Традиционные методы преподавания в конфессиональной школе. Мир вам и благословение всевышнего! Историческая роль традиционной методической системы

А. А. Шарипов
директор Духовного мусульманского образовательного учреждения — медресе «Хусаиния»

История и современность медресе «Хусаиния»

Знания — суть человеческой жизни,
Знание — ключ к преодолению любых трудностей.
Знание — это жемчужина человеческой души
.

Суфийский шейх, имам и ученый
Габдрахим Утыз-Имани (1754— 1834)

Единственным родом занятия, которое человек не оставлял на протяжении всего своего существования, является поиск знаний. От колыбели и до смертного одра человек в той или иной степени занят поиском знаний, иной раз даже сам того не подозревая. Такова природа человека, и эта природа толкает его на все новые и новые открытия и свершения.

Вот уже 120 лет дает людям духовные знания историческое мусульманское учебное заведение города Оренбурга — медресе «Хусаиния», прославившееся в свое время далеко за пределами Оренбургской губернии и с которым связано много исторических личностей не только нашего края.

Предпосылки возникновения медресе «Хусаиния» берут свое начало еще в XVIII веке. Первый муфтий в Российской империи Мухаметжан Хусейнов, будучи человеком прогрессивных взглядов, предложил правительству проект реорганизации мусульманского образования, в котором он предлагал создать мусульманское училище при Императорском Казанском университете и в Оренбурге. По проекту наряду с религиозными науками предусматривалось преподавание и светских дисциплин. Предполагалось глубокое изучение персидского, арабского, турецкого и татарского языков. Муфтий считал, что знание русского языка для духовенства обязательно. Но имперское правительство того времени решило иначе, и эта реорганизация образования отсрочилась более чем на век.

Главными фигурами в истории возникновения медресе стали братья Хусаиновы, которые в народе получили имена: Ахмад бай (1837-1910), Гани бай (1839-1902) и Махмут бай (1839-1910). Выходцы из Татарской Каргалы, братья с малых лет уже приучились к труду, сами добывали себе средства к существованию. Ахмад был единственным помощником в семье: он пас скот, делал саманные кирпичи, промышлял ловлей сусликов, благодаря этому получил науку на всю жизнь, покупал мелкие товары коробейника и шел в степь — в кочевья, где менял свой товар на шкуры животных и через несколько таких оборотов смог купить лошадь с телегой. Дальше он приспособил к этому делу своих младших братьев: Гани и Махмуда. И эта дружная, старательная троица через 35 лет (с 1853 по 1888 г.) накопила четыре миллиона рублей. Они осознали, что без развития образования нельзя бороться с вековой отсталостью и нищетой, и посчитали своим долгом внести посильный вклад в дело просвещения. Деятельность Хусаиновых в строительстве мечетей и школ по времени совпадает с зарождением и упрочением новых методов обучения (разделение учащихся на определенные по возрасту классы, преподавание светских наук согласно требованию Корана, оборудование классных комнат партами, классной доской и новый — звуковой метод обучения букварю), что составляет сущность новометодных (джадидских) школ.

На пути к осуществлению своей мечты братья открыли новометодные начальные курсы по подготовке учителей, женскую школу, при них в течение десяти лет было построено 20 мечетей и медресе в Казани и различных деревнях. Помимо этого, Ахмад бай платил за работу учителям более 40 новометодных школ и обеспечивал учебниками и учебными пособиями более 200 школ. Медресе повышали уровень образованности в сельской местности.

Хусаиновы целиком были на стороне новометодных школ. Против старых методов обучения в школах, против кадимистских школ Ахмад бай говорил «Я скопил с пяти рублей четыре миллиона, про меня нельзя сказать, что я ленивый, неспособный, но я четыре года ходил в школу, а читать, писать не научился, значит — виновата школа, а не я».

Но самым значительным вкладом Хусаиновых было основание учебного заведения, медресе «Хусаиния» в Оренбурге. Оно было открыто в 1889-90 учебном году и руководилось попечительским и педагогическим советами. Новое трехэтажное здание с центральным отоплением и электрическим освещением было достроено в 1905-06 учебном году. В нем были размещены учебные классы, кабинеты, библиотеки, интернат и столовая. В этом здании на пересечении современных улицы Бурзянцева и пер. Мало-Торгового сейчас располагается факультет ОГАУ. Число учащихся в медресе в некоторые годы доходило до 500 человек и часто превышало определенное в завещании Хусаиновых число, что говорит о процветании медресе и о его популярности.

Контингент воспитанников медресе состоял из жителей всех губерний России, Крыма, Кавказа, Средней Азии и Сибири. Все они носили единую форму и подчинялись распорядку дня и правилам, которые были выработаны попечительским и педагогическим советами. Правила были очень строгими, но именно это позволяло родителям привозить своих семи-восьмилетних сыновей и оставлять их в интернате без волнения за их воспитание. Многие из них учились бесплатно, хотя некоторые родители все же выплачивали определенную сумму. Медресе помогало неимущим воспитанникам, им выдавалась школьная форма и даже прожиточный минимум во время каникул.

Далее, в начале двадцатого века, на базе медресе «Хусаиния» возникли первые советские вузы: Татарский институт народного образования, Восточный институт народного образования, Башкирский институт народного образования, Казанский институт народного образования, которые сыграли огромную роль в победе культурной революции в России в те нелегкие времена.

Развитие педагогической и научной деятельности медресе, как и всякого высшего учебного заведения, определялось, с одной стороны, социально-экономическими и политическими условиями в стране и особенностью положения Оренбуржья, с другой — уровнем развития науки в соответствующий период времени. Представлять медресе «Хусаиния» как оторванное от окружающего мира учебное заведение неверно, т. к. оно всегда было в гуще событий. Такому быстрому, прочному становлению и растущей популярности медресе способствовал блестяще подобранный педагогический коллектив. Он представлял собой передовую науку по всем обучаемым дисциплинам.

Большинство преподавателей медресе имели капитальные труды по своей специальности, а также по общепедагогическим вопросам в области просвещения, культуры, здравоохранения, внешней и внутренней политики страны и многим другим. Почти все имели переводные работы с арабского, турецкого, французского, английского и немецкого языков. Некоторые из этих трудов сохранились до сих пор. Ведущие преподаватели медресе являлись также авторами первых советских учебников, словарей, географических и исторических карт и атласов. Постановка преподавания, например, татарского языка и литературы, была направлена на воспитание любви к своему народу, родному языку, и очищению его от иноязычных слов, что и сейчас является вполне актуальным.

Как правило, преподаватели сами писали и их работы печатались на страницах периодической печати, выступали с рецензиями и критическими статьями. Это вызывало большой интерес у шакирдов, и поэтому многие из них начали печататься уже в студенческие годы, следуя примеру учителей.

Здесь преподавали Ризаэтдин Фахретдин, Сагит Рамеев, Муса Бигиев, Сагит Сунчалей, Шариф Камал, Фатих Карими и др. В «Хусаинии» не было разделения на факультеты, учебный план был для всех слушателей одинаковым, и поэтому выпускники медресе, во время работы могли стать преподавателями по избранной ими специальности или обучать всем школьным дисциплинам.

