Назовите позиционные чередования гласных звуков. Понятие о фонетических позиционных чередованиях
Позиционное чередование гласных звуков.
Позиционные чередования согласных звуков.
Позиция - ϶ᴛᴏ место положения звука в слове. Это условие для произнесения того или иного звука.
В русской речи в разных позициях один звук заменяется другим.
Закономерная мена звуков в пределах одной и той же морфемы, вызванная позиционными условиями, принято называть позиционным чередованием : [м /рос ], [м /роз ы].
Мы будем рассматривать позиционные чередования согласных звуков по основным 2 признакам: звонкости-глухости, твердости-мягкости.
1.Мена согласных по признаку звонкости-глухости.
Звонкий согласный меняется на глухой в следующих случаях:
а) в абсолютном конце слова: друг[к], дуб[п];
б) перед глухими согласными: низ кий
Глухой согласный меняется на звонкий перед звонким: просьба [про/з"бъ],
с горы [зг /ры].
2.Мена согласных по признаку твердости-мягкости.
Эта мена в первую очередь происходит по признаку мягкости.
Мена твердого звука на мягкий наблюдается прежде всего внутри слов и обычно встречается в положении зубной согласной перед мягким зубным:
сделать [з"д"э/лът"], гость [го/с"т"], кузня [ку/з"н"ь]
Звук [л] не подлежит этой закономерности: полнеть [п /лн"эт"]
3.Мена свистящих звуков [з][с] перед шипящим на шипящий
сжать [ ат "], сшить [ ыт "].
Уподобление одного звука другому в отношении условий его образования принято называть ассимиляцией.
4.Важно заметить, что для системы согласных звуков русского языка характерно и явление упрощения групп согласных. Такое явление наблюдается в сочетаниях стн, здн, лнц, рдц, нтск, стл, вств: местный [ м"э/сны ], позно, солнце, сердце, гигантский, завистливый, чувство, то непроизносимые согласные.
Οʜᴎ зависят от следующих факторов:
1.от места ударения слов;
2.от положения согласного по отношению к ударному слогу;
3.от твердости-мягкости соседних согласных.
1.Позиционная мена гласных звуков под ударением.
Твердый согласный перед гласными никак на него не влияет: гласный произносится, так же как и после паузы (начало слова).
Сравним: сон – он; шум – ум.
Твердый согласный после гласного тоже не влияет: дар – да.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, у гласных фонем <а, о, э, у> под ударением в начале слова и после твердых согласных сильная позиция. Твердые согласные не влияют на реализацию этих фонем. Исключение составляет <и>. Сильная позиция:
а) после паузы (начало слова);
б) после мягких согласных: ил – пил.
А после твердых согласных <и> реализуется в <ы>: игра - [сы]грать.
Мягкие согласные наоборот, влияют на реализацию фонем <а, о, э, у>.
В сходстве с мягкими согласными каждая из этих фонем реализуется более закрытым и более передним гласным звуком. Язык приподнимается к верху. В этом случае артикуляция (от лат. articulatio – членораздельно выговаривать, работа органов речи, направленная на производство звуков) меняется.
К примеру: [спа‣‣‣т"] – артикуляция в конце звучания [а ‣‣‣ ] сдвинута вперед и вверх;
[сп" ‣‣‣ ат] – артикуляция в начале звучания. Мягкий согласный сильнее всего воздействует на начальную часть гласного;
[с"п" ‣‣‣ а ‣‣‣ / "и ] – спящий. Так воздействуют мягкие согласные на [ . а. ] охватываемый весь процесс артикуляции.
[п /са/ткъ] - [с" ‣‣‣ а/ду]
[па/са ‣‣‣ /д"им] - [с" а ‣‣‣ /д"ьм]
[а]:[а], [ " ‣‣‣ а], [а ‣‣‣ "], [ " ‣‣‣ а ‣‣‣ "]
параллельный тип фонемного ряда, его члены – вариации. Члены этого ряда никогда не могут совпасть с членами другого фонемного ряда.
