Религия индии 16 18 века. Кризис и распад империи
Азиатские страны в XVI – XVIII веках
Образование империи Бабуридов. В XVI веке Индия являлась политически раздробленной страной. Она была ослаблена междоусобными войнами. Афганский правитель Захириддин Мухаммад Бабур, внимательно следивший за внутриполитическим положением соседней страны, воспользовавшись ситуацией, решил начать военный поход в Индию, в целях ее захвата.
В этот период Делийским султанатом в Северной Индии правила династия Лодиев.
Военный поход Бабура Мирзо в Индию начался в конце 1525 года. 21 апреля 1526 года произошла битва при Панипате, где 12-тысячное войско Бабура разгромило 100-тысячную армию султана Ибрагима Лоди. 27 апреля в Дели была прочитана хутба - проповедь в честь Бабура Мирзо - нового правителя Дели. Так, была основана империя Бабуридов, вошедшая в историю под наименованием Империя Великого Могола, просуществовавшая 332 года. Бабур наделил, оставшихся с ним в Индии, воинов джагирами - наделами. Вести хозяйственные дела на этих землях поручалось местным индусам, хорошо знавшим местные традиции.
Бабур правил империей три года, в 1530 году он скончался. Перед смертью он поделил огромную территорию империи между сыновьями. Имперский трон, а вместе с ним и Индия достались его старшему сыну Хумаюну. Пенджаб, Кабул, Кандагар и другие территории были поделены между другими тремя сыновьями, которым было предписано подчиняться старшему брату Хумаюну.
Политическое положение в империи. Хумаюн пытался расширить границы империи. Его главным врагом в этой борьбе был Шерхан Сур - предводитель афганских племен, расположившихся в Бихоре и Бенгалии. В боях с Шерханом Суром Хумаюн проиграл и был вынужден отступить в Иран. Индийский престол занял Шерхан и объявил себя шахом. Он и его сыновья правили страной с 1540 года до 1554 года.
Этот период характеризуется острой междоусобной борьбой, приведшей Индию к тяжелому политическому состоянию. Хумаюн умело воспользовался сложившимся положением. Лишенный престола, он, тем не менее, сформировал сильное войско из турков, персов, туркменов и узбеков. В 1555 году Хумаюн разгромил бывшего у власти Скандаршаха Сура и вернул себе Индийский престол. Но он не долго занимал его. Через год он погибает в результате несчастного случая.
Империя в период Акбаршаха. В 1556 году место Хумаюна занял его несовершеннолетний сын Акбар (1542 - 1605), прославившийся впоследствии как „Великий Акбар". Он один из самых видных представителей династии Бабуридов.
Акбаршах всегда придерживался дальновидной политики. Он провел ряд реформ, направленных на укрепление центрального государственного аппарата. Разработал новые законы, касающиеся земельных налогов и порядка государственного управления. Отменил целый ряд местных налогов, в том числе джызъю - налог, бравшийся с индусов паломников.
Акбаршах упорядочил торговые отношения внутри страны и наладил международную торговлю через морские торговые пути. На сухопутных торговых путях он соорудил караван-сараи и колодцы. Эти меры способствовали улучшению финансового положения страны, они также сыграли важную роль в объединении и централизации государства. Внешнеполитическая деятельность Акбаршаха увенчалась некоторым расширением границ его владений за счет побед над афганскими племенами, расположенными на территории Индии. В 1559 году он окончательно разгромил своих главных врагов - представителей династии Сур.
Акбаршах был не только умелым полководцем, мудрым государственным деятелем, но и широко образованным человеком. Глубокие знания по философии, истории, литературе, теологии (религии) помогали еще глубже вникать в нужды простого народа, сплачивать представителей разных национальностей и разных религий.
Все это способствовало росту его популярности как среди народа, так и среди высших индийских сословий, что, в свою очередь, вело к укреплению и всемирной славе империи Моголов.
