Тщеславие, гордыня и унижение. Как унизить человека словом: примеры фраз и паттерны поведения

Отступы вокруг формы

Каждый из нас на протяжении своей жизни имел возможность побывать как в роли победителя, так и в роли побеждённого, как в роли везунчика, так и в роли неудачника. Удачи и взлёты чередуются с поражениями и падениями, чёрная полоса сменяется белой, белая чёрной. Но не столь важно то, что с нами происходит, как важно то, как мы реагируем на происходящее - можем ли мы в моменты неудач или поражений сохранять нормальную самооценку и удерживаться как от гордыни, так и от самоуничижения. Самоуничижение и гордыня - две стороны одной медали, которые взаимосвязаны, постоянно чередую друг друга и не существуют одна без другой. Чем сильнее развита в нас гордыня и чем больше мы подпитываем её, пытаясь возвыситься над другими людьми, тем ниже мы впоследствии падаем и тем больнее мы переживаем своё падение.

Всё, что происходит с нами на событийном плане, является закономерным следствием нашего глубинного мировоззрения и нашего внутреннего психологического настроя. Что мы сеем, то мы и пожинаем. Как мы относимся к окружающим, такое же отношение в конце концов получаем от них по отношению к себе. Какой мы воспринимаем жизнь, так мы и живём. И если цель нашей жизни - подавлять окружающих и господствовать над ними, то так мы и проживаем всю жизнь - то унижая других людей, то унижаясь перед ними. Поэтому, чтобы жизнь не превратилась в порочный замкнутый круг, очень важно побороть в себе такие негативные качества характера, как гордыня, самомнение и желание господствовать над другими людьми.

Никто из нас не любит чувствовать себя униженным. Но при этом нужно понимать такой простой факт: никто нас не сможет унизить до тех пор, пока мы сами этого не позволим. Унизить можно далеко не каждого человека! Когда и при каких обстоятельствах мы чувствуем себя униженными? Тогда, когда отношение к нам окружающих бьёт по нашей самооценке. То есть тогда, когда другие люди относятся к нам не так уважительно, корректно, доброжелательно и дружелюбно, как мы, на собственному мнению, заслуживаем. И чем больше наша самооценка зависит от того, что о нас думают и говорят окружающие, тем легче нас унизить. Есть две категории людей, которых невозможно унизить. К первой категории относятся люди, самооценка которых и так ниже плинтуса. Эти люди не ждут от окружающих уважения и даже не пытаются его заслужить, добившись в жизни хоть каких-то высот. Очень часто такие люди опускаются, ведут асоциальный образ жизни, бродяжничают, спиваются. Ко второй категории можно отнести людей, которые сами знают себе цену, а поэтому имеют стабильную самооценку, не зависящую ни от других людей, ни от обстоятельств. Таким людям можно по-доброму позавидовать, так как они живут полноценной, насыщенной жизнью и не тратят драгоценное время на то, чтобы кого-то унижать или кому-то что-то доказывать. Что же позволяет этим людям иметь такую стабильную самооценку? Прежде всего - внутренняя цельность! Они хорошо знают свои достоинства и недостатки и при этом любят и принимают себя такими как есть, понимая, что людей без недостатков не бывает и совершенства в природе не существует. Но таких людей, к сожалению, меньшинство. Самооценка большинства их нас прочно привязана к нашим социальным успехам и неудачам, и это заставляет нас всё время метаться от гордыни к самоуничижению.

Наша жизнь - отражение нашего внутреннего мира. Чем богаче душа человека, тем, как правило, интереснее и насыщеннее его жизнь. Одно из основных условий успешной и счастливой жизни человека - стабильная самооценка, обеспечивающая цельность его личности и спасающая от внутреннего раздвоения. Когда в нас отсутствует внутренняя цельность, наша личность расщепляется на две полярные половинки, одну из которых мы любим (это наши достоинства, помогающие нам добиваться успехов), а другую ненавидим (это наши недостатки, способствующие нашим неудачам и поражениям). Условно назовём эти половинки «господином» (то, что мы в себе любим) и «ничтожеством» (то, что мы в себе ненавидим). Эти две половинки нашей личности проявляют себя попеременно, в зависимости от внешних обстоятельств. Когда мы достигаем успехов и возвышаемся над окружающими, мы чувствуем себя «господином», а когда нас постигают неудачи, когда окружающие люди смеются над нами или осуждают нас, мы ощущаем себя «ничтожеством».

