Принципиальными особенностями деятельностного образования являются. Деятельностный подход к обучению

Образование - едва ли не самый важный экономический задел, который в настоящее время можно дать ребенку. Ведь от качества знаний, которые он получит еще в школе, зависит как его дальнейший карьерный рост, так и уверенность в своих силах. Неудивительно, что в последнее время широко практикуются новые подходы к образовательному процессу, которые все шире используются в школах и других учебных заведениях.

Одним из таких нововведений является деятельностный подход. В чем состоит суть этого метода и чем он так хорош? Вы сможете узнать об этом, прочитав нашу статью! Но сначала не помешает вспомнить бессмертное высказывание Б. Шоу. Если перефразировать его высказывание, то получится следующее: «Нет пути к знанию более действенного, нежели чем самостоятельная деятельность».

Проблемы современного образования

В СМИ едва ли не каждый день обсуждается, насколько несовершенен современный образовательный стандарт. И дело тут не только в ЕГЭ, который нацеливает детей на механическое следование программе, сколько в способе подачи материала. Еще с советских времен все привыкли, что в школе просто зачитывается материал, а уж насколько он будет усвоен ребенком - дело десятое. Как правило, преподаватели этим не слишком интересуются.

Кроме того, существует огромная проблема, которая выражается в неприспособленности данных, которые получает ученик, к реальным условиям. Чтобы проще было понять, поясним. Предположим, что на уроке алгебры учитель рассказывает новую теорему и задает на дом задачу, которую нужно решить.

Между зубрежкой и пониманием

Насколько же заинтересован ученик в том, чтобы реально понять саму суть проблемы? Да нисколько. Ему нужно получить правильный ответ на задачу, а уж то, как и почему он это делает… Словом, следует что-то менять. Именно на это и нацелен деятельностный подход.

Человек, который закончил школу, должен уметь применять полученные знания на практике. Вот вам наглядный пример: нередко бывает так, что учителя требуют безусловной зубрежки правил русского языка. Справляются с этой задачей многие, но… Частенько бывает, что даже отличник допускает глупейшие и грубые ошибки в написании простейших текстов. Происходит это оттого, что ученик, наподобие «собаки Павлова», вызубрил правила, вот только применять их в реальной ситуации, увы, не умеет.

На разрушение этого порочного круга и направлен деятельностный подход. Умение получать информацию должно стать синонимом умения ее использования. Если человек в школе получает новые знания по той же химии, они должны стать его «пособием» в повседневной деятельности.

Психологи уже давно говорят о том, что каждый человек от рождения наделен определенным потенциалом, раскрытие которого зависит от условий окружающей среды и того общества, в котором растет ребенок. Но куда важнее то обстоятельство, что раскрыться этот потенциал может только в результате собственной, практической деятельности ученика.

Цель нового метода преподавания

Итак, деятельностный подход направлен на то, чтобы человек приобрел навыки и стремление к самостоятельному развитию, что обеспечивает целостную интеграцию личности в культурную и общественную среду.

Основные задачи обучения в этом случае являются следующими:

  • Во-первых, обучение самостоятельной деятельности и получению тех данных, которые пригодятся ему в дальнейшей карьере и жизни.
  • Кроме того, системно-деятельностный подход способствует формированию надлежащих моральных качеств и устоев, которые помогут сохранить целостность личности даже в неблагоприятной среде.
  • Образуется целостная, критическая картина окружающего мира, человек приобретает ценнейшую способность трезво и грамотно оценивать те события, которые происходят вокруг него в повседневной жизни.

Основные педагогические исследования в этой области

Итак, мы выяснили, что традиционный иллюстративный подход к обучению в современных условиях уже не может использоваться так широко, как это было когда-то принято. Разумеется, что школьные исследования и уроки ни в коем случае не могут проходить в отрыве от личностных качеств каждого из обучаемых. А потому на практике разумнее применять термин «системно-деятельностный подход», который впервые появляется в работах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, а также В. В. Давыдова.

Основная суть метода

Эти авторы впервые широко проанализировали те причины, которые мешают школьникам нормально пользоваться той информацией, которая им задается в школе. На основе этих исследований и была разработана новая технология, представляющая собой совокупность как традиционных способов иллюстративной подачи материала, так и методов, которые предполагают самостоятельный процесс исследования. Собственно, именно этот способ и подразумевается термином «системно-деятельностный подход».

Основная его суть состоит в том, чтобы дети не получали все данные в готовом, «разжеванном» виде. Подростки должны «открывать» новые сведения в процессе обучения. Задача учителя в этом случае - служить «путеводным маяком», который задает направление работы, а также подводить итог самостоятельной деятельности учащихся. Он же отвечает за то, чтобы давать адекватную оценку действиям каждого ученика.

Можно сказать, что деятельностный подход в обучении придает знаниям эмоциональный окрас, заставляет детей чувствовать значимость выполняемой ими работы. Все это приводит к тому, что ученики начинают учиться не по принуждению, а потому, что им это действительно интересно.

