Общение для слабослышащих. Язык жестов глухонемых

Материал, прежде всего, подготовлен для родителей, которые столкнулись с глухотой своего ребенка. К сожалению, по нашему опыту, а обучать и развивать малыша необходимо – никакая школа не сможет полноценно заменить маму и папу искренне желающего помочь своему чаду.

Сегодня общение лицом к лицу для глухого человека с теми, кто не владеет , достаточно затруднительно. Переводчиков жестового языка не хватает и не всегда есть возможность оперативно получить их помощь. Использовать ручку и бумагу – не удобно: процесс медленный и не у всех нас разборчивый почерк.

Одно из решений задачи общения между глухим и слышащим в России предложил Киряков Василий (отец глухого ребенка Миши) .

Василий разработал программу (комплекс) "Дуэт(Н) - система для глухих", состоящую из двух устройств (смартфона и смартфона или смартфона и планшета) на базе операционной системы Android или iOS. Система для глухих обеспечивает обмен текстовыми сообщениями между устройствами с помощью Bluetooth соединения. При этом на устройстве для слышащего есть возможность набора сообщений голосом (перевод речи в текст) , а глухой человек может очень быстро набирать сообщения с помощью современных клавиатур телефона, что делает общение глухого и слышащего человека удобным. Система не зависит от сетей сотовой связи и мобильного интернета только на Android версии. Для распознавания речи в iOS версии мобильный интернет нужен.

Программа "Дуэт(Н)" предназначена для широкого круга пользователей. Во-первых, это родители глухих детей, которые хотят сформировать знание письменной речи своего ребенка, чтобы впоследствии дать ему возможность развиваться интеллектуально, читать, общаться со слышащими, получать образование и делать карьеру. Во-вторых, для взрослых глухих для общения со слышащими, в случаях отсутствия переводчика жестового языка. "Дуэт(Н)" можно использовать при посещении больниц, магазинов, банков и других необходимых мест. В-третьих, программа полезна для глухих студентов ВУЗов, колледжей и академий, чтобы уточнять у преподавателей непонятные моменты. При помощи программы можно общаться со слышащими коллегами; представителями органов государственной власти; запрашивать и получать необходимую информацию.

В настоящее время по всему миру уже тысячи глухих людей используют систему Кирякова, особенно популярен комплекс в США (обзор). Глухие американцы уже используют прорамму при общении с врачами, социальными службами, на работе, в кафе, при учебе. Комплекс рекомендуют к применению американские службы реабилитации инвалидов по слуху. Многие глухие смогли устроиться на работу и общаются со своими слышащими коллегами. География распространения на сегодняшний день насчитывает более 20 стран, это Великобритания, Германия, Франция, Италия, Австралия и др.

Система эффективна, способствует развития письменной речи у глухого ребенка. Сыну Василия Кирякова 10 лет мальчик закончил третий класс (Центр "Эхо" в Екатеринбурге) .

"Занимаемся мы с помощью телефона и планшета, чтобы развивать навыки письменной речи. Результаты превосходные, учится в школе очень хорошо. Общается с помощью этой же программы со слышащими родственниками. Огромный словарный запас, полностью ориентируется во времени" – рассказывает об успехах своего сына Василий.

"Идеально было бы, если что-то подобное внедряли в наших школах для глухих, потому что когда ребенок печатает слова он их очень хорошо запоминает и потом использует" – считает создатель программы Василий Киряков.

Программа Device-H запатентована в России. Запустили Android версию в 2012 году. Версию для iOS запустили в 2013. Ссылка на версию для iOS. Русских пользователей IOS версии замечено не было, американцы наоборот очень активно ей пользуются.

При относительно высокой цене в 9 долларов для Android версии и 6 долларов для IOS версии спрос стабильно хороший. Развитие приложения – непрерывный процесс, выходят новые модели, необходимо адаптировать программу.

Василий создал для русскоязычных пользователей бесплатную версию для Android .

Бесплатную версия для русскоязычных пользователей iOS

Данный материал носит сугубо ознакомительный характер.

ВОГинфо.ру

Большинство из нас освоили язык на слух и передают свои мысли с помощью речи. Мы воспроизводим в своем уме слова и фразы и произносим их, выражая таким образом то, что хотели сказать. Но как общаются глухонемые?

