Что значит слово ассимиляция. Основные показатели ассимиляции иммигрантов


Интерактивный список. Начните вводить искомое слово.

АССИМИЛЯЦИЯ

и, мн. нет, ж.

1. биол. Образование в организме сложных веществ из более простых в результате реакций анаболизма; противоп. диссимиляция.

2. этн. Слияние одного народа (или его части) с другим путем усвоения языка, обычаев и т.п. и утраты своего языка, культуры и национального самосознания. Ассимиляционный - относящийся к ассимиляции

3. лингв. Уподобление одного звука другому (обычно при близком их соседстве) по какому-либо фонетическому признаку - звонкости или глухости, твердости или мягкости и т.п.; напр., в слове

"сдать" звук "с" уподобляется следующему за ним звонкому "д" и произносится как "з"; противоп. диссимиляция. Ассимилятивный - относящийся к ассимиляции.||Ср. АККОМОДАЦИЯ , РЕТАРДАЦИЯ .

Что такое АССИМИЛЯЦИЯ , АССИМИЛЯЦИЯ это, значение слова АССИМИЛЯЦИЯ , происхождение (этимология) АССИМИЛЯЦИЯ , синонимы к АССИМИЛЯЦИЯ , парадигма (формы слова) АССИМИЛЯЦИЯ в других словарях

Парадигма, формы слова АССИМИЛЯЦИЯ - Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку

2. В языкознании: уподобление, возникновение сходства с другим, соседним звуком, напр. произнесение вместо звонкого б в слове бабка глухого звука п бапка в результате уподобления по глухости следующему к.

| прил. ассимилятивный , -ая, -ое.

+ АССИМИЛЯЦИЯ - Малый академический словарь русского языка

Мало кому известно, что такое ассимиляция, хотя мы часто сталкиваемся с ней в повседневной жизни. Происходит этот процесс путем слияния разных групп в одну, имеющую общую цель. Этот процесс практикуется в самых разных жизненно важных областях науки, культуры и психологии.

Что такое ассимиляция?

На данный момент понятие ассимиляция имеет десятки определений. В каждой из областей, будь-то медицина, биология, религия, психология и так далее, она обозначает слияние одной группы с другой, с целью изменения на конечном этапе. В народе ассимиляция – это процесс утраты национальной идентичности, путем присваивания чужих культурных ценностей. Таким образом, она привела к полному исчезновению нескольких народов и полному искоренению их традиций. Она бывает нескольких видов:

  • естественная;
  • насильственная;
  • вынужденная.

Ассимиляция в социологии

В социологических изменениях всегда присутствует этот процесс, так как он гарантирует эффективный результат. Возникает вопрос – что представляет собой ассимиляция и что значит ассимилировать в социологии? Это простой процесс замены отличительной черты общества, на другую, которая пришла от другого народа. Происходит некий сбой в людей, которые ранее были подвластны своей культуре, религии или языку.

Добровольный характер перехода на иную культуру более привлекателен и такой способ быстрее адаптирует человека. К сожалению, в жизни существует немало случаев принудительного характера. Чаще это можно наблюдать в местах, где проходят военные действия. Там случаются вынужденные переселения, а власть решает за народ, во что им верить и как себя вести.


Ассимиляция в психологии

С психологической точки зрения причины ассимиляции возникают автоматически, ведь без нее человек просто не смог бы гармонично развиваться. Этот термин относят к одной из частей процесса адаптации, который представляет собой приобретение нового опыта. Ассимиляция является простым способом для , ведь с ним нет необходимости принятия большого объема информации. Начиная с младенческого возраста, эти моменты обучения накапливаются в памяти и остаются там, постепенно приумножаясь.

В принимающее общество. Во-вторых, под ассимиляцией понимают состояние сходства в манерах поведения, установках, ценностях у иммигрантов и представителей принимающего общества, нации.

Распространенный термин, применяемый в Европе.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Major Sociological Paradigms: Crash Course Sociology #2

    ✪ SimpleExpress. Кратко возрастная и генетическая психология.

    ✪ Создать образ врага

    ✪ Функціональний аналіз: соціальні функції засобів масової комунікації

    ✪ Jak powstaje radykalizm islamski. Analiza wywiadu z polskim dżihadystą.

