Типы характеров по фрейду. Типы характера по З

Сегодня, на сайте сайт , вы узнаете, что такое структура личности в психологии по Зигмунду Фрейду, Карлу Юнгу, Эрику Берну, Фредерику Перлзу и другим выдающимся психоаналитикам и психотерапевтам.


Личность человека условно разделена на субличности, как бы несколько внутренних «Я» — своеобразная, психоаналитическая Я-Концепция. Это сделано для лучшего, почти наглядного понимания психологической структуры личности человека — ее содержания и функций, а главное — для психотерапии личностных расстройств.

Ортодоксальный психоанализ , где показана структура личности по Фрейду, состоит из трех частей: сознание, подсознание и бессознательное.


Основная концепция личностного структурирования Зигмунда Фрейда — это Супер-Эго (Сверх-Я), Эго (Я) и Ид (Оно).

По сути, Сверх-Я является социальной составляющей личности, Эго — психологической, а Ид — биологической.

Супер-Эго (Сверх-Я) — это «сознание», которое «живет» по принципу реальности и цензуры (осуществляет цензуру по морально-этическим нормам). Сверх-Я служит для сдерживания импульсов ИД (бессознательного).

Супер-Эго, как часть структуры личности — не врожденная, она развивается в процессе родительского воспитания и первичной социализации ребенка (в детсаду, школе, среди сверстников и т.п.).

По Фрейду, Сверх-Я имеет две подструктуры: Совесть и Эго-идеал (идеальное Я). Совесть развивается у ребенка посредством родительских наказаний, а идеал-Я — посредством поощрений и одобрений.

Все это формируется и фиксируется в личности ребенка путем интроекции (неосознанного внедрения в психику), исходя из моральных норм родителей и общества.

Эго (Я) — это «подсознание», «живущее», как и Супер-Эго, по принципу реальности и цензуры, но цензурирует Эго не только импульсы желаний из бессознательного (ИД), но также и из Супер-Эго и из внешнего мира.

Также ЭГО представляет собой логическое, рациональное и реалистическое мышление, связанные с когнитивными и интеллектуальными функциями личности.

Другими словами, именно ЭГО решает, когда и какие инстинкты могут быть удовлетворены, и является как бы арбитром между желаниями ИД и запретами (цензурой) Супер-Эго, тем самым руководит поведением человека.

Ид (Оно) — это целиком «бессознательное», область инстинктов Эрос и Тонатос (по Фрейду сексуальных, агрессивных, разрушительных).

«Ид» в структуре личности человека «живет» и действует по принципу удовольствия, это нечто темное, хаотичное, примитивное, не поддающееся морали и требующее немедленной разрядки. Ид (или Оно) стоит между психикой и соматикой.

Имеются два механизма бессознательного (Ид), позволяющих снять напряжение: рефлекторные действия и первичные процессы.

Рефлекторные действия ИД — это автоматический ответ на воздействие (кашель, слезы и т.д.).

Первичные процессы Ид — это иррациональная, фантазийная форма представлений, галлюцинаторное исполнение желаний (в мечтах, сновидениях).

Когда у человека все в норме (нет психоэмоциональных проблем) — значит вся структура личности, по Фрейду, работает согласованно, и Супер-Эго, и Эго, и ИД — «живут» в гармонии.

Психические заболевания или расстройства личности наступают, когда Эго не в состоянии контролировать и регулировать деятельность ИД и Супер-Эго.

Цель психоаналитической терапии — наделить властью (энергией) ослабленное ЭГО и привести к гармонии структуру личности человека, тем самым избавив его от эмоциональных, психологических, душевных страданий и улучшить качество жизни и общее здоровье.

Структура личности по Юнгу ^

Аналитическая психология — в ней изложена структура личности по Юнгу — это Эго, Личное бессознательное, Коллективное бессознательное.

Эго — это центр сознания, часть души, включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли, и все то, что позволяет человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность.

Личное бессознательное — это структура личности, в которую входят вытесненные (подавленные) из сознания воспоминания, чувства, переживания.

Также, по Юнгу, в личном бессознательном хранятся комплексы человека, которые могут захватить контроль над личностью и управлять ее поведением.

Коллективное бессознательное — это место хранения древних, скрытых воспоминаний, унаследованных от предков. Из-за этого коллективное бессознательное универсально, в отличие от личного, которое индивидуально.

Главная концепция Юнга — из-за чего собственно он разошелся во мнениях с Фрейдом — это именно коллективное бессознательное, лежащее в структуре личности человека и представленное в виде архетипов (первообразов).

Архетипы, по мнению Юнга, являются универсальными, общечеловеческими моделями восприятия, имеющими значительный эмоциональный элемент. Например, архетипы Матери, Энергии, Бога, архетип Героя, Мудреца, Ребенка и т.д.

Главные архетипы в структуре личности по Юнгу

Основные, главные архетипы в структуре личности по Юнгу — это Персона (Маска), Тень, Анима и Анимус, Самость.

Персона (или Маска) — это социальная роль человека, его публичная личность, маска, которую он неосознанно надевает в связи с господствующими установками с обществе.