Из архивных документов мы узнаем, что многие преподаватели, независимо от своей основной специальности, вели уроки татарского, арабского языков и литературы в начальных классах, так как изучению этих предметов уделялось особое внимание и много часов.

Медресе «Хусаиния» окончили многие государственные и общественные деятели, поэты, писатели, деятели науки и культуры страны, даже меньшая часть которых достаточна была бы для украшения истории любого вуза.

Из стен этого учебного заведения вышли многие люди, которые без преувеличения составляют цвет татарской, башкирской, казахской интеллигенции: Муса Джалиль, поэт-герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии, известный всему миру своим подвигом, своими бессмертными стихами, он учился здесь с 1914 по 1923 год; Шаехзада Бабич (1895-1919) — выдающийся башкирский поэт-сатирик, автор песен, легенд и сказок; Жиангали Телепбергенов — казахский писатель, журналист, драматург, редактор газет и журналов в Казахстане; Ахмедзаки Валиди (1890-1970) — известный тюрколог, историк, автор более 50 научных работ и многие другие. К известным выпускникам-деятелям науки относятся: Джихангир Абзгильдин — ученый, автор книг по астрономии и учебников по философии и т. п.; Мухаммед Галеев (М. Гали) — видный литературовед, прозаик, старший научный сотрудник Казанского филиала АН СССР; Худайберган Жубанов — первый профессор-казах, филолог, языковед, литературовед в Казахстане; Мидхат Файзуллин — известный ученый рентгенолог, профессор, автор многочисленных научных трудов, заслуженный деятель науки РСФСР, Шагит Худайбердин (1896-1924), драматург Мирхайдар Файзи (1891-1928) и многие другие.

При жизни А. Г. Хусаинов сам финансировал медресе, а после его смерти по духовным завещаниям от 20 января 1904 г. и 7 декабря 1906 г. был учрежден крупнейший вакуф Российской империи на сумму около 500 тыс. рублей, доходы от которого шли на различные благотворительные цели.

Медресе «Хусаиния» сегодня

Медресе Хусаиновых просуществовало 30 лет (1889-1919 гг.) и было закрыто. В конце 80 х годов двадцатого века деятельность религиозных организаций, в том числе и мусульманских, возрождалась по всей России. В Оренбургской области стали активно открываться старые и новые мечети. Возникла острая необходимость в профессиональных служителях исламского культа, и в 1991 году муфтиятом (мухтасибат в то время) было решено открыть двухгодичные курсы по подготовке имам-хатыбов и муэдзинов. Так, в 1991 году, с Божьей помощью, возобновило свою деятельность медресе «Хусаиния», которое является правопреемником исторического мусульманского учебного заведения города Оренбурга — медресе «Хусаиния», основанного купцами Хусаиновыми. Оно вновь стало обучать молодых людей основам религии — Ислама, призывать к добру и вере в Единого Творца, помогать ищущим знания.

Открытие медресе способствовало возрождению традиционной для оренбургских мусульман системы религиозного образования, подготовки кадров мусульманского духовенства, духовных наставников верующей молодежи.

Предпосылки для возобновления деятельности медресе появились еще в 1989 году, когда при Соборной мечети Оренбурга были открыты воскресные курсы по основам Ислама для всех желающих. На первых порах занятия проводились в подвале Соборной мечети, уроки вел сам муфтий Абдельбарый-хазрат Хайруллин, а затем были переведены в двухэтажное здание во дворе мечети, которое в последующем стало современным зданием Духовного мусульманского образовательного учреждения — медресе «Хусаиния».

Основной целью медресе было и есть одно — удовлетворять потребность мусульман области в духовных, религиозных знаний. Наряду с этим, перед медресе также стоит задача в подготовке квалифицированных кадров — имамов, преподавателей основ Ислама, служителей при мечетях, т. е. специалистов исламского вероисповедания. В 1993 году муфтием было решено открыть в медресе отделение для обучения девушек, будущих преподавательниц основ Ислама и арабской графики (‘’абыстай’’ или мугаллима). Женское отделение в медресе «Хусаиния» было одним из первых, открывшихся в России.

С 1999 года работает четырехгодичное заочное отделение. Студенты приезжают на сессии 4 раза в год на одну неделю и обучаются по определенным программам. Сегодня количество студентов заочников более ста человек.

В 2000 году директором медресе становится Альфит (Абдулла) хазрат Шарипов, один из первых выпускников современного медресе «Хусаиния», который начал свою деятельность в медресе с 1995 года в качестве преподавателя. Этот энергичный человек, преодолевая трудности, стремится к качеству преподавания, не только увеличивая учебную и методическую литературу. Его стараниями в 2003 году медресе «Хусаиния» получило лицензию на право ведения образовательной деятельности, выданную Управлением профессионального образования Оренбургской области. В 2007 году медресе получило новую лицензию от Министерства образования Оренбургской области. С 2004 года в медресе успешно функционирует очно-заочное (вечернее) отделение. Обучение на нем длится четыре года, студенты вечернего отделения посещают занятия три раза в неделю. Эта форма обучения пользуется большой популярностью среди мусульман, которые не имеют возможности посещать занятия в дневное время из-за занятости на работе или основном месте учебы. Количество студентов вечерников в настоящее время превышает шестьдесят человек. С целью повышения интеллектуального и общего развития студентов и всех желающих в медресе регулярно проводятся мероприятия, посвященные празднованию Дня рождения Пророка Мухаммада (Мавлид), викторины, конкурсы. Ежемесячно организуется игра «Что? Где? Когда?», на знание основ религии, а также на общее развитие. Аналогично проводились игры «Поле чудес» и «Умники и умницы». Неоднократно проходил показ женской мусульманской моды. Также были организованы конкурсы среди детей на лучший рисунок и лучшую поделку на исламскую тематику.

Система обучения в медресе

Качество образовательного процесса постоянно совершенствуется. На сегодняшний день в медресе работают преподаватели, имеющие высшее религиозное образование. Все они, отучившись в «Хусаинии», продолжили обучение в высших исламских учебных заведениях России, а затем вернулись преподавать в стены родного медресе.

Обучение в медресе «Хусаиния» ведется по 4 формам:

1) очное отделение — срок обучения 2 года;

2) заочное отделение — срок обучения 4 года. Студенты приезжают на сессии 4 раза в год, продолжительность сессии — одна рабочая неделя. Обучение проводится, в соответствии с разработанными программами медресе;

3) очно-заочное (вечернее) обучение — срок обучения 4 года. Режим занятия: вторник, среда, четверг с 18.00 до 20.30 часов;

4) воскресная форма обучения — для всех желающих вольнослушателей.

Контингент студентов — заочников, вечерников, воскресников (а иногда и студентов дневного отделения) составляют представители различных профессий. Среди них немало людей, имеющих высшее светское образование. Также в числе студентов есть кандидаты и доктора наук. В медресе обучаются шакирды не только из Оренбурга и Оренбургской области, но также из Башкортостана, Казахстана, Самарской и Свердловской областей. Всего в настоящее время в медресе учится более двухсот студентов.

