Методология науки и ее виды. Методология научного исследования

В XXI веке научные познания практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности достигли своего пика. Люди научились познавать окружающий мир не только посредством практических успехов и ошибок, но и в теоретическом плане, путем выработки концепций, знаний и т. д. Подобный успех всех существующих наук возник благодаря дополнительной категории, которая также развивалась на протяжении многих столетий. Ведь ни одна из них не смогла бы «породить» любого рода концепцию, если бы не применяла в процессе теоретического осмысления определенные способы, приемы или методы. Именно благодаря этим трем составляющим в мире появляются новейшие познания в той или иной области, что в конечном итоге приводит к эволюции всего человеческого вида. Таким образом, в статье автор попытается рассмотреть суть такого понятия, как методология, а также его ключевые аспекты.

Понятие методологии

Нужно понимать, что данный термин можно встретить во многих существующих научных отраслях. Понятие методологии настолько многогранно и специфично, что многие ошибочно называют эту категорию отдельной наукой. Подобные выводы являются заблуждением. В этом случае возникает логический вопрос: "Что такое методология?"Для лучшего понимания нужно обратиться к его истории. Сам термин «методология» имеет древнегреческие корни. Слово означало «путь к чему-либо», или же «мысль». В современной трактовке методологией называется учение о способах, методах и приемах исследования научного предмета. Таким образом, мы говорим не об отдельной отрасли, а о совокупности способов для изучения отдельно взятого научного сегмента.

Чтобы полностью разобраться в вопросе о том, что такое метод и методология, нужно полностью рассмотреть суть этого учения. Оно имеет не только своеобразную структуру, но и некоторые видовые ответвления, о чем пойдет речь далее в статье.

Классическая структура учения

Научная методология имеет своеобразную и достаточно сложную структуру, наполненную различными элементами. Все учение состоит из разных теоретических и практических способов осмысления научного предмета. Классическая структура методологии содержит в себе всего два основных элемента. Каждый из них характеризует определенную сторону «разработки» научного предмета. Проще говоря, классическая структура основана на практической и теоретической стороне проявления методологии в виде целостного учения. Отсюда можно выделить следующие элементы:

1. Гносеологию, или же теоретическую часть учения. Её основной целью являются научные концепции, которые возникают лишь при логической разработке предмета. Гносеология отвечает не просто за знания, но и за их переработку с целью «взыскания» рационального зерна. Данный элемент напрямую связан с самой научной отраслью.

2. Второй элемент имеет практическое значение. Тут уже нет специфических теорем и концепций. Основой является алгоритм, совокупность способов достижения практической цели. Именно благодаря второму элементу теоретические знания могут реализоваться в реальном полисе благодаря принципам практического применения, которые появляются в целом комплексе фактических действий.

Однако научная методология также подвержена иным способам структурирования, что говорит о важности данного учения.

Вторичная структура

Помимо представленных элементов, в системе учения выделяют вторичную структуру, которая позволяет более точно увидеть связь методологии с научными отраслями, существующими на сегодняшний день. Условно подобную структуру можно разбить на пять составляющих, а именно:

Методологическое основание, которое, в свою очередь, состоит из ряда самостоятельных наук: психологии, философии, логики, системологии, этики и эстетики.

Второй элемент позволяет увидеть формы и особенности деятельности, а также её нормы и принципы.

Логическая структура построения является третьим элементом. Она включает в себя субъект, объект, предмет, форму и средства реализации.

На определенных этапах фактической реализации методологии этот процесс может быть разделен на фазы, этапы и стадии.

Пятым элементом является технологическая характеристика решения определенных задач.

Учитывая достаточно сложную и разветвленную структуру методологического учения, можно сделать вывод о его перспективах развития в структуре отдельных наук. Все существующие виды учения на сегодняшний день сформированы под влиянием той или иной отрасли. Для полного ответа на вопрос о том, что такое методология, нужно рассмотреть «жизнедеятельность» этого учения в составе конкретных научных знаний.

Методологические направления

Теория и методология - это неразрывно связанные между собой понятия. Однако это учение встречается не только в сугубо научных отраслях. Существует несколько основных направлений развития методологии, среди которых присутствуют практические отрасли деятельности человека, например:

Методология решения задач в сфере информатики.

Методологическая база программирования.