Если Эго идентифицируется с Персоной, то человек перестает быть самим собой, всю жизнь играя чужую роль.

Тень — это противоположный Персоне архетип личности. Тень иррациональна, обычно аморальна, содержит отвергаемые в обществе импульсы (иногда сексуальные, агрессивные). Поэтому энергия Тени обычно подавляется защитными механизмами психики.

Зачастую, люди с нормальным ЭГО направляют эту энергию в нужное, управляемое русло. Например, в творческую деятельность.

И «Персона» и «Тень» могут проявляться в личном бессознательном и даже в Эго, например в виде отвергаемых мыслей или приемлемого поведения в социуме.

Анима и Анимус — архетип, связанный с бисексуальностью человека по своей природе. Он отражает женское психологическое начало в мужчине (Анима) и мужское начало в женщине (Анимус), т.е. в современном обществе можно заметить маскулинные проявления у женщин и феминные — у мужчин (не имеется в виду сексуальная ориентация, хотя при серьезных нарушениях может быть неправильная половая идентификация).

Самость — самый главные архетип в структуре личности — центр ЭГО (Я). По сути, это идеал, к которому люди неосознанно стремятся, но редко кто этого достигает.

Самость — «Бог внутри нас» — это архетип стремится к целостности и единству (нечто схожее можно увидеть в религиях Востока, это своего рода совершенство, характерно представленное в образах Христа, Будды…).

За счет индивидуации, обычно к возрасту середины жизни (часто, когда наступает кризис среднего возраста) может наступить четкое ощущение Самости. Это что-то такое…типа ощущение чего-то далекого, непостижимого и незнакомого и одновременно близкого, родного, хорошо известного…

Структура личности по Берну ^

Трансактный анализ — структура личности по Берну — это разделение Эго (Я) на три субличности (Я-состояния) — Родительское Я, Взрослое Я и Детское Я.

«Родитель» (родительское Эго-состояние «Р») — это хранилище морально-этических норм и ритуалов, заложенных в программы поведения человека родителями и другими воспитателями, а также социумом. Родитель «живет» по принципу предвзятости, долженствования, требований, запретов и разрешений («надо-не надо», «должен-не должен», «обязан-не обязан», «нельзя-можно»).

В Берновском Родителе, как и во Фрейдовском Супер-Эго, хранится совесть и цензура, а также стереотипное мышление, предвзятости и глубинные убеждения человека. В большинстве своем, все это не осознается и включается в мышление, чувствование и поведение человека автоматически.

Родительское -эго-состояние в ряде случаев может быть заблокировано, что может сделать человека аморальным циником.

«Взрослый» (взрослое Я-состояние) «В» — это логическая и рациональная часть структуры личности, способная к тестированию реальности в настоящем времени, выстраиванию прогнозов и адаптации к ситуации. Взрослый «живет» по принципу реальности («могу-не могу», «возможно-невозможно», «реально-нереально»…).

В случае «заражения» (контаминации) Взрослого Эго-состояния Родителем, Ребенком или сразу обоими, наблюдается структурная патология личности, что приводит к различным расстройствам, неврозам и проблемам в отношениях.

Например, если Взрослый контаминирован Ребенком, то человек становится инфантильным, несдержанным, с иллюзорным мышлением и не совсем адекватным чувствованием и поведением.

Если Взрослый «заражен» Родителем, то человек, например, становится ригидным, менторским, занудливым…

При контаминации Взрослого эго-состояния, и Родителем и Ребенком одновременно — это приводит к неврозам, психологическим, эмоциональным, когнитивным и поведенческим расстройствам личности.

У некоторых людей Взрослая часть личности может быть заблокирована — это обычно приводит к психотическим расстройствам (психозам) и патологиям.

«Ребенок» (детское Эго-состояние) «Д» — это часть структуры личности, которая «живет» по принципу удовольствия и эмоций («хочу-не хочу»).

От свободы Ребенка зависит спонтанность человека, интуиция, творчество и креативность. Эта детская часть личности дает человеку счастье, радость жизни и близость общения и отношений.

Но, при слабом Взрослом, детское Я-состояние может принести и душевные страдания из-за непредсказуемости, несдержанности, асоциальности…

Иногда Ребенок может быть заблокирован, тогда человек становится бесчувственным, безрадостным, с пустотой в душе, по сути «роботом».

Личностная структура по Берну второго порядка


Р-3 («Родитель» в «Родителе Р-2») — это, по сути, один из реальных родителей (воспитателей) вашего настоящего родителя (мамы, папы и других воспитателей) — для вас бабушка, дедушка, сохраненные в глубине психики.

Точнее, Р-3 — это набор информации (убеждения, мысли, установки, стратегии поведения), унаследованные от родителей и воспитателей ваших родителей (от ваших дедушек, бабушек и других значимых людей).

В-3 (Взрослый в Родителе Р-2) — это Взрослое Эго-состояние ваших реальных прародителей.

Д-3 (Ребенок в Родителе Р-2) — это Ребенок, Детское эго-состояние ваших прародителей (дедушек, бабушек…), сохраненных в структуре личности у вас.