Учебный процесс организован в соответствии с установленной образовательной программой. Учебный год в медресе «Хусаиния» начинается 1 сентября и состоит из осеннего и весеннего семестров, заканчивающихся зачетами и экзаменами. В течение учебы студенты пишут курсовые работы на различные темы. Обучение в медресе завершается сдачей выпускных итоговых экзаменов и защитой дипломных работ. Выпускники получают лицензированный диплом об окончании медресе установленного образца.

Студентам медресе выдаются студенческий билет и зачетные книжки

В настоящее время обучение в медресе ведется по следующим предметам:

1. Коран — чтение с соблюдением правил.

2. Тафсир — толкование аятов Священного Корана.

3. Фикх — мусульманское право.

4. Акаид — наука о ЕдиноБожии.

5. Ахляк — этика и мораль, поведение мусульманина.

6. Хадис — изучение изречений Пророка Мухаммада (мир Ему).

7. Арабский язык — диалог и грамматика.

8. Имам вазыйфа — обязанности имама.

9. Вагаз-хитабат — составление и чтение проповедей.

10. История Ислама — изучение истории и жизни всех Пророков.

11. Татарский язык.

12. Основы педагогики и психологии.

В качестве факультатива организованы занятия по информатике и основам компьютерной грамотности. По действующей системе многоступенчатого образования студенты, отлично обучавшиеся в медресе, имеют возможность беспрепятственного перевода на третий курс РИУ в Уфе для продолжения обучения. Отучившись там два года — получают диплом бакалавра, проучившись еще два года — степень магистра. Кроме того, по окончании медресе желающие могут продолжить обучение в других Исламских институтах, стать имам-хатыбом в приходе, или поступить в любое высшее учебное заведение для получения светского образования, и продолжить обучение, будучи духовно развитыми. Ведь Россия нуждается именно в духовно развитых, образованных гражданах.

Медресе разработало учебно-методические пособия по изучаемым предметам. За многие годы образовательной деятельности выработана и успешно функционирует система обучения, позволяющая студентам получить комплексные религиозные знания и дающая возможность поступления в высшие мусульманские учебные заведения для продолжения образования.

Медресе активно участвует в научных и образовательных мероприятиях города и области. Руководители медресе неоднократно были участниками различных научно-практических конференций и круглых столов по проблемам воспитания культуры толерантности в современном обществе, истории Ислама в Оренбуржье и его развития в настоящее время, по проблемам распространения наркомании и алкоголизма в Оренбуржье и многих других.

Особое место в деятельности преподавателей и студентов занимает воспитательная и духовно-просветительская работа. В медресе важнейшей составной частью учебного процесса является учебная практика шакирдов в местных религиозных организациях — мечетях области.

С каждым днем в медресе улучшаются и бытовые условия. Для студентов медресе работает столовая, где они бесплатно питаются три раза в день. Создан компьютерный класс. Открыта библиотека, в которой собрана необходимая литература, фильмы, компьютерные программы для изучения Корана и арабского языка. Библиотеку стараются непрерывно пополнять. Также в планах руководства — открытие при медресе медиа-студии, задачей которой будет выпуск литературы и компакт-дисков религиозной тематики, создание и поддержание сайта, посвященного медресе «Хусаиния» и Исламу в Оренбуржье в целом.

С 1993 года (с момента первого выпуска) медресе окончили 290 студентов. Около 70% выпускников работает в приходах области. Все они ведут учебную деятельность по духовно-нравственному воспитанию народа: как правильно читать намаз, держать пост, выполнять другие религиозные обряды. География распространения выпускников медресе не ограничивается Оренбургской областью, многие живут и служат и за ее пределами в разных регионах России.

Основная задача медресе — подготовка кадров мусульманского духовенства для Оренбуржья, но не менее важной является задача помочь социально неблагополучной молодежи встать на путь истинный, найти свое место в жизни. Обучение в медресе проводится в комплексе с формированием духовной и просвещенной личности, воспитанной в традициях толерантности, межрелигиозного согласия. Воспитание, полученное в медресе, является надежной защитой от пьянства, наркомании, от соблазнов, подстерегающих современную молодежь. В процессе получения религиозного образования учащиеся приобретают трудовые навыки, учатся строить, ремонтировать, готовить, содержать в порядке свое здание, заботиться друг о друге.

Медресе «Хусаиния» играет важную духовно-просветительскую роль в формировании современной личности. Обучение и воспитание под руководством опытных преподавателей медресе позволяет оградить от негативного влияния окружающей среды, научить видеть главное в жизни, быть трудолюбивыми, отличать истинные ценности от ложных, стремиться к успеху и уверенно ориентироваться в быстро меняющемся мире.

Руководство медресе не останавливается на достигнутом и прилагает максимум усилий, для того, чтобы повысить уровень образования и чтобы в это учебное заведение стремились поступать как можно больше студентов. И чтобы как можно больше выпускников, выйдя из стен медресе, прожили свою жизнь в поклонении Всевышнему и распространяя истинные знания — Ислам. Знания, полученные в медресе, будут крепкой опорой в жизни человека. Так как эти духовные ценности являются богатством, как в этой временной жизни, так и в той — жизни вечной.


Система образования у народов России, исповедующих ислам, имеет многовековую традицию: корни ее уходят во времена Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства. Вплоть до Октябрьской революции образование и просвещение у мусульманских народов России носило конфессиональный характер. В систему исламского образования входила школа двух типов: начальная ступень – мактаб и средняя – медресе, эта система типична для всего мусульманского мира России. С течением времени мусульманские учебные заведения переживали эволюцию, происходили изменения, вырабатывлись и собственные ориентиры. В России медресе открывались во всех местностях со сплошным мусульманским населением: в Урало-Поволжье, на Кавказе, в Крыму, но особенно многочисленны они были в Средней Азии.

Медресе открывались в городах и в тех деревнях, где были богатые люди, способные содержать медресе, а также мударрис с хорошим образованием, способный организовать учебное заведение такого типа. На Кавказе медресе организовывались обычно алимами (ученые) или кази. В старой школе мударрисы, как правило, были питомцами медресе Бухары или Коканда, а также Константинополя. Не всегда и не все медресе поддерживали высокие стандарты образования. Возвышение или угасание того или иного учебного заведения было связано с личностью мударриса, а также купца-мецената. Обычно медресе авторитетного имама приходилось на несколько деревень в округе, которые, как пишут исследователи Р.М. Мухаметшин, Д.М. Исхаков, по своей популярности и уровню подготовки не уступали городским. Такими были медресе в деревнях Кышкар, Тюнтяр, Большие Сабы, Тымытык, Байряка (Казанская губерния), Куганакбаш, Балыклыкуль, Стерлибаш (Уфимская губерния), Оренбургская губерния славилась Сеитовым посадом (Каргалинские медресе) и др. Медресе в селе Согратль Дагестана считался «рудником науки», «родником ученых, благочестивых, поклоняющихся». Сюда стекались мутаалимы из Дагестана, и из других уголков Кавказа. Медресе являлось повышенным учебным заведением, которое углубляло знания шакирдов в области мусульманской философии, логики, юриспруденции. Кроме этих наук, преподавали также географию, астрономию, иногда физику, химию, религиозные предметы. В то же время во многом конкретное наполнение программы мусульманской школы теми или иными предметами зависело от наличия педагогов – мугаллимов. Особое место в программе отводилось изучению классического арабского языка как языка священного Корана.

