Как работать быстрее и умнее. Эти дела можно сделать быстрее

Многие родители жалуются, что ребенок долго делает уроки. То ли много в школе задают и он не справляется, то ли нет организованности.

Как же помочь ребенку научиться делать домашние задания быстрее и качественнее?

Первое, на что хочу обратить внимание, это уровень развития когнитивной базы ребенка. Это внимание, память, мышление, восприятие, скорость реакции и др. Если все эти параметры слабые, ребенок действительно очень плохо учится в школе, читает с трудом, а домашние задания делает часами вместо 40 минут.

Второе, это уровень организованности и дисциплины. Если ребенок не умеет себя организовать, не знает, как распоряжаться своим временем, а может только тянуть время и создавать видимость деятельности, то он будет приходить со школы днем, а уроки доделывать ночью.

Третье, это уровень сложности школьной программы, по которой учится ребенок и насколько его интеллектуальные способности соответствуют той нагрузке, которую дает школа. Если ребенок не очень сильный ученик, а школа - гимназия с углубленным изучением, то это серьезная причина почему ребенок не справляется с домашними заданиями.

Как же решать все эти вопросы?

1. Развитие когнитивного уровня.

Часто родители уверены, что память, внимание, восприятие, мышление развиваются сами собой в школе. Но это не так. Да, там дается определенная нагрузка, но обычно дети с неразвитой когнитивной базой не справляются с ней. Поэтому нужно уделять внимание развитию когнитивных компонентов ребенка.

Как? Перед началом выполнения д/з давать на 20 минут разные задания, которые развивают эти способности. Это дает возможность ребенку сконцентрироваться, собраться и быстрее сделать д/з без ошибок.

Для этого можно использовать книги или сайты. Сегодня их очень много. Достаточно 2-3 листика из книги с заданиями на развитие памяти, внимания, восприятия и др. и ребенок уже через неделю будет с удовольствием делать уроки. Ведь эти задания не только настраивают его на учебный процесс, а и приносят радость.

2. Дисциплина.

Как научить ребенка распоряжаться своим временем? Думаю, в инете можно найти достаточно статей психологов на эту тему, поэтому много писать не буду.

Помните, что этот навык, в первую очередь, ребенок копирует с вас, как родителей. Наведите порядок со своей организованностью и автоматически ребенок начнет ценить время свое и чужое.

3. Уровень сложности д/з.

Чтобы узнать соответствует ли нагрузка в школе способностям вашего ребенка, можно понаблюдать как он делает разные предметы. Если он, действительно, не справляется и постоянно спрашивает у вас решение упражнений, то есть смысл задуматься, а в той ли школе учится ребенок.

С каждым классом нагрузка будет расти. Если ребенок не тянет ее, он скатится на тройки и двойки, потеряет интерес к учебе и начнет придумывать все что угодно, только чтобы не делать уроки.

Мы рассмотрели 3 самые важные проблемы, почему дети делают уроки медленно. Есть и другие. Но если решить эти три, заметно улучшится результативность в выполнении д/з.

В заключение, приведу пример из практики. У меня учился мальчик из 4 класса. На мои занятия ходил с неохотой, только потому что мама просила. Как-то мы встретились случайно на улице, и его мама радостно сказала: «Мы обязательно пойдем к Вам еще в следующем году. Мой сын и раньше делал уроки быстро, всего 30 минут, а теперь делает за 15. Стихи учит с первого прочтения. Мне так нравится!»

Мальчик ходит уже третий год. Его рекорд в чтении 8500 слов в минуту про себя с 90-% пониманием и запоминанием прочитанного.

Искренне желаю, чтобы ваши дети научились делать домашние задания быстро и качественно и у них было больше времени на увлекательные занятия!

Время нельзя повернуть вспять, оттого его ценность трудно преувеличить. Потерянного времени не вернешь. Каждый взрослый и самостоятельный человек вправе распоряжаться своим временем. Но почему одни люди успевают все, а другим не хватает двадцати четырех часов в сутках? Как все успевать без ущерба для физического и психического здоровья?

