Обследование слоговой структуры. Обследование состояния слоговой структуры слова Проведение анализа слоговой структуры слова

Елена Козлова
Методики обследования слоговой структуры слова

1. Методика обследования слоговой структуры слов , предложенная Агранович З. Е.

Методика обследования детей 3 лет . Детям предлагается воспроизвести вслед за учителем-логопедом слова , состоящие из 2-х слогов , например, (вата, ива, сова и так далее, из 3-х слогов (кабина, машина, утята и так далее) 1 слога , например, (мак, сок, дым, и так далее) . При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов .

Методика обследования детей 4-5 лет . Детям предлагаются различные типы слов : простые - из открытых слогов без стечения согласных; более сложные - из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова . Речевой материал может быть следующим : снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.

Виды работ должны варьироваться :

Назвать предметные картинки;

Повторить слова за логопедом ;

Ответить на вопросы (Где подстригают волосы) .

После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов , например :

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Кроме того, детям предлагается самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

2. Методика обследования состояния слоговой структуры слов , авторы Бабина Г. В. и Сафонкина Н. Ю.

Методика обследования включает четыре серии заданий. Первая серия состоит из комплекса заданий, направленных на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности (называние предъявляемых картинок, отраженное произношение слов , завершение словосочетаний и предложений ).

Вторая серия включает комплексы заданий, позволяющих определить особенности восприятия ритмических и структурных характеристик слова (на основе предъявления на слух слогов , слов и квазислов .).

Третья – включает комплексы заданий, направленных на выявление состояния сложных параметров двигательных актов – динамического и ритмического (при выполнении серийных движений органов артикуляции, рук и ног) .

Четвертая серия состоит из комплекса заданий, направленных на исследование особенностей оптико-пространственной ориентации (сомато-пространственной и ориентации в трехмерном и двухмерном пространстве.

3. Методика по классификации А . К. Марковой

В процессе обследования ребенку предлагают произнести 14 типов слов с различной слоговой структурой по классификации А . К. Марковой. Виды заданий различны : ответить на вопросы целыми предложениями, повторить фразы с многосложными словами , назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом . Все задания даются в игровой форме с использованием картинок, игрушек.

Традиционно принято обследовать слоговую структуру , начиная с первого класса до четырнадцатого, постепенно усложняя слова .

Словарь :

14 класс – четырехсложные слова со стечениями согласных

(аквариум, земляника, магнитофон, экскаватор) .

13 класс – четырехсложные слова , состоящие из открытых слогов (пуговица, пианино) .

12 класс – двухсложные слова (гнездо, птенцы, свекла) .

11 класс – односложные слова со стечениями согласных в начале или конце слова (гриб, гном, ключ, слон) .

10 класс – трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка, лампочка, хлопушка) .

9 класс – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (вертолет, кузнечик, апельсин) .

8 класс – трехсложные слова со стечением согласных (редиска, капуста, яблоко) .

7 класс – трехсложные слова с закрытым слогом (помидор, огурец, барабан) .

6 класс – двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова (альбом, тетрадь, чеснок) .

5 класс – двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (сосны, ветки, письма) .

4 класс – двухсложные слова , состоящие из одного открытого и одного закрытого слога (петух, веник, банан) .

3 класс – односложные слова , состоящие из закрытого слога (мак, лес, кот) .

2 класс – трехсложные слова , состоящие из открытых слогов (петуха, веника, банана) .

1 класс – двухсложные слова , состоящие из открытых слогов (мака, леса, кота) .

Публикации по теме:

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольников с ОНР I – II уровня одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление.

Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр В методическом пособии изложена система специальных дидактических игр, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова у.

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников ТИПЫ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА. - Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого или нескольких слогов, или слогообразующей.

Формирование слоговой структуры у детей с тяжёлыми нарушениями речи путём наращивания слогов. Работая логопедом много лет, я заметила, что с каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства.

Игра-соревнование «В городе живут слова. Слова-приятели и слова-неприятели» ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «В городе живут слова» Здравствуйте дети! Сегодня у нас пройдет игра-соревнование «В городе живут слова». Всему название.

Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей с таким нарушением, как общее недоразвитие речи, при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, при которой нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.

ОНР у детей дошкольного возраста может проявляться по-разному. При осложненных формах данного нарушения, помимо перечисленных компонентов речи дополнительно нарушается слоговая структура слова. (Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.)