Совокупность методов и способов бизнес-моделирования.

Эти направления показывают, что практический метод и методология в целоммогут быть использованы на практике в полной мере. Более теоретическими направлениями являются научная методология (тема статьи) и биогеоценология (смесь биологии и географии).

Следует помнить, что в стандартном виде научная методология имеет определенные отличительные черты, которые прослеживаются на примерах конкретных отраслей науки.

Методология права

Право является достаточно специфической научной отраслью. Оно изначально сформировалось как основной регулятор общественных отношений. Поэтому право непосредственно влияет на социум. Методология познания права и способы его реализации достаточно разные. В первом случае мы говорим о теоретическом осмыслении правовых концепций, во втором - о фактической реализации подобных концепций в общественной плоскости. Таким образом, методология права отличается двойственностью. Если в иных научных отраслях говорится лишь об абстрактных методах получения знаний, то в праве четко перечислены способы получения «юридических ведомостей». Проще говоря, речь идет о конкретных методах, а именно:

1. Научный метод состоит из основополагающих принципов отрасли или науки вообще. С его помощью появляется возможность намного глубже увидеть суть той или иной проблематики, а также её роль и место в правовом полисе. Чаще всего выделяют общенаучный метод (используется во всех отраслях) и частнонаучный (применим только в праве).

2. Посредством философского метода появляется возможность изучить право на основе существующих идей мировоззрения. Другими словами, происходит осмысление права (вырабатывается правопонимание) посредством критики, сравнения и характеристики его составляющих элементов.

3. Специально-юридический метод существует исключительно в отрасли права. Он представляет собой систему специфических анализ, сравнительно-правовой и т. п.

«Прикладная» методология в праве

Следует отметить, что методология познания не является единой совокупностью способов. Существует также ряд приемов, которые направлены не на познание отрасли, а на её фактическое применение. В данном случае значение метода первостепенное, потому что с его помощью происходит правореализация. Юристами выделено два основных метода:

1. Императивный - веление власти, существующее в источниках права. Субъекты не имеют возможности сами регулировать свое поведение.

2. Диспозитивный - основан на равенстве и независимости сторон, которые имеют возможность самостоятельно принимать решения в рамках правовых норм.

Таким образом, научная методология права существует не только на теоретическом, но и на социальном уровне, что дает возможность всевозможным концепциям реально воплощаться в жизнь. Именно по этой причине право является общественно регулирующей наукой. Совершенно иную методологическую базу можно увидеть в экономике или социологии, потому что сфера действия абсолютно иная. Попытаемся рассмотреть данные отрасли с учетом предмета их изучения.

Процесс познания в экономике

Экономическая методология существенно отличается от правовой прежде всего тем, что в её составе не содержится практических способов реализации. Экономические теории существуют как бы за гранью реальной экономики. Наука координирует данную сферу жизни, но прямо не влияет на неё. Процесс познания в экономических теориях насыщен различными методиками. Причем способы эти используются настолько обширно и глубоко, что посредством нескольких можно полностью разобраться в некоторых проблематиках научной отрасли. При этом экономическая методология направлена исключительно в сторону позитивного исхода. Другими словами, концепции ученых данной отрасли очень часто являются «утопиями», что мешает их применению в реальной жизни.

Экономические виды изучения

Дабы ответить на вопрос, что такое методология в экономической отрасли, необходимо рассмотреть каждый способ изучения в отдельности. Как правило, в науке выделяют методы (способы), возникающие в сравнении с естественными науками, а именно:

Метод дифференциации и выделения экономики как отдельной науки;

Метод определения научной сферы с точки зрения существующих методов;

Способ фундаментального исследования принципов экономических теорий;

Осмысления экономических феноменов для их дальнейшего предвидения;

Метод разработки теоретических знаний при помощи эмпирического и философского подходов;

Математический способ;

Способ соотношения и сравнения экономических явлений;

Исторический метод для изучения становления и появления экономики в целом.

Также методология системы экономики содержит ряд специально-научных методов, используемых исключительно в экономике. Например, посредством экономического моделирования можно достаточно упрощенно и абстрактно представить любое экономическое явление с целью выделения его основных аспектов. Функциональный анализ, в свою очередь, поможет увидеть реальную эффективность свойств того или иного научного аспекта. При экономическом моделировании активно используются графики и диаграммы. С их помощью можно увидеть динамику какого-либо экономического явления в определенном промежутке времени или другой среде, которая представляет научный интерес.

