Архитектура колизея. Колизей в Средние века и Новое время

Колизей или амфитеатр Флавиев – грандиозное сооружение в виде амфитеатра, построенное в центре Рима представителями династии Флавиев в 72-80 годах н. э. Главной целью этого строительного шедевра было общение императора с народом. Сопровождалось оно величественными и кровавыми зрелищами гладиаторских сражений. Первое из них было проведено в 80 году, и арена использовалась для различных соревнований вплоть до 523 года. После этого зрелищные мероприятия по инициативе римского сенатора и патриция Аниция Максимуса были запрещены из-за их высокой стоимости.

Колизей в наши дни

Строительство Колизея

Строительству амфитеатра Флавиев предшествовало 14-летнее деспотичное правление императора Нерона. Закончилось оно в 68 году. Император покончил с собой, и после этого разразилась гражданская война. Она продолжалась полтора года, а её кульминацией стал приход к власти императора Веспасиана, положившего начало династии Флавиев.

Новому властителю нужна была поддержка народа, а поэтому требовались популярные меры, способные вызвать восторг и почитание. В то время центр Рима занимал огромный дворец Нерона, который называли Золотым домом. В него входили недостроенный дворец, парк, искусственное озеро. На этой территории решили воздвигнуть государственные учреждения, а озеро засыпать и построить на его месте амфитеатр. По задумке, он должен был служить для развлечений свободных граждан Рима. Таким образом, Веспасиан хотел подчеркнуть, что он не узурпатор, а правитель, радеющей о благе своих подданных.

Следует заметить, что все амфитеатры в Древнем Риме строились на окраинах городов. А Колизей был единственным в своём роде, который воздвигли в самом центре столицы. В результате этого он приобрёл особый статус, и стал считаться местом встреч императоров со своими гражданами.

Грандиозному строительству предшествовали военные действия в Иудее. Там были взяты богатые трофеи в иудейском храме. Именно они и стали источником финансирования строительных работ. Рабочую силу составили рабы. Их число доходило до 100 тыс. человек. Они выполняли всю тяжёлую ручную работу. А руководили ими профессиональные строители из граждан Рима. Помимо этого, в работах принимали участие художники, декораторы, скульпторы.

Все работы начались в 72 году, и к 79 году были возведены 3 этажа. Четвёртый этаж или уровень был закончен при императоре Тите в 80 году. При следующем императоре Домициане было построено подземелье. Представляло оно собой ряды подземных помещений, в которых содержались рабы и животные. На арену их поднимали с помощью специальных подъёмников. И они появлялись как бы из-под земли, что создавало дополнительный эффект. Была также добавлена верхняя галерея для увеличения вместимости.

Так выглядел Колизей при Флавиях

Архитектурные особенности

Колизей представлял собой свободно стоящую конструкцию и имел форму эллипса. В длину этот эллипс равнялся 189 метрам, а в ширину составлял 156 метров. Первоначальный периметр достигал 545 метров. Центральная арена в длину равнялась 87 метрам, а в ширину, соответственно, 55 метрам. Арену окружала стена высотой 5 метров. Выше неё находились сиденья для зрителей. Высота наружной стены амфитеатра равнялась 48 метрам.

За раз амфитеатр мог вместить 65 тыс. человек, хотя сами древние римляне называли количество, равное 87 тыс. человек. Поэтому по периметру были предусмотрены многочисленные входы. Всего их было 80. Каждый вход имел свой номер. Граждане Рима покупали билеты в виде черепков, на каждом из них был указан номер входа. Благодаря этому, места заполнялись всего за 30 минут.

Имелся главный северный вход для императора и его окружения. Помимо этого, существовало ещё 3 входа для знати. Все они были богато украшены расписными лепными барельефами. Остальные входы предназначались для обычной римской публики. Большинство входов исчезло с распадом периметра стены. В наше время сохранились 23-й и 54-й подъезды.

Вся строительная конструкция покоилась на фундаменте толщиной 13 метров. Наружная стена была выполнена из травертиновых камней. Они были скреплены не раствором, а железными скобами. В целом строительный объект обладал сравнительно небольшим весом, так как основную его долю занимали арки, украшенные внутри статуями.

Колизей в разрезе с подземными сооружениями

Арена представляла собой деревянный пол, покрытый песком. Под ареной находилась сложная подземная структура, состоящая из 2-х уровней. Это сеть туннелей и клетки под ареной. В клетки помещали гладиаторов и животных перед началом соревнований. Имелось 80 подъёмников. Благодаря им, животные и декорации мгновенно доставлялись наверх. В подземные клетки животные попадали по подземным туннелям, соединённым с помещениями, находящимися за пределами Колизея. Подъёмники представляли собой специальные лифты, которые приводились в действие целой системой шкивов.

Существуют доказательства существования больших гидравлических механизмов, связанных с сетью водопровода. С их помощью можно было быстро затопить арену водой и имитировать морские сражения.

Сиденья для зрителей были каменными. Подразделялись они на ярусы. А каждый ярус предназначался для конкретного сословия. В первом ярусе насчитывалось 20 рядов скамей. На них сидели представители городской власти и сословие всадников. Во втором ярусе насчитывалось 16 рядов. Там усаживались обеспеченные римские граждане.

Далее шла высокая стена, отделяющая второй ярус от третьего. Сиденья третьего яруса располагались более круто, чтобы улучшить обзор арены. Предназначались эти места тоже для римских граждан, но только низшего сословия. Четвёртый ярус был построен при Домициане. Туда поднимались приезжие, рабы и самые бедные граждане Рима, так как за четвёртый ярус плата не бралась. Но и места там были в основном стоячие. Существовали группы людей, которых не допускали в Колизей. К ним относились бывшие гладиаторы, работники погребальных служб и актёры.

Поверженного гладиатора приговаривают к смерти

Краткая история Колизея после строительства

После строительства амфитеатр Флавиев служил местом ярких и кровавых зрелищ. Включали они в себя бои гладиаторов, поединки со львами и другими крупными хищниками, морские сражения. Свободные граждане Рима с удовольствием ходили на такие мероприятия. К тому же, там постоянно присутствовал император. В конце гладиаторских боёв именно он решал, оставаться жить побеждённым противникам или нет. Но при этом глава империи всегда ориентировался на мнение зрителей. Приняв решение, он либо поднимал большой палец руки вверх, что означало жизнь, либо опускал его вниз, что означало смерть.

В 217 году Колизей был повреждён в результате большого пожара, вызванного молнией. Тот уничтожил деревянные верхние уровни. Ремонтные работы продолжались до 240 года. Гладиаторские битвы проходили в амфитеатре вплоть до 435 года, но потом были запрещены, так как не соответствовали духу христианской морали. В 443 году произошло сильное землетрясение, и амфитеатр сильно пострадал. Большие восстановительные работы проводились в нём в 484 и 508 годах. Последняя охота на животных датируется 523 годом.

После нашествия варваров амфитеатр Флавиев постепенно начал приходить в запустение и разрушаться. В конце VI века на его территории была построена небольшая часовня. Арену преобразовали в кладбище. Ярусы, где располагались сиденья, преобразовали в жилые помещения и начали сдавать их в аренду. В конце XI века Колизей превратила в свой замок богатая семья Франгипани (римский клан).

