В контакте физика на 100 баллов. Подготовка к егэ по физике самостоятельно

ПРЕДИСЛОВИЕ......................................................................................6
1. КИНЕМАТИКА
Механическое движение и его характеристики......................................7
Равномерное прямолинейное движение.................................................11
Относительность механического движения..........................................17
Средняя скорость......................................................................................25
Равноускоренное прямолинейное движение.........................................28
Свободное падение...................................................................................45
Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью..........55

2. ДИНАМИКА
Три закона Ньютона.................................................................................60
Сила всемирного тяготения.....................................................................66
Сила тяжести.............................................................................................68
Сила упругости.........................................................................................74
Силы трения..............................................................................................76
Применение законов Ньютона................................................................80
Вес тела....................................................................................................89
Динамика движения по окружности с постоянной
по модулю скоростью..............................................................................93

3. ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ
Импульс тела............................................................................................97
Реактивное движение.............................................................................102
Закон сохранения импульса..................................................................104
Механическая работа.............................................................................109
Механическая энергия. Ее виды...........................................................112
Мощность................................................................................................115
Закон сохранения механической энергии............................................121

4. СТАТИКА
Момент силы. Правило моментов........................................................141
Давление твердого тела. Сила давления..............................................151
5. ГИДРОСТАТИКА
Давление в жидкостях и газах. Сила давления....................................152
Сообщающиеся сосуды..........................................................................154
Архимедова сила....................................................................................159

6. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ГАЗОВЫЕ ЗАКОНЫ
Основные положения молекулярно-кинетической
теории и их опытное обоснование........................................................167
Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа..............172
Уравнение состояния идеального газа.................................................176
Объединенный газовый закон...............................................................179
Закон Дальтона.......................................................................................184
Испарение и конденсация. Влажность воздуха...................................189

7. ТЕРМОДИНАМИКА
Внутренняя энергия вещества...............................................................193
Внутренняя энергия идеального газа...................................................207
Работа идеального газа.........................................................................209
Первое начало термодинамики.............................................................211
Тепловые машины..................................................................................216

8. ЭЛЕКТРОСТАТИКА
Электрический заряд. Закон сохранения заряда.
Электрическое поле................................................................................221
Закон Кулона..........................................................................................223
Характеристики электрического поля..................................................225
Электростатическое поле точечного заряда........................................227
Принцип суперпозиции сил и полей....................................................229
Электростатическое поле заряженной сферы......................................234
Однородное электростатическое поле..................................................237
Работа однородного электрического поля..........................................240
Конденсаторы.........................................................................................241

9. ПОСТОЯННЫЙ ТОК
Электрический ток в металлах..............................................................257
Соединения проводников.....................................................................263
Полная цепь............................................................................................267
Работа и мощность электрического тока.............................................269
Электрический ток в жидкостях, полупроводниках,
в вакууме, в газах...................................................................................274

10. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ. ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ
Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции...............279
Принцип суперпозиции полей..............................................................284
Сила Ампера..........................................................................................286
Сила Лоренца..........................................................................................292
Магнитный поток...................................................................................303
Правило Ленца........................................................................................304
Закон электромагнитной индукции.....................................................306

11. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ
Свободные колебания............................................................................312
Превращение энергии............................................................................322
Вынужденные колебания.......................................................................326
Переменный электрический ток...........................................................327
Волны.....................................................................................................330

12. ОПТИКА
Законы геометрической оптики............................................................335
Линзы.......................................................................................................339
Формула тонкой линзы..........................................................................348
Волновые свойства света.......................................................................352
Элементы теории относительности......................................................358

13. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА
Тепловое излучение...............................................................................360
Фотоэффект.............................................................................................361
Световые кванты....................................................................................365
Строение атома.......................................................................................367
Постулаты Бора.....................................................................................368
Атомное ядро..........................................................................................371
Радиоактивность.....................................................................................373
ОТВЕТЫ...............................................................................................378

ЕГЭ. Эти три буквы выпускников приводят в ужас. Провалишь ЕГЭ - не получишь аттестат, а значит, не сможешь поступить. Поэтому готовить учеников к самому главному школьному экзамену начинают за несколько лет до выпуска. Но каждый год старшеклассники наступают на одни и те же грабли: попадаются за списыванием, учат в последнюю ночь или накручивают себя до нервного срыва.