Дальнейшее состояние империи. Начиная со второй половины XVII века, в империи разворачивается борьба за престол. Она усилилась в период правления (1627 - 1658) Шах Джахана (внука Акбаршаха). В этой борьбе за корону победил Аурангзеб, один из его сыновей. В 1658 году он занял Дели и объявил себя шахом. В период властвования (1658 - 1707) Аурангзеба границы империи невероятно расширились, держава Моголов достигла пика своей славы. В то же время в период правления Аурангзеба назревали условия для полосы кризиса. Помимо экономических причин и внутренних недовольств представителей аристократии, завоеванных территорий, этому способствовали и личностные качества самого Аурангзеба. Он был крайне недоверчив к окружающим, подозрителен. К тому же он был радетелем одной религии - ислама. Он считал, что престол ему дарован свыше для того, чтобы распространять мусульманство, поэтому шел по пути склонения к этой вере представителей других религий. Такая политика породила не покорность, а вражду той части населения, которая не являлась мусульманами.
С 1679 года индусы паломники вновь стали платить „джизью". Мусульмане-купцы были освобождены от налога, а купцы-индусы выплачивали налог в размере 5% от стоимости товара. Индусов, занимавших высокие посты в налоговых учреждениях, постепенно стали освобождать от должностей. Такая политика подвела империю Бабуридов к глубокому кризису. После смерти Аурангзеба усилилась внутренняя борьба за престол, и началась колониальная экспансия европейских стран.
Англия и Индия. В этот нелегкий для империи период усилился приезд европейцев в Индию. Европейские державы давно целились овладеть несметными богатствами Индии и ее плодородной землей. И вот настал час завоевания. В 1757 году английское войско заняло Бенгалию. Эта богатая территория в дальнейшем стала опорным пунктом для дальнейшей колонизации страны. Так, постепенно, Англия начала захватывать Индию.
Джагир - в империи Бабуридов земля, отведенная за воинскую службу.
Халис - государственные земли.
Для культуры Индии акбаровского времени характерно господство идей синтеза моментов двух основных культур - мусульманской и индусской. В постройках Фатхпур-Сикри ярко выражены индусские элементы, плоение крыши, индусские декоративные детали в виде перевитых цветочных гирлянд и т. д.; некоторые карнизы украшены фигурами животных, в одной из комнат дворца на стене барельеф, изображающий птиц и зверей, который впоследствии был сбит по приказу Аурангзеба, строго следившего за кораническим запретом изображать живые существа.
В придворной персоязычной поэзии звучат мотивы веротерпимости, уподобления своей возлюбленной индусскому богу, а себя брахману, поэтическое воспевание всеобщей любви людей друг к другу. Некоторые поэты писали на мотивы, почерпнутые из индусского эпоса (например, «Наль и Даман» Файзи, брата Абу-л Фазла и одного из крупнейших персоязычных поэтов времен Акбара). Сам Абу-л Фазл в своей книге «Аин-и Акба-ри» («Установления Акбара»), написанной как часть его историчеокого труда «Акбар-наме», но в настоящее время издающейся отдельно, много внимания уделял изложению философских систем древней Индии, нравам и обычаям индусов, их мифологии. В одной из глав этого труда - «Обзор 10 суба» при подробном описании каждой суба (т. е. области) он приводит сведения об обычаях индусского населения, о священных местах индусов и индусских памятниках. Впоследствии эти тенденции начинают слабеть, и при Аурангзебе приходят в упадок не только изобразительное искусство и поэзия, но и летописание, тоже недолюбливаемое этим нетерпимым ко всему правителем.
Литература
Литература возникала не только при дворе. Она появлялась на многих языках, в различных жанрах. Наибольшее влияние имела, пожалуй, поэзия бхакти. На местных языках, на мотивы народных мелодий бхакты пели своего рода притчи или размышления, многие из которых сохранились в народе в виде песен. Бхакты призывали к борьбе против кастовых перегородок, провозглашали равенство людей перед богом, осмеивали власть имущих, священнослужителей и богачей. Однако эти гуманистические по существу идеи выражались обычно в религиозной форме. Крупнейшими поэтами-бхактами были: Тулси Дас (1532-1623 гг.), чья «Рамаяна», написанная на различных наречиях хинди, распевалась на индусских праздниках и была широко известна в народе; поэты второй половины XVI в. - Сур Дас, живший в Раджпутане, раджпутская поэтесса Мирабаи, Эканатх из Махараштры, Шанкарадева из Ассама, сикхские гуру. Известна поэма бенгальца Мукундорама Чакроборти «Преуспевание (даруемое богиней) Чанди» («Чандимангал»)-реалистический рассказ о жизни Бенгалии того времени, в который вплетаются элементы фантастики и фольклора. В XVII в. идеи бхакти развивались в поэзии маратхов и сикхов. Здесь они уже лронизаны призывами к активной борьбе.
