Какой раздел науки о языке изучают в школе? Основные разделы русского языка. Слова, образованные способом сложения, называются сложными, аббревиатура, сложносокращенными
Как отличить однокоренные слова и формы одного и того же слова? Однокоренные слова: лексическое значение разное, в ряду слов прибавляется либо приставка, либо суффикс. Однокоренные слова: лексическое значение разное, в ряду слов прибавляется либо приставка, либо суффикс. Лес лес – н - ой лес – ник об – лес – и – ть. Формы одного и того же слова: лексическое значение одинаковое, изменяется только окончание. Водян – ой водян – ого водян – ому.
Способы образования слов: 1. Морфемные способы образования. Морфемные способы образования. Морфемные способы образования. 2. Сложение основ с помощью соединительных гласных. Сложение основ с помощью соединительных гласных. Сложение основ с помощью соединительных гласных. 3. Сложение слов. Сложение слов. Сложение слов. 4. Переход из одной части речи в другую. Переход из одной части речи в другую. Переход из одной части речи в другую. 5. Сложносокращенные слова. Сложносокращенные слова. Сложносокращенные слова.
Переход из одной части речи в другую. Переход из одной части речи в другую. 1. Заводская столовая (что?сущ.) столовая (какая? прил.)комната. 2. Разговаривал веснушчатый (кто? сущ.) веснушчатый (какой? прил.) боец. В данном случае прилагательное переходит в существительное.
Сложносокращённые слова – это сложные слова, состоящие из сокращённых основ других слов. Сложносокращённые слова – это сложные слова, состоящие из сокращённых основ других слов. 1. Берутся части слов: Рыбхоз рыб(оводное) хоз(яйство). 2. Берутся начальные буквы: МГУ – Московский Государственный университет. произносим: эм – гэ – у. 3. Берутся начальные звуки: СМУ – строительное монтажное управление СМУ – строительное монтажное управление произносим: с – м – у.
При словообразовательном разборе слова мы можем построить 1. Словообразовательную пару: Вы - ход ход – и- ть (Слово выход образовано от слова ходить с помощью приставочного и бессуффиксального способа образования слов) 2. Словообразовательную цепочку: У – лет – учи – ть – ся у-лет –учи-ть лет-уч-ий лет-е-ть. 3. Словообразовательное гнездо: лес-н-ой лес-ник лес-ок лес-очек Лес об-лес-и-ть об-лес-и-ть лес-хоз лес-хоз
Наука о языке называется языкознанием (языковедением, лингвистикой). Школьная грамматика изучает основные разделы науки о русском языке: фонетику (звуки речи), морфемику (состав слова), лексику (словарный состав языка), морфологию (слова как части речи), синтаксис (словосочетания и предложения).
В лингвистике выделяется несколько разделов
Лексикология (ее предметом является слово) - учение о словарном составе языка. Лексикология устанавливает значения слова и правила его употребление в речи.
Одним из основных разделов лексикологии является семантика (от греч. «сема» - знак) , которая изучает все вопросы, связанные со значением слова, а также изменения значения слова.
Лексикология изучает словарный состав языка в его современном состоянии, а также основные пути его развития и причины изменения значения слова и словарного состава языка в целом. Специальным разделом лексикологии является этимология - наука, изучающая происхождение слова.
Фразеология
рассматривает вопросы, связанные со значением, морфолого-синтаксическими и стилистическими особенностями фразеологизмов, а также - их классификацией и основными способами образования.
Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову (на краю света - далеко; намылить шею - проучить, наказать; пешком ходит под стол - маленький и т. д.).
Фонетика - раздел науки, который изучает звуковую структуру языка.
Фонетика занимает особое место среди других лингвистических наук. Если лексикология и грамматика изучают смысловую сторону языка, значения предложений, слов и частей слов, то фонетика имеет дело с материальной стороной языка, с такими его средствами, которые не имеют смыслового значения.
Практическое применение фонетика находит в орфоэпии - науке о правильном произношении.
Тесно связанный с фонетикой раздел графики изучает буквы, т. е. изображение звуков на письме, соотношение между буквами и звуками.
Словообразование - раздел науки о языке, изучающий способы и средства образования новых слов, а также строение имеющихся слов.
В некоторых учебниках этот раздел называется морфемикой (от греч. «морфе» - форма) . Морфемы - значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Они образуют морфемный состав слова.
Грамматика изучает особенности построения языка.
В настоящее время грамматика - один из самых значительных разделов науки о языке, который включает в себя два подраздела - морфологию и синтаксис.
Морфологию (от греч. «морфе» - форма, «логос» - наука, слово) , изучает словоизменение и части речи, имеющиеся в данном языке. Слова могут изменяться по родам, числам, падежам, лицам и т. д. Хотя есть такие, которые не изменяются (союзы, предлоги, наречия). Морфология тесно связана с орфографией, поэтому в данном разделе учебника часто встречаются разного рода орфографические правила.
