Главный герой повести мать горького. Характеристика и образ Павел Власов роман Мать (Горький Максим)

«Мать» Горького М.Ю.

Горький в драме «На дне» продолжает традиции русского критического реализма. Ho уже в романе « » (1906) художественно утверждается эстетика нового творческого метода, который значительно позже, в середине 30-х годов, получил название социалистического реализма. Критика второй половины 80-х годов подвергла пересмотру и сам термин «социалистический реализм», и то эстетическое, художественное явление, которое за ним стоит. Ho, как уже говорилось во введении, отрицать наличие этого художественного направления в литературе XX века бессмысленно, как бессмысленно и объявлять его единственным плодотворным в литературном процессе. Для нашей темы достаточно того очевидного факта, что в романе «Мать» Горький обосновывает новое качество реализма. В чем же оно состоит?

Писатель показывает распространение социалистических идей среди рабочих и пытается выявить, насколько они перспективны и актуальны, способны ли обогатить личность, пробудить ее к становлению и внутреннему росту. Предметом изображения в романном жанре является история становления человека как личности, его частная жизнь и судьба. В этом смысле Горький пытается выявить, насколько перспективны для человека, к ним приобщающегося, идеи социально-политической борьбы, обновления общества революционным путем. Иными словами, перед нами — социально-политический роман.

Ho его проблематика не исчерпывается лишь социально-политическим смыслом. Писатель утверждает новую концепцию личности, т. е. те представления о сущности человеческого характера, позитивных и негативные его качествах, о тех критериях оценки, с которыми он подходит к герою.

Горький воспринимает человека иначе, чем это было раньше, и судит его по другим законам, нежели судили до него. В этом в первую очередь проявляется новое качество реализма, заявленное в романе «Мать». Художник открывает и обосновывает новый тип отношений личности и типических обстоятельств, формирующих характер. Вспомните еще раз, что вопрос о соотношении характеров и типических обстоятельств — центральный для реалистического метода. Писатель-реалист утверждает связь между формированием характера и типическими обстоятельствами, оказывающими решающее воздействие на становление личности.

Ho новое качество реализма, проявившееся у Горького, реализуется в первую очередь в том, что он утверждает не только возможность и неизбежность влияния действительности на человека, но обосновывает неизбежность и необходимость обратного влияния: человека на действительность. Вспомните, что сами типические обстоятельства трактуются писателем предельно расширенно. Это не только среда, в которой живет герой, не только те ситуации, в которые он попадает в рамках своей будничной, повседневной жизни. В качестве типических обстоятельств Горький утверждает историческое время. Герой Горького оказывается лично ответственным перед своим временем, которое требует активного к себе отношения, активного взаимодействия с собой. История не дает человеку «спрятаться» в узкосословных рамках среды. Требование личного контакта, личного взаимодействия с важнейшими историческими закономерностями эпохи универсально: по Горькому, избежать его не может никто.

В этом предельном расширении рамок среды, типических обстоятельств, воздействовавших на героя, — огромное доверие к нему, но и огромный груз исторической ответственности, возложенный на него. Под силу ли окажется простому человеку войти в личный контакт с историческим временем? Именно этот вопрос определяет в основном проблематику романа «Мать».

Роман во многом построен на контрастах. Резко противопоставлены экспозиция и развязка, на контрастах строится система персонажей. Причем контрасты эти обусловлены самим временем, которое можно представить как движение и общества, и отдельного человека от сна к бодрствованию, от неведения и непонимания мира к его узнаванию и пониманию, как движение человека от тупого равнодушия к самому себе к осознанию своего человеческого достоинства, своих нерасторжимых связей с миром.

Крайние точки этого процесса, который и знаменует в горьковском романе движение истории, — образы Михаила и Павла Власовых, данные в экспозиции. Михаил Власов, «угрюмый, с маленькими глазами; они смотрели из-под густых бровей подозрительно, с нехорошей усмешкой»; он несет в себе «дикую силу, готовую бить беспощадно». Беда его — в замкнутости в узком мире слободки, в невозможности осмыслить окружающее бытие. Его жизнь представляется в романе как остановившаяся в своем развитии, несостоявшаяся.

Отсутствие развития, движения вперед подчеркивает образ застывшего времени: описывая рабочую слободку, писатель акцентирует заданность определенного ритма, повтора, неизбежного и неотвратимого: каждый день из года в год гудок фабрики собирает людей, а после смены выбрасывает их из своих каменных недр, каждый вечер люди проводят в кабаках, каждый воскресный день тоже определен раз и навсегда. Замкнутость времени в движении по кругу и замкнутость в самом себе человека трактуется Горьким как нереализовавшаяся жизнь: «день бесследно вычеркнут из жизни, человек сделал еще шаг к своей могиле». Однообразием дней и лет характеризуется в романе прошлое, которое измеряется не годами, а одинаково, однообразно прожитыми жизнями людей, целых поколений.

Павел Власов оказывается поначалу втянут в общее движение жизни, основанное на повторе: он «сделал все, что надо молодому парню: купил гармонику, рубашку с накрахмаленной грудью, яркий галстук, галоши, трость и стал такой же, как все подростки его лет». Развитие сюжета начинается в тот момент, когда мать замечает, что «сын ее становится непохожим на фабричную молодежь... что он сосредоточенно и упрямо выплывает куда-то в сторону из темного потока жизни».

Такова экспозиция романа. Дальнейшее развитие сюжета ведет к разрушению исходной ситуации и обоснованию возможности и необходимости иного бытия, воплощением которого становится образ Павла Власова — сознательного, грамотного революционера. С этого момента и начинается истинная история, истинное течение времени. Однако процесс становления Павла как революционера происходит как бы за кадром романного повествования и умещается всего в несколько строк третьей главы: «Так шли недели, месяцы и незаметно прошло два года странной, молчаливой жизни, полной смутных дум и опасений, все возраставших». В следующей, четвертой главе мы видим Павла Власова вполне сложившимся человеком с собственными убеждениями. «Я читаю запрещенные книги, — говорит он матери. — Их запрещают читать потому, что они говорят правду о нашей рабочей жизни... Они печатаются тихонько, тайно, и если их у меня найдут — меня посадят в тюрьму, — в тюрьму за то, что я хочу знать правду».

Мы не видим всей сложности пути, пройденного Павлом, — этот путь во многом скрыт от читателя. И Павел не становится главным героем произведения, его образ воплощает, скорее, цель конечного развития человека, как она мыслится писателем. Итак, два полюса, две противоположные точки в системе персонажей романа: Михаил и Павел Власовы. Михаил — одинокий, бессильный в своей озлобленности, противостоящий всем и вся, враждебный ко всему вокруг. Павел — окруженный соратниками, сподвижниками, товарищами.

В центр произведения Горький поставил мать. Это давало возможность сопоставить социальные идеи, обусловленные конкретно-историческим периодом развития общества, с вечными идеалами материнства. Идеи, которые приносит Павел, воспринимаются Ниловной не как абстрактная истина, а как самая близкая и понятная правда жизни, принесенная сыном: «все это задевает за сердце, наполняя его чувством гордости за сына, который верно понял жизнь своей матери, говорит ей о ее страданиях, жалеет ее». Даже страх за его судьбу отступает на второй план, потесненный гордостью за него, неодолимым желанием встать рядом с ним, продолжить его дело в революционной борьбе.

Ho дело не только в этом. Писателя интересовал сам процесс перехода из одного состояния в другое, от слепоты к прозрению, от замкнутости в собственной оболочке к активному единению с миром.

Так выявляется собственно романический аспект жанрового содержания: постижением процесса непрерывного роста человека обусловлена вся поэтика романа «Мать». Повествование (если не считать экспозиции, первых двух глав) субъективизировано, ориентировано на точку зрения героини: мы видим происходящее как бы ее глазами — этим и объясняется наивно-образное восприятие идей социализма, перевод их в конкретночувственную форму. В третьей главе, где Горький как бы обосновывает свое право переключить внимание читателя в план субъективного повествования, он несколько раз подчеркивает это: «она знала», «ей казалось», «она замечала», «какие-то новые слова, непонятные ей», «ей это нравилось», «иногда она думала» — текст пестрит ссылками на субъект повествования, на сознание матери, которое и становится теперь главным объектом художественного исследования.

