Что такое индивидуально психологические особенности. Индивидуально-психологические особенности человека

Особенности индивидуума зависят от егоспособа мышления, чувств и побуждений, поэтому тесно связаны с социальными условиями и конкретными обстоятельствами.

Которые повторяются в типичных ситуациях, являются чертами характера. Люди отличаются между собой смелостью или трусостью в моменты опасности, замкнутостью или общительностью в отношениях и тому подобным. Ученые разработали множество классификаций, описывающих психологические Отечественная школа разделяет два направления систематизации свойств характера.

1. Психические процессы формируют личностные черты

Волевая сфера отвечает за уровень настойчивости, решительности, самостоятельности, организованности, дисциплинированности, самообладания.

Эмоциональные внутренние процессы делают человека впечатлительным, отзывчивым, инертным, безразличным, вспыльчивым и резким.

Уровень интеллектуального развития определяет сообразительность, любознательность, находчивость, глубокомыслие.

В системе направленности характера разделяют категорию свойств по отношению к себе, к людям, к окружающему миру и к деятельности.

Например, человек относится к окружающему миру, согласно собственным убеждениям или абсолютной беспринципности. В основе системы убеждений лежит собственный опыт и воспитание.

Психологические особенности характера по отношению к деятельностиобусловлены жизненно важными целями. Черты характера проявляются в приоритетных интересах. Неустойчивость склонностей видна на фоне нарушенной цельности личности и отсутствия самостоятельности. Наоборот, люди с постоянными привязанностями и интересами параллельно характеризуются как целеустремленные и настойчивые.

Психологические особенности характера отличаются у двух человек с одинаковыми интересами. Ведь они могут по-разному относится к себе или к окружающим. Поэтому один веселый, а второй грустный, один скромный, а второй навязчивый, эгоист или альтруист. Две личности с совпадающей направленностью иначе понимают пути достижения цели, выбирают разные модели поведения, потому что обладают разными мотивациями. Потребность в успехе определяет психологические особенности в действиях, направленных или на стремление просто избегать неудачи, или на активную борьбу за победу. Поэтому кто-то проявляет инициативу, а кто-то отклоняется от малейшей ответственности.

В отношении к людям наблюдается лживость или честность, общительность, вежливость, отзывчивость.

Отношение к себе базируется на здоровом уровне эгоизма, при этом может наблюдаться заниженная или завышенная самооценка.

Психологические особенности восприятия

У человека в разной степени развиты зрительные, слуховые, осязательные, кинестические, обонятельные и с помощью которых осуществляется процесс восприятия.

Восприятие пространства заключается в определении удаленности объекта от наблюдателя, от предметов, его параметры и форму. Работают зрительные анализаторы, слух, кожные и двигательные рецепторы. Восприятие обеспечивает человеку специальный орган, который называется он находится во внутреннем ухе.

Чтобы воспринимать время человеку приходится задействовать анализаторы внутренних органических ощущений, кроме слуховых, зрительных и двигательных ощущений. Некоторые индивидуумы просыпаются в нужное им время без будильника. О таких людях говорят, что у них в процессе жизни развилось чувство времени.

Еще не все типы восприятия изучены совершенно, ученые активно исследуют данную область человеческой психики.

Черты характера человека и их проявление

03.04.2015

Снежана Иванова

Черты характера всегда накладывают отпечаток на поведение человека, а также влияют на его поступки.

На протяжении всей своей жизни каждый человек проявляет свои индивидуальные особенности, которые отображаются не только в его поведении или же специфике общения, но и обуславливают отношение к деятельности, себе и другим людям. Все эти особенности, проявляющиеся в жизнедеятельности, как в научном обиходе, так и в быту называют характером.

Определение понятия «характер»

В психологии под характером понимают определенную совокупность черт человека, которые ярко выражены и являются относительно устойчивыми. Черты характера всегда накладывают отпечаток на поведение человека, а также влияют на его поступки.

В психологических словарях можно встретить достаточно большое количество определений характера, но все они сводятся к тому, что характер – это совокупность наиболее стойких индивидуальных психологических особенностей личности, которые всегда проявляются в ее деятельности и общественном поведении , а также в системе отношений:

  • к коллективу;
  • к другим людям;
  • к труду;
  • к окружающей действительности (к миру);
  • к самой себе.

Сам термин «характер » (в пер. с греч. character – чеканка или печать ) был введен древнегреческим философом и естествоиспытателем, учеником Платона и ближайшим другом Аристотеля Теофрастом . И здесь стоит особое внимание уделить переводу слова – чеканка или печать. Действительно, характер как бы вырисовывается в виде своеобразного рисунка на личности человека, создавая этим уникальную печать, которая отличает своего владельца от других индивидов. Подобный рисунок, также как герб или эмблема на личной печати средневековой знати, вырисовывается на определенной основе с помощью специфических знаков и букв. Основой для гравировки индивидуальной личности выступает темперамент, а уникальным рисунком – яркие и индивидуальные черты характера.

Черты характера как инструмент психологической оценки и понимания человека

Под чертами характера в психологии понимают индивидуальные, достаточно сложные особенности, которые являются для человека наиболее показательными и позволяют с большой долей вероятности предсказывать его манеру поведения в конкретной ситуации. То есть, зная о наличии у конкретного человека некоторых черт, можно предугадывать его последующие действия и возможные поступки в том или ином случае. Например, если человек имеет ярко выраженную черту отзывчивость, то существует высокая вероятность того, что в сложный момент жизни он придет на помощь.

