История в историях. Реформа социальная

Реформа- осуществляемое сверху правящими кругами изменение какой-либо существенной стороны общественной жизни при сохранении основ существующей социальной структуры. Реформы могут быть широкомасштабными или комплексными. Вовремя проведенные реформы могут предотвратить революцию. Реформы, по сравнению с революциями, имеют свои особенности: 1)революция-коренное преобразование,реформа-частичное; 2)революция радикальна, реформа более постепенна; 3)революция разрушает прежнюю систему, реформа сохраняет ее основу; 4)революция осуществляется стихийно, реформа сознательно

Реформы бывают: 1)радикальные(затрагивают многие стороны жизни и в результате идет изменение базиса).Экономические реформы Гайдара. 2)умеренные(сохраняют основы прежней системы,но модернизируют их) реформы Хрущева. 3)минимальные(незначительные изменения в политике, экономике) реформы Брежнева.

Российский реформы имели свои характерные черты:1) почти всегда начинались сверху(кроме революционных); 2)реформаторы часто не имели четкой программы их проведения и не предвидели их результатов; 3)часто не доводились до конца,носили половинчатый характер; 4)редкие политические реформы; 5)большую роль играл правитель; 6)использовался опыт западных стран; 7)всегда проводились за счет народа,его материального ухудшения.

Реформы 20 века начались преобразованием премьер-министром Столыпина. В августе он предложил программу: проведение аграрной реформы, введение нового рабочего законодательства, реорганизацию местного самоуправления на бессловных началах, развитие судебной реформы, реформу образования, введение земств и тд. Главной целью было продолжение буржуазной модернизации России без резких скачков. Основное место занимала аграрная реформа. Ее целью было создание класса земельных собственников как социальной опоры самодержавия в деревне и противника революционных движений.

Дальнейшие реформы связанны с большевиками: 1)лето 1918-март1921гг.- период политики военного коммунизма,которая формировалась под влиянием: а) российской исторической традиции;б)чрезвычайных условий гражданской войны;в)идей социалистической теории. 2)1921-1928гг. годы НЭПа, изменение сельского хоз-ва,промышленности,торговли. 3)предвоенный период 1929-1941гг форсированное строительство основ социализма(индустриализация, коллективизация сельхоза) и становление административно-командной системы(полностью вытесняется мелкое производство,планирование и жесткий контроль всех предприятий, раскулачивание сельхоза). 4)послевоенные 1945-1953 гг. укрепление тоталитарной системы. проведение денежной реформы. 5)1953-1964гг. период оттепели-противоречивые реформы Хрущева(разоблачение культа личности Сталина,первые шаги к демократизации). 6)1964-1985гг. время нарастания кризисных явлений в обществе(брежнев,андропов,черненко) реформа сельхоза(Брежнев) с целью его подъема, промышленности с целью расширения самостоятельности предприятий; 7)1985-1991гг. перестойка.глубокие реформы в политике,экономик,социальной и культурной сферах(гласность,отмена цензуры,создание многопартийной системы)

Реформа (от лат. reformo - преобразование) - осуществляемое сверху правящими кругами изменение какой-либо существенной стороны общественной жизни при сохранении основ существующей социальной структуры. Реформы различаются по своим масштабам. Они могут быть широкомасштабными или комплексными и охватывать разные стороны общественной жизни, а могут касаться лишь отдельных сторон. Вовремя проведенные комплексные реформы, решающие мирными средствами: назревшие проблемы, могут предотвратить революцию.

Реформы, по сравнению с революциями, имеют свои особенности:

Революция - коренное преобразование, реформа - частичное;

Революция радикальна, реформа более постепенна;

Революция (социальная) разрушает прежнюю систему»] реформа сохраняет ее основы;

Революция осуществляется в значительной мере стихийно, реформа - сознательно (следовательно, в известном смысле реформа может быть названа «революцией сверху», а революция - «реформой снизу»

Реформы бывают разных видов.

1. Радикальные (системные). Они затрагивают многие стороны общественной жизни, и в их результате происходит постепенное изменение базиса, и общество переходит на новую ступень развития. Например, экономические реформы Е. Т. Гайдара,

2. Умеренные реформы. Сохраняют основы прежней системы, но модернизируют их. Например, реформы Н. С. Хрущева.

3. Минимальные реформы. Реформы, которые приводят к незначительным изменениям в политике, управлении государством, в экономике. Например, реформы Л. И. Брежнева.