И вот, очень важный и интересный момент. Когда мы возвышаемся над другими людьми, когда мы осуждаем их и презираем, это всего-навсего означает, что мы пытаемся приписать им собственное «ничтожество», чтобы почувствовать себя «господином» и избавиться от душевной муки, которую нам причиняет глубинное недовольство собой. Нам не нравиться быть «ничтожеством», зато очень приятно ощущать себя «господином», но при этом мы не понимаем главного: эти две половинки, во-первых, иллюзорны, во-вторых, неотделимы одна от другой.

Когда мы разделяем свою сущность на две вышеупомянутых половинки, мы разрушаем цельность нашей личности. И чем больше этот раскол, тем сильнее нам хочется унижать и топтать других и тем больнее нам, когда нас не уважают, осуждают и высмеивают. Наше желание откреститься от собственного «ничтожества», объясняется ни чем иным, как нашим неадекватным и неправильным восприятием самих себя. Гордыня - это иллюзорная убеждённость в собственной идеальности. Именно под влиянием гордыни мы вытесняем в подсознание всё, что нам в себе не нравится, а затем проецируем всё это на других людей, и убеждаем себя в том, что на их фоне мы просто святые. Мы хотим быть идеальными и не желаем мириться с собственными слабостями и недостатками, вытесняем их в подсознание, а в сознании рисуем свой иллюзорный идеальный образ, который состоит только из одних достоинств. Затем, мы употребляем все свои силы на то, чтобы поддержать этот образ, чтобы внушить себе, что мы самые умные, добрые, талантливые, красивые и благородные. И чем больше мы себе это внушаем, тем сильнее усугубляем свой внутренний раскол, и тем больше проблем у нас возникает на внешнем плане.

Очень важно понимать простую истину: унижая окружающих, мы тем самым подспудно подготавливаем почву для собственного унижения. Каких бы жизненных высот мы не достигли, мы испытаем по полной программе все те унижения, которым подвергали других людей. Наше Сверх-Я нас за всё накажет, тем более что тот кто желает унизить других тот сам страдает от . Чем больше человек унижает других, тем большее унижение он испытывает сам.

Чем более цельным является человек, чем меньше его внутренний раскол, тем менее ему охота кого-то унижать или подавлять. Человека с сильно расщеплённой личностью всегда можно легко узнать по специфическому поведению. Такой человек обожает часами сплетничать о своих друзьях, коллегах, знакомых, родственниках и постоянно ругает и осуждает всё, что можно ругать и осуждать - соседей, сослуживцев, начальника, правительство и весь окружающий мир. Все, по его мнению, несовершенны. Все, кроме него одного.

В принципе, любые жёсткие и категоричные оценки, которые мы даём другим людям, свидетельствуют о нашем внутреннем расколе и о развитой гордыне, требующей подпитки. Цельный человек всегда объективен и беспристрастен. Он никогда не спешит осудить другого человека, зато всегда старается разобраться в глубинных мотивах чужих поступков, всегда готов понять и посочувствовать, так как умеет ставить себя на место других людей и не считает себя лучше или хуже остальных. Во всех нас есть недостатки, и все мы периодически совершаем ошибки, но это не повод ненавидеть, презирать и осуждать друг друга!

Печальнее всего то, что когда мы падаем с высоты собственного величия, когда окружающие унижают нас, мы редко делаем из этого правильные и полезные для себя выводы. Вместо того, чтобы попытаться измениться и вырваться из порочного круга, мы опять стараемся отвоевать утраченные позиции и спешим скорее превратиться из ничтожества в господина. Интересно то, что когда у нас всё хорошо, мы постоянно боимся оступиться, совершить ошибку и «потерять лицо», а когда нас постигает невезение и унижение, мы мстительно мечтаем о том, как в будущем отыграемся на наших обидчиках за перенесённые страдания. Таким образом, порочный круг замыкается, и наша жизнь становится сплошным чередованием самоуничижения и самовозвеличивания.

