Оноре де бальзак гобсек содержание. Бальзак "Гобсек": подробный анализ повести и главного героя

Историю ростовщика Гобсека стряпчий Дервиль рассказывает в салоне виконтессы де Гранлье - одной из самых знатных и богатых дам в аристократическом Сен-Жерменском предместье. Как-то раз зимой 1829/30 г. у неё засиделись два гостя: молодой красивый граф Эрнест де Ресто и Дервиль, которого принимают запросто лишь потому, что он помог хозяйке дома вернуть имущество, конфискованное во время Революции.

Когда Эрнест уходит, виконтесса выговаривает дочери Камилле: не следует столь откровенно выказывать расположение милому графу, ибо ни одно порядочное семейство не согласится породниться с ним из-за его матери. Хотя сейчас она ведёт себя безупречно, но в молодости вызвала много пересудов. Вдобавок, она низкого происхождения - её отцом был хлеботорговец Горио. Но хуже всего то, что она промотала состояние на любовника, оставив детей без гроша. Граф Эрнест де Ресто беден, а потому не пара Камилле де Гранлье.

Дервиль, симпатизирующий влюблённым, вмешивается в разговор, желая объяснить виконтессе истинное положение дел. Начинает он издалека: в студенческие годы ему пришлось жить в дешёвом пансионе - там он и познакомился с Гобсеком. Уже тогда это был глубокий старик весьма примечательной внешности - с «лунным ликом», жёлтыми, как у хорька, глазами, острым длинным носом и тонкими губами. Жертвы его порой выходили из себя, плакали или угрожали, но сам ростовщик всегда сохранял хладнокровие - это был «человек-вексель», «золотой истукан». Из всех соседей он поддерживал отношения только с Дервилем, которому однажды раскрыл механизм своей власти над людьми - миром правит золото, а золотом владеет ростовщик. В назидание он рассказывает о том, как взыскивал долг с одной знатной дамы - страшась разоблачения, эта графиня без колебаний вручила ему бриллиант, ибо деньги по её векселю получил любовник. Гобсек угадал будущность графини по лицу белокурого красавчика - этот щёголь, мот и игрок способен разорить всю семью.

Окончив курс права, Дервиль получил должность старшего клерка в конторе стряпчего. Зимой 1818/19 г. тот был вынужден продать свой патент - и запросил за него сто пятьдесят тысяч франков. Гобсек ссудил молодого соседа деньгами, взяв с него «по дружбе» только тринадцать процентов - обычно он брал не меньше пятидесяти. Ценой упорной работы Дервилю удалось за пять лет расквитаться с долгом.

Однажды блестящий денди граф Максим де Трай упросил Дервиля свести его с Гобсеком, но ростовщик наотрез отказался дать ссуду человеку, у которого долгов на триста тысяч, а за душой ни сантима. В этот момент к дому подъехал экипаж, граф де Трай бросился к выходу и вернулся с необыкновенно красивой дамой - по описанию Дервиль сразу узнал в ней ту графиню, что выдала вексель четыре года назад. На сей раз она отдала в заклад великолепные бриллианты. Дервиль пытался воспрепятствовать сделке, однако стоило Максиму намекнуть, что он собирается свести счёты с жизнью, как несчастная женщина согласилась на кабальные условия ссуды.

После ухода любовников к Гобсеку ворвался муж графини с требованием вернуть заклад - его жена не имела права распоряжаться фамильными драгоценностями. Дервилю удалось уладить дело миром, и благодарный ростовщик дал графу совет: передать надёжному другу всё своё имущество путём фиктивной продажной сделки - это единственный способ спасти от разорения хотя бы детей. Через несколько дней граф пришёл к Дервилю, чтобы узнать, какого тот мнения о Гобсеке. Стряпчий ответил, что в случае безвременной кончины не побоялся бы сделать Гобсека опекуном своих детей, ибо в этом скряге и философе живут два существа - подлое и возвышенное. Граф тут же принял решение передать Гобсеку все права на имущество, желая уберечь его от жены и её алчного любовника.