Российские реформы имели свои характерные черты:

Реформы почти всегда начинались сверху, кроме реформ, проводившихся под давлением революционного движения в период первой русской революции 1905-1907 гг.

Приступая к реформам, реформаторы часто не имели четкой программы их проведения и не предвидели их результатов. Например, М. С. Горбачев, начавший «перестройку».

Реформы часто не доводились до конца и носили половинчатый характер из-за нерешительности реформаторов, сопротивления чиновников и определенных социальных слоев, нехватки Финансов и т.д.



В истории России крайне редко проводились политические реформы, направленные на демократизацию общества. Наиболее глобальные из них - политические реформы М. С. Горбачева.

Большую роль в российских реформах играл личностный характер, многое зависело от правителя. Именно он принимал j окончательное решение.

Российские реформы чередовались с контрреформами, когда происходила ликвидация результатов реформ, имеющая следствием частичный или полный возврат к дореформенным порядкам.

При проведении реформ в России широко использовался опыт западных стран.

Реформы всегда проводились за счет народа, сопровождались ухудшением его материального положения.

Реформы XX в. не составили исключения. Они начались преобразованиями премьер-министра России 1906-1911 гг. - П. А. Столыпина, который попытался решить проблемы социально- экономического и политического развития после первой русской революции 1905-1907 гг., чтобы не допустить нового революционного взрыва. В августе 1906 г. он предложил программу деятельности, которая | предусматривала: проведение аграрной реформы, введение нового рабочего законодательства, реорганизацию местного самоуправления на бессословных началах, развитие судебной реформы, реформу образования, с последующим введением обязательного начального обучения, введение земств в западных российских губерниях и т.д. Главной целью данной программы было продолжение буржуазной модернизации России, но без | резких скачков и при соблюдении интересов «исторического строя» страны. Для ее осуществления он просил дать России «двадцать лет покой внутреннего и внешнего».

Основное место в этой программе занимала аграрная реформа, призванная решить «сверху» аграрный вопрос. Целью данной реформы было создание класса земельных собственников как социальной опоры самодержавия в деревне и противника революционных движений. Для достижения этой цели правящие круги встали на путь разрушения общины и организации переселенческого движения крестьян за Урал с целью наделения их там землей.

Результаты нового аграрного курса были противоречивы. С одной стороны, аграрная реформа Столыпина способствовала развитию аграрного сектора, росту сельскохозяйственного производства, освоению территорий за Уралом, но, с другой стороны, значительная часть крестьянства не приняла реформу, носившую прозападный характер. В силу этого, аграрный вопрос остался одним из главных в последующих российских революциях 1917 г.

Дальнейшее реформирование страны в XX в. связано с деятельностью большевиков и их последователей в разные периоды советской истории.

1. Лето 1918 - март 1921 гг. - период политики «военного коммунизма», которая формировалась под влиянием а) российской исторической традиции, когда государство активно вмешивалось в управление экономикой, б) чрезвычайных условий гражданской войны и в) идей социалистической теории, согласно которой новое коммунистическое общество представлялось в виде государства-коммуны без товарно-д енежных отношений, замененных прямым продуктообменом между городом и деревней. Таким образом, в рамках этой политики, была предпринята попытка совершить скачок в коммунизм с помощью Принудительных мер со стороны государства, были проведены серьезные экономические преобразования, направленные на полную национализацию промышленности, планирование, отмену товарно-денежных отношений, насильственное изъятие у крестьян произведенного ими продукта и т.д„ Такие преобразования находились в глубоком противоречии с объективными законами общественного развития, привели к негативным результатам и заставили Ленина отказаться от политики «военного коммунизма».

2. 1921-1928 гг. - годы новой экономической политики (НЭПа), в рамках которой были проведены изменения в сельском хозяйстве, промышленности и торговле, были восстановлены товарно-денежные отношения, разрешен частный сектор, рыночные отношения и т.д. На базе НЭПа успешно проходило восстановление народного хозяйства, однако НЭП рассматривался большевиками как временное отступление, он прошел через ряд кризисов и был отменен.

В январе 1924 г. в связи с образованием 30 декабря 1922 г. СССР, была принята первая Конституция нового государства и вторая Конституция в российской истории после Конституции РСФСР, закрепившей власть Советов в 1918 г.