Части речи - это морфологические классы слов. По своей роли в языке части речи делятся на самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи: существительное, прилагательное, глагол, наречие, местоимение. Служебные части речи: предлог, союз, частица. В речи самостоятельные и служебные слова выполняют разные функции. В предложении самостоятельные слова, называя предметы, их признаки, действия и т. д., выполняют роль членов предложения, а служебные чаще служат для связи самостоятельных слов.
Синтаксис изучает словосочетания и предложения.
Предложение и словосочетание - синтаксические единицы разного назначения, каждая из них имеет свои существенные признаки. Предложение служит для выражения высказывания, является главной единицей синтаксиса. Словосочетание - одним из компонентов предложения, оно представляет собой вспомогательную единицу. В синтаксисе изучаются правила грамматического оформления предложения и словосочетания.
Орфография (от греч. «орфо» - правильный, «графо» - пишу)
-раздел науки о языке, изучающий правила написания слов.
В русском языке есть много случаев, когда неясно, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание можно, только опираясь на определенное правило. Такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу, называется орфограммой.
Пунктуация изучает правила употребления знаков препинания.
Пунктуация тесно связана с синтаксисом. Школьная грамматика дает представление о 10 знаках препинания:
- Точка;
- Вопросительный знак;
- Восклицательный знак;
- Запятая;
- Точка с запятой;
- Двоеточие;
- Тире;
- Скобки;
- Кавычки;
- Многоточие.
Стилистика - учение о стилях речи и средствах языковой выразительности, а также условиях использования их в речи.
Культура речи - раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка.
раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.
Как самостоятельный раздел, изучающий словообразовательный строй языка, словообразование в русском языкознании сложилось сравнительно недавно. Словообразование нужно отличать от формообразования слов (сравните: бумага – бумажник; бумага, бумаги ).
Слова состоят из морфем.
Слова состоят из морфем.
Морфемой называется наименьшая значимая часть слова, которая выделяется в его структуре в результате сопоставления данного слова с другими, содержащими аналогичные значимые части. В отличие от слова морфема не имеет самостоятельного существования.
Раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова, называется
Слово состоит из основы и окончания .
Слово состоит из основы и окончания .
В основу входят:
– это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Чтобы выделить окончание, надо
Окончание выражает разные грамматические значения :
Окончание выражает разные грамматические значения :
у существительных, числительных и личных местоимений – падеж и число ;
у прилагательных, причастий, некоторых местоимений – падеж, число, род ;
у глаголов в настоящем и будущем времени – лицо и число , а в прошедшем и будущем времени – род и число .
водный водянистый однокоренными не являются водный ) или два корня (водонос, ).
это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов (водный – подводный – водяной – водник – водянистый ). Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными . Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значению (омонимичные) корни (гора – гористый – горный – гореть ). Слова с подобными корнями однокоренными не являются . В слове может быть один корень (водный ) или два корня (водонос, водопад, водоснабжение, водохранилище ).
аффиксы .
Помимо корня (корневой морфемы), в структуре слов содержатся аффиксальные морфемы, или аффиксы .
К аффиксам относятся все служебные морфемы слова:
префиксальные (приставки, или префиксы),
суффиксальные (суффиксы),
интерфиксальные(интерфиксы),
постфиксальные (постфиксы)
флексийные (флексии, или окончания).
автор – со автор , вне – из вне делать – с делать ).
– это значимая часть слова, которая находится перед корнем или другой приставкой и используется как для образования других слов (автор – со автор , вне – из вне ), так и для образования некоторых форм одного и того же слова (делать – с делать ).
Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, пере- и др.). Иноязычных приставок немного (анти-, архи-, интер-, дез-, экс- и др.).
летчик , грузин , писатель, трагик ен и, почитать – почитыва
это значимая часть слова, которая находится после корня или другого суффикса и обычно служит для образования слов (летчик , грузин , писатель, трагик ). Суффиксы могут служить для образования форм слов (знамя – знамен и, почитать – почитыва ть). Многие суффиксы свойственны определенным частям речи
(-ак-, -лец-, -иц- характерны для имен существительных; -енн-, -ш-, -вш- – для причастий; -ну-, -ыва-, -ева- – для глаголов).
– это значимая часть слова, находящаяся после окончания или суффиксов в глагольных формах и служащая для образования новых слов либо разных форм одного и того же слова
(белеть – белеться , катать – кататься ; катался, каталась , вернувшийся, вернусь, улыбаясь ).
это служебная морфема, находящаяся между двумя основами в структуре сложного слова и необходимая для соединения этих основ в одну целостную основу данного слова (голов-о-кружение, земл-е-трясение, пят-и-летний).
Интерфиксы используются лишь для образования новых слов, формообразовательная функция им совершенно не свойственна.
Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже – предложений, которые для нового слова являются исходными.
Различаются следующие характерные способы образования:
морфологические
неморфологические.
