Иван Грозный и памятник «Тысячелетие России».

Памятник первому русскому царю, Великому князю Московскому и всея Руси Ивану IV появился в Петроверигском переулке на «Аллее правителей», который предназначался для установки в городе Александров Владимирской области, перенесен на «Аллею правителей» в сквере у «Музея военной формы одежды» Российского военно-исторического общества (РВИО) в Москве. Об этом сообщили в пресс-службе организации.

«Памятник Ивану Грозному, исполненный скульптором Василием Селивановым, передан на ответственное хранение Российскому военно-историческомуобществу», — говорится на сайте РВИО.

Скульптура выполнена из бронзы и гранита. Высота монумента с постаментом составляет 2,8 м, вес — 800 кг. Памятник выставлен перед «Аллеей правителей» в центре Москвы, на Китай-городе, где уже находятся 33 бронзовых бюста, воплощенные президентом Российской академии художеств Зурабом Церетели - среди них - памятники Рюрику, Юрию Долгорукому, Борису Годунову, Екатерине Великой и Николаю II. Там же находится генеалогическое древо рода Рюриковичей и ветви династии Романовых, запечатленное в граните. Аллея появилась в мае 2017 года и призвана отобразить историю России в лицах ее правителей.

Планируется, что до конца 2017 года «Аллею правителей» пополнят еще восемь бюстов — от Владимира Ленина до Бориса Ельцина.

Василий Селиванов — скульптор, график и живописец, член Союза художников России, член Союза художников Москвы и международного художественного фонда. Является автором памятников Минину в Богородске, Льву Толстому в Пушкино. Творческие работы Николая Селиванова находятся в частных коллекциях России, США, Англии, Германии.

Изначально, монумент должен был находиться в городе Александров Владимирской области, но установку за два дня до планируемого торжественного открытия. Случившееся вызвало недовольство местных жителей, представителей Церкви и многих деятелей культры и политики.

Отметим, что памятников Ивану Грозному не ставили ни в Советском Союзе, ни в дореволюционной России.

Первый в России памятник царю Ивану Грозному был торжественно 14 октября 2016 года в городе Орёл у Богоявленского собора. Его открытие также не обошлось без скандалов. должны были открыть в Орле в начале августа, в рамках празднования 450-летия со дня основания города. Сама памятника царю Иоанну IV вызвала негодование у либерально настроенных граждан. В результате областные власти отложили открытие памятника и решили провести опрос среди горожан, который показал, что подавляющее большинство жителей Орла (72,6%) поддерживают идею установки памятника царю-основателю города.

Также известо, что очередной в России памятник царю Ивану IV Грозному может появиться в Астрахани. С таким предложением выступила организация «ВеРИм». Инициаторы предлагают не только разместить монумент на главной площади города, но и создать культурно-исторический комплекс, посвященный присоединению Астраханского ханства к России.

Всероссийские опросы общественного мнения показывают, что подавляющее большинство россиян (71%) роль Ивана Грозного в истории России.

«Историческое открытие» орловского губернатора по поводу путешествия Ивана Грозного в Петербург вызвало волну веселья - в сети появилось множество шуток, саркастических наблюдений и остроумных рассуждений по поводу интеллектуального уровня наших правителей.

Но за этой действительно смешной историей пропадает совершенно не смешной факт - конкретный план создания и открытия в Орле памятника Ивану Грозному.

От этого проекта не отказались, он лишь отложен. Сам памятник уже существует, и губернатор Потомский - сторонник его установления. Он, конечно, решил на всякий случай спросить население Орла, но я почему-то догадываюсь, какой будет ответ.

Разговор по этому поводу актуален и не только потому, что есть риск появления в России первого памятника царю-тирану, которому не нашлось места на государственно-историческом памятнике «Тысячелетия России». Если это произойдет, то откроется дорога к установлению памятников многим другим душегубцам. И мы должны с горечью признать, что в обществе, или точнее, части его, существует запрос на подобные памятники.

Когда я только узнал об этом проекте, сначала не поверил, а потом первое, что мне пришло в голову были слова из пушкинской драмы: «Нельзя молиться за Царя Ирода, Богородица не велит». Думаю, у многих в памяти гениальная сцена с Юродивым в знаменитой опере Мусоргского.

