География. Физическая география и ее значение

Урок №1

«География как наука»

Мы приступаем к изучению нового предмета, который называется география.

Что изучает география и как возникла эта наука — вы узнаете на нашем уроке.

Мы живем на удивительной, красивой планете — Земля, нас окружает огромный и сложный мир, который мы считаем своим домом. Что мы знаем про нашу планету Земля? По каким законам развивается и поддерживает равновесие природа, которая нас окружает.

География долгое время занималась описанием природы земной поверхности и населения отдельных стран. Путешественники открывали новые земли и моря, несколько тысячелетий понадобилось, чтобы описать земную поверхность и составить географические карты.

Итак, ГЕОГРАФИЯ — наука, изучающая поверхность земли как среду, где возникло и развивается человечество. Название этой наук дал древне — греческий ученый Эратосфен. По-гречески «Ге» — Земля, «графо» — пишу.

— Ребята, так зачем же нам география?

Значение информации в наше время еще более возрос­ло: современный мир стал почти «единым». Сети Интер­нета и телефонов опутали его своей незримой паутиной, а главный фактор успеха в любом деле - владение инфор­мацией.

Какую же информацию для современного человека и лично для каждого из вас поможет получить география? Что для всех нас важно?

Во-первых, знание процессов развития природы и хозяйства. Это позволит ответить на множество вопросов.

  • Как «живет» наша природа?
  • Почему различаются природ­ные условия и виды деятельности человека в разных странах и регионах?
  • Куда отправляют товары из вашего города или района и откуда привозят к вам?
  • Как будет меняться природа и хозяйство вокруг вас?
  • Что ждет человека и всю нашу Землю в ближайшем и отдаленном будущем?

Во-вторых, практические вопросы, которые каждому приходится решать в по­вседневной жизни.

  • По какой дороге лучше доехать до дачи друга? Какой наилучший маршрут выбрать для поездки на летние каникулы?
  • Удобно ли по­звонить в 9 ч вечера из Москвы дедушке в Новосибирск?
  • В какое время года лучше отправиться в путешествие, например в Индию или Таиланд?
  • Откуда у нас дома еда на столе, и из какой страны домашняя техника?

В-третьих, выбор профессии. Военные, летчики и моряки обязаны хорошо знать географическую карту. Геологи - горные породы. Строители - особеннос­ти поверхности и грунта застраиваемого участка. Предприниматели - особеннос­ти размещения предприятий и связи между ними. Работники туристического биз­неса - все о разных странах и регионах.

ГЕОГРАФИЯ ПОМОГАЕТ НАМ ВИДЕТЬ ОБРАЗ МИРА И ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В НЕМ.

Какие задачи и методы у науки географии?

География - это наука не только о расположении географических объектов. Она изучает природу и общество - людей, ведущих совместную деятельность, создавших цивилизации и государства.

ГЕОГРАФИЯ — НАУКА отвечает на вопросы: Что? Где? Почему? Какие задачи и методы у науки географии?

Описание: где что находится, как живет, как развивается

Объяснение: почему это так происходит?

Прогноз: что будет через день, месяц, год, 10 лет?

Управление: как сделать так, чтобы…

В каждой науке есть свои методы исследований (метод исследования - это способ, путь познания).

Есть такие методы, которые используются в самых раз­ных науках:

  • логический,
  • исторический,
  • математический метод,
  • методы наблю­дения,
  • моделирования и др.

Они так и называются - общенаучные. Все они активно используются и в современной географии.

Но есть и такие пути познания, которые зародились в самой географии, - методы географической науки.

Самый древний из них - сравнительно-описа­тельный метод . Человек описывает какую-то новую для него местность и срав­нивает с той, которая ему уже известна. Давно используют в географии экспе­диционный метод - исследования непосредственно на местности.

Важнейший метод в географии - картографический. Ученые сначала наносят на карту объекты или явления, а затем изучают уже готовые карты. Карта дает очень много информации, и нужно научиться ее правильно читать. Это удиви­тельный труд, созданный Человеком. Многими из методов исследований восполь­зуемся и мы, изучая географию Земли.

ОПИСЫВАТЬ, ОБЪЯСНЯТЬ, НАБЛЮДАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ ПРОЦЕССЫ — ЗАДАЧИ НАУКИ ГЕОГРАФИИ. ДЛЯ ЭТОГО СУЩЕСТВУЮТ МЕТОДЫ ГЕО­ГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

I этап. Ознакомление и проработка теоретического материала.