Придворная поэзия в Индии создавалась на государственном языке, который не был разговорным языком населения. В Могольской империи это был язык фарси (таджикско-пер-сидский), в деканских государствах - североиндийский язык урду. Хотя и в этой поэзии использовались индийские сюжеты, туда проникали описания индийской природы, быта и т. д., но чаще в ней применялись таджикско-персидские формы и образы. Отдельные поэты, писавшие на этом чуждом их народу языке, все же смогли создать высокохудожественные произведения. Наибольшей популярностью среди индийских поэтов на фарси пользовались Файзи, особенно его лирика, и Бедиль (1664-1721 гг.). Хотя Бедиль писал главным образом в форме суфийских иносказаний, его стихи проникнуты глубоким и скорбным чувством. Он бичевал жестокость деспотов, угнетающих народ. С исчезновением в Индии фарси как государственного языка Бедиль фактически забыт в его родной стране, но его стихи нашли вторую родину в Средней Азии. Такая же судьба постигла деканского поэта Гаваса (XVI в.), писавшего на урду. Его знают в Индостане, но не могут читать в Декане.
История
Хронисты в Индии писали свои произведения, привлекая большое количество источников, часто включали в свое повествование подлинные документы или пересказывали их содержание. Ценными историческими источниками для XVI в. являются записки Бабура «Бабур-наме», а также «Акбар-наме» Абу-л Фазла и «Мунтахаб-ут-таварих» Бадауни; для XVII в. - воспоминания моголь-ского военачальника в Бенгалии Мирзы Натхана «Отсутствующая страна весны» («Бахаристан-и-Гаиби»), хроники Абд-ул-Хамида Лахури «Падшах-наме» и Мухаммада Салиха Камбу «Труды Салиха» («Амал-и-Салих»). От времени Аурангзеба дошли «Избранные отрывки» («Мунтахаб-ул-лубаб») Хафи-хана.
Архитектура
Архитектура в большей степени, чем другие виды искусства, зависела от богатых патронов. С распространением могущества Могольской империи все больше появлялось выдающихся архитектурных сооружений, в которых мусульманские мотивы сочетались с местными индийскими традициями. Фатхпур-Сикри хорошо вписывался в окружающий пейзаж, его здания просты и целесообразны. Богатство и пышность построек достигли своего расцвета при Шах Джахане. Еще Акбар в Фатхпур-Сикри выстроил из белого мрамора гробницу шейха Салима Чишти. Во времена Шах Джахана отборный белый мрамор, инкрустированный полудрагоценными, а кое-где и драгоценными камнями, стал основным декоративным материалом построек, особенно в Агре и в Дели. Во время правления Аурангзеба здания вначале возводились тоже из дорогостоящих материалов, например Моти Масджид (Жемчужная мечеть) в Дели, но потом недостаток средств заставил этого правителя делать более простые постройки. Так, воздвигнутый в Аурангабаде мавзолей Рабия Даурани (госпожа эпохи) над могилой любимой жены Аурангзеба по форме повторяет Тадж Махал, но лишен изящества пропорций агрского оригинала. К тому же в мавзолее в Аурангабаде облицован белым мрамором только фасад главного здания па высоту, несколько превышающую человеческий рост. Остальная облицовка из светлого песчаника. Минареты мавзолея построены из кирпича п оштукатурены чанамом (особой штукатуркой, изготовленной из измельченных ракушек).
В Декане, куда мусульманский архитектурный стиль проникал как из Ирана и Средней Азии, так и из Агры - Дели, господствовали изящество, замысловатость отделки и гармоничность пропорций. В Бенгалии преобладала маловыразительная архитектура: как храмы, так и жилища воздвигались из оштукатуренного кирпича, с глухими стенами и узкими окнами.
