Педагогический опыт воспитателя на высшую категорию. Сообщение для воспитателей «Из опыта работы

Роль сказки в работе с детьми дошкольного возраста очень трудно переоценить Сказка используется педагогами в естественной, литературной, театральной, музыкальной деятельности.

Чрезвычайно эффективным является использование сказки для формирования у детей элементарных математических представлений, развитию наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления.

Цель статьи: проанализировать методические аспекты формирования у детей элементарных математических представлений средствами сказки

Графические диктанты для дошкольников расширяют кругозор, увеличивают словарный запас, учат ориентироваться в тетради, знакомят с различными способами изображения предметов. Для удобства использования материалы расположены на отдельных листах, которые можно распечатать.


Как известно, игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике игры рассматриваются не только как средство учебно-воспитательной работы, но и как самостоятельная форма организации жизни и деятельности детей. В обучении дошкольников счету играм принадлежит значительная роль. Они систематически применяются в процессе занятий, а также как самостоятельная деятельность. Кроме того, они проводятся в часы досуга детей.

При обучении детей счету игры используются в определенной связи с дидактическими упражнениями. Дело в том, что на учебном этапе, когда детям подаются новые знания, требуется большая регламентация действий каждого ребенка по сравнению с последующим этапом - закреплением знаний и навыков. Именно дидактические упражнения позволяют обеспечить наибольшую регламентацию действий детей.


Одно из важных и сложных заданий развития речи - приобретение детьми умения самостоятельно составлять рассказы. Умение рассказывать формируется у ребенка постепенно, в течение всего пребывания в дошкольном учреждении при условии систематического обучения. А поскольку в дидактике обучение составлять рассказы основывается главным образом на наглядном материале - прежде всего, на картинках, иллюстрациях, благодаря которым обогащаются знания, развиваются образное мышление и речь, - то именно этот материал наиболее ценен в работе с дошкольниками.

Сориентированные рассказывать по иллюстрациям знакомых произведений, дети учатся правильно воспринимать замысел художника, понимать изображенное, замечать первый и второй планы, логично и последовательно излагать свои мысли.

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения, чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

В душе каждого ребёнка таится желание театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Переоценить роль родного языка, который помогает людям, – прежде всего детям, – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. С.Я.Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы, и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность помогает решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно- эстетического воспитания. Она источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, музыку, а грамотно поставленные задачи побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Из изученной литературы мы узнали, что первые театрализованные постановки специально для детей возникли в семье. Домашние театры первыми приобщали детей к театральному искусству. Они не только приносили радость, но и воспитывали художественный вкус, учили ребенка понимать лучше окружающий мир. Для каждого ребенка театр представлен в двух направлениях: как вид искусства, в процессе восприятия которого ребенок выступает в роли зрителя и как театрализованная деятельность, в которой он сам выступает.

К работе с детьми по театрализованной деятельности мы начинаем с октября-ноября, т.е. после того, как у большинства детей закончится адаптационный период. Как правило, проводим в двух основных формах:

Специально организованная работа педагога с детьми;

Нерегламентированный вид деятельности по желанию детей.

Театрализованную деятельность организовываем в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; включаем в другие занятия (музыкальные, по изодеятельности, психогимнастику, физкультурные занятия и др.).

Подготовку к театрализованной деятельности проводим в несколько этапов. В начале подбираем произведение, сами выразительно прочитываем его, знакомим детей с данным произведением, затем проводим беседу, поясняющую и выясняющую не только содержание, но и отдельные средства выразительности. Так, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» спрашивали у детей: « Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?»

В среднем возрасте дети (Маша, Женя, Артем) проявляли повышенную эмоциональную активность во время чтения произведений. После замечаний, мы заметили, что они совсем не сопереживают событиям сказки, ее героям. Тогда для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, представлять образы героев стали использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?» Например, при чтении отрывка из сказки спрашивали: «Вы согласны, что эта песенка принадлежит волку, а не козе? («Козлятушки - ребятушки, отворитеся, отопритеся …») Почему вы так думаете? Или при показе иллюстрации с изображением лисы спрашивали: «Вы согласны, что эта лиса из сказки « Лиса, заяц и петух»? Почему вы так решили? После таких упражнений дети вынуждены были вспоминать текст и представлять тот или иной образ.

Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, а также аудио видеофильмы, грамзаписи. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяли анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках. («Что с ним?», «Почему он плачет?», «Кого испугался?» и т.д. После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений снова возвращались к тексту, привлекая детей к проговариванию, его отдельных фрагментов. Таким детям, как Рома, Ваня, Вика не всегда удавалось воспроизвести содержание, мы старались непринужденно поправить их и выполнять последующую работу над текстом.

