Когда нужно обращаться к логопеду с ребенком. Когда надо идти к логопеду? Если ваш ребенок не говорит

Логопеды говорят: «Чем раньше начать бороться с проблемой, тем лучше будет результат». Когда же стоит привести малыша на консультацию к логопеду, и на какие особенности в речи крохи стоит обращать внимание?

Пусть время работает на вас: речь ребенка до 3 лет

Когда ребенку исполняется уже 4-5 лет, можно объективно говорить о правильном произношении звуков, построении фраз и т.д. Однако даже в возрасте до года можно обнаружить некоторые проблемы, которые необходимо корректировать. Именно ранняя помощь специалиста будет максимально результативной, нужно лишь найти логопеда, который специализируется на работе с малышами.

Для того чтобs понять, не нуждается ли ребенок в помощи логопеда, важно знать, какие этапы развития речи соответствуют возрасту ребенка.

Речевая активность ребенка начинается уже в три месяца. В этом возрасте карапузы начинают издавать различные звуки, гулить . Если ребенок к 3-4 месяцам молчит, это может быть первым тревожным сигналом, на который стоит обратить внимание.

В 8-10 месяцев малыш делает первые попытки скопировать речь взрослых, произносит первые слоги : «ма», «ба», «па» и др. В этом возрасте ребенок понимает слова, адресованные ему, откликается на собственное имя. Если родители замечают, что к концу первого года малыш не реагирует на их речь, не пытается произносить первые слова, это повод обратиться к специалисту за консультацией. Тревожным симптомом является и своеобразное мычание ребенка в момент, когда он пытается выразить свои желания.

К 1,5 годам начинает самого крохи. В этом возрасте малышам пора употреблять простые слова: «мама», «папа», «дай», «ав-ав» и т.д. В 1 год словарный запас малыша пока невелик, он может насчитывать порядка 10 слов, но ребенок осознанно их употребляет. В это время речь ребенка развивается очень активно, словарный запас может пополняться каждый день.

Уже к 2 годам кроха должен не только хорошо понимать речь взрослых, но и уметь выразить свои желания простыми предложениями . Если к 2,5 годам ребенок явно понимает взрослых, но свои мысли выражает исключительно жестами, не формулирует простые фразы типа «хочу пить», следует обязательно посетить логопеда. Обратите внимание, в этом возрасте не важно, как ребенок произносит «трудные» звуки, значение имеет в основном характер речевой активности.

Речь ребенка от трех до пяти

Даже деткам, в речи которых родители не замечают особенностей, имеет смысл посетить кабинет логопеда в возрасте 3-4 лет. Есть и явные отклонения, которые нуждаются в коррекции с помощью специалиста. Опять же, в зависимости от возраста ребенка, к его речи предъявляются разные требования.

В три года важно убедиться в том, что артикуляционный аппарат малыша хорошо развит. Ребенок должен уметь выполнять простые движения: по просьбе взрослых высовывать язык, доставать им до неба, вытягивать губы трубочкой, надувать щеки и т.д. В этом же возрасте проверьте, может ли кроха воспроизвести простой ритм. Отсутствие этих навыков должно встревожить заботливых родителей. Логопед в таком случае не только проведет необходимую диагностику, но и поможет укрепить артикуляционный аппарат.

Также в 3-3,5 года ребенок не должен пропускать слоги в словах, переставлять их местами, «глотать» окончания. Обратите внимание на эту особенность в речи крохи, когда будете консультироваться с доктором. А вот правильного произношения всех звуков пока может и не быть. Оно может сформироваться только к 5 годам.

Если ребенок пока не умеет говорить «ш», «щ», «р», «л», в три года это не повод бежать к логопеду. Шипящие и сонорные («р», «л») звуки самые сложные, они могут появиться в речи маленького оратора последними. Понаблюдайте, как малыш произносит слова с этими звуками. Если пропускает их, на данном этапе это не страшно. А вот если вместо «л» произносит «в», «р» произносит гортанно , на французский манер, лучше все-таки посетить специалиста. Любое искажение звуков нужно исправлять. Своевременная коррекция поможет сделать так, чтобы неправильное произношение не закрепилось.