Дидактические принципы метода

  • Во-первых, принцип деятельности. Мы уже неоднократно говорили о нем: ученики получают не сами данные, а только направление, нужное для их «открытия».
  • Во-вторых, непрерывность процесса. Расшифровка проста: результат каждого этапа служит «отправной» точкой для следующей ступени.
  • В-третьих, принцип целостности. У ребенка за время его обучения должно сформироваться целостное представление о мире, в котором он живет: знания и практика будут дополнять друг друга, способствуя образованию гармонически развитой личности.
  • В-четвертых, минимакс. Это значит, что каждая школа обязана предоставлять каждому учащемуся данные в том максимальном объеме, который он может усвоить в принципе. Все ученики по окончании учебного заведения должны обладать кругозором, соответствующим образовательным стандартам государства.

Важно ! Учебный процесс следует организовать так, чтобы дети чувствовали себя максимально комфортно с психологической точки зрения. Учащиеся и педагоги должны быть настроены действительно благожелательно по отношению друг к другу.

  • В-пятых, принцип вариативности. Проще говоря, у учеников не должно развиться «квадратно-гнездового» метода мышления: нормальная, творчески сбалансированная личность может взглянуть на проблему сразу с нескольких сторон, что значительно облегчает поиск вариантов ее решения.
  • В-шестых, то самое творчество: для чего вообще нужен системно-деятельностный подход? Основа (ФГОС, то есть) уже есть, но проблема в том, что учащимся, которые обучались по стандартным методам, зачастую не развивали их творческую жилку. Только при самостоятельном поиске ответов на нестандартные задачи может проявиться столь редкое качество.

Прочие цели и задачи

Для чего еще используется деятельностный подход в обучении? Его широкому внедрению в школах способствует также тревожная статистика, которая ежегодно публикуется филологами, лингвистами и логопедами. Они свидетельствуют, что с каждым годом подрастающее поколение становится все менее способным грамотно (да просто связно) и красиво излагать свои мысли, что приводит к нарушениям общения и социальной активности детей и подростков.

Таким образом, деятельностный подход в обучении должен быть также направлен на развитие логического и творческого мышления, речи и мотивов, побуждающих к самостоятельному познанию окружающего мира. Особенно важно начать заниматься этим еще на начальных этапах обучения в первых же классах начальной школы и даже в детских садах, так как в этот период личность подобна пластилину, из которого можно вылепить любую требуемую структуру.

К сожалению, отечественная образовательная система зачастую не предполагает особенного внимания к детским дошкольным учреждениям. Считается, что в этот период дети должны только лишь учиться самым основам, причем с упорством, достойным лучшего применения, в их отношении используются те же самые методы, что и для школьников. Проще говоря, малышей заставляют просто зубрить буквы и цифры.

Как мы уже и говорили, такой подход в корне ошибочен. Учитывая же характеристики подрастающей личности, нетрудно предположить, что последствия могут быть крайне серьезными.

Структура уроков

Может сразу возникнуть вопрос: как вообще проводить уроки, дабы в их ходе были достигнуты все требуемые цели? Заметим, что системно-деятельностный подход в обучении предполагает проведение особых занятий, которые можно поделить на четыре большие группы:

  • Занятия, на которых дети занимаются «открытием» нового знания.
  • Уроки, которые предполагают рефлексию, осознание нового материала.
  • Занятия стандартного типа, на которых учитель просто дает обучаемым новый материал.
  • Уроки, на которых контролируется объем и степень усвоения ранее полученных данных.

Подробная характеристика

  • Тип первый . «Открытие» новых знаний. Целью урока является формирование способности обучаемых к новым способам и методам действий. На этих занятиях расширяется понятийная база, в нее включаются новые элементы, термины и действия. Учтите, что именно такой способ получения данных и создает сам системно-деятельностный подход в обучении.
  • Тип второй . Уроки рефлексии. Учащиеся должны овладеть умением рефлексии, способностью к самостоятельному контролю адекватности и важности новых данных. Нужно сделать так, чтобы дети могли сами выявлять и устранять те причины, которые препятствуют усвоению новой информации. Учитель лишь помогает создать алгоритм выхода из сложившейся ситуации, проектирует способы достижения образовательных целей. Образовательная цель довольно проста: выработка и коррекция образовательных алгоритмов и способов получения нового знания.
  • Тип третий , стандартный урок со специальным уклоном. Что в этом случае предполагает системно-деятельностный подход в обучении? Во-первых, это формирование у обучаемых способности не просто выслушивать ту информацию, которую им рассказывает учитель, но и умения осознавать ее, выстраивать структуру получаемых данных. Цель - восприятие новых знаний, «подстройка» их под новые методики обучения.
  • Тип четвертый . В этом случае основную роль исполняет учитель: он контролирует способность учеников достигать поставленной цели, используя усвоенный ими ранее материал. Целью урока является развитие способности самостоятельного контроля своих знаний, формирование самооценки человека.

Механизм контроля полученных знаний, характеристика

Итак, системный и деятельностный подход предполагает следующие цели контроля:

  • Во-первых, ученики должны предоставить контролируемый материал, рассказать о важности данной темы.
  • Во-вторых, они сверяют полученные данные с достоверным эталоном. Это куда надежнее, нежели чем ориентироваться при оценке на некие субъективные данные, адекватность и правильность которых находятся под большим вопросом.
  • По заранее оговоренному алгоритму полученные учениками данные сопоставляются с этим эталоном, делаются соответствующие выводы.
  • Наконец, проведенной работе дается адекватная оценка в соответствии с ранее принятыми критериями.

