Интеллектуальные игры для школьников по русскому языку. Познавательная игра по русскому языку

Брейн-ринг «Юные языковеды»

6 класс

Цели:

    активизировать познавательную деятельность учащихся,

    развивать логику, интеллект,

    способствовать повышению интереса к изучению русского языка,

    воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование и материалы:

    секундомер,

  • карточки.

Объяснительная записка.

Форма проведения интеллектуальной игры “Брейн-ринг” очень интересна для учащихся любого возраста, так как предполагает острый дух соперничества. Проведение таких игр способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, сплочению детских коллективов.

Данное мероприятие было проведено с ребятами из 6-х классов. Каждый класс собирает команду из 6 человек, остальные дети выступили в качестве болельщиков, оформляют плакаты и сочиняют “кричалки” в поддержку своей шестерки знатоков.

При некоторой корректировке предложенный здесь материал может быть использован в работе с детьми старших классов. В качестве экспертной комиссии была выбрана группа восьмиклассников. В спорной ситуации (допустим, ответ дан, но не вполне аргументирован) ведущий обращается к экспертам.

Ход игры.

Звучит музыка.

1 задание .

Представление своей команды.

Приветствие команды противников.

(5 баллов)

2 задание.

Разминка.

Угадайте слово по толкованию его лексического значения.

    Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания.

    Начальный момент спортивного соревнования по преодолению какого-либо расстояния на скорость.

    Городская наземная электрическая железная дорога.

    Красная строка, отступ в начале строки.

    Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой.

    Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, родине.

    Дословная выдержка из какого-либо текста.

(1 балл за каждый верный ответ)

  1. акваланг

3 задание . Фонетика.

Сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях:

/ш/ Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

/а/ Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает.

Ответы: /ш/ - 4раза; /а/ - 7 раз.

4 задание. Соедините слова правого и левого столбиков, чтобы получить новые .

Сено овод

гриб марка

(5 баллов)

Задание 5 . Как перечислить дни недели по порядку (пять дней), не называя при этом ни числа, ни названия дня?

Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

Задание 6. Превратите каждое из данных слов в другое, добавив одну букву в начале, середине или конце. Затем, не меняя порядка слов, выпишите все добавленные буквы. Они составят пословицу.

Грудь, рожь, свет, упор, враг, клюка, вход, строка, пушка, шпага, село, ввоз, омут, заря, база, дача, роза, овал, кошка, дочка, оклад, ворот.

Ответ: груздь, дрожь, совет, рупор, овраг, клюква, выход, стройка, опушка, шпагат, седло, вывоз, хомут, заряд, базар, удача, гроза, отвал, крошка, удочка, доклад, ворота.

Здоровый отдых – друг труда.

Задание 7 . Творческое задание: виды описания – портрет, интерьер, пейзаж. Напишите сочинение-миниатюру, используя любой вид описания .

(5 баллов) Иллюстрации на экране. Музыка.

Задание 8 . Кто грамотнее?(правка текста)

Набирегу не широкай речьки наш атрят располажился на привал. Сначала мы придпологали астанавица на час но неба начало пакрываца облаками и мы решили периначевать.

Меснасть аказалась потхадящий. Рядам была давольна новая плащядка каторую окружали ниские елачки. Сдесь было удобно установить палатки и разлажить кастер.

(5 баллов)

Подведение итогов.

Игорь Андриенков
Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 8 класса «Самый умный»

ИГРА «САМЫЙ УМНЫЙ »

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 8 КЛАССА

ЦЕЛИ : 1) проверить знания учащихся по русскому языку и литературе ;

2) развивать умение быстро ориентироваться в материале; применять на практике знания и навыки, полученные в школе;

3) воспитывать интерес к изучению русского языка и литературы .

ОБОРУДОВАНИЕ :

1) карточки с цифрами 1, 2, 3, 4;

2) рисунок панели мобильного телефона с цифрами и буквами;

3) карточка для 3 тура с цифрами;

4) мультимедийная презентация

5) плакат с названиями тем для 2 тура.

1. Образуйте форму множественного числа существительного «дно» ?

(Донья) дны дна днища

2. - Какое местоимение является названием книги В. Маяковского?

Ты мы («Я» ) вы

3. - Какой знак препинания часто ставят ребром?

. ! (Вопрос. «Поставить вопрос ребром» ) ,

4. - Какую букву нужно убрать из существительного «полотно» , чтобы превратить его в наречие?

(Первую «о» :) вторую о третью о н

5. - Какую букву и на какую нужно заменить в существительном «пенал» , чтобы оно стало глаголом?

(Букву «е» на «и» : пенал – пинал) е – о е – а переставить ударение

6. - Какое местоимение может работать приставкой?

(Местоимение ВЫ) мы он ты

7. - Вопрос каких падежей без устали задаёт курица?

(Вопрос дательного и винительного падежей : КУДА) и. п т. п в. п.

8. - Назовите «математические» части слова.

(корень. Математики их всегда ищут) окончание префикс интерфикс

9. - Самая математическая часть речи – это …

Существительное прилагательное глагол (Имя числительное)

10. - Какие приставки могут быть именами существительными?

(Перед) на под над

11. Слово «школа» переводится с греческого как :

А : работа Б : отдых В : знание Г : чтение

12. Впервые арабские цифры на Руси появились в учебнике М. Магницкого «Грамматика» в 1648 году. А как до этого обозначались цифры?

А : римскими Б : рисунками В : буквами Г : никак

Дополнительные вопросы

1. Древнеримская пословица говорит : «Лысина не порок, а свидетельство…»

А : острой бритвы Б : мудрости В : бурной жизни Г : отсутствия парика

1. Синтаксис русского языка

1)Союз «и» - соединительный или противительный? (Соединительный)

2)Как по-другому называются подлежащее и сказуемое? (Грамматическая основа)

3)В предложении «Я ученик» назовите сказуемое. (Ученик)

4)Как оформляется прямая речь? (Кавычками)

5)Обосабливается ли определение, которое относится к личному местоимению? (Да)

6)Каким членом предложения являются вводные слова? (Никаким)

7)Назовите подлежащее в предложении «Трое друзей играли » . (Трое друзей)

8)Назовите член предложения, отвечающий на вопросы коренных падежей. (Дополнение)

9)Как мы подчеркиваем определение? (Волнистой линией)

10)Есть ли вводное слово в предложении «Мама может быть строгой» . (Нет)

11)Какая самая распространенная связка в русском языке ? (Быть)

12)Назовите уточняющий член в предложении : «Все, кроме Пети, сделали домашнее задание» . (Кроме Пети)

13)Являются ли однородные определения : большой металлический круг. (Нет)

14)Что мы ставим в конце повествовательного предложения? (Точку)

15)Обосабливается ли слово с «как» в предложении «Я тебе как друг» ? (Нет)

16)Какой знак ставим в предложении «Солнце - огромная звезда» ? (Тире)

17)На какие вопросы отвечает определение? (Какой? Чей)

18)Предложение «Мне холодно» односоставное или двусоставное? (Односоставное)

19)На какие вопросы отвечает обстоятельство? (Как? Где? Когда? и др.)

