Кто на самом деле скрывался за «железной маской. Узник в железной маске

Правда о человеке в Железной маске

Кто из нас не любит детективы? Интригующая завязка, загадочные персонажи и абсолютно неожиданное решение, казалось бы, неразрешимой задачи. Все это привлекает внимание почитателей детективного жанра.

Однако, к сожалению, большинство детективных историй недолговечные, и только лишь немногие из них смогли затянуться на века. Одна из них – история «Железной маски», мрачная тайна узника, обреченного до конца своих дней не снимать с лица черную маску.

Прошло уже больше 300 лет с того времени, как впервые в одном из мрачных королевских замков появился Неизвестный в черной бархатной маске, закрывавшей лицо (позднее народная молва заменила бархат на железо). Каких только версий о человеке в Железной маске не выдвигали за эти годы.

Согласно одной версии, под маской скрывался чудом ускользнувший от казни король Англии . Другая выдвигает на эту незавидную роль незаконного сына Анны Австрийской, матери Людовика XIV. Имело место также предположение, что таинственный узник – «король парижских рынков» герцог де Бофор.

Каждая из этих версий, как правило, опровергает остальные, и ни одна из них не может выдержать сопоставления известных по историческим документам фактов. На протяжении долгих лет исследователи пытались узнать правду. Целых два столетия армия детективов и историков билась над разгадкой этой тайны. И так бы и оставалась она нераскрытой, если бы не московский ученый Юрий Борисович Татаринов. Именно ему удалось пролить свет на таинственную историю узника в Железной маске.

Свое расследование Татаринов начал с отбора реальных фактов. В его руках были десятки исторических документов. Благодаря им ученый сразу откинул все «литературные версии» и пришел к выводу, что поиски Железной маски необходимо вести среди тех узников, которые прибыли в Париж 18 сентября 1698 г. со средиземноморского острова Сент-Маргерит в сопровождении нового коменданта Бастилии.


В начале расследования московский ученый определил 8 «подозреваемых», но в дальнейшем 5 персонажей «детективной истории» отпали по разным причинам. Остались три наиболее достоверных претендента на роль Железной маски. Это – Никола Фуке, бывший суперинтендант финансов короля Людовика XIV, таинственный «слуга» Эсташ Доже и министр герцога Мантуанского граф Маттиоли. Теперь из трех «подозреваемых» следовало выбрать одного – того, кто на протяжении долгих лет скрывал свое лицо под маской.

Задача стояла не из легких, и ученый вначале решил выяснить причины и обстоятельства ареста каждого из трех возможных кандидатов на роль Железной маски.

Изучив множество исторических документов, ученый узнал:

Никола Фуке, фантастически разбогатевший на торговле и спекуляциях, соперник самого «короля-солнца», был уличен в грязных махинациях и по приказу короля арестован 5 сентября. Обвиненный в финансовых аферах и подстрекательстве к мятежу (заговор Фронды), Фуке приговорили к бессрочному заключению. В январе 1665 г. Фуке переступил порог замка крепости Пиньероль.

Следующим по списку шел загадочный «слуга» Эсташ Доже, которого доставили в замок 24 августа 1669 г. Эсташа Доже арестовали по приказу Людовика XIV как вызвавшего монаршее недовольство. Вместе с арестантом пришло распоряжение о содержании данного узника в полном секрете в специальном карцере с двойными дверями, с одноразовым питанием. Под страхом смерти ему было запрещено разговаривать даже с комендантом о чем-то, кроме повседневных нужд, и передавать какие-нибудь вести о себе. Есть также версия, что имя Эсташ Доже не что иное, как псевдоним, так как черновики приказов о его аресте и доставке в Пиньероль были безымянные.

Третьим узником замка Пиньероль был доставленный 2 мая 1679 г. министр герцога Мантуанского граф Маттиоли. Обвиненный в выдаче правителям Австрии, Испании и Венеции секрета сделки между королем и герцогом о продаже приграничного города Касале, Маттиоли был доставлен в замок в строгой секретности. Его лицо скрывала черная бархатная маска. Таким было начало тюремного пути трех основных «подозреваемых».

Однако выяснение причин и обстоятельств ареста этих троих людей, к сожалению, ничего не смогло прояснить. Тогда Юрий Борисович решил проследить их дальнейшую судьбу. И здесь Татаринов обнаружил, что судьбы этих людей странным образом перекрещиваются.

1674 год, сентябрь — когда один из слуг Фуке, некто господин Шампань, умер, комендант крепости Сен-Мар отдал в услужение экс-министру не кого иного, как арестанта Эсташа Доже. При этом Сен-Мар предупредил Фуке, чтобы с Доже никто, кроме самого экс-министра и его второго слуги Ла Ривьера, не общался.

В январе Фуке было направлено «личное послание» одного из приближенных Людовика XIV, Лувуа. «Вы выучите, – написал Лувуа, – упомянутые Сен-Маром меры предосторожности, требуемые королем, которые приложены, чтобы воспрепятствовать Эсташу Доже общаться с кем-то, кроме Вас. Король ожидает, что Вы употребите все усилия, поскольку Вы знаете, по какой причине никто не должен знать, что знает он».

Фуке дал согласие и в награду получил разрешение, подписанное Людовиком, на встречу с семьей. Однако буквально спустя неделю после получения письма экс-министр заболел. 1680 год, март — распространился слух о неожиданной смерти бывшего интенданта финансов. Но документов – свидетельства о смерти, вскрытии тела и похоронах – никто никогда не видел. (Датой официальной смерти Фуке считается 23 марта 1680 г., но его тело было выдано родственникам для захоронения лишь спустя год, так что никто не мог точно определить, Фуке ли это. Вместе с этим сотрудниками Кольбера распространилась легенда, что экс-министр был якобы освобожден и умер по дороге в столицу в Шалон-на-Соне…

После таинственной смерти Фуке ровно через месяц, по документам, скончался граф Маттиоли, а в одной из камер замка-тюрьмы появляется никому не известный узник, чье лицо скрыто под черной бархатной маской. Странная смерть Фуке повлияла также на судьбу третьего заключенного, Эсташа Доже. 1681 год, сентябрь — бывший «слуга» был перевезен в закрытых носилках в форт Экзиль, находящийся в Юго-Западных Альпах (в народе в то время распространился слух, что слуги Фуке после его смерти были выпущены на свободу).

В форте Экзиль Доже провел шесть лет и в 1687 г., сопровождаемый Сен-Маром, был переведен на Сент-Маргерит, в специально подготовленную для него камеру. 1698 год, сентябрь — состоялся последний в жизни Эсташа Доже переезд. Сен-Мар вместе с ним прибыл в Бастилию в качестве губернатора, вместо умершего Бесмо. Спустя 5 лет (19 ноября 1703 года) Доже скончался. Он был похоронен под новым вымышленным именем – Маршиоли, созвучным имени пропавшего без вести узника Пиньероля Маттиоли.

Возможно, Доже мог многое знать о Фуке, в частности тайну событий 23 марта 1680 г. – времени возможного «превращения» Фуке в «неизвестного» узника Пиньероля. Кроме этого, Доже обладал, по мнению историков, и собственными секретами.

Тщательно проанализировав (используя метод системного анализа) все полученные данные, ученый для решения этой задачи построил матрицу. Ее строки представляли из себя хронологический перечень событий, взятых из «узловых» документов, а столбцы – узников Пиньероля. На пересечениях строк и столбцов – соответствие одного из героев трагедии событию, описанному в документе. Но, проведя мысленные эксперименты со всеми «подследственными», Татаринов так и не смог прийти к какому-то определенному выводу.

