Же ву зем, мадам! Же ву зем - я люблю вас.

Прислонясь у низкого забора,

В свете полыхающих зарниц,

Ты глядишь куда-то через горы,

Провожая перелётных птиц.

Все мечты и все твои желанья -

Вместе б с ними в облачную высь!

Караван крылатый, до свиданья,

Караван крылатый, возвратись !

Юрий ГАРНАЕВ

«Же ву зем» – признание в любви неведомому читателю, последние слова в дневнике заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева.

Судьба не пожалела для этого человека ни печалей, ни радостей. Он родился в 1917 году одновременно с рождением новой страны, погиб в расцвете сил в канун своего и страны пятидесятилетнего юбилея. Место его рождения – заурядный российский городок, могила – вблизи неприметного французского городка. Его сын стал Героем России – героем по сути, другой страны. Талантливый, отважный рыцарь авиации, представитель одной из самых суровых, героических профессий он вспоминается, как человек души, по выражению Анатоля Франса «пленительно красивой».

В истории авиации мало, а, может быть, и нет вовсе, летчиков-испытателей, которых можно поставить в один ряд с Юрием Александровичем по количеству предельно рискованных, разнообразных по характеру испытаний авиационной техники. Он прыгал с парашютом из стратосферы, испытывал истребители и бомбардировщики на критических режимах полета, испытывал самолеты вертикального взлета и посадки, спасал вертолет при отказе двигателей, апробировал на себе пригодность катапульт, отстреливал лопасти вертолета в воздухе, исследовал летные свойства различных типов винтокрылых аппаратов, приручил турболет – норовистого мустанга экспериментальной авиации. Он готов был летать на всем, даже на табуретке, – на всем, что способно летать, и на том, что летать было неспособно. В быту он был весельчаком и балагуром, любящим мужем и отцом, верным товарищем, всегда готовым придти на помощь любому, кто в этом нуждался.

Подобно другому летчику – испытателю, Антуану де Сент-Экзюпери, он был романтиком авиации, который стремился выразить свои чувства литературным словом.

Его сын, Александр Юрьевич, приложив не малые усилия, получил доступ к запрятанному в архивах КГБ делу своего несправедливо репрессированного отца. В них, в числе прочего, тетрадь. Стихи на листах серо-коричневой бумаги, нарезанных из цементных мешков.

«Случилось несчастье… Большое несчастье случилось.

Из списков живых я надолго сейчас исключён.

И жизнь под откос, как разбитая бричка свалилась,

На каторжный труд лиходейкой – судьбой обречён.

Как трудно словами измерить обиду и муки,

Как страшно поверить, как тяжко в душе пережить,

Что цепи закона сковали мне волю и руки,

Что стал я бесправным и грязью обрызгана честь…

Тамцак-Булак, Дайрен, Москва,

Тамбов, Мичуринск, Ленинград…

И эти нежные слова,

И белой ночи маскарад.

И море с проседью барашков

Катилось из-под облаков

К всегда открытой нараспашку

Скалистой груди берегов.

Мечта в полёте альбатроса

Крылатой вольности полна,

Костюм пилота, жизнь матроса,

Солёный ветер и волна.

Давно прожитого картины,

Любви несмелый, первый дождь,

Вишнёвых дум хмельная дрожь.

Раздолье Марсового поля,

Адмиралтейства яркий шпиль,

Невы обузданная воля,

Морские штормы, зыбь и штиль.

Всё позади… А через межи

Года переступили… Вновь

Дорогой зимнего манежа

Не прибежит к тебе любовь.

Сейчас тоска и грусть Приморья,

Тайга и сопки – как гробы,

Тяжёлый час единоборья

Бродяги-пасынка судьбы.

Мукден, Харбин, Цзиньжоу, Тарту,

Норильск, Архангельск, Ленинград -

Тяни себе любую карту

Из всей колоды наугад…

Перебиты, поломаны крылья,

Нам теперь уж на них не летать.

Проводила тебя эскадрилья,

Как неродная, строгая мать…

Я верю в человеческое счастье,

Как верю в то, что завтра будет день.

Во всей Вселенной силы нет и власти

На будущее наше бросить тень.

Я верю сердцем, разумом и болью

В идею, что зовётся Коммунизм

Как будто вижу я, как в небе кровью

Написано большое слово: Жизнь.

Мечты свои, думы и боль пережитого горя

Хоронишь вдали, сторонясь от людей,

И как тяжело с этим грузом безвыходно в гору

Годами шагать в темноте и не видеть огней».