Это - основа системно-деятельностного подхода. Без соблюдения этих правил невозможно использовать данный метод в образовательной системе.

Структура уроков

Итак, мы обсудили основные цели, которые требуется достичь в результате занятия. Но как же должен проходить каждый урок в системно-деятельностном подходе? Настала пора рассказать его требуемой структуре. Современные педагоги говорят, что она должна быть следующей:

  • Во-первых, учащиеся пишут предварительный вариант контрольной работы.
  • Во-вторых, они сопоставляют полученные результаты с объективным, общепринятым эталоном.
  • В-третьих, дети сами ставят себе оценки, руководствуясь как можно более объективными критериями.

Как правильно ставить учебную задачу

Нужно всегда учитывать, что реализация деятельностного подхода (точнее, успех этого метода) зависит от правильно поставленной задачи. Немаловажно помнить, что графические схемы очень хорошо подходят для обучения детей, так как у многих из них хорошо развита как раз-таки визуальная, графическая память. После первичного повторения лучше всего, когда они будут вслух проговаривать или даже записывать краткие тезисы. Это не только развивает память, но и помогает детям приобрести умение сразу же вычленять наиболее важную и нужную им информацию.

Основные особенности

Как вы можете понять, системно-деятельностный подход на уроках не сопровождается речью учителя. Все алгоритмы запоминания и обработки данных ученики проговаривают про себя, в уме. В ходе этого процесса оттачиваются умственные способности учеников, они учатся мыслить логически, рационально, но не утрачивая притом способности к творчеству.

Что же по этому поводу «говорит» ФГОС? Системно-деятельностный подход позволяет значительно увеличить объем усвояемых данных, не подвергая детей перегрузке. А она, как правило, является основной причиной неврозов школьников в последние годы.

Сущность деятельностного подхода в образовании

«Великая цель образования -
это не знания, а действия!»

Герберт Спенсер

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российских школ по уровню фактических знаний заметно превосходят своих зарубежных сверстников. Однако результаты проводимых международных сравнительных исследований заставляют насторожиться и задуматься. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Поэтому вопрос о качестве знаний образования был и остаётся актуальным.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас». Предмет нашей гордости в прошлом - большой объём фактических знаний требует переосмысления, поскольку в современном быстро меняющемся мире любая информация быстро устаревает. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применить. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интепретировать, преобразовывать.

А это – результаты деятельности. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат-знание) на овладение способами взаимодействия с окружающим миром (результат - умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности педагогов и обучающихся.

При данном подходе к обучению основным элементом работы обучающихся становится освоения деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно – исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае знания становятся следствием усвоения способов деятельности. Параллельно с освоением деятельности обучающийся сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний обучающийся становится субъектом образовательной деятельности. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей.

Деятельностный аспект образования выражается в том, что содержание обучении есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, т.е. учебный процесс представляет собой:

    взаимодействие;

    процесс решения проблемных (коммуникативных) задач.

Взаимодействие при этом есть способ бытия. «Среда учения – деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная для ученика, проблемная по способу освоения деятельности. Необходимое условие для этого - отношения в образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнёрства, общения». Во взаимодействии «учитель-ученик», «ученик-ученик» главная роль отводится принятию другого человека, группы, себя, другого мнения, отношения, фактов. Понимание и принятие нацеливает на деятельность, фокусирует внимание на проблеме, на решении задач. Для организации учебной деятельности наибольший интерес представляют задачи интеллектуально - познавательного плана, которые осознаются самими учащимися как жажда знаний, необходимость в усвоении способов действий, как стремление к расширению кругозора.

Концепцию «учения через деятельность» предложил американский учёный Д. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении:

    учёт интересов учащихся;

    учение через обучение мысли и действию;

    познание и знание-следствие преодоления трудностей;

    свободная творческая работа и сотрудничество.

В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова.

Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества».

Личностно - деятельностный подход означает, что в центре обучении находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост. ( ,).

Как пишет Л.С. Выготский «в основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика…» В деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в процессе этой деятельности.

Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия. Для обучающегося его деятельность есть не просто и не столько учебная. Это настоящая жизнедеятельность.

Итак, деятельностный подход в обучении с позиции обучающегося состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих для обучающегося личностно-смысловой характер. Учебные задача становятся интегративной частью деятельности. При этом важнейшей составляющей действий являются действия умственные. В этой связи особое внимание уделяется процессу выработки стратегий действования, учебным действиям, которые определяются как способы решения учебных задач. В теории учебной деятельности с позиции её субъекта выделяются действия целеполагания, программирования, планирования, контроля, оценивания. А с позиции самой деятельности – преобразующие, исполнительские, контрольные. Большое внимание в общей структуре учебной деятельности отводятся действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Самоконтроль и оценка учителя способствуют формированию самооценивания. Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

Деятельностный подход отражен в целях и требованиях к результатам образования:

Цели образования - не сумма «знаний, умений, навыков» (прежние стандарты), а сформированные познавательные и личностные способности ученика.

Требования к результатам образования: формирующаяся личность с набором компетенций, освоение учащимися «универсальных учебных действий».

