Open Library - открытая библиотека учебной информации. Иерархическая структура личности (по К

Личность - понятие в психологии, которое изучается по сегодняшний день. Каждый человек настолько индивидуален, многогранен, динамичен в своих интересах, отношениях и внутренних побуждениях, что еще ни один ученый не смог в полноте классифицировать личность каждого. Существует много классификаций, которые приблизительно позволяют нам узнать о закономерных процессах, происходящих в Но это только приблизительно...

Но некоторым все же удалось "подогнать" всех людей под определенные рамки понимания в своих классификациях и схемах. Одним из таких распределений по определенным признакам является структура личности по Платонову.

Основные характеристики классификации Платонова

Для психологической науки Платонов сделал большой вклад, воссоздав образ личности с помощью своей структуры. В отечественной науке личность принято представлять как совокупность привитых социальных черт, не вмещающих в себя биологические характеристики. Этот ученый взял за основу создания своей теории динамическую составляющую личности. Что это такое?

Для понимания общей структуры личности существует два способа ее восприятия: статистический и динамический. Первый вмещает в себя все личностные характеристики, какие только могут быть у каждого человека. Здесь личность представляется только статистическими данными без учета индивидуально изменяющихся особенностей. Динамическая структура личности - это та же самая личность, но с учетом всех изменений, происходящих с ней на протяжении всей жизни. Структура личности по Платонову учитывает все изменения, происходящие с субъектом на протяжении длительного времени, связи предыдущих составляющих элементов с заново возникшими.

Подструктура направленности в системе

К первой подструктуре относятся моральные черты личности, которые выражаются через направленность и отношения субъекта. Навыки коммуникации, выхода из конфликтов, позитивного общения и другие формируются путем воспитания. В этой подсистеме, утверждает психолог, говорится о стремлениях, убеждениях, желаниях, склонностях, мировоззрении и идеалах, как о параметрах не только социального уровня (приобретенных только в ходе воспитания), но и социально-психологического. То есть речь идет и о воспитании, а также о самом сознании человека. Все вышеперечисленные характеристики действуют в личности наравне с переживаниями и разного рода познанием. Получается, что они также являются атрибутом сознания. Это значит, что психологические такие как желания, убеждения, идеалы и так далее, формируются и с помощью внутренних ресурсов личности, и в результате воздействия социального окружения человека.

Подструктура опыта у Платонова

Следующая подсистема, которая говорит о психологических механизмах приобретения опыта, Платоновым трактуется как социально-биологическая характеристика субъекта. В этом пункте объединяются знания, умения, привычки и навыки как генетически обусловленные свойства личности. Социальная структура личности Платонова говорит о том, что эти параметры относятся именно к ее свойствам. Свою теорию он объясняет тем, что в процессе обучения приобретенные знания или навыки для человека становятся типичными, обычными и неотъемлемыми. Поэтому начинают относиться к свойствам личности субъекта. Если говорить о соотношении социального и биологического в этой подсистеме, то первого здесь больше, так как на первый план выступает обучение. А оно относится к психолого-педагогической характеристике.

Подструктура форм отражения, выделенная психологом

Эта подструктура содержит в себе больше биологической составляющей личности. Здесь говорит об особенностях познавательных процессов психолог Платонов. Структура и развитие личности, утверждает он, не сможет существовать без процессов, осуществляемых памятью, мышлением, чувствами, ощущениями, восприятием. Кроме того, Платонов установил определенную очередность в функционировании этих психических процессов. По его мнению, силу генетической и биологической основы в этой подструктуре определяет следующая последовательность: функции памяти, эмоций субъекта, ощущений, мышления, восприятия, чувств личности и воли. Психологические свойства личности, говорит в своих трудах ученый, не могли бы существовать без физиологической и поэтому ее он ставит на первое место. Почему здесь больше биологического? Потому что ощущения, эмоции и некоторые присущи как человеку, так и животным. Этот пункт структуры изучается преимущественно индивидуально.