В конфессиональных школах учителя называли по-разному: мугаллим (обучающий, учитель ), мулла (мауля, господин ), мударрис (читающий лекции, учитель ), – это звание почетнее, чем предыдущие. Если должность мударриса была связана с должностью муллы – то он оставался на этой должности до самой смерти. Глубокая старость или даже дряхлость не являются поводом для отставки учителя. В случае физической невозможности преподавать в помощь старику назначается помощник (хальфа), который обычно становится и преемником по смерти старшего мударриса. Среди мусульман учитель был лицом почетным и уважаемым, так как посредством обучения распространяется ислам.

В больших и наиболее состоятельных медресе существовала должность заведующего вакуфом, его называли «мутавалли», он вел всю хозяйственную часть, которая была совершенно независима от учебной; а учебной частью руководил мударрис. В больших и богатых медресе было несколько мударрисов. Учеников медресе называли талиб (ищущий знания), или шакирд (ученик, подмастерье). Студентов крымских медресе называли «сохта», на Северном Кавказе наряду со словом «талиб» употребляли слово «мутаалим» (учащийся).

Мударрис читал лекции для старших учащихся по теоретическим дисциплинам, таким как «хикмат» (философия) и «мантык» (логика). Он же проверял усвоенные знания, находясь в кругу своих учеников или со стороны, следил за ними и руководил занятиями преимущественно старших учеников. При этом старшие помогали младшим. На помощь мударрису назначались хальфы – шакирды, уже освоившие основы исламских знаний. За ним закреплялась младшая группа учащихся. В начале занятия он с каждым работает индивидуально, а затем – со всей группой. И у него были свои помощники: наиболее способные ребята обучали более слабых. Такую взаимную форму обучения исследователь Ялалов Ф.Г. сравнивает с так называемой Белл-Ланкастерской системой обучения, получившей наибольшее распространение в начале XIX века. «Это был дешевый, без больших финансовых затрат, способ приобщения большого количества детей к грамоте», – пишет он. Кроме того, шакирды в процессе обучения не только закрепляли свои знания, но и практиковались, приобретали профессиональные навыки учителя. Наиболее способному шакирду мударрис в устной или письменной форме передавал право преподавания определенной книги (иджаза ). Такое освидетельствование являлось логичной формой подготовки кадров.

В крымскотатарских медресе назначенного мударрисом старшего называли биюк . Под его руководством сохты (ученики) учились, жили автономно. По утверждению Маркова Е.Л., «сохты, собственно говоря, уже не ученики, а свободные слушатели вроде студентов или, еще ближе, вроде учеников древнегреческих философов. Сохта пользуется в народе уважением, как лицо духовное». Для всех учащихся медресе проживание в интернате было обязательным. Это давало возможность углубиться в учебный процесс, находиться подальше от житейских проблем родного дома. Кроме самоподготовки, обучающиеся обслуживали сами себя, по очереди готовили, делали уборку. Кази (судья, контролер) отвечал за организацию и контроль самостоятельной работы учащихся, выполняемой в интернате. Медресе Бухары представляли собой своеобразные пансионы. Приезжие издалека шакирды обычно покупали комнату и продавали ее новым приезжим шакирдам при отъезде. Поскольку желающих учиться было много, то найти комнату в большинстве случаев было трудно. Вся Бухара представляла собой как бы единое учебное заведение. Большинство ученых людей Бухары были преподавателями высших учебных заведений города.

Некоторые крымскотатарские медресе, например, Ханское медресе в Бахчисарае, архитектурно были разделены на массу маленьких комнат, как кельи (см. схему). Назывались они ода: «в полутемных ода стояли высокие нары, где сохты изучали свои задания и уроки, не мешая друг-другу. Чтобы мударрис имел возможность присматривать за процессом обучения, на этих нарах были сделаны специальные решетки».

Сельские медресе были менее благоустроены: «вдоль трех стен медресе протягивались занавески и образованное ими пространство разделялось на маленькие комнатки, по одному окну в каждой. Перед занавесями оставалось довольно просторное место, называвшееся «джамагат секесе » (общее); она служила и залом, и коридором, и классом. Во время лекции все занавеси поднимались и шакирды слушали лекцию, образуя полукруг перед мударрисом». Мударрис обладал непререкаемым авторитетом, мугаллимы и шакирды восхищались его знаниями, гордились им. «По способу преподавания он был похож больше на профессора, чем на простого учителя. На его лекциях присутствовали ученики всех хальф, он не спрашивал учеников и редко проверял их. Низшие две или три ступени не могли слушать мударриса, они должны были довольствоваться одним хальфой, – пишет Джамалетдин Валиди. – Слушатели имели право прерывать лекцию и возражать против чего-нибудь мударрису. На это возражение должен был отвечать другой слушатель; но возражавший не удовлетворялся его ответом и возражал снова. Таким образом, начиналось ученое состязание, в которое вмешивались и другие шакирды». Иногда поднимался большой шум, тогда вмешивался сам мударрис и унимал шакирдов, объясняя, в чем тут дело.

В старой школе не было распределения учащихся по классам, не было определенных сроков обучения, но полный курс обучения был разбит на 10 ступеней с различным уровнем сложности. Каждая ступень имела свое название. Оно совпадало с названием той книги, которая служила неизменным учебником данной ступени. Шакирдов тоже именовали по названию ступени. Например, шакирда самой младшей ступени называли тафир-ханом , а самой высшей ступени – мулла-джелаль-ханом . Посещение уроков было свободным.

Экзаменов при переходе в старший класс не существовало: окончив изучение известной книги и переходя к следующей, учащиеся тем самым становились учениками высшего класса. Определенных сроков для пребывания в том или в другом классе не было, фактически пребывание в каждом из трех классов продолжался в среднем от 3 до 4 лет. Не доучившись в одном медресе, шакирды могли перейти в другое, к более авторитетному мугаллиму, где обучались уже по иным книгам. Среди преподава-телей медресе существовала своего рода конкуренция: ученики имели право переходить к более известному или знающему преподавателю и пользовались этой возможностью.

Единой обязательной программы в старой школе не было и не могло быть (в современном мире в некоторых странах также отсутствуют единые стандарты обучения, например, в ряде европейских стран как в конфессиональной, так и в светской школе, руководствуясь тем, что обязательные учебные программы ведут к формализму, мешают обнаружить дарования и особенности детей, регламентирует их жизнь, навязывают всем детям одинаковые знания). Но в мактабе или медресе существовал цикл обязательных предметов, которые изучались повсеместно, независимо от того, где это происходило – в какой стране, а также в городе или деревне. В этот список необходимых дисциплин входили Коран и Арабский язык, Хадисы (изречения пророка Мухаммада), Ильм-тафсир (толкование Корана), Фикх (исламское законодательство), Усулу-ль-фикх (теория мусульманского права), История ислама и известные в то время все светские науки.