Черта – одна из наиболее важных и существенных частей человека, его стабильное качество и устоявшийся способ взаимодействия с окружающей действительностью. В черте характера кристаллизируется личность и отражается ее целостность. Черта характера человека – это реальный способ решения многих жизненных ситуаций (как деятельностных, так и коммуникативных) и поэтому их нужно рассматривать с точки зрения будущего. Итак, черты характера являются прогнозом действий и поступков личности, так как они отличаются стойкостью и делают поведение человека предсказуемым и более очевидным. Благодаря тому, что каждая личность уникальна, существуют огромное разнообразие уникальных черт характера.

Особые черты своего характера каждый человек приобретает на протяжении всей своей жизни в обществе, причем нельзя считать все индивидуальные приметы (черты) характерологическими. Такими будут только те, которые в не зависимости от жизненной ситуации и обстоятельства всегда будут проявляться в идентичном способе поведения и одинаковом отношении в окружающей действительности.

Таким образом, для того, чтобы дать оценку психологи личности (охарактеризовать его) как индивидуальности, необходимо определить не всю сумму индивидуальных качеств человека, а выделить те черты и качества характера, которые являются отличительными от других людей. Не смотря на то, что эти черты индивидуальны и различны, они должны составлять структурную целостность.

Черты характера человека являются приоритетными при изучении его личности, а также для понимания и прогнозирования его действии, поступков и поведения. Действительно, любой вид деятельности человека мы воспринимаем и понимаем как проявление определенных черт его характера. Но, характеризуя личность как социальное существо, важным становится не столько проявление черт в деятельности, как то, на что именно направлена эта деятельность (а также чему служит человеческая воля). В этом случае следует обращать внимание на содержательную сторону характера, а конкретнее, на те черты характера личности, которые составляют общую структуру как ее психического склада. Они выражаются в: цельности-противоречивости, единстве-раздробленности, статичности-динамичности, широте-узости, силе-слабости.

Список черт характера человека

Человеческий характер – это не только определенная совокупность некоторых черт (или же случайный их набор), а сложнейшее психическое образование, которое представляет собой определенную систему. Данная система состоит из многих наиболее устойчивых качеств личности, а также ее свойств, проявляющихся в различных системах человеческих отношений (к труду, к своему делу, к окружающему миру, к вещам, к себе и к другим людям). В этих отношениях находит свое выражение структурность характера, его содержательность и индивидуальность своеобразия. Ниже, в таблице, описаны основные черты характера (их группы), которые находят свое проявление в различных системах человеческих отношений.

Стойкие черты (симптомокомплексы) характера, проявляющиеся в отношениях личности

Кроме черт, которые проявляются в системе отношений, психологами были выделены черты характера человека, которые могут быть отнесены к познавательной и эмоционально-волевой сфере. Так черты характера делят на:

  • познавательные (или интеллектуальные) – любознательность, теоретичность, критичность, находчивость, аналитичность, вдумчивость, практичность, гибкость, легкомысленность;
  • эмоциональные (впечатлительность, страстность, эмоциональность, жизнерадостность, сентиментальность и т.д.);
  • волевые черты (настойчивость, решительность, самостоятельность, и т.д.);
  • моральные черты (доброта, честность, справедливость, гуманность, жестокость, отзывчивость, патриотичность и т.д.).
Некоторые психологи предлагают выделять мотивационные (или продуктивные) и инструментальные черты характера. Под мотивационными чертами понимают те, которые движут человеком, то есть они побуждают его к определенным действиям и поступкам. (их также можно назвать черты-цели). Инструментальные черты придают деятельности человека своеобразный стиль и индивидуальность. Они относятся к самой манере и способу выполнения деятельности (их также можно назвать черты-способы).

Представитель гуманистического направления в психологи Гордон Олпорт черты характера объединил в три основные категории:

  • доминирующие (те, которые более всего определяют все формы поведения человека, его действия и поступки, такие как эгоизм или доброта);
  • обычные (которые проявляются в равной степени во всех сферах жизнедеятельности, например четность и гуманность);
  • второстепенные (они не оказывают такого же влияний как доминирующие или обычные, например это может быть старательность или же любовь к музыке).

Итак, главные черты характера проявляются в различных сферах психической деятельности и системы отношений личности. Все эти отношения закрепляются в разных способах действия и формах поведения человека, которые наиболее привычны для него. Между существующими чертами всегда устанавливаются определенные закономерные взаимосвязи, которые позволяют создать структурность характера. Она же в свою очередь, помогает предугадать по уже известной нам черте характера человека и другие, которых скрыты от нас, что дает возможность спрогнозировать его последующие поступки и действия.

Любая структура, в том числе и характера, имеет свою иерархию. Таким образом, черты характера также обладают определенной иерархичностью, поэтому существуют основные (ведущие) и второстепенные черты, которые подчиняются ведущим. Предугадывать поступки человека и его поведение возможно, опираясь не только на основные черты, но и второстепенные (несмотря на то, что они являются менее существенными и проявляются не настолько ярко).

Типичное и индивидуальное в характере

Носителем характера всегда является человек, а его черты находят свое проявление в деятельности, отношениях, поступках, поведении, способах действия в семье, в коллективе, на работе, среди друзей и т.д. В этом проявлении всегда отражается типичное и индивидуальное в характере, ведь они существуют в органическом единстве (так, типичное всегда является основой для индивидуального проявления характера).