Биологические и конституциональные свойства в системе Платонова

Активность и развитие в этой подструктуре определяется состоянием и характеристиками нервной системы человека: силой, процессами торможения и возбуждения, скоростью. А также отмечается то, что черты этой подструктуры только биологичны, социальные качества человека здесь практически неактивны. Характеристики, содержащиеся тут, могут совершенствоваться путем тренировок. Например, холерик может тренироваться в замедлении скорости реагирования на раздражитель, побеждая свою вспыльчивость. Флегматик тренируется отмечать яркие события в течение дня, уходя от монотонности, и так далее. Изучение этой подструктуры проходит только на психофизиологическом или нейропсихологическом уровне.

По каким критериям сформулирована структура личности по Платонову?

Как и любое открытие, психологические сами собой не возникают. Для этого нужно много времени посвятить изучению большой выборки респондентов. Затем определиться, что нового можно выделить в и как их свести к общепринятым понятиям. Для любой структуры нужна теоретическая и исследовательская база, а также определенные критерии, по которым происходит классификация. Структура личности по Платонову также сформулирована по своим критериям:

  • соотношение социального и биологического, приобретенного и врожденного;
  • как между собой связаны и внутренне близки черты личности в отдельных подструктурах;
  • каким инструментом формируются те или иные характеристики личности (обучение, воспитание, упражнение, тренировки);
  • биологические и социальные качества человека, сформированные исторически (сумма психологических свойств, личность как опыт).

Важность создания этой структуры

Концепция Платонова получила популярность за счет того, что она является наиболее ярким примером структурного подхода к восприятию, изучению и пониманию личности. Такое понимание обусловлено тем, что психолог взялся изучать именно динамическую личность. Здесь можно применить как индивидуальный подход к исследованию субъектов, так и общий, строго классифицируя их.

Структура личности по Платонову: схема

Очень сложно кратко изложить всю структуру в схеме, но вкратце это выглядит так:

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Краткое название подструктуры

К данной подструктуре относятся

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы; интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Соц.-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Проблема структуры личности занимает важное место в психологии личности. На этот счет существует несколько точек зрения. Не говоря об индивидуальных особенностях, можно установить типическую структуру личности. В некоторых работах (особенно педагогических) в структуре личности выделяют три таких компонента, как мотивационный, интеллектуальный и деятельностный.

Первый компонент структуры личности характеризует направленность личности как избирательное отношение к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом одни компоненты направленности доминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующие компоненты направленности определяют всю психическую деятельность личности. Так, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что активизирует интеллектуальную деятельность. Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на второй план, личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему особую общественную и личную значимость.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни способности доминируют, другие – им подчиняются.

На характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.

Третьим компонентом в структуре личности является характер или стиль поведения человека в социальной среде.

Характер, разумеется, не выражает личность в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.

В системе характера можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость в отношениях, ответственность по отношению к своим обязанностям, скромность), во вторую очередь – волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способы решения практических задач. Поэтому можно сказать, что морально-волевые качества составляют действительную основу характера.

Четвертым компонентом, надстраивающимся над остальными, будет система управления, которую обозначают понятием «я». «Я» – образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности. Самоуправление имеет огромное значение в нормальной целенаправленности жизни. В структуре личности важное значение имеют психологические процессы и состояния. Рассмотрим, как определяет личность и ее структуру К. К. Платонов.

Личность – человек как общественное существо, субъект познания и активного преобразования мира.

Человек как целостность и как индивидуум, т. е. как единичность, самостоятельно взятая из множественности, имеет только две подструктуры. Он может рассматриваться либо как организм, либо как личность. Индивид – это конкретный человек как единица общества.

Индивидуальное – это особенное в индивиде. Ряд индивидуальных особенностей (в частности, множество черт личности) делает человека (личность) индивидуальностью.

Личностный подход (один из принципов психологии) – это понимание личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Личность – это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. Можно сказать короче: личность – это человек как носитель сознания.

В структуре личности выделяют следующее: направленность, отношения и моральные черты личности. Элементы (черты личности), входящие в ее подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально-преломленное общественное сознание. Эта подструктура социально обусловлена. Можно сказать иначе: это установки, ставшие свойствами личности. Сюда входят, по мнению К. К. Платонова, несколько связанных иерархией форм. Это влечение как наиболее примитивная биологическая форма направленности. Это смутная потребность в чем-то, генетически ранняя и наиболее простая форма, входящая в структуру всех последующих.