Так выглядел бой гладиаторов с верхнего яруса

В 1349 году амфитеатру были нанесены большие повреждения сильным землетрясением. У него обрушилась вся южная сторона. Из этих камней впоследствии построили церкви, больницы, иные здания в других районах Рима. После этого огромную конструкцию начали постепенно растаскивать на строительные материалы. Только северная часть Колизея оставалась нетронутой, так как она считалась собственностью католической церкви.

В 1749 году римский папа Бенедикт XIV заявил, что амфитеатр Флавиев является священным местом, так как здесь были замучены первые христиане. Но нет никаких свидетельств, чтобы кто-то поддержал заявление Бенедикта XIV. Видимо у людей была большая заинтересованность в строительных материалах. Но папу никто ослушиваться не посмел. Поэтому посередине арены разместили большой крест и алтари. Всё это было удалено только в 1874 году. Следующие римские папы также продолжали заботиться о Колизее. И по их приказу время от времени проводились капитальные ремонты оставшихся конструкций.

Внутри Колизея в наше время

В настоящее время величественное сооружение древности считается символом Рима. Его ежегодно посещает огромное количество туристов. Возле стен регулярно проводятся концерты, используя сохранившуюся стену амфитеатра как фон. К сожалению, окружающая атмосфера, загрязнённая выхлопными газами, негативно воздействует на древнюю конструкцию. Последние работы по восстановлению проходили с 1993 по 2000 годы. Обошлись они в 40 млрд. итальянский лир. Сумма большая, но деваться некуда, ведь нынешние поколения не должны забывать историю человеческой цивилизации.

Колизеем величают всемирно известный амфитеатр, являющийся одним из древнейших памятников архитектуры Рима. Его «имя» с латинского переводится как «колоссальный», ведь на момент постройки он был единственным зданием, расположившимся в центре Рима, а его размеры внушали страх и уважение. Изначально его называли Амфитеатр Флавиев, но название не прижилось.

Историческая справка

Строительство Колизея началось в далеком 72 году по велению императора Веспасиана. Таим образом он укрепил свои владения и избавился от дворца предшественника. Строительные работы велись 8 лет.

Нашествие варваров «подкосило» здание, а землетрясение, случившиеся в 1349 году, разрушило его большую часть. В XVIII веке Бенедикт XIV провозгласил амфитеатр местом, где пролилась кровь христианских мучеников и посвятил Страстям Христовым.

В 2007 году он был признан третьим чудом света, вошедшим в 7 Новых чудес света. Сегодня это уникальная достопримечательность Италии, ставшая символом страны. Хотя в древние века здесь проходили гладиаторские и животные бои на смерть, он всё же излучает величество и красоту.

Архитектура

Колизей является самым масштабным античным амфитеатром. Его наружный эллипс имеет длину 524 метра, длина арены – 86 метров, её ширина – 34 метра. Высота стен доходит до 50 метров. Построен Колизей на фундаменте толщиной в 13 метров.

Амфитеатр Флавиев имел приблизительно 80 входов и заключал в себе, помимо арены, три яруса для зрителей:

  • первый состоял из 20 рядов скамей, где сидели городские власти и знать;
  • во втором было 16 рядов скамей, они предназначались для римских граждан;
  • третий был наиболее неудобным в случае необходимости выхода. Тут размещались свободные римляне, имеющие минимум прав.

Колизей утратил две трети своего первоначального величества, хотя его архитектура по-прежнему поражает. В нем могло поместиться до 50 000 человек, а в подвале, где располагались камеры, еще несколько сотен.

Особенности посещения

Колизей – единственное место в Риме, где всегда гигантские очереди, ведь очень много туристов желают взглянуть на достопримечательность и исторические ценности, которые она хранит. На территории расположен музей раскопок, проводивших в Колизее.

Напротив расположен , который знающие туристы также советуют посетить. С него открывается удивительный вид на амфитеатр. К тому же, посещение холма входит в стоимость посещения Колизея.

Полезные сведения для туристов

Колизей охраняется и попасть в него можно только по расписанию. Днем он работает с 9:00 до 19:00 летом и с 9:00 до 16:00 зимой. Внешние стены украшены удивительной иллюминацией, поэтому в ночное время Колизей особенно красив, если смотреть издалека.

В году предусмотрено два выходных дня, когда достопримечательность закрыта для туристов – 25 декабря, а также 1 января.

Сейчас название «Колизей» можно встретить повсюду. Это и кинотеатры, и кафе, и торгово-развлекательные центры, и клубы, и даже название обуви. Практически в любой отрасли экономики вы увидите это имя.

Но в этой статье речь пойдет именно о прародителе – о том самом Колизее, на арене которого были убиты сотни тысяч (!!!) людей и животных, о том самом Колизее, песок которого молча впитывал тысячи литров крови, о том самом Колизее, где даже корабли участвовали в сражениях на арене, о том самом Колизее, где в едином порыве воздух разрезался возгласами десятков тысяч зрителей и опускались большие пальцы вниз (или вверх, если повезет поверженному на арене гладиатору).

Не будь Колизея, ничего из вышеперечисленного просто не существовало бы. Колизей – это больше, чем просто достопримечательность, это – история.

Колизей — визитная карта Рима

Вы наверняка знаете: Париж – это Эйфелева Башня, Рио-Де-Жанейро – это Статуя Христа Искупителя , Москва – это Кремль и Собор Василия Блаженного. А Рим – это? Правильно. Рим – это Колизей.

Знаменитое на протяжении почти 2000 лет здание расположено в самом центре Рима, всего в 3 километрах от самого маленького государства в мире Ватикана. Если говорят, что все дороги ведут в Рим, то можно смело утверждать, что все дороги в Риме ведут к Колизею.

Колизей на карте

  • Географические координаты 41.890123, 12.492294
  • Расстояние от столицы Италии мы естественно указывать не будем. Угадайте почему?
  • Ближайший аэропорт Рим-Чампино в 13 км к юго-востоку, но лучше воспользоваться Международным аэропортом Фьюмичино в 23 км к западу от Рима

Откуда название?

Знаете ли Вы, что Колизей в самом начале своей истории назывался Амфитеатр Флавиев, так как построен он был во времена правления императоров династии Флавиев.

Точных данных у исследователей нет, но скорее всего современное название трансформировалось из слова Колоссальный, то есть большой, огромный, грандиозный (кстати, все эти определения ему вполне соответствуют). На момент постройки это было, пожалуй, самое величественной сооружение Римской Империи.

Есть еще предположения, что название «Колизей» пошло от 35-метровой бронзовой статуи императора-тирана Нерона, который покончил с собой незадолго до начала строительства гигантского амфитеатра. Эта изваяние, ввиду его размеров, называли Колосс Нерона (которое в свою очередь пошло от знаменитого Колосса Родоса), некоторое время стояло поблизости от амфитеатра. Поэтому такая версия тоже имеет право на существование.

Первые упоминания названия «Колизей» датированы 8 веком.