«Маленький домик на окраине небольшого городка Балашова, занесённого зимой снегом, а летом прекрасного тем, что расположен он на берегу реки Хопёр, в который мы, ребятишки, ныряли с ранней весны до поздней осени, а после ледостава катались на льду, приделав на дырявый валенок вместо коньков деревяшки. Правда, весной тихий Хопёр становился неспокойным, выходил из берегов, и по нему с шумом и треском шли льдины, на которых мы старались прокатиться, рискуя свалиться в воду. Проходил лёд, и Хопёр разливался, затапливал низкие места, но через две недели вода входила в берега, и он снова становился кротким. Это запомнилось на всю жизнь. Ещё запомнилось постоянное ощущение голода. Суровые годы переживала молодая Советская республика, окружённая кольцом блокады.

ЮРИЙ САВИНСКИЙ


ЖЕ ВУ ЗЕМ


ОЧЕРК О ПРЕКРАСНОМ ЧЕЛОВЕКЕ,

ГЕРОЕ-ЛЕТЧИКЕ, ПОГИБШЕМ ПРИ

ТУШЕНИИ ЛЕСНОГО ПОЖАРА

В ГОРАХ ФРАНЦИИ


Прислонясь у низкого забора,


В свете полыхающих зарниц,


Ты глядишь куда-то через горы,


Провожая перелётных птиц.

Все мечты и все твои желанья -


Вместе б с ними в облачную высь!


Караван крылатый, до свиданья,


Караван крылатый, возвратись !


Юрий ГАРНАЕВ


«Же ву зем» – признание в любви неведомому читателю, последние слова в дневнике заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева.

Судьба не пожалела для этого человека ни печалей, ни радостей. Он родился в 1917 году одновременно с рождением новой страны, погиб в расцвете сил в канун своего и страны пятидесятилетнего юбилея. Место его рождения – заурядный российский городок, могила – вблизи неприметного французского городка. Его сын стал Героем России – героем по сути, другой страны. Талантливый, отважный рыцарь авиации, представитель одной из самых суровых, героических профессий он вспоминается, как человек души, по выражению Анатоля Франса «пленительно красивой».

В истории авиации мало, а, может быть, и нет вовсе, летчиков-испытателей, которых можно поставить в один ряд с Юрием Александровичем по количеству предельно рискованных, разнообразных по характеру испытаний авиационной техники. Он прыгал с парашютом из стратосферы, испытывал истребители и бомбардировщики на критических режимах полета, испытывал самолеты вертикального взлета и посадки, спасал вертолет при отказе двигателей, апробировал на себе пригодность катапульт, отстреливал лопасти вертолета в воздухе, исследовал летные свойства различных типов винтокрылых аппаратов, приручил турболет – норовистого мустанга экспериментальной авиации. Он готов был летать на всем, даже на табуретке, – на всем, что способно летать, и на том, что летать было неспособно. В быту он был весельчаком и балагуром, любящим мужем и отцом, верным товарищем, всегда готовым придти на помощь любому, кто в этом нуждался.

Подобно другому летчику – испытателю, Антуану де Сент-Экзюпери, он был романтиком авиации, который стремился выразить свои чувства литературным словом.

Его сын, Александр Юрьевич, приложив не малые усилия, получил доступ к запрятанному в архивах КГБ делу своего несправедливо репрессированного отца. В них, в числе прочего, тетрадь. Стихи на листах серо-коричневой бумаги, нарезанных из цементных мешков.


«Случилось несчастье… Большое несчастье случилось.


Из списков живых я надолго сейчас исключён.


И жизнь под откос, как разбитая бричка свалилась,


На каторжный труд лиходейкой – судьбой обречён.


Как трудно словами измерить обиду и муки,


Как страшно поверить, как тяжко в душе пережить,


Что цепи закона сковали мне волю и руки,


Что стал я бесправным и грязью обрызгана честь…

Тамцак-Булак, Дайрен, Москва,


Тамбов, Мичуринск, Ленинград…


И эти нежные слова,


И белой ночи маскарад.

И море с проседью барашков


Катилось из-под облаков


К всегда открытой нараспашку


Скалистой груди берегов.

Мечта в полёте альбатроса


Крылатой вольности полна,


Костюм пилота, жизнь матроса,


Солёный ветер и волна.

Давно прожитого картины,


Любви несмелый, первый дождь,


Вишнёвых дум хмельная дрожь.

Раздолье Марсового поля,


Адмиралтейства яркий шпиль,


Невы обузданная воля,


Морские штормы, зыбь и штиль.

Всё позади… А через межи


Года переступили… Вновь


Дорогой зимнего манежа


Не прибежит к тебе любовь.

