Правильное л. Готовим речевой аппарат к произношению звука Л

Привычки которые сделают вас счастливым

Как вести себя если вас окружают хамы

В чем польза и вред бананов

Часто в наши дни можно услышать нарушенное произношение звука Л. Это нарушение называют лабмдацизмом. Так, вместо слова «лопата», говорят, к примеру, «увапата», «ропата» и так далее. Если так разговаривает малыш, которому три года, то этом может даже иногда умилять. Однако если так разговаривает взрослый человек, это скорее вызовет насмешку. Чтобы такого не допустить, необходимо своевременно проконсультироваться с логопедом. И это необходимо сделать как можно раньше.

Что форма носа может сказать о вашей личности?

9 самых жутких пыток древнего мира

Что случится если долго смотреть в глаза человеку

Логопеды иногда считают, что исправить неправильное произношение звука Л можно в младшем школьном или старшем дошкольном возрасте. Поверьте, такие специалисты не правы. Ведь насколько правильно говорит ребенок, зависит его овладение чтением, письмом и звукобуквенным анализом слов. Да и вообще становление ребенка, как успешного человека. А если эта проблема все еще не вылечена у взрослых людей, тогда вам стоит начать действовать, а начало можно положить при помощи наших советов и рекомендаций.

Каким должно быть положение органов артикуляции для правильного произношения звука Л?

  • Голосовые связки вибрируют.
  • Мягкое небо должно находиться так, чтобы оно закрывало проход в полость носа.
  • Корень языка поднят.
  • Боковые края языка не должны примыкать к верхним коренным зубам для того, чтобы остались проходы для воздуха, который вы выдыхаете.
  • Напряженный кончик языка должен упираться в десна или в верхние зубы.
  • Нижние и верхние зубы должны быть на не очень большом расстоянии друг от друга.
  • Положение губ должно изменяться и зависеть от гласных звуков, которые идут после звука Л.

Наиболее распространенные ошибки при произношении звука Л

  • Форсированный выдох, в результате чего можно услышать звук, который напоминает звук Н (воздух идет через нос) или звук Ф (при участии щек).
  • Замена Л на Р, к примеру, «рыжи» , а не «лыжи».
  • Неправильная позиция губ, слышится звукосочетание «ува», к примеру, «пашува», а не «пошла».
  • Язык находится в глубине рта, слышится звук Ы, к примеру, «ыожка», а не «ложка».

Готовим речевой аппарат к произношению звука Л

  1. Чтобы выполнить упражнение под названием “Улыбочка” необходимо сделать такие действия: улыбнуться, чтобы губы растянулись, а затем вернуться в исходное состояние.
  2. “Трубочка” можно сделать двумя методами. Первый – сомкните зубы, губы вытяните вперед и преобразуйте их в квадрат. Второй – сымитируйте произношения звука У (только без голоса).
  3. “Иголочка” : улыбнитесь и высуньте изо рта острый язык.
  4. “Накажем непослушный язычок” : На нижней губе расположите широкий язык. Можете сделать маленькую ложбинку. Важно, чтобы язык был не очень напряжен.
  5. “Индюк” : приоткройте рот, язык расположите на верхней губе, а потом сделайте им поглаживающие движения сверху вниз. Можете добавить звукосочетание «бл-бл-бл».
  6. «Скачем на лошадке» : улыбнитесь, язик поднимите вверх к альвеолам и “присоситесь”. Потом пощолкайте им, имитируя «цоканье копыт».
  7. «Покатаемся на качелях» : улыбнитесь. Вначале за нижние зубы опустите острый кончик языка, а потом поднимите за верхние.

Несколько способов постановки звука Л

Первый способ. Широко откройте рот. Сделайте так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Потом между зубами высуньте широкий язык, произнесите звук А и сразу прижмите его зубами. В результате у вас получиться сочетание звуков А и Л. Как только у вас в таком положении получиться произносить звук Л, переместите язык в правильное положение — он должен быть поднят вверх и упираться в десны или зубы.

Второй способ. Произнесите звук Ы. Потом произнесите простые слова, в которых присутствует слог ЛЫ, к примеру, лыко, лыжи и так далее. Когда у вас в межзубном положении получиться произнести звук Л, переведите кончик языка в правильное положение.