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия - есть совокупность способов действий учащегося , которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (умения учиться, делать осознанный выбор, решать реальные жизненные проблемы, быть конкурентноспособным и т.п

Формирование универсальных учебных действий (школа) - формирование ключевых компетентностей (социум) – через деятельностный подход.

Деятельностный подход в образовании

    изменяет цели образования : не столько дать багаж знаний (при всей значимости знаний), сколько обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ученика (вооружить умением учиться).

    определяет новые требования к содержанию учебных программ (они должны обеспечить высокую мотивацию учеников к предмету),

    определяет новые требования к организации обучения - переход к активным методикам и образовательным технологиям (различные формы, способы, приемы, методы, технологии обучения

    изменяет роль ученика - он не объект, а субъект, участник обучения (отсюда - мотивация, активность, интерес к познанию).

    Изменяет роль учителя: он не единственный источник знаний, не инфматор, не контролер, а организатор, координатор, тъютор, наставник, помощник, консультант.

    способствует формированию ключевых компетенций учащихся

Ключевые компетенции - опорная база стандартов (отражаются в предметных, метапредметных и личностных результатах образования.

    Предметные результаты – это приобретенные элементы социокультурного опыта в рамках отдельного учебного предмета (физика, история, химия, география .

    Метапредметные результаты – это усвоенные способы деятельности на базе разных учебных предметов, использование этих способов в практической ситуации.

    Личностные результаты – это превращение знаний и способов деятельности (приобретенных в школе) в черты характера, в мировоззрение, в убеждения, в нравственные принципы, в систему ценностных ориентаций. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Содержание учебных программ

Организация обучения

Оценка образователь-ных достижений

Результат начального образования

Цели образования

Деятель-ностный подход

Прилоложение 1.

Прилоложение 2. Деятельностный подход

Средства развития потенциала будущего исследователя

    моделирование

    рефлексивный анализ

    работа в группах

    работа с вопросами причинно-следственного, прогностического и проектного характера

Методы творческого применения знаний и способы деятельности

Нетрадиционные формы урока

интегрированные

    деловая игра

    уроки творчества и др.

    проблемное изложение

    частично-поисковые методы

    эвристическая беседа

    поисково-исследовательские методы

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

Педагогический лекторий

«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ»

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»

(Б. Шоу)

Разговор по данной теме хочется начать с известной восточной мудрости: « Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь». Если провести «параллель» с педагогикой, то главная задача учителя заключается в организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы знания стали результатом их собственной деятельности.

1.1 Как известно, традиционный подход в образовании ориентирует на объём знаний - чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности.

Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания (с помощью ключевых компетенций информационных, коммуникативных, и др.). Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно – деятельностный подход.

Актуальность изучения и применения в педагогической практике элементов системно-деятельностного подхода объясняется постепенным введением ФГОС, отличительной особенностью которых является ориентация на результаты образования, как раз рассматривающиеся на основе системно-деятельностного подхода. Применительно к учебному процессу это означает, на каждом этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – учебный процесс должен ориентироваться на развитие личности обучающихся, которое происходит на основе овладения учащимися обобщенными способами деятельности (УУД). Т. е., чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как следствия объединения системного подхода и деятельностного, доказывающего бесполезность самих знаний, умений и навыков, не реализующихся в деятельности.

Системно-деятельностный подход предполагает:

Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества;

Переход к стратегии социального проектирования и конструирования;

Ориентацию на ФГОС;

Признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Одной из них является "Технология деятельностного метода обучения", разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.

В чём же сущность деятельностного метода, являющегося ядром системно-деятельностного подхода?

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Технология деятельностного метода предполагает создание учителем специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Деятельностный подход органично сочетается с различными современными образовательными технологиями, такими как: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, проблемного обучения. Названные технологии способствует формированию у обучающихся универсальных учебных действий. Тем не менее, актуальна проблема поиска новых технологий обучения, так как нет, и не может быть какой-то одной, универсальной технологии.

Система дидактических принципов,

обеспечивающих системно – деятельностный подход.

1. Принцип деятельности (ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам: «когда я делаю сам, я получаю опыт и знания»)

2. Принцип непрерывности (преемственность между темами, разделами, курсами…)

3. Принцип целостного представления о мире (обобщенное, целостное представление о мире, о себе, о роли и месте каждой науки в системе наук)

4. Принцип минимакса (школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне (государственного стандарта знаний: «даем больше, требуем стандарт, возьми сколько можешь»)

5. Принцип психологической комфортности (снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, доброжелательная атмосфера)

6. Принцип вариативности (развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества (ситуация успеха, настрой на творческое дело)

Учебная деятельность в разрезе системно-деятельностного подхода включает в себя следующие компоненты:

Учебная задача

Учебные действия

Действия самоконтроля и самооценки.

