Организации партнеры библиотеки и их роль. Информационное обслуживание муниципальной библиотекой населения муниципального образования

Ольга Феоктистовна Бойкова, заведующая сектором библиотечного права РГБ, кандидат педагогических наук

Правовое обеспечение социального партнерства в библиотеках находится в процессе становления. Значимую роль в развитии СП играют локальные нормативные акты и договоры.

Социальное партнерство является одной из основных функций библиотеки, прогрессивной формой взаимодействия библиотек с другими организациями и пользователями. В последнее десятилетие его развитие активно обсуждалось на всероссийских научно-практических конференциях и совещаниях, например, таких, как «Библиотеки в контексте гражданских и правовых реформ» (Пермь, 2002), «Новый образ провинциальной библиотеки» (Глазов, Удмуртская Республика, 2003), «Библиотечное дело: традиции, новые технологии и формы сотрудничества» (Улан-Удэ, 2003) и др.
На этих форумах и в библиотечной печати анализировались вопросы развития договорных отношений с пользователями и особенности разработки учредительных документов библиотек и должностных инструкций.4, 13, 14 Обсуждались новые методы социальной работы библиотек, привлечение дополнительных внебюджетных средств как один из видов экономического партнерства, социальные последствия внедрения и распространения новых информационных технологий.1, 3, 4, 6, 7, 15, 16, 20 Значение же локальных нормативных актов и нормативных договоров как инструментов регулирования социального партнерства библиотек не затрагивалось.
Социальное партнерство - система цивилизованных общественных отношений, направленных на согласование и защиту интересов представителей различных социальных групп, слоев, классов, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих структур, государственных учреждений, к числу которых относятся библиотеки. Оно развивается на основе нормативных договоров и соглашений, достижении консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития общества.10, 18, 21
Применительно к библиотекам смысл социального партнерства - в конструктивном взаимодействии, сотрудничестве и развитии многосторонних связей между различными структурами. Оно необходимо, чтобы совместными усилиями решать значимые для библиотек социальные проблемы, возникающие как на внутреннем (оплата труда, социальная помощь и защита работников), так и на внешнем уровне (обеспечение библиотечно-информационного обслуживания пользователей, комплектование фонда, компьютеризация, организация доступа пользователей к документам и информации и т. д.). И поскольку эта деятельность предполагает развитие отношений с отдельными физическими и юридическими лицами, то она является объектом права и строится на его четко определенных законодательством нормах, регулирующих общественные отношения.
С правовой точки зрения социальное партнерство - это согласование действий всех сторон на определенной законодательной платформе, отражающей его существо, содержание и инструменты регулирования.12 Правовое обеспечение социального партнерства в библиотеках находится в процессе становления. Рассмотрим его характерные особенности.
1. Развитие федерального законодательства, как общего, так и отраслевого, обозначившего правовое поле для социального партнерства в библиотеке.
В Конституции Российской Федерации провозглашаются принципы социального партнерства, определены основные направления сотрудничества в области культуры, образования и информации (ст. 29, 43, 44), трудовых отношений (ст. 7, 37, 72), социального развития и социальной защиты (ст. 7, 39, 40, 71, 72), охраны здоровья и экологии (ст. 41, 42, 114).
Трудовой кодекс Российской Федерации содержит раздел II «Социальное партнерство в сфере труда» (ст. 23-55). В нем социальное партнерство рассматривается как система взаимоотношений между работниками (представителями работников) работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними экономических отношений.
В Федеральных законах РФ «О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности» (1995), «Об объединениях работодателей» (2002), «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995), «О коллективных договорах и соглашениях» (1992) обозначены формы, методы и механизмы правового регулирования социального партнерства на договорной основе.
В профильный Закон РФ «О библиотечном деле» (1993) включена глава IV «Организация взаимодействия библиотек» (ст. 19, 20, 21), регулирующая сотрудничество и взаимодействие библиотек различных типов и видов между собой, с органами научно-технической информации и архивами, а также вопросы трудовых отношений работников библиотек (ст. 26).
Эти нормы являются правовым фундаментом, на основе которого происходит становление и развитие нового типа социально-экономических отношений в библиотеках.
2. Становление регионального законодательства, определяющего региональные особенности и практику сотрудничества библиотек субъектов РФ.
В субъектах РФ принимаются законы о социальном партнерстве либо в законодательные акты о библиотечном деле включаются соответствующие разделы, регулирующие обеспечение социальной защиты и социальных гарантий работникам библиотек, развитие трудовых отношений в библиотеках (Республика Карелия, Алтайский край, Белгородская, Псковская, Камчатская, Кировская, Ивановская, Рязанская, Свердловская, Томская, Тульская и др. области).
3. Формирование правового механизма социального партнерства в конкретной библиотеке, разрабатывающей и принимающей локальные нормативные акты, нормативные договоры и соглашения, заключаемые на основе взаимных консультаций, переговоров и договоренностей между сторонами.
Действующее федеральное и региональное законодательство полностью не регулируют все направления социального партнерства библиотек. Решение многих вопросов в современных условиях переносится на локальный уровень. В связи с этим происходит переосмысление значения локальных нормативных актов, нормативных договоров и соглашений в регулировании разнообразных правоотношений в деятельности библиотек, возрастания их роли и значения для функционирования библиотеки, поддержания ее в состоянии, способствующем выполнению основных социально-экономических и культурных функций.
Библиотеки заинтересованы, прежде всего, в четком правовом оформлении организационно-экономических и информационно-библиотечных правоотношений с партнерами - юридическими и физическими лицами, в разработке собственных локальных нормативных актов и нормативных договоров, отражающих и закрепляющих особенности деятельности каждой конкретной библиотеки.3, 13, 14
Необходимость разработки этих нормативных актов ощущается не только в крупнейших библиотеках субъектов РФ (государственных, национальных, областных, краевых), но и в муниципальных публичных библиотеках (районных, городских, централизованных библиотечных системах).3, 9, 13, 14, 18
Процесс юридического регулирования социального партнерства библиотек на основе локальных нормативных актов и нормативных договоров носит комплексный, междисциплинарный характер. Юридически правильно составленные локальные нормативные акты и нормативные договоры помогают избежать не только многих проблем, но также обеспечивают развитие социального партнерства и, если необходимо, защиту в различных конфликтных ситуациях. Понимая это, многие библиотеки стремятся отразить в них специфику своей деятельности.
Так, например Кемеровская областная научная библиотека им. В. Д. Федорова разработала пакет локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность отдела прогнозирования и развития библиотечного дела в Кемеровской области, включающий положение об отделе и должностные инструкции для специалистов, работающих в отделе.
Центральная политехническая библиотека разработала положение о платных услугах, договоры об обслуживании по МБА и информационном обслуживании, перечень и прейскурант платных услуг.
Губкинская централизованная библиотечная система Ямало-Ненецкого автономного округа приняла ряд локальных нормативных актов: положение о централизованной библиотечной системе, положение о центральной библиотеке, положение о центральной детской библиотеке, положение о библиотеке семейного чтения, положение о компьютерной библиотеке, правила пользования библиотеками ЦБС, положение о дополнительных платных услугах, предоставляемых населению, положение о семейном формуляре чтения, должностные инструкции и др.9, 19
Центральная городская библиотека им. А. С. Пушкина г. Перми, благодаря хорошо составленным и юридически обоснованным локальным нормативным актам, смогла отстоять свои интересы в суде.
Локальные нормативные акты - это нормативные предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение, принятые на уровне конкретного учреждения или организации, в том числе библиотеки, содержащие нормы права, направленные на урегулирование определенных общественных отношений.
Локальные нормативные акты - один из видов корпоративных документов, акты внутреннего управления библиотекой. Принятию таких актов, как правило, предшествуют процедуры учета мнения сотрудников и пользователей библиотеки. В них отражаются решения коллегиальных и единоличных органов управления библиотекой. Это могут быть решения общего собрания или трудового коллектива, решения научно-методического, редакционно-издательского или ученого совета и т. п., либо руководителя библиотеки. Волеизъявление государства в таких актах выражается опосредованно - через допускаемую законодательством возможность библиотеки регулировать при помощи своих актов разнообразные отношения или конкретные направления деятельности.
В современных условиях роль локальных нормативных актов библиотек заметно увеличивается, поскольку по юридической силе они являются подзаконными актами, т. е. официальными документами, носителями юридически значимой информации, имеющими обязательную силу на уровне конкретной библиотеки или библиотечной системы. Сфера их действия ограничена и направлена на урегулирование внутренней деятельности или определенных отношений, возникающих в библиотечных учреждениях.
Действие локального нормативного акта определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего, в данном случае на локальную территорию библиотеки или библиотечной системы. В то же время локальные нормативные акты являются составной частью нормативных актов, содержащих нормы гражданского, информационного, библиотечного и другого законодательства.
Они принимаются в целях конкретизации правил, установленных правовыми актами вышестоящих уровней, например, положений, приказов, инструкций Министерства культуры РФ, Министерства финансов РФ и других министерств и ведомств, решений и постановлений местных органов государственной власти или местных органов государственного управления применительно к условиям деятельности конкретной библиотеки. Каждая библиотека создает локальные нормативные акты, базируясь на федеральных законах, законах субъектов РФ, подзаконных актах министерств и ведомств.
Действие локальных нормативных актов в библиотеке, с одной стороны, распространяется на сотрудников, с другой - на различные группы читателей (пользователей), т. е. граждан России, лиц без гражданства, иностранцев и других категорий граждан, проживающих на конкретной территории (в автономной республике, области, крае, районе и т. п.) и являющихся пользователями библиотеки.
Наиболее распространены следующие локальные нормативные акты библиотек.
Устав - правовой акт, объединяющий нормы, регулирующие деятельность библиотечных учреждений, например, устав национальной или областной библиотеки, в том числе и социальное партнерство. Именно в уставе прописывается механизм взаимодействия с партнерами - физическими и юридическими лицами.
Положение - правовой акт, определяющий юридический статус и порядок деятельности библиотеки или библиотечной системы как субъектов права, регламентирующий полномочия определенных органов, или структур, их функции. Например, положение о централизованной библиотечной системе, положение о центральной библиотеке, положение о филиалах библиотек, положения о специализированных библиотеках, положения, регулирующие кадровую политику, внутренние организационно-управленческие отношения, связанные с оплатой труда, премированием сотрудников, созданием комиссии по трудовым спорам и т. д. Можно выделить также положения, регламентирующие отдельные направления деятельности библиотек, их взаимоотношения с пользователями, например, положение о дополнительных платных услугах.
Правила - правовой акт, устанавливающий порядок, какого-либо вида деятельности. Отражает и конкретизирует специфические аспекты партнерских отношений библиотеки, например, правила обслуживания пользователей, правила пользования библиотекой, правила внутреннего трудового распорядка.
Должностные инструкции на определенное рабочее место или персонифицированные инструкции, например, должностные инструкции заведующего информационно-аналитическим отделом, программиста, инженера-программиста, библиотекаря, главного библиотекаря и т. д., штатное расписание. Отражают развитие партнерских отношений внутри библиотеки.
В механизме правового регулирования партнерских отношений библиотек, помимо локальных нормативных актов, в последнее время получили широкое распространение нормативные договоры и соглашения.
Нормативные договоры и соглашения - это правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения между партнерами: юридическими и физическими лицами, работниками организации, филиала и работодателями.
Основы договорного регулирования партнерских отношений определяют Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 40-44, 45-51), Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (1992). Закон устанавливает правовые основы разработки, заключения и выполнения договоров и соглашений в целях содействия договорному регулированию социально-трудовых отношений и согласованию действий между партнерами, а также механизм развития социального партнерства в сфере трудовых отношений. В соответствии с законодательством нормативные договоры и соглашения заключаются на следующих уровнях.
На федеральном уровне действует Генеральное соглашение, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений. Заключается между общероссийским объединением профессиональных союзов, объединениями работодателей и Правительством РФ. Действует на всей территории РФ. Например, Генеральное соглашение между общероссийским объединением профсоюзов, общероссийским объединением работодателей и Правительством РФ на 2002-2004 гг.
На уровне субъекта РФ действует региональное соглашение. Устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ, а также нормы оплаты труда и другие условия. Заключается между объединением профессиональных союзов, объединением работодателей и правительством субъекта РФ. Действует лишь на его территории.
На отраслевом уровне действует отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение. Определяет направления социально-экономического развития отрасли, условия труда, нормы оплаты труда, а также социальные гарантии для работников данной отрасли. Заключается соответствующим советом отраслевого профсоюза с отраслевым объединением работодателей (в нашем случае, с Министерством культуры РФ) и Министерством труда и социального развития РФ (как исполнительным органом власти). Распространяется только на работников данной отрасли.
На территориальном уровне заключается специальное соглашение. Определяет условия для решения определенных социально-трудовых проблем, связанных с территориальными особенностями. Заключается между представителями соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов), работодателями (объединениями работодателей) и органами исполнительной власти данной территории (города, района).
На локальном (базовом) уровне, т. е. на уровне конкретной библиотеки действуют двухсторонний коллективный договор между администрацией и выборным органом профессиональных союзов и индивидуальные трудовые контракты администрации с отдельным работником, заключаемые в целях регулирования трудовых отношений.
Практика заключения индивидуальных трудовых контрактов обусловлена активно развивающимися процессами дифференциализации и индивидуализации труда в библиотеке, которой необходимы не только библиотекари, но и инженеры-программисты, экономисты, юристы, а также специалисты других отраслей. Однако развитию этой новой, вполне закономерной тенденции, мешают зачастую необоснованные попытки искусственно противопоставить индивидуальный контракт коллективным договорам. К тому же морально-психологическое состояние каждого работника зависит не только от уровня его материальной заинтересованности, но и от общего материально-технического и экономического состояния, а также социального климата в самой библиотеке.
В качестве примеров можно назвать нормативные договоры и соглашения, регулирующие правоотношения в социально-культурной и образовательной сфере, касающиеся, в той или иной степени развития сотрудничества и партнерства библиотек.
Так, например, краевое (региональное) соглашение между администрацией Алтайского края, краевым объединением работодателей и краевым советом профсоюзов содержит раздел «Социально-культурная сфера». В нем администрация края обязуется реализовать целевую программу «Комплектование библиотечных и музейных фондов, обеспечение безопасности музейных фондов» и «Компьютеризация библиотек Алтайского края».16
Договор об общественном согласии и социальном партнерстве в Республике Мордовия подписан главой Республики Мордовия, председателем Государственного собрания, председателем Правительства, главой местного самоуправления, председателем федеральных профсоюзов республики, руководителями ассоциаций предприятий промышленности, Советом ректоров высших учебных заведений, Советом директоров средних учебных заведений, руководителями политических партий, религиозных организаций, общественных объединений, средств массовой информации. Договор содержит специальный раздел 5 «Социально-гуманитарная сфера», где участники обязуются способствовать созданию необходимых условий для работы учреждений науки, образования и культуры, в том числе и библиотек.8
Социальное партнерство в отрасли культуры на территории Свердловской области, реализуется в виде трехстороннего соглашения по взаимодействию в решении наиболее актуальных социально-трудовых проблем. В соглашение внесен рекомендательный пункт для администраций городов и районов о введении коэффициента 1.2 к заработной плате работников библиотек, клубов, музеев.18
В Москве, среди действующих 19 городских отраслевых соглашений, подписано соглашение о социальном партнерстве между комитетом по культуре правительства Москвы и московским городским комитетом профсоюзов работников культуры. Оно содержит обязательства, принятые на себя комитетом по культуре правительства Москвы в отношении библиотек. В частности, о необходимости финансирования за счет городского бюджета охраны помещений массовых библиотек, работы передвижных фондов и МБА, содействие сохранности библиотечного фонда, недопустимости изъятия производственных помещений и площадей организаций и учреждений культуры, в том числе и библиотек. Закреплены и права профсоюзов по разработке и контролю над выполнением условий охраны труда; всем подведомственным организациям рекомендовано разработать и согласовать с профсоюзными комитетами положения о премировании и надбавках, регулирующие порядок формирования фонда оплаты труда, в том числе из внебюджетных источников.2, 21
Помимо перечисленных нормативных договоров и соглашений, в библиотеках используются другие их виды. С учетом организационно-экономической и функциональной деятельности библиотеки специалисты выделяют следующие виды договоров:
договоры, регулирующие отношения внутри библиотеки (администрации с учредителями, администрации с трудовым коллективом);
договоры купли-продажи услуг и продукции, конкретных прав, арендные, авторские, лицензионные соглашения;
договоры подряда на создание и передачу интеллектуальной продукции, библиотечно-информационного обслуживания пользователей;
договоры о совместной деятельности - создании временных организационно-правовых структур, поручения, коммерческие, агентские, займа и кредитования;
особые договоры о благотворительном обеспечении (дарении, пожертвовании и пр.).11
Локальные нормативные акты, нормативные договоры и соглашения играют исключительно важную роль как инструменты правового регулирования социального партнерства библиотек. Они способствуют организации и управлению, создают условия для рационализации юридической деятельности и оптимизации процесса правового упорядочения библиотечных правоотношений.