В романе возникают два композиционных плана, практически неразделимые в художественном тексте: объективная действительность и сознание, стремящееся постигнуть эту действительность во всей полноте и сложности.

Роман повествует о том, как мир, доступный сознанию Ниловны, расширяется географически, вырастает от слободки с Дымным масляным воздухом, где дрожал и ревел фабричный гудок, до масштабов глобальных, когда героиня понимает, как в ее «тесной комнате рождалось чувство духовного родства рабочих всей земли», когда «говорили о французах, англичанах и шведах как о своих друзьях, о близких сердцу людях». Эмоциональное отношение к событиям далекой и совсем иной жизни, которая оказывается вдруг близка и нужна товарищам Павла, — очень важный для Горького момент. «Иногда мать поражало настроение буйной радости, вдруг и дружно овладевавшее всеми. Обыкновенно это было в те вечера, когда они читали газеты о рабочем народе за границей. Тогда глаза у всех блестели радостью, все становились странно, как-то по-детски счастливы, смеялись веселым, ясным смехом, ласково хлопали друг друга по плечам.

— Молодцы, товарищи немцы! — кричал кто-нибудь, точно опьяненный своим весельем.

— Да здравствуют рабочие Италии! — кричали в другой раз.

И, посылая эти крики куда-то вдаль, друзьям, которые не знали их и не могли понять их языка, они, казалось, были уверены, что люди, неведомые им, слышат и понимают их восторг».

Эта сцена дана глазами матери, как бы пропущена сквозь призму ее сознания. Она поражает, но и радует ее, ибо перед ней, как и перед товарищами Павла, раскрывается мир; она чувствует возможность изменить и улучшить его, встав рядом с сыном, рядом с его товарищами, рядом с немецкими и итальянскими рабочими, далекими от нее, но близкими ей. Если перевести мысли героини из плана образного, в котором она воспринимает социалистические идеи, в план философской терминологии, мы можем сказать, что героиня захвачена возможностью, открывшейся перед ней как человеком, личностью, ощутить и осмыслить себя не объектом, а субъектом истории; она потрясена перспективой исторического творчества, которая постепенно открывается перед ней.

Мир для героини расширяется не только географически, но и социально — она проходит путь от неграмотной, забитой женщины до сознательного революционера; ей доступно теперь осмыслить свое время, ощутить себя в прошлом, настоящем и будущем, ибо во имя будущего живет она теперь, а не хлопотами одного дня, похожего как две капли воды на день вчерашний и завтрашний.

Ориентированность повествования на сознание героини обусловлено творческим замыслом Горького: показать рост личности при активном контакте с историей, со своей эпохой. Это отразилось на композиции романа. В самом общем виде ее можно представить как перевернутую пирамиду: основанием ее будет экспозиция, где контакты личности и окружающего бытия сведены к минимуму, человек отчужден от враждебной ему действительности, от истинного потока времени, захваченный круговоротом серых, одинаковых будней. Появление «социалистов», прорастание новых, свободных мыслей приводит к постоянному расширению сфер контактов, взаимодействия личности и мира, их взаимного воздействия друг на друга. Высший идейно-композиционный план произведения — момент полного единения героя со своей эпохой, со своим временем, момент окончательного преодоления отчуждения от мира.

Постепенное движение героини к идеалу происходит под воздействием совершенно определенных, конкретных событий в жизни рабочей слободки. «Дни скользили один за другим, как бусы четок, слагаясь в недели, месяцы. Каждую субботу к Павлу приходили товарищи, каждое собрание являлось ступенью длинной пологой лестницы, — она вела куда-то вдаль, медленно подымая людей».

В творчестве Горького любая человеческая личность, сколь бы ни была она подавлена грузом повседневности, оказывается один на один с историческим временем: человек и история даны как бы в одном художественном масштабе, уравниваются в своих правах, и историческое время требует от человека активного взаимодействия с собой. В этом требовании, предъявленном герою, — открытие Горького. Он впервые в литературе лишил человека права жить в мире людей и в то же время как бы вне его, «жить все в бедных мыслях про самого себя, как цыпленок в скорлупе», — так осмысляет свою жизнь один из героев писателя, Матвей Кожемякин. Если раньше такой человек, внутренний изгнанник, мог заслужить даже уважение художника, то Горький рассматривает его жизнь как несостоявшуюся: он вычеркнут из времени и обречен блуждать по замкнутому кругу «бедных мыслей про самого себя».

Человеческая сущность героя, по Горькому, заключена в процессе его непрерывного роста и становления. Пелагея Ниловна Власова осмысляет себя как личность лишь после того, как перестает быть «маленьким человеком», каким мы видим ее в экспозиции. «Маленький человек» становится у Горького непрерывно растущим человеком. В романе Горьким утверждается доверие к человеческой личности, которое проявилось в утверждении возможности и необходимости взаимодействия человека и истории.

Равенство масштаба, в котором предстают в романе «Мать» личность героини и историческое время, оказывается возможным благодаря тому, что ситуация, в которую поставлена автором Ниловна, — соратничество с сыном в его борьбе — выявляет и умножает все ее лучшие человеческие качества, прежде всего способность и потребность любить, заложенную в каждой женщине, в каждой матери. Именно это чувство помогает становлению Ниловны как человека, способного продолжить справедливую борьбу сына. «Велико в вас материнское», — говорит Андрей Находка Ниловне. Благодаря взаимодействию общечеловеческого и конкретно-исторического начал расширяются связи героини с миром. Происходит единение частной человеческой жизни с историческим временем в целом.

В финальной сцене — сцене ареста — заключена кульминация философского сюжета романа: человек вступает в контакт с ведущими позитивными историческими закономерностями своей эпохи и обнаруживает способность своей волей объединять людей и — в перспективе — вести их за собой. Так Горький подходит к новому качеству реализма, заявленному в романе: революционная борьба мыслится не как форма насилия и разрушения, но как возможность личности активно влиять на обстоятельства и изменять, формировать их в своих целях.

Образ Павла Власова

Роман "Мать" обнаруживает совершенно четкую позицию автора по отношению к общественным преобразованиям; произведение проникнуто пафосом борьбы за переустройство жизни, что длительное время давало повод для весьма односторонней оценки его в рамках советской идеологии. За "героической борьбой нового поколения революционеров" не замечали /или не хотели замечать/ живых людей, с их внутренними противоречиями, страданиями, нравственными исканиями. И ведь именно внутренний духовный мир человека интересовал величайших русских писателей, произведения которых признаны классикой мировой литературы. Односторонний подход к данному произведению, навязанный коммунистической идеологией, несомненно, не может удовлетворить современного читателя.

Вероятно, более целесообразно будет рассматривать это произведение, исследуя духовный мир героев. Так, лучшие чувства, возникающие в сердцах, зовут людей на службу высокой и светлой идее. Но когда эта идея заслоняет собой все остальное, порабощая человека, она глушит в душе его те самые чувства, которые побудили его к служению ей.

Трагичен этот парадокс. И отчетливей всего проявляется он в образе Павла Власова, который рассматривался до недавнего времени как безоговорочно положительный. Но именно в нём проявляется сильнее всего "одержимость идеей", именно здесь это явление приобретает наиболее разрушительные формы. Стремление к своей, высокой цели, перерастая в фанатизм, подавляет в душе его такие вечные человеческие чувства, как сыновья любовь, любовь к дому, к женщине. Жестоко, не по сыновьи, говорит он матери, что обречен умереть за свою идею, не хочет слушать её перед демонстрацией.

Образ Павла Власова - рабочего-революционера в значительной мере определяет новаторскую сущность романа М.Горького. В этом образе воплощен главный смысл исторического времени, те тенденции его, которые устремлены в будущее.

На наш взгляд, анализируя образ Павла нельзя ограничиваться лишь поисками ответа на вопрос: как обыкновенный рабочий парень овладевал теорией и практикой революционной борьбы? Ведь путь Павла связан с внутренним ростом, со становлением характера, с решительными изменениями в психологии рабочего человека.

Рассмотрим один из самых ярких эпизодов где в полную меру выявляется величие духа молодого революционера, сила его идейной убежденности, неколебимая целеустремленность. В романе "Мать" есть ситуация: в ходе первомайской демонстрации наступает момент, когда голова толпы "точно ударилась обо что-то": улицу преграждала серая стена солдат. От этой молчаливой, неподвижной стены на рабочих повеяло холодом, и люди попятились, стали отходить в сторону, прижимаясь к домам и заборам. Но по-прежнему четко и ясно звучал голос Павла.