Р-2 (Родитель) — это то же Родительское Эго, но с более глубинным анализом. Здесь находятся эго-состояния интроецированные от реальных родителей и воспитателей.

В-2 (Взрослый) — это Я-состояние не делится…в него ничего не входит…

Д-2 (Ребенок) — это, по сути, вы и есть…только в возрасте 3-5-7 лет, с внесенными автоматом установок ваших реальных родителей, и зафиксированных в структуре личности второго порядка — более глубоко в психике.

Р-1 (Родитель в Ребенке Д-2) — это набор информации, программ и установок (часто неадекватных и негативных), переданных вам неосознанно в процессе воспитания (родительского программирования сценария жизни) от «Д-2» ваших реальных родителей и воспитателей.

По Берну, «Р-1» — это «Электрод», суть которого «включать» негативные мысли, чувства и поведение. Говоря на «компьютерном языке» — это как бы «Вирус», который мешает человеку быть счастливым, нормально, адекватно реагировать на ситуации в жизни, быть самим собой и радоваться жизни.

Еще, некоторые аналитики и психотерапевты, называют «Р-1» «Большим Свином» (подкладывает нам свинью), внутренним «Бесом» (делает нам всякие пакости), «внутренним врагом» (когда мы как бы сами себе вредим и создаем проблемы)…и т.п.

Главная задача транзактного анализа (СМ.) и психотерапии, условно говоря, обнаружить «вирус Р-1» и обезвредить его… (сделать человека свободным от негативных, иллюзорных убеждений и верований, избавить от вредных, накопленных эмоций, и обучить новой, адекватной ситуации, стратегии поведения).

В-1 (Взрослый в Ребенке Д-2) — это, по Берну, «Маленький профессор». Эта часть личности развивается примерно к 4-5 годам («возраст почемучки»), и ребенок в это время активно познает мир, порой задавая родителям «сложные вопросы».

Именно эта часть личности принимает решение, как вы проживете свою жизнь, какова будет ваша судьба.

Также, у взрослого человека, «В-1» служит источником интуиции.

Например, если вы курите, переедаете, «перепиваете»…или по другому вредите себе, если у вас невроз, страхи, депрессия и другие расстройства личности, то чтобы изменить свою жизнь к лучшему, вам не достаточно осознать проблему во Взрослом эго-состоянии «В-2» — каждый и так знает, что хорошо, а что плохо.

Нужно чтобы это «понял» и «принял новое решение» ваш «В-1» (Взрослый в Ребенке) — на это и направлена психотерапия и психоанализ.

Д-1 (Ребенок в Ребенке Д-2) — это вы и есть, только еще без всяких установок, убеждений, верований и другого «информационного мусора». Это естественный, настоящий Ребенок внутри вас.

Т.е., когда вы родились — это и был «Д-1», который сейчас, во взрослой жизни, может находится в плену приобретенных убеждений, установок, мыслей и представлений. И если этот Ребенок в Ребенке закрыт, то человек априори не может быть счастливым.

В процессе психотерапии и психоанализа, это настоящее Детское Я-состояние освобождается от гнета «Р-1» (Б. Свина) и человек начинает личностно расти, становится самим собой, укрепляет свою жизненную Я-позицию…и…становится счастливым…, «заражая» этим счастьем и своих близких…

3. Фрейд был основателем психоаналитической школы. Большую роль в жизни человека он придавал детским годам. В своем учении он утверждал, что детские годы оставляют в человеке неизгладимый след. Переживания в раннем детстве имеют влияние на характер и психику ребенка, они могут привести к проблемам со здоровьем и поведением.

Детство, по 3. Фрейду, разделяется на несколько стадий, которые определяются в зависимости от наибольшего влияния определенного органа и психосексуальных зон. 3. Фрейд считал, что человек рождается с определенным количеством энергии, которая последовательно проходит в своем развитии все стадии. Первые три стадии он назвал прегенитальными: оральная, анальная, фаллическая. Они охватывают возраст от рождения до 5 лет. Четвертая, генитольная, фаза в своем развитии совпадает со временем полового созревания.

3. Фрейд часто подчеркивал определяющую роль сексуального инстинкта в развитии человека. Сексуальный инстинкт развивается от одной эрогенной зоны к другой в процессе роста человека. И на каждой стадии главным является определенный участок тела, приятное напряжение которого приносит удовлетворение. В зависимости от того, как была удовлетворена эта потребность - в состоянии фрустрации, в нормальном состоянии или в атмосфере сверхзаботливости, - определяется характер человека. В случае фрустрации психосексуальная потребность ребенка не находит нормального удовлетворения. При сверхзаботливости со стороны воспитателей ребенку предоставляется мало возможностей самому управлять своими потребностями.

Оральный тип личности

Если у ребенка были трудности (чрезмерная или недостаточная стимуляция в младенчестве, т. е. в возрасте от рождения и примерно до 18 месяцев, а также когда происходило отучение от материнской груди), то, скорее всего, в дальнейшем сформируется орально-пассивный тип. Этот тип характеризуется сильной зависимостью от других, пассивной установкой по отношению к окружающей действительности. Он постоянно ищет поддержки и одобрения от других. Обычно это человек веселый и оптимистичный, доверчивый, с ребяческой душой. Часто он бывает либо жадным либо чрезмерно щедрым.