Что же подразумевается под типичным характером? Характер называют типичным при наличии набора существенных черт, которые являются общими для определенной группы людей. Данная совокупность черт отражает общие условия жизни конкретной группы. Кроме того, эти черты должны находить проявление (в большей или же меньшей степени) у каждого представителя этой группы. Совокупность отличительных типических черт является условием возникновения определенного .

Типичное и индивидуальное в характере наиболее ярко выражается в отношениях человека к другим людям, ведь межличностные контакты всегда обусловливаются определенными общественными условиями жизни, соответствующим уровнем культурно-исторического развития общества и от сформированного духовного мира самого человека. Отношение к другим людям всегда оценочное и проявляется по-разному (одобрение-осуждение, поддержка-непонимание) в зависимости от существующих обстоятельств. Это проявление выражается в зависимости от оценивания человеком поступков и поведения других, а точнее их положительных и отрицательных черт характера.

Типичные черты характера человека по уровню своей интенсивности проявляются у каждого индивидуально. Так, например, отдельные черты могут выявлять себя настолько сильно и ярко, что они становятся в своем роде уникальными. Именно в этом случае типичное в характере переходить в индивидуальное.

Положительные черты характера и их проявление

Как типичное, так и индивидуальное в характере, находит свое проявление в системах отношений личности. Это происходит благодаря наличию в характере человека определенных черт (и положительных, и отрицательных). Так, например, в отношении к труду или своему делу находят свое проявление такие положительные черты характера как трудолюбие, дисциплинированность и организованность.

Что касается межличностного общений и отношения к другим людям, то здесь хорошие черты характера следующие: честность, открытость, справедливость, принципиальность, гуманность и т.д. Все эти черты позволяют строить конструктивное общение и быстро налаживать контакты с окружающими людьми.

Следует отметить, что индивидуальных черт характера существует огромное множество. Но среди них необходимо выделять в первую очередь те, которые наибольшее влияние оказывают на формирование духовности человека и его (именно в этом контексте находит свое проявление лучшая черта характера человека – гуманность). Эти черты имеют еще большее значение в процессе воспитания и развития подрастающего поколения, ведь одинаковые черты формируются по-разному в зависимости от ситуаций, наличия других черт характера и направленности самой личности.

Выделяя хорошие качества характера, не стоит забывать и про их возможное искривление, или же о наличии явных отрицательных черт, с которыми человеку необходимо бороться. Только в этом случае будет наблюдаться гармоническое и целостное развитие личности.

Отрицательные черты характера и их проявление

В отношении к поведению, поступкам и деятельности других людей, человек всегда формирует черты определенного характера – положительные и отрицательные. Это происходит по принципу аналогии (то есть происходит идентификация с тем, что является приемлемым) и противопоставление (тем, что входит в перечень недопустимого и неправильного). Отношение к самому себе может носить позитивный или негативный характер, что в первую очередь зависит от уровня развития и способности адекватно оценить себя (то есть, от сформированного уровня ). Про высокий уровень самосознания свидетельствует наличие следующих позитивных черт: высокая требовательность к самому себе, и чувство собственного достоинства, а также ответственность. И, наоборот, о недостаточном уровне развития самосознания говорят такие отрицательные черты характера как , самоуверенность, эгоизм, нескромность и др.

Отрицательные черты характера (в принципе также как и положительные проявляются) в четырех основных системах отношений человека. Например, в системе «отношение к труду» среди отрицательных черт называют , безответственность, безалаберность и формальность. А среди негативных черт, проявляющихся в межличностном общении, стоит выделить замкнутость, скупость, хвастливость и неуважительность.

Следует отметить, что отрицательные черты характера, которые находят свое проявление в системе отношений человека к другим людям, практически всегда способствуют возникновению конфликтов, непонимания и агрессии, что в последствие приводит к возникновению деструктивных форм общения. Именно поэтому, каждому человеку, который хочет жить в гармонии с окружающими и с самим собой, стоит задуматься о воспитании в своем характере положительных черт и избавлении от разрушающих, отрицательных черт.


Размещено на http :// www . сайт . ru /

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал

Кафедра Экономики

Контрольная работа

по дисциплине «Организационное поведение»

Тема: Психологические особенности личности

Студент Хныков А.В.

Руководитель ст. преподаватель Тищенко Л.И.

Введение

1.1 Понятие о темпераменте

1.2 Общее понятие о характере

3.Несовместимость психологических особенностей личностей. Конфликты в межличностных отношениях

Заключение

Введение

Известно, что проблемы аварийности и травматизма нельзя решить только инженерными методами, поскольку причиной опасности могут быть:

1. низкий уровень профессиональной подготовки;

2. недостаток в воспитании;

3. нетребовательность к соблюдению правил безопасности;

4. допуск к опасным видам работ лиц с повышенным травматизмом;

5. пребывание людей в состоянии утомления, опьянения или наркотического воздействия.

Статистика свидетельствует, что примерно 60-90% травм в быту и на производстве происходят по вине самих пострадавших. Поэтому изучение таких психических качеств личности, как эмоциональность, темперамент, воля, характер, интеллектуальность и мораль, позволит изучить психическое состояние в процессе деятельности и снизить риск воздействия опасных факторов.