Наиболее рискованным, но в то же время эффективным методом является экономический эксперимент. Он помогает увидеть реальное действие экономического явления, однако предсказать результаты практически невозможно. Таким образом, экономический эксперимент является достаточно опасным методом изучения науки.

Предмет изучаемых знаний в социологии

Если на протяжении всей статьи были рассмотрены методы и способы изучения и практического применения знаний в конкретных сферах, то социологическая наука «прекрасна» тем, что она разрабатывает в большей части теоретические знания. Социальная методология, а точнее, совокупность методов данной отрасли, напрямую зависит от предмета её изучения. Согласно мнению многих ученых, социология - это наука об обществе и процессах, возникающих в нем. Данная дефиниция показывает который фактически является объектом действия её методов.

Отсюда следует, что методология и социальной науки развились вследствие её тесного соотношения с культурологией, психологией, антропологией и иными гуманитарными дисциплинами. Таким образом, предмет является важным аспектом, который предопределил появление целого массива способов получения фундаментальных знаний этой отрасли.

Социологические методы

Как уже было указанно ранее, основой социологической методологии являются направленности. То есть те, при помощи которых разрабатываются теоретические знания. При помощи социологических методов выводятся теоретические и количественные концепции. Каждый из этих видов появляется благодаря использованию отдельно взятых способов изучения. Можно выделить ряд наиболее стандартных, а точнее, популярных методов изучения, используемых на сегодняшний день:

1. Наблюдение - это наиболее классический метод, встречаемый в большом количестве наук. С его помощью можно фиксировать информацию путем визуализации. Существует множество способов наблюдения в зависимости от информированности объекта, цели осуществления метода, ракурса изучения социальной группы и т. п.

2. Что касается эксперимента , то тут информация добывается с помощью введения какого-либо индикатора в определенную среду с целью дальнейшего наблюдения за процессом его изменения. На сегодняшний день эксперимент - это один из наиболее эффективных методов познания в любой существующей науке.

3. Многие социальные явления становятся понятны после проведения опроса отдельно взятой социальной группы. Данная процедура может производиться как в устной, так и в письменной форме. На сегодняшний день опрос является одним из наиболее эффективных способов в науке социологии.

4. Анализ документов - это целая совокупность методов, включающая в себя изучение прессы, картин, печати, СМИ и т. п. Таким образом, методология анализа имеет свою систему, а также позволяет выводить определенные социологические закономерности на основе тенденций, которые царят в обществе в пределах определенных временных рамок.

Заключение

Итак, в статье автор попытался ответить на вопрос, что такое методология. Были представлены различные вариации данного понятия в контексте разных отраслей науки. Следует отметить, что развитие методологии как отдельного дополнительного знания будет влиять на эволюцию способов получения практических и теоретических концепций во всех существующих на сегодняшний день науках.

Методология науки , в традиционном понимании, - это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.

Методология , в прикладном смысле, - это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины: физике, химии, биологии, информатики и других разделах науки.

Методология науки – философско-научная дисциплина учения о системе апробированных принципов, норм и методов научно-познавательной деятельности, о формах, структуре и функциях научного знания.

Методология науки раскрывает природу научного знания через: компоненты научной деятельности (субъект, объект, средства); этапы научного исследования (постановка проблемы, эмпирический этап, описание и объяснение, проверка); уровни научного познания (эмпирическийц, теоетический).

Наиболее существенный вклад в разработку методологии науки внесли Платон, Аристотель, Бэкон, Декарт, Кант, Гегель и другие классики философии. Самостоятельной областью исследований М. н. становится в середине XIX в. Значительное влияние приобретают методологические концепции Поппера, теория научных революций Куна, историческая модель развития научного знания Тулмина, концепция научно-исследовательских программ Лакатоса и т. п. Для этих концепций характерны тесная связь с историей науки и критическое отношение к неопозитивистской модели науки.

В современной М. н. на первый план выдвигаются следующие проблемы: анализ структуры научных теорий и их функций; понятие научного закона; процедуры проверки, подтверждения и опровержения научных теорий, законов и гипотез; методы научного исследования; реконструкция развития научного знания.