Так или иначе, но во всех туристических справочниках он сейчас значится как Colosseo или Colosseum, и лишь изредка упоминается как Амфитеатр Флавиев.


Почему появился Колизей

Вы уже немного знаете про Нерона. Этот деспотичный император правил Римом в течение 14 лет. И правил так жестоко, что даже армия преторианцев и Сенат выступили против него.

Насколько жестоким и властолюбивым был Нерон, говорит тот факт, что ради власти он убил собственную мать, причем даже не с первого раза.

В 68 году нашей эры, поняв, что его власти пришел конец, Нерон не нашел ничего лучше, как отправится в мир предков, перерезав себе горло.

После логичной кончины тирана, в Риме вспыхнула гражданская война, которая длилась полтора года и закончилась в 69 году победой Веспасиана (полное имя Тит Флавий Веспасиан). Таким образом, к власти пришла династия Флавиев.

После окончания гражданской войны, император Веспасиан начал наводить порядок в государстве и подавлять бунты. В частности очень крупный бунт иудеев, который удалось погасить только к 71 году.

Вернувшись в Рим, император счел нужным как-то отпраздновать и увековечить победу. В 72 году было начато строительства огромного амфитеатра, как символа победы и мощи Рима.


Тут стоит обратить внимание на политический аспект строительства Колизея. Еще не улеглись в памяти людей страшные годы правления Нерона. Его резиденция, дворец под названием Золотой Дом Нерона, напоминал о мрачном прошлом, и занимал целых 120 Га площади. И Веспасиан решил построить амфитеатр прямо на территории дворца Нерона, а затем фактически передать его Риму и его гражданам. Своеобразная репарация жителям за жестокость прежнего правителя. Люди, конечно же, обрадовались такому решению, и престиж (или, как сказали бы сегодня политологи, рейтинг) императора Веспасиана значительно вырос.

Строительство и архитектура Амфитеатра Флавиев

Веспасиан не стал разрушать Золотой Дом Нерона, а устроил в нем различные государственные службы. До сих пор сохранилась часть стены Дома Нерона в 200 метрах севернее. На территории резиденции Нерона был большой пруд. Вот его то и засыпали, подготовив площадку под строительство. Получается, что земли, изначально напрямую принадлежавшие Нерону, теперь переходили непосредственно городу.

На строительство было стянуто около 100 000 рабов и заключенных, которых использовали на самых тяжелых работах. В частности на карьерах в Тиволи, где добывали травертин – материал для строительства. Травертин доставлялся за 20 километров опять же с помощью этих рабов. Для этого даже была построена отдельная дорога. Современные ученые предполагают, что рабы использовались только на работах, не требующих знаний, навыков и умений. Об этом говорит качество выполненных работ. Вряд ли рабы и заключенные стали бы так стараться. А вот на ответственные участки работ были приглашены профессионалы (строители, декораторы, инженеры, художники).

Сам Веспасиан не дожил до окончания строительства. Колизей достраивали уже при его сыне – императоре Тите Флавие. Поэтому в названии присутствует множественное число, то есть не Амфитеатр ФлавиЯ, а Амфитеатр ФливиЕВ.

Амфитеатр Флавиев, также как и другие амфитеатры Римской Империи имеет форму эллипса с ареной в центре. Вокруг арены расположены места для зрителей. Долго описывать структуру Колизея нет смысла, представьте себе обычный цирк, только сделайте его овальным и увеличьте размер арены с классических 13 метров до 85. Соответственно увеличатся размеры зрительного зала и его вместимость.

Колизей в цифрах

  • Длина около 188 метров
  • Ширина 156 метров
  • Длина окружности – 524 метра
  • Арена – 85,7 на 53,6 метров (это немного меньше стандартного современного футбольного поля)
  • Высота сооружения около 50 метров
  • Толщина фундамента 13 метров

Основные стены амфитеатра созданы из больших блоков травертина, которые соединяли друг с другом стальными зажимами, общим весом около 300 тонн. Внутри применяли также кирпич и туф. Одного только травертинового камня понадобилось 100 000 кубметров.

Равномерно по зданию распределены 80 входов. Из них 4, ведущие на нижние, ближе к арене ряды, были предназначены исключительно для знатных особ. Довольно продуманная система входов-выходов позволяла полностью заполнить амфитеатр за 15 минут и полностью освободить его всего за 5 минут.

Первые ряды отводились представителям власти и аристократии. Они были расположены на высоте 3,6 метра от поверхности арены. Примечательно, что на некоторых местах найдены имена важных персон. Это, наверное, был своеобразный резерв мест.

Последующие ряды предназначались сословию всадников. Затем людям с правами римских граждан. Чем выше поднимались ряды, тем менее важные люди их занимали.


Позднее, при императоре Домициане, был построен еще один уровень, практически без мест для сидения. Здесь могли постоять бедняки, женщины и даже рабы. Интересно, что были категории людей, которым запрещалось посещать Колизей. Это актеры, работники погребальных служб и, как ни странно, бывшие гладиаторы.

Примечание: Не все гладиаторы умирали на арене Колизея. Иногда их выкупали, или они своими боями и победами добивались свободы.

Над верхними рядами располагался портик, навес по всему периметру амфитеатра. А над ним были расположены 240 специальных мачт и канатов. С помощью них обученные люди натягивали громадный тент, называемый веларий, над всем Колизеем, чтобы защитить зрителей от дождя или палящего солнца.

Места для императора, его свиты и весталок (это римские жрицы богини Весты – весьма почитаемые и уважаемые) располагались на северной и южной сторонах от арены, и, конечно же, были самыми элитными и облагороженными.

Найдены записи 354 года, в которых говорилось, что Амфитеатр Флавиев вмещает 87 000 зрителей, но современные подсчеты утверждают, что он не мог вместить более 50 000 человек (что тоже очень много для тех времен).

Массивная сводчатая конструкция с проходами располагалась под местами для зрителей. Под самой ареной тоже были обнаружены ходы и тоннели, служившие для перемещения гладиаторов, животных и работников.


Есть сведения, что на арене кроме традиционных гладиаторских боев и травли животных, проходили целые морские сражения с участием лодок и даже боевых галер. Для этого поверхность арены заливали водой через специальные системы водоподачи. Морские бои, скорее всего, проводились до того, как под ареной были построены ходы.

Арена была покрыта досками и засыпана песком.

Колизей – это не только поле битвы и зрительный зал. Это еще и масса вспомогательных построек в округе. Например, школа гладиаторов с небольшой тренировочной ареной, места для содержания животных, лазареты для лечения раненых гладиаторов и место, куда складывали убитых бойцов и животных.

Колизей – это целый развлекательный комплекс с кровавыми боями, реками крови и … довольными горожанами.


Кадр из фильма «Гладиатор» хорошо иллюстрирует бои в Колизее

Итак, строительство завершилось в 80 году, и настало время торжественного открытия. В первые же дни, при проведении первых игр, на его арене, по словам римского историка Дио Кассиуса, было убито порядка 2000 гладиаторов и 9000 диких животных. В 107 году во время правления императора Траяна, в ходе 123 дневного фестиваля на арене Колизея приняло участие уже 10 000 гладиаторов и 11 000 диких животных. Но тут не все погибли, так как убивать направо и налево гладиаторов и зверей было накладно.