Воспользовавшись паузой в разговоре, виконтесса отсылает дочь спать - добродетельной девушке незачем знать, до какого падения может дойти женщина, преступившая известные границы. После ухода Камиллы имена скрывать уже незачем - в рассказе идёт речь о графине де Ресто. Дервиль, так и не получив встречной расписки о фиктивности сделки, узнает, что граф де Ресто тяжело болен. Графиня, чувствуя подвох, делает все, чтобы не допустить стряпчего к мужу. Развязка наступает в декабре 1824 г. К этому моменту графиня уже убедилась в подлости Максима де Трай и порвала с ним. Она столь ревностно ухаживает за умирающим мужем, что многие склонны простить ей прежние грехи, - на самом же деле она, как хищный зверь, подстерегает свою добычу. Граф, не в силах добиться встречи с Дервилем, хочет передать документы старшему сыну - но жена отрезает ему и этот путь, пытаясь лаской воздействовать на мальчика. В последней страшной сцене графиня молит о прощении, но граф остаётся непреклонен. В ту же ночь он умирает, а на следующий день в дом являются Гобсек и Дервиль. Их глазам предстаёт жуткое зрелище: в поисках завещания графиня учинила настоящий разгром в кабинете, не стыдясь даже мёртвого. Заслышав шаги чужих людей, она бросает в огонь бумаги, адресованные Дервилю, - имущество графа тем самым безраздельно переходит во владение Гобсека.

Ростовщик сдал внаймы особняк, а лето стал проводить по-барски - в своих новых поместьях. На все мольбы Дервиля сжалиться над раскаявшейся графиней и её детьми он отвечал, что несчастье - лучший учитель. Пусть Эрнест де Ресто познает цену людям и деньгам - вот тогда можно будет вернуть ему состояние. Узнав о любви Эрнеста и Камиллы, Дервиль ещё раз отправился к Гобсеку и застал старика при смерти. Все своё богатство старый скряга завещал правнучке сестры - публичной девке по прозвищу «Огонёк». Своему душеприказчику Дервилю он поручил распорядиться накопленными съестными припасами - и стряпчий действительно обнаружил огромные запасы протухшего паштета, заплесневелой рыбы, сгнившего кофе. К концу жизни скупость Гобсека обратилась в манию - он ничего не продавал, боясь продешевить. В заключение Дервиль сообщает, что Эрнест де Ресто в скором времени обретёт утраченное состояние. Виконтесса отвечает, что молодому графу надо быть очень богатым - только в этом случае он может жениться на мадемуазель де Гранлье. Впрочем, Камилла вовсе не обязана встречаться со свекровью, хотя на рауты графине вход не заказан - ведь принимали же её в доме госпожи де Босеан.

Пересказала

Год: 1830 Жанр: повесть

Гобсек – это слово, которое означает человека, только и думающего о деньгах. Гобсек – по-другому, это человек, который дает деньги в долг под большие проценты. Это – ростовщик, который не знает жалости, когда дело касается денег. Именно такие люди часто вызывают негатив, неприязнь, ведь их трудно понять, с ними трудно иметь дружеские отношения, кроме деловых и каких-либо выгодных сделок.

Эрнст – это имя молодого человека, который вызывает искренние чувства у одной молодой леди, которая является красивой и богатой наследницей. А ее мать – сама виконтесса, которая достаточна разумна, а потому не странно, что она противится влюбленным. Тем более, что одна из влюбленных – ее дочь. Все потому, что Эрнст – молодой, красивый, но вместе с тем – бедный.

Он вхож в аристократическое общество, и сам аристократ, но обедневший. Так как его мать – была в молодости очень легкомысленна, и получилось так, что она заложила все свое состояние из-за того, что у нее был молодой любовник. Она тратила деньги на ветер, а потому теперь у ее сына – не слишком хорошая репутация. При этом разговоре присутствует Дервиль, адвокат, который пользуется уважением виконтессы, а потому является другом семьи. Он вмешивается в разговор, и рассказывает очень интересную историю, которая касается матери молодого человека Эрнста.