В 4,5-5 лет ребенку пора не только правильно произносить все звуки, но и уметь составлять связные предложения . Попросите малыша описать картинку или событие. Если он не придерживается последовательности, составляет несогласованные предложения (неправильно использует падеж, число), не пользуется в речи союзами, это отклонение от нормы. Понаблюдайте некоторое время, реагирует ли кроха на ваши исправления, и если прогресса не будет, побеседуйте со специалистом.

Как видите, логопед помогает не только исправить неправильное произношение отдельных звуков. Любое отклонение в речи малыша не стоит оставлять без внимания. В этом вопросе лучше перестраховаться, чем упустить что-то важное.

Анастасия Михайлюк специально для www.сайт.

При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www..

Добавить комментарий

Как понять, что у ребенка возможны проблемы с речью? Стоит ли дожидаться пяти лет, чтобы идти на прием к логопеду? Отвечает учитель-логопед Светлана Бабич.

Поводы обратиться к логопеду

  1. Малыш в младенчестве молчит, не «гулит».
  2. В полтора-два года ребенок не говорит слова «мама», «папа», «би-би», «топ-топ» и т. п.
  3. Ребенок молчит до трех лет, хотя понимает обращенную к нему речь. Или не понимает. Важно выяснить, что не так. Возможно, нужно проверить слух, может быть, нужно лечение у невропатолога, а может быть — у логопеда. Нередко требуется помощь и невропатолога, и логопеда, поскольку неврологические проблемы нередко влекут за собой проблемы логопедические.
  4. До четырех лет вполне нормально, что у ребенка преобладает пассивный словарный запас. После четырех лет должен преобладать активный — ребенок пользуется всем тем, что накопил. Если же этого не происходит, значит, есть какие-то проблемы.
  5. Речь ребенка не развивается: к примеру, в четыре года такая же, как была в три.
  6. В четыре года ребенок совсем не поддерживает диалог, не строит предложений.
  7. Ребенок получил какую-то травму, например, сотрясение мозга.
  8. Ребенок к пяти годам картавит, гнусавит, шепелявит, произносит звуки неправильно, например, смягчает их, где надо и не надо. Бывает, что в таком произношении ребенка виноваты сами родители. Они долго «сюсюкают» со своим чадом, коверкая слова. Обычно этим особенно грешат бабушки. Ребенок слышит искаженную речь, и у него формируется неправильная речевая картина. А порой родители пытаются сами «ставить» звуки, и в итоге у ребенка закрепляется неправильное произношение.
  9. Стоит насторожиться, если в старшем дошкольном возрасте, примерно лет в пять, ребенок плохо запоминает слова.
  10. Ближе к школе — не способен говорить развернутыми предложениями, строить рассказ, отвечает на вопросы односложно.
  11. В старшем дошкольном возрасте испытывает трудности с графическим запоминанием. Детям в этот период не должно составлять особого труда запоминание букв, графических образов.
  12. Ребенок пропускает слоги.
  13. Ребенок к пяти годам неправильно произносит более трех звуков.
  14. К пяти годам не должно быть сильных искажений слов, переворачиваний, когда дети говорят, меняя местами начало слова и его окончание.

    С трех лет рекомендуется проходить ежегодную консультацию у логопеда, даже если кажется, что всё в порядке. Интенсивное развитие коры головного мозга у ребенка продолжается до шести-семи лет. Поэтому с логопедическими проблемами лучше разбираться до школы, и начинать стоит не в последний момент - в апреле-мае, а заранее.

Как стимулировать развитие речи?

  1. Как можно больше читать ребенку, рассказывать истории и сказки, разумеется, соответствующие возрасту. Потом желательно обсуждать прочитанное с ребенком.
  2. Важно постоянно общаться с ребенком: на прогулке, по дороге домой или в детский сад. Объяснять все, что попадается на глаза, рассказывать об окружающем мире. Детскую любознательность следует развивать и поощрять.
  3. Заниматься развитием мелкой моторики - рисовать, лепить, работать с ножницами, играть с крупой.
  4. Учить русские народные пальчиковые потешки вроде «Сороки-вороны», которые «рассказываются руками» ребенка.
  5. Проигрывать знакомые сказки, например, с помощью пальчикового театра.
  6. Найти на логопедический сайтах простую артикуляционную гимнастику и регулярно заниматься ею с ребенком.