    Субтитры

    Что же такое общество? В смысле, это гладко функционирующее целое, с разными частями, подходящими друг другу, чтобы оно работало? Или это клубок конкурирующих групп, хватающих друг друга за глотки и борющихся за контроль над другими? Или может это, ну знаете, куча людей, которые просто пытаются выжить. Дело в том, что нет одного-единственного ответа на вопрос, какова на самом деле природа общества. Но все три модели, которые я только что описала (общество как хорошо смазанная машина, как группа конкурирующих интересов и как куча людей, просто взаимодействующих друг с другом), их все стоит рассмотреть. Потому что каждая из них предлагает свой собственный взгляд на социальный мир и каждая из них имеет решающее значение для понимания практики социологии, с историями, которые можно проследить до основоположника дисциплины. Итак, поговорим о парадигмах. Crash Course Социология № 2 Главные социологические парадигмы Парадигма - это не какой-то высокотехнологичный парашют. И это не второе название двадцати центов. На самом деле, парадигма, по сути, - это модель того, как вы думаете о вещах, это набор концепций и теорий, которые определяют вашу точку зрения по определенной теме, будь то русская литература, паблик-арт или законы физики. А в социологии ключевыми являются теоретические парадигмы. Эти парадигмы являются основополагающими предположениями, которые социологи выдвигают о социальном мире, они направляют их мысли и исследования. И вначале это может показаться довольно предвзятым, как будто вы идете изучать общество с определенными предубеждениями. Но вам нужны предположения, которые предоставляют эти парадигмы, потому что сырые факты не интерпретируют себя. Примеры сырых фактов: «уровень безработицы в прошлом году составил 5%», «рост Васи - 1 метр 80 сантиметров», или «сегодня группа людей с плакатами перекрыла трассу». Называя их сырыми, я имею в виду, что эти факты просто описывают эмпирическую реальность. И они не интерпретируются заранее. 5% - это приемлемый уровень безработицы? Или мы должны попробовать снизить его? Человек ростом в 180 сантиметров высокий? Протестующие, перекрывшие трассу, нарушают общественный порядок или они борются за свои интересы? Ответ на последний вопрос: конечно, и то, и другое. Но важно понять: чтобы выбрать ответ, от вас требуется сначала выдвинуть определённые предположения о социальном мире. Ещё важно понимать, что эти два разных ответа будут полезны в разных ситуациях, для ответа на различные типы вопросов. Например, если вы пытаетесь понять, как и почему общество может держаться вместе, то смотреть на протесты как на признаки напряжения или распада может быть более полезным. Но если вы пытаетесь понять, почему люди протестуют, то попытка понять, как они преследуют свои интересы, может быть лучше. Так, всё это может показаться ненаучным: физике не нужна «интерпретация». Математике не нужно несколько «точек зрения». Но на самом деле, нужно. Все научные дисциплины выдвигают предположения о мире и все научные дисциплины используют разные точки зрения в зависимости от вопросов, которые они задают. Физика может понимать прыгающий шар как почти бесчисленное множество фундаментальных частиц, каждая со своей собственной волновой функцией, все частицы в котором будут держаться вместе различными силами в квантовой шкале. Или она может понять его как просто n-ное количество граммов резины, движущихся в пространстве. Точка зрения, которую вы примете, резко изменит тип вопросов, которые вы захотите задать. Все науки задают различные типы вопросов и исходят из разных предпосылок для ответа на них. А сырые факты всегда нуждаются в какой-то точке зрения, чтобы сделаться полезными. Итак, если мы хотим поговорить о разных вопросах и точках зрения в социологии, хорошо было бы начать с того, о чём мы приводили в последнем эпизоде - с того факта, что социология смотрит на общество на всех уровнях, во всех масштабах, от огромного до крошечного. Другими словами, социология связана как с макро-, так и с микроуровнем. Ориентация на макроуровень означает смотреть на большое. Когда социологи задают вопросы на этом уровне, они обращают внимание на обширные, крупномасштабные структуры, которые формируют общество. Макровопросом, например, является «Что вызвало переход от феодализма к капитализму?» Или «Как раса влияет на получение образования?» Ориентация на микроуровень, разумеется, предполагает смотреть на малое. Такие вопросы более узко связаны с взаимодействием между людьми, например: «По-разному ли врачи разговаривают с пациентами разных рас?» или «Как члены определенной группы строят групповую идентичность?» Итак, стоит отметить, что эти ориентации не отделены полностью друг от друга. Потому что, ещё раз, большое и малое всегда связаны. Спросить, как врачи разговаривают с пациентами разных рас, означает задать микровопрос, но он также помогает нам понять макроуровневую картину расового неравенства в сфере здравоохранения. Аналогично, вопрос о том, как группа строит свою идентичность, может иметь макроэффекты, поскольку это может помочь объяснить, как воспроизводятся и поддерживаются крупные социальные структуры. Теперь, когда мы понимаем немного больше о различных масштабах, с которыми работает социология, мы можем обратиться к его основным теоретическим парадигмам, которых три: Есть структурный функционализм, теория конфликта и символический интеракционизм. Начнем со структурного функционализма, который был создан французским социологом Эмилем Дюркгеймом. Дюркгейм представлял общество как своего рода организм, с разными частями, которые все работают вместе, чтобы сохранить его живым и здоровым. Конечно, что-то может пойти не так. Но это всегда представлялось Дюркгеймом как неисправность, болезнь или отклонение от нормального функционирования вещей. Таким образом, точка зрения структурного функционализма выдвигает такое же основное предположение: Общество рассматривается как сложная система, части которой работают вместе, чтобы способствовать стабильности и социальному порядку. И эти разные «части» общества - это социальные структуры, относительно устойчивые модели социального поведения. Например, Дюркгейм проявлял чрезвычайный интерес к религии, а также к разделению труда, а также к тому, как разделяются задачи в обществе. И эти структуры рассматриваются как выполняющие