"Товарищи! - говорил Павел. - Всю жизнь вперед - нам нет иной дороги!"

Рядом с Павлом на демонстрации его товарищи - люди, сознательно выбравшие путь борьбы, не дрогнувшие при встрече с солдатами. Почему же впереди все-таки Павел? Почему он настаивает на своем праве нести знамя? Конечно, не честолюбивыми соображениями руководствуется он при этом, а интересами дела, которому служит: он первый начал работу по воспитанию масс в слободке, он стоял во главе социал-демократического кружка, к нему шли за советом, в него поверили. Он представлял партию революционеров, и когда партия возглавила политическую борьбу рабочих, он должен был встать на самом видном и опасном месте. От этого зависело отношение рабочих к революционной пропаганде, ж той правде, которая для Павла была дороже жизни.

Первой заявкой на самостоятельность был протест против побоев отца. Четырнадцатилетний подросток остановил занесенную над его головой руку и твердо заявил: "Больше я не дамся...".

Более серьезным свидетельством рождения личности является неудовлетворенность привычной жизнью фабричной молодежи, поиск иной дороги. Когда Павел расскажет Ниловне, что читает запрещенные книги, что за это могут посадить в тюрьму, мать, сердцем измеряющая все беды, грозящие сыну, вздохнет: "Опасно ты переменился, о господи!"

Независимый, смелый ум и большое мужество нужны были, чтобы вопреки столетним традициям, вопреки правилам и обычаям, которым подчинялись и отцы и деды, уйти с торной дороги, выбрать трудный путь в царство справедливости. Не значило ли это сделать тот шаг вперед, который под силу лишь героическим натурам?

И всегда Павел будет готов пойти навстречу опасности во имя Правды, понятой им. Когда на фабрике возникнут волнения из-за "болотной копейки", Власов встанет рядом с директором и от имени рабочих громко потребует, чтобы распоряжение о вычете копейки было отменено. А ведь за это могли прогнать с работы, арестовать.

Когда ощетинившаяся штыками стена солдат "ровно и холодно" двинется навстречу демонстрантам и Андрей невольно рванется вперед, чтобы загородить Павла, тот резко потребует: "Иди рядом, товарищ!,.. Впереди - знамя!"

Когда товарищи предложили Павлу бежать из тюрьмы, он отверг этот план: ему надо было "встать во весь рост", открыто, во весь голос провозгласить лозунги социал-демократии, изложить программу своей партии.

Портрет Павла почти всегда дается через восприятие матери, которая, тревожась за него, все-таки не может не любоваться и не гордиться им: "Глаза сына горели красиво и светло", "Его голубые глаза, всегда серьезные и строгие, теперь горели так мягко и ласково", "он был красивее всех", "Мать смотрела в лицо ему и видела только глаза, гордые и смелые, жгучие", "видела лицо сына, его бронзовый лоб и глаза, горевшие ярким огнем веры". Изображение сына через восприятие матери - один из приемов выражения авторской позиции. Заражая читателя чувствами матери, заставляя его гордиться и восхищаться Павлом, Горький утверждает свой эстетический идеал.

Вглядываясь в портретные характеристики Павла, нельзя не заметить, что в них повторяются те же определения, которыми обрисован Данко.

В сердце Павла тоже горит огонь любви к людям, и главный мотив его деятельности тот же, что и у героя легенды - "Что сделаю я для людей?"

Герой горьковской легенды -- символ, отразивший жажду героического дела, которая все отчетливее ощущалась в передовом русском обществе, в пролетарской среде на рубеже двух веков.

В реальных жизненных обстоятельствах решимость изменить мир во имя торжества Правды и Справедливости приводила пролетариев к идеям социализма. В конкретных исторических условиях формировался новый тип деятеля - сознательного рабочего, борца за социализм. В романе "Мать" Горький создает реалистический образ рабочего-революционера, показывает героя нового времени в типических жизненных обстоятельствах. Характер Павла Власова дан в развитии, в становлении, во внутреннем росте.

Вот Павел слушает мягкие упреки матери и словно впервые видит ее, замученную работой, приниженную страхом преждевременно состарившуюся, и впервые задумывается над ее судьбой. Эта жалость к матери, думы о ее жизни так естественны, так по-человечески понятны. В то же время, может быть, с этого момента и начинается духовное пробуждение Павла, работа сознания, которая приведет его на революционный путь: от мыслей о страданиях близкого человека - к раздумьям о жизни рабочей слободки - к осознанию исторической роли класса, руками которого делается все.

Вот первая речь о правде. Очень хорошо в ней чувствуются и убежденность, и молодость Павла. Он говорит взволнованно, горячо, радуясь, что нашел слова, понятные матери, - "юная гордость силою слова возвышала его веру в себя".

А после неудачной попытки организовать стачку Павел ходит сумрачный, усталый: "Молод, слабосилен я, - вот что! Не поверили мне, не пошли за моей правдой, - значит не умел я сказать ее!.." Но не отступает, верит: сегодня не поняли - завтра поймут. В общении с людьми, с массой рабочих он проверяет истинность знаний, полученных из книг, приобретает необходимый опыт, формируется как руководитель. И вот перед нами революционер со сложившимся мировоззрением, активный борец против существующего в мире зла. Его речь на суде не только зажигает, она убеждает неопровержимой логикой.

Среди приемов создания характера важную роль играют диалоги, споры, в которые невольно включается и читатель: сопоставляет позиции спорящих, вдумывается в высказанные ими мысли, отыскивает аргументы за или против. Одна из проблем, обсуждаемых на страницах романа, - сила разума и сердца. "Только разум освободит человека! - твердо сказал Павел". "Разум силы не дает! - возражал Рыбин громко и настойчиво. - Сердце дает силу - а не голова..."

Кто прав? В чем сила разума и в чем сила сердца?

Сила разума, в понимании Павла, - это прежде всего сила передовых общественных идей, революционной теории, которая позволяет увидеть глубинные процессы жизни, понять ее закономерности, словно прожектором, освещает путь в будущее. Однако передовые теории не плод холодных выкладок ума. Они появляются на основе тяжкого опыта многих поколений, зачастую оплачиваются подвигом самоотречения, бескорыстными жертвами.

Ниловна, думая о людях, которые "за народ страдают, в тюрьмы идут и в Сибирь", говорит: "Любят они! Вот они чисто любят!" И за Павлом пошли рабочие, потому что сердце его обращено к ним.

Выше отмечалось, что Павел часто предстает перед читателем, освещенный материнской любовью, и таким образом автор выражает свое отношение к герою. Но материнское восприятие сына и его дела проверяется еще мнением народным: в нем признали своего вожака рабочие слободки, его судьба волнует собравшихся у здания суда незнакомых матери людей, его имя с гордостью и восхищением произносят члены рабочих кружков в городе ("Он первый открыто поднял знамя нашей партии!"), листовки с его словом жадно выхватывают из рук Ниловны люди на вокзале.

В романе нет любовной интриги, которая зачастую была двигателем сюжета в известных учащимся русских романах XIX века. Однако вопрос о том, какое место в жизни революционера занимает любовь и семья, не раз возникает в ходе повествования о жизни Павла и его товарищей.

Человек, выбравший путь борьбы, должен знать, что ждет его семью, его детей, должен найти силы, чтобы перенести тоску по любимым и страх за них. Не меньше нравственных сил нужно и для того, чтобы, превыше всего поставив дело, отказаться от семьи. Но такое самоотречение вовсе не говорит об ущербности, о сердечной глухоте. Не на многих страницах романа речь идет о любви, но от этих страниц идет свет высокой человечности, нравственной чистоты. Целомудренна и строга любовь Павла и Сашеньки. Редки и скупы слова, в которых прорывается сдерживаемая нежность, зато эти слова драгоценны, так как подлинны. Тревожась за здоровье и за жизнь Павла, Сашенька понимает, что для него важней всего дело, и, разрешив себе немного помечтать о том, как она поселится в Сибири вместе с Павлом и, может быть, дети будут, она возвращается к действительности, готовая к новым расставаниям: ведь Павел не будет жить в Сибири, он обязательно уйдет, чтобы продолжать, борьбу. "Он не должен считаться со мной, и я не буду стеснять его. Мне будет тяжело расстаться с ним, но, разумеется, я справлюсь".