Начиная со второй младшей группы, формировали у детей простейшие образно-выразительные умения (имитация характерных движений сказочных героев), давали детям задания на действия с воображаемыми предметами: мыть руки, рисовать, лепить пирожки, поливать цветы, укачивать куклы и т.д. Далее совершенствовали исполнительские умения, развивали творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речи. Работали над этюдами, что помогало в общении детей между собой и взрослыми. У детей пробуждалась фантазия, появились простейшие навыки для участия в кукольном спектакле. Кукольный театр старались объединять с театральной игрой. Неуверенные дети чаще всего предпочитали кукольный театр. Так как его атрибуты – ширма, за которую они старались спрятаться. Дети, преодолевшие робость, участвовали в инсценировках, внимательно наблюдая друг за другом.

Дети нашей группы очень любят сказки, с большим удовольствием их разыгрывают с использованием разнообразных выразительных средств. Особенно эмоциональны и выразительны Марат, Никита, Настя и Антон. В начале фрагменты из сказок используем как упражнения, например, детям предлагали попроситься в теремок, как лягушка или медведь. После чего спрашивали у детей, кто из детей был более похожим по голосу, манерам на этих персонажей. В следующий раз усложняли задания, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей. Так, дети ненавязчиво и непринужденно учились словесному перевоплощению, стараясь передать характер персонажа, его голос. В старшем возрасте использовали еще более сложные упражнения. Предлагали детям с разной интонацией произнести слова «Возьми», «Принеси», «Помоги», «Здравствуй» и другие, (приветливо, просяще, небрежно, требовательно). Привлекали внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной» и др. Выполнение таких упражнений привело нас к тому, что необходимо ознакомить детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального и вербального выражения. Поэтому, прежде, чем предложить какое-либо задание детям неоднократно упражнялись сами. В этом нам помогла педагог-психолог. На семинаре-практикуме она ознакомила нас с основными эмоциональными состояниями людей, тренировались находить их на пиктограммах, составляли эмоциональные состояния из частей сами изображали их с помощью мимики в играх и игровых упражнениях («Угадай эмоцию», «Покажи настроение», «Путешествие в мир эмоций» и др. Затем этому обучали детей.

Так для решения этой задачи использовали упражнения типа «Разные настроения», где дети учились изображать эмоциональные состояния людей. Чтение произведений, просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, дискуссии по рассказам из личного опыта, рассказы по картинам, прослушивание музыкальных произведений например, П. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла» и др., упражнения типа «Я радуюсь, когда…», « Я грущу, когда …» и т.д. Предлагали детям разыгрывать отдельные маленькие сценки-этюды, например. Изобразить, как девочке подарили новую куклу, или как ребенок испугался медведя и т.п. Хорошего результата добивались тогда, когда одну и ту же сценку проигрывали несколько детей или пар. При поведении итогов спрашивали, у детей не у кого лучше получилось, а у кого получилось похоже, и почему.

В нашей работе мы столкнулись с такими трудностями, как неуверенностью детей, с застенчивостью и нежеланием играть отрицательные роли. Для того чтобы побороть застенчивость (у Маши, Вани, Ромы) использовали такие приемы, как:

Выбери роль по желанию;

Назначали их на главные роли;

Распределяли роли по карточкам;

Проигрывали роль в парах.

Но и тут возникали проблемы: не всегда хватало ролей на всех детей, кто будет играть отрицательных героев. Когда не хватало ролей, делили подгруппу детей еще на подгруппу, проигрывали роли в парах, иногда приходилось придумывать и дополнительные роли. При распределении ролей учитываем индивидуальные психологические особенности детей. Так высокотревожным детям предлагаются роли второстепенные (например, в сказке «Дело было в лесу» высокотревожным детям Вике, Насте, Кате поручили роли деревьев) или парные (одного из козлят изображает тревожный ребенок Антон).

Детям исполнять отрицательные роли всегда сложнее. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети охотнее исполняют роли добрых, сильных, находчивых персонажей. Так Дима часто играл роль медведя, у него получалось очень похоже, некоторые дети стали называть его косолапым, неуклюжим, подсмеивались над ним. Поэтому этому артисту понадобилось срочно поменять амплуа. Объясняли детям, что в настоящем театре взрослые – артисты, умеют играть и положительные и отрицательные роли, подчеркивали, что роли отрицательного героя намного сложнее.

Раскрытию творческих способностей способствуют и специальные функциональные помещения (музыкальный зал, комната театрализованной деятельности - в данное время не функционирует из-за недостаточного количества помещений). В группе оформлен и активно используется в работе уголок театрализованной деятельности, где имеются:

Наличие разных видов театра (из бельевых прицепок, из пластмассовых бутылок, на бумажных тарелках, на катушках, на конусах и др.), ширма

Мини-подиум

Пособия для мини - сценок

Детские музыкальные инструменты

Костюмы, шапочки

Дидактические игры на развитие эмоциональной сферы

Подбор дыхательных упражнений

Скороговорки, чистоговорки на развитие дикции

Творческие упражнения на снятие мышечного напряжения

Пальчиковая гимнастика.

В результате проведенной работы дети стали более раскрепощенными, уверенными в себе, стали положительно воспринимать отрицательные роли. В речи стали использовать театральные слова-термины, монотонная речь стала эмоционально-окрашенной, с правильными интонационными выражениями.