Сюжет

Элементарно

  • Элементарно. Как не впасть в состояние апатии и не потерять вкус к жизни?

Что такое ЕГЭ?
Знания всех 11-классников проверяют на Едином государственном экзамене. По его результатам оценивают уровень подготовки каждого ученика в системе баллов.

На экзамене старшеклассники получают индивидуальный запечатанный конверт с КИМом (так называется лист с заданиями). Каждый КИМ содержит уникальный код, который ученик переносит в бланк ответов. Это нужно сделать обязательно, чтобы после проверки определить автора работы.

В КИМе школьникам предлагают выполнить три блока заданий: А, В и С. Часть А — тест с вариантами ответа. Из четырех вариантов выбирают правильный и помечают его «крестиком». Часть В - задания, на которые нужно дать краткий ответ. К примеру, выписать слово из предложения или число, которое является решением задачи. Часть С требует развернутого ответа. В ЕГЭ по русскому языку - это сочинения, а по математике - подробные решения задач, часто дополненные чертежами. КИМы по отдельным предметам могут иметь свои особенности. Например, ЕГЭ по литературе и математике не содержит тестовых заданий. А в КИМах по иностранным языкам есть раздел, в котором учащемуся необходимо прослушать аудиозапись текста на иностранном языке и ответить на вопросы по содержанию.

В среднем на всю экзаменационную работу отводится четыре часа.

Чтобы не лишиться аттестата, достаточно набрать минимально установленное количество баллов, то есть верно решить третью или четвертую (всё зависит от предмета) часть всех заданий.

Как правильно выбрать предметы для ЕГЭ?
Сдать в форме ЕГЭ можно 14 предметов: русский язык, математику, иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский), физику, химию, биологию, географию, литературу, историю, обществознание и информатику. Обязательные для выпускников два из них: русский и математика. Остальные - школьник волен выбирать сам. Обычно 11-класснику для поступления в вуз баллов по двум предметам недостаточно, поэтому он берет дополнительные.

Чтобы правильно выбрать предметы для ЕГЭ, нужно обозначить ту сферу, с которой выпускник хочет связать своё дальнейшее обучение и трудовую деятельность. Будет лучше, если школьник определится и с вузом. Тогда ему достаточно сдать только те предметы, которые нужны для поступления в конкретное учебное заведение.

Иногда ученики выбирают один-два предмета «для подстраховки». Важно, чтобы все они были родственными. Не надо «мешать» технические дисциплины с гуманитарными. Так что подстраховываться литературой, если основные экзамены - математика, физика и информатика - плохой вариант.

Как подготовиться к ЕГЭ?
Тот, кто ограничивается школьными уроками, никогда не сдаст ЕГЭ на 100 баллов. Важно самообучение с привлечением всех возможных ресурсов. Используйте книги для подготовки к ЕГЭ, издания типовых вариантов экзамена, таблицы и теоретические сборники.

На есть открытый банк заданий. Это специальная подборка, на основании которой составляются реальные КИМы. Прорешать задания ЕГЭ прошлых лет тоже можно на сайте ФИПИ. Там же каждый год выкладывают демоверсии экзамена, которые отражают структуру ЕГЭ.

Бесплатные курсы по подготовке к ЕГЭ организуют на YouTube и в пабликах соцсети ВКонтакте. Преподаватели и успешные выпускники прошлых лет проводят для 11-классников онлайн-занятия с обсуждением тонкостей предмета, с разбором и совместным решением сложных задач.

Получить 100 баллов на ЕГЭ не так сложно. Я даже репетитора не нанимала, хватало занятий со школьным учителем. А дома сама готовилась: «набивала руку на тестах». Использовала и учебники, и сборники, и сайты. Рекомендую образовательный интернет-ресурс «Решу ЕГЭ», - делится опытом Елена Иващенко.

Девушка получила 100 баллов на ЕГЭ по физике и поступила на бюджет в Московский физико-технический институт на факультет общей и прикладной физики.