Отсутствие единой системы образования, единых программ и учебников с определенным кругом учебных дисциплин порождало качественно неоднородное учительство, отсутствие одинакового уровня подготовки. Многое зависело от уровня образованности преподавателя. Некоторые мударрисы, получившие высшее религиозное образование в Средней Азии, Турции, Иране, или же в Египте, отличались хорошей теоретической подготовкой и стремились к тому, чтобы уровень подготовки своих подопечных соответствовал уровню подготовки шакирдов мусульманского мира. Авторитет такого преподавателя рос, услышав об учености какого-либо мударриса, для получения образования учащиеся приезжали с разных местностей.

Методы обучения в традиционной мусульманской школе

Начинался процесс обучения с освоения азбуки, что означало вначале заучивание названий арабских букв в порядке алфавита, слогов, а затем – запоминание отдельных фраз, отрывков и целых книг. Этот метод обучения, существовавший у мусульман, так называемый книжный метод , заключался, прежде всего, в заучивании айатов (строф, стихов) и отдельных глав (сур) Корана, далее – преданий о жизни пророка и других религиозных сочинений, философских трудов.

Особый метод обучения Корану был так называемый «иджек» . Как пишет Джамалетдин Валиди, «это было не беглое чтение Корана, а раздельное: читали, разделяя каждое его слово на составные части по звукам и слогам и таким образом сочетая их в слова. Это вызывалось отчасти своеобразной орфографией Корана». Такая методика воспитывала не только внимательное отношение к фонетике, орфоэпике, но и закладывала основы правописания. После «иджига» начиналась «сура»: так называли уже беглое чтение Корана.

Система образования мусульман России, содержание и методика преподавания в этих учебных заведениях изучались и представителями русской науки. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона 1890 года издания о медресе сказано: «В медресе ученики выучивали наизусть аваль-ильм (первые знания) краткий мусульманский катехизис, изложенный на персидском языке в вопросах и ответах. После усвоения этого материала начинали изучать грамматику арабского языка; учащиеся должны были овладеть арабским языком настолько, чтобы без особого труда следить за дальнейшими отделами курса». После усвоения общего курса в медресе учащимся предлагалось два направления – общеобразовательное и юридическое.

Исследователь Аминов Т.М. конфессиональные школы называет первыми профессиональными учебными заведениями. Уже в старой школе происходило становление профессионального исламского образования. По сведениям из словаря Брокгауза и Ефрона, в состав общеобразовательного курса «входят богословие, логика, диалектика, метафизика, с отделом астрология и космография, канонические предания и объяснения к Корану. Юридический курс слагается из изучения религиозного права (о деяниях безусловно и условно обязательных, неодобрительных и запрещенных, об обрядах и т.п.) и гражданских и уголовных законов теократического мусульманского государства». Содержание полного юридического курса предполагало ознакомление с мусульманской юриспруденцией (шариат), этот курс заканчивали те, кто надеялся со временем занять должность муфтия или кази (знаток шариата, судья). «Из других наук большим уважением пользуется математика, но она проходится лишь попутно при изучении наследственного права и сводится к четырем правилам арифметики и некоторым положениям геометрии, необходимым для измерения земли при разделе ее между наследниками, а также при купле-продаже». В некоторых медресе изучались и другие предметы, например, география, химия, основы народной медицины, сельское хозяйство.

Методы преподавания богословских наук обусловливались языком преподавания. Как было отмечено выше, богословские науки излагались не на понятном родном языке, а на арабском. Чтобы запомнить изучаемое, необходимо было повторять одно и то же. Безусловно, при таком порядке изучения наук наиболее подходящим был концентрический метод обучения: от изучения легкого материала к более трудному и сложному, часто повторяя пройденное. «Естественно, – пишет инспектор народных училищ в дореволюционной России Коблов Я.Д., – этот метод не носил тогда такого названия и не был разработан научно. Такой метод был выработан самой жизнью». Образование предполагало три уровня: матн, шарх и хашият. Такая демократичная форма ступенчатого обучения способствовала стремлению к самообразованию, обучающиеся достигали разных уровней образованности соразмерно способностям и усердию.

Коблов Я.Д. выделяет два метода преподавания в традиционной школе: катехизический и эвристический.

Катехизический метод практикуется в самом начале курса обучения в мактабе: учитель задает вопросы и говорит ответы на них. Ученики, повторяя за учителем, заучивают урок. На последующих уроках учитель задает вопросы приблизительно в той же форме, на каковые и получает от учеников заученные ответы. При таком обучении шакирды запоминали материал механически, не продумывая и не анализируя. Но при этом у них развивалась память (что очень продуктивно в этом возрасте), откладывались в голове элементарные сведения по основам ислама, морали.

Эвристический (сократический) метод . На следующей ступени обучения, в медресе, обучение велось уже по-другому. «В медресе обучение ведется уже по эвристическому или даже сократическому способу, что находится в зависимости уже от искусства учителя. Учитель прочитывает несколько строк из книги… Ученики высказывают свои мысли по поводу прочитанного. Завязывается спор между учениками. Когда мысли вполне формируются, выясняются, учитель примиряет противоречия, высказывая свое истинное положение, часто догматически». Таким образом развивалось логическое мышление, лучше усваивался и запоминался данный материал. Но при таком обучении замедлялся процесс, изучение полного курса наук затягивалось на годы. Переводя на современный язык, такого рода семинарские занятия, а не лекционные, утвердились уже в IХ веке, как только появились первые медресе. Преподаватель совместно со слушателями разбирал и толковал (тадрис) изучаемое, соответственно преподаватель называется мударрисом (толкователем), а учебное заведение – мадраса/медресе. Многое зависело от умения и мастерства мударриса, его заинтересованности и усердия – исходя из этого, он мог применять различные методы преподавания.

Активные методы обучения

Чтобы развивать в учениках находчивость, остроумие, повышать интерес к учебному процессу, некоторые преподаватели устраивали состязания в стихотворном искусстве – мушагара (стихотворение). Учитель пишет на клочках бумаги первую строчку стихотворения, как намек на известную мысль. Ученик должен понять эту мысль и закончить двустишием или четверостишием. Некоторые шакирды при этом проявляли высокое мастерство. Сочиняли не только четверостишия, но и бииты (напевное произведение с трагическим сюжетом), мунаджаты (напевное обращение, мольба к Аллаху о прощении. Бииты и мунаджаты относятся к лиро-эпическому жанру восточной литературы и фольклора).

