Василий Сухомлинский. Школа для души

Василь Сухомлинський известен как советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики. Отслужив практически всю жизнь в сельской школе, преподаватель сумел сделать из неё научное учреждение, а также лабораторию педагогических методик.

Детство талантливого учителя

На свет великий педагог появился 28 сентября 1918 года, в селе Васильевка, Кировоградской области (Украина). Родился Василь Сухомлинський в бедной семье. Его отец вплоть до начала Октябрьской революции служил по найму в качестве плотника и столяра. А после политического события стал руководить колхозом, служил селькором и учил детей труду в школе.

Детские годы советского педагога пришлись на сложное время: революция, разруха, голод, ненависть. Уже в то время, будучи совсем ребёнком, Сухомлинский стал задумываться над тем, как можно сделать детство самым счастливым периодом в жизни детей.

Василий Сухомлинский: биография, книги

В возрасте 7 лет Василий отправился на учёбу в поселковую семиклассную школу, где о нем всегда отзывались, как о трудолюбивом и одарённом ребёнке. После школы Василий проходил подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте, затем поступил на факультет языка и литературы. Однако из-за болезни, в 1935 году, был вынужден остановить обучение.

В 17-летнем возрасте будущему создателю народной педагогики пришлось начать вести учительскую деятельность. В течение трех лет Василий преподавал детям украинский язык и литературу в сельских школах Васильевки и Зыбково.

В 1936 году Василь Сухомлинський вернулся к учёбе. Своё обучение он продолжил в пединституте Полтавы на заочном отделении. Спустя два года талантливый педагог закончил вуз, получив специальность. После вручения диплома Сухомлинський Василь Олександрович - учитель украинского языка и литературы в школах на родной земле. Приблизительно в тот же отрезок времени Василий Александрович женился на своей коллеге-учительнице. Однако во время войны девушка осталась в оккупации и, будучи беременной, погибла.

Сухомлинский стал автором более 30 книг, 50 монографий, свыше 1500 сказок для ребят и около 500 статей, которые были посвящены воспитанию, а также обучению подростков. Своим основным достижением педагог считал книгу «Сердце отдаю детям», за которую был посмертно награждён Госпремией УССР в 1974 году.

Василий Александрович всю свою жизнь посвятил воспитанию детей и проявлению в них личности. Талантливый автор старался привить детям личное отношение к окружающей действительности, к пониманию собственного дела и чувства ответственности перед близкими людьми, а главное - перед своей совестью.

Начало Великой Отечественной войны

Когда началась война, Сухомлинський Василь Олександрович отправился на фронт добровольцем. Он шёл в бой в звании младшего политрука на Западном и Калининском фронте, принимал активное участие в Смоленском сражение и битве под Москвой.

В середине войны талантливого педагога серьёзно ранило осколком снаряда под самое сердце. С фронта отправили в уральский госпиталь. После выписки он стал директором поселковой школы Ува Удмуртской АССР.

Послевоенное время

В 1944 году, когда фашисты покинули украинские территории, талантливый учитель возвратился на родную землю, занял должность заведующего районного отдела народного образования в Онуфриевке.

В конце 40-х годов XX века Сухомлинский принял решение вернуться к педагогической практике, возглавив среднюю школу в родном районе. До конца своих дней великий педагогВасиль Сухомлинський служил на должности директора в посёлке Павлыш.

Биография и цитаты Василия Александровича Сухомлинского

Василий Александрович разделял идеи педагогики сотрудничества. Творчески переосмысляя труды таких великих деятелей, как Аристотель, Корчак, Сковорода, Ушинский и Коменский, педагог занимался развитием, углублением и исследованием. Он доходил до новых идей и мыслей, необходимых во время воспитания личности в ребёнке.

У Сухомлинского огромное количество цитат и афоризмов, дошедших до наших дней и не утративших былой актуальности. Его высказывания посвящены нормам жизни и поведения, воспитанию, формированию личности ребёнка и семейной жизни. И это далеко не весь перечень сохранившихся мудрых и так необходимых в наши дни мыслей великого учителя.