Управлять временем в прямом смысле этого слова нельзя. Под управлением подразумевается умение использовать время рационально, так чтобы успевать сделать все, что хотелось.

Учет и оперативное планирование времени определяется как (в переводе с английского «управление временем»).

Тайм-менеджмент позволяет упорядочить рабочее и личное время в рамках от одного дня до недели. Для определения способности упорядочивать жизнь в целом введено понятие лайф-менеджмент (в переводе с английского «управление жизнью»).

Бытует мнение, что знания тайм-менеджмента помогают лишь в работе, нужны только руководителям и управленцам. Это не так. Тайм-менеджмент пригодится любому человеку, который хочет упорядочить свое время и научиться его эффективно использовать. И инженер, и домохозяйка, и школьник хотят знать как повысить работоспособность и сэкономить время, ведь все они трудятся.

Основные правила управления временем подскажут занятому человеку как все успеть и на работе и дома, без вреда для здоровья.

Принцип эффективного управления временем: время измеряется не в минутах, а в событиях. Измерять время нужно жизненными событиями, поступками. Это необычное восприятие времени подарит человеку ощущение наполненности жизни.

Главная идея тайм-менеджмента: время нужно тратить на главные вещи в жизни.

Как все успевать, если не понятно, что конкретно нужно успеть сделать? Чтобы управлять временем, нужно научиться:

  1. расставлять приоритеты;
  2. определять достижимые, конкретные, четкие цели;
  3. планировать день, неделю, жизнь.

Распорядок дня

Управление временем начинается с планирования дня. Хорошо когда человек умеет составлять расписание на день, а лучше – записывать его в ежедневник. Цели, задачи, планы и график дня, записанные на бумаге, скорее будут достигнуты, чем те, которые не записаны.

Составляя распорядок дня, человек лучше запоминает, что ему предстоит сделать. И забыть ничего не получится, ведь все записано!

Еще один положительный аспект распорядка дня – распределение задач на важные и менее важные. Записывая точное время, к которому нужно успеть выполнить задание, человек сортирует все дела на срочные, первостепенные и те, которые можно перенести на время.

Распорядок дня организовывает и обязывает индивида быть ответственным и пунктуальным. Нужно стараться четко придерживаться графика.

Советы, которые помогут придерживаться распорядка дня, не выбиваясь из графика:

  • Порядок

Чтобы не тратить время на поиск вещей, их нужно содержать в порядке. У каждой вещи должно быть свое место, чтобы не вспоминать, где она оставлена.

Если у человека все по полочкам на рабочем столе в прямом смысле, значит, также все по полочкам в голове в переносном смысле. У хорошей хозяйки все кухонные и бытовые принадлежности, белье и продукты лежат на своих местах, подписаны и отсортированы.

  • Отвлекающие факторы

Как все успевать, когда вокруг столько отвлекающих моментов? Телевизор, телефон, интернет, отвлекающие запахи, звуки – это все поглотители времени, отвлекаясь на которые, человек выбивается из графика. На общение, отдых и развлечение должно оставаться время, но оно тоже должно быть включено в график.

Если отвлекающих факторов слишком много, нужно принимать меры по их устранению. Да, подруга, которая звонит, чтобы просто поболтать может обидеться, если ей отказать в этом. Но нужна ли такая подруга, которая не понимает, что сейчас нет времени с ней разговаривать, и продолжает надоедать?

  • Автоматизмы

Некоторые каждодневные процедуры можно довести до автоматизма. Выполняя их, попутно делать что-то еще. Например, девушка хочет выучить иностранный язык самостоятельно, но не может найти время на обучение, так как занята домашним хозяйством. Она определяет то привычное занятие, которое делает автоматически (мытье посуды) и, выполняя его, учит язык (слушает самоучитель в аудиоформате).

  • Отдых

Упорные и трудолюбивые люди, отвечая на вопрос: «Как все успеть?», принимают решение продлить рабочий день за счет отказа от отдыха. Они просто перестают отдыхать. В результате, эффективность труда снижается, человек переутомляется, теряет интерес к труду, а вместе с ним и здоровье.