Такой процесс принято называть аккомодацией (от лат. accomdatio - приспособление). Т.е. - ϶ᴛᴏ приспособление органов речи для произнесения гласного звука в соседстве с мягким согласным. Так гласные [а, о, у, э] после мягких согласных становятся более передними, а на слух выше .
В транскрипции явление аккомодации обозначаем ‣‣‣ У [и] – аккомодацию можно не обозначать, так как он всегда в верхнем подъеме.
2.Позиционная мена гласных звуков в безударном положении.
В безударном положении гласные подвергаются редукции (от лат. reductio – приводить обратно, возвращать; сокращать, уменьшать). Редукция - ϶ᴛᴏ ослабление артикуляции звука и изменение его звучания (сокращение звука по силе и длительности).
Редукция касается в основном гласных звуков в безударном положении.
Позиция под ударением всегда сильная и гласные звуки не подвергаются изменениям.
В слабых позициях гласные верхнего подъема [и][ы][у] подвергаются только количественной редукции , ᴛ.ᴇ. несколько сокращается время их произнесения, но качеством не меняется: сравним дым – дымок – дымовой [ды/мок].
Гласные [а][о][э] подвергаются не только количественной, но и качественной редукции.
Основные позиционные изменения безударных гласных бывают представлены в таблице:
В абсолютном начале слова позиция гласного звука приравнивается к позиции I предударного слога.
травы трава травяной
[тра/вы] [тр /ва] [тръ/в"и э /но‣‣‣]
<а>: [а] - - [ъ]
воды вода водяной
[во/ды] [в да/] [въ/д"и/но]
<о>: [о] - - [ъ]
Это перекрещивающиеся типы фонемного ряда, так как некоторые их звуки совпадают. Члены этих рядов являются вариантами.
шесть шестой на шесть
[шэс"т "] [шы э /сто ] [на/шъс"т"]
<э>: [э] [ы э ] [ъ]
мел мелок меловый
[мэл] [м"и э /лок] [м"ь/л /во ]
<э>: [э] [и э ] [ь]
Исторические чередования звуков.
Кроме позиционного чередования в русском языке наблюдаются чередования исторические (непозиционные, морфологические).
Главное отличие от позиционных чередований состоит в том, что они не обусловлены позицией в слове: но га – нож ной
но сит - вына шивает
позиция гласного одинакова: под ударением
Исторические чередования возникли в процессе развития языка.
1.сон – сна О//Ø в XI – XII веках падение редуцирования
день – дня Э//Ø сънъ – съна дьнь – дьнаı
2.о//а просит – выпрашивает
бер//бир беру - выбираю
стер//стир стерет - стираю
3.б//бл (любить – люблю)
в//вл (ловить – ловлю)
ф//фл (графить – графлю)
4.г//ж нога - ножка
к//ч рука – ручка
5.ст//д вести - веду
ст//т мести - мету
6.д//ж ходить - хожу
с//ш носить - ношу
Тема № 14. Фонология.
План.
1.Понятие о фонеме.
2.Система фонем русского языка.
3.Состав согласных фонем.
4.Состав гласных фонем.
5.Гиперфонема.
6.Фонемная транскрипция.
Позиционное чередование гласных звуков. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Позиционное чередование гласных звуков." 2017, 2018.
Позиционная мена согласных звуков наблюдается по следующим признакам:
1) мена согласных по звонкости – глухости.
Звонкий звук меняется на глухой в следующих случаях:
а) в абсолютном конце слова:
Друга – друг, дубы – дуб
[г] // [к], [б] // [п]
б) перед глухим согласным:
весь – всё, низок – низкий
[в’] // [ф], [з] // [с]
Глухой согласный меняется на звонкий перед звонким:
просить – просьба, с окна – с горы
[с’] // [з’] [с] // [з]
2) мена согласных по твёрдости – мягкости.
Ср.: Мост – мостик, езда – ездить, бант – бантик .
[ст] - [с’т’], [зд] - [з’д’], [нт] - [н’т’] .
3) мена согласных [з], [с] на шипящие перед шипящими звуками [ж], [ш].
Часто эта мена сопровождается меной согласных по звонкости – глухости.
