Взаимоотношения человека и природы у есенина. Сочинение «Связь человека с природой а творчестве Есенина

Человек и природа в лирике С. Есенина. Сергей Александрович Есенин вошел в русскую ли­тературу как тонкий лирик, певец крестьянской Руси.

В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная…» христианская Русь, где поэт - «захожий богомо­лец», проста и незатейлива: чахнут тополя у низень­ких околиц, в праздник Спаса церковь пахнет медом и яблоками. Поэт мечтает о встрече с родной деревен­ской природой, даже девичий смех он сравнивает с сережками на деревьях:

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Эта простая, привольная жизнь кажется раем, от которого не ищут другого.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»,

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

В другом стихотворном произведении - «Я поки­нул родимый дом…» - поэт рассказывает о своем расставании с малой родиной:

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Поэт тепло вспоминает о своем родном уголке, ти­хом и необыкновенно красивом.

Русь его - голубого цвета,

луна в пруду - как зо­лотая лягушка.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Поэт знает, что вернется не скоро, но его голубую Русь стережет старый клен, похожий на него.

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

Стихотворение «Я иду долиной. На затылке ке­пи…» начинается описанием иного облика лириче­ского героя. Одетый по-городскому герой, в кепи и английском костюме, в лайковых перчатках, не спеша идет по долине и любуется на розовые степи и тихую реку. Он - «беспечный парень», которому

Только б слушать песни - сердцем подпевать,

Только бы струилась легкая прохлада,

Только б не сгибалась молодая стать.

Крестьянский труд для него радостен, крестьяне в стихотворении нарядные, как на празднике. Сам себе от имени крестьян лирический герой предлагает взяться за косу и показать удаль и пыл.

«Эй, поэт, послушай, слаб ты иль не слаб?

На земле милее. Полно плавать в небо.

Как ты любишь долы, так бы труд любил.

Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был? »

Строчки, выходящие из-под косы, не хуже стихо­творных, хоть «коса не ручка». Лирический герой скидывает костюм и по-свойски становится косить с крестьянами. Эти травяные строчки понятны ло­шадям, баранам и коровам, последние благодарят за них теплым молоком. Поэт и в косьбе видит прекрас­ную песнь о родине.

«Моя лирика жива одной большой любовью к ро­дине», - говорил С. Есенин. Родина и природа для поэта слиты вместе, особенно это видно в стихах 1910-1915 гг. Чувство родины находит у него выра­жение пока только в любви к родной природе и род­стве с ней. У него нет еще представления об отчизне как о социальной, политической, культурной среде. На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы. Поэт чувствует себя частью родной природы, любит не идеализиро­ванную, а реальную крестьянскую Русь.