1 Библиотеки, социальное партнерство, благотворительность / Сост.: Е. М. Ястребова; М-во науки и технологий РФ; Гос. публ. науч-техн. б-ка России. - М., 1999. - 20 с.
2 Бирюков П. П. Регулирование социально-экономических и трудовых отношений: (На примере Центрального административного округа г. Москвы). - М., 1999. - 347 с.
3 Бутковская М. От ошибок спасут документы // Независ. библ. адвокат. - 2000. - № 1. - С. 9-15.
4 Дворкина М. Я. Договор с читателем: вчера и сегодня // Независ. библ. адвокат. - 2001. - № 1. - С. 36-41.
5 Документы в гражданско-правовых отношениях / Под ред. М. Ю. Тихомирова. - М., 2000. - 696 с.
6 Земсков А. И. Социальное воздействие использования информационных технологий в России // Науч. и техн. б-ки. - 2001. - № 8. - С. 4-12.
7 Зозулина О. А. Социальное партнерство как условие культуротворческой деятельности библиотеки мегаполиса: (На примере ЦБС № 27 ЦАО г. Москвы) // АИФ Новая б-ка. - 2003. - № 5/6. - С. 38-45.
8 Иванова Л. А., Киричек П. Н. Социальное партнерство. Новый модус бытия. - Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2002. - 196 с.
9 Из опыта роботы ЦБС: образцы уставных, нормативных и программных документов. - Губкинский, 2001. - 96 с.
10 Ионов А. А., Ионова О. Б. Социальное партнерство как социокультурный феномен. - М.: МАКС Пресс, 2002. - 72 с.
11 Клюев В. К., Суворова В. М. Хозяйственно-договорные отношения в библиотечной сфере: Науч.-практ. пособие. / Рос. акад. с.-х. наук. ЦНСХБ. - М., 2001. - 116 с.
12 Крылов К. Д. Социальное партнерство в современных условиях: Сравнительно-правовой обзор. - М.: Профиздат, 1998. - 112 с. - (Б-чка профсоюзного активиста; Вып. 4).
13 Куликова Л. Директору: Умеете ли вы правильно организовать труд своих работников? Сотруднику: Какими должны быть ваши должностные инструкции? // Независ. библ. адвокат. - 2000. - № 2. - C. 14-19.
14 Куликова Л. Разработка учредительных документов - дело непростое // Независ. библ. адвокат. - 2001. - № 2. - C. 11-15.
15 Малкова В. С. Учреждения культуры в новой социокультурной среде регионов // Библиотеки в информационном поле региона: Материалы науч.-практ. конф. - Мурманск, 1998. - С. 87-89.
16 Манилова Т. Л. Информационные ресурсы российских библиотек: социальный аспект // Науч. и техн. б-ки. - 2001. - № 8. - С. 12-16.
17 Мишин А. К. Социальное партнерство в Российском обществе: Теоретико прикладной анализ / М-во труда и социал. развития РФ; Алтай. гос. ун-т. - Барнаул: Изд-во ГИПП «Алтай», 1998. - 125 с.
18 Носкова М. С. Социальная защита работников библиотек Свердловской области // Мир библиотек сегодня. - 1998. - Вып. 2. - С. 10-14.
19 Организационно-технологическая документация ГПНТБ СО РАН: Система фондов / отв. исп.: М. Ю. Дудник-Барковская; Отв. ред. Е. Б. Соболова; ГПНТБ СО РАН. - Новосибирск, 2001. - 42 с.
20 Поздеева Н. Новое время - новые партнеры: (социальные функции библиотек) // Библиотека. - 2002. - № 6. - C. 65-66.
21 Татарникова С. Н. Городские отраслевые соглашения в Москве: Методич. пособие в помощь представителям сторон социального партнерства в городе Москве / Учеб. метод. центр Моск. федерации профсоюзов. - М., 2002. - 72 с.