Как видим образ Павла - это образ человека, делающего, хотя и не по злому умыслу, несчастными тех, кому он дорог. Особенно это видно из истории его любви. В жизни перед ним постоянно возникает выбор между идеей и живой душой. И он выбирает идею… Поэтому образ Павла Власова на наш взгляд трагичен. В душе этого человека произошел разлад между самыми глубокими, корневыми, жизненными основами и идеей, целью, поставленной им самим.

Образ Андрея Находки

Осмысливая характер Павла, невозможно обойти Андрея Находку. Поставив этих героев рядом, писатель побуждает читателей сравнивать, сопоставлять их, а через это сопоставление глубже постигается смысл художественной картины и заключенная в ней оценка жизненных явлений.

Находка обычно нравится читателям. Он проще, понятнее, чем Павел.

Читатели обычно хорошо представляют внешний облик Андрея: нескладная длинная фигура, в которой было что-то забавное и располагающее к себе, круглая стриженая голова, мягкий свет голубых глаз и улыбку, такая широкая, что казалось, будто и "уши подвинулись к затылку". Находка привлекает читателей сердечностью, чуткостью, внимательным отношением к людям, готовностью помочь им.

Находка отвергает мир, в котором торжествуют злоба и ненависть. Он живет мечтой о том времени, когда на земле не будет войн, вражды, жестокости, лжи, "когда люди станут любоваться друг другом, когда каждый будет как звезда перед другим". Но разве это плохо, что в душе его так ясно, так ощутимо живет представление "о будущем празднике для всех на земле", что ему так хочется видеть людей добрыми, сильными, свободными и гордыми? Ведь именно эта светлая мечта, то "удивительное", что есть в его душе, делает его сильным и стойким, помогает на тернистом революционном пути.

Мы видим, как страдает Находка от того, что не помешал убийству мерзкого и жалкого шпиона Исайки, его сердце восстает против жестокости. Однако тут же Андрей говорит, что ради товарищей, ради дела он все может: "Если на пути честных стоит Иуда, ждет их предать - я буду сам Иуда, когда не уничтожу его!"

Он знает, что революция не будет бескровной, что победить можно лишь с оружием в руках, и в этой борьбе не место жалости к врагам народа: ведь "каждая капля их крови заранее омыта озерами народных слез..."

В романе Находка показан как последовательный и стойкий борец. Уже не раз он подвергался преследованиям, немало дней провел в тюрьмах, но не отступил, не испугался опасности. Никто из товарищей Находки не сомневается в чистоте, искренность его убеждений, в его надежности и верности. Об этом мягком и добром человеке Рыбин отзывается так: "Иной раз слушаю я, как он на фабрике говорит, и думаю - этого не сомнешь, его только смерть одолеет. Жилистый человек!"

Павел и Андрей - два разных характера. Однако они не противопоставляются писателем. Что лежит в основе крепкой дружбы этих, очень разных людей? Конечно, симпатия, интерес к другому человеку, потребность в общении с ним может возникнуть и безотчетно. Но настоящая дружба требует взаимного понимания, сходства основных жизненных позиций. Павел и Андрей единомышленники, соратники. Между ними часто возникают споры, но в спорах лишь укрепляется общность их взглядов. В главном они понимают друг друга и друг другу верят. Они везде рядом. Во время первомайской демонстрации Андрей готов нести знамя, чтобы главный удар принять на себя. И хоть Павел отстоял свое право идти впереди, Находка не отстает от него. В общем хоре голосов, поющих революционную песню, мягкий и сильный голос Андрея сливается с густым, басовитым голосом Павла. Вместе идут они на грозно ощетинившуюся шеренгу солдат. "Пока мы вместе - мы всюду пойдем рядом, - так и знайте!" - говорит Андрей Ниловне.

Может быть, самый трогательный момент в истории их отношений -"объяснение в дружбе" после того, как Андрей "дал трепку" Павлу, резким словом обидевшему мать (гл. XXIII первой части). Павел, смущенный, признает свою вину, растрогана Ниловна, в сердце которой ненадолго задержалась обида на сына. Потрясенный силой материнской любви, Андрей по-особому остро ощущает, как дороги ему эти люди - и сын, и мать. И вот наступает минута полного душевного единения, когда три сердца, переполненные любовью и благодарностью, сливаются в одно. Андрей "взглянул на мать и сына немного покрасневшими глазами и, мигая, негромко сказал:

Два тела - одна душа... В контексте произведения и этим образом, как и вообще сюжетной линией "Павел и Андрей", утверждается единство трудящихся разных наций, то интернациональное братство, о котором с таким воодушевлением говорили на занятиях кружка товарищи Павла Власова.

Две судьбы, тесно переплетшиеся в сюжете романа, развернутые почти с одинаковой полнотой, наводят на мысль, что оба героя необходимы в звучании основной темы - темы революции. Упорство и воля Павла, его ум, стремящийся понять причины всех явлений, отыскивающий в пестроте фактов связующую нить, железная логика его обвинений дополняются горячей устремленностью Андрея в будущее, его яркой мечтой о царстве доброты сердечной.

Если образом Павла писатель доказывает закономерность революции и достижимость будущего, то главный смысл образа Находки в том, чтобы перед читателями ощутимо, конкретно предстал во всей своей социалистический идеал, образ будущего.

Образ Пелагеи Ниловны

Центральным образом романа "Мать" является образ Пелагеи. Ниловна участвует во всех событиях романа. Название романа и вытекает из такой композиционной роли образа. Именно ей "поручено" сердцем судить и Рыбина, и Федю Мазина, и Софью. Её оценки людей в романе необыкновенно; она чувствует то, что ещё не видят другие; Её "сны" в романе - тонки и символичны. В романе "Мать" Горький показывает процесс обогащения естественной любви матери к своему детинцу чувством духовной близости. С образом матери связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека. Горький берет самый трудный вариант этого воскрешения. Во-первых, Ниловне - 45 - "бабий век", для женщины того времени это было много. Взять трудный вариант перерождения старого человека с уже сложившейся судьбой и характером. Во-вторых, Горький избирает в качестве своей героини женщину религиозную; писатель видит в вере матери определенную систему ценностей, взглядов на мир, помогающая ей жить; поэтому она так боится разрушения своей веры в бога. Значит, процесс перерождения матери связан с изменениями мировосприятия. В-третьих, Ниловна - женщина, а по традиционным представлениям роль женщины ограничивалась семьей и детьми, и это тоже осложняет её включение в активную деятельность. Главный источник процесса перерождения - материнская любовь. Из желания быть ближе к сыну или, по крайней мере, не рассердить его, вырастает стремление понять его и помочь ему. Но это только начало, затем её захватила сама идея. Судьба Ниловны - доказательство плодотворности революционных идей.

Главное изменение в Ниловне - преодоление страха перед жизнью. В ней жил страх перед новым обликом своего сына. Участие в делах сына, расширение круга знакомств помогает ей лучше понять и полюбить людей. Именно эта любовь, доброжелательность приводят Ниловну к тому, что она перестаёт бояться людей. Она становиться матерью для всех своих близких друзей и даже далеких людей. Душевное состояние Ниловны видно в её портретах: "Была она высокая, немного сутулая, её тело, разбитое тяжелой работой и побоями мужа, двигалась бесшумно и как-то боком, точно она боялась задеть что-то… Вся она была мягкая, печальная, покорная…".

Героем, несущим в себе духовное начало, в ком сильны лучшие человеческие чувства, является, несомненно, Ниловна. Могучая сила её материнской любви удерживает Павла от полного погружения и фанатическое безумие. Именно в образе матери наиболее органично соединились вера в высокую цель и богатейшим духовным миром. Здесь, безусловно, необходимо отметить глубокую и прочную связь Ниловны с народом, что всегда в русской литературе оценивалось как богатство души человека, его близость к истокам, корням национальной культуры. Идея окрыляет Ниловну, дает ей подняться, обрести веру в себя, но не перерастает в ее сознании в цель для фанатичного служения. Этого не происходит, вероятно, потому, что связь Ниловны с народными корнями очень крепка. Очевидно, именно эта связь определяет внутреннюю стойкость человека. Заметим, что Андрей Находка, соратник Павла, гораздо глубже его в духовном плане. Этот образ также близок к народу, об этом говорит его отношение к Ниловне: нежность, забота, ласка. У Павла этого нет. Автор показывает, сколько опасно для человека отдаляться от народных корней, когда утрачиваются все истинные духовные ценности.