Видео уроки

Обычно этот звук «Л» ставится легко и быстро, но при условии очень точного и правильного выполнения упражнений например по нашей методике. Все упражнения выполняются перед зеркалом, для того, чтобы можно было проконтролировать положение губ и языка ребенка.

Итак, обо всём по порядку. Для того чтобы правильно произнести звук «Л» губы должны быть в улыбке, зубы не сомкнуты, расстояние между нижними и верхними зубами около 1 сантиметра. Кончик языка упирается в верхние зубки. Дети обычно либо пропускают этот звук, либо заменяют его звуками — Ы, Й, Ль, или В. Если спинка языка приподнята, а кончик языка опущен и отодвинут от зубов, то звук «Л» заменяется звуками «Ы» или «Й». Если кончик языка вверху, но отодвинут от зубов, то получается звук «Ль». Если ребёнок поднимает нижнюю губу к верхним зубам, то вместо звука «Л» слышен звук «В».

А теперь приступим к выполнению артикуляционных упражнений языка, чтобы исправить мягкий звук «Л» на твердый.

Упражнения для губ:

Заборчик — Зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке. Верхние и нижние зубки хорошо видны. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Телевизор — Зубы сомкнуты и видны, верхняя и нижняя губы приподняты, уголки губ сдвинуты к центру. Губы образуют широкий квадрат, как при звуке «Ш». Хорошо видны два верхних и 4 нижних зуба. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Улыбка — Губы сомкнуты и растянуты в широкой улыбке. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Хоботок — Губы сомкнуты, уголки губ сдвинуты к центру. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Кролик — Губы сомкнуты и растянуты в широкой улыбке. Опустить нижнюю губу так, чтобы были видны только нижние зубки, а верхние были закрыты верхней губой. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Каждое упражнение необходимо повторить 4-5 раз.


Затем необходимо чередовать упражнения парами:

Заборчик — Телевизор, Улыбка — Хоботок, Улыбка — Кролик. Сначала чередовать в медленном темпе, повторить всё 5-6 раз, каждое положении губ удерживать неподвижно 2-3 секунды. Затем чередовать в быстром темпе 5-6 раз.

Постановка звука «Л»

Песенка ослика — Рот слегка приоткрыт, губы в широкой улыбке, верхние и нижние зубки хорошо видны. Тянуть звук «Ы- Ы- Ы». (Возможные ошибки - звук «Ы- Ы» произносится «в нос». Для проверки правильного звучания приложите тыльную сторону кисти руки к горлышку ребёнка и почувствуйте лёгкую вибрацию). Затем широко откройте рот и добавьте звук «А-А-А». Слитно произносите слог -ЫА-, оба звука тянуть. (Возможные ошибки - замена звука -А- на звук -Я-).

Повторите слог «ЫА» несколько раз и убедитесь в том, что оба звука произносятся правильно. Затем зажмите кончик языка зубками (положение губ не менять) и произносите слог -ЫА- , оба звука тянуть, при звуке -А- рот широко открыть. Если оба звука произносятся правильно, то будет слышен слог «ЛА». Обратите особое внимание на то, чтобы нижняя губа не поднималась, иначе вместо «ЛА» получится слог «ВА». Если вместо «ЛА» слышен слог «ЛЯ», то следует несколько раз повторить слог «ЫА, не зажимая кончик языка зубами убедится в том, что звук «А» не заменяется на звук «Я».

Очень часто ребёнок, услышав получившийся слог «ЛА», непроизвольно пытается сказать слог «ЛА» вместо «ЫА» и у него получается, привычно искажённый звук «Л». Поэтому первое время, выполняя упражнение, желательно чтобы Вы предлагали ребёнку сказать «ЫА», а не «ЛА».

Получившийся слог «ЛА» нужно повторять много раз, для закрепления правильного произношения. Чтобы повторять было интересно, поиграйте в игру «Тир». Игра «Тир» - на листке бумаги нарисуйте 10 кружков-мишеней. Повторяйте слог «Ла». Если слог сказан правильно, то в мишень попали - зачеркните 1 кружок, если слог «ЛА» произнесён неправильно, то поставьте точку рядом с кружком- мишенью, для обозначения промаха. Заранее договоритесь с ребёнком о том, что после скольких «промахов» вы переходите к следующей мишени. Закончив, посчитайте количество поражённых мишеней и промахов. Повторите игру 3-5 раз и сравните результаты. Сначала повторяйте слог «ЛА» по одному, а затем группами по 2-3 слога. Можно рисовать мишени из 2-3 кружков.

