План к произведению осеева почему. Конспект НОД по развитию речи

Написание плана рассказа - обязательный элемент школьного образования. Без хорошего плана трудно написать хороший рассказ, поэтому необходимо разобраться, как правильно составить план рассказа.

Составление плана рассказа

Если вы решили приступить к написанию собственного литературного произведения, то, прежде всего, вам необходимо упорядочить свои идеи. Не забывайте записывать всю информацию, относящуюся к вашей работе. В голове удержать много информации сложно, а не запутаться в ней еще сложнее.

  1. Определитесь с темой рассказа.
  2. Подумайте, какие подтемы вы хотите раскрыть в своем произведении.
  3. Составьте список действующих лиц: их имена, род занятий, особенности внешности и характера, взаимоотношения между собой. На каждого героя необходимо подготовить краткую характеристику. Перечень характеристик должен напоминать тот, который предшествует пьесам, например, Игорь Игнатьевич, помещик, 48 лет. Женат на Наталье Игоревне. Любит охоту. После пережитых на войне потрясений заикается.
  4. Отталкиваясь от основных подтем, напишите детальный план рассказа. Он должен включать не только основные пункты, но и подпункты второго и третьего уровней. Для облегчения работы, сразу записывайте ориентировочный объем каждой части. План должен быть гармоничный, его части связаны между собой в логической последовательности. Проработайте его тщательно, тогда дальнейшая работа пойдет легче, а результат будет качественнее. Хороший план должен сжато и точно передавать содержание рассказа.
  5. Постарайтесь во время написания рассказа не «растерять» своих героев и довести сюжетную линию каждого из них до логического завершения. Одним из главных залогов успеха написания рассказа являются удачные кульминация и развязка. Ведь именно они остаются в памяти читателя после завершения чтения произведения.
  6. После того, как работа над планом будет завершена, необходимо тщательно проверить ваш план (а в последствии и рассказ) на наличие различного рода ошибок.

План готового текста

Составления плана - обязательный компонент анализа уже написанного рассказа. Он помогает запомнить содержание произведения, структурировать его события в логической последовательности, определить взаимосвязь между отдельными частями.

  1. Для начала прочитайте рассказ, определите его основную тему, выделите имена главных героев.
  2. Разделите текст на четыре части:
    • завязку;
    • развитие сюжета;
    • кульминацию;
    • развязку.
  3. Эти пункты и будут костяком вашего плана. При необходимости, разделите каждую из этих частей на несколько более мелких, отмечая в уме или в тексте начало каждой из них.
  4. Перечитайте первую часть. Озаглавьте ее. Название должно быть лаконичным и емким. Постарайтесь одним предложением передать саму суть этого фрагмента рассказа.
  5. Проделайте эти же процедуры с другими частями.

Виды планов

Иногда в задании требуют составить план определенного типа. Для того, чтобы с этим справиться, необходимо ознакомиться с основными четырьмя видами планов:

  • вопросный. Каждый пункт плана представляет собой вопрос, ответ на который передает суть данного фрагмента (Куда пошел Тарас после школы?);
  • тезисный. Содержание пункта выражается через тезисы глагольного строя - краткая формулировка основного положения конкретной части, содержащая в себе глаголы (Тарас пошел на стадион);
  • назывной. План из тезисов, которые выражены именами существительными (Тарас на стадионе);
  • план-опорная схема. Данный план состоит из отрывков предложений, которые несут основную смысловую нагрузку (План Тараса - поход на стадион);
  • комбинированный. Такой план может содержать в себе нескольких разных видов планов.

Композиция текста

При составлении плана рассказа следует придерживаться классической композиции:

  1. Вступление - в этом разделе необходимо ознакомить читателя с местом и временем действия, а также частью ключевых персонажей.
  2. Завязка - опишите событие, которое привело к дальнейшему развитию истории.
  3. Развитие действий - наибольшая по объему часть рассказа.
  4. Кульминация - наивысшая точка развития событий.
  5. Развязка - заключение, которое рассказывает, чем обернулись для героев их действия.

