Эффективность образования. Игры в эффективное образование

Читайте также:
  1. Анализ взаимосвязи между обобщающими, частными показателями экономической эффективности деятельности предприятия и эффективностью каждого научно-технического мероприятия
  2. Анализ влияния инноваций на эффективность производственной деятельности предприятия
  3. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика: цели, виды, инструменты, эффективность. Особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.
  4. Влияние качества корпоративного управления на экономическую эффективность компании
  5. ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВТО НА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ
  6. Возникновение системы, ее цели, развитие, эффективность
  7. Вопрос 3. Факторы, влияющие на эффективность ведения визуальной ориентировки.
  8. Вопрос 4. Индивидуальные различия личностей и их влияние на эффективность работы

Понятие эффективность в самом общем виде означает степень приближения к максимальному или оптимальному (наиболее желательному) результату при минимуме негативных последствий или издержек. Эффективность нередко рассматривается в качестве основной характеристики функционирования системы, позволяющей выявлять степень реализации цели и достижения намеченных результатов. Наиболее распространен подход к эффективности как отношению результатов (полученного эффекта) к формирующим их затратам. Повысить эффективность – значит добиться наибольших хозяйственных результатов при минимальных затратах материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Однако при этом необходимо учитывать, что качественное состояние эффективности постоянно наполняется новым содержанием под воздействием ускоряющегося научно-технического прогресса.

Образование создает несколько видов эффектов:

P Экономический – рост производительности труда и снижение трудоемкости, снижение материалоемкости и себестоимости продукции, рост прибыли и рентабельности.

P Ресурсный – высвобождение ресурсов на предприятии: материальных, трудовых и др.

P Технический – появление новой техники и технологии, открытий, изобретений, «ноу-хау» и других нововведений.

P Социальный – повышение материального и культурного уровня жизни граждан, более полное удовлетворение их потребностей в товарах и услугах, улучшение условий и техники безопасности труда, снижение доли тяжелого ручного труда.

Показатель экономического эффекта определяется как превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат ресурсов за весь период обучения.

Эффективность образовательных учреждений можно подразделить на внутреннюю и внешнюю. Внутреннюю эффективность рассматривают как педагогическую, или эффективность функционирования самой системы образования. Внешнюю эффективность часто рассматривают как экономическую, подразумевая отдачу, получаемую от использования образовательного фонда (человеческого капитала), представляющего собой в лице подготовленных специалистов конечный продукт образования.

В комплексную обобщающую критериальную оценку эффективностиобразовательных учреждений необходимо включать как величину затрат, количество и качество труда, так и результаты воспитательной работы, целеполагание, приучение к общественной деятельности, привитие моральных принципов и иные составляющие социального эффекта. Вычленить роль каждого фактора из общей оценки невозможно. Использование обобщающей критериальной оценки представляется нам более приемлемым.

Определение эффективности образовательных учреждений как социально-экономической характеристики дает возможность с определенной степенью достоверности использовать для ее оценки стоимостных показателей. Единая оценка социальных факторов в терминах экономической эффективности нужна для того, чтобы был возможен выбор оптимального решения с учетом его экономических и социальных последствий.

Поэтому социальная эффективность образовательных учреждений – обобщенная характери­стика системы образовательных учреждений, определяющей ее движение в ценностно-целевом пространстве, а эффективность отдельного образовательного учреждения как элемента системы при этом определяется его вкладом в достижение цели.

Комплексную оценку социально-экономической эффективности образовательных учреждений можно осуществить на основе интегрального показателя, основанного на следующих критериях:

1. Качество подготовки обучаемых.

Под качеством подготовки специалистов понимается соответствие уровня и содержания знаний, получаемых в результате обучения, уровню и содержанию требований, предъявляемых к ним народным хозяйством в процессе их трудовой деятельности. Качество подготовки специалистов в образовательном учреждении должно определяться не только внутренним критерием (успеваемостью), но в большей степени внешним (по отношению к образовательному учреждению) критерием – требованиями рыночной экономики к содержанию и уровню подготовки высококвалифицированных специалистов. Сюда же составной частью входят и результаты достижения целей образования – образованность, уровни которой характеризуют и индивида, и общество, и проявляются как в содержании сознания, так и в характере поведения.