Добившись совершенно правильного произношения слога «ЛА», переходите к отработке правильного произношения слогов «ЛО, ЛУ, ЛЭ, ЛЫ». Следите за тем, чтобы кончик языка был зажат зубами. Чаще всего вызывает затруднение правильное произношение слога «ЛУ», так как необходимо изменить положение губ.


Когда ребёнок научится произносить все эти слоги, можно переходить к произношению слов со звуком «Л». Сначала следует повторять слова начинающихся со звука «Л». В этих словах легче правильно произнести правильно звук «Л», так как ребёнок зажимает зубами кончик языка, произносит этот звук и только потом всё слово. Сложнее произнести слово после предлога, ведь в этом случае необходимо, чтобы сразу же после произнесения предыдущего звука губы и язык быстро заняли правильное положение для звука Л». Поэтому лучше сначала повторять отдельные слова со звуком «Л». Выберите 10-15 слов которые начинаются со слога «ЛА» и повторяйте их так (звук «Л» тянуть, добиваться чёткого твёрдого «Л»):

— 1-й раз - звук - слог - слово (ЛЛ - ЛЛА - ЛЛАк, ЛЛ - ЛЛА - ЛЛАпа, ЛЛ - ЛЛА - ЛЛАмпа и так далее);

— 2-й раз - слог-слово (ЛЛА - ЛЛАк, ЛЛА - ЛЛАпа, ЛЛА - ЛЛАмпа и так далее.);

— 3-й раз - по одному слову, звук «Л» тянуть;

— 4-й раз - игра «исправь взрослого» - Вы повторяете слова, чередуя, правильное и искажённое «Л». Ребёнок должен определить, правильно ли сказано слово и, повторить его правильно;

— 5-й раз - группами по 3 слова (1-е, 2-е, 3-е слово, 2-е, 3-е, 4-е слово, 3-е, 4-е, 5-е слово и т.д.). Это задание самое сложное, так как ребёнок стара

Если ребёнку легко даётся правильное произношение звука «Л», то можно начать со второго задания (слог - слово).

Вот примерный набор слов для отработки звука «Л»

На первом этапе, повторяя слоги и слова, зажимайте кончик языка при звуке «Л». Но это положение язычка является подготовительным. При правильном положении кончик языка находится за зубами и упирается в верхние передние зубы. Поэтому постепенно пробуйте переводить язык за зубки и старайтесь добиться чёткого твёрдого звука «Л» при правильном положении языка.

Очень хороший, последовательно подобранный и разнообразный речевой материал можно найти в книге Ю.Б. Норкиной «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми» выпуск 1, звук «Л». Кроме слов, предложений, стихов и рассказов в книге много упражнений для формирования правильного грамматического строя речи, а также задания для развития связной речи ребенка.

Дошкольный возраст – это период наиболее активного развития ребенка. В его организме происходят существенные физиологические изменения, идет развитие мыслительных процессов, психики, эмоционально-волевой сферы и личности в целом.

Исследования показали, что все психические процессы у ребенка развиваются с прямым участием речи. И, очевидно, что нарушение этой человеческой функции ведет к трудностям в гармоничном развитии малыша. Чтобы своевременно помочь ребенку овладеть речью, родители должны знать закономерности речевого развития ребенка дошкольного возраста.


Возрастные отклонения речевого развития

В норме к трём годам малыш должен владеть почти всеми звуками языка, за исключением шипящих (Ш, Щ, Ч, Ж) и звука Р, Рь. Этот возраст характеризуется повышением речевой активности, дети начинают пользоваться речью, для того чтобы узнать новые для себя факты. По-другому, это возраст «почемучек».

Вот распространенные ошибки, которые совершают дети на данном этапе речевого развития:

  • замена звука Р на Л, Ль (рука - люка),
  • замена шипящих Ш, Щ, Ч, Ж мягкими Сь, Зь (шарф – сярф),
  • замена Л звуками Ль, Й (лук – люк, лампа – ямпа).


Пятилетний малыш уже должен правильно произносить все звуки речи и использовать для выражения своих мыслей не только простые, но и сложные предложения.