Вместе с Макаренко, Василя Сухомлинского признали лучшим в области развития педагогики не только в родном государстве, на территории всего Советского Союза, а и во всем мире. Однако его учения не редко поддавались критике, по той простой причине, что они не полностью соответствовали идеологии советского времени (были пронизаны духом Христианства). Педагог был атеистом, но в природе видел начало Творца.

Создание народной педагогики

Новаторско-педагогическая система, которая была создана Василием Александровичем, основана на принципах гуманизма, на признании личности детей, как высшей ценности, на которую должен быть ориентирован процесс обучения и воспитания. Ключевая идея этого образования заключалась в том, что учитель должен верить в возможность и существование коммунистического идеала, обязан измерять свой труд мерой идеального.

Великий педагог старался строить процесс воспитания и обучения, как труд, который бы приносил радость.

Особое внимание Сухомлинский уделял развитию мировоззрения учеников, большую роль отводил слову педагога, художественному стилю изложения, придумыванию совместно с ребятами детских сказок и художественных произведений.

Также педагог-новатор создал комплекс эстетических программ под названием «Воспитание красотой». В педагогике того времени он разработал гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. Его программа противодействовала авторитарному воспитанию и поддавалась критике в официальных педагогических кругах за «абстрактный гуманизм».

Смысл жизни Сухомлинского

Проекты и работа с ребятами были смыслом жизни великого педагога и его призванием. Без детских голосов и эмоций Василий Александрович не мог представить своей жизни. За годы, проведённые за работой, Сухомлинский привнёс много новых новаторских идей в методику воспитания детей.

Своё мировоззрение педагогики как науки, Василий Сухомлинский собрал в изданиях, которые выпускались в периодической печати. Помимо этого, талантливый педагог создал 48 отдельных научных работ, посвящённых правилам воспитания.

Его работа, педагогическая деятельность - это свидетельство новаторского подхода к возникновению и решению важных проблем современного воспитания. Самую важную ценность имеют разработки и идеи Василия Александровича, которые касаются вопросов формирования творческой индивидуальности детей.

Есть введения и новаторские методики талантливого учителя, которые китайцы и жители государств Европы и на данный момент используют в целях воспитания.

Достижения великого педагога

В 37-летнем возрасте Василий Александрович защитил кандидатскую диссертацию на тему «Директор школы - организатор учебно-воспитательного процесса». А спустя три года заработал звание Заслуженного учителя УССР.

Василий Александрович разработал уникальную педагогическую систему, которая основывается на принципах гуманизма. В своей работе автор признал личность ребёнка высшей ценностью, на которую обязаны быть нацелены все процессы воспитания и образования.

На закате своей жизни талантливый педагог был награждён званиями Героя Социалистического Труда, Орденом Красной Звезды. Выбран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

Не стало Сухомлинского в сентябре 1970 года.

Память о педагоге-новаторе

Василий Александрович многим обязан педагогическому институту, который находится в Полтаве. Именно в этом вузе его обучали педагогическим наукам, работе с ребятами, прививали культуру общения. В стенах родного института великий педагог останется навсегда. Одну из самых светлых и просторных аудиторий в старом корпусе, в котором в своё время проходил обучение молодой Василий, назвали в его честь. Также на территории вуза был открыт мемориальный музей, который освещает жизнь и деятельность педагога-новатора.

В начале 80-х годов XX столетия на здании института им. В. Г. Короленко была размещена памяти великого учителя. В память о Сухомлинском назвали национальный университет в городе Николаеве и педагогический колледж, который находиться в городе Александрия. На территории учебного заведения расположен памятник великому педагогу. Также аудиторию в честь Сухомлинского назвали в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» города Москвы.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Сухомлинского Василия Александровича

Сухомлинский Василий Александрович – советский педагог, писатель.

Семья

Василий родился в селе Васильевка (Кировоградская область) 28 сентября 1918 года. Его отец Александр Емельянович был плотником и столяром, активистом общественной жизни, сельским корреспондентом, заведующим колхозной избой-лабораторией, руководителем трудового обучения в школе. Мама Василия Оксана Авдеевна была домохозяйкой; подрабатывала портняжным ремеслом. Супруги Сухомлинские воспитали трех сыновей – Василий и его братьев Ивана и Сергея – и дочь Меланию.

