Эскапизм: болезнь или панацея. Более детально о данном понятии

Существуют самые разные способы ухода от реальности, которые известны давно. Многие из них очень точно описаны в литературе, однако они не дифференцированы в зависимости от природных свойств человека, а потому мало помогают в осознании проблемы...

Жизнь - сложная штука и не всегда преподносит нам счастье на блюдечке с золотой каемочкой. Иногда она требует от нас значительных усилий в преодолении трудностей. Иногда мы устаем и начинаем мечтать о мире, в котором было бы все хорошо и понятно, комфортно и беспроблемно. Уход в такие мечтания можно рассматривать как способ отдыха, сброса напряжения после кризиса, стресса, неудачи. Но потом мы собираемся с силами и вновь выходим в жизнь, чтобы продолжать творить ее дальше.

Однако для некоторых такой способ ухода от действительности становится настолько сладким и притягательным, что они не в состоянии оторваться от создаваемого ими воображаемого мира. И тогда можно говорить о явлении эскапизма - ухода от реальности, подмене ее суррогатом удовольствий. Термин этот происходит от английского слова escape, которое обозначает - убежать, спастись. Так от чего мы пытаемся сбежать и спастись? Какие «параллельные миры» мы создаем и почему? Действительно ли такой способ решения проблем помогает достичь столь желанного для нас состояния счастья? Давайте разбираться. Осознать, что это такое - эскапизм и что это за человек - эскапист, поможет тренинг «Системно-векторная психология».

Что такое эскапизм? Через тернии к звездам

Мы созданы для того, чтобы получать удовольствие. Однако мы не всегда осознаем свои истинные желания, чтобы смочь это удовольствие получить. Часто мы следуем чужим желаниям, навязанным нам воспитанием, социумом, и вполне естественно не получаем настоящего удовлетворения от их реализации. Или просто до конца не понимаем своих внутренних устремлений, страшась или осуждая их. Или встречаем сильное противодействие от окружения в реализации своих желаний и, не имея уверенности и достаточной мотивации, ломаемся и устаем. Именно тогда возникает стресс нереализации, чувство неудовлетворенности жизнью.

Не понимая, что с этим делать, человек ищет способ облегчить страдание и создает для себя мир, который не создает противоречия его ценностям и устремлениям. И делает он это, конечно, исходя из своих природных свойств-векторов. Те нехватки, которые наиболее сильно проявляются в его желаниях, могут подкрепляться созданием «параллельной реальности», которая как будто бы наполняет их. То есть в зависимости от того, какие векторы есть у человека, у него будет свой способ бегства.

Что такое эскапизм? Составить карту «параллельных миров»

Эскапизмом будет считаться осуществление таких действий, которые приводят человека к потере связи с реальностью, разрывают реальные отношения, сводят на нет творческую, созидательную деятельность человека, направленную на развитие общества, делают из него пассивного или активного потребителя удовольствий. Эта видимость легкой, комфортной жизни, полностью предсказуемой и соответствующей ожиданиям человека, останавливает его развитие. Когда нет преодоления трудностей, закалки характера, возникает скука и попытка наполниться суррогатом жизни.

Существуют самые разные способы ухода от реальности, которые известны давно. Многие из них очень точно описаны в литературе, однако они не дифференцированы в зависимости от природных свойств человека, а потому мало помогают в осознании проблемы. Если же иметь точную карту «параллельных миров», то при возникновении желания погрузиться в один из них вы сразу же сможете понять, какое ваше желание требует наполнения в реальном мире. И тогда отпадает необходимость прятаться от проблем.

Что такое эскапизм? Погружение в прошлое

Люди с имеют такое качество психики, как обращенность в прошлое. Они - ценители традиций, всего устоявшегося и стабильного. Они не любят изменений и новизны. Каково же им в современном, постоянно меняющемся мире! Не жизнь, а постоянный стресс. По своему складу они не городские жители - медлительные, основательные, привязанные к одному месту. Поэтому очень часто их способ ухода от реальности - бегство в глухие деревни и попытка создать там островки традиционной жизни, «как деды и прадеды наши жили». Человек с анальным вектором по натуре интроверт, поэтому его устраивает ограниченность общения, возникающая в таких местах. Конечно же, «в бега» он берет всю свою семью, потому что это также его основная ценность.