Если проблема (имеются в виду фрустрация или чрезмерная заботливость) возникла в период, когда у ребенка появляются зубы, в результате чего кусание и жевание становятся важной формой выражения этого состояния, томы имеем орально-агрессивный, или орально-садистский, тип личности. Такой тип личности отличают цинизм, сарказм, пессимизм, склонность к господству и подчине¬нию, к использованию других людей в собственных интересах, т. е. такие люди часто любят «ездить» на других.

Анальный тип личности

В возрасте от полутора до трех лет ребенка начинают приучать к туалету, к первым формам самоконтроля, и в зависимости от того, как это происходит (в условиях фрустрации или в атмосфере заботливости), получается два типа личности: анально-удерживающий и анально-выталкивающий.

Анально-удерживающий тип личности характеризуется упрямством, скупостью, чрезмерной аккуратностью, пунктуальностью. Он любит планировать свое поведение до мелочей и не любит беспорядка и неопределенности.

Анально-выталкивающий тип личности характеризуется импульсивностью, склонностью к беспокойству и разрушению, иногда к жестокости.

Фаллический тип личности

Этот тип формируется тогда, когда возникают проблемы между тремя и шестью годами, связанные с появлением интереса детей к своим новым эрогенным зонам - гениталиям, в исследовании которых он начинает проявлять заинтересованность.

Фаллический тип личности характеризуется решительностью, настойчивостью, напористостью, уверенностью в себе, переходящей в самоуверенность, целеустремленность. Мужчины бывают дерзкими, хвастливыми, их поступки часто опрометчивы, они стремятся к успеху, и жизнь их протекает в постоянном доказывании этого успеха, часто в любовных похождениях по типу Дон Жуана. Женщины, аналогичномужчинам, склонны к флирту, кокетству, имеют много мужчин и, как им кажется, всех по любви, себе они кажутся наивными и невинными. Другие женщины могут приобретать мужские черты характера: настойчивость, решительность, уверенность.

Генитальный тип личности

Это период от зрелости (полового созревания) до старости. Генитальный тип - это тип во всех отношениях уравновешенный, с точки зрения 3. Фрейда, - идеальныйтип. Человек такого типа смело смотрит фактам в лицо, берет ответственность за себя и окружающих, активен, проявляет заботу о близких, находит свое место в обществе, трудится и имеет активную жизненную позицию.

Если в раннем детстве была ситуация, связанная с фрустрацией или чрезмерной заботливостью, тогда личности бывает очень трудно перейти к генитальному типу. Развитие человека останавливается на том уровне, где была зафиксирована ситуация, связанная с фрустрацией или чрезмерной заботливостью, и чем сильнее была выражена эта ситуация, тем труднее переход к последней стадии, или к идеальной личности.

Характер

Выдвинутая Фрейдом концепция характера имеет не меньшее значение, чем понятия бессознательного, подавления и сопротивления. Здесь Фрейд рассматривал человека как целое, а не только отдельные «комплексы» и механизмы, такие как Эдипов комплекс, страх кастрации, зависть к пенису. Конечно, концепция характера была не нова, но рассмотрение ее Фрейдом с динамической точки зрения явилось новым словом в психологии. Под динамическим подходом он понимал концепцию характера как относительно постоянной структуры чувств . Во времена Фрейда психологи применяли к характеру исключительно описательный метод, как это еще часто делается и сегодня; человека могли описывать как дисциплинированного, амбициозного, предприимчивого, честного и так далее, однако при этом говорилось лишь об отдельных чертах, которые можно обнаружить в человеке, а не об организованной системе чувств. Только великие драматурги, такие как Шекспир, и великие писатели, такие как Достоевский и Бальзак, показывали характер в динамическом смысле; Бальзак, например, стремился проанализировать характер представителей различных классов французского общества его времени.

Фрейд был первым, кто стал анализировать характер с научных, а не художественных позиций, как делали его предшественники-романисты. Результаты, обогащенные некоторыми из его учеников, в первую очередь К. Абрахамом, были удивительны. Фрейд и представители его школы предложили четыре типа структуры характера: орально-рецептивный, орально-садистский, анально-садистский и генитальный. Согласно учению Фрейда, каждый нормально развивающийся человек проходит через все эти стадии формирования структуры характера, но многие застревают на каком-то этапе эволюции и во взрослом состоянии сохраняют черты стадий, предшествующих взрослости.

Под обладателем орально-рецептивного характера Фрейд понимал человека, который ожидает, что его будут насыщать материально, эмоционально и интеллектуально. Это – существо «с открытым ртом», по сути пассивное и зависимое, ожидающее, что все его потребности будут удовлетворены, то ли потому, что оно такое хорошее и послушное, то ли в силу чрезвычайно развитого нарциссизма, заставляющего человека считать себя настолько замечательным, что он может претендовать на заботу со стороны других. Человек с таким типом характера ожидает, что все нужное будет ему предложено, и не предполагает никаких ответных действий со своей стороны.