Хотя эти слова были обращены к другому правителю, а не к царю Ивану, но христианский смысл от этого не меняется. Можно ли молиться за царя Ирода (а порой, как хотят некоторые сограждане, и царю Ироду), памятуя не только его преступления, но и некие заслуги перед державой?

Иван Грозный - был человек яркий, неординарный, глубоко образованный, и в первый период своего правления много обещал и много сделал, как государственный деятель… Значит, можно забыть все остальное?

На днях на улице я купил популярную книжку, которая сейчас продается практически везде (и явно успешно), - называется «Иван Грозный» из серии «Российские князья, цари и императоры», - тираж больше пятидесяти тысяч экземпляров. И был поражен, не обнаружив в этой книге разделов, посвящённых опричнине и массовому террору, текстов про разорение и уничтожению Новгорода.

Таким образом из Ивана Грозного ненавязчиво, путем исторических изъятий, делают «правильного» государственного деятеля, положительный миф, которым нормальный россиянин в принципе может гордиться. Если задуматься о ситуации в целом, то она представляется очень серьезной, поскольку подобную операцию в духе «позитивной истории» можно провести с кем угодно.

Происходит попытка сначала академической, потом народной, а потом в замысле определённых сторонников и православной канонизации (напомню, что в некоторых общинах и сейчас нелегально существуют так называемые «иконы» Ивана Грозного). Надо сказать, что это уже было в нашей истории. И в 30-е годы Сталин потребовал радикально пересмотреть исторический взгляд на Ивана Грозного, которого объявили борцом за создание централизованного государства.

Вождь чувствовал родство с героем, который косвенно оправдывал его собственные преступления и массовые репрессии. Этот новый взгляд был официально закреплен не только в советской исторической науке, но и знаменитом фильме Эйзенштейна, который Сталин лично распорядился переделать.

Кому равны Иван Грозный и Сталин

Практически все государственные деятели разных эпох и разных стран совершали неблаговидные поступки, объясняя их большими государственными интересами, а иногда и своими человеческими слабостями, которые не мешают признанию несомненных достижений. И существует много людей, которые любят выстроить ряд великих правителей России - Иван Грозный, Петр Первый, и Иосиф Сталин.

Однако в этой линейке - большая ложь. Между Петром Первым, с одной стороны, и Сталиным с Иваном Грозным, с другой, существует принципиальная разница, смысл которой может быть сформулирован просто: один был жестоким правителем, ломавшим страну через колено, а двое других преступниками и убийцами, которые не могут быть оправданы никакими реальными или мнимыми достижениями.

Здесь мы можем обратиться к древнеримскому опыту. В Древнем Риме существовала череда ярких императоров, но для римских историков и римского народа всегда была ясна разница между противоречивым государственным деятелем и преступником.

Римляне всегда ясно различали, что есть императоры-государственники, такие как Август, Адриан или Марк Аврелий, и есть преступники, тираны и убийцы, такие как Калигула или Нерон. Последним, как действующим императорам, тоже при жизни ставили памятники, но после их смерти (как правило, насильственной), эти памятники, по решению сената уничтожались, а имена этих императоров были прокляты в памяти народной.

То есть римляне видели существенную разницу между очень сложным и противоречивым, иногда жестоким императором - государственным деятелем, и убийцей, какие бы достижения ему не приписывали (к примеру, Нерон был известным актером и музыкантом, покровителем искусств) .

Ставить памятник преступнику - это тоже преступление. Потому что это не только оскорбление памяти уничтоженных людей, но и развращение следующих поколений. Ведь через этот памятник преступник оправдывается как герой и прославляется в веках. И это не вопрос исторических споров, что сделал или не сделал Иван Грозный, который жил в шестнадцатом веке. Это четкая подмена понятий в сознании людей.

