Джулиан барнс. Джулиан Барнс (Julian Barnes) Барнс джулиан

Писатель Джулиан Барнс является, пожалуй, одной из самых сложных фигур в современной английской литературе. Каждая его книга узнаваема, но все они принадлежат разным жанрам - детективные романы, изящные эссе, новеллы о любви, интеллектуальные рецензии, антиутопия – все эти произведения отражают разные аспекты мироощущения писателя. Барнс трижды попадал в шорт-лист Букеровской премии и стал ее лауреатом; его произведения вызывали дискуссии литературных критиков и становились сценариями фильмов. Интересным является и тот факт, что писатель озвучивал роль комиссара Мегрэ в радиопостановке ВВС. При этом все, кто близко знает Джулиана, утверждают, что в каждой его книге присутствует отрицательный персонаж, чей характер имеет много общего с самим Барнсом; более того, шаржированный портрет писателя промелькнул в знаменитом "Дневнике Бриджит Джонс".

Джулиан Барнс (Julian Patrick Barnes) появился на свет в центральной Англии, в городе Лестер, 19 января 1968 года, в семье преподавателей французского языка. Именно этим объясняется экстравагантная франкофонность писателя, а также его огромная любовь к французской культуре и литературе. Через шесть недель после рождения семья Барнсов поселилась в пригороде Лондона. Будущий писатель отличался очень живым воображением и склонностью к фантазиям, что не мешало ему с пяти лет быть болельщиком футбольной команды Лестера. Джулиан окончил школу в лондонском Сити, затем поступил в Оксфордский университет, где изучал западноевропейские языки в колледже Магдалины. Примечательным является тот факт, что Барнс неплохо знал русский язык, а в 1965 году вместе с группой студентов путешествовал по СССР на микроавтобусе.



В 1968 году Джулиан, получив диплом с отличием, занялся филологическими исследованиями. В качестве лексикографа он в течение трех лет работал в команде обеспечения Оксфордского словаря, затем писал литературные обозрения и рецензии для журналов. С 1979 года Барнс уже был известным критиком, работавшим на телевидении, но, по его словам, отличался болезненной застенчивостью и полной асоциальностью. Одновременно с критическими статьями Джулиан начал заниматься и литературной деятельностью. Пробой пера для него стал детективный жанр. С 1980 по 1987 год им было опубликовано четыре книги, подписанные псевдонимом "Дэн Каван". Первая из этих книг, "Даффи влип", публиковалась в русском переводе.

В 1980 году Барнс также издал и свой первый "серьезный" роман под названием "Метроленд". История молодого человека поколения шестидесятых, рассказанная в виде его путешествия из Лондона в Париж и обратно, по словам матери Джулиана, "произвела впечатление бомбы". "Метроленд" был награжден премией Сомерсета Моэма, а впоследствии экранизирован.

Следующим громким успехом Барнса стал роман "Попугай Флобера" (1984), в котором органично переплелись любовь Джулиана к Франции, фантазия художника, литературная критика и собственная биография. Книга попала в шорт-лист премии Букера, более того, появились ошибочные публикации о том, что "Попугаю Флобера" эта премия была присуждена.

Следующим романом Джулиана Барнса, принесшим ему всемирную известность, стала антиутопия "История мира в десяти с половиной главах" (1989). Этот яркий образец постмодернистской прозы представляет собой серию новелл разных стилей о событиях разных исторических эпох, объединенных общей линией "море-ковчег-чистые-нечистые". Через два года читатели и критики заговорили о новом литературном приеме - повествовательной технике романа "Как все было" (1991), в котором отсутствует речь "от автора", и герои напрямую обращаются к читателю. В таком же стиле было написано и продолжение этой книги "Любовь и т.д." (2000), которое также легло в основу сценария для фильма.

Удачной попыткой вхождения в литературный мейнстрим был роман "Артур и Джордж" (2005). Стилизованное под Конан Дойля повествование о расследование реального уголовного преступления вошло в список бестселлеров и в шорт-лист премии Букера. Хотя книгу все считали бесспорным фаворитом, престижная премия снова обошла писателя стороной. Удача улыбнулась Барнсу только в 2011 году, когда премию Букера получил его роман "Предчувствие конца" (2011). Эта книга получила также премию Costa Book и вошла в список бестселлеров. Последним из произведений Барнса, опубликованным на сегодняшний день, является роман "Уровни жизни" (Levels of Life, 2013).

