Факты о мореплавателях. Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты


10 место:
Долгое время моряки вообще не знали, куда они двигаются. Первая морская карта была составлена только во II веке до нашей эры, а до этого вся навигация сводилась к тому, чтобы выпустить птицу и плыть туда, куда она полетела: дескать, птица-то уж точно знает, где берег. К сожалению, проверить насколько надежным был такой метод - невозможно. Те, кто доплывали, говорили, что птица летела правильно, а у тех, кто не доплыл - спросить уже не получится.

9 место:
Полинезийцы подвешивали на мачту продырявленную во многих местах скорлупу кокосового ореха, и по тону свиста определяли, куда пирога плывет.

8 место:
В Европе кокосовых орехов, к сожалению, не растет, поэтому древние викинги использовали в качестве компаса ложку с длинной ручкой. Главный викинг перегибался через борт, зачерпывал этой ложкой водичку, задумчиво прихлебывал и потом авторитетно говорил: "Правильно плывем - вода не такая соленая и родными помоями пахнет!" Можете не верить, но викинги по этому компасу почти всегда доплывали правильно.

7 место:
А вот как оригинально использовал советский Минморфлот особенности линии перемены дат: в 50-х годах вышел специальный приказ - чтобы советские суда пересекали эту линию только с востока на запад. При этом один день выпадает, и зарплату за него можно не платить.

6 место:
А знаете, зачем на носу парусных кораблей устанавливали фигуры чудесных женщин? Они скрывали туалеты! Поскольку, если поставить туалет на корме, попутный ветер будет задувать все на корабль, а с носа все запахи отлично сносит. Слово гальюн произошло именно от названия "галеонные фигуры".

5 место:
Термин "небоскреб" - тоже морской. Так назывались самые верхние треугольные паруса еще 200 лет назад. С ними, кстати, иногда были проблемы: при сильном ветре они начинали гнуть мачту, так что на мостике всегда стоял капитан с пистолетом. Когда мачта уж слишком сгибалась, он стрелял в небоскреб, парус рвался и все приходило в норму.

4 место:
Русский язык получил у моряков слово "каталажка": на старинных русских судах-расшивах провинившихся сажали в клетушку, где хранился такелаж.

3 место:
Морской способ накрывать на стол. При качке на кораблях никогда не используются сухие скатерти. Столы накрывают мокрыми, чтобы тарелки не падали на пол.

2 место:
Уборка. Знаете, почему корабли так тщательно драят? Чтобы у матросов не оставалось свободного времени. Если им нечем будет заняться, они начнут думать, а от этого возникают революционные ситуации. Раньше после таких ситуаций моряки уходили в пираты.

1 место:
И именно с пиратами связан самый удивительный факт. В знаменитой своими пиратскими похождениями Англии все пираты имели специальные свидетельства о том, что они пираты. А для того, чтобы такое свидетельство получить, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своем безукоризненном моральном облике.

Рубрики:
Метки:

Процитировано 2 раз

Джек_Северянин Пятница, 14 Октября 2011 г. 21:43 ()

Многие из этих интересных фактов обыкновенная выдумка дилетантов далёких от моря, особенно про викингов и каталажку. Про викингов есть статья "Викинги использовали в море "каменный GPS", выяснили ученые".
Приведу эту статью, почитайте:

Международная группа ученых раскрыла одну из тайн викингов, выяснив, каким образом у них получалось точно ориентироваться на море в условиях густого тумана. Викинги отличались в раннее Средневековье особым умением совершать плавания на далекие расстояния в любую погоду.
"Как сейчас установлено, в эпоху, предшествовавшую изобретению компаса, они использовали для определения своего местоположения по отношению к Солнцу полудрагоценный "солнечный камень", известный также как гелиолит", - отмечает журнал Scientific American.
Этот камень, представляющий собой разновидность полевого шпата, обладает способностью преломлять попадающие на него даже слабые лучи света и тем самым дает возможность узнать даже в густом тумане положение Солнца, рассказывает ИТАР-ТАСС.
По мнению ученых, викинги могли использовать не один, а сразу несколько камней для повышения точности расчетов. Чтобы определить положение Солнца, камень следовало поднять вверх и исследовать, как распределятся по его поверхности появившиеся на нем отблески света. Это позволяло вычислить положение Солнца - даже закрытого толщей тумана, облаками или скрывшегося за горизонтом.