Психология труда зарождалась в процессе изучения соответствия профессиональных навыков требованиям рабочего места и основывалась на принципах и методах индивидуальной психологии.

1. Психологические особенности личности

Психологические особенности личности являются основными предпосылками успешности в том или ином виде профессиональной деятельности. Неправильная профориентация, выбор индивидом профессии которая не отвечает типу темперамента неизбежно приводит к неуспешности в данном виде профессиональной деятельности, разочарованию в ней. В то же время выявление и учёт психологических особенностей могут обеспечить личности любимую работу, способствовать достижению высших ступеней профессионального мастерства. Среди психологических особенностей, которые определяют успешность профессиональной деятельности следует выделить прежде всего темперамент личности.

1.1 Понятие о темпераменте

Темперамент (от лат. -- надлежащее соотношение частей, соразмерность) -- это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. Выделяют два основных показателя динамики психических проявлений и поведения: активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты и, наоборот, медлительности, инертности, а эмоциональность -- особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев, веселье и т.д.).

Известны три основных системы объяснений сущности темперамента и его органической основы. Первая (гуморальная) связывала состояния организма с соотношением в нем различных соков (жидкостей), в связи с чем выделялись четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический (Гиппократ, Гален и др.), Эта терминология стала впоследствии широко употребительной.

Вторая (конституциональная) исходит из различий в конституции организма -- его физического строения, соотношения его отдельных частей, различных тканей (Кречмер, Шелдон и др.). Третья связывает типы темперамента с деятельностью центральной нервное системы (И.П. Павлов).

И.П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения: а) силу процессов; б) их уравновешенность; в) их подвижность. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности и поведении человека:

* сильный, уравновешенный, подвижный тип ("живой") -- сангвинический темперамент (от лат. -- "кровь");

* сильный, уравновешенный, инертный ("спокойный") -- флегматический темперамент (от лат. -- "флегма");

* сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения ("безудержный") -- холерический темперамент (от греч. -- "красно-жёлтая желчь");

* слабый -- меланхолический темперамент (от греч. -- "черная желчь").

Тип нервной системы -- это природное, врожденное свойство нервной системы, которое, однако, может несколько изменяться под влиянием условий жизни и деятельности.

Исследования Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина показали, что структура основных свойств нервной системы много сложнее, а число комбинаций гораздо больше, чем это ранее представлялось. Тем не менее указанные четыре типа темперамента как наиболее обобщенные могут быть использованы для изучения индивидуальности.

Различия по темпераменту -- это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Особенности темперамента обусловливают пути и способы работы, но не уровень достижений. В свою очередь, умственные и волевые возможности человека создают условия для компенсации недостатков темперамента. В то же время темперамент обусловливает индивидуальный стиль деятельности.

Для отнесения человека к определенному типу темперамента следует убедиться в той или иной выраженности у него, прежде всего, таких черт: активность, эмоциональность, особенности моторики. В воспитании необходимо содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.(Табл.1)

Таблица.1. Психологическая характеристика типов темперамента

Тип темперамента

Психологическая характеристика

Сангвиник

Характеризуется несколько пониженной сенситивностью, высокой реактивностью и активностью, уравновешенностью, эмоциональной подвижностью, пластичностью, лабильностью, экстравертированностью

Характеризуется повышенной возбудимостью, высокой реактивностью и активностью с преобладанием реактивности, повышенной эмоциональной возбудимостью, ригидностью, ускоренным темпом реакций, экстравертированностью

Флегматик

Характеризуется пониженной сенситивностью, низкой реактивностью, ригидностью, пониженной эмоциональной возбудимостью, замедленным темпом реакций, интровертированностью

Меланхолик

Характеризуется повышенной сенситивностью, невысокой реактивностью и низкой активностью, пониженной эмоциональной возбудимостью, интровертированностью

В чистом виде указанные четыре типа темперамента встречаются крайне редко, так как различные свойства нервной системы человека в их разнообразных сочетаниях определяют большое количество промежуточных типов. Таким образом, при анализе индивидуально-психологических особенностей личности требуется установить степень преобладания тех или иных характеристик традиционно выделяемых четырех типов темперамента.

1.2 Общее понятие о характере

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, с состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия - интроверсия, спокойствие - тревожность, сдержанность - импульсивность, переключаемость - ригидность и др. своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу. В следующем разделе рассмотрим типологию характеров.

2. Психологическая совместимость личностей в общении и совместной деятельности

психологический характер темперамент

Межличностные отношения выражаются в совместимости людей.

Совместимость -- оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций. Принято выделять четыре вида совместимости: физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и социально-идеологическую.

Физическая совместимость выражается в гармоничном сочетании физических качеств двух или нескольких людей, выполняющих совместное действие (совместимость в силе, выносливости и др.). Например, при комплектовании экипажей гребных судов (байдарок, каноэ, академических лодок) подбирают спортсменов, равных по физическим данным. Другой пример: в некоторых видах спорта существует деление спортсменов на весовые категории. Это делается для того, чтобы уравнять, совместить анатомические предпосылки, на основе которых развиваются физические свойства. А они при сравнительно одинаковой массе тела могут быть различными. Это зависит от тренированности. В ходе спортивного соревнования происходит состязание не масс тела, а тех физических свойств, которых достиг спортсмен тренировкой при данном весе.