В настоящее время писатель проживает в Лондоне. Он неохотно рассказывает о своей личной жизни. Брат Джулиана Барнса, Джонатан – известный специалист по античной философии. Жена Джулиана, Пэт Кавана, которая была когда-то его литературным агентом, умерла в 2008 году; ее смерть (без упоминания имени) описана в третьей части "Уровней жизни".

В 2011 году за свой роман «Предчувствие конца » он был удостоен престижной Букеровской премии. На сегодняшний день Барнс - один из самых читаемых в мире авторов, книги которого переведены на десятки языков. В России его произведения издают с начала 90-х годов.

Барнса называют «апостолом постмодернизма», он превосходный эссеист и мастер детективного жанра, а также поклонник французской («Попугай Флобера ») и русской («Шум времени ») культур.

Мы выбрали семь романов писателя, которые стоит прочесть.

«Метроленд » (1980)

Дебютный роман Джулиана Барнса. История в нем рассказана от лица Кристофера Ллойда, вспоминающего свое детство, короткий период обучения в Париже и последующую за этим женитьбу. В подростковом возрасте Кристофер и его друг Тони презирали «буржуазный» образ жизни, но теперь рассказчик осознает, что он выбрал путь, столь ненавистный ему в юности. Но как быть, если он действительно любит и свою жену, и то, что его окружает теперь?

Роман о судьбе поколения бунтарей и нигилистов 1960-х, это, как ни странно, еще и роман о счастье взрослого и сформировавшегося человека. Это счастье не принято воспевать в литературе, а чаще его и вовсе высмеивают, так что своим дебютом Барнс буквально бросил вызов литературной традиции.

«Метроленд» был удостоен престижной литературной премии Сомерсента Моэма, а в 1997 - экранизирован британским режиссером Филипом Свавилом. Главные роли в картине сыграли Кристиан Бэйл и Эмили Уотсон.

«Попугай Флобера » (1984)

Повествование в этом романе ведется от лица доктора Джеффри Барайтуэта: исследователь-любитель, он приезжает во Францию и путешествует по «флоберовским местам». Джефри узнает, что сразу два музея пытаются выставить чучела попугаев за то, что стояло на столе Флобера, когда он писал «Простую душу» (Un Coeur Simple). В попытках узнать, какой же из попугаев настоящий, Джеффри все больше погружается в биографию французского писателя.

Ведущая тема романа - субъективность, в тексте даны три точки зрения на биографию писателя: позитивная (его литературный успех), негативная (гибель друзей, любимой женщины, болезни) и альтернативная, которую сам Флобер дал в своем дневнике.

«История мира в 10½ главах » (1989)

Легендарный постмодернистский роман c говорящим заголовком. Рассказы, из которых составлена «История мира...», объединены образами, заимствованными из религии, литературы и истории, основные мотивы - вода, потоп, деление на чистых и нечистых. Впрочем, над этими образами Барнс смеется. Рассказывая о жестокости, автор ставит под сомнение многовековые истины, которыми жили и живут люди.

События, расстояние между которыми измеряется веками, самые разные люди и вещи образуют здесь единое полотно романа, столь же увлекательного, сколько и необычного.

«Англия, Англия » (1998)

Еще одна сатирическая история, на этот раз о сотворении культурных мифов и поиске национальной идентичности. Герои романа задумывают поместить все известные достопримечательности на острове Уайт. Создание подобного тематического парка должно помочь туристам сэкономить время при путешествии в Великобританию, однако подделка вдруг заменила оригинал. И парк «Англия, Англия» вытеснил Великобританию с мировой арены.

В романе отражены идеи Жана Бодрийяра о симулякрах (псевдовещах, замещающих «агонизирующую реальность»), которые общество ставит на место оригиналов.

«Нечего бояться » (2008)

Пожалуй, самый смелый и странный замысел Джулиана Барнса. Книгу окрестили «биографией смерти», ведь автор рассматривает даже не сам ее феномен, а происхождение самого большого человеческого страха - страха перед смертью.