Но развитие, как известно, идёт не по кругу, а по спирали, и количество рано или поздно переходит в качество. Поэтому бесконечная череда возвышений и унижений не проходит для нас даром, а постепенно сказывается на нашем психологическом состоянии самым плачевным образом. После каждого перенесённого унижения наша самооценка становится всё ниже и ниже, а наш личностный потенциал растрачивается не на реальные победы и достижения, а на бесплодную борьбу с собственными комплексами, страхами и фобиями. Поэтому «взлетаем» мы всё реже, а «падаем» всё чаще…

Ещё раз стоит напомнить о том, что обе стороны нашей личности - «ничтожество» и «господин» - мнимые и иллюзорные, поэтому существуют они только до тех пор, пока мы сами в них верим. Чтобы вырваться из порочного круга и осознать свою внутреннюю целостность, на нужно только лишь одно - полюбить и полностью принять себя со всеми своими «плюсами» и «минусами» (при этом не забывать бороться с минусами). Чтобы одержать реальную, а не мнимую победу, мы должны не доказывать окружающим своё превосходство, а вступить в бой с собственными демонами - с гордыней, с тщеславием, с завистью, со всем тем, что мешает нам любить и принимать себя такими, какие мы есть. Мы должны раз и навсегда понять, что никакая удача не может быть поводом для гордыни и самовозвеличивания, как и неудача - не причина, чтобы считать себя ничтожеством и заниматься самоедством. Иметь недостатки - это не значит быть плохим! Просто надо понимать что эти недостатки есть (не делая из этого трагедию) и уменьшать эти недостатки. Мы такие, какие мы есть, и в соединении наших достоинств и недостатков наша неповторимость. Каждый из нас - уникальная личность, индивидуальность, изначально имеющая право на любовь и уважение!
Обретая внутреннюю цельность, мы как бы заново рождаемся для того, чтобы стать по-настоящему счастливыми. Мы обретаем самих себя - и в этом наше высшее достижение и путь к успеху!

О том же самом другими словами -

В глазах других людей. Унижение может совершаться как намеренно, например, с целью самоутверждения , так и являться, например, методом воспитания . Унижение является психотравмой . Унижение (унижения) могут стать причиной невроза .

Воздействие на психику

Унижение является серьёзным ударом для благополучия человека, поскольку чувство собственного достоинства и достоинства в глазах других людей является важной моральной ценностью человека. По пирамиде потребностей Маслоу эти ценности располагаются на четвёртом уровне. Именно поэтому, пережив серьёзное унижение или большое количество длительных унижений, человек зачастую бессознательно старается всеми путями избежать подобного в будущем. Поэтому он бессознательно перестраховывается, неосознанно ожидая от любого человека унижения. Это вызывает дезорганизацию отношений с обществом - приводит к необщительности, озлобленности и т. д.

Наибольшее воздействие на личность человека унижения оказывают в детстве , поскольку в этот период происходит формирование баз представлений о мире и обществе.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Унижение" в других словарях:

    унижение - Унижение … Словарь синонимов русского языка

    См. обида... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. унижение бесславие, обида; щелчок, плевок в душу, кровная обида, плевок в лицо, позор, поругание, растаптывание, горькая… … Словарь синонимов

    УНИЖЕНИЕ, унижения, ср. 1. только ед. Действие по гл. унизить унижать. Унижение соперников. 2. только ед. Действие и состояние по гл. унизиться унижаться. Дойти до унижения перед кем нибудь. 3. То, что умаляет достоинство, оскорбление. Терпеть… … Толковый словарь Ушакова

    унижение - УНИЖЕНИЕ, книжн. уничижение УНИЗИТЕЛЬНЫЙ, ледяной, книжн. уничижительный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    УНИЖЕНИЕ, я, ср. 1. см. унизить. 2. Оскорбление, унижающее достоинство. Терпеть унижения. Подвергать унижениям. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Паче гордости. Книжн. О напускном, неискреннем самоуничижении. БМС 1998, 586 … Большой словарь русских поговорок

    унижение - горькое унижение нестерпимое унижение полное унижение … Словарь русской идиоматики

    Унижение - – 1. проявление психологической агрессии в виде действий, подрывающих самооценку кого либо; 2. у Г.Мюррея – потребность поддаваться чьему либо влиянию, чьей то воле, компенсировать свои реальные или воображаемые недостатки. * * * – индивидуальные … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    унижение - ▲ ущерб достоинство унижение. унижать, ся наносить урон чьему л. достоинству. унизительный (# условия. ставить в # положение). униженный. приниженный. ломать шапку перед кем. пить из чаши унижения. самоунижение. | идти [пойти] в Каноссу. | как… … Идеографический словарь русского языка