В основе психофизиологической совместимости лежат особенности анализаторских систем, а также свойства темперамента. Этот вид совместимости предполагает взаимоотношение людей в ходе их совместной акции, при которой чувствительность в пределах той или иной анализаторной системы оказывается решающей. В этом отношении показательна ситуация рассказа Л. Н. Толстого «Слепой и глухой». Предпринятое двумя персонажами рассказа нападение на чужой посев гороха окончилось безрезультатно, так как один не слышал, а другой не видел, и сигналы каждого из них не доходили до другого. Они оказались физиологически несовместимыми. Две женщины-контролера на ткацкой фабрике, выполняющие совместную работу и отличающиеся разной остротой и цветочувствительностью зрения, являются несовместимыми. Производительность их труда будет невысокой.

Социально-психологическая совместимость предполагает взаимоотношение людей с такими личностными свойствами, которые способствуют успешному выполнению социальных ролей. В этом случае не обязательно сходство характеров, способностей, но обязательна их гармония. Как свидетельствует жизненная практика, контакты устанавливаются быстрее и оказываются прочнее у людей с чертами характера, дополняющими одна другую: один -- задиристый, решительный, другой -- спокойный, рассудительный, неторопливый. Один -- более способный в усвоении знаний, другой -- в приобретении двигательных навыков. Сказанное не означает, что в любых случаях совместимыми оказываются лишь люди с противоположными чертами, с несходными способностями и другими свойствами. Совместимость возможна и при сходных темпераментах, но вероятность распада общности в этом случае большая.

Социально-идеологическая совместимость предполагает общность идейных взглядов, сходство социальных установок и ценностей.

Идейное родство, стремление к одним и тем же моральным и эстетическим ценностям сближает людей. Совместимость на социально-идеологической основе можно считать более высокого уровня по сравнению с совместимостью на иных основах Идейное сходство, совпадение социальных установок как бы перекрывает и интегрирует все другие основания. Физический, психофизиологический и социально-психологический факторы, если они идут вразрез с социально-идеологическим, могут быть приглушены, и несовместимость на основе этих параметров не будет проявляться. Это обусловлено тем, что групповое или коллективное усилие направлено на решение не частных, хотя и групповых, а масштабных задач, стоящих перед большими общностями.

3. Несовместимость психологических особенностей личностей. Конфликты в межличностных отношениях

Отдельные личности существенно различаются по своим психологическим особенностям. Эти отличия часто могут осложнять отношения между людьми, приводить к конфликтам.

Конфликт -- это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни.

Среди многих причин, порождающих конфликт, определенное место занимает несовместимость в физическом, психофизиологическом, социально-психологическом и социально-идеологическом отношениях.

Противоречия в межличностных отношениях не всегда приводят к конфликтам: многие из них разрешаются мирным путем. Другие -- вызывают противоборство и разрешаются в нем.

В группах, коллективах, уже сформировавшихся и устоявшихся, противоречия возникают реже, чем в общностях, срок существования которых невелик. Это связано с тем, что в длительно существующих общностях под влиянием отсева и взаимопознания достигается уровень совместимости, при котором противоречия не разрешаются в конфликтной ситуации. В группах и коллективах, находящихся в стадии становления и развития, противоречия нередко заканчиваются конфликтами. Причинами тому могут выступать психофизиологическая и социально-психологическая несовместимости. А конкретнее: появление в этих общностях лиц с трудными характерами -- заносчивых капризных, с преувеличенной самооценкой и притязаниями, завистников сплетников. Такие люди способны на создание атмосферы травли, подсиживания. Они совместимы только с теми, кто выполняет их прихоти, способствует реализации их коварных замыслов.

В конфликтной ситуации деловые и личные взаимоотношения оказываются настолько запутанными, что в них трудно разобраться. Поэтому выход из создавшегося положения порой отыскивается на путях администрирования.

В личных взаимоотношениях несовместимость редко бывает причиной конфликтов. Скорее несовместимость исключает взаимоотношения на личной основе. Дело в том, что личные взаимоотношения не обязательны. Поэтому, как только обозначается несовместимость и это становится очевидным -- люди расстаются и взаимоотношения прекращаются.

Заключение

Не существует двух абсолютно одинаковых людей. Это справедливо в отношении как физических, так и психологических характеристик. Одни люди спокойны, другие вспыльчивы, одни способны долго и напряжённо работать для достижения результата, другие вкладывают всю свою силу в один «рывок». Психологические различия между людьми объективны - они объясняются физиологическими особенностями функционирования нервной системы. От этих особенностей в значительной степени (хотя и не полностью - важнейшую роль играет воспитание личности) зависит характер индивида, его успешность или неуспешность в конкретной профессиональной деятельности, стиль межличностного общения, взаимодействие с другими людьми в профессиональной и личной сферах.

Следует заметить, что различия по психологическим особенностям - это различия не по уровню возможностей, а по своеобразию их проявлений. Психологические особенности обуславливают пути и способы работы, но не уровень достижений. В свою очередь, умственные возможности человека создают условия для компенсации психологических недостатков.

Подводя итог можно сказать, что знание психологических особенностей личности, понимание их природы может обеспечить правильную профориентацию, эффективный подбор кадров для конкретного вида профессиональной деятельности, а при необходимости - и разработку мер психологической коррекции отдельных черт личности. Таким образом, подобные знания незаменимы для педагогов, воспитателей, работников кадровых служб, руководителей различных уровней.