Социальное партнерство в деятельности муниципальных библиотек региона за последние годы стало одним из важных направлений. Оно объединило всех, кто неравнодушен к книге, кого волнует судьба библиотек, тех, кто искренне хочет помочь библиотеке в ее повседневных делах и развитии. Это сотрудничество помогает улучшить библиотечное обслуживание, сделать ярче и качественнее библиотечные мероприятия, удовлетворяет потребность пользователей в получении необходимой информации и услуг. Практически ни одно мероприятие в библиотеке, пожалуй, не обходится силами только самих библиотекарей, всегда рядом – надежные партнеры, помощники-волонтеры, спонсоры и меценаты, читатели. Среди единомышленников библиотек сегодня можно назвать и местные власти, и представителей организаций, учреждений, бизнес-сообщества, средств массовой информации, и, конечно, читателей.

Примером успешного сотрудничества могут служить многие библиотечные мероприятия и акции, проведенные в 2012 году.


Одним из примеров положительного сотрудничества ЦБС г. Пскова в 2012 году стало проведение Интернет-круглого стола «Становление государственности на Северо-Западе Руси» (Псков – Великий Новгород – Изборск). Партнерами историко-краеведческой библиотеки им. И.И. Василёва г. Пскова выступили Псковский Государственный университет, Псковский музей-заповедник, Новгородский музей-заповедник.

Главным социальным партнером библиотек в муниципальных образованиях региона являются местные власти, которые оказывают поддержку в реализации социально значимых библиотечных проектов и акций. Органы местного самоуправления не менее заинтересованы в развитии общедоступных библиотек, поскольку несут ответственность за качество жизни местного сообщества, правовое воспитание и просвещение граждан, обучение их основам организации жизни в новых условиях, приобщение к культуре и информации.

Органы местного самоуправления содействуют успешной деятельности библиотек, принимают меры по их технической модернизации, участвуют в их работе, поддерживают как в инновационных начинаниях, так и в повседневной работе. Так, администрации сельских поселений Пустошкинского района откликнулись на ходатайства директора районной библиотеки и оказали материальную помощь библиотекам в проведении подписной компании на 2012-2013 гг. Администрация Алольской волости финансово поддерживает деятельность сельских библиотечных учреждений. Пустошкинский хлебокомбинат оказывает материальную поддержку библиотеке, а библиотека открыла на предприятии книгопередвижку.


Библиотеки, в свою очередь, осуществляют информационное обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления. Во многих сельских библиотеках проходят приемы депутатов, совещания глав Администраций районов и другие мероприятия. Например, при Плюсской ЦРБ работают: «Уголок самоуправления при библиотеке», «Консультативный пункт для населения района по вопросам ТСЖ», «Консультативный пункт для населения района по вопросам гражданской обороны». Оформлены постоянно действующие выставки «ЖКХ: вопросы и ответы», «Местная власть: обозрение официальных документов», которые обновляются обязательными экземплярами документов, подготовленных органами местного самоуправления. На базе учебно-консультативного пункта библиотеки в мае 2012 года был проведен обучающий семинар «Учеба по противопожарной безопасности» для руководителей организаций и учреждений культуры совместно с отделом ГО и ЧС. Большая совместная работа была проведена библиотеками ко Дню поселка по подготовке торжественных мероприятий, посвященных Дню освобождения Плюссы, 85-летию образования Плюсского района.

На круглом столе «Новоржевская культура: история и современность» в центральной районной библиотеке работники администрации и библиотечные специалисты совместно обсудили вопросы состояния культуры в районе. Оценку деятельности учреждений в целом дала начальник отдела по культуре, молодёжной политике и спорту Администрации района Е.Е. Степанова. Директор МУК «Новоржевская ЦРБ» Л.Е. Яковлева познакомила с историей развития библиотечного дела. О творческом пути ансамбля «Новоржевские скобари» рассказал его участник М.И. Голубков. Опытом удачного сотрудничества с клубами поделились библиотекари Макаровского и Жадрицкого сельских филиалов. Об авторских выставках народных мастеров в библиотеке рассказала библиотечный работник Вехнянского сельского филиала. Взаимное социальное партнёрство способствует организации культурного досуга населения, нужно укреплять связи – к такому выводу пришли участники круглого стола.

Примером положительного сотрудничества в Новоржевском районе может служить праздничная программа ко Дню семьи, любви и верности, подготовленная совместно при участии Жадрицкого сельского филиала - библиотеки, сельского клуба, администрации сельского поселения «Жадрицы», Центра социального обслуживания населения района. Праздник получился торжественным и добрым, благодаря совместным усилиям.

На селе библиотекари активно работают с органами местного самоуправления, помогают проводить сходы граждан, оповещают население о мерах противопожарной безопасности, поздравляют на дому ветеранов с праздниками, помогают им собрать различные справки, участвуют в организации и проведении Дней волостей. Представители органов местного самоуправления - частые гости на мероприятиях, проводимых учреждениями культуры, в т.ч. и библиотеками, а библиотекари для них самые надёжные помощники

В Невельском районе в 2012 году налажены партнёрские отношения с руководителями семейного эколагеря (г. Москва), который расположен в живописном месте в д. Фенёво на территории Невельского района. Их концепция — активный и познавательный отдых. Примером сотрудничества является проведение мастер-классов, обучающих семинаров на базе сельских библиотек Невельской ЦРБ. В 2012 году такое мероприятие было проведено на базе Трехалёвской сельской библиотеки. Деловое партнёрство, взаимодействие лучше раскрывает возможности библиотек, помогает донести информацию до пользователей в более яркой, зрелищной форме.

Библиотеки и местные администрации реализуют совместные целевые программы и краеведческие издательские проекты. Сотрудники ЦРБ Великолукского района совместно с районной Администрациейпринимали активное участие в подготовке к изданию книги «Исторические вехи земли Великолукской» (к 85-летию Великолукского района). Специалисты ЦРБ подготовили и провели презентацию книги, а в дар от администрации библиотека получила 40 экз. книг. В Стругокрасненском районе спонсором издания литературно-краеведческого альманаха «Наш край» уже много лет является Администрация Струго-Красненского района; администрация городского поселения Струги Красные, администрация сельского поселения «Марьинская волость» оказали финансовую поддержку и при издании книги «Нам есть что помнить, кем гордиться».

Многие муниципальные библиотеки наладили прочные партнерские отношения с местными отделениями творческих союзов, политических партий и общественными организациями. В 2012 году получили дальнейшее развитие партнерские отношения Центральной городской библиотеки ЦБС г. Пскова с Псковским отделением общероссийской общественной организации - Общество «Знание», Псковскими региональными отделениями творческих союзов: Союз краеведов России, Союз писателей России, Союз композиторов России. Получили развитие связи с Псковским землячеством в Москве. Также среди партнеров: общественное движение «ПсковАРТ»,общественная организация «Зоозащита», Союз фотографов и видеографов Псковской области, Псков Аниме Клуб и другие. В 2012 году ЦБС г. Пскова были осуществлены совместные креативные проекты с молодыми фотографами портала «Лица Пскова».

Постоянные социальные партнеры библиотек г. Великие Луки – комитеты и управления Администрации города, библиотеки других ведомств, практически все учреждения культуры: Великолукский драматический театр, Детские музыкальные школы и школа искусств, Дом культуры, краеведческий музей и краеведческое общество, отделение партии «Единая Россия», общественный совет по вопросам историко-культурного наследия, совет ветеранов, общество инвалидов, СМИ и другие. Все городские акции и праздники проводятся в содружестве с социальными партнерами. Так, в программе «Милый сердцу уголок» в День города с библиотеками вместе принимали участие школы, учреждения культуры, общественные организации и др.