3. Предвоенный период 1929-1941 гг. связан форсированным строительством основ социализма (индустриализаций, коллективизацией сельского хозяйства, культурной революцией) и становлением административно-командной системы, которая усилится в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Для этого периода характерен интенсивный слом НЭП: из экономики полностью вытесняется мелкотоварное производство, устанавливается централизованное управление народным хозяйством, планирование и жесткий контроль за работой каждого предприятия. В деревне происходит ускоренная ликвидация индивидуальных крестьянских хозяйств, их раскулачивание до 15 % , хотя в 1929 г. кулацкие хозяйства составляли всего 2-3 %. Целью эТ ого было - ликвидировать «последний эксплуататорский класс». В рамках культурной революции - составной части ленинского плана построения социализма, - связанной с индустриализацией и коллективизацией, начинается ликвидация неграмотности, подготовка специалистов для народного хозяйства, создаются технические и сельскохозяйственные вузы, часто с сокращенной программой обучения, появляются рабфаки для подготовки молодых людей, желающих закончить среднее и получить высшее образование. Культурная революция решала и еще одну задачу - формирование социалистического сознания трудящихся, массовую обработку населения в духе коммунистической идеологии. Утверждая принцип партийности в литературе и искусстве, принцип «социалистического реализма», коммунистическая партия строго следила за недопущением там и в обществе в целом инакомыслия.

В декабре 1936 г. была принята новая Конституция, где Советский Союз провозглашался социалистическим государством.

4. В послевоенные 1945-1953 гг. продолжался курс на укрепление тоталитарной системы. В 1947 г. была проведена денежная реформа, что позволило преодолеть полное расстройство денежно-финансовой системы, отменена карточная система, проведена реформа цен. В этот период была совершена попытка реформировать деградирующее сельское хозяйство; Усилилась цензура в духовной жизни общества, расширились Идеологические кампании и репрессии.

5. 1953-1964 гг. ■- период «оттепели» - период противоречивых Реформ Н. С. Хрущева в политической, экономической и социальной сферах в рамках административно-командной системы. Это время разоблачения на XX съезде КПСС культа личности Сталина, начала Диссидентского движения, первых шагов к демократизации советского общества.

6. 1964-1985 гг. - это время Л. И. Брежнева (до 1982 г.) и его преемников Ю. В. Андропова и К. У. Черненко, время нарастания I кризисных явлений в обществе. Первые годы правления Брежнева связаны

с реформами 1965 г. в сфере сельского хозяйства с целью его подъема путем использования экономических рычагов (были повышены § заготовительные цены, снижен план обязательных поставок зерна, за продажу сверхплановой продукции государству цены повышались на 50 % и т.д.); промышленности с целью расширить самостоятельность I предприятий; управления народным хозяйством в рамках I административно-командной системы, которые дали лишь временный успех, а затем страна стала погружаться в «застой».

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР - Конституция ] «развитого социализма», закрепившая руководящую роль КПСС в обществе (ст.6 Конституции), которая в этот период активно боролась с диссидентским движением.

7. 1985-1991 гг. - время горбачевской «перестройки», глубоких реформ в политической, экономической, социальной и культурной сферах, : для нее характерны гласность, отмена цензуры и монополии КПСС, начало создания многопартийной системы и демократизации избирательной системы, попытки реформирования национально-государственного; устройства СССР.

Таким образом, XX век был насыщен большим количеством реформ и попыток их проведения. Он характеризуется, с одной стороны, как исторический период великих мировых свершений и побед в различных ] областях жизни, а с другой, - как период крупномасштабных ошибок вследствие дисгармонии между экономической и политической системами государства. В силу этого перед современной Россией встала историческая

задача посредством новых радикальных реформ перейти к органичному развитию.

Пособие для подготовки к ЕГЭ по обществознанию содержит более 300 заданий базового и повышенного уровня сложности с кратким ответом по всем основным разделам курса обществознания: «Человек и общество» («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь»), «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право». Ко всем заданиям даны ответы.

Примеры.






Найдите в приведенном ниже списке признаки революции как формы социальных изменений. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) затрагивает определенную сторону общественной жизни
2) осуществляется правящими кругами
3) носит характер коренного качественного переворота
4) касается всего общественного устройства
5) сохраняет основы существующего строя
6) совершается как мирным, так и вооруженным путем