Еще один способ создать «параллельный мир» для анального человека - это жить прошлым. Раньше «и небо было синее, и трава зеленее». Все, что было в прошлом, имеет для него бо̒льшую ценность, нежели реальность сегодняшняя. Воспоминания о былых друзьях, любимых, работе становятся основным смыслом жизни для такого эскаписта. Особенно это свойственно пожилым людям, когда их востребованность в обществе сходит на нет, и они оказываются один на один со своими воспоминаниями, по сути, живя в воображаемом мире. В этом случае эскапизм - это бегство из реальности настоящего времени в дорогое сердцу прошлое.

Что такое эскапизм? Самая красивая иллюзия

Самые большие мастера по созданию вымышленных миров - люди со . Обладая огромной эмоциональной амплитудой, которая не всегда находит реализацию среди людей в силу неправильного воспитания, они погружаются в самую красочную и красивую виртуальную реальность, которую только может создать человек. Ведь для этого у них есть образное мышление и склонность к фантазиям. Сегодня для зрительников существуют самые большие соблазны полностью уйти в эту реальность, ведь мир кино, телевидения, сказочной и любовной литературы, как никогда, способствует возникновению сладких мечтаний, намного более привлекательных, чем жизнь. Таким образом, для зрительного человека эскапизм - это бегство в мир вымышленных образов и ярких фантазий, по сравнению с которыми реальность кажется малоинтересной и серой.

Так, писатель и литературовед Джон Р. Р. Толкин, создатель серии книг о сказочной действительности, считал даже полезным чтение романов со счастливым концом и неожиданными спасениями героев, рассматривая их как утешение для человека творческого, для которого скучная обыденность является стрессовым фактором. До сих пор миллионы поклонников с удовольствием погружаются в сказочный мир его книг, проживая жизни вымышленных героев, практически создавая параллельную реальность.

Особый расцвет различных техник по улучшению жизни… в воображении тоже результат эскапистской деятельности людей со зрительным вектором. , техники визуализации - это арсенал тех, кто склонен рисовать свою жизнь такой, какая она должна быть. «Все будет хорошо!» - любимый девиз таких зрительников, предпочитающих мечтать о красивой и наполненной будущей жизни вместо того, чтобы делать реальные шаги для ее осуществления. Там, в мечтах, у них есть вечная любовь и потрясающие приключения и путешествия. Там, но не здесь. Удивительно, но некоторые из них даже говорят: «Пусть этого никогда не случится, но мои мечты меня греют».

Что такое эскапизм? Потребление и экстрим

Жизнь современного общества потребления и высоких скоростей абсолютно комплементарна свойствам людей с . Именно они могут получить столь необходимый драйв от социальной реализации сегодня. Менеджеры и банкиры, изобретатели и инженеры, спортсмены и танцоры - все это люди с развитым кожным вектором, очень востребованные в наши дни.

Однако и у них бывают стрессы и неудачи, в основном из-за неразвитости свойств или завышенных амбиций, когда они претендуют не на свою роль. У них тоже возникает желание уйти в более привлекательный мир. Одним из способов бегства для них является именно потребление, когда вся жизнь превращается в гонку за материальными благами. Кожник все тащит в дом. В зависимости от степени развитости и реализованности кожного вектора это может быть всякий хлам, до отказа заполняющий все пространство квартиры, а могут быть модные вещи и технические новинки. Когда шопинг становится наркотиком, а дом - выставкой навороченных достижений современной цивилизации, пора задуматься, а столь ли я счастлив в реальности? И что это такое, если не эскапизм, когда я «закапываюсь» в груду вещей, чтобы хоть как-то снять напряжение от жизни?

Кстати, тема эскапизма вполне обеспеченных материально людей, которые могут себе позволить создать «параллельный мир», довольно часто находит отражение в литературе. Примером может служить произведение Аркадия и Бориса Стругацких «Хищные вещи века» и роман французского писателя Жориса Гюисманса «Наоборот».