2. Вклад в образовательные учреждения.

Этот критерий включает в себя характер и объем финансирования учебного заведения, число учащихся (студентов), преподавательский состав, материальные ресурсы и т.д.

3. Оценка отдачи от инвестиций в образовательные учреждения: характер и уровень результатов, показанных образовательным учреждением.

4. Оценка преобразований и изменений в учебном заведении в процессе повышения уровня всех членов коллектива, включая интеллектуальное, нравственное, социальное, профессиональное и духовное развитие, степень и формы участия всех членов коллектива в управлении учебным заведением.

5. Оптимальность использования ресурсов в образовательном учреждении, системе образовательных учреждений (разных уровней).

6. Рентабельность инвестирования средств в образовательные учреждения.

7. Величина непосредственного вклада работников образовательных учреждений в производство и повышение качества образовательных услуг, в создание национального дохода страны.

8. Социализация выпускников образовательных учреждений.

Этот критерий включает в себя анализ дополнительных заработков образованных работников, исследование их занятости и положения на рынках труда, успешность профессиональной деятельности после окончания обучения.

9. Величина прироста материальных благ, обеспечиваемого повышением образовательного уровня и квалификации работников народного хозяйства.

10. Повышение эффективности использования ресурсов в отраслях народного хозяйства в результате внедрения новых научно-технических разработок, осуществленных специалистами образовательных учреждений.

Система оценивания, опирающаяся на эти критерии интегральной оценки эффективности образовательных учреждений, способна улучшить деятельность учебных заведений, расширяя их доступность и улучшая результаты обучения.

36. Взаимосвязь экономической эффективности учебных заведений и платы за обучение.


| | | 4 | | |

Сущность эффективности образования как интегрированного показателя взаимодействия его педагогической, социальной и экономической плодотворности.

Многофункциональность образовательного комплекса приводит к тому, что эффективность просвещения имеет несколько аспектов.

Общеобразовательная школа все в меньшей степени обеспечивает создание равных стартовых условий в трудовой жизни молодежи. Высшая школа в любом обществе помимо воспроизводства интеллектуальных ресурсов выполняет роль воспроизводства социальной структуры. Высшее образование не одинаково доступно представителям социальных слоев, о чем свидетельствует таблица “Социально-экономическая стратификация общества и структура студенчества”

Высшая школа стала выполнять охранительную функцию кастовых различий. В “Программе социальных реформ в РФ на период 1996-2000 гг.” записано, что “Главной целью дальнейшего развития образования является удовлетворение потребностей граждан в образовании, гармоническое развитие личности и творческих способностей человека, повышения интеллектуального и культурного потенциала страны, с соблюдением принципа равных стартовых условий при минимальных государственных гарантиях”.

Своеобразие эффективности образования состоит в том, что здесь проявляется необходимость рационального сочетания экономического результата с социальной справедливостью. Уровень образования населения относится к числу основных показателей его благосостояния. Он же предопределяет статус государства, укрепляет его безопасность.

Экономическая эффективность образования включает: факторы:

экономию за счет более рационального использовании ресурсов в отрасли и в образовательных учреждениях;

экономического эффекта от непосредственного вклада работника образования при повышении качества образовательных услуг и увеличении, таким образом, национального дохода;

прирост материальных благ в отраслях материального производства за счет более высокого образовательного и профессионального уровня работников;

относительной и абсолютной экономии на ресурсах, полученной в результате получившего образование и профессии.