В Гдовском районе с о всеми учреждениями, общественными и профессиональными организациями города и района налажены хорошие партнерские отношения. В прошедшем году появились новые партнеры: Дом-интернат для престарелых и инвалидов. В планах сотрудничества - проведение совместных мероприятий, предоставление информационных ресурсов библиотеки, профессиональное информирование сотрудников интерната, а для жителей Дома-интерната библиотекари уже при первой встрече подарили комплект книг. Продолжается сотрудничество библиотек с районными отделениями молодой общественной организацией «Союз женщин России». Так, гдовские библиотеки получили поддержку в акции «Расти с книгой, малыш!», им выделили средства на приобретение книг для новорожденных малышей и их родителей. Также поддержали районный проект литературно-юношеских чтений «Молодежь читают классику». Юношам, участвующим в чтениях, подарили флэш-карты, девочкам - книги. В планах совместной работы создание «телефона доверия», проведение акции «Волна памяти» о роли гдовских женщин в годы войны, правовое просвещение, организация юридических консультаций и другие мероприятия.


В Дновском районе по инициативе регионального отделения партии «Справедливая Россия», общероссийского общественного движения «Социал-демократический союз молодёжи России» в Псковской области, учреждений культуры и центральной районной библиотеки прошла акция по сбору книг в районные библиотеки Дновского, Дедовичского и Порховского районов. В период проведения выборов библиотеки сотрудничают с территориальными избирательными комиссиями, помогают готовить информацию для избирателей.

Библиотеки региона в целях решения общих задач стараются выстраивать взаимовыгодные отношения с организациями, учреждениями и частными лицами.

Библиотеки МАУК «Централизованная библиотечная система» г. Пскова привлекают к сотрудничеству при проведении мероприятий по программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории муниципального образования «Город Псков» на 2011-2014 годы» специалистов-профессионалов: сотрудников Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Псковской области, прокуратуры, наркологического диспансера. В проведении мероприятий патриотического характера традиционно принимают активное участие военнослужащие 76 дивизии и спецназа, воспитанники Центра внешкольной работы «Патриот». В 2012 году продолжилось сотрудничество библиотек г. Пскова с «Псковским городским молодежным центром». Среди партнеров – «Образовательный центр социальной адаптации», ООО «Юридический департамент», Государственный архив Псковской области, «Археологический центр», Псковский музей – заповедник.

В Великих Луках постоянными добрыми партнерами библиотеки являются: школы и лицеи, училища, техникумы, вузы. Более 16 лет продолжается сотрудничество с «Центром социального обслуживания г. Великие Луки». В течение года проведено более 30 мероприятий. Учащиеся имеют возможность прикоснуться к творчеству многих поэтов, писателей, музыкантов. Партнерские связи с творческими коллективами Детской художественной школы и Детской школы искусств позволяют регулярно организовывать в библиотеке выставки работ учащихся художественной школы, праздники, тематические вечера. Спонсором библиотеки-филиала № 2 является депутат Великолукской городской Думы, генеральный директор ООО «Статус Пресс» Корнев А.Ю., благодаря которому библиотека получает более 30 наименований периодических изданий, что очень помогает в библиотечной работе. Сотрудничество библиотеки и прихода храма Вознесения Христова г. Великие Луки Псковской епархии РПЦ способствует приобщению к познанию русской истории, истории русской православной церкви и формированию духовно богатой личности. В читальном зале библиотеки работает Воскресная школа.


Библиотеки Бежаницкого района работают совместно с приютами: в Кудевери - с детским приютом, в Чихачево - с домом-интернатом для престарелых и инвалидов. Хорошие партнерские отношения сложились с районным Советом ветеранов войны и труда, с руководителями первичных ветеранских организаций на местах. В 2012 году ра сширился перечень социальных партнеров Куньинской ЦРБ: налажено сотрудничество с Куньинским отделением Союза пенсионеров России и общественно-политической организацией «Дети войны». Успешно развиваются партнерские отношения и деловое сотрудничество с Центром занятости населения. Во время летних каникул в районной библиотеке было создано одиннадцать временных рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан, в т.ч. в Жижицкой и Ущицкой сельских библиотеках, подростки оказали существенную помощь библиотекам в их работе.

Библиотеки Локнянской ЦРБ в 2012 году наиболее тесно сотрудничали с Советом ветеранов. Активно работали клубы для пожилых людей, проводились библиотечные посиделки, праздники, вечера. Было проведено много интересных мероприятий. Например, Локнянская ЦРБ принимала участие в празднике улицы Кушнаренко, оформляла плакаты на «Ветеранское подворье 2012». В рамках сотрудничества с Управлением Пенсионного фонда в Локнянском районе для сотрудников этой организации организован пункт выдачи литературы, а его специалисты в течение года оказывали помощь в проведении мероприятий для ветеранов, в работе клуба «Общение». Совместно с обществом слепых был организован и проведен семинар по теме: «Место и роль библиотеки в жизни людей с ограниченными возможностями». Огромная методическая помощь была оказана Локнянской ЦРБ Псковской областной специальной библиотекой для незрячих и слабовидящих, которая предоставила сценарий вечера и методические рекомендации по работе с этой группой пользователей библиотек.

Давний и надежный партнер всех библиотек Палкинского района Совет ветеранов войны и труда и его председатель Б.Т. Ильин, совместно с которым в библиотеках района проводятся встречи с псковскими писателями, проходят презентации книг Б.Т.Ильина, организуются мероприятия по патриотическому воспитанию. Администрации сельских поселений выступают партнерами библиотек при проведении мероприятий, посвященных Дню пожилого человека, Дню Победы, при праздновании Дней Деревень.

Сотрудничество с Государственным Управлением социального обслуживания населения Палкинского района позволило районной библиотеке наладить тесный контакт с клубом «Выходного дня», который работает при этой организации. Сотрудничество с клубом взаимовыгодно: у районной библиотеки появилась возможность расширить круг своих пользователей, привлечь к чтению 23 новых читателя, появилась и возможность проводить массовые мероприятия различной направленности. Налажено в районе сотрудничество детской библиотеки с Центром социального обслуживания, что позволило расширить круг обслуживаемых детей-инвалидов.

В Порховском районе с участием сотрудников УФМС России по Псковской области проведено мероприятие «Культура русского языка», способствующее адаптации иностранных граждан на территории России. Совместно с Пенсионным фондомдля членов клуба «Вечерние встречи» организована встреча с начальником отдела назначения и выплаты пенсий и проведен «Правовой ликбез». Частыми гостями стали в Опочецкой районной библиотеке представители Псковского областного центра «Призма», Союза пенсионеров России, Псковского Управления наркоконтроля в качестве консультантов при проведении Дней специалиста. Администрация городского поселения «Опочка», местное отделение партии «Единая Россия» и библиотека стали организаторами конкурса на лучший приусадебный участок ко Дню пожилого человека.

Круг друзей и партнеров Пушкиногорской центральной районной библиотеки насчитывает более 17 организаций, учреждений посёлка. Возрождению ценности чтения, повышению интереса к книге и литературе, развитию литературного творчества детей и юношества помогают: Союз писателей России и Союз художников России, много добрых интересных дел связывают библиотеки района с Детской школой искусств имени С. С. Гейченко, средней школой имени А.С. Пушкина, санаторной школой-интернатом, Зарецкой средней школой. Заочные экскурсии по Святым местам, часы православной беседы, диалоги - это те мероприятия, которые проходили в стенах библиотеки с представителями православной Казанской церкви и Святогорского монастыря.

У библиотек Печорской ЦБС сложились прочные партнерские отношения с Псково – Печерским монастырем, при поддержке монастыря ведется комплектование библиотек православной литературой. В ЦРБ работает Духовная школа, которой руководит игумен Хрисанф. На базе библиотеки проводятся заседания двух секций в рамках Корнилиевских чтений. Игумен Марк курирует работу клуба «Ветеран». Музыкальные коллективы монастыря (детско-юношеский хор, ансамбль «Гармония»), члены театральной студии православного детского движения «Вестники» неоднократно выступали в библиотеке.

Налажено стабильное партнерство библиотек с учреждениями образования, культуры, высшими учебными заведениями , в том числе с Псковским государственным университетом, Российской международной академией туризма, Государственным университетом сервиса и экономики и др. Результатом тесных взаимоотношений стало увеличение числа участников городских олимпиад, конференций, чтений. В практике совместной работы: проведение профессиональных мероприятий, семинаров, Дней информации, организация выездных читальных залов.

На протяжении 10 лет Великолукская ЦРБ им. И.А.Васильева является площадкой для проведения семинаров, методических объединений и повышения уровня профессиональных знаний педагогов. В рамках программы «Новые технологии - новые пути взаимодействия» проведены три семинара для школьных библиотекарей. Сельские библиотеки Великолукского района (Борковская, Пореченская, Купуйская библиотеки) расширяют содержание своей деятельности, сочетая задачи информационного учреждения с функциями музея, выставочного зала. Так, Пореченская сельская модельная библиотека является выставочным залом для мастеров прикладного творчества. Великолукская ЦРБ совместно с Информационно-культурным центром, Борковским музеем имени писателя И.А. Васильева ежегодно проводит Праздник фронтовой поэзии «А музы не молчат».