Вопросы методологии:

1. Что такое научное знание, в чем его специфика и отличие от ненаучного (всегда есть предмет(объект) познания, направлена на получение нового знания, научное знание – объективно, систематично, проверяемо);

2. Какие исп-ся инструментальные ср-ва (методы, приборы и т.д.);

3. Как знание возникает, откуда происходит, как развивается;

4. Какие факторы влияют на развитие науки познания;

5. Анализ структуры науки знания и их взаимодействия (эмпирическое знание – наблюдения, факты эксперимента; теоретическое – выделение сущности эмпир. знания);

6. Функционирование н. знания.

Методология – особый раздел философии, к-рый рассм-ет методы познания, их специфику, это система принципов, способов и методов постижения истины. Объектом исследования ф. как методологии явл-ся сама наука, формы научного познания. Можно сказать, что ф. – самосознание науки. Предмет философии – анализ научного знания и способов его получения.


В 20 в. возникли проблемы в науке в связи с 1)усложнением объекта изучения, их ненаглядностью, абстрактностью описания; 2) постоянным пересмотром достигнутых знаний. Так возникла необходимость в философско-методологическом анализе, т.е. в обобщенных рекомендациях, к-рые помогали бы ученым в исследованиях, служили им «маяком».

Философия дает ученому исходные гносеологические ориентиры о сущности познавательного процесса, о его формах, уровнях, исходных предпосылках и всеобщих основаниях, об условиях его достоверности и истинности, о социально-историческом контексте познания и т. п.. Следовательно, философия формулирует некие общие принципы, которые другой ученый в явном или неявном виде использует в процессе своего исследования.

Это также значит, что философия есть всеобщая методология и для экономической науки. То есть и для экономики философия задает некоторые общие регулятивные принципы, которые экономическая наука использует в своем повседневном исследовании, хотя в большинстве случаев экономисты даже не знают о том, что эти принципы разработала именно философия.

Общефилософские методы:

Диалектический – метод познания действительности в ее противоречии, целостности и развитии.

Метафизический – рассматривает явления вне их взаимной связи и развития.

Методология - учение о методах и принципах познания. Можно выделить по крайней мере два понимания методологии, развиваемых: 1) как представленное при рефлексии теории познания понимание метода в указанном широком смысле и 2) как учение о системе методов (в узком смысле), посредством которых в рамках той или иной науки в ходе теоретического или теоретико-эмпирического исследования проверяется правдоподобие (или истинность) теории (или теоретической гипотезы).

Таким образом, в методологии психологии должно присутствовать как общефилософское представление о методе и связи его с принципами познания, так и более детально разрабатываемое в методологии науки (или в науковедении) понимание методов как системы исследовательских способов отношения к познаваемой действительности.

Уровни: Методологическое знание состоит из нескольких структурных уровней. Разные авторы по-разному выделяют эти уровни. Так, в работах В.А. Ядова и Г.М. Андреевой выделено три уровня методологического знания:

1) Филосовский

2) Общенаучный

3) Конкретно-научный

У В.Н. Дружинина – пять:

1) Методологический подход

2) Организации иследования

4) Методологический прием

5) Методики

В отечественной психологии довольно широко распространилась структурная модель методологического знания, в которой выделено четыре уровня Динченко и Юдин:

· уровень философской методологии;

· уровень общенаучной методологии;

· уровень конкретно-научной методологии;

· уровень процедур и техник исследования (Садовский В.Н., 1980, Юдин Э.Г., 1978, Зинченко В.П. и Смирнов С.Д., 1983) Хрестомат. 1.2.).

Уровень философской методологии представляет собой философские знания, полученные при помощи методов философии и разрабатываемые обычно профессиональными философами. По мнению Э.Г. Юдина (Зинченко В.П., Смирнов С.Д., 1983), философия выполняет двоякую методологическую роль: «во-первых, осуществляет конструктивную критику научного знания с точки зрения условий и границ его применения, адекватности его методологического фундамента и общих тенденций его развития. Во-вторых, философия дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки – в том числе и методологических результатов – с точки зрения той или иной картины мира». Философская методология, становясь неотъемлемой частью мировоззрения психолога, определяет постановку им исследовательских и практических задач, задает наиболее существенные мировоззренческие предпосылки для видения той реальности, с которой имеет дело ученый или практик, поэтому данный уровень в структуре методологического знания было бы правомерно назвать также философско-мировоззренческим.

