы в группах 1.Вежливо обращайтесь друг с другом. 2.Выслушивайте мнение каждого. 3.Не перебивайте говорящего. 4.Доказывайте свои версии. 5.В группе ответы дает каждый. 6.Умеешь сам - научи другого.

«Существительное в русском языке» - Разделительные Ъ и Ь. Роль существительного в предложении. Найдите имена существительные. Существительные, которые имеют форму только единственного числа. Падежи. Страничка для любознательных. Морфология. Возвращаясь однажды с поля, потеряла сережку Поля. 10 существительных, которые называются разносклоняемыми.

«Упражнения по имени существительному» - Путешествие в Африку. Отдохнём. Задание от зебры. Прибытие. Классная работа. Словарные слова. Слон Анжиус. Существительные. Слон. Задание от льва. Задание от жирафа. Задание от верблюда. Имена существительные.

«Морфологический разбор существительного» - Части речи. Род. Чувства. Непостоянные признаки. Ученики. Ученики рисуют в альбоме. Весной у зайчихи рождаются зайчата. Образец разбора. Число; падеж. Одушевлённое или неодушевлённое. Постоянные признаки. Морфологические признаки. Часть речи. Книга. Морфологический разбор имени существительного. Синтаксическая роль.

«Имя существительное - самостоятельная часть речи» - Определить перспективы изучения материала. Предмет. Имя существительное - хлеб языка. 3 склонения. Имя существительное как часть речи, значение имени существительного. План. Шёпот, робкое дыханье, трели соловья. Начальная форма имени существительного. Имя существительное – это самостоятельная часть речи.

«Характеристика имени существительного» - Одушевленные существительные. Падеж как морфологический признак существительных. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Нарицательные имена существительные. Согласуйте в формах рода определения и сказуемые. Слово в форме именительного падежа. Постоянный морфологический признак рода. Самостоятельная знаменательная часть речи.

Всего в теме 34 презентации

Имя существительное - это часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Имена существительные имеют ряд признаков, с помощью которых можно классифицировать все имена существительные по видам.

Основные признаки имени существительного.

  • Грамматическое значение имени существительного - общее значение предмета, всего, что можно рассказать об этом предмете: это что ? Или кто ? Данная часть речи может обозначать следующее:

1) Название предметов и вещей (стол, потолок, подушка, ложка );

2) Названия веществ (золото, вода, воздух, сахар );

3) Названия живых существ (собака, человек, ребенок, учитель );

4) Названия действий и состояний (убийство, смех, грусть, сон );

5) Название явлений природы и жизни (дождь, ветер, война, праздник );

6) Названия признаков и отвлёчённых свойств (белизна, свежесть, синева ).

  • Синтаксический признак существительного - это роль, которую оно занимает в предложении. Чаще всего имя существительное выступает в роли подлежащего или дополнения. Но в отдельных случаях существительные могут выступать также в роли других членов предложения.

Мама готовит очень вкусный борщ (подлежащее ).

Борщ готовится из свеклы , капусты , картофеля и других овощей (дополнение ).

Свекла - это овощ красного, иногда фиолетового цвета (именное сказуемое ).

Свекла из огорода - самая полезная (определение ).

Мама-кулинар умеет удивить своих домочадцев за столом, мама-друг умеет выслушать и утешить (приложение ).

Также существительное в предложении может выступать в роли обращения :

Мама , мне нужна твоя помощь!

  • По лексическому признаку существительные могут быть двух видов:

1. Имена нарицательные - это слова, которые означают общие понятия или называют класс предметов: стул, нож, собака, земля.

2. Имена собственные - это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных, названия книг, фильмов, песен, кораблей, организаций, исторических событий и тому подобное: Барсик, Ткач, Титаник, Европа, Сахара и др.