1.1 Введение: география как наука. Методы географических исследований и источники географической информации.

Нельзя заниматься политикой и эконо­микой, не зная географии.

Каждая научная дисциплина вносит свой вклад в формирование наших представлений о мире. Роль географии в системе наук уникальна, так как только она дает представление и о природе нашей планеты, и о чело­веческом обществе, формирует образ конкретной территории. Геогра­фические знания и умения - один из необходимых элементов культуры.

♦ Как развивалась география как наука?

Определенными географическими знаниями обладали уже древние народы. Первые дошедшие до нас письменные сведения об этом отно­сятся к IV-III тыс. до н. э. Это в основном карты территорий.

Особое место в истории географии принадлежит эпохе Великих географических открытий. Главными стимулами для путешественников в то время были поиск новых торговых путей и военные завоевания.

В XVII-XIX вв. география наиболее интенсивно развивалась в за­рубежной Европе и России. Наряду с открытием и описанием новых земель географы занимались поиском закономерностей в размещении географических объектов. О широте и глубине географических иссле­дований того времени можно судить на примере работ Карла Риттера и Петра Семенова-Тян-Шанского.

Географическая мозаика: К. Риттер и П. П. Семенов-Тян-Шанский

К. Риттер (1779-1859) - немецкий географ, почетный член Петербургской ака­демии наук. Развил сравнительный метод в географии, применив его к изучению форм рельефа. В объяснении общественных явлений примыкал к школе так

называе­мого географического детерминизма, доказывающего решающее влияние природы на судьбы народов. Основной труд - «Землеведение». При жизни ученого вышло 19 томов, посвященных Азии и Африке. П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827-1914) - русский путешественник, географ, ботаник, энтомолог, статистик, общественный и государственный деятель. В 1856-1857 гг. совершил путешествие на Тянь-Шань, установил невулканическое происхож­дение гор, открыл обширную ледниковую область, исследовал оз. Иссык-Куль, соста­вил первую схему расположения хребтов Тянь-Шаня. За эти исследования в 1906 г. получил к фамилии приставку Тян-Шанский. Составил «Географическо-статистический словарь Российской империи». Был инициатором первой всеобщей переписи населения России. Предложил схему районирования России. Вместе с историком В. И. Ламанским руководил многотомным изданием «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». Был членом многих русских и иностранных научных об­ществ. Опубликовал трехтомную «Историю полувековой деятельности Русского гео­графического общества».

Основные цели современной географии - географическое обосно­вание рациональной территориальной организации общества и приро­допользования, создание стратегии экологически безопасного развития цивилизации. Важнейшие сферы интересов географии - процессы взаимодействия человека и природы, закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на локальном, региональном, национальном (государственном), континен­тальном, океаническом и глобальном уровнях.

♦ Какие элементы образуют систему научных знаний в географии?

Как и в любой другой науке, в географии сложилась своя система научных знаний. Известный отечественный географ Владимир Максаковский сформулировал их характеристики.

Учение - совокупность теоретических положений (теорий, кон­цепций и др.). Пример - учение о биосфере, ноосфере, природопользовании, происхождении культурных растений, почвах, географиче­ской оболочке, географической зональности, ПТК и др.

Теория - система основных идей в той или иной отрасли знания. Пример - теории тектоники литосферных плит, экономического райо­нирования.

Закон - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Примером могут служить законы происхождения и географического размещения почв мира, разработанные известным русским ученым-почвоведом Василием Докучаевым.

Закономерность - соответствие с законом, последовательное про­явление закона.

Концепция - совокупность наиболее существенных элементов те­ории, точка зрения, основная идея для понимания сущности опреде­ленных процессов и явлений. В экономической географии известны концепция опорного каркаса территории, выдвинутая в середине XX в. Николаем Баранским, концепция больших циклов Николая Кондратье­ва и др.

Гипотеза - предположение о причинах каких-либо явлений, не проверенное и не подтвержденное экспериментом. Примеры: гипотезы образования Солнечной системы, дрейфа материков, стабилизации численности населения Земли и др.

Понятие - мысль, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений; рассматривается как элемент учений, теорий, концепций и гипотез.

Термин - слово или словосочетание, обозначающее понятие и фиксирующее его в кратком изложении. Понятия и термины - это язык науки. Владение географической терминологией - первый шаг к овладению географической культурой.

♦ Какие источники содержат географическую информацию?