Своим опытом работы поделилась на педсовете «Развитие творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности», где выступила с сообщением из опыта работы «Театр – помощник в воспитании детей», а на семинаре-практикуме провела практическое обучение коллег различным способам изготовления разных видов театров. Совместно со старшим воспитателем оформила выставку «Театры предметных кукол».

Безусловно, в театрализованной деятельности огромную роль играем мы, педагоги. Эти занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции и не сводиться только к подготовке выступлений. Мы считаем, что их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей.

В театрализованной деятельности важная роль принадлежит музыке. В подборе музыкальных произведений, песен, мелодий работаем в тесном контакте с музыкальным руководителем. Передать характер персонажей в движении часто помогает музыка. Например, после прослушивания грамзаписи русской народной мелодии «Курочка и петушок», спрашивали у детей подходит ли эта музыка образу смелого петушка из сказки «Лиса, заяц и петух», просили показать данный образ в движении, далее предлагали детям загадать друг другу загадки, имитируя движения различных животных «Угадай кто это?».

Импровизированным движениям (сказочных животных) обучали совместно с физкультурным работником и музыкальным руководителем на музыкальных и физкультурных занятиях, в свободной деятельности. Большую помощь в этом направлении оказывают занятия по психогимнастике, проводимые педагогом-психологом, где широко включаются игры и игровые упражнения на развитие основных выразительных движений с помощью пантомимики и жестов, различных эмоциональных состояний людей с помощью мимики.

В своей работе с детьми использовали литературу Т.Н. Дороновой «Играем в театр», М.Д. Маханевой «Театральные занятия в д/с». Э.Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», В.М. Минаевой «Развитие эмоций у дошкольников», М. Чистяковой «Психогимнастика» и др.

Развитие театрализованной деятельности в детском саду и накопление эмоционально-чувственного опыта – длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками, оформили тематические ширмы, провели день открытых дверей с показом сказки «Дело было в лесу». Мы проводим вечера различной тематики: «Любимые сказки», «Театральные встречи», «В музыкальной гостиной», «1 апреля – День смеха» и др. Привлекаем родителей к участию в таких мероприятиях в качестве исполнителей ролей, авторов стихотворений, диалогов, изготовителей декораций, костюмов и др.

В перспективе ставим себе задачу глубже обогатить театральный опыт. а именно знания детей о театре, его истории, театрах Москвы, театральных профессиях, театральной терминологии. Планируем в будущем совместно с музыкальным руководителем ввести в работу с родителями празднование Дня театра (27 марта).

"Солнцу, прежде всего, надо быть солнцем".
Ф. Достоевский

Детский сад - первое звено в образовании, с которым сталкиваются дети, и от того, какое оно, зависит умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, быть толерантными по отношению к другим, а главное - умение работать в команде, т.е. сотрудничать.

В 2006 году МБДОУ Емельяновский детский сад № 5 "Солнышко" получило лицензию на ведение образовательной деятельности.

С 2002 года детскому саду присвоено приоритетное направление по художественно-эстетическому развитию дошкольников. Поэтому выбор направления инновационной деятельности детского сада был определен спецификой организационно-педагогической структуры системы дошкольного образования, образовательной средой, социально-экономическими условиями местности, опытом управленческой и творческой работы педагогического коллектива, отдельных педагогов. Особенностью инновационной деятельности "Приобщение детей дошкольного возраста к художественно-эстетическому воспитанию" в начале освоения нововведений развивающего характера в детском саду была опора на прошлый положительный опыт, накопленный педагогами.

В 2008 - 2009 учебном году изучив мнение родителей, ходатайствовала об изменении режима работы детского сада перед Учредителем. Результатом работы стало изменение режима работы с 10, 5 часовым до 12 часовым пребыванием детей и часы работы ДОУ с 01.01.2009 г. следующие: 7.00 до 19.00.

Для повышения качества воспитательно-образовательного процесса были введены в штат следующие ставки: педагога - психолога и руководителя физического воспитания.

Требования к современному образованию и социальный заказ поставили наше МДОУ перед необходимостью работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития, которое подразумевает качественные, позитивные изменения, возможные в том случае, когда и управляемая и управляющие системы испытывают потребность работы в инновационном режиме.