Ни на одного из «подозреваемых» он так и не смог обоснованно одеть «железную маску»; на каких-то перекрестках постоянно появлялись противоречия.

Версия «Маттиоли – Железная маска» из 16-ти важнейших документов 9-ти не коснулась совсем, а один не смогла объяснить.

Версия, относительно Доже, с четырьмя не пересеклась и один не смогла объяснить.

Версия Фуке обошла молчанием два документа, один не объяснила, а 5 документов истолковала с натяжкой, то есть при наличии определенных допущений. Как результат крест был поставлен на каждой из версий. Ни один из «подследственных» не подошел.

Сделав такой безрадостный вывод, Юрий Борисович уже готов был признать свое поражение и согласиться со скептиками, которые безапелляционно заявляли, что 300-летняя тайна никогда не будет раскрыта. Но неожиданно его осенила оригинальная мысль: а вдруг маску носили двое или даже трое узников один за другим?

Таким образом, выбранная им тройка «испытуемых» Фуке – Маттиоли – Доже идеально подходила под решение данной задачи. После смерти первого заключенного с черной маской на лице – Фуке – ее надели на графа Маттиоли. Однако спустя месяц скончался и он. Тогда маску надели на Доже, который, много лет просидев рядом с Фуке, слишком много знал.

Именно Доже и был тем самым загадочным узником, которого привезли в Париж в «железной маске». Там, в одиночной камере в Бастилии, он доживал свои последние годы. «Слуга» поплатился двумя десятками лет тайного одиночного заключения за знание секретов Фуке, которому ему довелось прислуживать в Пиньероле.

Вот так, благодаря «матрице идентификации», изобретенной Ю.Б.Татариновым, была раскрыта тайна многоликости Железной маски. Но тогда сразу возникает вопрос: зачем скрывать лицо Доже под маской? Ведь известно, что до 23 марта 1680 г. он ее не носил. Ученый объясняет это так: изначально маска потребовалась, чтобы скрыть хорошо известное лицо, а затем чтобы скрыть, что этого человека больше не существует.

Однако, найдя ответ на одну загадку, мы сразу же получили взамен другую. Кто такой «таинственный слуга» Фуке Эсташ Доже? Ведь если Доже – псевдоним, то кто он в действительности? А если Фуке на самом деле скончался 23 марта 1680 г. от смертельной болезни, то оправдана ли маска Доже? Нужна ли была вообще маска, если Доже был малоизвестной личностью? Ведь известно, что в Пиньероле он маски не носил и свободно гулял с Фуке по территории замка.

И в то же время с начала 1679 г. его выход из камеры был строжайше запрещен. К этому человеку была применена совокупность мер предосторожности, которые никогда не применялись для какого-то другого заключенного. И вновь заработали многочисленные версии. Кого только не предлагали на эту роль!

Англичанин А.Барнес предположил, что это мог быть аббат Преньяни, тайный агент Людовика XIV, который был направлен с секретной миссией в марте 1669 г. к Карлу II Английскому и исчезновение которого совпало с датой ареста Доже в Дюнкерке. Историк из Франции Е.Лалуа предположил, что таинственная Железная маска Бастилии – это священник, бывший свидетелем амурных похождений монарха с мадам Монтеспан. Также выдвигалось предположение, что Эсташ Доже не кто иной, как брат-близнец самого Людовика XIV. И наконец, адвокат П.-М. Дижоль предложил версию, что узником Бастилии стал маленький мавр Набо, бывший в услужении королевы Марии-Терезии. Но ни одна из этих версий пока не нашла документального подтверждения.

Таким образом, в результате решения одной загадки историки получили другую, не менее интересную. И теперь им предстоит найти ответ на вопрос: кто же скрывался под личиной загадочного «слуги» Эсташа Доже? Эта тайна еще ждет своих исследователей.

19 ноября 1703 года на кладбище Сан-Поль при печально известной тюрьме Бастилия был похоронен мужчина, который провел последние четыре десятилетия своей жизни в различных тюрьмах Франции. Он, без сомнения, самый известный заключенный в истории Франции, хотя никто не знает, почему половину жизни ему пришлось провести в камере, к тому же, как утверждает история, в почти идеальной изоляции и с закованным в железную маску лицом.

Первая известная запись об этом несчастном восходит к июлю 1669 года, когда маркиз де Лувуа в письме к Бениньи д’Овернь де Сен-Марс, управляющему тюрьмой Пинероля, обмолвился о неком Эсташе Доже, которого следовало бы арестовать за его действия против короны. Отличный претендент на звание «Железной маски».

Но было ли это его настоящим именем? Это невозможно подтвердить или опровергнуть, так как анализ письма показал, что имя преступника было подписано другим человеком, возможно даже, что после написания послания самим автором. И это еще одна тайна, которая окутала и без того неразрешимую загадку истории.

Мы также имеем многочисленные ссылки на этого человека в работах литераторов того времени, которые вызывают больше доверия. Например, Вольтер упоминает его в своей работе Le siècle de Louis XIV («Эпоха Людовика XIV»). Как известно, Вольтер был заключен в Бастилию в 1717 году, где провел около года. Естественно, он встречался со многими заключенными, а некоторые из них заявляли в разговоре с мыслителем просвещения, что, якобы, вступали в контакт с таинственным заключенным, пока тот был жив.

Существование человека в железной маске также отмечалось в других исторических справках, таких как Le mémoire secret pour servir à l’histoire de la Percy («Таинственное воспоминание») неизвестного автора, сочинения одного из самых известных журналистов французской революции, барона Фридриха Мельхиора фон Гримма и личный дневник Этьена де Жюнка, одного из служащих Бастилии, который застал смерть узника.

Однако, источником, который сделал этого заключенного известным в массах, была книга Александра Дюма «Человек в железной маске», которая была третьей и последней в серии историй, начавшихся с приключений трех мушкетеров. Книга, хотя и считается полностью выдуманной, кажется, содержит некоторые достоверные данные, так как автор провел довольно подробное расследование этого дела. Французская классическая литература часто была вдохновлена реальными историями людей, вокруг которых затем создавались дополнительные детали и происходили красочные действа (это также касается и «Графа Монте-Кристо», который был написан на основе биографических рассказов реального человека).

В любом случае, как уже упоминалось, приказ о лишении свободы Доже был дан маркизом де Лувуа, секретарем Людовика XIV по военным делам. Среди прочего, было оговорено, что Доже должен был содержаться именно в тюрьмах строгого режима, где он имел бы право общаться только с очень узким кругом людей (в частности, тюремщиками и иными высокопоставленными чинами). И если он когда-либо осмелится заговорить с кем-нибудь о том, что не относится к его естественным нуждам и потребностям, его должны были немедленно казнить. Для достижения этой цели Доже был помещен под присмотр самого Бениньи д’Овернь де Сен-Марс, который должен был следить за выполнением всех приказов «сверху» до конца жизни узника.

Но, как говорится в ранних отчетах о жизни Доже за решеткой, эти жесткие правила со временем стали забываться. Например, он получили разрешение стать тюремным слугой для бывшего министра финансов Николя Фуке, когда его слуга был болен. Единственным условием было то, что он не должен был встречаться с кем-либо еще, кроме Фуке. Если в камере находились посторонние, Доже не должен был туда заходить. Но почему Фуке были предоставлены такие удобства? Было предположение, что, хотя он и должен был оставаться в тюрьме до конца жизни, ему не запрещалось принимать гостей или вести переписку с влиятельнейшими людьми того времени.