Теория человеческого капитала применима в качестве инструмента для определения экономической эффективности образования. С точки зрения индивида, расходы на образование рассматриваются, с одной стороны, в виде затрат на обучение, с другой стороны, в плане упущенного дохода. Под ним понимается доход, который человек мог бы получить, работая, а не учась. Несмотря на то, что затраты на образование превышают затраты варианта при расчете упущенного дохода, сумма соответствующей прибавки к заработку, полученная благодаря высшему образованию, оказывается значительной, если учитывать ее на протяжении все5й трудовой деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой высококвалифицированный труд профессионалов высоко оплачивается. Так, в США ежегодный доход высококвалифицированного специалиста в 1992 г. составлял 74,5 тыс. долл., доктора наук - 54,9, человека с высшим образованием - боле 19,6, а не закончившего среднюю школу - только 12,8 тыс. долларов.

Теоретики человеческого капитала рассматривали эффект образования и в абсолютных размерах, и в его быстром приросте, и в увеличении ВНП от затрат или инвестиций на образование. В 60-х гг. Т. Шульц определил размеры человеческого капитала следующим образом. Стоимость одного года обучения каждого уровня (с учетом потерянных заработков) умножалась на число человеко-лет образования, накопленных населением к тому или иному моменту времени. Образовательный капитал, воплощенный в населении в 1969 г. составлял 1307 млрд. долл.; образовательный капитал, воплощенный в рабочей силе - -873 млрд. долл.; воспроизводимое национальное богатство - - 1617 млрд. долл. С 1929 г. по 1969 г. темп роста образования опережал темп роста физического капитала примерно в два раза и составил соответственно 4,1 и 2%. Те же тенденции сохранились и в последующие годы. Уровень вооруженности рабочей силы США фондом образования (по издержкам на него) в 1983 г. составил 21,5 тыс. долл., а вооруженность работника вещественным капиталом - 15,3 тыс. долл., т.е. почти на треть ниже. Народнохозяйственная отдача фонда образования - это количество произведенного ВНП на единицу образовательного фонда страны:

Эонх= ВНП/ФО,

где Эонх - народнохозяйственная эффективность образования,

ФО - фонд образования.

Этот показатель можно рассчитывать на единицу образовательного фонда всего населения, и работающей его части. В первом случае объем воспроизведенного богатства страны делится на образовательный капитал, воплощенный во всем населении а во втором - в рабочей силе:

1617/1307 = 1,2 долл., 1617/873=1,9 долл.

Наряду с экономической эффективностью большое значение имеют и другие положите5льные эффекты образования: уменьшение зависимости населения от систем социального обеспечения; снижение преступности; повышение уровня культуры в обществе; улучшение функционирования государственных и общественных учреждений и т.д.

Это свидетельствует о плодотворности отрасли образования в стране.

Общество максимально заинтересованно в том, чтобы наука и практика направленно готовили к вхождению в жизнь подрастающие поколения строителей этого общества. Проблема воспроизводства активного созидателя не новая, но за последнее время она приобрела особую остроту. Как отмечают многие ученые, небывалые социальные изменения в нашем обществе заставили по-новому взглянуть на процесс формирования нужных качеств человека с учетом более полной передачи ему всего накопленного опыта и воспитания у него высоких моральных качеств , .

В. М. Блинов считает, что если обучение ведется не лучшим образом, то страдает ученик, огромные возможности которого растрачиваются не разумно, не выполняет нужных функций преподаватель, а в конечном счете в убытке остается общество, затрачивая много сил и средств на обучение и не получая желаемой отдачи. Поэтому забота о всемерном совершенствовании всех сторон обучения, воспитания и образования является общественно необходимой.

Обращаясь к обучению, видно, что и в теории, и в практике проводится огромная работа в этом направлении, способствующая тому, чтобы школа вышла на самые передовые рубежи.