Человек с орально-садистским характером также считает, что все ему необходимое должно поступать извне, а не быть результатом его собственных усилий. В отличие от обладателя орально-рецептивного характера такой человек не ожидает, что окружающие будут удовлетворять его потребности добровольно, и пытается добиться этого силой; такой характер – хищнический, эксплуататорский.

Третий тип характера – анально-садистский. Такова структура характера человека, считающего, что ничто новое создано быть не может, что единственный способ иметь что-то – это сохранять имеющееся. Он смотрит на себя как на своего рода крепость, которую ничто не должно покинуть. Его безопасность лежит в изоляции. В таких людях Фрейд обнаружил три черты: аккуратность, бережливость и упрямство.

Полностью развившийся, зрелый характер – это характер генитальный. Если три «невротические» ориентации характера могут быть легко опознаны, генитальный характер весьма расплывчат. Фрейд описывает его как основу способности любить и трудиться. После того как мы рассмотрели фрейдовскую концепцию любви, мы знаем, что он мог иметь в виду только искаженную форму любви в обществе искателей прибыли. Под обладателем генитального характера Фрейд понимает просто буржуазного мужчину, мужчину, способность которого любить весьма ограничена и чей «труд» – это организация и использование труда других, деятельность управляющего, а не работника.

Три невротических, или в терминологии Фрейда «прегенитальных» ориентации характера являются ключом к пониманию человеческого характера именно потому, что они описывают не отдельные личностные черты, а целостную систему. В целом нетрудно определить, к какому типу принадлежит характер человека, даже если иметь всего несколько указаний. В необщительном, замкнутом человеке, озабоченном исключительно тем, чтобы все делалось аккуратно и правильно, никогда не действующем спонтанно, чья кожа имеет болезненный цвет, легко узнать анальный характер; это подтверждается, если он к тому же мелочен, скуп, отстранен. Так же легко определить обладателей эксплуататорского и рецептивного характеров. Несомненно, человек старается скрыть свое истинное лицо, если, конечно, знает, что проявляет черты, которые предпочел бы не показывать. Поэтому выражение лица – совсем не самый важный показатель структуры характера. Гораздо значимее те проявления, которые труднее контролировать: движения, голос, походка, жесты и все, что оказывается в нашем поле зрения, когда мы смотрим на человека.

Те, кому известно значение качеств, типичных для трех прегенитальных характеров, без труда понимают друг друга, когда говорят о том или ином человеке как об обладателе анального характера, о смеси анально-оральных черт или о выраженных орально-садистских чертах. Потребовался гений Фрейда, чтобы включить в эти ориентации характера все возможные способы, которыми человек может контактировать с миром в «процессе ассимиляции» – другими словами, в процессе получения от природы или от других людей того, что необходимо ему для выживания. Проблема заключается не в том, что все мы нуждаемся в чем-то извне: даже святой не мог бы выжить без пищи; настоящая проблема – это тот способ, которым мы получаем требуемое: нам его дают, мы отнимаем, запасаем или производим.

С тех пор как Фрейд и его ученики предложили эту типологию характеров, наше понимание человека и различных культур существенно расширилось. Я говорю «культур», потому что общества могут характеризоваться теми же структурами, поскольку соответствующие социальные характеры (ядро характера, общее для большинства членов данного общества) также принадлежат к одному из перечисленных типов. Например, характер французского среднего класса в XIX столетии проявлял анальную структуру; характер предпринимателя того времени был эксплуататорским.

Основания типологии характеров, заложенные Фрейдом, привели к открытию других форм ориентации характера. Можно говорить об авторитарном в противовес эгалитарному характеру, деструктивному в противовес любящему и таким образом указывать на самую выдающуюся черту, определяющую структуру характера.

Изучение характера еще только началось, и потенциал открытия Фрейда еще далеко не исчерпан. Однако восхищение теорией Фрейда не должно мешать ви?дению того, что он сузил значимость своего открытия, привязав его к сексуальности. Он очень ясно высказал это уже в «Трех эссе по теории сексуальности»: «То, что мы называем характером человека, в большой степени строится на материале сексуальной активизации; он состоит из импульсов, устоявшихся с детства и преодоленных с помощью сублимации, и таких структур, которые направлены на эффективное подавление этих извращенных чувств, признанных бесполезными» . Данные Фрейдом названия ориентаций характера показывают это совершенно ясно. Первые два обязаны энергией оральному либидо, третий – анальному либидо, четвертый – так называемому генитальному либидо, т. е. сексуальности взрослого мужчины или женщины. Наиболее важный вклад Фрейда в типологию характера содержится в его работе «Характер и анальный эротизм» . Все три черты обладателя анального характера – аккуратность, бережливость, упрямство – могут рассматриваться как прямое выражение либидо, реакция на его формирование или его сублимация. То же верно и для других структур характера в терминах орального или генитального либидо.