Отдыхать нужно физически, умственно и морально. Отдых на природе и культурный отдых – прекрасная возможность не только расслабиться, но и зарядиться энергией, вдохновиться на новые свершения.

  • Начинать день и заканчивать его вовремя

Люди, которые переводят будильник, после того, как он прозвенел еще и еще на пять минут, обрекают себя на опоздание, суету, суматоху и переживания в течение всего последующего дня.

Вставать лучше всегда в одно и то же время. Ложиться в одно и то же время также полезно, организм привыкает, и процесс погружения в сон проходит быстрее. Это профилактика бессонницы.

Как держать мозг «в форме»

Не всегда проблема нехватки времени кроется в неумении им управлять. Иногда человеку не хватает сил выполнить все запланированные мероприятия. Как повысить работоспособность мозга? , когда мозг отказывается думать?

Современная жизнь перенасыщена информацией, событиями и стрессовыми ситуациями. Это все приводит к снижению работоспособности мозга.

Некоторые люди интуитивно приходят к осознанию того, как повысить умственную работоспособность, организм как бы подсказывает им, что нужно предпринять.

Например, перед экзаменом студенты едят шоколад. Сладкое не только повышает настроение, но и улучшает работу мозга. Шоколад содержит сахар, который нужен для мозговой активности, он «заряжает» мозг.

Кроме шоколада есть другие, более действенные и полезные способы повысить работоспособность мозга:

  • Перерывы в работе

Возможность отвлечься от работы на некоторое время и немного отдохнуть положительно влияет на работоспособность в течение дня. После работы нужно отдыхать от нее, заниматься домашними делами, хобби, общаться с близкими людьми.

Навязчивые мысли о работе не позволяют мозгу расслабиться. Часто именно после того, как человек отвлечется от проблемы, «отпустит» ее, к нему приходят идеи о том, как ее решить.

Сознание отдыхает во время сна, а бессознательная часть психики продолжает работать. Для людей, руководствующихся принципом «утро вечера мудрее», ответ на вопрос о том, как повысить работоспособность, прост – хорошо выспаться.

Оптимальная нагрузка для здорового и работоспособного индивида составляет от тридцати пяти до сорока рабочих часов в неделю. Два выходных дня предназначены для того чтобы восстановить силы, набраться энергии и желания работать дальше. Чтобы не потратить часы отдыха впустую, выходные дни тоже лучше планировать.

  • Питание

Для мозга полезно употреблять в пищу продукты, содержащие натуральный крахмал и сахар: орехи, картофель, рис, бобы, черный хлеб и так далее. Так называемые медленные углеводы, в отличие от быстрых, способны надолго энергетически зарядить мозг. В рацион должны входить все необходимые организму человека и минералы.

Употребляя пишу, нужно знать меру. Если при желании увеличить работоспособность мозга, человек будет переедать, эффект будет обратный. Сытость отрицательно влияет на работоспособность мозга, организм тратит энергию на усвоение и переработку пищи вместо того, чтобы направлять ее в мозг. После слишком плотного обеда человек не знает как заставить себя работать, так как возникает желание прилечь и отдохнуть.

  • Разминки, гимнастика и физическая активность

В течение рабочего дня полезно делать физкультминутки. Специалисты, работающие за компьютером, должны периодически отвлекаться от него и делать гимнастику для глаз. Физическая активность улучшает кровообращение в головном мозге, а также помогает восстановить старые или создать новые нейронные связи.

Самомассаж головы и шеи. Массаж головы и воротниковой зоны улучшает кровоток в коре головного мозга. Если делать самомассаж головы минимум один раз в течение десяти минут каждый день, вопрос о том, как заставить себя работать ближе к вечеру потеряет актуальность, способность сохранять ясность мышления сохранится до конца рабочего дня.

  • Цветотерапия

Доказано, что цвет влияет на мозг, изменяя состояние и настроение человека. Заряжать мозг можно глядя на желтый цвет. Это цвет солнца, энергии, оптимизма. Он повышает умственную работоспособность, тонизирует и бодрит.