    Унижение - действия, направленные против человеческого достоинства, на оскорбление, порицание, поругание человека, нанесение ему обид. Унижение всегда основано на сознательном стремлении причинить кому то зло, на эгоистичном стремлении получить с этого… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Как говорит толковый словарь, тщеславие – это потребность в доказательствах собственного превосходства над другими людьми. С одной стороны, это – признак болезненного самолюбия. С другой стороны, желание быть лучше других – превосходная, а порой и единственная для саморазвития. Возможно, с этим инструментом эволюции природа слегка перестаралась. Соревновательный дух и самоутверждение как мотивация отлично работают, если не доходят до откровенного унижения и тирании.

Стараться быть лучше других, играя по правилам и развивая личные навыки – это вполне здоровая мотивация. Возможно, все дело в том, что природа поощряет человеческое развитие, награждая успешных в этом деле чувством удовлетворения. А человек – существо хитрое – научился обманывать самого себя, и переживать удовлетворение от псевдоразвития. Это самообман, в котором, чтобы «держать марку», не надо расти самому, достаточно всего лишь унижать других людей. Чтобы оставаться на уровне – куда проще опускать окружающих, нежели реально продвигаться в собственной эволюции. Но суррогат «развития» путем принижения других людей – это фейк, имитация развития, мертвый муляж, который на деле является скорей деградацией.

Тщеславие ничтожества

Тщеславие – это способ обмануть себя, получив удовлетворение от иллюзии собственного величия. На запущенных стадиях тщеславие перерастает в звездную болезнь и далее в манию величия – самодовольную паранойю, с которой человеку на пустом месте мерещится собственное могущество, красота и гениальность. Все это – обратная сторона унижения. Тщеславие – это возвеличенная низость .

Порой, когда мы просим о помощи, или когда нам эту помощь предлагают без нашей просьбы, мы можем переживать унижение, потому что в наших головах сидит штамп, что помощь требуется слабым, беспомощным, или неполноценным членам общества. Иной гордец не попросит о помощи, даже если от этого зависит чья-то жизнь.

Нас унижают не столько «короли», сколько люди равные нам, но в своем тщеславии, возомнившие себя королями. И если так происходит, значит, наше положение – ниже среднего, в нашу сторону можно плевать и выливать помои, пока мы это позволяем. В определенном смысле желание быть «выше» других – это и есть низость, которая пытается возвыситься за чужой счет.

Тщеславное ничтожество радуется чужой боли, становится «энергетическим» вампиром, который питается чужим страданием. Ничтожество выискивает больные места людей, чтобы почувствовать власть над ними. Отсюда растут ноги в том числе: у эгоизма, снобизма, честолюбия, гордыни, звездной болезни и . Надевая все эти напыщенные маски, мы бравируем перед собственным унижением внутри себя. Возвеличиваем себя до небес, втаптывая в грязь собственное подавленное ничтожество. Так мы создаем и поддерживаем внутренний психический раскол, в котором наше величие является обратной стороной нашей ничтожности.

Когда человек переживает унижение длительное время, он теряет самоуважение, а самооценка становится заниженной. Он закрывается от окружающих, прячет свою боль, защищаясь маской ложной личности, которая искусственно сконструирована, чтобы спрятать психическую травму. По мере нарастания внутреннего раскола, психика становится все менее устойчивой, и человек пребывает в непрерывном напряжении, потому что не может быть собой, не может раскрыть ни другим, ни даже самому себе свое нутро, изуродованное кровоточащей раной унижения.

С такой раной в душе человек болезненно воспринимает любую критику, случайно услышанный посторонний смех принимает на свой счет, как насмешку, и даже невинное замечание ему напоминает о подавленном унижении.

Сторонний критик при этом иногда воспринимается так, словно он раскусил униженного, выявил его тайну о психической ране в душе, залез под кожу, и, узнав слабое место, уколол в самый его эпицентр.

Все это – персональные галлюцинации раненой души. Именно поэтому психотерапевт, выслушивая клиента, в какой-то подходящий момент может задать вопрос о сходных случаях из прошлого. Быть может, в далеком детстве, когда ребенок был не в силах переварить унижение, это переживание было вытеснено в его бессознательное. А в бессознательном душевные раны не заживают, а продолжают кровоточить. Чтобы исцелиться, необходимо терпеливо раскрываться, устраняя все ложные личины, смотреть в лицо собственным страхам.