Многие библиотечные мероприятия проводятся МУК «Усвятский районный центр культуры» в сотрудничестве с отделом по работе с молодёжью. Преподаватели Дома детского творчества тесно сотрудничают с детским отделением в проведении детских праздников, утренников. Из года в год крепнет связь со школами района.

В числе постоянных партнеров библиотек Новосокольнического района более 25 учреждений, предприятий и общественных организаций. В качестве основного партнера в своей работе они считают Псковскую областную универсальную научную библиотеку. Сайт ПОУНБ стал ежедневным помощником в повседневной работе библиотек района. Благодаря поддержке методистов областной библиотеки, теперь есть возможность размещать информацию о жизни библиотек района на библиотечном портале и быть в курсе дел своих коллег и соседей. В этой работе помогает и Зональная школа качества.

В 2012 году более тесными и взаимовыгодными стали партнерские отношения Новосокольнической ЦРБ с Управлением сельского хозяйства. Помимо информирования, участия в работе клуба цветоводов на базе библиотеки было организовано обучение специалистов сельского хозяйства района преподавателями ВГСХА. Хорошие партнерские отношения сложились с районным отделением Пенсионного фонда. По просьбе руководства была открыта передвижка для специалистов, оказана помощь в организации массовых мероприятий и выставок народного творчества, предоставление транспорта.

Библиотеки Псковской области поддерживают связь с региональными и местными средствами массовой информации, издательствами, которые помогают всесторонне освещать события библиотечной жизни региона.

Говоря о популяризации книги и чтения, библиотечные специалисты региона отмечают и такой нюанс сотрудничества с региональными СМИ: необходимо начать говорить не только о статусе чтения, а и о статусе чтения хороших книг, которые развивают духовный мир человека, и в этом помочь могут и СМИ.

Информационную поддержку библиотекам региона оказывают информационные Интернет-агентства : Псковское агентство информации, Псковская лента новостей, Центр деловой информации, Pskovlive .ru и др. «Библиотечный портал Псковской области» (portal . pskovlib . ru ) дает возможность муниципальным библиотекам рассказать о своей деятельности в виртуальном пространстве. В правовом просвещении информационными партнерами в работе муниципальных библиотек являются «Спецсвязь ФСО России», «Гарант», «Консультант Плюс», которые безвозмездно регулярно предоставляют пополняемый пакет справочной правовой информации.

Таких примеров совместного плодотворного сотрудничества можно привести много. И библиотеки благодарны всем, кто им помогает – и добрым словом и делом.


В Псковской областной универсальной научной библиотеке разработан новый проект – создание Альтернативного клуба социально-ответственных псковичей «Идеальное партнёрство» . Новый проект подготовлен сотрудниками отдела социокультурного развития и направлен на развитие сотрудничества между бизнес-сообществом, волонтерами и партнёрами библиотеки. При участии волонтеров впервые состоялись такие мероприятия, как ежегодная акция «День вспоминания любимых книжек» , Неконференция «Преодоление. Хочу жить!» , турнир по интеллектуальным играм в рамках фестиваля интеллектуальной литературы «2012 год: Литература без вымысла» . Областная библиотека предлагает всем желающим присоединяться к проекту на интернет-странице клуба (http://klubpskov.blogspot.ru/) . В основе «Идеального партнёрства» лежит теория, что рано или поздно человечество придёт к тому, что будет строить свою жизнь не только вокруг благ материальных, но и благ социальных. Участники клуба - наши современники, которые уже сегодня занимаются вопросами социального взаимодействия, социальными инвестициями. Познакомиться с участниками клуба или вступить в него можно на специально созданной виртуальной площадке - блоге «Идеальное партнёрство» (http://klubpskov.blogspot.ru ) . В числе своих партнеров, спонсоров, меценатов, библиотеки региона всегда будут рады видеть компании из разных сфер бизнеса, волонтеров, творческих и неравнодушных псковичей.

В настоящее время библиотечное сообщество Псковского региона ставит своей задачей дальнейшее развитие партнерских отношений библиотек с различными учреждениями и организациями, общественными объединениями по реализации социально значимых акций, библиотечных программ и инновационных проектов.


Подготовила: Левченко Алла Леонидовна , заведующая сектором отдела координации деятельности библиотек области Псковской ОУНБ.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО БИБЛИОТЕКИ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СРЕДЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНО -ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПОДХОД.

1.1. Эволюция ведущих направлений социального партнерства в библиотечно-информационной среде.

1.2. Социальное партнерство как фактор развития территориального библиотечного обслуживания.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ.

2.1. Трансформация роли муниципальной библиотеки в системе партнерского взаимодействия.

2.2. Социальное партнерство как активный компонент маркетинговых коммуникаций общедоступной публичной библиотеки.

2.3 .Перспективные модели социального партнерства российских муниципальных библиотек.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», 05.25.03 шифр ВАК

  • Проектная деятельность библиотек как фактор формирования социально-культурной среды региона 2004 год, кандидат педагогических наук Злотникова, Зинаида Ивановна

  • Муниципальная библиотека и местное самоуправление: теоретические, правовые и организационно-методические основы взаимодействия: На материале Уральского региона 2003 год, кандидат педагогических наук Гильфанова, Ирина Анатольевна

  • Микроэкономика библиотечного дела: Теоретико-методологическое исследование 2001 год, доктор педагогических наук Басамыгина, Ирина Николаевна

  • Формирование системы связей с общественностью детской библиотеки 2011 год, кандидат педагогических наук Ермакова, Елена Николаевна

  • Управление некоммерческими проектами в библиотечной сфере 2005 год, кандидат экономических наук Пурник, Антон Александрович

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Система социального партнерства муниципальной библиотеки: концепция, современное состояние, перспективы»

Кардинальные изменения, происшедшие во всех сферах жизни нашей страны на рубеже XX и XXI веков, обусловили поступательное формирование в России системы принципов и норм, регулирующих взаимоотношения и взаимодействия отдельных хозяйствующих субъектов. Происходит постепенное оформление интересов и прав социальных, корпоративных и региональных групп, формирование адекватных им институтов представительства, нормативно-правовой базы, наработка практики коллективного договорного регулирования.

Одним из демократических институтов, обеспечивающих баланс интересов различных структур общества является институт социального партнерства. Система социального партнерства как механизм регулирования социально-трудовых отношений получила развитие за рубежом в 50-е годы прошлого века, окончательно утвердившись в 60-е - 70-е годы. Наиболее развитая система социального партнерства сложилась в Германии, Швеции, Австрии. В меньшей степени она реализуется в США, странах Азии и Южной Европы. В России институт социального партнерства начал создаваться только в последнее десятилетие. Социально-экономическим фоном для него стало формирование в стране рыночных отношений.

Идея общественных отношений партнерского типа первоначально зародилась и развивалась в производственно-трудовой сфере. Социальное партнерство, исторически возникнувшее в качестве буфера между противоречиями интересов владельцев средств производства и трудовых коллективов, постепенно становится одним из основных критериев гражданского общества. Проблемы социального партнерства в последнее время привлекают внимание представителей самых различных отраслей деятельности. Библиотечно-информационная сфера не является исключением.

Совершенствование форм и методов библиотечной работы, расширение номенклатуры представляемых услуг, повышение конкурентоспособности на профильном рынке, с одной стороны, и необходимость развития ресурсов (финансовых, трудовых, материальных, информационных и др.), с другой, создают объективные предпосылки для участия библиотек в качестве одного из полноценных партнеров социального сотрудничества. Современная библиотека является учреждением, аккумулирующим интересы практически всех слоев общества. Постепенное формирование основ правового государства, обеспечение прозрачности деятельности властных структур на разных уровнях, совершенствование законодательной системы, широкое достоверное информирование граждан для обеспечения их осознанного политического выбора, развитие негосударственного сектора экономики создают возможность реализации долгосрочных библиотечных инициатив в противоположность кратковременным изменениям ситуации. Этим обусловлена необходимость профессионального сотрудничества библиотек с разноаспектными учреждениями, организациями, движениями. Многофункциональность библиотечной деятельности позволяет инициировать многосторонние партнерские проекты, объединяющие для решения общих задач усилия нескольких партнеров.

В последние годы вопросы социального партнерства в деятельности муниципальной библиотеки становятся наиболее актуальными, потому что поступательное движение библиотечной политики в данном направлении способствует продвижению интересов библиотечно-информационных учреждений в качестве совпадающих с интересами большинства членов местного сообщества. Осознание этих перспектив - одно из важнейших условий формирования действенной инновационной политики современной муниципальной библиотеки.

Территориальные особенности, которые экстраполируются на деятельность муниципальных библиотек, во многом определяют генеральное направление библиотечного развития. Но наряду с территориальными особенностями, существуют общие тенденции, определяемые движением российского общества к культуре демократии, формированием общественных гражданских институтов. Этот процесс затрагивает все социальные аспекты деятельности, включая библиотечно-информационное обеспечение. Социальное партнерство - социокультурный феномен, который объективно выступает стимулирующим фактором развития эффективного территориального библиотечного обслуживания.

Следует отметить, что социальное партнерство в качестве одного из условий совершенствования деятельности библиотеки, можно рассматривать только применительно к библиотекам, успешно реализующим соответствующую политику в конкретных муниципальных объединениях. Если объектами изучения становятся библиотеки, находящиеся в состоянии стагнации и не использующие в практике работы эффективные профилированные стратегии социального взаимодействия, их логично рассматривать как пассивные объекты неблагоприятных экономических и социальных факторов.

В период реформирования основ российского общества инфраструктура местного самоуправления существенно изменяется. Наиболее важными для библиотек новациями, связанными с реформой местного самоуправления, стал их фактический переход в непосредственное ведение органов местной власти, в том числе в части ресурсного обеспечения.