Сейчас тоска и грусть Приморья,


Тайга и сопки – как гробы,

Тяжёлый час единоборья


Бродяги-пасынка судьбы.

Мукден, Харбин, Цзиньжоу, Тарту,


Норильск, Архангельск, Ленинград -


Тяни себе любую карту


Из всей колоды наугад…

Перебиты, поломаны крылья,


Нам теперь уж на них не летать.


Проводила тебя эскадрилья,


Как неродная, строгая мать…

Я верю в человеческое счастье,


Как верю в то, что завтра будет день.


Во всей Вселенной силы нет и власти


На будущее наше бросить тень.

Я верю сердцем, разумом и болью


В идею, что зовётся Коммунизм


Как будто вижу я, как в небе кровью


Написано большое слово: Жизнь.

Мечты свои, думы и боль пережитого горя


Хоронишь вдали, сторонясь от людей,


И как тяжело с этим грузом безвыходно в гору


Годами шагать в темноте и не видеть огней».


«Маленький домик на окраине небольшого городка Балашова, занесённого зимой снегом, а летом прекрасного тем, что расположен он на берегу реки Хопёр, в который мы, ребятишки, ныряли с ранней весны до поздней осени, а после ледостава катались на льду, приделав на дырявый валенок вместо коньков деревяшки. Правда, весной тихий Хопёр становился неспокойным, выходил из берегов, и по нему с шумом и треском шли льдины, на которых мы старались прокатиться, рискуя свалиться в воду. Проходил лёд, и Хопёр разливался, затапливал низкие места, но через две недели вода входила в берега, и он снова становился кротким. Это запомнилось на всю жизнь. Ещё запомнилось постоянное ощущение голода. Суровые годы переживала молодая Советская республика, окружённая кольцом блокады.


Балашов находился в стороне от главных событий, но армия Деникина, свирепствовавшая в тех краях, зацепила и его. Несколько раз переходил Балашов из рук в руки – город простреливался насквозь, и много зданий было разрушено артиллерийской перестрелкой.

…я помню, как над тихим городом Балашовом пролетел самолёт и сел на стадионе, и мы, мальчишки, бежали через весь город, лезли на забор, который упал, сломался под нами…».

Это чудо случилось в Первомай 1930 года. Другое чудо – начальник школы пилотов города «покатал на настоящем самолете». Лозунг предвоенных лет: «Комсомол – на самолет! Дадим стране 150 тысяч летчиков без отрыва от производства».

Между тем семья Гарнаевых, как и многие семьи в разоренной стране, голодала. Отец Юрия, Александр Васильевич, являл собой пример усердия в работе. Как он позже писал сыну:

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Его называли летчиком, «летавшим на всем, кроме ворот, но полетевшим бы и на воротах, если на них поставить двигатель» . "Же ву зем" - "Я люблю вас", - последние слова в дневнике прекрасного человека, талантливого летчика-испытателя, любившего людей и погибшего ради их спасения. О его подвиге помнят, французские летчики-пожарные с гордостью говорили в коротком перерыве между вылетами на тушение русских пожаров: "Это честь для нас - продолжать в России то, что много лет назад делал Юрий Гарнаев для нашей страны".

"Спасатели обнаружили при разборе обломков воздушного судна тела еще двух человек, всего погибших — шестеро", — сообщают в МЧС.

Самолет Ил-76, который был занят в тушении масштабных природных пожаров, в 06.30 мск пятницы не вышел на связь. По данным МЧС, на борту находились 10 человек. Наземная группа спасателей обнаружила разбившийся Ил-76 южнее населенного пункта Рыбный Уян на склоне одной из сопок. Как сообщили в оперативном штабе МЧС, судя по масштабам разрушения, весь экипаж самолета погиб.

До последнего надеялся, что чудом как-то обойдется. Сели на заброшенный аэродром, аварийная посадка, покинули машину с парашютами.... Не срослось. К сожалению, при тушении пожаров гибнут даже самые опытные пилоты, пример сгинувшего во Франции Гарнаева (*) тому пример.

Не хочу даже гадать о причинах крушения 4-моторного монстра, управлявшегося опытным экипажем. Эта машина способна держаться в воздухе даже при двух неработающих двигателях. СМИ сразу подняли тему недофинансирования и низких зарплат, но это не может быть причиной катастрофы. Недостатки обслуживания на земле? Или снова традиционная для большинства катастроф ошибка пилота?