Еще один способ забыться кожнику - это экстрим. Опасные виды спорта, связанные с большим риском для жизни; гонки на автомобиле на скорости, намного превышающей разрешенную; развлечения, позволяющие взглянуть в глаза смерти, - все это дает необходимый адреналин, которого недостаточно в обычной жизни скучающего кожника. Только движение по лезвию бритвы, между жизнью и смертью, становится единственным удовольствием для него, когда он ощущает настоящий вкус жизни. Все остальное кажется пресным и неинтересным.

Что такое эскапизм? Уход в небытие

Еще один большой мастер по части побега от реальности - человек со . Надо сказать, что существующая материальная действительность его не привлекает в принципе. Таковы его свойства. Он нацелен на познание себя, на поиск смысла жизни, на связь с первопричиной. Внешний мир для него иллюзорен, а внутренние состояния важны чрезвычайно. Все эти свойства создают отличную почву для поиска «параллельного мира», где могли бы реализоваться его желания. А способов для этого существует великое множество. Например, компьютерные игры. Некоторые онлайновые ролевые игры заставляют игроков полностью погружаться в вымышленный мир. Увлекшиеся такими играми могут с трудом отличать, где реальный мир, а где виртуальный. Еще один способ - это наркотики, дающие переживание состояний, недостижимых в обычной жизни. Способы бегства звуковика из мира - одни из самых разрушительных, ибо у него нет ценности жизни, в которой нет смысла. Звуковой эскапист - это человек, уникальный тем, что имеет психику абсолютного интроверта, то есть «сбежать» от других людей он стремится намного чаще, чем остальные.


Не находя ответы на свои вопросы о том, как устроен этот мир, он склонен уходить в состояния, напоминающие небытие. Это может быть жизнь во сне, отшельничество, медитация. Он рационализирует, что все эти явления являются частью его поиска, однако на самом деле они лишь разрывают и без того тонкую нить связи с реальностью. Вспомните сновидящих в романах Карлоса Кастанеды. Сами для себя они были «великими магами», но так ли это было на самом деле? Все их величие оставалось в «параллельном мире».

Что такое эскапизм и как избежать бегства от реальности?

Эскапизм - это не болезнь. Этого понятия нет в медицинских справочниках. Но при определенных обстоятельствах он может стать манией, которая, с одной стороны, будет создавать ощущение иллюзорного счастья, а с другой стороны - давать неприятный осадок, что жизнь проходит мимо.

Конечно, в последней стадии увлеченности вымышленными мирами, когда человек окончательно теряет связь с реальностью, он вполне может быть удовлетворен суррогатом счастья. Однако пока еще есть смутная неудовлетворенность, пока еще не ушло желание жить - так, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», нужно осознать бесплодность мечтаний и ухода в «параллельный мир».

Нужно понять свои желания и начать их реализовывать в действительности. Счастье, которое получает человек от этого процесса, не может сравниться ни с красивейшей картинкой, которую мы можем нарисовать в своем воображении, ни с «божественным» состоянием, полученным в наркотическом дурмане, ни с драйвом от очередного бесполезного подвига.

Пусть мы настойчиво хотим оставаться в своей иллюзии, но стоит один лишь раз попробовать вкус живого общения, живой работы, живого познания, как иллюзия рассыплется под натиском настоящих чувств. И мы прикоснемся к таинству жизни, такой, какая она есть - сложной, многогранной и наполненной смыслом.

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Анастасия спрашивает: Что это — эскапизм: бегство, уход от реальности, в мир фантазий, иллюзий и грез?
Здравствуйте. Меня зовут Анастасия, мне 19 лет.

В двенадцать лет в моей жизни был тяжелый период: отец уволился и ушел в запой на годы, а в школе я не смогла найти друзей, которым могла бы доверять. Я была рассудительным ребенком, в душе старше остальных. Люди, с которыми я общалась, несколько раз предавали меня. Лицемерие, злоба и трусость одноклассников оттолкнули меня. Я была очень одиноким ребенком.

И тогда я стала фантазировать. По дороге в школу и до дома. Потом я стала ходить по комнате или раскачиваться на кровати, фантазируя под музыку. Я ощущала потребность в движении. И я не могу остановить это. Когда меня то-то огорчает, я испытываю негативные эмоции, воздушный шар внутри меня надувается до боли, мне становится трудно дышать. Тогда я представляю своих героев в ситуациях, которые волнуют меня, или просто придумываю новые забавные ситуации и теплые отношения. И шарик со свистом сдувается. Но когда я оглядываюсь вокруг, то понимаю, что проблем стало только больше.
Я словно раскачиваю маятник, на одной стороне которого душная радость, а на другой тоска и депрессия.