В современной географической науке, как и во всех сферах чело­веческой деятельности, поток информации постоянно возрастает. Су­ществуют различные источники получения географической информа­ции: статистические, картографические, исторические документы, на­учная литература, энциклопедии, периодические издания, Интернет и т. д.

Современный мир развивается очень быстро, ситуация меняется буквально на глазах. Для получения свежей информации можно широ­ко использовать источники в Интернете. Например, общие тенденции социально-экономического развития мира, отдельных его регионов и стран можно рассматривать на основе данных ООН (http://www.un.org/ russian). Оперативная информация о населении и хозяйстве России содержится на сайте Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru). Для получения наиболее полной и объективной ин­формации нужно использовать несколько разных источников.

♦ Какие существуют методы географических исследований?

Как и в любой другой науке, в географии существуют различные методы исследований. Некоторые из них являются типично географи­ческими, другие - общенаучными (рис. 2).

Особое место среди методов географических исследований зани­мает географическое прогнозирование, которое всегда было тради­ционным методом в географии. Без прогноза невозможно представить перспективы развития какой-либо страны или территории. Для того чтобы определить изменения конкретной территории, которые могут произойти в результате хозяйственной деятельности человека, ученые создают гипотезу будущего развития объекта. Например, создан географический прогноз развития ситуации в Аральском бассейне, где тесно переплетаются различные проблемы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

География - наука (точнее, система естественных и общественных наук), изучающая функционирование и эволюцию географической оболочки, взаимодействие и распределение в пространстве её отдельных частей и компонентов - в целях научного обоснования территориальной организации общества, размещения населения и производства, эффективного использования природных ресурсов, сохранения среды обитания человека, создания основ стратегии экологически безопасного устойчивого развития общества. Слово «география» произошло от греч. ge - м - «земля» и «grapho» - пишу. Важнейший предмет географического изучения - процессы взаимодействия человека и природы, закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на локальном, региональном, нац. (государственном), континентальном, океаническом, глобальном уровнях. Сложность объекта исследования обусловила дифференциацию единой географии на ряд специализированных научных дисциплин, что даёт основание рассматривать современную географию как сложную систему наук, в которой выделяются естественные (физико-географические), общественные (социально-географические и экономико-географические) науки, прикладные географические науки и географические науки, носящие интегральный (пограничный) характер. Физическая география включает комплексные науки о географической оболочке в целом: землеведение (общую физическую географию), ландшафтоведение (региональную физическую географию), палеогеографию(эволюционную географию). В процессе длительного развития географии сформировались частные науки о компонентах географической оболочки - геоморфология, геокриология, климатология и метеорология, гидрология (с подразделением на гидрологию суши, океанологию, лимнологию),гляциология, география почв, биогеография. В социально-экономическую географию входят общие науки: социальная география и экономическая география, а также география мирового хозяйства, региональная социально-экономическая география, политическая география. Частные социально-географические науки: география промышленности, география сельского хозяйства, география транспорта, география населения, география сферы услуг. К интегральным географическим наукам относятся картография, страноведение, историческая география. Развитие системы географических наук привело к формированию прикладных географических наук и направлений - медицинской географии, рекреационной географии, военной географии и др. Они также выполняют связующие функции между географией и другими научными дисциплинами. Стремление выявить общегеографические закономерности в развитии всех или многих компонентов географической оболочки, смоделировать их привело к становлению теоретического направления в географии. География как система наук сформировалась не сближением изолированно возникших географических наук, а путём автономного развития некогда единой географии и её расчленения на специализированные научные дисциплины - по компонентам, их сочетаниям, уровням исследования и степени обобщения, целевым установкам и практическим потребностям. Поэтому все частные географические науки, как бы далеко они ни разошлись друг от друга, сохранили общие черты географического подхода (территориальность, комплексность, конкретность, глобальность) и общий специфический язык науки - карту. В ходе своего развития география не изолировалась от других научных дисциплин. Как наука мировоззренческая, она тесно связана с философией и историей; при изучении природных компонентов географической оболочки укреплялись связи географии с физикой, химией, геологией и биологией, а при исследовании социосферы -- с экономикой, социологией, демографией и др. В свою очередь, география обогащает своей теорией и методологией смежные науки; наблюдается процесс географизации научного знания, выражающийся, в частности, в возникновении на стыках географии с другими науками таких динамично развивающихся научных направлений, как экология, демогеография, этническая география, районная планировка, региональная экономика. Методика географических исследований - это сложная система, включающая: общенаучные подходы и методы (математические, исторический, экологический, моделирования, системный и др.); конкретно-научные подходы и методы (геохимические, геофизические, палеогеографические, технико-экономические, экономико-статистические, социологические и др.); рабочие приёмы и операции получения информации (балансовый метод; дистанционные методы, в т. ч. авиакосмические; лабораторные методы, напр. спорово-пыльцевой анализ, радиоуглеродный метод; анкетирование; выборочный метод и др.); методы эмпирического и теоретического обобщения информации (индикационный, оценочный, аналогов, классификации и др.); методы и приёмы хранения и обработки информации (на электронных носителях, перфокартах и др.). Особая функция географии - получение, обобщение и распространение знаний о нашей планете и закономерностях её естественно-исторического развития, о странах, регионах, городах, местностях и населяющих их народах, об истории открытия и освоения мира, о познании его с помощью космических средств. Важным аспектом общечеловеческой культуры на протяжении веков были географические открытия, которые не прекращаются до сих пор. Географические и картографические знания служат непременным элементом общего образования; географию преподают в начальных и ср. школах всех стран мира. географический наука природный