Тот факт, что Доже стал чьим-то слугой, а затем служил в качестве рабочего в той же тюрьме, также является значительным. Учитывая правила той эпохи, если бы он принадлежал королевскому роду или даже просто имел высокопоставленных родственников, или состоял в родстве с графами, маркизами и виконтами, ему бы не позволили прислуживать. Кто-то королевской крови попал в тюрьму пожизненно на основании сомнительных обвинений? Превосходно! (таким заключенным полагался целый штат слуг и иные льготы дворянства). Быть «на посылках», имея благородные корни? Немыслимо.

В любом случае, главной причиной, по которой мы все еще помним именно этого бедолагу, а не сотню других заключенных, является его маска. Почему его лицо было скрыто от общественности? Некоторые историки утверждают, что это не что иное, как трюк амбициозного Бениньи д’Овернь де Сен-Марс, который придумал это во время передачи заключенного в Сен-Маргерит в 1687 году, чтобы произвести впечатление на толпу, указав на важность преступника, которого сам король поручил ему охранять. Именно после этого «трансфера» в народе появился слух, что заключенный вынужден был всегда носить маску из железа.

18 сентября 1698 года Сан-Марс получил очередное повышение в должности и на этот раз стал управляющим Бастилии. Именно в этот момент Доже вновь был переведен в парижскую тюрьму. По мнению Вольтера и прочих заключенных, которые видели мужчину в железной маске в стенах старой крепости, этот мужчина никогда не снимал маску. Тем не менее, следует отметить, что вышеупомянутый лейтенант де Жюнка, который служил там же, неоднократно утверждал, что маска, на самом деле, была изготовлена из черного бархата.

Доже умер в тюрьме 19 ноября 1703 года. Сан-Марс описал его как «расположенного к воле Божией и к королю» в отличие от большинства заключенных. Если правда, что он был вынужден скрывать лицо под маской и прислуживать Фуке, то, возможно, этот узник был узнаваем или имел очевидное сходство с другим человеком, скорее всего из высшего общества (будь то прямое родство или чистое совпадение).

Но остается вопрос, был ли он просто скромным слугой или имел несчастье быть свидетелем чего-то, что король хранил в тайне, или же был похожим на одного из представителей правящих верхов? Почему недовольный король и французские власти просто не убили его? Выходцы из крестьянского сословия могли быть легко казнены из-за малейших обвинений (не всегда справедливых), например, за связь с дьяволом или воровство колосьев с королевских полей. Почему они рискнули и оставили его в живых, хотя и предприняли меры по сохранению его анонимности? И если он был королевской крови, почему ему было разрешено работать в качестве прислуги? И уж если на то пошло, почему ему позволили регулярно общаться с Фуке, которому он мог рассказать свой секрет, а тот, в свою очередь, проговорился бы о нем в одном из своих писем на волю? Значит не такой уж большой секрет хранился за этой маской.

Само собой разумеется, незначительный исторический факт не привел бы, в конце концов, к появлению многочисленных спекуляций, теорий и поисков доказательства в поддержку какой-либо из них. Согласно Вольтеру, человеком в железной маске был старший незаконнорожденный брат Людовика XIV (от связи Анны Австрийской с кардиналом Мазарини), в то время как в соответствии с мнением Дюма, таинственным узником был не кто иной, как близнец Людовика XIV, который появился на свет минутой раньше и, таким образом, должен был стать законным королем Франции.

Другая теория состоит в том, что он был настоящим отцом короля Людовика XIV. Все знают, что Людовик XIII был довольно старым в момент «чудесного» рождения Людовика XIV. Но наследник был необходим, чтобы брат Людовика XIII Гастон Орлеанский не получил трон. Кардинал Ришелье и сама королева были против него ввиду различных политических причин. Поэтому, как утверждают защитники этого предположения, кардинал и Анна нашли другого мужчину, который и стал биологическим отцом дофина. Как и в других теориях, фактического доказательства тому нет, но, по крайней мере, это объясняет, почему заключенный так любил короля, несмотря на то, что этот же король и упрятал его в тюрьму на всю жизнь. Конечно, было бы жестоко заставлять собственного отца жить в тюрьме в качестве раба, предполагая, что Людовик знал о том, что это его отец. А если он не знал, тогда зачем держать его в живых или вообще сажать в тюрьму? Тогда не было ДНК-экспертиз, да и народ не поверил бы, если бы какой-то мужчина говорил о связи с королевой.

Одна из наиболее убедительных теорий на сегодняшний день с точки зрения истории и правдоподобности исходит от закодированного письма короля Людовика XIV о генерале Вивьене де Бюлонд, который вызвал гнев правителя, когда бежал от приближающихся войск Австрии, бросив на растерзание противнику раненых солдат и провизию. После того, как шифровка была разгадана, ученые смогли прочитать следующее:

«Его Величество знает лучше, чем любой другой человек, последствия этого акта, и он также знает о том, как глубоко наше поражение навредило нашему делу, это провал, который мы должны компенсировать в течение зимы. Его Величество желает, чтобы вы сразу же арестовали генерала Бюлонда и препроводили его в крепость Пинероль, где он будет заперт в клетке под охраной, а также к нему должны быть предприняты меры 330 и 390».

А что такое «меры 330 и 309»?
Как считают ученые, «330» означало ношение маски, а «309» — пожизненное заключение, но, опять же, это только выводы историков. Возможно, король просто имел склонность к заковыванию особо ему не приглянувшихся заключенных в маски в качестве наказания. Но главная нестыковка в этой теории в том, что генерал Вивьен де Бюлонд умер в 1709 году, тогда как «Железная маска» скончался на шесть лет раньше (в соответствии с найденными записями в архивах).

А как тогда быть с Эсташем Доже? Значит ли это, что с его именем не связана эта загадка великой Бастилии? Доподлинно известно, что Эсташ Доже де Кавой, сын капитана гвардии кардинала Ришелье, действительно существовал и родился в 1637 году. В юности он присоединился к армии, но был вынужден уйти в отставку с позором после убийства молодого парня в пьяной драке. Позже, он был заключен в тюрьму. Из-за бесконечных жалоб о его содержании за решеткой своей сестре и писем королю с просьбой улучшить его условия, в 1678 году Людовик приказал запретить ему переписку и велел оградить его от всех посетителей, кроме случаев, когда на «свидании» присутствовал священник.

Проблема с историей Кавоя заключается в том, что он содержался в Сен-Лазар, а человек в железной маске был в Пинероле. Кроме того, Кавой не вписывается в описание Сан-Марса как «расположенного к воле Божией и к королю», а среди документов того времени есть доказательства, что он умер в 1680-е годы, задолго до того, как на тот свет отправился другой известный нам Эсташ Доже.

Мы знаем совсем немного о человеке в железной маске и не уверены, был ли он на самом деле виновен в ужасном преступления против короля или был вынужден скрывать лицо, чтобы никто не узнал в нем другого человека. А может он действительно был обычным парнем по имени Эсташ Доже и простым слугой, который «насолил» королю, но не так сильно, чтобы убить его. Хотя, в чем должен провиниться слуга, чтобы быть запертым в сырой камере, кишащей крысами, без возможности общаться с людьми и с унизительной обязанностью носить уродливую маску? Кто знает, возможно, в деле замешана любимая фаворитка короля? Но с другой стороны, это настолько интригующая история, что ученые еще не один век будут биться, чтобы разгадать личность и судьбу «Железной маски».

Железная маска (фр. Le masque de fer) – таинственный узник времён Людовика XIV, содержавшийся в различных тюрьмах, включая Бастилию, и носивший бархатную маску (позднейшие легенды превратили эту маску в железную). Умер 19 ноября 1703 года.