Сейчас я поступила в университет, и вначале вроде проснулась. Но затем, стоило рутине проявить себя, как я впала в депрессию. Я ощутила хандру, бессилие. Я так много сил потратила, чтобы поступить на графический дизайн. Я похудела на 15 кг.

Так много надо сделать! Ведь вместо этих глупых фантазий я могла бы продумывать идеи для композиции, колористики. Сколько конкурсов, в которых можно участвовать. О боже, я просто тряпка.
Я сказала себе: «тебе нужно отдохнуть, совсем чуть-чуть» и снова утонула в бессилии. Я постоянно нахожу оправдания своей бездеятельности: «отец буянит, мешает тебе», «у тебя нет даже своей комнаты, вот если бы ты жила отдельно…», «мать спит, ты помешаешь ей», «голова болит» и т.д.

А правда в том, что мои сверстники, наверно, ушли далеко в перед. А я застряла на каком-то этапе. Я научилась избегать проблем, прятаться от жизни в фантазиях. Я не доверяю полностью даже друзьям и родителям. Я мечтаю, что встречу человека, которому смогу доверять, но правда в том, что вряд ли я сама подпущу кого-то близко.

Если предположить, что автомобиль — это моя жизнь, то я пустила ребенка за руль. Когда авто поедет в кювет, ребенок закроет глаза и будет представлять, как вместо колес растут крылья и удачным пируэтом он вылетит обратно на шоссе.
Но ведь это не правда! Пустые фантазии никогда не сбудутся.

Скажите пожалуйста, как мне перестать раскачивать маятник? Как избавится от этой пожирающей жизнь привычки фантазировать?

P.S Я пробовала медитировать, концентрируясь на ощущении вдоха и выдоха. Голова проясняется и ощущение спокойствие тоже появляется. Но на каком-то этапе мое дыхание стало затруднено, я почувствовала боль в грудной клетке и спазм в горле. И забросила практику. Сейчас я пришла к выводу все же возобновить.

Как избавиться от эскапизма, как перестать убегать от реальности, как не уходить в мир иллюзий, фантазий и грез?

Эскапизм — бегство от реальности, уход от настоящего в фантазии, жизнь в иллюзиях и грезах — это один из видов психологической защиты , иногда, пограничное расстройство личности , связанное с акцентуацией характера человека (см. описание) .

Проблема решается преодолением психологической защиты и психокоррекцией характера — необходим психоанализ и психотерапия.

Если хотите решить эту психологическую проблему — ЗАПИШИТЕСЬ на онлайн прием психолога-психоаналитика Олега Матвеева

Сто лет назад эскапистами называли фокусников наподобие знаменитого Гарри Гудини, умевших ловко освобождаться из наручников и запертых клеток. Сегодня это те, кто стремится любым путем выбраться из клетки скучной реальности.

Эскапизм возник не вчера. Всегда находились люди, готовые отказаться от привычной жизни, богатства, власти ради душевного спокойствия. Вначале это были монахи и отшельники, потом — творческие люди, искавшие убежище от мира в «башне из слоновой кости». Один из них, американец Генри Торо (1817-1862), писал: «Среди людей мы часто более одиноки, чем наедине с собой».

Как мы убегаем

В наши дни эскапизм разросся, превратившись в целое общественное явление. Большой энциклопедический словарь определяет его как «стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий в ситуации кризиса». Кризис налицо даже на благополучном Западе, а о России и говорить нечего. Потому эскапизм и стал таким массовым, принимая десятки разнообразных форм и обличий. При этом физическое бегство от мира встречается не так уж часто. На всю страну наберется не больше 10 тысяч монахов и монахинь, еще меньше добровольных странников (речь не идет о цыганах и спившихся бомжах) и совсем немного тех, кто уходит жить в какую-нибудь таежную избушку или на горную вершину. Всех вместе их меньше, чем самоубийц — «крайних» эскапистов, которых в 2015 году набралось более миллиона (1,1 млн. человек)!!!