Когда необходимо обращаться к логопеду?

Консультация для родителей.

Часто родители детей-дошкольников спрашивают у меня: когда нужно бить тревогу и вести ребёнка к логопеду? Что является предвестником речевых нарушений у детей?

Если мы обратим внимание на интенсивное развитие речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста, то заметим, как быстро необычные по звучанию и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи, активно обогащается словарный запас ребёнка в период от 1 до 3 лет. Но, разумеется, быстрый переход на уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях – в первую очередь, при полноценном общении ребёнка со взрослыми. Если общение со взрослыми недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребёнка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке.

Речевая активность ребёнка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его общения – он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми.

До четырёх с половиной лет неправильное произношение звуков нормально для ребёнка. До этого возраста ещё формируется звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них ещё сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесённые детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребёнок перестаёт узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно.

А если нет? Некоторые родители высказывают мысль: «Ну и пусть не выговаривает. Вырастет – научится правильно говорить». Даже логопеды иногда высказывают «крамольную» мысль: ну и пусть не выговаривает,- если только вы не пророчите своему ребёнку карьеру политика или актёра и если «лыба» не вызвана неврологическими проблемами.

Но, к сожалению, есть дети, которые ни в 3 года, ни в 5 лет, ни в 7 - не могут самостоятельно научиться правильно говорить все звуки. А чем страше ребёнок, тем сложнее выправить его речевой дефект. И даже если в школе с ним будет работать логопед, не факт, что ребёнок начнёт говорить чисто и наверстает оставание в речевом развитии, так как период интенсивного развития всех сторон речи уже упущен. И это уже грозит обернуться трудностями при письме и чтении, а значит, и проблемами в школе. Если у вас именно этот случай, без помощи специалиста не обойтись.

Чем старше ребёнок, тем сложнее исправить его произношение, а после 14 лет это становится практически невозможно. Таким образом, следует обратить пристальное внимание на речь ребёнка в следующих случаях:

  1. ребёнок взаимозаменяет звуки. Одно дело, если вместо «жук» он говорит «зук» или как-то по-другому искажает слово, - это лишь неумение выговаривать звук [ж]. Но, если он не только говорит «зук» вместо «жук», но и «золтый» вместо «жёлтый». Значит, он не «слышит», не различает звуки [з] и [ж], а потому взаимозаменяет их. Такие ошибки сами собой не исправляются. Поэтому не ждите, когда ребёнку исполнится 7 лет и ему пора будет идти в школу, ведите его к логопеду;
  2. ребёнок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние. И в два, и даже в три года можно коверкать слова почти до неузнаваемости, но и в «авторской версии» слово должно состоять из правильного количества слогов. Та же «шапка» может быть «шака», «сапа», «пака», по не «шап» или «шапака»;
  3. дети могут опускать или добавлять согласные, но не гласные. Ведь гласные - это основа слова, ритмика. И нарушение слоговых структур - сигнал, что ребёнок не слышит ритма слова. При нормальном развитии эта функция формируется к двум - двум с половиной годам;
  4. ребёнку больше чем три с половиной года, но он говорит вяло, как бы прожёвывая слова. Придётся обращаться к логопеду за специальными упражнениями, как и в случае, если малыш говорит «в нос». Такой «прононс» не всегда связан с разросшимися аденоидами. Сводите ребёнка сначала к врачу: действительно ли виноваты аденоиды? Приставьте зеркальце к носу ребёнка, и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть, но если оно запотеет сильно, значит, струя воздуха идёт через нос, а ведь наша речь предполагает ротовое дыхание при произнесении всех звуков, кроме [м] и [н].