Дервиль, когда жил в пансионе дешевом, будучи студентом, познакомился там с непредсказуемым человеком, которого звали Гобсек. Этот человек был ростовщик. Это был старик, внешность которого была какая-то желтая, нос – длинный, тонкие губы. Это был человек-вексель, он был холоден и равнодушен к бедам других. Он был необыкновенно богат, но его ненавидели все, кто у него занимал. Однажды, Гобсек, который из всех соседей общался только нормально с Дервилем, рассказал ему о графине. Она пришла занимать деньги, чтобы давать их своему молодому красивому любовнику, который еще тот был мот и транжира. В закладную Гобсеку она вручила бриллиант невиданной красоты. Так получилось, что графиня все последующие годы тратила деньги и драгоценности мужа.

Однажды, муж ворвался к Гобсеку, требуя, чтобы тот возвратил драгоценности, так как он не имеет права брать их. Но все вышло по-другому. Гобсек посоветовал ему отдать все права на владения домом и деньгами после смерти его, графа, - Гобсеку, чтобы жена не смела тратить деньги.

Картинка или рисунок Бальзак - Гобсек

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Городок в табакерке Одоевский

    История начинается с того, что отец показывает своему сыну Мише красивую музыкальную табакерку, в которой выстроен целый миниатюрный городок. Миша долго любуется подарком и очень хочет попасть в этот цветной и яркий мир

  • Краткое содержание Шелли - Освобождённый Прометей

    События происходят в горах Кавказ, там в ущелье - Прометей. Он прикован к скале цепями у него в ногах две дочери океана Пантея и Иона. Они со слезами слушают его стон и речь обращённую к Юпитеру, богу войны.

Повесть «Гобсек» появилась в 1830 г. Позже она стала частью всемирно известного собрания сочинений «Человеческая комедия», автором которого является Бальзак. «Гобсек», краткое содержание этого произведения будет описано ниже, сосредотачивает внимание читателей на таком свойстве человеческой психологии, как скупость.

Оноре де Бальзак «Гобсек»: краткое содержание

Всё начинается с того, что в доме виконтессы де Гранлье засиделись два гостя: стряпчий Дервиль и граф де Ресто. Когда последний уходит, виконтесса говорит своей дочери Камилле, что ей нельзя выказывать расположение графу, ведь ни одно семейство Парижа не согласится породниться с ним. Виконтесса добавляет, что мать графа имеет низкое происхождение и оставила детей без гроша, промотав состояние на любовника.

Слушая виконтессу, Дервиль решает объяснить ей истинное положение дел, рассказав историю о ростовщике по имени Гобсек. Краткое содержание этой истории является основой повести Бальзака. Стряпчий упоминает, что с Гобсеком познакомился ещё в студенческие годы, когда жил в дешевом пансионе. Дервиль называет Гобсека хладнокровным «человеком-векселем» и «золотым истуканом».

Однажды ростовщик поведал Дервилю, как взыскал долг с одной графини: страшась разоблачения, она вручила ему бриллиант, а деньги получил её любовник. «Этот щеголь может разорить всю семью», - утверждал Гобсек. Краткое содержание повести докажет правдивость его слов.

Вскоре граф Максим де Трай просит Дервиля свести его с названным ростовщиком. Сначала Гобсек отказывается дать ссуду графу, у которого вместо денег одни долги. Но к ростовщику приезжает ранее упомянутая графиня, которая дает в заклад великолепные бриллианты. Она без колебаний соглашается на условия Гобсека. Когда любовники уходят, к ростовщику врывается муж графини и требует вернуть которые жена оставила в заклад. Но в результате граф решает передать имущество Гобсеку, чтобы уберечь свое состояние от алчного любовника жены. Далее Дервиль указывает, что описанная история произошла в семье де Ресто.