По примерным подсчетам, за все время существования Колизея, на его арене было убито около 500 000 человек и порядка 1 000 000 животных

Немного из истории римского Колизея

Сотни лет Колизей был отлаженным развлекательным и убийственным местом в Риме. Это было одно из важных и значимых мест во всей Римской Империи.

В 217 году он пострадал во время пожара, но был восстановлен.
В 248 году здесь прошло пышное празднование тысячелетия Рима.

А в 405 году император Гонорий ввел запрет на гладиаторские бои, так как они не соответствовали идеям христианской религии, ставшей основной религией в империи. А вот травлю и убийства зверей он не запретил. И они проходили вплоть до 523 года, когда умер император Теодорих Великий.

С того времени значение Колизея сильно упало.

После падения Римской Империи периодические набеги варваров послужили причиной частичного разрушения амфитеатра. В 11-12 веках в ходе междоусобных войн он переходил из рук в руки противоборствующих кланов. В 14 веке на его арене проводили бои быков, но за былым величием не следили, и началось его постепенное разрушение.

Одним из решающих факторов в разрушении Колизея стало землетрясений 1349 года, когда обрушилась большая часть южной стороны. Руины стали растаскивать на стройматериалы. Причем, если сначала забирали только то, что было разрушено, то потом стали ломать и то, что уцелело. Так, например, материал Колизея пошел на строительство венецианского дворца, Палаццо-Фарнезе и дворца канцелярии.

Один из римских Пап планировал организовать в Колизее суконную фабрику, но идея не осуществилась.

Некоторая реконструкция и реставрация амфитеатра началась с середины 18 века. Тогда в центре арены был поставлен большой христианский крест и несколько алтарей. В 1874 году и крест и алтари были убраны.


Колизей сегодня

Сейчас амфитеатр находится под охраной властей. В конце 20 века была проведена частичная реставрация, но ритм города, вибрация от транспорта и естественные природные явления наносят непоправимый вред зданию (которому, напомним, около 2000 лет).

Северная сторона внешней стены – это то, что осталось от первоначального Колизея. Здесь сохранилась 31 из 80 входов.

Заметные треугольные кирпичные клинья на каждом конце оставшейся стены – это современная конструкция, построенная в начале 19-го века, чтобы укрепить стену. Остальная часть современного внешнего облика Колизея на самом деле является оригинальной.


Власти страны провели большую реставрацию Колизея. Работы начались в 2013 году. На восстановление потратили около 25 миллионов евро. Конечно же, в абсолютно первоначальный вид амфитеатр не привели, но основательно почистили и облагородили. После реставрационных работ площадь, доступная для посещения, увеличилась на 25%. В январе 2016 года работы были завершены и Колизей вновь стал принимать туристов.


График работы

ЧАСЫ работы (билетная касса закрывается за час до закрытия Колизея):
с 8:30 до 1 часа до захода солнца (исключение: Страстная пятница с 8:30 до 14:00, 2 июня 13:30 — 19:15):
с 8:00 до 16:30 с 2 января по 15 февраля
с 8:30 до 17:00 с 16 февраля по 15 марта
с 8:30 до 17:30 с 16 марта по последнюю субботу марта
с 8:30 до 19:15 с последнего воскресенья марта до 31 августа
с 8:30 до 19:00 с 1 сентября по 30 сентября
с 8:30 до 18:30 с 1 октября до последнего воскресенья октября
с 8:30 до 16:30 с последнего воскресенья октября по 31 декабря

Стоимость посещения – 12 евро. Для граждан евросоюза в возрасте от 17 до 25 лет и учителей – 7 евро.

Можно попасть в Колизей бесплатно. Предусмотрен бесплатный вход для всех в первое воскресенье месяца. Бесплатно пропускают и детей до 17 лет.

По воскресеньям движение транспорта в районе Колизея запрещено.

Более подробную информацию об экскурсиях и времени работы можно получить на сайте http://www.the-colosseum.net


Как добраться

Так как достопримечательность находится в центре города, то добраться до неё не составит труда.

  • Метро. Линия «В», станция «Colosseo». Линия «А» станция «Manzoni», далее пешком около 1200 метров или 2 остановки на трамвае №3
  • Автобус. Вам понадобятся линии 51, 75, 85, 87 и 118
  • Трамвай №3
  • Такси. Ну тут комментарии излишни, так как все таксисты Рима знают, где находится Колизей.

Колизей в Риме (он же амфитеатр Флавиев) – это самая большая арена за всю историю человечества и одна из самых знаменитых достопримечательностей во всём мире. Трудно найти человека, который никогда не слышал о Колизее.

В этой статье я расскажу самую интересную информацию об этом символе Римской империи и дам полезные советы путешественникам, которые хотят его посетить.

Интересная информация о Колизее:

  1. История создания амфитеатра : с чего всё началось, когда и кем он был построен, как долго шло строительство и сколько людей участвовало постройке.
  2. Как появилось название Колизея и как его называли первоначально
  3. Архитектура амфитеатра : как была устроена арена, размеры Колизея и сколько человек он вмещал человек
  4. Как проводились гладиаторские бои : сколько людей и животных погибло на арене за всю её историю, как римляне относились к гладиаторам, что за бои на воде проводились на арене
  5. : 7 самых любопытных
  6. Видео об амфитеатре – очень интересная передача от National Geographic

Полезная информация для путешественников, кто хочет посетить Колизей:

  1. Где находится Колизей на карте Рима и как до него добраться
  2. Часы работы и когда лучше посещать достопримечательность
  3. Как получить максимум впечатлений от посещения Колизея
  4. Виртуальный тур по достопримечательности

История создания Колизея в Риме

История амфитеатра крайне интересна, потому что это было не обычное строительство достопримечательности для увеселения народа, у этого места есть целая предыстория.

Предыстория строительства

Всё началось с правления императора Нерона. В первую половину царствования правитель показал себя с отличной стороны по отношению к народу. Он уменьшил налоги с 4,5% до 2,5%, успешно боролся с коррупцией и часто устраивал увеселительные мероприятия.

Но всё изменилось во вторую половину правления: Нерон после смерти своего наставника озлобился, наступил период деспотии и произвола. Начались гонения христиан, сотни необоснованных казней, а апогеем стал Великий пожар Рима в 64 году н. э.


К. Пилоти «Нерон смотрит на горящий Рим»

Если вкратце, то этот пожар полностью опустошил 4 из 14 кварталов Рима и нанёс огромный ущерб ещё 7. Тогда и поползли слухи о том, что это Нерон приказал сделать поджог .

Всё дело в том, что император давно хотел построить дворец в самом центре Рима, но там уже стояли жилые дома, лавки и исторические здания. Люди были против того, чтобы всё сносить, а пожар сильно помог бы императору.

К тому же за несколько дней до пожара Нерон уехал в городок Анций в 60 километрах от Рима.

Выглядело это очень подозрительно, а через несколько лет император всё-таки заложил дворец, который хотел возвести, но не закончил строительство до конца.