Неудивительно, что даже невинная критика может вызывать в раненой душе ненависть. Униженный и тщеславный человек падок на лесть, и крайне зависим от мнения окружающих, чем окружающие иногда сознательно, или бессознательно пользуются. Некогда униженный человек часто перестраховывается, защищаясь даже там, где нападением и не пахло, от чего кажется безосновательно резким и агрессивным.

Чем более запущенная «ситуация», тем сильней человек напряжен, тем сложней ему общаться с другими людьми, тем более одиноким, порой, человек себя чувствует. В такой ситуации роль психолога может оказаться незаменимой. Страдающему человеку необходимо, чтобы его просто выслушали, позволили быть собой, приняли без всяких оценок, чутко и с уважением к его сущности.

Любовь тщеславного ничтожества

На противоположном полюсе болезненной психике удобно приписывать внутреннее самовозвеличивание «победам» на любовном фронте. Такой человек в отношениях не столько строит отношения, сколько самоутверждается, пытается доказать себе очередной победой, что он – не жалкое ничтожество. И если этому самоутверждению сопротивляются, «любовь» внезапно обращается в ненависть.

За что мы ненавидим возлюбленного? Он не стал тешить наше самолюбие, не стал возвеличивать нашу персону, показал, что мы недостойны такого отношения, и поэтому наше тщеславное величество впадает в другую крайность – унижение. К любви примешивается ненависть, потому что отказ во взаимности растаптывает гордыню, которая на деле была всего лишь прикрытием для собственного внутреннего ничтожества.

И кстати, чем сильней возлюбленный втоптал нашу гордыню в грязь, тем сильней мы его «любим»! Помните? Одна крайность поддерживает и укрепляет другую. Такая разновидность болезненной «любви» идет рука об руку с тщеславием, ненавистью и унижением.

Напомню, что речь идет вовсе не о какой-то реальной ничтожности, а всего лишь о его противоречивых чувствах и догадках на свой собственный счет. Все это мы делаем сами с собою. Так работают психические механизмы . Мы сами втаптываем себя в грязь, чтобы затем возвеличиться. От таких душевных «ран» в разной степени страдает большинство из нас.

Тщеславие цивилизации

Вся наша цивилизация держится на самоутверждении собственной никчемности. Вспомните свое детство. Нам всегда нравились герои, которые тешили свое самолюбие особенно искусно. Чем круче герой, тем виртуознее он возвеличивает свое эго: нерушимый терминатор, или могущественный Нео, побеждающий невротика Смита, Золушка, пробившаяся из низов общества прямиком к принцу, Барби, рожденная в богатстве и роскоши розового гламура.

Чего стоит одна сказка Пушкина о волшебном зеркале! Гордой царице лукавое зеркало внушило, что она «на свете всех милей». И вот, вокруг заниженной самооценки царицы завязалась целая заварушка! «Жестокую» правду о том, что молодая царевна красивее, болезненная психика царицы не смогла воспринять разумно, и чтобы удержать свой имидж на высоте, царица была готова пуститься «во все тяжкие». Перечислять можно бесконечно. В каждой истории найдется подходящий пример.

А величайшими мастерами в этом нелегком деле тщеславного самовозвеличивания мы становимся на духовном пути, когда, отрекаясь от гордыни, мы тешим именно ее – гордыню на все более изощренных и утонченных уровнях. Полагаю, и к этому стоит относиться со спокойным пониманием.

Тщеславие и унижение

Продолжительный опыт унижения не означает, что на личности можно поставить крест. Наоборот, преодолевая дисбаланс, мы обретаем мудрость и становимся сильней, чем могли стать без этого закаляющего опыта. Все психические «болезни» преодолимы. Наши слабости – просто те психические «мышцы», над которыми необходимо поработать в первую очередь, обращая слабость в силу.

Часто, когда мы видим, как критикуют других, то можем легко распознать субъективность критика. Но если критикуют нашу персону, то начинаем принимать критику всерьез. Происходит своеобразная «сцепка», когда галлюцинации критика как бы совпадают с галлюцинациями унижающегося.

Например, доминирующий босс отчитывает подчиненного, доходя до самодурства, возвышается над человеком, который от него зависит. А подчиненный, активно участвуя в «игре» не на равных, унижается, утверждаясь в позиции слабого менеджера младшего звена. Подчиненный воспринимает это как «объективную» реальность, «общее» пространство, в котором происходит этот единый процесс унижения и возвышения между двумя субъектами. Все это ощущается настолько реалистично, словно действительно является объективной реальностью. И ответная ненависть к боссу, также, кажется оправданной и уместной.