Обычное сообщение темы урока не является постановкой учебной задачи, так как при этом познавательные мотивы не становятся личностно значимыми для учащихся. Чтобы возник познавательный интерес, надо столкнуть их с «преодолимой трудностью», то есть предложить им такое задание, которое они не могут решить известными способами и вынуждены изобрести, «открыть» новый способ действия. Задача учителя, предлагая систему специальных вопросов и заданий, подвести учащихся к этому открытию. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся выполняют предметные и вычислительные действия, направленные на разрешение учебной задачи, которые называются учебными действиями. Третьим компонентом учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки, когда ребенок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое продвижение вперед. На этом этапе чрезвычайно важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его на пути познания. Все три этапа учебной деятельности необходимо проводить в системе, в комплексе. Основные этапы данного метода могут быть представлены следующей схемой:

Постановка учебной задачи → «Открытие» детьми нового знания → Первичное закрепление (комментирование) → Самостоятельная работа с проверкой в классе → Решение тренировочных упражнений → Контроль (принцип минимакса) → Решение задач на повторение

Деятельностный подход на уроках осуществляется через:

    Моделирование и анализ жизненных ситуаций

    Использование активных и интерактивных методик

    Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности

    Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Учащиеся:

Работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;

Критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

Решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

Анализируют современные общественные явления и события;

Осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла)

Аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

Выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

1.2-1.3 Остановимся на структуре урока, особенностях некоторых его этапов, также методических рекомендациях в разрезе технологии

системно-деятельностного подхода

1.Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Учитель включает детей в деятельность. Происходит выделение содержательной области.

Приёмы работы:

Учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи;

Учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

Девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

Самопроверка домашнего задания по образцу.

Настраиваю детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.)

II. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

2. Возникновение проблемной ситуации.

Актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

Создание проблемной ситуации;

Выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

III. Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

Способы: диалог, групповая или парная работа:

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

Организация самостоятельной исследовательской деятельности;

Выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя, пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это, возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.

V. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Способы: фронтальная работа, работа в парах;

Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи в процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

Выполняется письменно;

Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Вопросы:

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

ДЛЯ СВЕДЕНИЯ

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. Урок «открытия» нового знания, направленный на формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии - формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

3. Урок общеметодологической направленности - формирование способности учащихся к новому способу действия.

4. Урок развивающего контроля - формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции со следующей структурой:

    написание учащимися варианта контрольной работы;

    сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями

Сегодня есть новый вид методической продукции – технологическая карта урока, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Структура технологической карты, включает в себя:

    название темы с указанием часов;

    цель освоения учебного содержания;

    планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

    метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

    основные понятия темы;

    технология изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические и диагностические задания);

    контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не только совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это еще и своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Дидактические принципы деятельностного подхода:

1)Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на “открытие” им нового знания.

2)Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивает инвариантностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3,) Принцип целостного представления о мире означает, что у ребёнка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.

4)Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

б) Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7) Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям знаний в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной модели школы.

Анализ показывает, что перечисленные дидактические принципы являются в определённой мере необходимыми и достаточными для организации процесса обучения в новой парадигме образования. Таким образом, принцип деятельности выделяет деятеля в базовом процессе и устанавливает требования к развивающим и воспитательным целям обучения; принцип непрерывности обеспечивает инвариантность реализуемой нормы; принцип целостного представления о мире устанавливает требования к содержательным целям обучения; принцип вариативности предусматривает возможности различных уровней достижения целей в соответствии с самоопределением обучающихся; принцип минимакса регламентирует процедуру контроля достижения образовательных целей; принцип творчества определяет границы высокого уровня подготовки по предмету; принцип психологической комфортности устанавливает требования к организации взаимодействия между учителем и учеником. Таким образом, к каждому элементу системы предъявлены требования, обеспечивающие воспроизводимость его функций, что обосновывает их достаточность. С другой стороны, они являются независимыми друг от друга, что обосновывает их необходимость. Следовательно, сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования школы как системы образования, реализующей деятельностный подход.

Выделяют три вида деятельности, отличающихся отношением к норме

самоопределение

нормотворчество

нормореализация

Самоопределениепредполагает соотнесение предложенной нормы деятельности с актуальным уровнем способностей («могу») и системой ценностей («хочу»). Самоопределение бывает как положительным, так и отрицательным.

при положительном самоопределении фиксируется наличие способностей к реализации данной нормы деятельности и потребности к включению в эту деятельность

Нормореализация(исполнительская деятельность) предполагает воспроизведение известной нормы деятельности, ее итогом является преобразованный продукт.

Нормотворчество(управленческаядеятельность) предполагает построение новой нормы деятельности.

Под самореализацией понимается процесс нормореализации в условиях выполнимости известной нормы и нормотворчества в условиях кризиса (невыполнимости) известной нормы, а под саморазвитием – процесс самоопределения и самореализации.

В качестве метода, обеспечивающего реализацию цели самоопределения и самореализации выбран развернутый цикл рефлексии.

Структура учебной деятельности включает в себя все виды деятельности (самоопределение, нормореализацию, нормотворчество) и рефлексию учащимися собственной деятельности,а значит обеспечивает системный тренинг деятельностных способностей.

Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность шагов :

1 шаг – Самоопределение к деятельности

На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

2) выделяется содержательная область («могу»).

2 шаг – Актуализация знаний и фиксация затруднений

Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:

актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;

тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

3 шаг- Постановка учебной задачи

1. Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения.

2. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы.

3. Постановка цели, формулировка

(или уточнение) темы урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения «открытие» детьми нового знания:

1. Выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.

2. Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.).

3. После построения и обоснования нового способа действий новый способ действий фиксируется в речи изнаково в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре.