Можно найти или распечатать картинку, в которой преобладает желтый цвет, посмотреть на предмет интерьера желтого цвета или взглянуть на улицу в солнечный день.

  • Ароматерапия

В ароматерапии используют все натуральные эфирные масла. Цитрусовые и древесные ароматы лучше других стимулируют мозг. Можно зажечь аромалампу (если человек трудится дома), капнуть масло в аромакулончик и повесить рядом с собой или нанести чуть-чуть на кожу (изначально провести тест на аллергическую реакцию).

  • Чтение

Уделять чтению минимум тридцать минут в день – универсальный ответ на вопрос о том, как увеличить работоспособность мозга. Этот способ подойдет и детям, и взрослым, и людям преклонного возраста.

Чтение увеличивает концентрацию внимания, развивает воображение, образное и аналитическое мышление, расширяет кругозор, развивает личность и мозг. Конечно, не всякая литература полезна, предпочтение нужно отдавать классическим произведениям, научно-познавательным изданиям, учебным пособиям.

  • Отказ от вредных привычек

Мнение о том, что алкоголь, никотин, кофеин и все остальные вещества, вызывающие зависимость, стимулируют мозговую активность, ошибочно. Это ложные стимуляторы, создающие лишь иллюзию улучшения работы мозга.

На самом деле, все они ее ухудшают, объем выполняемых работ сокращается и качество страдает. Ответ на вопрос о том, как все успевать сделать за день, для курильщика очевиден – бросить курить. Курение отнимает массу времени и здоровья.

Часто человек не знает, как заставить себя работать, потому что не умеет мотивировать себя. В таком случае ему ничего не поможет, если он не захочет помочь себе сам.

Как все успеть, когда успевать на самом деле не хочется, лень трудиться, мысли сосредоточены на чем угодно, только не на работе? Нужно создать мотивацию!

Лучшая мотивация – личные цели. Нужно осознавать и напоминать себе ради чего нужно стараться и трудиться. Когда работа наполнена смыслом, она становится легкой и приятной. Работая осознанно, человек вдохновляет себя и стимулирует мозг на продолжение работы ради достижения целей.

Достаточно часто приходится слышать от людей фразу: «У меня нет времени» . Специально для вас, мои занятые друзья, я решил написать эту статью, которая отвечает на простой вопрос

Как делать все быстро

Чтобы у вас это время появилось (конечно, я знаю, что так иногда люди метафорично говорят, что им неинтересно то или иное предложение, но эта статья для тех, кто хочет иметь действительно больше времени в сутках, не откладывая дела на потом , делать все быстро и в срок).

Чтобы понять, как можно иметь больше времени на свои увлечения и дела, я предлагаю совершить небольшой экскурс в теорию того, как работает человеческая психика. Прежде всего, хочу отметить, что наша центральная нервная система – это инерционный «механизм», и для того, чтобы в ней произошли изменения, нужно определенное время. То есть мгновенно мы не можем перестроится с одного режима работы на другой, нам нужно время. Для каких-то дел — больше, для каких-то — меньше. Таким образом, мы подходим к одному важному для нас выводу, но о нем позже.

Как научиться все делать быстро и качественно — эксперимент

Суть его была в следующем. Взяли две группы студентов и дали им решать одни и те же математические задачи. На первую группу постоянно воздействовали различными отвлекающими факторами (звонки, вопросы, просьбы), а вторую просто-напросто взяли и накурили марихуаной. По результатам эксперимента, быстрее с решениями задач справились ребята из второй группы, а первая показала худший результат.

О чем это говорит? Конечно, можно поржать и сказать, что нужно больше курить марихуаны, но хочу заметить, что отвлекающие факторы в этом примере сильно повлияли на скорость выполнения заданий теста.


Как раз тот самый момент, когда я пишу эту статью – меня отвлекают

Я точно знаю, что для ее написания мне нужно максимум полчаса. С отвлекающими факторами это время растягивается на неопределенную длину. Почему так происходит? Все просто. Как я уже писал выше, наша психика не может быть моментально готова к выполнению тех или иных действий.