Фрейд относил многие великие страсти – любовь, ненависть, амбициозность, жажду власти, алчность, жестокость, а также стремление к независимости и свободе – к различным видам либидо. В обновленной теории Фрейда, касающейся инстинктов жизни и смерти, любовь и ненависть считались имеющими в основном биологическую природу. Конструируя теорию инстинктов жизни и смерти, ортодоксальные психоаналитики сочли, что агрессия – столь же врожденный человеческий импульс, как любовь. Жажда власти была отнесена к проявлениям анально-садистского характера, хотя следует признать, что она, будучи, возможно, самым важным импульсом современного человека, не получила должного отражения в психоаналитической литературе. Зависимость рассматривалась в терминах подчинения, различными путями связанного с Эдиповым комплексом. Для Фрейда сведение великих страстей к различным видам либидо было теоретической необходимостью, поскольку, за исключением стремления к выживанию, все виды энергии в человеке считались имеющими сексуальную природу.

Если кто-то не считает себя обязанным считать все человеческие страсти имеющими корни в сексуальности, его нельзя заставить принять объяснения Фрейда; возможен более простой и, как мне кажется, более точный анализ чувств человека. Можно различать биологически заданные потребности, удовлетворение голода и секс, служащие выживанию индивида и расы, и страсти, обусловленные социально и исторически. Испытывают ли люди преимущественно любовь или ненависть, покоряются или борются за свободу, оказываются прижимистыми или щедрыми, жестокими или мягкими, зависит от социальной структуры, отвечающей за формирование всех потребностей, за исключением биологических (см. ). Существуют культуры, в которых в силу их социального характера преобладает стремление к кооперации и гармонии – например, культура североамериканских индейцев зуни, и другие, отличающиеся чрезвычайными собственническими устремлениями и деструктивностью, как добу (см. подробное обсуждение обществ, которым присуща агрессивность или взаимопомощь, в работе ). Для понимания того, как экономические, географические, исторические и генетические условия приводят к формированию различных типов социального характера, требуется подробный анализ социального характера, типичного для каждого данного общества. Вот пример: в племени, у которого слишком мало плодородной земли и недостаточно продуктов охоты и рыболовства, скорее всего разовьется воинственный, агрессивный характер, потому что единственная надежда на его выживание заключается в том, чтобы ограбить или обокрасть другие племена. С другой стороны, в племени, не производящем заметных излишков, но обеспечивающем всех своих членов достаточным количеством средств к существованию, имеет шанс развиться дух миролюбия и взаимопомощи. Такой пример, конечно, слишком упрощен; вопрос о том, какие условия приводят к появлению определенного типа социального характера, труден и требует тщательного анализа всех релевантных и даже кажущихся таковыми факторов. Это – область социальных и исторических исследований, которые, я уверен, имеют большое будущее, хотя до сих пор были заложены лишь основы этой ветви аналитической социальной психологии.

Исторически обусловленные чувства бывают настолько интенсивны, что могут оказаться сильнее биологически необходимых для выживания – утоления голода, жажды и стремления к продолжению рода. Это может быть не так для среднего человека, чьи страсти в основном сводятся к удовлетворению физиологических потребностей, но справедливо для значительного числа людей в любой исторический период: они рискуют жизнью ради чести, любви, достоинства – или ненависти. В Библии это выражено очень просто: «Не хлебом единым жив человек» (Евангелие от Матфея, 4:4). Представим себе, что Шекспир написал бы свои драмы о сексуальных неудачах героя или о стремлении героини утолить голод; они оказались бы столь же банальны, как некоторые из современных пьес, представленных на Бродвее. Драматический элемент человеческой жизни уходит корнями в небиологические страсти: не в голод или сексуальное влечение. Едва ли кто-то совершит самоубийство из-за неудовлетворенности своих сексуальных желаний, но многие готовы покончить с собой, если их честолюбие или ненависть не нашли удовлетворения.

Фрейд никогда не рассматривал индивида как существо изолированное, но всегда в его отношениях с другими. Он писал: «Индивидуальная психология, несомненно, занимается индивидом, а также изучает способы, которыми он пытается удовлетворить свои инстинктивные влечения. Однако лишь редко и в специфических исключительных условиях может она абстрагироваться от отношений данного индивида с другими. В психической жизни индивида другие люди обычно рассматриваются как модели, объекты, помощники или оппоненты. Таким образом, индивидуальная психология с самого начала оказывается одновременно и социальной психологией – в этом расширенном, но имеющем право на существование смысле» . Тем не менее это ядро социальной психологии не получило дальнейшего развития, потому что для Фрейда первичное образование – семья – считалось играющим в развитии ребенка решающую роль. Фрейд не видел того, что человек с раннего детства существует в различных кругах; самый тесный из них – семья, следующий – его класс, третий – общество, в котором он живет, четвертый – биологические условия человеческого существования, в котором он участвует; наконец, он – часть большего круга, о котором мы не знаем почти ничего, но который состоит по крайней мере из нашей солнечной системы. Только самый узкий круг – семья – имел значение для Фрейда; поэтому он очень недооценивал все остальные, частью которых является человек. А именно, он не понял, что сама семья детерминирована классом и социальной структурой и представляет собой «инструмент общества», функции которого – приобщать ребенка к характеру общества еще до того, как ребенок с обществом соприкоснется. Это осуществляется как в процессе раннего воспитания и образования, так и через характер родителей, который, в свою очередь, является социальным продуктом (см. ).