Если самостоятельно готовиться к ЕГЭ не получается, можно найти репетитора и договорить с ним об индивидуальных занятиях или уроках в группе. Платные курсы для подготовки к ЕГЭ организуют и в некоторых вузах.

Я не так хорошо дисциплинирована, чтобы заниматься самостоятельно, поэтому мне наняли репетитора. На занятиях мы написали огромное количество сочинений и прорешали множество тестов, - рассказала стобалльница Анна Рыбалкина.

Сотня по русскому языку помогла девушке занять бюджетное место в ВГУ на факультете журналистики.

Чтобы надолго запоминать всё, что учите, психологи советуют повторять материал по схеме:

1) После прочтения информации сразу постарайтесь её воспроизвести. Затем повторите всё через 8-9 часов и через 24 часа.
2) Повторите материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову.
3) Каждый раз осмысливайте ошибки и обращайте внимание на более трудные места.
4) Не заучивайте. Старайтесь воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Посмотреть можно, если вспомнить материал не удается в течение двух минут.
5) Чтобы перевести информацию в долговременную память, повторяйте спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы.

День Х настал. Как не провалить ЕГЭ?
Если не хотите, чтобы вас выгнали с экзамена, не пытайтесь списывать. На ЕГЭ можно брать только паспорт, чёрную ручку, линейку (если сдаёте математику), шоколадку и воду. Телефон с собой не берите. Он точно не пригодится. Даже если по счастливой случайности металлоискатель не среагирует на ваш мобильный, воспользоваться им все равно не получится. В аудиториях ведётся видеонаблюдение, к тому же организаторы следят за дисциплиной. В случае нарушения правил поведения на ЕГЭ, работу изымают, а школьника отправляют домой «ни с чем». Пересдать экзамен разрешат только через год. Шпаргалки писать нужно. Это способствует лучшему усвоению материала. Только брать с собой их тоже нельзя. Заметят - удалят с экзамена.

Причиной низких результатов на ЕГЭ может стать излишнее волнение. В период экзаменов всегда присутствует психологическое напряжение. Легкие эмоциональные всплески даже полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную активность. Но излишнее психологическое напряжение оказывает обратное действие. Чтобы успокоиться, психологи советуют 11-классникам:

1) Вечер перед ЕГЭ нужно посвятить подготовке организма. Перед сном мысленно представьте себе экзамен: вошли с хорошим настроением, аккуратно заполнили тест, выполнили все задания, получили удовольствие от экзамена. Наше подсознание получило установку и теперь будет работать над тем, чтобы вы получили свой ожидаемый результат, с условием, что к экзамену вы все же готовились.
2) Не смотрите сразу КИМы. Сосредоточьте свое внимание на заполнении бланков. Постарайтесь успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное или сквозное внимание. Некоторые школьники пребывают в таком стрессовом состоянии, что не могут самостоятельно написать свою фамилию. В такой ситуации, успешно сдать ЕГЭ не получится.
3) Выпейте простой или минеральной воды. Жидкость активизирует работу мозга.

Кто проверяет ЕГЭ и выставляет баллы?
Тестовую часть обрабатывает компьютер. Он сканирует работу, распознаёт информацию, сверяет её с оригинальными данными. Задания с развернутыми ответами проверяют два эксперта. Независимо друг от друга они выставляют баллы, вносят результаты в протокол. Если баллы двух членов комиссии совпали, полученный результат ЕГЭ является окончательным. Если установлено расхождение, то назначается третий эксперт. Затем проверенные экспертами бланки ЕГЭ отправляются в Федеральный центр тестирования. Там все данные обрабатываются, суммируются и вносятся в единую базу. Только после этого результаты ЕГЭ передают в образовательные учреждения.

Узнать свои баллы можно в школе, где проходил экзамен, или на официальном портале ЕГЭ . Срок объявления результатов не должен превышать 12 дней после сдачи экзамена. Баллы ЕГЭ действительны четыре года.

Вы имеете право подать апелляцию, если не согласны с оценкой экспертов. Сделать это нужно в течение двух рабочий дней. Важно помнить, что по результатам апелляции количество баллов может не только остаться прежним, но и уменьшиться.