Как видите, умение грамотно составить план незаменимый навык при анализе и запоминании текстов. Написать хороший рассказ будет нелегким занятием, если его структура четко и логично не изложена в виде списка пунктов и подпунктов.

Когда план готов, можно приступить и к написанию рассказа, полезную информацию по написанию рассказа можно найти в статье .

МАОУ «Лицей №5» города Губкина Белгородской области

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 2 КЛАСС

В. ОСЕЕВА «ПОЧЕМУ?»

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЗВЕРЕВА С.Н.

г.Губкин

2017 год

Урок литературного чтения 2В класс

УМК: «Школа России»

Тип урока: закрепление знаний и способов действий.

Тема урока: « В. Осеева «Почему?» (2-й урок)

Учитель: Зверева С.Н.

Тема. В. Осеева «Почему?»

Цели урока:

Продолжить знакомство учащихся с произведением В. Осеевой, развивать умения прогнозировать текст.

Задачи:

Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.

Показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.

Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.

Оборудование:

портрет В.А. Осеевой, карточки с планом текста, презентация.

Универсальные учебные действия.

1. Личностные

В оспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение

- Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Уважать мнение одноклассников.

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

2.Регулятивные:

Способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действий

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

3.Познавательные:

- Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать и группировать объекты по нескольким признакам; находить части текста; самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности.

- Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

совершенствовать умение работать с текстом, формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.

4.Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Ход урока

1 слайд.

І. Организационный момент. Психологический настрой.

Ребята, я рада вас видеть в хорошем настроении. У нас сегодня много гостей. Очень хочется, что бы мы оставили сегодня о себе хорошее впечатление. Улыбнитесь друг другу, как улыбается солнышко. Повернитесь к гостям, улыбнитесь им. Ребята, пошлите нашим гостям часть своего и солнечного тепла.

- Я желаю вам сегодня добра,

А если вам будет трудно,

Я вам помогу.

2 слайд.

ІІ. Актуализация знаний.

Однажды предрассветною порой

Три мудреца склонились надо мной;

И я спросила их, поднявши веки:

« Что главное, скажите, в человеке?»

«Конечно, разум, - первый мне ответил:

С ним каждый путь и правилен и светел.

«Благодарю, что просветил меня»

Я поклонилась, голову склоняя.

Второй ответил: «Воля на пути,

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу»

Я поклонилась в пояс мудрецу.

«Да нет, не то – заволновался третий,

Дослушайте, что строго он ответил:

3 слайд.

«Невелика моя об этом повесть:

Но главное у человека – совесть».

ІІІ. Сообщение темы и цели урока.

4 слайд.

Прочитайте эпиграф нашего урока: «Самое главное украшение – чистая совесть» (Цицерон).

« Мозговая атака»

Дайте, объяснение значения слова совесть.

Что такое совесть?

Нужна ли совесть человеку?

Что значит поступать по совести? (честно, откровенно, чистосердечно).

Когда совесть чиста?

Я предлагаю обратиться к словарю. Прочитайте, что обозначает слово СОВЕСТЬ.

5 слайд.

Совесть - способность человека к различению добра и зла,

Сознание добра и зла.

Сегодня, ребята, мы продолжаем работу над рассказом, с которым познакомились вчера.

Как называется произведение? 6 слайд.

Давайте попробуем предположить о том, чему будет посвящен этот урок.

Верно, при первичном чтении трудно всё понять и осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному. Вот и мы попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению.

7 слайд.

Дорогие ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

Не знаю. Я о нем не думала.

Мама огорчилась.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.

8 слайд.

Гимнастика для глаз.

ІV. Проверка домашнего задания.

А вот насколько внимательно вы дома прочитали рассказ В. Осеевой «Почему?» я сейчас узнаю. Вам надо: восстановить последовательность событий в рассказе. Работа в парах.