Например: сшить - [шыт’] : [c] [ш] + [ш] = [ш]долгий ,
сжать - [жат’] : [с] [з] [ж] + [ж] = [ж] долгий .
4) Для системы согласных русского языка характерно явление упрощения групп согласных. Так называемые непроизносимые согласные наблюдаются в сочетаниях: стн, здн, лнц, рдц, стл, нтск, вств .
Например: [г’и / га / нск’ иj] .
Таким образом, согласные звуки [д], [т], [л], [в] чередуются с нулём звука – .
РАЗДЕЛ «ГРАФИКА»
Понятие о графике. Развитие письма
Графика – это раздел языкознания, в котором рассматривается отношение букв алфавита к составу фонем. Также этим словом называется совокупность букв или начертаний, которые используются на письме.
Русский литературный язык существует в двух формах: устной и письменной.
Письмо возникло как средство общения, дополнительное к устной речи. Письмо, связанное с использованием начертательных знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом. Оно прошло длительный путь своего развития.
Мы используем звуковое, а точнее фонемное письмо . В нем знаки (буквы) служат для передачи фонем в сильной позиции, а также звуков русской речи.
Перечень всех букв расположен в определенном порядке, который называется алфавитом (от названия греческих букв «альфа» и «вита») или азбукой (от названия первых букв славянского алфавита «аз» и «буки»).
В основе нашего письма лежит кириллица – азбука, созданная в конце IX-X веков византийскими миссионерами Кириллом (Константином) и Мефодием. Составлена была кириллица для перевода греческих церковных книг на старославянский язык (македонский диалект болгарского языка).
На Руси кириллица появилась в конце десятого века в связи с принятием христианства в 988г. В основе её лежал греческий алфавит
За период с 988 года изменились все стороны языка (лексика, фонетика, грамматика). Вместе с языком развивалось и совершенствовалось русское письмо.
До XVI века наше письмо было сплошным - между словами не было пробелов. На конце слов ставились «Ъ» и «Ь».
В развитии графики и орфографии большую роль сыграли реформы Петра I, по инициативе и при участии которого в России была создана Гражданская Азбука (1708-1710гг). Церковный шрифт заменили гражданским: буквы гражданской азбуки, в отличие от кириллицы, были более просты по геометрическим начертаниям и приближены к начертаниям латинского алфавита. Некоторые буквы исчезли из алфавита.
Более чем за 1000 лет в русской азбуке появилось всего три буквы: буква «ё» введена Н.Карамзиным в 1797г., буква «э» узаконена Петром I, но употреблялась в русском письме и ранее, буква «й» введена Академией наук в 1735 г.
С небольшими изменениями эта азбука используется до сих пор.
К концу XIX века был подготовлен проект графической и орфографической реформы, но утвержден он был 10 декабря 1918 года специальным декретом Совета народных комиссаров. Графика была упрощена, из неё устранены буквы: «ять», «и десятеричное», «фита» и другие.
За период с 1918 г. по настоящее время никаких изменений в составе русского алфавита не проводилось.
Состав русского алфавита. Буква и фонема
Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Расположение букв в алфавитном порядке условно, но знание его обязательно, чтобы свободно пользоваться словарями, алфавитными списками и указателями.
Каждая буква имеет своё название, равное одному звуку или двум: а –[а], б - [бэ] и т.д.
Десять букв - гласные, из них буквы а, о, э, и, у, ы – простые (однозначные), буквы е, ё, ю, я – йотированные (двузначные). Двадцать одна буква - согласные. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают. Начертание букв имеет 2 разновидности - печатную и письменную. Каждая различает строчные (малые) буквы и прописные (заглавные), за исключением ь, ъ, ы.
Буква - элемент алфавита, который представляет собой начертание определенной конфигурации, это рисунок, который нельзя произнести.
Кроме букв, в графике используются и небуквенные графические средства : знак ударения, дефис (чёрточка), знаки препинания (правила их употребления относятся к пунктуации), апостроф, знак параграфа, пробелы между словами, частями текста, а также шрифтовые выделения (курсив, жирный шрифт, разрядка и др.), подчёркивание, выделение цветом.