В тридцатые годы, ознаменовавшиеся серьезными сдвигами в жизни средней и высшей школы встала задача резкого улучшения качества обучения, повышение его эффективности, но еще отсутствовало специальное педагогическое знание об эффективности. Термин «эффективность» вошел в педагогический обиход из других областей знания и служил как бы оценкой любого улучшения обучения. Поэтому в течение весьма длительного времени и в педагогической практике, и в теории, когда ученые рассуждали о повышении эффективности обучения, рассматривались многочисленные компоненты обучения, в совершенствовании которых повышала уровень обучения. Например, рассматривались способы повышения эффективности урока, эффективность применяемых методов. Как отмечает Блинов В. М., по мере накопления эмпирических и теоретических данных становилось все более очевидным, что эффективность не означает просто улучшение обучения, а является отдельным понятием, при помощи которого выполняется характеристика особого качества обучения. Осознанию этого факта способствовало как выдвижение общественного требования оптимизации обучения, так и развитие общенаучных методов исследования эффективности не только в естественных, но и в социальных науках .

В общенаучном значении понятия «эффективность» восходит к понятию «эффект», которое обязано своим появлением естественным наукам и первоначально было близким к тому, что сейчас обозначает как «явление», сопровождающееся каким-то результатом. Постепенно, по мере расширения сферы научного познания, в различных науках термин «эффект» становится близким синонимом терминов «полезный результат», «полезное действие, приводящее к желаемому результату». Очевидно, из последнего значения и развилось понятие эффективности.

Некоторые ученые отмечают, что эффективность как научное понятие все больше входит в язык науки и, понимаемая широко, является обобщенной философской категорией. Эффективность, как и вероятность, показывает степень близости к действительности, к наиболее необходимому результату, т.е. характеризует отношение между уровнями некоторой деятельности по степени приближения к конечной или заданной цели. С этой позиции эффективность можно считать как мерой деятельности, так и некоторым качествам системного объекта.

Педагогическая сущность понятия «эффективность» раскрывается в многочисленных трудах отечественных и зарубежных исследователей.

Одним из первых методологический анализ категории «эффективность обучения» сделал В.М. Блинов. Определяя эффективность, как социально-значимое качество обучения, посредством которого оцениваются результаты выполняемой деятельности по степени их приближения к общественной цели, соответствующей обобщенному представлению об обученности личности, автор полагает, что для выявления эффективности обучения требуется, прежде всего, иметь наличное знание об идеализированных результатах обучения и, затем, уметь получать объективные «срезы» результатов текущей деятельности.

Им доказана принципиальная возможность качественного и количественного выражения зависимости между обучаемостью и обученностью через отношение предельно возможных (максимальных или оптимальных) и достигаемых текущих результатов учебной деятельности. Следовательно, необходимо каким-то образом достаточно точно провести сравнение этой возможности с самой целью, причем в ходе его необходимо выполнить измерение, а затем по какому-то принятому критерию осуществить сравнение. Эффективность обозначает некоторый полезный результат, который «есть ни что иное, как единство внутренней и внешней активности, единство системы и ее среды, способ бытия системы и ее развития» .

Эффективность, в качестве одного из возможных научных критериев познание существующих систем, в конечном счете, имеет ценностную природу. Ценностные отношения фундаментальны, так как они выполняют методологическую роль, выступая в виде ценностного подхода при анализе той или иной деятельности. Оценкой отношений средств к цели отличает ценностный аспект познания действительности от других познавательных суждений.

Задача выявления эффективности в указанном выше смысле успешно решается во многих науках. Если рассматриваемая в науке система не включает в себя человеческий фактор, то суждение об эффективности ее работы производится весьма точно. Значительно сложнее дело обстоит в том случае, когда требуется произвести анализ человеческой деятельности, оценка которой, особенно количественная, порой затруднена по многим обстоятельствам. В сфере социальной деятельности наиболее успешно разрабатываются методы количественной оценки эффективности деятельности в таких науках, как экономика, социология и др. Что касается педагогической науки, то в ней проблема эффективности обучения разработана гораздо слабее.