Это тем более важно и болезненно в нашей стране, где не удалось избежать проблемы, в отличие от Древнего Рима, - как ставить и сохранять памятники убийцам и тиранам? Станция метро, носящая имя большевика Войкова, принимавшего участие в убийстве царской семьи, многочисленные памятники Ленину, призывавшего «расстреливать попов чем больше, тем лучше» и далее по списку…

Может быть, нужно разобраться с этим наследством, а не возводить новые памятники тиранам сейчас? Впрочем, уверен, что коммунист Потомский с товарищами хорошо понимает эту связь и, лоббируя памятник «грозному царю», держит в уме памятник другому тирану из его родной партии.

Народный мазохизм и сапог на лице

Однако орловский губернатор опирается и на народную поддержку. И далее главный вопрос: почему существует желание прославлять тиранов, даже если хорошо известно, что эти тираны были инициаторами массовых преступлений? Здесь есть самые разные версии.

Мне недавно встретилась такая, что это - проявления народного мазохизма, что есть люди, которые обожают, когда им лицо попирают сапогом. Еще одна версия, что, несмотря на все преступления, тиран - великий. Как про Сталина - он убил в репрессиях миллионы, зато выиграл войну.

Подобного рода оправдания существуют и для Ивана Грозного. Хотя надо сказать, что все без исключения великие русские «имперские» историки 19 века - Карамзин, Соловьев, Ключевский, чуть позже Платонов, - однозначно негативно оценивали и результаты правления, и саму личность Ивана Грозного.

В результате его действий был разрушен государственный порядок, в том числе благодаря разделению на земщину и опричнину, огромное количество людей было уничтожено (не только бояре со всеми семьями, но и простой люд), разрушены торговые центры страны, в том числе был разорен Великий Новгород. Да и внешнеполитическая деятельность - полный провал, достаточно напомнить, что была начисто проиграна Ливонская война, потребовавшая колоссальных усилий и жертв всей страны.

Правление Ивана Грозного для Московской Руси стало глобальной катастрофой. Этого мнения придерживаются почти все ведущие историки девятнадцатого века, которых я уже назвал. С ними согласно и большинство современных нам историков, можно вспомнить академические и научно-популярные труды Руслана Скрынникова, и работы академика Бориса Флори - его биография Ивана Грозного вышла в серии «Жизнь замечательных людей».

Последняя книга рассчитана на широкого читателя, но основана на детальном изучении всех источников. Там вполне недвусмысленно и неэмоционально рассказано, каким разрушительным преступлением для страны была опричнина и волны террора, в котором погибли тысячи невинных людей.

Общим место в оправдании Ивана Грозного стали разговоры о том, что во Франции или в Англии в ту эпоху погибало не меньше людей. Но это противоестественно - считаться количеством трупов. В Новгороде погибло, как минимум, более трёх тысяч человек, - огромное число для средневекового города, примерно десятая часть населения, остальные были изгнаны и обречены на голодную смерть.

При этом уничтожение происходило с максимальной и символической жестокостью, в жанре, который сегодня иногда называют «иконический перфоманс», потому что Иван Грозный убивал людей в Новгороде «художественно». В его сознании существовал образ адских мучений и Страшного суда, в частности трупы убитых новгородцев засовывали в разломанный лед Волхова, что должно было напомнить о страшных страданиях грешников в аду от нестерпимого холода.

Защитники Ивана Грозного любят поговорить о его благочестии, защите православной веры, регулярных покаяниях за преступления, правда забывают вспомнить, что покаявшись за одни преступления и разослав милостыню по православным монастырям вплоть до Синая, он немедленно совершал новые злодеяния.

Забывают и об исторических фактах, как «христианнейший правитель» лично участвовал в жестоких казнях, и хвастался иностранным гостям, что самолично растлил сотни девственниц. О его «православном» самосознании, пожалуй, точнее всех написал Василий Ключевский: «Он сам для себя стал святыней и в помыслах своих создал целое богословие политического самообожания…» («Курс русской истории»).

Итак, и объективные заслуги правления Грозного более чем сомнительны, и общий итог его правления сугубо негативный для страны. Но, повторяю, не в этом дело. Государственный деятель имеет право на ошибки, и не всегда правление заканчивается внешними успехами. Однако преступление - это понятие абсолютное, а не относительное.