Народное жилище, особенно в Бенгалии и в Тамилпаде, обычно строилось из тростника и бамбука, с покатой крышей, опиравшейся на врытый в центре столб. В XVIII в. в архитектуре могольских областей обнаружился упадок: материал стал хуже, оформление беднее, форма строений - лишь повторение традиционных приемов, без развития их. Впрочем, этого нельзя сказать о раджпутских городах-крепостях - Гвалиуре, Алваре, Джайпуре и других, чрезвычайно своеобразных, расположенных среди гор и озер, иногда искусственных.
Живопись
В живописи господствовал жанр миниатюры. Раджпутская миниатюра создавалась в XVI в. под влиянием стенных росписей Раджастхана, а также продолжала традиции джайнской миниатюры. При дворе возникла могольская миниатюра, продолжавшая традиции Персии, где зародился этот стиль живописи, однако более реалистичная, чем иранская, и не такая манерная. Наблюдается взаимовлияние раджпутской и могольской миниатюр. Могольская живопись была плоскостной, объемность выражалась штрихами, перспектива - тремя планами: нижним, средним и верхним. Фигуры среднего плана были больше, чем нижнего или верхнего. На здания художник как бы смотрел сверху. Однако в XVII в., особенно во времена Шах Джахана, в миниатюрную живопись стали порой проникать европейские сюжеты (например, мадонна с младенцем) и некоторые европейские приемы: так, на некоторых фигурах выпуклости стали передавать светотенью. Краски были естественные, главным образом минеральные, и не выцвели до наших дней. В Декане получила развитие миниатюра в основном того же стиля, что и в Агре. Однако в отличие от могольской она была слишком детализирована. В XVIII в. прежние стили живописи пришли в упадок, но в мелких раджпутских княжествах развились новые школы живописи, получившие название «пахари» (опорные). Художниками в Могольской Индии являлись как выходцы из Герата и Персии, так и индусы.
) сохранялись все признаки аграрного об-щества .
Население
«Страна чудес», Индия, в Новое время на самом деле была значительно разнообраз-нее, чем могли себе представить европейцы. В Индии проживало около 20 больших народов и более 1000 малых народностей и племен: земле-дельцы, скотоводы-кочевники, охотники.
Впрочем, главным для жителей Индии было деление не на народы, а на касты — замкнутые группы людей, наследующие свои профессии, права и обязанности. Каждая сельская и городская профессия была от-дельной кастой, и всего их насчитывалось около 400. Переход из касты в касту и даже браки между людьми разных каст были строго запре-щены. В начале Нового времени в Индии около 15 миллионов человек обитало в городах и 85 миллионов — в деревнях.
Хозяйство
Каждая индийская деревня представляла собой одну соседскую об-щину. Земледельцы сообща делили землю под семейные поля, вместе платили 1/6 урожая сборщикам государственных налогов, вместе кор-мили ремесленников, которые обеспечивали общинников орудиями, посудой и одеждой. Главными орудиями индийского земледельца про-должали оставаться деревянный плуг с железным однозубым лемехом и лопата. Индийские крестьяне держали много коров (которые счита-лись священными животными, и их нельзя было убивать) и могли обильно удобрять пашню навозом. Они умели орошать землю или, на-оборот, отводить от нее лишнюю воду. Используя многополье, индийцы постоянно чередовали посадку зерновых культур и травянистых расте-ний. Все эти приемы в условиях теплого климата и плодородных земель позволяли выращивать по два-три урожая в год.