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
Работа с признаками ключевых обществоведческих понятий 11
1. Общество 11
2. Человек 12
3. Познание 14
4. Духовная сфера 15
5. Экономика 17
6. Социальные отношения 18
7. Политика 20
8. Право 22
Характеристика социальных объектов на основе смоделированных жизненных ситуаций 24
1. Общество 24
2. Человек 26
3. Познание 28
4. Духовная сфера 29
5. Экономика 31
6. Социальные отношения 33
7. Политика 36
8. Право 38
Выявление структурных элементов обществоведческого знания 41
1. Общество 41
2. Человек 42
3. Познание 44
4. Духовная сфера 45
5. Экономика 46
6. Социальные отношения 48
7. Политика 50
8. Право 52
Выбор обобщающего понятия 54
1. Общество 54
2. Человек 55
3. Познание 56
4. Духовная сфера 57
5. Экономика 58
6. Социальные отношения 59
7. Политика 60
8. Право 61
Определение лишнего понятия в ряду однородной социальной информации 63
1. Общество 63
2. Человек 64
3. Познание 66
4. Духовная сфера 67
5. Экономика 68
6. Социальные отношения 69
7. Политика 71
8. Право 73
Установление соответствия между двумя рядами социальной информации 75
1. Общество 75
2. Человек 78
3. Познание 80
4. Духовная жизнь 83
5. Экономика 85
6. Социальные отношения 88
7. Политика 92
8. Право 95
Дифференциация в социальной информации фактов, оценочных суждений и теоретических утверждений 99
1. Общество 99
2. Человек 101
3. Познание 104
4. Духовная сфера 107
5. Экономика 109
6. Социальные отношения 112
7. Политика 115
8. Право 118
Определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту 122
1. Общество 122
2. Человек 127
3. Познание 131
4. Духовная сфера 136
5. Экономика 141
6. Социальные отношения 146
7. Политика 151
8. Право 156
Ответы 162.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ 2017, Практикум по обществознанию, Задания с кратким ответом, Королькова Е.С., Рутковская Е.Л. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • ЕГЭ 2019, Обществознание, Тематический тренажёр, Человек и общество, Экономика, Социология, Политика, Право, Королькова Е.С., Рутковская Е.Л.
  • ЕГЭ 2019, Обществознание, Банк заданий, Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С., Рутковская Е.Л.
  • ЕГЭ 2019, Обществознание, Тематический тренажёр, Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С., Рутковская Е.Л.
  • ЕГЭ 2018, Обществознание, Тематический тренажёр, Человек и общество, Экономика, Социология, Политика, Право, Королькова Е.С., Рутковская Е.Л.

Реформа (от лат. reformo – преобразование) – осуществляемое сверху правящими кругами изменение какой-либо существенной стороны общественной жизни при сохранении основ существующей социальной структуры. Реформы различаются по своим масштабам. Они могут быть широкомасштабными или комплексными и охватывать разные стороны общественной жизни, а могут касаться лишь отдельных сторон. Вовремя проведенные комплексные реформы, решающие мирными средствами назревшие проблемы, могут предотвратить революцию.

Реформы, по сравнению с революциями, имеют свои особенности:

· революция – коренное преобразование, реформа – частичное;

· революция радикальна, реформа более постепенна;

· революция (социальная) разрушает прежнюю систему, реформа сохраняет ее основы;

· революция осуществляется в значительной мере стихийно, реформа – сознательно (следовательно, в известном смысле реформа может быть названа «революцией сверху», а революция – «реформой снизу»).

Реформы бывают разных видов.

1. Радикальные (системные). Они затрагивают многие стороны общественной жизни, и в их результате происходит постепенное изменение базиса, и общество переходит на новую ступень развития. Например, экономические реформы Е. Т. Гайдара.

2. Умеренные реформы. Сохраняют основы прежней системы, но модернизируют их. Например, реформы Н. С. Хрущева.

3. Минимальные реформы. Реформы, которые приводят к незначительным изменениям в политике, управлении государством, в экономике. Например, реформы Л. И. Брежнева.

Российские реформы имели свои характерные черты:

· Реформы почти всегда начинались сверху, кроме реформ, проводившихся под давлением революционного движения в период первой русской революции 1905–1907 гг.

· Приступая к реформам, реформаторы часто не имели четкой программы их проведения и не предвидели их результатов. Например, М. С. Горбачев, начавший «перестройку».

· Реформы часто не доводились до конца и носили половинчатый характер из-за нерешительности реформаторов, сопротивления чиновников и определенных социальных слоев, нехватки финансов и т.д.



· В истории России крайне редко проводились политические реформы, направленные на демократизацию общества. Наиболее глобальные из них – политические реформы М. С. Горбачева.

· Большую роль в российских реформах играл личностный характер, многое зависело от правителя. Именно он принимал окончательное решение.

· Российские реформы чередовались с контрреформами, когда происходила ликвидация результатов реформ, имеющая следствием частичный или полный возврат к дореформенным порядкам.