Не отправляйте дело с речевым развитием ребёнка в долгий ящик, впоследствии это может отразится на развитии уже письменной речи. Обратитесь за помощью или за советом к логопеду вашей школы. Очень много полезной информации вы можете найти на логопедических сайтах всемирной информационной сети. Берегите своих детей! Предоставьте им возможность всестороннего полноценного развития.

Мне часто приходится слышать вопросы обеспокоенных родителей:

— Когда мой малыш должен начать говорить?

— А нам два года, мы молчим, это нормально?

— Мой четырехлетний ребенок звук [Р] не говорит. Нам еще подождать или уже к логопеду пора? и т. д.

По сути, эти вопросы о том, соответствует ли развитие конкретного ребенка нормам речевого развития. Сталкиваться приходится и с повышенной тревожностью родителей (- А вот соседский двухлеток уже стихи рассказывает, а мой еще так не может!) и с небрежным отношением к речевому развитию (— А, захочет – заговорит. Маленький еще – подрастет, «выговорится».)

Ниже изложены примерные вехи речевого развития детей дошкольного возраста, советы родителям, признаки проблем которые потребуют помощи специалиста.

Развитие речи детей с года до трех лет.

Первые слова появляются обычно около года (например, ма (мама), да (дай), ав (собака) и т. д. Приблизительно в год и восемь месяцев в речи малыша появляются первые фразы (да пи (дай пить), дай ати (дай мячик), ляля бай (кукла спит) и т.д. К двум годам появляются первые предложения из трех-четырех слов. Трехлетний малыш способен общаться сложными предложениями («Мама пошла в магазин, а папа дома»). К трем годам ребенок правильно произносит большинство звуков русского языка. У многих детей к этому возрасту отсутствуют звуки [Ш, Ж,Ч, Щ, Л, Р,Р’(РЬ)].

Безусловно, у каждого ребенка свой, индивидуальный темп развития, многое зависит от характера, темперамента, наследственности, условий воспитания.

Также причиной по которой в речи трехлетнего ребенка не появляются звуки [Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Л’(ЛЬ), Р, Р’(РЬ)] может быть короткая подъязычная связка («уздечка»). Для правильного произношения этих звуков нужен достаточный подъем языка. Если короткая «уздечка» «не дает» языку подняться к нёбу – ребенок не сможет произнести звуки правильно.

Когда обращаться к логопеду.

Если вашему ребенку около двух с половиной — трех лет и он молчит, или произносит лишь несколько слов, отсутствует фраза – это повод для консультации со специалистами (логопед, психолог, невропатолог). В таких случаях невропатолог или логопед ставит диагноз ЗРР (задержка речевого развития).

Если малыш начал заикаться. Чем раньше вы обратитесь к логопеду и невропатологу с этой проблемой – тем больше шансов, что заикание не закрепится, не усугубится.

Беспокоится раньше двух с половиной лет стоит, если:

ребенок 1,5-2 лет не понимает простых инструкций (например, показать в книге кошку, принести мяч);

двухлетний ребенок заметно отличается от сверстников, его игры отличаются однообразием, стереотипностью или ребенок вообще не проявляет интереса к игрушкам; малыш не справляется с простыми заданиями (например, собрать простые «вкладыши», нанизать на толстую деревянную «иголку» очень крупные бусины), т. е. заметно значительное отставание в общем развитии ребенка. В этих случаях надо показать ребенка детскому психологу, логопеду, невропатологу, отоларингологу незамедлительно.

Особенно внимательно относиться к срокам речевого и общего развития нужно, если беременность или роды проходили с осложнениями. Негативные факторы протекания беременности и родов могут вызвать задержку речевого и психического развития.

Малыш на приеме у логопеда.

При обследовании логопед оценит понимание речи малыша, строение артикуляционного аппарата (состояние подъязычной связки, языка, губ и т. д.), состояние зрительного и слухового восприятия, соответствие общего развития ребенка возрастной норме. Часто детям и логопеду необходимо несколько занятий чтобы ребенок привык к специалисту, «раскрылся». Тогда у логопеда сложится полная и точная картина состояния речи и уровня развития вашего малыша.