Образование

В 1933 году Василий уехал в Кременчуг и поступил на рабочий факультет. После он стал студентом педагогического института. В 1935 году семнадцатилетний Сухомлинский стал учителем в заочной школе близ Васильевки. Вскоре молодой человек перевелся в Полтавский педагогический институт, который успешно окончил в 1938 году.

Педагогика, писательская деятельность и служба

После пединститута Сухомлинский поселился в Онуфриевском районе Кировоградской области и стал там преподавать литературу и украинский язык. В 1941 году Василий Александрович добровольно ушел на фронт – защищать родные места. В начале 1942 года он, политрук, во время боя за Москву был тяжело ранен разорвавшимся рядом с ним снарядом. Доктора не были уверены, что Сухомлинский выживет, однако ему все же удалось выздороветь. Правда, в его сердце навсегда остался кусочек того страшного события. И это не фигуральное выражение – в сердце Сухомлинского застрял кусок снаряда, который врачи не смогли вытащить.

Лечился Василий на Урале. После выписки из госпиталя он хотел вернуться на фронт, однако медкомиссия запретила ему. Сухомлинскому ничего не оставалось, кроме как сосредоточиться на педагогической деятельности.

На «гражданке» Сухомлинский стал директором школы в поселке Ува, что под Ижевском. В 1948 году Василий Александрович занял должность директора средней школы в поселке Павлыш (Кировоградская область) и оставался на этом посту до конца своих дней. Параллельно Сухомлинский писал – монографии и статьи, рассказы и сказки. Любопытно, что научную литературу он создавал на русском языке, а художественную – на украинском. Из-под пера Василия Александрович вышло более 600 научных работ и более 1000 – развлекательно-познавательных.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В области педагогики Василий Сухомлинский сделал настоящий переворот. Он создал уникальную систему воспитания и преподавания, которая основана на принципах гуманистического отношения к ребенку, на признании его личности высшей ценностью. Идеи Сухомлинского были пропитаны коммунистической идеологией – согласно его теории, учитель должен свято верить в реальность и достижимость коммунистического идеала, и только тогда его труды по воспитанию младшего поколения приведут к успешному результату. Процесс обучения Василий Александрович превратил из монотонного заучивания голых фактов в радостный и приятный труд. Особенное внимание Сухоминский уделял формированию мировоззрения детей и их культурному развитию.

Личная жизнь

В 1939 году Василий Сухомлинский взял в жены Веру Петровну, будущую учительницу. Когда началась война и Василий отправился на фронт, его беременная супруга осталась в оккупационной Полтаве с родителями. К огромному сожалению, когда Сухомлинский вернулся домой, ни его жены, ни сына уже не было в живых…

В 1943 году в школу в поселке Ува, где Сухомлинский был директором, приехала министерская проверка. Женщина, которая, собственно, и оценивала деятельность школы, понравилась Василию. А он понравился ей. Очень скоро влюбленные поженились. В 1944 году они переехали в Кировоградскую область. Супруга Василия стала преподавать в местной школе русскую словесность.

В 1945 году у пары появилась дочь Ольга. Чуть позднее в семье родился сын.

Награды и премии

Василий Сухомлинский – Герой социалистического труда, обладатель Ордена Красной звезды и Почетный гражданин Кировограда (посмертно).

Смерть

Василий Александрович умер 2 сентября 1970 года. Виной его ранней гибели (ему был всего 51 год) стал тот самый осколок от снаряда, сильно угнетающий здоровье педагога.

Похоронили Сухомлинского во дворе Павлышской школы.

Василь Олександрович Сухомлинський Портрет В. А. Сухомлинского в Павлышской школе Имя при рождении:

Василий Александрович Сухомлинский

Род деятельности: Дата рождения: Дата смерти: Награды и премии:

Мемориал Сухомлинскому в Павлышской школе

Вход в музей в Павлышской школе

Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский (28 сентября , с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии - 2 сентября , пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области , Украинская ССР) - советский педагог украинского происхождения.

Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (), кандидат педагогических наук (), заслуженный учитель школы Украинской ССР (), ().

Биография

Родился В.А.Сухомлинский в бедной семье.

До Октябрьской революции отец Василия Александровича - Александр Емельянович Сухомлинский - работал по найму как плотник и столяр в помещичьих экономиях и сдельно - в крестьянских хозяйствах. В советское время Александр Емельянович стал одним из передовых людей села - был общественником активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперацией и колхозом, выступал в газетах как селькор, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением (по деревообрабатывающему делу) в семилетней школе. Мать В.А.Сухомлинского, Оксана Иудовна, была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем она воспитала, кроме Василия, ещё троих детей - Ивана, Сергея и Меланию. Все они стали сельскими учителями.

Василий Сухомлинский учился вначале в Васильевской семилетке (1926-1933 гг.), где проявил себя как один из самых способных учеников. Летом 1934 года . он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 году . прервать учёбу в вузе.

17-летним юношей начал Василий Александрович практическую педагогическую работу. На протяжении 1935-1938 гг. он преподаёт украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района. В 1935 году вступил в комсомол.

Своё обучение В.А.Сухомлинский продолжил с 1936 года в Полтавском педагогическом институте (заочное отделение), где получил сначала квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной средней школы, а затем - преподавателя этих же предметов средней школы 1938 год . С тёплым чувством вспоминал он двухгодичный период обучения в Полтаве. «Мне, - писал Василий Александрович, - выпало счастье два года учиться в Полтавском педагогическом институте... Говорю - выпало счастье, ибо нас, двадцатилетних юношей и девушек, окружала в институте атмосфера творческой мысли, любознательности, жажды знаний. Я с гордостью называю Полтавский педагогический институт своей альма-матер...»

Сухомлинский - автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни - «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР - , посмертно). Его жизнь - воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

Память

  • На корпусе № 1 Полтавского педагогического института (сейчас университет) по ул. Остроградского, 2 - Сухомлинскому установлена мемориальная доска.
  • В самом университете находится музей В. А. Сухомлинского.
  • В честь В. А. Сухомлинского назван Николаевский национальный университет .

Награды

Значительные произведения

  • Методика воспитания коллектива

Полное собрание сочинений и методического наследия приведено в книге:

  • В. А. СУХОМЛИНСКИЙ: Биобиблиография / Сост. А. И. Сухомлинская, О. В. Сухомлинская. - К.: Рад. шк., 1987.- 255 с.

См. также

Примечания

Ссылки

Сухомлинский, Василий Александрович на сайте «Герои страны »

  • (укр.)
  • Василь Олександрович Сухомлинський (укр.)
  • Симон Соловейчик «Всё более глубокое понимание ребёнка – это и есть воспитание его» . газета «Первое сентября» (№ 70/2000). Архивировано из первоисточника 12 марта 2012. Проверено 18 июля 2009.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 28 сентября
  • Родившиеся в 1918 году
  • Родившиеся в Херсонской губернии
  • Родившиеся в Онуфриевском районе
  • Умершие 2 сентября
  • Умершие в 1970 году
  • Умершие в Онуфриевском районе
  • Герои Социалистического Труда
  • Кавалеры ордена Ленина
  • Кавалеры ордена Красной Звезды
  • Педагоги СССР
  • Педагоги Украины
  • Участники Великой Отечественной войны
  • Похороненные в Онуфриевском районе

Wikimedia Foundation . 2010 .

Только исторический подход к творчеству выдающегося педагога позволит правильно определить его вклад в сокровищницу советской педагогики. Для начала изучим биографические данные В. А. Сухомлинского.

Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 года в селе Васильевке на Херсонщине (теперь Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. До революции судьба его, вероятнее всего, была бы незавидной судьбой полуграмотного батрака. Но революция распорядилась иначе. Как и все крестьянские дети, он поступил в родном селе в школу и в 1933 г. окончил семилетку. В те годы в стране велика была потребность в учительских кадрах для быстрорастущей школьной сети. В 1934 году Сухомлинский заканчивает подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте. С 1935 году начинается долгий и славный педагогический путь В. А. Сухомлинского. Именно в 1935 году, в 17 лет от роду, он стал учителем заочной школы недалеко от родного села. В 1938 году он закончил Полтавский педагогический институт. Именно Полтавскому педагогическому институту Сухомлинский обязан знаниями основ педагогической науки, умению работать с детьми, культуре общения, стремлению к вечному научному поиску. Борисовский А.М. Сухомлинский В.А., М., 1985 год.

В 1939 году Сухомлинский вступает в ряды Коммунистической партии. Во время Великой Отечественной войны - он политрук роты в действующей армии. После тяжелого ранения в 1942 году и лечения в госпиталях он возвращается на педагогическую работу. Его назначили директором средней школы в Уфе. Как только его родные края были освобождены от фашистских захватчиков, Василий Александрович приезжает на Кировоградщину и в качестве заведующего районо энергично принимается за восстановление разрушенных оккупантами школ в Онуфриевском районе. С 1948 года и до конца жизни он бессменный директор Павлышской средней школы.

Педагогу, как и философу, требуются десятилетия, чтобы сформулировать его мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие годы ушли на это и у Сухомлинского. И вот, когда, казалось бы, наступило время расцвета его духовных сил и таланта, пришло 2 сентября 1970 года и В.А. Сухомлинского не стало.

За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями Союза ССР. С 1958 года Сухомлинский - член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, с 1958г. Заслуженный учитель УССР. В 1968 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда.

В том же году он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. В.А. Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок.

Общий тираж его книг составляет около 4 млн. Экземпляров на различных языках народов нашей страны и мира. В апреле 1970 года он закончил работу “Проблемы воспитания всесторонне развитой личности” - доклад для защиты докторской диссертации по совокупности работ. Все труды Сухомлинского дают убедительное представление не только о разносторонности педагогических подходов Сухомлинского, но и о цельности всего его педагогического мышления, той цельности, что подобна монолиту, из которого невозможно изъять ни одной части, не нарушив единства этого сплава. Водзинский Д.И. Жизнь и педагогическое наследие В.А. Сухомлинского, Минск, 1978 год. Девиз его жизни очень точно выражен в названии одной из последних книг: «Сердце отдаю детям».

В День учителя Арсений Замостьянов рассказывает о жизненном и творческом пути легенды отечественной педагогики – Василия Сухомлинского.

Василий Александрович Сухомлинский родился в Васильевке - украинском сельце, ныне приписанном к Онуфриевскому району Кировоградской области. Родился в бедной и честной крестьянской семье. В 1933 году окончил семилетку, затем - годичные подготовительные курсы при Кременчугском пединституте. Семнадцати лет начал учительскую деятельность, а одновременно учился на филологическом факультете Полтавского педагогического института. С лета 1941 молодой учитель рвался на войну защищать Родину. Наконец, был призван. А в 1942-м, в кровавой битве подо Ржевом, был тяжело ранен.

Сколько раз потом он читал ученикам строки Твардовского, пропущенные через сердце: «Я убит подо Ржевом…» - это ведь про ту, «его» битву. И окажись та рана смертельной, самому Сухомлинскому - неизвестному солдату - могли бы быть посвящены строки, от которых влажнеют глаза:

Я - где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я - где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;

Я - где крик петушиный
На заре по росе,
Я - где ваши машины
Воздух рвут на шоссе…

Человек такой судьбы не мог относиться к литературе как к рутинной дисциплине, в которую превращают её нынешние реформаторы образования. Для него, прошедшего через то, что умеют показывать с художественной силой лучшие наши писатели, искренность стала главным мерилом отношения к литературному произведению. Искренность писателя, искренность читателя, искренность учителя, искренность школьника. Василий Александрович и сам писал стихи и не стеснялся иногда читать их своим ученикам (согласитесь, очень ответственный поступок для любого учителя). Делился он с учениками и другими своими горячими литературными впечатлениями - возможно, читал и Твардовского, «Я убит подо Ржевом». Не мог он пройти мимо этого стихотворения.