Основные положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (6 окт. 2003г., №131-Ф3) , устанавливающие правовые, территориальные, организационные и экономические нормы функционирования местного самоуправления в РФ, в полном объеме вступают в силу с 1 января 2009 г. В этой связи первостепенной задачей муниципальных библиотек является формирование системы многоаспектного взаимодействия с органами власти и другими субъектами муниципальных образований с позиций социального института. В данном контексте библиотеки должны рассматриваться в качестве активного субъекта, а не пассивного объекта муниципальной политики, что важно зафиксировать в нормативно - правовом поле в соответствии с вышеназванным Федеральным законом.

Вместе с тем до сих пор не сформулирована целостная концепция социального партнерства, адаптированного к деятельности библиотек, в частности муниципальных библиотек. Отсутствуют определение ключевого понятия и классификация видов социального партнерства с участием муниципальной библиотеки. Нет анализа практической реализации данного направления инновационной деятельности современной российской библиотеки (в том числе с учетом правовых новелл Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), не представлено научное обоснование перспектив развития социального партнерства в информационно - правовой сфере. Такая ситуация негативно отражается на практике работы муниципальных библиотек по реализации этого направления инновационной деятельности.

Особо актуальным и необходимым на территориальном уровне является изучение эволюции, анализ современного состояния и обоснование тенденции развития системы социального партнерства как одного из факторов успешной деятельности современной муниципальной библиотеки. Развитие отношений социального партнерства между муниципальными библиотеками и другими субъектами гражданского общества, формирующегося в нашей стране, правомерно рассматривать в качестве эффективного регулятора таких взаимоотношений.

Степень разработанности проблемы

В последнее десятилетие позиционирование муниципальной библиотеки как социального партнера все чаще становится предметом профессионального обсуждения среди библиотечного сообщества России. Проблеме возникновения и развития системы социального партнерства в сфере библиотечного дела посвящены публикации теоретиков и практиков библиотечного дела, в частности С.Ю. Белякова , В.В.Бубнова , Е.В.Никоноровой , И.П.Осиповой , М.Л.Поповой ,

М.Л.Тищенко и др. В них рассматриваются определение основных принципов и направлений социального партнерства, их реализация на практике и пр.

Весомый вклад в разработку проблематики муниципальных библиотек внесен Т.Л.Маниловой, которая в ряде работ обосновала роль муниципальных библиотек в современных условиях . Анализ комплекса внешних факторов (социальных, политических, экономических и др.), детерминирующих развитие социального взаимодействия в библиотечно-информационной сфере и влияющих на эволюцию роли библиотек в обществе, проводится в работах Ю.Б.Авраевой , М.Я.Дворкиной , З.И.Злотниковой , В.К.Клюева , Е.И.Кузьмина , А.И.Пашина , Н.Е.Поздеевой , И.М.Сусловой , Г.П.Фонотова .

Особое значение для осмысления и развития правового поля основ социального партнерства в сфере библиотечно-информационной деятельности имеют публикации О.Ф.Бойковой . Однако, рассматривая роль нормативных актов как легитимной основы партнерства в библиотечном деле, автор не ставит цели исследования структурно - содержательных особенностей формирования и дальнейшего развития данного социального института.

Серьезный вклад в изучение возможностей библиотеки как ресурсного партнера и субъекта экономического взаимодействия вносят публикации Л.А.Кожевниковой , И.Б.Михновой , А.АЛурник .

Опыт развития системы социального партнерства в качестве одного из аспектов инновационной деятельности библиотек обобщен в работах Ю.А.Гриханова , Е.Ю.Качановой , С.Г.Матлиной , Н.Т.Чуприной . Е.В.Никонорова в публикациях, затрагивающих тему партнерства , также считает участие библиотек в деятельности данного социального института одним из инновационных аспектов их деятельности.

Вопросы корпоративного сотрудничества как социокультурного феномена рассматривались в кандидатских диссертациях Р. Р. Крылова-Иодко и С. В. Кузичева .

В массив сведений, связанных с социальным партнерством и тенденциями его развития, постоянно вовлекаются новые эмпирические данные. Контент-анализ статей массового профессионального журнала «Библиотекарь»/«Библиотека» (1995-2006 гг.), посвященных проблеме социального партнерства, позволяет констатировать, что демократизация общественной жизни способствует трансформации взаимоотношений библиотек и других участников сотрудничества, определяемых термином «партнерство». Значительное увеличение количества статей, посвященных различным этой аспектам проблемы, предопределило выделение в структуре журнала с 1998 г. особой рубрики «Третий сектор».

Анализ эмпирического опыта библиотек, накопленного в различных регионах России, был произведен на базе публикаций С.А.Бражниковой , И.А.Гильфановой , И.В.Жданова , Г.А.Корепановой , Т.И.Коробкиной , Т.И.Толочко и др. Практическому опыту осуществления технологий внешнего партнерства посвящен цикл публикаций Ю.А.Бурсиной [ 31,32].

Важной источниковой базой исследования стали публикации и диссертационные работы, где представлены разноаспектные перспективные модели современных библиотек. В контексте рассматриваемой проблемы автором была использована характеристика микроэкономической модели функционирования библиотеки, предложенная В.К.Клюевым . В монографии И.С.Пилко представлена технологическая модель библиотеки, охарактеризованы основные библиотечные подсистемы. Модели взаимодействия библиотеки и некоммерческих общественных организаций даны в материалах конференции «Библиотеки и некоммерческие общественные организации» . Модель библиотеки, являющейся равноправным партнером других организаций и учреждений в условиях большого города, была разработана Н. Е. Поздеевой в кандидатской диссертации . В диссертационном исследовании Н.Т.Чуприной объективирована модель развивающейся библиотеки, интегрирующая инновационные направления деятельности. Значительный вклад в данную проблематику был внесен З.И.Злотниковой .

Важное значение для исследуемой темы имеют издания комплексного аналитического характера «Региональная библиотечная политика в условиях административной реформы» (2005) и «Библиотека в контексте административных реформ. Опыт реформирования: проблемы, поиск, решения» (2006) .

Опыт зарубежных библиотек как субъектов социального партнерства представлен в публикациях Борхарда П. , Х.Криль , Г.Хобома . В данных работах освещаются вопросы определения общественно - значимой миссии библиотеки, взаимодействия с муниципальными органами, привлечения к совместной деятельности заинтересованных субъектов, в том числе бизнес -структур.

О.Ю.Мурашко в рамках проектируемого диссертационного исследования последовательно изучала состояние и развитие профильного социального партнерства, представляя в своих публикациях широкий практический опыт в данном аспекте деятельности , постепенно осмысливая эмпирический материал на теоретико -методологическом уровне . Комплексное видение автором данной тематики изложено в выполненном диссертационном исследовании.

Общая научная задача - разработка целостной концепции деятельности муниципальной библиотеки в системе социального партнерства на основе изучения эволюции, обобщения современного состояния и прогнозирование перспектив профильного социального партнерства.

Выполнение общей научной задачи исследования осуществляется посредством реализации следующих частных задач:

Ретроспективно изучить, обобщить и проанализировать опыт работы зарубежных и отечественных библиотек в области социального партнерства;

Объективировать и охарактеризовать современное состояние системы социального партнерства в российском библиотечном деле;

Выявить факторы, определяющие развитие института социального партнерства в сфере библиотечной деятельности;

Разработать и обосновать перспективную универсальную модель эффективного социального партнерства для муниципальной российской библиотеки.

Объектом исследования является социальное партнерство в библиотечно-информационной сфере. Основная эмпирическая база исследования - сеть муниципальных библиотек Белгородской области, а также муниципальных библиотек Республики Карелия, Уральского региона, Алтайского и Красноярского краёв, Кемеровской, Московской и Псковской областей и др.

Предмет исследования - формирование и перспективы развития системы социального партнерства муниципальных российских библиотек, трансформация роли библиотеки в контексте социального партнерства.

Методология исследования. В основу исследования были положены концептуальные подходы к проблеме зарубежных социологов А.Даймонда и Т.Парсонса , отечественных философов и социологов А.С.Ахиезера , В.В.Комаровского , Г.Ю.Семигина , И.М.Файгенберга , В.АДдова . Изучение оригинальных исследований социологов и адаптация теоретических положений социального партнерства к теории и практике партнерства с участием муниципальной библиотеки предопределило использование в диссертации отдельных определений, относящихся к области социологии.

В процессе исследования автор опирался на концептуальные работы, посвященные трансформации роли библиотек в социокультурном пространстве. При создании перспективных моделей социального партнерства библиотеки автором применялся структурно-функциональный подход к библиотеке как к системе, состоящей из четырех подсистем. В данном контексте использовались труды отечественного библиотековеда Ю.Н.Столярова . С учетом особенностей исследуемой темы была также использована концепция регионального библиотековедения, обоснованная Н.С.Карташовым .

Также были проанализированы и использованы концептуальные подходы, предлагаемые в трудах И.К.Джерелиевской , Е.И.Кузьмина , И.Б.Михновой , А.В.Соколова , И.М.Сусловой и др.

Методы исследования: анализ (теоретических и эмпирических материалов, профильной документации); историографический метод; метод диагностики; метод экстраполяции; экспертные методы; моделирование.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в предложенной целостной концепции социального партнерства в библиотечно -информационной среде, а также в положениях, выносимых на защиту.