Если ребенок долгое время неправильно произносит звуки, то двигательные артикуляционные навыки у него закрепляются, а восприятие звуков речи искажается. Малыш неверно произносит звук, но сам этого не понимает. Если вовремя не помочь ребенку, то у него появится стойкий дефект речи, который преодолеть будет гораздо сложнее.


Не откладывайте занятия по устранению речевых дефектов на потом, дабы избежать осложнений в будущем

Формирование правильного произношения звуков у ребенка

Зачастую, если у ребенка нет хронических заболеваний, патологий развития органов речевого аппарата (языка, мягкого и твердого неба, губ), нарушений в работе нервной системы, взрослые в домашних условиях могут помочь малышу овладеть тем или иным звуком. В этом случае требуется лишь знать порядок действий, необходимых для постановки недостающего или искаженного звука.

  • Во-первых, главное, с чего стоит начать родителям – укрепление артикуляционной моторики. Это достигается посредством различных упражнений, которых литература предоставляет множество.
  • Во-вторых, это сама постановка или уточнение звука. Для каждого звука при этом есть своя методика.
  • Следующим этапом будет закрепление звука сначала в слогах, затем в словах.
  • После того как ребенок успешно произносит звук в словах, ему предлагаются задания на дифференциацию (различение) оппозиционных звуков (Ж-Ш, Ч-Щ, З-С, Т-Д и т.д.).
  • Далее идет этап заучивания потешек, скороговорок, загадок, стихов с поставленным звуком.
  • И, наконец, мы закрепляем звук в речи: рассказывание сказок, составление рассказов.



Как научить ребенка выговаривать твердый звук «Л» в домашних условиях

В этой статье хотим остановиться подробнее на постановке твердого звука «Л».

Чаще всего при произношении звука «Л» встречаются следующие недостатки: звук отсутствует совсем, заменяется другими – Ль, В, У, И. (лавка – «лявка», «уявка»). В связи с тем, что произнесение данного звука требует верхней позиции языка, нужно узнать, может ли ребенок поднять его вверх.


Для того, чтобы язык четко держал нужную позицию, предлагаем следующие упражнения, предназначенные на укрепление мышц языка:

  1. «Жало» – показать узкий язык
  2. «Жало» - «Лопатка» - показать то узкий, то широкий язык.
  3. «Качели» - язык касается попеременно то нижней, то верхней губы.
  4. «Маятник» - конец языка поворачивается в углы губ.
  5. «Накажем непослушный язычок» - высунуть язык, похлопать по нему губами (пя-пя-пя), чтобы он стал широким.
  6. «Язычок спит» - слегка прикусывать конец высунутого языка, открывая и закрывая рот, губы и язык расслаблены и неподвижны.


После того как вы заметите, что ребенок без труда справляется с предложенными упражнениями, можно приступать непосредственно к постановке звука «Л».

Первый способ вызывания Л: распластанный язык лежит неподвижно между зубами («Язычок спит»), мама предлагает спеть ААА и, не прерываясь, прикусить кончик языка, продолжая петь тот же звук, - получилось АЛЛЛ. Хочется предупредить, что не надо на данном этапе спрашивать у ребенка, какой звук у него получился. Это можно сделать только после многократного повторения упражнения, когда у него все получается.

Второй способ постановки: петь ЫЫЫЫ, при этом прикусить широкий язык. Ребенку показывается данное упражнение молча, чтобы звук Л был не слышим, иначе он произнесет его с привычным искажением.

Звук, полученный при данных приемах, закрепляется сначала в закрытых слогах (АЛ, ИЛ, ОЛ, УЛ); далее – между гласными звуками (АЛА, ИЛА, УЛО...), затем в открытых слогах (ЛА-ЛА, ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ, ЛА-ЛУ, ЛО-ЛУ и т.д).


  • где звук Л стоит в конце слова: тыл, осёл, стул, калач, бокал и т.д.
  • где звук Л стоит в начале слова: лыжи, лыко, лодка, лужа, лошадь и т.д.
  • где звук Л стоит в середине слова: клык, класс, слава, глаза, блоха и т.д.

Следом вы начинаете заучивать с ребенком несложные стихи, потешки, загадки, в которых часто встречается звук Л. Это позволит автоматизировать полученный звук и ввести его в речь.

Примеры:

По глади оконной стекла

тяжёлая капля стекла.

Капля упала на синий цветок

и открыла один лепесток.