Одной из важнейших задач управленческой деятельности считаем организацию инновационной деятельности в ДОУ. Вовлечение ДОУ в проектную деятельность, связанную с реализацией приоритетного направления, здоровьесберегающих технологий потребовало не только определенных управленческих действий, обновления содержания образования, но и серьезной реорганизации работы с кадрами. Нами, как педагогами организаторами, была создана творческая группа, которая разработала следующие проекты: "Здоровый ребенок", "Лучшая педагогическая идея", создана авторская программа воспитателем "Здоровый ребенок в детском саду". Разработанныйнами управленцами проект: "Создание условий культурно-развивающей среды средствами театрализованной деятельности" позволил сплотить коллектив для организации здоровьесохраняющего режима и развитие творческой личности дошкольника по художественно-эстетическому воспитанию. Проект был представлен на краевой конкурс "Лучшая оздоровительная среда в ДОУ", на всероссийский конкурс "Лидер в образовании". За предоставление опыта работы на разных уровнях, награждены Благодарственным письмом Законодательного собрания Красноярского края. В 2007 году с данным проектом детский сад учувствовал в краевом конкурсе лучших дошкольных учреждений в рамках краевой программы "Дети" и выиграл грант в размере 500 тысяч рублей. Победа в этом конкурсе, обусловлена слаженной и высокопрофессиональной работой всего коллектива. Выигранные в этом конкурсе средства направлены на создание развивающей среды в учреждении, создание условий для реального выполнения санитарно-гигиенических правил, противопожарных мероприятий, требований безопасности жизнедеятельности воспитанников. Приобретена мебель согласно возрастным особенностям детей, оборудование для музыкального зала, спортивное оборудование, оборудование для оздоровления детей. На сегодняшний день групповые комнаты и приемные оборудованы стационарной мебелью на 90%. Обновлено 70% игрового материала для организации самостоятельной деятельности детей, 80% оборудования, обеспечивающего двигательную активность воспитанников; приобретены детские, спортивные тренажеры.

Реализация данных проектов позволила снизить заболеваемость детей за последние 3 года на 14 %, повысилась физическая подготовка детей на 22%, воспитанники ДОУ стали победителями в спортивной здравиаде "Возможные олимпийцы среди нас", "Веселые старты", "Старты надежд", "Зов джунглей", 27% детей занимаются в спортивных секциях районного спортивного комплекса. Детский сад награжден почетными грамотами.

Свою деятельность строим в направлении оптимизация процесса управления, основной целью которой является создание условий для перехода детского сада из режима стабильного функционирования в режим развития.

Нами разработан механизм управления ДОУ, который осуществляется через:

  • делегирование части своих полномочий заместителям;
  • отработанной обратной связи;
  • применение косвенных, коллегиальных методов и приёмов стимулирования;
  • расширение состава управленческого аппарата: педагогический совет, творческая группа; родительский комитет, инициативная группа;
  • повышение профессионального мастерства педагогов через курсы повышения квалификации, обучение в КГПУ.

Для изучения эффективности принятых управленческих решений, результатов педагогической деятельности, выявления позитивных и негативных тенденций в работе дошкольного учреждения функционирует система инспекционного контроля. В ходе инспектирования контролируются плановые и оперативные вопросы, решаемые руководителями всех служб, осуществляется мониторинг за развитием всех направлений деятельности детского сада. Инспекционный контроль способствует получению объективной информации о деятельности учреждения.

В управлении детским садом внедрила информационные технологии, что даёт возможность своевременно получать внешнюю и внутреннюю информацию. Это в свою очередь позволяет:

  • совершенствовать управленческую деятельность;
  • оптимизировать делопроизводство;
  • собирать и обрабатывать необходимую информацию об управляемом объекте.

В детском саду создана уютная домашняя обстановка на основе инновационного подхода: а именно подбор цветовой гаммы для побелки стен, выбор цвета напольных покрытий, оборудования в соответствии с нормами СаНПиН.

При проведении ремонтных работ, в 2009 году проведена реконструкция отдельных помещений, в результате создан и оборудован логопедический кабинет, кладовая для хранения белья, проведен ремонт методического кабинета, музыкального зала, прачечной, пищеблока с полным переоснащением новым оборудованием и вентиляцией на пищеблоке, в 2011 году оборудован психологический кабинет. Результатом спланированной хозяйственной деятельности является следующее: все важные системы жизнеобеспечения МДОУ функционируют и находятся в удовлетворительном состоянии, о чем свидетельствуют акты и технические отчеты соответствующих служб по госнадзору.

За два последних года за организацию подготовки ДОУ к новому учебному году, за создание условий по охране жизни и здоровья воспитанников детского сада награждены Почетными грамотами главы Емельяновского района и денежной премией.

В основе управления коллективом главным считаем создание благоприятного морально - психологического климата в ДОУ, обстановки творческого взаимодействия и сотрудничества. Только творчески работающий коллектив педагогов способен обеспечить высокий уровень воспитательно-образовательной работы с детьми, формирование творческой личности.

Для того, чтобы личность педагога стала фактором формирования личности воспитанников, он должен быть профессионально грамотным, творческим членом педагогического коллектива, хранящим и обогащающим его традиции, разделяющим его взгляды, идеи, ценности.

Система методической работы в нашем ДОУ ориентирована на раскрытие творческого потенциала каждого педагога, педагогического коллектива в целом, создание условий для роста профессионального мастерства, в конечном счете, на повышение качества и эффективности образования.

Уровень образования

Уровень образования за 3 года повысился: высшее образование педагогов на 19 %, средне профессиональное образование на 19 %.

Уровень квалификации

Уровень квалификации за 3 года повысился: первая на 25 %, вторая снизилась на 25 % за счет аттестации педагогов на первую квалификационную категорию.

Под нашим руководством была разработана система непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, которая позволила улучшить качественный состав педагогического коллектива.