Налоги
Правители индийских государств (рад-жи, падишахи, султаны) не вмешивались в жизнь общины. Они были верховными собственниками всех подвластных им земель. Их военачальники в качестве на-местников управляли целыми областями и собирали с общин установленный налог. На эти средства нанимались воины для службы в войске правителя. Увеличение налогов приводило к разорению общин, во-ины не получали жалованья, и государство быстро завоевывал соседний правитель. Новый правитель восстанавливал «спра-ведливый налог», который не менялся в течение нескольких поколений. И так про-должалось сотни лет, несмотря на смену народов, религий, появление пушек и ружей. Материал с сайта
Ремесло и торговля
Индийские города были, прежде всего, столицами правителей государств. Имен-но правитель, придворная знать и чинов-ники были главными покупателями для ремесленников и торговцев. Если прави-тель переезжал на новое место, то за ним уходили и горожане, а город через несколько лет поглощался джунглями. Профессиональные секреты и традиции, передававшиеся внутри каждой ремес-ленной касты из поколения в поколение, сделали индийских мастеров лучшими в мире. Через порты западного и восточного побережья Индийского океана по всему миру расходилось оружие, сделанное из прочнейшей стали. На рынках разных стран продавались тончайшие хлопчатобумажные ткани, окрашенные в яркие цвета; шерстяные шали, которые можно было продеть сквозь маленькое кольцо; ларцы из черного дерева с резными фигурками из слоновой кости. Каждое из этих изделий индийский мастер от начала и до конца делал сам, у порога своей глинобитной хижины.
С 1526 по 1707 гг. на территории Индии существовала Империя Великих Моголов, начало которой было положено Бабуром, поэтом, историком. Он автор знаменитой поэмы «Бабурнаме», в которой описаны экономика и культура стран, которые он завоевывал. Индусам он дал невысокую оценку, охарактеризовав их как «неверных».
Экономические преобразования
Бабур и правивший после него Шер-шах немало сделали для укрепления центральной власти. При Шер-шахе в Индии было проложено несколько магистральных дорог, соединивших Дели с Бенгалией, Индом и т.д. При нем были проведены важные экономические преобразования: начато составление генерального кадастра земель, установлен в 1/3 средний размер ренты-налога, упорядочен характер землевладения военачальников - джагирдаров.
В империи Моголов существовали две формы государственной собственности на землю: халиса -государственный фонд, к которому относились все завоеванные земли, и джагиры - пожалованные земли, в обмен на которые получившие обязывались поставить в армию правителя определенное количество воинов. Обычно джагир после смерти владельца переходил в казну и не передавался по наследству. В империи Моголов существовала также частная собственность на землю: собственность заминадаров, местных князей и предводителей племен, которую они передавали по наследству.
Около 3% всех земель находилось в собственности мусульманского духовенства и индуистских храмов. Такие земли не облагались налогом, что свидетельствовало о религиозной терпимости в империи. Так, например, правитель Акбар пытался в начале XVII в. даже создать некую синтетическую религию, призванную положить конец религиозным распрям среди подданных, наносившим огромный вред экономике страны и отвлекавшим государственную власть от невыполнения, например, такой ее функции, как поддержание системы ирригации.
Торговля. Города. Транспорт
Существенное место в экономике Индии в XVI-XVII вв. занимала внешняя торговля. Из Индии шли морские пути в Африку, Аравию, Европу, Китай. Развивалась также внутренняя торговля, которую вели как крупные купцы, так и лотошники. Развивающееся ростовщичество вместе с развитием внутреннего рынка способствовало объединению страны, состоявшей из множества племен, каст, народностей, религий. Государство вводит единые меры и денежные единицы.
С ростом торговли и ремесел растут города, а с ростом городов развиваются торговля и ремесла. Так, возникновение города в месте паломничества способствовало производству предметов культа, развитию торговли предметами первой необходимости для стекавшихся туда паломников. С развитием городов было связано не просто развитие ремесел, но и совершенствование специализаций ремесленников. Так, в Агре были сосредоточены строительные рабочие, в Бенгалии - судостроители, в Гуджарате - мастера-инкрустаторы. Изделия индийских ремесленников отличало высокое мастерство и тщательность отделки. Кроме того, все разрастался перечень занятий ремесленников: они делали бумагу, ювелирные изделия, снасти, выжимали растительное масло, добывали железо, цветные металлы, соль, селитру, строительный камень.