Дворец получил название «Золотой дом Нерона»

А не завершил из-за восстания против него.

Восстановление Рима после пожара, строительство дворца для Нерона, чума, которая прошла по городу в те годы – эти события буквально уничтожили веру народа в императора.

В 68 году н. э. поднялось восстание и, после неудачных попыток его остановить, Нерон покончил жизнь самоубийством.

Строительство Колизея в Риме

Спустя почти 2 лет гражданской войны на трон взошёл военачальник Тит Флавий Веспасиан. Одним из первых указов Веспасиана был разрушить дворец Нерона и построить то, что успокоит разгневанный народ – никому не нужны были новые восстания.

Этим успокоителем и стал Колизей.

Амфитеатр заложили в 72 году на месте, где располагался пруд Золотого дома Нерона. Для строительства привлекли 100 тысяч рабов, захваченных после войны с Иудеей. Кстати, именно в этой войне Веспасиан разрушил Иерусалимский храм, от которой осталась знаменитая Стена Плача.

Колизей строили 8 лет, с 72 по 80 год н. э.

Откуда появилось название Колизея

Первоначальное название было амфитеатр Флавиев в честь династии императоров Флавиев, которые заложили и построили Великую арену. Так его именовали больше 6 веков.

Современное название Колизей получил только в VIII веке . Наиболее правдивая теория гласит, что люди называли арену в честь 35-метровой скульптуры императора Нерона, выполненная в виде бога Солнца – Гелиоса.

Такая же статуя Гелиоса была среди 7 чудес Света, это был Колосс Родосский.

Отсюда и пошло: Colosso (Колосс) → Colosseo (Колизей).


Сегодня статуя давно исчезла, и никто не знает где она.


Зато сейчас возле амфитеатра можно увидеть первоначальный постамент статуи Нерона

Архитектура Колизея в Риме

Амфитеатр, как и другие подобные сооружения, представляет собой эллипс, в середине которого расположилась сама арена. Главное отличие Колизея от остальных амфитеатров в его размере и технологических инновациях, которые здесь применялись.

Размеры Колизея в Риме

Амфитеатр имеет овальную форму длиной в 188 метров и шириной – 156, а высота амфитеатра в наивысшей точке 50 метров – это примерно как 16-этажный дом. Для такой огромной конструкции, как Колизей, очень важно сохранять прочность, поэтому основным элементом в построении стали арки.

По своей структуре арка не даёт обвалиться конструкции и выдерживает очень большую нагрузку, к тому же так архитекторы экономили массу материала, транспортировка которого стоила немалых денег.

Колизей был и остается самым большим амфитеатром в мире.

Сколько человек вмещал Колизей

Главная особенность амфитеатра в I веке н. э. была его вместительность. Одновременно Колизей вмещал до 50 000 человек. Немногие стадионы и в наше время могут похвастаться такой вместительностью.

Вместимость даже стала поводом восхищений паломников и гостей Древнего Рима. Своим восторгом люди делились далеко за пределами Италии, что ещё сильнее увеличило известность арены.

Как проводились гладиаторские бои в Колизее

Ужасный факт: за всё время существования Колизея на его арене было убито около 1 миллиона животных и почти 500 тысяч людей.

Как только амфитеатр открылся, император провел праздник и объявил 100 дней гладиаторских сражений. За это время погибли более 9 тысяч животных и 2 тысяч человек.

Спустя 30 лет, император Траян провел 123 дня игр, в которых погибли ещё тысячи людей и животных.

Диких зверей везли сюда со всей Римской империи: от львов, тигров и медведей до лошадей, страусов, носорогов и крокодилов.

Спрос на животных за сотни лет существования Колизей был настолько велик, что некоторые звери полностью исчезли из естественной среды обитания. В итоге это приводило к вымиранию целых видов.


Однако не стоит сильно драматизировать события, которые происходили на арене. Для римлян эти представления были скорее как спорт, а гладиаторы для них были как спортивные звёзды для нас.

Многие гладиаторы шли на арену добровольно, чтобы обрести деньги и славу.

Морские бои в Колизее

Одним из самых захватывающих зрелищ были морские бои. Они проводились прямо на арене, предварительно заполненной водой.


Чтобы наполнить арену водой был построен водный канал к реке Тибр, в таком состоянии арена заполнялась максимум за день. Затем на воду спускали корабли и начинались кровавые битвы.

Пушек тогда не существовало, поэтому в этих боях использовали тараны, луки и абордажи.

Короткое видео о том, как происходили морские сражения:

После распространения христианства схватки между гладиаторами запретили в 404 году. Но бои гладиаторов против животных проводились до конца VI века.

Когда бои прекратились, амфитеатр утратил первоначальное предназначение и впредь использовался как угодно: конюшни, склады, место для бездомных – всё это было на месте бывшей арены.

Почему Колизей разрушен

Главная причина разрушения Колизея в Риме – это неоднократные землетрясения и пожары.

Римляне хранили и берегли свой главный символ города, но после запрета гладиаторских боев в 404 году н. э. горожане начали терять интерес к арене.

Из-за крупных землетрясений в 442 и 486 годах в амфитеатре появились трещины, а в 1349 году после крупнейшего толчка обрушилась южная часть стены .

Так как арена давно уже не выполняла своих первоначальных функций, никому не интересно было восстанавливать амфитеатр.

Чтобы посмотреть какой Колизей был и какой стал, нажмите на желтый круг по центру и тяните влево или вправо

Существует ещё теория, что одной из причин разрушения стали варвары, которых забирали из родных земель драться на арене. В качестве возмездия они делали дыры в стене амфитеатра, чтобы разрушить главный символ великого Рима.

Звучит красиво, но вряд ли это было правдой.

А вот как выглядела арена тогда и как сейчас

Об амфитеатре можно говорить очень долго, но я выбрал 7 самых любопытных фактов, которые будут действительно интересны.

1. Посещение римского Колизея было совершенно бесплатно

В Колизей могли прийти 50 000 человек и никто не платил за это ни монеты. Однако были своеобразные билеты.

Зрители получали пронумерованные глиняные таблички в качестве билетов. На них указывался соответствующий раздел и ряд, куда они садились, в зависимости от их социального статуса. Ни за какие деньги раб не мог сесть среди знати.

Чтобы пройти внутрь архитекторы предусмотрели 76 входов для зрителей, все они были пронумерованы. Эти цифры можно увидеть и сегодня.


Ещё 4 входа были рассчитаны для императора и других важных особ. Эта система из 80 входов помогала амфитеатру пропускать горожан очень быстро, так что не было никаких давок и скоплений людей.

2. Не все события и игры заканчивались смертью

В Колизее составляли ежедневный график мероприятий, например:

  • Утром устраивали шоу с животными;
  • К вечеру проводили гладиаторские бои, но не всегда бились насмерть. Просто боролись или если дрались с оружием, то не добивали других гладиаторов;
  • Также здесь проводили военные парады, когда одерживали крупную победу над внешними врагами;
  • Устраивали музыкальные фестивали, показывали фокусы, собирались на песнопения, шутили, раздавали еду бездомным;
  • Организовывали спортивные соревнования.