Однако вся эта ситуация происходит в голове подчиненного. Нет никакой «объективной» реальности, где босс в роли альфа-самца унижает подчиненного. Все это – субъективное восприятие, двойственные игры разума, которые большинство людей проигрывают ежедневно в своих головах.

Что реально происходит в голове босса – не имеет значения. Субъективные переживания босса не выходят за пределы его головы. Если босс прилюдно мастурбирует тешит свое самолюбие – это его «национальная» проблема. Подчиненный лишь слышит тембр голоса, видит мимику, и характеризует все это сообразно своему жизненному опыту. И если в его опыте есть психотравма унижения, она закономерно проецируется в новой сходной ситуации.

В психологии существует термин «классическое обусловливание», которым обозначают процесс выработки условного рефлекса. Возможно, Вы слышали анекдот про лабораторных обезьян?

Беседуют две обезьяны в клетке:
– Подруга, а что такое условный рефлекс?
– Ну, как бы это тебе объяснить… Вот видишь этот рычаг? Как только я его нажимаю, так вот этот человек в белом халате сразу подходит и дает мне кусочек сахара!

Условные рефлексы проявляются, когда, например, мы реагируем на нейтральную ситуацию эмоционально, потому что в нашей голове она ассоциируется с другой ситуацией из прошлого, где мы уже проявляли именно эти эмоции.

То есть, когда подчиненный ненавидит Босса, возможно, на самом деле он ненавидит своего отца, или хулигана-одноклассника, который в прошлом подчинял нашего подчиненного, подавляя его . Возможно, замечания босса были невинными, но какие-то неуловимо схожие оттенки его действий пробудили подавленные чувства в подчиненном, и вызвали неадекватную реакцию.

Именно поэтому целесообразно поддерживать здоровую самооценку у ребенка, потому что детское сознание еще не в силах осознавать в полной мере иллюзорность психической двойственности. Травмы, нанесенные в раннем детстве подавляются в бессознательное, и могут преследовать личность всю жизнь. Ведь именно в детстве вырабатываются наши базовые представления о мире и обществе. Поменять их в зрелом возрасте крайне сложно.

Унижать других — гораздо худший вид гордости, чем превозносить себя не по заслугам.
Франческо Петрарка

Гордыня — эхо былого унижения.
Степан Балакин

Не унижайся ни перед кем: не смотри ни на кого свысока!
Леонид С. Сухоруков

Если ты не унизил себя сам, ничто не в силах тебя унизить.
Ричард Юхт

Сознательное унижение

Иногда унижение выбирают сознательно по разным причинам. Для некоторых унижение – это своего рода психологический экстрим, который дает освобождающее ощущение раскованности, преодоления границ и свободы от страха.

Что-то схожее, с характерным приливом адреналина ощущают любители экстремальных видов спорта, например, во время прыжков с парашютом. Раскованность чувств дает ощущение, когда «море по колено».

В иных случаях некоторым людям нравится чувствовать себя подчиненной вещью, с которой хозяин сделает все, что захочет. Это, я полагаю, является искаженной потребностью в приятии и доверии, в чем-то аналогичного доверию ребенка по отношению к родителям.

Выше я уже говорил, что унижение является обратной стороной тщеславия. Возможно, люди, наделенные большой властью над другими (начальники, боссы и пр.), чтобы сгладить самооценку и разрядить напряжение, могут сознательно выбирать унижение.

В нашем обществе даже существует отдельная психосексуальная субкультура «БДСМ», которая основывается на унижении и господстве в сексуальных отношениях. Последователи «БДСМ» возбуждаются и разряжают эмоциональную напряженность, нарушая в своих ролевых играх социальные условности и табу.

Иногда унижаются, чтобы манипулировать тщеславием другого человека, которого своим унижением возвышают. Например, унижаясь, человек в роли слабого просто стремится снять с себя ответственность, чтобы оставить все сложные дела для «сильной» личности, падкой к лести и тщеславию. Унижающийся при этом, может считать себя умней, коль ему удалось своими «хитрыми» манипуляциями добиться желаемого. Или унижающийся просто хочет жалости, и жаждет вечно оставаться в , где ему удобно быть беспомощным и слабым.