От памятника недалеко до канонизации

Особенно странно, когда православные люди, христиане, стремятся не только оправдать тех же Ивана Грозного или Сталина, но и даже канонизировать их: мы знаем, что предложения по канонизации Ивана Грозного и Сталина существуют.

Русская Православная Церковь всегда давала на это отрицательный ответ, и объясняла, почему это невозможно, есть даже небольшая книга, посвящённая этому вопросу, в которой свое недвусмысленное мнение высказал покойный патриарх Алексий Второй. Но, тем не менее, такие предложения возникают постоянно и участились в наше время. На мой взгляд, открытие памятника Ивану Грозному может оказаться первым шагом к канонизации Ивана Грозного и Иосифа Сталина.

Подобное стремление некоторой части православных можно объяснить сложным синтезом в сознании многих людей, когда вера в Христа соединяется с обожествлением самодержавной власти, и это оказывается очень удобной доктриной для многих.

Эта тема прозвучала в фильме Павла Лунгина «Царь», где святой митрополит Филипп (Колычев), который приходит и принимает сан, чтобы верно служить царю, помазаннику Божьему, и одновременно другу его детства. Но в какой-то момент святитель понимает, что перед ним стоит выбор, потому что служение царю и служение Христу оказались несовместимыми.

Он выбирает Христа и идет против царя Ивана, сознательно отдавая себя на поругание и мученическую кончину. И этот выбор не выдумка современного режиссера, а реальный факт, отраженный в исторических источниках.

У властолюбцев, стремящимся совместить веру в Христа с обожествлением власти, есть даже своя эстетика. Когда христианство превращается в некую государственную идеологию, это воплощается в определённых формах.

Если мы сравним архитектуру, пространство византийского храма Софии Константинопольской и, к примеру, московского храма Христа Спасителя, мы увидим что в последнем тоже выдающимся архитектурном сооружении речь идёт не про Бога, а про сакральную, обожествленную власть, про прославление христианской империи.

Про то, что Власть и вера в Христа - это в сущности разные вещи, говорили и некоторые Отцы Церкви (вспомним свт. Иоанна Златоуста). Но речь не идёт о том, что Церковь должна быть в конфликте с Властью. Наоборот, как и в истории с митрополитом Филиппом, есть пути тесных связей, взаимодействия и сотрудничества. Но только с пониманием того, что глобальные цели веры во Христа и царской власти - разные.

Часть наших соотечественников не только не хотят видеть эту разницу, но явно предпочитают «божественное» самодержавие вере Христовой. Конечно, идеальна ситуация, когда ты можешь быть и с царём, и с Христом одновременно. Но, к сожалению, в истории довольно много случаев, когда эти ценности вступают в неразрешимый конфликт. И нужно всегда помнить о разнице глобальных целей.

Поэтому, когда мы отвергаем установку памятника Ивану Грозному, мы не говорим о конкретном проекте губернатора, или любом другом проекте. Мы говорим о гораздо более важном, об ином понимании христианства.

Многие из нас хотят сохранить это подлинное и первоначальное понимание христианства, когда слова Христа, его заповеди смирения и любви к ближнему, - критерий для оценки всех внешних явлений. Хочется помечтать о Власти, которая реально служит Богу и исповедует христианские ценности, а не пытается манипулировать ими в конъюнктурно- политических целях.

В воскресенье, 12 ноября, в Калуге на площади Старый Торг было многолюдно. Собравшиеся – в основном, сотрудники областных министерств и городских управлений, – пришли, чтобы понаблюдать за торжественной церемонией открытия памятника Ивану III, о котором много говорили, но который до вчерашнего дня мало кто видел. Как мы рассказывали, одобрение на его установку общественность и городские депутаты фактически давали вслепую.

Инициатором появления монумента в нашем городе стало Российское военно-историческое общество. Оно же профинансировало и работы по изготовлению монумента. Длились они четыре года. В творческом конкурсе участвовало большое количество скульпторов. В итоге победил проект молодого московского скульптора Андрея КОРОБЦОВА .