Название романа выбрано писателем не случайно. Ведь именно мать /вечный образ/ является истинным, человечным, любящим, искренним образом.

Крестьянство в романе

Одной из главных смысло- и сюжетообразующих идей романа является мысль о единении людей в революционной борьбе.

Важной стороной единения людей в революционном деле является преодоление недоверия к человеку, особенно у людей разных социальных групп, прежде всего недоверие рабочих и крестьян к интеллментам. Горький трезво видит возникающие в ходе революционного процесса сложности, чутьём художника предугадывает пути их преодоления.

Тема крестьянства занимала Горького, потому что Россия исконно крестьянской страной, встаёт на путь революционной борьбы и вносит в эту борьбу традиции крестьянской идеологии и поведения.

В разговоре Павла и Андрея ярко проявляется горьковское отношение к данному: "Мы должны идти нашей дорогой, ни на шаг не отступая в сторону" - твёрдо сказал Павел.

И наткнуться в пути на несколько десятков миллионов людей, которые встретят нас, как врагов…

Мать понимала, что Павел не любит крестьян, а хохол заступается за них, доказывает, что и мужиков добру учить надо… Она больше понимала Андрея, и он казался ей правым…"

В качестве центрального образа Горький избирает Михаила Рыбина, казалось бы, нетипичную для крестьян фигуру: он рабочий, который уже нашёл свой место в рабочей среде. Но Рыбин имеет типично крестьянскую психологию, не переделанную даже должным пребыванием в городе, Горький ставит его, в центр "крестьянских" событий.

В романе рельефно создан внешний облик Рыбина: солидный, степенный мужик с горящими пронзительными глазами и черной бородой, он вызывает и уважение, и одновременно опаску.

Каждое слово Рыбина взвешено и наполнено внутренней силой. Рыбин любит людей, которые "не смерив не прыгают", - так говорит он о Павле. Именно эта внутренняя сила и значительность заставляют окружающих слушать его и позволяют стать пропагандистом среди крестьян. Рыбин за каждое слово платит дорогую эмоциональную цену. Верно говорит Рыбин, что "не в голове, а в сердце начало!..", "сердце дает силу, - а не голову".

У Рыбина своеобразный взгляд на человека. В начале романа он исходит из недоверия к людям вообще. Человек, по мнению Рыбина, "недобры", в нем много злобы, обид, "зазубрин", которые мешают тому, чтобы люди могли соединиться вместе. Рыбин не без основания полагает, что "своё", в узком значении этого слова, слишком дорого людям и, не видя перспективы, они могут отказываться от большого обогащения себя в будущим во имя "куцего" настоящего. На этом он строит свои рассуждения, когда не удается стачка из-за "болотной копейки". Идеал Рыбина - нравственное обновление человека путем страдания, которое дает ему право воздействовать на других.

Но на своем пути к обновлению Рыбин, ратующий за справедливость, готов использовать формы и методы отнюдь не из арсенала совести. Постепенно Рыбин преодолевает свое недоверие к человеку и разуму. Именно он просит у Павла и берет у Ниловны книги и листовки для крестьян, с помощью книг воздействуя на их сознание.

Сила образа Рыбина в его неодномерности, непрямолинейности. писатель отчетливо обнажает в нем власть земли, столь сильную в мужике. Горький дает Рыбину трудную и сложную судьбу не только в предыстории, но и в сюжете романа. И это закономерно, поскольку у разных людей разный путь к революции. У таких как Рыбин он не мог быть простым. Горький вел своих героев к революции каждого своим путем.

Важно найти в рыбине и в крестьянах общечеловеческое и вечное. Психологически крестьянам важно иметь предшественников и последователей, чтобы включаться в новое. Только единицы способны прокладывать дорогу (Павел). Путь Рыбина и многих других к революции иной, чем у Павла.

Они идут не через книжные идеи к "делу", а через "дело" - к книге. Им важнее убедиться в фактах и создать теорию. Им важно иметь собственный угол зрения - чужой опыт, трижды хороший, не так им важен, как свое, выстраданное. Сложности пути таких людей в революцию нельзя не учитывать.

Примечательны образы мужика Петра, пришедшего послушать Ниловну после ареста Рыбина, он пойдет по пути революции до конца.

Любопытно, как Горький рисует деревенские пейзажи. Казалось бы после городских сцен, деревенские пейзажи должны быть светлыми. Однако этого нет. Мрачные картины природы более точно вписываются в общую идейно-художественную концепцию горьковского мировосприятия

Изображение старого мира в романе "Мать"

Одна из ключевых проблем анализа, наиболее тесно соприкасающаяся с устремлениями современного человека - тема становления личности.

Для горького одним из стимулов ее постановки был наблюдаемый им в России процесс "разрушения личности" в условиях капитализма, когда рабом частной собственности становится большинство людей от верхов до низов.

В романе "Мать" Горький опирается на свой художественный опыт.

Горький отмечает, что и в большом капиталистическом городе, и в рабочей слободке человек - раб. Важно выделить несколько групп врагов в романе. Ведь этот мир "не стеринен". Первая группа - царь, губернский прокурор, судьи, офицеры, сотские, солдаты, шпики.

Вторая группа - люди из той же сферы, что и главные герои романа, но защищающие идеологию господствующего класса, - мастер Вавилов, шпион Исайк горбов, трактирщик Бегунцов.

Характерно, что первая группа остается безымянной, а врагам "из низов" даётся фамилия. Кроме этих персонажей, есть безымянная среда людей, враждебно или настороженно встречающих деятельность революционеров. Нужно отметить, что в романе, кроме реальных фигур, есть ещё один образ врага, собирательный, - то, что думают и говорят о врагах Павел, Андрей, Николай Весовщиков, Рыбин, Самойлов - образ врага в сознании революционеров. Это важно для понимания романа.

Все изображенные Горьким "враги" и их прислужники показаны именно как "механические люди", части государственной машины: жандарм, судья, прокурор, царь. У всех есть функции: судить, арестовывать, следить, но они не личности "даже лица у них стерты".

В описании врагов не случайно преобладают детали внешнего облика, наиболее заметные, наблюдаемые поверхностно, усы, борода, шашка, шпоры. Серый цвет пыли сопровождает описание врагов. Этим Горький подчеркивает выморочность врагов. Ни у одного из них мы не видим души, ни у одного не показан внутренний мир. Душа у них словно съедена. При капитализме постоянно происходит "убийство души" так это называет Павел.

Злобу к врагам и страх за себя, спокойное, равнодушное, даже ленивое исполнение своих обязанностей вот что отмечает горький у служителей капитала. У них нет большой идеи, воодушевляющей их.

Принято считать первым произведением в духе соцреализма – направлении, которое на долгих 70 лет станет ведущим в отечественной литературе. Это произведение было написано в 1906 году, сразу после первой русской революции.

Опыт великих событий, участником которых стал и сам юный Алексей Пешков, знакомство с трудами Ленина, прекрасное знание действительности – все эти факторы определили проблематику романа «Мать». Горький описывает революционные события, произошедшие в 1902 году в слободе Сормово. Теперь это часть современной Самары.

В художественных образах романа писатель показывает, как формируется классовое сознание рабочих, ставших решающей силой истории, какую роль сыграла в этом Коммунистическая партия (тогда еще РСДРП), а также пытается доказать закономерность грядущей победы пролетариата и неминуемой гибели буржуазного общества.

Начало романа знакомит читателя с жизнью рабочей слободки при капиталистическом строе. Автор сосредотачивает внимание на самых страшных и безобразных сторонах жизни. «В холодном сумраке» угрюмые люди, точно испуганные тараканы, выйдя «из маленьких серых домов» , каждый день шли «к высоким каменным клеткам фабрики» . Автор использует ряд олицетворений , представляющих фабрику в виде злой силы, действующей против человека.

Такая жизнь лишает человека всего, на что он имеет право, и искажает облик самого человека. Поэтому рабочие, возвращаясь домой, ссорились с женами и часто били их, «не щадя кулаков» , «в груди пробуждалось непонятное, болезненное раздражение» , поднималось чувство «подстерегающей злобы» , которая приводила к бессмысленной жестокости.