Гораздо больше тех, кто покидает надоевший мир на время, разными способами отключая себя от повседневных забот. К сожалению, среди этих способов попрежнему лидируют спиртное и наркотики. Постоянно наращивая дозы того и другого, можно окончательно выпасть из надоевшей реальности, а потом и из жизни. Такое «отложенное самоубийство» подходит далеко не всем, и люди ищут более безопасные способы. Запойное чтение детективов, просмотр «мыльных опер» и даже безобидные хобби вроде цветоводства и собирания марок — чем не эскапизм? Все дело в степени поглощенности людей: если одни отдают любимому занятию часть досуга, для других оно превращается в дело жизни. Романами того же Толкиена увлекаются многие, но лишь малая часть из них всерьез пытается переселиться в любимый мир «Властелина колец», бегая по паркам с деревянными мечами.

Чтобы переселиться в мир компьютерной игры, не нужны ни компания единомышленников, ни бутафорское снаряжение. Среди миллионов игроков — процентов десять заядлых «геймеров», которые ни дня не могут провести без любимого занятия. Лет пятнадцать назад впервые заговорили о «веб-серферах» — тех, кто часами не может оторваться от интернета, перескакивая с сайта на сайт. Недавно появилась новая категория «фриков»: этим и информация не нужна, они просто бесцельно блуждают по компьютерным линкам, как прежде по каналам телевидения.

Все упомянутые категории предпочли иллюзорный мир реальному. Но есть те, кому и этого недостаточно,- многие люди жаждут полностью замкнуться в себе. Часто они зацикливаются на собственном оздоровлении или на «душевном очищении» через медитацию. Миллионы людей во всем мире считают, что, сидя в позе лотоса или монотонно повторяя одну и ту же фразу, можно достичь просветления. На Западе медитативными практиками с восточным уклоном увлекается от 2% до 5% населения, у нас их число куда меньше.

Погружение в себя свойственно и истинно верующим, хотя они не слишком замкнуты и охотно помогают своим единоверцам. С поразительной скоростью растет число сект и их новообращенных. По подсчетам известного сектоведа Александра Дворкина, в России 800 тыс. активных сектантов, для каждого из которых мир замкнут на единомышленниках. Все остальные — «слуги дьявола».

Круг эскапистов так же широк, как само это понятие. Безобидный цветовод соседствует в нем с отвязным рокером, респектабельный коллекционер — с опустившимся наркоманом. Фактически каждый из нас хоть на какое-то время уходит от мира — в работу, в любовь, в мечты. В сон, наконец. Выходит, проблемы эскапизма не существует? Многие так и считают — мол, скучающие беглецы от реальности существовали всегда (вспомним байроновского Чайльд Гарольда) и погоды в обществе не делали. Но сегодня многое изменилось: людям все труднее находить друг с другом общий язык. Современные города постепенно превращаются в «сообщества одиночек», где даже люди, живущие в одной квартире, отчуждены друг от друга. В Штатах появился термин «сетевая вдова» — то есть женщина, муж которой все время проводит в интернете.

Когда-то социологи думали, как увести подростков с улиц, и вот цель достигнута: молодое поколение дни напролет просиживает у компьютеров или уткнувшись в мобильный телефон. На первый взгляд, это выгодно властям — одиночки вряд ли пойдут бунтовать. Но выгода это обманчивая. Бунт одиночек, считающих общество чужим для себя, может оказаться не менее разрушительным: представьте, что такой одиночка бросает «боинг» на небоскреб или запускает вирус в программу запуска ядерных ракет. Но и безо всякого бунта эскапизм представляет опасность для общества. Оно ведь потому и общество, что может решать какие-то проблемы сообща. А как это сделать, если одни заперлись в монастыре, другие разбрелись по лесу с мечами, а третьи «зависли» в интернете? И все хотят только одного — чтобы их не трогали.