20)Назовите грамматическую основу в предложении : «Весна» . (Весна)

2. Морфология и орфография русского языка

1)Сколько «н» пишется в кратких причастиях? (Одна)

2)Сколько спряжений в русском языке ? (Два)

3)Какая буква пишется в слове «девчонка» после ч? (О)

4)Как пишется наречие «смолоду» ? (Слитно)

5)К какой части речи относится слово «если» ? (Союз)

6)От чего образуется деепричастие? (От глагола)

7)К какому спряжению относится слово видеть? (Ко второму)

8)Сколько «н» пишется в слове «ветреный» ? (Одно)

9) Как пишется «не» с глаголами? (Раздельно)

10)На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? (Что сделал?Что делал)

11)Назовите известные вам личные местоимения. (Я, ты, вы, он и др.)

12)Какая приставка в слове «прехорошенький» ? (Пре-)

13)Как пишется слово «темно-фиолетовый» ? (Через дефис)

14)Какая часть речи «твой» ? (Местоимение)

15)Назовите приставку в слове сделать? (С)

16)Какая часть речи - шестнадцать? (Числительное)

17)Сколько «н» пишем в словах на -ованный, -ёванный? (Две)

18)Существительное «Алиса» - собственное или нарицательное (Собственное)

19)Поставьте в родительном падеже слово «часы» ? (Часов)

20)Пишем ли «ь» в слове «замуж» ? (Нет)

3. Лексикология и фразеология

1 Антонимом к слову позавчера является слово (послезавтра)

2 Как называются пары слов абонент – абонемент; идеальный – идеалистический? (паронимы)

3 Какому современному слову соответствует архаизм чело (лоб)

4 К слову жизнь подберите антоним. (смерть)

5 Определите стилистический разряд слов клёвый, вроде, болтун. (разговорный)

6 Из какого языка заимствовано слово рельс? (из английского)

7 Противоположные по значению слова – это… (антонимы)

8 Относится ли слово резюме к официально-деловой лексике? (да)

9 Какое слово является доминантой в синонимическом ряду переборщить, перегнуть, пересолить, перестараться? (перестараться)

10 Слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении типа замок - замок (омографы)

11 К какой группе лексики относятся слова карбонат, цианид? (К ТЕРМИНАМ)

12 Во фразе : «есть в три горла» – слово три означает ‘много’ ИЛИ МАЛО? (много)

13 Какому слову подходит определение «посуда, предназначенная для хранения еды или питья» ? (банка)

14 Какое из данных слов можно понять и как существительное, и как глагол : речь, печь или лечь? (печь)

15 ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМ К СЛОВУ ЛЕГАЛЬНЫЙ (ЗАКОННЫЙ)

16 Какое из словосочетаний не может употребляться как фразеологизм : играть в молчанку или играть в лото ? (играть в лото )

17 Есть такой вид спорта – пентатлон. Как он называется по-русски ? (ПЯТИБОРЬЕ)

18 Фразеологизм бить баклуши обозначает … (бездельничать)

19 Как называются слова, которые совпадают в звучании и написании в одной грамматической форме? (омонимы)

20 Как правильно : экономный, экономический или экономичный кризис? (экономический)

4. Произведения А. С. Пушкина

1)Как погиб Пушкин? (Убит на дуэли)

2)Какой поэт по поводу смерти Пушкина написал стихотворение «Смерть поэта» ? (Лермонтов)

3)Был ли Пушкин в Крыму? (Да)

4)Имя главного героя в произведении «Станционный смотритель» . (Самсон Вырин)

5)Имя возлюбленной Дубровского. (Маша)

6)В какой сказке Пушкина царевна съедает отравленное яблоко? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» )

7)Кого в поэме Пушкина искал влюбленный Руслан? (Людмилу)

8)Что подарил Гринев Пугачеву за то, что тот стал его провожатым во время метели? {Заячий тулуп)

9)Как погиб Пугачев? (Был обезглавлен)

10)Закончите фразу; «Свет мой, зеркальце, скажи.» («. Да всю правду доложи» )

11)Название крепости, куда приехал служить Гринев. (Белогорская)

12)Имя и фамилия девушки, в которую были влюблены и Гринев, и Швабрин. (Маша Миронова)

13)В какой сказке героиней была Шамаханская царица? («Сказка о золотом петушке» )

14)Кого нанял поп на работу из сказки Пушкина? (Балду)

15)Из какого произведения эти строки : «У лукоморья дуб зеленый.» ? («Руслан и Людмила» )

16)В каком произведении человека бросают в комнату, где находится голодный медведь? («Дубровский» )

17)К какому классу чиновников принадлежал Самсон Вырин? (К 14-му классу )

18)Почему осень, по мнению Пушкина, лучшее время года? (Приходит вдохновение)

19)В какой сказке фигурировало разбитое корыто? («Сказка о рыбаке и рыбке» )

20)Сколько лет прожил Пушкин? (37)

5. Языкознание

1 Слова с одним и тем же корнем - Однокоренные

2 Грамматическая основа предложения - Подлежащее и сказуемое (главные члены)

3 Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей - Дополнение

4 Раздел науки о языке , изучающий словосочетания и предложения - Синтаксис

5 Сколько гласных звуков насчитывается в русском языке ? - Шесть

7 Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению -Омонимы

8 Корень с слове талантливый - Талант

9 Какая часть речи имеет временную категорию? - Глагол

10 Кокой частью речи является слово “Дичь”? - Существительное

11 Сколько букв “а” в слове “Спартакиада”? - 4 буквы

13 Род слова “Кофе” - Мужской

14 Сколько суффиксов в слове “баскетболистка”? - Два

15 Наука, изучающая истинное древнее значение и происхождение слов - Этимология

16 Как правильно написать “ветренный день” или “ветреный день”? - Ветреный

17 Сколько корней в слове “хлеборезка”? - Два – хлеб- и –рез-

18 Часть речи, обозначающая признак действия - Наречие

19 Слово (не) доумевая пишется слитно или раздельно? - Слитно

6. Секрет (Пословицы и поговорки)

1. Не рой яму другому… сам в неё и попадешь

2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда) .

3. Не имей сто рублей, …а имей сто друзей.

4. Волков бояться – … (в лес не ходить) .

5. С кем поведешься – … (от того и наберешься) .

6. Тяжело в учении – … (легко в бою)

7. За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь) .

8. Написано пером… не вырубишь топором

9. Любишь кататься - (люби и саночки катать)

10. Учение – свет, … (а неученье тьма)

11. Семь раз отмерь -… один отрежь.

12. Не плюй в колодец…. пригодится воды напиться

13. Работа не волк… в лес не убежит.