Истории из жизни героев его прошлых и будущих книг: Флобера и Шостаковича, братьев Гонкур, Стендаля, Монтеня и других в тексте перемежаются с собственными наблюдениями автора.

«Предчувствие конца » (2011)

Роман, за который Джулиан Барнс был удостоен Букеровской премии. Автору и раньше прочили высокую награду, несколько раз его произведения даже попадали в шорт-листы «Букера», но получил он ее лишь в 2011 году.

«Предчувствие конца» настолько маленькая по объему книга, что у жюри премии возник закономерный вопрос: а роман ли это вообще? Сошлись на том, что все-таки роман и отдали приз. Невероятно, но факт: в маленькой книжечке, Барнс сумел полностью рассказать историю и трагедию маленького человека.

«Уровни жизни » (2013)

Самое личное произведение автора, первая книга, увидевшая свет после смерти его жены. Эта небольшая, как и все поздние романы Барнса, вещь состоит из трех частей. Первая, «Грех высоты», дает краткую историю воздухоплавания и аэрофотосъемки, описывает работу Гаспара-Феликса Турнашона. Вторая, «На уровне», рассказывает историю полковника Королевской конной гвардии Фреда Бёрнаби и французской актрисы Сары Бернар. В третьей части под заголовком «Потеря глубины» рассказана история самого Барнса и его жены.

Джулиан Патрик Барнс (Julian Patrick Barnes ) родился 19 января 1946 года в городе Лестер в центре Англии. После семилетнего (1957-1964) обучения в городской лондонской школе (City of London School ), Барнс поступает в Оксфордский колледж «Магдалена» (подразделение Оксфордского университета), специализируясь на современных западноевропейских языках и в 1987 году с отличием оканчивает его. В молодости выпускал детективы под псевдонимом Дэн Кавана, затем - после ряда публикаций в литературных альманахах - напечатал свой первый роман «Метроленд», удостоенный премии Сомерсета Моэма, о судьбе поколения бунтарей и нигилистов 1960-х. Роман «История мира в 10 ½ главах» (1989) явился настоящим событием в искусстве: автор, умело балансируя на грани воинствующего атеизма и мистического религиозного верования, смело интерпретировал историю Ноева ковчега в нескольких миниатюрах на морскую тематику. Многочисленные философские вопросы, поставленные Барнсом, до сих пор будоражат умы читателей. Роман «Англия, Англия» содержит размышления Барнса о фиктивном ходе современной общественной жизни, о стремлении заменить суровое настоящее более удобным в быту суррогатом.

Барнс умело пишет и новеллы о любви, некоторые считают их чересчур циничными, однако сквозь маску мелочности проглядывает искреннее стремление автора глубинно взглянуть на вопросы человеческих взаимоотношений. Знаменитыми стали романы «До того, как она встретила меня», «Любовь и так далее». Книга «Попугай Флобера» явилась чрезвычайно занимательным исследованием роли автора в творческом процессе.

Барнс трижды попадал в шорт-лист Букеровской премии и в 2011 году стал её обладателем, за роман «Предчувствие конца». Примечательно, что российские издательства уже не первый год ошибочно представляют Барнса как лауреата этой премии. Последний раз Барнс боролся за Букеровскую премию в 2005 году: в конкурсе участвовал роман «Артур и Джордж». Английские букмекеры отдавали предпочтение Барнсу, однако стать победителем ему было не суждено.

Джулиан Барнс стал героем книги «Дневник Бриджет Джонс», где он был представлен рафинированным интеллектуалом, холодно возвышающимся над ординарностью.

Был женат на своём литературном агенте Пэт Кавана, с которой они жили в Северном Лондоне. В октябре 2008 Пэт скоропостижно умерла от рака.

Первой же публикацией автора становится хоррор-рассказ «A Self-Possessed Woman» (1975). Выпущенный в нескольких тематических антологиях, последний раз выходил из печати в 1998 году в антологии «The Mammoth Book of Twentieth-Century Ghost Stories» , включившей по мнению Питера Хэйнинга (Peter Haining ) 30 лучших историй с привидениями, написанных в 20 веке.