Маска – это символ преобразования, изменения и одновременно сокрытия, тайны. Маска наделяется способностью преобразовывать наличное в желаемое, преодолевать грань собственной природы; таков магический аспект преображения, свойственный и маскам религиозных ритуалов, и маскам театральных представлений (ведущим свое происхождение от первых). Маска наделяется также негативным значением. Так, согласно поверью, перемена личин свойственна нечистой силе («У нежити своего облика нет, она ходит в личинах»). С этим связано крайне отрицательное отношение церкви к народным праздникам, включающим элемент карнавала, «перемены личины».

Первые сведения о человеке по имени «Железная маска» появились в голландском сочинении «Mémoires secrets pour servir à l’histoire de Perse» в 1745 году. Согласно этих мемуаров «Железная маска» – это герцог Вермандуа, незаконный сын короля Людовика XIV и госпожи Лавальер, давший пощечину своему сводному брату, Великому Дофину, и искупивший эту вину вечным заключением. По официальной версии, Вермандуа скончался в юности в 1683 году. Вольтер в своем «Siècle de Louis XIV» (1751) пробудил всеобщий интерес к этой загадочной личности, относительно которой высказывались разные гипотезы.

Некоторые голландские писатели предполагали, что «железная маска» – иностранец, молодой дворянин, камергер королевы Анны Австрийской и настоящий отец Людовика XIV. Достоверные сведения о «железной маске» дал впервые иезуит Гриффэ, бывший 9 лет духовником в Бастилии, в своем «Traité des différentes sortes de preuves qui servent à établir la vérité dans l’Histoire» (1769), где он приводит дневник королевского лейтенанта в Бастилии и список умерших церкви Св. Павла. По этому дневнику, 19 сентября 1698 с острова Святой Маргариты доставлен был в носилках узник, имя которого было неизвестно и лицо которого было постоянно закрыто чёрной бархатной (а не железной) маской.

Этот узник умер, по дневнику, 19 ноября 1703. Вообще Гриффэ склонялся к высказанному в «Mémoires secrets» мнению о личности «железной маски». В седьмом издании «Философского словаря», в статье Анна Австрийская, Вольтер вернулся к истории «железной маски», указав, что он знает больше, чем Гриффэ, но, как француз, должен молчать.
Один современный толкователь Нострадамуса, специалист в области эзотерической нумерологии, предполагает, что между катренами 96 и 95 Центурии I существует – помимо расположения – и некая скрытая связь, которая прослеживается на основании каббалистических доктрин, взаимоотношений между комбинациями букв еврейского алфавита и цифровых манипуляций, известных под названием «каббала девяти палат». Вероятно, религиозный лидер, о котором говорится в катрене 96 Центурии I («разрушитель храмов и сект»), должен быть тем загадочным ребенком, о котором Нострадамус пишет в катрене 95 той же Центурии

«Около монастыря найдут ребенка – одного из двух близнецов,
Происходящего из старинного монашеского рода.
Его слава, влияние на секты и красноречие будут таковы, что все скажут:
Именно этот человек нам нужен.»

Комментаторы XIX столетия – да и некоторые из современных – традиционно связывали этот катрен с личностью французского короля Людовика XIV. Существовала легенда, что он был незаконным сыном кардинала Мазарини и у него был брат-близнец. Чтобы избежать проблемы с престолонаследием, брата Людовика еще в младенчестве заключили в тюрьму, где он в конце концов состарился и умер, причем не произнес за свою жизнь ни одного слова. Этого узника никто не знал, и в историю он вошел под именем Железная Маска. Однако новейшие исследования показали, что старая интерпретация катрена 95 Центурии I неверна, поскольку, хотя человек в железной маске и существовал, братом – близнецом Людовика XIV он не был. Соответственно нет оснований отрицать, что персонаж данного катрена – это ребенок, ставший впоследствии лидером традиционного христианства (см. катрен 96). Впрочем, даже если эта версия окончательно подтвердится, слова о происхождении ребенка из «старинного монашеского рода» не следует понимать в буквальном смысле – возможно, Нострадамус символически характеризовал глубокие религиозные убеждения этого человека.
Близнец или двойник может выступать как близнечный символ, воплощая принцип дуальности всех явлений. Образ двойника предполагает двойственность элементов, сбалансированную симметрию и динамичное равновесие противоположных сил. Двойничество может развиваться по двум линиям – это и раздвоение и удвоение существа. Вера в существование двойников людей и животных свойственна многим культурам. Образ двойника связан обычно с трагической тематикой, поскольку, как и всякая манифестация множественности, удвоение имеет своим атрибутом страдание и зло. Так, например, в германском фольклоре возникает образ доппельгангера (в дословном переводе «призрак-двойник»), встреча с которым сулит смерть человеку, аналогичное представление имеется в шотландском фольклоре. Другой аспект образа связан с фигурой двойника как олицетворения духовного начала, души. Древние египтяне верили, что двойник, ка, это точная копия человека, невидимая обычным людям. Ка есть не только у людей, но и у богов, растений и животных, даже у камней. Двойник божества мог поведать жрецам о прошлом и будущем. Римляне считали, что у каждого человека есть дух-двойник – охранительный гений.


фаворитка и любовница короля Людовика XIV

Версии о личности человека «Железная маска»
Незаконный брат Людовика XIV. Издателем эта статья дополнена примечанием, в котором говорится, что «железная маска» был старший брат Людовика XIV, незаконный сын Анны Австрийской, уверенность которой в бесплодности была опровергнута рождением этого сына; затем она родила Людовика XIV от своего супруга. Людовик XIV, узнав, уже будучи совершеннолетним, об этом брате, велел его заточить. Linguet, в своей «Bastille devoilée», называет отцом железной маски герцога Бекингэма. St. Michel обнародовал книгу, в которой старался доказать тайный брак королевы Анны с Мазарини.
Брат-близнец Людовика XIV. Аббат Суляви, издавший «Mémoires du Maréchal de Richelieu» (Лондон и Париж, 1790), пытался доказать, что «железная маска» был близнец Людовика XIV. Людовик XIII велел тайно воспитать этого принца, чтобы предотвратить те несчастия, которые, по предсказанию, должны были произойти для королевского дома от этого двойного рождения. После смерти Мазарини, Людовик XIV узнал о рождении брата, велел его заточить и, ввиду их поразительного сходства, заставил его носить железную маску. Во время революции это мнение считалось наиболее верным.
Авантюрист Маттиоли. По другим сведениям, пленник с чёрной бархатной маской был записан в списках Бастилии под именем Marchioli. Сенак де Милхан высказал мнение, на основании итальянских документов, что «железная маска» – не кто иной, как Маттиоли, министр Карла-Фердинанда Мантуанского. К этому же мнению присоединился Руа-Фазильяк в своих «Recherches historiques et critiques sur l’homme au masque de fer» (Париж, 1800). Маттиоли обещал Людовику XIV в 1678, что он убедит своего герцога отдать Франции крепость Казале; он получил 100000 скудо и дорогие подарки, но выдал эту тайну Савойе, Испании и Австрии. Чтобы отомстить ему, французское правительство заманило его на свою территорию и заключило его сначала на острове Святой Маргариты, потом в Бастилии.
Другие версии. Юнг (1873) вместе с Ризе («Die eiserne Maske», Грейфсвальд, 1876) утверждает, что «железная маска» был лотарингский дворянин Армуаз, который в 1672 стоял в испанских Нидерландах во главе заговора против Людовика XIV и был захвачен в 1673. Другие, рано отброшенные и явно фантастические, версии отождествляли Железную Маску с Николя Фуке, министром Людовика XIV, умершим в Бастилии, или с англичанином герцогом Монмаутским, который восстал против Якова II и казнён в 1685. Александр Дюма описал «железную маску» в романе Виконт де Бражелон, как предполагаемого брата-близнеца Короля-Солнце Людовика XIV. Его личным тюремщиком был Шарль де Бац, граф Д"Артаньян.