· При проведении реформ в России широко использовался опыт западных стран.

· Реформы всегда проводились за счет народа, сопровождались ухудшением его материального положения.

Реформы XX в. не составили исключения. Они начались преобразованиями премьер-министра России 1906–1911 гг. – П. А. Столыпина, который попытался решить проблемы социально-экономического и политического развития после первой русской революции 1905–1907 гг., чтобы не допустить нового революционного взрыва. В августе 1906 г. он предложил программу деятельности, которая предусматривала: проведение аграрной реформы, введение нового рабочего законодательства, реорганизацию местного самоуправления на бессословных началах, развитие судебной реформы, реформу образования с последующим введением обязательного начального обучения, введение земств в западных российских губерниях и т.д. Главной целью данной программы было продолжение буржуазной модернизации России, но без резких скачков и при соблюдении интересов «исторического строя» страны. Для ее осуществления он просил дать России «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего».

Основное место в этой программе занимала аграрная реформа, призванная решить «сверху» аграрный вопрос. Целью данной реформы было создание класса земельных собственников как социальной опоры самодержавия в деревне и противника революционных движений. Для достижения этой цели правящие круги встали на путь разрушения общины и организации переселенческого движения крестьян за Урал с целью наделения их там землей.

Результаты нового аграрного курса были противоречивы. С одной стороны, аграрная реформа Столыпина способствовала развитию аграрного сектора, росту сельскохозяйственного производства, освоению территорий за Уралом, но, с другой стороны, значительная часть крестьянства не приняла реформу, носившую прозападный характер. В силу этого, аграрный вопрос остался одним из главных в последующих российских революциях 1917 г.

Дальнейшее реформирование страны в XX в. связано с деятельностью большевиков и их последователей в разные периоды советской истории.

1. Лето 1918 – март 1921 гг. – период политики «военного коммунизма», которая формировалась под влиянием а) российской исторической традиции, когда государство активно вмешивалось в управление экономикой, б) чрезвычайных условий гражданской войны и в) идей социалистической теории, согласно которой новое коммунистическое общество представлялось в виде государства-коммуны без товарно-денежных отношений, замененных прямым продуктообменом между городом и деревней. Таким образом, в рамках этой политики, была предпринята попытка совершить скачок в коммунизм с помощью принудительных мер со стороны государства, были проведены серьезные экономические преобразования, направленные на полную национализацию промышленности, планирование, отмену товарно-денежных отношений, насильственное изъятие у крестьян произведенного ими продукта и т.д.. Такие преобразования находились в глубоком противоречии с объективными законами общественного развития, привели к негативным результатам и заставили Ленина отказаться от политики «военного коммунизма».

2. 1921–1928 гг. – годы новой экономической политики (НЭПа), в рамках которой были проведены изменения в сельском хозяйстве, промышленности и торговле, были восстановлены товарно-денежные отношения, разрешен частный сектор, рыночные отношения и т.д. На базе НЭПа успешно проходило восстановление народного хозяйства, однако НЭП рассматривался большевиками как временное отступление, он прошел через ряд кризисов и был отменен.

В январе 1924 г. в связи с образованием 30 декабря 1922 г. СССР, была принята первая Конституция нового государства и вторая Конституция в российской истории после Конституции РСФСР, закрепившей власть Советов в 1918 г.

3. Предвоенный период 1929–1941 гг. связан форсированным строительством основ социализма (индустриализаций, коллективизацией сельского хозяйства, культурной революцией) и становлением административно-командной системы, которая усилится в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Для этого периода характерен интенсивный слом НЭП: из экономики полностью вытесняется мелкотоварное производство, устанавливается централизованное управление народным хозяйством, планирование и жесткий контроль за работой каждого предприятия. В деревне происходит ускоренная ликвидация индивидуальных крестьянских хозяйств, их раскулачивание до 15 % , хотя в 1929 г. кулацкие хозяйства составляли всего 2–3 %. Целью этого было – ликвидировать «последний эксплуататорский класс». В рамках культурной революции – составной части ленинского плана построения социализма, – связанной с индустриализацией и коллективизацией, начинается ликвидация неграмотности, подготовка специалистов для народного хозяйства, создаются технические и сельскохозяйственные вузы, часто с сокращенной программой обучения, появляются рабфаки для подготовки молодых людей, желающих закончить среднее и получить высшее образование. Культурная революция решала и еще одну задачу – формирование социалистического сознания трудящихся, массовую обработку населения в духе коммунистической идеологии. Утверждая принцип партийности в литературе и искусстве, принцип «социалистического реализма», коммунистическая партия строго следила за недопущением там и в обществе в целом инакомыслия.