определенные социальные функции. Например, семья в большинстве обществ выполняет функцию социализации детей - учит их жить в этом обществе. А социальные функции бывают двух типов: явные и латентные функции. Явные функции являются предполагаемыми или очевидными последствиями конкретной структуры, в то время как латентные функции являются непреднамеренными или непризнанными. Например, мы часто думаем о том, что школы предназначены для того, чтобы дать детям знания - вот их явная функция. Но школы также могут помочь социализировать детей. У них может быть (и исторически была) дополнительная цель - создавать рабочих, которые слушаются начальство и укладываются в дедлайны. Это латентная функция. Итак, наряду с функциями, у нас также есть социальная дисфункция, которой считается любая социальная структура, нарушающая гладкую работу общества. Например, технологическое развитие является мощным стимулом для улучшения экономики, что является полезной функцией. Но это также дестабилизирующая сила. Новые машины могут лишить людей работы. Когда-нибудь скоро мы увидим социальную дисфункцию тысяч дальнобойщиков, которых вытеснят беспилотные грузовики. И это подводит нас к одной из проблем структурного функционализма. Поскольку он рассматривает общество как фундаментально функциональное и стабильное, он может быть очень плох при работе с изменениями. Он может быть плох, когда вы пытаетесь хорошо объяснить, почему происходит изменение, и он может также интерпретировать плохие вещи в обществе как имеющие положительные функции, которые поэтому не нужно менять. Приведём крайний пример: с точки зрения структурного функционализма бедность, хоть и пагубную для людей, можно представить как функционально полезную для общества, потому что она гарантирует, что всегда будут люди, которые хотят работать. Таким образом, эта точка зрения может рассматривать любые попытки уменьшить бедность как потенциально наносящие ущерб обществу. В таких случаях лучше, однако, обратиться к теориям конфликта. В отличие от структурного функционализма, теории конфликта предполагают, что общество состоит из разных групп, которые борются за дефицитные ресурсы - за власть, деньги, землю, еду или статус. Эта точка зрения смотрит на изменения как на основополагающие для общества, постоянно управляемые этими конфликтами. Первой теорией конфликта в социологии была теория классовой борьбы, выдвинутая Карлом Маркс. Эта теория предполагает, что в обществе есть разные классы, основанные на их отношении к средствам производства - к таким вещам, как фабрики и сырье. При капитализме двумя классами были капиталисты, или буржуазия, владеющие средствами производства, и рабочие, или пролетариат, которые должны были продавать свой труд, чтобы выжить. Маркс рассматривал этот конфликт между классами как центральный конфликт в обществе и источник социального неравенства в силе и богатстве. Но есть и другие теории конфликта, которые обращают внимание на другие группы. Например, теория расового конфликта впервые была сформулирована через призму социологии У. И. Б. Дюбуа, ещё одним основателем социологии. Она понимает социальное неравенство как результат конфликта между различными расовыми и этническими группами. Между тем, теория гендерного конфликта обращает внимание на социальное неравенство женщин и мужчин. Точки зрения всех трёх видов теории конфликта имеют ключевое значение для американской истории и по-прежнему важны сегодня. Но парадигмы, которые мы рассматривали до сих пор, - это, по сути, макроподходы: структурный функционализм обращает внимание на то, как большие структуры подходят друг другу, а теория конфликта смотрит, как общество определяет источники неравенства и конфликта. Но ещё есть символический интеракционизм, и он построен для решения микровопросов. Символический интеракционизм впервые проявился наиболее ярко в работе немецкого социолога Макса Вебера и в его акценте на «verstehen», или «понимании». Вебер считал, что социология должна обращать внимание на индивидуальные социальные ситуации и значение, которое люди придают им. Итак, символический интеракционизм, поскольку он обращает внимание больше на микроуровень, понимает общество как продукт повседневных социальных взаимодействий. В частности, эта социологическая школа интересуется пониманием общей реальности, которую люди создают посредством своих взаимодействий. Утверждение, что реальность создаётся, может показаться странным, но вспомните идею о сырых фактах против интерпретации. Я машу рукой влево и вправо - это факт, но это означает, что я говорю вам «привет», только потому что мы согласились придать этому такое значение. Следовательно, для символического интеракционизма нет Правды с большой буквы. Напротив, он смотрит на мир, который мы создаём, когда мы придаём значение взаимодействию и объектам. Рукопожатие - это приветствие, только потому что мы согласны с тем, что это так. Собака может быть другом или пищей, в зависимости от того, какое значение мы ей придали. Очевидно, что эти три разные парадигмы дают совершенно разные возможности взглянуть на социальный мир. Но это потому, что они все постигают его в разных частях. Каждая из них дает нам свою призму, через которую мы можем видеть нашу социальную жизнь, точно так же, как науке иногда нужен микроскоп, а иногда нужен телескоп. Все эти призмы важны и даже необходимы для исследования социологических вопросов. Сегодня мы обсудили, что такое теоретические парадигмы, и более подробно поговорили о различии макро/микроуровней. Затем мы рассмотрели три основные парадигмы в социологии и немного узнали об их преимуществах и недостатках. На следующей неделе мы начнём изучать, как эти парадигмы могут использоваться для проведения настоящих социологических исследований. Crash Course Социология снят в студии докторки Шерил Кинни в Мизуле (Монтана) с помощью всех этих милых людей. Наша мультипликационная команда - Thought Cafe, а Crash Course сделан на Adobe Creative Cloud. Если вы хотите сохранить Crash Course бесплатно для всех, навсегда, вы можете поддержать выпуск на Patreon, краудфандинговой платформе, позволяющей вам поддержать контент, который вам нравится. Кстати о Patreon: мы хотели бы поблагодарить всех наших патронов в целом, и мы хотели бы отдельно поблагодарить нашего директора по обучению Дэвида Сичовски. Спасибо за вашу поддержку!