Игорь Меркулов

Кстати, Луиза-Франсуаза де Лабом-Леблан (фр. Louise-Françoise de La Baume Le Blanc, de la Vallière и de Vaujours; 6 августа 1644, Тур – 7 июня 1710) – герцогиня де Лавальер и де Вожур, фаворитка Людовика XIV.
Была фрейлиной принцессы Генриетты Орлеанской. Несмотря на то что она не отличалась красотой и несколько прихрамывала, ей удалось обворожить короля своей миловидностью и приветливым нравом. У нее было от него четверо детей, из которых осталось в живых двое: Мария-Анна де Бурбон, мадмуазель де Блуа (pодилась в 1666) и Людовик, граф Вермандуа (род. в 1667), предполагаемый заключённый «Железная маска».
В дуалистических мифологиях один из близнецов наделяется положительной символикой, а другой – отрицательной, и тогда вместе они символизируют взаимно уравновешивающиеся доброе и злое начала. В таких случае, как правило, вводится мотив соперничества между братьями-близнецами (египетский миф об Осирисе и Сете и славянский миф о Белобоге и Чернобоге). Кроме того, нередко встречается мотив брака близнецов – брата и сестры, символизирующего единение воплощенных в их образах противоположностей (к примеру, брак египетских Осириса и Исиды). Иногда близнецам приписывалось два отца – обычный человек и тотем, в более развитых мифологических традициях – бог; иногда они считались детьми бессмертного отца и смертной матери. Божественные и человеческие характеристики в этом случае, как правило, остаются раздельно выраженными. Так, например, один из близнецов наделяется бессмертием и символизирует вечное духовное начало человека, его душу, тогда как другой близнец смертен и олицетворяет подверженное деструкции телесное начало. Например, в греко-римской мифологии Диоскуры – смертный Кастор и бессмертный Поллукс были сыновьями Леды и, соответственно, царя Тиндарея и Зевса. Существует древний индоевропейский культ близнецов. Характерными его чертами является связь близнечных персонажей с конями (Ашвины – «обладающие конями» – изображались в виде двух коней), с солнцем и со сменой дня и ночи (Диоскуры появляются на небе в виде утренней и вечерней звезды созвездия Близнецов, Ашвины олицетворяют утренние и вечерние сумерки), с чередованием жизни и смерти (Кастор и Поллукс поочередно пребывают в Аиде и на Олимпе).

Катрены, центурии и пророчества Нострадамуса о событиях мировой истории

С. ЦВЕТКОВ.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Цветной офорт Поля Жакоба Ламини (XIX век) изображает штурм Бастилии, где некогда томился узник под именем “Железная Маска”.

Людовик XIV. С его именем многие связывали судьбу несчастного тайного узника Бастилии.

Версальский дворец, построенный по повелению “короля-солнца”, стал резиденцией Людовика XIV, потеснив Лувр.

Мадам де Монтеспан, фаворитка Людовика XIV.

Франсуа Мари Аруэ Вольтер (литография 1736 года с портрета Латура) был “отцом” гипотезы, по которой Железная Маска считался братом Людовика XIV.

Английский король Карл II. Миниатюра 1665 года.

Король Людовик XIV открывает в Париже французскую Академию.

Тайна узника, вошедшего в историю под именем “Железная Маска”, волновала людей не одно столетие. Достоверных сведений о самом необычном узнике Бастилии сохранилось очень немного. Известно, например, что в начале 1679 года в тюрьме Пиньероль содержался заключенный, с которого никогда не снимали черную бархатную маску венецианского образца с железными застежками (затем превращенную легендой в железную). Почтительное обращение с ним заставляет думать о знатном происхождении узника. В тюрьме он сохранял привычки аристократа, носил тонкое белье, любил изысканный стол, музицировал, недурно играя на гитаре.

Через несколько лет комендант крепости Пиньероль Сен-Марс, получив назначение на острова Святой Маргариты, перевез с собой и тайного узника. А 18 сентября 1698 года, опять же вместе с Сен-Марсом, ставшим комендантом Бастилии, неизвестный оказался в ее стенах, которые уже не покидал до самой смерти в 1703 году. В Бастилии ему сначала выделили отдельную комнату, но 6 марта 1701 года он очутился в одном помещении с Домеником Франсуа Тирмоном, обвиненным в колдовстве и растлении молодых девушек; 30 апреля того же года к ним подселили Жана Александра де Рокорвиля, виновного в “произнесении антиправительственных речей”, - и все это по приказу короля. Видимо, со слов этих людей и распространилась затем легенда о Железной Маске. Примечательно, что сам таинственный узник ни словом не обмолвился своим сокамерникам о том, кто он и за какое преступление обречен на вечное инкогнито.

После смерти Железной Маски комнату, в которой он жил, тщательнейшим образом обыскали, стены выскоблили и заново побелили, мебель сожгли, а золотую и серебряную посуду переплавили. Очевидно, власти боялись, что узник где-то мог спрятать какой-нибудь клочок бумаги или нацарапать в укромном месте несколько слов о тайне своего заключения.

В знаменитом узнике видели самых разных лиц. По сути, любая знатная особа, жившая в XVII столетии и о чьей смерти не сохранилось достоверных сведений, немедленно выдвигалась каким-нибудь историком в претенденты на роль Железной Маски. Рассмотрим коротко наиболее популярные версии, в разное время казавшиеся окончательным решением сей исторической загадки.

Первое место, безусловно, принадлежит гипотезе, пытающейся доказать (или, скорее, верящей) в существование у Людовика XIV брата, скрытого из государственных соображений под маской. Отцом ее можно считать Вольтера, который в труде “Век Людовика XIV” (1751) написал: “Железная Маска был брат и, без сомнения, старший брат Людовика XIV...” Своей популярностью гипотеза обязана блестящему перу Дюма-отца - на этом “гвозде” висит сюжет “Виконта де Бражелона”. У профессиональных же историков названная легенда давно потеряла всякое доверие - в XIX веке ее разделял один лишь Жюль Мишле, французский историк, а после него - уже никто. К ее недостаткам относится, прежде всего, отсутствие достоверных письменных свидетельств: все существующие, как выяснилось, являются апокрифами. (Например, знаменитый в свое время рассказ “гувернера Железной Маски”: “Несчастный принц, которого я воспитывал и берег до конца дней моих, родился 5 сентября 1638 года в восемь с половиной часов вечера, во время ужина короля. Брат его, ныне царствующий (Людовик ХIV. - Прим. авт.), родился утром в полдень, во время обеда своего отца” и т.д.). Сей рассказ содержится в так называемых записках маршала Ришелье, изданных неким Сулави, но к которым, однако, сам маршал не имел никакого отношения.

Система доказательств, приводимых в пользу этой версии, является порочной, поскольку нарушает принцип английского философа Уильяма Оккама: “Не следует умножать сущности сверх необходимого”. Иными словами, никто никогда не объяснит загадку Железной Маски существованием брата Людовика XIV, пока не будет доказано, что у последнего действительно был брат. В целом же к этой версии приложимы слова Монтескье: “Есть вещи, о которых говорят все, потому что о них однажды было сказано”.