Желание – это уже вполне осознанная потребность, влечение к чему-то. Оно может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента становится стремлением.

Интерес – познавательная форма направленности на предметы. Генетически в его основе лежит ориентировочный рефлекс, связанный с эмоцией, но у человека интересы развиваются на базе условного рефлекса второй сигнальной системы и комплексно, становясь любознательностью. Интерес может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента направленности – стремления – он становится склонностью, которую можно определить как интерес к определенной деятельности.

Мировоззрение – система усвоенных человеком представлений и понятий о мире и его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Оно может быть смутным или принявшим форму познавательного идеала пассивным миросозерцанием, или становится убеждением.

Убеждение – высшая форма направленности, в ее структуру входят низшие формы, в которой мировоззрение связано со стремлением к достижению идеалов.

В направленности личности в целом надо различать ее уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность. Эти качества присущи всем формам направленности.

Вторая подструктура личности включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически обусловленных свойств личности.

Ее называют иногда индивидуальной культурой или подструктурой опыта. Именно через эту подструктуру наиболее отчетливо объективизируется личность в ее индивидуальном развитии, и именно через эту подструктуру развитие личности аккумулирует исторический опыт человечества.

Третья подструктура охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов или функций как форм отражения. Эта подструктура формируется путем упражнения, взаимодействуя с другими подструктурами. Ее называют подструктурой форм отражения.

Четвертая подструктура объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые, возрастные свойства личности и ее патологию, так называемые органические изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру, а точнее, переделываются путем тренировки. Они зависят от физиологических особенностей мозга в большей степени, чем от социальных влияний на человека, и потому эту структуру называют биологически обусловленной подструктурой.

В эти четыре подструктуры могут быть уложены все известные свойства (черты) личности. Причем часть этих свойств относится к одной подструктуре направленности; начитанность и умелость – к подструктуре форм отражения; истощаемость и возбудимость – к биологически обусловленной подструктуре. Другие свойства лежат на пересечении этих подструктур.

Личность - человек, как общественное существо, субъект познания и активного преобразования мира.

Человек , как целостность и как индивидуум, т.е. как единичность, самостоятельно взятая из множественности, имеет только две подструктуры, он может рассматриваться либо как организм , либо как личность .

Индивид - это конкретный человек как единица общества.

Индивидуальное - это особенное в индивиде. Ряд индивидуальных особенностей (в частности, множество черт личности) делает человека (личность) индивидуальностью.

Личностный подход (один из принципов психологии) - это понимание личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Личность - это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. Можно сказать короче: личность - это человек как носитель сознания.

В структуре личности выделяют следующее: направленность, отношения и моральные черты личности. К.К.Платонов рассматривает личность как динамическую систему , т.е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции. Выделяет в динамической структуре личности следующие подструктуры (табл.1): Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликов. - СПб.: Питер, 2000. - С.48.

Социально-обусловленные особенности (направленность, моральные качества);

Опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);

Индивидуальные особенности различных психических процессов (ощущения, восприятие, память);

Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности).

Критериями выделения подструктур являются:

Отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;

Внутренняя близость черт личности, входящих в каждую подструктуру;

Каждая подструктура имеет свой особый, основной для нее инструмент формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение);

Объективно существующая иерархическая зависимость подструктур;

Исторические критерии, используемые для сущностного понимания личности: личность как сумма психических свойств, личность как опыт человека, биологизация личности, социологизация личности.

Таблица 1 - Динамическая структура личности по К.К.Платонову

Название подструктур

Подструктуры подструктур

Отношение социального к биологическому

Аналитический уровень

Виды формирования и развития

Социально-обусловленные (психология, философия)

Иерархия ценностей, мировоззрение, мотивы, идеалы, стремление, интерес, желания

Биологическое почти отсутствует

Социально-психологический

Воспитание

Опыт (психология, социология)

Умения, навыки, знания

Социального гораздо больше, чем биологического

Психо-педагогический

Обучение

Инд. особенности психики

Память, воля, внимание, чувства, восприятие, мышление, ощущение, эмоции

Чаще больше биологического, чем социального

Индивидуально-психологический

Упражнения

Психо биологические свойства

Половые и возрастные особенности, темперамент

Социальное почти отсутствует

Психо физиологический, нейро психологический

Тренировки

Подструктура направленности и отношений личности (социально-обусловленные особенности) , которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют непосредственных природных (врожденных) задатков и отражают индивидуально-преломленное общественное сознание. Формируются путем воспитания, поэтому она может быть названа социально обусловленной. Можно сказать иначе: это установки, ставшие свойствами личности. Сюда входят, по мнению К.К. Платонова, несколько связанных иерархией форм: желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение.