Культурное влияние

Местность (государственной или этнической принадлежности) может совершенно спонтанно принять иную культуру из-за её политической значимости или осознанного превосходства. Один из самых первых случаев - это постепенное принятие латинского языка и культуры большинством порабощенных народов.

Культурная ассимиляция может происходить случайно или принудительно. Одна культура может спонтанно адаптировать иную культуру или культура, которая старше и богаче может насильственно объединить более слабые культуры. Термин «ассимиляция» очень часто используется по отношению к иммигрантам и различным этническим группам, которые поселились на новой земле. Новая культура и новые подходы к происхождению культуры получены в результате контакта и общения. Культурное изменение - это не просто односторонний процесс. Ассимиляция предполагает, что относительно слабые культуры должны объединиться в одну единую культуру. Этот процесс происходит через непосредственный контакт и адаптацию между культурами. Действующее определение ассимиляции обычно используется при упоминании иммигрантов, но, что касается мультикультурализма , культурная ассимиляция может проходить по всему миру, не ограничиваясь конкретными областями. Например, знание языков даёт людям возможность учиться и работать на международном уровне, не ограничиваясь рамками одной единственной культурной группы. Люди из разных стран вносят свой вклад в разнообразие и формирование «глобальной культуры», это означает, что культура сочетает в себе элементы разных культур. «Глобальную культуру» можно рассматривать, как часть ассимиляции, которая является причиной формирования культур из различных областей, воздействующих друг на друга.

Ассимиляция иммигрантов

Ассимиляция иммигрантов в Соединенных Штатах Америки

Ассимиляция иммигрантов представляет собой сложный процесс, в котором иммигранты не только в полной мере интегрируются в новую страну, но и, возможно, полностью теряют свою идентичность и культурное наследие. Социологи опираются на четыре основных контрольных показателя оценки ассимиляции иммигрантов: социально-экономический статус, географическое распределение, хорошо освоенный второй язык , смешанные браки . . Уильям А.В. Кларк определяет ассимиляцию иммигрантов, как «способ понимания социальной динамики американского общества, и что этот процесс часто происходит совершенно спонтанно и непреднамеренно в процессе взаимодействия больших и малых групп».

Между 1880 и 1920гг., США приняли примерно 24 миллиона иммигрантов. Такой рост иммиграции можно отнести ко многим историческим изменениям. Позже, во время холодной войны с 1960 по 1980-е годы и распада Советского Союза в конце 1990-х годов, более 1,8 миллиона евреев эмигрировали из бывшего Советского Союза. Основными странами иммиграции стали: Израиль (около 1,1 млн), Соединенные Штаты (более 400000), Германия (около 130 000), и Канада (около 30 000). Начало XX века также отмечено эрой массовой иммиграции. Социологи в очередной раз пытаются оценить влияние, которое иммиграция оказывает на общество и влияние, которое данный процесс оказывает на самих иммигрантов.

Стоит отметить, что некоторые учёные полагают, что ассимиляция и аккультурация – это синонимы. Это не совсем так. Согласно точке зрения большинства социологов, ассимиляцией является "процесс интерпретации и слияния" одной группы или лица с другими. Данное слияние может включать в себя воспоминания, поведение и чувства. Делясь своим опытом и историями, они сливаются в общую культурную жизнь. При ассимиляции происходит полная утрата одним народом своего языка и культуры при контакте с другим, более доминантным, что не происходит при аккультурации.

Теоретические модели ассимиляции иммигрантов

Согласно первой классической модели, иммигранты и местные становятся всё больше похожи друг на друга в процессе взаимодействия. Эта теория рассматривает иммигрантов, которые с течением времени быстрее приспособились к нормам, ценностям, поведению и характеру другой группы. Данная теория также говорит о том, что иммигранты и их потомки, которые прожили в новой среде дольше, приобретают большее сходство с группой, чем те, которые прожили небольшое количество времени. Вторая теория, представляющая собой модель расовой или этнической неполноценности, утверждает, что шансы иммигрантов ассимилироваться практически невозможны. Примером данной модели является дискриминация и институциональные барьеры на пути трудоустройства и других возможностей. Чтобы обойти данные барьеры, некоторые группы иммигрантов образовали этнические анклавы . Третья, сегментированная модель ассимиляции говорит о том, что такие структурные барьеры как: бедные городские школы, отрезанный доступ к рабочим местам и другим возможностям, часто являющиеся особенно серьезными в случае с наиболее уязвимыми членами групп иммигрантов, могут привести к застою и спаду мобильности , даже если дети других иммигрантов будут следовать в сторону классической прямолинейной ассимиляции совершенно различными путями.