Передо мной стояла задача сделать не просто памятник царю, а создать такой образ правителя, который был бы олицетворением русского духа, образа народа, - комментировал он ранее в интервью нашему изданию. – В голове было чёткое представление о том, какой должна быть фигура князя. Для лепки разных частей тела я приглашал нескольких натурщиков. Портрет делался по воображению. Частично я использовал изображения Ивана III и пытался перевести рисунки в объём.

Памятник получился красивым. Могучая фигура государя словно устремлена вперёд. Иван III одет в рубаху, на груди у него крест. В левой руке великий князь держит посох, на котором сидит крупных размеров орёл, расправивший крылья. Правую руку государь простёр вперёд. Кстати, примерно то же направление указывал и Ленин, простоявший на этом месте больше 30 лет.

Некоторые калужане, видевшие скульптуру, нашли в облике князя что-то одновременно и от русского богатыря, и от древнегреческого громовержца Зевса. В чертах лица Ивана III было замечено сходство с Карлом Марксом.

Фигура Великого князя стоит на постаменте, выполненном в виде большого белого камня с надписью: «Иван III, государь всея Руси, объединил русские земли вокруг Москвы, покончил с Ордынским игом, издал свод законов судебник, построил Московский Кремль, учредил герб России – двуглавого орла». В надписи почему-то отсутствуют знаки препинания, но это, конечно, мелочи.

Ходили разговоры, что то ли во время транспортировки, то ли во время установки скульптура пострадала: у неё отвалились рука и голова. Однако, если повреждения и были, то их очень хорошо замаскировали.

Сегодня радостный день, потому что сегодня воздаётся справедливость одному из самых великих, ярких, мощных, эффективных, но почему-то недооценённых правителей нашей страны, - сказал в своём выступлении министр культуры РФ Владимир МЕДИНСКИЙ . – По сути, Иван III был создателем той России, того русского государства, наследниками и преемниками которого являемся мы сегодня. Он не просто поставил точку в освобождении Руси от ордынского ига. Он не просто провёл ряд колоссальных реформ, полностью преобразивших нашу страну, её систему управления. Он создал ту систему управления, которая позволила нашей стране выстоять в самые тяжёлые времена. И когда мы говорим о России, преодолевшей Смуту, победившей Наполеона и во Второй мировой войне, мы говорим о России, созданной по принципам управления, образцу и подобию единой, мощной централизованной державы, которые были заложены Великим государем Иваном III.

Прекрасно, что это делается именно здесь, в Калуге, ибо именно на Калужской земле, на Угре, Иван III покончил с ордынским игом. Прекрасно, что это делается на центральной площади, прямо в историческом центре, у здания областной администрации, ибо это показывает, какое уважение и внимание к нашей истории проявляет руководство Калужской области.

Я хотел бы поблагодарить вас, Владимир Ростиславович, за то, что памятник установлен на справедливом месте – здесь, в Калуге, - сказал в ответ губернатор Анатолий АРТАМОНОВ . – Мы обязательно будем помнить об этом и всегда с благодарностью приходить сюда, к этому священному месту – месту, по сути, самоутверждения нашей великой России!

На открытие памятника ждали также известного российского режиссёра Андрея КОНЧАЛОВСКОГО . Он является председателем творческого совета Российского военно-исторического общества и идейным вдохновителем данного проекта. Однако приехать в Калугу Кончаловский не смог: сейчас он находится в Италии на съёмках своего нового фильма. Но режиссёр записал для церемонии открытия небольшое видеообращение.

То, что в России до сих пор не было памятника основателю Российского государства, это вопиющая несправедливость, - сказал Андрей Кончаловский. – Наконец-то она устранена, уничтожена в Калуге. Мы добивались результата в течение многих лет. Много художников старалось. К сожалению, не у всех получалось. Я рад, что молодой талантливый скульптор Коробцов сделал эту скульптуру. И я очень жалею, что не могу быть с вами, потому что я снимаю фильм о другом не менее талантливом скульпторе – Микеланджело. Но я от всей души с вами!

Завершилась торжественная церемония чином освящения нового памятника, который совершил архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан. После этого столичные гости отправились сначала в Художественный музей, а оттуда – Инновационный культурный центр – слушать лекцию Владимира Мединского об Иване III.

Часть калужской интеллигенции отправилась в ИКЦ, а часть продолжила дебаты в соцсетях о том, нужен или не нужен Калуге памятник Ивану III. Тем более, что один монумент, посвящённый Великому князю, у нас уже есть и открыли его не далее, как прошедшим летом. Причём памятник №1 находится там, где ему исторически и полагается быть – на реке Угре, во Владимирском скиту монастыря Успения Пресвятой Богородицы. Видимо, если уж уничтожать историческую несправедливость, то так, чтобы наверняка.

В Москве появился памятник Ивану Грозному. Трехметровую бронзовую скульптуру привезли из Владимирской области. Как говорят в Российском военно-историческом обществе, монумент является музейным экспонатом, который решили выставить на всеобщее обозрение.Монумент в тихом столичном переулке наделал много шума. Москвичи глазам не верят, тянутся за фотоаппаратами, звонят друзьям. Кто не знает картину, на которой Иван Грозный убивает своего сына, а тут вдруг памятник.

"Это спорное решение. Сразу понятно, что это Иван Грозный. Я периодически прохожу мимо и была удивлена тому, что такая интересная фигура появилась", — рассказала местная жительница.

Скульптор Василий Селиванов свое творение готовил не для Москвы. По замыслу автора, во Владимирской области. Ведь именно там в период опричнины фактически был центр государства. Но современные жители Александрова оказались настолько против, что на уже сооруженный постамент памятник так и не поставили. Бронзовый Грозный переехал в столицу. В российском военно-историческом обществе настаивают: это не памятник, а именно экспонат. И так он временно хранится, но почему-то не в запасниках, а у всех на виду.

"Это яркий период нашей истории, о котором все знают, многие говорят о нем. Он затрагивает души людей. Конечно, мы решили, что этот экспонат, коли скульптор нам его передает на ответственное хранение, должен быть доступен для всеобщего обозрения", — пояснила руководитель Департамента информационной политики Российского военно-исторического общества Надежда Усманова.

В музее, кстати, есть так называемая аллея правителей. 33 бюста руководителей государства от Рюриковичей до Керенского. Автор — Зураб Церетели. Его, кстати, сразу после открытия обвиняли едва ли не в плагиате — образы, по мнению искусствоведов, были позаимствованы у скульпторов XIX века. Среди бюстов Грозный уже есть. А теперь он есть прямо у входа в музей — еще и в полный рост. Смотрит сурово и показывает на гостей пальцем.

Для одних историков Грозный — великий завоеватель. Для других — дикарь, после правления которого государство погрузилось в смуту и хаос.

"Такой памятник я точно буду обходить стороной. Мы помним чудовищный поход опричников, зверства, казни, кровь и ужас", — сказал историк Алексей Юдин.

"Я считаю, что повальное увлечение постановкой памятников именно сейчас не вносит спокойствия в наше общество, потому что у нас общество расколото. Когда всё устаканится, мы разберёмся, кому поставить памятник и зачем. И надо, конечно, писать объективную историю правления Грозного, показывать многомерность этой фигуры", — отметил историк Евгений Спицын.

Символично, что Петроверигский переулок, где установлен монумент, в годы правления Ивана Грозного был по современным меркам элитным загородным районом. Здесь жили бояре, с которыми царь конфликтовал. У музейщиков есть опасения, что и c современными москвичами монумент может не ужиться. Не исключено, что даже штат охраны увеличат.

12 ноября 2017 года в Калуге торжественно открыли памятник Ивану III . Это первый в истории России памятник царю Ивану Великому, как подчеркнул на открытии министр культуры РФ Владимир Мединский . Памятник, призванный увековечить эпоху правления Ивана III, установлен Российским военно-историческим обществом на главной площади Калуги перед зданием областного правительства.

Иван III изображен припавшим на одно колено, мощным движением он простирает правую руку вперед, а в левой держит скипетр с орлом. Надпись на монументе гласит:

Государь, объединивший русские земли вокруг Москвы, покончил с ордынским игом, издал свод судебных законов, построил Московский кремль, учредил герб России — двуглавого орла.

Участники митинга назвали открытие памятника историческим событием. Памятник, призванный увековечить эпоху правления Ивана III, установлен Российским военно-историческим обществом (РВИО) . За четыре года РВИО установлено около 200 памятников, но этот, как прозвучало на митинге, особый.

Работа над памятником шла четыре года. Автор идеи художественного решения памятника — Андрей Кончаловский, воплотил образ правителя в бронзе скульптор Андрей Коробцов . А. Кончаловский не смог приехать в Калугу, но прислал видеообращение к калужанам, которое транслировалось на большом экране.

Жаль, что я не могу присутствовать на открытии. То, что в России не было памятника основателю государства, — вопиющая несправедливость. Наконец, эта несправедливость устранена. Я всей душой с вами.

Андрей Кончаловский рассказал о создании монумента. По его словам, много художников старались создать образ Ивана Великого, но не у всех получилось. В конечном итоге была одобрена работа молодого талантливого скульптора Андрея Коробцова. О возвращении справедливости по отношению к «одному из самых великих, мощных, эффективных, но почему-то недооцененному правителю» говорил и министр культуры РФ Владимир Мединский.

По сути, он был создателем того государства, наследниками которого мы все являемся. Когда мы говорим о последующих победах нашей страны, мы говорим о России, созданной Иваном Великим. Только три правителя получили имя «великих» — Петр, Екатерина и Иван III. Установка этого памятника — яркий исторический жест единства и преемственности истории, — подчеркнул Мединский.

В свою очередь глава региона Анатолий Артамонов подчеркнул, что установлен памятник человеку, который заставил весь мир признать территорию ранее раздробленных княжеств как единое государство.

Споры вокруг установки памятника Ивану Великому в Калуге были, но не о необходимости самого монумента, а о месте его установки. Большинство горожан согласились перенести памятник Ленину с главной площади в сквер по соседству, где тот исторически и стоял до 80-х годов прошлого века, и установить перед зданием областного правительства памятник Ивану Великому.

Установлен на справедливом месте. Месте самоутверждения России, подчеркнул Анатолий Артамонов.

На открытие памятника Ивану III пришли сотни калужан.

Настоятель о. Курбацкий так прокомментировал открытие этого памятника:

Вообще отрадно, что и в историографии, и на государственном уровне стали обращать внимание на фигуры и события из Древней Руси. В советское время отмечали 50 лет комсомола и СССР, в романовскую эпоху тоже были новые ориентиры, а древняя Русь была забыта. При всем масштабе сделанного Иваном III, он оказался в тени Грозного и Петра, фактически забыт, нет ни одного памятника, кроме памятника Тысячелетия России в Новгороде.

В последние годы мы видим неподдельный интерес, обращение государства и общества к древнерусскому наследию. Достаточно вспомнить, как широко отмечали 1000-летие преставления князя Владимира или 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. В 2020 году на общегосударственном уровне в России будет отмечаться 400-летие со дня рождения протопопа Аввакума. Иван III — безусловно, в одном ряду с этими великими личностями. Причем надо отметить, что при нем Церковь была едина, народ был един, не было расколов (ни духовных, ни политических), не было классового расслоения между народом и элитой, которое возникло в России в XVIII-XIX вв., когда знать оторвалась от народа: стала говорить на другом языке, одеваться в иностранную одежду и насаждала чуждые нашему народу ценности.

Кроме общерусского значения, великий князь Иван III сыграл роль и в истории нашего края. Его сын Симеон был первым и единственным Калужским удельным князем. Калуга была удельным княжеством всего 13 лет с 1505 (смерть Ивана III) до 1518 (смерть Симеона). Кстати, князь Симеон покоится в Архангельском соборе Кремля, и на фреске у его надгробия он изображен с нимбом и надписью «Благоверный князь Симеон Калужский». В следующем году будет 500 лет со дня его преставления.

Хорошо бы в новых районах называть улицы в честь выдающихся личностей Древней Руси, а не только безликие Садовые, Березовые, Механизаторов и т.п. Почему не назвать проспект имени Ивана Третьего?