Влечение как наиболее примитивная биологическая форма направленности.

Смутная потребность в чем-то, генетически ранняя и наиболее простая форма, входящая в структуру всех последующих.

Желание - уже вполне осознанная потребность, влечение к чему-то. Оно может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента становится стремлением.

Интерес - познавательная форма направленности на предметы. Генетически в его основе лежит ориентировочный рефлекс, связанный с эмоцией, но у человека интересы развиваются на базе условного рефлекса второй сигнальной системы и комплексно, становясь любознательностью. Интерес может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента направленности - стремления - он становится склонностью, которую можно определить как интерес к определенной деятельности.

Мировоззрение - система усвоенных человеком представлений и понятий о мире и его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Оно может быть смутным или принявшим форму познавательного идеала пассивным миросозерцанием, или становится убеждением.

Убеждение - высшая форма направленности, в ее структуру входят низшие формы, в которой мировоззрение связано со стремлением к достижению идеалов.

Все это - формы проявления направленности, в которых проявляются отношения личности. Однако К.К.Платонов рассматривает отношение не как свойство личности, а как «атрибут сознания, наряду с переживанием и познанием, определяющим различные проявления его активности».

По К.К.Платнову параметры этой подструктуры следует рассматривать на социально-психологическом уровне:

1. Общая направленность: уровень, широта, интенсивность, устойчивость, действенность. Эти качества присущи всем формам направленности.

2. Профессиональная направленность.

3. Атеистическая направленность.

4. Отношение: к труду, к людям, к себе.

Подструктура опыта , которая «объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте , путем обучения , но уже с заметным влиянием биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности». Ее называют иногда индивидуальной культурой или подструктурой опыта. Именно через эту подструктуру наиболее отчетливо объективизируется личность в ее индивидуальном развитии, и именно через эту подструктуру развитие личности аккумулирует исторический опыт человечества.

К.К.Платонов, признает что «далеко не все психологи рассматривают указанные свойства как свойства личности». Но закрепление их в процессе обучения, делает их типичными, что и позволяет их считать свойствами личности. Ведущая форма развития качеств этой подструктуры - обучение обусловливает и уровень их анализа - психолого-педагогический.

Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Эта подструктура формируется путем упражнения, взаимодействуя с другими подструктурами, поэтому ее называют подструктурой форм отражения.

К.К.Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций. В наибольшей мере это характерно для памяти, поскольку психическая память развивалась на основе физиологической и генетической памяти, а без нее не могли бы существовать другие психические процессы и функции. Что касается эмоций и ощущений, то они свойственны как человеку, так и животным. Уже поэтому видно отчетливое влияние на их развитие биологического фактора.

Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается данная подструктура в основном на индивидуально-психологическом уровне.

Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов:

1. Эмоциональная возбудимость.

2. Эмоционально-моторная устойчивость.

3. Стеничность эмоций.

4. Внимательность.

5. Критичность мышления.

6. Продуктивность памяти.

7. Сообразительность.

8. Творческое воображение.

9. Дисциплинированность.

10. Воля: самообладание, целеустремленность, инициативность, настойчивость, решительность.

Четвертая подструктура - подструктура биопсихических свойств, объединяющая свойства темперамента (типологические свойства личности), половые, возрастные свойства личности и ее патологию, так называемые органические изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру, а точнее, переделываются путем тренировки. Они зависят от физиологических особенностей мозга в большей степени, чем от социальных влияний на человека, и потому эту структуру называют биологически обусловленной подструктурой .

Подструктура биопсихических свойств , в которую входят «половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент: сила, подвижность, уравновешенность), патологические изменения личности.