Нищие и попрошайки, также, играют на жалости к их унизительному положению. Говорят, некоторые из этих «нищих» зарабатывают унижением куда приличней своих благодетелей.

Иногда люди приходят к сознательному унижению, чтобы избежать наказания от господствующего авторитета. Если авторитет ведется на «игру», он также, в своей психике увеличивает раскол, раскачивая маятник тщеславия и унижения.

Еще один, достаточно редкий вариант сознательного унижения – с духовной целью усмирения гордыни и тщеславия. Но с такой целью человек не столько унижается, сколько учится проявлять смирение. И такое смирение, я считаю, не следует смешивать с унижением. Обыденное унижение – это всегда определенного рода самообман и неприятие происходящей ситуации. Смирение на духовном пути, напротив, связано с приятием происходящей жизни. Унижение отличается от смирения – так же, как невроз от святости.

Инерция

Понимание того, как действует наша психика, как мы привязываемся к маятнику унижения и тщеславия, помогает привлечь внимание к этим психическим механизмам. Но даже их сознательное понимание еще не гарантирует полного освобождения от этих переживаний. Могу судить по своему опыту.

Инерция – словно один из ключевых законов ума. Ум без привычек – это ум Будды. А если человек утверждает, что у него нет гордыни и чувства собственной важности, скорей всего, это значит, что гордыня у него развита столь сильно, что мешает человеку признать ее же наличие.

Выход из этой болезненной двойственности – самопознание, усердная систематическая осознанность, чуткость и внимательность к проявлениям собственной психики. Чтобы не включаться в эту игру, будьте честны с собою. Так ли важно, что руководит другими людьми? Что руководит Вами?

Если вы не играете в тщеславие и унижение, вас становится скучно унижать. Не получая желаемого результата, мелкий тиран перестает доставать своим болезненным самолюбием.

Если вы умеете смеяться над собой, никто не сможет посмеяться над вами. Человек унижается не когда кланяется, а когда ощущает унижение. Само переживание унижения – признак внутреннего раскола.

Сильный – не тот, кто возвышается, а тот, у кого в этом более нет потребности. Вполне можно быть успешным и преуспевающим человеком, не становясь при этом тщеславным идиотом. Такие импульсы в себе стоит внимательно исследовать, чтобы те гасли на корню. Тщеславие – это лишь игра в силу и реальный внутренний раскол. Истинная сила – это наша здоровая психика, созидательная воля, наработанные способности и таланты.

© Игорь Саторин

Статья “Тщеславие, гордыня и унижение ” написана специально для
При использовании материала обязательна активная ссылка на источник.

Из этой полезной статьи Вы узнаете о том, как унизить человека умными словами , не пуская в ход кулаки.
Грех обижать хорошего человека, помните об этом.
За любое унижение невинного Вам придется расплачиваться наказанием свыше.
Но нередки случаи, когда Вас размазывают по стенке, произнося фразы непристойного содержания.
Конечно же, Вы можете ответить обидчику тем же или вдарить по зубам со всего размаху.
Но это не совсем деликатный метод, друзья мои.

Намного сложнее унизить человека, не положив его на лопатки, а подобрав такие фразы, чтобы они в моральном смысле уничтожили его.
Вот этим мы и займемся.

Фразы, унижающие человека за оскорбление достоинства

Если Ваше достоинство поставили под сомнение- не важно кто Вы- мужчина или женщина, попробуйте ответить этими фразеологизмами:

1). Оскорбить женщину может лишь моральный импотент или существо, опущенное жизнью.
2). Ты сейчас бросаешь оскорбления потому, что упорно скрываешь свою собственную несостоятельность.
3). Мое достоинство не на высоте, но оно и не на дне. А Вы выдаете в себе слабую и морально убогую личность.
4). Ваши оскорбления звучат как беспомощная попытка доказать свое превосходство.

Этими фразами Вы унижаете человека осторожно и деликатно. Интеллигентно опуская его, Вы сами не уподобляетесь злому обидчику.

Фразы, морально убивающие человека за унижения

Сразу хочу предупредить, что их использовать следует с глубокой осторожностью. Все дело в том, что Вы наделены способностью запрограммировать человека на негативные последствия. Его платой за причиненную Вам обиду станет неблагополучное событие, которое произойдет в тесной связи со словесным “пророчеством”.
Не совсем ясно?
Сейчас все поймете.