Педагоги детского сада активно участвуют в методической работе, в создании проектов, разработке методических материалов, проводят открытые занятия, семинары, "круглые столы" для воспитателей ДОУ.

Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. В ДОУ дети на занятиях и в повседневной жизни получают знания об искусстве, знакомятся с его различными видами: литературой, музыкой, графикой, живописью, скульптурой, декоративно - прикладным творчеством, искусством театра.

Созданная в ДОУ эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает дошкольника новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.

За проведение интегрированных занятий с детьми, с использованием методики Е.Е. Шулешко (социо - игровые приемы) воспитателем Ивановой Л.М. и за разработанную авторскую программу "Здоровый ребенок в детском саду" воспитателем Лысенко О.А., названные педагоги стали победителями краевого конкурса "Лучший воспитатель года" и награждены денежным поощрением в размере 40 тысяч рублей каждая.

В рамках дошкольного учреждения сохраняются лучшие традиции (наставничество), внедряются новые формы повышения педагогического мастерства: мастер-класс, деловые игры, тренинги и т.д. В детском саду стала традицией участие воспитателей в районном конкурсе "Мисс образования".

Методическая работа с кадрами носит строго дифференцированный характер, т.к. в коллективе есть опытные педагоги с большим стажем работы и молодые специалисты, для которых работает "Школа молодого специалиста", помогающая "вхождению" начинающего педагога в профессию; создающая возможность состояться новоявленному воспитателю, как профессионалу и остаться в сфере дошкольного образования. С 2006 года в детском саду возобновлена деятельность института наставничества, цель которого оказание помощи молодым специалистам в адаптации к условиям работы в детском саду, в использовании эффективных методов и приемов в организации игровой деятельности детей, в обобщении опыта работы через такие формы организации как, педагогический ринг, творческие отчеты.

Одним из основных направлений работы педагогического коллектива является сохранение и укрепление здоровья детей через создание оптимальных условий для физического воспитания и формирования потребности к здоровому образу жизни в условиях детского дошкольного учреждения.

Проводимая работа дала положительные результаты: анализ уровня здоровья за последние три года показал повышение посещаемости на 5,2%, снижение заболеваемости на 14%, уровень физической подготовленности детей составляет 95% в среднем по саду, параметр успешной адаптации к условиям детского сада - 12%.

В работе с семьями воспитанников коллектив ДОУ перешёл от педагогического общения к активному вовлечению родителей в образовательный процесс, используя различные формы взаимодействия.

Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, мы вовлекаем их в жизнь детского сада, постоянно держим в курсе всех событий.

Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Прежде всего, мы стараемся установить такую форму общения с родителями, которую можно назвать "доверительно-деловым контактом". Родители знают, что не услышат упреков и недовольства воспитателей. Наоборот, вместе мы находим ответы на волнующие вопросы, обсуждаем педагогические ситуации, уточняем, на что обратить внимание и каким образом помочь ребенку. Педагоги рассказывают родителям о положительном образе ребенка, благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителем складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество.

Всё это позволило сделать родителей наших воспитанников своими сторонниками и партнёрами в вопросах образования, воспитания, развития детей, улучшить психологический климат в семье и в отношениях между сотрудниками ДОУ и родителями.

Детский сад стал "открытой системой" в работе с семьёй. Благодаря выстраиванию доверительных отношений, родители принимают активное участие в спортивных праздниках, соревнованиях, утренниках, субботниках, конкурсах, выставках. Так традиционными стали "Недели открытых дверей", конкурсы рисунков "Моя малая Родина", "Мамочка милая, мама моя" и др.

Анкетирование родителей в 2011 году по вопросу "Удовлетворённость и заинтересованность родителей жизнью детей в детском саду" показала, что 94% родителей положительно оценивают работу ДОУ.

В ДОУ создан благоприятный психологический климат, подтверждение этому служат показатели по укомплектованности кадрами, укомплектованности групп, повышение уровня трудовой и исполнительской дисциплины, оперативности управленческой деятельности в ДОУ, работе всех подразделений детского сада на конкретно поставленную задачу, прозрачности и строгой отчётности по привлечению и использованию бюджетных и внебюджетных средств, эффективной системе контроля за ходом образовательного процесса.

Детский сад является открытым общественным учреждением. Мы делимся своими наиболее удачными методами и приемами работы с детьми, педагогами, родителями и общественностью района, края.

Для улучшения благосостояния всего коллектива ДОУ, поощрения сотрудников считаем своей маленькой победой переход на краевой эксперимент по новой системе оплаты труда. Для сохранения коллектива и его работоспособности, на благо маленьких граждан Емельяновской земли считаем необходимым переход ДОУ из статуса бюджетного в статус автономного учреждения.

Опыт работы воспитателя

Сорокиной Галины Николаевны

МКДОУ детский сад № 5 «Аленушка»

Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения.

Целью моей работы является формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения.

Приступая к обучению детей правилам дорожного движения , поставила следующие задачи:

1. Расширять представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного поведения.