Основные показатели ассимиляции иммигрантов

Исследователи определяют, что ассимиляция, существующая среди иммигрантов может быть измерена четырьмя основными критериями. Эти основные аспекты, сформулированные в США для изучения европейской иммиграции , по-прежнему являются отправными точками понимания ассимиляции иммигрантов. Этими аспектами являются: социально-экономический статус, географическая концентрация населения, владение вторым языком и смешанные браки.

Изменение имени иммигранта и приобретение дома как формы ассимиляции

В то время как изменение имен иммигрантов не является одним из 4-х измеримых критериев для ассимиляции, очерченной социологами, тем не менее, представляет собой четкий отказ от старого. Таким образом иммигранты быстрее понимают структуру нового общества. Простота и комфорт в общении стали еще одним фактором отказа от прежних имен. Имена многих иммигрантов из других стран достаточно трудно произносить, поэтому замена имени на новое будет еще одним шагом на пути к скорой ассимиляции с местным населением.

Покупку собственного дома также можно рассматривать как шаг на пути к ассимиляции. Уильям А.В. Кларк исследует этот шаг в своей книге "Immigrants and the American Dream Remarking the Middle Class". Кларк понимает, что процесс ассимиляции представляет собой гораздо больше, чем просто возможность купить дом. Но он утверждает, что "домовладение" является одним из этапов ассимиляции. Приобретая дом, человек становится частью общества и окрестности в которой живет, а также частью повседневной деятельности.

Модификации для оценки ассимиляции иммигрантов

Американские исследования ассимиляции иммигрантов 19-ого века пришли к выводу, что иммигранты в США с трудом догоняют коренное население по уровню знаний, образования, опыта работы и доходам. Но исследования 20-ого века свидетельствуют о том, что иммигранты в конце концов их догнали. На сегодняшний день ученые исследуют факторы, которые привели к ошибочным результатам. Во-первых, иммигранты, прибывшие, в юном возрасте, должны рассматриваться отдельно от тех, кто прибыл уже во взрослом. Во-вторых, специфика получения прибыли должна быть больше приближена к форме возрастных доходов. Исследователи указывают на то, возможности получения прибыли должны также рассматриваться уже с точки зрения показателей, уставленных в 20-ом веке, а не в 19-ом с точки зрения традиционных путей развития.

Натурализация иммигрантов

Примеры ассимиляций

Этнографические

  • арменизация
  • булгаризация
  • латышизация
  • японизация

Религиозные

  • буддификация (ламаизация)

Явленя, являющиеся результатом ассимиляции социальной группы

Постоянно и часто встречающиеся.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Ассимиляция (лат. assimilatio; от assimilare – уподоблять):

  • Ассимиляция (биология)– совокупность процессов синтеза в живом организме.
  • Ассимиляция (лингвистика)– уподобление артикуляции одного звука артикуляции другого.
  • Ассимиляция (социология)– процесс, в результате которого один этнос лишается своих отличительных черт и заменяется чертами другого общества; смешение племён.
  • Языковая ассимиляция– потеря языковым сообществом своего родного языка и переход на другой, как правило, более престижный язык.

Ассимиляция в биологии

Это то же, что анаболизм, в более узком смысле – усвоение питательных веществ живыми клетками (фотосинтез, корневая абсорбция). Термин произошел от латинского слова assimilatio – уподобление. Ассимиляция является процессом, присущим всему живому, одной из сторон обмена веществ, заключается в образовании сложных веществ, составляющих организм, из более простых элементов внешней среды.

  • Процесс ассимиляции обеспечивает рост, развитие, обновление организмаи накопление запасов, используемых в качестве источника энергии. Организмы с точки зрения термодинамики представляют собой открытые системы, могут существовать только при непрерывном притоке энергии извне. Первичным источником энергии для живой природы является солнечное излучение. Организмы, обитающие на Земле, можно разделить на две основные группы, отличающиеся использованием различных источников энергии, – автотрофные организмы и гетеротрофные организмы. Только автотрофные организмы (зеленые растения) способны непосредственно использовать лучистую энергию Солнца в процессе фотосинтеза, создавая органические соединения (углеводы, аминокислоты, белки) из неорганических веществ. Остальные живые организмы (за исключением некоторых микроорганизмов, способных добывать энергию за счёт химических реакций) ассимилируют уже готовые органические вещества, используя их как источник энергии или материала для построения своего тела. При ассимиляции белков пищи гетеротрофами происходит сначала распад белков до аминокислот, а затем снова синтез белков, присущих только данному организму. В живых организмах непрерывно происходит процесс обновления его составных частей благодаря разрушению (диссимиляции) и созиданию органических веществ – ассимиляции.
  • Полное обновление белковтела взрослого человека происходит приблизительно за два с половиной года. Интенсивность ассимиляции и ее соотношение с обратным процессом – диссимиляцией, или катаболизмом, – значительно отличаются как у различных организмов, так и в течение жизни одной особи. Наиболее интенсивно ассимиляция происходит в периоды роста: у животных – в молодом возрасте, у растений – в течение вегетационного периода.

Оба процесса – ассимиляция и диссимиляция – идут взаимосвязанно друг с другом. Чтобы произвести синтез сложных органических веществ, необходима энергия АТФ. Для совершения любых видов движения организма нужно преобразовать энергию АТФ в механическую энергию. Для того чтобы в клетке образовались молекулы АТФ, необходимы органические молекулы, которые поступают из среды обитания организма в результате питания. Источником энергии могут быть собственные запасные вещества организма либо отработанные и требующие замены какие-либо клеточные структуры.