Осколки немецкой мины будут шевелиться в его теле до последнего дня… О чём думал этот молодой учитель литературы, искренний и впечатлительный человек, на своём поле боя? Думаю, мы окажемся неподалёку от истины, если предположим, что думал он и о Льве Толстом, и об Андрее Болконском, о небе над Аустерлицем… Вспоминал давно знакомые любимые страницы, которые не раз изучал вместе со школьниками до и после войны. И, конечно, с обретением личного фронтового опыта толстовские страницы «Войны и мира» воспринимались острее. Не тогда ли мелькнула мысль Василия Александровича: может быть, учитель и должен добиваться острого восприятия литературы, чтобы школьники чувствовали себя павшими в траву Аустерлица?.. Самые трагические обстоятельства жизни становятся материалом, сырьём для профессиональных открытий педагога. Так и должно быть в творчестве: нет важнейшего урока, чем уроки жизни.

На фронте Василий Александрович был ротным политруком - из тех, кто действовал, поднимая роту в бой под лавиной огня, как в стихотворении Александра Межирова «Коммунисты, вперёд!».

Такие люди, как Сухомлинский, приняли вызов. А война прошла по судьбе Василия Александровича своим безжалостным сапогом: жену немцы повесили, а маленького сына убили.

И снова вспоминается конъюнктура дня сегодняшнего, во всём отрицающего Сухомлинского. Когда сытый, холёный тусовочный журналист рассуждает по телевидению: «На войне были не только герои, там были и политруки, и особисты». Подлая ложь пошла в плоть и кровь, они автоматически её воспроизводят, даже не вдумываясь. Вспомнили бы о Сухомлинском. Вспомнили бы о том, что из десяти политруков возвращался с фронта живым лишь один. Сколько талантливых педагогов осталось на полях сражений… Герои, вечная вам слава, вечная память! А Василий Александрович вернулся.

Израненный, после госпиталей, он с ещё большим рвением приступил к учительскому труду: за войну многое было передумано, много идей родилось. Сначала он, кавалер боевого ордена Красной Звезды, работал директором школы в Удмуртии, позже стал заведовать районным отделом образования в родной Кировоградской области. Работа предстояла не бумажная, нужно восстанавливать школы, разрушенные войной, собирать по крохам учительские коллективы. Но всё же это было дело не для Сухомлинского. Его тянуло в школу, на свою родину, в Кировоградчину. И он вернулся к творческой учительской работе. В 1947 году В. А. Сухомлинский стал директором Павлышской средней школы, расположенной вдали от всех столиц, - и это назначение оказалось решающим в его жизни. А Павлышской школе суждено было на многие годы стать педагогической Меккой.

Вскоре в центральной печати появились первые статьи Сухомлинского, в которых Василий Александрович говорил о гуманизме, о стремлении к идеалу. Говорил, как проповедник. Как выяснилось, многие учителя тосковали именно по таким словам. Ведь только проповедник может так жить и рассуждать: «Я видел важную воспитательную задачу в том, чтобы подростки правильно понимали единство своей самостоятельности и долга перед другими людьми. Без друга-взрослого подросток не может понять ту истину, что независимость отрочества имеет свои разумные границы, а свобода немыслима без долга и ответственности. Без снисходительности и сюсюканья я говорил с подростками как с равными о сложности и противоречивости жизни. Эти беседы, по существу, были моими рассказами о людских судьбах, о тонких и противоречивых отношениях взрослых со взрослыми, взрослых с детьми. Я твёрдо убеждён, что каждый в этом бурном и нелёгком возрасте ощущает потребность в этих человековедческих беседах». Страна заговорила о павлышском самородке, об истинном энтузиасте. Бесчисленные читательские отклики заставили Сухомлинского продолжить разговор…