2.Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3.Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде.

4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

5. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Обучение дошкольников ПДД осуществляла в системе.Работу вела в три этапа :

- Первый этап – подготовительный: уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения, изучение имеющихся у детей знаний и умений по ПДД.

Второй этап – практический: расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о Правилах дорожного движения.

- Третий этап – оценочный: формирование сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения.

Образовательную деятельность по обучениюдетей правилам дорожного движения вела на протяжении 3-х лет.

Образовательную деятельность по обучениюдетей правилам дорожного движения начала с первой младшей группы, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

В первой младшей группе детей научила различать красный, желтыйи зелёный цвета. Детям при этом поясняла, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает. Проводилаигры, соответствующие возрасту детей. При проведении игры "Красный - зелёный" поясняла, что если он показывает красный кружок - надо стоять, а если - зелёный - повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляла привычку осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.

Во второй младшей группе детей продолжала знакомить с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривали иллюстрации с изображением машин, наблюдали за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные "габариты". Здесь уместно отработали умение ребёнка "видеть" большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность.Для развития правильной ориентации детей в пространстве обучала их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам. Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, знакомила детей с правилами поведения в общественном транспорте. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.

В средней группе обучала детей ориентировке на местности, а именно на территории детского сада. Объясняла, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя. Расширяла знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Показывала детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходный переход, по которым держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть. На занятиях давала задание составить рассказ о дорожной ситуации. К примеру, ребята могут рассказать, как ехали в машине (автобусе). Или как они шли пешком в детский сад. При этом ненавязчиво закрепляла у детей понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняла, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой. В объяснениях использовала иллюстрационный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью. Закрепляла понятия "тротуар" и "проезжая часть", детей знакомила с местами движения машин и людей, отрабатывала навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны.

Провела знакомство с пешеходным переходом, с его назначением. Дети научились находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. Объясняла детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги - справа).

Во время практических занятий регулярно отрабатывала навыки перехода проезжей части. Для этого проводила игры «Лучший пешеход», «Пешеход-молодец».

В процессе обучения подходила к детям дифференцированно, учитывая их индивидуальные возможности.

Обучая детей правилам дорожного движения, использовала все доступные формы и методы работы.

В старшей группе представления о ПДД у детей закрепляла и дополняла. Организовывала и проводила интегрированную образовательную деятельность через разные виды деятельности по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. В игровой и продуктивной видах деятельности использовала макеты по правилам дорожного движения.

В коммуникативной и познавательно-исследовательской деятельности давала детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улица города», «Дети и дорога»), просмотр мультфильмов, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов, загадывание загадок.

В продуктивной деятельности мы с детьмирисовали, лепили, изображали в аппликации различные виды транспорта; в конструктивной деятельности создавали разнообразные здания и сооружения из строительного материала.

В двигательной деятельности продолжала развивать у детей координацию движений и ориентировку в пространстве через подвижные игры: «Цветные автомобили», «Красный, желтый, зеленый», «Передай жезл», «Где мы были, мы не скажем, на чем ехали, покажем», «Самый быстрый» и т. д.

В музыкально-художественной деятельности дети принимали активное участие в праздниках, развлечениях по ПДД.

Большое внимание я уделяла ознакомлению с дорожными знаками, прежде всего ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИМИ: «пешеходный переход», «дети», «животные на дороге», «железнодорожный переезд со шлагбаумом и без».

Затем с ЗАПРЕЩАЮЩИМИ: «пешеходное движение запрещено», «велосипедное движение запрещено», «въезд запрещен». Во время проведения игр узнали ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ знаки: «круговое движение», «движение только прямо», «направо», «налево». А так же УКАЗАТЕЛЬНЫЕ: «пешеходный переход», «место стоянки», «пункт медицинской помощи», «телефон». Обращала внимание детей на то, что знак «пешеходный переход» бывает предупреждающим и указательным. Водителей он предупреждает о пешеходном переходе, а пешеходам показывает, где надо переходить проезжую часть.

Для закрепления знаний использовала целевые прогулки, экскурсии, беседы, подвижные игры, логические задачи, чтение художественной литературы, дидактические игры, настольные игры и игры с макетом улицы. Познакомила детей с работой регулировщика. Объясняла, в каких условиях движением управляет регулировщик, для чего ему нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре, в игровой форме познакомила детей с жестами регулировщика: «стой», «внимание», «путь открыт».

Родительские собрания: «Ребенок и правила дорожного движения», «Безопасность детей на улице». На родительских собраниях рассказывала родителям о проведённых в дошкольном учреждении мероприятиях, беседах, занятиях по воспитанию и обучению безопасного поведения на улице; знакомила родителей с программными требованиями по обучению детей Правилам дорожного движения, говорила о важности примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребенка. Родители должны уделять большое внимание соблюдению детьми правил поведения на улице. Переходя улицу с ребенком, взрослые должны обязательно держать его за руку. В противном случае ребенок может испугаться приближающейся машины и внезапно побежать через проезжую часть, подвергая себя опасности. Правильный пример поведения взрослых на улицах и дорогах в значительной мере способствует успешному овладению детьми азбукой дорожного движения, воспитанию грамотных пешеходов.