14. Слово не воробей… вылетит – не поймаешь

15. Будто кровь … с молоком

16. Глух как (тетерев)

17. Не глаза видят, а человек, не ухо слышит, а (душа)

18. От горшка три (вершка)

19. Умён на словах, да глуп (на делах)

20. Долг не ревет, а спать (не дает)

7. Произведения Н. Гоголя

1)Как зовут Гоголя? (Николай Васильевич)

2)В каком украинском поселке родился Гоголь? (Великие Сорочинцы)

3)В каком произведении Гоголь показал силу, дух и трагические судьбы украинского казачества? («Тарас Бульба» )

4)Имя чиновника, которого все в городе приняли за ревизора? (Хлестаков)

5)Сколько сыновей было у Т. Бульбы? (Два)

6)Имена двух сплетников, которые, как сороки, разносили все новости по городу, где ожидали ревизора. (Добчинский и Бобчинский)

7)Какой сын Тараса Бульбы предал казаков из-за любви к девушке? (Андрей)

8)Назовите фамилию судьи, у которого в зале суда жили гуси. (Ляпкин-Тяпкин)

9)По словам Хлестакова, с кем из известных поэтов он здоровался за руку? (Пушкин)

10)Разрешил ли Николай I постановку «Ревизора» ? (Да)

11)Чем заканчивается комедия «Ревизор» ? (Немой сценой)

12)Как фамилия попечителя богоугодных заведений из комедии «Ревизор» (Земляника)

13)Имя слуги Хлестакова. (Осип)

14)В каком произведении Гоголя одним из главных героев была Солоха? («Ночь перед Рождеством» )

15)Какой из этих романов написал Гоголь : «Мертвые души» или «Живые и мертвые» ? («Мертвые души» )

16)Имя дочери городничего, к которой сватался Хлестаков. (Марья Антоновна)

17)Любил ли Хлестаков играть в карты ? (Да) -

18)Был ли Гоголь в Италии? (Да)

19)Кто из героев «Ревизора» не прочь был почитать чужие письма? (Почтмейстер)

20)Как звали старшого сына Тараса Бульбы? (Остап)

8. Теория литературы

1)Как называется приём, основанный на противопоставлении персонажей или характеров? (Антитеза)

2)Как называется жанр лирики, где описывается красота природы, окружающего мира? (Пейзажная)

3)Как называется драматическое произведение с финалом, где обычно один из героев погибает? (Трагедия)

4)Жанр произведения «Ревизор» . (Комедия)

5)Жанр произведения «Мцыри» . (Поэма)

6)Жанр произведения «Ася» . (Повесть)

7)Как называется в художественно произведении выразительная подробность, несущая определенную смысловую нагрузку? (Художественная деталь)

8)Как называется языковое средство , выражающее сильное преувеличение (Гипербола)

9)Назовите термин, соответствующий словосочетанию «строение произведения» . (Композиция) .

10)На какую художественную деталь указывает Л. Н. Толстой в рассказе «После бала» , чтобы показать заботу генерала о своей дочери? (Сапоги)

11)Определите вид языкового средства «Солнце словно огненный шар» . (Сравнение)

12)Определите вид языкового средства «Ресницы спали на щеке» . (Олицетворение)

13)Стихами или прозой написаны «Алые паруса» ? (Прозой) .

14)Стихами или прозой написано пpoизведение «Мцыри» ? (Стихами)

15)Как называется созвучие в конце строки у стихотворений? (Рифма)

16)Как называется художественное oпределение? (Эпитет)

17)Назовите жанр произведения «Алые паруса» по определению самого Грина (Феерия)

18)Как называется рассказ с напряженным сюжетом и неожиданной

концовкой? (Новелла)

19)Определите вид языкового средства «Каждая ее черта, как полет ласточки (Сравнение)

20)Как называется прием, используем Тургеневым, когда речь идет о крыльях в разговоре между Асей и господином Н.? (Подтекст)

2)Кто написал «Ромео и Джульетту (В. Шекспир)

3)Страна, в которой родился Шекспир (Англия)

4)Какое произведение прославило Сервантеса? («Дон Kuхот» )

5)Имя любимой жены Таманго (Айше)

6) Кем был по профессии А. Сент-Экзюпери? (Летником)

7)Кто сказал Маленькому принцу : «Ты в ответе за тех, кого приручил» ? (Лис)

8)Кого оставил Маленький принц на своей планете? (Розу)

9)Чем пожертвовала Делла, чтобы купить Джиму ремешок для часов?

(Волосами)

10)Имя верного оруженосца Дона Кихота. (Санчо Панса)

11)Погибает ли Таманго на корабле, которым не смог управлять? (Нет)

12)Кто вынужден был управлять вертолетом на обратном пути в рассказе «Последний дюйм» ? (Сын)

13)В каком жанре работал А. К. Дойл? (В жанре детектив)

14)Где был спрятан голубой карбункул в рассказе А. Конан Дойла? (В гусе)

15)Сколько лет должно было исполнится Джульетте, когда она встретила Ромео? (14)

16)Название города, где происходили события в «Ромео и Джульетте» . (Верона)

17)В каком романе главный герой вступает в бой с ветряными мельницами? («Дон Кихот» )

18)Основное занятие Леду, персонажа из новеллы «Таманго» . (Торговля людьми)

19)Кому принадлежит фраза : «О милая, о жизнь моя, о радость.» ? (Ромео)

20)Из скольких строк состоят японские стихотворения хокку? (Из трех)

10. Орфография. Орфоэпия

1. Когда в корнях –бер- -бир-,-тер- -тир-, -мер- -мир- пишется Е, а когда И? (перед суф. А пишется И)

2. От чего зависит гласная в суффиксах действительных причастий настоящего времени : -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-? (от спряжения глаголов)

3. Когда корень ПОЛ со словами пишется через дефис? (если второе слово начинается с гласной, с буквы Л, если с прописной буквы

4. Какой гласный называется слабым? (безударный)

5. Назовите слова-исключения, в которых в корне после Ц пишется буква Ы. (цыган, цыц, цып-цып, цыпленок, на цыпочках)

6. Пишется или нет Ь в слове РАСПИСАТЬСЯ? (да)

7. Какой суффикс пишется у наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-? (суффикс –А-)

8. Какая гласная пишется в словах, оканчивающихся на –ЦИЯ? (и)

9. Подберите проверочное слово к слову БАТАЛЬОН. (комбат)

10. Когда в глаголах на –ТСЯ и –ТЬСЯ пишется Ь? (если в вопросе содержится (ь)

11. Как пишутся наречия УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ (без мягкого знака на конце)

12. Сколько –Н- пишется в отглагольных прилагательных типа жареный, мочёный, солёный? (одно –Н-)

13. Когда в приставках без-, бес-, раз-, рас-, вз-, вс-, с- пишется З, а когда С? (перед звонкими - З, перед глухими С)

14. Назовите предлоги, которые пишутся через дефис. (из-за, из-под, по-над)

15. В документах ставится подпись, роспись или можно говорить и так, и так? (подпись)

16. Когда употребляется глагол ОДЕТЬ, а когда глагол НАДЕТЬ? (на себя надевают, кого-то одевают)

17. Как надо говорить : согласно приказу или согласно приказа? (согласно приказу)

18. Можно ли говорить ДВОЕ ДЕВУШЕК (нет, правильно ДВЕ ДЕВУШКИ

19. Какой глагол употребляется в повелительном наклонении КЛАДИ или ЛОЖИ? (клади)