После сделки с ростовщиком, граф де Ресто заболевает. Графиня, в свою очередь, порывает все отношения с Максимом де Трай и ревностно ухаживает за мужем, но вскоре он умирает. На следующий день после смерти графа в дом являются Дервиль и Гобсек. Краткое содержание не может описать всего ужаса, который предстал перед ними в кабинете графа. В поисках завещания, его жена графа настоящий разгром, не стыдясь и мертвого. А главное, она сожгла бумаги, адресованные Дервилю, вследствие чего имущество семьи де Ресто перешло во владение Гобсека. Невзирая на мольбы Дервиля сжалиться над несчастной семьей, ростовщик остается непреклонен.

Узнав о любви Камиллы и Эрнеста, Дервиль решает отправиться в дом ростовщика по имени Гобсек. Краткое содержание заключительной части поражает своим психологизмом. Гобсек при смерти, но в старости его скупость превратилась в манию. В конце повести Дервиль сообщает виконтессе де Гранлье, что граф де Ресто скоро вернет утраченное состояние. Подумав, знатная дама решает, что если де Ресто станет очень богатым, то её дочь вполне может выйти за него замуж.

Завязкой дальнейших событий становится сцена, когда назойливо приставший к Дервилю Максим де Трай убеждает молодого адвоката сопровождать его к Гобсеку и рекомендовать его ростовщику в качестве своего друга. В долг Гобсек ни при каких рекомендациях ничего бы Максиму не дал. Но к этому же часу подоспела Анастази с бриллиантами, принадлежащими ее мужу и ее детям, готовая их заложить, лишь бы своего любовника выручить.

У скряги ростовщика, в сырой темной комнате происходит жадный спор между тем, кто хранит неограниченное количество денег, и теми. Кто привык их необузданно расточать.

В эту картинугрубого торга вложены краски поразительной силы. Старшая дочь папаши Горио в этой будничной сцене, вопреки ее подлой роли, особенно прекрасна. Овладевшая ею страсть, ее тревога, самое сознание преступности ее действий, страх неудачи и даже разоблачения - все это не стирает, а усиливает сияние резкой и грубой ее красоты.

И бриллианты, которые она выкладывает. Сверкают под пером Бальзака с утроенною силой. Старческий глаз у Гобсека, но пронзительно въедливый и страстный. Его глазами неистового знатока видим мы редчайшие драгоценности семьи де Ресто.

Забрать такие бриллианты! Получить их за бесценок! Да еще и всучить Максиму в счет выдаваемых денег его прежние долговые расписки, приобретенные у других ростовщиков по дешевке!

Едва только Анастази и Максим покинули жилище Гобсека, он ликует. Это полное его торжество. Все это видел Дервиль, проникающий далеко за кулисы парижской жизни, посвященный в самые сокровенные ее тайны…

Граф де Ресто, удрученный поведением своей жены, убитый горем и сознающий, что дни его сочтены, озабочен судьбою своего сына Эрнеста. Явно, что двое младших ему не принадлежат. Убедившись в щепетильной честности ростовщика, он решает доверить ему все свое состояние, с тем чтобы уберечь его от расточительности Анастази. Эрнест должен получить это состояние в день совершеннолетия. К этому и ведет Дервиль свое ночное повествование в салоне госпожи де Гранлье.

В его рассказе есть еще одна поражающая сцена. Дервиль узнает от Гобсека, что граф де Ресто при смерти. При этом Гобсек роняет фразу, которая разом обнаруживает его проницательность, неожиданную у него отзывчивость на чужое душевное страдание, и эта же фраза содержит итоговую характеристику мужа Анастази: «Это одна из тех нежных душ, которые не умеют одолеть свое горе и подставляют себя под смертельный удар».

Дервиль добивается встречи с умирающим графом, а тот нетерпеливо его ждет: им нужно покончить дело с завещанием, которое не оставит без гроша графиню и младших ее детей, основное же богатство сбережет для Эрнеста. Но Анастази, опасаясь все потерять, не допускает адвоката к его клиенту.