Особенности имён собственных в русском языке:

  1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
  2. Имена собственные имеют только одну форму числа.
  3. Имена собственные могут состоять из одного или нескольких слов: Алла, Виктор Иванович Попов, «Одиночество в сети», Каменск-Уральский.
  4. Названия книг, журналов, кораблей, фильмов, картин и т.д. пишутся в кавычках и с большой буквы: «Девочка с персиками», «Мцыри», «Аврора», «Наука и техника».
  5. Имена собственные могут становиться нарицательными, а нарицательные - переходить в разряд имён собственных: Бостон - бостон (вид танца), правда - газета «Правда».
  • По типу обозначаемых предметов имена существительные делятся на две категории:

1. Одушевлённые имена существительные - те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?» : отец, щенок, кит, стрекоза.

2. Неодушевлённые имена существительные - те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?» : стена, доска, автомат, корабль и др.

  • По значению существительные можно разделить на четыре вида:

Вещественные - вид существительных называющий вещества: воздух, грязь, чернила, опилки и др. Этот вид существительных имеет только одну форму числа - ту, которую мы знаем. Если существительное имеет форму единственного числа, то оно не может иметь формы множественного и наоборот. Количество, размер, объем этих существительных можно регулировать с помощью количественных числительных: мало, много, немного, две тонны, кубометр и др.

Конкретные - имена существительные, которые называют конкретные единицы предметов живой или неживой природы: человек, столб, червяк, дверь . Эти существительные меняются по числам и сочетаются с числительными.

Собирательные - это существительные, которые обобщают множество одинаковых предметов в одно название: много воинов - войско, много листьев - листва и т.д. Данная категория существительных может существовать только в единственном числе и не сочетается с количественными числительными.

Абстрактные (отвлечённые) - это существительные, называющие абстрактные, несуществующие в материальном мире, понятия: страдание, радость, любовь, горе, веселье.

Цель:

  • ознакомить учащегося со словами, отвечающими на вопрос “что делает?”, называемыми глаголами;
  • развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово и его значение; орфографическую зоркость, речь, внимание;
  • воспитывать активность на уроке, аккуратность, трудолюбие.

Ход урока

I. Организационный момент (Психологический момент)

С какой целью вы пришли на урок русского языка? (Какой цели вы хотите достичь?)

II. Минутка чистописания.

Чем похожи слова?

(У всех слов разделительный Ь, все обозначают предмет, т.е. имена существительные)

Чем различны слова?

(1-е слово начинается с буквы “л”, остальные с буквы “в”, слова “листья, вьюга, веселье” отвечают на вопрос “что?”, а слово “воробьи” на вопрос “кто?”, в этом слове встретилось сочетание “оро”)

Определите порядок написания букв в цепочке.

III. Повторение о словах, обозначающих предметы.

На какие вопросы отвечают имена существительные? Что они обозначают?

1) А теперь задание на внимание.

Запишите имена существительные: мальчики, отвечающие на вопрос “Что?”, девочки - на вопрос “Кто?”

(Учитель диктует слова, учащиеся самостоятельно записывают в тетрадь)

Садовник, одежда, сорочка, суббота, Иван, дуб,моряк.

2) Проверка выполненной работы с комментированием орфограмм.

Кто из мальчиков написал все слова, отвечающие на вопрос “Что?”

Кто допустил ошибку?

(Аналогично у девочек)

Как называются эти слова, которые вы сейчас написали?

IV. Сообщение темы и цели урока. (Табличка “!”, обозначает “Внимание”, вывешивается на доске)

Наш урок – это урок эврика. Что означает это слово?

Сегодня на уроке вы сделаете открытие о словах, которые могут обозначать не только предметы. Эти слова, как и имена существительные, тоже играют важную роль в нашей речи. Я буду учить вас распознавать эти слова по вопросу и значению, а вы постараетесь этому научиться.

V. Работа над новым материалом.

(На доске картинки с изображением собаки, машины, телефона )

– Назовите предметы, изображенные на картинках и выполняемые ими возможные действия

Слова, обозначающие предметы, запишем в 1 столбик, а слова, обозначающие выполняемые ими действия, во 2-ой.