Приставочный (префиксальный) способ
При этом способе приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово (удача – не удача, бабушка – пра бабушка, ныне – до ныне, моральный – а моральный, читать – вы читать, как – кое -как, где – ни где, худший – наи худший, даль – в даль, даром – не даром, действие - без действие ).
Суффиксальный способ
Суффиксальный способ
При этом способе к основе исходного слова прибавляется суффикс.
Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи (туман – туман-н- ый, туман-н-ость ; белый – бел-изн -а; внук – внучок ; работать – работ-ник ; преподавать – преподава-тель ; храбрый – храбр-ец ).
(суффиксально-префиксальный)
Приставочно-суффиксальный способ (суффиксально-префиксальный)
При этом способе одновременно к основе исходного слова присоединяются приставка (префикс) и суффикс (по -дорож-ник , при -мор-ск -ий, на -хлеб-ник , под -свеч-ник , под -стакан-ник , об -сахар-и -ть, в -тайн-е , во -втор-ых , не -счаст-н -ый, не -вин-н -ый, под -снеж-ник , на -став-ник ).
Бессуффиксный способ
Бессуффиксный способ
Способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зеленый – зелень, сухой – сушь, синий – синь), либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс (переносить – перенос, насыпать – насыпь, просекать – просека, загорать – загар, глубокий – глубь, гладкий – гладь, выходить – выход ).
Сложение как способ образования слов
Способ заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова. Сложными словами называются слова, имеющие в своём составе два (и более) корня. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные (интерфиксы).
Сложение целых слов
Сложение целых слов
(диван-кровать , город-герой, телефон-автомат, сейчас ).
Сложение основ слов с целым словом без соединительных гласных
(партбилет, турпоход, полдыни, автозавод, Ленинград, физкультура).
Сложение основ с соединительными гласными
(снегопад, тепловоз, языковед, нефтепровод, землекоп).
(овоще хранилище, железо бетон, декоративн о-прикладной, ново стройка) .
Сложение основы слова и целого слова с помощью соединительных гласных (овоще хранилище, железо бетон, декоративн о-прикладной, ново стройка) .
Сложение основ с одновременным присоединением суффикса
(земле дели е, пяти летк а, трехэтажн ый ).
Слияние слов
(вечнозеленый, труднодоступный, вперёдсмотрящий).
( корреспондент ).
Сложение слогов или частей слов (комсомол/Коммунистический Союз Молодёжи, спецкор/специальный корреспондент ).
Сложение названий начальных букв
(МГУ/Московский государственный университет, ЦК/Центральный Комитет, загс/запись актов гражданского состояния ).
Смешанный способ
Смешанный способ (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).
Слова, образованные способом сложения, называются сложными, аббревиатура, сложносокращенными.
Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов (вуз – вузовец, колхоз – колхозный, колхозник ).
, лексико-грамматический ().
Переход слов одной части речи в другую , лексико-грамматический (рядовой случай – рядовой из соседней части, первый год – первый ученик, лёжа на песке – читать лёжа вредно, медленным шагом – ехали шагом; ушёл, благодаря хозяйку за обед - благодаря заботливому уходу ).
Разбор слова по составу
уч-и-тель-ств-о
вод-ян-ист-ый
по-весен-н-ему
что-нибудь
1. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?
1) юбиляр, стряпуха, оргвыводы 2) дипломник, кое-куда, медвежий 3) баловство, свежесть, безголосый 4) пароходный, птичий, поддержка
2. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?
1) внеклассный, побольше, разрыв 2) заморский, пресмешной, разбитый 3) соавтор, вызывающе, изголодаться 4) сверхприбыль, подыскать, навсегда
3. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?
1) надомник, втроём, мясорубка 2) бесстыдник, нарукавник, неумный 3) подбородок, размечтаться, справа 4) утомление, бескозырка, сослуживец
4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?
1) переговоры, дурь, вред 2) зелень, рассада, чертёжник 3) навар, нелегал, размен 4) вход, запрет, порка
5. В каком ряду все слова образованы способом сложения?
1) местком, небесно-голубой, контригра 2) профсоюз, спецкор, бомж 3) левобережный, морозостойкий, сверхзадача 4) бетономешалка, первомайский, адъютант
6. В каком ряду нет слова, образованного бессуффиксным способом?
1) следователь, дымок, накипь 2) накопитель, бездарь, тупица 3) вновь, пододеяльник, спецназ 4) раздача, россыпь, сенокос
7.
7. В каком ряду нет слова, образованного приставочным способом?
1) свалка, откуда, подготовка 2) выпускник, надбровье, пощипывать 3) железнодорожный, вдвойне, ультразвук 4) перевод, небольшой, прикарманить
8. В каком ряду нет слова, образованного приставочно-суффиксальным способом?
1) передача, соразмерный, очернитель 2) загривок, контратака, вдуматься 3) переименование, дисгармония, сбережения 4) надомный, досрочный, разрыдаться
9. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?