Глаза вместо ушей

Человеческое желание общаться очень сильное и способно преодолеть любые препятствия. У неслышащих людей функцию изучения языка обычно принимает на себя зрение. Жизнь сводила таких людей вместе, и они сами разрабатывали особый способ общения, известный как жестовый (кинетический) язык. Со временем он обрастал новой лексикой и являл собой целую лингвистическую систему. Конечно же, многие из нас хотя бы раз видели, как общаются глухонемые.

Раньше неслышащим во многих школах запрещали использовать жесты, при этом заставляли их читать по губам, а свои мысли выражать на письме. Но те из них, которые вначале освоили кинетическую речь, легче справлялись с учебой и быстрее научились читать и писать.

А на каком языке думают глухонемые люди? На своем родном — жестовом. Слышащие люди формулируют свои мысли в голове на том же языке, на котором общаются. Так же дело обстоит и с глухими.

Многие ошибочно думают, что неслышащие не могут говорить. Но как правило, звуковой аппарат у них не поврежден, просто он не разработан.

Как общаются язык жестов

Со стороны кажется, что это усовершенствованная пантомима, так как там тоже активно используются мимика, телодвижения и окружающее пространство.

Также его называют языком картинок, потому что некоторые жесты напоминают внешний вид предметов, которые они обозначают (например, чтобы показать слово "дом", две ладони соединяют в виде крыши). Правда, и то, и другое мнение правильно только отчасти. Дело в том, что большинство жестов вообще никак не напоминают те объекты, о которых идет речь. Особенно это касается абстрактных понятий. Например, чтобы сказать "спасибо" на русском жестовом языке, надо сжатым кулаком дотронуться сначала до своего лба, а потом до подбородка.

Разработана также специальная дактильная азбука — система ручных знаков, соответствующих буквам. Если каждое слово передавать с ее помощью, то в таком случае выражение мысли занимает много времени.

Есть такие кинетические языки (кубинский, португальский, испанский), где мимика играет главнейшую роль, она бывает даже слишком выразительна. Обычно это присуще тем народностям, которые сами по себе более эмоциональны по своему психотипу. Но мимика в основном исполняет еще и грамматическую функцию. С ее помощью можно отличить вопрос от повеления, от утверждения.

В географическом отношении ареал использования жестовых и устных языков не всегда совпадает. Русская кинетическая речь распространена на территории Украины, Белоруссии, Израиля. В Пуэрто-Рико глухие общаются с помощью американских жестов, хотя слышащих — испанский.

А как общаются глухонемые из разных стран? Ведь для того, кто владеет британским жестовым языком, американский — то же, что иностранный. Поэтому ученые со всего мира разработали универсальную систему обозначений, в которую входит примерно 1500 понятий.

Кроме лексики каждый кинетический язык имеет свою грамматику. Например, в его американском варианте, равно как и в русском, в начале предложения указывается предмет обсуждения, а затем о нем что-то сообщается. Если в устной речи определение обычно стоит перед подлежащим, то в жестовой все наоборот. Основная черта многих таких языков состоит также в построении событий исключительно в хронологической последовательности.

Понимают ли глухие написанный текст?

Чтение очень тесно связано со слуховой памятью. То есть слышащий ребенок знает звучание фонемы "а", и когда в букваре ему показывают, как она обозначается на письме, ему довольно несложно запомнить эту связь. Глухим же тяжело сопоставить графические изображения со звуками устной речи. Трудность также состоит в том, что в жестовых языках совсем иное построение предложений, там нет падежей и склонений. Но несмотря на такие трудности, большинство неслышащих таки овладевают и могут выражать свои мысли на письме.

Понять мир глухих

Многие ошибочно считают, что неслышащие очень ограничены в приобретении знаний. Но на самом деле не примитивны, а очень богаты. С их помощью можно выразить мысль любой сложности. Поэтому люди, общающиеся на языке жестов, могут освоить все отрасли знаний, без проблем получают высшее образование. Наблюдая за тем, как общаются глухонемые, мы видим, что отсутствие слуха не мешает им заводить друзей, создавать семью, воспитывать детей, словом, вести нормальную жизнь.