Фрейд рассматривал буржуазную семью как прототип всех семей и игнорировал существование очень разных форм семейной структуры и даже полное отсутствие «семьи» в других культурах. Примером этого служит то огромное значение, которое Фрейд придавал так называемой «первичной сцене», когда ребенок оказывается свидетелем сексуального акта между родителями. Очевидно, что значимость такого события резко увеличивается в связи с тем, что в буржуазных семьях дети и родители живут в разных комнатах. Будь Фрейд знаком с семейной жизнью более бедных слоев общества, когда для детей, живущих в одной комнате с родителями, половые сношения взрослых были привычным зрелищем, эти ранние впечатления не показались бы ему такими важными. Фрейд также не рассматривал многие так называемые примитивные общества, в которых на сексуальность не накладывалось табу и ни дети, ни родители не скрывали своих половых актов и игр.

Исходя из своей предпосылки, согласно которой все чувства имели сексуальную природу, а буржуазная семья являлась прототипом всех семей, Фрейд не видел, что первична не семья, а структура общества, создающего тот характер, в котором оно нуждается для своего успешного функционирования и выживания. Фрейд не пришел к концепции «социального характера», потому что на таком узком базисе, как секс, такая концепция развиться не могла. Как я показывал в примечании к работе , социальный характер – это структура характера, общая для большинства членов общества; его содержание зависит от потребностей данного общества, придающих ему такую форму, что люди хотят делать то, что они должны делать для обеспечения должного функционирования общества. То, что они хотят делать, зависит от доминирующих в их характере чувств, которые были сформированы нуждами и требованиями особой социальной системы. Различия, вызванные разницей семейных ситуаций, незначительны по сравнению с дифференциацией, создаваемой различными структурами общества и присутствующей в соответствующих классах. У члена класса феодалов должен был развиться такой характер, который позволял бы феодалу править другими и делал бы его нечувствительным к их страданиям. У буржуазного класса XIX столетия должен был развиться анальный характер, определяемый желанием экономить и запасать, а не тратить. В XX веке представитель того же класса уже считал накопление не главной добродетелью, а скорее пороком по сравнению с таким поведением, как траты и потребление. Подобное развитие было вызвано фундаментальными экономическими потребностями: в период первичного накопления капитала бережливость была необходима; в период массового производства вместо бережливости величайшее экономическое значение приобрело расходование средств. Если бы неожиданно человек XX века приобрел характер века XIX, экономика столкнулась бы с тяжелым кризисом, если не рухнула. До сих пор я в очень упрощенном виде описывал проблему отношений между индивидами и социальной психологией. Более полный анализ данного вопроса, который вышел бы за рамки этой книги, потребовал бы проведения различий между потребностями или страстями, коренящимися в человеческом существовании, и теми, которые обусловлены в первую очередь не обществом, а самой природой человека и отсутствие которых следовало бы рассматривать как результат подавления или серьезной социальной патологии. Это – стремления к свободе, солидарности, любви.

Если освободить систему Фрейда от ограничивающего ее влияния теории либидо, то концепция характера приобретает еще большее значение, чем придавал ей сам Фрейд. Для этого требуется преобразовать индивидуальную психологию в социальную и ограничить индивидуальную психологию знанием лишь небольших вариаций, вызванных индивидуальными специфическими обстоятельствами, влияющими на базовую социально детерминированную структуру характера. Несмотря на критику фрейдовской концепции характера, следует снова подчеркнуть, что открытие Фрейдом динамической концепции характера дает ключ к пониманию мотивации индивидуального и социального поведения и в определенной мере позволяет его предсказывать.

Из книги Человек для себя автора Фромм Эрих Зелигманн

Б. ХАРАКТЕР 1) Динамическая концепция характераЧерты характера считались и считаются в среде бихевиористски ориентированных психологов синонимами свойств поведения. С этой точки зрения характер определяется как «модель поведения, характерная для данного индивида, в

Из книги Шесть систем индийской философии автора Мюллер Макс

ХАРАКТЕР УПАНИШАД Те заявления, которые я привел из упанишад, по-видимому, навряд ли достойны названия философии. Было бы почти невозможно признать, что они дают нам ясное представление о том, чем в действительности были упанишады. Для нас философия означает всегда нечто

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

245. ХАРАКТЕР Тот, кто не грешит среди грешников, лучше гого, кто не грешит среди праведников.Сефер ХасидимПричина того, что развелось так много плохих ученых отнюдь не в редкости таланта. Талантов немало, мало характеров.Фрейд - Из статьи, 1940 г.Есть три типа «делателей»;

Из книги Том 17 автора Энгельс Фридрих

Из книги Здоровое общество автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Метаморфозы Душевной жизни. Путь внутреннего опыта. Часть 1 автора Штайнер Рудольф

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР Мюнхен, 14 марта 1910Глубокое впечатление производят строки, родившиеся у Гете при созерцании черепа Шиллера. Эта возможность предоставилась ему во время перенесения останков Шиллера из места временного захоронения в веймарский княжеский склеп.Гете