Как привлечь удачу? Советы тех, кто сдал ЕГЭ и поступил
Студент ВГУ юридического факультета Роман Карташов перед экзаменом спал с шоколадкой.

Знания входят через голову, а выветриваются через ноги. Чтобы ничего не забыть, я положил в ноги плитку шоколада. Утром все знания, которые могли бы улетучиться - находятся в ней. Съел шоколадку и сразу всё вспомнил, - рассказывает Роман.

Я на удачу надела разные носки и пришила к пиджаку жёлтую пуговицу. Посмотрела на себя в зеркало и рассмеялась. Не знаю, помогло ли мне это сдать ЕГЭ, но напряжение сразу пропало, - вспоминает студентка Финансового университета при правительстве РФ Наталья Кравченко.

В этом году золотая медалистка Яна Добрынина поступила на бюджет в Московский авиационный институт на факультет социального инженеринга. Перед экзаменом девушка всем советует помолиться.

Мне и моим одноклассникам это помогло. Мы успешно сдали ЕГЭ, - подводит итог Яна.

При подготовке материала использовались комментарии финалиста областного конкурса «Учитель года 2015», преподавателя информатики Заура Дзантиева, учителя и репетитора по математике Натальи Курдюковой, учителя английского языка Екатерины Чатовой, психолога Натальи Дербеко.

Можно отлично учиться с первого класса, побеждать в олимпиадах и легко сдать экзамены. А можно провалить «Физтех» и Всерос, но взять ЕГЭ и МФТИ упорством

Сдал ЕГЭ по физике на 100

Как всё начиналось

В девятом классе я сдал ОГЭ и зарядился идеей всё лето посвятить подготовке к Всероссийской олимпиаде по физике, собирался днём и ночью решать задачи по физике. Я хотел стать призёром и попасть в сборную России.

Когда начался десятый класс, я прошёл школьный этап олимпиады, потом победил на муниципальном, а на региональном уже не получилось - знаний не хватило. Я даже не представлял, к какому уровню себя нужно было готовить.

О провале я не жалею. Наоборот, из-за того, что была такая мечта, я взял себя в руки и упорно работал.

О ЕГЭ я стал подумывать в середине десятого класса, начал заниматься с репетиторами и на курсах «Фоксфорда». В 11-м я узнал, что есть Попробовал месяц - мне понравилось.

В итоге я поступил на «Прикладную математику и физику» в МФТИ. Причём я никак не ожидал, что в этом поможет золотой аттестат. В школе мне казалось, что он ничего не даёт. На деле бонус в два балла пришёлся кстати. О том, мы уже писали.

Образ жизни

Нагрузка в 11 классе была тяжёлая. Уроки в школе каждый день примерно до трёх часов. А в 16:00 уже начинались онлайн-занятия на профильной программе. Но чтобы успеть к репетитору, я выключал компьютер на полчаса раньше. Четыре дня в неделю готовился к математике с репетитором по два часа. Если в 21:00 я оказывался дома, то делал школьную домашку и повторял дополнительный материал.

Выходных тоже не было. С полудня и до 21:00 был очень плотно занят. Это непросто. Усталость накапливалась, порой воли не хватало, и я просто отключался. Только в 11 классе я понял, что спать сидя - это огромная радость и удовольствие.

До олимпиады «Физтех» в 11 классе я вёл затворнический образ жизни. Постоянно сидел за компьютером или занимался с репетитором. А когда прошла олимпиада, я понял, что моя стратегия не принесла плодов. Олимпиаду я «слил» - было очень обидно.

Трудный был год, но я ни о чём не жалею. Я получил 92 балла по математике, 98 по русскому и 100 по физике - выше, чем рассчитывал.

Как подготовиться к экзамену

1. Выделяйте время на отдых

Когда я сказал куратору профильной программы, что олимпиаду написал плохо, он напомнил про долги по домашним заданиям. Сказал, что такими темпами я не поступлю в МФТИ, а даже если поступлю, то не смогу там учиться.