Присущи им в той же мере, что и другим людям. Их глубоко задевает, когда их считают ущербными или инвалидами.

А как общаться с глухонемыми людьми? Для полноценного обмена мыслями надо выучить их родной язык — жестовый — или хотя бы дактильную азбуку. Другого способа понять их мышление нет.

Большинство из нас освоили язык на слух и передают свои мысли с помощью речи. Мы воспроизводим в своем уме слова и фразы и произносим их, выражая таким образом то, что хотели сказать. Но как общаются глухонемые?

Глаза вместо ушей

Человеческое желание общаться очень сильное и способно преодолеть любые препятствия. У неслышащих людей функцию изучения языка обычно принимает на себя зрение. Жизнь сводила таких людей вместе, и они сами разрабатывали особый способ общения, известный как жестовый (кинетический) язык. Со временем он обрастал новой лексикой и являл собой целую лингвистическую систему. Конечно же, многие из нас хотя бы раз видели, как общаются глухонемые.

Раньше неслышащим во многих школах запрещали использовать жесты, при этом заставляли их читать по губам, а свои мысли выражать на письме. Но те из них, которые вначале освоили кинетическую речь, легче справлялись с учебой и быстрее научились читать и писать.

А на каком языке думают глухонемые...

0 0

Жизнь человека, имеющего проблемы со слухом, лишена всех тех благ, к которым нормально слышащий человек может приобщиться с легкостью.

Если в газетах и книгах очень сложные слова, а телепередачи без субтитров, то для глухонемого человека восприятие такой информации представляется почти невозможным.

Немало проблем у глухих и в повседневной жизни: при посещении магазинов, аптек, при поездках в общественном транспорте. Даже пользование простым телефоном вызывает серьезные затруднения.

Распространенным для людей с ослабленным слухом является ощущение, что окружающие их не понимают из-за их замедленного восприятия поступающей информации. Вследствие чего инвалиды по слуху достаточно замкнуты. А изоляция от общества ведет к еще более значительным проблемам со стороны психики.

Значение речи и языка для глухонемых

Человеку с нарушенным слухом с самого раннего детства нужно обязательно общаться с нормально слышащими людьми. Если ребенка при общении с...

0 0

1. Настоящие Правила регламентируют отношения между ЗАО «Аргументы и Факты» (далее Издание) и лицом (далее - Пользователь), предоставившим изданию фото, видео материалы (далее – Материалы). 2. Передача Материалов Изданию и размещение их на сайте aif.ru (далее - Сайт) становится возможным для Пользователя после выражения согласия с условиями настоящих Правил и заполнения пунктов в специальной форме. 3. Предоставляя экземпляры Материалов Изданию, каждый Пользователь тем самым: 1. гарантирует, что является автором Материалов и обладателем исключительного права на них, подтверждает, что права на использование Материалов, включая права на воспроизведение, распространение, публичный показ, трансляцию на страницах Издания в социальных сетях, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения, не переданы третьим лицам. 2. дает полное и безотзывное согласие на размещение Материалов на Сайте; 3. соглашается с тем, что он несет полную ответственность в отношении...

0 0

Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)

Особенности общения с теми, у кого нарушен слух

Прежде чем заговорить с человеком, у которо го понижен слух, дайте знак, что вы собираетесь ему что-то сказать. Стоять к нему следует лицом. Благодаря этому он сможет следить за вашей ар тикуляцией и улавливать все согласные звуки. По дойдите, если можно, к человеку...

0 0

При любой инвалидности в дело вступают компенсаторные механизмы: отсутствие или слабость одной функции компенсируется за счет других. Люди с тяжелыми нарушениями слуха пользуются средствами общения, обращенными к зрению. При этом задействован «инструмент», который всегда «при себе» – руки.

Общение глухонемых друг с другом

Глухонемые люди используют два вида знаковых систем – дактильную азбуку и жестовую речь.

Дактильная азбука – это система ручных знаков, соответствующих буквам. Рука, сжатая в кулак, обозначает букву «а», ладонь с выпрямленными сжатыми пальцами и отставленным в сторону большим – «в» и т.д. Такие азбуки различаются от языка к языку. В некоторых странах (например, в Великобритании) дактилируют двумя руками.