Страна залечивала военные раны – а педагог рассуждал о прекрасном, он готовил детей к высокому предназначению: «В чём же дело? Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное. Всё дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - всё равно будет зло. Человек - сын природы. Ему свойственны человеческие страсти и именно в том и заключается красота человеческая, что он сознательно облагораживает себя, стремится к своему величию и нравственному совершенству». Казалось, они - люди конца пятидесятых - растапливали «вечный полюс», пробуждали в людях лучшее, светлое. Увы, очень скоро и идеализм Сухомлинского, казавшийся таким свежим в пятидесятые годы, оброс потугами эпигонов и стал превращаться в учительский штамп. Но Сухомлинский предвидел эту опасность - и приступил к воспитанию учителей.

Он верил: человек рождается для самосовершенствования, для честного творческого труда.

В 60-е годы В. А. Сухомлинский выступает перед огромной аудиторией в ответственной роли автора фундаментальных книг о воспитании, о школе. В ответственной - потому что к голосу педагога, снискавшего всесоюзную известность и давшего основание для громких споров, прислушивались, а некоторые так и вовсе начинали «жить по Сухомлинскому». В произведениях 60-х годов, ставших завещанием педагога, он выступает скорее писателем, чем исследователем. Скорее в традициях Толстого и Достоевского, чем Ушинского… В этих книгах сильно эссеистическое начало, истинная исповедальность. Безусловно, Сухомлинский испытывал решающее влияние «яснополянского мудреца». В книге «Сердце отдаю детям» он поднимается над обыденностью, находит определения для самых сложных, тончайших явлений жизни взрослых и детей. Его становление проходило в традициях русского и европейского Просвещения со всем его романтическим рационализмом. Чего стоят одни рассуждения педагога о счастье как о цели воспитания - как внятны в этих словах идеи Руссо, голоса Ломоносова и Державина; слышны здесь и вольнолюбивые мечты декабристов: «Задача школы и родителей - дать каждому ребёнку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нём творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми».

Появилось в статьях Сухомлинского и понятие «духовность», которое ещё недавно воспринималось в те годы как словечко вредное и устаревшее. Он ввёл его в учительский обиход. Атеист по убеждениям, он в то же время о природе (в особенности - о природе человека) говорил так, что не оставалось сомнений: он видел в ней божественное начало, говорил о ней трепетно, прочувствованно: «Человек - сын природы. Ему свойственны человеческие страсти, и именно в том и заключается красота человеческая, что он сознательно облагораживает себя, стремится к своему величию и нравственному совершенству».

Сухомлинскому по душе была природосообразность образования, он не терпел угнетения ради результата, не терпел гонки за повышением успеваемости: «Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую можно назвать душевным равновесием. В это понятие я вкладываю такое содержание: чувствование детьми полноты жизни, ясность мысли, уверенность в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. Для душевного равновесия характерны атмосфера доброжелательности, взаимной помощи, гармония умственных способностей каждого ученика и спокойной обстановки целенаправленного труда, ровные, товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражительности. Каким путём создать и, что особенно важно, поддерживать душевное равновесие? Опыт лучших педагогов убеждал меня, что самое главное в этой очень тонкой сфере воспитания - постоянная мыслительная деятельность без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил». Учёба не заканчивается выставленной оценкой и усвоением «пройденного». Широко известен парадокс Сухомлинского, в котором раскрывается значение творческого процесса в образовании: «Чтобы ребёнок хорошо учился, нужно… чтобы он хорошо учился». Основной стимул учения по Сухомлинскому - не оценка, не получение аттестата, но разбуженный учителем познавательный интерес!

18 мая 1967 года, когда «Этюды о коммунистическом воспитании…» только начали печататься в «Народном образовании» (начало «Этюдов…» вышло в 4-м выпуске), профессор Вологодского пединститута Б. Т. Лихачёв опубликовал в «Учительской газете» статью «Нужна борьба, а не проповедь». Полтора миллиона подписчиков «Учительской газеты», привыкших верить печатному слову, прочитали резкую критику взглядов, идей В. А. Сухомлинского. А вдруг эта статья – директивная?