Тогда я распределил время для отдыха и занятий, где выкладывался на 200%. Когда время ограничено, открываются дополнительные ресурсы. Я научился себя контролировать и вовремя сдавать работы.

2. Получайте удовольствие от процесса

Занятия математикой и физикой приносят огромное удовлетворение - это часть моей жизни. Я бы хотел, чтобы наука стала моей жизнью, чтобы я кайфовал от того, как круто я разбираюсь в сложных дисциплинах. Премии - это один из формальных показателей успеха. В мире полно людей, которые признаны в узких кругах, но, пожалуй, получили намного больше радости от прожитой жизни.

3. Не ожидайте легких побед

Хоть я и сдал русский на 98 баллов, чтобы учить его - приходилось себя изнутри ломать и заставлять. Но с самого начала знал, что мне нужны высокие баллы, и что легко не будет.

4. Готовьтесь до последнего

Есть мнение, что перед смертью не надышишься. Я категорически не согласен. Перед смертью ещё как надышишься, и можно что-то весомое добавить к своей подготовке.

Например, перед математикой я решил запомнить формулы, которые сэкономят время. У меня не было волнения, и я повторил их перед самым заходом в аудиторию.

Перед русским языком я прямо накануне писал сочинение и запомнил некоторые клише. На ЕГЭ я использовал фразы, в которых был уверен, которые и грамматически, и по смыслу хорошо подходили.

5. Занимайтесь спортом

У меня дома есть эллиптический тренажёр, который даёт неприятную нагрузку. Он сформировал у меня «положительную выносливость». Я чередовал учёбу с занятиями спортом, и это помогло мне морально отдыхать. Когда занимаешься на тренажёре, отдыхает голова, когда занимаешься учёбой, отдыхает тело.

6. Не спите много

Я не рекомендую много спать перед экзаменом. Лишний отдых мешает сосредоточиться. К тому же остаются силы, чтобы себя накручивать, волноваться. А когда поспал часов пять, то сил хватает ровно на то, чтобы написать экзамен. Большего и не нужно.

На пресс-конференции в Независимой службе новостей она заявила, что именно школа, а не репетиторы должны готовить учеников к сдаче ЕГЭ.

«Готовить школьников к ЕГЭ специально нет необходимости, - считает Людмила Дудова. - Если ученик систематически изучает предметы, а учитель качественно готовит, то сдать ЕГЭ не составляет труда. ЕГЭ ориентирован на базовый уровень, на среднего ученика. Если учитель не может подготовить к сдаче экзамена каждого ребенка, то педагогу надо серьезно задуматься, тем ли делом он занимается. Я бы не стала такого педагога держать в школе».

В последние годы проводится немало акций, цель которых - аккумулировать лучшие советы, рекомендации, лайфхаки по подготовке к ЕГЭ собственными силами.

Ежегодно Федеральная служба по контролю и надзору в сфере образования проводит Всероссийскую акцию «100 баллов для победы». Это обмен опытом между сдавшими ЕГЭ в прошлые годы на 100 баллов и теми, кому он предстоит в этом году.

Выпускники рассказывают учащимся 11-х классов, как подготовиться к экзамену и сдать его на максимальную отметку. Акция впервые стартовала в апреле 2015 года. В ней приняли участие более 50 регионов России.

Федеральный институт педагогических измерений начал публикацию методических рекомендаций для учителей на основе анализа результатов ЕГЭ в 2017 году.

Онлайн-консультации по подготовке к ЕГЭ ведутся также на сайте Минобрнауки.

У каждого педагога - свои методы, которые зависят от специфики предмета.

География

География - очень интересный предмет, хорошему учителю не так сложно увлечь ребят этой наукой. Не случайно среди выпускников 9-х классов много желающих сдать ОГЭ по географии (около 30%), а вот ЕГЭ по этому предмету выбирают примерно в 10 раз меньше. Это объясняется тем, что вступительный экзамен по географии принимает ограниченное количество вузов.

Учитель географии школы №1637 Наталья Булгакова рассказывает, что ученики часто спрашивают ее, в какие вузы принимают результаты ЕГЭ по географии, как можно трудоустроиться выпускникам географических факультетов.