Ассимиляция в лингвистике

Это главным образом фонологический термин, обозначающий уподобление одного звука другому. Ассимиляция происходит между звуками одного типа (гласными или согласными). Ассимиляция может быть полной (в этом случае ассимилируемый звук полностью совпадает с тем, которому он уподобляется) и неполной (соответственно, изменяется лишь несколько признаков ассимилируемого звука). По своему направлению ассимиляция может быть прогрессивной (предыдущий звук влияет на последующий) и регрессивной (последующий звук влияет на предыдущий). Ассимиляция может быть контактной (участвующие в процессе звуки соседствуют) и дистантной (типичный пример – гармония гласных). Ассимиляция противопоставляется диссимиляции , процессу расподобления двух звуков.

Примеры

Ассимиляция полная. Ассимиляция, в результате которой один звук отождествляется с другим и два различных звука становятся одинаковыми. Отдых [оддых > од: ых]. Сжатый [жжатый > жатый].

Ассимиляция неполная. Ассимиляция, в результате которой один звук уподобляется другому частично (по звонкости-глухостн, твердости-мягкости и т. д.). Водка [воткъ] – оглушенне звонкого согласного. Просьба [прозбъ] –озвончение глухого согласного. Снёс –смягчение согласного звука приставки. Слесарь [р] – слесарный [р] – отвердение мягкого согласного.

Ассимиляция прогрессивная. Уподобление в результате влияния предшествующего звука на последующий (редкое явление в русском языке). Ванька > Ванькя [ванкъ] – смягчение [к] под влиянием предшествующего мягкого [н]. Ассимиляция регрессивная. Уподобление в результате влияния последующего звука на предшествующий. Сдать [здат] – озвончение [с] под влиянием последующего [д]. Лодка [лоткъ] – оглушение [д] под влиянием последующего [к]. Следует различать ассимиляцию в диахроническом и синхроническом плане. Диахроническая ассимиляция – процесс (протекающий в определенных временных рамках) уподобления звуков одного типа звукам другого типа. Например, после падения редуцированных [ъ] и [ь] в древнерусском языке (XII–XIII вв.) протекал процесс постепенного оглушения звонких согласных, попавших в соседство с глухими: доро[жъ]ка > доро[ж]ка > дор[жш]ка > доро[ш]ка. Ассимиляция в синхроническом смысле – строго закономерное чередование звуков, обусловленное позицией. Например, мена [ж] и [ш] в словах дорожный, дороженька, дорожка.

Ассимиляция в социологии

Ассимиляция – уподобление, слияние, усвоение. В социологии и этнографии – потеря одной части социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена позаимствованная у другой части (другого этноса). В целом, это этнокультурный сдвиг в самосознании определённой социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры.

Термин «ассимиляция» может восприниматься одновременно, как процесс или как состояние. Во-первых, он обозначает процесс включения иммигрантов в принимающее общество. Во-вторых, под ассимиляцией понимают состояние сходства в манерах поведения, установках, ценностях у иммигрантов и представителей принимающего общества, нации. Распространенный термин, применяемый в Европе.

Существуют несколько видов ассимиляции:

  • Естественная ассимиляция происходит путем естественного, добровольного слияния народов в составе многонационального государства, либо при вхождении национального региона в состав крупного государства.
  • Насильственная ассимиляция , проводящаяся с целью подавления малых наций и искоренения их культуры.
    Также ассимиляция может быть вынужденной, когда в крупные индустриальные города перебираются различные народы с целью улучшения условий своей жизни.

Основные показатели ассимиляции иммигрантов

Исследователи определяют, что ассимиляция, существующая среди иммигрантов может быть измерена четырьмя основными критериями. Эти основные аспекты, сформулированные в США для изучения европейской иммиграции, по-прежнему являются отправными точками понимания ассимиляции иммигрантов. Этими аспектами являются: социально-экономический статус, географическая концентрация населения, владение вторым языком и смешанные браки.

  1. Социально-экономический статус определяется уровнем образования, профессией и доходами. Следя за изменением социально-экономического статуса, исследователи хотят выяснить, смогут ли иммигранты в конечном счете догнать коренное население по социально-экономическим показателям.
  2. Концентрация населения определяется по географическому признаку. Данный показатель утверждает, что увеличение социально-экономических достижений, длительное место жительства, а также более высокий статус поколений приведет к уменьшению жилой концентрации для той или иной этнической группы.
  3. Владение языком другого государства определяется как возможная потеря родного языка индивида. Модель трех поколений языковой ассимиляции гласит, что первое поколение делает небольшой прогресс в языковой ассимиляции, но по-прежнему доминирует на своем родном языке, второе поколение является двуязычным, а третье поколение говорит только на государственном языке.
  4. Смешанные браки определяется по признаку расы или этнического происхождения, а иногда и поколением. Высокое количество смешанных браков является показателем социальной интеграции, потому что она раскрывает интимные и глубокие отношения между людьми разных групп; смешанный брак снижает способность семей передавать своим детям последовательную национальную культуру и, таким образом, является одним из факторов ассимиляции. Хотя смешанные браки обычно рассматриваются как прочное основание, которое может стать причиной ассимиляции, оно также рассматривается как способ постепенно облегчить переход в новую культуру. Существует мнение, что пока одна группа будет придерживаться своих определенных взглядов и не вступать в брак с людьми противоположного пола коренного населения, ассимиляция будет проходить достаточно медленно.