Процесс формирования черт этой подструктуры, а точнее их переделки, осуществляется путем тренировки. «Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют».

Поскольку активность этой подструктуры определяется силой нервной системы, то изучаться она должна на психофизиологическом и нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.

В эти четыре подструктуры могут быть уложены все известные свойства (черты) личности. Причем часть этих свойств относится к одной подструктуре направленности; начитанность и умелость - к подструктуре форм отражения; истощаемость и возбудимость - к биологически обусловленной подструктуре. Другие свойства лежат на пересечении этих подструктур.

Таким образом, по мнению К.К.Платонова, в эти подструктуры «могут быть уложены все известные свойства личности. Причем часть этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, например:

Убежденность и заинтересованность - к первой;

Начитанность и умелость - ко второй;

Решительность и сообразительность - к третьей;

Истощаемость и возбудимость - к четвертой.

Другие, а их больше, лежат на пересечениях подструктур и являются результатом взаимосвязей различных собственных подструктур. Примером может являться морально-воспитанная воля, как взаимосвязь 1-й и 3-й подструктур; музыкальность, как взаимосвязь 3, 4 и обычно 2-й подструктур.

Не только каждая из этих четырех подструктур, рассматриваемая как целое, в свою очередь, имеет свои подструктуры, но и каждая черта личности также имеет свою структуру, в которую входят более тонкие связи. Например, хотя убежденность в основном относится к 1-й подструктуре, в ее структуру входят в качестве элементов воля и соответствующие знания и умственные навыки.

Схема иерархии основных рядоположенных подструктур в Приложении 1.

Эти подструктуры постоянно развиваются, также изменяется соотношение между ними в процессе исторического развития человека и индивидуального развития личности.

Итак, в итоге изложенного можно утверждать, что четыре основные рядоположенные подструктуры личности включают в себя все известные свойства личности и их уже достаточно хорошо изученные обобщения. Иерархия различных свойств этих подструктур (соотношение в каждой из них роли социального и биологического, особенностей активности, специфических видов формирования и уровней изучения) выявляет их закономерные совпадения.

психологический личность платонов динамический

Платонов Константин Константинович (1906 - 1984) - отечественный психолог. Доктор медицинских и психологических наук, заслуженный деятель науки РСФСР.

К.К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.

отношение биологического и социального , врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;

внутренняя близость черт личности , входящих в каждую подструктуру;

– каждая подструктура имеет свой особый, основной для нее инструмент формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение);

– объективно существующая иерархическая зависимость подструктур ;

исторические критерии, используемые для сущностного понимания личности: личность как сумма психических свойств;

– личность как опыт человека, биологизация личности, социологизация личности.

Применение данных критериев к анализу личности позволило автору выделить в ее структуре следующие основные подструктуры:

1. Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому она может быть названа социально обусловленной.

2. Подструктура опыта , которая объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически и даже генетически обусловленных свойств личности. К.К. Платонов признает, что «далеко не все психологи рассматривают указанные свойства как свойства личности».

3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. К.К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций.

4. Подструктура биопсихических свойств, в которую входят половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент). Процесс формирования черт этой подструктуры, а точнее, их переделки, осуществляется путем тренировки. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют.

Иерархическая структура личности по к.К.Платонову

К.К.Платонов (1986) включает в структуру четыре аспекта:

Подструктура

Соотношение биологического и социального

Направленности

Убеждение, мировоззрение, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень.

(Биологического почти нет)

Опыта

Знания, умения, навыки, привычки

Социально - биологический уровень. (Больше социального, чем биологического)

Форм отражения

Особенности познавательных процессов (памяти, мышления, внимания, ощущений, восприятия)

Биосоциальный уровень. (Биологического больше, чем социального)

Конституциональных, биологических свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения/торможения; половые, возрастные свойства

Биологический уровень.

(Социальное практически отсутствует).

В качестве модели иерархической структуры личности можно взять концепцию советского психолога К. К. Платонова , который выделял в личности четыре подструктуры. Этот психолог представлял структуру личности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом которой являлись генетические, физиологические и биохимические особенности человеческого организма, а высший уровень определялся социальными и духовными особенностями личности (рис. 20.4).