В то же время, несмотря на все осложняющие факторы, число желающих сдать ЕГЭ по географии среди ее учеников неуклонно растет: если в прошлом году этот предмет выбрали только 3 ученика, в этом - 6, то в следующем планируют его сдавать 10 выпускников.

Наталья Вячеславовна никого не отговаривает сдавать ЕГЭ по своему предмету и признается, что не боится плохих отметок. Возможно, это связано с тем, что ей удалось превратить подготовку к экзамену в увлекательное и полезное общение.

Пособия для подготовки к ЕГЭ преподаватель географии Н.В. Булгакова использует крайне редко, поскольку в них есть готовые ответы. Вместо этого берет задания с сайта ФИПИ, где ответов нет. Поиск решений происходит совместными усилиями в ходе обсуждений в Watsapp.

Но этим общение учителя с учениками не ограничивается. Часто дискуссии выходят за рамки ЕГЭ и за рамки географии, перетекая в историю и обществознание и приобретая метапредметный характер.

А еще ученики Натальи Булгаковой принимают активное участие в различных географических конкурсах и проектах.

Но одно дело - экзамены по выбору, другое - обязательные для всех дисциплины. Особая ответственность ложится на учителей математики и русского языка.

Математика

Вот как об этом рассказывает Нина Попова, учитель математики школы №1637, ученики которой успешно сдают ЕГЭ как на базовом, так и на профильном уровне.

У нее есть своя методика:

1. Дифференциация - в зависимости от выбранного профиля и уровня экзамена.

Первый фактор успеха - в настрое детей, в определенности целей и задач, которые перед ними поставлены.

На уроках математики ребята делятся на базовые группы (в 10 классе 3 часа в неделю, в 11-м - 4 часа) и профильные группы (в 10 классе 4 урока математики в неделю, в 11-м - 7).

Третий год в школе практикуется сдача базового экзамена по математике после 10 класса. Вся программа в этот период обучения построена таким образом, чтобы пройти весь материал, необходимый для сдачи экзамена.

В 10 классе участники профильной группы при изучении любой темы постепенно от базовых заданий переходят к выполнению более сложных, профильных.

В этот же период предусмотрены индивидуально-групповые занятия по подготовке к ЕГЭ, где дети на компьютерах выполняют тренировочные тесты, а учитель контролирует и консультирует. Ошибки разбираются с каждым индивидуально.

2. Систематизация материала и разнообразие форм подготовки.

Чем разнообразнее формы и методы работы, тем они эффективнее. В МЦКО школа заказывает как предметные, так и метапредметные диагностики. Также используются тренировочные работы «Статграда» - система дистанционной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, проводимая Московским институтом открытого образования и Московским центром непрерывного математического образования.

Ответы учащихся заносятся в таблицу, которая автоматически показывает процент выполненных заданий. Таким образом, сразу видно, что именно вызывает трудности. Учитель подбирает несколько аналогичных заданий, чтобы отработать ошибки.

«Мы принимаем участие в международных исследованиях, в том числе в PISA, - подчеркивает Н. Попова, - участвуем в мероприятиях: „ЕГЭ из года в год“, работаем с сайтами: „Решу ЕГЭ“, „Незнайка“, „Alexlarin“».

Преподаватель уточняет: «Также мы используем типовые тесты (демоверсии ФИПИ) и различные пособия для подготовки к ЕГЭ. В этом году начали активно пользоваться материалами МЭШ (Московской электронной школы). Это большое подспорье».

3. Тайм-менеджмент

«Учу распределять время: например, три дня в неделю заниматься математикой и русским языком. Говорю детям: если вы выполнили задания базового уровня, беритесь за более сложные. Есть много возможностей для самостоятельной работы: видео, сайты», - рассказывает учитель.

4. Динамика результатов

У Нины Поповой на каждого ученика заведена диагностическая карта, в которую она записывает результаты тренировочных работ, диагностик, тестов. «Это позволяет отследить динамику ученика, увидеть пробелы в его знаниях и отработать конкретные ошибки в индивидуальном режиме», - подчеркивает она.

Вывод педагога:

Разделение математики на два уровня себя оправдывает, но, к сожалению, не так много вузов (после реорганизаций и объединений), которые принимают вступительные по математике.