Однако вскоре под влиянием революционной пропаганды среди рабочих организуется социал-демократический кружок. Среди пропагандистов оказывается и Павел Власов, уже с первых глав романа отличающийся от всей местной молодежи своим образом жизни. Напившись впервые, он не употребляет грубых слов, как его отец, а потом говорит матери: «Тоска зеленая! Я лучше удить рыбу буду. Или – куплю себе ружье» .

Вместо этого он начинает читать книги, а потом куда-то их прячет. Встревоженной матери Пелагее Ниловне он говорит, что читает запрещенные царем книги, в которых содержится правда. Вскоре он определяет цель своей дальнейшей жизни: убедить в новой правде людей и поднять массы на борьбу за изменение жизни.

Через «два года странной, молчаливой жизни» , за время которой спился и умер отец, Павел произносит свою первую речь матери. Он говорит долго, стараясь раскрыть ей глаза на мир. Он говорит тихо, но твердо и очень убедительно, потому что сам верит новой правде до конца.

Павел играет в развитии событий центральную роль. Он как будто связан незримой нитью со всеми героями романа. Когда у них дома начинают собираться рабочие, Пелагея Ниловна, или, как ее по-простому стали называть - Ниловна, с волнением наблюдает за происходящим, понимая, что объединяет всех людей именно ее сын, Павел. Предупрежденная сыном, что к ним придут «запрещенные люди» , она испытывает страх, но, увидев молодые прекрасные лица, позже с недоумением спрашивает у сына: «Вот это и есть – запрещенные люди?»

К каждому из приходящих молодых людей она испытывает материнскую любовь, понимая, что они рискуют своей жизнью. И Наташа, и Андрей Находка, и все другие, приходящие каждую субботу на заседание рабочего кружка, вызывают у Ниловны нежность, но и все нарастающую тревогу. А глядя на Павла, она преисполнена чувством гордости за сына, который внешне ничем не отличается от других, но является как бы центром притяжения.

Тревога эта не случайна, и Павел, не скрывая ничего от матери, подчеркивает опасность, которой они себя подвергают: «А все-таки для всех нас впереди – тюрьма. Ты уж так и знай…» Сам он поглощен революционной борьбой настолько, что даже готов отказаться от любви. Да и от других требует такой же самоотверженности: когда Андрей признается в своих чувствах к Наташе, Павел убеждает, что для революционера важнее быть преданным общему делу.

Впервые Павел выступает как вожак перед рабочими в истории с «болотной копейкой» . Он говорит о рабочем коллективе и заканчивает идеей о том, что все должны почувствовать себя товарищами, братьями, крепко связанными одним желанием - бороться за свои права. Однако масса рабочих была пока не подготовлена, и Павла не поняли. Но Горький показывает, как «толпа смотрела в его лицо сотнями внимательных глаз, всасывала его слова» .

А вот на первомайской демонстрации Павел был уже тесно спаян с массой. И хотя он не произносит речей, а только бросает в толпу боевые лозунги и поднимает красное знамя, толпа тянется к нему, как «крупинки железа к магниту» . И когда демонстрация сталкивается с жандармами, Павел не опускает знамя, он полон решимости идти до конца, что оценивается толпой. Чей-то голос громко говорит: «Ради озорства, братцы, на штыки не лезут!»

После первомайской демонстрации Павел попадает в тюрьму, но отказывается от побега, так как потерял бы уважение к себе. На суде читатель, по сути, впервые слышит развернутую речь героя. Конечно, автор противопоставляет речь прокурора, напоминающую «стаю мух над куском сахара» , и чеканную речь Власова, насыщенную смелой революционной мыслью. И хотя суд заканчивается вынесением приговора над революционерами, вся сцена говорит о слабости суда и силе подсудимых.

Безусловно, Павел – центральный персонаж романа. Почему же Горький называет роман «Мать»? Во-первых, именно так – нежно и уважительно – обращался Павел к Ниловне. Прежде он называл ее «мамаша» и обращался на «вы» , но когда они становятся с ней родными по духу, он говорит ей: «Мать!» . Ее потрясло слово «мать» , сказанное Павлом с «горячей силой» .

Во-вторых, став матерью для всех единомышленников сына, она продолжает их дело, когда большинство революционеров оказывается в тюрьме. Речь Павла на суде так потрясла людей, что ее было решено напечатать и распространить среди политических. Ниловна вызвалась увезти чемодан с прокламациями в другой город. Но на вокзале один из шпиков царской охранки узнал ее и выдал местному жандарму. Тогда она выхватывает пачки листков и раздает людям, выкрикивая слова, слышанные ею много раз от сына: «Душу воскресшую – не убьют» . Жандармы пытаются закрыть ей рот, бьют ее по голове, плечам, по лицу, но, видя много глаз, горящих знакомым ей огнем, она продолжает свою речь, пока один из жандармов не начинает ее душить.

Так Горький показывает, что бороться за правду можно начать в любом возрасте, и Ниловна – яркое тому свидетельство.

Горький написал «Мать» в исключительно короткий срок. Первые наброски романа, сделанные в 1903 году, исчезли во время обыска. Снова приступив к работе в июле 1906 года, Горький в сентябре уже закончил первую часть романа, а в первой половине декабря - вторую. Работа была очень напряженной: первоначальный текст переписывался на машинке пять раз - так много вносилось в него исправлений.

Во второй половине декабря 1906 года «Мать» уже печаталась в нью-йоркском журнале на английском языке и в Германии - в газете «Форвертс» и в других газетах - на немецком языке.

Печатание книги в России было сопряжена с громадными трудностями. Первая часть романа появилась в 1907 году, в XVI, XVII и XVIII сборниках товарищества «Знание». Но вскоре после выхода в свет Петербургский комитет по делам печати наложил на них арест и указал на необходимость привлечь автора романа к суду по обвинению в «распространении сочинения, возбуждающего к совершению тяжких преступных деяний, вражды со стороны рабочих к имущим классам населения, подстрекающего к бунту и совершению бунтовщических деяний, а также в кощунстве».

XVI сборник, где были помещены первые десять глав «Матери», к моменту наложения ареста разошелся почти полностью (он был выпущен тиражом в тридцать тысяч экземпляров); XVII сборник, имевший тот же тираж, был задержан лишь в количестве одной трети издания.

Для того чтобы вторая часть романа увидела свет, пришлось пойти на исключение всех наиболее «опасных», с точки зрения цензуры, мест. Из текста были исключены целые сцены: суд над Павлом Власовым и его товарищами, пропагандистская работа Рыбина и матери в деревне и др.

Но и в таком виде роман делал свое дело, о чем свидетельствовали письма, которые получал Горький от русских читателей.

Царское правительство всеми мерами стремилось пресечь воздействие романа Горького на рабочих. Оно запретило отдельное издание «Матери»; но книга неудержимо проникала в самые отдаленные углы России и из Берлина, где неоднократно издавалась до 1917 года на русском языке, и благодаря уцелевшим от конфискации сборникам товарищества «Знание».

Работа Горького над романом «Мать» продолжалась в общей сложности двадцать лет и является примером чрезвычайной взыскательности, с какой великий пролетарский писатель относился к своему произведению.

После выпуска «Матери» на английском языке в Лондоне и Нью-Йорке Горький сделал многочисленные поправки в тексте романа, вскоре изданного на французском, итальянском, испанском и шведском языках, а прй печатании «Матери» в сборниках товарищества «Знание» снова внес в корректуру ряд исправлений.

Подготавливая отдельное издание романа в России, осуществить которое не удалось из-за судебного запрещения «Матери», великий писатель снова тщательно переработал текст.

В этой редакции книга вышла в 1908 году в Берлине, одновременно на русском и немецком языках.

В 1913-1914 годах, когда издательство «Жизнь и знание» решило продолжить издание собрания сочинений Горького, писатель снова редактировал роман «Мать» по печатному тексту 1908 года. Однако полное издание «Матери» на русском языке удалось осуществить только после падения самодержавия, и в этой редакции книга вышла в 1917 году.

В последний раз Горький снова тщательно редактировал «Мать» уже в 1922 году - для собрания сочинений и отдельного издания романа I

В процессе работы менялось построение отдельных глав, поступки персонажей, уточнялась их речь, вводились новые эпизоды и устранялся ряд прежних.