В период первой Империи возникла разновидность этой версии, согласно которой у Людовика XIII помимо законного наследника - будущего Людовика ХIV - был внебрачный сын, устраненный после смерти отца своим сводным братом. На островах Святой Маргариты, куда его сослали, он якобы сошелся с дочкой тюремщика, которая родила ему сына. Когда позже узника в маске перевезли в Бастилию, его малолетнего сына отправили на Корсику, дав ему фамилию Буонапарте, что означает “с хорошей стороны”, “от хороших родителей”. Сия история должна была доказать, что императорские короны не падают сами собой на головы артиллерийских поручиков.

Перейдем к следующему претенденту - графу Вермандуа, побочному сыну Людовика XIV и мадемуазель де Лавальер.

В 1745 году в Амстердаме вышли “Секретные записки об истории Персии”, в которых под вымышленными (“ персидскими”) именами рассказывалась анекдотическая история французского двора. Между прочим в них говорилось, что у падишаха Ша-аббаса (Людовика XIV) было два сына: законный Седж-Мирза (Людовик, дофин) и незаконный Жиафер (граф Вермандуа). И вот “Жиафер однажды забылся до такой степени, что дал пощечину Седж-Мирзе”. Государственный совет высказался за смертную казнь для Жиафера, нанесшего тяжкое оскорбление принцу крови. Тогда Ша-аббас, нежно любивший Жиафера, послушался совета одного министра: отправил провинившегося сына в армию и объявил о внезапной его смерти в дороге, а на самом деле укрыл в своем замке. Впоследствии Жиафер, сохраняя тайну своего исчезновения, переезжал из крепости в крепость, а когда ему необходимо было повидаться с людьми - надевал маску.

Книга анонимного автора сразу сделалась популярной в Париже, на время затмив остальные гипотезы о Железной Маске. Однако кропотливые исследования показали, что ни один мемуарист эпохи Людовика XIV ни словом не обмолвился об оскорблении, нанесенном дофину графом Вермандуа. Кроме того, официальная дата смерти графа (которая, по данной версии, должна соответствовать дате его исчезновения) - 18 ноября 1683 года - не позволяет ему в 1679 году находиться в Пиньероле в качестве Железной Маски.

Писатель Сен-Фуа видел в Железной Маске герцога Иакова Монмута, сына английского короля Карла II (он вступил на престол после смерти Кромвеля в 1658 году) и куртизанки Люси Вальтерс. Король нежно любил этого сына. Незаконнорожденный принц, воспитанный в протестантстве, жил во дворце, имел пажей и прислугу, во время путешествий его принимали как члена королевской фамилии. Повзрослев, он получил титул герцога Монмута и стал первым человеком при дворе.

У Карла II не было законных детей, а потому наследником престола считался герцог Йоркский, чрезвычайно непопулярный в народе за свою приверженность к католицизму. По стране поползли слухи, что герцог Монмут - не менее законный наследник, чем герцог Йоркский, так как Карл II якобы сочетался тайным браком с Люси Вальтерс и т. п. Герцог Йоркский начал глядеть на Монмута как на опасного соперника, и тому пришлось уехать в Голландию. Здесь он встретил известие о смерти Карла II и о воцарении герцога Йоркского под именем Иакова II.

11 июля 1685 года Монмут в сопровождении 80 человек высадился возле небольшого порта Лима, на дорсетширском берегу. Развернув голубое знамя, он смело вступил в город. Его встречали с восторгом. Со всех сторон к месту его высадки стекались недовольные новым королем, чтобы приветствовать “доброго герцога, герцога-протестанта, законного наследника престола”. Через несколько дней под его началом собралось не менее шести тысяч человек. За армией следовала огромная толпа людей, не имевших оружия.

Однако вслед за первыми успехами потянулась полоса неудач. Лондон не поддержал претендента. Экспедиция в Шотландию провалилась. Аристократия не примкнула к бывшему кумиру. А парламент не провозгласил его королем.

Монмут впал в полное отчаяние. В сражении с королевской армией при Седжемуре он бежал, бросив своих солдат, кричавших ему вслед: “Снарядов, бога ради, снарядов!” Через несколько дней милиция Портмана задержала его близ Рингвуда: Монмут, одетый в лохмотья, сдался без единого слова, дрожа всем телом.

Во время следствия и суда над ним Монмут проявил недостойное малодушие: попросив короля об аудиенции, валялся у него в ногах и целовал руки и колени, умоляя о пощаде... Не лучше повел себя и Иаков II. Согласившись встретиться с пленником, он тем самым подал ему надежду на помилование и по традиции должен был сохранить ему жизнь. Но король требовал смертного приговора, и 16 июля 1685 года Монмут был казнен в Лондоне на глазах у тысяч людей. Палач отрубил ему голову только с четвертого удара, за что едва не был растерзан толпой, боготворившей “доброго герцога-протестанта”.

Сен-Фуа пытался доказать, что одно только королевское происхождение Монмута должно было защитить его от смертной казни и потому герцог на самом деле был отправлен во Францию, а вместо него казнен другой человек. Но как писатель ни старался, его версия осталась самой неубедительной из всех существовавших. Это, конечно, не означает, что она не годится в качестве основы для остросюжетного романа...

Загадочное исчезновение герцога де Бофора дало повод Лагранжу-Шанселю и Лангле-Дюфре-од Лагранжу-Шанселю и Лангле-Дюфренуа создать систему доказательств в пользу его кандидатуры на роль Железной Маски.

Герцог де Бофор приходился внуком Генриху IV и Габриэле д"Эстре. Атлетическое телосложение, выразительные черты лица, неумеренная жестикуляция, привычка подбочениваться, всегда закрученные вверх усы - все это придавало ему весьма вызывающий вид. Не получив никакого образования, он оставался полным невеждой во всех науках, в том числе и в науке светской жизни - двор смеялся над грубостью его манер и языка. А вот армия боготворила его за отчаянную храбрость.

С началом Фронды (движения во Франции против абсолютизма, представляемого правительством кардинала Мазарини) он бросился в нее очертя голову. Но играл в ее событиях довольно жалкую роль, потому что сам хорошенько не знал, за какое дело он, собственно, стоит. Но развязностью поведения и грубой солдатской речью чрезвычайно нравился простонародью, за что и заслужил прозвище “король рынков”.

Как только воцарился Людовик XIV, Бофор стал самым покорным из подданных. В 1669 году его назначили главнокомандующим экспедиционным корпусом, посланным к берегам Кандии, чтобы очистить этот остров от турок. Двадцать два военных линейных корабля и три галеры везли семитысячный десант - цвет французского дворянства (в некотором роде кан-дийская экспедиция представляла собой новый крестовый поход). Кандией когда-то владели венецианцы. К моменту описываемых событий в их руках оставался только крупнейший город острова, который они обороняли против численно превосходящего врага ценой неимоверных усилий. Один бастион был уже взят турками, и горожане со дня на день ожидали падения города и неминуемой резни.

В ночь на 25 июня подошедшая накануне французская эскадра высадила на острове десант. Бофор лично командовал одним из отрядов. Турки не выдержали натиска и обратились в бегство. Но в миг, когда солдаты Бофора уже предвкушали полную победу, взорвался пороховой склад с 25 тысячами фунтов пороха - он уничтожил на месте целый батальон французов. Чудовищный взрыв произвел панику в их рядах - солдатам почудилось, что минирован весь турецкий лагерь. В одну минуту роли переменились: теперь французы сломя голову мчались к берегу, к своим лодкам, а воспрянувшие духом турки наседали на них, не давая опомниться.