Душевное состояние Анастази, разгаданное проницательным стряпчим, дано с удивительной ясностью и полнотой. Ее горькое разочарование в Максиме, ее досада, что она в такое положение попала, и желание очаровать и обезоружить Дервиля, которого она считает своим врагом, и стыд пред ним, как свидетелем сцены у ростовщика, и твердое решение любою ценой, если нужно, то преступлением, захватить полностью наследство умирающего мужа.

Как бы ни был сложен клубок разнородных мыслей и чувств, решающим оказывается неистово страстная борьба за деньги. Вот почему в изображении душевного состояния Анастази де Ресто не менее глубокая критика собственнического, буржуазного мира, чем даже в образе ростовщика.

Ночью Дервиль и Гобсек, которых известили о смерти графа, явились в дом и проникли в комнату умершего.

Трагизм ситуации, совершенно личной, приобретает под пером Бальзака характер страшного символа, обличающего вожделения собственнического мира.

«Ужасающий беспорядок царил в этой комнате. Растрепанная, с горящими глазами, графиня, ошеломленная, стояла посреди перерытых ее одежд, бумаг, всякого рода тряпья… Едва только умер граф, как его вдова тотчас взломала все ящики…всюду был отпечаток ее смелых рук… Труп покойника был откинут и лежал поперек постели, как один из конвертов, разорванных и брошенных на пол… На подушке был еще виден отпечаток ее ноги».

Умирающий де Ресто призывал Дервиля и прижимал к груди отмену прежнего завещания. По настоянию адвоката, сознавая его правоту, Ресто включил в свое завещание и жену и младших ее детей. Именно это завещание в испуге и второпях Анастази успела сжечь. Она сама всего себя лишила.

Гобсек прибрал к рукам и дом, и все владения аристократической семьи. Он стал хозяйничать расчетливо и скупо, приумножая богатство. Госпожа де Гранлье может быть спокойна за свою дочь: через несколько дней Эрнест де Ресто полностью, да еще и в приумноженном виде получит свое наследство.

Трагедия семьи де Ресто: безумие расточительности, как и безумие скупости, ведет к одинаковому концу. Эта новелла в новелле придает целому произведению поистине трагический характер.

Заключение

На последних страницах новеллы описана смерть ростовщика. Дервиль застал его, ползающего по комнате, уже бессильного подняться и лечь на постель. Гобсеку пригрезилось, что что комната полна живого колыхающегося золота. И он бросился его загребать.

Чтобы не было у него соседей, Гобсек один занимал несколько комнат, загроможденных всякого рода снедью, которая вся сгнила, и даже у рыб выросли усы.

До последних дней своей жизни Гобсек заглатывал несметные состояния и уже неспособен был их переварить. Если бы золото поддавалось гниению, оно бы у него сгнило.

Одна мысль угнетала умирающего Гобсека: он расставался со своим богатством.