20. Какой из предлогов пишется в одно слово : В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, ВСЛЕДСТВИЕ? (вследствие)

Общие вопросы

7. Какое русское слово принадлежит тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя)

9. Какой иглой не сошьешь рубахи? (хвойной)

11. В каком магазине ничего не купишь? (оружие)

16. Что можно набрать, ничего не беря в руки? (номер телефона)

20. Что можно собрать без помощи рук? (силы, тело для прыжка)

24. Какое государство можно носить на голове? (Панама)

26. Какой город летает? (Орел)

28. Какая Земля никогда не состарится? (Новая Земля)

35. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (фонетика)

1. - В какой сказке Пушкина девушка превращалась в лебедь? - “Сказка о царе Салтане”

3. - Сколько братьев было у Мальчика-с-пальчика? - Шесть

5. - Кем стал сын мельника в сказке “Кот в сапогах”? - Маркизом де Карабасом

14. - Сколько лет проспала Спящая красавица? - 300 лет

25. - Американский режиссер, снявший полнометражный мультфильм “Белоснежка и семь гномов” - Уолт Дисней

29. - Как называлась группа, в которой пели кот, пес, осёл и петух? - “Бременские музыканты”

36. - На губе какого сказочного животного мужики пашут? - Чудо-юдо рыба-кит

«УЗНАЙ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ЕГО НАЧАЛУ»

2. «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие» («Ревизор» , Гоголь).

6. «Мне было тогда лет 25, - начал Н. Н., - дела давно минувших дней, как видите. Я только что вырвался на волю и уехал за границу.» («Ася» , Тургенев).

10. «Переправа, переправа,

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый, кромка льда…» («Василий Теркин» , Твардовский).

13. «У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том…» («Руслан и Людмила» , Пушкин).

18. «В гороховой улице, в одном из больших домов…лежал утром в постели, на своей квартире….» («Обломов» , Гончаров).

21. «Светает… Ах! Как скоро ночь минула! Вчера просилась спать : - отказ, «Ждем друга» . Нужен глаз да глаз». («Горе от ума» , Грибоедов).

23. «В ворота губернского города N.N. въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки…» («Мертвые души» , Гоголь).

31. «Не мысля гордый свет забавить,

Вниманье дружбы возлюбя,

Хотел бы я тебе представить

Залог, достойнее тебя(«Евгений Онегин» , Пушкин).

34. «Жил старик со своею старухой у самого синего моря…» («Сказка о рыбаке и рыбке» , Пушкин.)

«РУССКИЙ ЯЗЫК . СИНТАКСИС»

4. Сочетание двух и более знаменательных слов (Словосочетание) .

8. Вид подчинительной связи, при котором главное и зависимое слово связаны только по смыслу (Примыкание) .

15. Синтаксическая единица, выражающая относительно законченную мысль (Предложение) .

17. По грамматическому составу предложения бывают (Односоставные и двусоставные) .

19. Односоставные предложения, в которых главный член – сказуемое - выражен глаголом в форме 1 и 2 лица (определенно-личные) .

22. Второстепенный член предложения, обозначающий признак действия, состояния, признак другого признака (обстоятельство) .

27. Слова или сочетания слов, называющие того, к кому обращаются с речью (обращение) .

30. Как называются обороты с союзами как, словно, точно, будто? (Сравнительные) .

32. Какие знаки препинания ставятся в сложных бессоюзных предложениях?

Средняя школа №5

Интеллектуальная игра «Знаток русского языка » (6-8 классы )

Подготовили: учителя русского языка и литературы

Азнибакиева М.Т., Молотова Г.К.


Интеллектуальная игра «Занимательная грамматика » по русскому языку

(6-8 класс ы )

Цели урока :

1) Совершенствование и закрепление знаний, полученных на уроках русского языка;

2) формирование положительной мотивации к изучению русского языка;

3) развитие логического мышления, расширение кругозора учащихся\и развитие лингвистических способностей.

Краткое описание : игра проводится среди учащихся 5-8 классов ; учащиеся деля тся на 2 команды, состав команды – 7 -8 человек. Каждая группа учащихся избирает капитана и придумывает название команды.

Оборудование: высказывания о русском языке, слайды, проектор ,волшебный квадрат (рисунок квадрата на доске), задания на карточках (см. Приложение); чистые листы на столах для записи ответов.

Девиз конкурса : «Выучи русский язык!»

Ход мероприятия

І. Учись,и знание придет

Никто не сможет помочь,коль ты,

Чуть вспыхнув,погас

Учись не день и не час,

и будешь знаньем богат,

а знание –истинный клад!

Ведущий. В школе продолжается неделя языков.! Дорогие друзья добро пожаловать в Страну Русского языка и литературы! Всех вас поприветствуем сегодня на нашей игре.

И сегодня здесь, в интеллектуальной игре «Знаток русского языка» встречаются сильнейшие представители 6-8 классов –знатоки русского языка.

Девиз нашей игры:: «Выучи русский язык!»

Сегодня мы узнаем,кто из участников нашей игры самый умный, находчивый и остроумный любитель русского языка.Итак,дерзайте,думайте, размышляйте. (Ознакомление с условиями игры)

Правила игры .

Играющие делятся на команды.Участники по очереди выбирают номер на игровом поле и и отвечают на вопросы,получая жетон за каждый правильный ответ.Если игрок не дал правильного ответа, то ответить и заработать жетон могут другая команда

2. Среди секторов игрового квадрата есть:

* -счастливый случай (за правильный ответ команда получает сразу 3 жетона) ;

-Бермудский треугольник (блиц из трех вопросов);

SOS - команда может воспользоваться помощью болельщиков;

Черный сектор (переход хода,команда лишается одного жетона)

По окончании игры,подсчитываются жетоны.Побеждает та команда, у которой больше жетона

    Исправь ошибки, вставь буквы.

Польто, питух, п_нал, выганять, диревня, арфограмма, к_рова, агурец, итаж, ст_лица, пч_ла, навичок, г_ворить, рибята, к_рандаш, поднибесный.

2 .

1 балл .)

12 . Без труда не вынешь……..

13 . Не имей сто рублей, а имей………

14 . Не спеши языком, торопись ……

15 . Один за всех - ……

15 . Любишь кататься……

316 . Поспешиш ь

4.Какое слово - “лишнее”?

    1. Гром 2. Громадный 3. Громкость 4. Громкий

    1. Мышь 2. Мышка 3. Мышонок 4. Смышлёный

5. Какое слово - “лишнее”?

    1. Выспаться 2. Сыпь 3. Сыпучий 4. Сыпать

4) 1. Нечаянно 2. Чай 3. Чайник 4. Чайный

6. Найди слова с приставками:

(за)брать (в)окно

(у)летать (за)грибами

(до)дороги (на)родину

7. Найди слова с приставками:

с)правиться (с)другом

(на)правлять (до)бежать

8. Укажи часть слова, без которой не может существовать слово:

1. Приставка 2. Корень 3. Суффикс 4. Окончание

9. К какой части слова относится разделительный твёрдый знак?