Уровень общенаучной методологии, или общенаучных принципов и форм исследования, как отмечают В.П. Зинченко и С.Д. Смирнов, получил развитие лишь в ХХ веке. К нему относятся содержательные научные концепции (например, концепция ноосферы В.И. Вернадского), универсальные концептуальные системы (тектология А.А. Богданова, общая теория систем Л. фон Берталанфи) и некоторые современные общенаучно-методологические подходы (синергетика Г. Хакена, концепция автопоэзиса У. Матураны и Ф. Варелы, теория диссипативных структур И.Р. Пригожина), а также методологические или логико-методологические концепции – структурализм, получивший широкое распространение в антропологии, этнографии и, отчасти, в психологии и психотерапии, системный анализ, логический анализ. Методологию системного проектирования Г.П. Щедровицкого также можно отнести к уровню общенаучной методологии.

Уровень конкретно-научной методологии применим к конкретной науке и специфическим для нее познавательным задачам. Методология этого уровня разрабатывается прежде всего специалистами в данной области знания. На этом уровне методологических исследований философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются применительно к данной науке и той реальности, которую она изучает. Далеко не все создатели значительных психологических теорий проявили себя как методологи психологии. Среди тех, кто оказал огромное влияние на методологию психологической науки и практики, были В. Вундт, З. Фрейд, К. Левин, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Г. Оллпорт, Дж. Келли, а в наше время – Р. Стернберг.

Уровень процедуры и техники исследования связан с исследовательской практикой. Он представляет собой нормы и требования к приемам ведения исследовательской и практической работы. В психологии к нему относятся, например, нормы проведения экспериментально-психологических исследований и классификации видов эксперимента (Готтсданкер Р., 1982, Дружинин В.Н., 2002), требования к разработке психодиагностических методов и их классификации (Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., 1998). Методологические нормы (явно или имплицитно) присутствуют и в практической психологии, однако данная область психологической методологии пока мало разработана.

Вестник Воронежского института МВД России №4 / 2014

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Н.М. Морозова,

доктор философских наук, доцент

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ КАК НАУКА О МЕТОДАХ ПОЗНАНИЯ

METHODOLOGY OF SCIENCE AS A STUDY OF THE SCHOLASTIC

В статье анализируется проблема содержания методологии науки как учения о методах познания. The research paper analyses various aspects of methodology of science as a study of the scholastic attainments.

Проблема содержания методологии науки всегда вызывала множество вопросов в научной среде. Анализ литературы по данной проблематике позволяет констатировать тот факт, что методологию науки, как правило, рассматривают в узком и широком смыслах. В широком смысле методология науки имеет своей целью анализ непосредственного предмета науки, структуры научного знания, его динамики, функционирования, закономерностей и пр. Другими словами, методологию науки в данном случае можно рассматривать, как ни странно это звучит, как теорию самой науки, науку о науке. В таком значении методология науки рассматривает такие важные концептуальные характеристики науки, как осмысление своего собственного бытия, своей системы, законов, категорий, функций. В качестве основных решаемых ею проблем большинство ученых называют следующие: проверяемость научных теорий, соотношение научных теорий и действительности, закономерности формирования научных теорий, природа научного знания, структура научного знания, язык науки, соотношение научного и естественного языков, научный стиль речи и пр. . Эта саморефлексия науки свидетельствует о возрас-

тании роли научного знания в современном мире, о праве научной деятельности на существование в качестве самостоятельной. В принципе можно согласиться с таким пониманием содержания методологии науки. Но, учитывая предельно широкое значение самого понятия, необходимо было бы конкретизировать его статус как, например, «теоретическое осмысление теории», как «научное осмысление науки».

В узком смысле под методологией науки понимают учение о методах познания, методах исследования, методах научной деятельности. При таком подходе многие проблемы оказываются на периферии понятия «методология науки» (учение о категориях и дефинициях в науке, учение о предмете науки, учение о ее системе, законах, построении научного исследования и пр.). Кстати, многие ученые считают, что целесообразнее использовать понятие «методология науки» в данном смысле, то есть как учение о методах, как теорию методов. Почему? Известно, что в классическом понимании в истории и философии науки методология науки всегда трактовалась как учение о методах.