Русская дактильная азбука предполагает дактилирование одной рукой (чаще используется правая, но это принципиального значения не имеет). Рука согнута в локте, кисть находится перед грудью.

В жестовой речи жесты обозначают не отдельные...

0 0

Глухота (глухонемота)

Что такое Глухота (глухонемота) -

Глухонемота – это врожденное или приобретенное отсутствие слуха, которое приводит к немоте. Глухота – это первичное нарушение, следствием которого является немота – вторичное нарушение, ведь немота – это не дефект органов речи, а результат отсутствия слуха. Как правило, дети теряют слух до 2-3 лет, что препятствует их обучению говорить. Чтобы у ребенка сформировалась нормальная речь, его слух должен быть неповрежденным. Именно первые три года жизни считается решающими в развитии речи. Потеря слуха по любой причине в этот ответственный период развития приводит к недостаткам речи. В случае, когда ребенок утратил слух в дошкольном возрасте (5-7 лет), то приобретенная речь не теряется, поскольку у него уже закрепились речевые навыки.

Что провоцирует / Причины Глухоты (глухонемоты):

Глухота бывает двух видов: врожденная и приобретенная. При приобретенной форме, часть речи у детей...

0 0

1. В обществознание входят элементы нескольких наук. Изучением общества занимается
география
социология
биология
химия

2. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество составляют люди, проживающие на территории той или иной страны.
Б. Обществом называют всё человечество в целом.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

3. Шестиклассник Андрей по дороге в школу помог перейти улицу пожилому человеку. К какой сфере общественной жизни можно отнести этот поступок Андрея?политической
экономической
социальной
духовной

4. Экономическая (хозяйственная) деятельность людей состоит из
религии, науки, образования,искусства
высшего класса, среднего класса, низшего класса
законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти
производства, обмена, распределения, потребления

5. Выберите из списка...

0 0

В первую очередь нужно отметить, что термин «глухонемой» является некорректным – глухие люди могут говорить голосом, просто предпочитают использовать жестовый язык.

Жестовый язык является национальным – в каждой стране он свой, в России, например, Русский жестовый язык, в Америке – Американский жестовый язык, В Великобритании – Британский жестовый язык. Но есть международный жестовый язык или, так называемый, «жестуно» (англ. International Sign Language, gestuno). Его вряд ли можно рассматривать как полноценный язык, поскольку он не имеет каких-то четких грамматических или лексических правил. На международном жестовом языке глухие общаются как в неформальной обстановке, так и на официальных мероприятиях – например, на Сурдлимпийских играх, молодежных форумах и фестивалях, различных научных конференциях и Всемирных конгрессах по проблемам глухих, в летних лагерях. Международный жестовый язык позволяет общаться между собой глухим представителям разных стран и во время...

0 0

Как общаться с глухими

Жестовая речь, дактильная азбука, чтение с губ и письмо - таковы простейшие способы преодоления помех, создаваемых глухотой. Выбор того или иного способа зависит, как правило, от цели и условий общения.

Мы отмечали, что на улице при встрече с незнакомыми людьми, в магазине, в метро или автобусе чтение речи с губ является единственным средством общения. Но в полутемном зале театра или на собрании, когда расстояние от сцены до глухого зрителя велико, пользоваться этим способом трудно, а иногда невозможно. В таких условиях преимущества на стороне жестовой речи, дополняемой дактильной азбукой. Этот способ общения требует специальных переводчиков. Он остается не-заменимым и, пожалуй, единственным при обучении глухих в техникумах или институтах.

Скорость восприятия и передачи речи у людей с нормальным слухом сравнительно велика. Дикторы радио читают свои тексты со скоростью 700-800 букв в минуту. При средней протяженности слов русского язы-ка семь...

0 0

10

Общение - это важный процесс взаимодействия человека с окружающей средой. Поскольку глухонемые люди не могут общаться на привычном для нас языке, они используют специальное средство общения.

Что такое глухонемой язык?