План неправильный.

  1. Бум наказан.
  2. Мальчик с собачкой
  3. Сын признался.
  4. Чашка разбилась.
  5. У каждого своё «почему?»
  6. Это … Бум!
  7. Ночью.
  8. Расстроенный лай.
  9. Все дома!
  10. Он будет жить в будке.
  11. Бум один на крыльце.

План правильный.

  1. Мальчик с собакой.
  2. Чашка разбилась.
  3. Это … Бум!
  4. Он будет жить в будке.
  5. Бум наказан.
  6. Бум один на крыльце.
  7. Ночью.
  8. Расстроенный лай.
  9. Сын признался.
  10. Все дома!
  11. У каждого своё «Почему?».

9 слайд.

Проверка. Читаем «цепочкой». У кого так, поднимите руки. Молодцы!

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ.

V. Осознание изученного материала.

  1. Пересказ первого пункта.

Что однажды случилось с мальчиком? (стр. 96-97)

  1. Как мама отреагировала, услышав звон разбитой чашки.

Читают по ролям (стр.97)

  1. - Как вы думаете, он обманывал раньше? Как он выглядел в этот момент? (Тихонько сполз, опустил глаза, колени дрожали, язык заплетался, уши горели)
  2. - Почему мальчик не признался маме сразу?

(Сильно испугался, чашка была папина, а в семье после смерти отца берегли каждую его вещь. Чашка была дорога и маме и сыну).

  1. - Как вы думаете, мама догадалась, кто разбил чашку?

Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?

  1. Выборочное чтение.

Найдите в тексте слова: « Ты очень испугался? Если ты нечаянно…» (стр.98)

  1. – Что испытывал мальчик? (Мальчик испытывал тревогу, страх, переживания, мучение совести)

(« на сердце тяжело», « мурашки пробегали по спине», « вина становилась больше», « кусал ногти», « не мог ни на что решиться», « утыкался лицом в подушку»)

  1. - Как вы думаете, почему автор приводит описание природы?

(Все, что накопилось в природе перед дождем, вырывается наружу, начинается дождь. Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырывается наружу. Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. Совесть не давала ему покоя. Таким образом, описание природы помогает сильнее почувствовать переживания мальчика). 10 слайд.

  1. - В подтверждении этой мысли я предлагаю вам следующее задание.

11 слайд. Перед вами незаполненный кластер, ключевым словом которого является слово ПРИРОДА. Работая с текстом в учебнике, заполним недостающие звенья кластера (стр.100-101)

12 слайд.

10. - Подведем итог.

Каждый человек имеет право на ошибку. Главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ.

13 слайд. Физминутка

VI. Работа в группах.

Деформированный текст. Прочитайте отрывок из рассказа на карточке, сравните его с текстом в учебнике. Что я изменила или пропустила? (Первый текст: тихонько сполз – встал, второй текст: пропустила слова колени у меня задрожали, язык заплетался , третий текст: не поставила многоточие в предложении «Это…это…Бум!»

(Тексты прочитывают, называют разницу, показывают)

Вывод: важность каждого слова или знака в рассказе для понимания качеств личности героя, его состояния.

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ.

VII. Творческая работа.

Обозначь на палитре цветом своё отношение к главному герою. Обоснуй свой выбор.

Начало рассказа Конец рассказа

VIII. Итог урока.

Что живёт в душе мальчика? (совесть)

Вывод: - Произведения В.Осеевой проникнуты огромным желанием научить детей различать добро и зло в своём сердце. Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научится прислушиваться к голосу совести.

Выставка книг. – Ребята, перед вами выставка книг В.А.Осеевой. Обязательно прочитайте эти книги. Уверена, они вам очень понравятся.

14 слайд.

IX. Рефлексия.

Сейчас, каждый из вас должен задать себе вопрос:

Чему я научился на этом уроке?

Смогли ли мы с вами ответить на главный вопрос Почему?