Методы, методология, методика - понятия, с которыми непосредственно связана не только

Философские науки

научная, но и вся организованная человеческая деятельность. И не просто связана, а направлена на развитие различных областей человеческой деятельности. Существует множество определений методов, их классификаций:

«...метод - это обобщенное представление схемы взаимодействия субъекта и объекта (субъекта)», «модель деятельности» ;

«...метод - это система правил и регулятивных принципов, применяемых для решения определенного круга задач, приводящая к достижению заданной цели» ;

В философии методом называется «способ построения и обоснования философского знания».

Определение метода как такового в философской традиции принадлежит, как известно, Р. Декарту: «Под методом же я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное, и, без излишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всякого, что ему доступно...» .

Известный философ Нового времени Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте.

Неоднородный, разноплановый характер научной деятельности предопределяет и разноплановость применяемых методов, что, в свою очередь, составляет методику научной деятельности. Методика является механизмом реализации методов. Именно с помощью конкретных методов решаются задачи реализации научных запросов в интересах науки. Например, субъективный метод ориентирует исследователя на изучение личностных, субъективных форм выражения и существования явлений действительности. Данный метод активно используют в гуманитарном знании. Так, письма, дневники, заметки, анкеты могут служить богатым материалам для научного исследования. Источник анализируемого материала, созданный одним субъектом, становится предметом изучения другого субъекта. Объективный метод научного исследования направлен на изучение внешних, материальных явлений вне их отношения к субъекту: анализ произведений, научных текстов. Кстати, все естественно-научные методы носят объективный характер.

Современный исследователь сегодня активно использует социологический метод, когда какое-либо явление рассматривается как социальный, общественный феномен, социальный институт, форма социальной деятельности.

Нельзя не вспомнить классические эмпирический и теоретический методы, разграничение которых было сделано Гегелем применительно к эстетике. Эмпирический метод ориентирует ученого на

внешнее, фактологическое изучение явлений, на их описание. Противоположный эмпирическому у Гегеля теоретический метод - метод «всецело теоретического размышления». Будучи диалектиком, Гегель глубоко понимал единство этих методов, замечая, что философское исследование «должно содержать в себе опосредованными две вышеуказанные крайности, так как оно объединяет метафизическую всеобщность с определенностью реальной особенности» . Задача выявления общих закономерностей научной деятельности ориентирует ученого на исследование общего, необходимого, существенного, устойчивого, а не единичного, случайного, являющегося.

Не потеряли своей актуальности логический и исторический методы. Данные методы находятся в непосредственной связи. Объективный, реальный мир (реальная научная деятельность, например) представляет собой единство исторического и логического, единство своей истории и логики. Другими словами, в реальном историческом бытии научной деятельности существует объективная логика развития. История научной деятельности - это летопись самоотверженного труда многих поколений ученых, научных школ, это летопись научных открытий, изобретений, принципиально новых идей. Логика научной деятельности - это то общее, закономерное и в генезисе, и в структуре предметной области исследования. Невозможно представить действительность только как хаос, беспорядочность, случайность. Но также невозможно представить действительность как логос, упорядоченность, необходимость. Еще древние греки обращали внимание на единство «хаоса» и «логоса», «безмерного» и «меры», «беспорядка» и «порядка». Рассмотрение действительности в единстве противоположных характеристик есть принцип диалектики. Познать логику научной деятельности - одна из задач методологии науки.

В научной деятельности также актуальны методы абстрагирования и идеализации. Эти методы являются, по мнению ученых, «средствами конструктивизации» объектов познания . Цель обозначенных методов - получение непосредственного объекта научного исследования. Данный объект может быть как абстрактным, так и идеализированным. Но, естественно, они не тождественны ни по характеру мыслительных процедур, ни по характеру получаемого результата. Идеализация как метод конструирования идеализированного объекта исследования происходит через некоторое существенное упрощение предмета, мысленного исключения или допущения опять же некоторых свойств, отношений, чего в реальности априори быть не может. Таким образом возникает идеализированный объект, фиксированный в понятиях, моделях и пр. Аб-

Вестник Воронежского института МВД России №4 / 2014

страктный объект выступает как абстракция процесса, генезиса (развитие научной идеи), структуры (содержание и форма научного исследования). Абстрагирование процесса научной деятельности или структуры научной деятельности основано на отражении и их генетического, и их структурного аспекта.