Сергей Александрович Есенин был поэтом, кровно связанным с родной землей, с народом, с его поэтическим творчеством. Любовь к Родине, к родному краю - главная сквозная тема лирики Есенина. Родина и природа неразрывны в его поэзии. С проникновенным лирическим чувством передано в стихах ощущение единства человека с природным миром, его растительным животным началом.
Поэт по-дружески беседует с кленом, с любовью говорит о ветерке, ласково об-ращается к березке. Просторы полей, синь небес, глубина рек и озер, плакучие ивы и длиннокосые красавицы березы - во всем этом видел Есенин неброскую красоту, щемящую прелесть природы средней полосы России.
О край дождей и непогоды,
Кочующая тишина,
Ковригой хлебною под сводом
Надломлена твоя луна.
За перепаханною нивой
Малиновая лебеда.
На ветке облака, как слива,
Златится спелая звезда...
... Клубит и пляшет дым болотный...
Но и в кошме певучей тьмы
Неизреченностью животной Напоены твои холмы.
(«О край дождей и непогоды»)
Природа у Есенина живет, слушает, мечтает. «Береза... принакрылась снегом, точно серебром».
В стихотворениях «Береза», «Пороша» обращает на себя внимание одухотво-ренность мира. Природа у Есенина всегда в движении. Отсюда обилие в его стихах отглагольных форм. Такое восприятие окружающего мира, такое представление, выраженное в поэтических образах, Есенин почерпнул в народных сказках, поверьях, мифологии.
Вся система образов Есенина зиждется на этом чувстве движения и превращений, совершающихся в окружающем мире, зиждется на чувстве единства человека с природой, со всем живым на земле.
В стихотворении «Задремали звезды золотые...» звезды дремлют, зеркальный блеск воды смягчен утренней зыбкой рябью; небосклон не румяный, а тронутый блеклым, сетчатым светом. Ярко только то, что не бывает совсем ярким - серебряные росы да перламутровое ожерелье на тугих стеблях одичавшей крапивы.
Своеобразность поэзии Есенина в том, что образность его, как и образность народной поэзии, - строго и отчетливо, при всей внешней причудливости, упорядочена. Поэтому каждое преображение, то есть превращение одной образной фигуры в другую, имеет внутреннюю согласованность. В творчестве раннего Есенина мы наблюдаем уподобление месяца кудрявому и смирному ягненку. В первые после- А революционные годы поэт чаще использует другую метафору: месяц-конь, и этот конь - праздничной, солнечной окраски: «Сойди, явись нам, красный конь! Впрягись в земли оглобли!». Многие исследователи отмечают, что конь в образной системе Есенина - знак устремления в светлое, утопически-прекрасное будущее.
На мой взгляд, все творчество Есенина пронизано, неизбывной, горячей иногда с нотками горечи любовью к родной стороне. И это чувство поэт выражает не только непосредственными признаниями, но и через трогательные, овеянные теплотой образы природы. Вся Русь, милая сердцу Есенина, соткана из нерукотворного мира, и именно этот мир, мир природы, более всего дорог поэту.
О верю, верю, счастье есть! Еще и солнце не погасло. Заря молитвенником красным Пророчит благостную весть. О верю, верю, счастье есть! Звени, звени, златая Русь, Волнуйся, неуемный ветер! Блажен, - кто радостью отметил Твою пастушескую грусть. Звени, звени, златая Русь. Люблю я ропот буйных вод И на волне звезды сиянье. Благословенное страданье Благословляющий народ Люблю я ропот буйных вод.
Есенин с горечью сознает, что сельские пейзажи, которые так хорошо вписывались в мир природы, так гармонировали с ним, должны уступить место картинам урбанистическим. Поэт понимает неизбежность этого процесса, он признает, что во многом это станет благом для России, но, тем не менее, Русь прежняя, с ее бескрайними полями, подернутыми туманной синевой лесами всегда оставалась для Есенина самым дорогим в его жизни. В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая...» поэт пишет:
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!

Великий русский поэт Сергей Есенин -- "певец страны березового ситца", "певец любви, грусти, скорби", он же "московский озорной гуляка" и, конечно, поэт-философ. Есенина всегда волновали такие философско-мировоззренческие проблемы, как «Человек и вселенная», «Человек и природа». В стихах Есенина немало своего рода сквозных образов, обогащаясь и видоизменяясь, проходят через всю его поэзию. Это, конечно, прежде всего образы родной природы, которые так глубоко передавали его убеждения о коренной слитности человека с природой, неотделенности человека от всего живого. Читая «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», нельзя не вспомнить о «клененочке маленьком» из первых стихов. В одном из последних стихотворений у Есенина есть строки:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

В этой березке, возникшей под самый конец жизни, отчетливо читается и та береза, которая появилась в его первом опубликованном стихотворении («Белая береза под моим окном…»), и многие другие обращения к этому образу.

Диалог лирического героя с Миром (человеком, природой, землей, вселенной) постоянен. "Человек -- это дивное творение природы, неповторимый цветок живой жизни". В «Анне Снегиной» - самом крупном произведении последних лет жизни он писал:

Как прекрасна

И на ней человек.

Строки эти наполнены гордостью, радостью и тревогой за человека, его судьбу, его будущее. Они могли бы по праву стать эпиграфом ко всему его творчеству.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Философская глубина и высочайший лиризм этого стихотворения идет от великих традиций русской классической литературы.

Поэт ощущает себя частицей природы и видит в животных "братьев наших меньших". В его стихах о животных ярко выражено сочувствие ко всему живому на земле. Так, в "Песне о Собаке" автор показывает материнскую любовь суки к своим щенятам, а затем ее боль от потери их. Чувства этой собаки похожи на чувства женщины. И когда месяц над "хатой" показался ей "одним из ее щенков", она умирает от тоски:

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

В стихотворении "Лисица" Есенин показывает безжалостное отношение людей к животным. Описание подстреленной лисицы звучит пронзительно:

Желтый хвост упал в метель пожаром,

На губах -- как прелая морковь.

Пахло инеем и глиняным угаром,

А в ощур сочилась тихо кровь.

Поэт защищает животных своей любовью. В стихотворении "Собаке Качалова" автор разговаривает с собакой по кличке Джим, как с другом. В каждой строке Есенин передает красоту и доверчивость этого пса, любуется им:

Ты по-собачьи дьявольски красив,

С такою милою доверчивой приятцей

И, никого ни капли не спросив,

Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Сергей Есенин подчеркивает единство всего живого, всего сущего. Нет и не может быть чужой боли в мире, все мы связаны между собой.