Постепенно формировался общеиндийский рынок, укреплялись экономические связи между городами и районами страны. Главной водной транспортной артерией страны была река Ганг, по которой осуществлялись активные перевозки товаров. Так, вверх по реке из Бенгалии везли пшеницу, рис, сахар, дорогие шелковые и хлопчатобумажные ткани, а обратно в Бенгалию - соль из Раджпутана, изделия ремесленников Лахора, в первую очередь кольчуги, а также лошадей и знаменитые кашмирские шали. Состояние дел на рынке во многом определялось урожаем зерновых, бывших основным эквивалентом в товарных отношениях. Урожай же был напрямую связан с орошением. Ирригационная функция всегда была важнейшей для индийских правителей, активно боровшихся с феодальными междоусобицами, наносившими ей огромный вред.
Причины упадка империи
Религиозная веротерпимость правителей, развитие ими ирригационной функции, поощрение торговли, ремесел и градостроительства способствовали экономическому развитию империи. Однако это развитие продолжалось недолго и при Аурангзебе империя фактически перестает существовать по причине его внутренней политики. Фанатик-суннит Аурангзеб преследовал и уничтожал все несуннитское: разрушал храмы и ввел отмененную Акбаром джизию (подушную подать для немусульман), преследовал индусов и шиитов.
Религиозные преследования вызывали недовольство и протест населения, выливавшийся во всевозможные волнения и народные движения, что подорвало, а затем разрушило экономику, а вслед за нею и саму империю. Этим воспользовались англичане. Началась эпоха колонизации Индии (XVIII-середина XX вв.).
Вопросы для повторения
1. Как отражалась варново-кастовая система на развитии экономики?
2. Расскажите о специфике экономики каждого из трех этапов средневековой Индии.
3. Охарактеризуйте роль крестьянской общины и государства в экономике средневековой Индии.
4. Расскажите об отраслевой структуре экономики Индии в эпоху Средневековья.
Индийский город. Торговля и ремесло
Несмотря на преобладание натуральных форм хозяйства, торговля и товарно-денежные отношения получили весьма значительное развитие в феодальной Индии, однако они были связаны с феодальным способом производства. На орошаемых землях Индии, как отмечал известный советский индолог И. М. Рейснер, «соотношение необходимого продукта, шедшего на воспроизводство рабочей силы крестьянина, его семьи и хозяйства, и продукта прибавочного, отнимавшегося феодалами, было... более благоприятным для эксплуататоров, чем в естественно-географической среде умеренного климата». В результате этого в руках индийских феодалов концентрировалось большое количество продуктов, получаемых как рента-налог. Феодал не только мог удовлетворить собственные потребности и потребности своей челяди в продуктах сельского хозяйства и деревенского ремесла, но и обладал значительным избытком для продажи. Индийские купцы были тесно связаны с феодалами, да и сами феодалы, включая Великого Могола, нередко занимались торговлей.
Особенности феодальных отношений во многом определили и характер индийского города. Многие из индийских городов возникли как ставки крупных феодалов. Такой город был теснейшим образом связан с феодалом и его армией. Население города составляли многочисленные ремесленники и купцы, обслуживавшие главным образом феодала и его челядь, слуги, стража, воины. Нередко города этого типа становились также и важными центрами торговли, но их экономическая связь с деревней была слабой. Если перемещалась ставка феодала, крупные города хирели. Например, богатейший город Фатхпур-Сик-ри, одно время бывший столицей императора Акбара, через несколько лет после переселения Акбара в Агру пришел в полный упадок. «В самом центре он весь в развалинах...- писал англичанин, посетивший Фатхпур-Сикри в начале XVII в. - Здания стоят пустые, без жителей. Значительная часть почвы разделена под огороды...»
Кроме городов, возникавших как ставки феодалов, существовали и города, служившие центрами внутренней торговли и ремесла. Но и здесь господствовали феодалы. Вместе с соответствующей областью или округом город также передавался феодалам в качестве джагира.