При этом речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова. Эти отклонения носят тот или иной характер изменений правильного слогового звучания и могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:

Сокращение (пропуск) слога – “моток” = “молоток”

Опускание слогообразующей гласной - “пинино” = “пианино”

Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – “команата” = “комната”

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

Перестановка слогов – “деворе” = “дерево”

Перестановка звуков соседних слогов – “гебемот” = “бегемот”

3. Искажение структуры отдельного слога:

Сокращение стечений согласных – “тул” = “стул”

Вставки согласных в слог – “лимонт” = “лимон”

4. Уподобление слогов – “кококосы ” = “абрикосы”

5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение):

- “били…били…билитекарь”+ “библиотекарь”

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими):

- “нананасы”=“ананасы”.

7. Контаминации (смешение слов)

- “в холодильнице”= “в хлебнице и холодильнике”.

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.

Классификация а.К. Марковой,

которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него):

1. Двухсложные слова из открытых слогов.

2. Трехсложные слова из открытых слогов.

3. Односложные слова.

4. Двухсложные слова с закрытым слогом.

5. Двухсложные слова со течением согласных в середине слова.

6. Двухсложные слова из закрытых слогов.

7. Трехсложные слова с закрытым слогом.

8. Трехсложные слова со стечением согласных.

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.

11. Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.

12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

13. Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.

14. Многосложные слова из открытых слогов.

Параличом неправильное произношение слов не ограничивается недостатками звуков. Часто встречается и нарушение слоговой структуры слова, поэтому обследуется умение произносить ребенком слова различной слоговой сложности. Сначала ребенку предлагаются для называния предметные картинки, затем логопед называет слова для отраженного произношения.

Результаты выполнения обоих видов заданий сравниваются, отмечается, что легче випйлнить ребенку. Особо отмечаются слова, которые произносятся без искажения слогового и звукового состава. Важно отметить, состоят ли слова, слоговая структура которых искажается, из усвоенных звуков или неусвоенных, произношение каких слоговых структур у ребенка сформировано, а каких - нет. Составляется протокол обследования.

Протокол обследования слоговой структуры слеша

Вид слоговой структуры

Оптический раздражитель (картинка)

Речевая реакция на оптический раздражитель

Речевая реакция на акустический раздражитель

Примечание

Односложные слова с закрытым слогом

мак
дом
сыр

Двусложные слова из 2 прямых открытых слогов рука
роза
лапа
Двусложные слова с 1 закрытым слогом сахар
диван
забор
Двусложные слова со стечением согласных в середине слова

кукла
марка
утка
арбуз
карман

Односложные слова со стечением согласных в начале слова стол
стул
шкаф
Односложные слова со стечением согласных в коние слова
Двусложные слова со стечением согласных в начале слова
Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова

клумба
клубника
гнездо

Двусложные слова со стечением согласных в коние слова корабль бинокль
Трехсложные слова из 3 открытых слогов панама
канава
малина
Трехсложные слова с последним закрытым слогом

кошелек
пулемет
телефон

Трехсложные слова со стечением согласных конфеты
памятник
винтовка
термометр
тракторист
Четырехсложные слова с открытыми слогами паутина
черепаха
Многосложные слова из сходных звуков клубок
колосок
корзина
картина



Чтобы выявить негрубые нарушения слоговой структуры слова, для повторения предлагаются следующие предложения:

«Петя пьет горькое лекарство»

«На перекрестке стоит милиционер»

«Комонавт управляет космическим кораблем» и др.

ВЫВОДЫ: ОТМЕЧАЕТСЯ ХАРАКТЕР ИСКАЖЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ (СОКРАЩЕНИЕ СЛОГОВ - МОЛОТОК - «МОТОК»; УПРОЩЕНИЕ СЛОГОВ, ОПУСКАНИЕ СЛОГОВ - СТУЛ -«ТУЛЬ»; УПОДОБЛЕНИЕ СЛОГОВ - ТАБУРЕТКА - «ТАТУЕТКА»; ДОБАВЛЕНИЕ ЗВУКОВ, СЛОГОВ - КОМНАТА - «КОМОНАМАТА», СТОЛ - «СЫТОЛ»; ПЕРЕСТАНОВКА СЛОГОВ И ЗВУКОВ - ДЕРЕВО - «ДЕВЕРО»). ПРАКТИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ПЕРЕСТАНОВКА СЛОГОВ ЯВЛЯЕТСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМ ПРИЗНАКОМ СЕНСОРНЫХ НАРУШЕНИЙ.