«Глядя на солнце» (Staring at the Sun ). Жанр романа, вышедшего в 1986 году, определяют как literary near-future sf novel (литературная фантастика о ближайшем будущем). Начинаясь с рождения главной героини в первой четверти 20 века, роман покажет нам картину мира столетие спустя. Глазами Джин Серджент и её сына мы увидим общество начала 21 века (этому посвящена «Часть 3» произведения, взгляд из 1986 года, когда писался роман, на первые десятилетия 21 века. Основное внимание автор уделит положению стариков в обществе и феномену супер-компьютера КОН, вобравшему в себя все человеческие знания).

Роман «Англия, Англия» (England, England ) 1998 года. Жанр романа можно назвать literary fable (литературная басня). Как через животных или неодушевлённые предметы окружающего нас мира басня говорит о людском обществе с его недостатками, так и этот роман препарирует современную Англию, рассказывая об острове Уайт, который выкупил богатый делец и воссоздал на нём «старую добрую Англию», аттракцион и театр в «одном флаконе», с английским королём на троне и бандой Робин Гуда в Шервудском лесе.

Один из самых известных романов британца - «История мира в 10 1/2 главах» (A History of the World in 10 1/2 Chapters , 1989) - исследователи относят к жанру literary sf novel (литературная фантастика). Роман в десяти новеллах, каждая из которых, отталкиваясь от ветхозаветных событий с Всемирным потопом и Ноевым ковчегом, показывает читателю историю бытия, но не в знаковых эпизодах истории, вошедших во все учебники по предмету, а в трактовках и осмыслении мифологем и «родимых пятен» нашего современного общества. От Потопа до Рая, от сатиры до фантасмагории, устами человека и насекомых - таков масштаб «Истории мира в 10 1/2 главах».

В оставшемся творчестве автора можно выделить (с позиции наличия нереалистичного элемента в произведении) роман «Дикобраз» (The Porcupine , 1992) и сборник рассказов «По ту сторону Ла-Манша» (Cross Channel , 1996). В первом случае мы вновь столкнёмся с вкраплениями фантасмагории, во втором же эпизодически встречается сюрреализм.


Впервые на русском – новейший (опубликован в Британии в феврале 2018 года) роман прославленного Джулиана Барнса, лауреата Букеровской премии, командора Французско го ордена искусств и литературы, одного из самых ярких и оригинальных прозаиков современной...

  • 8 сентября 2016, 13:10

Жанр: ,

+

«Не просто роман о музыке, но музыкальный роман. История изложена в трех частях, сливающихся, как трезвучие» (The Times).

Впервые на русском – новейшее сочинение прославленного Джулиана Барнса, лауреата Букеровской премии, одного из самых ярких и оригинальных прозаиков современной Британии, автора таких международных бестселлеров, как «Англия, Англия», «Попугай Флобера», «Любовь и так далее», «Предчувствие конца» и многих других. На этот раз «однозначно самый изящный стилист и самый непредсказуемый мастер всех мыслимых литературных форм» обращается к жизни Дмитрия Шостаковича, причем в юбилейный год: в сентябре 2016-го весь мир будет отмечать 110 лет со дня рождения великого русского композитора. Впрочем, написание беллетризованной биографии волнует Барнса меньше всего, и метит он гораздо выше: имея как художник лицензию на любые фантазии, влюбленный в русскую литературу и отлично владея контекстом, он выстраивает свое сооружение на зыбкой почве советской истории, полной умолчания и...

  • 27 мая 2015, 01:56

Жанр: ,

+

«Как отличить хорошую жизнь от плохой жизни, от жизни, потраченной зря?» Об этом размышляет Джин, героиня романа «Глядя на солнце».

Барнс с присущей ему тонкостью прослеживает, как меняется отношение героини к жизни, как она взрослеет, наивность уступает место твердости, а оптимизм и доверие к миру – усталости и разочарованию.

Но что бы ни происходило в жизни героев, солнце продолжает светить. Только одни видят его восход, а другие –...

  • 30 августа 2014, 11:22

Жанр: ,

+

Новая книга Джулиана Барнса, написанная сразу после смерти его любимой жены, поражает своей откровенностью. Каждый из нас кого-то теряет: мы ссоримся с друзьями, расстаемся с любимыми. Эта боль остается с нами навечно, но с годами она притупляется. Однако бывают потери другие – необратимые, когда точно знаешь, что в земной жизни больше человека не увидишь.