Индийские города не имели самоуправления. Общественное разделение труда между городом и деревней было слабее, чем в европейских странах, ибо в Индии потребности сельского населения в продуктах ремесленного производства почти полностью удовлетворялись деревенскими общинными ремесленниками. Тем не менее сами индийские города не могли обойтись без привоза из деревень продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
Неразвитость общественного разделения труда между городом и деревней затрудняла формирование элементов капиталистических отношений, несмотря на то что обмен и товарно-денежные отношения получили в феодальной Индии широкое распространение. В этих условиях значительная доля продукции, попавшей в сферу товарно-денежного обращения, вывозилась в другие страны. Показательно, что в Индии, почти не имевшей месторождений благородных металлов, в результате обширной внешней торговли сосредоточилось огромное количество золота и серебра.
Религиозные отношения
По религиозной принадлежности около трех четвертей населения Индии составляли последователи индуизма (индусы). Индуизм объединяет в себе многочисленные религиозные представления, верования и обряды, сложившиеся у народов Индии на протяжении тысячелетий. Он не имеет строго канонизированных священных книг (таких, например, как Коран у мусульман). Индусы считают своими священными книгами не только веды, но и эпические поэмы «Махабхарату» и «Рамаяну». Синтезированные в индуизме многочисленные народные верования признают большое число богов, которые считаются воплощениями главных богов: Брахмы, бога-творца, создателя вселенной и всего живого; Вишну, представляющего вечно живую природу; Шивы, олицетворяющего ее грозные силы и способность к постоянному возрождению. Индуистская религия утверждает, что цель жизни заключается в приобщении человека к богу. Она требует соблюдения кастовых различий. Корова считается у индусов священным животным, ее мясо запрещается употреблять в пищу.
Арабское и последующие мусульманские завоевания принесли в Индостан ислам, который получил значительное распространение на северо-западе и в Восточной Бенгалии. Он был государственной религией империи Великих Моголов, религией большинства феодальной знати. Мусульмане составляли примерно четверть населения Индостана.
Сравнительно небольшая часть населения исповедовала буддизм, джайнизм и другие верования.
Буддизм возник в Индии в середине I тысячелетия до н. э. Его создание приписывается легендарному Шакья-Муни, явившемуся в образе царевича Гаутамы. Согласно буддийским догмам, внешний мир иллюзорен и является лишь продуктом сознания отдельных существ, проявлением движения мистических нематериальных «частиц» - «дхарм». Те или иные комбинации «дхарм» определяют сознание каждого живого существа. Изменение такой комбинации означает смерть данного существа и перевоплощение его в другое живое существо. Каждый человек, каждое живое существо - результат прошлых перевоплощений. Его ждут новые перевоплощения. Всесильный правитель может перевоплотиться в раба или животное, а раб - во властелина. Характер этих перевоплощений зависит от соотношения добродетелей и грехов. Вместе с тем жизнь человека трактуется как страдание. Поэтому буддисты стремятся к достижению «нирваны» (букв, «угасание»), когда полностью прекратится процесс перевоплощений, а значит, и страдания. Люди, достигшие наибольшей святости и погрузившиеся в «нирвану», именуются буддами (букв, «просветленный»). Главным буддой считается Шакья-Муни (Будда).
В средние века буддизм потерял свое значение в Индии, но получил широкое распространение в ряде других стран Азии.
Некоторые положения джайнизма близки индуизму и буддизму. Джайнизм также не допускает никакого насилия над любыми живыми существами. Мало того, джайны не занимаются земледелием, ибо при вспашке можно убить живое существо; они прикрывают нос и рот, чтобы не вдохнуть или не проглотить какое-либо насекомое.
Нередко религиозные различия переплетались с классовыми противоречиями. В некоторых районах крестьяне исповедовали индуизм, а феодалы - ислам. Бывало и наоборот. Зачастую религиозный фанатизм приводил к взаимной вражде и нетерпимости. Вместе с тем мусульманская феодальная знать вынуждена была учитывать, что индусы составляют большинство населения империи Великих Моголов, и проявлять по отношению к ним веротерпимость и лояльность. Многовековое сосуществование двух главных религий народов Индостана породило и сильную тенденцию к сближению между индусами и мусульманами. Среди трудового населения Индии большой популярностью пользовались религиозно-реформаторские учения, призывавшие к дружбе и братству индусов и мусульман. «Взаимное стремление трудящихся индусов и мусульман к дружбе было столь велико,- отмечает индийский историк проф. Кабирадж,- что мусульманские эмиры и падишахи и индусские раджи должны были ради сохранения своего влияния на народ проводить такие меры, которые способствовали поддержанию дружественных отношений между индусами и мусульманами». До прихода британских колонизаторов религиозные противоречия, как правило, не имели непримиримого характера. Однако религиозная ситуация в Индостане могла быть при определенных условиях использована для разжигания розни между индусами и мусульманами.