Чем глубже сам писатель овладевал большевистским мировоззрением, тем требовательней относился он к роману «Мать», добиваясь все большей идейной четкости и художественного совершенства. После V съезда партии Горький писал: «Съезд меня ужасно хорошо начинил. Многое темное стало ясным...»

В воззвании к рабочим после разгрома декабрьского восстания в Москве, написанном Горьким, с глубокой уверенностью утверждалось: «...пролетариат не побежден, хотя и понес- потери. Революция укреплена новыми надеждами, кадры ее увеличились колоссально... русский пролетариат подвигается вперед к решительной победе, потому что это единственный класс, морально сильный, сознательный и верующий в свое будущее в России». Эту уверенность в победе революции со всей силой почувствовали читатели и романе «Мать».

Особенно тщательно и напряженно Горький работал над углублением и уточнением характеров своих основных героев: Ниловны и Павла Власова.

Образ Павла Власова, хотя он и вылился сразу в четкий образ рабочего-революционера, большевика, не сразу достиг полной художественной завершенности.

Горький уточнял и изменял некоторые поступки Павла, характер его переживаний, устраняя из них то, что противоречило основным чертам рабочего-большевика: воле, энергии, принципиальности, твердости и непоколебимости политических убеждений.

Горький устранил излишнюю эмоциональность Павла в его отношении к матери, излишнюю патетичность во время выступлений перед рабочими и на суде и вместе с тем смягчил суровость его характера: «И почти никогда не смеялся», - говорилось о Павле в первоначальной редакции романа.

Скрытая, его любовь к Саше, привязанность к матери, Андрею сделали Павла проше, естественнее. Точности, естественности, простоты добивался Горький и в языке Павла.

В его словах: «Полиция, жандармы, солдаты, шпионы - все это наши враги!» - слово «солдаты» Горький вычеркнул. Солдаты - не враги, это те же рабочие и крестьяне, и их надо привлечь на свою сторону - такова задача. Горький отметил в ряде сцен воздействие Павла на солдат. Солдатские штыки не поднялись на Заломова, как известно по его воспоминаниям.

Работая над образом Павла, Горький создал типический характер рабочего-большевика. В одном из писем Горький подчеркивал, что «Павел Власов - характер тоже не редкий. Именно вот такие парии создали партию большевиков. Многие из них уцелели в тюрьмах, ’ в ссылке, в гражданской войне и теперь стали во главе партии, например Клим Ворошилов и другие такие же талантливые люди».

Образ Павла Власова привлекал внимание Горького и по окончании романа «Мать». В феврале 1907 года он сообщал в одном из писем: «Составил план романа «Павел Власов», в трех частях: Ссылка, В работе, Революция. Это буду писать с удовольствием! И, кажется, напишу приличную вещь». Этот замысел, однако, остался неосуществленным.

Наиболее значительной переработке подвергся образ Ниловны. По сравнению с первоначальным текстом в последней редакции, 1922 года, изменился даже внешний образ матери. Из старушки - «бабули» - она превратилась в сорокалетнюю женщину. А. К. Заломовой в 1902 году было 52 года, но свою героиню Горький делает моложе, чтобы был более естественен тот сложный процесс, который происходил в матери Павла Владова. В первых редакциях мать говорила: «Умирать пора, а я только еще грамоте учиться начала..» В последней: «Сорок лет, а я только еще грамоте учиться начала». Вместе с тем менялся и ее характер: робкая вначале она затем обнаружила чувство собственного достоинства, смелость и мужество.

В каждой новой редакции романа Горький очищал язык матери от риторичности, книжности, делал его все более простым и живым, соответствующим ее характеру. Особенно тщательной переработке подверглась сцена ареста матери. Она сокращена втрое по сравнению с первоначальным текстом. В первой редакции романа Ниловна говорила: «Слово сына моего - чистое слово рабочего человека, неподкупной души! Узнавайте неподкупное по смелости, бесстрашно оно и даже против себя идет навстречу правды. Оно идет к вам, рабочим людям, неподкупное, мудрое, бесстрашное! Примите его с открытым сердцем, питайтесь им! Оно дает вам силу все понять, бороться против всего за правду, за свободу человечества. Примите его, поверьте ему! Идите к ним, к счастью всего народа, к новой жизни, с большой радостью!»

В последней редакции обращение матери состоит всего из двух фраз: «Слово сына моего - чистое слово рабочего человека, неподкупной души! Узнавайте неподкупное по смелости!»

Существенной переработке подвергался образ Андрея Находки. Андрей - рабочий-революционер старшего поколения и в первой редакции романа выступал даже как учитель Павла. Но, работая над этим образом. Горький постепенно снижал роль Находки в романе, подчеркивая активную роль в изображаемых событиях целеустремленного и непримиримого рабочего-большевика Павла Власова. В окончательном тексте первой части романа говорится, например, что советов Павла «слушаются даже те товарищи», которые, как На-ходка, «старше его годами» (глава VIII); в спорах Павла с Андреем о крестьянстве, о Рыбине в связи с его агитацией в деревне подчеркнуто явное превосходство Павла (глава XXII). Ограничена роль Находки в политическом руководстве рабочими. Так, например, во второй части из слов Николая Весовщикова о «политической школе» в тюрьме устранена фраза об Андрее: «И Андрей шлифовал нашего брата тоже усердно»; исключены слова об Андрее: «И когда он говорил, мать чувствовала, что он дальше других ушел к великим дням и ярче всех видит радость будущего»; во второй части романа его образ занимает значительно меньшее место.

За десятилетия Советской власти и время после её падения мы уже давно привыкли к тому, что заниматься письменным творчеством доступно практически каждому. Нужен всего лишь один человек, бумага и карандаш. Все обладают маломальской грамотностью, а в XXI веке почти у любого под рукой есть компьютер с текстовым редактором, любезно предлагающим свои услуги.

Всегда ли так было? Конечно, нет. Не всегда. Если заглянуть чуть дальше (совсем недалеко!), мы обнаружим, ровно обратную ситуацию: необразованные многомиллионные массы населения, изнуряющий труд, почти полное отсутствие возможностей к творческой реализации человека низкого происхождения. Столь безрадостный исторический пейзаж мы могли бы наблюдать чуть больше сотни лет тому назад. И по этой причине особенно ценны те самородки, которые, не смотря на крайне тяжкие условия быта, сумели взрастить в своей душе способность к художественному творчеству и сохранить его.

В таком контексте мы не можем не обратиться к человеку, позже названному основателем социалистического реализма, одному из самых известных в мире российских прозаиков. Разумеется, это Максим Горький . И в основе своей статья будет посвящена его яркому роману, про который Владимир Ильич Ленин изволил выразиться: «Очень своевременная книга».

Итак, Максим Горький, «Мать» — краткое содержание, общий анализ, персонажи, стиль и культурное значение.

Сегодня школьник знает Горького (мы храним надежду, что он всё же знает великого писателя!) преимущественно по пьесе «На дне». Чего греха таить, даже для автора статьи жёсткий и мрачный горьковский стиль на контрасте с чеховской утончённостью и интеллигентностью выглядел действительно эффектно. Другие известные произведения Максима Горького из школьной программы: рассказы, вроде «Старухи Изергиль», «Челкаша» и «Макара Чудры».

В некоторых случаях проходят и «Мать». В Советские же времена указанного автора в принципе вспоминали чаще – оно и понятно. Первый классик пролетарской литературы. Мы в настоящем тексте постараемся понять, почему же роман «Мать» был назван вождём Октябрьской революции «своевременной книгой», актуален ли он сегодня, и вообще, что привело к его появлению.

Немного о биографии Горького

Алексей Максимович Пешков (именно таково имя писателя при рождении) свой литературный талант и мастерство построил, благодаря упорному интеллектуальному труду и обретению самого разностороннего жизненного опыта. Начав жизненный путь в Нижнем Новгороде, будущий литератор с детства работал то тут, то там. Успел побывать и в шкуре пекаря, и в должности посудника, и в качестве «мальчика» при лавке, трудился сторожем, рыболовом, журналистом и много кем ещё – и всё в разных концах огромной страны.