Примеры фраз, морально убивающие и фатально программирующие обидчика на “вечную память”:

5). Я ничего тебе не отвечу. Но ты потом поймешь, что все несчастья ты нажил с этого дня.
6). Очередь к онкологу очень длинная, и ты встанешь в конец. (Произнесите эти слова только в случае жестокого унижения).
7). За все в этой жизни придется расплачиваться. Не забывай этот день, чтобы потом не думать за что Бог тебя наказал.
8). С этого момента в твоей жизни начнутся несчастья. Я не пугаю, а знаю об этом.

Немного пофантазировав, Вы можете изрядно дополнить предложенный список.
Только не перегибайте палку и не программируйте неплохого человека на худой фатализм.
Вполне возможно, что Вас унизила достаточно мнительная и слабая личность, которая начнет угасать после всего произнесенного.

А есть люди, для которых обесценивание - практически единственная модель общения. Причем они этого не замечают, не осознают и даже не представляют, что можно-то и по-другому.

Что стоит за обесцениванием?

Обесценивание - это . Панцирь, одним словом. Люди обрастают им в течение жизни, и чем дольше они живут, тем этот панцирь толще и тяжелее. Кому и для чего он нужен?

Он нужен людям с уязвимой самооценкой, чтобы поддержать свой позитивный образ: принизив другого, возвысить себя. Те, кто «освоил» этот защитный механизм, как правило, не понимают язык любви. Они понимают язык силы и уважения. Уважать в первую очередь нужно себя. За что? Уважать себя можно, либо развиваясь и добиваясь внушительных успехов (конструктивный путь), либо «опуская», унижая, обесценивая других. Что проще? Конечно, второе.

Некоторые - как бы странно это ни звучало - используют обесценивание как способ поддержать собственную низкую самооценку. В этом случае люди умаляют не других, а себя - свои знания, умения, цели, достижения. Естественно, не просто так, а чтобы, например, в очередной раз не разочаровываться в себе в случае неуспеха (Ну я ж неспособный, что с меня взять? Какие у неудачников могут быть достижения?).

Обесцениванием мы защищаемся и от чувств. «Молчи, женщина!», «Мужик нынче измельчал!». Обесценивают обычно тех, в ком сильно нуждаются и кому сильно не доверяют. Обесценивают, чтобы не сближаться, не привязываться и не открываться. И чтобы потом, когда ударят (а ударят непременно - весь прошлый опыт об этом говорит), не было больно.

Родом из детства

Очень часто сами родители строят свое общение, принижая друг друга и попутно указывая ребенку на его недостатки. И ребенок воспринимает эту модель как единственную, где он умеет существовать, уносит с собой во взрослую жизнь.

Более того, родители - тоже люди.

С низкой самооценкой, неуверен-ностью в себе и ощущением, что у них в жизни все складывается как-то не очень здорово. Их может съедать безотчетное, но жгучее нежелание, чтобы кто-то был лучше них самих. Что же мы тогда получаем? «Все дети как дети, а ты!..» «Опять весь день модельки свои собирал. Лучше б уроки делал!» «Балбес! Идиот! Ничего путного из тебя не выйдет!»

И вырастает потом обесценивающий других и себя «ребенок» вместо уверенного в себе, успешного и знающего, чего он хочет, взрослого.

Стратегия защиты

Как же себя вести с обесценивающими людьми?

Если есть возможность - не связываться, бежать, вычеркивать их из своей жизни.

Если это близкий человек, вы для него эмоционально значимы и есть надежда, что вас услышат, можно говорить о своих чувствах, реакциях на его слова и поступки - что вам это неприятно, обидно, больно. Просить больше так не делать, говорить, какого отношения к себе вы ждете и будете требовать.

Если и это не работает, но вы хотите продолжать отношения с этим человеком, четко ловить момент обесценивания, распознавать его и ни в коем случае не воспринимать на свой счет, а смотреть глубже - что за этим стоит. А стоит, как правило, неосознанный панический страх близости и невротическая потребность в любви.

Личное мнение

Антон Боглевский:

Свою самооценку поднимают за счет других только слабые, несамодостаточные люди. У меня в окружении таких людей нет и быть не может. И поддерживать с ними связь не рекомендую, если они не прислушиваются к вам и продолжают вести себя по-прежнему.