Язык для глухонемых - искусственно созданный способ общения между членами общества, которые не в состоянии разговаривать и воспринимать речь на слух. Такой способ основывается на языке жестов и имеет глубокие корни.

Краткий экскурс в историю языка жестов

Сегодня остаётся нерешённым вопрос о том, что появилось раньше: звуковая речь или жестикуляция. Хотя многие отсылки указывают на то, что язык жестов использовался раньше, чем звуковая речь. Доказательством этом служат наскальные рисунки и многие другие археологические объекты. Жестикуляция использовалась не только при наличии недостатков речи, но и была основным ритуальным компонентом в некоторых племенах. Например, раньше женщина, которая лишилась мужа, должна была разговаривать...

0 0

11

Сходства и различия вербальной и невербальной коммуникации. Определение понятия глухонемоты и речи. Роль слуха в формировании речи. Жестовый язык, его лингвистика и особенности. Характеристика основных методов и значение обучения глухих устной речи.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»

Язык глухонемых

Выполнили:

Студенты Еловикова А.

Мулобаева Я.

академическая группа

ЛМБА-301, курс 3

Челябинск 2014

Введение Многие годы ученые исследуют сходства и различия вербальной и невербальной коммуникации. Также многие ученые пытаются найти причину возникновения...

0 0

12

Как известно, глухонемые с открытыми глазами ориентируются в пространстве почти как нормальные дети. Мы брали для исследования глухонемых детей с нефункционирующими лабиринтами. Отсутствие функции лабиринтов устанавливалось при помощи пробы Барани. Выбирались глухонемые, у которых не возникали нистагм и другие вестибулярные рефлексы в результате 10- и 20-кратного вращения в течение 20 сек. Для сравнения брали и таких глухонемых, у которых в результате вращения возникал нистагм, чтосвидетельствовало о сохранности лабиринтных рецепторов (Бериташвили и Херхеулидзе, 2).

Исследования показали, что глухонемые с нефункционирующими лабиринтами в возрасте 10-12 лет с завязанными глазами не могут повторить тот путь, по которому их провели один или даже несколько раз. Глухонемой при этом получает массу кожных и проприоцептивных раздражений от шагающих конечностей. Очевидно, эти раздражения у человека не служат для непосредственного создания пространственных отношений, для установления...

0 0

Наш мир разнообразен. Нельзя сказать, что есть люди, которые один в один друга на друга как внешне, так и внутренне похожи. Так, иную вселенную, имеющую свои свойства, населяют и те, которых принято называть глухонемыми людьми. Их восприятие окружающей среды в разы отличается от того, как понимает реальность человек, не имеющих таких физических отклонений.

Но важно отметить, что язык жестов глухонемых имеет такую же многогранность, красочность, как и у здоровой личности. В словаре же насчитывается более 2 000 жестов. А жестовые знаки являют собой целые слова, потому показать да и выучить некоторые из них не составит большого труда.

Невербальный язык жестов

Прежде чем приступить к словарю языка жестов, будет уместно отметить, что одним из неправильных представлений о нем является мнение, что он зависит от словесного языка, которым мы пользуемся каждый день (звуковой и письменный) или же он якобы произошел от последнего, да еще и то, что язык глухонемых был основан слышащим. Мало того принято неверно считать, что жесты немого языка принимаются как дактилирование букв. То есть руками изображаются буквы. Но это не так.

В этом языке дактилология применяется для того, чтобы произнести географические названия, специфические термины и имена собственные. С ее азами ознакомиться очень легко так как существует устоявшийся алфавит. И вы сумеете с легкостью объясниться с глухонемым, произнося слово с помощью жестов по буквам. Язык жестов для глухих в русской дактилологии насчитывает 33 дактильных знака.

Уроки языка жестов

Более детальную информацию о языке глухонемых можно найти в книге Зайцевой Г.Л. «Жестовая речь». Приведем более детальное рассмотрение наиболее распространенных жестов.

Если вы задаетесь вопрос: «Нужно ли мне, здоровому человеку, знать подобный язык?», ответ прост – знаний много не бывает иногда, порою, они бывают невостребованными. Но возможно когда-то, благодаря им, вы сумеете помочь, к примеру, потерявшемуся глухонемому.