Все бы ничего, но и у самих эскапистов жизнь не слишком легкая. Большинство из них не могут оставаться в своем иллюзорном мире постоянно. Выбираясь из него, они испытывают такой же дискомфорт, как водолаз при быстром подъеме на поверхность. И чем чаще такие переходы, тем больше риск серьезного невроза или даже душевного заболевания. Есть, правда, и другой вариант, подсказанный «Матрицей»,- считать свой собственный мир реальным, а настоящий — иллюзией. Но это не меняет дела — пересечение границы между ними остается таким же болезненным.

Где выход

Положение кажется безвыходным. Спасаясь от неврозов, мы «эскапируем» в иную реальность, чтобы на выходе из нее столкнуться с тем же неврозом, только в более тяжелой форме. Но отказаться от эскапизма невозможно — он обеспечивает хоть какую-то защиту от стресса, уровень которого в окружающем мире постоянно растет. Нужно лишь сделать переход из виртуального далека в наш мир менее болезненным. Хороший метод для этого — считать наш так называемый реальный мир таким же иллюзорным, как тот, куда мы убегаем. Возможно, тогда и в нем можно будет разглядеть романтику, красоту, волшебство — все то, что мы ищем в царстве фантазии.

Эскапизм присущ поведению многих людей, оказавшихся в ситуации реальной угрозы для здоровья и жизни. Они принимают действительность во всех ее подробностях, кроме какого-то одного фактора, который отказываются замечать или признавать. После аварии на атомной электростанции в Чернобыльскую зону вернулись многие эвакуированные жители, а некоторые и вовсе не стали покидать свои дома. Им рассказывали о смертельном воздействии радиации на человека, они каждый день наблюдали ликвидаторов аварии, одетых в защитные костюмы. Но были убеждены, что их лично происходящее не касается. И то, что они тщательно прибирались в домах, «отмывая радиацию», и безмятежно радовались урожаю и размеру грибов, не объясняется одной лишь безграмотностью. Скорее, это своеобразный самогипноз, который защищал придуманную ими реальность.

5 знаменитых эскапистов

  • Римский император Диоклетиан в 305 году отрекся от власти и поселился в Салоне (нынешняя Хорватия), где мирно выращивал капусту.
  • В 1891 году непонятый на родине французский художник Поль Гоген уехал на Таити в поисках уединения, а нашел сифилис и раннюю смерть.
  • Голливудская звезда Грета Гарбо в 35 лет оставила кино и скрылась от публики. Говорят, она хотела остаться в памяти зрителей молодой.
  • Последние десять лет жизни американский миллиардер Говард Хьюз (он, кстати, участвовал в разработке , по его биографии был снят фильм «Авиатор») провел взаперти в своем отеле в Лас-Вегасе, спасаясь от микробов.
  • В 1952 году 28-летний француз Ален Бомбар , оставив перспективную карьеру врача, первым переплыл Атлантику на надувной лодке «Еретик».

Интересный факт. Оксфордский профессор филологии Джон Роналд Руэл Толкиен (1899-1973) — не только основатель жанра «фэнтези», но и крупнейший в XX веке теоретик эскапизма. В своем эссе «О волшебных сказках» он писал:

«Я считаю, что бегство от действительности — одна из основных функций волшебной сказки… Пораженные недугом современности, мы остро ощущаем, что служим злу. А это вызывает желание бежать — не от жизни, а от современности и от созданного нашими же руками уродства».

Не случайно именно Толкиен дал начало движению «ролевиков» — людей, всерьез входящих в роли эльфов и прочих героев «Властелина колец».

Куда ведет эскапизм?

Решившись покинуть берег привычной реальности, начинающий эскапист может прибиться к разным берегам. И везде у него будут свои примеры для подражания.

Погружение в себя

Медитация. Английский писатель Олдос Хаксли (1894-1963) после смерти любимой жены увлекся восточными техниками медитации, а потом стал пропагандировать «расширение сознания» при помощи ЛСД.

Сектантство. Голливудский актер Джон Траволта в период спада в своей карьере увлекся учением Рона Хаббарда — основателя секты сайентологов и писателя-фантаста. Траволта даже поставил на свои деньги фильм по роману Хаббарда «Поле битвы — Земля».

Наркомания. Английский писатель Томас де Куинси (1785-1859) в погоне за острыми ощущениями начал курить опиум и втянулся. Свой опыт он описал в «Исповеди опиомана» — бестселлере своего времени.