Список используемой литературы

1. Организационное поведение УМК 2008.pdf

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека»: - М.: Пед. общ-во России, 1999. - 397 с

3. Масляев О. Психология личности. - Донецк, 1997.


Подобные документы

    Ознакомление с понятием личности, типами темперамента. Рассмотрение особенностей поведение руководителя и подчиненного меланхолика, холерика, сангвиника и флегматика. Особенности мотивации на работе в зависимости от социального статуса и темперамента.

    презентация , добавлен 17.12.2014

    Власть и лидерство в процессе управления персоналом. Авторитет и имидж менеджера, эффективность их влияния на подчиненных. Анализ существующей ситуации и влияние психологических особенностей деятельности руководителя на коллектив в ПБОЮЛ "Блескин В.Ю.".

    курсовая работа , добавлен 27.03.2011

    Сущность и характеристика социально-психологических методов управления организацией, их роль, и использование в ОOО "Росинтер ресторантс". Анализ персонала: исследование социально-психологических особенностей личности работников как объекта управления.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2013

    Влияние индивидуальных особенностей личности на поведение в организации. Влияние типа индивидуального темперамента. Характер отношения к нормам организации. Типы личности по отношению к источнику контроля. Потребность в достижениях и причастности.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2008

    Теоретическое изучение понятие лидерства и темперамента. Методика диагностики межличностных отношений Лири. Тест Г. Айзенка. Взаимосвязь между типом темперамента и лидерскими качествами. Характеристика социально-психологического феномена лидерства.

    дипломная работа , добавлен 29.11.2012

    Влияние типа индивидуального темперамента на поведение в организации. Характер отношения к нормам организации. Типы личности по отношению к источнику контроля. Потребность в достижениях и власти. Методы диагностики личностных особенностей сотрудников.

    реферат , добавлен 25.11.2010

    Конфликтные взаимодействия в рамках исполнения должностных обязанностей. Изучение особенностей межличностных конфликтов в организации и способов их разрешения. Причины разногласий, источники их возникновения, характер протекания и этапы протекания.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2016

    Анализ особенностей инвестиционного, финансового, маркетингового и производственного риска. Изучение внешних и внутренних причин риска. Общие принципы снижения риска в антикризисном управлении предприятием. Диагностика финансового состояния ООО "Солнце".

    курсовая работа , добавлен 23.06.2014

    Базовые и программирующие свойства личности. Понятие и типы темперамента. Классификация характеров человека, особенности акцентуации. Типология людей на основе соционических признаков. Роль индивидуальных свойств личности в формировании стиля руководства.

    контрольная работа , добавлен 14.01.2015

    Разработка предложений по управлению рисками в деятельности ООО "Оазис". Экономическое содержание хозяйственного риска. Основные приемы управления рисками. Разновидности хозяйственных рисков на предприятии, характеристика методов их нейтрализации.

Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.

Личности бывают разные - гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют индивидуальностью, как проявление единичного.

Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников(1).

Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект - субъектного отношения наряду с субъект - объектным отношением, характерным для предметной деятельности.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Образ жизни как социально - философское понятие отбирает в многообразии качеств и свойств, присущих данной личности, лишь социально устойчивое, социально типичное, характеризуя общественное содержание ее индивидуальности, раскрывая человека, стиль его поведения, потребности, предпочтения, интересы, вкусы не со стороны его психологических особенностей, отличающих его от других людей, а со стороны тех свойств и черт его личности, которые заданы самим фактом его существования в определенном обществе. Но если под индивидуальностью подразумевается не особенность внешнего облика или манеры поведения человека, а уникальная форма существования и неповторимого проявления общего в жизнедеятельности личности, то индивидуальное есть тоже социальное. Поэтому образ жизни личности выступает как глубоко индивидуализированная взаимосвязь объективного положения человека в обществе с его внутренним миром, то есть представляет своеобразное единство социально типизированного (унифицированного) и индивидуального (уникального) в поведении, общении, мышлении и бытовом укладе людей(3).

Иначе говоря, мировоззрение личности приобретает общественно - практическое и полноценное в нравственном плане значение постольку, поскольку оно стало образом жизни человека.

С нравственной точки зрения признаком личностного развития человека выступает его способность поступать по внутреннему убеждению в самых сложных житейских ситуациях, не перелагать ответственность на других, не полагаться слепо на обстоятельства и даже не просто «считаться» с обстоятельствами, но и противостоять им, вмешиваться в ход событий, проявляя свою волю, свой характер.

Велики значения и роль коллектива в формировании и воспитании личности. Правило воспитания, сформулированное замечательным советским педагогом А.С. Макаренко: исходить из признания воспитуемого личностью. И делать это надо со всей серьезностью, не отказывая воспитуемым в признании возможности совершения ими тех подвигов, о которых воспитатель говорит как о высоких образах достижения исключительных результатов в области производства, науки и техники, литературы и искусства(15).

Не станешь личностью, копируя кого бы то ни было. Могут получиться лишь убогие односторонности. Строительство собственной личности не может быть осуществлено по какому-то типовому проекту. Как максимум, здесь можно получить только общие установки. Надо всегда рассчитывать на предельную реализацию человеческих возможностей, никогда не говоря заранее: «Это у меня не получится»,- испытывать всесторонне свои задатки.

Поэтому, развитие человека - процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.