Были и другие методы, способствующие развитию мышления, умения вести диалог. Мударрисы устраивали моназара – интеллектуальные состязания между шакирдами, организуемые в форме диспута. Часто эти состязания устраивались между шакирдами соседних медресе. Моназара были направлены на формирование у шакирдов не только критического мышления, но и на развитие навыков ораторского искусства, умения отстаивать собственную точку зрения, аргументировать и доказывать свою правоту. Такие методы и приемы способствовали повышению интереса к обучению, воспитанию профессиональных качеств.

На изучение сур Корана, на их толкование, а также изучение богословских наук по разным книгам, в зависимости от сложности текста и его объема, от способностей и прилежания шакирда, уходило по два-три года. Поощрялось стремление шакирдов к самообразованию. Этому способствовало также наличие богатых библиотек при медресе.

Много внимания и времени уделялось изучению арабского языка и арабской литературы. Арабский язык изучался как священный язык, язык Корана, рассматривался как основное средство усвоения всех исламских наук. В преподавании арабского языка некоторые мударрисы достигали больших успехов. Подробнее о методах преподавания арабского языка будет изложено в следующей главе.

Такие предметы, как родной язык, русский язык, в старой школе не преподавались в связи с тем, что не было спроса. Пока еще это не вошло в традицию, а, кроме того, важным было то, что за каждый предмет нужно было платить. Не всем это было под силу. «…Но тут не учат языку татарскому по правилам грамматики…языку своему каждый должен выучиться от матери», – пишет Коблов о казанских медресе. Среди шакирдов татарских медресе было чрезвычайно популярно чтение поэтического эпоса на тюрки – «Кысса-и Йусуф» (Сказание о Йусуфе) поэта начала XIII века Кул Гали. Поэма эта проповедует гармонию взаимоотношений между старшими и младшими братьями, между отцами и детьми, читая эту книгу, шакирды вчитывались в нее, как в учебник жизни, свод благородных побуждений и поступков, образец красоты и мудрости, формировали свой нравственный идеал.

Обучали шакирдов по книгам, привезенным из Египта, Сирии, Йемена, Индии, Ирана, Турции, написанным на арабском, турецком и персидском языках. Благодаря этому любимыми книгами шакирдов, кроме религиозных, стали классические произведения восточной литературы: «Тахир и Зухра», «Лейла и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Дастан и Бабахан» и другие. По этим же книгам шакирды усваивали и языки.

Девочек обучали отдельно от мальчиков. Раздельное обучение требовало больше помещений, поэтому девочек с малолетства обучали в семье, далее они учились в доме муллы, у его жены, которую величали остабике , или абыстай . Таким образом решались сложные вопросы с помещением. Приемы обучения здесь были те же, что и в мактабе. Вот сведения из наблюдений немецкого ученого Карла Фукса: «женский пол у казанских татар получает равным образом известную степень образования, и между татарками мало найдется таких, кои бы не умели надлежащим образом читать и писать. Они учатся у жены муллы мечети: женщина эта имеет большие способности для обучения их сим предметам. Я сам видел прекрасно написанные ее воспитанницами письма и некоторые татарские песенки». В «Сборнике документов и статей по вопросу об образовании инородцев» издания 1869 г., директор Таврических училищ Марков Е.Л., докладывая об образовании крымских татар, свидетельствует не только об обучении девочек на дому, но и в мактабах: «Во многих местах девочки так же посещают мактабы и в этом обстоятельстве нельзя не видеть некоторые свободы татарского взгляда». Сравнивая русскую и мусульманскую школу, он отмечает и другие нововведения той эпохи: «что еще важнее и поучительнее для нас, татары, по крайней мере, на практике, допускают женщину в учительницы народных школ, против чего у нас еще теперь восстают как против вредного нововведения».

На Кавказе была широко распространена так называемая «кораническая школа», которая организовывалась грамотными родителями или их родственниками в частном порядке, на дому. Коранические школы играли большую роль в обучении девочек грамоте. Родители учили детей азбуке, различным молитвам и чтению Корана, считая своим «священным долгом» дать своим детям такое образование.

Историческая роль традиционной методической системы

Существует мнение, что методы обучения, складывавшиеся в мактабе и медресе веками, были элементарны, даже примитивны, программа мактабов и медресе ограничивала шакирдов, поскольку ориентировала исключительно на религиозные предметы. Однако нужно учесть и признать, что на ранних исторических этапах эти методы были достаточно эффективны, об этом свидетельствует взлет исламской культуры и научной мысли в X-XV веках. В средневековых медресе курс обучения был устроен очень разумно и по тому времени он отличался прогрессивностью. По исламу, светская и религиозная жизнь неразделимы, поэтому и в учебных заведениях изучались все известные тогда дисциплины – мусульманское религиозное образование служило жизни, сообразно движению прогресса. По мнению Коблова Я.Д., светские науки имели лишь вспомогательное второстепенное значение, а не основное, главное. «Нужно смотреть на арабскую грамматику, на поэтику, риторику, арифметику, логику, философию только как на средство для того, чтобы постигнуть всю глубину священной литературы», – пишет он. Но существуют другие, совершенно полярные точки зрения по этому поводу. По мнению мусульманского ученого имама Аль-Газали (ум. 1111), следует основательно изучать вспомогательные науки, которые преподавались в медресе. И обязательные, и вспомогательные науки имеют целью укрепление веры, первое при помощи глубокого изучения слов Всевышнего в Священном Коране, а второе – с помощью тщательного, систематического изучения жизни человека и природы.

Роль ислама в общественной жизни была весьма разнообразна. Поэтому изучаемые в медресе предметы тоже служили жизни общества. Наука должна служить жизни, образование должно быть пригодно не только для современной жизни, но и направлено на будущее. Как справедливо заметил муфтий Риза Фахретдин в начале ХХ в., «обучайте своих детей, обогащайте их знаниями не только своего времени, но и современными, не только современными, но и наукой будущего – потому что им жить не в вашу эпоху, а в будущем».

С течением времени готовность к изменениям, гибкость системы была утеряна. Утеряна главная особенность традиционной школы – прогрессивность. В программе медресе, установленной еще в средневековье, неизменные курсы с течением времени превратились в схоластические дисциплины. К XIX веку исчезла большая часть дисциплин, не прогрессировали и методы их изучения; традиционные методики, идущие через века, носили скорее формальный характер. Наблюдалась тенденция к снижению общего уровня мусульманского образования. Современный исследователь крымскотатарских медресе Ганкевич В.Ю. одной из причин таких сложностей в обучении называет то, что «методика и дидактика древнемусульманских медресе составлялись для арабских учащихся. Без изменения, с религиозным благоговением они были перенесены на тюркскую, довольно отличную языковую почву и, выхолостившись, стали очень ощутимым тормозом в развитии национального образования».

Кадимистскую (старую школу) критиковали многие: и просвещенные мусульманские писатели конца XIX в., и дореволюционные исследователи, и советские. Но именно мактабы и медресе позволили распространить среди мусульман массовую грамотность, которой не было среди других народов России. Обучение в кадимистской школе имело свои преимущества, свою динамику развития. Существование этой системы, его функционирование возможно было только потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало предыдущим опытом, обогащало, приумножало и передавало его в более развитом виде следующим поколениям. Кадимистские учебные заведения, благодаря широкой гуманитарной подготовке на основе религиозного мировоззрения, наряду с религиозными служителями формировали и интеллектуальную элиту нации – историков, философов, филологов, педагогов, писателей, поэтов и общественных деятелей.