Нам нужно настроиться на рабочий лад. Вспомните себя, когда вы собирались что-то сделать, а вас отвлекают. Вы никак не можете собраться, и все время начинаете сначала. Есть люди-уникумы, которые могут работать в стрессовых ситуациях, но психика большинства людей должны пройти определенный период, прежде чем выйти на 100% эффективность во время выполнения тех или иных действий.

У кого-то этот период равен десяти минутам, у кого-то тридцати. Понаблюдайте за своим поведением, и примерно оцените, сколько вам требуется времени на то, чтобы «настроится» оптимальным образом. Какие выводы можно сделать из вышеописанного, чтобы ответить на вопрос «Как успевать больше» ?

Когда вас отвлекают (скайп, емайл, звонки и тд), вы должны будете тратить время для того, чтобы снова выйти на пик максимальной производительности. Поэтому, если хотите делать дела быстро –

отключайте все средства связи, исключайте по максимуму отвлекающие от важных дел факторы, и сосредоточьтесь на выполнении важных для вас дел

И не забывайте, что в одну единицу времени делать одно дело. Если вы распыляетесь между несколькими делами, вы точно также отвлекаетесь, и тем самым снижаете свою производительность и достижение своих целей.


Если вы работаете с такой полезной вещью, как блокнот для записей, куда записываете с вечера все дела на следующий день, то накануне выделите одно главное дело на следующий день, и начните день именно с него. Это секрет всех успешных людей, как банально бы это не звучало.

Дело в том, что раньше я часто грешил тем, что вначале дня занимался мелкими и рутинными делами. В результате, когда я доходил до важных дел (а это было, как правило, во второй половине дня), я уже был эмоционально выдохшимся и сдутым, как старый матрас. Как только я пересмотрел свой подход, произошло невероятное – я начал успевать больше.

По моим ощущениям, так происходит из-за того что выполнение важных и сложных дел,

Эта статья скорее для читательниц, а не для читателей, ведь речь пойдет о том, как гармонично организовать свою жизнь, чтобы успевать и работать, и делать домашние дела, и не забывать о себе. Несмотря на то, что взгляды несколько изменились, всё-таки чаще всего именно женщина остаётся ответственной за чистоту и уют в доме, за вкусный ужин и даже в большей степени за воспитание детей.

Вкусный ужин - задача для ежедневного выполнения, а вот в отношении уборки многие продолжают придерживаться схемы субботних «генералок». Тот самый случай, когда в воскресенье хочется натянуть бахилы, так чисто кругом, а в пятницу уже довольно стыдно пригласить гостей. В итоге - уют и чистота остаются весьма краткосрочными понятиями, а субботние уборки не только практически лишают одного выходного, но и ужасно выматывают.

Приготовление еды - тоже не самое простое занятие, а больше всего сил и времени отнимают мысли о том, что приготовить, ведь питание должно быть не только вкусным, но и правильно сбалансированным, а ещё, желательно, - более менее экономным.

Даже если в доме нет ребенка, хозяйке уже приходится достаточно нелегко, ведь хочется ещё и просто отдохнуть или заняться любимым делом (не забываем при этом, что женщина наверняка работает, и наверняка не половину дня). Ну, а уж с появлением малыша всё закручивается в ещё более крутой водоворот.

Я уже давно бродила по Интернету в поисках интересных материалов на тему: «Как легко и быстро убраться?», «Как быстро приготовить ужин?», «Экономные и простые рецепты»… И в конце концов наткнулась на популярную систему ФлайЛеди, которая была разработана американкой Марлой Силли. Система эта затрагивает многие аспекты ведения домашнего хозяйства и успешное сочетание его с работой и отдыхом. Система пропагандирует отказ от утомительной уборки раз в неделю и учит, что можно делать что-то каждый день буквально по несколько минут. В итоге вы получаете множество бонусов: во-первых, не проводите половину субботы в резиновых перчатках со шваброй, во-вторых - в доме у вас каждый день будет одинаково чисто (фразу: «Извините, у меня бардак» можно будет исключить из лексикона), в-третьих - вы удивитесь, сколько свободного времени останется у вас на себя и на ваше личное хобби. Но ФлайЛеди затрагивает не только тему уборки и приготовления еды, это глобальная система, которая охватывает и вопросы семейного отдыха, и вопросы финансовой организации домашнего хозяйства.