Результаты обследования.

Если понимание речи соответствует возрастной норме (ребенок показывает большинство предметов, о которых его спрашивают; хорошо понимает вопросы логопеда), нет серьезных нарушений в строении и работе артикуляционного аппарата, общее развитие соответствует возрастной норме – это «благоприятный» вариант ЗРР (задержки речевого развития). Скорее всего, ваш молчун начнет говорить тогда, когда сочтет нужным и к 3,5 годам практически догонит других ребят в речевом развитии. Логопед покажет приемы, с помощью которых можно активизировать речь малыша в домашних условиях.

Если в ходе обследования выявлено снижение общего развития (малыш знает и умеет намного меньше, чем «должен» по возрасту), понимание речи значительно ниже возрастной нормы – помощь ребенку необходимо оказывать немедленно. Нужно пройти обследование (назначается невропатологом), исключить снижение слуха (сделать аудиограмму). Вовремя начатое лечение, системные занятия с логопедом, дефектологом, домашние занятия с родителями помогут развить речь ребенка и остальные психические функции (внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление), предотвратить дальнейшее отставание.

Советы родителям.

Речь ребенка развивается в двух ситуациях: когда он слышит чужую речь (осмысливает ее) и говорит сам. То есть, чем больше вы говорите с ребенком, заинтересованно рассказываете об окружающем мире, отвечаете на его вопросы и сами задаете их, читаете ему детские книги, побуждаете рассказывать об увиденном, тем лучше будет развита речь вашего малыша. Обычно ребенку интересно говорить о том, что он видит в данный момент. При этом важно не перегрузить ребенка сложной для него информацией, не заставлять его отвечать на ваши вопросы, если он утомлен или просто не хочет сейчас разговаривать.

Далеко не сразу малыш научится правильно согласовывать слова в предложении.Сложна грамматическая система русского языка – много исключений из общих правил. Например, малыш уже правильно использует окончания творительного падежа существительных -ом, -ем (кидать камнем, мячом). По аналогии он образует другие слова (кушать ложком, вытирать тряпком). Это нормальный процесс усвоения ребенком грамматической системы русского языка. Помощь взрослого заключается в исправлении таких ошибок – повторение правильной (нормативной) формы слова (лучше произнести ее несколько раз или привести несколько аналогичных примеров). Такие «поправки» должны быть максимально тактичными и доброжелательными.

Тесно связано речевое развитие с развитием мелкой моторики. Поэтому выкладывание мозаики, нанизывание бусин, лепка, рисование, конструирование, пальчиковая гимнастика – весомый вкладв развитие речи и интеллекта малыша.

Правила проведения занятий.

Любые занятия с малышом проводятся только в игровой форме, при желании ребенка играть с вами.

Продолжительность занятия для детей-дошкольников (в зависимости от темперамента и возраста) от 8 до 25 минут, для детей 6-7 лет — 15-30 минут.

Обязательно хвалите ребенка даже за самые маленькие и «незначительные» успехи.

  1. Батяева С. В., Савостьянова С. В. Альбом по развитию речи для самых маленьких.
  2. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей 2-4 лет.
  3. Сказка о Веселом язычке. Артикуляционная гимнастика для самых маленьких.

Развитие речи детей 3-5 лет.

В этом возрасте идет активное расширение словарного запаса (количества слов, которое знает ребенок). Речь его становится все более правильной, развернутой. Ребенок использует сложные предложения («Кошка убежала, потому что испугалась большой собаки»). Пятилетний малыш может связно рассказать о недавнем событии, пересказать знакомую сказку.

В норме к пяти годам дети овладевают правильным произношением всех звуков. Считается, что если к пяти годам ребенок не научился правильно произносить те или иные звуки, сами, спонтанно, эти звуки в речи уже не появятся. Необходима помощь логопеда. Если ребенок неправильно произносит большое количество звуков, занятия по постановке звуков можно начинать с четырех с половиной лет.

Когда обращаться к логопеду.