Понятие эффективности, будучи включенным в систему всей педагогической теории в самом общем виде еще не приобрело достаточной определенности. Попытки уточнить содержание данного понятия особенно усилились в последние десятилетия. В частности, наметилась тенденция сочетать качественные описания с их количественной оценкой при изучении эффективности методов обучения, при выборе критериев эффективности. Но количество различных факторов, влияющих на обучение, оказывается столь большим, что зависимость между ними часто еще не поддается измерению.

Наиболее интенсивно эффективность обучения изучается в дидактике. Как подчеркивает Бабинский Ю. А., несмотря на имеющиеся предпосылки и в этом разделе педагогической науки еще не произведен необходимый анализ данного качества обучения, а так же не разработаны специальные средства получения знания об эффективности.

Следовательно, задача заключается в том, чтобы получить в педагогической науке как специально педагогические, так и собственно-дидактические знания об эффективности обучении.

По мнению Андрющенко М. Н., необходимость подобного знания очевидна, поскольку эффективность может изучаться в таком широком контексте, что к ней будут применимы общефилософские, общепсихологические и иные положения. В педагогической науке количество существенных для нее свойств и зависимости значительно ограниченно, но все же велико, если характеризовать, например, только соотношение между обучением, воспитанием и образованием. Даже после уточнения понятия педагогической эффективности, считая, что с его помощью оценивается степень реализации учебных целей по сравнению с заданными (или возможными), окажется, что проблема поставлена слишком широко и пока ещё нет нужных средств для её решения. В самом деле, располагая весьма недостаточными научно-обоснованными данными о том, как воспитание влияет на выполнение конкретной учебной цели или как содержание образования от поставленной учебной цели, наконец, не ясна взаимообусловленность различных целей. По-видимому, пока трудно составить сколько-нибудь удовлетворительный перечень подлежащих исследованию существенных факторов, касающихся соотношения обучения, воспитания образования, взятых в единстве .

Всё изложенное выше подтверждает ту точку зрения, согласно которой для выработки целостного подхода к определению эффективности обучения следует расчленить проблему на несколько составляющих моментов, руководствуясь в исследованиях общим подходом к пониманию данного явления.

Один из возможных путей заключается, в том чтобы начать с уточнения понимания сущности эффективности обучения. Тогда на первом месте выступает специальный анализ педагогической эффективности в рамках той науки, которая исследует обучение как реально данную действительность, т.е. дидактики .

Дидактический анализ может проводиться в различных направлениях, но прежде всего, необходимо выяснить собственно - дидактическое понимание природы этого качества обучения и наметить путь его определения.

В самом общем виде задача обоснования дидактического подхода к решению данной проблемы выступает, по мнению Блинова В. М., как поиск корреляции возникшей практической задачи повышения эффективности обучения с областью неизвестного в научном знании - свойством эффективности, а также соотношение получаемого нового знания об эффективности с имеющейся системой знаний.

В советское время у людей не было сомнений в эффективности образования. И это понятно - оно было одним из лучших в мире. Кроме того, отучившись на специалиста высокого уровня, вы всегда знали - работа найдётся (т.к. раньше учили исходя из потребностей в тех или иных областях). Что же мы видим сейчас? Какой процент студентов устраиваются работать по той же специальности, на которой они учатся? Сегодня это очень малый процент.

Есть несколько видов образовательных школ. Одни из них (римская методика) стараются вбить в ученика весь объём знание (и нужных и ненужных), а дальше ученик сам разбирается что он будет использовать, а что не будет. И есть другая школа - еврейская, которая подразумевает обучение только тех дисциплин, которые в действительности пригодятся человеку. Так например, во всех еврейских семьях отцы всегда учили детей двум дисциплинам - одна из них была их фамильным делом, а другая какой-нибудь мелочью, которая всегда сможет прокормить обучаемого в том случае, если основное дело просядет.