Теоретическая значимость исследования: расширено представление о возможности и особенностях социального партнерства применительно к библиотечно-информационной сфере с позиции системного подхода; обогащен понятийный аппарат профильного менеджмента; обоснована универсальная модель эффективного социального партнерства современной российской муниципальной библиотеки.

Практическая значимость исследования состоит в разработке алгоритма и внедрении эффективных методик реализации системы социального партнерства применительно к повседневной деятельности муниципальной библиотеки. Данные технологии используются в работе Централизованной библиотечной системы г. Старый Оскол Белгородской области и успешно заимствованы муниципальными библиотеками других регионов России. Это позволило существенно развить ресурсный потенциал библиотек, содействовать формированию их устойчивого положительного имиджа в местном сообществе (в том числе у органов муниципального управления), о чем свидетельствует фактографическая информация и отзывы специалистов.

Апробация результатов исследования

Промежуточные результаты исследования востребовались в процессе разработки локальных нормативных актов и научно - методической документации Централизованной библиотечной системы г. Старый Оскол Белгородской области. Материал диссертации применялся при подготовке и реализации трех авторских проектов (общегородской акции «Читай - не тормози!» /2003 - 2004/ в рамках программы «Чтение» Института «Открытое общество» Фонда Сороса (Россия), общегородская программа «Малыш и мама не одиноки» /2004/ в рамках Всероссийского конкурса «Лучшие программы для семьи», общегородской благотворительной акции «Говорящие книги» /2006/).

Основные положения диссертации были изложены в 14 профильных публикациях автора , в том числе опубликованных на страницах федеральных профессиональных журналов «Библиотека» и «Библиотековедение» . Отдельные аспекты диссертационного исследования сообщались на X Международной научной конференции «Библиотечное дело - 2005: деятельность библиотек и развитие информационной культуры общества» (Москва, МГУКИ, 2005), «Скворцовских чтениях - 2006» (Москва, МГУКИ, 2006), Международной научной конференции «Библиотечное дело - 2007: современные ресурсы и технологии» (Москва, МГУКИ, 2007), IV Всероссийской школе библиотечной инноватики (Белгород, АПРИКТ, РГБ, Белгородская государственная универсальная научная библиотека, 2003), VII Всероссийской школе библиотечной инноватики (Белгород, АПРИКТ, РГБ, Белгородская государственная универсальная научная библиотека, 2006), региональной научно-практической конференции «Библиотеки Белгородчины: изменение функциональной парадигмы в контексте общественного развития» (Белгород, Белгородская государственная универсальная научная библиотека, 2005), заседаниях Клуба методистов муниципальных библиотек Белгородской области. Материалы диссертации активно используются в профессиональной деятельности автора в должности методиста-менеджера ЦБС г. Старый Оскол Белгородской области, в том числе при составлении профильных документов.

Достоверность исследования подтверждена изучением представительной источниковедческой базы, использованием репрезентативной совокупности научных методов, многоаспектной профессиональной общественной экспертизой ключевых теоретических положений диссертации в процессе их обсуждения на совещаниях, конференциях и семинарах различного уровня (включая международный), предварительной практической апробацией и внедрением основных концептуальных рекомендаций исследования, которые доказали свою эффективность.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Демократический институт социального партнерства правомерно рассматривать в качестве одного из ключевых факторов развития муниципальной библиотеки в условиях местного самоуправления. Он обуславливает комплекс многовариантных отношений между субъектами партнерства (при инициирующей роли библиотеки), целью которых является ресурсно - организационное информационных потребностей реальных и потенциальных пользователей библиотечных услуг.

2. Участие в социальном партнерстве является инновационным аспектом в деятельности библиотечно-информационных учреждений, требует переосмысления их роли в социуме и нового концептуального подхода к партнерским отношениям с учетом объективных законов общественного развития. В качестве видов социального партнерства применительно к муниципальной библиотеке могут рассматриваться гражданское партнерство, партнерство с информационными организациями, партнерство с организациями культуры, партнерство с общественными организациями, партнерство с образовательными учреждениями, экономическое партнерство, профессиональное партнерство.

3. Муниципальная библиотека способна выполнять инициирующую функцию при формировании территориальной системы социального взаимодействия. Развитие системы социального партнерства сопровождается трансформацией роли библиотеки внутри партнерского взаимодействия (от традиционализации к модернизации) и позволяет не только занять место равноправного субъекта в партнерстве, но и стать равноправным субъектом муниципальной политики. Принципиальной задачей муниципальной библиотеки является выбор социальных партнеров, адекватных целям и задачам библиотечного обслуживания населения на территории муниципального объединения.

4. Большинство функций библиотечного маркетинга (исследовательская, коммуникативная, стимулирующая) непосредственно связаны с развитием социального партнерства и легко комплексируются в так называемый маркетинг партнерства. Приоритетным направлением осуществления маркетинговых коммуникаций в системе социального партнерства с участием библиотеки является комплекс РЯ - мероприятий, обеспечивающий формирование позитивного общественного восприятия библиотечной деятельности (ее роли, потенциальных возможностей и текущих результатов).

5. Среди моделей, разработанных в исследовании, наиболее перспективной является концептуальная модель партнерства стратегического характера. Данная устойчивая модель, предполагающая, наиболее эффективное функционирование профильного партнерства как социального института, четко отражает в нем место и роль муниципальной библиотеки, дает представление об алгоритме возникновения и реализации социального партнерства с ее участием. Главная особенность предложенной модели - четырехблочная структура, логически отражающая общие особенности осуществления социального партнерства муниципальных библиотек с учетом влияния социально - экономических факторов.

2003 год, кандидат педагогических наук Чуприна, Надежда Тихоновна
  • Социальные технологии в структуре библиотечной деятельности 2004 год, кандидат педагогических наук Яковлева, Надежда Васильевна

  • 2002 год, кандидат социологических наук Тетерина, Татьяна Анатольевна

  • Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

    Совершенствование форм и методов библиотечной работы, расширение номенклатуры предоставляемых услуг, повышение конкурентоспособности на профильном рынке, с одной стороны, и необходимость развития ресурсов с другой, создают объективные предпосылки для участия библиотек в качестве одного из полноценных партнеров социального сотрудничества.

    Современная библиотека является учреждением, аккумулирующим интересы практически всех слоев общества. Постепенное формирование основ правового государства, обеспечение прозрачности деятельности властных структур на разных уровнях, совершенствование законодательной системы, широкое достоверное информирование граждан для обеспечения их осознанного политического выбора, развитие негосударственного сектора экономики создают возможность реализации долгосрочных библиотечных инициатив в противоположность кратковременным изменениям ситуации. Этим обусловлена необходимость профессионального сотрудничества библиотек с разноаспектными учреждениями, организациями, движениями.

    Многофункциональность библиотечной деятельности позволяет создавать многосторонние партнерские проекты, объединяющие для решения общих задач усилия нескольких партнеров. Социальное партнерство с участием муниципальной библиотеки сегодня правомерно рассматривать в качестве социокультурного феномена, который объективно выступает одним из важных условий развития территориального библиотечного обслуживания.

    Но при этом следует отметить, что для получения весомого экономического и социального эффекта от мероприятий социального партнерства следует четко определить их организационные и правовые аспекты. Теоретиками и практиками до настоящего времени в полной мере не выделены субъекты социального партнерства применительно к библиотечному делу. В качестве субъектов партнерства рассматриваются преимущественно учреждения культуры, образования, рекреационной сферы. Суть социального партнерства как общественно-политического демократического института, приходящего на смену социальной практике безраздельного господства государственной собственности, заключается в создании таких условий взаимодействия, при которых будет реализовано сочетание интересов всех социальных групп и сообществ на основе взаимовыгодного сотрудничества, а не конкуренции.

    Социальное партнерство имеет неоспоримые перспективы для развития всех форм библиотечной деятельности и заслуживает более пристального изучения с целью применения в практической деятельности муниципальных библиотек.

    Основополагающими организационными аспектами создания и развития социального партнерства являются: определение своего места в социокультурном пространстве обслуживаемой территории; реализация стратегии развития; установление устойчивых взаимоотношений с различными структурами территориального образования на основе правового регулирования.

    Представить полную картину возникновения, функционирования и развития социального партнерства как одного из факторов совершенствования территориального библиотечного обслуживания невозможно без классификации его видов. Адаптируя подход видного исследователя проблемы американского социолога А. Даймонда, предлагаем следующую классификацию видов социального партнерства, развивающуюся в практике библиотечной работы в условиях муниципального образования.

    Гражданское партнерство. Реализуется на базе «первого сектора» гражданского общества, включающего в себя: правительственные структуры, законодательные структуры и т.д. Первостепенное значение для муниципальных библиотек приобретает партнерство с муниципальными органами власти, возможность установления которого обуславливает тот факт, что (при всем различии этих социальных институтов) в данный период формирования в стране гражданского общества происходит трансформация их деятельности.

    Социальная модернизация библиотек выдвигает задачи изменения содержательного наполнения информационно-библиотечной работы, развития новых социальных функций, адаптации к новой социально-политической и экономической среде на уровне муниципального образования. Вышеперечисленными обстоятельствами предопределены изменения во взаимоотношениях и стереотипах поведения, создание принципиально новых моделей взаимодействия. Процесс становления социального института местного самоуправления библиотечного обслуживания на основе социального партнерства. Законодательно модель взаимоотношений между библиотекой и властью закреплена в первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (1994), федеральном законе «О библиотечном деле» (1994), региональных законодательных актах. Органы власти являются учредителями муниципальных библиотек, а библиотеки - учреждениями, образованными с целью реализации делегированных обществом в адрес власти задач. Учредитель определяет библиотеке перечень функций и направлений ее деятельности, которые соотносит с потребностями населения. В свою очередь, библиотека должна выполнять функции, закрепленные учредителем, внося свои предложения по их дополнению и развитию.