Традиционная образовательная система в значительной степени исчерпала свои возможности по обучению подрастающего поколения в соответствии с требованиями времени, возникла необходимость коренных изменений. Но все же неоспорима историческая роль этой системы в процессе хранения религиозно-бытовых устоев, становления наций. Религиозные школы ислама превратились в значительные культурно-образовательные центры. Они являлись центром профессиональной подготовки национальной элиты: из мактабов и медресе вышли все известные до революции поэты, писатели, ученые, табибы (доктора), политики. Из старых, «кадимистских» медресе вышли такие выдающиеся ученые-просветители, как Г. Курсави, Ш. Марджани, Г. Баруди, К. Насыри, Р. Фахрутдин, Г. Ильяси, Х. Фаизханов, М. Акмулла и др.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Назовите основной ареал распространения ислама в дореволюционной России.
  2. Коблов Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар. С. 43

    Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. С. 132

    Марков Е.Л. Материалы по вопросу об образовании крымских татар. С. 108.

    Коблов Я.Д. «Конфессиональные школы казанских татар». Казань, 1916. С.12.

    Риза Фахретдин. Адаби таглим. Эпиграф к книге. На арабском языке. – Оренбург, 1902. – 208 с. Титульная страница.

Официальный ответ на вопрос "медресе - что такое" следующий: это учебное заведение мусульман, в котором готовят учителей и даже священников. Иногда здесь обучаются и будущие государственные служащие. То есть его можно считать аналогом высшего учебного заведения в странах Европы и Америки.

Медресе - что такое? Его история

Если переводить непосредственно с арабского, то это слово означает в прямом смысле место, в котором кто-то чему-то учится, что-то изучает и познает. То есть значение слова "медресе" - "место для учебы".

Первое учебное заведение такого типа появляется во время правления династии Аббасидов. Первые упоминания и ответы на вопрос: "Медресе - что такое?" - датируются только 9 веком, но в 13-м это явление уже широко распространено. В таких школах в основном изучались предметы с религиозным уклоном, в том числе богословие и коранические дисциплины. Помимо этого, ученикам преподавали арабский язык, необходимый для чтения Корана, а также арифметику и историю. В 11 веке школа превращается в государственное учреждение. Правительством назначались преподаватели, работавшие там. Возможно, именно благодаря этому активно развивалась ортодоксия суннитов. Постепенно из заведения, бывшего изначально школой, сделали место для подготовки кадров для государственной службы. То есть медресе стало оплотом контроля за религиозной и политической жизнью государства.

Организация учебы

Основные предметы, которые изучались в медресе: медицина, математика и юриспруденция.

Эти учебные заведения должны были готовить чиновников, свято преданных государству. Именно этим был обусловлен выбор предметов, ведь медресе по замыслу властей должно было превратиться в инструмент контроля за политической и религиозной жизнью общества. Занятия проводились в мечетях, которые не имели первостепенного значения для правоверных. Содержание школ и расходы оплачивались вакфом. Мударрисы-преподаватели также получали жалование за счет государства. Они набирали себе помощников, с которыми вели лекции для студентов, организовывали диспуты на религиозные темы, а также изучали литературу, которая могла в будущем пригодиться ученикам на государственных постах. Ученики, прошедшие такое обучение, становились верными подданными государства, которое обеспечивало их не только жильем и принадлежностями на время обучения, но и стипендией. 12 век в истории образования в арабских странах знаменателен тем, что в это время начинают строиться учебные заведения нового формата, так называемые медресе-усыпальницы. Одно помещение в них предназначалось для проведения занятий, а другое, отгороженное, служило местом погребения основателя. Отсюда видно, что организация медресе было почетным занятием, своеобразным вкладом в развитие государства.

Что изучалось

Говоря о том, медресе - что такое, мы разобрались, что это аналог высшего учебного заведения для чиновников. Соответственно, изучаемые дисциплины были подобраны с учетом этой специализации. Поскольку в правовых школах готовили чиновников и бюрократов, помимо фикха, были введены юриспруденция и ряд других смежных дисциплин. Фатимидские имамы, благодаря своей активной миссионерской деятельности, смогли склонить султана Саладина открыть новые школы. Поскольку он был приверженцем суннизма, то в новых учебных заведениях ученики воспитывались в духе этого течения и готовились принять пост на государственной службе.

То есть султан сделал все, чтобы обучать бюрократов, разделявших с ним одни религиозные и политические взгляды.

Архитектурные традиции

Мусульманское медресе считается одним из шедевров зодчества, так как его оформлению уделялось самое пристальное внимание. В комплекс сооружений входила непосредственно мечеть, жилье для студентов, классы и трапезные. Основным помещением был айван - сводчатый зал, разделенный на три нефа рядами колонн. Одна его сторона была открыта и вела в главный двор. Оформлению медресе уделялось особое внимание. Сохранившиеся до наших дней строения в Стамбуле и других городах поражают своей красотой и утонченностью.

Культурное и историческое значение

Основная роль медресе как образовательного центра не сводилась только к подготовке лояльных к государству чиновников. Они имели большое значение для распространения ислама как на Востоке, так и на Западе, оказав в свое время большое влияние на систему европейского образования. Например, первым учебным заведением, готовившим бюрократов для государственной службы, стал Неаполитанский университет в Италии. По сути, это прямое заимствование опыта мусульман в подготовке чиновников. Европейцы быстро переняли этот опыт.

В результате практически все университеты Европы были организованы по модели медресе. Они обеспечивали учащихся стипендиями, жильем, доступом к образовательным материалам.

Медресе сегодня

Образовательные учреждения такого типа есть не только в мусульманских странах. Например, в Казани действует Медресе Мухаммадия, где студенты получают богословское образование или готовятся стать переводчиками с арабского. На учебу принимают только мусульман.

«Ак мечеть» Централизованной религиозной организации - Духовного управления мусульман Республики Татарстан

Медресе зарегистрировано постановлением Мэра города Набережные Челны № 942/23 от 4.12.1992 г. Медресе открылось как женское религиозное учебное заведение - медресе "Тензиля". Приказом Председателя ДУМ РТ, Муфтия Гусман хазрата Исхакова № 583 от 20.07.2000 г. медресе продолжило образовательную деятельность как мужское религиозное образовательное учреждение - медресе "Ак мечеть".

Учредителем медресе является Централизованная религиозная организация - Духовное управление мусульман Республики Татарстан.

Место нахождения медресе (юридический адрес): 423810, РТ, г. Набережные Челны, бульвар Энтузиастов, д.12, (2/14).

e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Руководящими органами управления являются: ЦРО - ДУМ РТ, Ученый совет (Шура), Руководитель (директор).

Высшим органом управления медресе является Учредитель. Председателем руководящего органа Учредителя является Муфтий ЦРО - ДУМ РТ Самигуллин К.И. 420111. г. Казань, ул. Лобачевского, д.6/27.