Какой урок вынес мальчик из этого случая? А вы?

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ.

Если вы сегодня были честны сами с собой, честно трудились, закрасьте в листе достижений красным цветом квадратик, если работали не в полную силу – зелёным, не старались – синим.

X. Домашнее задание.

15 слайд.

Подписи к слайдам:

Урок литературного чтения 2В класс Учитель: Зверева С.Н.

ГЛАВНЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА: - РАЗУМ ВОЛЯ СОВЕСТЬ

«Самое главное украшение – чистая совесть» Цицерон

Словарная работа Совесть – способность человека к различению добра и зла, сознание добра и зла. Совесть - это нравственность, справедливость, добро, честность, порядочность, мораль

ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА ОСЕЕВА «Почему?»

План к тексту: Мальчик с собакой. Чашка разбилась. Это… Бум! Он будет жить в будке. Бум наказан. Бум один на крыльце. Ночью. Расстроенный лай. Сын признался. Все дома! У каждого свое «Почему?»

ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ

Физминутка

Рефлексия - Чему я научился на этом уроке? - Какой урок вынес мальчик из этого случая? - А вы? Домашнее задание: дать ответ от имени… (карточки)

Б лагодарю всех за активную работу на уроке. Урок окончен.


Главный герой рассказа В.Осеевой «Почему?» — маленький мальчик. Он раскачивался на стуле, сидя за обеденным столом. Рядом с ним находился пес по кличке Бум. В какой-то момент стул качнулся особенно сильно и мальчик ухватился за скатерть, чтобы не упасть. Со стола упала чашка и разбилась.

Это была папина чашка. Отец мальчика погиб, и вещи, оставшиеся в память о нем, тщательно оберегались. Когда в столовую вошла мама мальчика и спросила, каким образом разбилась чашка, мальчик, боясь быть наказанным, обвинил во всем собаку.

Мама приняла решение, что Бум больше не будет находиться в доме, а будет жить в будке во дворе. Она вывела пса на улицу и запретила пускать его в дом. В течение дня мама пыталась выведать у мальчика, не он ли случайно разбил чашку, но герой рассказа упрямо сваливал всю вину на собаку.

Весь день наказанный пес стремился попасть в дом; мальчику было очень жалко его. Но сознаться в том, что это он разбил чашку, герой рассказа тоже боялся. Когда стемнело, и мальчик уже лег спать, поднялся сильный ветер и пошел дождь. Представив, как плохо сейчас Буму во дворе, мальчик не выдержал, побежал к маме и признался ей в содеянном.

Вместе они привели промокшего пса в дом, высушили его и вскоре все легли спать. Каждый думал о своем: пес не мог понять, почему его целый день не пускали в дом, мама пыталась разобраться, почему сын ей солгал, а мальчик думал о том, почему мама не стала его ругать за разбитую чашку и даже обрадовалась, когда он сознался в содеянном.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная тема рассказа — тема человеческого вранья.

Главный смысл рассказа Осеевой «Почему?» заключается в том, что за проступки надо всегда отвечать самому, а не сваливать вину на другого. Мальчик переложил вину на собаку, и его мама поняла это, но она решила проверить, сможет ли мальчик осознать свою вину и самостоятельно признаться в содеянном. Рассказ учит быть честным и ответственным. Мальчик понял, что он был не прав, переложив свою вину на собаку, и он нашел в себе мужество признаться маме в проступке.

В рассказе Осеевой «Почему» мне понравилась мама главного героя. Она поступила очень мудро, отправив пса на улицу. Тем самым она преподала сыну урок. Наблюдая в течение дня за страданиями Бума, мальчик понял, что по его вине пес незаслуженно наказан, и он самостоятельно принял решение признаться маме в проступке.

Какие пословицы подходят к рассказу «Почему?»

Без вины виноват.
Не вали с больной головы на здоровую.
Ложь — тьма, правда — свет.
Тайное всегда становится явным.