Во время бегства о Бофоре все как-то забыли. Некоторые из беглецов потом смутно припоминали, что герцог, верхом на раненой лошади, вроде бы пытался собрать вокруг себя храбрецов, чтобы отразить турецкий натиск. Когда паника улеглась, Бофора хватились, но его не оказалось ни среди спасшихся, ни среди убитых, ни среди раненых, ни среди пленных... Главнокомандующий бесследно исчез.

Вышеназванные авторы - сторонники отождествления герцога де Бофора с Железной Маской - настаивали на том, что его похитил во время всеобщей паники Молеврье, брат Кольбера, враждовавшего с герцогом. Но опубликованная позже переписка Молеврье с братом опровергла этот довод. В первом же письме, отправленном в Версаль после неудачного десанта, Молеврье пишет: “Ничего не может быть плачевнее несчастной судьбы адмирала (Бофора. - Прим. авт.). Будучи обязан в продолжение всего нападения бросаться в разные стороны, чтобы собрать все, что оставалось из наших войск, я положительно у всех спрашивал о Бофоре, и никто ничего не мог мне сказать”. Да и возраст Бофора (он родился в 1616 году) плохо соответствует возрасту Железной Маски (Вольтер говорил, что слышал “от Марсолана, зятя бастильского аптекаря, что последний, за некоторое время до смерти замаскированного узника, слышал от него, что ему было около шестидесяти лет”).

Невозможно даже кратко остановиться на всех версиях, объясняющих личность и преступления Железной Маски. Скажу лишь, что в нем видели незаконнорожденного сына: Кромвеля; Марии-Луизы Орлеанской, первой жены испанского короля Карла II; Марии-Анны Нейбургской, второй жены того же короля; Генриетты Орлеанской и Людовика XIV; ее же и графа де Гиш; Марии-Терезии, супруги Людовика XIV, и негра-служителя, привезенного ею с собой из Испании; Христины, королевы шведской, и ее великого конюшего Мональдеска. Говорили о том, что под маской могла скрываться женщина.

Эти легенды так занимали светское общество, что даже Людовик XIV, Людовик XV и Людовик XVI, по слухам, интересовались Железной Маской и якобы открывали друг другу на смертном одре необыкновенную тайну - на этом настаивал историк Мишле. Герцог Шуазель рассказывал, что на его вопрос, кто скрывался под железной маской, Людовик XV ответил: “Если бы вы узнали его настоящее имя, то очень разочаровались бы, оно вовсе не интересно”. А госпожа Помпадур уверяла, что на аналогичный ее вопрос король сказал: “Это министр итальянского принца”.

Наконец Людовик XVI велел министру Морепа прояснить эту загадку. Проведя расследование, Морепа доложил королю, что Железная Маска - опасный интриган, подданный герцога Мантуанского.

Фундаментальные исследования французских и итальянских историков конца XIX - начала XX века (Тапена, Ф. Брентано, А. Сореля) подтверждают, что Морепа, скорее всего, сказал правду: знаменитым узником был граф Эрколь Антонио Маттеоли, министр Карла IV, герцога Мантуанского.

Карл IV отличался разгульным поведением и совершенным равнодушием к делам государства. Большую часть года он проводил в Венеции, а в Мантуе правили его фавориты. Герцог очень быстро истощил свою казну и свое здоровье, но сохранил неутолимую жажду удовольствий. В поисках денег он готов был продать что угодно.

Аббат Эстрад, тогдашний посол Людовика XIV в Венеции, воспользовался хроническим безденежьем Карла, чтобы оказать своему правительству важную услугу. Он вознамерился заставить герцога продать Людовику город Казале, являвшийся ключом к Верхней Италии. Замысел предприимчивого аббата сулил королю возможность в любое время вмешиваться в итальянские дела и противодействовать аналогичному стремлению Испании и Австрии. Однако скандальную покупку, противоречащую нормам международного права и затрагивающую интересы многих держав, надлежало совершить в строжайшей тайне. Ища посредника для этой сделки среди фаворитов герцога, Эстрад остановился на Маттеоли, как на лице, имеющем наибольшее влияние на Карла.

Маттеоли родился в родовитой и богатой семье Болоньи 1 декабря 1640 года. Уже студентом он получил некоторую известность, удостоившись высшей награды по гражданскому праву, а после окончания учебы - звания профессора Болонского университета. Породнившись с почтенным сенаторским семейством в Болонье, он перебрался в Мантую, где снискал расположение Карла IV, который сделал его сверхкомплектным сенатором, - это звание давало графское достоинство. Чрезвычайно честолюбивый Маттеоли метил на место первого министра. Но для этого он искал случая оказать герцогу какую-нибудь чрезвычайную услугу и с радостью ухватился за предложение Эстрада.

Секретное свидание Эстрада с Карлом было решено устроить в Венеции, во время карнавала, - праздник давал возможность ходить в маске, не привлекая внимания. В полночь 13 марта 1678 года, при выходе из дворца дожей, Эстрад и Карл встретились, как бы случайно, на площади и целый час обсуждали условия договора. Герцог согласился уступить Казале за 100 тысяч экю с тем, чтобы эта сумма была выплачена ему при обмене ратифицированными договорами в два срока, через три месяца каждый. Так эта постыдная сделка состоялась в самом центре Венеции - городе, который издавна славился своими шпионами и правительство которого всеми силами стремилось не допустить французского проникновения в Северную Италию!

Через несколько месяцев Маттеоли, тайно прибывший в Версаль, получил экземпляр договора с подписью короля. Сразу после этого он имел секретную аудиенцию у Людовика и принят был самым благосклонным образом: король подарил ему ценный алмаз и велел выдать 400 двойных луидоров, обещая еще более значительную сумму после ратификации договора со стороны герцога.

Казалось, ничто не могло помешать успешному окончанию переговоров. Однако не прошло и двух месяцев после посещения Маттеоли Версаля, как дворы туринский, мадридский, венский, миланский, Венецианская республика, то есть все, кому было выгодно помешать сделке, узнали в малейших подробностях об условиях договора. Эстрад уведомил Людовика, что имеет несомненные доказательства предательства Маттеоли.

Сейчас уже невозможно с точностью сказать, что явилось причиной такого поступка Маттеоли: корысть или запоздалый патриотизм. Кажется, благополучный исход переговоров сулил ему если не больше выгод, то по крайней мере меньше хлопот.

Людовику пришлось бить отбой в тот момент, когда отряд французских войск во главе с новым комендантом был уже готов вступить в Казале. Помимо понятной досады короля мучила мысль о возможном международном скандале, так как в руках у Маттеоли оставались ратификационные документы с личной подписью Людовика. Чтобы вернуть их, Эстрад предложил захватить Маттеоли. Король ответил в депеше от 28 апреля 1679 года: “Его Величеству угодно, чтобы вы привели свою мысль в исполнение и велели отвезти его тайно в Пиньероль. Туда посылается приказ принять и содержать его так, чтобы никто не знал об этом... Нет никакой надобности уведомлять герцогиню Савойскую об этом приказании Его Величества, но необходимо, чтобы никто не знал, что станется с этим человеком”. В этих словах, полных холодной ненависти к тому, кто чуть было не сделал “короля-солнце” посмешищем всего света, заключена вся дальнейшая судьба Маттеоли - Железной Маски. 2 мая его схватили “без шума” во время встречи с Эстрадом в какой-то деревне под Турином и переправили в Пиньероль.

Бумаг, компрометирующих французское правительство, при нем не оказалось, но под угрозой пытки Маттеоли признался, что отдал их отцу. Его заставили написать своей рукой письмо, по которому агент Эстрада беспрепятственно получил от Маттеоли-старшего эти важные документы, немедленно переправленные в Версаль.