В стихотворении "Песни, песни, о чем вы кричите?.." ощущается зыбкость границ между природой и человеком через уподобление дерева и человека:

Я хочу быть тихим и строгим.

Я молчанью у звезд учусь.

Хорошо ивняком на дороге

Сторожить задремавшую Русь.

Взаимопроникновение и переплетение человека и природы особо ощущается в стихотворении "Серебристая дорога":

Дай ты мне зарю на дровни.

Ветку вербы на узду.

Может быть, к вратам господним

Сам себя я приведу.

У Есенина одухотворение природы и даже уподобление человека природным явлениям напоминает народную поэзию.

Я еще никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть,

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать

Где ты, где, моя тихая радость,

Все любя, ничего не желать!

Из фольклорной среды поэт брал лишь то, что было близко его поэтическому мироощущению. Это обусловило появление поэзии Есенина целой группы поэтических символов. Один из наиболее распространенных символов -- образ дерева. В древних мифах дерево символизировало жизнь и смерть, древнее представление о вселенной: верх -- небо, низ -- подземное царство, середина -- земля. Дерево жизни в целом может сопоставляться с человеком. Стремление к гармонии человека и мира выражается у Есенина через уподобление себя дереву:

Я хотел бы стоять, как дерево,

При дороге на одной ноге.

Я хотел бы под конские храпы

Обниматься с соседним кустом.

("Ветры, ветры ")

Ах, увял головы моей куст.

("Хулиган")

Облетает моя голова,

Куст волос золотистый вянет.

("По-осеннему кычет сова ")

Есенин показал, что человек в просторах мирозданья всего лишь беззащитная песчинка, и для того, чтобы оставить о себе память, нужно творить прекрасное.

Наполненная любовью к людям, к человеку, к родной земле, проникнутая душевностью, добротой, искренностью, поэзия Есенина помогает нам познавать, заново открывать и беречь природу.

Тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию - звучит в стихотворении С.Есенина "Сорокоуст". В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском "Сорокоусте" вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России.

11 класс

(урок-лекция)

Природа и человек в лирике Есенина.

Он, как будто чародей,

Превращал зарю в котенка,

Руки милой – в лебедей,

Светлый месяц – в жеребенка.

Н.Крутов

Есенин – тончайший лирик, который все свое творчество посвятил России. «У меня все стихи о России», - говорил он. Удивительно, что природа наделила его поэтической внешностью голубоглазого парня с кудрявой головой цвета спелой ржи («Эти волосы взял я у ржи») и красивой фамилией, по странному совпадению созвучной самому любимому его слову – Россия, Русь. Вслушиваясь в звучание этих слов, он говорил, что в них «и весна, и осень, и синее что-то». Те же звуки и в его фамилии – Сергей Есенин. И тембр его стихов часто организуется именно этими звуками – р, с, н.

Мир народно-поэтических образов окружал его с раннего детства. И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая синь озера – вся эта красота с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле:

«О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску…»

О чем бы ни писал поэт, он мыслит образами, взятыми у природы. Природа живет своей жизнью, в ней все движется, меняется. Поэтому любимым художественным приемом Есенина является олицетворение.

Давайте вспомним, что такое олицетворение? (Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. Например, «спит ковыль», «задремали звезды», подвязалась белой косынкой сосна, загляделась в пруд девушка – березка, «задремавшая дорога»).

Еще интересней другой, очень характерный для Есенина прием, который можно было бы назвать «олицетворением наоборот»: то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы («куст волос золотистый вянет»; «и душа моя – поле безбрежное, дышит запахом меда и роз»).

Целиком на таком приеме построено стихотворение «Отговорила роща золотая» (чтение стихотворения).

«Золотая роща» - сам Есенин, чувствующий свое увядание. Но это и его поэзия.

Природа у Есенина многокрасочна, многоцветна, полна животворящих внутренних сил. Она действует, дышит, живет. Природа у него звенящая, шумная: звенит сосняк, звенит рожь, «поет зима – аукает», «в рощах по березкам белый перезвон».

Вообще, звуковой образ, который чаще всего озвучивает есенинские лирические сюжеты – звон, и не просто звон, а звон, разложенный на множество оттенков.

Для Есенина поэзия – это прекрасный сад, где слова – листья, образы – яблоки, стряхиваемые с души, когда они нальются спелым соком. Для Есенина поэзия, человек, природа – это одно неразрывное целое. Природа в его стихах сближается с жизнью человека, становится причастной к переживаниям и чувствам людей.