Убежало, убежало,

убежало молоко.

я с трудом его поймала,

Быть хозяйкой нелегко!


Всё бело, бело, бело.

Много снегу намело.

Вот весёлые деньки!

Все на лыжи и коньки!


Если вы не уверены в своих способностях или боитесь каким-то образом навредить малышу, то всегда есть выход обратиться в специализированные центры, которых сейчас большое множество. Посетив несколько логопедических занятий и овладев навыком произношения «трудного» звука, ваше чадо вполне сможет продолжить работу по развитию речи со своими родителями.



Предлагаем с ребенком сделать упражнения, показанные в следующем видео логопеда Натальи Гориной.

Как предупредить недостатки речи

Родители должны помнить, что их поведение тоже может сказаться на развитии речи малыша. Как же должны вести себя родители, если хотят, чтобы речь их ребенка формировалась без лишних сложностей?

  • В первую очередь, с малышом необходимо разговаривать медленно, спокойно. Это связано с тем, что вследствие недостаточно развитого слухового восприятия, ребенок не успеет услышать и распознать речь взрослого.
  • Необходимо подсказывать ребенку как правильно произнести слово, которое он затрудняется сказать. Обычно малыши с удовольствием повторяют за взрослыми. Только не надо забывать, что излишняя требовательность может обидеть ребенка, и он может совсем замкнуться.
  • Не желательно перегружать ребенка ранним изучением букв и чтению, особенно если это делается без его желания, так как ожидаемый результат может быть обратным.
  • Ошибочно принуждать ребенка раннего возраста к рассказыванию стихов перед гостями. Это большой стресс для малыша, у которого речь еще не до конца сформировалась. Впоследствии такие ошибки взрослых могут привести к заиканию .
  • При позднем развитии речи не следует паниковать, необходимо просто больше уделять внимания речевым играм с ребенком для того, чтобы пополнять его пассивный словарный запас.
  • Кроме того, предупреждению недостатков речевого развития способствует нормальное функционирование других речевых органов (слухового, голосового, дыхательного аппарата, зрения, обоняния, осязания), слаженная работа которых способствует формированию правильной речи.

Не забудьте, работа по развитию речи не заканчивается быстро. Это длительный процесс. Необходимо постоянно расширять словарный запас малыша, читать ему книги, составлять рассказы по картинам, по впечатлениям, которые у него возникли. Всячески побуждать ребенка к общению, мягко и ненавязчиво исправлять его ошибки, давая ему при этом образец правильной речи.


Последовательные и регулярные занятия с малышом обязательно дадут результат

Вашему вниманию предлагаем следующее видео, в котором можно подробно рассмотреть постановку звука "Л" в домашних условиях.

Постановка мягкого звука "Ль" рассмотрена в следующем видео.

Картавость – довольно распространенный дефект речи, связанный с нарушением произношения буквы «р ». Все обладатели этой особенности условно делятся на две категории: те, кто умудрился сделать дефект своей «изюминкой», и те, кто всерьез страдает от его наличия.

Второй фактор обычно связан с невозможностью реализоваться в любимой профессиональной области. Действительно, картавость часто воспринимается людьми как нечто комичное. Общество редко может всерьез воспринять музыканта, оратора, адвоката или политика с выраженным речевым несовершенством.

Артикуляционная особенность успешно корректируется в детском возрасте, но если ваши родители по какой-либо причине упустили этот момент – не стоит отчаиваться. Любое отклонение поправимо и в зрелом возрасте! Как научиться выговаривать букву р?

Рассмотрим варианты

Существует два основных метода разрешения этой проблемы, когда обращение к детскому логопеду уже неактуально. Развитие картавости в подавляющем большинстве случаев связано со специфическим строением ротовой полости, а именно – укороченной лингвальной уздечкой языка.

Ваша непосредственная цель – удлинить ее до оптимального состояния. Самый простой способ научиться выговаривать букву «р » взрослому – хирургическое вмешательство. Операция предполагает частичное подрезание элемента, проводится под местной анестезией за 15-20 минут и не влечет за собой никаких осложнений.

Надрез заживает спустя 4-6 дней, после чего подвижность органа полностью восстанавливается. Но если вы – не сторонник радикальных вариантов решения проблемы, мы готовы предложить вам альтернативные способы для самостоятельного домашнего применения.