* - "В воскресенье вечером, 6 августа 1967 года, во Франции при тушении большого лесного пожара, в сложных условиях гористой местности потерпел катастрофу вертолёт Ми-6. Экипаж в составе: командира корабля — Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя СССР Ю. А. Гарнаева, второго пилота Ю. Н. Петера, штурмана В. Ф. Иванова, бортинженера С. А. Бугаенко, бортрадиста Б. Н. Столярова, инженеров-испытателей А. Я. Чулкова, В. П. Молчанова и двух французских специалистов: Сандоза и Тэпфера — погиб".

Участвовал в советско-японской войне в составе 718-го ИАП в должности штурмана истребительного полка, произвёл 6 боевых вылетов.

В декабре 1945 года был осуждён военным трибуналом 9-й воздушной армии за нарушение режима секретности и уволен из армии. Досрочно освобождён в октябре 1948 года.

С января 1949 технолог ЛИИ, г. Жуковский. С января по декабрь 1951 парашютист-испытатель, с 24 декабря 1951 года — лётчик-испытатель ЛИИ.

Один из лучших специалистов страны по пилотированию и испытанию вертолетов и необычных летательных аппаратов, включая турболет (фото ниже). Испытатель средств спасения с вертолета, успешно спасал жизнь при авариях вертолетов при испытаниях, обучался и в США на американских образцах и в фирсе Сикорского. Герой Советского Союза. Кстати, и его сын стал испытателем и Героем России.

Его называли летчиком, «летавшим на всем, кроме ворот, но полетевшим бы и на воротах, если на них поставить двигатель» . “Же ву зем” - “Я люблю вас”, - последние слова в дневнике прекрасного человека, талантливого летчика-испытателя, любившего людей и погибшего ради их спасения. О его подвиге помнят, французские летчики-пожарные с гордостью говорили в коротком перерыве между вылетами на тушение русских пожаров: ”Это честь для нас - продолжать в России то, что много лет назад делал Юрий Гарнаев для нашей страны”.

“ Спасатели обнаружили при разборе обломков воздушного судна тела еще двух человек, всего погибших - шестеро”, - сообщают в МЧС.

Самолет Ил-76, который был занят в тушении масштабных природных пожаров, в 06.30 мск пятницы не вышел на связь. По данным МЧС, на борту находились 10 человек. Наземная группа спасателей обнаружила разбившийся Ил-76 южнее населенного пункта Рыбный Уян на склоне одной из сопок. Как сообщили в оперативном штабе МЧС, судя по масштабам разрушения, весь экипаж самолета погиб.

До последнего надеялся, что чудом как-то обойдется. Сели на заброшенный аэродром, аварийная посадка, покинули машину с парашютами…. Не срослось. К сожалению, при тушении пожаров гибнут даже самые опытные пилоты, пример сгинувшего во Франции Гарнаева () тому пример.

Не хочу даже гадать о причинах крушения 4-моторного монстра, управлявшегося опытным экипажем. Эта машина способна держаться в воздухе даже при двух неработающих двигателях. СМИ сразу подняли тему недофинансирования и низких зарплат, но это не может быть причиной катастрофы. Недостатки обслуживания на земле? Или снова традиционная для большинства катастроф ошибка пилота?

- “В воскресенье вечером, 6 августа 1967 года, во Франции при тушении большого лесного пожара, в сложных условиях гористой местности потерпел катастрофу вертолёт Ми-6. Экипаж в составе: командира корабля - Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя СССР Ю. А. Гарнаева, второго пилота Ю. Н. Петера, штурмана В. Ф. Иванова, бортинженера С. А. Бугаенко, бортрадиста Б. Н. Столярова, инженеров-испытателей А. Я. Чулкова, В. П. Молчанова и двух французских специалистов: Сандоза и Тэпфера - погиб”.

Участвовал в советско-японской войне в составе 718-го ИАП в должности штурмана истребительного полка, произвёл 6 боевых вылетов.

В декабре 1945 года был осуждён военным трибуналом 9-й воздушной армии за нарушение режима секретности и уволен из армии. Досрочно освобождён в октябре 1948 года.

С января 1949 технолог ЛИИ, г. Жуковский. С января по декабрь 1951 парашютист-испытатель, с 24 декабря 1951 года - лётчик-испытатель ЛИИ.

Один из лучших специалистов страны по пилотированию и испытанию вертолетов и необычных летательных аппаратов, включая турболет (фото ниже). Испытатель средств спасения с вертолета, успешно спасал жизнь при авариях вертолетов при испытаниях, обучался и в США на американских образцах и в фирсе Сикорского. Герой Советского Союза. Кстати, и его сын стал испытателем и Героем России.