Что чувствует тот, кто пережил потерю? Ведь оставшемуся надо продолжать...

  • 28 апреля 2014, 00:22

Жанр: ,

+

Впервые на русском – новейший роман, пожалуй, самого яркого и оригинального прозаика современной Британии. Роман, получивший в 2011 году Букеровскую премию – одну из наиболее престижных литературных наград в мире.

В класс элитной школы, где учатся Тони Уэбстер и его друзья Колин и Алекс, приходит новенький – Адриан Финн. Неразлучная троица быстро становится четверкой, но Адриан держится наособицу: «Мы вечно прикалывались и очень редко говорили всерьез. А наш новый одноклассник вечно говорил всерьез и очень редко прикалывался». После школы четверо клянутся в вечной дружбе – и надолго расходятся в разные стороны; виной тому романтические переживания и взрослые заботы, неожиданная трагедия и желание поскорее выбросить ее из головы… И вот постаревший на сорок лет Тони получает неожиданное письмо от адвоката и, начиная раскручивать хитросплетенный клубок причин и следствий, понимает, что прошлое, казавшееся таким простым и ясным, таит немало шокирующих...

  • 16 апреля 2014, 12:52

Жанр: ,

+

Барнс – не только талантливый писатель, но и талантливый, тонко чувствующий читатель. Это очевидно каждому, кто читал «Попугая Флобера». В новой книге Барнс рассказывает о тех писателях, чьи произведения ему особенно дороги. Он раскрывает перед нами мир своего Хемингуэя, своего Апдайка, своего Оруэл-ла и Киплинга, и мы понимаем: действительно, «романы похожи на города», которые нам предстоит узнать, почувствовать и полюбить. Так что «За окном» – своего рода путеводитель, который поможет читателю открыть для себя новые имена и переосмыслить давно...

  • 31 января 2014, 02:27

Жанр: ,

+

В сборнике «Лимонный стол», как и в «Предчувствии конца», Барнс показывает героев, которые живут воспоминаниями, причем действительность в этих воспоминаниях трансформируется в угоду их фантазии, тщеславию, чувству самосохранения, наконец. В небольшой рассказ Барнс виртуозно помещает всю биографию персонажа, рисуя ее одним-двумя сочными мазками, при этом делает это с присущим ему мягким юмором, заражая читателя философским отношением к...

  • 11 декабря 2013, 13:53

Жанр: ,

Джулиан Барнс – один из самых ярких и оригинальных прозаиков современной Британии, лауреат Букеровской премии 2011 года за роман «Предчувствие конца», автор таких международных бестселлеров, как «Артур и Джордж», «Попугай Флобера», «История мира в 10 1/2 главах», «Любовь и так далее», «Метроленд» и многие другие. Возможно, основной его талант – умение легко и естественно играть в своих произведениях стилями и направлениями. Тонкая стилизация и едкая ирония, утонченный лиризм и доходящий до цинизма сарказм, агрессивная жесткость и веселое озорство – Барнсу подвластно все это и многое другое.

В романе «Англия, Англия» – вошедшем, как и многие другие книги Барнса, в шорт-лист Букеровской премии, – автор задается вопросом: что же такое эта настоящая Англия? Страна романтичных легенд о Робин Гуде? Страна, давным-давно отжившая свое и носящая чисто орнаментальный характер монархии? Страна двух неоспоримых и вечных достоинств – «Битлз» и хорошего пива? Неизвестно, сколько ангелов может поместиться на острие иглы, но доподлинно известно, что вся Англия может поместиться на острове Уайт. Ибо именно на этом острове собирается в тематическом парке все, что олицетворяет в глазах целого мира добрую старую Англию,...

  • 11 декабря 2013, 13:51

Жанр: ,

+

Джулиан Барнс – один из самых ярких и оригинальных прозаиков современной Британии, автор таких международных бестселлеров, как «Англия, Англия», «Попугай Флобера», «История мира в 10 1/2 главах», «Любовь и так далее», «Метроленд», и многих других. Возможно, основной его талант – умение легко и естественно играть в своих произведениях стилями и направлениями. Тонкая стилизация и едкая ирония, утонченный лиризм и доходящий до цинизма сарказм, агрессивная жесткость и веселое озорство – Барнсу подвластно все это и многое другое.