В декабре 1936 г. была принята новая Конституция, где Советский Союз провозглашался социалистическим государством.

4. В послевоенные 1945–1953 гг. продолжался курс на укрепление тоталитарной системы. В 1947 г. была проведена денежная реформа, что позволило преодолеть полное расстройство денежно-финансовой системы, отменена карточная система, проведена реформа цен. В этот период была совершена попытка реформировать деградирующее сельское хозяйство; усилилась цензура в духовной жизни общества, расширились идеологические кампании и репрессии..

5. 1953–1964 гг. – период «оттепели» – период противоречивых реформ Н. С. Хрущева в политической, экономической и социальной сферах в рамках административно-командной системы. Это время разоблачения на XX съезде КПСС культа личности Сталина, начала диссидентского движения, первых шагов к демократизации советского общества.

6. 1964–1985 гг. – это время Л. И. Брежнева (до 1982 г.) и его преемников Ю. В. Андропова и К. У. Черненко, время нарастания кризисных явлений в обществе. Первые годы правления Брежнева связаны с реформами 1965 г. в сфере сельского хозяйства с целью его подъема путем использования экономических рычагов (были повышены заготовительные цены, снижен план обязательных поставок зерна, за продажу сверхплановой продукции государству цены повышались на 50 % и т.д.); промышленности с целью расширить самостоятельность предприятий; управления народным хозяйством в рамках административно-командной системы, которые дали лишь временный успех, а затем страна стала погружаться в «застой».

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР – Конституция «развитого социализма», закрепившая руководящую роль КПСС в обществе (ст.6 Конституции), которая в этот период активно боролась с диссидентским движением.

7. 1985–1991 гг. – время горбачевской «перестройки», глубоких реформ в политической, экономической, социальной и культурной сферах, для нее характерны гласность, отмена цензуры и монополии КПСС, начало создания многопартийной системы и демократизации избирательной системы, попытки реформирования национально-государственного устройства СССР.

Таким образом, XX век был насыщен большим количеством реформ и попыток их проведения. Он характеризуется, с одной стороны, как исторический период великих мировых свершений и побед в различных областях жизни, а с другой, – как период крупномасштабных ошибок вследствие дисгармонии между экономической и политической системами государства. В силу этого перед современной Россией встала историческая задача посредством новых радикальных реформ перейти к органичному развитию.

Общество, в котором мы живём, находится в постоянном движении. Из курса основной школы вы уже знаете, что учёные выделяют три ступени в его развитии: аграрное общество, индустриальное общество и постиндустриальное (информационное) общество.

Из курсов истории и обществознания вы знаете также о таких формах перемен в обществе, как эволюция (постепенные, медленные изменения), реформа (осуществляемое правящими кругами преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не подрывающее основ существующего строя), социальная революция (коренной, качественный переворот в общественном устройстве).

Изменения условий жизни людей в наше время происходят быстрее, чем прежде. Существует ли единый для всех путь развития, или каждая страна идёт своей дорогой? Можно ли сделать условия жизни на нашей планете более благоприятными, чем теперь? Эти вопросы волнуют всех, кто задумывается о будущем.

Многовариантность общественного развития

Если вы мысленно окинете взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов заметите немало общего. Первобытная эпоха сменилась государством. На смену феодальной раздробленности во многих странах пришли централизованные монархии. В ряде стран произошли буржуазные революции. Все колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Вы сами могли бы продолжить перечисление сходных событий и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определённая тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.

Однако исторические события всегда уникальны и неповторимы. Конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределён свой собственный вариант развития и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определённых условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, существует выбор способов, форм, путей дальнейшего развития. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы.

Вспомним, что при подготовке Крестьянской реформы, проведённой в России в 1861 г., разные общественные силы предлагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие - реформистский. Но среди последних не было единства. Предлагалось несколько вариантов реформ.

А в 1917-1918 гг. Россия оказалась перед другим выбором: либо демократическая республика, одним из символов которой было Учредительное собрание, либо Республика Советов во главе с большевиками.

В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории.

Любая страна, любой народ в определённые моменты своей истории оказываются перед судьбоносным выбором, и дальнейшая история осуществляется в процессе реализации этого выбора.

Многовариантность путей и форм общественного развития не беспредельна. Она включена в рамки определённых тенденций исторического развития.