Простые способы постепенного удлинения уздечки языка

Желая научиться полноценно говорить букву «р », вам нужно подготовиться к тому, что процесс будет долог и тернист. Никто не может гарантировать вам быстрого наступления результата. Но регулярное выполнение следующих упражнений практически гарантирует вам постепенную, но верную победу над дефектом речи.


  • Улыбка. Основной проблемой картавости является задержка воздуха в глотке, под влиянием чего интенсивность звука существенно снижается или совсем нейтрализуется. Чтобы устранить это нарушение, растяните губы в широкой улыбке. Прижмите кончик языка к небу и с силой выдыхайте. Рот при этом должен оставаться открытым. Это упражнение рекомендуется выполнять по 3-5 минут на ежедневной основе;
  • Хватка. Чтобы повысить «маневренность » речевых органов, попробуйте следующую технику. Широко улыбнитесь и выньте кончик языка, расположив его между зубами. Легонько покусывайте не менее 15 раз. Мышцы при этом должны оставаться напряженными;
  • Растяжка. Упражнение, направленное непосредственно на вытягивание уздечки, по праву считается одним из самых эффективных среди логопедической гимнастики. Оно предельно простое, и выполнять его можно когда угодно. Кстати, чем чаще вы станете это делать, тем скорее отметите положительную динамику. Для выполнения упражнения просто высуньте язык до максимально возможного предела, и попытайтесь дотянуться его кончиком до носа или подбородка. Задержитесь в положении на 1-1,5 минуты, передохните и повторите цикл 10 раз;
  • Повторение – мать учения! Поэтому чтобы научиться четко поставленной речи, требуется постоянно «давить» на ее слабые места. Повторяйте слова, содержащие «вражескую » букву. Чтоб отследить изменения, записывайте свою речь на диктофон. Не лишним станет обращение к скороговоркам. Сначала выбирайте легкие и проговаривайте их медленно, а как только приловчитесь, возьмите за привычку усложнять себе задачу;
  • «Вспомогательная артиллерия ». Анкилоглоссия может быть исправлена с помощью произношения других твердых звуков. Ваше вооружение – набор согласных «т », «д » и «л ». Твердо произносите их, добавляя звуку протяженности при помощи гласной «э ». Вы отметите, что техника провоцирует ваш речевой аппарат на произношение буквы р. Особенно отчетливо это будет заметно при проговаривании жесткой «л»;
  • Глиссирующая р. Если у вас возникают трудности с мягким произношением звука, используйте для коррекции дефекта английские слова. Как только вы освоите этот этап, вы легко сможете включить отчетливый звук в родной язык.

Если в течение 1,5-2 месяцев вы не наблюдаете положительных изменений, посетите логопеда. Постановка речи имеет свои особенности и различия в каждом индивидуальном случае, поэтому если вам не подходят общепринятые корректирующие стандарты, доктор подберет их для вас в индивидуальном порядке.

А если ламбдацизм?…

Другой распространенной проблемой произношения является ламбдацизм. Эта проблема куда более сложна, нежели анкилоглоссия, однако при должном старании также поддается коррекции.

Если вы задумываетесь над тем, как научиться четко выговаривать букву «л », вы также можете обратиться к своеобразной зарядке и речевым тренировкам:

  • Имитация. Попробуйте напрячь мускулатуру языка так, будто говорите букву «у». Главный нюанс: делать это нужно с сомкнутыми губами и без звука;
  • Трубка. С силой сомкните зубы и постарайтесь немного выдвинуть челюсть вперед;
  • Иголка. Широко улыбнитесь без обнажения зубов. Максимально напрягите язык и высуньте его в «остром» состоянии изо рта;
  • Щелчок. Снова растяните рот в улыбке, прижмите кончик языка к небу и создайте эффект вакуума. Попробуйте сымитировать щелчки, похожие на шаги в обуви на каблуке;
  • «А-метод ». Раскройте рот в полную амплитуду. Высуньте язык и, произнося протяжный звук «а», поднимите кончик органа вверх. Таким образом, у вас получится переходное сочетание этих букв. Тренируйтесь до тех пор, пока не станете произносить «л» абсолютно четко;
  • «Ы-метод ». Подберите слова с комбинацией букв «л » и «ы » (улыбка, лыжи, лычка, лыко и т.д.). Как только у вас получится корректная «л » в межзубном произношении, зафиксируйте положение и старайтесь в дальнейшем регулировать его до этого предела.