1. К приставке 2. К корню

10. Найдите сочетания слов, в которых существительные и
прилагательные не согласованы в роде:

Синяя цветок 11. Зимняя пальто

Новая утюг Яркое радуга Снежные зима Красивый картина Зубное врач Строгая учитель Высокое гора Чёрный море

12 . Выбери правильное слово:

    Животноводческая 1) фирма 2) ферма;

2. Цветок 1) душистый 2) душный;

3. Свитер 1) пушистый 2) пушной;

4. Секретный 1) шифер 2) шифр

14. Найди неправильно написанные слова:

1. Ручька 6. Конечьно

2. Точка 7. Атчищать

3. Веточька 8. Мощьный

4. Збросить 9. Сдесь

5. Ночной 10. Оддать

15 .Найди слова с двойными согласными:

1. Ак...уратно 6. Кил...ограмм

2. Клас...ика 7. Ал...ея

3. Бас...ейн 8. Один...адцать

4. Кос...мос 9. Кал...ендарь

5. Хок...ей 10. Тел...ефон

КОНКУРС. «БЛИЦ-ОПРОС» (устно)

(правильный ответ – 1 балл )

33 )

6 гласных и 36 согласных )

существительное ).

антонимы ).

суффикс ).

инфинитив ).

спряжение ).

обращение ).

основа ).

какой? чей? (определение ).

сложное ).

фонетика ).

КОНКУРС «БЛИЦ-ОПРОС» (устно) (правильный ответ – 1 балл )

1. Сколько букв в русском алфавите? (33 )

2. Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных )

3. Часть речи, обозначающая предмет (существительное ).

4. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы ).

5. Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс ).

6. Неопределённая форма глагола (инфинитив ).

7. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение ).

8. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение ).

9. Часть слова без окончания (основа ).

10. Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение ).

11. Предложение с двумя грамматическими основами (сложное ).

12. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика ).

КОНКУРС. «СИНТАКСИЧЕСКИЙ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение – 3 балла ):

1. Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3. Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6. Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).

КОНКУРС. «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ» (устно)

1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота )

2. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (именительный )

3. Чем похожи существительные ножницы , брюки , чернила ? (они употребляются только во множественном числе )

4. Какую часть слова можно в земле найти? (корень )

5. Каким членом предложения является обращение? (обращение не является членом предложения )

6. Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон… )

7. Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей (у рыб есть зубы )

Подведение итогов.

Награждение победителей

КОНКУРС 1. «РАЗМИНКА» (устно)

Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Учитель зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ –1 балл .)

1. Что посеешь, … (то и пожнешь).

2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3. Кончил дело – … (гуляй смело).

4. Волков бояться – … (в лес не ходить).

5. С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6. Как аукнется – … (так и откликнется).

7. За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8. Тяжело в учении – … (легко в бою).

9. Любишь кататься – …(люби и саночки возить).

10. Учение – свет, … (а неученье – тьма).

11. Семь раз отмерь… (один раз отрежь).

12. Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).

КОНКУРС 2. «ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ» (на карточках)

Разгадайте принцип, по которому составлены данные «фонетические пропорции» (соотношения, равенства), и решите их. Чего не хватает? (за каждый правильный ответ – 1 балл ).

1) А / Я = О / ? (Ё)

2) М / М’ = Р / ? (Р’)

3) В Б / Ф П = З’ Ж / ? (С’ Ш)

4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ? (ШЕЙ)

5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ? (ТОЛЬ)

Что такое толь? (дополнительный балл ).

*Толь – пропитанный водонепроницаемым составом картон, употребляемый как кровельный, изоляционный материал.

КОНКУРС 3. «СОБЕРИ СЛОВА» (устно, делают пометки на листах)

Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово – 1 балл ).

1) Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники ).

2) Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый ).

3) Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка ).

4) Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы ).

Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием!

КОНКУРС 4. «РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА» (стихотворения на карточках)

Перед вами два стихотворения. Первое принадлежит перу В. Берестова («Луноход»), второе – Леониду Мартынову («Чет и нечет»).

1. Прочитайте первое стихотворение и скажите, сколько в нем слов, имеющих такой же корень, как и в слове лунатик ?

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

(Луноход, прилунился, лунолёт, Луны; лунка – не однокоренное слово!).

(За каждое найденное слово – 1 балл ).

2. Прочитайте второе стихотворение и ответьте, есть ли среди сопоставляемых поэтом слов однокоренные?

Чет и нечет

Попробуешь

Слова сличить –

И аж мороз идет по коже!

«Мучить» и «учить»

Звучат извечно так похоже.

Но и бывает смысл иной,

Доподлинно необъяснимый:

Казнящий ли владел казной,

Или казной владел казнимый?

Земля и тля. Вина – вино.

Все это будет не одно,

Но от другого не отбросить!

Березка – розга. Лик и лак,

Увечить и увековичить…

Неужто это просто так,

Одна случайность –

Чет и нечет?

КОНКУРС 6. «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Внимательно послушайте миниатюру Феликса Давидовича Кривина из книги «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола» (текст читается 2 раза). Ответьте на вопрос: какие пословицы, фразеологизмы со словом язык он использовал? Вспомните другие пословицы и фразеологизмы со словом язык .

Говорят, наши пороки – продолжение наших добродетелей. В этом случае такая добродетель, как язык, имеет весьма пышное продолжение. По крайней мере, больше тратится усилий, чтобы заставить его замолчать, нежели на то, чтобы поощрить его к разговору. Ну, допустим, кого-то тянут за язык, кому-то развязывают язык, с кем-то находят общий язык… А все остальное – призыв к молчанию. Тут надо и прикусить язык, и придержать язык, и проглотить язык – в особо опасных случаях. Рекомендуется держать язык на привязи, а проще говоря – за зубами. В противном случае – тут тебе и пожелание типуна на язык, и совет языку отсохнуть, и сожаление, что язык без костей. Дело, впрочем, не ограничивается одними пожеланиями. Совершается немало решительных действий, чтобы не дать языку заговорить: и наступают на язык, и укорачивают язык, и стараются не дать языку воли. Потому что считается, что язык наш – враг наш, что он страшнее пистолета, что он длинный, что он злой и вообще плохо подвешен. О добрых языках почему-то в народе умалчивают. И даже всемогущее Слово считают всего лишь серебром, тогда как молчание – золотом. Если судить по этим изречениям, можно подумать, что людям вообще не нужен язык, что он для них – обуза. Но и то плохое, что сказано о языке, сказано благодаря языку… На этом и основывается оптимизм языковедов… (Кривин Ф.Д. «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола»).

Фразеологизмы :

Тянуть за язык – вынуждать что-либо сказать, ответить.

Развязать кому-то язык – заставить говорить.

Находить общий язык – договариваться.

Прикусить язык – замолчать.

Придержать язык – помалкивать, поменьше говорить.

Проглотить язык – замолчать.

Держать язык на привязи / за зубами – молчать, не болтать, не говорить лишнего, быть осторожным в высказываниях.

Типун тебе на язык – недоброе пожелание тому, кто говорит не то, что следует.

Чтоб у меня язык отсох – клятвенного заверение в том, что сказанное мной – правда.