В отличие от базового уровня, профильная математика гораздо сложнее. С каждым годом степень сложности возрастает. Многих задач не найдешь в учебнике.

Те, кто затрудняется сдать профильную математику, испытывают такие же проблемы при сдаче других предметов естественнонаучного цикла: физики, химии, биологии.

Русский язык и литература: как научиться писать сочинения?

Сочинение является традиционной формой обучения и аттестации на уроках литературы. Его значение в последнее время заметно возросло. Это связано и с возвращением с 2015 года выпускного сочинения, обязательного для всех выпускников 11-х классов, и с наличием задания в ЕГЭ по русскому языку, предусматривающего написание эссе.

В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по литературе содержится 4 задания, требующие от учащихся умения писать сочинение-миниатюру, и одно задание, нацеливающее на создание полноценного сочинения-рассуждения на основе анализа литературного произведения

Кто учился в советские времена, тот хорошо помнит сборник с готовыми вариантами сочинений на разные темы. Но сейчас выходят пособия, которые учат детей самостоятельно мыслить. В качестве примера можно привести серию «Учимся писать сочинение» для 5-11 классов.

Рабочие тетради для 5-6, 7-8 классов подготовила Елена Зуева, учитель русского языка и литературы с 30-тилетним стажем, для 9-11 классов - Елена Ерохина, заместитель директора института филологии МПГУ. Благодаря этим пособиям происходит последовательное обучение написанию сочинений.

Темы и задания постепенно усложняются. Например, учащимся 5-6 классов предлагается: составить план сочинения; сформулировать тезисы и аргументы; проанализировать лирическое стихотворение; дать речевую, индивидуальную и сравнительную характеристики литературного героя; описать особенности пейзажа и интерьера.

В 7-8 классах, помимо выполнения перечисленных заданий, дети должны проанализировать позицию автора того или иного произведения.

Вопросы, содержащиеся в рабочих тетрадях, нацеливают на внимательную работу с текстом: поиск аргументов, необходимых для доказательства того или иного тезиса; подбор цитат; анализ выразительных средств, использованных автором.

Выполнение этих заданий помогает учащимся подготовиться к сочинению.

Особую сложность представляет анализ стихотворений: юным читателям необходимо не только понять содержание поэтического произведения, но и прочувствовать настроение автора и описать те художественно-изобразительные средства (эпитеты, метафоры, антитезы), которыми он эти настроения передает. Так закладываются основы филологического анализа.

Приобретенные в основной школе навыки совершенствуются в старших классах. Учащимся предлагается написать сочинения разных жанров: например, характеристику героев, рассуждение проблемного характера, рецензию.

Темы сочинений становятся все разнообразнее, глубже и сложнее: «Истинные и ложные ценности в произведении И. Бунина „Господин из Сан-Франциско“»; «Что необходимо человеку для обретения смысла жизни: правда или сострадание» (по пьесе М. Горького «На дне»); «Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути» (на примере лирических произведений Маяковского, Блока, Есенина).

Кроме того, детям даются задания по редактированию и рецензированию сочинений, тексты которых приведены в рабочей тетради. Для оценки этих сочинений приведен список конкретных критериев.

Умение увидеть чужие недочеты, по мнению автора пособия Елены Ерохиной, позволяет избежать своих ошибок.

Но для того, чтобы написать хорошее сочинение, недостаточно овладеть определенными умениями и навыками - необходимо прочитать литературные произведения внимательно и с интересом.

В данном случае роль учителя-словесника трудно переоценить, поскольку он выступает в качестве проводника между прошлым и настоящим. В его задачи входит разъяснение историко-культурного контекста произведений; объяснение незнакомых детям слов и понятий, встречающихся в тексте; изучение и применение на практике литературоведческих терминов.

Характеризуя задачи учителя литературы в старших классах, Елена Ерохина подчеркивает, что «нельзя сводить их к узкоутилитарным».

Миссия педагога, по словам Е. Ерохиной, - не подготовить детей к ЕГЭ, не заниматься натаскиванием на выпускное сочинение, навязывая шаблоны и образцы, а научить детей любить литературу, думать и грамотно выражать свои мысли».