Так, например, ликвидация изжившего себя крепостного права была возможна и в форме революции, и в форме осуществляемых государством реформ. А назревшая потребность в ускорении экономического роста в разных странах осуществлялась либо за счёт привлечения новых и новых природных ресурсов, т. е. экстенсивным путём, либо за счёт внедрения новой техники и технологии, повышения квалификации работников, на основе роста производительности труда, т. е. интенсивным путём. В разных странах или в одной и той же стране могут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений.

Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции, создаёт возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего развития той или иной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает выбор.

Целостность и противоречивость современного мира

Идея многообразия мира не противоречит идее единства человечества. Люди планеты Земля всё глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячью нитей. «На протяжении нескольких поколений вокруг нас образовались всякого рода экономические и культурные связи, увеличивающиеся в геометрической прогрессии. Теперь, кроме хлеба... каждый человек требует ежедневно свою порцию железа, меди и хлопка, свою порцию электричества, нефти и радия, свою порцию открытий, кино и международных новостей. Теперь уже не просто поле... а вся Земля требуется, чтобы снабжать каждого из нас. Для человека нет будущего вне его объединения с другими людьми», - заметил однажды французский мыслитель XX в. Тейяр де Шарден. Мир за прошедшее после этого время очень изменился. Обострявшиеся противоречия между странами и регионами неоднократно приводили к разрыву сложившихся отношений. Менялся сам характер связей и взаимозависимостей, многое из того, что казалось благом, становилось если не злом, то проблемой: сегодня уже вряд ли кто-то будет претендовать на «свою порцию радия». Однако главное философом было схвачено точно: человечество не сможет развиваться, не укрепляя свою общность, не расширяя связи и контакты.

В современном мире значительно усиливаются интеграционные связи между отдельными людьми, организациями и государствами, растёт взаимосвязь между ними. Этот процесс исследователи назвали глобализацией . Глобализация многолика, она охватывает различные сферы жизни общества, включая и культуру. Но наиболее значительны проявления глобализации в экономике.

Из курса географии вы узнали, что мировое хозяйство состоит из национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. Добавим, что не менее значительную роль в глобализации экономики играют крупные международные компании - транснациональные корпорации (ТНК). Именно в их рамках устанавливаются сложные многозвеньевые производственные цепи. Вот как описывает глобальный размах производства один зарубежный экономист: «Например, акселерометр (миниатюрный полупроводниковый чип, используемый в качестве сенсора в автомобильных подушках безопасности) может быть разработан в Бостоне, собран и испытан на Филиппинах, упакован на Тайване и вмонтирован в автомобиль фирмы «БМВ» в Германии для того, чтобы эта машина была успешно продана в Бразилии. Квалифицированный специалист в Массачусетсе в этом процессе сотрудничает с неквалифицированным рабочим на Филиппинах, который, в свою очередь, работает совместно с имеющим среднее образование молодым человеком на Тайване, и при этом все они вместе осуществляют один и тот же процесс вместе с наиболее высокооплачиваемым в мире персоналом завода «БМВ» в Баварии всего лишь для производства детали, стоящей не более 50 долл.».

Масштаб деятельности таких компаний, которые фактически неподконтрольны национальным правительствам, впечатляет. Экономическая мощь некоторых ТНК сопоставима с внутренним валовым продуктом среднего государства.

Глобализации экономики способствует и развитие мировой торговли. Сегодня в неё включились новые группы стран, в частности развивающиеся страны, государства Восточной Европы. В рамках больших региональных объединений произошла либерализация торговли, т. е. устранение различных барьеров и ограничений. Крупная зона свободной торговли сложилась в Европе - Европейский союз, в Северной Америке соглашение о свободной торговле охватывает США, Канаду и Мексику. Собственный торговый блок формируют государства Азиатско-Тихоокеанского региона. (Вспомните, что вы узнали об этих организациях из курса географии.) Развивать международную торговлю призвана и Всемирная торговая организация (ВТО). Одним из главных принципов её деятельности является устранение дискриминации в торговле, т. е. предоставление странам-участницам режима наибольшего благоприятствования в торговле друг с другом и в то же время уравнивание в правах товаров импортного и отечественного производства. Россия также получила право стать членом ВТО.

Глубокое взаимопроникновение экономик различных стран было бы невозможно без развития средств транспорта и связи. Особенно революционную роль здесь сыграл прогресс электронных средств связи и коммуникации, в частности появление глобальной компьютерной сети - Интернета. Современные электронные технологии позволяют, к примеру, производить мгновенные финансовые операции между организациями и странами, удалёнными друг от друга на десятки тысяч километров. (Подробнее о возможностях Интернета речь пойдёт в следующих параграфах.)