Это напоминает современные стадионы, которые легко трансформируются и для футбола, и для концерта, и для катка, и для любых других мероприятий.

3. Колизей накрывался огромным тентом

Римляне не хотели останавливать представление из-за палящего солнца или непогоды, поэтому решили натягивать амфитеатр тентом. Но только представьте величину тента при размерах арены!

Тяните ползунок влево-вправо

Для натягивания таких огромных полотен использовались целые корабли на близлежащей реке Тибр. Канатами тент крепился к мачте корабля, и при движении судна полотно натягивалось.

Для поддержания навеса в натянутом состоянии применяли тросы, крепившиеся к каменным столбам вокруг Колизея.

4. Колизей построен без использования цемента

Да-да, при постройке не применяли никаких строительных растворов, которые бы скрепляли блоки камней. Вместо этого использовались металлические скобы и стержни.

Кстати, именно поэтому в разрушенной части так много дыр и отверстий – это следы стержней.


5. В Колизее впервые в мире сконструировали систему лифтов

Римляне поднимали на арену животных и гладиаторов, располагавшихся в подземном этаже.


В сочетании с системой лифтов создавали помещения-ловушки, которые делали выступления ещё зрелищнее: люди и дикие звери возникали на сцене словно из ниоткуда.


Эту ловушку восстановили по старым чертежам

6. Разрушенная стена Колизея использовалась для строительства других сооружений Рима

После землетрясения, обрушившуюся часть Колизея могли восстановить обратно. Но вместо этого жители города начали брать камень для своих нужд. Некоторые забирали по кирпичику, другие уносили столько, что строили целые дома. Больше всех брали правители и люди близкие к власти. Интересный факт, из камня бывшей арены к XV веку построили:

  • 23 больших аристократических дома;
  • 6 церквей;
  • Большинство строящихся на тот момент мостов.

Видео о Колизее

Видео от National Geographic, рассказывающая историю амфитеатра. Очень захватывающе и интересно, рекомендую к просмотру.

Где находится Колизей

Колизей находится в центре Рима, Италия. Точный адрес: Piazza del Colosseo, 1, Rome, Italy.

Колизей на карте Рима

Как добраться до Колизея в Риме

Добраться можно несколькими способами:

  • Метро . Линия B, станция Colosseo, увидите достопримечательность сразу при выходе из метро;
  • Автобус. Остановка Colosseo у номеров 60, 75, 85, 87, 175, 186, 271, 571, 810, 850;
  • Трамвай. Линия 3.

Билеты

Стоимость билетов в Колизей:

  • 12,00 €: обычная цена для взрослого;
  • 7.50 €: льготный, для членов Европейского союза от 18 до 25 лет;
  • Бесплатно для всех детей до 18 лет.

Билет действует 2 дня. По нему можно пройти ещё в Палатин и Римский Форум .

Каждое первое воскресенье месяца вход в Колизей бесплатный. Однако учтите, что в это время очереди куда больше обычного.

Время и часы работы Колизея в Риме

Время работы зависит от времени года: чем раньше садится солнце, тем раньше закрывается амфитеатр. Поэтому Колизей открыт каждый день в следующие часы:

  • С 08.30 до 16.30: с последнего воскресенья октября до 15 февраля;
  • С 08.30 до 17.00: с 16 февраля по 15 марта;
  • С 08.30 до 17.30: с 16 до последней субботы марта;
  • С 08.30 до 19.15: с последнего воскресенья марта по 31 августа;
  • С 08.30 до 19.00: с 1 по 30 сентября;
  • С 08.30 до 18.30: с 1 октября по последнюю субботу октября.

Пройти внутрь можно не позже, чем за час до закрытия.

Советую посещать амфитеатр рано утром, приходите к 8.10-8.15. Лучше прийти немного раньше, чтобы не встретить толпы туристов и не тратить часы вашего отдыха в Риме на очередь.

Как получить максимум впечатлений от посещения

Главная проблема при посещении Колизея, что вы рискуете не понять красоты амфитеатра и он останется для вас просто «грудой камня».


Поэтому есть 3 варианта, которые помогут с решением этой проблемы: индивидуальные экскурсии, групповые экскурсии и аудиогиды .

Конечно, есть вариант просто прогуляться по достопримечательности, но, честно – от этого никаких эмоций. Я, например, получаю впечатления в исторических местах только от осознания КАКОЕ это место, ЧТО здесь происходило. Это осознание как раз дают 3 варианта выше.

Так вот, если вы решили взять гида, то хочу порекомендовать:

  1. Индивидуальные экскурсии. Могу порекомендовать . Всегда отличные экскурсии
  2. Групповые экскурсии. К сожалению, не могу никого порекомендовать из-за того, что не люблю сам тип экскурсий.
  3. Аудиогид. Продаётся при входе в Колизей за 5-6 евро, есть бесплатный аудиогид , но он довольно небольшой, поэтому может показаться маловато.

Если не знаете, какой вариант гида для вас будет лучше, то переходите сюда .

Виртуальный тур по Колизею

Вращайте изображение для просмотра панорамы вокруг.

Сохранилось много исторических монументов, но самый необыкновенный из них - Колизей, в котором обреченные на смерть люди отчаянно дрались и погибали ради развлечения свободных граждан Рима. Он стал самым большим и известным из всех римских амфитеатров, и одним из самых больших шедевров римского инженерного искусства и архитектуры, дошедший до наших дней. Здание насчитывало 80 входов/выходов и вмещало примерно 50 000 зрителей - больше, чем большинство спортивных сооружений сегодня, свидетельство его величия спустя почти 2000 лет после завершения строительства. Затмив своим величием руины Римского Форума (центральная площадь в Древнем Риме), Пантеона и других достопримечательностей города, римский Колизей будет вечно напоминать посетителям о бесчеловечном прошлом, когда жажда крови приводила зрителей на трибуны этого сооружения, и ничто не будоражило их так сильно, как лишение человека жизни.

Колизей является самой известной и наиболее посещаемой туристической достопримечательностью Италии, крупнейшим в мире сооружением, построенным в период Римской империи. Он считается одним из величайших сооружений в мире инженерной техники и архитектуры, культовым символом Римской империи периода наибольшего могущества, самым известным и мгновенно узнаваемым памятником, сохранившийся со времен античности. Даже в современном мире небоскребов Колизей производит впечатление. Это славный и одновременно скорбный монумент римской императорской власти и ее жестокости. Внутри, за сплоченными рядами арок и колон, римляне на протяжении веков хладнокровно наблюдали за убийством десятков тысяч приговоренных преступников, пленных воинов, рабов, животных. Спустя почти две тысячи лет, он по-прежнему вызывает огромный интерес посетителей.

История Колизея

Первоначально Колизей называли Амфитеатр Флавиев. Его современное название (Colosseum на английском) является производным от слова colossus, означающий огромную статую (рядом с Колизеем стояла огромная статуя Нерона, бесследно исчезнувшая в Средние века). Как и полагается самому крупному городу империи, он стал самым большим амфитеатром в римском мире, способный вмещать 50 000 зрителей. Всего в Римской империи их насчитывалось более 250 - не удивительно, что амфитеатр и связанные с ним зрелища были главными символами римской культуры.