4 шаг- Первичное закрепление во внешней речи

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

5 шаг- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, сами оценивают ее.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

6 шаг - Включение в систему знаний и повторение

На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках

7 шаг- Рефлексия деятельности (итог урока)

Организуется самооценка учениками деятельности на уроке.

В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

уроки открытия нового знания;

уроки рефлексии;

уроки общеметодологической направленности;

уроки развивающего контроля

Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. (Стандарты второго поколения)

Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Деятельность характеризуется следующими элементами: мотивами, побуждающими субъекта к деятельности; целями – результатами, на достижение которых направлена деятельность, средствами, с помощью которых деятельность осуществляется.

Применительно к образовательному процессу и деятельности, осуществляемой в его ходе, можно выделить индивидуальную образовательную деятельность учащегося. Образование – это индивидуальный труд, который при соответствующей организации обеспечивает само движение к самосовершенствованию и проявлению способностей и дарований человека. (Байбородова Л.В. Сопровождение образовательной деятельности сельских школьников: Монография. – Ярославль; М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008.)

Индивидуальная образовательная программа – один из возможных проектов учебной деятельности учащихся. Она предполагает принятие учеником ответственности за собственное образование, осознание его цели, понимание особенностей своего стиля учения и, исходя из этого, непосредственное проектирование образовательной деятельности, планирование конкретных действий по организации учебной деятельности и ее рефлексию. Образовательная деятельность должна стать для ученика активным и рефлексивным процессом.

Инновационная деятельность (нововведение) - механизм развития образовательного учреждения. Представляет собой сложный целостный цикл, состоящий из отдельных, но взаимосвязанных и предопределяющих друг друга фаз:

1 фаза - анализ затруднений в «старой» практике;

2 фаза - поиск причин затруднений и постановка проблемы;

3 фаза - решение проблемы через поиск или разработку «нового» (новшества);

4 фаза - апробирование новшества в экспериментальной деятельности и его коррекция;

5 фаза - перенос апробированного новшества в традиционную («старую») практику.

Инновационная деятельность носит коллективный характер, сопровождается постоянными рефлексивными обсуждениями. Результатом инновационной деятельности является качественно новая образовательная практика.

Качество - соответствие результатов труда заданным стандартам.

В сфере образования качество - это тот нормативный уровень, которому должна соответствовать «продукция» отрасли образования.

Качество в узком смысле - это качество результатов:

Обученность школьников;

Уровень сформированности общеучебных умений и навыков;

Уровень владения творческой деятельностью;

Уровень воспитанности;

Уровень развития личности в психическом, социальном, биологическом аспектах;

2.2. Актуальность проекта

Акцент в развитии педагогических технологий во всех развитых странах мира делается на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы, ставить задачи, находить способы их рационального решения, анализировать полученные знания и применять их на практике. Решение этих задач возможно при организации учебного процесса на основе деятельностного подхода в обучении. Реализация деятельностного подхода задаёт специфические требования к уровню профессионализма педагога. Проведённый опрос 17 педагогов нашей школы (2010г.) показал, что 25% педагогов хотели бы работать в традиционной школе и не совсем верят в возможности различных подходов, 50% - пробуют свои силы в применении элементов новых технологий, 60% - выразили готовность изучить ИКТ, 75 % - выразили готовность к реализации новых технологий, 4 % - не смогли определить свою позицию в данном вопросе. Обновление системы образования в целом, создание школы, основанной на принципах гуманной педагогики, эффективных образовательных технологиях и главной цели образования (Стандарты второго поколения), требуют нового качества образовательного процесса.

Принципиальным отличием образовательных Стандартов второго поколения является усиление их ориентации нарезультаты образования как достижение главной цели образования - развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке Стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системыключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности (такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучении в их взаимосвязи).

Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно – в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений.

Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции Стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

существенное повышение мотивации и интереса к учению;

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Деятельностный подход в образовательных Стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.

Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования: Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью, мобилизацией и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Цель - это конкретный, охарактеризованный качественно, а где возможно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, который необходимо достичь к четко определенному моменту времени определить как совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса. Результаты изучения законодательных документов и научно-педагогического наследия выявили, что образовательные технологии в обеспечении качества образования играют важную роль. Новое качество невозможно достичь, используя только традиционные методики обучения. Необходимо использование новых педагогических и информационных технологий. Это, прежде всего, технологии деятельностного подхода в образовании - обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, метод проектов и др.

2.3. Аппарат исследования

Аппарат исследования проблемы реализации деятельностного подхода в образовании обучающихся нашей школы обусловлен содержанием проекта. Это: анализ литературы по проблеме проекта; изучение и обобщение педагогического опыта в области реализации технологии деятельностного подхода; моделирование; анкетирование; наблюдение; методы математической статистики.

Целью исследования является – создание модели новой перспективной адаптивной школы как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям на основе реализации технологии деятельностного подхода

Объект исследования – образовательный процесс.

Предмет исследования – педагогические условия использования технологии деятельностного подхода в образовательном процессе.