Фонема - это незначимая единица языка, которая в речи реализуется рядом позиционно чередующихся звуков. Основная функция фонемы – различительная. На письме мы обозначаем фонему в сильной позиции. В результате получается, что каждая морфема (значимая часть слова), раз она содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково.
Воды - вода – водяной гриб - грибы
[во/ды] - [в a / да] - [въ / д’ и э / ноj] [г р’ и п ] - [г р’ и / б ы]
<о>: [о] - [ a ] - [ъ] <б>: [п] - [ б]
Чередования звуков речи
Фонетические и исторические чередования.
Чередования гласных звуков:
позиционные чередования гласных (редукция);
комбинаторные чередования гласных (аккомодация).
Чередования согласных звуков:
оглушение согласных;
комбинаторные изменения согласных (ассимиляция).
Исторические чередования гласных и согласных звуков.
Фонетические и исторические чередования
Чередование – это регулярная мена звуков речи в пределах одной морфемы: трава – травка, ухо – уши.
Чередования в русском языке могут быть фонетическими и историческими. Фонетические чередования обусловлены действующими в современном языке фонетическими законами, например, законом оглушения звонких согласных на конце слова: сады – сад. В зависимости от причин, вызвавших мену звуков, фонетические чередования делятся на позиционные и комбинаторные. Позиционные чередования объясняются фонетической позицией – местоположением звука в слове (для гласных – ударная или безударная позиция, для согласных – позиция конца слова). Комбинаторные чередования объясняются влиянием одного звука на другой (снес, сшил, сбил ).
Исторические чередования возникали как фонетические, но фонетические законы, которые их обусловили, перестали действовать в языке, а мена звуков сохранилась: друг –дружный – друзья.
Чередования гласных звуков
Чередования гласных звуков в СРЛЯ могут зависеть от позиции звука по отношению к ударению и от соседства ударного гласного звука с твердым / мягким согласным.
Гласные звуки, находящиеся под ударением, в сильной позиции, т.е. в позиции наибольшего различения дифференциальных признаков, называются гласными полного образования. Они произносятся четко, отчетливо: сад, дом, час, мел. В безударной позиции, которую принято называть слабой, гласные звуки подвергаются изменениям – редуцируются. Редукция (лат. reducire сокращать) – это ослабление гласного звука в безударной позиции, качественное или количественное изменение гласного. Редуцированные (безударные) гласные отличаются от ударных меньшей силой произношения, большей краткостью, менее энергичной артикуляцией.
Качественной редукциии в СРЛЯ подвергаются гласные неверхнего подъема [е, о, а]. Они изменяют свое качество, свои дифференциальные признаки, совпадают в своем звучании с другими звуками в этой же позиции. По отношению к ударению выделяют 2 типа слабых позиций гласных: I позиция – это первый предударный слог или абсолютное начало слова; II позиция – все остальные предударное и заударные слоги. Во II позиции, по сравнению с I, происходит более сильное изменение звука. В результате качественной редукции происходит позиционная мена звуков, образуются пересекающиеся ряды звуков:
[а] [о] (после твердых согласных)
[а] [е] (после мягких согласных)
Сад – сады – садовод
Дом – дома – домовой
Пять – пятак – пятачок
Зелень- зеленый - зеленеть
Количественной редукции в СРЛЯ подвергаются гласные верхнего подъема [и, ы, у]. Они не меняют своих дифференциальных качеств, а становятся более краткими по силе и длительности, менее напряженными. Например, дым – дымок – дымовой, риск – рискнуть – рисковать, пуст – пустой – пустота.
Комбинаторные изменения гласных звуков под воздействием соседних согласных в СРЯ называются аккомодацией (от лат. accommodatio - приспособление). Аккомодация объясняется тем, что органы речи не успевают завершить произнесение одного звука, не успевают возвратиться в исходное положение, как начинают артикуляцию следующего звука. Гласные ударные звуки, оказываясь в соседстве с мягкими согласными, изменяют свою артикуляцию, причем по-разному себя ведут звуки переднего и непереднего ряда.