Кастовый строй
Догмы индуистской религии закрепляли разделение индусов на многочисленные касты. Первые кастовые деления возникли еще в древней Индии. Позднее они стали основой иерархической структуры феодального общества. Высшими кастами считались брахманы (жрецы) и кшатрии (воины). За ними следовали купеческие (торгово-ростовщические) касты, а затем огромное количество земледельческих и ремесленных каст. На самом низу кастовой лестницы находились касты «неприкасаемых». В различных частях Индии и у различных ее народов сложилась многообразная кастовая структура с многочисленными кастами и подкастами, общее число которых превышало 3 тыс. Возникли касты писцов, ткачей, кузнецов, метельщиков, дубильщиков и т. п. Ремесленные касты одновременно являлись и цеховыми объединениями.
Поведение членов касты строго регламентировалось, ограничивалось общение между людьми высших и низших каст, браки между ними запрещались, изгнание из касты ставило человека вне общества.
Кастовый строй разделял трудовое население, он служил господствующим классам орудием эксплуатации крестьянства и ремесленников. Особенно унизительным и бесправным было положение каст «неприкасаемых». Считалось, что даже тень «неприкасаемого» оскверняет индуса более высокой касты. Некоторые группы «неприкасаемых» должны были носить специальные колокольчики, чтобы предупреждать о своем приближении; при появлении представителей более высоких каст они должны были отходить на двадцать шагов в сторону от дороги.
В империи Моголов кастовая принадлежность нередко уже не соответствовала фактическому имущественному и общественному положению людей. Бывало, что человек высшей касты становился нищим крестьянином. С другой стороны, многие маратхские князья и феодалы являлись выходцами из низших каст. Однако вся социальная система Индии способствовала сохранению кастового строя, а в дальнейшем его всемерно поддерживали английские колонизаторы.
Экономическое развитие Индии
Хотя объединение Индии под властью могольских падишахов и не было прочным, образование единой империи сократило феодальные усобицы, облегчив этим развитие торговли и обмена. Появились первые признаки специализации сельского хозяйства в отдельных районах страны. Натуральная рента-налог сменилась денежной. Постепенно ослаблялась экономическая изоляция деревенских общин. Предметы деревенского ремесла, особенно хлопчатобумажные ткани, стали чаще поступать на рынки. Одновременно усилилась экономическая роль индийских городов, возросла численность городских ремесленников и купцов, более заметным стал обмен между городом и деревней. Появились первые мануфактуры.
В XVI и первой половине XVII столетия наблюдался заметный экономический подъем империи Великих Моголов. Он сопровождался обострением противоречий феодального общественного строя.
Развитие товарно-денежных отношений при отсутствии капиталистического уклада приводило к росту торгово-ростовщического капитала. Крестьяне-общинники, городские ремесленники попадали в кабалу к ростовщикам. Француз Тавернье, посетивший Индию во второй половине XVII в., отмечал: «В Индии деревня должна быть уж очень мала, если она не имеет менялы... который действует в качестве банкира». В ряде случаев ростовщики разоряли не только крестьянство, но и феодальную знать.
Со второй половины XVII в. значительно обостряются социальные противоречия феодального общества. Феодальная эксплуатация стала столь тяжелой, что крестьянам-общинникам труднее и труднее становилось сохранять свое хозяйство. Все чаще крестьяне бросали поля и бежали из деревень.
Рост социальных противоречий, экономический упадок сделали неизбежным обострение классовой борьбы. Антифеодальные выступления народных масс стали одним из решающих факторов ослабления и распада державы Великих Моголов. Они тесно переплетались с религиозными движениями, с националь-. ной борьбой отдельных народностей Индии против гнета империи Моголов.