Если вашего четырехлетнего ребенка понимаете только вы;

если слова в предложении часто не согласованы (он упала, красный куртка);

если малыш постоянно переставляет слоги в словах или «теряет» их (например, сакомат (самокат), аасин (апельсин), мицанет (милиционер);

если он не может связно (три – четыре предложения) рассказать о недавно увиденном (например, поездке в зоопарк).

Особенно нужно быть внимательными тем родителям, чьи дети поздно начали говорить. Нередко речь таких детей развивается с задержкой. В будущем это может привести к проблемам с успеваемостью по русскому языку, и не только.

Поставить точный диагноз, разработать план коррекционной работы в этом случае может только логопед.

В большинстве детских садов есть учителя-логопеды. Они выявляют детей, развитие речи которых ниже возрастной нормы. Если у ребенка наблюдается не только неправильное произношение звуков, но и недоразвитие остальных компонентов речи — рекомендуется посещение логопедической группы.

Пособия для самостоятельных занятий родителей с детьми.

  1. Володина В. С. Альбом по развитию речи.
  2. Косинова Е. М. Лексическая тетрадь № 1 (2, 3, 4).
  3. Косинова Е. М. Грамматическая тетрадь № 1 (2, 3, 4).
  4. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет
  5. Полякова М. А. Как правильно учить ребенка говорить.

Развитие речи детей 5-7 лет.

В этом возрасте на первый план выходит постановка отсутствующих или неправильно произносимых звуков, закрепления их правильного произношения и отчетливого различения, подготовка к школе (профилактика школьной неуспеваемости).

Чтобы успешно учиться в школе, ребенку нужно немало знать и уметь.

Ниже изложены примерные критерии готовности к школе (по развитию речи).

К началу школьного обучения ребенок «должен»:

обладать большим словарным запасом, уметь пересказать небольшой текст, рассказать о событии, свободно изложить свои мысли, доказать свою точку зрения;

грамматически правильно оформлять свою речь (верно согласовывать слова в предложении, точно использовать предлоги);

правильно произносить и хорошо различать все звуки;

владеть некоторыми навыками языкового анализа и синтеза (уметь разделить слова на слоги, выделять первый, последний звук в слове (в небольших словах называть все звуки по порядку);

Большинство ошибок допускаемых ребенком в устной речи – неточное произношение сложных слов (водотоводчик – водопроводчик), неправильное согласование слов в предложении (думаю о самолетов, пять мяча), замены звуков (сушка – суска, рука – лука) приведут к аналогичным ошибкам на письме. Недоразвитие связной речи (умения точно и последовательно рассказать о событии) может привести к трудностям при написании изложений, пересказах, устных ответах.

Очень большое значение имеет состояние фонематического восприятия – умения «слышать» звуки в слове, правильно определять последовательность звуков и слогов. Недоразвитие фонематического восприятия приводит к многочисленным, стойким ошибкам при письме, ведь чтобы ребенок мог правильно написать слово, он должен «в уме» разложить слово на звуки, а потом воспроизвести их точно, в правильной последовательности на бумаге. Способствует развитию фонематического восприятия обучение ребенка чтению.

Когда обращаться к логопеду.

Если вашему ребенку уже исполнилось пять лет, но он неправильно произносит или заменяет некоторые звуки;

если вы наблюдаете у вашего ребенка вышеперечисленные проблемы.

За год до школы показать ребенка логопеду я бы рекомендовала каждому родителю, даже если ваш ребенок произносит все звуки правильно.

Цель логопедического обследования перед школой – выявить предрасположенность к нарушению чтения и письма (множественным специфическим ошибкам) т. н. называемой дизграфии и дизлексии т. е., фактически, к школьной неуспеваемости.

Выявить такую предрасположенность детей к дизграфии и дизлексии можно в дошкольном возрасте с большой вероятностью.

Если вовремя провести работу, направленную на развитие процессов, отвечающих за становление процессов чтения и письма, можно предотвратить или значительно снизить вероятность школьных проблем.

Важность своевременности этой работы объясняется тем, что в школе исправить эту ситуацию оказывается намного сложнее, чем предотвратить ее в дошкольном возрасте. То же самое относится и к постановке звуков.