В отличие от большинства других амфитеатров, расположенных на окраине города, Колизей построили в самом центре Рима. Он стал продуктом неудержимой расточительности римского императора Веспасиана (69-79 гг), решивший укрепить свое положение строительством амфитеатра за счет огромной добычи, полученной в результате подавления восстания иудеев. Начатое в 72 году строительство завершил император Тит в 80. Торжественное открытие Колизея сопровождалось гладиаторскими боями, охотой на диких зверей и навмахией (воспроизведением морского сражения на залитой водой арене), игры продолжались в течение 97 дней.

Император Домициан (81-96гг) существенно модернизировал сооружение, построил серию подземных тоннелей, в которых держали животных и гладиаторов перед выходом на арену, а также добавил четвертый ярус, существенно увеличив вместимость.

В отличие от круга, эллиптическая форма Колизея размерами 83х48 метров не позволяла сражающимся гладиаторам отступать в угол и давала зрителям возможность находиться поближе к действию. Такой дизайн унаследовало практически каждое современное спортивное сооружение в мире.

Сотовидная структура Колизея из арок, проходов и лестниц, позволяла тысячам людей легко занимать свои места и наблюдать за смертоносными зрелищами. Он разительно отличается от большинства античных общественных зданий, унаследованных от классической модели греческих храмов с их прямоугольными рядами колон, увенчанных фронтонами.

История Колизея после строительства

С распространением христианства в стенах амфитеатра прекратили убийство людей, а последняя охота на животных состоялась примерно в 523 году. Но главной причиной, положившей конец играм, стал военный и финансовый кризис западной части империи, сопровождаемый многочисленными вторжениями варваров. Амфитеатр требовал колоссальных расходов на организацию игр, а в условиях их отсутствия потребность в существовании Колизея отпала.
С канувшей в историю славой императорского Рима изменилось предназначение Колизея. Уже не место для развлечений, его использовали в качестве жилья, крепости и религиозной обители в разное время. Он перестал служить ареной для развлечения кровожадных римских граждан, и начал страдать от землетрясений и варварского отношения людей, сдиравших богатую мраморную облицовку и кирпичи для строительства дворцов и церквей. Известные Соборы святого Петра и Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме, Палаццо Венеция построены с использованием кирпича и мрамора Колизея. В результате 2000 лет войн, землетрясений, вандализма и неумолимого действия времени, две трети первоначального сооружения оказалось разрушенным. От бывшей славы Колизея осталась лишь тень его прошлого облика, знаменитые руины. Репутация амфитеатра как священного места, в котором христианские мученики встретили свою судьбу, спасла Колизей от полнейшего уничтожения (но легенда о том, что здесь христиан отдавали в жертву львам, признается историками необоснованной).

В 1749 году папа Бенедикт XIV объявил Колизей общественной церковью. С этого момента окончательно прекратилось варварское удаление камней из стен амфитеатра. Здание начали восстанавливать, и с тех пор реконструкция с перерывами продолжаются до сегодняшнего дня.

Организация игр в Колизее

Изобретенный в римской империи амфитеатр служил местом проведения зрелищных схваток, наиболее популярными из которых были venationes (охота на животных) и munera (гладиаторские бои). В первые годы после открытия Колизея огромной популярностью пользовалась naumachia (морские сражения). Правящий римский класс был обязан по общепринятым в то время понятиям организовывать зрелища, дабы заслужить уважение и благосклонность простых граждан империи и сохранить общественное спокойствие. Посещать амфитеатр имели право все свободные граждане Рима.

Организация игр требовала огромных затрат и регулировалось многочисленными законами. В первом веке нашей эры императоры создали Ratio a muneribus, что-то на подобие “Министерства игры”, располагающей необходимыми финансовыми возможностями для организации игр.

Для римлян, посещение Колизея стало не только способом отдыха и развлечений, но и местом встреч людей, принадлежащих к разным сословиям. Римское общество было разделено на классы, и амфитеатр стал местом, в котором публика могла встретиться с императором и даже обратиться к нему.

Гладиаторы

Гладиаторами обычно становились военнопленные, не имевших по римскому праву каких либо прав, жизнь которых не представляла для государства никакой ценности, рабы и осужденные к смертной казни преступники. Военнопленных обучали в гладиаторских школах для выступлений на арене Колизея и других амфитеатров. Когда началась нехватка гладиаторов, в школы начали посылать беглых рабов. Они дрались на общих основаниях, и после трех лет прекращали свои выступления на арене. Этим рабы отличались от осужденных насмерть преступников, которые дрались в Колизее без всякой надежды на выживание, подобно осужденным на ad bestias (растерзание дикими зверьми) или ad gladium ludi damnati (осужденные на смерть от меча). В последнем случае один вооруженный гладиатор убивал обезоруженного противника, потом сам оказывался обезоруженным и становился жертвой другого вооруженного гладиатора и так далее, пока не оставался последний осужденный уголовник.

Начиная с первого века н.э., свободные граждане Рима (auctorati) добровольно становились гладиаторами и дрались на арене Колизея как профессионалы. Эти свободные граждане начинали карьеру гладиатора, полностью подчинившись требованиям Ланисты. Ланиста в римском мире считался наиболее отвратительной профессией (даже ниже сутенеров или палачей), имел право жизни и смерти над гладиаторами, от которых требовалось принятие присяги о полном повиновении как обязательном условии приема в школу. Гладиатор клялся "терпеть наказание кнутом, клеймом или принять смерть от меча". Такие страшные наказания имели целью пресечь любой намек на неповиновение и прививали убеждение, что преодоление любых испытаний является единственным средством их выживания. Публика требовала профессиональных зрелищ, поэтому до выхода на арену обучение занимало несколько лет. На последнем этапе существования Римской империи около половины всех гладиаторов составляли свободные граждане Рима.

Дравшихся на арене Колизея гладиаторов вооружали равноценно: воин, лучше обеспеченный наступательным вооружением, имел меньше средств защиты, или наоборот. Боевые приемы придерживались традиционного сценария боя, поединок являл собой мастерство, хорошо известное публике, рассчитывавшей на профессиональное исполнение. Зрители могли одобрять или порицать маневры гладиаторов, как мы делаем это сегодня, когда смотрим спортивные игры, например, футбол. Публика не терпела монотонности и подражаемости, высоко оценивала мужество и проявление храбрости.

В 73 до н.э., около 70 гладиаторов под предводительством Спартака бежали из школы Капуа, создали армию из 90 000 человек и в течении трех лет на территории Римской империи пылало крупнейшее восстание рабов. После подавления бунта римский сенат принял меры во избежание подобных инцидентов. Около каждой школы стоял гарнизон солдат, каждое утро доставлявший туда оружие и уносивший его вечером обратно. В случае малейших беспорядков солдаты вмешивались немедленно. Школы считались вполне безопасными, поэтому находились внутри городов. Содержащиеся под стражей не могли бежать, и им оставалось только надеяться на спасение своей жизни, отважно сражаясь на арене Колизея, чтобы привлечь внимание влиятельных аристократов, вызвать их сочувствие и получить от них свободу.