География - одна из древнейших наук. В процессе развития содержание её, а также само понятие географического открытия неоднократно менялись. На протяжении веков гл. содержанием географии было открытие и описание новых земель и океанских просторов. Тенденция фиксировать индивидуальные явления на поверхности Земли привела к становлению страноведения и региональных подходов. Вместе с тем стремление выявлять и объяснять черты их сходства и различия, объединять в сходные категории, классифицировать закладывало основы общей, или системной, географии. Уже античная средиземноморская цивилизация характеризуется фундаментальными достижениями в географии. Первоначальные попытки естественно-научного объяснения географических явлений принадлежат древнегреч. философам милетской школы Фалесу и Анаксимандру (6 в. до н. э.); Аристотель (4 в. до н. э.) ввёл представление о шарообразности Земли; Эратосфен (3-2 вв. до н. э.) довольно точно определил длину окружности земного шара, сформулировал понятия «параллели» и «меридианы», ввёл термин «география»; Страбон (1 в. до н. э. - 1 в. н. э.) в 17 томах обобщил страноведческие знания по географии; Птолемей (2 в. н. э.) в своём «Руководстве по географии» заложил основы для построения карты Земли. В Средневековье значительную роль в развитии географии сыграли арабские учёные-энциклопедисты Ибн Сина (Авиценна), Бируни, путешественник Ибн Баттута. Эпоха Великих географических открытий расширила горизонты научного мышления и утвердила представления о целостности мира. В 17-18 вв. наряду с продолжением географических открытий и описания Земли поступательно развивается теоретическая деятельность. Б. Варениус в «Генеральной географии» (1650) и И. Ньютон в «Математических началах натуральной философии» (1687) заложили основы физического мышления в географии. М.В. Ломоносов в сер. 18 в. первым высказал идею о роли фактора времени в развитии природы и ввёл в науку термин «экономическая география». Обобщение данных полевых экспедиций привело немецкого естествоиспытателя А. Гумбольдта (1845-62) к классификации климатов Земли, обоснованию широтной зональности и вертикальной поясности; он стал провозвестником комплексного подхода в географии. Во 2-й пол. 19 в. широкое распространение получили идеи географического детерминизма, утверждавшего, что географические факторы играют решающую роль в социально-экономическом развитии народов и стран. С усилением воздействия человека на окружающую среду эти идеи утрачивают свою притягательность; ныне их отголоски сохранились в энвайронментализме. На рубеже 19 и 20 вв. возникли концепции географического поссибилизма, исходившего из признания разнообразия форм взаимодействия человека с однородной пассивной окружающей средой, и учение А. Гетнера о географии как «хорологической науке», изучающей в осн. лишь пространственные отношения предметов и явлений на земной поверхности, не углубляясь в исследование внутренней сущности этих явлений и их развития. В это же время в творчестве В.И. Вернадскогобыла обоснована планетарная роль антропогенного фактора; он доказывал, что преобразование биосферы под влиянием осознанной человеческой деятельности приведёт к становлению ноосферы. Развитие географии в кон. 19-20 вв. связано с именами К. Риттера, П.П. Семёнова-Тян-Шанского, А.И. Воейкова, Ф. Рихтгофена, Д.Н. Анучина, В.В. Докучаева, А.А. Григорьева, Л.С. Берга, С.В. Калесника, К.К. Маркова, В.Б. Сочавы, В.Н. Сукачёва, Н.Н. Баранского, И.П. Герасимова. Специфика развития географической науки в 20 в. определялась в значительной степени традициями нац. школ - таких, как французская школа географии человека с её устойчивой социальной направленностью; германская школа с традициями углублённого теоретического анализа, регионального планирования и геополитики; англо-американская и шведская школы теоретической географии и широкого использования количественных методов. Российская географическая школа сформировалась под влиянием учений Докучаева о природных зонах, Вернадского о роли живого вещества в становлении современной природы Земли и эволюционно-стадиальном её развитии, Григорьева о географической оболочке и её динамических процессах, Берга о ландшафтном устройстве земной природы, Баранского о географическом разделении труда как пространственной форме общественного разделения труда и объективном характере формирования экономических р-нов. В кон. 20 в. на Земле проявились симптомы экологического кризиса: иссушение и эрозионное разрушение территории, сведение лесов и опустынивание, истощение запасов полезных ископаемых, загрязнение окружающей среды. Антропогенный вклад в оборот углерода, азота, фосфора, серы сравнялся с естественным, а местами стал преобладать над ним. Значительная часть поверхности суши необратимо преобразуется человеком. Усиливающаяся в мире глобализация наряду с позитивными тенденциями увеличивает разрыв между бедными и богатыми странами, обостряет старые и порождает новые глобальные проблемы человечества. Всё это ставит перед географией соответствующие задачи: исследование динамики природных, социально-экономических и геополитических процессов, прогнозирование глобальных и региональных социально-экономических и политических ситуаций, выработка рекомендаций по охране окружающей среды, оптимальному устройству и функционированию природно-технических систем в целях повышения безопасности человеческого существования и качества жизни людей. Особую роль в этом подходе играют экология и наука о природопользовании, формирующаяся на стыке физической и социально-экономической географии с экономикой и технологией. Обладая огромным интеграционным потенциалом, география объединяет самые разные отрасли знания и методы исследования для того, чтобы помочь решить важнейшую проблему нашего времени - обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие как всего человечества, так и отдельных людей, в какой бы стране мира они ни жили.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Процесс формирования экономической и социальной географии. Социально-экономическая география, представляющая общественное направление, как подсистема географических наук. Место Российской Федерации на мировом рынке и география ее внешней торговли.