Методология науки при исследовании закономерностей научной деятельности продуцирует объекты и абстрактные, и идеализированные (научные труды, стиль, метаязык науки, образ науки, научные ценности и пр.). Эти объекты возникают на основе эмпирических объектов, какими являются реальные научные феномены (ученый, диссертация, монография, статья). В результате абстрагирования и идеализации возникают абстрактные и идеализированные научные объекты, которые фиксируются в метаязыке, что дает им возможность войти в содержание методологии науки в качестве «некоторых идеальных теоретических моделей эмпирических объектов» . В истории философии науки научная деятельность представляется несколько идеализированной. На самом деле это деятельность, которой присущи и глубокие разочарования, и случайности, и непонимание, и непризнание и пр.

Как видим, в философии значение методов всегда оценивалось очень высоко. Все концепции упоминаемых в статье авторов объединяет понимание метода как обобщенной модели научной деятельности. Именно с помощью конкретных методов всегда решались и решаются задачи реализации научных запросов в интересах науки. Известно, что наука есть часть духовной жизни общества, совокупность идей, открытий, изобретений, теорий. Каждая область знания обусловливает различное соотношение методов

познания и различные формы, приемы, средства их реализации.

ЛИТЕРАТУРА

  • Акты официального толкования норм права: понятие, признаки, классификация.
  • Акты применения норм права: понятие, классификация, эффектив-ность действия. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов.
  • Амнистия: понятие и признаки. Помилование: понятие, правовые последствия, отличие от амнистии.
  • Анатомия и физиология как науки, их взаимосвязь между ними.
  • Аппарат государства. Понятие органа аппарата государства.
  • В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе.
  • Введение

    ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

    Жить – значит двигаться вперед вместе со временем. Человеческое сознание питается тем, что уже произошло, но работает над тем, что еще предстоит.

    Турстен Хагерстранд, шведский географ.

    Понятие методологии науки

    Рассматривая теоретико-методологические основы и проблемы географиче­ской науки, мы понимаем под теорией науки совокупность знаний об объектив­ном мире, систему идей, которая отражает реальную действительность, раскрыва­ет ту или иную ее сторону. Методология же обычно рассматривается как учение о формах и способах научного познания, своеобразный базис (ядро) науки.

    Поскольку теория и методология неразрывно связаны друг с другом, можно говорить о теоретико-методологических основах и проблемах науки. Очень большое значение имеет изучение теоретико-методологических проблем, «пронизывающих» весь процесс развития науки: вопросы объекта и предмета географии, взаимодействие природного и человеческого элементов, со­отношения пространственного и исторического подходов; целостности географи­ческой науки, протекающих в ней процессов дифференциации и интеграции; положения географии в системе наук, ее структуры как системы естественных и обществен­ных наук, роли в решении глобальных проблем человечества, новых актуальных задач, сопряженных с исследованием фундаментальных проблем территориаль­ной организации общества, взаимодействия человека и природы.

    Остановимся на расширительной трактовке методологии науки – на сущности научного познания.

    Смысл термина «методология» кажется простым, если исходить из того, что он переводится как «учение о методе», и если учитывать, что метод представля­ет собой совокупность приемов для получения знания или достижения опреде­ленной цели. Но это – кажущаяся простота, так как в науке каждый раз новое исследование не начинается с нулевого уровня, а непре­менно опирается на предыдущие, и таким образом, исследования по мере развития науки все больше усложняются. Отсюда – процессы дифференциации и интеграции науки.

    Определение понятия методологии науки не может сво­диться к простому предикату, опирающемуся на смысл слова, и поэтому оправда­нны попытки очень широкого толкования этого понятия: методология науки рас­сматривается как учение о структуре, логической организации, методах и средст­вах научной деятельности.

    В этом предельно широком толковании методологии затронуты почти все проявления знания как феномена мыслительной деятельности. Это и справедливо, так как для получения нового знания и в утилитарно-практической деятельности человек использует все свое знание и, таким образом, учение о методе переходит в учение о знании. Знание же, в свою очередь, является сложным феноменом, свя­занным с не менее сложным явлением – сознанием . Знание есть сердцевина сознания, его ядро и в то же время основа всей практической деятельности человека.