Язык без костей – кто-то очень болтлив, болтает всякий вздор.

Наступают на язык – заставляют молчать.

Укоротить язык – заставить кого-либо поменьше болтать, быть менее дерзким.

Не дать языку воли – не позволять говорить лишнее.

Длинный язык – кто-то очень болтлив, говорит много лишнего.

Злой язык – манера, способность остро, резко, насмешливо говорить, судить о ком-либо, чем-либо.

Язык плохо подвешен – кто-то не умеет свободно излагать свои мысли.

Пословицы:

Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

Слово – серебро, молчание – золото.

+ (собственные примеры)

Мал язык, да всем телом владеет.

Язык до Киева доведет.

КОНКУРС 7. «ПАРОЧКИ СЛОВ» (устно)

Запишите пары слов: песня и стих , гол и пас , два и три . Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство (правильный ответ –3 балла ).

(Вторые слова могут пониматься как глагольные формы).

КОНКУРС 10. «СОБЕРИ ТЕКСТ» (раздаточный материал)

Расположите данные вам предложения в правильном порядке, чтобы получился связанный текст. Команды должны собрать два текста. По итогам конкурса капитаны команд читают тексты вслух (правильно составленный текст оценивается в 3 балла ).

Ответы

Текст №1

1. Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

2. Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

3. Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

4. Голова сказала: «Разойдемся!».

5. И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

6. Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Текст №2

1. У одного отца было два сына.

2. Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

3. Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

4. Они пошли судиться к соседу.

5. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

6. Они сказали: «Он велел делить все пополам».

7. Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

8. Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Фонетические пропорции»

1) А / Я = О / ?

2) М / М’ = Р / ?

3) В Б / Ф П = З’ Ж / ?

4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ?

5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ?

«Родственные слова»

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

Чет и нечет

Попробуешь

Слова сличить –

И аж мороз идет по коже!

«Мучить» и «учить»

Звучат извечно так похоже.

Но и бывает смысл иной,

Доподлинно необъяснимый:

Казнящий ли владел казной,

Или казной владел казнимый?

Земля и тля. Вина – вино.

Апрель и прель. Мороз и проседь…

Все это будет не одно,

Но от другого не отбросить!

Березка – розга. Лик и лак,

Увечить и увековичить…

Неужто это просто так,

Одна случайность –

Чет и нечет?

Текст №1

И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

Голова сказала: «Разойдемся!».

Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

Текст №2

Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

Они сказали: «Он велел делить все пополам».

Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

Они пошли судиться к соседу.

У одного отца было два сына.

Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

Курсы повышения квалификации АНЭКС

PortalMore

для учащихся 7 класса

«Самый умный»

Цели:

    Образовательная: используя занимательность, прививать учащимся интерес и любовь к русскому языку; выявить уровень усвоения учащимися изученного материала.

    Развивающая: развивать познавательную и творческую активность учащихся.

    Воспитательная: воспитывать у учащихся любовь и уважение к русскому языку.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Правила игры:

1 тур. 11 участников игры отвечают на вопросы с вариантами ответов. Необходимо выявить 6 лидеров-финалистов.

2 тур. 6 участников игры определяют порядок ответа с помощью отгадывания слова из 7 букв (наречие ). Каждый участник выбирает категорию (всего их 6) и отвечает на вопросы за 1 минуту. Необходимо выбрать тройку лидеров.

3 тур. 3 участника игры определяют порядок ответа с помощью отгадывания слова из 7 букв (суффикс ). Участник игры отвечает на вопросы из ячеек. Если отвечает из своей ячейки, то получает 2 балла, на общие вопросы- 1 балл, на тему соперника- 3 балла. Из тройки лидеров выявить самого умного.

1 тур.

1. В каком из этих слов ударный гласный выделен неверно?

1. щаве ль.

2. приняла .

3. свекла .

4. щепо ть.

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. солнечный Сочи.

2. более высшая форма (тоталитаризма).

3. трое юношей.

4. у четырёхсот пятидесяти человек.

3. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

2. прелестный.

4.ь в середине пишется в числительных:

1. от 30 до 40.

2. от 90 до 200.

3. от 50 до 80.

4. от 5 до 10.

5. бе…численный.

6. Слово «смелость»- это…

1. имя существительное.

2. глагол.

3. наречие.

4. имя прилагательное.

7. Какое слово не является синонимом слову «большой»?

1.колоссальный.

2. крупный.

3. маленький.

4. громадный.

8. Какое слово означает «путешествие, поездку»?

3. бригантина.

9. Что не является частью речи?

1. наречие.

3. обстоятельство.

4. глагол.

10. Сколько второстепенных членов в русском языке?

11. Причастие – это…

1. второстепенный член предложения.

2. особая форма глагола.

3. самостоятельная часть речи.

4. часть слова.

13. Укажите несклоняемое существительное.

4. солнце.

14. Каким способом образовано слово «нигде»?

1. сложением основ.

2. приставочно-суффиксальным.

3. суффиксальным.

4. приставочным.

15. Какое имя существительное является разносклоняемым?

2 тур.

Фонетика.

    Сколько гласных звуков?

    Сколько букв в слове «степь»?

    Назовите только твёрдые согласные звуки.

    Есть ли пара по глухости-звонкости у согласного ч ?

    Звук й согласный или гласный?

Согласный.

    Какие две буквы в русском языке не обозначают звука?

    Сколько гласных звуков в слове «школа»?

    Сколько звуков в слове «синь»?

    Какими звуками отличаются слова «дом»- «том»?

    Может ли в безударном положении слышаться звук о?

Лексика. Фразеология.

    Как называются слова, имеющие несколько лексических значений?

Однозначные.

    Как называются слова, имеющие 1 лексическое значение?

одн означные.

    Как называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению?

    Как называются слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения?

Синонимы.

    Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Антонимы.

    Как называются слова, вышедшие из активного употребления?

Устаревшие.

    Как называются новые слова, возникающие в языке?

Неологизмы.

    Устойчивые сочетания слов, используемые для называния отдельных предметов, признаков, действий.

Фразеологизмы.

    Слово «балет» русское или заимствованное?

Заимствованное.

    Что значит «бить баклуши»?

Бездельничать.

Словообразование.

1.Изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Окончание.

2. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

3. Как называются слова с одним и тем же корнем?

Однокоренные.

4. Какой корень у слова «обуть»?

5. Значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

6. Какой суффикс в слове «кожаный»?

7. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставка.

8. Какая приставка в слове «выход»?

9. Каким способом образовано слово «кто-то»?

Суффиксальным.

10.Есть ли окончание в слове «дом»?

Морфология.

1.Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Имя существительное.

2.Изменяются ли имена существительные по родам?

3.Назовите особые формы глагола.

Причастие и деепричастие.

4.Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Имя прилагательное.

5.Сколько служебных частей речи?

6.Часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.

Имя числительное.

7.Часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

Местоимение.

8.Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

9.Часть речи, которая обозначает «признак действия» или «признак другого признака», отвечает на вопросы где7 куда? когда? откуда? почему? зачем? как? и т.д.

10.Часть речи, которая имеет общее грамматическое значение состояния живых существ, природы, окружающей среды или оценки состояния и отвечает на вопросы: как? каков?