    контрольная работа , добавлен 28.06.2012

    Общая характеристика социально-экономической географии как системы географических наук, изучающей территориальную организацию общества, ее законы и закономерности. Характеристика основных трудов Л. Гвичардини, М. Ломоносова, Б. Варениуса, В. Кирилова.

    презентация , добавлен 17.05.2014

    Оценка природных и социально-экономических условий, ресурсов, обусловливающих территориальную дифференциацию пищевой промышленности. Анализ сравнительной экономической эффективности основных отраслей, определение возможных перспектив и направлений.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2009

    Виды географических карт: физическая, политическая, климатических и природных зон, социально-экономического развития. Объекты, информационная емкость, использование географических карт. Экономическая и социальная география как самостоятельная отрасль.

    реферат , добавлен 03.04.2012

    Отраслевая экономическая география. Пространственное размещение промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта. Закономерности размещения производительных сил. Долгосрочные прогнозы развития экономических районов.

    реферат , добавлен 10.11.2006

    Исследование сущности экономической и социальной географии - учебной и научной дисциплины. Анализ методологии экономико-социальной географии, которая ориентирует на решение территориальных, социально-экономических, экологических и политических проблем.

    реферат , добавлен 29.05.2010

    Изучение политических, религиозных и социально-экономических предпосылок Великих географических открытий. Описания экспедиций и кругосветных путешествий Христофора Колумба, Френсиса Дрейка, Ф. Магеллана. Покорение Америки. Первые колониальные империи.

    презентация , добавлен 01.12.2013

    Основные методы географических и регионально-экономических исследований. Особенности размещения производительных сил. Пространственная организация общества. Направления развития региональных комплексов. Построение экономико-математических моделей.

    презентация , добавлен 20.10.2013

    Современное состояние и главные пути развития крупных экономических районов России. Правовые, социально-экономические и геополитические проблемы процесса функционирования российских свободных экономических зон в настоящее время, перспективы их создания.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2011

    Сущность концепций природно-ресурсного потенциала территории. Классификация и социально-экономический анализ мировых природных ресурсов, а именно минеральных, земельных (почвенных) и водных ресурсов. Значение экономической оценки природных ресурсов.