Гобсек краткое содержание

Гобсек (фр. Gobseck) роман Оноре де Бальзака , напечатанный впервые в 1830. Позже роман вошел в цикл «Человеческая комедия» как часть «Сцен частной жизни». Основной темой произведения является власть денег, а основным персонажем, вокруг которого построена фабула ростовщик Гобсек . Роман сначала был напечатан в 1830 частями в журнале «Ля Мод» под названием «Ростовщик», затем отдельным томом в издательстве мадам Делоне под новым названием «Опасность непослушания». В 1835 название изменилось на «Батюшка Гобсек», нынешнее название «Гобсек» утвердилась с выходом в свет «Человеческой комедии» в 1842. Роман многоплановый. На поверхности рассказ о браке Камиллы де Гранлье, дочери виконтессы де Гранлье, с графом Эрнестом де Ресто, другая тема — изображение жажды, которую олицетворяет ростовщик Жан-Эстер де Гобсек, но более всего это картина всего общества, в котором господствуют деньги. Действие происходит в период Реставрации Бурбонов, примерно в 1829. Аристократия в то время вернула себе положение утраченное во время Французской революции, но в обществе правили деньги. Богатая буржуазия стремилась породниться с разоренным дворянством, все покупалось и продавалось. Тема поклонения денегам выходит в романе на первый план.Рассказ начинается в салоне мадам де Гранлье разговором хозяйки с семейным адвокатом Дервилем. Дервиль слышал разговор мадам де Гранлье со своей дочерью Камиллой, и узнал, что Камилла влюблена в молодого Эрнеста де Ресто, сына Анастасии де Ресто, при рождении Горио. Мадам де Гранлье недовольна этой любовью, поскольку мать Эрнеста растратчица, связана незаконной связью с Максимом де Траем, ради которого растратила свое состояние. Впрочем, это только отговорка, настоящая причина в том, что у Эрнеста нет денег.
Дервиль приходит на помощь Камилле — Эрнест недавно сумел вернуть себе семейное наследство. Рассказ о том, как это произошло, возвращает читателя во времена, когда молодой начинающий адвокат Дервиль, познакомился с Жаном-Эстер де Гобсеком, ростовщиком. Эти два персонажа появляются во многих романах «Человеческой комедии», хотя бы в виде упоминаний: «Полковник Шабер», «Блеск и нищета куртизанок» и других.
Дервиль познакомился с Гобсеком давно, когда они оба жили в одном дешевом пансионе. Гобсек уже тогда жил нелюдимом и разговаривал только с Дервилем, рассказывая ему истории из своего ремесла, приправленные циничной философией. Впоследствии Дервиль сумел выкупить адвокатскую контору, взяв под грабительские проценты ссуду у Гобсека.
Дервиль продолжает свой рассказ, повествуя о том, как он познакомил с Гобсеком франта Максима де Трай, который надеялся занять у ростовщика деньги. Гобсек отказался дать ссуду графу, несмотря на его 300 тыс. франков долгов и ни су за душой. Максим де Трай, впрочем, привлек к делу женщину, свою любовницу, графиню де Ресто. Ему удалось наигранными страдания уговорить графиню взять у Гобсека заем, с неоправданно большим залогом.
Муж графини узнал об афере и явился к Гобсеку, требуя вернуть залог. Гобсек советует графу спрятать деньги от жены-растратчицы, передав имущество надежному человеку, в качестве которого предлагает себя. Посредником в деле выступает Дервиль.
Не получив от де Ресто расписки о фиктивности сделки с передачей имущества, Дервиль посещает графа. Тот тяжело болен. Графиня де Ресто делает все возможное, чтобы не допустить адвоката к мужу. Она уже разорвала отношения с Максимом де Траем. Не имея возможности встретиться с Дервилем, граф хочет передать документы сыну, но графиня препятствует и этому. Перед смертью графа де Ресто она на коленях умоляет у мужа прощения, но тщетно. Граф умирает, а на следующий день Гобсек с Дервилем застают в его доме страшную картину — графиня перевернула все вверх дном, ища завещание. Услышав шаги людей, она бросает в огонь документы, предназначенные Деривлю, вследствие чего Гобсек становится собственником всего имущества покойного.
Гобсек вступил во владение новыми поместьями. Дервиль обращался к нему с мольбой пожалеть графиню и ее детей, но ростовщик цинично отвечал, что «беда научит» — он вернет наследство Эрнесту только тогда, когда тот узнает цену деньгам и людям.
Рассказ Дервиля заканчивается его последним визитом к Гобсеку, когда тот уже умирал. Дервиль хотел еще раз попытаться упросить ростовщика, чтобы помочь молодым влюбленным. Под конец жизни жадность Гобсека превратилась в безумие — его дом стал свалкой накопленных вещей. Но старый скряга уже стоял на пороге смерти. Перед смертью он завещал все свое имущество Дервилю, а замок де Ресто возвращает Эрнесту. Таким образом Эрнест вернул свое имение.
Выслушав рассказ Дервиля виконтесса де Гранлье соглашается, Что да, если так, то Эрнест очень богат.