Природа очень много дала человеку, но породила слабым. Чтобы сделать его сильным, вполне самостоятельным, надо еще много потрудиться. Прежде всего, обеспечить физическое развитие. В свою очередь, физическое и физиологическое развитие лежит в основе психологического развития как развитие духовное. Постоянно усложняются и углубляются процессы отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации. Социальное развитие человека есть продолжение психического развития. Оно состоит в постепенном вхождении в его общество - в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. Духовное развитие все более признается сердцевиной, ядром становления личности в человеке(12).

Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

Если человек черпает все свои знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, но надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.

Педагог К.Д. Ушинский был глубоко убежден, что воспитание свободной, самостоятельной и активной человеческой личности является необходимым условием общественного развития.

Под индивидуально-психологическими особенностями человека подразумеваются прежде всего его характер, задатки и способности.

С греческого языка слово характер можно перевести как «печать», «чеканка». Он представляет собой совокупность индивидуаль­но-психологических особенностей человека, складывающихся в деятельности и обусловливающих типичные для него спосо­бы поведения. Характер отражает содержательную сторону психики человека, в отличие от темперамента, выступающего ее динамической стороной. В характере воплощены специфи­ческие для данной личности отношения к деятельности, дру­гим людям, к себе. Они характеризуют субъективные, избира­тельные связи человека с миром. Наиболее устойчивые из них фиксируются в виде готовности человека действовать опреде­ленным образом, т. е. в смысловой установке. Поэтому харак­тер можно определить как фиксированную форму смыслового опыта личности, актуализирующегося в присущем ей индиви­дуальном стиле поведения, при помощи которого реализуются те или иные мотивы (А. Г. Асмолов, 1996).

Мотивы играют особую роль в развитии характера. Вна­чале любое свойство характера проявляется в побуждениях человека поступать определенным образом. Проявляясь в раз­личных сходных ситуациях, эти побуждения обобщаются, ста­новятся устойчивыми и закрепляются как свойства характера. Например, каждому человеку приходилось говорить неправду, но это не означает, что ему свойственна лживость. Если он бу­дет часто прибегать ко лжи в разных ситуациях, пытаясь ре­шить свои проблемы, то она (лживость) станет свойством его характера. Таким образом, в характере отражается система ге­нерализованных побуждений человека.

Большое внимание уделялось изучению характера в психоанализе. 3. Фрейд под характером понимал динамиче­ское своеобразие индивидуальных влечений и связывал его развитие с либидо, т. е. с бессознательной глубинной психиче­ской энергией, обусловленной сексуальным инстинктом

Существует клинический подход к исследованию харак­тера. Он нашел отражение в работах П. В. Ганнушкина, К. Леонгарда, А. Е. Личко, которые уделяли особое внимание раз­личным нарушениям в структуре характера. В частности, в русле клинического подхода к проблеме характера активно изучаются его нарушения в пределах нормы - акцентуации характера. Грубые, необратимые изменения в характере связаны с его патологией. Акцентуации характера проявляют­ся в чрезмерном развитии отдельных его свойств. Они чаще обнаруживается в подростковом возрасте (около 88 % подро­стков имеют различия акцентуации характера). От акцентуаций следует отличать патологические прояв­ления характера, называемые психопатиями. Причины патоло­гии характера многообразны. К ним относят врожденные де­фекты психики человека, травмы, заболевания, сложные социальные условия и др.



Под способностями понимается совокупность индивиду­ально-психологических особенностей человека, являющаяся условием успешного выполнения деятельности. Способности человека не сводятся к его знаниям, умениям, навыкам, хотя между способностями, с одной стороны, и знаниями, умения­ми, навыками, с другой, - имеется определенная связь. Чем выше уровень развития способностей, тем легче и быстрее че­ловек овладевает знаниями, умениями и навыками. И наобо­рот, чем больше знает и умеет человек, тем интенсивнее идет развитие его способностей.

Проявление способностей можно представить как отно­шение продуктивности деятельности к ее «цене», т. е., чем выше результативность деятельности и чем меньше затрачено сил на ее выполнение, тем выше уровень развития способно­стей. Это объективная оценка способностей человека. Субъек­тивно способности оцениваются как отношение успешности деятельности к степени трудности ее выполнения: чем выше успех деятельности и чем она легче для человека, тем выше он оценивает свои способности.

Есть существенные различия в трактовке понятия «спо­собности» в зарубежной и отечественной психологии. В зару­бежной психологии способности часто рассматриваются как универсальные характеристики человека: способность к твор­честву, способность любить. Иногда под способностями понимают врожденные особенно­сти субъекта. В отечественной психологии эти особенности и способности четко разграничиваются. Первые рассматривают­ся как задатки. Под задатками понимаются анатомофизиологические и функциональные особенности нервной системы (чувствительность, пластичность и др.) и особенности строения анализаторов.



Задатки человека, как и другие индивидные свойства, многозначны, т. е. на основе одних и тех же задатков могут сформироваться различные способности. Таким образом, за­датки не определяют развитие способностей, а выполняют функцию их предпосылок. Задатки человека могут остаться нереализованными, если не будут созданы условия для их раз­вития. Поэтому своевременное выявление задатков важно для формирования способностей. В семьях, где родители занима­ются определенным видом деятельности, например, актерской, больше вероятности для проявления соответствующих задат­ков у их детей. Решающее значение для развития способно­стей имеет включенность самого человека в данный вид дея­тельности. Их развитие происходит по спирали: реализация способностей одного уровня открывает возможности для реа­лизации способностей другого, более высокого уровня.