Посещение Колизея

Игры в Колизее считались привилегией только свободных граждан (рабы не допускались), но билеты на них не продавались. Различные общины, братства, товарищества, лиги, союзы, объединения и тому подобное имели зарезервированные места в амфитеатре в соответствии со своей ролью и рангом в обществе. Кто не являлся членом какого-либо общества, пытались найти покровителя, и получить от него место на основе приглашения. Такая традиция соблюдалась на протяжении длительного периода времени. Не только в амфитеатре, но и в цирке или театре, каждой категории граждан предоставлялись определенные места.
Всем зрителям предписывалось одеваться соответствующим образом: граждане мужского пола должны носить тогу. Не пользовавшиеся хорошей репутацией граждане - обанкротившиеся, лица развратные или расточительные - сидели вместе с плебсом в верхних рядах. В древние времена даже одиноким женщинам разрешался допуск в Колизей. Употребление алкоголя на трибунах запрещалось, писатель Лампридий критиковал императора Коммода, когда тот иногда употреблял спиртные напитки.

В день игр зрители приходили очень рано, а некоторые даже спали в Колизее. Чтобы войти в помещение, зрители предъявляли тессера (приглашение). Тессера являла собой небольшую пластину или кубик из мрамора, которая, как и сегодняшние билеты, указывала на точное месторасположение его владельца (сектор, ряд, место). Каждое место на трибунах имело номер. Люди сидели на деревянных досках, установленных на мраморных камнях, а римская аристократия располагалась на более удобных мягких сидениях. Бедняки, в том числе и женщины, располагались на самом верхнем ярусе.

Зрители шли к своим местам через арки, обозначенные номерами I - LXXVI (1-76). Четыре главных входа не нумеровали. Лучшие места были на или за подиумом, поднятым в целях безопасности на 5 метров выше арены.

Современные ученные утверждают, что расположение мест отражало социальную иерархию римского общества. Два самых низших яруса (то есть самых престижных) трибун могли вместить соответственно 2 000 и 12 000 зрителей. На верхних ярусах Колизея зрители скучивались подобно сардинам в банке, на каждого из них приходилось в среднем 40х70 см пространства.

Арену Колизея покрывали слоем песка толщиной 15 см (латинское слово песок пишется “arena”), иногда окрашивали его в красный цвет, чтобы скрыть пролившуюся кровь. И, как видно по фильму Ридли Скотта "Гладиатор", снизу открывались отверстия, откуда выпускали на арену диких животных.

Навмахия

Навмахия являла собой репродукцию известных морских сражений, участниками которых, как правило, становились осужденные на смерть преступники, а иногда просто обученные воины и моряки. Такие шоу (преимущественно проводились в Риме) обходились чрезвычайно дорого. Корабли ничем не отличались от боевых и маневрировали в бою как настоящие. Римляне называли такие зрелища navalia proelia (морские сражения), но известность получили греческого слова naumachia (навмахия) – термин, указывавший на то, что зрелище происходит в специально оборудованном месте.

Навмахия часто пыталась воспроизвести известные исторические сражения, например, победу греков над персами в битве при Саламине, или уничтожение афинского флота при Эгоспотамах. Во время шоу придерживалась последовательность происходивших исторических событий, и зрители получали огромное удовольствие от мастерства воинов и их снаряжения.

Источники утверждают, что навмахию ставили в Колизее сразу же после торжественного открытия амфитеатра. Во времена правления императора Домициана (81-96гг) построили систему туннелей под ареной и навмахию упразднили.

Охота на животных

Сцены охоты пользовались огромной популярностью в Колизее и других амфитеатрах империи. Это был единственный шанс для римлян увидеть незнакомых им диких зверей в те времена. В самом начале охоту на диких животных демонстрировали утром, как прелюдию к гладиаторским сражениям. В последний период республики охоту на арене организовывали средь бела дня, иногда она продолжалась несколько дней. Все виды диких животных - слоны, медведи, быки, львы, тигры - отлавливались по всей территории империи, транспортировали и содержали к дню игр.

Для обеспечения безопасности зрителей в Колизее, высота ограждения вокруг арены равнялась 5 метрам. Большинство пар были классическими: лев против тигра, быка или медведя. Иногда пары были явно неравные: собаки или львы выпускались на оленей, в этом случае исход был предсказуем. Чтобы нарушить монотонность римляне прибегали к странному сочетанию животных: медведь против питона, крокодил против льва, тюлень против медведя и так далее. Иногда животных приковывали к арене Колизея, чтобы не позволить им маневрировать.

Большинство единоборств составляли животные против вооруженных копьем обученных людей (venatores). Охота на животных приобрела чрезвычайную популярность среди богатых граждан. Вовлеченных в этот вид боев venatores стали настолько знамениты, что их имена все еще можно прочитать на некоторых мозаиках и граффити.

На арене Колизея погибло огромное количество диких животных (источники говорят об убийстве 9 000 животных только в первые дни открытия). Даже если эта цифра преувеличена, можно с уверенность сказать о большом количестве животных, погибших ради забавы на аренах римских амфитеатров. Медведей отлавливали в Каледонии (Шотландия) и Паннонии (ныне Венгрия и Австрия); львов и пантер - в провинции Нумидии в Африке (в настоящее время Алжир и Тунис), тигров в Персии, крокодилов и носорогов в Индии.

Поимка зверей, транспортировка их в хорошем состоянии за тысячи километров обходилась чрезвычайно дорого. Зверей необходимо поймать живыми, а это представляло основную опасность. Зверей ловили в ловушки, сажали в клетки, кормили их всю дорогу до места назначения, чтобы доставить их в хорошем состоянии. Охота на крупных животных отражена в многочисленных мозаиках и картинах, запечатлевших поиск, поимку, транспортировку, и, наконец, убийство. Затраты были огромные, поэтому провинции Римской империи облагались специальными налогами, что бы Рим имел возможность организовывать охоту на аренах амфитеатров.

Туризм

Сегодня Колизей является главной туристической достопримечательностью Рима, ежегодно принимая миллионы туристов. Благодаря проведенной в 2010 году реконструкции, впервые в современной истории амфитеатра открыты для посещения подземные туннели, в которых когда-то скованные кандалами гладиаторы ожидали выхода на арену. Также восстановлен и вновь открыт (в первый раз с 1970 года) третий ярус Колизея, откуда средний класс Рима наблюдал за отчаянными сражениями на арене. Туры организованы для групп по 25 человек, их необходимо заказывать заранее. Деревянная дорожка в центре, которую вы видите на последней фотографии - результат последней реконструкции.

Хотя Колизей потерял свое былое величие, его по-прежнему используют для разных событий. Время от времени Папа проводит здесь богослужение. Под сенью античного памятника провели свои концерты известные исполнители: Пол Маккартни, Элтон Джона, Рэй Чарльз, Билли Джоэл. 7 июля 2007 года его включили в список одного из новых семи чудес света, единственный европейский номинант.