Определять местонахождение Солнца за облаками было действительно необходимо, поскольку во время полярного лета постоянный дневной свет не позволяет увидеть звезды, а компас тогда еще не изобрели, к тому же вблизи Северного полюса компас мало помогает.
Секрет солнечного камня держался викингами в глубокой тайне и был известен лишь ограниченному кругу лиц. Последние занимали особое положение советников во время крупных военных морских походов.
Упоминание об ориентации судов викингов по драгоценным камням содержится в нескольких древних сагах. Однако научные круги скептически относились к данным фрагментам, считая их художественным вымыслом. Но сейчас ученым удалось восстановить древнюю секретную технологию ориентации в тумане с помощью солнечного камня.
Некоторые историки утверждали, что способ срабатывал только в случае, если кристалл направляли на участок ясного неба. Но в подобных случаях положение Солнца можно установить и невооруженным глазом - по отблескам на краях облаков, например.

Но ученые с 2005 года исследовали поляризацию света. Например, однажды они сфотографировали облачное небо в Северной Финляндии через 180-градусную линзу и попросили добровольцев определить местонахождение Солнца. Поскольку подопытные допускали ошибки, отклоняясь от истинного местонахождения светила иногда на целых 99 градусов, стало ясно, что невооруженным взглядом человек не может найти Солнце при столь плотной облачности. А значит, и викинги не могли обойтись без дополнительного инструмента.
Эффективность солнечного камня была проверена также в 2005 году - ученые пересекли Северный Ледовитый океан на шведском ледоколе "Один", успешно определяя местонахождение Солнца в различных погодных условиях.


10 место:
Долгое время моряки вообще не знали, куда они двигаются. Первая морская карта была составлена только во II веке до нашей эры, а до этого вся навигация сводилась к тому, чтобы выпустить птицу и плыть туда, куда она полетела: дескать, птица-то уж точно знает, где берег. К сожалению, проверить насколько надежным был такой метод – невозможно. Те, кто доплывали, говорили, что птица летела правильно, а у тех, кто не доплыл – спросить уже не получится.

9 место:
Полинезийцы подвешивали на мачту продырявленную во многих местах скорлупу кокосового ореха, и по тону свиста определяли, куда пирога плывет.

8 место:
В Европе кокосовых орехов, к сожалению, не растет, поэтому древние викинги использовали в качестве компаса ложку с длинной ручкой. Главный викинг перегибался через борт, зачерпывал этой ложкой водичку, задумчиво прихлебывал и потом авторитетно говорил: “Правильно плывем – вода не такая соленая и родными помоями пахнет!” Можете не верить, но викинги по этому компасу почти всегда доплывали правильно.

7 место:
А вот как оригинально использовал советский Минморфлот особенности линии перемены дат: в 50-х годах вышел специальный приказ – чтобы советские суда пересекали эту линию только с востока на запад. При этом один день выпадает, и зарплату за него можно не платить.

6 место:
А знаете, зачем на носу парусных кораблей устанавливали фигуры чудесных женщин? Они скрывали туалеты! Поскольку, если поставить туалет на корме, попутный ветер будет задувать все на корабль, а с носа все запахи отлично сносит. Слово гальюн произошло именно от названия “галеонные фигуры”.