Ход исследования определился следующей гипотезой: существенная зависимость между содержанием, характером образовательного процесса, ориентированного на самоопределение личности школьника и уровнем управления этим процессом позволяет предположить, что эффективные результаты возможны, если:

Разработаны педагогические основы управления образовательным процессом, включающие теоретический аспект - моделирование образовательного процесса на деятельностном подходе, - и организационно-педагогический аспект - содержание, формы и методы построения образовательного процесса с использованием технологии деятельностного подхода;

Созданы педагогические условия для самоопределения личности (предпрофильная подготовка, индивидуальные образовательные планы на старшей ступени обучения, дополнительное образование, педагогическая диагностика).

В соответствии с целью и гипотезой в работе ставятся следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать проблему готовности личности к самоопределению.

2. Уточнить и конкретизировать понятия «самоопределение», «технология деятельностного подхода», «предпрофильная подготовка», «качество образования».

3. Осуществить моделирование развития школы.

4. Разработать педагогические основы управления образовательным процессом, построенным на основе деятельностного подхода.

5.Повысить квалификацию учителей с целью включения в инновационную деятельность по внедрению технологии деятельностного подхода в образовании и осуществления общешкольных проектов: «Здоровье», «Портфолио» и др.

6. Разработать и экспериментально проверить педагогические условия для успешного самоопределения личности (предпрофильная подготовка, дополнительное образование, педагогическая диагностика).

2.4. Ожидаемый результат

I ступень:

Создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу;

Учитель вводит учащихся в сферу учебного предмета, создает атмосферу эмоциональной включенности, возбуждения интереса к предмету, закладывает основы системных знаний, отрабатывает технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач (т.е. научить учиться), обеспечить в будущем успешность его школьной карьеры до самого выпуска);

Постепенное наращивание познавательных задач с обязательным выходом на государственные стандарты на финише;

Развивая личность, оберегая индивидуальность учащихся, учим осознавать себя членами единого коллектива успешно решающего задачи обучения и воспитания.

II ступень:

Учащиеся переходят к изучению основ наук, к установлению единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам;

Усваивая учебный материал, школьники учатся вскрывать связи и отношения, овладевать умением формулировать суждения и умозаключения, проводить аналогии;

Развитие навыков систематизации, классификации, обобщения и конкретизации (учатся мыслить);

Расширение содержания образования через введение новых предметов, активизацию познавательной деятельности с помощью факультативов, кружков, развивающих часов и т.д.;

Умение работать с литературой, отбирать и систематизировать научный материал, делать сообщения, доклады на заданную тему, составлять план, тезисы, конспекты и т.д.;

Умение использовать знания и умения, получаемые при изучении одного предмета, при изучении другого;

Сохраняется необходимость дифференцированной помощи учащимся через коррекционные индивидуально-групповые занятия.

III ступень

Конкретизация познавательных интересов учащихся;

Углубление знаний в различных предметных проектах;

Групповая и индивидуальная исследовательская деятельность;

Урочная учебная деятельность осуществляется через технологии повышенного уровня: лекции, семинары, зачеты, блоки и др.

Создание индивидуальной образовательной программы.

Однако для создания индивидуальной образовательной программы, маршрута и реализации личностного потенциала в образовательном процессе ученику необходимы некоторые сформированные умения. Базовое среди них – «уметь учиться». Оно включает понимание того, что такое учеба, что такое знание и какие различные виды требований существуют в различных видах обучающих ситуаций. Оно включает в себя также умение анализировать ситуацию, фиксировать трудности, принимать решения; умение искать, обрабатывать, использовать и презентовать информацию (включая самостоятельную работу в библиотеке, умение работать с данными и др.).

Приобретение учеником опыта самостоятельного движения, самоопределения, принятия самостоятельных решений, выработки им собственных стратегий образования и развития возможно при:

формировании соответствующей мотивации учения, желании учиться, потребности в самообразовании и саморазвитии;

осознании и понимании своих личных интеллектуальных, психологических, социальных возможностей;

адекватной самооценке своих образовательных достижений;

овладевании умениями и навыками самоорганизации;

рефлексивном отношении ученика к собственной учебной и познавательной деятельности.

Приобретение учеником опыта самостоятельного построения индивидуальной образовательной деятельности (ИОД) требует специального психолого-педагогического сопровождения.

учитель – организатор, консультант, руководитель, выводящий ученика на более высокий уровень обобщения и абстрагирования, причинного объяснения явлений, умения аргументировать и доказывать свои положения, связывать изучаемые явления в систему, выявлять широкие аналогии;

познавательная деятельность подчиняется определенной личностной цели;

формирование научного стиля мышления, который, являясь устойчивым качеством личности, выступает как необходимое условие самообразования, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний;

интеллектуальная подготовка к дальнейшему продолжению психолого-педагогического сопровождения.

Педагогический коллектив

формирование мотивации большей части педагогического коллектива на начало и продолжение инновационной деятельности;

качественный рост профессиональной активности педагогов: изучение и внедрение ППО; обобщение индивидуального педагогического опыта – создание основ банка ППО школы;

повышение квалификации через самообразование, курсы повышения квалификации, участие в профессиональных объединениях учителей;

активное участие в инновационной деятельности;

дальнейшее формирование УМК в свете поставленных перед школой задач.

Перспективная модель развития школы

Начальная школа

10-11 класс

Пед. коллектив

Базовые учебные предметы

Нравственно-этические программы

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий

Предметные кружки и факультативы

Библиотечные уроки

Спортивные секции и ОФП

Предпрофильная подготовка через систему элективных курсов.