Гласные непереднего ряда [а,о,у,ы,э] в соседстве с мягкими согласными становятся более передними (продвигаются вперед) в начале, конце или на всем протяжении своего звучания: мат – смят – мать – мять, лук – люк – луки – люки.
Гласные переднего ряда [е,и] подвергаются аккомодации в позиции между двумя мягкими согласными и становятся более узкими, напряженными, закрытыми: спит – пить, пел – пели.
Чередования согласных звуков
Чередования согласных звуков в СРЛЯ могут зависеть от позиции звука в слове и от соседства согласного звука с твердым / мягким согласным или звонким / глухим согласным.
В позиции конца слова в русском языке возможно произнесение только глухих согласных. Если в конце слова оказывается парный звонкий согласный, происходит его оглушение: дуб, сад, плов, воз.
Чередование согласных звуков под влиянием соседних согласных принято называть ассимиляцией (лат. assimilatio - уподобление). В СРЛЯ действует только регрессивная ассимиляция, когда последующий согласный влияет на предшествующий: лодка, гости. Ассимиляция может быть полной (в этом случае ассимилируемый звук полностью совпадает с тем, которому он уподобляется) и неполной (соответственно, изменяется лишь несколько признаков ассимилируемого звука): сшить, разжать, счет. Чаще всего в русском языке наблюдается неполная ассимиляция по одному признаку: глухости / звонкости или (реже, в некоторых случаях) тверрдости / мягкости: лавка, сдать, стихи, здесь. Причем ассимиляция может наблюдаться как внутри одной морфемы, так и на стыке морфем и даже на стыке слов: резчик, к дому, с жаром.
Исторические чередования гласных и согласных звуков
Исторические чередования в СРЛЯ не зависят от фонетических условий (позиции в слове, соседдства с другими звуками), чем и отличаются от фонетических чередований. Например: сброс – сбрасывать, пек – печь.
К историческим чередованиям гласных относятся:
е//о: везу – воз, несу – ноша;
е//ё: крест – перекрёсток;
о//а: поздно – опаздывать;
о,а//нуль звука (беглые гласные): сон – сна, день – дня;
а, я//им, ин, ем, ен, м, н: снять – сниму, сжать – сжимать, сожму;
у,ю//ов,ев: плевать – плюю.
К историческим чередованиям согласных относятся:
к//ч//ц: лик- личико- лицо;
г//ж//з: друг- дружный – друзья;
х//ш: ухо – уши;
ц//ч: отец – отечество;
з//ш, с//ш: возить – вожу, носить – ношу;
т//ч///щ: свет – свеча – освещение;
д//ж//жд: водить – вожу – вождение;
ск//щ: плеск – плещет;
ст//щ: свист – свищет;
д,т//с: веду – вести, мету – мести;
б//бл, п//пл, в//вл, ф//фл,м//мл: любить – люблю, лепить – леплю, ловить – ловлю, ломить – ломлю.
Исторические чередования возникали в разные периоды развития языка, по разным причинам. Знание этих чередований помогает нам установить историческое родство многих слов, котрые в СРЛЯ не являются однокоренными: коса - чесать, плоский – площадь, течет – ток.
Фазы звучания гласного и согласного. Коартикуляция в потоке речи. Привести примеры.
Для образования каждого звука речи необходим комплекс работ органов речи в определенной последовательности, то есть нужна вполне определенная артикуляция. Артикуляцией называется работа органов речи, необходимая для произнесения звуков.
Артикуляция звука речи складывается из набора движений и состояний органов речи - артикуляционного комплекса; поэтому артикуляционная характеристика звука речи оказывается многомерной, охватывая от 3 до 12 различных признаков.
Артикуляторно звук речи может быть представлен как последовательность трёх фаз, т.е. состояний речевого тракта:
Экскурсия (приступ) - переход артикулирующих органов в состояние, необходимое для производства данного звука;
Выдержка - нахождение органов в данном положении,
Рекурсия (отступ) - переход к артикуляции следующего звука или переход к нейтральному положению.
Реально в речевой цепи все три фазы представлены редко, поскольку экскурсия одного звука часто является рекурсией предшествующего, а рекурсия - экскурсией следующего за ним. Фонетические сегменты могут накладываться один на другой. Такое явление – коартикуляция . Например глухой щелевой (s) перед лабиализованной гласной произносится с округленными губами.