5 место:
Термин “небоскреб” – тоже морской. Так назывались самые верхние треугольные паруса еще 200 лет назад. С ними, кстати, иногда были проблемы: при сильном ветре они начинали гнуть мачту, так что на мостике всегда стоял капитан с пистолетом. Когда мачта уж слишком сгибалась, он стрелял в небоскреб, парус рвался и все приходило в норму.

4 место:
Русский язык получил у моряков слово “каталажка”: на старинных русских судах-расшивах провинившихся сажали в клетушку, где хранился такелаж.

3 место:
Морской способ накрывать на стол. При качке на кораблях никогда не используются сухие скатерти. Столы накрывают мокрыми, чтобы тарелки не падали на пол.

2 место:
Уборка. Знаете, почему корабли так тщательно драят? Чтобы у матросов не оставалось свободного времени. Если им нечем будет заняться, они начнут думать, а от этого возникают революционные ситуации. Раньше после таких ситуаций моряки уходили в пираты.

1 место:
И именно с пиратами связан самый удивительный факт. В знаменитой своими пиратскими похождениями Англии все пираты имели специальные свидетельства о том, что они пираты. А для того, чтобы такое свидетельство получить, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своем безукоризненном моральном облике.

В душе каждый из нас исследователь. Почему люди поднимались на Эверест? Почему пускались в опасные путешествия через океан? Просто потому, что могли. Конечно, слава и богатство также играли свою роль, но, невзирая на мотив, путешествия сыграли важную роль в развитии человечества.

Сначала люди изучали свои континенты, затем переплывали океаны, чтобы исследовать другие земли. Сегодня мы опускаемся на дно океанов и всматриваемся в звездное небо над головой. И хотя объекты наших исследований постоянно меняются, мы всегда остаемся людьми, которыми всё так же движет любопытство.

Итак, давайте вернёмся в прошлое и вспомним истории великих путешественников и отважных мореплавателей былых времен. Некоторые из них просто невероятны, хотя эти люди совершали множество ошибок. Их время наполнено войнами, вероломством и золотом (и, конечно же, пиратами!), да и в наше время мало что изменилось.

В 1503 г. Колумб сел на мель на Ямайке по пути в Новый свет. Зная, что близится лунное затмение, он сказал местным жителям, что если они не помогут ему, то Луна исчезнет.

Чжэн Хэ был китайским адмиралом, дипломатом и путешественником Он достиг выдающегося положения в 1300-е годы, хотя прежде был оскоплённым рабом.

У знаменитого британского путешественника Дэвида Ливингстона однажды в Африке похитили все снаряжение и припасы. Чтобы получить еду от местных жителей, он был вынужден есть на огороженной веревками площадке, что служило дикарям развлечением.

В 1951 году на ежегодном обеде Общества Следопытов к столу был подан кусок мяса шерстистого мамонта возрастом 250 тысяч лет.

В 1911 году британский исследователь Джордж Мюррей Левик наблюдал факты некрофилии у антарктических пингвинов. Эти наблюдения не были опубликованы до 2012 года, т.к. в то время их сочли слишком нескромными.

Первые поселенцы Плимутской колонии были очень удивлены, когда американский абориген приветствовал их по-английски. Его звали Самосет и он обучился основам английского у рыбаков на побережье.

Когда Джеймс Кук впервые прибыл на Гавайи, туземцы приняли его за бога. Когда он приплыл второй раз, его корабли были повреждены штормом, что очень оскорбило местных жителей. Впоследствии они убили и съели Кука.

Лоуренс Отс, исследователь Антарктиды, получил обморожение и гангрену во время экспедиции. Чтобы не обременять своих товарищей, подвергая опасности их жизнь, он вышел из палатки в метель и погиб.

Остров Адмиралти на Аляске равен по размеру половине Йеллоустоунского парка и является обиталищем вдвое большего количества медведей гризли. Первые русские исследователи называли этот остров «Остров страха».

Арабский исследователь Ибн Фадлан однажды наблюдал похоронный ритуал викингов, во время которого молодая рабыня занималась сексом со всеми воинами племени, после чего была принесена в жертву, чтобы служить погибшему военачальнику в загробной жизни.