Нарушения слогомммввой структуры 1. Нарушения количества слогомммвв -Элизия – сокращение (пропуск) слогомммвв: Молоток- «моток» гусеница- «куница» 640× Итерации -увеличение числа слогомммвв за счет добавления слогомммвобразующей гласной: Трава- «трава» 640×48040×480


3. Нарушения последовательности слогомммвв в слове -перестановка слогомммвв в слове: Дерево- «деворе» -перестановка звуков соседних слогомммвв: Бегемот- «бегемот» 4. Искажения структуры отдельного слога -сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый; слог со стечением согласных – в слог без стечения: Капуста- «капута»


Стул- «стул» -вставка согласных в слог: Лимон- «лимонт» 5. Антиципации, т.е уподобления одного слога другому: Капитан- «капитан» Велосипед- «велосипед» 640×48040× ×55600×556




Обследование слогомммввой структуры слов 1. Исследование сформированности слогомммввой структуры слов 1-11 классов (А.К.Марковой) Инструкция: «Повтори слова за логопедом. Назови картинки» 1 класс- двусложнаые слова из открытых слогомммвв: вода, мука, зубы 2 класс- трехсложные слова из открытых слогомммвв: собака, ягода, молоко












Критерии оценки: 4 балла- чётко воспроизводит слогомммввую структуру всех слов; 3 балла- воспроизводит слогомммввую структуру правильно, но напряжённо, замедленно, в словах класс звуко наполняемость нарушается; 2 балла- слова воспроизводятся в замедленном темпе, скандировано, по слогам, хуже по картинкам, чем отражённо; 1 балл- искажается слогомммввая структура по всем классам слов и нарушается звуко наполняемость; 0 баллов- отказ от выполнения задания.




Критерии оценки: 4 балла- слогомммввая структура воспроизводится верно 3 балла- замедленное, скандированное, послогомммввое воспроизведение слов нарушается; 2 балла- искажает слогомммввую структуру при назывании картин; 1 балл- искажает слогомммввую структуру более половины всех слов; 0 баллов- грубо искажает слогомммввую структуру слова как отражённо, таки при самостоятельном назывании по картинке. Отказ от выполнения задания.


3)Исследование возможности повторения ряда слогомммвв: Инструкция: «Повтори за логопедом» 1)па-ту-ко 2) ка-га-да 3) па-по-пу та-пу-бо по-ко-ко бо-бу-ба да-ту-по бу-пу-гу ку-ка-ко 4) та-та- ТА та-ТА-та ТА-та-та Критерии оценки: 4 балла- правильно повторяет все ряды слогомммвв во всех пробах; 3 балла- затрудняется только в 4 пробе; 2 балла- затруднения в 1, 2, 4 пробах; 1 балл- не справляется с пробами, состоящими из трёх слогомммвв, но выполняет 1,2,3 пробу из двух слогомммвв; 0 баллов- не справляется со всеми пробами, отказ от выполнения.


4)Исследование возможности воспроизведения ритмических структур Инструкция: « Послушай как постучу, а теперь повтори за мной удары». !-! !!-!! !-!! !-!-!!! Инструкция: « Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на карточке» Инструкция: « Повтори за мной удары как можно точнее» !-! !-!-! Критерии оценки: 4 балла- точное воспроизведение ритмических структур после первого предъявления; 3 балла- правильное воспроизведение после второго раза; 2 балла- появление ошибок после второго предъявления; 1 балла- ошибочное воспроизведение после третьего предъявления; 0 балла- отказ от выполнения.


5)Исследование возможности воспроизведения ритмического рисунка слова ударами Инструкция: « Скажем вместе слово по частям (по слогам) и отхлопаем каждую часть (слог). Скажи, сколько частей (слогомммвв)?». Инструкция: « Назови картинку, а потом отхлопай слово по частям (слогам)». Слова 1,2 класса. Критерии оценки: 4 балла- ритмическую структуру воспроизводит правильно, правильно производит подсчёт количества частей слова (слогомммвв); 3 балла- воспроизводит ритмическую структуру слов не синхронно с произнесением, подсчёт количества частей осуществляет верно, сопряжённо не воспроизводит ритмическую структуру слов 2 класса; 2 балла- воспроизводит ритмическую структуру только слов 1 класса; 1 балл- количество ударов не соответствует количеству слогомммвв; 0 баллов- не воспроизводит ритмический рисунок слова после многократных попыток.


6)Исследование возможности произнесения предложений со словами сложной слогомммввой структуры: 1)Инструкция: « Повтори за логопедом предложения» Экскурсовод проводит экскурсию. Водопроводчик чинит водопровод. Весело журчат весенние ручьи. Строители работают на строительстве высотного дома. Волосы подстригают в парикмахерской. 2) Инструкция: «Послушай и ответь на вопросы» Что жарят на сковороде? (котлеты) Как называется водный дом для рыб?(аквариум) Критерии оценки: 4 балла- слогомммввая структура слов в предложении воспроизводится правильно; 3 балла- замедленное послогомммввое воспроизведение слогомммввой структуры слова; 2 балла- искажает слогомммввую структуру в 2-3 предложениях после двукратного повторения; 1 балл- искажает слогомммввую структуру в 4-5 предложениях после двух- трёхкратного повторения; 0 баллов- во всех ответах допускает грубые искажения.