    Наиболее важной для библиотек новацией, связанной с реформой местного самоуправления, стал их фактический переход в непосредственное безраздельное ведение органов местной власти, в том числе в части ресурсного обеспечения. Основные положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 окт. 2003г. № 131-ФЗ, устанавливающие правовые, территориальные, организационные и экономические нормы функционирования местного самоуправления в РФ, в полном объеме вступают в силу с 1 января 2009 г. В этой связи первостепенной задачей муниципальных библиотек является формирование системы взаимоотношений с органами власти и другими субъектами муниципальных образований с позиций социального института. В данном контексте библиотеки должны рассматриваться в качестве активного субъекта, а не пассивного объекта муниципальной политики, что важно зафиксировать в нормативно-правовом поле, формирующемся в соответствии с вышеназванным федеральным законом.

    Рассматривая социальное партнерство как условие эффективной территориальной библиотечной стратегии, нельзя упускать из виду такой его важный аспект, как экономическое сотрудничество с органами власти. При значительном сокращении государственного финансирования одна из приоритетных задач библиотечной политики заключается в том, чтобы доказать чиновникам местной администрации необходимость активного содействия развитию библиотеки, дополнительного (программно-целевого) финансирования ее деятельности для решения проблем свободного доступа к информации, духовного развития личности. В настоящее время, когда местное сообщество все активнее заявляет о своих интересах, востребованность библиотеки населением, соответствие уровня решаемых задач уровню потребностей пользователей непосредственно влияют на отношение к библиотеке со стороны местной власти. Результативность деятельности библиотеки как главного ресурса информации для муниципального образования, без которого невозможно нормальное функционирование общественно-полезных сфер, во многом определяют объемы бюджетного финансирования. В практике работы муниципальных библиотек в полной мере должен быть использован такой механизм социального партнерства с местной властью, как целевая финансовая поддержка проектной деятельности. В ряде регионов одним из ее видов являются муниципальные гранты в области культуры, предоставляемые на конкурсной основе, а также инвестирование целевых программ библиотек по предоставлению дополнительных социальных услуг населению.

    Партнерство с информационными организациями. Данный вариант партнерства включает организации, способствующие становлению гражданского общества посредством распространения различных видов информации. Партнерство с информационными организациями позволяет библиотекам осуществлять развитие политики библиотечного маркетинга, формировать положительный имидж библиотеки и ее сотрудников у населения, властных и общественных структур, позиционировать способность библиотеки соответствовать потребностям местного сообщества. В числе потенциальных участников такого социального партнерства, прежде всего, следует выделить средства массовой информации. Информационная поддержка библиотечных акций со стороны СМИ содействует продвижению книги и мотивации чтения, привлечению в библиотеку новых. Этот вид библиотечного партнерства в последние годы наиболее активно используется муниципальными библиотеками.

    Перспективным является партнерство с книгоиздательскими и книготорговыми фирмами. Имеется немало примеров развивающегося сотрудничества библиотек с книготорговыми организациями. Активное участие библиотеки в формировании муниципального книжного рынка позволяет привносить элементы организованности в его стихийное состояние. Основанием для подобного рода партнерских связей является то обстоятельство, что библиотечные специалисты являются профессионалами в области книжного дела, постоянно связаны не только с продукцией, но и ее потребителями из различных социальных слоев, свободно ориентируются в ассортименте изданий и конъюнктуре книжного рынка.

    Одним из направлений данного вида современного партнерства является инновационная деятельность библиотек в области освоения информационных технологий. Реализация комплексного подхода к проблемам, связанным с формированием и развитием внешнего территориального информационного пространства, информационной системы муниципального образования, предполагает не только решение вопросов комплектования фондов традиционными документами, но и развитие технологий, расширяющих возможности и оперативность информационно-библиографического обслуживания. В связи с этим развиваются партнерские взаимоотношения с дистрибьюторами, предлагающими современные информационные продукты и технологии.

    Удовлетворение потребностей пользователя современной библиотеки предполагает создание комфортной библиотечной среды. В связи с этим должны использоваться последние достижения эргономики, дизайнерского искусства, возможности высокоэффективного внутреннего информационного юля. Все вышеперечисленные требования не всегда могут быть обеспечены усилиями только персонала библиотеки, поэтому широкое распространение получило партнерство библиотек со студиями наружной рекламы, дизайн-агентствами, которые также могут быть отнесены к организациям - распространителям информации.

    Партнерство с организациями культуры. Партнерское взаимодействие в области культуры традиционно распространено в практике библиотечной работы. Но и здесь в последние годы наблюдаются новые тенденции. Библиотеки выступают в качестве гаранта сохранения традиционной книжной культуры, развития общих культурных тенденций, обеспечивают доступность культурных ценностей всем социальным слоям населения. Наиболее активно повсеместно в последнее десятилетие развивается партнерство библиотек с музеями, что во многом обусловлено совпадением мемориальной функции, которую выполняют как музеи, так и библиотеки.

    Партнерство с образовательными учреждениями. Партнерство в сфере образования достаточно широко представлено в практике работы муниципальных библиотек и основывается на многолетней практике сотрудничества библиотек с организациями и учреждениями, родственными библиотеке по целям и задачам работы. Данный вид партнерства альтруистичен, развивается на некоммерческой основе и решает, прежде всего, задачи местного сообщества, связанные с самым широким спектром информационных запросов в сфере образования и воспитания.

    Роль библиотеки заключается в информационной поддержке учебных программ основного и дополнительного образования, содействии расширению и углублению учебного процесса, изучении, накоплении и распространении информации о региональных образовательных ресурсах. Учреждения всех типов образования традиционно координируют деятельность с информационно-библиотечными учреждениями и в вопросах воспитания.

    Партнерство с общественными организациями и ассоциациями. Демократические преобразования, становление и развитие гражданского общества в Российской Федерации предполагают расширение и укрепление общественных структур, важнейшими из которых являются общественные объединения. Возможности совместной деятельности библиотек и местных некоммерческих организаций предопределены в их изначально социально-ориентированной деятельности. К числу общественных объединений относят политические партии, массовые движения, женские молодежные и детские организации, творческие союзы, землячества, ассоциации и другие добровольные объединения граждан.

    Привлечение к сотрудничеству общественных (неправительственных) организаций представляется особенно важным для позиционирования библиотеки как центра местного сообщества, предполагает активное функционирование библиотеки в роли компонента информационно-коммуникационной сети, объединяющей деятельность третьего сектора гражданского общества и библиотечных учреждений на муниципальном уровне.

    Социальное партнерство, развивающееся между библиотекой и общественными организациями, может быть подразделено на следующие подвиды: партнерство с творческими неформальными организациями; с экологическими организациями и движениями; правозащитными организациями; с женскими, детскими и молодежными организациями и др.

    Экономическое партнерство. Приобретение библиотеками юридической и экономической самостоятельности положило начало развитию партнерских связей, основанных на экономическом сотрудничестве, взаимовыгодном как библиотекам, так и организациям, вступающим с ними в экономические взаимоотношения. Полученный в ходе исследования эмпирический материал позволяет сделать вывод, что экономическое сотрудничество достаточно часто воспринимается библиотечным сообществом не вполне адекватно. Экономический подход к проблеме воспроизводства и увеличения библиотечных ресурсов должен учитывать изначальную социальную сущность библиотеки и предусматривать приоритетное решение социальных проблем обслуживаемого населения. Получение материальной выгоды для библиотеки в процессе экономического сотрудничества представляет собой не самоцель, а промежуточный результат, одно из условий дальнейшего решения социальной проблемы.

    Центральным вектором социального партнерства должно стать социально-экономическое сотрудничество. Объем финансирования напрямую взаимосвязан с социально значимыми и экономически обоснованными проектами, консолидирующими усилия в достижении цели различных сил местного сообщества. Причем источниками финансирования могут выступать не только местный бюджет, но и средства различных фондов, а также коммерческих структур. Именно социальная значимость библиотечных программ, нацеленных на удовлетворение потребительского спроса, создает базу для внебюджетного дополнительного финансирования.

    В роли партнеров библиотек часто выступают экономические ассоциации и сети коммерческих и промышленных организаций, а также субъекты, занимающиеся самостоятельной экономической и хозяйственной деятельностью. В их числе промышленно-производственные структуры.

    В библиотеках создаются отделы производственной литературы и другие структуры, обеспечивающие информационное обслуживание промышленных предприятий. Направлениями сотрудничества, получившими широкое распространение в практике библиотек, стали: выполнение библиотеками социально-творческих заказов на участие в социологических исследованиях, пакетирование информации по темам заказчика, предоставление нормативных документов, в том числе стандартов, норм и правил, проведение дней информации и дней специалистов по менеджменту качества и др.

    Современный период развития библиотек как самостоятельно хозяйствующих субъектов, расширение прав и экономических возможностей трудовых коллективов предоставляют возможность расширения выбора субъектов партнерства. К партнерству в сфере экономики можно отнести и партнерство с мелкими и средними бизнес-структурами, которое развивается чаще всего по двум направлениям: информационное, библиотечное обслуживание малого и среднего бизнеса, софинансирование библиотечных проектов бизнес-структурами.

    Таким образом, поиск социальных партнеров - важное направление деятельности современной библиотеки, напрямую связанный с успешностью и целенаправленностью её деятельности.