Максим Горький

Образование Максим Горький получил весьма обрывочное – пару лет в церковно-приходской школе, ещё немного в слободском начальном училище, даже пытался поступить в университет, но безуспешно. Поэтому юноша вынужден был обретать знания самостоятельно, благодаря пытливому собственному уму. Во многом, поэтому Горький почти всю жизнь писал с большим количеством орфографических и пунктуационных ошибок (рукописи корректировала жена Екатерина), но при этом был прекрасно знаком с трудами крупнейших мировых философов, мыслителей и писателей. В общем, литературный гений ковался в суровых условиях жестокого быта царской России. Эдакая «уличная» учеба роднит Горького с американским классиком Джеком Лондоном (об этом мы как-нибудь поговорим отдельно).

Ещё в молодости Максим Горький увлекается социалистическими и марксистскими идеями. Постепенно он вовлекается в революционное движение. В 1905-м году он уже известный писатель и финансово помогает марксистским организациям. Собственно, именно за политическую позицию литератора начинают преследовать царские правоохранительные органы, и он вынужден эмигрировать. В США, на чужбине, он и написал роман «Мать», в котором воплотилась его гражданская позиция и сочувствие рабочему движению в России.

Максим Горький, «Мать» — краткое содержание

В соответствии с принципами, установленными на ресурсе Hobbibook, мы не раскрываем сюжеты обозреваемых литературных произведений от начала до конца. Мы стараемся лишь заинтересовать, мотивировать читателя взять в руки книгу самостоятельно и вкусить прелесть новых знаний и художественных впечатлений. Будем следовать этому правилу и теперь.

книга Мать

Сюжет книги берёт свой старт в начале ХХ века в небольшой рабочей слободе, в которой обитают пролетарии, трудящиеся на местной фабрике, вместе со своими семьями. Горький сразу же берёт быка за рога и показывает семью слесаря Михаила Власова, с царящими в ней суровыми условиями, в которой муж – злобный зверь, жена – закабалённая служанка, а подросток-сын – свидетель всего этого убожества.

Но не успеваем мы пройти и дюжины страниц, как автор приводит отца семейства к смерти – он умирает от грыжи, причём создаётся впечатление, будто в мир иной он отправляется, как бездомный пёс. Павел Власов, чуть повзрослевший сын, поначалу даже подражает ненавистным замашкам покойного отца: напивается, грубит, но внутренне чувствует, что жить также как родитель, не хочет.

Его мать, Пелагея Ниловна (которую в основном все кличут только лишь по отчеству), старается окружить парня лаской и заботой, тем более, что кроме любви, женщине больше нечего дать сыну. Павел же наделён природной любознательностью, он пытается нащупать какой-то правильный жизненный путь, чтобы не сгинуть в изнурительном физическом труде фабричного рабочего, сопоставимого с трудом скотины.

Так однажды Ниловна застаёт сына за чтением каких-то книжек – как выясняется, запрещённых. И сын по-простому объясняет малограмотной женщине: «Они говорят правду о нашей, рабочей жизни… Они печатаются тихонько, тайно, и если их у меня найдут – меня посадят в тюрьму, — в тюрьму за то, что я хочу знать правду». Конечно же, Ниловна не может ничего понять. Она лишь чувствует интуитивную тревогу за судьбу Павла, потребность уберечь его от беды, потому поначалу старается отвадить бунтаря-сына от его новых оппозиционных интересов.

Но в дальнейшем женщина познакомится и с новыми друзьями Павла, его соратниками, с которыми он участвует в революционном движении. Она своими глазами увидит, насколько новые освободительные идеи завладели мечтами Павла, насколько они стали для него важны. Ниловне предстоит видеть трудный, полный лишений и праведной борьбы путь своего сына, и вместе с тем самой фундаментально изменить своё отношение к действительности.

Разумеется, такой роман был просто необходим России, только что пережившей неудачную революцию 1905-го года.

Страна погружалась в кровавую бездну реакции. Ссылки, «столыпинские галстуки» и прочее. Рабочие, надеявшиеся перевернуть мир, были подавлены и угнетены. И «Мать» явилась чем-то вроде глотка свежего воздуха.

Сегодня «Мать» предана забытью во многом из-за своей остро-политической направленности. В романе Горький обращает внимание читателя на существующую капиталистическую эксплуатацию, на животный быт, на который обрекают рабочих представители правящих стран. Но гораздо важнее то, что книга советского классика обладает такой художественной силой, которая способна действительно начать формирование классового сознания у того, кто раскроет её. Феноменальной силы воздействия Максим Горький добивается, благодаря точному, бьющему точно в цель, языку.

Приведём в пример описание собравшейся возле фабрики недовольной толпы пролетариев:

«Заглушая тяжелую возню машин, трудные вздохи пара и шелест проводов, голоса сливались в шумный вихрь. Отовсюду торопливо бежали люди, размахивая руками, разжигая друг друга горячими, колкими словами. Раздражение, всегда дремотно таившееся в усталых грудях, просыпалось, требовало выхода, торжествуя, летало по воздуху, всё шире расправляя темные крылья, всё крепче охватывая людей, увлекая их за собой, сталкивая друг с другом, перерождаясь в пламенную злобу. Над толпой колыхалась туча копоти и пыли, облитые потом лица горели, кожа щек плакала черными слезами. На темных лицах сверкали глаза, блестели зубы».

Величественно, не правда ли? Не меньшей выразительности автор достигает и когда касается нелицеприятных подробностей:

«После ужина он сбрасывал посуду со стола на пол, если жена не успевала вовремя убрать ее, ставил перед собой бутылку водки и, опираясь спиной о стену, глухим голосом, наводившим тоску, выл песню, широко открывая рот и закрыв глаза. Заунывные, некрасивые звуки путались в его усах, сбивая с них хлебные крошки, слесарь расправлял волосы бороды и усов толстыми пальцами и – пел. Слова песни были какие-то непонятные, растянутые, мелодия напоминала о зимнем вое волков».

Это типичный вечер семейной жизни Пелагеи Ниловны с отцом Павла, слесарем Михаилом Власовым.

Что касается речи героев «Матери», то здесь Горький следует реалистической передаче манеры разговора рабочего класса того времени – со свойственной ей эмоциональностью, неидеальной грамотностью, грубостью. Разве что он по понятным причинам избегает обсценной лексики, но за это писателя вряд ли кому-то придёт в голову осуждать.

Так в чём актуальность романа сегодня? Может быть, и теперь книга «своевременная»?

Редакция Hobbibook предполагает, что следует ответить утвердительно. Современные реалии бросают множество вызовов гражданину, особенно молодому. Ему приходится выживать в условиях хищной капиталистической конкуренции при активном отмирании элементов социального государства. Классы не исчезли. Не растворилось противоборство интересов. А значит, имеет место и классовая борьба. Сомневающемуся, ищущему человеку нужны ответы на его вопросы. И «Мать» — одно из тех художественных произведений, которое способно натолкнуть на соответствующие размышления. Привести к зарождающемуся пониманию собственных классовых интересов.

К тому же, сама история Ниловны так могла бы быть поучительна для сегодняшнего старшего поколения. Героиня изначально придерживается мнения, что не нужно высовываться, нельзя грубить начальству, ни к чему искать справедливости – её сердце запугано, морально подчинено сложившемуся «правильному» укладу. А что, если он не такой уж и «правильный»? Что если попытка всё оставить как есть губительна для личности её ребёнка? С этими вопросами приходится сталкиваться Матери. Быть может, задуматься стоит и сегодняшним отцам и матерям?

Существуют также три экранизации романа «Мать»

Максима Горького. Наибольшей известностью, безусловно, обладает постановка Всеволода Пудовкина ещё эпохи немого кино – эта картина принесла Пудовкину мировую известность. Сюжет «Матери» Пудовкина весьма относительно следует за историей горьковского произведения, и это в некоторой степени идёт ему на пользу, т.к. трудно представить, чтобы в немом кинематографе можно было передать всю сложность общения героев из литературного первоисточника.

Последующие экранные версии появились уже в эпоху звукового кино (в 1955-м году и в 1989-м), но, с нашей субъективной точки зрения, к художественной выразительности оригинала не удалось приблизиться ни одному из указанных проектов. Что лишь подтверждает гипотезу о том, что великие книги чрезвычайно трудно поддаются экранизации – они изначально обладают высоким уровнем внутренней гармонии, химией всех содержащихся элементов.