Языковая ассимиляция

Языковая ассимиляция – процесс прекращения использования тем или иным языковым сообществом своего родного языка и переход на другой, как правило, более престижный язык. Чаще всего языковая ассимиляция происходит в том случае, когда какое-либо языковое сообщество оказывается в меньшинстве в иноэтничном окружении.

Усвоение другого языка может быть вызвано завоеванием одним народом другого, колонизацией земель, эмиграцией и в других ситуациях и условиях. При покорении автохтонного населения после достаточно длительного периода двуязычия язык завоевателей становится всеобщим и единственным, хотя и претерпевает большие или меньшие изменения под воздействием побеждённого и исчезнувшего на данной территории национального языка. Языковая ассимиляция во многом связана с языковым шовинизмом, и является одним из эффективных средств культурной и этнической ассимиляции другого народа. Язык пришельцев или язык духовно-культурной экспансии проникает в общение ассимилируемого народа через торговлю, административную коммуникацию, документацию, образование и другие каналы, также ассимиляция языка может проходить насильственным путём, путём востребованностью определенного языка в данном регионе или же под давлением политических элит.

Примеры языковой ассимиляции

Кампания «Говорите на мандаринском»

Правительство Сингапура запустило кампанию «Говорите на мандаринском» в 1979 году для того, чтобы продвинуть, как это понятно из названия, мандаринский диалект среди китайских сингапурцев. Проводимая политика стала предметом резкой критики, тем более, что большинство китайских сингапурцев были выходцами из южного Китая, где не говорили на мандаринском диалекте. В рамках кампании, правительство запретило местным СМИ использовать какой-либо другой диалект китайского, а доступ иностранных СМИ в страну был жестко ограничен. Все же кампании удалось достигнуть некоторых успехов, так как в результате мандаринский диалект стал очень распространенным, а другие варианты китайского языка стали использоваться все реже. В настоящее время из-за этого есть проблемы в общении между старшими и младшими поколениями.

Корейский язык

Корея была оккупирована Японией в период между 1910 и 1945 годами, за это время страна страдала от культурного геноцида, который проявлялся в первую очередь в подавлении корейского языка. В школах основным языком обучения был японский, в то время, как корейский был лишь факультативным предметом, однако, впоследствии был введен полный запрет на использование корейского языка. Более того, язык был запрещен к использованию и на рабочих местах. В рамках своей культурной политики ассимиляции, Япония ввела систему, по правилам которой корейцы могли «добровольно» отказаться от своих корейских имен, и вместо них взять себе японские, но многих из людей часто вынуждали менять имена на японские. Колонизация закончилась капитуляцией Японии во Второй мировой войне, однако, данный факт по-прежнему бросает тень на отношения между странами.

Русификация

Русификация относится как к политике царской России, так и к действиям Советского Союза. Часто российское правительство таким образом пыталось навязать свою власть меньшинствам, находящимся под их контролем, для того, чтобы подавить сепаратизм и возможность бунта. В частности, в Украине и в Финляндии русификация использовалась в качестве средства утверждения политического господства.

Одним из самых ярких примеров использования русификации, это подавление в 19 веке украинского, польского, литовского, белорусского языков. Использование в местных школах и в общественных местах родных языков запрещалось, причем, после ряда восстаний правила только ужесточились.

В Советском Союзе арабский алфавит был ликвидирован, а большинство языков было адаптировано под кириллицу. В первые годы существования СССР, языки меньшинств наоборот развивались, и их использование поощрялось, однако, совсем скоро отношение к местным языкам кардинальным образом изменилось. В результате многие люди предпочли русский своему родному языку, и сегодня русский язык по-прежнему широко используется в бывших советских республиках.

Британские острова

В связи с господством Англии над Уэльсом, Шотландией и Ирландией в этих регионах был введен английский язык, но с разрушительными последствиями для местных языков. Валлийский, шотландский гэльский, шотландский и ирландский (наряду с другими) были запрещены к использованию в сфере образования, что и оказалось роковым для выживания этих языков. В Уэльсе детей и студентов сначала наказывали следующим образом за высказывания на валлийском языке: в 1800-х годах им на шею вешался большой деревянный брус с двумя буквами «WN» («нет валлийскому»), позднее их стали избивать за разговоры не на английском языке. Таким образом, валлийский, шотландский гэльский и ирландский обладали более низким статусом по сравнению с английским, не говоря уже о том, что шотландский даже не был признан отдельным языком. Так продолжалось вплоть до начала 20 века, когда британское правительство с переменным успехом начало принимать меры для защиты этих языков. Во всех странах Соединенного Королевства на местных языках говорит меньшинство, и они по-прежнему на вторых позициях после английского.