Со временем, развитие римской школы привело к тому, что объём ненужных знаний, получаемых учеником, совершенно дикий. Что действительно пригодилось вам из программы школьного курса? Применяли ли вы хоть раз синус и косинус на практике? Давайте разберёмся. Детям необходимо научиться читать, писать и считать. Это три основные дисциплины, после изучения которых ребёнок может в полной мере продолжить своё образование самостоятельно (или хотя бы сам выбрать его вектор). Да и то, что детей учат читать и писать лишь к 7-8 годам это скорее минус. Практически все современные родители обучают своих ребятишек чтению и письму к трём-четырём годам. И этого знания достаточно, чтобы ребёнок мог ориентироваться в окружающем мире.

Какие знания реально пригождаются нам в нашей жизни? Математика? Физика? История? Да, физику необходимо знать физику (простите за тавтологию), но сколько из нас физиков? Даже не 1%. Тогда зачем всех детей учить этому? Сколько математиков? Историков?

Согласен - история полезная наука и биология, если не вдаваться в дебри. Но что полезней для ребёнка - знать об устройстве своего организма или же знать как вылечить себя в случае болезни? Думаю что второе. Но этому к сожалению не учат.

Вернёмся к поставленному вопросу - какие знания необходимы нам в действительности? Кроме базовых чтения, счёта и письма, мы нуждаемся в том, чтобы нас научили реальной жизни. Как готовить еду, как подбирать одежду, как планировать семейный бюджет, как выбрать подходящую работу, как работать на совесть и зачем это нужно, как быть хорошим отцом/матерью, как быть хорошим мужем/женой, как быть хорошим сыном или дочерью в конце концов. Но вместо этого нам промывают мозги вещами, которые понадобятся лишь узкому кругу людей. Согласен - некоторые должны попробовать всё, чтобы определиться кем они будут в жизни. Но скажите мне, разве кого-то из вас занятия по физике сделали физиком? Или же это было вашим призванием от Бога?

Чему же нас учат в действительности? Вместо того, чтобы рассказывать как важно завести семью и хранить себя в чистоте до брака, в школах вам расскажут как пользоваться презервативами. Вместо того, чтобы рассказать как действовать в случае болезни, вам расскажут какие органы есть внутри вас. Вместо того, чтобы рассказать как содержать свою семью, хорошо работать или найти подходящую работу, вам расскажут о том, как искать интегралы. Какова же полезность сегодняшнего образования? Уже сейчас многие соглашаются, что школа, это всего лишь ступень, которую необходимо просто пройти и забыть как страшный сон. По этому, многие сейчас предлагают заказать реферат недорого , а многие предоставляют возможность ускоренной сдачи предметов экстерном и всё больше детей переходит на домашнюю форму обучения.

Пройдя школу и ознакомившись с её главным принципом - "тебе не нужно в этом разбираться, тебе это не пригодится, просто заучи и сдай", многие идут в ВУЗ не за знаниями, а просто "как все" или чтобы откосить от армии. И естественно из этого вытекает такой большой процент непрофильного образования.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Елабужский институт Казанского федерального университета

Кафедра Экономики и Менеджмента

Реферат на тему:

«Социально-экономическая эффективность образования»

Работу выполнил: студент

343 группы Яковлев Я. В.

Проверил: ассистент кафедры

экономики и менеджмента

Ахметшин Э.М.

Елабуга 2014 г.

Глава 1. Сущность эффективности образования.

Глава 2 . Теория и практика определения экономической эффективности образования.

Глава 3. Взаимосвязь экономической эффективности учебных заведений и платы за обучение.

Глава 4. Пути повышения социально-экономической эффективности образования.

Заключение

Глава 1. Сущность эффективности образования.