Одного какого-нибудь верного способа общения слышащего с глухим не существует. Ведь глухие люди очень разные по своим возможностям и по собственному развитию.

Перечислим возможные способы общения.

Если глухой обращается к слышащему голосом и слышащий вполне понимает его речь, то сам слышащий может тоже отвечать ему голосом, но должен помнить о том, что надо артикулировать сильнее и чётче обычного. Ведь глухой "читает" обращённую к нему речь по губам. Насколько сильнее и чётче? Представьте себе, что Вы, слышащий, разговариваете со слышащим товарищем в вагоне метро, перекрикивая грохот. Какая при этом у Вас была артикуляция (не голос!)? "Повышенная". Вот такая артикуляция и нужна глухому человеку. Не думайте, что глухие всё понимают по губам. Но процент понимания по губам может быть выше, если слышащий постарается артикулировать сильнее и чётче. Именно артикулировать. При этом говорите голосом нормальной громкости, не тихо и не слишком громко.

Обычно слышащие при встрече с глухим начинают кричать ему в ухо, думая что именно ему и требуется звуковое "усиление". Вовсе нет. Нужно прежде всего хорошее артикулирование. И, ясное дело, говорите только тогда, когда глухой на Вас смотрит. Если же что-то хотите ему сказать, привлеките его внимание воздушным "зовом" руки или дотрагиванием до плеча. И говорите только после того, как он обернётся и посмотрит на Вас. Вы должны смотреть друг на друга, и тогда можно говорить с ним.

При этом, в разговоре, желательно выражать эмоциональность (живость) лица и рук. Если Вы говорите "да", то дополняйте слово оживленным кивком головы. По возможности всегда используйте естественные жесты. Что значит "естественные жесты"? Это те жесты, которые Вы показали бы любому слышащему человеку, если сказать голосом невозможно. То есть жесты, которые Вы могли бы использовать (не задумываясь) на каждое сказанное слово. Например, "иди ко мне", "два", "деньги", "не знаю". Какими жестами Вы выразили бы это? Не надо выдумывать целую пантомиму, просто естественно и больше двигайте руками в соответствии со смыслом. Например, "два" - два пальца, "не знаю" - сильнее пожать плечами. В общем, представляйте себе, что перед Вами не глухой, а слышащий собеседник, который вдруг перестал слышать. Используйте жесты, употребляемые в среде слышащих. И обязательно жесты должны быть живыми, эмоциональными, должно быть живое выражение лица (что-то подобное можно наблюдать у представителей южных народов). Иногда слышащим психологически трудно сильнее артикулировать, переключиться на живость в общении, размахивать руками, то есть они неспособны стать актёрами, не умеют "раскрываться", стать "свободными" в эмоциях, освободиться от скованности. Но надо попробовать делать это.

Отметим, что глухой нуждается в чуть большей эмоциональности в движениях рук и лица - но не в чрезмерной! Не перегибайте палку.

Третий способ: переписка. Берёте лист бумаги и пишете глухому.

Эти три способа доступны для применения и не требуют специальных познаний.

А вот четвёртый способ (дактилирование букв) и особенно пятый (жестовый язык) уже требуют специальной подготовки. Если Вы собираетесь длительно общаться с конкретным глухим человеком, то, конечно, желательно научиться жестовому языку.

При общении обратите внимание на то, владеет или нет глухой человек словесной речью. Он владеет словесной речью, если, например, пишет Вам грамотно на бумаге в ходе переписки. Если Вы видите грамотную письменную речь, то с таким глухим намного легче общаться.

Если же глухой обнаруживает при переписке плохое (или совсем плохое) знание словесного языка, то постарайтесь писать простые фразы. И как можно больше используйте естественные жесты.

И шестой способ - общение через переводчика жестового языка (сурдопереводчика) .

Даже если глухой обращается к Вам голосом, и Вы понимаете, о чём он говорит (такое бывает) - тем не менее, используйте первые два способа (говорите нормальным голосом и артикулируйте сильнее, пользуйтесь естественными жестами). Не пытайтесь кричать ему в ухо! А также можно переписываться, по просьбе глухого.

Информация с Сайта Межрегиональной общественной организации «Объединение слабослышащих» -