Ученый совет (Шура) является коллегиальным исполнительным органом. Председатель Ученого совета - директор медресе Шайхевалиев Рустам Шайхразиевич. 423810, г. Набережные Челны, бульвар Энтузиастиов. д.12. (2/14).

сайт: www.сайт ; e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

На основании лицензии (№ 3889 от 17 апреля 2012 г.) выданной министерством образования республики Татарстан медресе реализует основную образовательную программу среднего профессионального религиозного образования (ООП СПРО) по подготовке священнослужителей и сотрудников религиозных организаций мусульманского вероисповедания по очной, очно-заочной и заочной формам обучения, и готовит имам-хатыйбов, преподавателей основ Ислама и арабского языка.

Численность обучающихся в медресе: 295

Обучение ведется на татарском и русском языках.

Обучение бесплатное. Стипендия не предусмотрена. В медресе имеется общежитие. Общежитие предоставляется бесплатно.

В медресе обучают квалифицированные преподаватели, которые получили высшее светское и религиозное образование в таких всемирно известных исламских учебных заведениях, как Исламский Университет (г. Медина) и университет «аль-Азхар» в Каире и в ВУЗ-ах России. В медресе действуют дневные, вечерние и заочные отделения.

Дневное отделение. В медресе принимаются юноши до 25 лет, с образованием 9-11 классов. Студентам, поступившим в медресе после 9, 10 класса, предоставляется возможность параллельно учиться в средней школе и получить аттестат о полном среднем образовании государственного образца. Срок обучения 3 года. Занятия начинаются 1 сентября.
Вечернее отделение. В медресе принимаются лица мужского и женского пола разных возрастов. Занятия для мужчин проходят в понедельник и в среду с 18.00 до 21.00, а женщины учатся в субботу и в воскресение с 12.00 до 15.30. Срок обучения 3 года. Занятия начинаются с 1 октября.

Заочное отделение. В медресе принимаются лица мужского и женского пола разных возрастов. Зимняя сессия для мужчин организуется с 20 декабря до 31 декабря, а для женщин с 31 декабря до 10 января. Летняя сессия для мужчин проходит с 20 мая до 31 мая, а для женщин с 1 июня до 10 июня. Срок обучения 3,5 года.

После сдачи всех экзаменов обучающемуся предоставляется диплом ЦРО - ДУМ РТ. В медресе созданы все условия для жизни и учебы: учебные классы, которые соответствуют необходимым требованиям, столовая, спортзал, библиотека, душевые, молитвенный зал и общежитие – все в одном здании. Обучающиеся получают полноценное трехразовое питание в столовой медресе, для них организуются спортивные игры, различные мероприятия, конкурсы и отдых на природе.

Для справок:

- (8 - 8552) 38-67-02 (директор),

38-86-33 (вахта).

Наш адрес: г. Набережные Челны,

Бульвар Энтузиастов, д.12,

(Новый Город, д. 2/14).

Веб - сайт : www. akmechet. ru

Поступающие должны предоставить следующие документы:

1. Заявление на имя директора. (Несовершеннолетним необходимо заявление и от родителей).
2. Паспорт (оригинал и копия).
3. Аттестат о полном среднем образовании (или об образовании 9,10 классов).
4. Фотокарточка (3х4 см), 4 штук.
5. Медицинская справка (формы 086 У).
6. Трудовая книжка (предоставляется имеющими трудовой стаж).

В медресе «Шейх-Саид» прошли первые занятия на вечернем отделении для взрослых и в группах для детей.

В женском зале исламского комплекса яблоку негде было упасть. В этом году около 60 девушек пополнили ряды учащихся медресе «Шейх-Саид».

Учителя, тетради и ручки, доска, перекличка – все как в обычной школе, только преподают здесь не русский язык с математикой, а исламские науки. Фикх» — мусульманское право, «хадисы»- изречения пророка Мухаммада (мир ему), «Коран», «акыда»- вероубеждение, «ахляк» — нравственность мусульманина, «сира» — история и жизнеописание пророка Мухаммада (мир ему), «Тафсир»- толкование Корана – вот чему будут учить опытные преподаватели — выпускники исламских университетов.

Поприветствовав «новеньких» мусульманок, Расим-хазрат Кузяхметов сказал:

Мы собрались в одном из домов Аллаха, мы совершаем поклон в сторону Каабы, верим в Пророка Мухаммада, да благословит Его Аллах и приветствует, нас связывает одна религия – ислам. Я надеюсь, что таким же составом мы завершим наш курс. От вас требуется старание, прилежное посещение занятий, выполнение домашних заданий. Веру нужно подкреплять прочными знаниями.

Расим-хазрат рассказал о первых Священных книгах, пророках, ниспослании Корана Мухаммаду (мир ему), жизненном пути Пророка.

На следующем уроке Рашит-хазрат Тугушев преподает «Тафсир». Это наука, помогающая понять писание Аллаха, ниспосланное Пророку Мухаммаду(мир ему), разъясняет его смысл. Она черпает сведения из наук арабского языка, риторики, науки красноречия, таджвида.

Пророк (мир ему) сказал, что лучшие из мусульман те, кто выучил Коран и учит ему других. На занятиях мы будем толковать Коран, чтобы впоследствии мы смогли учить наших родственников, друзей. Мы должны стремиться стать лучшими, как завещал Пророк (мир ему), — говорит Рашит-хазрат.

Хорошими мусульманами хотят стать не только взрослые, но и дети.

В старшей группе девочек занятия проводит одна из преподавателей медресе — Альфия Кармеева. Говоря о ней, хочется привести слова одного историка, который сказал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь». Действительно, Альфия любит и ислам, основы которого она преподает, и не меньше — любит своих детей-учеников. Приветливая улыбка, добрый взгляд, ласковые слова – вот, чем она завоевала сердца юных мусульманок. Альфия не только в доступной форме преподносит азы ислама, но и старается делать свои уроки увлекательными: рассказывает интересные истории, загадывает загадки. В свою очередь, девочки внимательно слушают ее, записывают лекции, аккуратно выполняют домашние задания.

В этом году в группе для детей около 100 человек. Кого-то приводят родители, желая, чтобы их чада получили знания о религии, кто-то приходит по приглашению своих родственников или друзей. Многие ребята узнают о наших курсах из своих школ — от других детей-мусульман, и с удовольствием ходят на занятия, — рассказала Альфия.

После летних каникул девочки не забыли, то, что выучили в прошлом учебном году и без проблем вспомнили условия совершения намаза, порядок омовения, арабский алфавит. Прилежные ученицы также без запинок прочитали наизусть суры из Корана: «Фатиху» и «Ихляс».

Девочки рады тому, что имеют возможность посещать занятия, самостоятельно читать Коран на арабском языке. Они мечтают вырасти достойными мусульманками, как их сестры со старших курсов медресе «Шейх-Саид».

Действительно, главной целью таких уроков, является воспитание детей, чтобы они стали достойными людьми.

Анара Кадамгалиева