Исследователи отмечают противоречивые последствия процесса глобализации . Среди положительных моментов выделяют её стимулирующее влияние на экономику. Товары теперь могут создаваться в любом месте мира в зависимости от того, где производство обойдётся дешевле, и сбываться там, где их удаётся продать по наивысшей цене. Благодаря этому снижаются издержки производства, растёт прибыль, появляются дополнительные возможности для дальнейшего развития производства. Те, кому не удалось включиться в эту новую экономику, будут неизбежно отставать, так как не смогут воспользоваться плодами международного разделения труда, кооперации, техническими достижениями развитых стран. Глобализация сближает государства, заставляет их в большей степени учитывать интересы друг друга, предостерегает от крайних действий в политике и экономике (в противном случае международное сообщество может использовать различного рода санкции: ограничить торговлю, прекратить международную помощь, заморозить предоставление займа и т.п.).

Вместе с тем о глобализации высказывается и немало критических суждений .

Глобализация производства ведёт к глобализации продукции, поскольку потребитель стремится приобрести всемирно признанное изделие. Это, в свою очередь, может препятствовать развитию отечественного производства.

Кроме того, насаждается некий единый стандарт потребления: по всему земному шару едят гамбургеры, пишут шариковыми ручками «Bic», используют компьютерное обеспечение фирмы «Microsoft» и т. п. Распространению этих стандартов способствует реклама в средствах массовой информации. К примеру, транснациональные компании, убеждая население купить тот или иной товар, тратят на рекламу около половины тех средств, которые во всём мире расходуются на образование.

Далеко не всегда успешной является деятельность международных экономических организаций. Так, условия предоставления кредитов Международным валютным фондом и Всемирным банком нередко не учитывают специфику отдельных стран, а диктуются интересами промышленно развитых государств, под влиянием которых находятся обе организации. (МВФ начал свою деятельность в 1947 г. и специализируется на предоставлении краткосрочных займов; Всемирный банк, или Международный банк реконструкции и развития, образован в 1945 г., он предоставляет главным образом долгосрочные займы; Россия стала членом этих организаций в 1992 г.)

Большую тревогу у многих вызывает глобализация в сфере культуры. Развив в наибольшей степени электронные средства информации, именно западные страны распространяют по всему миру свои культурные ценности через такие «продукты», как передачи новостей, фильмы, клипы, реклама и т. п. К примеру, из 4 тыс. фильмов, которые показывает национальное телевидение Бразилии, более 90% созданы американской киноиндустрией. Это, как считают, ведёт к ослаблению национальной культуры.

И наконец, глобализация мира вызвала появление общих проблем человечества , от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизации. В условиях усиления взаимосвязи и взаимозависимости стран и регионов отдельные события, противоречия, конфликты перерастают локальные рамки и приобретают общемировой характер.

Другой причиной возникновения глобальных проблем является активная преобразующая деятельность людей, которая по мощи и последствиям (как созидательным, так и разрушительным) теперь сопоставима с самыми грозными силами природы. Вызвав к жизни могучие производительные силы, человечество не всегда может их поставить под свой разумный контроль. Уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание, духовно-нравственные ориентиры, преобладающие в общественном сознании, ещё далеки от требований эпохи.

К глобальным проблемам современности относят в первую очередь следующие: предотвращение угрозы новой мировой войны, преодоление экологического кризиса и его последствий, сокращение отставания развивающихся стран «третьего мира» от развитых стран, стабилизацию демографической ситуации на планете. Всё большее значение в последнее десятилетие приобретают проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании, возрождение культурных и нравственных ценностей, борьба с международным терроризмом.

Глобальные проблемы взаимосвязаны. Так, решение экологических проблем невозможно без решения экономических вопросов, экономическое отставание стран «третьего мира» тесно связано с резким ростом народонаселения в них, не менее очевидно и то, что на обострение экологических и экономических проблем влияла гонка вооружений.

Серия террористических актов в США 11 сентября 2001 г. заставила человечество по-новому оценить опасности, грозящие миру. На первый план выдвинулась задача борьбы с международным терроризмом, которая требует объединения усилий всего мирового сообщества.

Обо всех существующих глобальных проблемах рассказывают, наряду с курсом обществознания, курсы истории и географии. Мы же продолжим наши размышления об оценке тенденций в развитии общества.