Его стихи – цветовой радуги. В мировосприятии поэта нет черных и белых красок, его мир многоцветен, ярок. Есенин берет палитру ярких красок и расцвечивает мир вокруг: «розовый закат», «багряные кусты», «снег лучистый», «алый свет зари», «вечер голубой», «синий плат небес», «роща золотая», «красный костер», «желтый ворон». Цветовая гамма яркая, свежая, красочная –передает красоту окружающего мира и радость жизни. А любимые цвета Есенина – синий и голубой. Эти тона усиливают ощущение необъятности голубых просторов России («синь, упавшая в реку», «только синь сосет глаза», «на небесном синем блюде» и т.п.), создают атмосферу светлой радости бытия («предрассветное, синее, раннее», «в летний вечер голубой»), выражают чувство нежности и любви («голубая кофта, синие глаза», «парень синеглазый», «заметался пожар голубой»).

Часто слова, называющие свет, употребляются в переносном значении, характеризуя «светлое» душевное состояние героя лирического героя («на душе светло», «радугой тайные вести светятся в душу мою», «васильками сердце светится, горит в нем бирюза»).

Но Есенин не только видит, но и слушает, слышит, и чувствует: «эти шелесты в овсе», «запах меда от невинных рук», «звонко чахнут тополя»).

Необычны есенинские метафоры и сравнения: «ягненок кудрявый – месяц гуляет в голубой траве», «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани» и др.

Мы с вами уже вспомнили, что такое олицетворение, теперь вспомним, что такое метафора, сравнение и эпитет. (Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу сходства или по контрасту. Сравнение – одно явление или понятие проясняется путем сопоставления с другим. Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.)

С Родиной связана лучшая метафора Есенина – «страна березового ситца». И самый нежный образ в его стихах – образ прекрасной девушки – березки.

Есенин, как никто другой, опоэтизировал самые, казалось бы, непоэтические вещи: лебеду, крапиву, капустные грядки, убогую деревню, крестьянскую избу. Любовь к «золотой бревенчатой избе» он пронес до конца жизни. Ему мила патриархальная деревня. Народ в поэзии Есенина не отделен от понятия Родины. А природа в его стихах, как в народном творчестве, чувствует по-человечески, а человек, в свою очередь, ощущает себя деревом, травой, рекой, лугом, то есть, неотъемлемой частью природы.

М. Горький говорил, что ранний Есенин – это поэт не интеллектуального склада. Он обращается к чувствам читателя, но не к мысли. Философских размышлений в его стихах нет: ни философии любви, ни философии природы, зато есть само чувство любви, само дыхание природы.

Таким образом, природа у Есенина – не застывший пейзажный фон. Она живет и дышит, грустит и радуется, растет и развивается, горячо реагирует на судьбы людей и события истории. В лирическом пейзаже всегда выражена авторская оценка, чувство, отношение поэта.

В поэзии Есенина человек – часть природы. Для его лирики характерно одухотворение природы и уподобление человека природным явлениям.

Скажите, можно ли назвать ранние стихи Есенина (о природе) чисто пейзажными? Почему? (Нет. Природа неразрывна с человеком, она существует здесь не сама по себе, а как часть единого целого).

Можно ли сказать, что пейзажная лирика Есенина – это его признание в любви к Родине?

В стихах Есенина через природу родного края высвечивается и образ Руси, все его творчество складывается в образ России.

1. Отражение чувств человека в природе.
2. Связь человека с животными образами.
3. Очеловеченная природа в поэтическом полотне.

В необходимом - единение, в сомнительном - свобода, во всем - любовь.
А. Августин

В своем творчестве С. А. Есенин обращается к разным темам. Это и великолепные пейзажные зарисовки, и трогательные стихи о любви, и проблемные произведения о судьбе русской деревни. Все, что поэт описывает в своих текстах, он непременно пропускает через свою душу, через богатый и насыщенный внутренний мир. И особое место там занимает природная тематика, которая связана с образом человека, его действиями и поступками. Такую связь я попробую рассмотреть в своем сочинении.

Любые природные проявления Есенин не отрывает от человеческих чувств и эмоций. Поэтому его любовная лирика наполнена красочными пейзажными зарисовками. Они словно отражают внутреннее состояние героя. И он через образы деревьев, опавшей листвы или ручейка рассказывает нам о своем глубоком и тайном чувстве. И если в душе неспокойно, то подобную тревожную атмосферу нам передает снежный ветер в стихотворении «Ветры, ветры, о снежные ветры...».

Ветры, ветры, о снежные ветры,
Заметите мою прошлую жизнь.

Лирический герой ищет утешения в природе. Именно она может вдохнуть в его растрепанную и тревожную душу покой и успокоение.

Я хочу быть отроком, светлым
Иль цветком в луговой межи.