Труман Эвертс заблудился во время Йеллоустонской экспедиции. Он потерял лошадь, снаряжение, упал в гейзер и получил обморожение. Он был едва жив, когда его нашли 37 дней спустя.

Голландский исследователь Абель Тасман открыл Новую Зеландию и Тасманию во время своей первой экспедиции, но пропустил Австралию. И только во время второй экспедиции он понял, что именно он не заметил.

Во время арктической экспедиции в 50-х годах Питер Фрейхен смастерил зубило из своих экскрементов, чтобы высвободиться из-под лавины. Он также ампутировал сам себе обмороженные пальцы ног.

Когда английский исследователь сэр Уолтер Рэли взял в плен португальский корабль «Мадре де Деус», стоимость груза на этом корабле была сравнима с половиной национального достояния Англии.

Шотландский исследователь Дэвид Дуглас на Гавайях упал в яму-ловушку и был растоптан быком, упавшим в ту же яму.

Греческий путешественник Пифей был первым, кто увидел полярные льды и полярный день. Также он первым предположил, что Луна влияет на морские приливы.

В 1962 году французский исследователь Мишель Сифр два месяца прожил в ледяной пещере в полной темноте, чтобы доказать, что у человека есть внутренние биологические часы.

В Австралии есть гора Разочарование, получившая своё имя после того, как путешественники нашли вид с этой горы неидеальным.

Венесуэлла получила своё имя благодаря домам аборигенов, поднятым над водой, как в Венеции. Америго Веспуччи назвал это место «Маленькая Венеция» или «Венесуэлла».

Родриго де Триана, бывший капитаном на корабле Колумба, первым заметил землю, однако Колумб заявил, что уже заметил её несколько часов назад. Таким образом он гарантировал себе пожизненную пенсию, которую король Фердинанд обещал первому заметившему землю.

Во время путешествия по Южной Дакоте Хью Гласс был сильно изранен после атаки медведя гризли, и группа оставила его умирать. Ему пришлось проползти 200 миль до ближайшего поселения.

В 1600-х годах в Китае британские путешественники попробовали блюдо под названием «ки-чиап», смесь солёной рыбы и специй. Теперь оно известно нам как кетчуп.

В Австралии есть и озеро Разочарование. Когда путешественники, пройдя вдоль множества рек и ручьёв в поисках источника пресной воды, наткнулись на солёное озеро, они были очень разочарованы.

Английский исследователь Ричард Фрэнсис Бёртон мог говорить на 40 языках. Однажды он, замаскировавшись, проник в Мекку. Также он перевёл на английский Кама Сутру.

В 1925 году британский солдат Персиваль Харрисон Фосетт погиб в Амазонии в поисках Эльдорадо. За последнее столетие больше сотни людей погибло в попытках найти его останки. Последняя экспедиция выбралась живой только потому, что заплатила выкуп туземцам.


25 июня отмечается день мореплавателя. Решение о праздновании этого дня было принято в 2010 году государствами-членами Международной Морской организации, входящими в ООН. Резолюция, подписанная в филиппинской столице - Маниле, гласила, что этот день посвящён морякам торгового флота, которые до недавнего времени не имели своего праздника, в отличие от военных моряков

Несколько интересных фактах, связанных с одной из самых древних профессий - торгового мореплавателя.

Татуировка как оберег

Татуировка у моряков с давних времён считалась оберегом и опознавательным знаком. Традиция украшать тела татуировками распространилась по всему миру во многом благодаря Джеймсу Куку и его команде, которые в 70-х годах XVIII столетия посетили острова Полинезии в Тихом океане. Вернувшись из плавания в 1769 году, Кук привез с Таити не только само слово «tattoo» (на таитянском диалекте обохначает рисунок) , но и Великого Омаи - колоритного полинезийца, тело которого украшала целая галерея татуировок.