Еще ранее Людовик тайно отозвал войска от границы с Италией, и таким образом все следы скандальной сделки с герцогом Мантуанским исчезли. Оставался Маттеоли, но, как мы видели, король позаботился, чтобы исчез и он.

Эстрад распространил слух, что Маттеоли стал жертвой дорожного происшествия. Карл IV сделал вид, что поверил этому объяснению, поскольку сам хотел поскорее замять постыдную историю. Семья Маттеоли промолчала: его жена ушла в монастырь, отец вскоре умер. Никто из них не сделал ни малейшей попытки разузнать подробнее о его судьбе, словно чувствуя опасность подобных поисков.

Все заботы о сохранении инкогнито Маттеоли были возложены на коменданта тюрьмы Пиньероль Сен-Марса: с этого времени они сделались как бы узниками друг друга.

По меткому замечанию историка Тапена, у заключенных нет истории. Мы знаем только, что Маттеоли после двух неудачных попыток подать о себе весть полностью смирился со своей участью. Тапен в своей книге не обошел вниманием и вопрос о том, откуда взялась пресловутая маска и почему пленника Сен-Марса скрыли под ней.

В XVI-XVII столетиях обычай носить маски был широко распространен среди знати, чему есть много исторических примеров. В мемуарах Жерарда описывается, как Людовик XIII, пришедший на свидание с Марией Манчини, “поцеловал ее через маску”. Герцогиня Монтеспан разрешала своим фрейлинам носить маски - об этом она пишет в своих воспоминаниях. Сен-Симон свидетельствует, что маршальша Клерамбо “на дорогах и в галереях всегда была в черной бархатной маске”. Полицейские отчеты начальника парижской полиции Рейни свидетельствуют о том, что в 1683 году жены банкиров и купцов осмеливались приходить в масках даже в церковь, несмотря на строгое запрещение властей.

Таким образом, необычность случая Железной Маски состоит лишь в том, что маску надели на узника, чему действительно нет ни одного примера в истории французских тюрем. Однако, говорит Тапен, относительно итальянца Маттеоли употребление маски было совершенно естественно. В Италии часто надевали маски на заключенных. Так, в Венеции лица, арестованные инквизицией, препровождались в тюрьму в масках. Маттеоли, сотоварищ увеселений герцога Мантуанского, несомненно, имел при себе маску, под ней он скрывался и во время переговоров с Эстрадом. “Конечно, - пишет Тапен, - она была в числе его вещей, захваченных в 1678 году...”

Вопрос о том, почему на Маттеоли надели маску при перевозе его в Бастилию, решается довольно просто: Маттеоли прожил в Париже несколько месяцев во время своего тайного визита во Францию в 1678 году и, следовательно, мог быть узнан. Кроме того, в 1698 году, то есть когда Сен-Марс привез его с собой в Бастилию, в крепости сидел итальянец, граф Базелли, знакомый со множеством знатных семейств Мантуи и Болоньи и, без сомнения, знавший в лицо Маттеоли. Чтобы сохранить тайну похищения мантуанского сенатора, Сен-Марс воспользовался средством, исключительным для всех, кроме итальянца Маттеоли. Вот почему последний спокойно носил маску, в то время как все видевшие его сгорали от возбуждения и любопытства.

В бастильском гарнизонном журнале есть две записи, относящиеся к Железной Маске. Первая гласит: “Губернатор островов Святой Маргариты Сен-Марс 18 сентября 1698 года вступил в должность коменданта Бастилии и привез с собой неизвестного узника в черной бархатной маске, который еще до прибытия на острова содержался под надзором в крепости Пиньероль”. Вторая запись от 19 ноября 1703 года говорит о том, что в этот день “неожиданно умер неизвестный узник в бархатной маске, которого Сен-Марс всегда возил с собой”.

Сен-Марс занес покойного в списки церкви Святого Павла под именем Мартеоли (так, кстати, часто называл Маттеоли Лувуа в своих депешах Сен-Марсу). Вполне вероятно, что за долгие годы комендант подзабыл имя своего пленника или сделал описку, - в то время часто неправильно писали имена, особенно иностранные.

Литература

Ладусэтт Э. Железная маска (роман). - М., 1992.

Птифис Ж.-К. Железная маска. - М., 2006.

Топен М. Человек в железной маске. - Париж, 1870 (есть дореволюционный перевод и на русский).

Дата рождения загадочного персонажа в железной маске неизвестна. Зато дата смерти зафиксирована точно: скончался он 19 ноября 1703 года. Вообще, история Железной маски начинается в июле 1669 года, когда министр Людовика XIV отправляет письмо начальнику тюрьмы в городе Пинероло с просьбой принять и оказать особое внимание таинственному заключенному в маске.

С тех пор свидетельства о Человеке в железной маске всплывают то в личных письмах, то в философских трактатах. Даже Вольтер не обошел вниманием существование Железной маски и намекнул, что знает о нем куда больше многих, но, как истинный француз, будет молчать. Из этих слов философа как-то само собой следовало, что заточение энигматического пленника связано с государственной тайной.


И правда, зачем так возиться с обычным человеком? Проще же убить, тем более что на дворе XVII век. Но пленника не только не убивали: во всех местах его пребывания, в том числе и в Бастилии, ему создавали максимально комфортные условия существования. Главное неудобство его жизни заключалось (помимо, разумеется, факта заточения) в круглосуточном ношении маски. Хотя тут история слегка сгустила краски: маска была не железной, а из черного бархата. Согласись, материал качественно другой.

Легенда о Человеке в железно-бархатной маске с веками не утихала, но обрастала новыми деталями. Главный вопрос - кем был узник - актуален по сей день. Всего насчитывается не меньше 52 версий. Но мы не будем мучить тебя всеми, познакомим лишь с самыми, на наш взгляд, занимательными.

Таинственная дама

Недаром выражение «шерше ля фам» придумали французы. Вечно им за любой тайной мерещится женщина. Версия возникла, после того как узник (узница) побывал в тюрьме на острове Сент-Маргерит и, вероятно, произвел романтическое впечатление на начальника тюрьмы.

Теория, появившаяся в конце XIX века. Мол, Мольер (пардон за каламбур) так уже надоел власти своими обличительными пьесами, что удобнее всего было засунуть его талант в маску. Хотя у писателя с королем были, строго говоря, культурные отношения: Мольер даже занимал почетную должность постельничего короля.

Больной раком кожи

Версия 1933 года. Ужасный недуг поразил кожные покровы некоего высокопоставленного лица, а потому это лицо пришлось прикрыть маской.

Брат-близнец Людовика XIV

До смерти фактического регента Мазарини юный Король-солнце совершенно не интересовался политикой. Только танцевал, менял наряды и, так сказать, фланировал с дамами. Но на следующий день после смерти кардинала поведение короля кардинально (и снова пардон за каламбур) изменилось: он стал серьезен, озаботился управлением государством. Прямо другой человек! А вдруг это спрятанный сразу после родов брат-близнец нашего короля? Ну точно. Так и есть. А король, поди, сидит теперь в заточении и в маске. Версия снискала популярность благодаря Дюма и фильму 1998 года «Человек в железной маске» с Леонардо Ди Каприо (да, за этот фильм ему «Оскара» тоже не дали).

Чернокожий сын Марии-Терезии

Ребенок, родившийся от несоответствующей никаким нормам приличия связи королевы и ее пажа-негра. Оправдание «ну с кем не бывает» в королевский семьях не работало, и преступный плод любви пришлось заточить навеки.