Проблемы «С» и «Ш»

Встречаются и другие насущные для обладателей проблемы с артикуляционным аппаратом. Обычно они связаны с шипящими.

Как научиться правильно выговаривать букву «с »? У тех, кто обладает таким дефектом, получается произносить звук, отдаленно напоминающий букву «ф ». Ее и стоит использовать в собственных благих намерениях! Постарайтесь протяжно произнести глухой звук «ф », при этом оттяните нижнюю губу вперед и вниз. Делайте это постепенно.

Вы с удивлением обнаружите, что кончик вашего языка машинально тянется вверх, к основанию зубов, в результате чего выходит полноценный «с ». Задержитесь в таком положении и попытайтесь выровнять зубы на манер заборчика. В результате регулярного выполнения, вы без труда «поставите » звук за короткий временной промежуток.

Вы задумываетесь над тем, как научиться четко выговаривать букву ш? Тогда:


  • Ежедневно выполняйте комплекс упражнений, направленных на развитие нижней челюсти;
  • Включите в свой гимнастический курс тренировки для укрепления губ;
  • Развивайте подвижность и маневренность языка на базе приведенных выше речевых упражнений;
  • Чаще всего этот дефект встречается со смежными проблемами шипящих и жужжащих. Даже если они выражены слабее, не забывайте делать упор и на них;
  • Научитесь делать речевой орган широким, как лопата, и удерживайте его в таком положении как можно дольше;
  • Тяните к небу все края кончика языка, даже если это тяжело, или кажется невозможным;
  • Старайтесь имитировать животные звуки. То, как шипит змея или кошка.

Любые дефекты речи, несомненно, могут существенно снизить качество жизни, особенно если это касается делового поприща. Но отчаиваться не стоит – все поправимо, и все в ваших руках! Следуйте нашему простому руководству и наслаждайтесь блестящими результатами.

В этой стать речь пойдёт о том, как научить малыша выговаривать букву л. Всё не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Проблема может заключаться в том, что малыш просто не понимает, какую артикуляционную позу должен принять . Он может начать капризничать и с криками "Я не выговариваю букву л!" просто сбежать от вас в другую комнату.

Не нужно критиковать и указывать на недостатки речи вашего малыша. Найдите приятные стороны, доступным языком для него укажите на последствия такого произношения. Детки с радостью воспримут такой подход и быстро научаться правильно говорить.

Для начала вам нужно разобраться в том, какие конкретно ошибки делает малыш и что за причины стоят за такими промахами:

Логопедические игры на постановку звука л

Такие игры не только способствуют правильному произношению звуков, но тренируют память и мышление , что очень важно в становлении будущего члена общества.

Как научиться выговаривать букву л ребёнку старшего возраста?

Когда неправильное произношение уже сформировано , дела обстоят куда хуже. Вам непросто нужно переучить малыша, нужно ещё довольно длительное время следить за тем, чтобы ребёнок не путал правильное и неправильное произношение звука л.

Но причиной неправильного звукопроизношения может стать не только невнимательность родителей или лень ребёнка, но и серьёзные проблемы речевого аппарата. Так что перед тем как самостоятельно учить говорить букву л, необходимо показать малыша ряду специалистов. К ним относятся:

  • детский психолог;
  • логопед;
  • педиатр.

Если же специалисты не выявили проблем, то причиной неправильного произношения звуков является педагогическая запущенность . Как научить ребёнка выговаривать букву л? Над этим стоит работать и не пускать всё на самотёк. Малыш должен почувствовать вашу поддержку. Вы должны дать ребёнку уверенность в том, что вы рядом и поможете любую минуту. Вместе с тем регулярные занятия с чадом принесут море удовольствия как вам, так и ребёнку. Дети быстрее научатся именно со счастливыми и заботливыми родителями.

Неотъемлемой частью процесса постановки звуков является дыхательная гимнастика. Не стоит пренебрегать этими простыми, но эффективными упражнениями. Вы можете придумать абсолютно любую фантастическую историю или создать игровую обстановку чтобы ребёнку было интереснее выполнять дыхательные упражнения. С их помощью малыш учится контролировать струю воздуха,учится правильной артикуляции языка и губ. Играя, можно и нужно учить, стоит только набраться терпения, и за работу!