В романе «Артур и Джордж» – вошедшем, как и многие другие книги Барнса, в шорт-лист Букеровской премии – следствие ведет сэр Артур Конан Дойл собственной персоной. Литературный отец Шерлока Холмса решает использовать дедуктивный метод в расследовании самого скандального дела поздневикторианской Англии – дела о таинственном убийстве скота на фермах близ Бирмингема. Его цель – доказать, что обвиняемый в этом преступлении провинциальный юрист Джордж Идалджи невиновен.

Так насколько же действенны методы Шерлока Холмса в...

  • 22 ноября 2013, 18:48

Жанр: ,

+

Лауреат Букеровской премии Джулиан Барнс – один из самых ярких и оригинальных прозаиков современной Британии, автор таких международных бестселлеров, как «Англия, Англия», «Попугай Флобера», «История мира в 10/2 главах», «Любовь и так далее», «Метроленд», и многих других. Возможно, основной его талант – умение легко и естественно играть в своих произведениях стилями и направлениями. Тонкая стилизация и едкая ирония, утонченный лиризм и доходящий до цинизма сарказм, агрессивная жесткость и веселое озорство – Барнсу подвластно все это и многое другое. В книге «Нечего бояться» он размышляет о страхе смерти и о том, что для многих предопределяет отношение к смерти, – о вере. Как всегда, размышления Барнса охватывают широкий культурный контекст, в котором истории из жизни великих, но ушедших – Монтеня и Флобера, Стендаля и братьев Гонкур, Шостаковича и Россини – перемежаются с автобиографическими...

Последние отзывы

(1. Книга, которая есть в вашей домашней библиотеке)

Произведение о самом таинственном в нашей жизни - об умирании. Его невозможно избежать. Так или иначе, все мы погибнем, и Барнс пытается прояснить, почему нас так это пугает, чего человек хочет от смерти, что нужно, чтобы уйти спокойно.
Аннотация обещает, что “Нечего бояться” - это такое большое эссе на тему страха смерти, но тем в книге затронуто гораздо больше: не только о смерти и умирании, но и о взаимоотношениях с родителями, сысле жизни, оставлении следа в истории, положении человека во вселенной, вере в бога и о многом другом.

В книге несколько основных линий, которые Барнс затрагивает с разной периодичностью. Он берет судьбы нескольких людей и рассматривает их с позиции отношения и принятия смерти. В частности он говорит о своих родителях, о Монтене, Стендале, Ренаре, Золя и пр. Автор ироничен по отношению к самому себе, он не пропитывает книгу трагизмом, а скорее рассуждает с юмором о своем страхе смерти. Не могу не привести мой любимый момент: “...специально просил обойтись без подарков, а конкретно эту подругу... предупредил даже несколько раз... В коробочке обнаруживается нагрудный знак с надписью “СЕГОДНЯ МНЕ 60”, мигающей синими и красными огоньками. Но что меня особенно порадовало и заставило сменить гнев на милость, так это напечатанное на картонной подкладке предупреждение от производителя: “ВНИМАНИЕ: может послужить причиной сбоя в работе электрокардиостимулятора””. Да и в целом все произведение можно смело разбирать на цитаты.

Сама книга циклична. Рассказав об одном событии, Барнс упоминает его через несколько десятков страниц, тем самым закольцовывая каждую открытую тему. Ощущения, как от лабиринта: читаешь текст, и в какой-то момент понимаешь, что автор здесь уже “проходил”, но что-то все таки изменилось.

Книга настолько правдива, она - открытый диалог между читателем и автором. Он обращается к нам, и в то же время к себе. Он изучает свои чувства, свое отношение к смерти, отношение к смерти своих кумиров, он говорит о своих родителях, о том, как они погибли, как это сказалось на нем и на его брате.

Можно сказать, что эта тема немного табу в нашем обществе. О смерти говорить не принято, мы все живем так, как будто смерти не существует вовсе, как будто это случается со всеми, но никогда не коснется нас, и только в моменты тяжелой болезни мы ощущаем ее близость. Тем не менее, эта тема касается всех, и не говорить об этом не совсем правильно. Спасибо Барнсу за такую вещь, такое масштабное размышление о неизбежном. Для меня эта книга стала открытием и однозначно попала в любимые.