Сильные и слабые позиции фонем в потоке речи.
Поток речи – непрерывная работа речевого аппарата, порождаемая непрерывное звучание. С лингвистической точки зрения поток речи – процесс образования обязательных аллофонов фонем.
Сильные позиции фонем по звонкости-глухости:
1. Перед гласным внутри слова
2. Перед сонантом внутри слова
3. Перед /v/, /v’/ внутри слова
Слабые позиции по звонкости-глухости:
1. Перед шумным (внутри слова и на стыке слов)
2. Конец слова перед паузой, гласным, сонантом или /v/, /v’/
Сильные позиции по твердости-мягкости:
1. Конец слова
2. Перед гласными /a/, /o/, /u/, /e/ (позиция согласного перед /е/ признается сильной только сторонниками щербовского подхода к фонеме).
3.Перед твердым согласным
4.Перед мягким негомоорганным переднеязычным согласным
Слабые позиции по твердости-мягкости:
1. Перед /i/ внутри слова
2. Перед /ы/ внутри слова
3. Перед мягким гомоорганным переднеязычным согласным
Понятие чередования. Различия исторических и позиционных чередований.
Морфемы в различных положениях могут иметь различные варианты звучания, например: <штука>-<штучка>.
Варианты морфем, частично различающиеся своим фонемным составом, называются алломорфами. Так алломорфами являются штук- и штуч-. При сравнении фонемного состава алломорфов обнаруживается факт чередования фонем.
NB!: чередований нет у москвичей.
Чередование – фонемное различие алломорфов одной морфемы.
Два типа чередований:
1) исторические
2) позиционные (живые, фонетические)
I. причина возникновения
Исторические чередования возникают из-за истории языка (необъяснимы с синхронической точки зрения), а позиционные возникают из-за действия фонетических законов.
NB! : в момент своего возникновения любое чередование позиционно
II. на письме
Исторические чередования отражаются на письме (творчество – тварь), а позиционные нет из-за морфологического принципа орфографии.
Кроме i//ы *играть-сыграть
III. позиция альтернантов
Историческое: все в сильной позиции; слева – альтернант исторически первичный.
Позиционные: альтернанты находятся в разных по силе позициях; на первом месте – альтернант сильной позиции.
IV. произношение
Для исторических чередований функция отражения произношения вторична, там важна грамматическая функция; а для позиционных чередований произношение первично, но тут тоже есть морфологическая (грамматическая) функция.
V. нахождение
Исторические чередования находятся по большей части в системе глаголов *бегу-бежишь; позиционные чередования – в системе именного словоизменения *рука-руке.
40. Позиционные и исторические чередования гласных.
Чередование – фонемное различие аллофонов одной фонемы.
Типы чередования:
-Историческое.
-Позиционное (у москвичей его нет!) Позиционные чередования очень немногочисленны и строго регулярны, так как исчислимо число фонетических законов.
Исторические чередования возникают из-за истории языка, но на момент возникновения они тоже являются позиционными.
Все чередования гласных :
Аканье : o//a (вода-воды)
Иканье : e//i (леса-леса); a//i (час – часы); o//i (нес-несу)
Ыканье : e//ы (цех-цеха); o//ы (жены – жена)
Комбинации : i//ы (играть-сыграть)
Исторические чередования: напр. тварь-творить, зарянка-зорька, гореть-огарок.
Позиционные и исторические чередования согласных
Все чередования согласных :
1) Позиция звонкость – глухость:
Зв//гл *сказать-сказка
Гл//зв *просить-просьба
2) Позиция твердость – мягкость:
Тв//мяг *рука-руке
Мяг//тв *степь-степной (на самом деле они не позиционные )
3) По месту и способу образования:
*Воза-возчик
4) Чередование с нулем
*Опоздать - поздно
Исторические чередования:
k|č –ruka-ručka. k|č|c – l’ik-l’ico-l’ičnыj. g|ž-nožыn’ka-naga.и т.д.