Статей о системе ФлайЛеди - тысячи на просторах Сети. Есть даже целые ресурсы, посвященные умению играючи управляться с, казалось бы, гигантским объёмом дел. Но, к сожалению, это всё теория. И только единицы, прочитав все эти советы, начинают хотя бы половину применять на практике. На деле же теория так и остаётся теорией. Знаем, как правильно, но почему-то всё остаётся по-прежнему.

Недавно я наткнулась на сервис Flyvzlet , который предлагает практическое обучение системе ФлайЛеди. Разработан целый курс, который постепенно учит применять на практике все советы, день за днём немного изменяя свою жизнь в лучшую сторону. А мы очень много пишем на Лайфхакере о том, что именно так и нужно действовать - разбивать большую задачу на несколько маленьких кусочков, не пытаясь за один день поразить всех переменами в себе.

Какой результат обещают создатели курса? Довольно внушительный: овладение принципами тайм-менеджмента, которые помогут не только при выполнении домашних дел, но и в работе, и в уходе за собой. Более легкое отношение к уборке и прочей рутине, как следствие - вы будете меньше выматываться и раздражаться, станут лучше отношения в семье. Учитывая популярность системы ФлайЛеди и серьезный подход сервиса Flyvzlet к обучению (об этом можно почитать в разделе «Услуги »), нет основания не доверять тому, что результат этот будет получен. Кстати, на сервисе я ещё увидела много статей о системе, и отзывы тех хозяек, которые успешно ей пользуются, и снова вдохновилась, чтобы серьезно ей заняться, наконец перейдя от чистой теории к практическому применению.

Когда мы перегружены и выбиты из колеи раздувающимся списком дел, на автомате начинаем трудиться ещё дольше и втискивать в уже существующие рабочие часы ещё больше дел. Мы практикуем мультизадачность, мчимся с одной встречи на другую, тайком проверяем электронную почту под столом в комнате для совещаний, начинаем трудиться рано утром, а заканчиваем только к ночи. Наша цель - уменьшить стресс и загруженность. Но действия при этом имеют прямо противоположный эффект: мы испытываем ещё больший стресс и загружены по уши.

Или мы говорим то, что, по нашему мнению, произведёт впечатление на других, но в действительности лишь вызывает отторжение. Стараемся приободрить друга, но почему-то ещё больше его расстраиваем. Произносим вдохновляющую речь перед своей командой, но каким-то образом лишь гасим
энтузиазм. Всякий раз при этом мы потрясены. «Что произошло?» - недоумеваем мы. В результате долгими днями пытаемся починить то, что сломали своей автоматической реакцией. Мы тратим бесчисленные часы и массу энергии, размышляя над словами, которые произнесли; обсуждая с другими своё
поведение; составляя план дальнейших действий, - а иногда добираемся до туалета окольными путями, лишь бы не столкнуться с тем, кого нехотя обидели в приёмной.

Нажать на паузу

Живя и работая динамично, зациклившись на продуктивности, мы теряем свой сад - буквально и фигурально. И нам необходимо вернуть его себе. Недавно я обедал с Раджипом, техническим директором крупного инвестиционного банка. Когда после проведённого вместе часа мы вернулись в его офис, он получил
138 электронных писем. Мы разговаривали, а звук новых сообщений раздавался снова и снова. «Как я могу всё успевать?» - спросил он меня. Он не мог.
В ведомстве Раджипа почти 10 тысяч сотрудников. «У меня нет времени, чтобы подумать», - пожаловался он.