Курдский язык

Курды часто в разных странах подвергались дискриминации, при этом, если сам курдский народ не был целью геноцида, то их язык до сих пор ею является. Ирак, пожалуй, является самой «доброжелательной страной», которая принимает курдское население с его официальным языком, более того, там разрешено использование языка в сфере образования, в администрации и в средствах массовой информации. К сожалению, не во всех странах прослеживается такое отношение.

Турция пыталась ассимилировать говорящих не на турецком языке, начиная с 1930-х годов, именно тогда курдский язык и культура были запрещены. Курды считались нецивилизованными и невежественными людьми, а любая попытка этих людей самоидентифицироваться воспринималась как преступление. Ситуация поменялась, когда в 1991 году Турция легализовала частичное использование курдского языка. С тех пор ограничения становились все слабее и слабее: курдский язык в образовательной системе теперь не считается вне закона, сократилось количество ограничений на СМИ. Однако, языковая дискриминация в стране по-прежнему ощущается, несмотря на прогрессирующие улучшения.

Нечто похожее произошло в Иране, когда правительство в начале 20 века проводило политику закрепления персидского языка. Курдский был полностью запрещен в школах и государственных учреждениях, позднее вышел закон о тотальном запрете на использование данного языка. В Сирии по сей день использование курдского языка запрещено в большинстве сфер.

процесс взаимного культурного проникновения через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре (слияние одного народа с другим путем усвоения его языка, обычаев и т.п.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Ассимиляция

По области действия, в которой происходит А., выделяют языковую, культурную и этническую А.:

Языковая А. - усвоение иноэтнического языка и признание его родным;

Этническая А. - восприятие этносом иной культуры, смена этнической и культурной идентичности и слияние с другим этносом; может рассматриваться как вид национальной политики, направленной на стирание этнических и культурных различий и формирование моноэтнической общности. Напр., А. этнических меньшинств, в том числе иммигрантов (то же что и натурализация): итальянцев, русских и представителей других этнических групп, переселившихся в США; А. коренных малочисленных народов крупным народом (русскими карел, французами - бретонцев и др.);

Культурная А.- то же, что аккультурация. По способу протекания данных процессов А. может быть естественной и насильной:

Естественная А. - происходит путем аккультурации, адаптации к условиям иноязычного и инокультурного окружения, межэтнических браков (то же, что и натурализация);

Насильственная А. - происходит путем насильственного ограничения или запрета на употребление этнического языка. Осуществляется местными властями в сфере школьного образования и других сферах общественной жизни; направлена на ускорение процесса ассимиляции. Термин «ассимиляция» чаще употребляется в значении «насильственная» и несет негативную оценку («ассимиляторская языковая политика»). Для нейтральной или положительной оценки явления отдается предпочтение терминам «натурализация», «интеграция».

Против. значение: сегрегация

См. также: Аккультурация, Натурализация, Языковая политика

Различаются естественная и насильственная А. Естественная А. возникает при непосредственном контакте этнически разнородных групп и обусловлена их общей социальной, хозяйственной и культурной жизнью, распространением этнически смешанных браков и т.п.; такая А. имеет прогрессивный характер при любом политичеком строе; тем более закономерным и прогрессивным считалось ее развитие в социалистическом обществе, при все расширяющемся свободном общении равноправных народов. Однако националисты, приверженцы этнической парадигмы (см.) считают такое явление нежелательным. В СССР процессы естественной А. охватывали гл.обр. группы национальностей, живущих за пределами своих республик и национальных областей в сильном территориальном смешении с другими этносами, особенно в городах, где такое смешение имеется в многоквартирных домах, в детских садах и школах, производственных коллективах и т.д.; иногда А. приводила к снижению абсолютной численности отдельных этносов, отмеченному переписями населения (напр., - мордвы, карел, евреев и др.) Насильственная А., характерная для стран, где национальности неравноправны, представляет собой системы мероприятий правительства или местных властей в области школьного образования и др. сферах общественной жизни, направленных на искусственное ускорение процесса А.путем путем подавления или стеснения языка и культуры этнических меньшинств, давления на их самосознание и т.п. В этом отношении политика насильственной А. противоположна политике сегрегации (см.), но также противоречит демократическим принципам общественного развития. В некоторых случаях установить четкую грань между естественной и насильственной А. (напр. в “заморских” департаментах Франции) довольно трудно. Важным этапом этнической А. является культурная А. или аккультурация (см.) и языковая А., т.е. полный переход на другой язык, который становится или считается “родным”. Обычно культурная или культурно-бытовая А. начинается с так называемой стадии адаптации раньше языковой А., но полностью завершается позже (см. также Маргинальность). В СССР наиболее мощным фактором А. были национально- смешанные браки. Необходимым этапом А. иммигрантов является принятие ими подданства страны оседания или так называемая натурализация

ЛИТ.: Козлов В.И.Динамика численности народов. М., 1969. Современные этнические процессы в СССР. М., 1977.

Этнические процессы в современном мире. М., 1987.

Betts R.F. Assimilation and association in French colonial theory 1890-1914, N.Y., 1961.

Cultural assimilation of immigrant, UNESCO, L., 1950.

The cultural integration of immigrants, UNESCO, Paris, 1954.

Отличное определение

Неполное определение ↓