Сущность эффективности образования как интегрированного показателя взаимодействия его педагогической, социальной и экономической плодотворности. Многофункциональность образовательного комплекса приводит к тому, что эффективность просвещения имеет несколько аспектов. Общеобразовательная школа все в меньшей степени обеспечивает создание равных стартовых условий в трудовой жизни молодежи. Высшая школа в любом обществе помимо воспроизводства интеллектуальных ресурсов выполняет роль воспроизводства социальной структуры. Высшее образование не одинаково доступно представителям социальных слоев, о чем свидетельствует таблица “Социально-экономическая стратификация общества и структура студенчества” Страта % Социальный статус % студентов из страты Богатые Крупные предприниматели, чиновники, криминалитет Состоятельные Предприниматели, чиновники, интеллект. элита, криминалитет Новые средние Предприниматели, менеджеры, чиновники, криминалитет Старые средние ИТР, интеллигенция, военнослужащие, высококвалифицированные рабочие Аутсайдеры Низко квалифицированные рабочие, крестьяне, интеллигенция, ИТР, беженцы, бомжи Высшая школа стала выполнять охранительную функцию кастовых различий. В “Программе социальных реформ в РФ на период 1996-2000 гг.” записано, что “Главной целью дальнейшего развития образования является удовлетворение потребностей граждан в образовании, гармоническое развитие личности и творческих способностей человека, повышения интеллектуального и культурного потенциала страны, с соблюдением принципа равных стартовых условий при минимальных государственных гарантиях”. Своеобразие эффективности образования состоит в том, что здесь проявляется необходимость рационального сочетания экономического результата с социальной справедливостью. Уровень образования населения относится к числу основных показателей его благосостояния. Он же предопределяет статус государства, укрепляет его безопасность. Экономическая эффективность образования включает: факторы: экономию за счет более рационального использовании ресурсов в отрасли и в образовательных учреждениях; экономического эффекта от непосредственного вклада работника образования при повышении качества образовательных услуг и увеличении, таким образом, национального дохода; прирост материальных благ в отраслях материального производства за счет более высокого образовательного и профессионального уровня работников; относительной и абсолютной экономии на ресурсах, полученной в результате получившего образование и профессии. Теория человеческого капитала применима в качестве инструмента для определения экономической эффективности образования. С точки зрения индивида, расходы на образование рассматриваются, с одной стороны, в виде затрат на обучение, с другой стороны, в плане упущенного дохода. Под ним понимается доход, который человек мог бы получить, работая, а не учась. Несмотря на то, что затраты на образование превышают затраты варианта при расчете упущенного дохода, сумма соответствующей прибавки к заработку, полученная благодаря высшему образованию, оказывается значительной, если учитывать ее на протяжении все5й трудовой деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой высококвалифицированный труд профессионалов высоко оплачивается. Так, в США ежегодный доход высококвалифицированного специалиста в 1992 г. составлял 74,5 тыс. долл., доктора наук –,9, человека с высшим образованием - боле 19,6, а не закончившего среднюю школу –только 12,8 тыс. долларов. Теоретики человеческого капитала рассматривали эффект образования и в абсолютных размерах, и в его быстром приросте, и в увеличении ВНП от затрат или инвестиций на образование. В 60-х гг. Т. Шульц определил размеры человеческого капитала следующим образом. Стоимость одного года обучения каждого уровня (с учетом потерянных заработков) умножалась на число человеко-лет образования, накопленных населением к тому или иному моменту времени. Образовательный капитал, воплощенный в населении в 1969 г. составлял 1307 млрд. долл.; образовательный капитал, воплощенный в рабочей силе - -873 млрд. долл.; воспроизводимое национальное богатство - - 1617 млрд. долл. С 1929 г. по 1969 г. темп роста образования опережал темп роста физического капитала примерно в два раза и составил соответственно 4,1 и 2%. Те же тенденции сохранились и в последующие годы. Уровень вооруженности рабочей силы США фондом образования (по издержкам на него) в 1983 г. составил 21,5 тыс. долл., а вооруженность работника вещественным капиталом –,3 тыс. долл., т.е. почти на треть ниже. Народнохозяйственная отдача фонда образования –это количество произведенного ВНП на единицу образовательного фонда страны: Эонх= ВНП/ФО, где Эонх - народнохозяйственная эффективность образования, ФО –фонд образования. Этот показатель можно рассчитывать на единицу образовательного фонда всего населения, и работающей его части. В первом случае объем воспроизведенного богатства страны делится на образовательный капитал, воплощенный во всем населении а во втором –в рабочей силе: /1307 = 1,2 долл., 1617/873=1,9 долл. Наряду с экономической эффективностью большое значение имеют и другие положите5льные эффекты образования: уменьшение зависимости населения от систем социального обеспечения; снижение преступности; повышение уровня культуры в обществе; улучшение функционирования государственных и общественных учреждений и т.