Синтаксис.

1.Назовите способ связи слов в словосочетании «стройная берёза».

Согласование.

2.Предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.

3.Главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?

Подлежащее.

4.Разговор двух или нескольких лиц.

5.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.

Определение.

6.Вид подчинительной связи в словосочетании, при котором неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному по смыслу.

Примыкание.

7.В предложении наречие обычно является…

Обстоятельством.

8.Какие придаточные отвечают на вопросы: где? куда? откуда?

9.Сколько главных членов?

10.Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь.

Обращение.

Стилистика.

1.Этот стиль употребляется в обыденной речи.

Разговорный.

2.Тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Описание.

3.Произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу.

4.Сколько типов речи?

5.Смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.

Повествование.

6.Смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.

Рассуждение.

7.Этот стиль употребляется в трудах учёных для выражения результатов исследовательской деятельности.

8.В каком стиле могут быть написаны газетные статьи, заметки, интервью?

Публицистическом.

9.Какой стиль используется в произведениях писателей?

Художественный.

10.Сколько стилей в русском языке?

Наречие.

1.Изменяются ли наречия?

2.Каким способом образовано наречие «недавно»?

Приставочным.

3.Какая гласная пишется на конце наречия снов… (а,о)?

4.Как пишется наречие (на) двоих?

Раздельно.

5.Каким способом связываются наречия в словосочетании с главным словом?

Примыканием.

6.К каким частям речи чаще всего относятся наречия в предложении?

К глаголам.

1.На какие вопросы отвечают слова категории состояния?

Как? каков?

Необходимо.

Сказуемым.

4.Изменяются ли слова категории состояния по родам?

5.Какое слово не может быть категорией состояния: холодно, теснота, можно, лень.

Деепричастие.

1.Общее грамматическое значение деепричастия.

Добавочное действие.

2. На какие вопросы отвечают деепричастия?

как? что делая? что сделав?

3.Вид-постояннный или не постоянный признак деепричастия?

Постоянный.

4.Есть ли у деепричастий окончания?

5.К какому слову присоединяется деепричастие в предложении?

К глаголу-сказуемому.

6.Какие суффиксы имеют деепричастия несовершенного вида?

Общие вопросы.

1.Какой корень в слове пешеход?

Пеш и ход.

2. Сколько спряжений у глаголов?

3.Назовите возвратное местоимение.

4.С помощью каких знаков препинания оформляются на письме однородные члены предложения - выделительных или разделительных?

Разделительных.

5.На какие разряды делятся имена прилагательные?

Качественные, относительные, притяжательные.

6.Какими членами предложения могут быть причастия?

Определениями, сказуемыми.

Тема: Интеллектуально - познавательная игра
Цель: Расширять и углублять знания детей о языках, расширять кругозор учащихся,
воспитывать уважение к родному языку и языкам других народов. Продолжать формировать и развивать навыки устного спора, умение отстаивать свою точку зрения: развивать устную разговорную речь, обогащать словарный запас. Развивать познавательную среду, мышление, память, речь.
Оборудование: Эмблемы,слайды, табло для баллов, карточки, стенд для вопросов аукциона, призы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя, постановка цели.
3. Представление участников на видио интерактивной доски


4. Знакомство с правилами игры.
5. Интеллектуально – познавательная игра «Лидер 21 века», которая состоит из 5 туров: «Байга», «Полиглот», «Живые вопросы», «Кто больше?», «Жорға – иноходец». После 2, 3, 4 тура выбывают по одному участнику. В пятом туре остаются 2 участника, побеждает участник, набравший наибольшее количество баллов.
6. Подведение итогов, награждение победителя. Начало игры.
- Здравствуйте, уважаемые педагоги и учащиеся! Приветствуем Вас на игре «Лидер 21 века», посвященную Дню языков. Посмотрите на экран, Эпиграфом сегодняшней игры, являются слова Мухтара Ауезова « Халық пен халықты Адам мен адамды тенестіретін нәрсе – білім».
Слова учителя: В игре будут участвовать 14 учеников. Давайте аплодисментами встретим участников игры, претендующих на высокое звание «Лидер 21 века» Презентация участников
(Во время презентации показывается по очереди клип - фотографии на каждого участника)
ПРАВИЛА: - Интеллектуально – познавательная игра состоит из 5 туров. В каждом туре участники отвечают на вопрос, за правильный ответ получают баллы. После 2,3,4 туров выбывают по одному участнику, набравших наименьшее количество баллов. Выбирается жюри, которые считают баллы и выставляют их на табло. Победителем «Лидером 21 века» становится участник, набравший наибольшее количество баллов. Желаю Вам удачи!
1 тур « БАЙГА».Объявляется 1 тур. В этом туре я буду задавать вопрос. Участник, поднявший первым сигнальную карту в виде круга, и правильно ответивший на вопрос, получает 1 бал. Если ответ неправильный, отвечает игрок, поднявший круг вторым и т.д. Принимается только один ответ.
- Внимание вопрос:
1.Какой праздник в Казахстане отмечают 22 сентября? (День языков)
2. Какой язык в Казахстане является государственным (Казахский)
3. Самый первая книга ученика (Азбука или букварь,алиппе)
4. Какой язык в Казахстане называют языком межнационального общения (Русский)
5. Как называют знатока многих языков (Полиглот).
6. Наш президент Н.А. Назарбаев поставил перед нами задачу говорить на 3-х языках, На каких? (Казахский, русский, английский.)

7. Официальный язык международной компьютерной сети? (Английский)
8. Священная книга у мусульман (Коран)
9. Первые слова, которыми начинаем день? (Здравствуйте, доброе утро)
10. Когда в нашей стране отмечают День Знаний?
11.Перечислите слова вежливости (Здравствуйте, До свидания, простите, извините, спасибо, пожалуйста)
12. Песенное соревнование двух или нескольких акынов (Айтыс)

13.Столица Казахстана (Астана)

14.Национальный напиток казахов (кумыс)

15.Национальное жилище казахов (юрта)
- 2 тур «ПОЛИГЛОТ» Участникам игры спасибо!
Задание на второй тур. Вы должны вставить в пословицу слово и перевести это слово на казахский язык. В этом туре учитывается не только правильный ответ, но и правильное произношение. Первым отвечает участник, поднявший раньше других сигнальную карту. За каждый правильный ответ участник получает 2 балла. Внимание!
1. « Без труда не вынешь..... из пруда» (Рыбку, балық)
2. « Не имей сто рублей, а имей сто.....» (Друзей, дос).
3. « Делу - время, потехе - ... (Час, сағат)
4. «Кашу...... – не испортишь (Маслом, май)
5. « На воре и...горит» (Шапка, бөрик)
6. « Будет зима- будет и...» (Лето, жаз)
7. «Сто раз отмерь, один раз......» (Отрежь, кесу, турау)
8. «Хлеб- всему......» (Голова, бас)
9. «Под лежачий камень и... не течёт.» (Вода, су)
10. «Знание -....» (Сила, күш, әл)
11.«Один в поле не....» (Воин, әскер; жауынгер; сарбаз)
- Подведем итог 2-х туров.К сожалению, мы должны расстаться с участником, набравшим наименьшее количество баллов, с ______, прошу вас выйти на середину, давайте поаплодируем____
Благодарим за участие! Вы играли достойно! Всего хорошего!