Среди моряков самыми популярными татуировками считались изображения моря, черной кошки, клевера с четырьмя листьями, подковы и многие другие. У многих моряков распространена была татуировка в виде звезды между указательным и большим пальцами рук. Чаще всего на тело наносили религиозные символы, у христиан это было, конечно же, распятие. По поверью, эти знаки приносили удачу, а также в случае гибели моряка по этим татуировкам можно было определить, какой веры утопленник, а значит - по каким обычаям его хоронить.

Моряки умели завязывать почти 500 морских узлов

Каждый моряк обязан был уметь быстро и правильно вязать десятки всевозможных узлов, причём делать это зачастую в потёмках или во время шторма на многометровой высоте. Самые древние узлы были найдены в Финляндии, они датируются неолитом (поздним каменным веком). Со временем искусство вязания узлов моряками было доведено до совершенства. От этого зависела безопасность судна под парусами. К расцвету парусного флота в морском деле насчитывалось почти 500 узлов. Как это ни печально, искусство вязать морские узлы исчезло вместе с парусниками.

«Паспорт» пирата

В Англии все пираты имели специальные «каперские свидетельства»(во времена парусников правительственный документ, разрешающий частному судну атаковать и захватывать суда, принадлежащие неприятельской державе). о том, что они являются пиратами. Для того, чтобы получить такой документ, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своём безукоризненном моральном облике.

Пиратство поощрялось государством

Сами главы государств давали разрешение на атаку тех или иных судов, принадлежащих неприятельственной державе. Например, королева Англии Виктория поощряла пиратство против испанских кораблей

Серьга в ухе как знак привилегии

Моряки верили, что серьга в правом ухе оберегает от ослабления зрения и ревматизма. Большую золотую серьгу носили моряки, прошедшие мимо мыса Горн (крайняя южная точка архипелага Огненная Земля, расположен на острове Горн.) , где почти круглый год стоит штормовая погода. Такой мореплаватель имел право на одну бесплатную кружку спиртного в портовых кабаках и даже мог безнаказанно класть ноги на стол.

Изображение женщин на носу корабля

Широко известно, что присутствие женщины на корабле было недопустимо, но на носовой фигуре изображались именно представительницы прекрасной половины человечества. Величественные богини, таинственные русалки, изящные туземки придавали незабываемое очарование быстроходным парусникам. Моряки свято верили, что женская красота усмирит любую непогоду и заставит ветер развеять шторм. В древности ростра(от лат. rostrum - клюв, носовая часть корабля.) изображала также и мифических животных, использовалась в виде тарана и имела функцию устрашения.Кроме того, за этой фигурой также скрывался гальюн (туалет). Выбор места не случаен: нос корабля - самая продуваемая ветрами часть судна.

Неприкосновенный сундук

Интересен обычай, свято соблюдаемый во всех флотах, - признание неприкосновенности сундука или чемодана, в котором моряк хранил своё имущество. Отсюда ненадобность замка, полное отсутствие воровства в матросской среде. Однако после русско-японской войны на русском флоте морские устои пошатнулись, и воровство стало обычным делом среди матросов.

Обед на мокрой скатерти

У моряков был обычай накрывать стол только мокрой скатертью, чтобы миски не скользили по столу и не падали во время качки.

Морские небоскрёбы

Слово «небоскрёб» имеет морское происхождение. Так назывались самые верхние треугольные паруса ещё 200 лет назад. При штормовом ветре они начинали гнуть мачту настолько сильно, что на мостике всегда стоял капитан с пистолетом. Когда мачта уж слишком сгибалась, он стрелял в парус, парус рвался, и всё приходило в норму.