Психологическая подготовка

Большое внимание в школах сегодня уделяется и психологической подготовке к экзаменам. Специалисты проводят с детьми тренинги на концентрацию внимания, памяти, силы воли.

Психологи советуют грамотно распределить свое время на сон, занятия и отдых, рекомендуют освоить техники саморегуляции. В числе их рекомендаций формирование позитивного отношения к процессу сдачи экзаменов, повышение сопротивляемости стрессу.

Они также призывают развивать навыки самоконтроля с опорой на внутренние ресурсы.

Формула успеха

Елена Беликова, учитель русского языка и литературы школы Зарайского района Московской области, вывела своеобразную формулу успешной подготовки к выпускным экзаменам, состоящую из нескольких слагаемых, в числе которых:

  • желание ученика сдать тот или иной предмет на высокие баллы;
  • правильный психологический настрой (ни в коме случае нельзя поддаваться панике, из-за нее можно допустить много нелепых ошибок);
  • участие в научных конкурсах и олимпиадах;
  • посещение элективных курсов и дополнительных занятий в школе;
  • самостоятельная работа учащихся по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, которая должна быть систематической, а не от случая к случаю.

Эта формула подходит для любого экзамена, независимо от предмета. И для любого ученика, который хочет сдать ЕГЭ на 100 баллов или просто получить хороший результат!

Ольга Дашковская

Следующей темой, которая пополнит нашу серию статей, посвящённых сдаче Единого Государственного Экзамена, станет экзамен по физике.

Сдав Единый Государственный Экзамен по физике на «отлично» Вы прокладываете себе путь практически в любой технический ВУЗ. Несомненно, поступление на бюджет – это то, к чему стремится большинство абитуриентов. Однако, успешная сдача ЕГЭ, в особенности, если дело касается физики – непростая задача, требующая уверенных знаний и трудолюбия. Мы постараемся выделить несколько основных аспектов, которым следует уделить внимание при подготовке к сдаче итогового экзамена.
Первое, на что необходимо обратить внимание – анализ существующей структуры работы. Экзамен разбит на три части: тестовая, требующая письменного ответа и предполагающая решение задач.
Решение первой части A предполагает знания основных формул, величин и их размерности. Базовые понятия, такие как законы Ньютона или Ома сделают решение тестовой части вполне реальной.
Вторая часть B требует решения несложных задач с получением расчётной формулы через 2-3 дополнительных. Следует чётко понимать, каким образом одни физические величины выражаются через другие. Перед решением задач записывается формула, из которой после выходит результативная величина. Затем – формулы для величин, которые соответствуют условию. Следующий этап – подставить эти формулы в первую таким образом, чтобы, подставив числовые значения вычислить результат.
Третья часть С существенно отличается. Вам необходимо не только записать числовой ответ, но и ход решения полностью. Грамотный рисунок принесёт Вам дополнительные балы, но и поможет разобраться в структуре задачи.

Наш учитель физики отмечает, что распространённой ошибкой является отсутствие рисунка или слишком мелкий рисунок к задаче, особенно если это касается задач из механики. Затем запишите известные формулы. Правильнее будет выбрать задачу из раздела физики, в котором Вы разбираетесь лучше всего. Полный балл требует подробного решения с описанием.
предупреждает, что слепое зазубривание физических законов без вникания в их суть – одна из самых распространённых ошибок. Школьники часто забывают о том, что некоторые физические величины — векторные, и для них надо указывать направление и учитывать это при сложении и других действиях. Отметим, что онлайн тестирования по физике полезны для тренировок.
Примечание от преподавателя: «В первую очередь разбирайте фундаментальные физические законы, определения, формулы к ним и переходите к примерам решения задач. Как часто нужно проводить занятия, чтобы успешно сдать ЕГЭ — вопрос сугубо индивидуальный. Многое зависит от умения работать самостоятельно и способности выделять непонятные моменты. Тогда не придётся тратить лишнее время на разбор всего материала. Если Вы хорошо знаете математику, можно хорошо успеть выучить физику за год!»