Но природные картины могут выступать и в качестве контрастного полотна к тому, что происходит в душе лирического героя. Цветущая дарящая жизнь природа напоминает о том, что герой потерял безвозвратно. Так через пейзажные картины в повествование входят грустные тональности. Например, цветущая липа в стихотворении «Я помню, любимая, помню...» заставляет вспомнить любимого человека, которого нет в данный момент рядом с лирическим героем. Природа словно призвана возрождать душу, дарить ей успокоение и надежду на светлое будущее. Но грусть, навеваемая этим стихотворением, не уменьшается. Однако в таком природном обрамлении она становится светлой и в какой-то степени прекрасной. И нам понятно, что в памяти лирического героя запечатлелся самый нежный образ любимого человека, который может ассоциироваться с цветущим деревом.

Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.

Природные картины в творчестве С. А. Есенина не только отражают душевное состояние, но и позволяют создавать прекрасные портреты любимой с помощью знакомых нам фигур. Одним из ключевых в произведениях поэта является образ белой березы. Именно она воплощается у него в облике прекрасной девушке. Каждый «элемент» дерева соотносится с одной из черт человека. Так природными штрихами передается облик девушки в стихотворении «Зеленая прическа...».

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка...
...Иль хочешь в косы ветви
Ты лунный гребешок?

Не зря поэт использует образ березы для описания девушки. Тем самым он не только подчеркивает его незабываемые черты, но в то же время говорит о родстве двух душ: природы и человека. А такая связь говорит о многом. Если человек мог стать частью природного сообщества, значит, он настолько же чист и непорочен. В то же время если природа его принимает, то видит в нем друга и родственную душу, которая становится неотъемлемым компонентом красочного пейзажа. Во всем этом стихотворении описание березы постепенно переходит в портретные штрихи самого" человека. Потом повествование словно идет в обратном направлении. Такое плавно перетекание от одного образа к другому показывает нам, что они связаны собой невидимой для нас ниточкой настолько, что представляют собой нераздельное целое.

Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил - печальный
Твой предосенний шум.

В таких поэтических строках С. А. Есенин рассказывает о неразрывной связи человека с природой. Она ощутима на чувственном уровне, позволяющем героям показать свое душевное беспокойство, но в то же время дающем возможность найти душевное равновесие. Связь с природой происходит и на уровне портретных зарисовок. Это говорит о том, что человек становится частичкой природного мира. Вроде бы это понятно и так, с биологической точки зрения. Но Есенин смог показать подобное единство на уровне слов и поэтического отражения действительности. Не только различные растения, но и птицы, звери также являются составной частью природного, только в данный момент животного мира. Эти образы в творениях поэта более многогранны. Они позволяют объединять в нашем воображении множество различных подтекстов. Например, образ воробья с его необычной песней в стихотворении «Море голосов воробьиных...» открывает нам картину чувств лирического героя.

Постепенно мелодика воробьиного напева превращается в невинный голос любимого человека. Возможно, именно такая незатейливая и безобидная птица может в представлении лирического героя ассоциироваться с обликом дорогого сердцу человека.

Ночь, а как будто ясно,
И на устах невинных
Море голосов воробьиных.

Не только человек имеет в творчестве поэта природные черты. Но и сама природа очеловечивается. Она способна делать то, что делают обыкновенные люди, например, спать, разговаривать. Такое встречается в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая...»:

Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие края.

Описание природы с помощью человеческих чувств позволило рассказать о затишье в ночное время. Также на этом фоне будет отчетливее слышен крик журавлей, который напоминает об огромной любви к родному краю. Такая красочная основа или обрамление к картине чувств позволяет услышать в голосе лирического героя грустные тональности, выражающие тоску по родному и прекрасному краю.

Такое неразрывное соединение поэтического полотна с природой замечали многие читатели С. А. Есенина. Вот что об этом писал М. Горький: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного заслужено человеком». Очеловеченная природа не только для лирического героя, но и в своем замкнутом мире может создавать контрастные полотна. Таковые появляются в стихотворении «Поет зима - аукает...». Произведение наминается с того, что зима старается убаюкать мохнатый лес. При этом на данный образ накладываются не столько человеческие черты, сколько животные. Мохнатой обычно бывает собака, но такое определение лирический герой использует для описания леса. Поэтому в одной картине природы совмещается множество разных образов, каждый из которых говорит об отдельном штрихе в описываемой картине. В то же время вместе они не просто создают одну большую картину, а сами приобретают новые смыслы. Так лес в зимнее время кажется мягким, добрым и пушистым.

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.

Но такой легкой природной зарисовке противостоит стихия во дворах домо