Переходим к 3 туру «ЖИВОЙ ВОПРОС» Задание на 3 тур.-Уважаемые участники, в этом туре вы должны будете ответить на вопрос или выполнить задание, который каждому из вас задаст из зала ученик или взрослый. За правильный ответ вы получите от 5-10 баллов, решение будет принимать тот, кто задал вам вопрос. Если вы не можете ответить правильно на вопрос, за вас может ответить любой другой участник. 1. Вопрос для ________________________ задает уч - ся 8 а класса – Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения

С чего начинается Родина С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С весенней запевки скворца, С той самой березки,что во

поле Под ветром склоняясь растет..

О чем говорится в этом стихотворении.Правильный ответ: в этом стихотворении говорится о Родине. Родина – это родители, друзья, братья, природа, столица, аул, история, язык, народ.Ученик оценивает ответ.
2. Вопрос для______________________ Задает учитель русского языка
-Уважаемый участник,скажи, какое время года описывается в этом отрывке?, Подумай, послушай, как описывает красоту природы в своем стихотворении. Поэт И.А. Бунин

Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной стоит над светлою поляной. Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой, Как вышки, ёлочки темнеют, а между клёнами синеют.

То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца,

И …… тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой.

(И. А. Бунин «Листопад») Ответ оценивает учитель русского языка …..

3. Вопрос для________________________задает учитель казахского языка Она выходит в казахском национальном костюме на середину зала выходит в руках блюдо с конфетами, которые она бросает на игроков и зрителей. Вопрос: Как называется этот обряд?

Правильный ответ: Шашу. Осыпание. Это очень красивый и радостный обряд. Заключается он в том, что во время большого события, свадьбы, сватовства на виновников торжества бросают сладости, чаще всего конфеты или деньги. Это и называется шашу. Такой обряд очень любят взрослые и особенно дети. С радостью кидаются они собирать разбросанные конфеты. Но и взрослые не прочь подобрать конфеты во время обряда шашу, так как верят, что это добрый знак и он принесет удачу.
Ответ оценивает учитель, который задал вопрос.
4. Вопрос для _______________________Задает библиотекарь школы.
Выходит с книгой «Слова назидания» Абая. Читает высказывание Абая о языках: Казахские просветители высоко ценили вклад русского народа в сокровищницу мировой культуры и призывали свой народ изучать русский язык и овладевать русской культурой. Автор этой книги: «Слова Назидания» говорил, что надо уважать соседние народы - узбеков, татар, русских. Надо знать русский язык. «Русские видят мир. Если ты узнаешь их язык, то на мир откроются и твои глаза. Человек, изучивший культуру и искусство русских, это ключ к жизни».
Вопрос: Кто автор этой книги и слов?
Правильный ответ: Абай.
Ответ оценивает: библиотекарь школы.
- Подведем итог 3-х туров(на табло). К сожалению, мы должны расстаться ещё с одним участником, набравшим наименьшее количество баллов, с ______, прошу вас выйти на середину, давайте поаплодируем_________ Спасибо за участие!
Вы играли достойно! Но сегодня соперники оказались удачливее вас. Всего хорошего!
4тур « Кто больше?» Переходим к 4 туру.
Правила 4 тура: В этом туре участник выбирает одну букву из алфавита, затем за две минуты он должен написать наибольшее количество слов,которые начинаются с этой буквы. За каждое слово по одному балу.Выигрывает участник, написавший наибольшее количество слов,набравший наибольшее количество баллов.
Подведем итог 4-х туров. К сожалению,мы должны расстаться с очередным участником,набравшим наименьшее количество баллов, с ______, прошу вас выйти на середину, давайте поаплодируем____ Благодарим за участие! Вы играли достойно!
- 5 тур «Жорға- иноходец»
Задание 5 тура: Уважаемые участники, вот и наступил решающий момент, по окончанию этого тура мы узнаем победителя игры. Каждый из вас в течении 30 секунд должен ответить на наибольшее количество вопросов. Отвечать нужно быстро. Если не знаете ответ, говорите «дальше». Каждый правильный ответ принесет вам 1 бал.

1.Сколько букв в русском языке? 2.Сколько гласных букв в русском языке?

3.Сколько гласных звуков в русском языке? 4.Сколько согласных букв в русском языке?

5.Сколько согласных звуков в русском языке?

6.Какие буквы не обозначают звуки? 7.Шипяшие буквы.

8.Сонорные буквы. 9.Как определить слоги в словах? 10.Назови слово с одним слогом? 11.Сколько слогов в слове тет-ра-ди

12.Только твердые согласные буквы

13.Только мягкие согласные буквы 14. Что изучает раздел *Лексика* русского языка? 15.Сколько значений имеют однозначные слова?

16.Сколько значений имеют многозачные слова? 17.Слова кисть,корень,мир,операция относятся к ….?

18.По лексическому значению слова имеют прямое и …….значение.

19.Словосочетания каменное здание,железный гвоздь имеют ……значние.

20.Словосочетания каменное сердце,лисий характер имеют …..значение.

21.Слова,которые имеют противоположенные значения это 22.Слова,которые пишутся по разному,но имеют одно лексическое значение называют

23.Слова,которые пишутся одинаково, но имеют разные лексическое значение называются ….

Дополнительные вопросы для спорных баллов.
1.Государственные символы РК (Герб, флаг, гимн)
2.Дом автомобиля (гараж)
3. Самая первая книга ученика (букварь)
4. Столица Казахстана (Астана)
5. Национальный напиток казахов (кумыс)
6. Национальное жилище казахов (юрта)
7. Площадка для (ринг)
8. Как называют бабу- ягу в казахской сказке(Жалмауз кемпир)
9. Как называют человека знающего несколько языков(полиглот)
10. Мороженное в шоколаде (эскимо)
11. Самый короткий месяц в году (февраль)
12. Национальная валюта РК (тенге)
13. Дом собаки (конура)
14. Герой казахских народных сказок (Алдар – Косе)
15. Семь раз отмерь, один раз...(отрежь)
16. Южная столица Казахстана (Алматы)
17. Кругленький, умненький герой, убежавший от пенсионеров (Колобок)
18. Автомобиль, который считает чужие деньги (такси)
19. Казахский воин – герой (батар)
20. Место представления в цирке (арена)
21. Первый президент РК (Назарбаев)
22. Город – центр по изучению космоса (Байконур)
23. Кто может лежать на диске с гвоздями (йог)
24. Сколько дней в високосном году (366)
Ведущий: Пока подводятся итоги тура и игры для вас прозвучит песня в исполнении: Музыкальный номер. Уважаемые участники, давайте подведем итог игры, попрощаемся с ________ , так как он набрал меньше баллов. И поздравим ____________с победой. По результатам сегодняшней игры, он получает звание «Лидер 21 века

Начало формы

Конец формы