д. Это свидетельствует о плодотворности отрасли образования в стране. 9.2. Формирование эффективных экономических отношений в образовании В ходе модернизации образования государство намерено наращивать его финансовую поддержку до нормативной потребности. В образовании невозможно добиться высокого качества и эффективности без построения таких экономических механизмов, которые должны обеспечить фактически новые принципы и систему финансирования отрасли. В целях формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования необходимо: введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования, с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса; осуществление бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднего профессионального образования на базе дифференцированных нормативов, отражающих характер образовательных программ и уровень подготовки абитуриентов, показанный на государственных испытаниях; создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования граждан для получения профессионального образования с целью обеспечения государственных приоритетов и поддержки студентов из малообеспеченных семей и отдаленных территорий; выделение средств на развитие образования в бюджетах всех уровней, включающих средства на приобретение оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также централизованные средства на повышение квалификации преподавателей; достижение прозрачности межбюджетных отношений в сфере образования; изменение системы финансирования из центра расходов дотационных регионов на нужды образования, перевод соответствующих средств из трансфертов в целевые субвенции (субсидии), направляемые на места через органы казначейства; нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности, в том числе на основе увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций (путем внесения соответствующих поправок в Гражданский и Бюджетный кодексы РФ и в другие нормативно-правовые акты); последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений, включая свободу ценообразования и распоряжение собственными средствами; обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности; создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования; широкое использование льгот, в том числе налоговых, на частные вложения в образование (по подоходному налогу; освобождение от налогообложения благотворительных пожертвований; предоставление права предприятиям и организациям при исчислении налога на прибыль включать расходы на подготовку и переподготовку кадров в затраты на производство и реализацию товаров и услуг); расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения, как средства удовлетворения повышенного образовательного спроса и как внутреннего ресурса финансирования образовательных учреждений, развития содержания и структуры образования, разнообразия рынка образовательных услуг, стимулирования инновационных образовательных процессов; сосредоточение переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в учреждениях начального и среднего профессионального образования; создание на базе образовательных учреждений (особенно в сельской местности) культурно-образовательных, учебно-производственных, детских медико-оздоровительных центров; разработка и принятие комплекса мер по обновлению материально-технической базы системы образования; поддержка профильного учебного производства на базе образовательных учреждений; предоставление возможности использовать средства Федеральной программы развития образования для финансирования программ развития всех типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений, направленность этой программы строго на цели развития образования. Система образования должна быть ориентирована не только на заказ со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения в систему образования дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов. Последнее особенно актуально, поскольку в ближайшее историческое время Россия должна будет сохранять и развивать высокий образовательный потенциал, сопоставимый с потенциалом образования развитых стран, в условиях относительно низкого среднедушевого уровня ВВП и бюджетных доходов. В этих условиях особенно необходимо сочетание бюджетных и внебюджетных средств в образовании, что было отчетливо обозначено в Послании Президента РФ Федеральному собранию (2001 г.). Следует при этом учитывать, что призывы к инвесторам и благотворителям о поддержке образования не получат адекватного ответа без введения системы разумных налоговых льгот и преференций, без создания механизма влияния тех, кто вкладывает средства в образование (от крупных инвесторов до родителей школьников), на принимаемые здесь решения, в частности, - через систему попечительских и иных общественных советов. По отношению же к самим образовательным учреждениям необходимо принять дополнения и изменения в бюджетное и налоговое законодательство РФ - в части реализации налоговых льгот, необходимых для ресурсного обеспечения образования.