- проводила совместные мероприятия с родителями по профилактике дорожно-транспортного травматизма.Это развлечение «Каждый маленький ребенок ПДД должен знать с пеленок», занятие «Знаки дорожные знать каждому положено».

Анкетирование для родителей по исследованию их отношения к изучению правил дорожного движения детьми.

Привлекала к изготовлению атрибутов, дидактических игр в уголок дорожного движения;

Составление маршрутных листов «Моя дорога в детский сад».

Я постоянно пропагандирую работу по ознакомлению с правилами дорожного движения в семье. В уголке для родителей обновляется материал. Провожу индивидуальные беседы с родителями. Обращаю внимание родителей серьезно взглянуть на приобретение их детьми прочных знаний и навыков поведения на улице.

Итог работы по ПДД

В заключении хотелось бы отметить, что работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Интерес к «дорожной проблеме» у воспитанников нашего детского сада и их родителей возрастает, потому что мы, педагоги к этому неравнодушны. При диагностическом обследовании детей уровень знаний на начало года составил – 1,9 балла.

В – 0%

С – 52,4%

Н – 47,6%

Уровень знаний детей на конец года составил – 2,4 балла.

В – 23,8%

С – 76,2%

Н – 0%

Подводя итоги своей работы по обучению детей ПДД можно отметить, следующее:

Дети научились хорошо ориентироваться на улицах, прилегающих к детскому саду;

При переходе через проезжую часть стали внимательны и осторожны; --расширили свои знания о правилах дорожного движения, видах транспорта, дорожных знаках, а также получили знания о соблюдении правил пользования велосипедом, самокатом, поведения в транспорте и на остановках;

- умеют вести себя на улице, руководствуясь правилами культуры поведения в общественных местах, т.к. имеют четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение их жизни и здоровья, поэтому все обязаны выполнять их.

Пополнился словарный запас детей.На протяжении всего обучения у детей сформировалось стремление к познанию объектов окружающего мира, детинаучились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи.

Просвещение родителей дало большой плюс в социальном воспитании детей группы. В дальнейшем планирую продолжить работу в этом направлении: разрабатывать сценарии для проведения занятий, развлечений, праздников, досугов, памяток по ПДД.

Я уверена, что знания дорожной грамоты, приобретенные в детском саду, помогут дошкольникам стать более дисциплинированными и самостоятельными в будущем.

Литература

1. Л.А.Вдовиченко «Ребенок на улице».Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008 г.

2. Е.А.Романова, А.Б.Малюшкина «Правила дорожного движения длядетей дошкольного возраста». Москва, 2006 г.

3. Г.Н.Элькин «Правила безопасного поведения на дороге». Санкт-Петербург, 2008 г.

4. М.С.Коган «Правила дорожные знать каждому положено». Новосибирск: Сиб. унив.издательство, 2008 г.

5. А.Усачев «Правила дорожного движения». Москва,2009 г.

6. Л.Радзиевская «Азбука безопасности». Москва – ОНИКС, 2008 г.

7. Л.Б.Поддубная «Правила дорожного движения средняя группа». ИТД «Корифей», 2009 г.

8. В.К.Полыванова, З.С.Дмитренко «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры» - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010 г.

9. Г.П.Шалаева, О.М.Журавлева «Правила поведения для воспитанных детей». СЛОВО – АСТ, Москва, 2010 г.

10. О.В.Александрова «Уроки вежливости для малышей». ЭКСМО, Москва, 2012 г.

11. Журналы:Д/В № 8//90 г., Д/В № 12//2003 г., Д/В №2//91 г., Д/В №6//86 г., Д/В №4//97, Д/В №7//91 г.

12. Э.Я Степаненко, М.Ф. Филенко «Дошкольникам -о правилах дорожного движения». М.: 1975г.

13. Т.Ф. Саулина«Три сигнала светофора». М., 1989 г.

14. О.А. Скоролупова Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2006г.

15. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», СПб.: Детство - Пресс, 2002г.

16. И.А. Агапова «Система мероприятий в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2, 2007г.

17. Журналы «Ребенок в детском саду».

18. Журналы «Воспитатель ДОУ».

.

Требования к оформлению и представлению

педагогического опыта работы

Модернизация системы дошкольного образования, предоставление права выбора вариативных программ, методов воспитания и обучения, разработки авторских программ и методик требуют от педагогов постоянного самосовершенствования.

Единый квалификационный справочник должностей работников образования 2009г. предъявляет требования, «направленные на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности, наиболее полное использование их профессионального и творческого потенциала» .

Современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь доказывать уровень своей квалификации и профессионального роста.

Административный регламент предоставления Минобрнауки Челябинской области государственной услуги по проведению аттестации педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений определяет порядок проведения аттестации педагогических работников на первую и высшую квалификационную категорию.