Женщина на корабле - к несчастью

Известно, что женщин на корабль не пускали (кстати, как и юристов и служителей культа). Присутствие при закладке корабля девственниц, особенно рыжих, считалось плохим предзнаменованием. Считалось, что если на корабль взойдёт представительница прекрасного пола, то нужно ждать беды. Норвежские корабелы никогда не начинали постройку судна в пятницу, в день красивой и коварной богини любви Фрейи, недоброжелательности которой опасались все моряки. В странах Ближнего Востока считали, что если женщина, не имеющая детей, ночью взойдёт на недостроенное судно или коснётся его, унесёт с него какой-нибудь предмет, то в скором будущем она обязательно станет матерью.

Впрочем, несмотря на запрет на присутствие женщин на корабле, существовало и другое поверье - рождение ребёнка на судне во время плавания считалось счастливой приметой и приносило удачу кораблю.

Купание на экваторе

Моряки, которые впервые пересекали экватор, обязательно купались в его водах. Но и это еще не всё! Когда команда пересекает экватор, строго-настрого запрещено: плевать за борт, садиться на кнехты, бриться, становиться без необходимости спиной к лобовым иллюминаторам (по направлению движения судна), вносить на борт рыбацкие сапоги на плече.

10 место : Долгое время моряки вообще не знали, куда они двигаются. Первая морская карта была составлена только во II веке до нашей эры, а до этого вся навигация сводилась к тому, чтобы выпустить птицу и плыть туда, куда она полетела: дескать, птица-то уж точно знает, где берег. К сожалению, проверить насколько надежным был такой метод – невозможно. Те, кто доплывали, говорили, что птица летела правильно, а у тех, кто не доплыл – спросить уже не получится.


9 место : Полинезийцы подвешивали на мачту продырявленную во многих местах скорлупу кокосового ореха, и по тону свиста определяли, куда пирога плывет.


8 место : В Европе кокосовых орехов, к сожалению, не растет, поэтому древние викинги использовали в качестве компаса ложку с длинной ручкой. Главный викинг перегибался через борт, зачерпывал этой ложкой водичку, задумчиво прихлебывал и потом авторитетно говорил: "Правильно плывем - вода не такая соленая и родными помоями пахнет!" Можете не верить, но викинги по этому компасу почти всегда доплывали правильно.


7 место : А вот как оригинально использовал советский Минморфлот особенности линии перемены дат: в 50-х годах вышел специальный приказ - чтобы советские суда пересекали эту линию только с востока на запад. При этом один день выпадает, и зарплату за него можно не платить.


6 место: А знаете, зачем на носу парусных кораблей устанавливали фигуры чудесных женщин? Они скрывали туалеты! Поскольку, если поставить туалет на корме, попутный ветер будет задувать все на корабль, а с носа все запахи отлично сносит. Слово гальюн произошло именно от названия "галеонные фигуры".


5 место: Термин "небоскреб" – тоже морской. Так назывались самые верхние треугольные паруса еще 200 лет назад. С ними, кстати, иногда были проблемы: при сильном ветре они начинали гнуть мачту, так что на мостике всегда стоял капитан с пистолетом. Когда мачта уж слишком сгибалась, он стрелял в небоскреб, парус рвался и все приходило в норму.


4 место: Русский язык получил у моряков слово "каталажка": на старинных русских судах-расшивах провинившихся сажали в клетушку, где хранился такелаж.


3 место : Морской способ накрывать на стол. При качке на кораблях никогда не используются сухие скатерти. Столы накрывают мокрыми, чтобы тарелки не падали на пол.


2 место: Уборка. Знаете, почему корабли так тщательно драят? Чтобы у матросов не оставалось свободного времени. Если им нечем будет заняться, они начнут думать, а от этого возникают революционные ситуации. Раньше после таких ситуаций моряки уходили в пираты.


1 место: И именно с пиратами связан самый удивительный факт. В знаменитой своими пиратскими похождениями Англии все пираты имели специальные свидетельства о том, что они пираты. А для того, чтобы такое свидетельство получить, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своем безукоризненном моральном облике.