    В процессе познания субъект использует опреде­ленных посредников, которые связывают его с объектом. В донаучном знании эти­ми посредниками служат орудия трудовой деятельности как основные «прибо­ры». В научном знании посредниками между субъектом и объектом выступают многочисленные приборы и их системы, сложнейшие устройства и приемы реги­страции, а также всё предшествующее знание. Использование всего предшест­вующего знания для получения нового знания очевидно, так как любая постановка наблюдения и эксперимента, не говоря уже о рассудочном уровне познания, не может обойтись без предшествующего опыта. Ф. Энгельс писал, что даже са­мый скудоумный эмпирик не может обойтись без взглядов теоретического естест­вознания. В «Диалектике природы» Энгельс приводит такие замечательные слова Гегеля: «Для опыта имеет существенное значение, какой ум приступает к изучению действительности. Великий ум делает великие наблюдения и усматри­вает в пестрой игре явлений то, что имеет значение». С развитием науки арсенал методов обогащается все новыми знаниями об объекте и новый опыт опирается на фундамент всего предшествующего знания. Однако знание не име­ет ни цвета, ни запаха, ни веса – вообще бестелесно и неосязаемо. Чтобы выражать его, хранить и передавать в науке выработаны разные знаково-символические системы, называемые языком науки .

    В качестве резюме можно записать: метод как способ добывания нового знания – это все то, что находится между субъектом и объектом, включая прибо­ры, приемы и теории. Методология как отрасль научного знания рассматривает не только предметный мир, используемый для добычи нового зна­ния, но и приемы, и предшествующие теории, и способы их выражения – языки. Следовательно, методология оказывается всеобщей наукой о знании , которая ох­ватывает его со всех сторон: объекта, отражения и выражения. В системе уровней познания место методологии можно изобразить в схеме: эмпирический – теоретический – методологический – философский. На первом уровне исследуется объект; на втором – формируются понятия, законы и теории об объекте; на третьем – рас­сматривается само знание на основе диалектики субъект-объектных отношений; на четвертом – создается специально-научная картина мира, а также устанавливается место данной науки в системе мыслительной деятельности и ее значение в обществе.

    Эмпирическое тесно связано с предметным миром. Оно является материа­лом знания, а не его итогом. Теоретическое же знание, опираясь на эмпирическое, описывая объект в конкретно-общих категориях науки, объясняет предметный мир, на изучение которого и направлена данная наука. Объяснение, в свою оче­редь, является научной основой его преобразования.

    В процедурном отношении эмпирический уровень знания состоит из на­блюдения и описания фактов, а также из систематизации их и вывода эмпириче­ских зависимостей. Теоретический уровень в процедурном отношении также со­стоит из нескольких подуровней. Систематизации эмпирических зависимостей, из чего уже выводятся законы. Формализации эмпирических законов, которая имеет дело практически уже с идеальными сущностями, оторванными от фактуального базиса. Дедукции из законов новых гипотез, а в науках с развитым математиче­ским и логическим аппаратом – и новых дедуктивных законов.

    Различие между эмпирическим и теоретическим заключается и в объектах исследования. Эмпирическое исследование в естественных наукахимеет дело с предметным миром, который дан в ощущениях, т. е. воспринимается органами чувств. Теоретическое исследование связано с идеальными образами реального мира, од­нако же выраженными в знаках. Теоретические объекты абстрактны в своей ото­рванности от предметного мира, но отражают этот мир глубже и, следовательно, более близки к творческой преобразующей практике человека.

    Методология географии – учение о принципах построения, формах и способах научного познания, ставящего своей целью установление закономерностей пространственно-временного развития природы, населения и хозяйства (природных и социально-экономических геосистем ), рассматривает особенности применения в географических исследованиях общенаучных методов.

    Важнейшей задачей современной географии является сведение общих оснований воедино, в целостную теоретическую конструкцию. Вместе с тем сле­дует помнить, что активные поиски логической базы, выявление аксиом, способствуя ускорению движения науки, сегодня еще не дают возможности пола­гать, что теория географии может быть построена лишь дедуктивным путем, т.е. без опоры на широкий ряд эмпирических обобщений.


    1 | | | |