Уровень профессионально-педагогической квалификации определяется на основе экспертного оценивания продуктов профессионально-педагогической деятельности.

Экспертное оценивание качества реальных действий осуществляется через наблюдение действий педагога на уровне блока повседневных обучающих ситуаций, объединенных учебной темой, методической темой.

Экспертное оценивание качества методических разработок в виде учебных материалов, описаний различных организационных форм, методов, приемов и средств обучения , созданных педагогом в системе методической и научно-методической работы, осуществляется через работу с документацией. Таким образом, осуществляется в косвенном виде определение уровня теоретических, методических, психолого-педагогических и других базовых знаний педагога, использованных при реализации действий и создании продуктов.

Самообразование – важнейший фактор повышения профессионального уровня педагогов. Это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью.

Каждый педагог обязан в течение учебного года или другого достаточно длительного периода углубленно заниматься либо проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения, либо той, которая вызывает наибольший интерес.

Самообразование как постоянная деятельность педагога включает

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
  • посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
  • знакомство с работой своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации педпроцесса, методики воспитания и обучения детей;
  • разработку и апробацию системы работы по конкретному разделу программы воспитания и обучения;
  • создание собственных методических пособий, атрибутов для детских игр и т.д.

Результатом самообразования может быть оформление передового педагогического опыта воспитателей.

Волобуева Л.М. выделяет три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:

  1. Как образец хорошей работы, дающей высокие результаты по сравнению с другими педагогами.
  2. Как деятельность, в которой воплощена в жизнь опытно-экспериментальная работа, выводы научных исследований и благодаря этому достигаются принципиально новые результаты.
  3. Как новаторство с его творческими находками, открытие нового, оригинального знания.

Корепанова М.В. предлагает следующие формы ППО :

  • педагогические дневники;
  • тезисы или конспекты выступлений на совещаниях и др;
  • статьи в педагогических изданиях;
  • доклад;
  • брошюра;
  • монография;
  • методические разработки планов и т.п., где содержатся пути решения педагогом конкретно-воспитательных задач.

Структура описания опыта работы и требования к ее оформлению.

Титульный лист – 1-ая страница квалификационной работы. В верхней части страницы указывается полное наименование образовательного учреждения; по центру – название реферата, которое должно быть конкретным, отражать суть работы. Не допускается неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов…», «К вопросу о…», «Материалы…». Ниже справа – ФИО, должность, защищающего опыт работы; в нижней части по центру – место и год выполнения работы.

Введение – очень ответственная часть работы, где обосновывается актуальность выбранной темы. Освещение актуальности должно быть немногословным, достаточно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Проблему часто отождествляют с вопросом, т.е. с положением, которое нужно разрешить. Считается, что проблема – это точный вопрос, только наиболее важный и сложный.

От формулировки проблемы необходимо перейти к формулировке цели, указать конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью. Это делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить, выявить… и т.д.).

Формулировки задач нужно делать как можно более тщательно, так как описание их решения должно составлять содержание глав реферата. Это важно и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач квалификационной работы.

Теоретическое обоснование – в этой части дается анализ научно-педагогической литературы, отражающей состояние выбранной проблемы. Выбор литературных источников должен быть аргументирован. Теоретические положения должны помочь обоснованию предпосылок их реализации на практике.

Практическая часть - здесь необходимо показать становление самого опыта, описать его в движении, выявить трудности и препятствия, возникающие на его пути к цели, способы их преодоления. Особое внимание при этом необходимо уделить описанию и анализу нового, оригинального.

Заключение - важно отразить достигнутые результаты. В этой части показываются преимущества методики работы, даются выводы по ее результатам (отмечаются как положительные, так и отрицательные моменты). В соответствии с выводами формулируются перспективы дальнейшей работы.

Литература – в списке литературы указываются

Полное и точное название книги без кавычек, ставят точку;

После тире, место издания (М. – Москва, полностью названия других городов);

Год издания без слова «год».

Приложения, где размещаются материалы, уточняющие текст опыта работы, какие-то данные, примеры и т.д. Приложения группируются и нумеруются, например: «Приложение 1».

Главная задача обобщения ППО заключается в том, чтобы раскрыть способы, приемы, посредством которых педагогом найдено эффективное решение профессионально значимых задач, носящих проблемный характер, важно определить, почему таким образом действовать лучше и как это влияет на развитие ребенка .

Используемая литература:

  1. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», по 1.3 Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.08.2009, № 593
  2. Административный регламент предоставления Минобрнауки Челябинской области государственной услуги по проведению аттестации педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений. Утвержден Постановлением Правительства Челябинской области от 16.09.2011,

№ 318-П

  1. Голицина Н.С. Аттестация педагогов дошкольного образовательного учреждения. М., 2006.
  2. Корепанова М.В., Липчанская И.А. Аттестация педагогических и руководящих работников ДОУ. М., 2005.
  3. Аттестация руководителей и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений: методические рекомендации и материалы/ Авт.-сост Т.С. Комарова и др. М., 2006.
  4. Волобуева Л.А. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.