Из книги Гуманистический психоанализ автора Фромм Эрих Зелигманн

В. Характер

Из книги Здоровое общество. Догмат о Христе автора Фромм Эрих Зелигманн

Социальный характер Обсуждение психического здоровья не может быть исчерпывающим, если мы будем рассматривать его как абстрактное качество абстрактных людей. Если мы собираемся обсудить здесь состояние психического здоровья современного человека западного мира, если

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

1. Переходный характер Нам представляется, что переходный историко–философский характер гностицизма в первую очередь сам бросается в глаза. Гностицизм был переходом от античности к средневековью или, точнее сказать, от язычества к христианству. И поскольку язычество

Из книги ПРОСВЕТЛЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ автора Ясперс Карл Теодор

2. Характер терминологии После практически жизненного понимания ума (Grit. 44d, Gorg. 489e – 490b 490b – 491c, 498b) и после понимания ума как свободного творчества, отличного от всякой иррациональности (ION 530e – 532c, 538b – 539e, 542ab), Платон утверждает, что для разумной философии самое важное –

Из книги Величие и ограниченность теории Фрейда автора Фромм Эрих Зелигманн

3. Характер. - Что я такое, - об этом я спрашиваю в отношении к себе, который в явлении меня самого есмь лежащее в основании бытие для меня, или в себе и для меня. Ибо, хотя я и дан себе в своих явлениях, но то, что дано мне в них, я есмь в себе самом (an mir selbst). Правда, я поэтому

Из книги Человек для себя автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Теория Фрейда (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

б. Характер

Из книги Образ жизни, который мы выбираем автора Фёрстер Фридрих Вильгельм

Характер Выдвинутая Фрейдом концепция характера имеет не меньшее значение, чем понятия бессознательного, подавления и сопротивления. Здесь Фрейд рассматривал человека как целое, а не только отдельные «комплексы» и механизмы, такие как Эдипов комплекс, страх кастрации,

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

11. Характер Только не думай, что истинно рыцарское отношение к противоположному полу простое дело. Этот образ мыслей, ориентированный на защиту и поддержку не зря называется «рыцарством». Нужно действительно вооружиться, надеть железные доспехи, чтобы быть рыцарем. Что

Из книги автора

Характер (Caract?re) Первое значение этого слова – отпечаток (от греческого kharakter – чеканщик монеты), т. е. неотделимый признак, постоянный и отчетливый знак. Соответственно, под характером мы понимаем совокупность постоянных или привычных для того или иного индивидуума черт

Тема сегодняшней статьи: психотипы людей по Фрейду.

Перед началом своего тренинга по трансформации жизни, я решила провести опрос и выяснить, скольких людей интересуют ответы на вопросы, которые я буду разбирать в тренинге. Оказалось, что все вопросы очень востребованы.

Предлагаю серию видео-ответов на ваши вопросы, чтобы вы имели представление, о чем пойдет речь на тренинге.

Итак, самый востребованный вопрос был на тему: определение психотипа человека. Точнее вопрос звучал так: как понять свой психотип и найти врожденные способности? Почти 60% опрошенных выразили свое желание получить ответ на этот вопрос.

Я изучаю тему психотипов уже около года. Это позволило мне понять о себе самой очень многие моменты, которые были у меня в жизни. К примеру, я осознала, почему зашла в состояние сильной обиды, и почему мне было достаточно сложно выйти из этого состояния.

Ничего не случайно в этом мире. То, что у нас в психике, то и у нас в жизни. Я также поняла, почему просидела в депрессии полжизни. Я и раньше это понимала, но теперь я объяснила это себе с позиции своего психотипа.

Кроме того, что я познала себя очень глубоко и смогла объяснить себе каждую деталь своей жизни, я теперь также различаю психотипы других людей. И когда я учусь у кого-то, к примеру, я теперь подхожу к этому вопросу со знанием дела. Я вижу какого психотипа человек. И понимаю, что мне учиться у него нельзя, потому что у меня другой психотип.

Психотипы людей по Фрейду – врожденные способности человека

Как еще мне помогли знания о психотипах? Появилась уверенность в выбранном направлении. Если раньше я делала шаги и смотрела на обратную связь, то сейчас к этому еще прибавляется уверенность с позиции своего психотипа. Я точно знаю, что иду по своему пути.

Просто раньше я это делала интуитивно, а сейчас с пониманием дела и это прибавляет уверенности. Наверное, неслучайно я затеяла свой тренинг именно сейчас. Ведь хотела его провести уже давно. Думаю, знание психотипов и понимание своих врожденных свойств очень сильно повлияло на практическую реализацию задуманного.

Предлагаю вам свое видео, в котором я показала место человека во Вселенной. С этой позиции объяснила, почему человеку важно знать свой психотип и свои врожденные способности. А также объяснила, почему у человека есть сложности в познании себя.

В этом видео я только начала отвечать на вопрос врожденных способностей человека. Непосредственно о психотипах читайте/смотрите в следующий раз .

Приятного просмотра