Работа по индивидуальным планам

Самообразование

Курсы повышения квалификации

Мастер-классы

Участие в инновационной работе

Проблемные группы

2.5. Реализация деятельностного подхода в практике образования

Цели образовательной и воспитательной систем школы будут достигнуты при помощи решения задач, поставленных школой в рамках нового содержания образования и воспитания обучающихся, проводимым с использованием деятельностных технологий.

Основные задачи школы.

Задачи школы определяются по трем направлениям учебно-воспитательного процесса.

1. Задачи развития.

Определить содержание обучения в начальной школе (1–4 кл.) развивающего,общего характера. Ввести развивающее обучение с 2012 года по УМК «Планета знаний» во первом классе I ступени образования. Включить вариативные курсы, предназначенные для формирования начальных представлений учащихся, которые развить на следующей ступени обучения посредством предпрофильной подготовки.

Создать условия для выявления, развития и реализации способностей учащихся (5–9 кл.) используя возможности предпрофильной подготовки. Ввести предпрофильную подготовку в 8-9 классе, включающую: информационное, психолого-педагогическое сопровождение выбора школьников способа дальнейшего образования.

Предоставить возможность для определения и развития интересов и профессиональных наклонностей учащихся,обучения по ИУП (10–11 кл.).

Развивать познавательные, исследовательские навыки школьников, поощрять творческую активность учащихся через реализацию школьной программы «Одарённые дети»

Развивать умение ставить цель, планировать работу, трудиться и добиваться результатов, анализировать и оценивать свою деятельность.

2. Задачи обучения.

Обеспечить достижение всеми учащимися требований обязательного содержания минимума образования по образовательным областям базисного учебного плана.

Используя возможности традиционной программы обучения в 1–4 классе по УМК «Школа России» , предпрофильной подготовки в 9 -11классах, различных локальных инноваций повысить качество обучения школьников в среднем по школе к 2015 году на всех ступенях образования на предметном уровне;

Предоставить возможность учащимся школы получать более углубленное изучение отдельных предметов, областей знаний, определяя свое отношение и интерес к различным сферам деятельности.

Повысить уровень сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться».

Предоставить возможность каждому учащемуся получить дополнительное образование в соответствии со своими интересами.

3. Задачи воспитания.

Воспитание жизнеспособной личности физкультурно-оздоровительными средствами с использованием форм и методов здоровьесберегающих технологий.

Формировать умение эмоционально-ценностно воспринимать мир.

Формировать культуру жизненного и профессионального самоопределения учащихся.

Прививать навыки самоорганизации.

Воспитывать и развивать качества личности учащегося, необходимые для будущей профессиональной деятельности.

Воспитывать гражданина, патриота на основе общечеловеческих ценностей.

Выполняя поставленные перед собой задачи процесса воспитания и образования, школа переходит на более качественный уровень обучения учащихся, на основе модернизации школьного образования в рамках реализации технологий деятельностного подхода и использования элементов инновационных технолгий. В современных условиях модернизации образования школа переходит к качественно-новой модели «Наша школа – Школа осознанного выбора».

программы развития школы. Управление программой . Подготовкой и реализацией Программы развития школы осуществляется педагоги­ческим...

  • Программа развития (24)

    Программа

    4. Бюджет реализации программы развития 5. Механизмы управления реализации программы развития ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программы Программа развития МОУ Новокаменская средняя...

  • Многие годы на первый план ставила овладение знаниями, которые составляют основу многих наук. Ученики знали достаточно большое количество дат, фактов, имен, понятий. Однако проведенные не так давно исследования показали, что в сравнении с западными школьниками, учащимся российских учебных заведений трудно эти знания применить в практике. Многие дети, участвовавшие в эксперименте, становились в тупик перед нестандартными задачами, им также трудно было сделать анализ и интерпретация каких-либо данных, прогнозирование. Это явилось одной из причин реформы и введения в школы новых ФГОС, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении. Он базируется в первую очередь на соответствии деятельности учеников их индивидуальным возможностям, способностям и возрасту.

    Впервые термин «системно-деятельностный подход» в обучении был введен в советской педагогике. Он объединил два предшествующих ему понятия. Так, системная деятельность разрабатывалась и внедрялась в практику такими классиками педагогики, как Б. Ананьев, Б. Ломов и другие. Л. Выготскому, А. Лурии, Д. Эльконину более близок был в образовании. Они считали, что такой помогает не только усваивать знания, но и развивает познавательные силы, а также творческий потенциал учащихся. Этот подход противопоставляется привычному в российском образовании словесному методу учения, при котором дети пассивны, а впоследствии не знают, как применять практически полученные умения и знания. Данный способ распространен не только в общеобразовательных учреждениях, но и в ВУЗах, колледжах, техникумах и т. д. Таким образом, приходя на работу, большинству выпускаемых специалистов приходится переучиваться, теоретические знания стараться применять, не всегда успешно, на практике.

    Системно-деятельностный подход в обучении предполагает развитие и воспитание таких качеств личности, которые будут отвечать требованиям нового информационного общества, построенном на толерантности, диалоге культур и уважению к окружающим. Это ключевые моменты, которые важны в современном образовании.