Способности могут быть общими и специальными, акту­альными и потенциальными. Общие способности отвечают требованиям многих видов деятельности, специальные - тре­бованиям конкретной деятельности (например, музыкальной, педагогической и т. д.). К общим способностям относят интел­лект, потому что он необходим для выполнения любого вида деятельности. Способности существуют в некотором единстве общих и специальных.

Актуальными можно назвать те способности, которые, сформировавшись, реализуются в деятельности в реальном масштабе времени. Потенциальные способности находятся в латентном (скрытом) виде до возникновения определенных условий, необходимых для их реализации. Между актуальны­ми и потенциальными способностями также существует связь.

Актуальные становятся потенциальными, если нет необходи­мости в их осуществлении. Например, музыкальные способно­сти становятся потенциальными, если человек в данный пери­од времени сосредоточен на другой деятельности.

Можно говорить об уровнях развития способностей, со­относимых с одаренностью человека, его талантливостью и гениальностью. Уровень одаренности предполагает обучаемость человека, наличие интеллектуального потенциала. Не­случайно одаренность рассматривают как общую способность. Талант - это яркое, неординарное проявление способностей человека в конкретной области. Талантливость предполагает развитие, прежде всего, специальных способностей человека. Гениальность - высший уровень развития способностей, вы­ражающийся в создании принципиально нового, имеющего историческое, эпохальное значение для жизни общества. В ге­ниальности человека проявляются как его общие, так и специ­альные способности. Если талант вносит существенный вклад в определенную область, то гений своим творчеством изменя­ет представление человечества о тех или иных явлениях, зна­чимых для него. Благодаря А. Эйнштейну, изменилось пред­ставление о времени, а 3. Фрейду удалось изменить взгляд общества на природу психики человека.

Способности связаны с другими свойствами индивиду­альности: с характером, ценностями, мотивами, целями само­сознания. Например, такие свойства характера, как целеуст­ремленность, настойчивость обеспечивают успешность дея­тельности человека, которая, в свою очередь, является услови­ем развития способностей.

Литература

2. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М., 1996.

3. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. - М.; Воронеж,
1996.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.


Список литературы

Основная литература (О. л.)

1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы современного человекознания. - М, 1996.

2. Введение в психологию / под ред. А. В. Петровского. - М.,
1995.

3. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культу­ры. - М.; Воронеж, 1996.

4. Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М., 1976.

5. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М.,
1996.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,
1977.

7. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.

9. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы
развития психологии. - СПб., 2000.

10. Соколова Е. Е. 13 диалогов о психологии. - М., 1995.

Дополнительная литература (Д. л.)

1. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М., 1996.

2. ГодфруаЖ. Что такое психология. -М., 1992.

3. Гришпун И. Б. Введение в психологию. - М., 1994.

4. Психология / под ред. А. А. Крылова. - М., 1999.

5. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-н/Д., 1997.

6. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. -М.; Воронеж,
1996.


Глоссарий

Бессознательное – широкий круг психических явлений от безусловных рефлексов до творческих способностей

Действие - единица деятельности; произвольная преднамеренная опосредствованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.

Деятельность – целеустремленная активность, реализовывающая потребности субъекта.

Задатки - анатомо-физиологические и функ­циональные особенности нервной системы, выступающие природными предпосылками развития способностей.

Значение – обобщенная форма закрепления субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, определенном в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях.

Индивид – человек как единичное природное существо, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатков).

Индивидуальность - психологическая неповторимость отдельного, единичного человека взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях.

Личность - определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Мотив – это совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность

Онтогенез – формирование психических структур в течение жизни отдельного организма, человека или животного.

Поведение - присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Потребность – субъективное состояние организма, выражающее его объективную необходимость в предметах окружающего мира

Принцип детерминизма – принцип, требующий объяснять изучаемые явления закономерным взаимодействием факторов, доступных опытному контролю

Принцип развития – принцип, предполагающий, что психологические закономерности раскрываются в процессе развития.

Принцип системности – принцип, требующий рассматривать все объекты как системы т. е. как совокупность элементов, которые образуют определенное единство.

Принципы психологии – это нормы, которыми руководствуется психолог в своей деятельности при интерпретации фактов

Психика – это форма активного отображения субъектом объекта реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулирующую функцию.

Психические процессы – Отдельные проявления психической деятельности человека, условно выделяемые в качестве самостоятельных объектов исследования (ощущения, восприятия, мышление и др.).

Психические свойства - это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития.

Психические состояния – особая форма психической реализации, которая связана со специфическим эмоциональным самочувствием, вызванным переживанием значимых для человека событий

Психология – наука о законах порождения и функционирования психического отражения реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.

Смысл - личностное значение тех или иных явлений, сообщений или действий, их отношение к интересам, потребностям и жизненному контексту в целом конкретного субъекта.

Сознание – это форма отражения действительности в ее объективных, устойчивых свойствах и в отделенности от наличных к ней отношений человека

Темперамент - совокупность формально-динамических характеристик поведения человека, проявляющаяся в его общей активности, временных характеристиках (темпе, ритме, поведения) и осо­бенностях эмоционального реагирования.

Филогенез – становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества.

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

Язык - объективная, исторически сложившаяся система кодов.