На доске и в тетради получается запись: (один ученик у доски)

На какой вопрос отвечают слова в 1-м столбике?

Во 2-м столбике?

(Над словами 1-ого столбика вывешивается табличка с вопросами “Кто?

Что?”. Над словами 2-ого столбика -“Что делает?”).

Постановка вопроса к картинкам, где девочка выполняет разные действия и мальчик.

Поставьте вопрос к словам, которые обозначают действия девочки, мальчика.

(Девочка “Что делает?”, прыгает, играет, плавает, катается).

(Мальчик “Что делает?”, бежит, боксирует, едет).

Приведите свои примеры слов, отвечающих на вопрос “Что делает?”

Кто попробует сделать вывод о словах, которые отвечают на вопрос “что делает?”

Вывод: слова, которые обозначают действие предмета, отвечают на вопрос “что делает? что сделает? что будет делать? что делал?”

Ребята, эти слова называются глаголами. Глагол – это часть речи. Глаголы подчеркиваются двумя чертами. (Вывешивается таблица о глаголе).

Какое открытие вы сделали, ребята? (На таблице отмечается цифрами 1)обозначает действие предмета; 2) часть речи)

А сейчас вы сделаете 3 открытие: каким членом предложения является глагол? Для этого запишите предложение. (один ученик у доски).

МОЯ БАБУШКА ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ.

Выделите грамматическую основу предложения. Какой частью речи выражено сказуемое, если отвечает на вопрос “что делает?”

Так каким членом предложения является глагол? (3 открытие приписывается к табличке о глаголе “В предложении является сказуемым”).

VI. Физминутка.

У оленя дом большой
Он сидит, глядит в окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь к оленю он стучит
Тук-тук-тук, дверь открой!
Там в лесу охотник злой!
Зайка, зайка, забегай!
Свою лапку мне давай!

VII. Продолжение работы. Чтение правила по учебнику. (стр. 131)

VIII. Работа по карточкам двух уровней.

Оцените свои способности и выберите карточку: 1-ый уровень – менее сложный. 2-ой уровень – более сложный. На выполнение 3-4 минуты. Затем карточки сдайте. (На столе у каждого ученика карточки с обозначением 1-го ур. и 2-го. Или изготовить их разного цвета.)

IX. Работа по учебнику.

Упражнение 251 (по вариантам) с последующей проверкой.

Задание:

  • I в. – 1-е четверостишие
  • II в. – 2-е четверостишие

(Учитель в это время проверяет карточки).

X. Закрепление учебного материала.

1. Работа по развитию речи.

Подберите глаголы, противоположные по смыслу. Например: смеется – плачет . (Устно)

Бежит, кричит, поднимает, теряет, грустит, болеет, оденет, намокнет, строит, встает, трудится, рассыпает.

(Поощрение самых активных учащихся).

2. “Забавная история”.

Дети, послушайте забавную историю и ответьте на вопрос: “Прав ли ученик?”

Забавная история

- Скажи, где глагол в предложении “Девочка отдыхает?”

Здесь нет глагола.

Глагол отвечает на вопрос “Что делает?”, а девочка ничего не делает, она отдыхает.

XI. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

Что обозначают слова, отвечающие на вопросы “Что делает? Что сделает?”

Как они называются?

Что такое глагол?

Каким членом предложения является глагол?

1. Объявление оценок за работу по карточке и за работу на уроке.

XII. Домашнее задание.

C. 131, правило, составить, выбрав рисунок, 2-3 предложения, подчеркнуть глаголы.

Карточки

I уровень

В данных предложениях подчеркни глаголы двумя чертами

  • Мама купает малыша.
  • Стрекозы охотятся на комаров.
  • Звонко журчит ручей.
  • Снег лежит на крышах домов.

II уровень

Найдите в тексте глаголы и подчеркните их двумя чертами

Забавный зверёк белка! Какая она трудолюбивая! Летом белка зарывает шишки в укромные места. Она делает запасы на зиму. Почуяв опасность, белка с быстротой молнии взлетает на дерево.