Компьютерные игры. Культовый писатель Виктор Пелевин — заядлый геймер. Он увлекается компьютерными играми уже лет двадцать назад и активно отражает это в своем творчестве.

Физический уход от мира

Монашество. Путешественник и востоковед Александр Булатович (1870-1918) из-за несчастной
любви ушел в монастырь на Афон. Перед революцией он вернулся в Россию, где был убит бандитами.

Странничество и отшельничество. Украинский философ Григорий Сковорода (1722-1794) бросил преподавательскую карьеру и стал бродить по дорогам, излагая свои идеи всем желающим. Перед смертью он сочинил для своей могилы надпись: «Мир ловил меня, да не поймал».

Виртуальность телевидения. Руководство хозяйства «Вагайский» Омутинского района вынуждено было пересмотреть расписание дойки коров в дни, когда шел сериал «Богатые тоже плачут». Для миллионов женщин судьбы любимых героев становятся важнее реальных проблем их собственной жизни.

Подмена реальной жизни виртуальной

Ролевые игры. Бурный успех романов Толкиена в 1980-е годы породил движение «ролевиков». Сегодня они переодеваются не только в эльфийские наряды, но и в кольчуги русских богатырей или мундиры героев Бородинской битвы.

Алкоголизм. Писатель-романтик Эдгар По (1809-1849) в поисках вдохновения регулярно прикладывался к бутылке, пока не стал алкоголиком. Заснув однажды пьяным на скамейке он простудился и умер от пневмонии.

Как уйти в монастырь?

Как уйти в монастырь. «Уйду в монастырь!» — патетически восклицал какой-нибудь водевильный папаша, доведенный до отчаяния непослушными детьми. Но многие готовы на самом деле выбрать монастырь местом жительства. Что для этого нужно? Во-первых , посещать храм, регулярно исповедоваться, знать основы веры. Во-вторых , быть холостым (вдовым, разведенным), не иметь на попечении детей или стариков-родителей: монах должен быть свободен от мирских забот. Обязательное условие — благословение духовного отца или приходского священника. На пути в монахи человек проходит этапы трудничества и послушания. Послушник живет в монастыре постоянно, но не принимает пострига и может в любой момент уйти. Монаху это сделать сложнее, ведь он принимает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Их нарушение или оставление обители без разрешения настоятеля считается тяжким грехом. В некоторых обителях монахи-новички проходят еще этап «искуса» — испытания тяжелой работой и чрезмерно строгим обращением. Ведь в монашеском коллективе свои градации, и лишь те, кто пройдет все соблазны, могут надеяться на карьерный рост.

©При частичном или полном использовании данной статьи - активная гиперссылка ссылка на познавательный журнал сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА

Бывает, наваливается так много проблем, что единственное средство спастись от них - это сделать шаг в сторону от реальности и побродить по закоулкам фантазии. Кто-то, забывая о нужном, взахлеб читает фэнтези, кто-то смотрит сериалы, кто-то погружается в киберпространство - способов ретироваться, похоже, существует больше, чем способов справиться с трудностями. Правда, велик соблазн остаться в мире иллюзий навсегда. Зачем мы убегаем от самих себя и куда, собственно, бежим? Попробуем разобраться с этим вопросом сегодня.

Что такое эскапизм и кто такие эскаписты

«Посмотрите на свою жизнь. Есть ли в ней что-то, с чем вы избегаете иметь дело? Работа? Ответственность? Отношения? Одиночество? Прошлое? Проблемы со здоровьем? Вредные привычки? Финансовые трудности? Если вы ответили «да» хотя бы на один из пунктов, можете смело считать себя эскапистом», - так написано на одном из американских порталов по психологии. Смысл изречения понять не сложно: у абсолютно любого человека найдется что-то, о чем хочется ненадолго или навсегда забыть. Но вот определить ту тонкую грань между безопасным «отвлечься и помечтать» и «побегом от жизни» довольно сложно.