Рис. 20.4 Структура личности по К. К. Платонову

Первая подструктура — это биологический фундамент личности, который определяется полом, возрастом и особенностями протекания биохимических и нервных процессов.

Вторая структура — формы отражения, которые зависят от особенностей познавательных процессов человека — его внимания, памяти, мышления, восприятия и ощущений.

Третья подструктура — жизненный опыт, основу которого составляют знания, умения, навыки и привычки.

Четвертый уровень личности — ее направленность, которая определяется убеждениями человека, его ценностями, мировоззрением, желаниями, влечениями, стремлениями и идеалами.

Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался над предыдущим. При этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а с другой — активно влияли на них.

Например , социальная направленность предпринимателя зависит от его половой принадлежности: у мужчин-бизнесменов она ориентируется больше на внешние признаки престижа и богатства, в то время как у женщин, занимающихся бизнесом, немаловажную роль играют семейные ценности и гармоничность их отношений с близкими людьми. С другой стороны, сформированные интересы в области бизнеса могут влиять на биологические программы личности, так у всех успешных предпринимателей, независимо от пола и возраста, отмечаются такие личностные качества, как трудолюбие, настойчивость, активность и т. д., позволяющие им компенсировать недостатки биологической подструктуры их личности.

Понятие «скриптов» и их влияние на жизненный путь человека.

Крипт (от англ. script - сценарий) — элемент памяти. Схема события, которая включает в себя ряд отдельных эпизодов. Предполагается, что именно в форме скриптов организованы знания в памяти.

Представители теории «скриптов » в когнитивной психологии (Ж.Ф. Лейнс, Б. Дарден, С. Фиске) рассматривают сценарий как автоматизированную схему, в значительной степени определяющую особенности жизнедеятельности человека. В данном направлении сложилось понимание сценариев как событийных схем («скриптов»), включающих представления об организованных последовательных событиях, целях поведения, возможных ролевых предписаниях, а также фокусных изменчивостях в последовательности или содержании событий. Скрипты служат для автоматизации - «кодировки» часто повторяющихся в обыденной жизни последовательностей событий.


Отечественная психология , осуществляющая рассмотрение проблемы планирования жизненного пути личности и самореализации в контексте субъектного, смыслового и бытийного подходов, позволяет представить жизненный сценарий как смысловую систему, зависящую не только от социализирующего влияния, но и выстраиваемую самой личностью. В концепции жизнетворчества Л.В. Сохань положено представление о жизни человека как творческом процессе.

Разрабатывая , корригируя и осуществляя свой жизненный сценарий, личность овладевает искусством жить - особым умением, базирующимся на глубоком знании жизни, развитом самосознании и владении системой средств, методов и технологий жизнетворчества. Жизнетворчество выступает способом решения текущих, среднесрочных и перспективных жизненных задач. Это процесс упорядочивания личностной событийной картины жизни, процесс ее самосовершенствования.

Наряду с понятием «жизненный сценарий» в психологических исследованиях в психотерапии используются и другие содержательно схожие категории, такие как «жизненный путь», «жизненная стратегия», «варианты жизни», «стиль жизни», «жизненная задача», «временная перспектива», «жизненная перспектива», «жизненная роль», «жизненная позиция» и др. (К.А. Абульханова-Славская, А. Адлер, Б.Г. Ананьев, Т.Н. Березина, Э. Берн, Ш. Бюлер, Е.И. Головаха, Н.В. Гришина, В.Н. Дружинин, П. Жане, П.Б. Кодесс, Л.Н. Коган, Е.Ю. Коржова, Ж.А. Леснянская, Н.А. Логинова, Ж. Нюттен, Л.А. Регуш, С.Л. Рубинштейн, А.Е. Созонтов, Л.В. Сохань, Й. Стюарт, К. Штайнер и др.). Эти термины различаются объектами будущего, уровнем обобщения и, вследствие этого, разным прикладным потенциалом, но за каждым из этих явлений, относящихся к будущему человека, стоят совершенно конкретные психические явления: переживания, жизненные планы, цели, ценности, уровни притязания, смысл жизни и т.д.