У меня нет времени, чтобы подумать. Пожалуй, шесть самых страшных слов, произнесённых руководителем. Нас они больше не пугают, потому что знакомы многим. Нам не нужно 10 тысяч подчинённых, чтобы чувствовать недостаток времени для размышлений. Так чувствует себя практически каждый из нас.
И дело не в том, что мы непродуктивны. Мы невероятно продуктивны. Мы осуществляем поставки. Принимаем решения. Формируем и распределяем бюджеты. Управляем своими командами. Составляем заявки. В некотором смысле именно в продуктивности и содержится проблема. В условиях маниакальной продуктивности мы упускаем самое важное: умение
извлекать уроки. В заполненных делами буднях мы редко глубоко анализируем свой опыт, внимательно прислушиваемся к чужому мнению, оцениваем, как результаты наших решений повлияют на будущее. На всё это нужно время. Нам требуется замедлить бег. Но кто из нас может себе это позволить? Поэтому мы мало размышляем и ограничиваем свой личностный рост.

Моё решение проблемы Раджипа? Вспомнить, где ему лучше всего думается, и сделать привычкой бывать в этом месте каждый день. Сам я начал ежедневно практиковать разные вариации «прогулок по саду». Одна из них - физические упражнения на свежем воздухе. Если я уезжаю на велосипеде, отправляюсь на пробежку или выхожу на прогулку, то почти неизбежно что-то придумываю и по возвращении смотрю на вещи иначе. Это мой самый любимый и самый надёжный сад, в котором растут творческие идеи. Другой способ - писательство. Когда я пишу, идеи развиваются, и эти сеансы ненавязчиво расширяют моё мировоззрение. Нет никакой необходимости показывать кому-то, что вы пишете, - здесь прекрасно срабатывает принцип личного дневника. И вам не нужно посвящать этому занятию больше нескольких минут.

Медитировать

Медитация даёт множество преимуществ: она обновляет, помогает осмыслить то, что с нами происходит, делает нас мудрее и спокойнее, помогает не сойти с ума в мире, который пичкает нас информацией и связями, и не только. Если вам
недостаёт экономического обоснования, чтобы посвящать время медитации, как насчёт этого: медитация делает вас продуктивнее. Каким образом? Усиливая вашу способность противостоять отвлекающим импульсам. Исследования показывают, что умение противостоять импульсам улучшает отношения, укрепляет благонадёжность и повышает производительность.

Как нужно медитировать? Если вы только начинаете - чем проще, тем лучше. Сядьте - на стул или на пол на подушку - и выпрямите спину настолько, чтобы вам легко дышалось, поставьте таймер на то время, которое вы хотите посвятить медитации. Запустив таймер, закройте глаза, расслабьтесь и не двигайтесь - просто дышите - до тех пор, пока не прозвучит сигнал. Сосредоточьтесь на вдохе и выдохе. Каждый раз, когда появится мысль или какой-то импульс, уделите им немного внимания и снова сосредоточивайтесь на дыхании. Вот и всё. Просто, но трудновыполнимо. Попробуйте - уже сегодня - в течение пяти минут. И повторите завтра.

Делать, а не планировать

Несколько дней назад я получил электронное письмо от своего друга Байрона: «Питер, последние пять лет я не слишком-то прилежно занимался спортом, а теперь хочу снова ходить в тренажёрный зал. Я понял, что среди трёх составляющих - ум, тело и дух - тело остаётся моим слабым звеном. Нужно это исправить. Но мне ОЧЕНЬ трудно замотивировать себя. Есть идеи?» Нет, проблема Байрона не в мотивации. А в том, чтобы начать действовать. Любая попытка самомотивации только усилит стресс и чувство вины, увеличивая пропасть между мотивацией и действием - между сильным желанием заняться спортом и первым шагом к исполнению этого желания.

Пожалуй, каждому знакома ситуация, когда ум саботирует намерения. Мы решаем пойти в тренажёрный зал после работы, но, когда подходит время, думаем: «Уже поздно. Я устал. Пожалуй, пропущу сегодня». Мы решаем помедитировать, но смотрим на часы и приходим к выводу, что «на это нет времени». Секрет прост: если вы хотите что-то сделать, перестаньте думать. Прекратите внутренний диалог ещё до того, как он начнётся. Не дайте себе попасться на крючок. Перестаньте спорить с собой. Примите конкретное решение, касающееся важного дела, и не подвергайте его сомнениям.