Исходя из моей практики, до восьмидесяти процентов детей подготовительной группы детского сада нуждаются в помощи логопеда. Если в вашем саду есть логопед, помощь окажут бесплатно. От вас потребуется только выполнение домашних заданий (закрепление пройденного материала) и контроль за правильным произношением поставленных звуков. В детских поликлиниках также есть логопеды.

Пособия для самостоятельных занятий родителей с ребенком.

Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей 6-8 лет.

Полякова М. А. Как правильно научить ребенка читать и писать.

Жукова Н. С. Букварь.

Полякова М. А. Самоучитель по логопедии.

В заключение хотелось бы добавить, что в одной статье невозможно изложить всю информацию о таком «глобальном» периоде в речевом развитии детей, каким является дошкольный возраст, и, тем более, дать точные рекомендации в каждом конкретном случае (это можно сделать только после обследования ребенка).

Выражаю надежду, что статья будет полезной родителям дошкольников, поможет сориентироваться в речевом развитии вашего ребенка, вовремя увидеть проблемы (если они есть) и помочь малышу преодолеть их.

Учитель-логопед ДОУ № 2 «Росинка» Ефимова Мария.


Когда ребёнку нужен логопед?

Как говорят, проще предупредить болезнь, чем её лечить. Так же и в логопедии. Я бы посоветовала посещать логопеда «профилактически» с трёх лет. Не обязательно сразу идти к частному логопеду и платить за консультации - во многих поликлиниках есть бесплатный логопед, запишитесь к нему на приём. Там анализов не берут, уколов не ставят, даже игрушки и картинки могут дать.

Логопедическая диагностика состоит не только в проверке правильности звуков ребёнка, но и многих других полезностей, если это, конечно, грамотный логопед. Например, логопед проверяет внимание ребёнка, как зрительное, так и слуховое, его представления об окружающем мире, физическое состояние речевого аппарата, насколько развит интеллект ребёнка и соответствует ли он возрасту малыша, насколько богата его речь (здесь не только количество слов, но способность образовывать слова при помощи суффиксов, приставок и т.д., правильно изменять слова - род, число, падеж), насколько ребёнок понимает обращённую к нему речь, умеет ли он составлять рассказы по картинкам. И это лишь общая структура диагностики. Выглядит громко, но на деле всё выясняется в простой игре.

Но кто же просто так пойдёт к врачу, а в нашем случае к логопеду? Многие либо тянут до последнего, либо переживают за каждую мелочь. Как не впадать в крайности? Вот Вам подсказка, которая поможет определить, что в Вашем случае помощь специалиста уже точно необходима.