Василий Александрович сокрушённо отреагировал на огульную критику. В частном письме Сухомлинский сетовал: «Один из осколков так и не смогли удалить из моего тела. Думаю, что теперь он дойдёт до моего сердца… Какая рана нанесена мне «Учительской газетой»; если бы редактор знала, в какие тяжёлые дни преподнесла она мне этот «подарок »… Этих эмоций из биографии Сухомлинского не вырвать, не выбросить.

Профессор Б. Т. Лихачёв выступил в роли неистового ревнителя советской идеологии и ринулся в бой с её противниками. Бой, в котором разговор о «душе» виделся ему неким мещанским капитулянтством: «На зло и на правду надо воспитывать не личный, а классовый взгляд». «Вместо конкретной и чёткой программы, изложенной в моральном кодексе строителя коммунизма, вводится туманное понятие, именуемое человечностью». Суровый профессор утверждал, что «человечности вообще», то есть в отрыве от насущных задач общества, не существует.

Упрекали Сухомлинского и в христианском духе его системы: «подмена борьбы библейской проповедью», бранили за «идеи мещанского индивидуализма». Предполагалось, что после этой статьи пойдут «отклики широкой общественности, а попросту начнётся травля. Но… «Народное образование» продолжило публикацию «Этюдов…» в пяти последующих номерах 1967 года. Н. И. Целищева вспоминает, что происходило в коллективе «Учительской газеты» вскоре после публикации статьи Лихачёва: «…Никогда не забуду того весеннего партийного собрания: оно напоминало сражение на баррикадах, только к штыку тогда «приравняли перо»… Один за другим поднимались журналисты «УГ» на трибуну: Олег Битов, Владимир Ермолаев, Игорь Тарабрин, Борис Волков, Яков Пилиповский, Ирина Скляр, Алла Орлеанская - все «золотые перья» редакции горячо выступили… в защиту В.А. Сухомлинского против его шельмования. Идеологически, а скорее человечески редакция разделилась тогда словно «стенка на стенку». И… осуждающей резолюции не получилось!». Так боролись за Сухомлинского журналисты «Учительской газеты». Нашлись у Василия Александровича сторонники и в правительстве, и в ЦК КПСС.

Словом, через несколько месяцев после всей этой истории Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорный вручил Василию Александровичу Золотую Звезду Героя Социалистического Труда и орден Ленина- высшую награду страны. Тогда же, в 1968 году, Сухомлинского избирают действительным членом Академии педагогических наук СССР, а в 1969 году ему присуждают почётное звание заслуженного учителя школы УССР. Истинного педагога судьба проверяла на прочность, жизнь его драматична. Лёгких путей и хамелеонского умения адаптироваться в любых ситуациях талантливым людям не обещали ни Аристотель, ни Маритен. Не ждал их и сам Сухомлинский. Но у Василия Александровича сложилась счастливая профессиональная судьба в стране, которая наилучшим образом соответствовала талантам и убеждениям педагога.

Педагог не прекращал поиск новых инструментов влияния на «духовный мир ребёнка». Как воспитатель, он был творчески неистощим, черпая вдохновение и в народных традициях, в народной украинской педагогике, культуре, с которыми был связан крестьянским детством. Многие его педагогические открытия поразительно точны и актуальны. Глубокий анализ истории фольклора и психологии современного человека побудил Сухомлинского серьёзно отнестись к такому действенному инструменту воспитания человеческой души, как музыка: «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление, речь. Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности. Внимание ребёнка как бы сосредоточивается на предметах и явлениях, которые в новом свете открыла перед ним музыка, и его мысль рисует яркую картину; эта картина просится в слово. Ребёнок творит словом, черпая в мире материал для новых представлений и размышлений. Музыка - воображение - фантазия - сказка - творчество - такова дорожка, идя по которой ребёнок развивает свои духовные силы». Со временем психологи разных направлений и стран пришли к аналогичным выводам. Сухомлинский был одним из первых, а потом его коллеги «конвергентно воспроизвели» (вот уж выраженьице!) педагогические открытия павлышского директора.