Концентрироваться

Цель определяет отдачу, которую вы хотите получить. Зона концентрации определяет действия, которым стоит уделять время. Цель - это результат. Зона концентрации - это путь. Цель указывает в будущее, которого вы намерены достичь. Зона концентрации связывает вас с настоящим. В сфере продаж в качестве цели формулируется, например, желаемый доход или определённое число новых клиентов. В производстве - объём сокращения затрат. Тем временем зона концентрации в продажах может включать активное общение с потенциальными клиентами, а в производстве - области, которые стоит исследовать для сокращения затрат.
Конечно, два этих подхода не исключают друг друга. Можно иметь и цель, и зону концентрации. Более того, кто-то возьмётся даже настаивать на том, что необходимо и то и другое, так как цель обозначает, куда идёшь, а зона концентрации - как планируешь туда добраться.

Не сваливать вину на других

Мы начинаем винить других ещё в детстве, как правило, чтобы избежать родительского гнева и наказания, но также для того, чтобы сохранить чувство собственного достоинства и обезопасить своё «я». Позже такое поведение становится привычкой и переходит во взрослую жизнь. Я - и вы, уверен, тоже - постоянно встречаю людей, которые показывают пальцем на других.
В компаниях это иногда происходит на уровне подразделений: если отдел продаж не справляется, он винит продукт, а создатели продукта винят неэффективную группу продаж или кивают на недостатки производства. Винить целое подразделение или продукт безопаснее, чем отдельного человека: не нужно переходить на личности, и такая позиция кажется менее оборонительной. Однако подобное поведение непродуктивно, так как причастность обвиняющего видна невооружённым глазом.

Если вы не виноваты в случившемся, значит, вам не нужно что-то менять. Однако если что-то происходит по вашей вине, а вы этого не признаёте, то в будущем наверняка допустите ту же ошибку, которая произведёт на свет новые обвинения. Это замкнутый круг, хождение по которому никогда никого не приводило ни к чему хорошему.

Говорить спасибо

Джон, CEO небольшой торговой компании, отправил Тиму, сотруднику, занимавшему должность на несколько ступеней ниже, электронное письмо, чтобы похвалить за его выступление на прошедшей деловой встрече. Тим на письмо не ответил. Примерно через неделю он оказался в кабинете Джона в качестве кандидатуры на вакансию - это была возможность роста до уровня руководителя. Джон спросил, получил ли Тим его письмо, и тот сказал, что получил. Почему он не ответил? Тим сказал, что не посчитал это необходимым. Но он ошибался. Джон заслуживал получить в ответ по меньшей мере «спасибо». Тиму не дали повышения. Отклонили ли его кандидатуру исключительно потому, что он не поблагодарил Джона за положительную обратную связь? Нет. Стало ли его пренебрежение благодарностью одной из причин, по которой Джон решил поискать лучшего кандидата? Несомненно.

Вы можете возразить, что все мы слишком заняты на работе и в жизни, чтобы тратить время на обмен любезностями. Если Джон так сентиментален, он вообще не может быть CEO. Он отстал от электронной эпохи, в которой письмо без ответа - норма. Если Тим хорошо делает свою работу, этого вполне достаточно. Людям платят за то, что они справляются со своими функциями, - они не обязаны раздавать «спасибо». Благодарить своего CEO за приятное письмо - не иначе как подхалимство. Я готов поспорить со всеми этими утверждениями. Чтобы ответить «спасибо», не требуется много времени, зато это выражение неравнодушия. Джон - блестящий CEO, которого любят подчинённые, аппарат управления и акционеры компании. Он обеспечивает своим сотрудникам условия для быстрого карьерного роста и выдающихся результатов в работе. Оставлять без ответа чьё-то обращение - SMS, электронное письмо или телефонный звонок - не общепринятая норма, это брешь в диалоге, на которую многие часто жалуются. Тим, возможно, хорош в определённых сферах своей работы, но нельзя сказать, что он «хорошо делает свою работу», если не отдаёт должное окружающим его людям. И наконец, «спасибо» - не подхалимство, а проявление вежливости.

Книга предоставлена издательством «Манн, Иванов и Фербер»