Феномен эскапизма довольно скудно освещен в научной литературе и чаще трактуется на бытовом уровне. Эскапизм (от англ. escape - сбегать, уходить) в самом безобидном своем проявлении - это временный уход от насущных проблем. Само по себе явление «психологического дезертирства» появилось сотни десятков лет назад - как только у человека отпала необходимость ежедневно бороться за выживание и появилась возможность заниматься чем-то для души. Эскапистами были все великие мира сего, только кто-то с концами уходил в мир творчества или науки (вспоминаем известных нам сумасшедших ученых или художников), а кто-то всё-таки мог совмещать иллюзорную жизнь с жизнью реальной.

А вот термин «эскапизм» впервые стал мелькать в словарях в 1940-х годах, но распространение получил несколько позже - одновременно с модой на чтение литературы в жанре фэнтези. Поэтому основоположником движения эскапистов часто называют автора-фантаста Джона Толкина.

Правда, в отличие от современных психологов, писатель интерпретировал уход от реальности исключительно с положительной точки зрения. Об этом он говорит в своей небольшой, но ёмкой «Волшебной сказке»: «И только любовь к сказкам может сохранить в нас или вернуть нам детство, то есть детский взгляд на мир». Толкин был твердо уверен, что лишь умение фантазировать делает человека по-настоящему счастливым: где, как не у себя в голове, мы являемся теми, кем хотим быть? Эти идеи в свое время попали на благодатную почву: свободолюбивая молодежь 1960-х стала трактовать его книги как аллегорию борьбы со сложившимися общественными порядками.

В 2000-х годах, после экранизации популярной кинотрилогии «Властелин колец», любовь к Толкину вылилась в массовую субкультуру ролевиков - людей, которые демонстрируют свое альтер-эго, одеваясь в персонажей произведений. Причем иногда это приобретало довольно странные формы: во время переписи населения 2002 года в России поклонники писателя, заполняя опросные листы, в графе «национальность» указывали «эльф» или «хоббит».

Интересно, что большая часть толкинистов не сомневается, что мир, описанный в книгах, когда-то существовал и его возможно воссоздать. Это пример, пожалуй, самой изощренной формы эскапизма. Сюда же можно отнести косплееров - людей, которые переодеваются в героев мультфильмов, аниме, видеоигр, комиксов и предстают в этих образах на тематических фестивалях. Кто-то из них настолько проникается ролью, что и в обычной жизни ведет себя несколько… подозрительно. Естественно, не нужно всех грести под одну гребенку: для многих это лишь хобби, никак не влияющее на повседневность.

Косплей на персонажа Кена Канеки из аниме “Токийский Гуль”

Куда и зачем мы бежим?

Как правило, всё куда более банально. Условно эскапизм можно разделить на три вида, в зависимости от того, что нас заставляет уходить: сама по себе реальность, вечные проблемы или преходящие неприятности. К «бегущим от действительности» можно отнести людей с патологическими зависимостями: страдающих алкоголизмом, наркоманией или игроманией, да и всех тех, кто зашёл в тупик и не видит из него выхода.

И, наконец, третий вид - побег от неприятного - это самое, как считают специалисты, здоровое проявление эскапизма: каждому иногда нужно взять передышку, чтобы потом приняться за дело со свежей головой и просветленным разумом.

Можно и нужно ли бороться с эскапизмом?

По крайней мере, официальный статус болезни эскапизму еще не присвоили: такого понятия нет в медицинских справочниках. Но порой человек настолько сильно зарывается в несуществующих ценностях, что это превращается в настоящую манию - такие случаи нужно и важно лечить.

Происходит это примерно так: мысленно находясь там, где комфортно и приятно, он ощущает себя абсолютно счастливым, а выглянув вдруг наружу, осознает, что жизнь проходит мимо, и настоящие удовольствия подменяет некачественный суррогат. Часто это осознание бывает настолько горьким, что заставляет еще дальше уходить от действительности, и, в конце концов, появляется вероятность окончательной потери связи с реальностью.

Универсальных советов по возвращению к жизни не существует: каждый помогает себе сам. Повторимся: иногда мы используем эскапизм как средство самозащиты и тем самым спасаем себя от бесконечной рутины. Главное понимать, что именно заставляет нас прятаться, и может быть, тогда станет ясно, с чем нужно бороться. Не менее важно прислушиваться к своим истинным желаниям и хотя бы попытаться начать их реализовывать - ощущения от этого процесса не сравнятся ни с одним сериалом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .