Иван Грозный и памятник «Тысячелетие России».
Памятник первому русскому царю, Великому князю Московскому и всея Руси Ивану IV появился в Петроверигском переулке на «Аллее правителей», который предназначался для установки в городе Александров Владимирской области, перенесен на «Аллею правителей» в сквере у «Музея военной формы одежды» Российского военно-исторического общества (РВИО) в Москве. Об этом сообщили в пресс-службе организации.
«Памятник Ивану Грозному, исполненный скульптором Василием Селивановым, передан на ответственное хранение Российскому военно-историческомуобществу», — говорится на сайте РВИО.
Скульптура выполнена из бронзы и гранита. Высота монумента с постаментом составляет 2,8 м, вес — 800 кг. Памятник выставлен перед «Аллеей правителей» в центре Москвы, на Китай-городе, где уже находятся 33 бронзовых бюста, воплощенные президентом Российской академии художеств Зурабом Церетели - среди них - памятники Рюрику, Юрию Долгорукому, Борису Годунову, Екатерине Великой и Николаю II. Там же находится генеалогическое древо рода Рюриковичей и ветви династии Романовых, запечатленное в граните. Аллея появилась в мае 2017 года и призвана отобразить историю России в лицах ее правителей.
Планируется, что до конца 2017 года «Аллею правителей» пополнят еще восемь бюстов — от Владимира Ленина до Бориса Ельцина.
Василий Селиванов — скульптор, график и живописец, член Союза художников России, член Союза художников Москвы и международного художественного фонда. Является автором памятников Минину в Богородске, Льву Толстому в Пушкино. Творческие работы Николая Селиванова находятся в частных коллекциях России, США, Англии, Германии.
Изначально, монумент должен был находиться в городе Александров Владимирской области, но установку за два дня до планируемого торжественного открытия. Случившееся вызвало недовольство местных жителей, представителей Церкви и многих деятелей культры и политики.
Отметим, что памятников Ивану Грозному не ставили ни в Советском Союзе, ни в дореволюционной России.
Первый в России памятник царю Ивану Грозному был торжественно 14 октября 2016 года в городе Орёл у Богоявленского собора. Его открытие также не обошлось без скандалов. должны были открыть в Орле в начале августа, в рамках празднования 450-летия со дня основания города. Сама памятника царю Иоанну IV вызвала негодование у либерально настроенных граждан. В результате областные власти отложили открытие памятника и решили провести опрос среди горожан, который показал, что подавляющее большинство жителей Орла (72,6%) поддерживают идею установки памятника царю-основателю города.
Также известо, что очередной в России памятник царю Ивану IV Грозному может появиться в Астрахани. С таким предложением выступила организация «ВеРИм». Инициаторы предлагают не только разместить монумент на главной площади города, но и создать культурно-исторический комплекс, посвященный присоединению Астраханского ханства к России.
Всероссийские опросы общественного мнения показывают, что подавляющее большинство россиян (71%) роль Ивана Грозного в истории России.
«Историческое открытие» орловского губернатора по поводу путешествия Ивана Грозного в Петербург вызвало волну веселья - в сети появилось множество шуток, саркастических наблюдений и остроумных рассуждений по поводу интеллектуального уровня наших правителей.
Но за этой действительно смешной историей пропадает совершенно не смешной факт - конкретный план создания и открытия в Орле памятника Ивану Грозному.
От этого проекта не отказались, он лишь отложен. Сам памятник уже существует, и губернатор Потомский - сторонник его установления. Он, конечно, решил на всякий случай спросить население Орла, но я почему-то догадываюсь, какой будет ответ.
Разговор по этому поводу актуален и не только потому, что есть риск появления в России первого памятника царю-тирану, которому не нашлось места на государственно-историческом памятнике «Тысячелетия России». Если это произойдет, то откроется дорога к установлению памятников многим другим душегубцам. И мы должны с горечью признать, что в обществе, или точнее, части его, существует запрос на подобные памятники.
Когда я только узнал об этом проекте, сначала не поверил, а потом первое, что мне пришло в голову были слова из пушкинской драмы: «Нельзя молиться за Царя Ирода, Богородица не велит». Думаю, у многих в памяти гениальная сцена с Юродивым в знаменитой опере Мусоргского.
Хотя эти слова были обращены к другому правителю, а не к царю Ивану, но христианский смысл от этого не меняется. Можно ли молиться за царя Ирода (а порой, как хотят некоторые сограждане, и царю Ироду), памятуя не только его преступления, но и некие заслуги перед державой?
Иван Грозный - был человек яркий, неординарный, глубоко образованный, и в первый период своего правления много обещал и много сделал, как государственный деятель… Значит, можно забыть все остальное?
На днях на улице я купил популярную книжку, которая сейчас продается практически везде (и явно успешно), - называется «Иван Грозный» из серии «Российские князья, цари и императоры», - тираж больше пятидесяти тысяч экземпляров. И был поражен, не обнаружив в этой книге разделов, посвящённых опричнине и массовому террору, текстов про разорение и уничтожению Новгорода.
Таким образом из Ивана Грозного ненавязчиво, путем исторических изъятий, делают «правильного» государственного деятеля, положительный миф, которым нормальный россиянин в принципе может гордиться. Если задуматься о ситуации в целом, то она представляется очень серьезной, поскольку подобную операцию в духе «позитивной истории» можно провести с кем угодно.
Происходит попытка сначала академической, потом народной, а потом в замысле определённых сторонников и православной канонизации (напомню, что в некоторых общинах и сейчас нелегально существуют так называемые «иконы» Ивана Грозного). Надо сказать, что это уже было в нашей истории. И в 30-е годы Сталин потребовал радикально пересмотреть исторический взгляд на Ивана Грозного, которого объявили борцом за создание централизованного государства.
Вождь чувствовал родство с героем, который косвенно оправдывал его собственные преступления и массовые репрессии. Этот новый взгляд был официально закреплен не только в советской исторической науке, но и знаменитом фильме Эйзенштейна, который Сталин лично распорядился переделать.
Кому равны Иван Грозный и Сталин
Практически все государственные деятели разных эпох и разных стран совершали неблаговидные поступки, объясняя их большими государственными интересами, а иногда и своими человеческими слабостями, которые не мешают признанию несомненных достижений. И существует много людей, которые любят выстроить ряд великих правителей России - Иван Грозный, Петр Первый, и Иосиф Сталин.
Однако в этой линейке - большая ложь. Между Петром Первым, с одной стороны, и Сталиным с Иваном Грозным, с другой, существует принципиальная разница, смысл которой может быть сформулирован просто: один был жестоким правителем, ломавшим страну через колено, а двое других преступниками и убийцами, которые не могут быть оправданы никакими реальными или мнимыми достижениями.
Здесь мы можем обратиться к древнеримскому опыту. В Древнем Риме существовала череда ярких императоров, но для римских историков и римского народа всегда была ясна разница между противоречивым государственным деятелем и преступником.
Римляне всегда ясно различали, что есть императоры-государственники, такие как Август, Адриан или Марк Аврелий, и есть преступники, тираны и убийцы, такие как Калигула или Нерон. Последним, как действующим императорам, тоже при жизни ставили памятники, но после их смерти (как правило, насильственной), эти памятники, по решению сената уничтожались, а имена этих императоров были прокляты в памяти народной.
То есть римляне видели существенную разницу между очень сложным и противоречивым, иногда жестоким императором - государственным деятелем, и убийцей, какие бы достижения ему не приписывали (к примеру, Нерон был известным актером и музыкантом, покровителем искусств) .
Ставить памятник преступнику - это тоже преступление. Потому что это не только оскорбление памяти уничтоженных людей, но и развращение следующих поколений. Ведь через этот памятник преступник оправдывается как герой и прославляется в веках. И это не вопрос исторических споров, что сделал или не сделал Иван Грозный, который жил в шестнадцатом веке. Это четкая подмена понятий в сознании людей.
Это тем более важно и болезненно в нашей стране, где не удалось избежать проблемы, в отличие от Древнего Рима, - как ставить и сохранять памятники убийцам и тиранам? Станция метро, носящая имя большевика Войкова, принимавшего участие в убийстве царской семьи, многочисленные памятники Ленину, призывавшего «расстреливать попов чем больше, тем лучше» и далее по списку…
Может быть, нужно разобраться с этим наследством, а не возводить новые памятники тиранам сейчас? Впрочем, уверен, что коммунист Потомский с товарищами хорошо понимает эту связь и, лоббируя памятник «грозному царю», держит в уме памятник другому тирану из его родной партии.
Народный мазохизм и сапог на лице
Однако орловский губернатор опирается и на народную поддержку. И далее главный вопрос: почему существует желание прославлять тиранов, даже если хорошо известно, что эти тираны были инициаторами массовых преступлений? Здесь есть самые разные версии.
Мне недавно встретилась такая, что это - проявления народного мазохизма, что есть люди, которые обожают, когда им лицо попирают сапогом. Еще одна версия, что, несмотря на все преступления, тиран - великий. Как про Сталина - он убил в репрессиях миллионы, зато выиграл войну.
Подобного рода оправдания существуют и для Ивана Грозного. Хотя надо сказать, что все без исключения великие русские «имперские» историки 19 века - Карамзин, Соловьев, Ключевский, чуть позже Платонов, - однозначно негативно оценивали и результаты правления, и саму личность Ивана Грозного.
В результате его действий был разрушен государственный порядок, в том числе благодаря разделению на земщину и опричнину, огромное количество людей было уничтожено (не только бояре со всеми семьями, но и простой люд), разрушены торговые центры страны, в том числе был разорен Великий Новгород. Да и внешнеполитическая деятельность - полный провал, достаточно напомнить, что была начисто проиграна Ливонская война, потребовавшая колоссальных усилий и жертв всей страны.
Правление Ивана Грозного для Московской Руси стало глобальной катастрофой. Этого мнения придерживаются почти все ведущие историки девятнадцатого века, которых я уже назвал. С ними согласно и большинство современных нам историков, можно вспомнить академические и научно-популярные труды Руслана Скрынникова, и работы академика Бориса Флори - его биография Ивана Грозного вышла в серии «Жизнь замечательных людей».
Последняя книга рассчитана на широкого читателя, но основана на детальном изучении всех источников. Там вполне недвусмысленно и неэмоционально рассказано, каким разрушительным преступлением для страны была опричнина и волны террора, в котором погибли тысячи невинных людей.
Общим место в оправдании Ивана Грозного стали разговоры о том, что во Франции или в Англии в ту эпоху погибало не меньше людей. Но это противоестественно - считаться количеством трупов. В Новгороде погибло, как минимум, более трёх тысяч человек, - огромное число для средневекового города, примерно десятая часть населения, остальные были изгнаны и обречены на голодную смерть.
При этом уничтожение происходило с максимальной и символической жестокостью, в жанре, который сегодня иногда называют «иконический перфоманс», потому что Иван Грозный убивал людей в Новгороде «художественно». В его сознании существовал образ адских мучений и Страшного суда, в частности трупы убитых новгородцев засовывали в разломанный лед Волхова, что должно было напомнить о страшных страданиях грешников в аду от нестерпимого холода.
Защитники Ивана Грозного любят поговорить о его благочестии, защите православной веры, регулярных покаяниях за преступления, правда забывают вспомнить, что покаявшись за одни преступления и разослав милостыню по православным монастырям вплоть до Синая, он немедленно совершал новые злодеяния.
Забывают и об исторических фактах, как «христианнейший правитель» лично участвовал в жестоких казнях, и хвастался иностранным гостям, что самолично растлил сотни девственниц. О его «православном» самосознании, пожалуй, точнее всех написал Василий Ключевский: «Он сам для себя стал святыней и в помыслах своих создал целое богословие политического самообожания…» («Курс русской истории»).
Итак, и объективные заслуги правления Грозного более чем сомнительны, и общий итог его правления сугубо негативный для страны. Но, повторяю, не в этом дело. Государственный деятель имеет право на ошибки, и не всегда правление заканчивается внешними успехами. Однако преступление - это понятие абсолютное, а не относительное.
От памятника недалеко до канонизации
Особенно странно, когда православные люди, христиане, стремятся не только оправдать тех же Ивана Грозного или Сталина, но и даже канонизировать их: мы знаем, что предложения по канонизации Ивана Грозного и Сталина существуют.
Русская Православная Церковь всегда давала на это отрицательный ответ, и объясняла, почему это невозможно, есть даже небольшая книга, посвящённая этому вопросу, в которой свое недвусмысленное мнение высказал покойный патриарх Алексий Второй. Но, тем не менее, такие предложения возникают постоянно и участились в наше время. На мой взгляд, открытие памятника Ивану Грозному может оказаться первым шагом к канонизации Ивана Грозного и Иосифа Сталина.
Подобное стремление некоторой части православных можно объяснить сложным синтезом в сознании многих людей, когда вера в Христа соединяется с обожествлением самодержавной власти, и это оказывается очень удобной доктриной для многих.
Эта тема прозвучала в фильме Павла Лунгина «Царь», где святой митрополит Филипп (Колычев), который приходит и принимает сан, чтобы верно служить царю, помазаннику Божьему, и одновременно другу его детства. Но в какой-то момент святитель понимает, что перед ним стоит выбор, потому что служение царю и служение Христу оказались несовместимыми.
Он выбирает Христа и идет против царя Ивана, сознательно отдавая себя на поругание и мученическую кончину. И этот выбор не выдумка современного режиссера, а реальный факт, отраженный в исторических источниках.
У властолюбцев, стремящимся совместить веру в Христа с обожествлением власти, есть даже своя эстетика. Когда христианство превращается в некую государственную идеологию, это воплощается в определённых формах.
Если мы сравним архитектуру, пространство византийского храма Софии Константинопольской и, к примеру, московского храма Христа Спасителя, мы увидим что в последнем тоже выдающимся архитектурном сооружении речь идёт не про Бога, а про сакральную, обожествленную власть, про прославление христианской империи.
Про то, что Власть и вера в Христа - это в сущности разные вещи, говорили и некоторые Отцы Церкви (вспомним свт. Иоанна Златоуста). Но речь не идёт о том, что Церковь должна быть в конфликте с Властью. Наоборот, как и в истории с митрополитом Филиппом, есть пути тесных связей, взаимодействия и сотрудничества. Но только с пониманием того, что глобальные цели веры во Христа и царской власти - разные.
Часть наших соотечественников не только не хотят видеть эту разницу, но явно предпочитают «божественное» самодержавие вере Христовой. Конечно, идеальна ситуация, когда ты можешь быть и с царём, и с Христом одновременно. Но, к сожалению, в истории довольно много случаев, когда эти ценности вступают в неразрешимый конфликт. И нужно всегда помнить о разнице глобальных целей.
Поэтому, когда мы отвергаем установку памятника Ивану Грозному, мы не говорим о конкретном проекте губернатора, или любом другом проекте. Мы говорим о гораздо более важном, об ином понимании христианства.
Многие из нас хотят сохранить это подлинное и первоначальное понимание христианства, когда слова Христа, его заповеди смирения и любви к ближнему, - критерий для оценки всех внешних явлений. Хочется помечтать о Власти, которая реально служит Богу и исповедует христианские ценности, а не пытается манипулировать ими в конъюнктурно- политических целях.
В воскресенье, 12 ноября, в Калуге на площади Старый Торг было многолюдно. Собравшиеся – в основном, сотрудники областных министерств и городских управлений, – пришли, чтобы понаблюдать за торжественной церемонией открытия памятника Ивану III, о котором много говорили, но который до вчерашнего дня мало кто видел. Как мы рассказывали, одобрение на его установку общественность и городские депутаты фактически давали вслепую.
Инициатором появления монумента в нашем городе стало Российское военно-историческое общество. Оно же профинансировало и работы по изготовлению монумента. Длились они четыре года. В творческом конкурсе участвовало большое количество скульпторов. В итоге победил проект молодого московского скульптора Андрея КОРОБЦОВА .
Передо мной стояла задача сделать не просто памятник царю, а создать такой образ правителя, который был бы олицетворением русского духа, образа народа, - комментировал он ранее в интервью нашему изданию. – В голове было чёткое представление о том, какой должна быть фигура князя. Для лепки разных частей тела я приглашал нескольких натурщиков. Портрет делался по воображению. Частично я использовал изображения Ивана III и пытался перевести рисунки в объём.
Памятник получился красивым. Могучая фигура государя словно устремлена вперёд. Иван III одет в рубаху, на груди у него крест. В левой руке великий князь держит посох, на котором сидит крупных размеров орёл, расправивший крылья. Правую руку государь простёр вперёд. Кстати, примерно то же направление указывал и Ленин, простоявший на этом месте больше 30 лет.
Некоторые калужане, видевшие скульптуру, нашли в облике князя что-то одновременно и от русского богатыря, и от древнегреческого громовержца Зевса. В чертах лица Ивана III было замечено сходство с Карлом Марксом.
Фигура Великого князя стоит на постаменте, выполненном в виде большого белого камня с надписью: «Иван III, государь всея Руси, объединил русские земли вокруг Москвы, покончил с Ордынским игом, издал свод законов судебник, построил Московский Кремль, учредил герб России – двуглавого орла». В надписи почему-то отсутствуют знаки препинания, но это, конечно, мелочи.
Ходили разговоры, что то ли во время транспортировки, то ли во время установки скульптура пострадала: у неё отвалились рука и голова. Однако, если повреждения и были, то их очень хорошо замаскировали.
Сегодня радостный день, потому что сегодня воздаётся справедливость одному из самых великих, ярких, мощных, эффективных, но почему-то недооценённых правителей нашей страны, - сказал в своём выступлении министр культуры РФ Владимир МЕДИНСКИЙ . – По сути, Иван III был создателем той России, того русского государства, наследниками и преемниками которого являемся мы сегодня. Он не просто поставил точку в освобождении Руси от ордынского ига. Он не просто провёл ряд колоссальных реформ, полностью преобразивших нашу страну, её систему управления. Он создал ту систему управления, которая позволила нашей стране выстоять в самые тяжёлые времена. И когда мы говорим о России, преодолевшей Смуту, победившей Наполеона и во Второй мировой войне, мы говорим о России, созданной по принципам управления, образцу и подобию единой, мощной централизованной державы, которые были заложены Великим государем Иваном III.
Прекрасно, что это делается именно здесь, в Калуге, ибо именно на Калужской земле, на Угре, Иван III покончил с ордынским игом. Прекрасно, что это делается на центральной площади, прямо в историческом центре, у здания областной администрации, ибо это показывает, какое уважение и внимание к нашей истории проявляет руководство Калужской области.
Я хотел бы поблагодарить вас, Владимир Ростиславович, за то, что памятник установлен на справедливом месте – здесь, в Калуге, - сказал в ответ губернатор Анатолий АРТАМОНОВ . – Мы обязательно будем помнить об этом и всегда с благодарностью приходить сюда, к этому священному месту – месту, по сути, самоутверждения нашей великой России!
На открытие памятника ждали также известного российского режиссёра Андрея КОНЧАЛОВСКОГО . Он является председателем творческого совета Российского военно-исторического общества и идейным вдохновителем данного проекта. Однако приехать в Калугу Кончаловский не смог: сейчас он находится в Италии на съёмках своего нового фильма. Но режиссёр записал для церемонии открытия небольшое видеообращение.
То, что в России до сих пор не было памятника основателю Российского государства, это вопиющая несправедливость, - сказал Андрей Кончаловский. – Наконец-то она устранена, уничтожена в Калуге. Мы добивались результата в течение многих лет. Много художников старалось. К сожалению, не у всех получалось. Я рад, что молодой талантливый скульптор Коробцов сделал эту скульптуру. И я очень жалею, что не могу быть с вами, потому что я снимаю фильм о другом не менее талантливом скульпторе – Микеланджело. Но я от всей души с вами!
Завершилась торжественная церемония чином освящения нового памятника, который совершил архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан. После этого столичные гости отправились сначала в Художественный музей, а оттуда – Инновационный культурный центр – слушать лекцию Владимира Мединского об Иване III.
Часть калужской интеллигенции отправилась в ИКЦ, а часть продолжила дебаты в соцсетях о том, нужен или не нужен Калуге памятник Ивану III. Тем более, что один монумент, посвящённый Великому князю, у нас уже есть и открыли его не далее, как прошедшим летом. Причём памятник №1 находится там, где ему исторически и полагается быть – на реке Угре, во Владимирском скиту монастыря Успения Пресвятой Богородицы. Видимо, если уж уничтожать историческую несправедливость, то так, чтобы наверняка.
В Москве появился памятник Ивану Грозному. Трехметровую бронзовую скульптуру привезли из Владимирской области. Как говорят в Российском военно-историческом обществе, монумент является музейным экспонатом, который решили выставить на всеобщее обозрение.Монумент в тихом столичном переулке наделал много шума. Москвичи глазам не верят, тянутся за фотоаппаратами, звонят друзьям. Кто не знает картину, на которой Иван Грозный убивает своего сына, а тут вдруг памятник.
"Это спорное решение. Сразу понятно, что это Иван Грозный. Я периодически прохожу мимо и была удивлена тому, что такая интересная фигура появилась", — рассказала местная жительница.
Скульптор Василий Селиванов свое творение готовил не для Москвы. По замыслу автора, во Владимирской области. Ведь именно там в период опричнины фактически был центр государства. Но современные жители Александрова оказались настолько против, что на уже сооруженный постамент памятник так и не поставили. Бронзовый Грозный переехал в столицу. В российском военно-историческом обществе настаивают: это не памятник, а именно экспонат. И так он временно хранится, но почему-то не в запасниках, а у всех на виду.
"Это яркий период нашей истории, о котором все знают, многие говорят о нем. Он затрагивает души людей. Конечно, мы решили, что этот экспонат, коли скульптор нам его передает на ответственное хранение, должен быть доступен для всеобщего обозрения", — пояснила руководитель Департамента информационной политики Российского военно-исторического общества Надежда Усманова.
В музее, кстати, есть так называемая аллея правителей. 33 бюста руководителей государства от Рюриковичей до Керенского. Автор — Зураб Церетели. Его, кстати, сразу после открытия обвиняли едва ли не в плагиате — образы, по мнению искусствоведов, были позаимствованы у скульпторов XIX века. Среди бюстов Грозный уже есть. А теперь он есть прямо у входа в музей — еще и в полный рост. Смотрит сурово и показывает на гостей пальцем.
Для одних историков Грозный — великий завоеватель. Для других — дикарь, после правления которого государство погрузилось в смуту и хаос.
"Такой памятник я точно буду обходить стороной. Мы помним чудовищный поход опричников, зверства, казни, кровь и ужас", — сказал историк Алексей Юдин.
"Я считаю, что повальное увлечение постановкой памятников именно сейчас не вносит спокойствия в наше общество, потому что у нас общество расколото. Когда всё устаканится, мы разберёмся, кому поставить памятник и зачем. И надо, конечно, писать объективную историю правления Грозного, показывать многомерность этой фигуры", — отметил историк Евгений Спицын.
Символично, что Петроверигский переулок, где установлен монумент, в годы правления Ивана Грозного был по современным меркам элитным загородным районом. Здесь жили бояре, с которыми царь конфликтовал. У музейщиков есть опасения, что и c современными москвичами монумент может не ужиться. Не исключено, что даже штат охраны увеличат.
12 ноября 2017 года в Калуге торжественно открыли памятник Ивану III . Это первый в истории России памятник царю Ивану Великому, как подчеркнул на открытии министр культуры РФ Владимир Мединский . Памятник, призванный увековечить эпоху правления Ивана III, установлен Российским военно-историческим обществом на главной площади Калуги перед зданием областного правительства.
Иван III изображен припавшим на одно колено, мощным движением он простирает правую руку вперед, а в левой держит скипетр с орлом. Надпись на монументе гласит:
Государь, объединивший русские земли вокруг Москвы, покончил с ордынским игом, издал свод судебных законов, построил Московский кремль, учредил герб России — двуглавого орла.
Участники митинга назвали открытие памятника историческим событием. Памятник, призванный увековечить эпоху правления Ивана III, установлен Российским военно-историческим обществом (РВИО) . За четыре года РВИО установлено около 200 памятников, но этот, как прозвучало на митинге, особый.
Работа над памятником шла четыре года. Автор идеи художественного решения памятника — Андрей Кончаловский, воплотил образ правителя в бронзе скульптор Андрей Коробцов . А. Кончаловский не смог приехать в Калугу, но прислал видеообращение к калужанам, которое транслировалось на большом экране.
Жаль, что я не могу присутствовать на открытии. То, что в России не было памятника основателю государства, — вопиющая несправедливость. Наконец, эта несправедливость устранена. Я всей душой с вами.
Андрей Кончаловский рассказал о создании монумента. По его словам, много художников старались создать образ Ивана Великого, но не у всех получилось. В конечном итоге была одобрена работа молодого талантливого скульптора Андрея Коробцова. О возвращении справедливости по отношению к «одному из самых великих, мощных, эффективных, но почему-то недооцененному правителю» говорил и министр культуры РФ Владимир Мединский.
По сути, он был создателем того государства, наследниками которого мы все являемся. Когда мы говорим о последующих победах нашей страны, мы говорим о России, созданной Иваном Великим. Только три правителя получили имя «великих» — Петр, Екатерина и Иван III. Установка этого памятника — яркий исторический жест единства и преемственности истории, — подчеркнул Мединский.
В свою очередь глава региона Анатолий Артамонов подчеркнул, что установлен памятник человеку, который заставил весь мир признать территорию ранее раздробленных княжеств как единое государство.
Споры вокруг установки памятника Ивану Великому в Калуге были, но не о необходимости самого монумента, а о месте его установки. Большинство горожан согласились перенести памятник Ленину с главной площади в сквер по соседству, где тот исторически и стоял до 80-х годов прошлого века, и установить перед зданием областного правительства памятник Ивану Великому.
Установлен на справедливом месте. Месте самоутверждения России, — подчеркнул Анатолий Артамонов.
На открытие памятника Ивану III пришли сотни калужан.
Настоятель о. Курбацкий так прокомментировал открытие этого памятника:
Вообще отрадно, что и в историографии, и на государственном уровне стали обращать внимание на фигуры и события из Древней Руси. В советское время отмечали 50 лет комсомола и СССР, в романовскую эпоху тоже были новые ориентиры, а древняя Русь была забыта. При всем масштабе сделанного Иваном III, он оказался в тени Грозного и Петра, фактически забыт, нет ни одного памятника, кроме памятника Тысячелетия России в Новгороде.
В последние годы мы видим неподдельный интерес, обращение государства и общества к древнерусскому наследию. Достаточно вспомнить, как широко отмечали 1000-летие преставления князя Владимира или 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. В 2020 году на общегосударственном уровне в России будет отмечаться 400-летие со дня рождения протопопа Аввакума. Иван III — безусловно, в одном ряду с этими великими личностями. Причем надо отметить, что при нем Церковь была едина, народ был един, не было расколов (ни духовных, ни политических), не было классового расслоения между народом и элитой, которое возникло в России в XVIII-XIX вв., когда знать оторвалась от народа: стала говорить на другом языке, одеваться в иностранную одежду и насаждала чуждые нашему народу ценности.
Кроме общерусского значения, великий князь Иван III сыграл роль и в истории нашего края. Его сын Симеон был первым и единственным Калужским удельным князем. Калуга была удельным княжеством всего 13 лет с 1505 (смерть Ивана III) до 1518 (смерть Симеона). Кстати, князь Симеон покоится в Архангельском соборе Кремля, и на фреске у его надгробия он изображен с нимбом и надписью «Благоверный князь Симеон Калужский». В следующем году будет 500 лет со дня его преставления.
Хорошо бы в новых районах называть улицы в честь выдающихся личностей Древней Руси, а не только безликие Садовые, Березовые, Механизаторов и т.п. Почему не назвать проспект имени Ивана Третьего?