Типы слогомммввой структуры слов (классификация по А.К.Марковой) 1 Двусложные слова из открытых слогомммвв 2 Трёхсложные слова из открытых слогомммв 3 Односложные слов 4 Двусложные слова с одним закрытым слогомммв 5 Двусложные слова со стечением согласных в середин 6 Двусложные слова с закрытым слогомммвм и стечением согласны 7 Трёхсложные слова с закрытым слогомммв 8 Трёхсложные слова со стечением согласных в середин 9 Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогомммв 10 Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных 11 Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова 12 Двусложные слова со стечением согласных в начале или конце слова 13 Двусложные слова с двумя стечениями согласных 14 Четырёхсложные слова из открытых слогомммвв 15 Четырёхсложные слова со стечением согласных 16 Трёхсложные слова со стечением согласных в начале слов 17 Двусложные слова со стечением из трёх согласных 18 Трёхсложные слова со стечением из трёх согласных 19 Пятисложные слова 10 Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных


Формирование слогомммввой структуры 1) Подготовительный период (формирование предпосылок развития слогомммввой структуры слова); 2) Отработка слогомммввой структуры слова на уровне звуков; 3) Отработка слогомммввой структуры слова на уровне слогомммвв; 4) Отработка слогомммввой структуры слова на уровне слов; 5) Отработка слогомммввой структуры слова на уровне предложений; 6) Отработка слогомммввой структуры слова на уровне текста.

Обследование слоговой структуры слова по З.Е. Агранович. Варианты нарушений слоговой структуры слова.


Методика обследования

Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством и типами слогов. Предлагается отраженное и самостоятельное называние картинок.
Для обследования детей 3 лет предлагаются 1, 2 и 3 – сложные слова. Детям более старшего возраста предлагают различные типы слов, в том числе со стечением согласных и гласных в разных позиция слова. В случае выявления нарушений ребенка просят: повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных (па-ту-ко); из разных согласных, но одинаковых гласных (па-та-ка); из разных гласных, но одинаковых согласных (па-по-пы); из одинаковых гласных и согласных, но с разным ударением. А также ребенка просят отстучать ритмический рисунок слова.
После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов: Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в парикмахерской. Детям школьного возраста предлагается чтение слов сложной слоговой структуры, чтение скороговорок; списывание сложных слов и предложений, запись сложных слов и предложений под диктовку.

Нарушения слоговой структуры слова

Пропуски звуков в слогах часто обусловлены структурой слога, при стечениях согласных одна из них чаще опускается. В сложных по слоговой структуре словах часто отмечаются замены, пропуски и перестановки звуков, более выражена аппроксимация, причем чем длиннее слово, тем больше вероятности появления в нем фонематических нарушений [Ковшиков В.А., 2001].

Вид нарушения слоговой структуры

Пример

Нарушение количества слогов

1. Сокращение (пропуск) слога:

«моток» = «молоток», «вадос» = «водолаз».

2. Опускание слогообразующей гласной:

«пинино» = «пианино»,

«прасоник» = «поросёнок».

3. Увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных:

«команата» = «комната», «дупело» = «дупло».

Нарушение последовательности слогов в слове

1. Перестановка слогов:

«деворе» = «дерево», «чимхистка» = «химчистка».

2. Перестановка звуков соседних слогов:

«гебемот» = «бегемот».

Искажение структуры отдельного слога

1. Сокращение стечений согласных:

«тул» = «стул».

2. Вставки согласных в слог:

«лимонт» = «лимон».

3. Уподоблениеслогов:

«кококосы» = «абрикосы», «мимидор» = «помидор».

4. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение)

«били…били…билитекарь» = «библиотекарь», «вввво…вововодичка» = «водичка».

5. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими):

«нананасы» = «ананасы».

6. Контаминации (смешение слов):

«в холодильнице» = «в хлебнице и холодильнике», «персин» - персик и апельсин, «деволяет» - девочка гуляет).


А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова у детей с алалией:
  • Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого слога или нескольких слогов, или слогообразующей гласной (например, «весипед» или «сипед» вместо «велосипед», «прасоник» вместо «поросенок»).
  • Инертное застревание на каком - либо слоге (например, «вввво-дичка» или «ва-ва-водичка»). Особенно опасна персеверация первого слога, поскольку может перерасти в заикани Уподобление одного слога другому (например, «мимидор» вместо «помидор»)
  • Добавление лишней слогообразующей гласной на стыке согласных, за счет чего увеличивается количество слогов (например, «дупело» вместо «дупло»).
  • Слияние частей слов или слов в одно (например, «персин» - персик и апельсин, «деволяет» - девочка гуляет.