  1. Ребёнок не говорит в 3 года . Понятие самой речи у всех разное. Для кого-то «не говорит» значит не выговаривает какие-то звуки, для других – говорит на «своём», для третьих – молчит. Вот «молчит» - это тот случай, когда к логопеду нужно обратиться, не раздумывая. Важно выявить причину этого молчания. При этом помните, что за речью развивается мышление.
  2. Говорит на своём в 3 года . Чаще всего ребёнок разговаривает на «своём» языке долго, если его в семье понимают. Многие знают, как часто дети, которые плохо разговаривают, пойдя в садик за короткие сроки, учатся говорить чётко и ясно. Там нет взрослых, которые будут угадывать их слова и желания, там такие же дети, и они бесцеремонны. Либо говоришь чётко, либо играешь сам и без игрушек. Хотя есть и исключения. Но во всём лучше соблюдать золотую середину, не доводить ребёнка до истерики, если у него никак не получается сказать нужно слово. Если малышу трудно, дайте ему варианты ответов («Тебе нужна большая или маленькая машинка?»), задавайте вопросы, на которые нельзя ответить «да или нет», тем самым Вы будете стимулировать его речь.
  3. Ребёнок путает звонкие и глухие (мягкие и твёрдые) . Если ребёнок в 3-4 года стойко заменяет «п» на «б» и наоборот (в-ф, г-к, д-т) во всех словах – обратитесь к логопеду. Но если ребёнок делает это периодически, он встраивает новые звуки в свою речь, и это процесс сложный, для него нужно время. Тут можно только поддержать ребёнка, хвалить, когда получилось правильно, не коверкать, не смеяться и не повторять за ним неправильно. Такая же история, когда в 4-5 лет появляется «ш» и «ж». Детки удивительно умеют сами себя обучать. Была у меня девочка, мы договорились с её родителями на неделе о первом занятии, так как у неё не было «ш» и «ж». Пока я шла, малышка сама заговорила! Нам осталось лишь закрепить усвоенный материал, я научила её упражнениям и оставила на два месяца закреплять, так как для следующего звука было рано. Как я и предполагала, «р» она тоже сама научилась говорить.
  4. Ребёнок картавит, шепелявит или гнусавит . Это те случаи, когда без логопеда не обойтись. У ребёнка уже закрепилась неправильная модель звука, она ему удобна и переходить на более сложный сам он не захочет и навряд ли сможет. Знаю, в интернете полно видео и статей, как самостоятельно поставить «р», но это кажется простым, когда уже не один раз это делал. Есть много нюансов, которые важно учитывать. Если Вы попробовали, и ничего не получилось, обратитесь к логопеду. Негативный опыт закрепляется у ребёнка молниеносно. Это может затруднить и удлинить работу логопеда.
    Если в Вашей семье или близком окружении есть человек, который картавит, шепелявит или гнусавит, внимательно следите за речью Вашего ребёнка. Он может перенять эту привычку.
  5. Если ребёнок говорил хорошо и резко стал сдавать назад в речевом развитии . Без вопросов нужно идти к логопеду и неврологу. Здесь могут быть серьёзные нарушения, особенно если этому предшествовала какая-то травма.

Конечно, это не относится к случаям, когда в семье появился братик или сестричка, и ребёнок начал больше употреблять уменьшительно-ласкательных слов и смягчать звуки, желая тем самым обратить на себя внимание родителей.

Итак, если Вы собрались к логопеду, имейте в виду, что к нему лучше приходить после приёма следующих детских врачей: стоматолога-ортодонта (скажет, правильно ли растут зубки, хватает ли им места, проверит состояние челюсти), невропатолога (была у меня девочка четырёх с половиной лет, которая практически не разговаривала, разве что на каком-то своём; все говорили родителям, мол, заговорит, благо мама решилась и пошла к невропатологу - оказалось, после тяжёлых родов некоторые мозговые структуры так и не сформировались, курс уколов сотворил чудеса, а так могла я с ней заниматься долго и безрезультатно), отоларинголога (ведь ухо, горло, нос – важнейшие органы в речи), хорошо бы и психиатра, но в нашем обществе к таким врачам относятся с опаской, поэтому можно сходить в детскому психотерапевту. Таким образом, после данных специалистов логопед сможет составить чёткую картину развития речи Вашего ребёнка. Сомнений не будет, и логопед сможет дать дельные рекомендации, если они вообще будут нужны.

Помните: в логопедии время – главный враг. Чем раньше выявлена проблема, тем проще её устранить и предупредить новые неприятности. Поставить звук не так трудно, сложно внедрить его в уже установленную речь, избавиться от привычки. Попробуйте в любом простом предложении заменить все «к» на «л». В этот момент Ваш мозг будет очень активно бороться с привычкой, но Вы - взрослые, у Вас есть мотивация и способность себя заставить что-то сделать, у детей этого нет, правда, нет и многолетнего опыта за плечами.

Важно, чтобы всё было вовремя! Не торопитесь с речью, проходите все этапы постепенно. Ребёнок, начавший слишком рано говорить, чаще всего эмоционально неустойчив, так как до речи у малышей формируется именно эмоциональная сфера. В год угадывайте желания Вашего малыша, чтобы он был уверен в Вашей любви и заботе! Отношение родителей к ребёнку должно меняться с его возрастом. То, что было приемлемо в год, неприемлемо в три. Развивайтесь вместе, ведь Ваши дети – это шанс прожить снова детство, окунуться в мир волшебства и беззаботности!